Даши намдаков серия воины графика. Биография. Скульптура как особая трактовка мировосприятия

До сих пор много внимания публика отдавала крупным формам, созданным Даши Намдаковым. Его ювелирные работы не так известны, как знаменитые во всем мире скульптуры. На фото - нагрудное украшение "Арсалан", 2004 г., из желтого золота. Фото dashi-art.com

Выставка под названием "Путешествие в мистическую страну: Впечатления Даши Намдакова об Азии" открылась в четверг в нью-йоркской Галерее Щукин

На ней представлены более 60 созданных российским мастером в период с 2002 по 2014 год скульптур, ювелирных украшений и графических работ.

Представленные на выставке ювелирные украшения Намдакова в виде фантастических насекомых, зверей и птиц изготовлены из драгоценных металлов и камней, а также некоторых необычных материалов, в том числе кости мамонта, которую традиционно используют в искусстве народы Тибета, Бурятии и Монголии.

Из ювелирных работ Даши Намдакова, нагрудное украшение “Скат”, 2007 г. 
Желтое золото, бриллиант, бирюза, сапфир, бивень мамонта. Фото dashi-art.com

"Даши уже выставлялся в Нью-Йорке два года назад. Его тогда очень тепло встретили. Но данная выставка - это наше личное видение, наше личное предпочтение, - сообщила ТАСС совладелица галереи Марина Щукина. - Это уникальный художник. Мы показываем то, что нам интересно, то, что нам очень близко, то, что открывает новые миры".

Кольцо работы Даши Намдакова. Преображение «Эрдэни» (монг. «Драгоценность»), 2007 г. 
Желтое золото, бриллиант, кварц с включениями рутила. Фото dashi-art.com

"Мы решили показать то, что совершенно необычно, что вызывает оторопь. По крайней мере, такого художника, такого скульптора сейчас в Нью-Йорке ни у кого нет". "Есть ощущение, что это варварское искусство. Но оно на самом деле очень продвинутое, просто надо уметь видеть это", - отметил он.

Даши Намдаков, «Хозяин» в Национальной художественной галерее «Хазинэ» во время персональной выставки Даши Намдакова «Вселенная кочевника» на территории музея-заповедника «Казанский Кремль». Фото kazan-kremlin.ru

По поводу открытия выставки Даши Намдакова в нью-йоркской галерее Щукин автор АРД Виктор Балдоржиев в своем блоге заметил:

“Мы уже не говорим о достижениях, соперничестве или даже присутствии в пространстве и времени мирового искусства наших людей. Речь идёт о современной школе, собравшей воедино бурятскую живопись, графику и скульптуру, и ведущих позициях наших мастеров. Говоря о такой школе я прежде всего имею в виду видение мира несравненной Альбины Цыбиковой в гобелене, которая, кстати, иногда и сама чуралась собственной стилизации.

Но именно подобная стилизация, переработанная и заново рожденная (каждым по-своему!) бурятскими художниками и завоёвывает сегодня столицы мира. Тонкий, золотистый волос бурятской лошади заиграл цветами в гобеленах Альбины Цыбиковой, а потом и в бронзовых скульптурах Даши Намдакова и серебристой живописи ”.

Справка

Даши Намдаков - бурятский скульптор, график и ювелир, член Союза художников России, член-корреспондент Российской Академии Художеств, родился в 1967 году в Читинской области, окончил Красноярский художественный институт. Своеобразное преломление культурных традиций Европы и Азии - одна из главных особенностей его стиля. Работы Даши Намдакова входят в коллекции многих музеев разных стран мира. Галерея Щукин была основана в 1987 году. Ее офис находится в Москве, имеются выставочные площадки в Нью- Йорке и Париже. Галерея специализируется на модернизме и современном искусстве.

