Добро и зло мастер маргарита егэ. Сочинение Булгаков М.А. Сочинение на тему Добро и зло в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Добро и зло… Как часто нам приходиться слышать эти два понятия... С самого детства нас учили отличать добро от зла. Родители читали нам сказки, в которых добро всегда побеждает зло. В реальной же взрослой жизни всё намного сложнее: миром правят деньги. Ведь каждый человек хочет жить в комфорте, хорошо одеваться, есть вкусную пищу. Но для того чтобы пользоваться этими благами, необходимо иметь немалую сумму в своём кошельке. И, к сожалению, не всегда удаётся заработать её честным путём. Как известно, «деньги – это зло».

Произведение Булгакова «Мастер и Маргарита» - творение, в котором показано множество людских пороков. Одним из главных героев является Воланд – вершитель судеб, наказывающий людей за их проступки. В данном романе сатана не представитель силы, противостоящей Богу, а, пожалуй, его помощник.

На удивление, Воланд пытается изменить мир к лучшему. Безусловно, он и его свита причинили немало зла москвичам. Но я считаю, что это зло – кара за безнравственные поступки людей и общества.

Булгаков очень мастерски показывает нам борьбу добра и зла в своём романе. Зло сатаны и его помощников обнажает зло человеческое, нещадно снимает маски, раскрывает тайные замыслы таких людей, как Степан Лиходеев. Пьяница, развратник, опустившийся бездельник является значимой личностью в культурных кругах Москвы. Поэт А.Рюхин – неисправимый лицемер, который сочиняет плохие стихи и сам это понимает: «Не верю я ни во что из того, что пишу!». Н.И.Босой – председатель жилищного товарищества, хитрец и плут. Воланд говорит о нём: «Мне этот Никанор Иванович не понравился.

Он выжига и плут». А.Ф.Соков – заведующий буфетом в театре Варьете, в котором подаются несвежие продукты. Все эти люди, а также многие другие были наказаны Воландом и его свитой. На сеансе чёрной магии в Варьете сатана, удивляя фокусами москвичей, хотел выяснить, изменились ли люди, но убедился в том, что они всё так же грешны – им важны деньги, они жестоки и алчны. В театре Воланд делает вывод, что люди особо не изменились, ими правят деньги, и «квартирный вопрос только испортил их».

Конечно, добро в романе предстает в образе Иешуа. Он не только не причиняет никому зла, но и не видит зла в других людях: «Злых людей нет на свете». Эту мысль пытался донести до нас автор. К сожалению, философ не стал бороться. Смирение - прямое следствие добра, именно это задумал Булгаков. И Га-Ноцри смирился, не стал бороться, он позволил убить себя.

Какую роль в романе играет Маргарита? Представителем добра или зла является эта героиня? Она обманула мужа, заключила сделку с дьяволом, стала ведьмой. Но ведь Маргарита совершила это ради большой любви. Чувство, которое она испытывает к Мастеру, неразрывно связано с её любовью к людям. Даже в порыве мщения героиня остаётся милосердной. Как только она увидела испуганного малыша в одном из окон, сразу прекратила «дикий разгром» в квартире критика Латунского. Несмотря на превращение в ведьму, героиня не утратила своей истинной женственности и чуткости. По моему мнению, героиня является носителем добра.

Понтий Пилат представляется суровым прокуратором, «свирепым чудовищем». Он был твёрдо убеждён: в мире господствуют те, у кого власть, остальные им подчиняются. Именно Пилат отправил Иешуа на верную смерть, хотя ему был симпатичен этот человек. Тем не менее игемон расквитался с Иудой за предательство и с первосвященником Каифой за требование казни философа. Прокуратор раскаялся и старался спасти Га-Ноцри, но не смог, оказался слаб духом: не решился разрушить свою жизнь ради спасения странника. Он струсил и был наказан – обречён на бессмертие.

Борьба добра и зла будет существовать всегда. Добро не может существовать без зла, они неразрывно связаны тонкой нитью бытия. Человек сам решает, какую сторону ему выбрать. Поэтому каждый обязан отвечать за свои поступки.

