Сюжетные матрешки. История появления первой матрешки на руси. Загадай желание и доверь его матрешке

Рассказ об истории происхождения матрешки для детей

Детям о деревянной кукле - игрушке

Матрешка, как символ русской культуры

Егорова Галина Васильевна.
Должность и место работы: учитель обучения на дому, КГБОУ "Мотыгинская общеобразовательная школа - интернат", п. Мотыгино Красноярского края.
Описание материала: В данном рассказе кратко изложена история происхождения русской деревянной куклы - игрушки. Этот материал может быть полезен и интересен учителям начальных классов, воспитателям старших групп детских садов. Информацию о матрешке можно использовать на тематических классных часах.
Цель: Формирование представления о матрешке через рассказ.
Задачи:
- образовательные: рассказать краткую историю о происхождении русской деревянной игрушки - матрешки;
- развивающая: развивать внимание, память, воображение, любознательность;
- воспитательная: воспитывать интерес к истории старинных игрушек, к русской культуре.
Содержание.
Наверное, в каждом доме можно встретить всеми любимую деревянную матрешку. Это игрушка, которая воплощает доброту, достаток, семейное благополучие.

Первая русская матрёшка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.


Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот когда токарь её сделал, художник расписал ее яркими красками, то и название появилось – Матрёна. Возможно, это связано с тем, что на разных вечерах чай подавала прислуга с таким именем.
Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Имя Матрёна в переводе с латинского означает «знатная женщина». Глядя на матрешку, действительно возникает образ дородной знатной особы.
Матрёшка завоевала любовь и признание, как символ русского народного искусства.
Существует такое поверье - если внутрь этой деревянной куклы положить записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Матрёшка, с самого начала своего происхождения символизирует тепло и уют в доме.
Сама идея создания такой необычной куклы заключает в себе глубокий философский смысл: чтобы найти истину, нужно дойти до сути, открыв, одну за другой, все части деревянной куклы. Другими словами, легких путей не бывает для решения разных проблем. Стоит приложить немало усилий для достижения определенного результата.
Возможно, идея деревянной игрушки, состоящей из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была подана мастеру, создавшему матрёшку, содержанием русских сказок. Возьмем сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Вспомним сюжет о поисках «кощеевой смерти»: смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает.


В образе русской матрёшки объединилось искусство мастеров и бесконечная любовь к народной культуре. В наши дни можно приобрести всевозможные сувениры на любой вкус.



Но все равно, когда мы слышим «матрёшка», то обязательно в голове возникает образ весёлой русской девушки в ярком народном костюме. Любовь к нашей любимой кукле будет передаваться, я думаю, из поколения в поколение. Ведь история происхождения матрешки – это история нашей культуры.

Русская матрешка - история игрушки

Матрешка - наиболее известный и наиболее популярный из всех российских сувениров. Традиционным дизайном матрешки поныне является образ молодой русской женщины, одетой в национальный костюм и с косынкой на голове . В классической матрешке все куклы набора выглядят практически идентично, а количество кукол в комплекте варьируется от 5 до 30.

История имени

В провинциальной дореволюционной России имя Матрена было весьма популярный женским именем. Оно происходит от латинского слова matrona - в Древнем Риме название свободнорожденной замужней женщины, пользующейся хорошей репутацией и принадлежащей к высшему сословию. Позднее в русском языке слово матрона стало использоваться в значении уважаемая женщина, мать семейства. От термина "матрона" произошло христианское женское имя Матрона, трансформировавшееся в русском языке в Матрёна.

Название связывалось с образом матери большого семейства, у которой к тому же была дородная фигура. Впоследствии имя Матрена приобрело символическое значение и использовалось специально для описания ярко раскрашенных деревянных кукол, сделанных таким образом, чтобы одна находилась внутри другой. Так мать-кукла с многочисленными дочерьми-куклами прекрасно выражает древнейший символ человеческой культуры и считается также символом материнства и плодородия.

По старинным технологиям

Еще до появления идеи делать матрешки, русские ремесленники имели значительный опыт работы в области обработки древесины на токарных станках. Задолго до появления матрешки мастера изготавливали пасхальные яйца и яблоки, вложенные одно в другое.

Сушка дерева происходила в естественных условиях на открытом воздухе и не менее двух лет; только опытный мастер мог решить, когда материал станет готовым к обработке. Затем бревна распиливали на заготовки.

Ручное изготовление куклы на токарном станке требует высокой квалификации, умения работать с ограниченным набором инструментов. Самые маленькие фигурки делались в первую очередь. По ней потом вытачивалась следующая кукла, и так далее. Операции изготовления форм не предполагали каких бы то ни было измерений; мастер полагался только на интуицию и свое мастерство.

Официальная история возникновения

Считается, что первая русская матрешка родилась в 1890 году в мастерской усадьбы Абрамцево новой Москвы. Владельцем усадьбы был Савва Мамонтов - промышленник и меценат.

