Александр Розенбаум: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото. Розенбаум, александр яковлевич - биография

Его отец Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы, а мать Софья - акушером-гинекологом. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска. В этот же период в семье родился ещё один сын — Владимир Розенбаум.

С пятилетнего возраста Александр стал заниматься музыкой. Сначала он учился в школе 209, а последние классы проучился в школе с углубленным изучением французского языка. Также он окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки, где его учителями стали Лариса Иоффе и Мария Глушенко.

Азам игры на гитаре его обучил сосед его бабушки, известный гитарист Михаил Минин. Также Розембаум с малых лет участвовал в самодеятельности. После школы он также окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки.

Музыкального опыта будущий артист набирался, играя для своих друзей и в дворовых компаниях. Помимо музыки, Александр занимался фигурным катанием, а с 12 лет был записан в секцию бокса "Трудовые резервы".

С 1968 по 1974 год Розембаум учился в Первом медицинском институте. Получив диплом врача-терапевта общего профиля по специализации анестезиологии и реаниматологии, он устроился работать в скорую помощь. В свободное от дежурств время, он занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Во время учебы он начал писать песни, которые использовались для капустников, студенческих спектаклей, ВИА и рок-групп.

В 1980 году он решил посвятить себя музыкальной карьере. Поначалу он играл в группа: "Адмиралтейство", "Аргонавты", ВИА "Шестеро молодых", "Пульс" (под псевдонимом Аяров) и "А. Я. Розенбаум". Сольную деятельность он начал в 1983 году, также он стал руководителем театра-студии "Творческая мастерская Александра Розенбаума".

Его первые песни были посвящены любви, войне и родном городу - это "Дым любви", "Подоконник", "Теплый ветер лета", "Звездопад", "Дай мне минуту", "Песня о Ленинграде". Со временем Розембаум стал исполнять песни в жанре шансон. Всего на счета автора и исполнителя 31 музыкальный альбом.


Личная жизнь

У них есть дочь Анн 1976 года рождения а и внуки Дэвид и Александр.

Интересные факты

Совладелец сети пивных "Толстый Фраер" города Санкт-Петербурга

О нем сняты фильмы "Мужчины не плачут" (2010) и "Мой удивительный сон…" (2011)

У Александра Розенбаума насчитывается более 13 гитар

Играет не в обычном (испанском) гитарном строе, а в OPEN G (открытый Соль-мажор) - это строй семиструнной гитары на шестиструнной без использования 5 струны

Предпочитает гитары марки Ovation, модельный ряд Custom Balladeer 1755 (черный лак, перламутровые колки, механизмы - хром)

Свою песню "Лаки" посвятил своему умершему бультерьеру

В 2000 году ему присвоено звание полковника медицинской службы запаса

Обладатель первого в России паспорта нового образца с номером 13. Номер присвоен по его просьбе, как счастливый для него


Дискография

1981 - Домашний концерт

1982 - Памяти Аркадия Северного

1983 - Посвящение посвящающим

1982 - Новые песни (совместно с Братьями Жемчужными)

1984 - Концерт в Воркуте

1986 - Эпитафия

1986 - Мои дворы

1987 - Нарисуйте мне дом

1987 - Дорога длиною в жизнь

1987 - Концерт на ЛОМО

1987 - Нью-Йоркский концерт

1988 - Казачьи песни

1988 - Анафема

1993 - Гоп-стоп

1994 - Ностальгия

1994 - Горячая десятка

1994 - Вялотекущая шизофрения

1995 - Розовый жемчуг (совместно с Братьями Жемчужными)

1996 - На плантациях любви

1996 - Концерт в день рождения

1997 - Возвращение на Арго

1999 - Транссибирская магистраль

Детство и семья Александра Розенбаума

Родной город Александра – Санкт-Петербург, правда, в то время он назывался Ленинград. Он появился на свет в семье медиков. Его родители создали семью, учась в одном медицинском институте. Некоторое время после окончания родителями вуза семья жила в Казахстане, а позже все вновь вернулись в родной город.

Воспитанием Саши занялась бабушка, так как родителей постоянно не было дома, они «пропадали» на работе. Он рос, по его собственным словам, очень хорошим ребёнком, но ему были не чужды все проблемы любого дворового мальчишки. Розенбаум вспоминает, что курить начал в тринадцать. Уже подростком вместе с пацанами пробовал портвейн.

В музыкальную школу Саша начал ходить ещё в пять лет. Для родителей было важно дать сыну достойное образование. Первое время заниматься совсем не нравилось, но так как он не хотел перечить родителям, продолжал посещать уроки в музыкальной школе. Он занимался и по классу скрипки, и по классу фортепиано. А вот игре на гитаре уже подростком мальчик учился сам, в тот период он стал писать свои первые стихи.

Будучи старшеклассником, Розенбаум серьёзно увлёкся боксом. К концу десятого класса он уже был кандидатом в мастера спорта. С такими успехами, при желании, можно было бы сделать успешную карьеру в спорте. Однако родители-медики сумели убедить сына продолжить семейную традицию. Саша поступил в тот же медицинский институт, в котором учились и в своё время познакомились его мама и папа.

