Где снимались «Звездные войны. Как снимали фильм «Звездные войны

Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

«Звёздные войны» (Star Wars) - культовая эпическая фантастическая сага, включающая в себя 6 кинофильмов, а также анимационные сериалы, мультфильмы, телефильмы, книги, комиксы, видеоигры - все пронизанные единой сюжетной линией и созданные в единой фантастической Вселенной «Звёздных войн», задуманной и реализованной американским режиссёром Джорджем Лукасом в начале 1970-х годов и позднее расширенной.

Сегодня, 25 мая, исполняется 38-я годовщина выхода на экраны самого первого фильма этой действительно культовой серии фантастических фильмов. Давайте вместе вспомним как это всё начиналось.

Первый фильм вышел 25 мая 1977 года под названием «Звёздные войны». Фильм имел огромный кассовый успех, что фактически спасло компанию 20th Century Fox от угрожавшего ей тогда банкротства. Когда сомнения в окупаемости проекта отпали, первый фильм получил подзаголовок «Новая надежда», и вскоре за ним появились два продолжения - в 1980 и 1983 годах.

Жанр: боевик, научная фантастика, приключения, семейное кино, фэнтези

Никто не предполагал, что этот фильм будет иметь успех. Руководство киностудии было настолько убеждено в провале фильма, что бесплатно отдало Лукасу коммерческие права на все последующие серии Звездных войн. Боссы явно недооценили потенциал фильма, и не ожидали, что за ним последуют два продолжения, три предыстории и множество побочных продуктов - мультфильмы, компьютерные игры, игрушки, книги и даже одежда и пищевые продукты. Бюджет фильма, составивший 11 млн. долларов казался очень небольшим, и он принес режиссеру уже полмиллиарда, и продолжает приносить.

Сюжет картины сводится к тому, как сильный духом юноша Люк Скайуокер после смерти своих дяди и тети объединяется со старым рыцарем-джедаем Беном Оби-Ван Кеноби, двумя скрипучими роботами, командиром корабля Хэном Соло (Форд) и мохнатым пришельцем, чтобы спасти принцессу от злодея.

В фильме снимались: Марк Хэмилл, Харрисон Форд, Кэрри Фишер, Питер Кашинг, Алек Гиннесс, Энтони Дэниэлс, Кенни Бейкер, Питер Мэйхью, Дэвид Прауз, Фил Браун, Шилаг Фрэйзер, Джек Первис, Алекс МакКриндл, Эдди Бирн, Дрю Хенли

Режиссер: Джордж Лукас

Сценарист: Джордж Лукас

Оператор: Гилберт Тейлор

Композитор: Джон Уильямс

Художники: Джон Бэрри, Лесли Дилли, Норман Рейнолдс, Леон Эриксен

Продюсеры: Гэри Кертц, Джордж Лукас

Награды, номинации, фестивали

1978 - Премия Оскар

Лучшая работа художника-постановщика

Лучший дизайн костюмов

Лучшие визуальные эффекты

Лучший монтаж

Лучшая музыка

Лучший звук

Премия «BAFTA» (1978):

Лучшая музыка (Джон Уильямс)

Лучший звук (Сэм Шо)

В качестве эталона для батальных сцен Лукас взял военную хронику времен 2-й мировой войны…

Джордж Лукас хотел снять некое подобие современного мифа, в противовес мрачной, пессимистичной фантастике, характерной для кино начала 70-х годов.

Несколько интересных фактов:

1. В забавных роботах-комиках C3PO и R2D2 сидели люди, причем в большом роботе – специально найденный очень худой комик, а в маленьком роботе - карлик, который управлял роботом. Когда съемка заканчивалась, карлика часто забывали вынуть из робота. Сам он выбраться не мог.

2. Поскольку времени на съёмку было в обрез, то снимали сразу в 3-х павильонах параллельно разные эпизоды, при этом сам Лукас перемещался между павильонами на велосипеде.

3. Бенчмаркинг в кино: в качестве эталона для батальных сцен Лукас взял военную хронику времен 2-й мировой войны, и в части сцен просто скопировал сцены воздушных боев: движение самолетов, смена крупных и общих планов и т.п. воспроизведены очень точно.

4. Для озвучивания зловещего Дарта Вейдера использовалось дыхание человека в акваланге. Для озвучивания речи инопланетянина Чубаку использовались сэмплы львиного, медвежьего и тигриного рыка, которые чередовались, выстраиваясь в некие «фразы».

5. В качестве «световых мечей» использовались деревянные палки, покрытые светоотражающим составом. «Мечи» во время поединков постоянно ломались.

6. Космическая станция «Звезда смерти» была размером с письменный стол, вдоль нее на тросе таскали миниатюрную камеру. Камера управлялась самодельным компьютером (персоналок тогда еще не было).