Семиместная матрешка "Фукурама", Япония, ок. 1890

Однажды субботним вечером кто-то принес в мастерскую смешную японскую куклу лысого старика Фукурамы. Кукла состояла из семи фигурок, вложенных одна в другую. Происхождение этой куклы доподлинно неизвестно; никто не знает, откуда она взялась. Однако существуют разные легенды, наиболее популярная из которых гласит, что первую куклу такого типа сделал русский монах на острове Хонсю в Японии. В действительности такой тип изделий, когда несколько предметов вкладываются один в другой, известен очень давно. По такой технологии русские ремесленники несколько столетий производили деревянные пасхальные яйца и яблоки. Однако сама идея вкладывать одно изделие в другое достаточно древняя и уходит в прошлое Китая, причем какого из населяющих его народов - неизвестно, поскольку прослеживается задолго до объединения китайских народностей.

Один из художников мастерской Мамонтов Сергей Малютин был заинтригован Фукурамой и решил сделать нечто подобное, но с российской спецификой. Кукла должна иметь русский дух и представлять российские культурные и художественные традиции. Так Сергей Малютин сделал эскиз куклы и попросил сделать по нему деревянную форму Василия Звездочкина.

Старик

Гетман

Малютин раскрасил куклы в соответствии с собственным дизайном. Первая русская матрешка состояла из восьми кукол и описывала крестьянскую семью - мать и 7 дочерей. Этот комплект и некоторые другие наборы сейчас хранятся в музее игрушки Сергиева Посада. Там же в музее можно увидеть и другие старые матрешки: Старик, Гетман, "Сказка про репку".

Стиль русской матрешки Сергиева Посада

До конца 90-х годов 19 века матрешки изготовлялись в Московской мастерской, а после ее закрытия производство переехало в учебные и демонстрационные мастерские Сергиева Посада под Москвой. По сути, Сергиев Посад стал местом, где был сделан первый промышленный образец русской матрешки. Этот старинный город расположен в 73 километрах от Москвы. Город вырос вокруг знаменитой Троицево-Сергиевой лавры.

На огромной рыночной площади у монастыря находился рынок. Площадь была всегда полна людей, и не удивительно, что первые матрешки изображали именно такую красочную жизнь. Среди первых образов есть молодые девушки, одетые в яркие сарафаны, женщины старообрядцы в консервативных одеждах, женихи и невесты, пастухи со свирелями, старики с пышными бородами. В ранний период развития техники в матрешках появлялись и мужские образы тоже.

Иногда матрешка представляла целую семью с многочисленным детьми и домочадцами. Некоторые матрешки посвящались историческим темам и изображали бояр с женами, русских дворян 17 века, а также легендарных русских богатырей. Иногда матрешки посвящались книжным персонажам. Например, в 1909 году к столетию Гоголя Сергиев Посад выпустил серию матрешек по мотивам произведений Гоголя: Тарас Бульба, Плюшкин, Губернатор. В 1912 году к столетию Отечественной войны против Наполеона матрешки изображали Кутузова и некоторых других полководцев. Некоторые матрешки заимствовали сказочные сюжеты, часто темы брались из народных героических сказаний.

Лица ранних матрешек Сергиева Посада были овальными, с жесткими чертами. Поскольку верхняя часть кукол была значительно увеличена, лица доминировали над телом. Куклы выглядели примитивно и имели сильную диспропорцию, однако были очень выразительными. В этот ранний период роспись кукол считалось делом вторичным. На первое место выходило мастерство токаря, способного сделать заготовки с очень тонкими бортами. Профессиональные художники, которые расписывали первые куклы, делали это в свое удовольствие и серьезно к своей работе не относились. Именно поэтому первые матрешки выглядят очень примитивно.

Чуть позже народная художественная традиция взяла верх. Дальнейшему развитию изобразительного стиля матрешки способствовали иконописцы из Сергиева Посада. Иконописцы в основном сосредотачивались на фигуре человека и его лице. Эта древняя традиция пришла в древнерусское искусство из Византии, а соединение раннего типа матрешек из Сергиева Посада с традицией местной иконописной школы подтверждается и стилистически и фактически.

Сергиево Посадские матрешки: сверху вниз - 1990 и 1998 годы.

Матрешка по мотивам сказки "Руслан и Людмила", Сергиев Посад, 1998.

Изначально типажи матрешек были самые разные и изображали как мужские, так и женские персонажи. Постепенно женский персонаж стал доминирующим.

Семеновский стиль матрешки

Семеново - один из старейших центров ремесла. Первое упоминание об этом поселке датируется, примерно, 1644 годом. Существует легенда, что поселок был основан купцом Семеном и монахом отступником из Соловецкого монастыря. В 1779 году во времена Екатерины Великой в мастерских Семеново работало около 3000 человек. Поскольку поселок был окружен лесами, люди использовали древесину для производства товаров из дерева для себя и для продажи. Некоторые мастера делали для детей игрушки из дерева, что впоследствии стало прибыльным делом.