Введение

Человечество на протяжении всей своей истории пыталось объяснить природу вещей и событий. В этих попытках люди всегда выделяли две противоборствующие силы: добро и зло. Соотношение этих сил в душе человека или в окружающем мире определяло развитие событий. А сами силы люди воплощали в образах, близких им. Так появились мировые религии, заключающие в себе великое противоборство. В противопоставлении светлым силам добра появлялись разные образы: сатаны, дьявола, других темных сил.

Вопрос о добре и зле всегда занимал умы душ, ищущих правды, всегда побуждал пытливое человеческое сознание к стремлению разрешить этот трудноразрешимый вопрос в том или ином смысле. Многих интересовали, как интересуют и теперь, вопросы: каким образом появилось зло в мире, кто первый положил начало появлению зла? Есть ли зло необходимая и неотъемлемая часть человеческого существования, и если это так, то каким образом Благая Творящая Сила, создавая мир и человека, могла создать зло?

Проблема добра и зла – это вечная тема человеческого познавания, и, как любая вечная тема, она не имеет однозначных ответов. Одним из первоисточников этой проблемы по праву можно назвать Библию, в которой «добро» и «зло» отождествляются с образами Бога и дьявола, выступающими в качестве абсолютных носителей этих моральных категорий человеческого сознания. Добро и зло, Бог и дьявол, находятся в постоянном противодействии. В сущности, эта борьба ведётся между низшим и высшим началом в человеке, между смертной личностью и бессмертной индивидуальностью человека, между его эгоистическими потребностями и стремлением к общему благу.

Уходя своими корнями в далекое прошлое, борьба добра со злом на протяжении ряда столетий привлекала внимание многих философов, поэтов, прозаиков.

Осмысление проблемы борьбы добра со злом нашло отражение и в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова, который, обращаясь к вечным вопросам бытия, переосмысливает их под воздействием исторических событий, происходящих в России в первой половине ХХ века.

Роман «Мастер и Маргарита» вошел в золотой фонд русской и мировой культуры. Его читают, анализируют, им восхищаются. Булгаков изображает добро и зло – дьявола и Христа – во всей их полноте, имея целью разоблачить зло реальное, порожденное новым строем, и показать возможность существования добра. Для этого писатель и использует сложную структуру построения произведения.

Тема добра и зла у М. Булгакова - это проблема выбора людьми принципа жизни, а предназначение мистического зла в романе - воздать каждому в соответствии с этим выбором. Перо писателя наделило данные понятия двойственностью природы: одна сторона - реальная, «земная» борьба дьявола и бога внутри любого человека, а другая, фантастическая, помогает читателю сознать проект автора, разглядеть предметы и явления его обличительной сатиры, философско-гуманистические идеи.

Творчество М.А. Булгакова является предметом пристального внимания литературоведов, изучающих его художественный мир в разных аспектах:

Б. В. Соколов А. В. Вулис «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», Б. С. Мягков «Булгаковская Москва», В. И. Немцев «Михаил Булгаков: становление романиста», В. В. Новиков «Михаил Булгаков - художник», Б. М. Гаспаров «Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», В. В. Химич «Странный реализм М. Булгакова», В. Я. Лакшин «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», М. О. Чудакова «Жизнеописание М. Булгакова» .

«Мастер и Маргарита», как справедливо заметил критик Г. А. Лесскис, - двойной роман. Он состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе Мастера. Главным действующим лицом первого романа является Иешуа, прообраз которого – библейский Христос – воплощение добра, а второго – Воланд, чьим прообразом является сатана – воплощение зла. Неформально-структурное деление произведения не закрывает того, что каждый из этих романов не мог бы существовать отдельно, так как их связывает общая философская идея, понятная только при анализе всей романной действительности. Заданная в начальных трех главах в трудном философском споре героев, которых автор представляет первыми на страницах романа, эта идея воплощается затем в интереснейших коллизиях, переплетениях реального и фантастического, библейских и современных событиях, оказывающихся вполне сбалансированными и причинно обусловленными .

Своеобразие романа заключается в том, что перед нами представлены два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы 20-х годов двадцатого века, другой-с жизнью Иисуса Христа. Булгаков создал как бы «роман в романе», и оба эти романа объединены одной идеей - поиском истины.

Актуальность нашего исследования подтверждается тем, что проблемы, поднятые в произведении, современны. Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. Что есть добро и что есть зло на земле? Этот вопрос проходит лейтмотивом через весь роман М. А. Булгакова. И пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Такую борьбу и представляет нам Булгаков в романе.