7. В одной из сцен на Люка нападает «песчаный человек». Свалив Люка наземь, он высоко поднимает палку над головой. При монтаже для большей экспрессивности этот кадр «зациклили» и повторили несколько раз: получилось, будто песчаный человек воинственно трясет палкой.

8. Продюссеры неоднократно пытались закрыть картину. Потому что:

Кто будет смотреть дурацкую сказку?

В фильме нет известных актеров-звёзд

Саундтрэк симфонический, а сейчас все слушают диско

9. В успех фильма никто не верил, и только одна небольшая фирма решила выпустить к премьере «Звездных войн» игрушки в виде персонажей фильма.

После премьеры на игрушки начался ажиатажный спрос, и задействованных для производства игрушек мощностей не хватило. Поэтому к рождеству у фирмы кончился товар! Тогда фирма стала продавать «сертификаты» на игрушки. В подарок к рождеству ребенок получал пустую коробку и сертификат, на котором было написано: «По этому сертификату Вы получите игрушки в марте».

10. Во 2-й части фильма инопланетянина Йоду играла специальная кукла, которой управляло несколько человек. Все декорации в сценах с Йодой (включая деревья и т.п.) были приподняты над землей на высоту человеческого роста, и кукловоды прятались под полом.

Это создавало трудности: Марк Хэмилл, игравший Люка Стайвокера, в диалогах с Йодой не слышал его. Наконец догадались вставить в ухо Марку наушничек. Теперь он слышал Йоду, но периодически, когда он поворачивал голову, наушник начинал ловить радио (звучали «Роллинг Стоунз»), и это сильно отвлекало.

11. Сцены на заснеженной планете снимались в Исландии. Очень не повезло с погодой, все время стоял 20-градусный мороз. Моменты, когда Люк бродит по заснеженной пустыне, снимали через открытую дверь из холла гостиницы. При этом Марк Хэммил мерз снаружи, а вся съёмочная группа грелась в холле.

12. Во время съёмок полета через астероидный рой в качестве астероидов использовали ….обычную картошку. Пролет каждого «астероида» снимали отдельно, на фоне голубого экрана, и затем все это монтировалось вместе с летящими звездолетами. Никакой компьютерной графики тогда не было…

13. Для большего правдоподобия игры актеров и для создания атмосферы «таинственности» Джордж Лукас до последнего момента скрывал от всей съемочной группы, что зловещий Дарт Вейдер – на самом деле отец Люка Старвокера. Марку Хэммилу Лукас сообщил об этом за минуту до съёмки решающего поединка с Вейдером. А актер, игравший Вейдера, даже во время съёмки эпизода, где он сообщает Люку: «Я твой отец!», не знал о своем «отцовстве» - в этой сцене он произносит совсем другие слова: «Твоего отца убил Обиван Кэноби». Потом эту сцену озвучили «как надо»: ведь у Вейдера лицо скрыто под железной маской.

14. Для того, чтобы с самых первых кадров фильма держать зрителей в напряжении, Лукас перенес все титры в конец фильма, нарушив тем самым голливудские традиции. На первый раз ему это простили. Но когда он повторил данный номер во 2-й части фильма, Гильдия режиссеров обязала его уплатить штраф 250 тысяч долларов.

15. Когда началась подготовка к съемке 3-й части фиьма, то для всех поставщиков оборудования, во всех бумагах фильм назывался «Голубой урожай». Специально придумали максимально небрендовое название - потому что когда поставщики видели название «Звездные войны» - они сразу увеличивали цену в 2 раза.

16. Монстрообразным гангстером Джаббой управляло множество человек – кто-то руками, кто-то ртом, кто-то языком, кто-то – глазами (которые были радиоуправляемыми). А хвост Джаббы приводили в движение 2 карлика. Когда принцесса Лея, собираясь душить Джаббу, зашла ему за спину, она случайно наступила на карлика. Чтобы этого не повторилось, был сделан специальный помост.

17. Один из наиболее захватывающих эпизодов 3-й части – гонки на летающих мотоциклах на бешеной скорости через лес. На самом деле, пролет через лес снимался ручной кинокамерой, которую оператор не спеша нес по маршруту. Съёмка велась со скоростью 1 кадр в секунду. Затем при нормальной скорости воспроизведения 24 кадра в секунду и возник эффект головокружительной гонки.

В 1997 году, 20 лет спустя после выхода первого фильма, оригинальная трилогия была переработана с добавлением компьютерных спецэффектов и выпущена в повторный прокат. В повторном прокате фильмы собрали соответственно 256,5 млн, 124,2 млн и 88,7 млн долларов.

В 1999 году на экраны был выпущен фильм «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза», который положил начало новой трилогии - предыстории оригинальной. Далее в 2002 - Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов и в 2005 - Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов.

По признанию Джорджа Лукаса, идея фильма возникла под влиянием исследований Джозефа Кэмпбелла по сравнительной мифологии («Герой с тысячью лицами» и др.).

