Старт в науке. История игральных карт и карточных фокусов

Поделиться с друзьями: Известно: достаточно лишь зацепиться за интригу развивающегося действа, чтобы оказаться вовлеченным в хоровод новизны. Особенно если сюжет подразумевает некую парадоксальность. Свидетельствует английский писатель Сомерсет Моэм:
«- Любите карточные фокусы? - спросил мистер Макс Келада.
- Ненавижу, - ответил я.
- Я все же покажу вам один.
Он показал три».

Скорострельность текста не должна смущать - все изложено верно. Поистине дьявольская привлекательность карточных фокусов способна затянуть праздного зрителя на куда большее количество трюков.
В самом деле:
- колода игральных карт непостижимым образом меняет свой цвет в руках лауреата международного конкурса иллюзионистов Сергея Волкова;
- тузы, разложенные по столу, подчиняясь четким и уверенным движениям рук Александра Жабина, вдруг неожиданно оказываются собравшимися в одной пачке;
- карта, задуманная зрителями и затасованная ими в колоду, почти тотчас же обнаруживается внутри конверта, запечатанного сургучными печатями, - это демонстрирует Василий Руденко;
- шестилетняя Катенька Савицкая, дочь иллюзиониста, буквально из ничего молниеносно выстраивает огромный карточный дом.
И так далее. И тому подобное.
Какой магией пропитаны эти чудеса? Люди ли мастерски владеют картами, как рядовым сценическим реквизитом? Или карты столь очаровали людей, что притягивают их как магнит?
Напомню о коротком и островыразительном номере «Игрок» (постановка Михаила Харитонова). Исполнитель - народный артист России Владимир Данилин, удостоенный в 1991 году высшей мировой премии иллюзионизма - Гран-при международной Федерации магических обществ (ФИСМ).
На сцене появляется уверенный в себе маг. Невозмутимо и сосредоточенно он работает с колодой карт. Быстрые, но мягкие развороты. Безошибочные перебросы с легким налетом небрежности. Извлечения карт и вееров из воздуха. Графически четкая пластика. И зрители видят: да, перед ними мастер высшего класса. А тревожная музыка продолжает свой разбег, ритмы нагнетаются, и вдруг в движениях маэстро проступает смятенность. Если прежде он виртуозно управлял картами, то теперь уже они являют свое самостоятельное бытие, и магу поневоле приходится следовать тому, что диктует ему их стихия. А они затевают дьявольский хоровод, возникают в самых неожиданных местах, следуя своему собственному разумению. Одна из них, словно бесовское наваждение, даже вьется над головой изнемогающего повелителя. Итог трагичен - мастер погибает, не выдержав опустошающей динамики навязанного ему инобытия. Два невесть откуда извергающихся карточных потока завершают эту зрелищную притчу, и зал погружается в темноту...
Эту сценическую трактовку можно принять как вариант, а можно и отбросить. Но факт остается - простая колода карт обладает удивительной притягательностью. Почему?
Нам неизвестно доподлинно, когда и где они возникли. Лишь две легенды могут служить путеводными нитями в глубокую древность. Согласно первой, их создали индийские брамины около 800 года нашей эры. Другая же утверждает, будто карты появились в Китае примерно в 1120 году нашей эры - ими заинтересовался тогдашний правитель Сеун-Хо, чтобы развлечь своих наложниц. Зато исследователи зафиксировали момент появления игральных карт в Европе - 1376 год, Италия. Одни ученые полагают, что их завезли арабы-путешественники, другие считают, будто карты принесли с собой участники крестовых походов. Но никто не оспаривает, что индийские и китайские оригиналы были в Европе сильно переработаны. Следы итальянского и испанского влияния сохранились в наименовании колоды - Нейрис.

Трюк "Появление карточного домика". Исполняет Сергей Волков


Василий Руденко угадывает задуманные зрителями карты

«Обратите внимание, что игральны карты символизируют четыре великих особенности человеческой натуры, - писал в 1956 году американский исследователь Джесси Мюллер. - Любовь олицетворяется червовой мастью, страсть к знаниям отражают трефы, стремление к богатству может быть соотнесено с бубнами, а о смерти говорит пиковая масть». Интересное наблюдение, тем более что именно четыре карточных масти были изначально заявлены в Нейрис.
Европейская игра в карты, сложившаяся к 1480 году, в дальнейшем менялась незначительно. Правда, из исходной итальянской системы с ее мечами (аналог будущих пик), булавами (трефы), кубками (червы) и монетами (бубны) позже выделялись три:
- швейцарская - с желудями, розами, листьями и гербовыми щитами;
- немецкая - с желудями, листьями, сердцами и колоколами;
- французская - с трефами, пиками, червами и бубнами.
Наиболее устойчивыми оказались французские изображения мастей, которые после Тридцатилетней войны практически вытеснили остальную символику и теперь в ходу почти всюду. Однако привычная колода обрела любопытное многоголосие. Мелодию человеческих страстей дополнил мотив времени. В самом деле, красный и черный цвета созвучны представлениям о дне и ночи. 52 листа соответствуют числу недель в году, не всем понятный джокер напоминает о високосном годе. Я уж не говорю, что четыре масти вполне соотносятся с весной, летом, осенью и зимой. Если каждого валета оценить в 11 очков (он идет сразу после десятки), даму - в 12, короля - в 13, а туза принять за 1, то сумма очков в колоде составит 364. Добавив «единичного» джокера, придем к числу дней в году. Ну, а 13 лунных месяцев легко вывести из количества карт каждой масти. Чем не кодированный календарь?
Чрезвычайно трудно ответить на вопрос, когда был показан первый карточный фокус. Зато имя первого шулера в летописях сохранилось - Рикко де ла Молиньер. И год - 1495-й. С той далекой поры презрение к шулерам бросает свой недобрый отсвет и на труды волшебников развлекательного жанра. Конечно, использованное де ла Молиньером фальшивое снятие карт или наколки на их оборотной стороне входят в секретный арсенал тогдашних и нынешних фокусников. Однако мастера увеселений резко отделяют себя от карточных жуликов, всегда подчеркивая, что они всерьез чтут Уголовный кодекс.
«Фи, карты! Как это низко!» - говорили одни. И обосновывали: мол, неизвестно, какое сочетание карт складывается в лежащей на столе неразвернутои колоде, а потому исчезают преимущества глубокого стратегического мышления, остается упование на везение, риск, мгновенную тактическую перекрутку первоначального замысла. Оттого и становится возможным надувательство, ловкие выверты. Не то, что в шахматах, где позиции фигур открыты изначально, и величавость игры вызывает почтение. «Но ведь подлинная жизнь - это и есть риск, удачливость или банкротство!» - возражали другие. Что ж, понятно и это, людям часто приходится иметь дело с неизвестным. Карточная игра - не модель ли зигзагообразности, а зачастую и непредсказуемости жизненного пути?
Обрисованные мною две противоположные позиции общественного мнения были всегда. Отсюда - качание карточного «маятника». Например, английский король Генрих VIII в 1526 году объявил карты «дьявольской игрои» и поставил их вне закона, а в 1541 году этот запрет был снят. Так или иначе, но карты живы и по сей день, невзирая на некий присущий им оттенок сатанизма.
Если внешней стороной карточных действий оказываются азартная притягательность, гипнотизм чародейства и эффектность зрелищных аккордов, то каковы внутренние пружины этой захватывающей чертовщины? Первый, самый невысокий, уровень - использование особых, заранее подготовленных колод. Этакие ученические гаммы для начинающих. Шулера даже не удостаивают их своим вниманием. Ну что толку, если вся колода состоит, скажем, из семерки червей? Иное дело - фокусники. Для их загадочных священнодействий годится и такая примитивность. А знаменитейший австриискии чародей Йоханн Гофцинзер, сказавший однажды, что «любой фокус требует от начала до конца всего фокусника», даже разработал классификацию специальных карт, состоящую из пяти подразделений.
Гофцинзер - легендарная в карточном иллюзионизме личность. О нем рассказывают, что он изобрел более пяти тысяч карточных фокусов. Правда, сам он полагал, что ему принадлежит лишь около 60 оригинальных трюковых идей, остальное же - всего лишь композиционные находки. С именем этого уникального искусника связан второй класс потайных фокусных пружин, когда трюки выполняются с обычными картами, но без использования ловкости рук.