Начало карьеры певца Розенбаума

Шли шестидесятые годы. Во многих вузах образовывались свои музыкальные коллективы – ВИА и рок-группы. Когда в институте Александра был организован ансамбль «Аргонавты», он, конечно же, занял там достойное место, будучи вокалистом, гитаристом и автором песен. Очень быстро коллектив стал известен в Питере, молодёжь танцевала под их песни, некоторые из них стали настоящими хитами.

Группу Александр оставил в середине семидесятых. Институт он окончил, но не без происшествий. Так получилось, что его случайно отчислили, из-за чего ему пришлось в следующем году восстанавливаться и доучиваться. Причем выпускник института покинул его стены с красным дипломом.

Александр Розенбаум - Вальс-Бостон

Свою основную работу по специальности Розенбаум совмещал с эстрадной деятельностью. Внутренне он разрывался, так как чувствовал, что нашёл себя в медицине, но и без сцены уже не представлял жизни. Следовало делать выбор. Он сделал его в пользу эстрады. За пять лет трудовой деятельности после института Александр успел поработать фельдшером, а затем врачом «Скорой помощи».

Сольная карьера Александра Розенбаума

Из-за того, что в конце семидесятых годов популярностью пользовались блатные песни под гитару, Александр решил строить сольную карьеру в этом направлении. Впечатлившись рассказами И.Бабеля, он написал целый цикл подобных песен, которые достаточно быстро разошлись по всей стране на кассетах. С этим циклом Розенбаум выступал некоторое время в разных НИИ и клубах до тех пор, пока из-за этого у него не появились проблемы с органами правопорядка. Всё это нервировало исполнителя, поэтому он решил стать не подпольным, а профессиональным артистом. Александр устроился в Ленконцерт.

А. Розенбаум - «Утиная охота»!

В начале восьмидесятых репертуар претерпел значительные изменения. Теперь это были не блатные песни, а песни о его родном городе, дружбе, любви, войне, любимых героях книг. В тот период появился цикл «Путешествие Гулливера», «Глухари», «Вальс-бостон», «Чёрный тюльпан» и др. Его песня «Чёрный тюльпан» рассказывала о войне в Афганистане, о которой исполнитель знал не понаслышке. Он бывал там и не раз участвовал в боевых рейдах. В тот период времени Розенбаум много выступал перед военными и перед заключёнными.

В 1993-ем году зрители смогли увидеть Александра в роли крутого мафиози. Этого героя он сыграл в кинокартине «Чтобы выжить». Фестиваль «Кинотавр» отметил эту работу призом.

Александр Розенбаум сегодня

Начиная с середины девяностых, исполнителем выпущено немало компакт-дисков и кассет. Есть некоторые его песни, которые исполняет Михаил Шуфутинский . Он стал нередко давать большие сольные концерты, в том числе в США и в Европейских странах.

Сегодня исполнитель по-прежнему популярен. На протяжении двух лет с 2003-его года он был депутатом Госдумы, являясь представителем партии «Единая Россия».

Личная жизнь Александра Розенбаума

Первый брак певца случился в совсем юном возрасте, когда он едва поступил в институт, его длительность - всего лишь девять месяцев. Уже через год состоялся его второй брак. Избранницей стала студентка того же института Елена Савшинская. У них в 1976-ом году родилась дочь Анна. Сегодня Розенбаум – счастливый дедушка, у которого четверо внуков.


У Александра Розенбаума была серьёзная зависимость от алкоголя. Это относится к периоду конца восьмидесятых годов. Это было причиной того, что концерты организовывались всё реже, его не хотели приглашать в основном из-за этих проблем. Пить он бросил тогда, когда из-за излишнего возлияния едва не умер от сердечного приступа. Это произошло во время очередного концерта в Австралии. С тех пор певец не употребляет алкоголь.

Популярный певец и композитор, Александр Розенбаум, еврей по национальности, из-за этого в начале его сольной карьеры у него возникал ряд проблем, однако никогда он не отказался от своей принадлежности.

Проблемы антисемитизма испытали на себе еще родители Александра Яковлевича. Они учились в Первом медицинском институте города Ленинграда, на одном курсе, и все бы ничего, но по стечению обстоятельств, год их выпуска совпал с годом всплеска антисемитизма. Это было время последних лет правления Сталина, когда широкую огласку получило дело кремлевских врачей.

Родители Александра, Софья и Яков, вынуждены были уехать в Восточный Казахстан, в маленький городок Зыряновск. Там они прожили до начала правления Хрущева, когда СССР встало на курс либерализации. Маленький Саша вернулся с мамой и папой в Ленинград, однако на всю жизнь остались в памяти годы жизни в Казахстане, именно там он осуществил первые шаги знакомства с музыкой.

Испытал народный артист «прелести» гонения и на себе. Фамилия Розенбаум – в восьмидесятых годах, когда происходило становление артиста, была как жуткое пятно. Организаторы концертов и директора домов культуры не хотели видеть на своей сцене певца с такой фамилией, поэтому долгое время Александра Яковлевича зрители не видели, а только слышали его песни. Тогда даже пошли слухи о том, что исполнитель авторской песни уехал в Америку, и свое творчество продолжает из-за кордона.