Первую матрешку в Семеново сделал Арсентий Майоров, хорошо известный по своей деревянной посуде, погремушкам и яблокам. В 1924 году он привез с ярмарки в Нижнем Новгороде не раскрашенные матрешки. Его старшая дочь Люба разрисовала заготовку при помощи обычного гусиного пера и красок, использовавшихся художниками Семеново для росписи игрушек. В 1931 году в поселке была создана артель, которая изготовляла сувениры, включая матрешки.

Постепенно сложился уникальный стиль семеновской матрешки, более декоративный и символический, чем стиль Сергиева Посада. Семеновская традиция росписи использует анилиновые красители; художники оставляют много неокрашенного пространства, а куклы лакируют. Технологически сначала прорисовываются очертания лица, наносятся румяна на щеки, затем рисуется юбка, фартук, платочек и руки.

Фартук считается главным в живописи Семенова. Обычно на нем рисуется яркий букет цветов.

Семеновский стиль

В настоящее время матрешки производятся на фабрике "Семеновская роспись" и они продолжают старые традиции.

Полхов-Майдан находится в 240 километрах юго-западнее Нижнего Новгорода. Первая матрешка здесь была сделана в 1930 годах.

Полховский стиль

Мастерство деревообработки - старая традиция Полхова. На токарных станках изготавливались самые различные изделия: самовары, птицы, копилки, солонки и яблоки. Художники использовали анилиновые красители. Матрешки перед росписью грунтовались, а после росписи покрывались лаком. Цветовая гамма Полховской матрешки гораздо ярче и выразительнее, чем у семеновской. Зеленый, синий, желтый, фиолетовый и малиновый цвета используются для контраста друг с другом, чтобы сделать яркий и выразительный орнамент. Насыщенность цвета достигается за счет наложения одного слоя краски на другой.

Стиль рисунка примитивен и напоминает детские рисунки. Образ - типичная деревенская красавица; сдвинутые брови и лицо обрамленное черными локонами.

Цветочному орнаменту уделяется гораздо большее внимание, чем лицу. В пользу орнамента даже игнорируются другие детали костюма матрешки. При этом главным элементом орнамента на фартуке является роза, как символ женственности, любви и материнства.

Цветки роз являются частью каждой композиции мастеров Полхова.

Историю русской матрешки можно условно разделить на три периода:

  • 1) 1890-1930-е годы;
  • 2) 1930-е - начало 1990-х гг.;
  • 3) начало 1990-х гг. до настоящего времени.

Первый период подарил миру русскую матрешку. Было разработано несколько типов кукол, появилось несколько стилей. Расцвет искусства прервался строительством социализма в СССР, потому что советское правительство уделяло мало внимания развитию ремесленного производства. Ставка делалась на индустриализацию и промышленное производство; кустарное творчество не укладывалось в концепцию массового производства товаров для населения. Хотя некоторые виды матрешек все же производились.

Частное производство в СССР было запрещено - ремесленников обязывали работать на государственных фабриках, делать изделия по заданному шаблону и не проявлять инициативы. Работающим на фабриках не разрешалось иметь дома токарные станки. Частное производство могло быть приравнено к хищению социалистической собственности и каралось довольно большим сроком содержания под стражей. Милиция и правительство контролировало дороги и железнодорожные станции, чтобы предотвратить возможность перевозки изделий в другие регионы для продажи. Тем не менее, люди производили собственные поделки и вывозили из в другие республики Советского Союза, в первую очередь на север и Среднюю Азию.

На государственных фабриках работать было легче. По крайней мере, игрушки, произведенные на государственных предприятиях, экспортировались во многие страны мира.

С начала 1990-х художники получают полную свободу самовыражения, однако работать по-настоящему все еще препятствует старая экономическая система. В какой-то момент умники из Госплана СССР решили, что было бы неплохо резко увеличить производство матрешек, чтобы каждый человек на земле мог иметь хотя бы по одной кукле. Так матрешки стали массово производиться в Молдавии, на Украине, на Кавказе, в Башкирии, Карелии и многих других местах. Тогда никто даже и не подумал, что вместе с инструментами для обработки дерева не передается высокий уровень мастерства. Получилось так, что мир наводнили посредственные поделки, не имеющие никакой ценности. Без родных традиций матрешка потеряла свое очарование и превратилась в обычную деревянную игрушку, очень примитивную и простую.

Современная матрешка

Матрешка - это кукла, которая выглядит довольно простой, однако она всегда являлась лучшим воплощением времени. Как форма народного творчества матрешка обладает огромным потенциалом; она передает глубинный смысл событий и развивается в ногу со временем.

В разное время создавались разные матрешки. Если ранняя матрешка стилистически была примитивна, то начиная с 20 века художники пытались использовать поверхность матрешки наиболее полно. Появился новый тип матрешки, который представлял собой картину в картине. Основой образа по-прежнему была молодая девушка, только теперь на ее передничке рисовали не цветы, а сюжеты русских сказок и пейзажи, а также исторические места.