Началом истории «Звёздных войн» принято считать 1976 год. Именно тогда появилась одноимённая книга-новеллизация А. Д. Фостера и Джорджа Лукаса, рассказывающая о событиях «Эпизода IV: Новая надежда». Продюсеры 20th Century Fox, опасаясь провала фильма в прокате, решили выпустить книгу раньше, чтобы оценить её успешность. В 1977 году на Конгрессе Всемирного сообщества научной фантастики Джордж Лукас получил специальную премию «Хьюго» за этот роман.

В конце 2012 года анонсирован седьмой фильм. Дата выхода в прокат назначена на 18 декабря 2015 года.. В марте 2015 анонсирован восьмой фильм и дата премьеры: 26 мая 2017.

Источник: en.wikipedia.org

«Звездные войны» – культовая киносага, первую часть которой придумал и снял режиссер Джордж Лукас в конце 1970-х годов. К тому времени уже вышел фильм «Челюсти» (1975) Стивена Спилберга, показавший, что публика готова к массовому развлекательному кино. Тем не менее проект Лукаса поначалу не воспринимали всерьез. Никто не верил, что высокобюджетный фантастический фильм без единого известного актера может стать успешным. Однако вскоре в индустрии произошли значительные перемены, вызванные в том числе выходом на большой экран космической оперы, события которой разворачиваются «давным-давно, в далекой-далекой галактике...».

Подписание контракта


«Бюджет и кассовые сборы фильмов серии “Звездные войны”»
Источник: sivilink.ru

Студия «Двадцатый век Фокс» подписала с Лукасом предварительный контракт на первые «Звездные войны» еще до выхода его предыдущей полнометражки «Американские граффити» (1973), успех которой позволил режиссеру договориться о пересмотре условий. Бюджет новой картины «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» должен был быть увеличен до 11 миллионов долларов, а сам Лукас получал права на распространение саундтрека и других сопутствующих товаров. В то время индустрия мерчендайза была еще в зачаточном состоянии, и студия с готовностью согласилась на требования режиссера. Только через несколько лет стало понятно, что Лукас заключил невероятно удачное соглашение, которое принесет ему миллиарды долларов. Фильмы о «Звездных войнах» породили несметное количество продуктов с символикой саги: книги, видеоигры, детские игрушки и многое, многое другое – фактически серия стала первой франшизой, которая успешно обосновалась сразу в нескольких сферах культурного пространства.

Источники вдохновения



Источник: codigoespagueti.com

Лукас хотел снять фильм для подростков, что в то время было делом беспрецедентным. Сценарий «Звездных войн» он начал писать в 1972 году под влиянием работ Джозефа Кэмпбелла и Карлоса Кастанеды. Из книг последнего он позаимствовал понятие о Силе, краеугольном камне мифологии в «Звездных войнах», а кастанедовский Дон Хуан вдохновил его на создание персонажа Оби-Вана Кеноби. Считается, что стилистическую основу для своей киновселенной Лукас взял из «Космической одиссеи 2001 года» (1968) Стэнли Кубрика и фантастического телесериала о Баке Роджерсе, а главную сюжетную линию – из фильма Акиры Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости» (1958). Многие другие элементы перекочевали в «Звездные войны» из жизни: Сенат и Империя имеют неслучайное сходство с правительством США, повстанческое сопротивление во многом скопировано с движения хиппи, а в дружбе Люка и Хана Соло легко увидеть отношения самого Лукаса с Фрэнсисом Фордом Копполой.

Сценарий



Источник: albaillustration.com

Работа над сценарием продвигалась медленно, и к концу года у Лукаса были готовы только 13 страниц: режиссер с трудом нащупывал нужную тональность повествования. Реплики некоторых персонажей то и дело вымарывались и возвращались обратно, а сами персонажи претерпевали нешуточные трансформации. Интересный факт: в одном из черновых вариантов сюжета Дарт Вейдер и Оби-Ван задумывались как один персонаж, но впоследствии превратились в двух отдельных. Сила была поделена между светлой и темной сторонами, а Анникин Старкиллер стал Люком Скайуокером. Два с половиной года спустя, находясь на грани умственного и физического истощения, Лукас наконец дописал сценарий и начал подготовку к съемкам, которые стали не менее тяжелым испытанием для режиссера.

