Мой татарстан беседа для детей. Конспект занятия "мой родной татарстан". Конспект интегрированного занятия

Мингазова Э.Н., воспитатель д/с №54 «Искорка» г.Набережные Челны

Ведущий: Здравствуйте, дети! Исәнмесез балалар!

Сегодня мы празднуем День независимости Татарстана. Каждый год,

30 августа наша Республика празднует свой день рождения. Когда мы говоим о Татарстане, мы говорим о своей родине. Потому что, Татарстан это наша Родина. Мы здесь родились, мы здесь живем. И нам нравится наша Родина, наш Татарстан. Наша Республика богата плодородными землями, реками, лесами. Одни из крупнейших рек Европыэто наши реки: Кама, Волга. На наших землях прекрасно растет пшеница, рожь. Самая большая гордость Татарстана это люди, живущие в республике. И все, кто здесь живет крепко любят свой родной Татарстан, народы живут дружно и мирно.

Ребенок:

Татарстанты край родной

Ты с малых лет всегда со мной

Милый край, лесной, сиреневый, грибной

Для меня поют здесь песни соловьи

И для меня журчат весенние ручьи.

Песня: “Татарстан” муз. Андреева Р. слова Ракыйпова Р.

Ребенок:

Наш Татарстан

Дружбой славится

И жить нам в Татарстане

Очень нравится

Ребенок:

Көмеш суларың, зәңгәр урманың

Якын күңелгә Татарстаным

Синтуган ягым

Синминем Татрстаным!

Ребенок:

Татарстан үз илебез

Безнең газиз җиребез

Шушы газиз җиребезнең

Балалары инде без

Песня: “Кояшлы ил”

Ребенок:

Живут унас в округе

Удмурты и марийцы

Я руский, я татарин

Вместе: Но очень дружны мы.

Ребенок:

Мы в Татарстане родном

Дружно весело живем

По-татарски, и по-русски

Мы танцуем и поем.

Танец: “Разноцветная игра”

Заходит Клоун:

Что за праздник? (ответы детей)

А хорошо ли вы знаете про республику Татарстан, я сейчас вам задам вопросы, кто у вас больше всех знает, ну-ка я проверю.

Как называется наша Республика?

Как называется столица нашей Республики?

Какие реки протекают в нашей Республике?

Какие города вы знаете?

Какой национальный праздник проводится летом?

Какие головные уборы у татар? У мужчин, у женщин?

Какие цвета на флаге Татарстана?

Что нарисовано на гербе Татарстана?

Клоун: как вы много знаете! А играть умеете?

Ведущий: наши дети играют татарскую хороводную игру «Капкалы».

Хороводная игра «Капкалы»

Клоун: какие вы все умные, веселые, а теперь посмотрим какие вы ловкие.

Игры:

  1. Бег в мешках
  2. Прыжки на большом мяче.

Клоун: Молодцы! Как было весело, а сейчас мне пора обратно в цирк, до свидания!

Ведущий: На этом наш праздник закончен. Всем спасибо! Зур рәхмәт!

Конспект занятий

Мой родной Татарстан

Ознакомление детей со своей малой родиной должно носить системный характер, то есть мы обеспечиваем взаимосвязь всех явлений и объектов, которые познает ребенок. Цель занятия: дать детям представление, что такое Родина, родной край; познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан; расширить знания детей о родном городе; воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

Цель:

1. Дать представление, что такое Родина, родной край.

2. с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн).

3. Расширить детей о столице Татарстана Казань..

4. монологическую речь детей, память, мышление.

5. Воспитывать к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

Предшествующая работа: рассматривание альбома о Казани, познакомить детей с легендами о Казани, с художественными произведениями писателей и поэтов Татарстана.

Материалы: карта Татарстана; иллюстрации Казани, Казанского Кремля, природы; портрет царицы Сююмбике; репродукции герба, флага Татарстана; диск с гимном Республики Татарстан.

Ход занятия

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. Для россиян, а мы с вами россияне, - это Россия. Но у каждого из нас есть ещё и Малая Родина, то есть место, уголок, где он родился и вырос.