Усложнение традиционной росписи матрешки привело к огромному разнообразию стилей и вариаций . Тенденция использования декоративных элементов, характерных для традиционных центров русской народной культуры, становятся все более популярной в росписи матрешек начала 20 века. Появляются куклы, расписанные под Гжель, Жостово, Хохлому.

Так называемая авторская матрешка появилась в конце 1980 и начале 1990 годов. В этот период очень многие художники в ногу с конъюнктурой рынка начали расписывать матрешки. Можно сказать, что перестройка подарила миру новый вид искусства - авторская роспись русской матрешки , которая является теперь частью многих российских и западных художественных коллекций.

Особую популярность приобрела "политическая" матрешка. Существует целый ряд кукол с изображением русских царей, российских и зарубежных государственных деятелей и политиков. Гротескное изображение политиков - старая традиция, возникшая очень давно. Почти все политические деятели конца 1980 и начала 1990 годов представлены в забавных карикатурах. Особенно популярным в то время стал образ М. С. Горбачева, который стал легендарной политической фигурой, а его матрешечное воплощение стало особенно популярным в Европе и Америке.

Матрешка - это огромное художественное событие, которое требует осмысления. Это как скульптура и живопись, образ и душа России.

Матрешка - наиболее известный и наиболее популярный из всех российских сувениров. Традиционным дизайном матрешки поныне является образ молодой русской женщины, одетой в национальный костюм и с косынкой на голове . В классической матрешке все куклы набора выглядят практически идентично, а количество кукол в комплекте варьируется от 5 до 30.

История имени

В провинциальной дореволюционной России имя Матрена было весьма популярный женским именем. Оно происходит от латинского слова matrona - в Древнем Риме название свободнорожденной замужней женщины, пользующейся хорошей репутацией и принадлежащей к высшему сословию. Позднее в русском языке слово матрона стало использоваться в значении уважаемая женщина, мать семейства. От термина "матрона" произошло христианское женское имя Матрона, трансформировавшееся в русском языке в Матрёна.

Название связывалось с образом матери большого семейства, у которой к тому же была дородная фигура. Впоследствии имя Матрена приобрело символическое значение и использовалось специально для описания ярко раскрашенных деревянных кукол, сделанных таким образом, чтобы одна находилась внутри другой. Так мать-кукла с многочисленными дочерьми-куклами прекрасно выражает древнейший символ человеческой культуры и считается также символом материнства и плодородия.

По старинным технологиям

Еще до появления идеи делать матрешки, русские ремесленники имели значительный опыт работы в области обработки древесины на токарных станках. Задолго до появления матрешки мастера изготавливали пасхальные яйца и яблоки, вложенные одно в другое.

Сушка дерева происходила в естественных условиях на открытом воздухе и не менее двух лет; только опытный мастер мог решить, когда материал станет готовым к обработке. Затем бревна распиливали на заготовки.

Ручное изготовление куклы на токарном станке требует высокой квалификации, умения работать с ограниченным набором инструментов. Самые маленькие фигурки делались в первую очередь. По ней потом вытачивалась следующая кукла, и так далее. Операции изготовления форм не предполагали каких бы то ни было измерений; мастер полагался только на интуицию и свое мастерство.

Официальная история возникновения

Считается, что первая русская матрешка родилась в 1890 году в мастерской усадьбы Абрамцево новой Москвы. Владельцем усадьбы был Савва Мамонтов - промышленник и меценат.

Семиместная матрешка "Фукурама", Япония, ок. 1890

Однажды субботним вечером кто-то принес в мастерскую смешную японскую куклу лысого старика Фукурамы. Кукла состояла из семи фигурок, вложенных одна в другую. Происхождение этой куклы доподлинно неизвестно; никто не знает, откуда она взялась. Однако существуют разные легенды, наиболее популярная из которых гласит, что первую куклу такого типа сделал русский монах на острове Хонсю в Японии. В действительности такой тип изделий, когда несколько предметов вкладываются один в другой, известен очень давно. По такой технологии русские ремесленники несколько столетий производили деревянные пасхальные яйца и яблоки. Однако сама идея вкладывать одно изделие в другое достаточно древняя и уходит в прошлое Китая, причем какого из населяющих его народов - неизвестно, поскольку прослеживается задолго до объединения китайских народностей.

Один из художников мастерской Мамонтов Сергей Малютин был заинтригован Фукурамой и решил сделать нечто подобное, но с российской спецификой. Кукла должна иметь русский дух и представлять российские культурные и художественные традиции. Так Сергей Малютин сделал эскиз куклы и попросил сделать по нему деревянную форму Василия Звездочкина.

Старик

Гетман

Малютин раскрасил куклы в соответствии с собственным дизайном. Первая русская матрешка состояла из восьми кукол и описывала крестьянскую семью - мать и 7 дочерей. Этот комплект и некоторые другие наборы сейчас хранятся в музее игрушки Сергиева Посада. Там же в музее можно увидеть и другие старые матрешки: Старик, Гетман, "Сказка про репку".