В истории певца даже есть период, когда он по примеру своих соплеменников, собирался эмигрировать в Израиль, но он понял, что именно Россия – его родина, какая бы несовершенная она не была, и остался. Сегодня Розенбаум называет себя российским евреем – он россиянин, но Александр Яковлевич никогда не забывает о своих корнях. Часто артист дает концерты в Израиле, где его любят, не менее сильно, чем в России.

Являясь депутатом Государственной думы России, Александр Яковлевич и правящих структурах нашей страны отстаивает свободу евреев. Некоторые политики периодически пытаются призвать своих коллег к запрету организаций, являющихся российскими еврейскими общинами. Розенбаум же всегда напоминает нашим политикам о том, что антисемитизм перечит демократии, и не допустим в современной жизни.

Сам же Розенбаум в еврейских общинах не состоит, однако многое может рассказать об их деятельности. По его мнению, такие организации в принципе необходимы, они помогают российским евреям не растерять до конца свои корни. Россия обеспечивает для представителей данной народности свободу выбора и передвижения, за что Александр Яковлевич не может не уважать свою страну, если кто-либо хочет вернуться на путь предков в Израиль, то российские власти никогда не будут противиться этому.

Следит популярный артист и за мировыми событиями, связанными с еврейской диаспорой. Так, например, можно вспомнить ситуацию, когда президент Ирана заявил о том, что Израиль нужно уничтожить. Россия же в свою очередь осуществляла оснащение ядерной мощью этой страны. Александр Яковлевич был в числе тех, кто призвал наших политиков урегулировать данный вопрос. Розенбаум относиться к тем идеологам, которые считают, что терроризм можно будет победить только тогда, когда России и США найдут способ сотрудничества и взаимопонимания, вместе они смогут наилучшим образом подавить проявления терроризма, а также и антисемитизма в мире.

Особое внимание российский бард уделяет и русскоязычной общине Израиля. По его мнению, она очень многое сделала для развития страны. Многие видные деятели Израиля имели русскоязычных предков, среди них можно отметить Владимира Жаботинского, Бен-Гуриона, Менахем Бегина и, конечно, Ариэль Шарона.

Сегодня большое уважение у Розенбаума вызывает личность Ивета Либерман, яркого представителя русской общины Израиля сегодня. Исполнитель авторской песни считает, что данный человек может помочь русским евреям в Израиле пробиться сквозь созданный вокруг них стеклянный купол, а также сделать первые шаги на пути возрождения Израиля, как значимого, развитого государства.

Среди заграничных выступлений, к гастролям в Израиле популярный артист относиться с особым трепетом, сказывается еврейская кровь. Кроме того, на концерты Розенбаума приходят в основном бывшие жители СССР и России, а это особая публика, которая встречает певца с огромной любовью. Среди городов Израиля наибольшее уважение вызывает у барда Иерусалим, оно и понятно, ведь он является столицей еврейского государства.

Из всего выше сказанного можно подвести такой итог, Александр Розенбаум – это талантливый певец и композитор, который пользуется всенародной популярностью, он истинный гражданин России, однако он никогда не забудет и о своей еврейской крови. Российский еврей – эти можно гордиться.

Популярному российскому исполнителю, поэту, композитору и аранжировщику собственных песен Александру Яковлевичу Розенбауму исполняется 60 лет. Человек со стержнем, настоящий мужчина и талантливый артист, однажды выбравший свой образ и ни разу за всю карьеру не изменивший ему. На сцене это дерзкий, может быть, иногда даже жесткий лирик с гитарой. Он работает в различных жанрах – начиная с шансона, бардовской песни, джаза, рок-музыки, и заканчивая романсами. У него много песен на цыганские темы, темы казачества, песни военной тематики, связанные с Великой Отечественной войной, войной в Афганистане. Много философской лирики. Есть слова и мелодии с близкими ему еврейскими мотивами.

Розенбаум – не только поэт и исполнитель авторских песен. Розенбаум – композитор. Мощное психологическое воздействие песен Александра Розенбаума достигается не только смыслом слов, но и музыкальным сопровождением. Розенбаум – профессиональный артист эстрады, и этим все сказано. Каждый из почитателей творчества Александра Яковлевича находит в его репертуаре свои песни, но есть среди них и те, которые, бесспорно, не оставляют равнодушными никого, стали народными: «Вальс-бостон», «Нарисуйте мне дом», «Казачья», «Есаул», «Утиная охота», «Вещая судьба», «Заходите к нам “на огонек”», «Налетела грусть», «Бабий Яр», «Черный тюльпан» и многие другие.