Мы родились и живем в Татарстане, поэтому наша Малая Родина - это Республика Татарстан, город Казань.

Посмотрите, пожалуйста, на карту Республики Татарстан, вот ее граница (воспитатель на карте обводит границу).

На карте мы видим голубые ленточки. Как вы думаете, что они обозначают?

Правильно, это реки. Какая самая широкая река протекает по нашей республике?

Да, это река Волга. Волга одна из самых длинных и полноводных рек России. А какие еще реки вы знаете, которые расположены в нашей республике? (Казанка, Кама).

Вот эти зеленые пятна на карте - это леса, посмотрите, как много лесов в нашей республике и мы стараемся их беречь и приумножать, а вот эти кружочки обозначают города. Дети, какой город является столицей нашей республики?

Правильно, это Казань. А какие города нашей республики вы ещё знаете (Зеленодольск, Нижнекамск, Лениногорск, Набережные Челны).

Казань - столица Республики Татарстан (воспитатель показывает иллюстрации с изображением города).

Занялась, зарделась неба грань,
Брызнули лучи по небосклону.
Здравствуй, город - славная Казань!
Кланяюсь тебе земным поклоном.

Казань очень большой и красивый город, сейчас в нем проживает более 1 миллиона жителей. И, чтобы доехать до другого конца города, нам с вами надо ехать на машине около двух часов. Однако таким большим наш город был не всегда. Представьте, что много лет назад и даже много веков назад, когда еще не было ваших мам, бабушек и прабабушек, наш город был совсем маленьким, крошечным. Его можно было обойти вокруг всего за 15 минут. И жителей в нем тоже проживало мало. Эти жители называли себя волжские булгары. Это они построили маленькую крепость "Казань" на высоком холме в устье двух рек Казанки и Волги. Позднее стены этой деревянной крепости были заменены на каменные. Сами жители входили в город через проездные ворота. Каждое утро около этих башен опускался подъемный мост через канаву с водой и по нему путники и торговцы из других стран, родственники жителей заходили в город. Сегодня в крепости уже не живут люди как раньше, нет рынков и бань, конного двора и домов богатых горожан. В наше время древняя крепость "Казанский Кремль" - это памятник архитектуры, памятник прошлого. Стены этой крепости сегодня охраняет государством. Много легенд связано с названием нашего города. Казан - по-татарски котел: посуда для приготовления пищи. Как гласит легенда, вечером усталые воины остановились на ночлег, стали готовить пищу. Один из воинов взял казан, пошел за водой, уронил его в реку и стал кричать: "Ай, казан, казан!:" отсюда и пошло - то место стали называть Казан, Казань. А другая легенда связана с названием нашей речки Казанки.

" В городе Казани была речка. На ее берегах жила стая гусей. Люди очень любили наблюдать за этими птицами, а на татарском языке гусей называют "каз". Улетая, осенью они оставляли лишь перья в память о себе. Птицы плавали на речке. Так и стали называть люди эту речку в память о гусях Казанкой."

В Казани, как и во всем Татарстане, проживает много людей разных национальностей: татары, русские, марийцы, чуваши:

В Республике Татарстан есть свой Государственный флаг, герб (показывает флаг и герб Республики Татарстан) и гимн, который сочинил выдающийся композитор Татарстана Рустем Яхин.

Дети, давайте встанем и послушаем наш гимн (звучит гимн Республики Татарстан).

На какие части разделен Государственный флаг Татарстана? (Государственный флаг разделен на три части: верхняя часть - зеленая, нижняя - красная, а в середине - узкая белая полоска.)

Каждый цвет имеет свое значение. Красный - это цвет солнца, огня. Зеленый - символ живой природы и молодости. Белый - символ чистоты и мира.

На государственном гербе Республики Татарстан изображен крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок - долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зеленого кольца золотом написан татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли.

Словесная игра «Какому городу принадлежит достопримечательность?»

Я буду называть вы будете отвечать.