Стиль русской матрешки Сергиева Посада

До конца 90-х годов 19 века матрешки изготовлялись в Московской мастерской, а после ее закрытия производство переехало в учебные и демонстрационные мастерские Сергиева Посада под Москвой. По сути, Сергиев Посад стал местом, где был сделан первый промышленный образец русской матрешки. Этот старинный город расположен в 73 километрах от Москвы. Город вырос вокруг знаменитой Троицево-Сергиевой лавры.

На огромной рыночной площади у монастыря находился рынок. Площадь была всегда полна людей, и не удивительно, что первые матрешки изображали именно такую красочную жизнь. Среди первых образов есть молодые девушки, одетые в яркие сарафаны, женщины старообрядцы в консервативных одеждах, женихи и невесты, пастухи со свирелями, старики с пышными бородами. В ранний период развития техники в матрешках появлялись и мужские образы тоже.

Иногда матрешка представляла целую семью с многочисленным детьми и домочадцами. Некоторые матрешки посвящались историческим темам и изображали бояр с женами, русских дворян 17 века, а также легендарных русских богатырей. Иногда матрешки посвящались книжным персонажам. Например, в 1909 году к столетию Гоголя Сергиев Посад выпустил серию матрешек по мотивам произведений Гоголя: Тарас Бульба, Плюшкин, Губернатор. В 1912 году к столетию Отечественной войны против Наполеона матрешки изображали Кутузова и некоторых других полководцев. Некоторые матрешки заимствовали сказочные сюжеты, часто темы брались из народных героических сказаний.

Лица ранних матрешек Сергиева Посада были овальными, с жесткими чертами. Поскольку верхняя часть кукол была значительно увеличена, лица доминировали над телом. Куклы выглядели примитивно и имели сильную диспропорцию, однако были очень выразительными. В этот ранний период роспись кукол считалось делом вторичным. На первое место выходило мастерство токаря, способного сделать заготовки с очень тонкими бортами. Профессиональные художники, которые расписывали первые куклы, делали это в свое удовольствие и серьезно к своей работе не относились. Именно поэтому первые матрешки выглядят очень примитивно.

Чуть позже народная художественная традиция взяла верх. Дальнейшему развитию изобразительного стиля матрешки способствовали иконописцы из Сергиева Посада. Иконописцы в основном сосредотачивались на фигуре человека и его лице. Эта древняя традиция пришла в древнерусское искусство из Византии, а соединение раннего типа матрешек из Сергиева Посада с традицией местной иконописной школы подтверждается и стилистически и фактически.

Сергиево Посадские матрешки: сверху вниз - 1990 и 1998 годы.

Матрешка по мотивам сказки "Руслан и Людмила", Сергиев Посад, 1998.

Изначально типажи матрешек были самые разные и изображали как мужские, так и женские персонажи. Постепенно женский персонаж стал доминирующим.

Семеновский стиль матрешки

Семеново - один из старейших центров ремесла. Первое упоминание об этом поселке датируется, примерно, 1644 годом. Существует легенда, что поселок был основан купцом Семеном и монахом отступником из Соловецкого монастыря. В 1779 году во времена Екатерины Великой в мастерских Семеново работало около 3000 человек. Поскольку поселок был окружен лесами, люди использовали древесину для производства товаров из дерева для себя и для продажи. Некоторые мастера делали для детей игрушки из дерева, что впоследствии стало прибыльным делом.

Первую матрешку в Семеново сделал Арсентий Майоров, хорошо известный по своей деревянной посуде, погремушкам и яблокам. В 1924 году он привез с ярмарки в Нижнем Новгороде не раскрашенные матрешки. Его старшая дочь Люба разрисовала заготовку при помощи обычного гусиного пера и красок, использовавшихся художниками Семеново для росписи игрушек. В 1931 году в поселке была создана артель, которая изготовляла сувениры, включая матрешки.

Постепенно сложился уникальный стиль семеновской матрешки, более декоративный и символический, чем стиль Сергиева Посада. Семеновская традиция росписи использует анилиновые красители; художники оставляют много неокрашенного пространства, а куклы лакируют. Технологически сначала прорисовываются очертания лица, наносятся румяна на щеки, затем рисуется юбка, фартук, платочек и руки.

Фартук считается главным в живописи Семенова. Обычно на нем рисуется яркий букет цветов.

Семеновский стиль

В настоящее время матрешки производятся на фабрике "Семеновская роспись" и они продолжают старые традиции.

Полхов-Майдан находится в 240 километрах юго-западнее Нижнего Новгорода. Первая матрешка здесь была сделана в 1930 годах.