Один из немногих сохранившихся портретов Йоханна-Непомука Гофцинзера. Он похож на поэта или музыканта, не правда ли?

Вот пример. Заранее, еще до демонстрации трюка, сверху колоды кладутся четыре туза, а сама колода помещается на стол лицевой стороной вниз. Фокусник предлагает любому из зрителей поднять вверх около половины колоды (пачку А) и положить ее на стол рядом с оставшейся половиной - также лицом вниз. Далее следует снять верхнюю карту с А и не подсматривая ее, положить сверху оставшейся половины. Затем другой зритель должен проделать примерно то же самое с полу колодой А: снять с А верхнюю половину (это будет пачка Б) и положить ее на стол лицом вниз, после чего вернуть верхнюю карту, не подсматривая ее, с Б на А. Третий зритель обязан выполнить сходный прием с пачкой Б: верхнюю ее половину (пачку В) положить на стол лицом вниз, после чего вернуть, не подглядывая, верхнюю карту с В на Б. Фокус окончен. Когда же четвертый зритель переворачивает верхние карты каждой из четырех кучек, это оказываются тузы. Проделываемый в сравнительно быстром темпе фокус выглядит чрезвычайно эффектно, хотя почти не требует предварительного тренажа.
Наиболее распространено третье направление карточного волшебства - фокусы, включающие в себя предварительные раскладки и требующие известной ловкости рук. Именно в этом классе Гофцинзер явил свое величие, в нем чаще всего орудуют и шулера, и современные карточные чародеи.

Фрагмент выступления карточных фокусников в одном из скандинавских варьете

«Без некоторой ловкости pук, без этих увлекательных для самого исполнителя манипуляций, сообщающих его искусству пикантный азарт и известного рода спортивность, по которой, собственно говоря, коллеги оценивают фокусника куда строже, чем зрители - без этого трудно говорить о волшебнике, вышедшем на достойный уровень, - писал канадский исследователь иллюзионизма Сид Лоррэйн. - Ловкость рук здесь выступает подводной частью айсберга, а перекладки - всего лишь декоративная составляющая». Весьма точное и грамотное наблюдение, ибо, когда я побывал в одном из недавно открывшихся московских казино, где меня попросили продемонстрировать несколько фокусов с картами, один из руководителей шепнул: «Если можно - с ловкостью рук». Да, скрытая механика пальцев оттого и ценится специалистами, что ведет к захватывающим эффектам. Все незаметные подмешивания, особые укрывания карт в кистях, неуловимые подмены - вот арсенал такого рода трюков. А также известные многим фокусные сказки: «Шли четыре дамы, встретили четырех валетов, потом появились четыре туза...»
Через два десятилетия после смерти Гофцинзера его друг Георг Хойбек поведает Оттокару Фишеру о карточном чародействе замечательного мастера, и тот посвятит свою жизнь поискам материалов о нем. Но 18 фокусов карточного маэстро так и останутся загадкой. Например: из колоды вытаскиваются восемь любых карт, которые кладутся лицевой стороной на стол; зритель называет любую из мастей, и все восемь выбранных карт оказываются картами именно этой масти. Или: два туза кладутся на стол; из колоды достается одна карта, запоминается, снова вкладывается в колоду и затасовывается; один из тузов, лежащих на столе, вскрывается - оказывается, это вовсе не туз, а та самая извлеченная карта; потом в нее превращается и второй туз...
Наконец, последний, высший класс карточной магии - фокусы, основанные исключительно на ловкости рук.
По свидетельству иллюзиониста Э. Кио, русский фокусник Павел Соколов-Пассо «был настоящий самородок, пожалуй, единственный в своем роде. Он работал одновременно с двумя колодами карт, которые мгновенно появлялись и исчезали у него в руках. Карты «вытаскивались» из «носа», «уха», «рта» зрителей, они летали по воздуху, уменьшались и увеличивались в размерах. Известно, что карты все время находятся в руках у фокусника, но он так быстро перемещает их между своими пальцами, что они перестают быть видными зрителям. Попробуйте проделать это хотя бы с двумя-тремя картами - и вы тогда оцените мастерство Пассо, манипулировавшего с двумя колодами».

Павел Соколов-Пассо во время демонстрации трюка "Появление карточных вееров в обеих руках"

«Кто я? Откуда пришел? Куда иду?» - такие вопросы красовались на афише рядом с портретом человека в маске, уникального карточного мастера Хосе Антенора Гаго-и-Завала, маркиза д’Оригуэлы. В конце прошлого века он выступал в Мекке игорного бизнеса, знаменитом Монте-Карло, потрясая зрителей и удивляя специалистов. Обладая высочайшей техникой рук, он заставлял исчезать из колоды карты, только что выбранные зрителями, извлекая их затем из воздуха. Он бросал их до последнего ряда, и они, кружась в воздухе, возвращались к нему назад. Известные шулера, работавшие в игорных домах, приходили на его представления и придирчиво изучали бесподобную технику «человека в маске».

По внешнему виду Хосе Антенора Гаго-и-Завалы никогда не скажешь, что перед нами легендарный карточный фокусник "Человек в маске"

Но то было давно. А сейчас?
Макао - небольшое местечко вблизи Гонконга. Здесь, в казино, с наступлением темноты разворачивается игорный ад. Около полуночи набирает силу, раскручивается яростная, безжалостная игра. Огромные ставки, пачки нераспечатанных банкнот, ястребиное напряжение. «Главное лицо тут, видимо, молодая, очень молодая красивая китаянка, - рассказывает болгарский журналист Крум Босев. - Она тасует и раздает карты. Какое умение, какое изящество, какая красота! Когда она успела научиться этому искусству? Она берет нежными, тонкими пальцами, длинными, как у скрипачей-виртуозов, колоду карт, едва касается их, и они как будто сами двигаются, играют в ее руках, прилипают к ее пальцам. Она с молниеносной быстротой группирует их в идеальный полукруг, и так же молниеносно карты начинают вылетать из ее рук, как маленькие ракеты. Карты делают красивый правильный круг в воздухе и равномерно и точно падают в руки или перед руками игроков. И все это делается с необычайной элегантностью».
Хищность игры и изысканность пластики, денежная подоплека и свободная линия полета, презренные карты и чистые мелодии рук... На память приходит выступление Александра Попова, лауреата Всесоюзного конкурса иллюзионистов. Он продемонстрировал подлинную фантастику. Разделил колоду пополам - по половинке на каждую руку, началось наваждение. Карты на его ладонях поднимались вертикально, молниеносно смещались в стороны, выпуская снизу другие части колоды. Те, в свою очередь, раскрывались, подобно книге, и тотчас же захлопывались, пропуская внутрь себя новые пачки карт. При этом полуколоды вращались, разворачивались, перепадали и переносились то вверх, то вниз, так что глаз не успевал улавливать детали этого неимоверного быстродействия. Такое феерическое буйство длилось около 30-40 секунд - гигантское время для престидижитатора привыкшего мерить манипуляции долями секунды.
Когда же меня спрашивают о самом таинственном фокуснике, я всегда отвечаю: Шарлье! Он объявился тихо и неожиданно - в Лондоне. Замкнутый, молчаливый старик с пергаментной кожей и прядью седых волос. Когда? «Около 1874 года», - указывают отечественные историки иллюзионизма А. Вадимов и М. Тривас. «Около 1870 года», - отмечает немецкий исследователь Йохен Цмек. Старик этот поселился на окраине Лондона в маленькой мансарде и предложил называть себя Шарлье. Было ли имя настоящим? Это неизвестно и поныне. Откуда он взялся? И это по сей день остается загадкой.
Шарлье оказался карточным фокусником. Он не признавал никакого иного реквизита. «Величайший мастер в карточных манипуляциях», - отзывался о нем английский эксперт Анджело Льюис. Виднейшие чародеи того времени побывали у него в гостях, и он обучил их совершенно новым приемам работы с картами. Например, вольт (смена местами верхней и нижней полуколод) выполнялся только двумя руками. Шарлье предложил действовать одной, и этот прием вошел в историю карточного волшебства под названием «вольт Шарлье». Используя компьютерную терминологию, можно сказать, что он изобрел несколько пластических пальцевых программ для демонстрации своего рода супервозможностей. В частности, он разработал особую систему расположения карт в колоде - после перемешивания ее зрителями фокусник мог угадать, какую карту задумала аудитория. О публичных выступлениях Шарлье, увы, ничего неизвестно. На жизнь он зарабатывал, делая гравировальные надписи на часах и портсигарах...
В 1882 году Шарлье бесследно исчез, оставив после себя лишь изобретенные им карточные трюки и легенды. Вот одна из них. Видному иллюзионисту, посетившему Шарлье, он предложил перетасовать колоду, достать оттуда любую карту и положить ее на табурет лицом вниз, что тот и сделал. Из небольшого ящичка Шарлье извлек игральную карту с абсолютно чистой лицевой стороной. Держа ее в руках, принялся выполнять в воздухе какие-то «невероятно организованные жесты» над лежащей картой. Затем его руки замерли в пространстве, и на белой стороне карты проступило изображение той карты, что находилась на табурете! Потом Шарлье произвел несколько «разряжающих» пассов, и карта в его руках опять стала белой. И доныне этот трюк не разгадан. Иногда у меня закрадывается странная мысль: не тот ли принцип переноса карточного изображения использовал и Гофцинзер? А может, здесь не обошлось без парапсихологических эффектов?