К какому городу относится башня Сююмбике,

К какому городу относится памятник Д.И. Менделеев

К какому городу относится Спасская Башня

К какому городу относится ДК им. Гассара

К какому городу относится мечеть Кул-Шариф

К какому городу относится Ледовый дворец «Айсберг»

К какому городу относиться легенда о черном коте.

К какому городу относится Бассеин «Нептун»

Физкультминутка.

    Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку. Все встали.

    Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).

    По многоводным рекам плывут красивые корабли (руками изображают волны).

    В лесах растут высокие деревья (руки вверх).

    В чаще леса живут косолапые медведи (изображают медведей), серые зайцы (прыжки на месте), рыжие лисицы (изображают лисиц).

    На полях порхают разноцветные бабочки (изображают бабочек), прыгают зеленые кузнечики (прыжки).

    Молодцы. Сели на свои места.

Нашу республику посещают очень много туристов. Всех туристов восхищают красивые белокаменные башни и мощные высокие-высокие стены Кремля (воспитатель показывает иллюстрацию Казанского Кремля).

Давайте вспомним, какие архитектурные памятники находятся на территории Казанского Кремля?

При входе в Кремль нас встречает Спасская башня. В чем особенность этой башни? (На ней расположены часы.)

Так выглядит Спасская башня Кремля (показ иллюстрации). Она построена из белого камня. Раньше проезд через неё закрывали на ночь опускающейся железной решеткой и тяжелыми воротами. Спасская башня десять раз полностью сгорала в огне пожаров, но всякий раз вновь и вновь отстраивалась. Сейчас это один из красивейших символов нашего столицы.

Какая еще башня расположена на территории Кремля? (Башня Сююмбике.) (Воспитатель демонстрирует портрет царицы Сююмбике, иллюстрацию башни Сююмбике.)

Сююмбике была прекрасной царицей, которая жила много лет тому назад в Казани. Её красота пленила грозного царя, которого звали Иван Грозный. Не захотев стать женой царя Ивана Грозного, Сююмбике прыгнула с вершины башни. Поэтому эту башню так и называют - башня Сююмбике.

Башня построена из красного кирпича, высота башни 58 метров, она состоит из 7 ярусов разного размера. Башня Сююмбике - символ города Казани.

Какие еще достопримечательности мы знаем на территории Кремля?

(Мечеть Кул - Шариф, Благовещенский собор.)

Благовещенский собор был построен мастерами много лет тому назад.

Это очень красивое белокаменное строение (воспитатель показывает иллюстрации).

Мечеть Куль-Шариф была построена совсем недавно. Архитекторы создали очень красивое строение, украшенное арочными конструкциями, формами тюльпана, которое возвышается над стенами Кремля (воспитатель показывает иллюстрации).

Дети, мы сегодня много говори о нашем крае нашему краю, а сейчас я хочу, чтобы вы нарисовали, про него, а что вы будете рисовать, подумайте, это может быть лес, поля, речки, красивые места города Рыбное. Из ваших рисунков составим книгу о красоте природы наших родных мест.

Воспитатель: Предлагаю сесть за столы, взять материал и приступать к работе.

Дети рисуют восковыми карандашами под музыку, все работы рассматривают.

Ой, ребята, какие красивые рисунки вы нарисовали, замечательная книга получится. Разрешите на прощанье, угощенья вам раздать.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по России и по родному краю. О многом мы вспомнили, многое узнали.

Рефлексия

Дети, сегодня мы говорили о нашей Родине. Скажите, в какой республике мы живем?

Назовите столицу Республики Татарстан?

На какие части разделен Государственный флаг Татарстана?

Что изображено на гербе республики?

Какие достопримечательности города находятся на территории Казанского Кремля?

Любите ли вы свой город?

Молодцы, теперь вы знаете, в какой республике мы живем, знаете символику родного края. Наше занятие я хочу закончить строками из стихотворения татарского поэта Сибгата Хакимова.

Спросите нас: - Откуда вы?
Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасем стада,
Качаем нефть, грузим суда,
В свободном Татарстане.

