Шишкин его работы. Художник Шишкин Иван Иванович: картины и их описание. Интересные факты из жизни Ивана Шишкина

Сегодня мы поговорим о самом ярком, талантливом представителе русского искусства, русском пейзажисте, последователе Дюссельдорфской художественной школы, рисовальщике гравюр и аквафортисте Шишкине Иване Ивановиче. Родился гений кисти зимой 1832 года в городе Елабуге в семье знатного купца Ивана Васильевича Шишкина. С детства, проживая на окраине деревни, Иван Шишкин любовался просторами жёлтых полей, широтой зелёных лесов, голубизной озёр и рек. Повзрослев, все эти родные пейзажи не выходили у парня из головы и он решил выучиться на живописца. Как видим, у него это отлично получилось и мастер оставил после себя огромный след в истории русской культуры и живописи. Его гениальные работы настолько натуральны и красивы, что известны не только на его Родине, но и далеко за её пределами.

А сейчас о его работах мы расскажем подробнее:

«Утро в сосновом лесу» (1889)

Эту работу Ивана Шишкина знают все, мастер кисти много рисовал лесные гущи и тропы, но эта картина самая любимая, ведь в композицию вписаны игривые и чудные медвежата, играющие на поляне возле сломанного дерева, которые делают работу доброй и милой. Мало кто знает, что авторами этого полотна было два художника Константин Савицкий (нарисовал медвежат) и Иван Шишкин (изобразил лесной пейзаж), но коллекционер по фамилии Третьяков стёр подпись Савицкого и автором картины считают одного Шишкина.

Кстати, на нашем сайте сайт есть увлекательная статья с очень красивыми . Советуем к просмотру.

«Берёзовая роща» (1878)

Не воплотить на полотне русскую народную красавицу, стройную, высокую берёзу художник просто не мог, поэтому и нарисовал эту работу, где изобразил не одну чёрно-белую красотку, а целую рощу. Лес словно только что проснулся, и поляна наполнилась утренним светом, солнечные лучи играют среди белых стволов, а по извилистой тропке, ведущей в лес прогуливаются прохожие, любуясь красивым утренним пейзажем.

«Ручей в берёзовом лесу» (1883)

Картины Ивана Шишкина по праву можно считать настоящими шедеврами, ведь он так искусно передавал в них все тонкости природы, блики солнечных лучей, породы деревьев и, даже кажется, шум листвы и пение птиц. Вот и это полотно передаёт журчание ручья в берёзовой роще словно ты сам очутился среди этого пейзажа и любуешься этой красотой.

«На севере диком» (1890)

Обожал мастер снежную зиму, поэтому в его коллекции полотен есть и зимние пейзажи. Красавица ель засыпана снегом на диком севере в огромном сугробе, красиво стоит среди зимней пустыни. Когда смотришь на эту зимнюю красоту хочется всё бросить, схватить санки и пуститься со скользкой горки по холодному снегу.

«Мухоморы» (1878-1879)

Посмотрите, как натурально изображены грибы мухоморы на этой картине, как точно переданы цвета и изгибы, словно они вот-вот совсем недалеко от нас стоит лишь протянуть руку. Красавцы мухоморы, ах как жаль, что они такие ядовитые!

«Две женские фигуры» (1880)

Женскую красоту невозможно скрыть от мужского взгляда, а от художника тем более. Вот и живописец Шишкин изобразил на своём полотне две изящные женские фигуры в модных нарядах (красного и чёрного цвета) с зонтами в руках, прогуливающихся по лесной тропинке. Заметно, что у этих очаровательных дам приподнятое настроение, ведь прелесть природы и свежий лесной воздух наверняка к этому располагают.

«Перед грозой» (1884)

Глядя на эту картину, поражает воображение тот факт, что всё это нарисовано по памяти, а не с натуры. Такая точная работа требует от художника много времени и сил, а стихия может разыграться за считаные минуты. Посмотрите сколько здесь оттенков синего и зелёного цвета и как точно изображено настроение приближающейся грозы, что кажется, чувствуешь всю тяжесть влажного воздуха.

Иван Шишкин часто видел данный пейзаж вживую, так как в деревне всё просыпались до рассвета. То, как утренний туман опускался на луга и поля приводило его в полный восторг и изумление, казалось, что молочная река растекается на всей поверхности, окутывая леса и озёра, деревни и все околицы. Небо, земля и вода - три самые главные стихии, гармонично дополняющие друг друга, - вот главная идея картины. Природа словно просыпается от сна и умывается утренней росой, а река снова пускается в свой извилистый путь, достигая глубин, вот что приходит на ум, когда смотришь на эту шишкинскую картину.