Английские игральные карты с изображением театральных сцен (конец XVIII века)

В мае 1992 года в Москве побывал американский волшебник Тони Хассини. Он предлагал взять колоду, перетасовать ее, а затем произнести вслух названия двух любых карт. Например, выбрать шестерку и короля. Близкие карты, скажем, семерку и восьмерку, называть не рекомендуется, тогда фокус может не выйти. Назвали? Хорошо. Хассини щелкал по колоде, и карты, о которых вы упомянули, оказывались лежащими рядом - либо вплотную, либо (наихудший случай) разделенными какой-то одной картой. Мы проверяли Хассини, разворачивая колоду. Но все получалось именно так, как говорил маг.
Этот трюк практически не дает сбоев автоматически - можете проверить сами. Почему так получается, я не знаю. Тут проступает какая-то совершенно непонятная карточная мелодия. И авторы американских книг по искусству карточных фокусов тоже не знают. Может быть, вы сумеете разгадать загадку? Попробуйте...

О.БУЛАНОВА

Неизвестно доподлинно, когда и где возникли карты. Есть лишь две легенды. Согласно первой, их создали индийские брамины около 800 г. н.э. Другая утверждает, что карты появились в Китае примерно в 1120 г. н.э. – ими заинтересовался тогдашний правитель Сеун-Хо, чтобы развлечь своих наложниц.

Зато четко зафиксирован момент появления игральных карт в Европе – 1376 г., Италия. Одни ученые полагают, что их завезли арабы-путешественники, другие считают, будто карты принесли с собой участники крестовых походов.

Но никто не оспаривает, что индийские и китайские оригиналы были в Европе сильно переработаны. Следы итальянского и испанского влияния сохранились в наименовании колоды – Нейрис.

“Обратите внимание, что игральные карты символизируют четыре великих особенности человеческой натуры, – писал в 1956 г. американский исследователь Джесси Мюллер. Любовь олицетворяется червами, страсть к знаниям отражают трефы, стремление к богатству может быть соотнесено с бубнами, а о смерти говорит пиковая масть”. Интересное наблюдение, тем более что именно четыре карточных масти были изначально заявлены в Нейрис.

Европейская игра в карты, сложившаяся к 1480 г., в дальнейшем менялась незначительно. Правда, из исходной итальянской системы с ее мечами (аналог будущих пик), булавами (трефы), кубками (червы) и монетами (бубны) позже выделялись три: швейцарская – с желудями, розами, листьями и гербовыми щитами; немецкая – с желудями, листьями, сердцами и колоколами; французская – с трефами, пиками, червами и бубнами.

Наиболее устойчивой оказалась последняя, которая после Тридцатилетней войны практически вытеснила остальную символику и теперь в ходу почти всюду.

Однако привычная колода обрела любопытное многоголосие: мелодию человеческих страстей дополнил мотив времени: красный и черный цвета созвучны представлениям о дне и ночи, 52 листа соответствуют числу недель в году, не всем понятный джокер напоминает о високосном годе, а четыре масти соотносятся с весной, летом, осенью и зимой.

Если каждого валета оценить в 11 очков (он идет сразу после десятки), даму – в 12, короля – в 13, а туза принять за 1, то сумма очков в колоде составит 364. Добавив “единичного” джокера, придем к числу дней в году. Ну, а 13 лунных месяцев легко вывести из количества карт каждой масти. Получается кодированный календарь.

Чрезвычайно трудно ответить на вопрос, когда был показан первый карточный фокус. Зато имя первого шулера в летописях сохранилось – Рикко де ла Молиньер. И год – 1495-й. С той далекой поры презрение к шулерам бросает свой недобрый отсвет и на труды фокусников.

У карт вообще уникальная судьба… Одни не уважают игру в карты за то, что все подчиняется воле случая – и никакого стратегического мышления, как в шахматах. Лишь случай и риск. Другие возражали, что подлинная жизнь – это и есть риск, т.е. удача или банкротство. Карточная игра не модель ли зигзагообразности, а зачастую и непредсказуемости жизненного пути?

Эти две противоположные позиции общественного мнения были всегда. Английский король Генрих VIII в 1526 г. вообще объявил карты “дьявольской игрой” и поставил вне закона, а уже в 1541 г. запрет был снят.

Если внешней стороной карточных действий оказываются азартная притягательность, гипнотизм чародейства и эффектность зрелища, то каковы внутренние пружины? Первый, самый невысокий уровень – использование заранее подготовленных колод. Этакие ученические гаммы для начинающих. Шулера даже не удостаивают их своим вниманием.

Иное дело – фокусники. Для их загадочных священнодействий годится и такая примитивность. А знаменитейший австрийский чародей Йоханн Гофцинзер, сказавший однажды, что “любой фокус требует от начала до конца всего фокусника”, даже разработал классификацию специальных карт, состоящую из пяти подразделений.

Гофцинзер – легендарная в карточном иллюзионизме личность. О нем рассказывают, что он изобрел более 5000 карточных фокусов. Правда, сам он полагал, что ему принадлежит лишь около 60 оригинальных идей, остальное – лишь композиционные находки. С именем этого уникального искусника связан второй класс потайных фокусных пружин, когда трюки выполняются с обычными картами, но без использования ловкости рук. Т.е. работает чистая математика и расчет.

“Без некоторой ловкости рук, без этих увлекательных для самого исполнителя манипуляций, сообщающих его искусству пикантный азарт и известного рода спортивность, по которой, собственно говоря, коллеги оценивают фокусника куда строже, чем зрители – без этого трудно говорить о волшебнике, вышедшем на достойный уровень, – писал канадский исследователь иллюзионизма Сид Лоррэйн. – Ловкость рук здесь выступает подводной частью айсберга, а перекладки – всего лишь декоративная составляющая”. Весьма точное и грамотное наблюдение.

Через 20 лет после смерти Гофцинзера его друг Георг Хойбек поведает Оттокару Фишеру о карточном чародействе замечательного мастера, и тот посвятит свою жизнь поискам материалов о нем.

Высший класс карточной магии – фокусы, основанные исключительно на ловкости рук. По свидетельству иллюзиониста Э.Кио, русский фокусник Павел Соколов-Пассо “был настоящий самородок, пожалуй, единственный в своем роде. Он работал одновременно с двумя колодами, которые мгновенно появлялись и исчезали у него в руках. Карты “вытаскивались” из “носа”, “уха”, “рта” зрителей, они летали по воздуху, уменьшались и увеличивались в размерах. Известно, что карты все время находятся в руках у фокусника, но он так быстро перемещает их между своими пальцами, что они перестают быть видными зрителям. Попробуйте проделать это хотя бы с двумя-тремя картами – и вы тогда оцените мастерство Пассо, манипулировавшего с двумя колодами”.

“Кто я? Откуда пришел? Куда иду?” – такие вопросы красовались на афише рядом с портретом человека в маске, уникального карточного мастера Хосе Антенора Гаго-и- Завала, маркиза д’Оригуэлы. В конце XIX в. он выступал в знаменитом Монте-Карло, потрясая зрителей и удивляя специалистов.

Обладая высочайшей техникой рук, он заставлял исчезать из колоды только что выбранные зрителями карты, извлекая их затем из воздуха. Он бросал их до последнего ряда, и они, кружась в воздухе, возвращались к нему назад. Известные шулера, работавшие в игорных домах, приходили на представления и придирчиво изучали бесподобную технику.