елена асанова
Занятие в старшей группе «Моя Родина - Татарстан»

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №8 «Зоренька»

Конспект НОД в старшей группе

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема : «Моя Родина - Татарстан » .

Работу выполнила

воспитатель

Асанова Елена

Константиновна.

г. Набережные челны 2014

Тема : «Моя Родина - Татарстан » .

Цель : продолжать формировать у детей представление о том, что такое Родина , родной край; познакомить с природными богатствами Республики Татарстан ; развивать связную речь, активизировать словарь; воспитывать любовь к родному краю, к её природе, бережное отношение к ней. Познакомить с географической картой; развивать речь и память у детей.

Программа : «От рождения до школы» .

Возраст : Старшая группа (5-6 лет) .

Направление : Формирование целостной картины мира.

Основная образовательная область : Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Познание» , «Социализация» , «Музыка» , «Художественное чтение литературы» , «Физо» .

Виды детской деятельности в НОД : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи :

Образовательные :

обогащать знания детей о республике, чем богат и знаменит родной край;

формирование обобщённого представление о Республике Татарстан ;

формирование целостной картины мира;

Речевые :

расширять и активизировать словарь существительных по данной теме;

развитие лексико-грамматических представлений;

активизировать словарь;

Воспитательные :

воспитывать любовь к родному краю;

воспитывать дружеские отношения, толерантность между детьми разных национальностей; выработать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога;

формировать навык работы в коллективе;

Методы и приёмы : методы : игровые, словесные, наглядные. Приёмы : вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, самооценка.

Наглядные средства обучения : слайды с изображением карты Республики Татарстан , герба и флага Республики Татарстан , слайды с изображением насосов качающих нефть, автомобиля КАМАЗ, городов Татарстана , запись гимна Республики Татарстан .

Организация детей : 1. Свободная; 2. На стульчиках; 3. На коврике;

Словарная работа : Родина , кара итек, котёл, Казан, нефть, скважина, многонациональная.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображений городов Татарстана ; рассматривание флага и герба Республики Татарстан ; чтение произведений; подготовка демонстративного материала, подбор аудиозаписи с гимном Татарстана ; подбор художественного слова, изучение методической литературы.

Структура :

1 часть вводная (организационный момент) ;

2 часть основная (беседа, вопросы, рассказы) ;

3 часть заключительная (подведение итогов, чтение детьми пословиц о родине ) ;

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл мальчик по имени Марат. Как вы думаете, из какой республики он к нам приехал?

Дети : Марат приехал к нам из Республики Татарстан .

Воспитатель : Правильно. А как вы догадались?

Дети : На нём, одет татарский костюм .

Воспитатель : Молодцы. На нём, одет татарский национальный костюм . Вы много раз видели татарские костюмы , все они разные и очень красивые. Мальчик Марат одет в чёрные брюки, красивую рубашку, поверх которой одет жилет, на его ногах чёрные сапоги, а на голове тюбетейка. Ребята, давайте с вами вспомним, как будут звучать на татарском языке названия одежды Марата. Вова, как будет на татарском языке белая рубашка ?

Вова : На татарском языке белая рубашка будет - ак клмк.

Воспитатель : Молодец Вова. Ильнур, а как будет на татарском языке чёрные брюки ?

Ильнур : Кара чалбар.

Воспитатель : Правильно, Ильнур. Розалина, а как будет на татарском языке тюбетейка ?

Розалина : Тбтй.

Воспитатель : Умница Розалина. Но на Марате ещё одеты чёрные сапоги, на татарском языке это звучит так – кара итек.

Ребята, а скажите мне пожалуйста, в какой республике живём мы с вами?

Никита : Мы живём в Республике Татарстане .

Воспитатель : Молодец Никита.

Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя . С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно также неразрывно связан он и со своей Родиной - местом , где родился и вырос . Послушайте стихотворение о родном крае :

«Люблю мой край…

Как странно это слышать :

Ведь каждый человек свой любит край!