Подбор актеров



Источник: 24smi.org, ifitshipitshere.com, screenertv.com, geektyrant.com

Большой кастинг для фильма проводился в Лос-Анджелесе. Лукас принял решение, что в его картине не будет ни одной кинозвезды, – отчасти, чтобы сэкономить на гонорарах, а отчасти для того, чтобы привлечь новые лица. Сотни актеров пробовались на роль Люка Скайуокера, но Лукас отдал предпочтение Марку Хэмиллу, открытое молодое лицо которого убедило режиссера, что он нашел героя для своей саги. Многие известные голливудские актрисы стремились заполучить роль Леи, среди них Джоди Фостер и Эми Ирвинг, но роль досталась Кэрри Фишер. Хана Соло сыграл давний знакомый Лукаса, Харрисон Форд, – при том что на роль обаятельного контрабандиста претендовали сразу несколько молодых звезд 70-х, от Курта Рассела до Сильвестра Сталлоне. Единственным актером с именем, который в итоге принял участие в съемках, стал оскароносный Сэр Алек Гиннесс, сыгравший в «Новой надежде» Оби-Вана Кеноби.

Музыка



Источник: Getty

Для написания музыки Лукас пригласил стремительно набиравшего популярность Джона Уильямса. Вдохновленный музыкальным сопровождением к фильму «Кингс Роу» (1942), Уильямс сочинил свою блистательную тему к начальным титрам. Его саундтрек к «Звездным войнам» – величественный и торжественный, мрачный и тревожный – идеально дополнил фильм Лукаса и до сих пор считается одним из самых узнаваемых в истории кино.

Съемки


«Лукас и модель “Звезды смерти”»


В преддверие выхода в мировой прокат очередного эпизода киносаги «Звездные войны » хочется вспомнить, как снимался фильм в далеких 70-х. В этом обзоре представлены кадры того, как создавались культовые персонажи и баталии без использования современных компьютерных спецэффектов.




«Звездные войны» для Джорджа Лукаса стали самой большой авантюрой в его карьере. Поначалу кинокомпании отказывались браться за съемки фильма, называя сценарий бездарным и неинтересным в эпоху диско. Наконец-то в «20th Century Fox» дали добро на съемки, но со многими оговорками: на работу выделялось всего полгода, финансирование было весьма ограниченным, однако для амбициозного режиссера это уже не имело значения.



В Тунисе снимались сцены космической пустынной планеты Татуин. Корабли и прочие технические сооружения строились в миниатюре. При съемках Джордж Лукас использовал доселе неизвестный прием: он двигал не предметы вдоль камеру, а наоборот. Картинка при этом получалась довольно удачная и реалистичная.





Внутри самых известных роботов R2D2 и C3PO находились живые люди. И если с золотистой железякой все было более-менее понятно, то для бочкообразного R2D2 нужно было найти кого-то поменьше. Дети на эту роль не подходили, т. к. камуфляж был тяжелым, а вот карлик был в самый раз. Однако не обходилось и без курьезных случаев: иногда во время обеденного перерыва карлика забывали достать из костюма, а самостоятельно он выбраться не мог.





Роль лохматого Чуббаки досталась действительно очень высокому человеку ростом 218 см. К тому же, как актер заболевал, никто другой не мог повторить той же мимики, и всей съемочной группе приходилось ждать выздоровления громилы.

В этом году легендарным "Звёздным войнам", созданным Джорджем Лукасом, исполнилось 40 лет! С момента выхода первого фильма в 1977 году, франшиза стала самой прибыльной и знаковой в истории кино. Сегодня мы заглянем в закулисье первого фильма из саги - эпизода 4, "Новая надежда" - какие секреты скрываются за кадром первых "Звёздных войн"?

15. Киностудии не хотели финансировать фильм

Режиссеру Джорджу Лукасу было сложно получить финансирование для "Звёздных войн", большинство студий не воспринимали его всерьез. За плечами у Лукаса тогда были провальный "Электронный лабиринт THX 1138", и успешный "Американские граффити".

Дисней, который позже приобрел кинокомпанию Лукаса Lucasfilm и права на Star Wars за $4 миллиарда, отказался, объясняя это тем, что никто не будет смотреть такое. Тогда, Лукас подписал контракт с "Двадцатый век фокс". Кто знал, что он принесет ему целое состояние!

14. Алек Гиннесс отказывался сниматься в "Звёздных войнах"

Сэр Алек Гиннесс - один из самых известных и успешных актеров, появившихся в саге. Хотя роль Оби-Вана Кеноби принесла ему огромное состояние, Гиннесс недолюбливал всё, что связано со "Звездными войнами". Актер согласился на роль только после настойчивых уговоров Лукаса. Несмотря на все трудности, это не повлияло на его блестящую игру - в саге Гиннесс был неподражаем!

13. Другая сторона полуночи (1977)

"Двадцатый век фокс" так боялся потерять деньги на "Звездных войнах", что активно предлагал фильм всем кинотеатрам. Многие отказывались, и тогда "Фокс" пошел на хитрости: студия заявила, что если кинотеатры откажутся от "Звездных войн", им не продадут тогда ожидаемый фильм "Другая сторона полуночи" по бестселлеру Сидни Шелдона. Итоги: "Другая сторона полуночи" собрал $24 миллиона-неплохо, но "Звездные войны" собрали $237 миллионов.