Но самым таинственным фокусником, по мнению специалистов, является Шарлье, замкнутый, молчаливый старик с пергаментной кожей и прядью седых волос. Он объявился тихо и неожиданно – в Лондоне, около 1870 или 1874 г. Он поселился на окраине в маленькой мансарде и предложил называть себя Шарлье.

Шарлье был карточным фокусником. Он не признавал никакого реквизита. “Величайший мастер в карточных манипуляциях”, – отзывался о нем английский эксперт Анджело Льюис. Виднейшие мастера того времени побывали у него в гостях, и он обучил их совершенно новым приемам. Например, вольт (смена местами верхней и нижней полуколод) выполнялся только двумя руками. Шарлье предложил действовать одной, и этот прием вошел в историю под названием “вольт Шарлье”.

О публичных выступлениях Шарлье, увы, ничего неизвестно. На жизнь он зарабатывал, гравируя надписи на часах и портсигарах.

В 1882 г. Шарлье бесследно исчез, оставив после себя лишь изобретенные им карточные трюки и легенды. Вот одна из них: видному иллюзионисту, посетившему его, он предложил перетасовать колоду, достать оттуда любую карту и положить лицом вниз. Из небольшого ящичка Шарлье извлек карту с абсолютно чистой лицевой стороной. Держа ее в руках, принялся выполнять в воздухе какие-то “невероятно организованные жесты” над лежащей картой.

Затем его руки замерли в пространстве, и на чистой стороне карты проступило изображение выбранной карты! Потом Шарлье произвел несколько “разряжающих” пассов, и карта в его руках опять стала белой.

В мае 1992 г. в Москве побывал американский волшебник Тони Хассини. Он предлагал взять колоду, перетасовать ее, а затем произнести вслух названия двух любых карт. Например, выбрать шестерку и короля. Близкие карты, скажем, семерку и восьмерку, называть не рекомендуется, тогда фокус может не выйти.

Зрители называли. Хассини щелкал по колоде, и названные карты оказывались лежащими рядом – либо вплотную, либо (наихудший случай) разделенными какой-то одной картой. Специалисты-коллеги проверяли Хассини, разворачивая колоду. Но все получалось именно так, как планировал фокусник.

По материалам Анатолия Карташкина

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

"Предмет математики настолько серьезен,что полезно не упустить случая,сделать его немного занимательным»

Б. Паскаль

При первом знакомстве на уроке математики учительница пообещала угадать дату рождения каждого ученика нашего класса, если мы будем быстро и правильно выполнять предлагаемые ею арифметические действия. Сначала мы должны были день своего рождения умножить на 2, к полученному числу прибавить 5, полученный результат умножить на 50 и, наконец, прибавить к тому, что получилось номер месяца своего рождения. После того, как мы называли полученное число учительнице, она, как и обещала, угадывала дату нашего рождения и ошибалась только тогда, когда мы сами были виноваты в неправильных подсчетах. Мне очень понравился этот фокус. Ещё мне стало интересно, что лежит в основе этого фокуса. Тогда-то я и решил, что обязательно исследую вопрос о математических фокусах, узнаю их секреты, сделаю подборку фокусов и буду удивлять и развлекать своих друзей и знакомых, демонстрируя математические фокусы на уроках математики, внеклассных мероприятиях и даже на домашних праздниках.

В интернет-источниках я прочитал, что математические фокусы не пользуются особым вниманием ни у математиков, ни у фокусников. Первые считают их простой забавой, вторые - слишком скучным делом.

Но, по-моему, это совсем не так. В математических фокусах есть свой глубокий смысл.

Математические фокусы - это эксперименты, основанные на математических знаниях, на свойствах фигур и чисел, обличенные в экстравагантную форму. Понять суть того или иного эксперимента - это значит понять пусть небольшую, но очень важную математическую закономерность.

Способность человека отгадывать задуманные другими числа кажется удивительной для непосвященных. Но если мы узнаем секреты фокусов, то сможем не только их показывать, но и придумывать свои новые фокусы. А понятен секрет фокуса становится тогда, когда мы записываем предложенные действия в виде математического выражения, преобразуя которое получаем секрет отгадывания.

В своей работе я хочу доказать, что математические фокусы помогают развивать память, сообразительность, способность мыслить логически, совершенствовать навыки устного счета и, наконец, просто повышают заинтересованность учеников в математике, что должно улучшить качество их знаний.

Цель работы: исследовать математические фокусы.

Задачи:

    Изучить литературу по исследуемой теме.

    Продемонстрировать несколько фокусов.

    Объяснить их с точки зрения математики.

    Привлечь внимание одноклассников к изучению математики.

Предмет исследования: математические фокусы

Объект исследования: «секреты» математических фокусов

Методы исследования: изучение и анализ литературы по занимательной математике, самостоятельное моделирование математических фокусов.

Практическая значимость: материал может быть использован на уроках математике и на внеурочных занятиях, на математических вечерах и праздниках, при проведении математических состязаний.

Глава 1. История возникновения математических фокусов.

Фокус - искусный трюк, основанный на обмане зрения, внимания при помощи ловкого и быстрого приема, движения (словарь Ожегова)

История возникновения математических фокусов .

Первый документ, в котором упоминается об иллюзионном искусстве, древнеегипетский папирус. В нем содержаться предания, относящиеся к 2900 году до н.э., эпохе царствования фараона Хеопса.

Изначально фокусы использовали колдуны и знахари. Жрецы Вавилона и Египта создавали огромное количество уникальных трюков с помощью прекрасных знаний математики, физики, астрономии и химии. В перечень чудес исполняемых жрецами, можно включить: раскаты грома, сверкание молний, сами собой раскрывающиеся двери храмов, появляющиеся вдруг из-под земли статуи богов, сами звучащие музыкальные инструменты, голос.

В Древней Элладе без игр не мыслилось гармоническое развитие личности. И игры древних не были только спортивными. Наши предки знали шахматы и шашки, не чужды им были ребусы и загадки. Таких игр во все времена не чуждались ученые, мыслители, педагоги. Они создавали их. С древних времен известны головоломки Пифагора и Архимеда, русского флотоводца С.О.Макарова и американца С. Лойда.

Первое упоминание о математических фокусах мы встречаем в книге русского математика Леонтия Филипповича Магницкого, опубликованной в 1703 году. Все мы знаем великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, но не каждому известно, что он был большим любителем математики, особенно его привлекали математические фокусы, которых он знал великое множество, причем некоторые из них он придумывал сам.

На огромную познавательную и воспитательную ценность интеллектуальных игр неоднократно указывали К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский. Среди тех, кто увлекался ими, были К.Э.Циолковский, К.С.Станиславский, И.Г.Эренбург и многие другие выдающиеся люди.

Отдельно хочется отметить американского математика, фокусника, журналиста, писателя и популяризатора науки Мартина Гарднера (Gardner).

Он родился 21 октября 1914 года. Окончил математический факультет Чикагского университета. Основатель (середина 50-х годов), автор и ведущий (до 1983 года) рубрики «Математические игры» журнала «Scientific American» («В мире науки»). Гарднер трактует занимательность как синоним увлекательного, интересного в познании, но чуждого праздной развлекательности. Среди произведений Гарднера есть философские эссе, очерки по истории математики, математические фокусы и «комиксы», научно-популярные этюды, научно-фантастические рассказы, задачи на сообразительность.

Особую популярность снискали статьи и книги Гарднера по занимательной математике. В нашей стране было издано семь книг Мартина Гарднера, которые увлекают читателя и подталкивают к самостоятельным исследованиям. «Гарднеровский» стиль характеризуют доходчивость, яркость и убедительность изложения, блеск и парадоксальность мысли, новизна и глубина научных идей.

Среди наших соотечественников хочется назвать имя Я.И.Перельмана. Яков Исидорович Перельман не совершил никаких научных открытий, ничего не изобрел в области техники. Он не имел никаких ученых званий и степеней. Но он был предан науке и в течение сорока трех лет нес людям радость общения с наукой. Именно с его книг начинается путешествие в увлекательный мир математики, физики, астрономии. И именно его книги помогли написать мне эту работу. Свой огромный вклад в популяризацию математики внесли Игнатьев Е.И., Кордемский Б.А. и многие другие российские ученые, педагоги, методисты.