Полховский стиль

Мастерство деревообработки - старая традиция Полхова. На токарных станках изготавливались самые различные изделия: самовары, птицы, копилки, солонки и яблоки. Художники использовали анилиновые красители. Матрешки перед росписью грунтовались, а после росписи покрывались лаком. Цветовая гамма Полховской матрешки гораздо ярче и выразительнее, чем у семеновской. Зеленый, синий, желтый, фиолетовый и малиновый цвета используются для контраста друг с другом, чтобы сделать яркий и выразительный орнамент. Насыщенность цвета достигается за счет наложения одного слоя краски на другой.

Стиль рисунка примитивен и напоминает детские рисунки. Образ - типичная деревенская красавица; сдвинутые брови и лицо обрамленное черными локонами.

Цветочному орнаменту уделяется гораздо большее внимание, чем лицу. В пользу орнамента даже игнорируются другие детали костюма матрешки. При этом главным элементом орнамента на фартуке является роза, как символ женственности, любви и материнства.

Цветки роз являются частью каждой композиции мастеров Полхова.

Историю русской матрешки можно условно разделить на три периода:

  • 1) 1890-1930-е годы;
  • 2) 1930-е - начало 1990-х гг.;
  • 3) начало 1990-х гг. до настоящего времени.

Первый период подарил миру русскую матрешку. Было разработано несколько типов кукол, появилось несколько стилей. Расцвет искусства прервался строительством социализма в СССР, потому что советское правительство уделяло мало внимания развитию ремесленного производства. Ставка делалась на индустриализацию и промышленное производство; кустарное творчество не укладывалось в концепцию массового производства товаров для населения. Хотя некоторые виды матрешек все же производились.

Частное производство в СССР было запрещено - ремесленников обязывали работать на государственных фабриках, делать изделия по заданному шаблону и не проявлять инициативы. Работающим на фабриках не разрешалось иметь дома токарные станки. Частное производство могло быть приравнено к хищению социалистической собственности и каралось довольно большим сроком содержания под стражей. Милиция и правительство контролировало дороги и железнодорожные станции, чтобы предотвратить возможность перевозки изделий в другие регионы для продажи. Тем не менее, люди производили собственные поделки и вывозили из в другие республики Советского Союза, в первую очередь на север и Среднюю Азию.

На государственных фабриках работать было легче. По крайней мере, игрушки, произведенные на государственных предприятиях, экспортировались во многие страны мира.

С начала 1990-х художники получают полную свободу самовыражения, однако работать по-настоящему все еще препятствует старая экономическая система. В какой-то момент умники из Госплана СССР решили, что было бы неплохо резко увеличить производство матрешек, чтобы каждый человек на земле мог иметь хотя бы по одной кукле. Так матрешки стали массово производиться в Молдавии, на Украине, на Кавказе, в Башкирии, Карелии и многих других местах. Тогда никто даже и не подумал, что вместе с инструментами для обработки дерева не передается высокий уровень мастерства. Получилось так, что мир наводнили посредственные поделки, не имеющие никакой ценности. Без родных традиций матрешка потеряла свое очарование и превратилась в обычную деревянную игрушку, очень примитивную и простую.

Современная матрешка

Матрешка - это кукла, которая выглядит довольно простой, однако она всегда являлась лучшим воплощением времени. Как форма народного творчества матрешка обладает огромным потенциалом; она передает глубинный смысл событий и развивается в ногу со временем.

В разное время создавались разные матрешки. Если ранняя матрешка стилистически была примитивна, то начиная с 20 века художники пытались использовать поверхность матрешки наиболее полно. Появился новый тип матрешки, который представлял собой картину в картине. Основой образа по-прежнему была молодая девушка, только теперь на ее передничке рисовали не цветы, а сюжеты русских сказок и пейзажи, а также исторические места.

Усложнение традиционной росписи матрешки привело к огромному разнообразию стилей и вариаций . Тенденция использования декоративных элементов, характерных для традиционных центров русской народной культуры, становятся все более популярной в росписи матрешек начала 20 века. Появляются куклы, расписанные под Гжель, Жостово, Хохлому.

Так называемая авторская матрешка появилась в конце 1980 и начале 1990 годов. В этот период очень многие художники в ногу с конъюнктурой рынка начали расписывать матрешки. Можно сказать, что перестройка подарила миру новый вид искусства - авторская роспись русской матрешки , которая является теперь частью многих российских и западных художественных коллекций.

Особую популярность приобрела "политическая" матрешка. Существует целый ряд кукол с изображением русских царей, российских и зарубежных государственных деятелей и политиков. Гротескное изображение политиков - старая традиция, возникшая очень давно. Почти все политические деятели конца 1980 и начала 1990 годов представлены в забавных карикатурах. Особенно популярным в то время стал образ М. С. Горбачева, который стал легендарной политической фигурой, а его матрешечное воплощение стало особенно популярным в Европе и Америке.

Матрешка - это огромное художественное событие, которое требует осмысления. Это как скульптура и живопись, образ и душа России.