12. У Джорджа Лукаса опустились руки

Казалось, что весь негатив и неуверенность по поводу успеха фильма в один момент перешли на Лукаса. Он даже не посетил премьеру фильма. Вместо этого он отправился в поездку со своим небезызвестным другом Стивеном Спилбергом, который, кстати, искренне верил в успех "Звездных войн".

Лукас даже отказался от стандартного режиссерского гонорара и согласился на $175 тысяч плюс 40% от прибыли - и это решение позже принесло ему миллионы. Кроме того, первые игрушки и сувенирная продукция "Звездных войн" была раскуплена в рекордные сроки.

11. Драконы Татуина

Известно, что сцены на Татуине были сняты в Тунисе, где есть местечко под названием Татакуин (Лукасу понравилось, как звучит название). В первый день съемок команда столкнулась с трудностями: был жуткий ливень, разрушивший несколько декораций. На фото - сцена, где робот C3PO идёт мимо скелета крайт-дракона. После окончания съёмок в Тунисе этот скелет был оставлен в песках.

10. Политические проблемы с Ливией

Во время съемок "Звездных войн", тогдашнее правительство Ливии во главе с Муамаром Каддафи угрожало Тунису военным наступлением, если его власти не уберут подальше от границы подозрительную "военную машину". Ту самую "военную машину", песчаный краулер. Лукасу пришлось повиноваться!

9. Кадры Второй мировой войны

Как известно, для создания спецэффектов "Звездных войн" Лукас использовал кадры Второй мировой, собранные им из различных кинолент. Влияние войны можно заметить во всей франшизе: в оружиях, истребителях, битвах, в том числе финальной сцене первого фильма с уничтожением Звезды смерти.

8. А вы заметили? Штурмовики - левши

Заказанные для штурмовиков бластеры разрабатывались на базе пулемёта Sterling L2A3 - девятимиллиметрового пистолета-пулемета времен Второй мировой, использовавшимся британскими войсками. Из-за особенности конструкции (при выстреле из правой руки они отличались сильной отдачей в грудь) держать бластер можно было только левой рукой. В целях экономии штурмовиков сделали левшами.

7. Люк Скайуокер мог бы быть.. женщиной!

Люк Скайуокер претерпел множество изменений до официального утверждения роли. Сначала Люк мог стать Старкиллером, затем 60-летним генералом, гномом и даже женщиной. Джорджа Лукаса беспокоило то, что в главных ролях нет женщин, но все изменилось после того, как он нашел принцессу Лею.

6. Как появился Чубакка?

Над созданием образа Чубакки трудились гример Стюарт Фриборн, которой также проработал образ Йоды, и сам Джордж Лукас. Сначала задумывалось, что Чубакка будет выглядеть как обезьяна. В итоге образ персонажа был смоделирован по образу и подобию собаки Лукаса по кличке Индиана. Роль Чубакки исполнил Питер Мейхью, чей рост - 222 см!

5. R2-D2 - Лукасу просто понравилось, как это звучит

Имя знаменитого дроида R2-D2 появилось случайно. Работая над сценарием "Звездных войн", Лукас услышал от коллеги сочетание "Reel 2, Dialog Track 2", сокращенно "R-2-D-2": ему понравилось звучание и он решил назвать дроида именно так.

Кого-то удивит тот факт, что внутри R2-D2 находился человек! Да, его играл самый настоящий актер - Кенни Бейкер. Рост Бейкера составлял 112 сантиметров, что позволило ему с легкостью уместиться в R2-D2.

4. Враждебный Вейдер - Дэвид Проуз

В оригинальной трилогии "Звездные войны" физическое воплощение Дарта Вейдера играл Дэвид Проуз. Однако позже из-за сильного бристольского акцента (его шутливо называли "фермерским") Проуза отстранили - голосом Дарта Вейдера говорил актер Джеймс Эрл Джонс.

Проуз был в ярости, и назвал замену актом "обратного расизма" (Джеймс Эрл Джонс - темнокожий). Кроме того, на съемочной площадке у Проуза случилось несколько неприятных моментов.

3. Тайна металлических игральных костей

В кабине космического корабля "Тысячелетний сокол" можно заметить висящие под потолком игральные кости. На самом деле, туда их поместил художник-постановщик Роджер Кристиан, и кости - своеобразная отсылка к фильму "Американские граффити", где Джордж Лукас и Харрисон Форд начали работать вместе.

2. Секреты сцены в мусорном отсеке

Во время сцены в мусорном отсеке на Звезде Смерти актер Марк Хэмилл (Люк Скайуокер) так долго задерживал дыхание сражаясь с Дианогой, когда нырял под воду, что у него лопнул кровеносный сосуд. Далее: номер уплотнителя мусора (3263827), который Хан диктует Люку, на самом деле - номер телефона Марка Хэмилла!