Цель настоящей работы - исследование особенностей осмысления проблемы добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер Маргарита».

Данной целью определяется решение следующих конкретных задач:

проследить соотношение вечных ценностей в романе;

соотнести творческую работу М. Булгакова над произведением с исторической эпохой;

раскрыть художественное воплощение проблемы добра и зла через образы героев романа.

В работе используются различные методы исследования : научно- познавательный, практическо-рекомендательный и анализ, интерпретация в той мере, в которой они кажутся нам уместными и необходимыми для решения поставленных задач.

Объект исследования : роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Предмет исследования: проблема добра и зла в романе М. А. Булгакова.

Практическое значение работы состоит в том, что ее материал может быть использован при разработке уроков и дополнительных занятий по русской литературе в школе.


Глава 1. История создания романа «Мастер и Маргарита»

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.

Это последнее произведение писателя, его «закатный роман», завершает значимую для Булгакова тему – художник и власть, это роман трудных и печальных раздумий о жизни, где соединились философия и фантастика, мистика и проникновенная лирика, мягкий юмор и меткая глубокая сатира.

История создания и публикаций этого самого знаменитого романа Михаила Булгакова, одного из самых выдающихся произведений в современной отечественной и мировой литературе, сложна и драматична. Это итоговое произведение как бы резюмирует представления писателя о смысле жизни, о человеке, о его смертности и бессмертии, о борьбе доброго и злого начал в истории и в нравственном мире человека. Сказанное помогает понять собственную оценку Булгаковым своего детища. «Умирая, он говорил, вспоминала его вдова, Елена Сергеевна Булгакова: «Может быть, это и правильно. Что я мог бы написать после Мастера? ».

Творческая история «Мастера и Маргариты», замысел романа и начало работы над ним Булгаков относил к 1928 году , однако по другим данным, очевидно, что идея написания книги о приключениях дьявола в Москве у него возникла на несколько лет раньше, в начале-середине 1920-х годов. Первые главы были написаны весной 1929 года. 8 мая этого года Булгаков сдал в издательство «Недра» для публикации в одноименном альманахе фрагмент будущего романа – его отдельную самостоятельную главу, названную «Мания Фурибунда», что в переводе с латинского означает «буйное помешательство, мания ярости». Эта глава, от которой до нас дошли лишь не уничтоженные автором фрагменты, по содержанию примерно соответствовала пятой главе печатного текста «Дело было в Грибоедове». В 1929 году были созданы основные части текста первой редакции романа (а возможно, и фабульно завершенный черновой его вариант о появлении и проделках дьявола в Москве) .

Вероятно, зимой 1928-1929 года были написаны только отдельные главы романа, отличавшиеся еще большей политической остротой, чем сохранившиеся фрагменты ранней редакции. Возможно, отданная в «Недра» и не дошедшая до нас полностью «Мания Фурибунда» представляла собой уже смягченный вариант первоначального текста. В первой редакции автор перебрал несколько вариантов названий своего произведения: «Черный маг», «Копыто инженера», «Гастроль Воланда», «Сын Гибели», «Жонглер с копытом», но ни на одном не остановился. Эта первая редакция романа была уничтожена Булгаковым 18 марта 1930 года, после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом писатель сообщил в письме правительству 28 марта 1930 года: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе ». Нет точных сведений о степени фабульной завершенности этой редакции, но по сохранившимся материалам, очевидно, что еще отсутствует та итоговая композиционная сопоставленность двух романов в романе («античного» и современного), которая составляет жанровую особенность «Мастера и Маргариты». Написанного героем этой книги – мастером – «романа о Понтии Пилате», собственно, и нет; «просто» «странный иностранец» рассказывает на Патриарших прудах Владимиру Мироновичу Берлиозу и Антоше (Иванушке) об Иешуа Га-Ноцри, причем весь «новозаветный» материал изложен в одной главе («Евангелие от Воланда») в форме живой беседы «иностранца» и его слушателей. Нет и будущих главных героев – мастера и Маргариты. Это пока что – роман о дьяволе, причем в интерпретации образа дьявола Булгаков поначалу более традиционен, чем в окончательном тексте: его Воланд (или Фаланд) еще выступает в классической роли искусителя и провокатора (он, например, подучивает Иванушку растоптать изображение Христа), но уже ясна «сверхзадача» писателя: и сатана, и Христос необходимы автору романа как представители абсолютной (хоть и «разнополюсной») истины, противостоящей нравственному миру российской общественности 20-х годов.