Математические фокусы интересны именно тем, что каждый фокус основан на математических законах. Смысл их состоит в отгадывании чисел, задуманных зрителями. Миллионы людей во всех частях света увлекаются математическими фокусами. И это не удивительно. “Гимнастика ума” полезна в любом возрасте. А фокусы тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять.

Глава 2. Математические фокусы

    Фокус “Угадать задуманное число”.

Попросим любого ученика задумать число.

Потом это число ученик должен умножить на 2, прибавить к результату 8,

разделить результат на 2

и задуманное число отнять.

В результате фокусник смело называет число 4.

Разгадка фокуса:

Зритель задумал число 7

1) 7●2 = 14 2) 14 + 8 = 22 3) 22/2 = 11 4) 11 - 7 = 4

Загадано число X.

2) Х●2 2) Х●2 + 8 3) (Х●2 + 8)/2 4) (Х●2 + 8)/2 - Х = Х + 4 - Х = 4

Мы получили 4 независимо от изначально загаданного числа

    Фокус “Волшебная таблица”.

Вы видите таблицу, в которой специальным образом в пяти столбцах записаны числа от 1 до 31.

Я предлагаю присутствующим задумать любое число из этой таблицы и указать, в каких столбиках таблицы находится это число.

После этого Я назову задуманное Вами число

Разгадка фокуса:

Данная таблица составлена следующим образом: каждому столбцу соответствует определённое число, вычислив сумму которых фокусник и угадывает выбранное Вами число

Например: Вы задумали число 27.

Это число находится в 1-ом, 2-ом, 4-ом и 5-ом столбиках.

Достаточно сложить числа, расположенные в первой строке таблицы в соответствующих столбиках, и получим задуманное число. (1+2+8+16=27).

    Фокус “Любимая цифра”.

Любой из присутствующих задумывает свою любимую цифру.

Я предлагаю ему выполнить умножение числа 15873 на любимую цифру, умноженную на 7.

Разгадка фокуса:

1) 15873 * 7 = 111111. Таким образом, умножая 15873 на 7 и на любимую цифру, мы получаем число, записанное только любимой цифрой.

Например, любимая цифра 5

1) 15873 *(7*5) 2) 15873 *35 = 555555.

4. Фокус “Угадать задуманный день недели”.

Пронумеруем все дни недели: понедельник - первый, вторник - второй и т. д.

Пусть кто-нибудь задумает любой день недели. Я предлагаю Вам следующие действия: умножить номер задуманного дня на 2, к произведению прибавить 5, полученную сумму умножить на 5, к полученному числу приписать в конце 0, результат сообщить фокуснику.

Разгадка фокуса:

допустим, задуман четверг, то есть 4 день.

Выполним действия: ((4×2+5)*5)*10 = 650,

650 - 250 = 400.

Число сотен и показывает загаданный день недели.

Кстати, фокус, который наша учительница показала нам в начале учебного года на отгадывание даты рождения, имеет тот же самый секрет.

Пусть день моего рождения (а это однозначное или двухзначное число) х, а номер месяца моего рождения у тогда имеем:

(2 · х + 5) · 50 + у = 100 · х + 250 + у. Если теперь из результата вычесть 250, то получится трех или четырехзначное число, последние две цифры которого обозначают номер месяца, а первые одна или две цифры обозначают день рождения.

5. Фокус «Знакомые цифры»

После этого фокусником сразу называются задуманные цифры.

Разгадка фокуса :

6. Фокус

2. Попроси друга написать число от 100 до 999. Единственное условие! Разность первой и последней цифр должна быть больше единицы. Например, число 346 подойдет, так как 6 - 3 = 3, а 3 больше 1. А вот число 344 не подходит, так как 4 - 3 = 1.

3. Предположим, твой друг уже выбрал число и записал его. Твоя задача переписать это число в обратном порядке (346, а ты пишешь 643).

4. Теперь вычти из большего числа меньшее (643 - 346 = 297).

6. Сложи оба числа (297+792).

Разгадкафокуса:

100a + 10b + c; a - c > 1.

100a + 10b + c - 100c - 10b - a = 99a - 99c = 99(a - c).

a - c = 2, 99 * 2 = 198, 198 + 891 = 1089,

a - c = 3, 99 * 3 = 297, 297 + 792 = 1089,

a - c = 4, 99 * 4 = 396, 396 + 693 = 1089,

a - c = 9, 99 * 9 = 891, 891 + 198 = 1089.

7. Фокус

Кружок товарищей, не посвященных в математическую тайну числа Шахерезады, можно поразить следующим фокусом.

Пусть кто-нибудь напишет на бумажке - секретно от фокусника - трехзначное число, затем пусть припишет к нему ещё раз то же самое число. Получится шестизначное число, состоящее из трех повторяющихся цифр.

Фокусник предлагает тому же товарищу или его соседу разделить - секретно от него - это число на 7: при этом предупреждает, что остатка не будет. Результат передается другому соседу, который делит его на 11, остатка быть не должно. Полученный результат передается следующему соседу, которого просят разделить число на 13 (опять без остатка).

Результат третьего деления передаётся первому товарищу со словами:

Вот число, которое вы задумали.

Разгадка фокуса:

Этот красивый арифметический фокус, производящий на непосвященных впечатление волшебства, объясняется очень просто. Приписать к трехзначному числу его само - значит, умножить его на 1001 (число Шахерезады), то есть на произведение 71113. Понятно, что если задуманное число сначала умножить на 1001, а потом разделить на 1001, то его само и получишь.

Этот фокус можно изменить. Предложить деление на 7, потом на 11, а потом на задуманное число. Тогда с уверенностью можно утверждать, что получится в результате 13.

8. Фокус «Угадать результат вычислений, ничего не спрашивая»

Напишем какое-нибудь число между 1 и 50 на кусочке бумаги и спрячем, не показывая участникам фокуса.

В свою очередь, пусть каждый участник напишет, какое он пожелает, число, большее, чем 50, но превосходящее 100, и, не показывая вам, произведет следующие действия:

    прибавит к своему числу 99 - х, где х - число, написанное вами на кусочке бумаги (эту разность вы в уме подсчитаете и назовете участникам фокуса готовый результат);

    зачеркнет в получившейся сумме крайнюю левую цифру и эту же цифру прибавит к оставшемуся числу;

    полученное число вычтет из числа, первоначально им записанного.

В результате у всех участников получится одно и то же число, именно то, которое было вами записано и спрятано.

Разгадка фокуса:

Мое число х , где «х» больше 1, но меньше 50.

Задуманное число у , где «у» больше 50, но меньше или равен 100.

у - (у + 99 - х - 100 + 1) = у - у - 99 + х + 100 - 1 = х.

9. Фокус, смоделированный мной самим.

Угадывание номера дома и квартиры участника фокуса.

К номеру дома прибавьте 8, результат умножьте на 8, результат умножьте на 125, к результату прибавьте номер квартиры. Скажите, сколько у вас получилось, а я назову номер вашего дома и номер квартиры.

Секрет фокуса:

(Х + 8) * 8 * 125 + У - 8000 = 1000Х + 8000 + У - 8000 = 1000Х + У.

Последние одна, две, три цифры - номер квартира, первые 1 - 2 цифры - номер дома.

Выводы.

Раньше я не понимал значимость математических фокусов, потому что мало в них разбирался. Я узнал, что секретом отгадывания многих фокусов являются уравнения. Занимаясь исследованием, убедился, что математические фокусы интересны школьникам.

Благодаря работе, я приумножил свои знания, а также понял, что фокусы обостряют способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять.

Кроме того, я понял, что моих сегодняшних знаний недостаточно, чтобы понять природу многих встретившихся мне при исследовании темы фокусов. Это касается знаний по алгебре и геометрии. Поэтому я продолжу заниматься изучением математических фокусов в следующих классах.

Заключение

Есть интересная притча.

«Давным-давно был старик, который, умирая, оставил своим трём сыновьям 19 верблюдов. Он завещал старшему сыну половину 1/2, среднему — четвёртую часть, а младшему — пятую. Не сумев найти решения самостоятельно (ведь задача в «целых верблюдах» решения не имеет), братья обратились к мудрецу.