Началом сольной деятельности А. Розенбаума можно считать памятное выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского. На столь смелый шаг, как организация концерта певца с еврейской фамилией Розенбаум, решилась директор дома культуры Раиса Григорьевна Симонова. В моей коллекции музыки имеются первые записи Розенбаума, которые сделаны порой подпольно на частных квартирах, на кухнях, в маленьких клубах, где проводились концерты без афиш или с короткими объявлениями, написанными почитателями его таланта. Кассеты с песнями певца тиражировались любителями, звучали с окон домов и автомашин, несмотря на »табу» официальных властей. Но это всё в прошлом. Сейчас Александр Яковлевич Розенбаум – Народный артист России. Сочиняет, поёт, гастролирует. Мне довелось его слушать в Ленинграде, Минске и совсем недавно в Миннеаполисе. Блестящее зрелище! Неизгладимое впечатление! Александр Розенбаум выглядит со сцены жестким, неприступным мужчиной, который имеет свое мнение на каждый вопрос. Можно относиться по разному к талантливому автору и исполнителю: кому-то Розенбаум нравится, кому-то не нравится, но, слушая его, трудно остаться равнодушным, ибо он искренен и злободневен. Розенбаума знают и слушают многие. Стиль и манера исполнения поэта – барда интересны. Не менее итересно, мне представляется, будет любознательным читателям газеты прочитать высказывания А.Розенбаума о своей национальной принадлежности, о евреях и Израиле, о конфликте на Ближнем Востоке. Завидую тому, кто прочтёт это впервые.

*****

Ненавижу тех, кто берет псевдонимы и кричит, например: «Я русский!» – будучи, допустим, евреем. Другое дело, что я говорю: «Я - российский еврей…» Что скажет народ, возьми я, например, фамилию Розов, Яковлев или Александров? Выкрестов не любят нигде. Если бы я родился в Грузии, я бы писал «Сулико» - и был бы грузинским евреем, а родившись в Молдавии, писал бы для ансамбля «Жок» - и был бы молдавским евреем. Но я - абсолютно российский человек еврейской национальности. Я не целовал землю в тель-авивском аэропорту Бен-Гурион, не на ней я родился, - но у Стены плача сердце вздрогнуло… И все же я пошел бы защищать Израиль, эту страну моих далеких предков…Звезду Давида ношу на груди. Это связано с тем, что я - еврей. Это не кич, а дань уважения народу и символ принадлежности к моим родителям. Не понимаю, когда евреи надевают на себя кресты, а русские - звезду Давида или полумесяц… Религия входит в тебя либо с молоком матери, либо к ней можно идти долгие-долгие годы, и совершенно не обязательно, чтобы еврей стал иудаистом, совершенно не обязательно, чтобы христиа¬нин стал православным… Я знаю в Иерусалиме целую деревню русских людей, которые двести лет исповедуют иудаизм. Я, например, к этому еще не пришел, но я, абсолютно чистый иудей, склоняюсь к христианству: тянет. Иудаизм для меня - совершенно чуждая религия, а христианство мне ближе: я вырос на этой земле, я впитал ее в себя. Но я никогда не говорю, что я - русский. Ненавижу, когда грузин или татарин говорит: «Я вырос на русской земле и считаю себя русским». Не надо себя считать. Ты - еврей, ты - татарин, ты - грузин…На концертах я не устаю повторять о том, что песня «Долгая дорога лета», посвященная евреям, жертвам гитлеровского геноцида, - предупреждение всем тем, у кого еще осталась в голове какая-то националистическая мысль. Пусть помнят, что в мире, устроенном на основе таких мыслей, они сами могут оказаться в этой колонне, идущей из гетто на расстрел, если кому-то не понравится их национальное происхождение…

Еврейскую музыку я начал писать совсем недавно, потому что только недавно начал слушать ее. Те мои песенки как бы из еврейского быта - лишь стилизации, подлинно еврейского там не так уж и много. Хотя и их люблю, считаю своей удачей. Даром что написал их в двадцать один год, мальчишкой. Бог, что ли, водил тогда моей рукой? Или ангел стоял за спиной?.. Но я с моим музучилищным образованием только теперь стал понимать, что «Семь сорок» или «Хава нагила» - не еврейская музыка. Настоящая же еврейская музыка - это сложно: это синагогальная, канторальная музыка. Чтобы ее сочинять, надо сначала многому научиться…

На моей памяти не было такой оголтелой кампании против какой-то отдельно взятой национально¬сти, как это было во времена «дела врачей». Тогда мой папа вынужден был уехать со своим красным дипломом в Восточно-Казахстанскую область. На себе я никогда не ощущал открытого антисемитизма как государственной политики. Да, прижимали меня, афишу с моей фамилией не печатали… Но сегодняшнее положение иначе как кампанией не назовешь - от плакатов с призывами: «Выключить тель-авидение» до гнусных высказываний депутата Макашова про «хороших евреев» и «плохих жидов». Это, увы, слишком характерно не только для генералитета, но и является позорным атавизмом российского сознания в целом…Я не прошу, чтобы меня, еврея, любили - как, впрочем, нормальный русский не просит, чтобы любили его. Он - русский, и все тут. Но я хочу, чтобы государство на деле защищало в равной сте¬пени права всех наций. А так мне хочется спросить, чем москаль Макашов лучше жида Розенбаума? И вообще, кто он - хороший русский или плохой москаль? И кому в Киеве он доверит это определить? Я не призываю сажать Макашова в тюрьму, но Государственная Дума, парламент страны, должна была резко отреагировать… Беда не в отдельно взятом Макашове (больные люди есть везде), беда в том, что сегодня наш социум тяжело болен и нуждается в скорой неотложной помощи. Это я как врач говорю… Надо хотя бы знать, что такое сионизм, который долгое время преподносили у нас как фашизм. А это лишь стремление объединить евреев в одно государство. И что же в этом плохого? А кричать о жидомасонстве, что, дескать, евреи пьют кровь русских младенцев, так об этом может кричать только ублюдок. Причем свои ублюдки есть и у евреев, и у татар, и у якутов - у всех… Я ненавижу Ленина и Дзержинского, так же как Троцкого и Свердлова. И мне стыдно, что последние - евреи. Но они и им подобные - еще не весь народ. А сколько евреев помогало «белому движению» из-за границы? А многие ли знают, что полштаба батьки Махно было еврейским?.. Вот по¬чему подводить все эти дела к национальному знаменателю - глупо, если не сказать больше. И жаль, что к нелюдям, которые играют на этом, прислушивается так много людей.