1. Джедаи

Откуда взялись "джедаи"? Неудивительно, но Лукасу случайно приглянулось это словечко. "Jedi" происходит от японского "Jidai Geki", что переводится как "историческая драма": так в Японии назывались телесериалы о самураях. Лукас как-то услышал это слово по телевизору, и решил использовать его в фильме.

Фантастическа сага Джорджа Лукаса «Звездные войны» о борьбе светлых сил с темными без сомнения является одной из самых знаковых и эпохальных в кинематографе. Одновременно простая и сложная, таинственная и незамысловатая, увлекательная история о галактических войнах обрела миллионы поклонников по всему миру и до сих пор будоражит умы киноманов. Узнаваемость героев этой саги просто зашкаливает, а после выхода первого фильма в 1977 г. все мальчики мечтали стать джедаями, а девочки принцессами.

Сегодня в узнаем, как создавалась сага и с какими трудностями пришлось столкнуться при съемках.

Трудно однозначно сказать, что так увлекает людей в творении Джорджа Лукаса. Не в последнюю очередь к экранам привлекали поразительные для того времени визуальные эффекты. А еще была масштабность и некий космический романтизм, заставлявший после очередного киносеанса бросить хотя бы мимолетный взгляд на глубокое звездное небо. Вдруг действительно где-то там, в далекой галактике, давным-давно бушевали джедайско-имперские страсти, затронувшие немыслимые глубины космоса и тысячи инопланетных рас?

Давайте приоткроем мистическую завесу над классической трилогией «Звездных войн» и посмотрим, как буквально на коленке, шаг за шагом, из картона и рисунков можно создать легендарную сагу.

Как любой шедевр, «Звездные войны» начались с идеи. Великий сказочник новой эпохи кинематографа Джордж Лукас задумал эпопею, когда ему еще не было и 30 лет. В середине 1970-х был готов предварительный сценарий, который, правда, не раз почти полностью переписывался. Как вам, например, одна из идей Лукаса сделать Люка Скайуокера 60-летним генералом, а Хана Соло - инопланетянином с зеленой чешуей и жабрами?

Написанная история включала в себя сюжет всех известных сегодня шести эпизодов. Существует версия, будто Джордж Лукас решил снимать серии с середины потому, что на первые три эпизода в то время якобы не хватало мастерства специалистов по визуальным эффектам. Это не так, режиссер вполне мог реализовать свою задумку начиная с самых первых эпизодов. Он изначально решил взяться за экранизацию четвертого эпизода. Во-первых, это было сделано для того, чтобы заинтриговать зрителей. Во-вторых, Джордж Лукас вообще не знал, получится ли у него снять больше одной серии «Звездных войн», поэтому взялся за самый «драйвовый» момент сценария, к тому же именно в этой части появлялась «Звезда смерти», что повлияло на выбор режиссера.

Дальше было только хуже. Долгое время ни одна студия не хотела браться за экранизацию сказки с, мягко говоря, странным сюжетом. На дворе все еще ощущалось влияние движения хиппи, маститые режиссеры снимали серьезные фильмы о войне во Вьетнаме, а бездари клепали трэш-поделки про злобных пришельцев из космоса. Работу Джорджа Лукаса сразу же причислили к последним, вот только бюджет в данном случае требовался немаленький - $8 млн. Благо нашелся продюсер, который поверил в гений молодого режиссера и выделил необходимую сумму.

И все равно в успех «Звездных войн» верили лишь единицы. Сам Лукас и то порой сомневался, что из его затеи получится что-нибудь путное. Позднее актеры вспоминали о съемках как о самом нелепом эпизоде в их жизни. Высокий парень в костюме обезьяны, карлики, простые пафосные диалоги… Фильм воспринимали как детскую сказку или трэш, но никак не приключенческую фантастику, претендующую на культовый статус.

«Сцена в баре напоминала бред обкуренного: какие-то лягушки, свиньи, сверчок - кошмар!» - с улыбкой рассказывали исполнители главных ролей. Видимо, такой же точки зрения придерживались голливудские боссы, которые почему-то одним из главных вопросов картины считали, должен ли вуки носить трусы. В какой-то момент «Звездные войны» вообще хотели прикрыть, потом решили выбросить из фильма все спецэффекты и превратить в телесериал. Только настойчивость и упрямство Джорджа Лукаса спасли ленту.

Львиная доля съемок проходила в пустыне Туниса. В этой же стране нашли подходящее наименование для планеты, на которой происходят действия в первой трети фильма. Название города Татауин незаметно трансформировалось в Татуин. Здесь же, в Северной Африке, нашлись подходящие декорации: дом опекунов Люка Скайуокера не был построен специально для фильма, это обычная хижина в одной из деревень Туниса. Подходящие же интерьеры нашли в местной гостинице.