О мудрейший! — сказал старший брат, — отец оставил нам 19 верблюдов и велел разделить между собой: старшему — половину, среднему — четверть, младшему — пятую часть, но 19 не делится ни на 2, ни на 4, ни на пять. Можешь ли ты, о достопочтенный, помочь нашему горю, ибо мы хотим выполнить волю отца?

— Нет ничего проще, — ответил им мудрец. — Возьмите моего верблюда и идите домой.

Братья дома легко поделили 20 верблюдов пополам, на 4 и на 5. Старший брат получил 10 верблюдов, средний 5, а младший 4 верблюда. При этом один верблюд (10 + 4 + 5 = 19) остался лишним. Братья вернулись к мудрецу и пожаловались:

О, мудрец, опять мы не выполнили волю отца! Вот этот верблюд лишний.- Не лишний, - ответил мудрец, - это мой верблюд. Верните его и идите домой»."Нет нерешаемых задач. Выход есть всегда" (народная мудрость)

Математические фокусы разнообразны. Во многих математических фокусах числа завуалированы предметами, имеющими отношение к числам. Они развивают навыки в быстром устном счете, навыки вычислений, т.к. можно загадывать малые и большие числа, будят воображение, удивляют, завораживают, развивают творческие начала личности, артистические способности, стимулируют потребности в творческом самовыражении. Математические фокусы способствуют концентрации внимания. Магия фокуса способна разбудить сонных, растормошить ленивых, заставить думать тугодумов. Ведь не разгадав секрета фокуса, невозможно понять и оценить всей его прелести. А секрет фокуса чаще всего имеет математическую природу.

Литература

    Перельман, Я.И. Занимательная арифметика. Числа и фокусы / Я.И.Перельман. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013

    Перельман, Я.И. «Живая математика», Д.: ВАП, 1994

    Кордемский, Б.А. Математическая смекалка. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991

    Игнатьев Е.И. В царстве смекалки - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1984

    М. Гарднер «Математические чудеса и тайны» - Москва: «Наука», 1988

Приложение

Фокус 1: «Знакомые цифры»

Выпишите на листке бумаги последовательно цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Попросите кого-нибудь из учеников сложить в уме любые три цифры, следующие одна за другой. А результат — назвать.

К примеру, он выберет 5, 6 и 7. В таком случае сумма будет 18.

После этого Я сразу называются задуманные цифры.

Секрет фокуса:

Чтобы проделать этот фокус нужно лишь немного сообразительности.

Когда назовут сумму (5+6+7)= 18 , в уме разделите ее на 3. В нашем случае получится 6. Это искомая средняя цифра. Цифра, стоящая перед ней — 5, а после неё - 7. Весь эффект этого фокуса в молниеносном ответе.

Фокус 2

1. Напиши на бумажке число 1089 и временно отложи в сторону (никому не показывая).

2. Попроси друга написать число от 100 до 999. Единственное условие! Разность первой и последней цифр должна быть больше единицы. Например, число 346 подойдет, так как 6-3=3, а 3 больше 1. А вот число 344, например, не подходит, так как 4-3=1. Понятно? Если не совсем, читай сначала))

3. Предположим, твой друг уже выбрал число и записал его. Твоя задача переписать это число в обратном порядке (346, а ты пишешь 643). Готово?

4. Теперь вычти из большего числа меньшее (643-346=297).

5. Теперь запиши получившийся ответ в обратном порядке (было 297, станет 792).

6. Сложи оба числа (297+792).

7. Вуаля! Покажи свой листик с волшебным числом 1089. Ты заранее знал, кокой ответ получится! Действительно, 297+792=1089! Фокус-покус!!! Самое интересное, что этот алгоритм работает всегда!

Искусство иллюзия уходит своими корнями в глубокую древность, когда приемы и техника манипуляции сознанием людей стали использоваться не только для управления ими (как это делали шаманы, жрецы), ио и для развлечения (представлений факиров). В Средневековье появились уже более профессиональные артисты: кукольники, фокусники, применяющие различные механизмы, а также карточные игроки и шулеры.

В XV в. девочку казнили за колдовство. Это было в Германии. Ее вина состояла лишь в том, что оиа выполняла фокус с носовым платком: рвали его на части, а потом соединяла их. превращая в целый платок. Передаваемые из поколения в поколение фокусы несколько сотен лет служили не только для развлечения, но и делали бедных богатыми, богатых-- бедными, а также приносили радость одному и означали крах для другого.

Одновременно с развитием фокусного творчества происходило активное развитие обманных уловок, что не совсем украшает фокусное дело. Однако истинный талант и мастерство «правильных» фокусников способны свести все нечестные уловки на нет. Первые упоминания о фокусниках дошли до нас из далекого XVII в. На жителей Германии и Голландии неизгладимое впечатление произвел ¦ волшебник» Охес Вохес (это имя фокусник позаимствовал у таинственного мага-демона ил норвежских легенд).

Во время своих магических сеансов волшебник приговаривал: «Фокус покус. тонус талонус, вадэ целеритер юбео*. Зрители же разбирали из всего этого бормотания только таинственное «фокус покус». Поэтому волшебник и получил одноименное прозвище. Эти волшебные слона показались другим представителям профессии забавными, они подхватили их, и вскоре вcе иллюзионисты и трюкачи стали называть свои представления фокусами.

В конце XVIII - начале XIX в. с развитием машиностроения появляются механические иллюзионные игрушки-автоматы. Три такие механические куклы, которые изображали человеческие фигуры, изобрел директор физико-математического кабинета Венского императорского дворца Фридрих фон Клаус. Его фигуры умели писать на бумаге.

Конструктор Жак де Во-канюн сделал действующие механические фигуры флейтиста и барабанщика в полный человеческий рост и утку, которая умела крякать, клевать корм и хлопать крыльями. Венгр Вольфганг фон Кемпелен изобрел фигуру «шахматиста»,.с которым можно было сыграть партию в шахматы. Но на самом деле механической была только рука куклы, двигающей шахматные фигуры на доске, управлял же ею шахматист - человек, сидевший внутри.

В XVIII в. представления фокусников усовершенствовал итальянец Джузеппе Пинетти. Именно он первым стал показывать фокусы не на базарных площадях, а на настоящей театральной сцене. Он сделал это искусством для утонченной публики, обставил фокусы пышными декорациями, замысловатыми сюжетами. В английских газетах того времени сохранились заметки о его выступлениях в Лондоне в 1784 г. Пинетти удивлял зрителей своими возможностями: читал тексты с закрытыми глазами, различал предметы в закрытых коробках.

Фокусник привлек внимание даже монарха Англии Георга III, который пригласил Пинетти для выступлений перед членами королевской семьи в Виндзорском замке. Фокусник не ударил в грязь лицом, он привез с собой огромное количество ассистентов, экзотических животных, сложных механизмов, больших зеркал.

После такого выступления Пинетти отправился в международное турне по странам Европы, на его пути были Португалия, Франция, Германия и даже Россия. В Санкт-Петербурге он провел несколько выступлений и был приглашен даже во дворец императора Павла I. Когда Пинетти уезжал из России, царь Павел I попросил его удивить всех каким-нибудь волшебством. В то время выехать из Санкт-Петербурга можно было через 15 застав. Пинетти пообещал царю, что он проедет через все 15 застав одновременно, и слово свое сдержал. Царю принесли 15 докладов с 15 застав, что Пинетти выехал именно через каждую заставу. В 1800 г. Джузеппе скончался в возрасте 50 лет.

Джузеппе обожал свои фокусы, он жил иллюзией и творил ее в своей повседневной жизни. Рассказывали, что, гуляя по улице, фокусник мог купить горячую булочку с лотка и на глазах у толпы зевак, разломив ее пополам, вытаскивал золотую монетку. Через секунду эта монетка превращалась в медальон с инициалами фокусника.

Знаменитый маг Бен Али часто показывал на ярмарку такой трюк. Он подходил к любому торговцу, покупал у него пирожки, на глазах у собравшихся людей ломал их пополам, и в каждом пирожке обнаруживалась монетка. Удивленный торговец не мог поверить в это чудо и начинал «проверять» все остальные свои пирожки, в которых, конечно же, ничего не было. Зрители смеялись. Когда Бену Али в ресторане приносили еду, он накрывал весь стол покрывалом, а когда снимал его, то вместо еды на столе стоял ботинок. Ботинок снова накрывали, и еда возвращалась.

