Александр яковлевич розенбаум биография. Александр Розенбаум: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото Александр розенбаум где

Инструменты гитара, фортепиано Жанры эстрада , джаз , романс , авторская песня , рок , шансон Псевдонимы АЯРов Коллективы Награды www.rozenbaum.ru Аудио, фото, видео на Викискладе

Алекса́ндр Я́ковлевич Розенба́ум (род. 13 сентября , Ленинград , СССР) - советский и российский автор-исполнитель , поэт, музыкант и композитор , () , () .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Александр Розенбаум - Лучшие песни TOP 10

    ✪ Александр Розенбаум. Лучшее

    ✪ Александр РОЗЕНБАУМ - ЛУЧШИЕ ПЕСНИ /ВИДЕОАЛЬБОМ/

    ✪ Подмосковное танго - Александр Розенбаум

    ✪ Григорий Лепс и Александр Розенбаум - Гоп-стоп

    Субтитры

Биография

Александр Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой. Яков и Софья окончили институт в 1952 году, а затем семья Розенбаумов отправилась жить в Восточный Казахстан , в город Зыряновск , где не было железной дороги. Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы; профессия Софьи - акушер-гинеколог. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска. В этот же период в семье родился ещё один сын - Владимир Розенбаум .

Семья Розенбаумов жила в доме № 102 на Невском проспекте . Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Окончил школу на улице Восстания - школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом - дочь. В 9-10 классах обучался в школе № 351 с углубленным изучением французского языка на Витебском проспекте 57. Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко . Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам , участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет» . Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы» .

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников , студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Семейная жизнь Розенбаума началась рано, но продлился первый брак недолго. Уже через год Розенбаум снова женился, на этот раз на своей однокурснице Елене Савшинской, и у них родилась дочь Анна. У Александра Розенбаума был выбор между профессией врача, по которой он уже отработал 5 лет и нашёл в ней себя, и эстрадной карьерой. Был сделан выбор в пользу музыки.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты» , ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров , от «А. Я. Розенбаум»).

Началом сольной деятельности можно считать выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД им. Ф. Э. Дзержинского. В дальнейшем он стал художественным руководителем театра-студии «Творческая мастерская Александра Розенбаума».

Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра » .

22 января 2010 был доставлен в Институт скорой помощи им. Склифосовского. По информации врачей, у певца была глубокая ножевая рана предплечья - нож достал до кости. 58-летний артист сообщил медикам, что порезался случайно - «баловался» с недавно купленным клинком и нечаянно поранился. Певцу была оказана первая помощь, от госпитализации он отказался .

В 2014 году принял участие в озвучивании украинского документального фильма «Тайна Королёвского батальона», посвящённого гибели 1-го батальона 682-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии Вооружённых Сил СССР в апреле 1984 года , во время Афганской войны . В этом фильме Розенбаум выступил как чтец закадрового текста и исполнитель заключительной песни «Караван».

В декабре 2015 года за свою политическую позицию и взгляды на украинские события 2013-2014 годов Розенбаум был включён в чёрный список российских артистов, являющихся «персонами нон грата » на территории Украины .

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Бизнес

Розенбаум - совладелец сети пивных «Толстый Фраер» г. Санкт-Петербурга .

Семья

Творчество

Поэт и музыкант

Александр Розенбаум - композитор, автор-исполнитель собственных песен. Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни , и их герой - классический образ одесского налётчика времён НЭПа . Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля . Ряд его ранних песен также связан с работой врача.

Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (пример - песни «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»). Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»). Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…» и др.), морской тематикой («38 узлов », «Песня старого миноносца»). Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота „Чёрного тюльпана “», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане. В 1986 году, на Киностудии Министерства обороны СССР, песня «В горах Афгани» была вмонтирована в фильм «Боль и надежды Афганистана» к хронике боевых действий - фактически был создан первый клип на песни исполнителя.

За отдельными исключениями, свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары. Среди исключений стоит отметить совместные концерты вместе с братьями Жемчужными). Характерная черта выступлений Розенбаума - эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя, при этом не используя медиатор. Также в своих песнях он подходит к неординарному использованию гармоний при игре на гитаре, что придает им некоторую необычность. По словам самого Розенбаума, невозможно определить стиль музыки, в котором он работает, так как он очень разносторонний музыкант. Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.). После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы. Розенбаум обладает сильным мужественным голосом баритональной природы.

Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Из-за этого песня обретает джазовые оттенки.

По форме творчество Розенбаума близко к жанру бардовской песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках в самодельных записях, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.