Невероятные, потрясающие душу работы! Можно написать тысячу книг о величии монгольских народов и сказать меньше, чем сумел это сделать гениальный Даши Намдаков своими скульптурами.
Каждая его работа - чудо! Предельная сосредоточенность и самоуглублённость, мужественность и благородство, высочайшее владение оружием и своим телом, неразрывная связь воина с конём, когда они образуют единое целое, резкая ярость в бою и здесь же глубочайшая мудрость и сильная трагическая нота, которая пронизывает всё творчество этого удивительного человека.
Не хватает слов, чтобы описать всю гамму чувств, которые испытываешь глядя на работы этого гения.
Собственно и сам он, стоящий в общем ряду среди своих творений, точно такой же, как и они. Обычный современный монгольский, бурятский герой. Один из многих.
В наше время, когда российское общество ничего не знает о малых народах Сибири и в лучшем случае относится к ним снисходительно, как к диким племенам, которым ещё расти и расти до высот европейского цивилизованного общества, совершенно необходимо доносить искусство Даши Намкадова до массового зрителя. Тогда и никаких слов не понадобится - люди сердцем поймут трагическое величие этих народов, осознают униженное состояние, в котором они пребывают сегодня, и признают их таки равными себе, чтобы далее действовать вместе с ними рука об руку. Собственно это и есть единственное условие дальнейшего сохранения единой Российской Империи.

PS Я полукровка, мой отец - алтаец. Алтайцы не относятся к монгольским племенам, они тюрки. Но был славный период, когда "под главенством племени монголов объединились все монголо-язычные и тюрко-язычные народы центральной Азии и стали называться монголами" (с). Это был период, когда монгольские (в широком смысле этого слова) племена пережили свой наивысший взлёт.
Когда я смотрю на фотографии этих замечательных творений, то в моей душе начинает звучать горделивая нота. Я конечно понимаю, что тогда было всё, но при этом имела место возможность проявить себя с самой лучшей, героической стороны. И сегодня точно также, как в душах монгольских племён, в душе моего народа звучит та самая трагическая нота, о которой так сильно говорит Даши Намдаков. По сути он говорит от имени всех родственных народов, которые сохранили себя и своё достоинство, но достаточно давно находятся в состоянии полного забвения.

Взято http://sergey-v-fomin.livejournal.com/82022.html?view=193894#t193894

«…Кочевники, отличались двумя качествами - военной храбростью и безусловной верностью. И на этих принципах, то есть на принципе своего геройства и принципе личной преданности они создавали великие монархии».
Л.Н. ГУМИЛЕВ.

Этот пост посвящен российскому скульптору, художнику и ювелиру Даши Намдакову и его работам. С некоторыми из них посетители нашего ЖЖ уже знакомы.
Родился он в 1967 г. в забайкальском бурятском селе Укурик. Был шестым ребенком в многодетной семье Бальжана Намдакова, принадлежавшего к древнему уважаемому роду кузнецов-дарханов. Согласно обычаям, только им дозволялось работать с огнём - священным символом избранности. Как и в соседней Монголии, тут весьма внимательны к семейной родословной. По мужской линии род Намдаковых в течение 600 лет дал 23 поколения.

Даши Намдаков учился сначала в Улан-Удэ, а затем в Красноярском государственном художественном институте, после окончания которого открыл в Бурятии маленькую ювелирную мастерскую. В 2000 г. в Иркутске прошла первая его персональная выставка, после которой к нему пришла заслуженная слава.


Ритуал. 2001 г.

Выставки его работ прошли в главных музеях страны: в Третьяковской галерее (2008), в Эрмитаже (2010), Государственном Историческом музее в Москве (2014).


Богатая невеста. 1998 г.


Степная Нефертити. 2001 г.

Его вклад в создание художественного фильма «Монгол» был отмечен премиями «Ника-2008» и «Белый слон» «за лучшую работу художника». Д.Б. Намдаков лауреат правительственной премии Российской Федерации 2009 г. в области культуры.


Кадр из фильма «Монгол».

Основные темы произведений Даши Намдакова - кочевники, воины, сакральные фигуры, легендарные личности, родовые покровители бурят, тотемные животные и мифологические существа.


Хан.


Вельможа.


Кочевник.


Кочевник-2.


Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...

Александр БЛОК.

Выставка работ Даши Намдакова в Эрмитаже 2010 г. получила очень точное название: «Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников».


Просветленный.


Воин.

Большая часть произведений Даши Намдакова выполнена в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Материалом служит бронза, серебро, золото, медь, драгоценные камни, а также кость (бивень мамонта), конский волос и дерево.


Старый воин. 2001 г.


Старый воин. Фрагмент.

Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Музея искусств народов Востока, Музея современного искусства в Москве, а также в китайских и американских государственных собраниях. Имеются они и во многих частных коллекциях, в том числе и Президента В.В. Путина.


Воин Чингисхана.


Лучник. 2000 г.

Есть у Даши Намдакова и графические работы.

Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.