К известным иллюзионистам того времени можно смело причислить и двух других знаменитых итальянцев: Джакомо Казанову (1725-1798) и графа Александра Калиостро (1743-1795). Про их магические трюки ходили и ходят многочисленные легенды, трудно отличить, что в них правда, а что выдумки восторженной толпы.

В конце XVIII - начале XIX в. в Европе начинается промышленная революция, появляются паровые двигатели, пароход, прядильные машины и много технических новинок. Фокусы делаются более техничными и сложными, фокусники становятся профессионалами - изобретателями сложных механических фокусов.

Место «волшебников», «магов» и «чародеев» занимают «доктора» и «профессора», придающие фокусам «научность» и «серьезность». Это такие «ученые-фокусники», как Жан-Эжен-Робер Удэн, которого называют «отцом современного фокуса». Современные фокусники до сих пор используют механизмы Жана-Эжена-Робера Удэна.

Вот краткая история иллюзионистов и фокусников мира и история появления слова фокус-покус.

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа№7 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Фокусы и иллюзии .

Выполнила:

ученица 4 «Е» класса

Гилемханова Азалия

Научный руководитель:

Алехина Е.Ф.

Нефтекамск-2018

Оглавление:

Введение 3

Глава 1. Основная часть

1.1. Определение понятий «фокус» и «иллюзия» 5

1.2. История возникновения фокусов и иллюзий 7

1.3. Фокусники прошлого и настоящего 8

1.4. Виды фокусов 9

1.5. Секрет фокусов 10

Глава 2.

2.1. Опрос. 11

2.2. Правила фокусников 11

2.3. Фокусы-манипуляции своими руками 11

Заключение. 13

Список литературы и источников 14

Приложение

Введение

Актуальность:

С экранов телевизоров, уличных афиш на нас сыплется:

Уникальное событие!

Шоу магии!

Битва магов!

Великие и ужасные!

Невероятно и невозможно!

Неповторимо!.

Со страниц СМИ и экранов ТВ нас буквально атакуют информация о магии, волшебстве и невозможности повторения. В связи с отсутствием достаточного количества объективных знаний по данному вопросу, мы сталкиваемся с проблемой:

Как реагировать на транслируемую информацию?

Что это: ловкость рук, манипуляция, магия?

Мы перед ними бессильны, или же есть научно – объяснимые факты раскрывающие данную «псевдо-волшебную» науку?

Возникает вопрос:

Что такое фокус?

Может ли каждый из на стать фокусником?

Цель: изучить, что такое фокусы, н аучиться показывать простейшие фокусы.

З адачи :

1.Изучить литературу по теме исследования.

2.Выяснить, есть ли различие в понятиях «фокус» и «иллюзия».

3.Изучить историю возникновения фокусов и иллюзий

4. Определить, какие бывают фокусы.

5. Найти информацию о знаменитых фокусниках.

Гипотеза: если захотеть, то каждый человек может научиться выполнять фокусы и иллюзии.

Объект исследования: необъяснимое, тайное, загадочное искусство иллюзий и фокусов.

Предмет исследования: фокусы и иллюзии.

Методы исследования:

1. Изучение литературы, материалов интернет-сайтов.

2. Наблюдение, анкетирование.

3. Анализ и обобщение результатов.

4. Изучение и практика фокусов.

Глава 1.

1.1. Определение понятий «фокус» и «иллюзия»

В словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова, Д.В.Дмитриева и Википедии (интернет-энциклопедии) можно получить следующие определения понятия «фокус».

Фокус-покус – фиглярство, шутка, морока, отвод глаз, непонятное явление, основанное на искусстве и притворстве (Толковый словарь живого великорусского языка / В.И.Даль).

Фокус- это:

1. Точка пересечения преломлённых или отражённых лучей, падающих на оптическую систему параллельным пучком.

2. Точка, в которой объектив создает отчётливое изображение предмета. Быть в фокусе. Не попасть в фокус.

3. Очаг воспалительного процесса. Фокус в лёгких.

4. Средоточие, центр. Фокус землетрясения. Попасть в фокус всеобщего внимания (перен.; книжн.)

5. Трюк, основанный на хитрости, проворстве и ловкости.

6. (перен. разг.) Уловка, проделка, привлекающие внимание своею необычностью, неожиданностью (Толковый словарь/С.И.Ожегов).

1 . Фокусом называют наглядную демонстрацию чего ибо необычного , невероятного , которая основывается на обмане зрения , внимания при помощи специально разработанных приёмов , движений , которые по общеизвестным представлениям не могут происходить , не могут быть осуществлены .

2 . Фокусом называют действие , которое требует от человека особой ловкости , умения .

3 . Фокусом называют хитроумный приём , уловку , ухищрение .

4 . Если вы просите кого - либо , чтобы всё было без фокусов , то это означает , что вы просите этого человека сделать какое - то дело серьёзно , не проявлять ненужную инициативу и т . п .

5 . Фокусом называют сложность , секрет в изготовлении какого - либо изделия , работе какого - либо устройства или в действии какой - либо конструкции .

6 . Фокусом называют необычный , неожиданный поступок , каприз и т . п . ( Толковый словарь русского языка Дмитриева ./ Д . В . Дмитриев . )

7. http :// www . scorcher . ru / any / magic . htm .

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение1.

Приложение 2

Опрос 97 учащихся МОАУ СОШ №7.

Приложение 3

Пособие начинающего фокусника.

Научные фокусы.

Фокус 1.

Узел на верёвке.

Можно ли завязать узел на верёвке, не выпуская из рук концов? Оказывается, да! Положите верёвку длиной 50-55 см на стол. Переплетите руки на груди. Затем нагнитесь к столу и возьмите поочерёдно каждой рукой по одному концу верёвки. После того как руки будут разведены, на середине верёвки появится узел

Как развести огонь под водой?

С детства мы знаем: огонь и вода – непримиримые враги. Но этот эксперимент доказывает обратное. Огонь может гореть даже под водой.

Вам понадобится: огарок свечки, миска, холодная вода, спички!

Ход эксперимента:

Прикрепляем огарок свечки ко дну миски (помощь взрослых). Зажги свечку и накапай расплавленным парафином на дно миски. Задуй свечку и прижми её донышко к пятну парафина. Подожди, пока тот остынет. Теперь наливаем в миску воды, только не полную, чтобы не доходила до верхушки свечи. Зажигай свечу и немного подожди.

Что происходит: огонь понемногу сжигает парафин, но свечка продолжает гореть, даже когда фитиль опустился намного ниже уровня воды. В свечке образовалась воронка, уходящая глубоко под воду.

Объяснение: обычно при горении парафин плавится и испаряется. Но в этом эксперименте свечка стоит в холодной воде. Вода понижает температуру парафина, поэтому его внешний слой не нагревается до температуры плавления. Иначе говоря, вода охлаждает свечку, и наружный слой парафина не плавится и не испаряется. Вокруг свечки образуются тонкие стенки, которые не позволяют воде залить огонь. Пламя выжигает вокруг фитиля воронку. Но в какой-то момент стенки воронки не выдержат давления воды, тогда свеча всё же погаснет.

Фокус 2.

Можно ли пилить дерево бумагой?

Бумага слишком мягкая и легко мнётся. Скорее всего порвётся, чем перепилит дерево. Многие думают именно так, однако это не всегда верно!

Вам понадобится: лист бумаги, циркуль, ножницы!, заточенный карандаш, длинный винт и гайка к нему, дрель!, деревянная палочка.

Ход эксперимента:

При помощи циркуля нарисуй на бумаге круг диаметром около 20 см. вырежи его. Кончиком карандаша расширь отверстие в центре, чтобы в него входил винт. Крепко затяни гайку, чтобы она прижала бумажный диск к шляпке винта. Теперь самая опасная часть. Попроси кого-нибудь из взрослых тебе помочь. Нужно вставить винт с бумажным диском в патрон дрели и включить её. Осторожно поднеси деревянную палочку к крутящемуся диску. Самое главное – случайно не коснуться диска рукой!

Что происходит: бумага легко перепилит деревянную палочку! Можешь попробовать перепилить пластиковый стаканчик. Он тоже не устоит перед бумажным диском.

Объяснение: благодаря быстрому вращению бумага становится жёсткой и не мнётся. Так же, как гибкий канат в натянутом состоянии становится прямым и твёрдым, бумага в эксперименте натягивается. При этом её край становится твёрдым и острым, как пила, и может разрезать древесину или пластиковый стаканчик. А ещё, ты и сам замечал, что о край бумаги легко порезаться. Такое иногда случается, если быстро провести пальцем вдоль края листа. Бумага разрезает даже кожу.