В современной России нет ограничений свободы передвижения. Евреи, делающие свой выбор в пользу Израиля, могут свободно этот выбор реализовать. Другие, не желающие обрубать корни, привязывающие их к родному дому, к стране, в которой они росли и формировались, тоже не ограничены в возможности жить полноценной еврейской жизнью. Так что на истории российского еврейства рано ставить крест – вы уж простите мне это не совсем еврейское выражение. Еще Вяземский сказал, что главные беды России – дураки и дороги. И если от второй напасти есть надежда избавиться, то от первой – вряд ли. Антисемитизм существовал и существует, как в России, так и во всех остальных странах. Беда не в пустых головах, забивающих вакуум мысли юдофобской ахинеей. Они были и будут всегда, и мы, евреи, научились жить рядом с ними в любой стране. Беда наступает тогда, когда эти пустые головы начинает забривать, то есть рекрутировать, власть. Нынешняя российская власть этим путем, слава Богу, не идет. Я не верю, что она им пойдет в обозримом будущем…

Я знаком с историей сионизма и горжусь тем, что это великое чудо и свершение библейских пророчеств – восстановление Государства Израиль после двух тысяч лет изгнания – было осуществлено в решающей степени благодаря вкладу российских евреев. Владимир Жаботинский (которого я ценю еще и как выдающегося поэта), Бен-Гурион, Менахем Бегин, в конце концов Ариэль Шарон, который блистательно побеждал в прежних войнах Израиля, – все они имеют российские корни. И русские евреи еще сыграют великую роль в истории Израиля. Сегодня самый яркий лидер “русской” общины – Ивет Либерман, по духу и по делу – настоящий продолжатель дела Жаботинского, Бегина, да и “раннего” Шарона. С таким лидером, я думаю, “русская” община пробьет “стеклянный потолок”, который, как я знаю, ограничивает продвижение талантливых русских евреев в израильскую элиту, и сможет опять сделать Израиль сильным, независимым и передовым. Я с огромным интересом прочел его недавно вышедшую на русском книгу “Ничего, кроме правды”. У Либермана стратегическое мышление, железная логика и верность принципам. Как сказал о нем Александр Бовин, “Либерман – это единственный израильский политик, с которым я бы пошел в разведку”.

Я с уважением отношусь к исламу, люблю суфийскую поэзию, однако на этом историческом этапе радикальный ислам несовместим с гражданским равноправием немусульман. Поэтому, боюсь, разделение по разные стороны границ Израиля исламского и неисламского населения – единственный путь. Но враги Израиля должны помнить, что будет с теми, кто придет к ним с мечом… Железную стену Жаботинского, в качестве которой сейчас строится разделительный забор, ведь можно передвинуть и подальше на восток. Как поется у меня в одной песне: “Все вернется!”.. Я люблю и уважаю любую публику. В Израиле живет огромное количество моих бывших соотечественников, и выступать перед ним – всегда большое удовольствие. И сам Израиль, конечно, имеет для меня более весомое значение, чем любая зарубежная страна. Это естественно, поскольку я – еврей. Если б я был российским армянином, для меня бы особым городом был замечательный город Ереван. Я абсолютно российский человек, но так как Иерусалим – столица еврейского государства, то, естественно, она в особенности, а другие города Израиля – в целом, рождают у меня особые чувства. (Из новогоднего интервью “МИГа”, проведенного по телефону между Тель-Авивом и Москвой, декабрь 2005 г. – А.З.)

Вообще-то об антисемитизме я знал, но на себе его не ощущал - ни в школе, ни во дворе. А в детстве я был абсолютно дворовым, там у нас нравы были простые. А если и были какие-то единичные случаи, если я слышал в свой адрес «жидовская морда», то в морду же и бил. Дрался, кстати, я неплохо, все-таки уже был кандидат в мастера спорта по боксу…А потом вдруг еврей Розенбаум стал еще и казаком, причем казаком из Кубанской первой сотни. Меня туда не партия и правительство назначило, меня туда, в свои ряды, приняли простые люди. Чем и горжусь. А если мои песни - про казаков или про евреев - рождают отклик у эстонской или русской, у таджикской или американской публики, то потому, что я никогда не был выкрестом, не отказывался от своей еврейской крови. Самое страшное в жизни - это предательство. И еще зависть. Но они взаимосвязаны. Я не предавал ни своей национальности, ни своей Родины. Примечательно, что как раз эмигранты меня и не очень жалуют - хоть в Штатах, хоть в Израиле… Хотя те же мои соплеменники, по-моему, должны мне памятник поставить - за то, что меня казахи любят. Потому что и благодаря мне они дышат чуть свободнее, чем могли бы без розенбаумовских песен. И казах, и русский, и литовец, и украинец видят, что я - нормальный еврей. Такой же, как он - нормальный казах, нормальный русский, литовец, украинец… То есть человек. (Из книги ”Бультерьер”, 2000г.- A.З.)