Александр БЛОК.

Царица. 2010 г.

Даши Намдаков: НОСТАЛЬГИЯ ПО ИСТОКАМ

«Копытами коней вписана история Евразии в летопись человечества. […] Легендарная монгольская конница, вызывавшая ужас у европейцев, навсегда осталась в исторической памяти поколений».
А.Н. ЗЕЛИНСКИЙ.

В одном из предыдущих постов нашего ЖЖ мы уже писали об установке 14 апреля 2012 г. в Лондоне бронзовой конной статуи Чингисхана, созданной Даши Намдаковым к 850-летию со дня появления на свет Великого завоевателя.
Скульптор работал над ней более двух лет. Англичане предоставили ему в Лондоне огромную мастерскую в самом центре города. Мастер нашел интересное решение: Великий Хан, облаченный в монгольские доспехи, как бы остановился у самого края невидимой пропасти - у границы Неба.

Отливали скульптуру из бронзы в мастерской «Mariani» на севере Италии, доставив в Великобританию по частям. Высота ее от копыт коня до шлема всадника составляет около пяти метров, вес - 2714 килограммов.
Установили статую у Лондонского городского совета Вестминстера на островке-лужайке рядом с Мраморной аркой в северо-восточной части Гайд-парка. Событие происходило в рамках фестиваля «Город скульптур» в преддверии Олимпиады.

Однако появление статуи в центре английской столицы не пришлось по вкусу некоторым островитянам.
«В каких облаках витали консерваторы в Вестминстере, когда принимали решение об установке статуи рядом с Мраморной аркой? Кто следующий у них на очереди? Сталин? Пол Пот? Саддам Хусейн?», - возмущался депутат-лейборист Пол Димболденберг.

Ничего странного, конечно, в такой реакции нет. Достаточно вспомнить некоторые строчки из уже приводившегося нами стихотворения Алексея Широпаева:

Буряты, монголы, казаки -
На запад, на запад, на запад,
Туда, где сверкает столица,
Легенда, как туча, стремится.

На офисы, факсы и пластик -
Мистерия шашек и свастик.
Смотрите: на банковских стенах
Пульсирует конская пена.

В ребристые ваши тоннели
Бураны степные влетели,
И рушит компьютеров недра
Империя бронзы и ветра.

Сорвав занавески и шторы,
Влетят в сновидения ваши
Казаки, буряты, монголы,
Влекомы прибоем Ла-Манша.

Тогда конники Чингисхана не добрались до Британских островов.
Однако сегодня бронзовая статуя их Грозного предводителя стоит в самом центре Лондона.

Между тем триумф бурятского скульптора из России в Европе продолжался.
В следующем 2013 году он стал лауреатом международного конкурса скульптуры «Pietrasanta e Versilia nel Mondo», который ежегодно проводится в Пьетрасанте (итальянская провинция Лукка), городе с мiровой известностью, где творили величайшие мастера, включая Микеланджело.


Российская Азия в Сердце Европы.

Это была первая награда такого рода, присужденная российскому скульптору.
Премию и звание «Художник года» Даши Намдаков получил за работы на скифскую тему. Одна из них - «Царская Охота», - изготовленная в знаменитых мастерских художественного литья Италии «Мариани» и «Массимо Дель Кияро», была представлена на суд публики и экспертов на главной площади города Пьетрасанта.

Увиденное покорило зрителей. Известный итальянский критик, поэт, доктор искусствоведения Джузеппе Кордони оставил восторженный отзыв: «Маэстро Даши изобразил прекрасную Царицу - амазонку и Царя - героя. Они в состоянии стремительной погони. Они номады Евразии, где дом - это шатер, а крыша дома - небо над ними. Души всадников “дышат” безграничной необъятностью степи, по которой они скачут. Для автора степь - это центр мiроздания, она определяет суть существования персонажей скульптуры. В ней заключено все, что воплощают и чем обладают герои: шаманский дух предков, тайны ранней буддийской культуры, знаки и символы древнего искусства».