Реферат ученицы 11 класса посвящен исследованию соотношения добра и зла в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". На протяжении всей своей истории развития люди всегда выделяли две противоборствующие силы: добро и зло. Соотношение этих сил в душе человека и в окружающем мире во многом определяло развитие как внешних, так и внутренних событий в жизни человека. Что же в конечном итоге победит: добро или зло? Можно ли однозначно разрешить этот философский вопрос? Одним из первоисточников этой темы можно назвать Библию, в которой «добро» и «зло» отождествляются с образами Бога и дьявола, вступающими в постоянное противодействие. На протяжении столетий философы, поэты и писатели, подхватив эту тему, пытались найти свой ответ на вопрос. Не стал исключением и Михаил Афанасьевич Булгаков, который, обращаясь к вечному вопросу бытия, переосмыслил его под воздействием исторических событий, происходящих в России в первой половине ХХ века, создал многоплановый роман «Мастер и Маргарита». Произведение вошло в золотой фонд русской и мировой литературы. Его читают, анализируют, им восхищаются, о нём спорят. Вот почему для исследования был выбран роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а темой исследования стало соотношение добра и зла в романе.

Просмотр содержимого документа
«Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"»

Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

Моя работа посвящена роману «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Это произведение о вечных проблемах бытия, о важнейших нравственных принципах человека и общества, о судьбах людей в обществе и истории. Многоплановый роман «Мастер и Маргарита» стал отражением эпохи первой половины ХХ века. Он вошел в золотой фонд русской и мировой литературы. Его читают, анализируют, им восхищаются, о нём спорят. Тема добра и зла красной нитью проходит через весь роман «Мастер и Маргарита». Эта тема волновала людей на протяжении столетий, волнует она людей и сегодня. Вот почему выбор был сделан в пользу этого романа, темой исследования стало соотношение добра и зла в романе.

В ходе работы предполагалось определить, насколько соотношение добра и зла происходит в пользу добра. Добро и зло не только философские, но и жизненные понятия. «Добро всегда побеждает зло» – гласят русские народные сказки. В реальной жизни, к сожалению, так происходит не всегда. Митинги и беспорядки в Украине, шокирующее происшествие в московской школе: это события сегодняшнего дня говорят о другом. Мы видим, что человеческий произвол и вседозволенность – это зло, которое творит сам человек, это зло доходит до крайностей и ведёт к непоправимым последствиям. Порой кажется, что миром овладело зло. Конечно, в мире много и добра. Хочется, чтобы именно добро играло в нашей жизни решающую роль. Что же в конечном итоге победит, добро или зло, или они сохранят равновесие?

Тема добра и зла в романе «Мастер и Маргарита» наиболее ярко проявляется в образах Иешуа и Воланда. Несомненно, добро предстаёт в образе Иешуа. Булгаковский Иешуа Га-Ноцри – это художественное осмысление евангельского образа Иисуса Христа. Но в отличие от Иисуса, герой не знает о своем божественном происхождении, он простой человек. Его истина заключается в том, что он всех называет «добрыми людьми», даже Марка Крысобоя, к которому, кажется, совсем неприменимы представления о гуманности. Он считает «добрым» и прокуратора, прощает его. Прощение – естественное свойство натуры Иешуа, живущей вне законов зла.

Понятие зла в романе воплощено в образе Воланда. Воланд – это дьявол, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней». Он тот, кто возглавляет мир потусторонних сил. Эпиграф к роману, заимствованный из Фауста Гёте, относится к Воланду, и очень ярко отражает сущность этого персонажа. В романе мы видим совершенно нетрадиционного дьявола, не существовавшего в литературе вплоть до этого момента. Желая зла, он все-таки приносит благо. Воланд – самый обаятельный персонаж в романе, который вызывает у читателя симпатию и улыбку.