«Вид Елабуги» (1861)

Иван Шишкин никогда не забывал откуда он родом и очень любил свой родной край. Именно поэтому он часто рисовал свой родной город Елабуг. Данная картина исполнена в чёрно-белых тонах, и жанре эскиза или этюда, набросанного простым карандашом, казалось бы, несвойственном мастеру кисти, но, как видим, Шишкин рисовал не только маслом и акварелью. TopCafe призывает и вас на забывать места, откуда вы родом, и иногда возвращаться туда.

Каждое природное явление не осталось незамеченным художником, даже лёгкие и пушистые облака, за которыми он обожал наблюдать, а рисовать и подавно. Казалось бы, что могут рассказать вечно плывущие, синие перины, но живописец смог рассказать историю передвижения и жизненного пути сказочно красивых небесных тел.

«Бычок» (1863)

Художник-пейзажист обожал рисовать животных, которых очень любил с самого детства. Этот жанр в искусстве рисования называется «анимализм». Как натурально получился маленький бычок, глядя на это полотно хочется подойти к нему и погладить по спине, но, к сожалению, это всего лишь рисунок.

«Рожь» (1878)

Один из самых известных пейзажей Шишкина после картины «Утро в сосновом лесу». Всё очень просто: летний солнечный день, в поле колосится золотая рожь, а вдалеке видны высокие сосны-великаны, поле разделяет извилистая дорога, ведущая в глубину леса. Пейзаж очень знаком всем, кто родился в деревенской местности, смотря на него, кажется, что ты очутился дома. Красиво, натурально и очень реалистично.

«Крестьянка с коровами» (1873)

Живя в глубинке и видя всё своими глазами, живописец не мог не изобразить всю сложность крестьянской жизни и тяжкого крестьянского труда. Работа нарисована в стиле эскиза чёрно-белым карандашом, что придаёт ей некой давности или древности. Крестьяне издавна были связаны с землёй, скотоводством и ремёслами, но это только возвышает их в наших глазах, а художники помогают нам увидеть всю связь и красоту, изображая красивые и реалистичные картины.

Как мы видим, живописец умел красиво изображать не только любимые лесные пейзажи, но и портреты, которых в его коллекции, к сожалению, почти нет. Эта работа посвящена, я бы сказала, упитанному, румяному итальянскому мальчугану и его пятнистому телёнку. Жаль, что год написания самой работы и дальнейшая её судьба неизвестна.

Само название картины говорит о том, что хотел донести нам художник, видя такие картины вживую, Иван Иванович очень огорчался, ведь он обожал деревья и природу вокруг него. Он был против того, что человек вторгается в природу и крушит всё вокруг себя. Этой работой он пытался достучаться до человечества и остановить жестокий процесс вырубки лесов.

«Стадо под деревьями» (1864)

Мне кажется, что коровы - это самые любимые животные нашего живописца, ведь кроме лесных рощ и опушек, среди его работ, где есть животные встречаются только коровы, правда, не считая мишек на известном полотне, но как мы уже осведомлены их нарисовал другой художник, а не Шишкин. Живя в селе, я часто наблюдала подобную картину, когда стадо коров приходило на обеденную дойку и, дожидаясь своих хозяек, устраивалось поудобнее под разлогими деревьями. Видимо, Иван Шишкин в своё время наблюдал что-то похожее.

«Пейзаж с озером» (1886)

Зачастую у художника преобладают всевозможные оттенки зелёного цвета, но эта работа как исключение из правил, здесь центр пейзажа глубоко-синее, прозрачное озеро. Как по мне, очень красивый и удачный пейзаж с озером, жаль, что реки и озёра Шишкин рисовал очень редко, а как они у него замечательно получались!

«Скалистый берег» (1879)

Кроме своего родного края, любил мастер пейзажей и солнечный Крым, где каждый пейзаж - это настоящий райский уголок. У Шишкина есть целая коллекция картин, написанных на солнечном полуострове под названием Крым. Эта работа очень яркая и живая, здесь очень много света, оттенков и цвета, впрочем, как везде в Крыму.

Как некрасиво звучит это слово и как искусно, и красиво изобразил это природное явление наш мастер пейзажей. В одной работе собраны все оттенки коричневого и тёмно-зелёного (так сказать, болотного) цветов. Пасмурно и тускло, на небе нет ни одного облачка, солнечные лучи не прорезают пространство, и только две одинокие цапли пришли к воде.