Тэг: Изобразительное искусство

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.
Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.
По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена — так и появилась всеми любимая Матрешка.
Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции. Помимо земских учреждений на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались предметы быта и игрушки в русском стиле. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века благодаря «русским сезонам» С.П. Дягилева в Париже.
Массовому экспорту матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. Благодаря передвижной выставке, организованной «Русским обществом пароходства и торговли», с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока.
Роспись матрешек становилась все красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались так, чтобы отвечать основному своему назначению — преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки «Невеста и жених» помещались родственники. Матрешки могли быть приурочены к определенным семейным датам. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности.
В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображаюших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены «Кутузов» и «Наполеон» с их штабами. Не был обойден вниманием и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.
В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Конек — Горбунок » П.П. Ершова, басня «Квартет» И.А. Крылова и другие.
100-летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений. Нередко создавались и этнографические образы по эскизам художников — профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, Крайнего Севера и других регионов.
Сейчас матрешки создают народные мастера разных регионов России. Отличаются они пропорциями токарной формы, росписью, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, характерным цветом и деталями костюма.

История матрешки

История матрешки началась, когда в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую Мамонтова «Детское воспитание», его супруга привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Считается, что именно эта игрушка послужила прообразом современной матрешки.
Вообще, Япония – страна множества богов и каждый из них за что-то отвечает: либо за урожай, либо помогает праведникам, либо является покровителем счастья и искусства. В ту разъемную фигурку старца-мудреца были вложены еще четыре фигурки его известных учеников.
Целые комплекты фигурок-божков были популярны тогда в Японии. Фукурума, лысый старичок отвечал за счастье, процветание и мудрость.
Если попытаться проследить дальше, то корни от Японии пойдут в Китай, в Индию, где тоже были популярны разъемные, пустотелые куклы. В Китае издавна существовали резные костяные шары.
Создателями первой матрешки считаются Василий Петрович Звездочкин и Сергей Васильевич Малютин. Звездочкин тогда работал в мастерской Мамонтова «Детское воспитание» и выточил из дерева подобные фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин, будущий академик живописи, расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя, изображала спеленатого младенца. Раскрашена была гуашью.
Эта первая матрешка сейчас находится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.
Есть множество версий почему имя для этой игрушки было выбрано Матрена – самая расхожая – что это было самое распространенное имя тогда. Также в его основе лежит латинское слово «mater», что в переводе означает «мать». Это имя ассоциировалось с матерью огромного семейства, с крепким здоровьем и дородной фигурой и отлично подходило новой русской деревянной кукле. Еще говорят, на абрамцевских вечерах проводившихся в усадьбу у Мамонтова, чай подавала прислуга с таким именем.
Вообще-то матрешка как игрушка и явление появилась в России не случайно. Именно в этот период времени в конце XIX-XX в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. На средства меценатов создавались художественные мастерские, различные кружки, в моде были разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле, считается, что мода на «все русское» в начале XX века появилась во многом благодаря “русским сезонам” С.П. Дягилева в Париже.
В 1900-х годах мастерская «Детское воспитание» закрылась, но изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы, в учебно-показательной мастерской.
Сергиев Посад очень старый центр специализирующийся на производстве деревянных игрушек, часто его даже называют «игрушечной столицей», еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву.
Скорее всего, массовое производство матрешек в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года, после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки. Также популярности матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге, а с 1909 года ежегодный Берлинский базар кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. Позднее “Русское общество пароходства и торговли”, создало передвижную выставку и познакомила с русской матрешкой Грецию, Турцию и Ближний Восток.
В 1911 году с Лейпцигской ярмарки даже была привезена японская подделка, которая представляла собой точную копию сергиевской матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия. В 1904 мастерская Сергиева Посада получила из Парижа официальный заказ на изготовление большой партии матрешек. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде. Спрос на матрешек с каждым годом увеличивался. В этом же году товарищество «Русские кустари» открыло в Париже свой постоянный магазин, в котором широко были представлены изделия нижегородских мастеров (производили в г. Семенове и Семеновском уезде Нижегородской губернии) — ложки, мебель, посуда с хохломской окраской, игрушки. В этом году за границей был сделан первый заказ на поставку деревянной куклы-матрешки.
Сейчас существует множество видов матрешек, самыми популярными считаются Майдановские (из Полхова Майдана) и Семеновские матрешки.
С начала 1990-х годов росписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических центрах. За основу чаще всего берутся форма и стиль, свойственные именно сергиевской матрешке, поэтому сейчас на матрешечных базарах встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень напоминающие матрешки Сергиева Посада.
Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании стиля “матрешка 1990-х годов”. Для него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских.
В настоящее время на лотках можно найти не только матрешки, расписанные в традиционном стиле, но также очень популярны, так называемые авторские матрешки, выполненные художником-индивидуалом, профессионалом. Цена на такую игрушку зависит и от известности автора, и от качества работы. Сейчас можно найти матрешки которые были сделаны в единственном экземпляре, некоторые даже, могут быть копии известных картин художников, таких как, Васнецов, Кустодиев, Брюллов и т.д.