В стране, которая полвека назад победила фашизм, это самое явление набирает обороты. Ещё? Народ привык к халяве, привык искать врагов, виновников своих бед – буржуев, американцев,татар, монголов, жидов. У меня есть такое четверостишие:
Опять во всём винят жидо-масонов. О Господи, какая ерунда!
Сто человек надули миллионы? Так что же за народ вы, господа?!

Я это говорил давно, но полушёпотом. Чтобы не дразнить дураков, ведь я еврей. Мне лично не часто приходилось сталкиваться с бытовым расизмом, но я его чувствую. К шовинистам я отношусь, как доктор, ведь это больные люди. Прогноз поэтому для России неутешительный, генная характеристика народа достаточно тяжёлая. На это оказало влияние множество факторов. По моему мнению, даже русские народные сказки – гибельны по своей сути. Везде халява – то щуку волшебную вытащит, то золотую рыбку – всё, что угодно, только бы не работать. Самый положительный герой – Илья Муромец, тридцать три года валялся на печи, ни хера не делал, даже в спортзал не сходил ни разу, а бухнул водички какой-то и легко пошёл, всем ”плохим” накостылял…И прекрасно себя чувствует – шара и халява, снова и везде.

Нет, песен на идиш я не знаю, у меня их нет. Я всегда говорю, что я - еврей ленинградский. Это сейчас у нас есть синагоги, есть прекрасная молодежь, которая, наконец-то, получила возможность изучать свою национальную культуру и язык. В мое время ничего этого не было, не мне вам рассказывать. У нас не было ничего. Еще в пределах бывшей черты оседлости, то есть на территории нынешних Украины, Беларуси, Болгарии, стран Прибалтики, у потомков проживавших там евреев хоть что-то оставалось в головах. А в Ленинграде так совсем ничего уже не осталось. У меня только одна бабушка - только одна! - еще что-то помнила и хранила, поскольку приехала в Санкт-Петербург с Украины совсем юной девушкой. А вот другая моя бабушка, уроженка Питера, так та была уже полностью отрезана от еврейской культуры и традиций. И это плохо. Это как с неграми Севера и Юга: то есть южные еще что-то о своих предках и истории знают, а северные - уже нет. Так что можете считать, что я - негр Севера. Счастливы те современные, молодые музыканты, которые могут творить на национальном языке, в рамках своей национальной культуры. (Из ыступления на творческом вечере в Московсом еврейском общественном центре 03.03.2004 – А.З.)

Торговаться можно со всеми. Хотя Беслан - особый случай. Там были не люди и даже не нелюди, а инопланетяне. Я не шучу! Нелюди - это комендантша Бухенвальда и садистка Эльза Кох, делавшая абажуры из человеческой кожи, Чикатило, Джек-потрошитель, Геббельс или шеф гестапо Гейдрих, расстреливавший евреев. Это крайняя степень омерзительности людей, но все-таки людей. А то, что творят так называемые террористы, взрывая автобусы, дискотеки, рынки, самолеты и - как крайний эпизод - школу в Беслане, за гранью даже той жути. Бомбы в баскетбольной сетке над головами обреченных ребятишек устанавливали пришельцы, “чужие”, для которых человек - лишь некая белковая субстанция. Мы же не задумываемся, убивая комара, что он, может, летит из школы домой к маме, правда? Мы для террористов - те же комары или муравьи под ногами. Они не понимают, что мы живем и дышим, что у нас есть дети, что есть “мирные комары” и “военные”. Они мочат всех! Это враждебная цивилизация - всем нам, землянам… Мировая война объявлена не американцам, русским или евреям. Инопланетянин может вселиться в любого, невзирая на религию и расу. Но все-таки адрес терроризма конкретный: “они” выбрали крайнее ортодоксальное крыло ислама. “Им” сейчас так удобно! Мусульмане в том не виноваты, но от этого не легче! И не надо стесняться: я лично не собираюсь бороться с татарином, индонезийцем, арабом или ингушом. Но с безумными исламистами-фанатиками - да. И первыми за них должны взяться сами мусульмане у себя дома. Придушить гада в зародыше! Все эти “точки” начались еще с мюнхенской Олимпиады и взрывов в Израиле. Вот когда началась бойня! Но никто в мире даже не дернулся, в том числе и в Союзе, хотя кроме еврейских на танцах там погибли 28 русских детей. Нас сейчас клюнул жареный петух, вот мы и задумались. А израильтяне так живут уже 30 лет. Привыкать придется! (”Аргументы и факты”, 04.11.2004 – А.З.)