В «Царской Охоте» есть то, что сегодня приходится видеть не часто: пластика, элегантность, легкость, движение…

«Я счастлив!» - так отозвался на успех скульптора глава Тувы Шолбан Кара-оол. «Я безмерно благодарен Даши Намдакову за силу его искусства, за то, как оно сближает народы. За то, что сегодня эта свобода и вольница скифских Царя и Царицы уже здесь на Западе в бронзе, в самом центре мiровой культуры, вызывают восхищение у взыскательной публики и критиков. Высокохудожественная эстетика Даши прочитывается людьми самых разных языков и культур, связывает нас, доносит дух Азии до самых отдаленных уголков планеты».
«Царская Охота» представляет из себя часть скульптурного ансамбля «Центр Азии» в столице Тувы - Кызыле, заказанного Даши Намдакову.

С нетерпением будем ждать осуществления этого замысла.

«По коня-ям!» - доносится команда,
Люди враз взлетают на коней,
И глотают ветер кони жадно,
Ветер тех невозвратимых дней.

Юлия ШИШИНА

Даши́ Намдако́в (Дашиним Бальжанович Намдако́в) (р. 1967, село Укурик Читинской области) — российский скульптор, художник, ювелир, член Союза художников России.

Даши Намдаков родился в бурятском селе Укурик, в Забайкалье. Полное имя — Дашиним («Даши Нима») — «Удачливое солнце». Являлся шестым ребёнком в многодетной семье Бальжана и Буда-Ханды Намдаковых, у которых родилось восемь детей.

Семья Д. Б. Намдакова принадлежит к древнему уважаемому роду — кузнецов-дарханов «дархатэ». Из этих семей всегда выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Только им дозволялось работать с огнём, священным символом избранности.

По вероисповеданию Намдаков — буддист. Отец художника вырезал из дерева буддийские символы, фигурки лам и божеств.


Буддизм нашел глубокое отражение в творчестве Даши. На вопрос о том, какую роль играет буддизм в его работах, он ответил, что ему как буддисту даже странно слышать такой вопрос. На стене дацана в Санкт-Петербурге находится мраморная доска-барельеф в память первого настоятеля храма, выполненная художником. Традиционные образы его работ видны сразу — это кочевники, воины и всадники, сакральные фигуры, волшебные женщины, родовые покровители бурят: тотемные животные и мифологические существа. Перед зрителем предстают деформированные, изогнутые, вытянутые персонажи с непропорциональными частями тела, например, вытянутыми шеями и удлинёнными конечностями. Почти все из них обладают азиатскими чертами лица.

До семи лет Намдаков не говорил по-русски, жил в доме предков. В связи с этим он позже отмечал:
«У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошел в школу, мне сказали: «Весь мир вмещается в этот лист, всё остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение». И мир ужался в этот лист. Мне 44 года и всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает, всем, что я умею, обязан своим родителям, своей родине. »

Даши Намдаков начал работать в мастерской бурятского скульптора Г. Г. Васильева в городе Улан-Удэ. В 1988 г. он поступил в Красноярский государственный художественный институт, учился у художников и скульпторов Л. Н. Головницкого (приехавшего для преподавания в Сибирь из Ленинграда), Ю. П. Ишханова. Окончив институт экстерном, возвратился в Улан-Удэ.

В 1990-х гг. Даши Намдаков открыл маленькую ювелирную мастерскую в Улан-Удэ. «Эти деньги и часть зарплаты моей супруги, которая тогда работала в Сбербанке, — вспоминал он позднее, — мы тратили на бронзу. А ведь литье из этого материала — целая технология. Одному это сделать невозможно — нужны люди, которым надо платить зарплату. Я вообще думаю, что скульпторов у нас было бы гораздо больше, если бы можно было проще организовать этот процесс».

По словам Даши, результаты этой выставки стали большим сюрпризом для него. До неё он считал, что его искусство интересно лишь бурятам и монголам, жителям Иркутской и Читинской областей, но не более того. И именно после этого вернисажа творческая судьба Даши резко пошла вверх: он переехал в Москву, его выставки регулярно проходят в странах Европы и Азии, в Америке.

Работы Д. Б. Намдакова выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Произведения выполнены из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева. Скульптура, ювелирные изделия, графика и гобелены имеют ярко выраженный уникальный авторский стиль, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы.

Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе — в «Тибет-Хаусе» (Нью-Йорк) и «Музее искусств» (Гуанчжоу, Китай). Скульптуры имеются в частных коллекциях В. В. Путина («Стихия»), М. Ш. Шаймиева («Всадник»), Ю. М. Лужкова, Р. А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей элиты российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами Д. Б. Намдакова обладают такие разные по характеру известные и влиятельные люди, как Герхард Шредер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, а также актриса Ума Турман. В Лондоне 14 апреля 2012 г. установили монументальную скульптуру Чингисхана работы Даши Намдакова. Скульптуры Д. Б. Намдакова «Маски» и «Актёр» явились призами Всероссийского фестиваля современной драматургии им. Вампилова (Иркутск, 2002 г., 2003 г.), а скульптура «Хозяин» — Международного фестиваля документального кино в Иркутске (2002 г.). В 2003 г. он был награждён серебряной медалью Российской Академии Художеств.

С 2004 г. Д. Б. Намдаков живёт и работает в Москве.

В 2007 г. он осуществлял художественный дизайн фильма «Монгол». В марте 2008 г. Д. Б. Намдаков получил «за лучшую работу художника» в этом фильме премию «Ника-2008», а также «Белого слона».

30 июля 2008 г. мастерскую скульптора обокрали (причём, унесли не только ювелирные изделия, но и формы для их изготовления). «Всё, что у нас было за пять лет наработано, — утверждал Д. Б. Намдаков, — унесли в одну ночь. Некоторые люди, конечно, очень разбогатели — дай им бог здоровья. Сначала у нас была паника, но потом мы успокоились. Ведь это был не только мой труд, но и моих коллег — ювелиров и мастеров по камню. Но мы поставили задачу и в срок исполнили коллекцию заново».

Даши родился в 1967 году в небольшом селе в Читинской области в многодетной семье народного мастера-умельца.
Отец Даши слыл в деревне человеком, который умел делать своими руками буквально все - и мебель, и металлические дверные ручки, и ковры. Его вырезанные из дерева скульптуры буддийских божеств и тангки - буддийские иконы, устанавливались в монастырях. Поэтому с самого детства, помогая отцу, дети учились разным ремеслам, умели мастерить, используя разные материалы.

Даши рос в этой атмосфере с самого раннего детства и поэтому ко времени взросления уже умел многое делать своими руками. Но так сложились обстоятельства, что в 15 лет Даши неожиданно сильно заболел, и в течение долгих 7 лет все хождения по врачам не приносили никакого результата. Юноша оказался на грани смерти.

В конце концов, родители оказались у шаманки, которая объяснила причину болезней и недомоганий тем, что люди забыли свои корни, перестали вспоминать о своих предках, помнить их имена. Шаманка провела свой обряд. Невероятно, но боль отступила сразу. А уже через 7 дней Даши находился в другом городе и искал работу. Та шаманка предрекла ему успех, потому что у Даши была способность видеть красоту окружающих вещей и воплощать ее в своих работах.

Даши начинает работать в мастерской бурятского скульптора Г.Г.Васильева в г. Улан-Удэ, где оттачивает свои навыки работы с разными материалами. Затем в 1988 г. поступает в Красноярский художественный институт. Его наставниками становятся известные художники - Л.Н.Головницкий, Ю.П.Ишханов, А.Х.Боярлин, Э.И.Пахомов.

После окончания института в 1992 г. Даши возвращается в Улан-Удэ, где продолжает работать. В 2000 г. после первой персональной выставки в г. Иркутске стало понятно, что в мире искусства появилось новое имя - Даши Намдакова. Выставка произвела фурор в арт-истеблишменте. Затем последовали успешные выставки в других городах России, успешные показы за рубежом.

"Образы зачастую посещают меня ночами, - говорит Даши, - когда сознание находится в пограничном состоянии между реальным миром и миром, населенным иллюзиями и духами". Эти видения Даши скрупулезно заносит на бумагу, чтобы не забыть, а потом мастерски переносит увиденное на другой материал - бронзу, серебро.

Скульптуры Даши родом из далеких миров. Оттуда, где нет границы между человеком и вселенной, там всё - частицы мироздания, занимающие уготованную каждому нишу в бесконечном потоке вселенских превращений. Именно так восток воспринимает этот мир - находя красоту в его целостности и хрупкой гармонии, боясь неловким движением разрушить установленный всевышним порядок.

Отсюда в работах Даши появляются шаманы, которые до сих пор играют важную роль в жизни современных бурят. Увиденная Даши мудрость вещей пронзает все его работы. Его воины, усталые от войны, не кажутся бесчеловечными варварами, а исполнены мудрости и величия. Женщины у Даши поземному соблазнительны и чувственны, но при этом стыдливо отворачивается от лишенного скромности художника. Если внимательно присмотреться к отдыхающей лани, разве можно не увидеть в ней спящую девушку? Красота окружает нас, где бы мы ни были, но увидеть ее дано не каждому.