Наиболее известные песни

Год написания I строка Название Примечания
1968 - Заходите к нам… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти Арк. Северного», который предварялся следующим вступлением: «Сегодня исполняется 2 года со дня смерти Аркадия Звездина-Северного . Александр Розенбаум, при участии „Братьев Жемчужных “, посвящает свои песни его памяти» .
1968 Гоп-стоп! Мы подошли - из-за угла… Гоп-стоп Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). «Гоп-стоп» (угол.) - ограбление
1968 День такой хороший… Извозчик Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Продолжение - песня «18 лет спустя»
1968 Позабуду - грусть, печаль-тоску… Ярмарка (?)
1968 Какая разница в том… Умница Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 На улице - Гороховой - ажиотаж… Путешествие из Одессы в Петроград Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Я возвращался - поздно…, лунной ночью… Червончики Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982), в котором исполнена без 2-х заключительных строф.
1971 Ах, не вините -меня в том… Гроздья рябины Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Др. название: «Подражание Окуджаве ». Исполняется не спеша и выразительно.
1968 Светофоры, дайте… Песня о «Скорой помощи» Вступление автора: "2 песни о 2-х моих работах. I - это «Песня о старой работе», а II - это «О новой работе». I «Песня о „Скорой помощи“» на музыку Владимира Семёновича Высоцкого " (имеется в виду песня «Утренняя гимнастика»). Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А. Северного» (апрель 1982). Др. название: «Песня врача „Скорой помощи“»
1968 Я мотаюсь - как клубок - по городам… О новой работе Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Др. название: «Гастрольная»
1968 А ну-ка сделайте… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Фраер , толстый фраер… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Смотрите: Ангелы летят - над самой… У окна Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Вариант I строки: «По небу Ангелы летят над самой…»
1968 От звонка до звонка… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Мне пел-нашёптывал начальник из «сыскной»… Снегири Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Нинка,- как… Нинка (?) Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Песню исполнял также М. Шуфутинский .
1968 Меня - не посадить. Я это твёрдо знаю… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Есть в Одессе Молдаванка … Лиговка Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 На Одесском, на майдане… ? Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Песню исполнял также М. Шуфутинский.
1968 Открылась дверь - и я в момент растаял… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Ах если б знали… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Мы с ним росли… ? Авторское вступление: «В этой песне заканчивается жизненный путь героя моих блатных и одесских произведений - Сэмэна» . Последняя песня магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Я мальчишка беспризорный… Беспризорник -
1968 На модном пляже, в жаркий летний день… Сержио Таччини -
1968 Я был повязан I раз в 13 лет: залез в ларёк,- хотелось булочек с корицей… Серебристая Колыма -
1968 Дело было… ? -
1968 Встану рано поутру… - -
1968 На ковре - из жёлтых листьев, в платьице простом… Вальс-бостон Одна из наиболее известных песен автора
1984 Налетела грусть… Налетела грусть -
1968 В пальцы свои дышу… На дороге Жизни -
1968 Виделось часто в сон беспокойный… Сон в руку -
1968 Я люблю возвращаться - в свой город, нежданно под вечер… Возвращение в город -
1968 А может, не было войны… И людям всё это приснилось?… А может, не было войны… -
1968 Не стреляйте в белых лебедей… - -
1968 Заплутал, не знаю где!… Вещая Судьба -
1968 Покажите мне Москву - я прошу… Покажите мне Москву -
25.12.1979 Когда я вернусь,- накуплю сыну кучу игрушек… - -
25.7.1980 Над заснеженным садиком… Дорога на Ваганьково Посвящена памяти В. Высоцкого .
25.7.1980 Отслужи по мне, отслужи… Отслужи по мне, отслужи Посвящена памяти В. Высоцкого .
~1986 Месяц-князь разлучник… Проводы -
~1986 У нежной тонкой… Флагманский марш -
~1986 Иногда в денёк погожий, длинный… 18 лет спустя Продолжение песни «Извозчик»
~1986 Есть в Одессе Молдаванка… Коллаж Попурри из 3-х песен
~1986 Уже прошло лет 30 - после детства… Размышление на прогулке -
~1986 Нарисуйте мне дом - да такой, чтобы в масть!… Нарисуйте мне дом Была включена в состав одноимённой пластинки (1986).
? А как помер… Посвящение посвящающим Посвящается В. Высоцкому?

«Старая армия» Розенбаума

Нынешний состав

  • Александр Алексеев (Клавишные. С 1988 года)
  • Вячеслав Литвиненко (Гитара. С 2005 года)
  • Юрий Капетанаки (Клавишные. С 2002 года)
  • Михаил Волков (Бас гитара. С 2012 года)
  • Вадим Марков (Ударные. С 2012 года)
  • Александр Мартисов (Звукорежиссёр. С 2004 года)

Ранее игравшие с Розенбаумом музыканты

  • Николай Серафимович Резанов (1982-1983; 1993-2006) †
  • Анатолий Никифоров (2002-2012)
  • Аркадий Аладьин (2002-2012)
  • Виктор Смирнов (1993-2002)
  • Алёша Дулькевич (1982-1983;2001-2010)
  • Виталий Роткович (1992-2001; звукорежиссёр)

Официальная дискография

(указана дата записи, а не издания)

В кино

Актёрские работы

Фильмы, в которых звучат песни А. Розенбаума

Книги

Признание и награды

Воинское звание

Государственные награды

Почётные звания

  • Заслуженный артист Российской Федерации (1996 год).
  • Народный артист Российской Федерации (2001 год).