Я никогда не комплексовал по поводу своей национальности. Может, потому, что жил в больших питерских дворах, в которых вместе росли дети разных национальностей и вероисповеданий. На татарский праздник мы все ели перемяч – треугольные пирожки с мясом, на русскую Пасху всем двором трескали мацу… Ой, простите, куличи. Мацу, конечно, ели на еврейскую Пасху, и вовсе не по религиозным соображениям. Это просто очень вкусная лепешка. На православную Пасху к чаю подавали очень вкусный кулич и творожную пасху. Но однажды (мне тогда было лет 12–13) мы с отцом были в кинотеатре. На экране появились горы трупов погибших в концлагерях евреев. Сзади раздался голос: “Так им и надо!” После сеанса отец схватил того мужика за грудки, отвел в милицию, но мужика, конечно, быстро отпустили… В конце 70-х многие евреи стали уезжать в Израиль. Мы тоже собирались, месяца два или три я даже учил язык. Потом процесс забуксовал, а в 80-м я ушел на сцену. Позже мне предлагали уехать музыкантом, но сейчас я счастлив, что этого не случилось. У меня нет желания переселиться в местечко и жить теплой еврейской семьей. И все-таки я хочу, чтобы мои дети, внуки и правнуки знали наряду с русской культурой еврейскую – музыку, язык. (Из интернет – сайта ”Лица”, 3.12.2004 – А.З.)

История отношений российского казачества с еврейством знала черные страницы. Но это – дело прошлое. Что было, то быльем поросло. Для меня главное, что на протяжении всей русской истории, и тем более все 70 лет советской власти, казачество было символом свободолюбия. Не случайно большевистский тоталитаризм видел в казаках одного из главных врагов и жестоко расправлялся с ними. Так что в последние десятилетия исторические судьбы еврейства и казачества во многом совпали. Кстати, в последние годы существования СССР, когда стала возрождаться еврейская община и ее организации, именно казаки охраняли ее от новоявленных погромщиков – первые съезды и мероприятия еврейской общины…

В конце восьмидесятых годов в кинотеатрах Советского Союза был показан фильм "Друг" с Сергеем Шакуровым и Василием Ливановым в главных ролях. В ленте представлена история дружеских отношений клинического алкоголика и его собаки, которая обладает даром человеческой речи. Музыку к этому фильму написал малоизвестный тогда среди широкой общественности Александр Розенбаум.

Среди пяти песен, написанных композитором для этого фильма, была и песня «Вальс-бостон», благодаря которой Александр Яковлевич сразу же приобрёл всенародную популярность. Фильм был впоследствии незаслуженно забыт. Сейчас о нём могут вспомнить только некоторые знатоки отечественного кинематографа. А песня до сих пор не перестаёт быть одной из самых популярных в своём жанре.

Первые шаги

А между тем, творческая биография Александра Розенбаума началась задолго до появления его песен в кино. Музыку он начал писать ещё в конце шестидесятых. Первые его опыты были песнями о любви и о любимом городе - Ленинграде. Затем появились стилизации под городской романс и блатные песни. Эта тематика была навеяна музыканту сборником «Одесские рассказы» Исаака Бабеля.

Ряд ранних песен был посвящен врачебной деятельности, так как трудовая биография Розенбаума начиналась с работы врачом скорой помощи. Еще будучи студентом медицинского института в Ленинграде, куда он поступил в 1968 году, решив пойти по стопам родителей, он участвовал в нескольких самодеятельных эстрадных ансамблях. Уже первокурсником он получил награду киевского конкурса авторов-исполнителей за одну из своих песен. Также Розенбаум писал песни для различных студенческих вечеров. Окончив институт по специальности врач-реаниматолог, Александр поступил в джазовое училище, где изучал курс аранжировки. Этим фактом объясняется довольно изысканная «джазовая» гармония некоторых из его песен, в частности «Вальса-бостона». Параллельно с обучением в училище (на вечернем отделении) он продолжал медицинскую деятельность.

Выбор между медициной и музыкой

Как-то музыкант признался, что в биографии Александра Розенбаума как поэта важнейшую роль сыграла его врачебная практика. Благодаря работе в скорой помощи, постоянному общению с разными людьми, постоянной борьбе за их жизни и наблюдению за людьми, находящимися в тяжёлых жизненных ситуациях, а порою на грани жизни и смерти, Александру Яковлевичу пришлось в совершенстве изучить особенности человеческой натуры, что проявилось позже в его песенных стихах. Некоторые из его ранних песен даже написаны были во время рабочих перерывов.

К началу восьмидесятых годов в биографии Розенбаума настал момент, когда ему пришлось сделать выбор между медициной и творчеством - двумя его жизненными призваниями. Александр Яковлевич отдал предпочтение музыке. Хотя сам он любит повторять, что не бывает бывших врачей.

Начиная с 1980-го года он выступает в составе нескольких профессиональных эстрадных ансамблей. Дебютом в сольной карьере можно считать концерт в Доме культуры Министерства Внутренних Дел в 1983-м году. Примерно в это же время появились первые магнитофонные записи артиста, в числе которых следует отдельно упомянуть совместные альбомы с братьями Жемчужными, которые известны своим сотрудничеством со знаменитым шансонье Аркадием Северным. Позже Розенбаум создал собственный театр-студию.