"Воспринимай мир таким, какой он есть, ибо его создатель мудрее тебя, - говорят скульптуры Даши, - тогда тебе откроется истинная красота".

Работы Даши Намдакова, благодаря удивительному сочетанию новаторства и древних традиций Бурятии, необычной пластике и исключительному мастерству исполнения, были приобретены для личных коллекций первых лиц России, включая Президента РФ В.Путина.

Даши Намдаков — скульптор, не нуждающийся в представлении. Его работы выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Любимые материалы мастера — серебро, золото, бронза, медь, дерево, конский волос, бивень мамонта. В скульптурах, ювелирных миниатюрах, графике — во всем этом виден его самобытный почерк, не похожий ни на какой другой, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы. И в тоже время его творчество понятно всем, будто есть в его работах что-то, что задевает за самые тонкие струны души человека любоссй национальности.

Легенда (браслет)

Азарт (кулон)

Африка (кольцо)

Африка (кулон)

Африка (серьги)

Барашек (кулон)

Близнецы (шейное украшение)

Ноктюрн (перстень)

Вавилон (перстень)

Вечность (кулон)

Вечность (серьги)

Голова лошади (нагрудное украшение)

Жук-носорог

Змея (кулон)

Истина (браслет)

Козерог (перстень)

Комар (статуэтка)

Лемур (перстень)

Личинки (серьги)

Лягушка (перстень)

Маленький Будда (миниатюра)

Манта (кулон)

Манта (перстень)

Маска (печать)

Наутилус (кулон)

Носорог

Овен (кольцо)

Осьминог (перстень)

Охотница

Пантера (кулон)

Пантера (серьги)

Паук (кулон)

Полет (кулон)

Принцесса

Просветленный

Рождение

Сверчок

Скифия (кулон)

Современный российский скульптор Дашинима́ Намдако́в из древнего рода бурятских кузнецов-дарханов - художник достаточно знаменитый, даже для тех, кто никогда не слышал его имени - например, фотографии нового дворца бракосочетаний в Казани наверняка попадались вам на глаза. Творения его - невероятны. Людей недалеких творчество Намдакова может даже пугать или злить, как их пугает или злит всё рвущее рамки привычного, даже если это необычное, непривычное, не-обыденное совершенство.

Даши сильно увлекается шаманизмом, общается с шаманами. и говорит, что, будучи погруженным в эту среду, наполняет свои произведения определенной энергией.

"один шаман, пришедший на мою выставку, просто пулей вылетел из зала: ему стало невозможно находиться около моих скульптур. Это очень тонкие вещи".

Сибирский шаман

Воспоминание

Хозяин

"Некоторые вещи и образы приходят ко мне во сне, и нужно уметь сконцентрироваться на них и запомнить, иначе они уходят в никуда".

Вельможа

Вечность

"У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошел в школу, мне сказали: “Весь мир вмещается в этот лист, все остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение”. И мир ужался в этот лист. Мне 44 года и всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает".

Череп-паук

"У меня были проблемы с гуманитарными дисциплинами, больше мне удавались точные науки".

Буха-Нойон. По преданию, на восточных отрогах Саян, расположенных у южной оконечности озера Байкал, обитал гигантский сивый бык Буха-Нойон, тотемный прародитель одного из монгольских народов. Однажды он вступил в битву с другим, не менее могучим тотемным быком по имени Бухэ-Шулун. Битва длилась много дней. Никто из них не мог победить. Тогда один из них ушел в Тункинскую долину, где превратился в белую скалу Бухэ-Нойон, второй – в Баргузинскую долину, и тоже стал камнем с соответствующим именем. Оба они стали известными, обоим поклоняются люди. Земля велика, на ней найдется место всем, и каждый может быть известен и знаменит, - такую мораль выводят буряты из этой легенды... а кроме того, эта скульптура практически сошла с

Жук-паук

Жук-паук-2

Любовь

Преображение "Гэрэл" (монг. "Свет")

Преображение "Эрдэни" (монг. "Драгоценность")

Тропическая Мушка

Улитка

"Приятней получать высокую оценку от профессионалов, потому что они двигатель процесса".