И небо здесь синее, солнце выше,

И в цвет сирени здесь окрашен май!

Люблю мой край!

Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я, думаю, мне больше не найти!

Вот и я хочу сегодня поговорить с вами о родном крае, о нашей Родине – о Республике Татарстан . Наша республика очень большая и красивая. У неё есть свой государственный флаг и герб (показ флага и герба, а ещё у неё есть свой гимн, который написал татарский композитор Рустем Яхин (показ фото) . Дети, давайте с вами встанем и послушаем гимн Республики Татарстан (звучит гимн) . Садитесь ребята. А теперь давайте с вами посмотрим на флаг Республики Татарстан ещё раз . Скажите мне пожалуйста, на какие части разделён флаг Татарстана ?

Дети : Государственный флаг разделён на три части : зелёную, белую и красную.

Воспитатель : Правильно. Каждый цвет имеет своё значение. Красный – цвет солнца, огня. Зелёный – цвет живой природы и молодости, а белый цвет означает символ чистоты и мира (показ флага) .

На государственном гербе Республики Татарстан (показ герба) изображён крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок – долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зелёного кольца золотом написан татарский орнамент , символизирующий красоту и плодородие нашей земли .

А сейчас давайте рассмотрим карту Республики Татарстан (показ карты) . Ребята, посмотрите, на карту Республики Татарстан . Каким цветом она обозначена?

Дети : Она обозначена зелёным цветом.

Воспитатель : Правильно, она обозначена зелёным цветом. А кто знает, что означает зелёный цвет на карте?

Дети : Зелёный цвет означает цвет травы и леса.

Воспитатель : Правильно дети – это леса и луга. Посмотрите, как много лесов в нашей республике и мы стараемся их беречь и приумножать. Ещё на карте мы с вами видим голубые ленты, как вы думаете, что они означают?

Дети : Наверно реки.

Воспитатель : Молодцы ребята – это реки. Какая самая широкая река протекает в нашей республике?

Дети : Волга.

Воспитатель : Молодцы. Волга, одна из самых длинных и полноводных рек России. А, как называется река, на которой стоит наш город?

Дети : Это река Кама.

Воспитатель : Правильно.

Вы наверно уже чуть-чуть устали? Давайте с вами немного отдохнём. Выходите все ко мне, проведём с вами физкультминутку.

«Территория нашей республики очень большая (руки в стороны) . По многоводным рекам плывут красивые корабли (изображать волны) . В лесах растут высокие деревья (руки вверх) . В чаще леса живут косолапые медведи (изображаем медведей, серые зайцы (прыжки, рыжие лисицы (изображают лисиц) . На полях порхают разноцветные бабочки (взмахи руками, прыгают зелёные кузнечики (прыжки) ».

Молодцы ребята, садитесь на свои места. Давайте с вами продолжим нашу беседу о Республике Татарстан .

Ребята, кто сможет сказать, как называется столица Республики Татарстан ?

Вова : Столица Республики Татарстан – Казань .

Воспитатель : Молодец Вова.

Город Казань, очень большой и красивый город. Много легенд связано с названием этого города. Казан – по-татарски котёл : посуда для приготовления пищи. Как гласит, легенда, вечером усталые воины остановились на ночлег, стали готовить пищу. Один из воинов взял казан, пошёл за водой, уронил его в реку и стал кричать : «Ай, казан, казан!» : отсюда и пошло – то место стали называть Казань, а по - татарски Казан . Ребята, а какие города Республики Татарстан вы ещё знаете ?

Дети : Набережные Челны, Нижнекамск, Бугульма, Чистополь, Альметьевск, Елабуга и другие.

Воспитатель : Молодцы, всё правильно. Ребята, знаете ли вы, как называется этот автомобиль?

Дети : Да, это машина Камаз.

Воспитатель : Правильно, это автомобиль Камаз. А в каком городе его, выпускают?

Дети : В городе Набережные Челны.

Воспитатель : Да, его выпускают в нашем любимом и родном городе Набережные Челны. Скажите, что нужно автомобилям, чтобы они могли двигаться?