Личная жизнь Розенбаума

В биографии артиста нельзя пройти мимо такой важной темы как семейная жизнь.

Женился Александр рано. Но его семейный союз с первой супругой просуществовал меньше года. Второй раз Розенбаум женился в 1975 году. Со второй женой он учился в одной группе в медицинском институте. Через год после свадьбы у них родился ребёнок. Девочку назвали Анной.

Сейчас она с мужем живёт в Израиле, где работает переводчиком. У Александра Яковлевича на данный момент четыре внука.

Родители Александра, как уже говорилось ранее, были медиками. Специальность отца - уролог, а матери - акушер-гинеколог. Раннее детство будущего артиста прошло в Восточном Казахстане, где отец служил главврачом городской больницы. Затем семья в полном составе переехала в Ленинград, где Александр учился в школе, занимавшей здание, в котором до революции был В старших классах перешёл в другую школу, где углубленно изучал французский язык. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано и скрипки. По соседству с его бабушкой проживал популярный в те времена гитарист - Александр Минин, который и преподал юному Розенбауму первые уроки игры на семиструнной гитаре.

Важной деталью биографии Розенбаума является то, что в своей профессиональной деятельности он использует шестиструнную гитару, которая настроена как семиструнная, только без пятой струны. Его личная коллекция гитар состоит из более, чем пятнадцати инструментов. В краткой биографии Александра Розенбаума, которая приводится в данной статье, нельзя не упомянуть ещё об одном немаловажном событии, оставившем след в творчестве поэта-песенника. В 1980-е годы он несколько раз побывал в Афганистане, где выступал с концертами для бойцов. Позже несколько песен Розенбаум посвятил Афганской войне.

Одна из «афганских» песен - «В горах Афгани» была написана до того, как автор побывал на передовой. Впоследствии эта композиция была «забракована» самим Александром Яковлевичем за недостоверность представленной в ней информации.

Характеристика творчества

В этой краткой биографии Розенбаума немаловажно упомянуть, что сам автор никогда не составлял из своих песен и стихов никаких тематических циклов. Однако в его творчестве выделяют следующие темы, к которым он обращался наиболее часто: Санкт-Петербург (как любимый город автора), советская история первой половины двадцатого столетия, казачьи и блатные песни, композиции о медицинской службе, войне в Афганистане, а также песни про Великую Отечественную войну. В творческой биографии Розенбаума личная привязанность к теме войны отчётливо прослеживается.

"Метафизика"

Последний на данный момент альбом в творческой биографии Александра Розенбаума носит название «Метафизика».

Любителям авторской песни звучание альбома может показаться слегка неожиданным. Дать однозначное определение стилю нового релиза сложно. Песни, казалось бы, очень похожие по своей мелодике на «классического» Розенбаума, представлены здесь в аранжировках, более характерных для музыки отечественных рок-групп. Из многочисленных рецензий на этот альбом можно узнать, что запись проходила в студии группы «Алиса» при участии музыкантов этого коллектива.

Розенбаум в стиле рок

Жанр рок-музыки не нов для творческой биографии Розенбаума, ведь его исполнительская деятельность начиналась в различных группах, таких как «Аргонавты».

Свою любовь к року Александр Яковлевич периодически выражал то в интервью, говоря, что считает Битлз посланниками Господа, то организуя московский концерт одного из отцов рок-н-ролла, Чака Берри, то посвящая песню «Чак-рок-Берри» всё тому же великому музыканту.

Александр Розенбаум о жанре, в котором выступает

Сам музыкант часто выказывал своё недовольство, когда какой-нибудь журналист называл его бардом, говоря, что не принадлежит ни к какому конкретному музыкальному жанру, а работает в стиле «Розенбаум». На вопрос о музыке, на которой он был воспитан, Александр Яковлевич тоже не даёт однозначного ответа, говоря, что его музыкальные пристрастия всегда имели довольно широкий диапазон - от симфонической музыки до дворовых песен. Безусловно, в этот спектр входил и рок. Просто начало творческой биографии Розенбаума пришлось на расцвет эпохи советских вокально-инструментальных ансамблей. Не захотев идти в общем строю, Александр Яковлевич избрал для себя путь сольного исполнителя под гитару. Теперь же он говорит о возвращении к своим корням. Сам он объясняет причину этого возвращения тем, что в данный момент ощущается недостаток именно такой музыки на нашей эстраде.

В заключение

Рассмотрев страницы творческой биографии и личной жизни Александра Розенбаума, можно сделать вывод о том, что Александр Яковлевич - человек, полностью реализовавшийся в обеих сферах.

Но и сейчас, находясь в солидном возрасте, он не собирается почивать на лаврах и, то и дело, радует своих многочисленных поклонников новыми экспериментами. Все ли слушатели готовы к этим экспериментам - это уже другой вопрос. Но в любом случае на концертах Розенбаум всегда уделяет внимание как песням, давно знакомым и любимым публикой, так и новому репертуару. Так что поводов для печали нет! И новые поклонники музыканта, и умудрённые сединами давние почитатели его таланта всегда смогут найти для себя что-нибудь интересное в его живых выступлениях. Остаётся только радоваться тому, что талант Александра Яковлевича Розенбаума оказался столь многогранным.