«Корабельная роща» (1898)

Последняя и самая большая работа Шишкина заканчивает настоящую эпопею лесных пейзажей всей его жизни, показывающих настоящую богатырскую силу и красоту русской матушки природы. Рисуя лесные просторы, Шишкин пытался возвеличить и показать всем безграничные русские земли - настоящее народное богатство своей родины.

В заключение

Ещё при жизни Ивана Шишкина окрестили званием «Царь леса» и понятно почему, ведь среди многочисленных его картин больше всего лесных пейзажей в разное время года. Почему художник рисовал преимущественно лесные рощи непонятно, ведь есть очень много природных картин, но это его выбор, это как когда-то Айвазовский решил для себя рисовать одно только море. Иван Иванович Шишкин заслуженно считается одним из самых талантливых и любимых российских художников, а все его работы исполнены на высшем уровне. Вклад художника в российское искусство поистине колоссальный, безграничный и по-настоящему бесценный.

Иван Шишкин «живет» почти в каждом российском доме или квартире. Особенно в советское время хозяева любили украшать стены репродукциями картин художника, вырванными из журналов. Мало того, с творчеством живописца россияне знакомятся с раннего детства – мишки в сосновом лесу украсили обертку шоколадных конфет. Еще при жизни талантливого мастера величали «лесным богатырем» и «царем леса» в знак уважения за умение воспевать красоты природы.

Детство и юность

Будущий живописец родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Отца любили и уважали в небольшом провинциальном городке, Иван Васильевич даже несколько лет занимал кресло главы населенного пункта. По инициативе купца и на его же деньги Елабуга обрела деревянный водопровод, который до сих пор частично работает. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края.

Будучи человеком разносторонним и прагматичным, Иван Васильевич пытался заинтересовать сына Ваню естественными науками, механикой, археологией, а когда мальчик подрос, отправил его в Первую казанскую гимназию в надежде, что отпрыск получит блестящее образование. Однако юного Ивана Шишкина с детства больше привлекало искусство. Поэтому в учебном заведении быстро наскучило, и он бросил его, заявив, что превращаться в чиновника не желает.


Возвращение домой сына расстраивало родителей, тем более отпрыск, как только покинул стены гимназии, принялся самозабвенно рисовать. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток совершенно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Чтобы не гневить родителей, художник упражнялся в рисовании по ночам – так обозначились первые его шаги в живопись.

Живопись

До поры до времени Иван «баловался» кистью. Но однажды в Елабугу нагрянули художники, которых выписали из столицы для росписи церковного иконостаса, и Шишкин впервые серьезно задумался о творческой профессии. Узнав у москвичей о существовании училища живописи и ваяния, юноша загорелся мечтой непременно стать студентом этого чудесного учебного заведения.


Отец с трудом, но все же согласился отпустить сына в дальние края – при условии, что отпрыск не бросит и там учебу, а желательно превратится во второго . Биография великого Шишкина показала – слово перед родителем сдержал безупречно.

В 1852 году Московское училище живописи и ваяния приняло в свои ряды Ивана Шишкина, который попал под опеку художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. А начинающего живописца влекли пейзажи, в рисовании которых он самоотверженно и упражнялся. Вскоре о ярком таланте новой звездочки в изобразительном искусстве узнала вся школа: учителя и сокурсники отмечали уникальный дар рисовать обычное поле или реку очень реалистично.


Диплома училища Шишкину оказалось мало, и молодой человек в 1856 году поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую академию художеств, в которой тоже покорил сердца преподавателей. Иван Иванович прилежно учился и удивлял выдающимися способностями в живописи.

В первый же год художник отправился на летнюю практику на остров Валаам, за виды которого в дальнейшем получил от академии большую золотую медаль. За время учебы копилка живописца пополнилась двумя малыми серебряными и малой золотой медалями за картины с питерскими пейзажами.


После окончания академии Иван Иванович получил возможность усовершенствовать мастерство за границей. Талантливому выпускнику академия назначила специальную пенсию, и Шишкин, не обремененный заботами зарабатывать на кусок хлеба, отправился в Мюнхен, затем в Цюрих, Женеву и Дюссельдорф.

Здесь художник пробовал силы в гравировке «царской водкой», много писал пером, из-под которого вышла судьбоносная картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Светлая, воздушная работа отправилась на родину – за нее Шишкин получил звание академика.