А вот город Мос-Эйсли, из космопорта которого Люк наконец отправился в космическое путешествие на «Тысячелетнем соколе», пришлось строить с нуля. Тонны декораций пришлось переправлять из Голливуда на самолетах. Около двух месяцев ушло на то, чтобы из поступившего материала возвести поселение, идеально вписывающееся в пустынный антураж.
Вся съемочная группа сидела на голодном пайке – даже сам режиссер и главные актеры летали только эконом-классом и питались в общей столовой. Позднее все вспоминали, каким энтузиазмом заразил команду молодой режиссер – ни у кого не было сомнений в успехе, так напористо Джордж шел к заветной цели.

Космический корабль Хана Соло был создан в натуральную величину в одном из самых больших кинопавильонов в Англии. Длина махины достигала 50 метров, а вес составлял несколько десятков тонн. Гигантский макет «Тысячелетнего сокола» иногда мелькает в кадре, но больше всего съемочной группе пригодились его «внутренности», ведь главные герои немало времени проводят в корабле. Правда, кабину все же пришлось делать отдельно.

Джордж Лукас хотел буквально поставить зрителя на место героев. «Тысячелетний сокол» мчится со скоростью света, корабль обстреливают, его мотает из стороны в сторону. Все это должно сопровождаться тряской внутри. 40-тонный макет сложно заставить вибрировать, поэтому было решено построить небольшую кабину и поместить ее на пружинную платформу. В прописанных по сценарию сценах ее трясли вручную.

Еще один гигантский макет пришлось делать, чтобы воссоздать описанный в сценарии краулер, на котором джавы разъезжали по Татуину в поисках роботов. Для некоторых эпизодов был построен огромный металлический «ящик» с гусеницами от карьерного экскаватора. Для съемки же общих сцен использовали компактную модель краулера.

Метровая модель краулера джав

Как и в большинстве фантастических лент докомпьютерной эпохи, в «Звездных войнах» было много «игрушек». Все космические корабли, которые мы видим в фильме (от «Тысячелетнего сокола» до истребителей), были сделаны в виде миниатюрных пластиковых или даже картонных макетов.

«Звезда смерти» и вовсе была нарисована, а для съемки финальной масштабной сцены атаки съемочная группа построила макет размером 15×15 метров. На нем тщательно воспроизвели каждую из сотен башенок и орудий, которыми ощетинилась «Звезда смерти». Тоннель, по которому летали игрушечные истребители повстанцев, стал доминантой макета.

Кто знает, получили бы «Звездные войны» культовый статус, будь в фильме одни лишь космические перестрелки, без всего того «зоопарка», который все-таки поселился в картине. Сотни кукол и масок, огромное количество грима и, конечно же, парк из десятков роботов. Все это органично вписалось в новую вселенную и даже сейчас смотрится неплохо.

Сегодня трудно себе представить «Звездные войны» без роботов C-3PO и R2-D2. Из могли назвать А2 и С3, но потом Джордж Лукас решил дать дроидам более полные имена. По словам режиссера, их имена - просто приятный на слух набор букв и чисел, который ничего не обозначает и никак не расшифровывается. Делать настоящие механизмы было слишком накладно, поэтому Джордж Лукас согласился, чтобы астромеханического дроида и робота-секретаря сыграли актеры. В пластиковые «доспехи» C-3PO поместился Энтони Дэниелс.

По его словам, пластины были настолько хрупкие, что сломались уже в первый день, повредив актеру ногу. При создании C-3PO художник вдохновлялся образом робота из старого фильма-антиутопии Фрица Ланга «Метрополис» (1927). Всего было создано полдесятка вариантов дизайна (даже с ушами и антеннами).

Энтони Дэниелс был абсолютно слеп в своем костюме

Внутри R2-D2 сидел карлик Кенни Бейкер, сыгравший юркого робота на колесиках во всех шести фильмах франшизы. Актер вспоминает, что не мог самостоятельно выбраться из металлических недр R2-D2 и порой ему приходилось проводить внутри по несколько часов, так как о нем просто забывали. Всего же в фильме в том или ином виде присутствует более 30 роботов, большинство из которых управлялись дистанционно.

На площадке у Кенни Бейкера и Энтони Дэниелса были напряженные отношения.

Но тяжелее всего пришлось Чубакке, вернее Питеру Мейхью, который сыграл вуки. До прихода в кино мужчина работал санитаром в больнице, но благодаря росту в 221 сантиметр пробился на большой экран. Каждый день во время съемок «Звездных войн» ему приходилось облачаться в шерстяной костюм, надевать «голову» и обувать «ступни» уроженца Кашиийка. В Тунисе актера преследовала невыносимая жара, а в павильонах порой мешали слишком низкие для него проемы.