Дети : Бензин, горючее.

Воспитатель : Правильно. А кто знает, из чего делают бензин?

Дети : Бензин делают из нефти.

Воспитатель : Да, бензин делают из нефти. Нефть добывают в городах Бугульме и Альметьевске. Нефтяники бурят скважины, качают нефть из земли мощными насосами (показ слайдов с изображением насосов, качающих нефть) . Республика Татарстан обеспечивает нефтью всю нашу страну. Но города Татарстана славятся ещё и другим. Например, в городе Чистополь на часовом заводе делают красивые часы. Нижнекамск славится производством шин для автомобилей. Каждый город Татарстана чем-то славится , но в нашей республике, кроме городов есть ещё и сёла, в которых выращивают богатый урожай. Татарстан – это земледельческий край. На его полях выращивают много разных культур. Какие культуры выращивают у нас?

Дети : На полях выращивают гречку, овёс, горох.

Воспитатель : Правильно, а основное богатство нашей республики – это хлеб. Труженики полей выращивают рожь и пшеницу.

Республика Татарстан многонациональная республика. Во всём Татарстане , проживают люди разных национальностей : татары , удмурты, русские, чуваши и многие другие. Все они живут в мире и согласии. Вместе трудятся, отдыхают, строят дома, города, приумножают богатства родного края и заботятся о нём.

Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озёрах будет много рыбы. Всё это – наше с вами богатство. Любить свою Родину , природу – это, значит, и беречь её, и заботиться о ней, и дружить с нею!

Воспитатель : Ребята, а вы любите свою Родину ?

Дети : Да.

Воспитатель : А за что вы любите свою Родину ?

Дети : Потому, что мы здесь родились .

Воспитатель : Ребята, давайте в конце нашего с вами занятия вспомним пословицы и поговорки о Родине .

Нет ничего краше, чем Родина наша .

Жить – Родине служить .

У нас тот герой, кто за Родину горой .

Всякому мила родная сторона.

Человек без Родины своей , что без песни соловей.

Без Родины милой будешь птицей бескрылой.

Люби Родину , как мать родную.

Родина краше солнца , дороже золота.

Для Родины своей сил не жалей .

Воспитатель : Вот и подошло к концу наше занятие . Вам оно понравилось? А что именно вам понравилось? Что нового вы узнали о нашей республике?

Организация: МБДОУ Шалинский ДС «Тургай» Пестречинского МР Республики Татарстан

Населенный пункт: Республика Татарстан, село Шали

Цель: продолжать знакомить детей с национальными традициями татарского народа; воспитывать уважения к обычаям и традициям; воспитывать уважения к родному языку с национальными песнями и танцами; повышать словарный запас у детей.

Действующие лица: бабушки, внучка, гости – дети.

Оформление зала: зал оформлен празднично- вышитые полотенца, на столе самовар с чашками, шерстяная пряжа.

Предварительная работа: заучивание стихов, песен, пословиц; ознакомление детей с татарскими народными обычаями; разучивание танцев.

Ход мероприятия.

Бабушка пряла пряжу, девочка сидит в сторонке с ноутбуком. В это время слышится стук в дверь.

Бабушка: дочь, кажется, в дверь стучат. Иди, посмотри.

Девушка: хорошо, бабушка.

Входит бабушка по соседству.

Бабушка по соседству: здравствуйте! Как поживаете?

Бабушка: здравствуй, соседка. Зашла вовремя. Дети уехали в гости. Давай сядем и помолимся.(Бабушки читают молитву). Вот мы с внучкой сидим и скучаем. Эх, были же у нас молодые годы. Парни гуляли по улицам, пели и играли на гармони, а девушки сидели дома, ожидая парней. Эх, нынешняя молодежь забыли те игры, которые мы играли раньше. Ведь сейчас век компьютеров, телевизоров.

Бабушка по соседству: Так ты правильно говоришь, каждый сидит дома. Они не умеют красиво петь, танцевать. Они не умеют веселиться. Не знают что такое посиделки.(аулак ой)

Девушка: Бабушка, а что такое аулак ой? Расскажи, пожалуйста.