Шесть лет знакомился с природой чужой страны, но тоска по родине взяла верх, Иван Шишкин вернулся на родину. В первые годы художник неустанно колесил по просторам России в поисках интересных мест, необычной натуры. Когда появлялся в Санкт-Петербурге, устраивал выставки, участвовал в делах артели художников. Живописец водил дружбу с Константином Савицким, Архипом Куинжди и .

В 70-х годах занятий прибавилось. Иван Иванович основал вместе с коллегами Товарищество передвижных художественных выставок, параллельно примкнув к объединению аквафортистов. Ждало мужчину и новое звание – за картину «Лесная глушь» Академия возвела его в ряд профессоров.


Во второй половине 1870-х годов Иван Шишкин чуть не лишился места, которое удалось занять в художественных кругах. Переживая личную трагедию (смерть жены), мужчина запил и растерял друзей и близких. С трудом взял себя в руки, с головой погрузившись в работу. В то время из-под пера мастера вышли шедевры «Рожь», «Первый снег», «Сосновый бор». Собственное состояние Иван Иванович описывал так: «Что меня теперь больше всего интересует? Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда».

Незадолго до смерти Ивана Шишкина пригласили преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств. Конец XIX века ознаменовался упадком старой школы художников, молодежь предпочитала придерживаться иных эстетических принципов, однако


Оценивая талант художника, биографы и поклонники Шишкина сравнивают его с биологом – в стремлении изобразить не романтизированную красоту природы Иван Иванович внимательно изучал растения. Прежде чем приступить к работе, ощупывал мох, мелкие листья, траву.

Постепенно формировался его особенный стиль, в котором проглядывались эксперименты с сочетаниями различных кистей, мазков, попытки передать неуловимые цвета и оттенки. Современники называли Ивана Шишкина поэтом природы, умеющим увидеть характер каждого уголка.


География творчества живописца широка: Иван Иванович вдохновлялся пейзажами Троице-Сергиевой Лавры, лесом на Лосином острове, просторами Сокольников и Сестрорецка. Художник рисовал в Беловежской пуще и, конечно, в родной Елабуге, куда приезжал в гости.

Любопытно, что Шишкин не всегда работал в одиночку. Например, писать картину «Утро в сосновом лесу» помогал анималист и товарищ Константин Савицкий – из-под пера этого художника на полотне ожили медвежата. Картина имеет две авторские подписи.

Личная жизнь

Личная жизнь гениального живописца сложилась трагично. Иван Шишкин впервые пошел под венец поздно – лишь в 36 лет. В 1868 году обвенчался по большой любви с сестрой художника Федора Васильева Евгенией. В этом браке Иван Иванович был очень счастлив, не переносил долгих разлук и всегда спешил раньше вернуться из командировок по России.

Евгения Александровна родила двух сыновей и дочь, и Шишкин упивался отцовством. Также в это время он слыл радушным хозяином, который с удовольствием принимал в доме гостей. Но в 1874 году супруга скончалась, а вскоре вслед за ней ушел и маленький сын.


С трудом оправившись от горя, Шишкин женился на собственной ученице, художнице Ольге Ладоге. Через год после свадьбы женщина умерла, оставив Ивана Ивановича с дочкой на руках.

Биографы отмечают одну особенность характера Ивана Шишкина. В годы учебы в училище он носил кличку Монах – так прозвали за угрюмость и замкнутость. Однако те, кто сумел стать для него другом, потом удивлялись, насколько мужчина говорлив и шутлив в кругу близких.

Смерть

Иван Иванович покинул этот мир, как и полагается мастерам, за работой над очередным шедевром. В солнечный весенний день 1898 года художник с утра засел за мольберт. В мастерской, помимо него, работал помощник, который и рассказал подробности смерти учителя.


Шишкин изобразил нечто вроде зевка, затем его голова просто опустилась на грудь. Врач поставил диагноз – разрыв сердца. Незаконченной осталась картина «Лесное царство», а последней завершенной работой живописца является «Корабельная роща», сегодня радующая посетителей «Русского музея».

Ивана Шишкина сначала похоронили на Смоленском православном кладбище (Санкт-Петербург), а в середине 20 века прах художника перевезли в Александро-Невскую лавру.