Джордж Лукас уже после съемок рассказывал, что во многом образ Чубакки он позаимствовал у своей собаки Индианы. Что касается имени, то говорят, что это производное от русского слова «собака» - уж очень оно понравилось молодому режиссеру. А слово «Jedi» происходит от японского «Jidai Geki», что в переводе означает «историческая драма»: так в Японии назывались телесериалы о временах самурайских воинов. Лукас как-то упомянул в интервью, что смотрел «Jidai Geki», когда бывал в Японии, и ему понравилось это словечко.

Во время съемок вуки не издавал ни слова, ни рыка, лишь открывал рот, как того требовал сценарий. Позже звукооператорам пришлось экспериментировать с сотнями самых разных звуков, чтобы найти подходящие для речи Чубакки. Например, когда вы слышите рассерженного и возмущенного вуки - это в основном звуки, которые издает медведь, а довольному Чуви досталось тигриное «мурлыканье». Знаменитое сиплое дыхание Дарта Вейдера удалось получить благодаря маске для аквалангистов, R2-D2 «разговаривает» смесью из самых разных бибиканий синтезатора и даже младенческого бормотания, а звук истребителей пришлось комбинировать из рева слона и звука мчащегося по мокрому шоссе автомобиля.

И все-таки в первую очередь «Звездные войны» запомнились потрясающими спецэффектами. По словам Джорджа Лукаса, когда он увидел первые варианты монтажа своей ленты, у него опустились руки. Фильм получился настолько слабым и убогим, что даже режиссер не мог поверить в светлое будущее картины. Однако впечатление кардинально изменилось, когда к «Звездным войнам» добавили спецэффекты.

За все красивости пришлось отдуваться студии Industrial Light & Magic (ILM), которую Лукас создал специально для своей космической эпопеи. Всего в фильм попало почти четыре сотни спецэффектов - невероятный для того времени показатель. На создание полетов кораблей, выстрелов из бластеров, светящихся мечей ушла треть бюджета ленты и бОльшая часть затраченных на производство картины человеко-часов.

Если не считать «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика, в которой эффекты были лишь бледным дополнением к художественному замыслу, «Новая надежда» стала первым фильмом с таким уровнем зрелищности. Сравнимый со «Звездными войнами» фильм Спилберга «Близкие контакты третьего вида» вышел с ними одновременно, и уже не воспринимался столь революционно.

А вот и знаменитый тоннель - одна из главных «фишек» фильма

Результаты превзошли все ожидания. Актеры, размахивающие деревянными мечами, покрытыми светоотражающим материалом, не могли поверить, что на экране эти постоянно ломающиеся палки превратятся в лазерные клинки. Все вспышки и свечение команда ILM рисовала вручную.

Поскольку построение некоторых декораций грозило вылиться в копеечку, Джордж Лукас решил, что можно заменить их рисунками. В отдельных сценах роль декораций на заднем плане выполняют самые что ни на есть качественные изображения.

В самом начале «Новой надежды», когда по экрану ползут титры, их сменят медленно и величаво проплывающие корабли. Если снимать этот эпизод традиционными для 1970-х годов методами, корабли пришлось бы перемещать перед камерой на синем фоне, а потом накладывать необходимый бэкграунд. При этом картинка получалась слегка «дерганой», объекты хаотически смещались и «дрожали».

Джордж Лукас придумал перевернуть все с ног на голову и двигать не макеты космических судов, а камеру, которая их снимает. Установка при этом передвигалась по рельсам и гарантировала абсолютную плавность картинки. Система запоминала каждое положение камеры, что позволяло легко совмещать изображение с любым фоном без намека на недостоверность.

Самым продвинутым эпизодом, демонстрирующим достоинство нового приема, стала финальная сцена атаки «Звезды смерти». Чтобы придать достоверности боевым подразделениям, режиссер заставил съемочную группу посмотреть документальную кинохронику с воздушными боями во время Второй мировой войны. Эпизод снимали в нескольких павильонах. В одном камеры вертелись вокруг «игрушечных» кораблей, во втором миниатюрная оптика облетала макет «Звезды смерти», заодно фиксируя взрывы пиропатронов.

Макет участка «Звезды смерти»

Потом кадры совместили и получилась одна из знаковых в истории кино сцен. Это были огромные макеты (до десяти метров в длину), содержавшие тысячи мелких деталей. Потребовалась масса труда, чтобы сделать их, а впоследствии еще и восстанавливать после того, как в них многократно врезались движущиеся камеры в процессе съемок, на их поверхности срабатывали сотни пиропатронов, изображающих взрывы

Так снимали знаменитую сцену с титрами

Джордж Лукас контролировал весь процесс съемок своего детища, выпрашивал у продюсеров деньги, просил не закрывать проект и в итоге попал в больницу с нервным истощением. Ценой титанических усилий всего за пару месяцев он положил начало культовой вселенной, влияние которой до сих пор ничуть не уменьшилось. Заодно автор «Звездных войн» заработал средства на съемки продолжения саги.