Бабушка: это дом, в котором девушки оставались одни; и к девушкам приходили парни. И тогда все шутили, пели, танцевали, говорили частушки.

Девушка: бабушка, дедушка, научите нас тоже тому, как вы играли, пели и плясали.

Бабушка: с удовольствием. Сегодня именно ваши родители уехали в гости. Давайте вспомним прошлое.

Бабушка по соседству: Действительно, давайте мы их вспомним.

Девушка: только другим не говорите.

Бабушка: дочь, приведи в порядок дом. Дом, в котором приезжают гости, должен быть чистым, красивым.

Бабушка по соседству: вот и девушки пришли. Встречай гостей.

(Под музыку девчонки сидят и начинают вышивать).

Бабушка по соседству: если бы мы пели какие-нибудь песни,тогда девочки работали бы быстрее, и было бы приятно. Давайте споем родную песню «Родной язык».(звучит песня)

Татарским мой родной язык зовется:

Аллахом мне и матерью он дан.

Я говорю на нем, и сердце гордо бьется-

Татарин я, я- сын твой, Татарстан!

В нем песнь Тукая, кол Гали раздумья,

Мусы Джалиля пламенный завет.

Его забыть иль не любить смогу ль я.

Он - кладезь мудрости, он- правды нашей свет.

Читаю стих, пою с благоговеньем-

В нем все прекрасно: каждый звук и слог.

Он -мой родник любви вдохновенья,

Начало всех моих земных дорог!

Бабушка: девочки, когда мы собрались вместе, мы играли в разные игры. Давайте поиграем в одну из древних игр «Йозек салыш».

Игра: «Йозек салыш».

Девочки! девочки! Ребята пришли? Пустим?

Давайте, пригласим. Пусть чуть-чуть посидят с нами.

(парни заходят)

Здравствуйте, девушки-красавицы!

Здравствуйте!

(Все вместе поют песню «Челтэрле»)

Бабушка: о, наша молодежь молодец! Когда приехали в аулак ой, играли в разные игры. Например: «Капкалы», «Ачык авыз», «Такмак әйтү», «Тәгәрәтешле» и другие игры.

Девушка: давайте и мы будем играть в игру «Капкалы».

Игра: «Капкалы».

Песня: «Бию такмаклары»

Татарский танец в исполнении девушек.

Игра: « Чума урдэк»

(играет музыка)

Бабушка по соседству: ой, какая красивая мелодия, хочется танцевать.

(Начинает танцевать)

Песня: «Шома бас»

Танец «Чын егетлэр» в исполнении мальчиков

Песня «Эпипэ»

Бабушка: Наши дети вместе с прежними песнями и танцами очень хорошо поют современные танцы. Теперь наши девушки представляют свой танец.

Ритмичный танец

Бабушка: Спасибо вам всем, отдохнули весело.

Девушка: (разговаривает по телефону) девчонки! Родители скоро будут.

Бабушка: дети приведите дом в порядок! (уборка дома)

Бабушка по соседству: было очень весело, вспоминали молодость. Хорошо, что зашла. Так что наши обычаи не теряются, есть и те, кто их продолжает. Спасибо вам, ребята! Пусть так будет всегда! Я уже пойду, живите благополучно. Сами приходите к нам в гости.

Дети: Спасибо вам. И нам пора уходить. До свидания!

Песня: «Матур булсын».


Сценарий проведения праздника ко Дню республики «Татарстан - моя республика»

Цель: Формирование любви к родному краю, к своей республике.

Задачи:

- закрепление знаний детей о символике республики Татарстан ;

- развивать речевую активность детей;

Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родному краю, к своей республике, чувство гордости за неё.

Звучит Марш Салиха Сайдашева. Зал украшен по-праздничному: разноцветные шары, флажки.