Виды матрешек

Сергиевская или загорская (в 1930г. Сергиев Посад переименовали в Загорск) . В Сергиевом Посаде родилась на свет первая матрешка. Сергиевская кукла это всегда круглолицая девушка в платочке, завязанном узлом, узорчатой кофте, нарядном сарафане и переднике в цветочек. Ее роспись очень яркая, опирающаяся на 3-4 основных цвета – желтый, красный, синий и зеленый. Линии одежды и лица у нее обычно имеют черный контур. Она расписывается гуашью и покрывается лаком. Самые известные когда-то мастерские по изготовлению матрешек в этой местности – Богоявленских, Ивановых и артель Рабоче-крестьянской Красной Армии.

Семеновская матрешка (Семеновский район Нижегородской области). Она очень яркая, ее основные цвета – желтый и красный. Ее одежда – это одежда сельчанки, в отличие от загорской горожанки, с преобладанием цветочных мотивов. А платочки у этих матрешек чаще всего раскрашены в горошек. Первая семеновская артель, изготавливающая этих куколок, появилась в 1929 году. Хотя город Семеново знаменит больше своей хохломской росписью, изготовление матрешек стало для семеновских мастеровых дополнительным ремеслом. В наше время в Семеново есть фабрика, на которой делает отличных деревянных кукол по доступной цене.

Майданская матрешка (из Полховского Майдана Нижегородской области). Главный элемент полхов-майданской куклы – многолепестковый цветок шиповника , возле него бывает несколько полураскрытых бутонов. Роспись игрушки начинается с нанесения контура рисунка тушью. Затем изделие грунтуется крахмалом, потом расписывается. После росписи матрешку два или три раза покрывают прозрачным лаком. Самая известная артель здесь – «Красная заря». Она использовала собственные наработки в оформлении деревянных кукол, что сильно отличало их от конкурентов. Их матрешки отличаются также многообразием форм: широкие, вытянутые, примитивные, «фигуристые» и др.

Вятская матрешка . Самая северная кукла, которая стала хорошо известна в 60-е гг. Вятка всегда славилась своими изделиями из лыка и бересты, в которых создавался тисненый орнамент. В этой местности не просто расписывали матрешку анилиновыми красками, а украшали ее ржаной соломкой . Этот прием оказался новым для оформления матрешек. Для этого соломку сначала отваривали в растворе соды, после чего она приобретала красивый песочный цвет. Затем ее нарезали и приклеивали к кукле, формируя узоры.

Тверская матрешка. В этом регионе деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо исторического или сказочного персонажа: царевна Несмеяна, Снегурочка, Василиса Прекрасная. Их головные уборы и наряды бывают различны, что очень привлекает детей.

Авторские матрешки появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок. Одна кукла может рассказать целую сказку.

Создателем матрешки был художник Сергей Малютин, апологет стиля a la russe в искусстве. Произошло «рождение» главного русского сувенира в начале 1890-х годов в московской игрушечной мастерской «Детское воспитание». Кукла настолько удачно ассимилировалась со старинными крестьянскими игрушками, что всего через несколько десятилетий в сознании людей прочно закрепился миф, будто с матрешками играли еще при царе Горохе.

Автопортрет Сергея Малютина. Источник: wikipedia.org

Более того, прототипом матрешки стала японская традиционная кукла. Диковинную вещицу, внутри которой было еще шесть куколок поменьше, привезла из Японии супруга Саввы Мамонтова Елизавета. Вся эта сложносочиненная игрушка символизировала «семь богов счастья». Малютин, увидев этот заморский сувенир, решил переработать его на отечественный лад.


Японская «матрешка». Источник: wikipedia.org

Первый набор вкладывающихся друг в друга кукол состоял из восьми предметов. Все куклы были расписаны по-разному: среди них встречались как девочки, так и мальчики, а самая маленькая олицетворяла младенца в пеленках. Старшая же «сестрица» держала в руках черного петуха. Этот набор, расписанный Малютиным, сейчас хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.


Первый набор Сергея Малютина. Источник: wikipedia.org


Дно самой большой матрешки из первого набора. Источник: wikipedia.org

В 1900 году матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже. Мода на матрешек после этого охватила не только Россию, но и Европу, где «русский стиль» в ту пору был популярен как в искусстве, так и в интерьере и одежде.

Сергиев Посад стал одним из первых крупных центров матрешечного производства. Другими значимыми производителями стали город Семенов Нижегородской губернии и село Полхов-Майдан. При этом знатоки на глаз могли определить, где изготовлена матрешка: сергиевские куклы казались более сбитыми и приземистыми по сравнению с семеновскими. Вскоре матрешечное производство вышло далеко за пределы России: в Германии, например, начали производить подделки, выдавая их за настоящих русских матрешек.