Фокус 3.

Как зажечь лампочку карандашом?

Этот эксперимент докажет, что лампочка может светить и без проводов. Вам понадобится: 1 плоская батарейка на 4,5 вольта, металлические ножницы, липкая лента, лампочка от карманного фонарика, карандаш с тёмным кружком грифеля на тупом конце.

Ход эксперимента:

Приложи цоколь лампочки (острый кончик) к кружку грифеля на тупом конце карандаша. Разумеется, сама по себе лампочка держаться не будет, поэтому лучше всего приклеить её к карандашу полоской липкой ленты. Положи карандаш на стол так, чтобы его отточенный кончик касался одной из лапок батарейки. Однако пока лампочка не горит. Раскрой ножницы и коснись одним кончиком второй лапки батарейки, а другим – резьбы лампочки.

Что происходит: как только соединишь ножницами лампочку и второй полюс батарейки, лампочка загорится!

Объяснение: совершенно ясно, что ножницы замкнули электрическую цепь. Ведь без электричества лампочка бы не зажглась. А роль проводов в этом эксперименте сыграли ножницы и карандаш. Металлические ножницы проводят электричество – это не удивляет, но карандаш? Ведь он же деревянный! А дерево электричество не проводит. Всё дело в грифеле. В современных карандашах он делается из графита. Графит – это минерал, который проводит электрический ток. Вот почему цоколь лампочки необходимо прижать именно к грифелю. Если цоколь соскользнёт и будет касаться дерева, лампочка не загорится.

Фокус 4.

Могут ли вилки висеть в воздухе?

Попробуй положить монетку на край стакана – едва ли тебе это удастся. Да и вилки крайне редко сами собой парят в воздухе. А вот если соединить то и другое, всё получится!

Вам понадобится: монетка средних размеров, 2 столовые вилки, стакан.

Ход эксперимента:

Насади вилки на монетку одна на другую, затем положи монетку на край стакана. При этом ребро монеты должно лишь чуть – чуть выступать за краешек. Действовать нужно очень осторожно. Не так-то просто сбалансировать конструкцию из вилок и монеты, чтобы она лежала не падая.

Что происходит: монетка лежит на стакане, а вилки повисли в воздухе! Они могут немного покачиваться, но не упадут.

Объяснение: трюк с вилками основан на смещении центра тяжести. Центр тяжести – это воображаемая точка, на которую приходится основная масса тела. Если взглянуть на какой-либо предмет, можно представить, где расположены самые тяжёлые части, а где самые лёгкие. Тогда станет ясно, где же находится центральная точка. В случае с конструкцией из монетки и вилок центр тяжести приходится как раз на край монеты. Вот почему удалось положить монету на край стакана: конструкция уравновесилась и не упала

Фокус 5.

Химический вулкан.

Этот простейший опыт позволяет получить наглядное представление о том, что такое химическая реакция.

Вам понадобится: сода (углекислый натрий) – 2 чайные ложки; уксус столовый (9-процентный) – 2 столовые ложки; полый цилиндр диаметром 2–3 см и длиной порядка 5 см (его можно изготовить самостоятельно, а можно просто воспользоваться любой готовой тарой, например, в ходе редакционных экспериментов использовалась коробочка из-под зубочисток); вода – 50 мл; гуашь или акварель красного цвета; пластилин; чайное блюдце.

Подготовка: установить коробочку на блюдце, сверху налепить пластилин таким образом, чтобы получилась широкая в основании и сходящаяся кверху гора с отверстием наверху. Для формирования горы можно воспользоваться как однотонным пластилином, так и использовать разные цвета, а также разнообразить рельеф нашей горы, вылепив уступы, скальные навесы, расщелины. Чем больше мы потрудимся над горой, тем красивее будет наше предстоящее извержение вулкана.

Ход эксперимента:

Насыпьте в отверстие вулкана две чайные ложки соды (пропорции можно менять экспериментальным путем для достижения более или менее сильного эффекта). Заполните стакан теплой (но не горячей) водой на четверть, добавьте и размешайте немного красной или бордовой гуаши или акварели до образования интенсивного цвета. Влейте в окрашенную воду 2 столовые ложки уксуса и все перемешайте. Осторожно выливайте в жерло вулкана получившийся раствор и наслаждайтесь его извержением.

Объяснение: сода и подкрашенный раствор уксусной кислоты вступят в химическую реакцию, и из жерла вулкана начнет «извергаться» пена красного цвета.

Фокус 6.

Давление воды.

Чем глубже погружается ныряльщик, тем сильнее давит на него вода. Оценить давление воды можно по тому, с какой силой струя вырывается из отверстия.

Вам понадобится: пластиковая бутылка, вязальная спица, вода.

Ход эксперимента:

Наполни бутылку водой и поставь вертикально. Сделай в бутылке три отверстия вязальной спицей (помощь взрослого).

Что происходит: струи воды вырываются из отверстий с разной силой.

Объяснение: нижние слои воды находятся под более сильным давлением, поэтому струя из нижней дырочки бьёт дальше всего.

Фокус 7.

Как научить монетки танцевать?

Вам понадобится: несколько листов бумаги, цветные карандаши, 2 мелкие монетки, клей, нитка, 2 стула.

Ход эксперимента:

Нарисуем на бумаге клоуна, вырежем его, обведём по контуру на другом листе и вырежем второго клоуна. Привяжем концы нитки к ножкам двух стульев и расставим стулья, чтобы нитка натянулась. Поставим одного клоуна на нитку, чтобы он прошёл у неё между рук. Что произошло? Клоун упал. А теперь приклеим к его рукам по монетке и наклеим вторую фигурку на первую, чтобы монетки оказались между слоями бумаги. Раскрасим клоуна с обеих сторон. Попробуем поставить его на канат ещё раз.

Что происходит: клоун превосходно держится на канате и не падает. Сможет балансировать даже на кончике карандаша, ни разу не упав.

Объяснение : клоун не падает из-за особого расположения центра тяжести. Центр тяжести – это воображаемая точка, на которую приходится основная масса тела. Наш центр тяжести находится где-то в области живота. Тоже самое и с бумажным клоуном: его центр тяжести расположен примерно в животе. Если поставить его на нитку без монеток, центр тяжести окажется выше нитки. Стоит клоуну чуть отклониться в сторону, и центр тяжести потянет его вниз. Фигурка опрокинется. Но когда мы приклеим к его рукам две тяжёлые монетки, центр тяжести окажется у клоуна между рук – под ниткой. Теперь клоун крепко стоит на канате и не упадёт. К этой уловке прибегают и мотоциклисты в цирке, которые ездят по канату: снизу к мотоциклу подвешен тяжёлый груз, смещающий центр тяжести.

Инструкция о мерах предосторожности.

Прежде чем начать любой эксперимент, посоветуйся с кем-нибудь из взрослых, покажи описание опыта и объясни, где и как ты собираешься его проводить. Если в описании сказано, что тебе понадобится помощь взрослых, то твой помощник должен оставаться до самого конца опыта. Никогда не пытайся самостоятельно пользоваться острыми инструментами или нагревать какие-либо вещества. Посмотри, что тебе потребуется для опыта, и подготовь всё необходимое заранее. Экспериментируя, не забудь про блокнот и карандаш. Очень полезно перед началом опыта записать, какие результаты ты ожидаешь получить. По окончании опыта запиши полученные результаты и сравни с теми, которых ты ожидал. Подтвердились ли твои ожидания? Если нет – подумай почему. Соблюдай осторожность во время опытов с бытовыми химикатами, такими, как мыло или жидкость для мытья посуды, а также с продуктами. Не забудь спросить разрешения взять эти вещества для опытов. Закончив эксперимент, выброси всё использованное. Продукты, над которыми проводились опыты, есть нельзя! Обязательно вымой руки до и после экспериментов с химикатами или продуктами. По окончании опыта убери всё на место. Особенно важно аккуратно убрать такие предметы, как стаканы, бутылки, ножницы, вязальные спицы, резинки и пластиковые пакеты. Эти вещи могут причинить вред маленьким детям и домашним животным. Даже самый небольшой тазик с водой может быть опасен для малыша.