Картины

  • 1870 - «Сторожка в лесу»
  • 1871 - «Берёзовый лес»
  • 1878 - «Берёзовая роща»
  • 1878 - «Рожь»
  • 1882 - «На опушке соснового леса»
  • 1882 - «Опушка леса»
  • 1882 - «Вечер»
  • 1883 - «Ручей в берёзовом лесу»
  • 1884 - «Лесные дали»
  • 1884 - «Сосна на песке»
  • 1884 - «Полесье»
  • 1885 - «Туманное утро»
  • 1887 - «Дубовая роща»
  • 1889 - «Утро в сосновом лесу»
  • 1891 - «Дождь в дубовом лесу»
  • 1891 - «На севере диком…»
  • 1891 - «После шторма в Мери-Хови»
  • 1895 - «Лес»
  • 1898 - «Корабельная роща»

В 1832 году 25 января в городе Елабуга Вятебской губернии в семье купца Шишкина Ивана Васильевича рождается сын Иван. В казанской гимназии будущий художник получил свое первое образование.

После 4 лет обучения, Иван Шишкин поступает в московское училище живописи. В 1856, заканчивая училище он решает продолжить обучение в Петербурге и поступает в Академию Художеств.

За год учебы в стенах этого заведения художник не только мастерски овладел академическим рисунком, но и занимался живописью в пригороде Петербурга.

1860 год для Шишкина стал знаменательный получением важной награды — золотой медали Академии. Он и до этого получал награды, но они не имели такой значимости.

Путешествуя, Шишкин побывал в Мюнхене и в Цюрихе, где имел возможность заниматься в мастерских у известных художников. Благодаря произведению «» художнику присудили звание академика.

За пределами России Шишкин в совершенстве рисует произведения пером, чем заслуживает огромное внимание со стороны иностранцев, которых поразил невиданный талант русского художника.

Некоторые рисунки поместили в музей Дюссельдорфа, где их поместили вровень с произведениями знаменитых художников Европы.

В 1864 году живописец Шишкин возвращается обратно в Россию, т.к. за пределами Родины ему не представлялось возможным писать русский пейзаж. Он много путешествует по родной стране в поисках живописных мест.

Художник достаточно большое количество своих работ посвятил сосновому лесу, среди которых самыми известными считаются — "Сосновый лес " , "Утро в сосновом бору " , "" , "Ручей в лесу " .

Его картины были представлены на выставках, а также в Товариществе передвижных выставок. В 1873 году Шишкин в Академии Художеств получает звание профессора, и непродолжительное время занимается руководством учебной мастерской.

Женится Иван Шишкин лишь в 1977 году, его супругой становится художница Ольга Антонова-Лагода. Их дом часто посещают его коллеги и друзья.

Самое яркое полотно Шишкина "" было создано им в 1889 году. Эта картина пронизана утренним воздухом леса, чувствуется нетронутая человеком лесная глушь. Популярность этой картины до сих пор неизменна, именно поэтому данному произведению искусства нет равных.

Финальной работой художника является полотно "" , созданное им в 1898 году. Эта картина демонстрирует накопленный художником за всю его жизнь талант и мастерство.

Иван Шишкин краткая биография известного русского художника изложена в этой статье.

Иван Шишкин биография кратко

Известные картины Шишкина: “Осень”, “Рожь”, “Утро в сосновом бору”, “Перед грозой” и другие.

Иван Иванович Шишкин родился 13(25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, в семье небогатого купца.

С детских лет увлекался рисованием. Родители пытались привлечь его к занятиям торговлей, но безуспешно.

В 1852 году отправился в Москву для поступления в Училище живописи и ваяния и здесь впервые прошел серьезную школу рисования и живописи. Шишкин много читал и размышлял об искусстве и пришел к выводу, что художнику необходимо изучать природу и следовать ей.

В Москве он учился под руководством профессора А. А. Мокрицкого. В 1856–60 гг. продолжает свое обучение в Петербургской Академии художеств у пейзажиста С. М. Воробьева. Его развитие идет стремительно. С другими молодыми пейзажистами работал на острове Валаам. За свои успехи Шишкин получает все возможные награды.

В 1860 году был награжден Большой золотой медалью за пейзаж “Вид на острове Валаам”. Получение Большой золотой медали при окончании Академии в 1860 году дало Шишкину право на заграничную командировку, но сначала он отправился в Казань и дальше на Каму. Хотел навестить свой родной край. Только весной 1862 года он уехал заграницу.

В течение 3-х лет жил в Германии и Швейцарии. Занимался в мастерской живописца и гравера К. Роллера. Еще до своей поездки был известен как блестящий рисовальщик. В 1865 году за картину “Вид в окрестности Дюссельдорфа” получил звание академика. С 1873 года он стал профессором художеств.

И. И. Шишкин был первым из русских пейзажистов второй половины XIX века, придававшим огромное значение этюду с натуры. Тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной.

Шишкин занимался не только рисованием, но и в 1894 году начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств, умел ценить таланты.