Вначале я обратилась к ершалаимским главам романа, в ходе проведенного исследования, было выяснено , что Иешуа – носитель добра, символ нравственной стойкости и человечности. Понтия Пилата нельзя отнести ни к носителям зла, ни к носителям добра, потому, что он соединяет в себе оба начала, что также вполне может определять человеческую сущность. Образы Понтия Пилата и Иешуа дают возможность понять, что добро не всегда торжествует на земле, а борьба этих двух начал не всегда заканчивается победой добра.

Затем обратилась к московским главам романа, в результате пришла к выводу, что Мастер – носитель добра. Даже несмотря на то, что он отказался от борьбы, за свои страдания он заслужил если не свет, то покой. Его Маргарита – символ добра и милосердия. Через ее судьбу Булгаков представляет нам путь добра к истине с помощью чистоты сердца и горящей в нем огромной, искренней любви, в которой и содержится сила.

А Воланд – часть той силы, которая по идее должна совершать зло, но на самом деле творит добро. Он – вечно существующее зло, становящееся необходимым условием для проявления добра. Именно его образ отражает нравственные понятия Булгакова о том, что добро и зло творится руками самого человека. Все познания Воланда, поразительные по глубине идеи обнаружены из богатого опыта наблюдений над жизнью самим Булгаковым. Созданным образом Булгаков как бы заявил, что добро и зло в жизни неразделимы и являются вечными сущностями жизни.

И наконец, сопоставление добра и зла в двух пластах романа привело к выводу, что добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» существуют в неразрывном еди нстве. Если и в представлениях о мире и сформировалось противопоставление добра и зла как полярных начал, то также очевидно и то, что эти понятия могут существовать лишь относительно друг друга. При этом зло играет исключительно важную роль, так как только благодаря ему мы узнаем добро.

В ходе данного исследования проведен анализ глав романа «Мастер и Маргарита». Определено , что в романе добро и зло – это не два различных явления, противопоставленные друг другу, они представляют собой единую картину мира. Явления добра и зла ценны в своем единстве.

На основании результатов данного исследования доказано, что гипотеза не подтвердилась, потому что в этом романе мы увидели, что добро и зло находятся в равновесии без явного преимущества добра, а зло не всегда противопоставлено добру.

Как в романе, так и в нашей жизни нет, как преимущества добра, так и зла. Такое устройство понятий вовсе не снимает обязанности с человека стремления к добру. Все люди добрые, как утверждает Иешуа, только не все могут противостоять злу, найти в себе силы устоять перед искушением. Доброта – естественное свойство человеческой натуры, которое присуще каждому.

Добро и зло – категории нравственные. Человек волен выбирать, что ему по душе. Сделав выбор в пользу добра, он не только преображает мир, но и поддерживает его гармонию. Ведь многое от нас с вами зависит. Все в наших руках.

В целом, добро и зло в романе присутствуют в равной степени. Вступая на путь добра, герой романа приходит к добру. Именно к добру призывает нас роман «Мастер и Маргарита». Талант М. А. Булгакова вновь и вновь побуждает обращаться к гениальному, фантастическому и философскому роману «Мастер и Маргарита», шедевру русской и мировой литературы.

-Так кто ж ты, наконец?

Я - часть той силы,

что вечно хочет зла

и вечно совершает благо.

Гёте

Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, эти силы будут бороться друг с другом, добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь к истине.

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как раз посвящен борьбе добра и зла. Автор с большим мастерством изобразил эту борьбу, он сумел заглянуть в душу человека, передать внутренний мир своих героев. Булгаков открыл читателям богатейшую гамму чувств, переживаний своих героев, поэтому этот роман прочно вошел в ряд любимейших произведений русской литературы. Произведение Булгакова - это учебник для каждого нового покааления молодежи, потому что проблемы, затронутые в нем, с удивительным постоянством возникают во все времена.

Перед читателем одновременно раскрываются два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы двадцатых годов нашего века, другой - с легендой или правдой (в зависимости от веры и убеждений человека) о неком Иешуа Га-Ноц-ри, в котором мы сразу узнаем Иисуса Христа. Булгаков дает нам «роман в романе», и оба они объединены одной идеей - поисками нравственной истины и борьбой за нее. Сначала мы переносимся на много веков назад в далекий Ерша-лаим, во дворец императора Иудеи Понтия Пилата. Вместе с ним во дворце находится молодой человек, лет двадцати семи, у которого связаны руки, под глазом синяк, в углу рта ссадина с запекшейся кровью. Этого человека зовут Иешуа, он обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма.

Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир делится на властвующих и подчиняющихся им. И вдруг появляется человек, который нарушает это правило и готов спорить с самим прокуратором. Он не боится возражать ему, отстаивая свою точку зрения, и делает это так умело, так хладнокровно, что даже приводит прокуратора в замешательство. Иешуа считает, что на свете нет злых людей, есть люди несчастливые. Он думает, что этих людей можно изменить в лучшую сторону, просто надо их заставить поверить в себя, заинтересовать их, вселить в них уверенность, и тогда получится полноценный человек, имеющий цель в жизни, способный своими действиями принести благо окружающим.

Арестант показался прокуратору интересным, ему многое понравилось в нем. Понтий Пилат сразу убедился в его невиновности и простодушии. Ему даже приснился сон о том, что они вдвоем идут по лунной дорожке и мирно беседуют. Но он уже ничем не мог помочь Иешуа. Иешуа бросил вызов не только самому прокуратору, но и всему режиму, который царил в этом городе несколько поколений, поэтому он обречен на смерть. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Понтий Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И поэтому Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник! Преступник!» Иешуа казнен. На самом деле могущество прокуратора оказалось мнимым. Понтий Пилат трус: верный пес порядка, он не может пойти против большинства, а потому он жалок и недостоин уважения. Иешуа, напротив, бросает вызов существующему порядку, для него важнее всего идея, и мы, замирая от ужаса, который вызывает его судьба, одновременно испытываем восхищение.

Но как связаны «ершалаимские» главы с основным содержанием романа? Мы переносимся в 20-е годы нашего столетия. Зависть, злоба, недоверие к людям инакомыслящим царствуют и в мире, который окружает главных героев. Добро представлено в лицах Мастера и Маргариты - двух влюбленных, борющихся за свою любовь и справедливость. Им противостоит Воланд -переосмысленный автором образ Сатаны. Воланд творит зло, его цель обнажить, усилить, выставить на всеобщее обозрение человеческие недостатки и пороки. Что только не делает он, чтобы достичь своей цели! Все его трюки и фокусы направлены на одно: доказать, что люди по сути своей несправедливы, алчны и завистливы, а порой и просто злобны. Воланд подводит читателя к выводу, что все люди мелочны и продажны, что все любят деньги.

Хотя прошло много веков, но остаются на земле доброта и любовь. Мастер, главный герой романа М. Булгакова, создает свой роман о Христе и Пилате. В образе Христа Мастер показывает все доброе и светлое. Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. Мастер, как и Иешуа, пытался донести до людей всю правду, которая его окружает. Он хочет проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Мастера занимают вечные проблемы, и он ни перед чем не останавливается, добиваясь правды, потому его имя пишется с большой буквы. Мастер, бесспорно, добр, честен, порядочен, потому он добивается уважения в обществе и достоин любви Маргариты.

Маргарита в романе является носительницей огромной и вдохновенной любви, которую автор назвал «вечной». Маргарита обладает сильным характером, огромной волей, ее не смущают никакие трудности. Маргарита борется за Мастера. Она идет даже на встречу с самим Сатаной, чтобы вернуть Мастера, при этом она не боится пожертвовать собой и переходит в вечность.

В итоге Мастер и Маргарита вознаграждены. Это люди, которые несут добро и любовь окружающим, поэтому их будут помнить и уважать. Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

Роман М. А. Булгакова учит будущее поколение тому, что всегда нужно бороться за правду и идти вперед до победного конца, как это делали Мастер и Иешуа. Роман остается в истории русской и мировой литературы не только как гимн человеку-, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве и человеку, который во веки веков будет стоять на защите добра и справедливости.

Роман Булгакова трагичен, он полон горечи и скептицизма, надежда сплетена в нем с отчаянием, а вера - с неверием в ее торжество. Эпоха определила трагичность романа, и Булгаков не солгал: он написал в конечном счете роман о своем времени, но написал так, что «Мастер и Маргарита» и роман о вечной борьбе добра и зла.

Роман М. А. Булгакова - неповторимый шедевр русской и мировой литературы, который никогда не потеряет актуальность.