Воспитатель : Ис ә нмесез, балалар! Здравствуйте, дети! Как вы думаете, по какому поводу мы собрались? (Мы собрались отмечать день нашей Республики). У нас сегодня необычный праздник: день рождение нашей республики. Как называется она? (Татарстан)

Мин яратам сине, Татарстан! Ал та ң нары ң ө чен яратам. К ү к к ү кр ә п, яшен яшьн ә п яуган, Я ң гырлары ң ө чен яратам.

В начале праздника послушаем гимн Татарстана.

Дети встают.

Звучит гимн Татарстана . Дети садятся.

Воспитатель : Автором гимна является выдающийся татарский композитор Рустам Яхин.

День Татарстана – один из самых главных государственных праздников республики. В состав Татарстана входят разные города, поселки, села. Как называется наш город? (Казань) Казань - является столицей Татарстана. Наш город большой или маленький? (Большой). Ребята, посмотрите на экран, какие достопримечательности нашего города вы видите? (Кул Шариф, цирк, Национальный музей, Театр оперы и балета, театр имени Г. Камала, Театр кукол Экият, Чаша, футбольный стадион Казань Арена). Молодцы!

У каждой страны и республики есть свои символы – флаг и герб. Посмотрите на флаг Татарстана . Назовите цвета на флаге? (Зеленый, белый, красный.) А что означают эти цвета? (Зеленый цвет на флаге – это цвет весны и молодости, белый цвет – означает чистоту, а красный цвет – это цвет солнца, энергии и силы.)

А теперь посмотрите на герб нашей республики . Что там изображено? (Белый барс.) Это необычный барс – он крылатый. Как вы думаете, что означает крылатый белый барс?(свободолюбивость и независимость нашей республики ). Ребята, Родина для каждого человека дорога, любима, только на Родине человек бывает по - настоящему счастлив.

1 Ребенок:

Люблю Отчизну я, Широкие просторы. Страна моя, Казан ь моя, Леса, поля и горы!

2 ребенок: Чащи лесов и просторы полей Свежесть рассвета над озером алым, Всё, без чего не прожить на земле, Родиной нежно, с любовью назвали!

3 ребенок:

Иркен һәм матур да

Безнең туган илебез.

Урманга бай, суга бай

Гөлбакчалы илебез!

4 ребенок:

Здесь людям радостно живётся

Здесь славен мирный труд людей.

Всё это родиной зовётся

Великой родиной моей!

Флешмоб на песню Тынычлык җыры.

Воспитатель : Татарстан – многонациональная республика . Здесь в дружбе и в согласи и проживают татары , русские, чуваши, башкиры, и все они между собой разговаривают на разных языках. Ребята, скажите пожалуйста, а на каких языках мы с вами общаемся? (На русском и татарском). Правильно! И русский, и татарский язык в нашей республике являются государственными языками.

1 ребенок: Знай татарский ты язык, Знай и русский ты язык. Оба очень нам нужны, Одинаково важны.

2 ребенок: Татарча да яхшы бел, Русча да яхшы бел. Икесе дә безнең өчен Иң кирәкле, затлы тел.

3 ребенок:

Будем вместе мы стараться,

Будем крепко мы дружить,

По татарски и по русски,

Будем все мы говорить!

Песня И туган тел!

Воспитатель: Какой же праздник без игр. (Проводятся игры: “Собери пазл”, “ Кто шустрее?” )

1 ребенок: По светлой дороге мы идем, Вокруг веселье, песни, смех. Ты Родина дружбы и добра, Мой Татарстан – ты лучше всех !

2 ребенок:

Нинди матур минем Туган илем,

Җ ир шарында ти ң д ә ш юк а ң ар!

Ки ң кырларда ус ә мул игенн ә р,

Шаулап ага озын елгалар.

3 ребенок:

Наш Татарстан дружбой славится, И жить нам в Татарстане очень нравится!

Дети исполняют песню «Мин яратам сине, Татарстан»

Воспитатель : Ребята, наш праздник , посвященный ко дню рождения республики Татарстан, подходит к концу. Мы пожелаем нашей республике стать еще благополучней, краше и богаче. А мы будем любить и беречь её.