Другие награды

Премии

«Золотой граммофон» :

  • 1996 - песня «Ау»
  • 2002 - песня «Мы живы»
  • 2012 - песня «Любовь на бис» (дуэт с Зарой).

«Шансон года» :

  • 2003 - песни «Казачья» и «Глухари»
  • 2004 - песни «Разреши, я тебе напишу» и «Вальс-Бостон»
  • 2005 - песня «Ночной звонок»
  • 2006 - песни «Облака» (дуэт с Любовью Успенской), «Я вижу свет» и «Старый конь»
  • 2007 - песни «Сусуманская лирическая», «Памяти Николая Резанова» и «Маруся» (дуэт с Любовью Успенской)
  • 2009 - песни «Попутчик» и «Бережёного бог бережёт»
  • 2010 - песни «Мечта блатного поэта» и «Зойка»
  • 2011 - песни «Рубашку нараспашку» и «Кореша»
  • 2012 - песни «Это было хорошее время» и «Одноклассники»
  • 2013 - песни «Воля» и «Золотая клетка»
  • 2014 - песни «Однажды на Лиговке» и «Старый дрозд».

Фильмы об А.Розенбауме

  • 1987 год - «Лицом к лицу»
  • 1987 год - «Два часа с бардами» (Галич, Окуджава, Визбор, Высоцкий, Розенбаум, Макаревич)
  • 1988 год - «Бессонница»
  • 1993 год - «Чтобы выжить»
  • 1997 год - «Вальс-бостон»
  • 2010 год - «Мужчины не плачут» (концерт-исповедь)
  • 2011 год - «Мой удивительный сон…»

Галерея

Бард Александр Розенбаум оказался в центре обсуждения после недавнего странного происшествия - в четыре утра в Москве его с ножевым ранением «Скорая помощь» доставила в Склиф.

Я был свидетелем всего, что случилось, - рассказал нам приятель Розенбаума. - Мы с друзьями собрались на небольшую вечеринку в знаменитом доме на Котельнической набережной. Был бард Олег Митяев с женой, я и еще несколько человек. Присоединился к компании и Саша Розенбаум. Его на своей машине Nissan Murano привезла подруга, она и была за рулем. Мы выпили, пели песни. Саша стал открывашкой вскрывать банку с соленьями, но открывашка сломалась. Он взял нож и принялся им откупоривать железную крышку. Рука дрогнула, нож сорвался, и лезвие прошлось по левой руке, чуть выше кисти. Была задета вена, пошла кровь. Саша пытался - он же медик - остановить кровотечение. Но его подруга, волнуясь за него, все же настояла на вызове «Скорой». Вот и вся история.

- А что за девушка сопровождала певца?

Эта девушка давно с ним дружит. Ее зовут Инна, она бизнесмен, директор крупной компании по производству макаронных изделий. Я ее знаю именно как подругу Розенбаума. Но в душу не лезу, чего там у них...

Как говорят, Александр Яковлевич в последнее время в столице бывает больше, чем в Питере. Даже купил квартиру в Москве - знакомые судачат, быть может, чтобы чаще видеться с Инной?

С Розенбаумом мы познакомились необычно, - рассказал «КП» один бывший сотрудник ФСБ. - Я ехал в поезде, Саша был в соседнем вагоне СВ вместе со своей директрисой Беллой, эффектной дамой. И на одной станции произошло ЧП - кто-то запустил в стекло их купе камнем. Стекло - вдребезги. Проводница принялась искать им свободные места. Я ехал в СВ один. Розенбаум просил меня пересесть в другое купе - ему с Беллой хотелось ехать вместе. Но я отмахнулся - уже разделся. Дама поворчала, но удалилась. А мы с Розенбаумом заказали водки. Всю ночь Саша играл на гитаре, мы пели, пили. А потом он разоткровенничался и сказал, что у него есть жена и еще две возлюбленные. И вроде как все ему дороги... Наутро к нам в купе стучала Белла. Увидев несколько помятого после бессонной ночи подопечного, ему выговаривала. Мы оба, уставшие от многочасовых возлияний - перепить Розенбаума вряд ли кому по силам, да и перепеть тоже! - еле-еле выползли из вагона.

Саша Розенбаум - увлекающийся человек. Мне казалось, что ему нравится его продюсер Белла, женщина яркая, интересная. Она занималась организацией его гастролей. Вместе они работают больше десяти лет, - рассказал «КП» один знаменитый певец, попросивший не называть в газете его имени. - Но появление в жизни певца московской бизнесменши Инны могло сказаться на отношениях с Беллой. В тусовке говорили, что Белла бросила Розенбаума и ушла работать к певцу Трофиму. Что-то происходило между Розенбаумом и Беллой, но чем все закончилось, мне неизвестно: чужая душа - потемки.

Мы дозвонились Белле Михайловне с расспросами.

Я не обижена на Александра Яковлевича. Просто теперь работаю сразу с двумя артистами - Розенбаумом и Трофимом, - ответила продюсер.

- Говорят, Александр Яковлевич разводится из-за возлюбленной девушки?

Нет, не разводится. Ничего про девушку не знаю! - категорично ответила дама.

Как говорят, жена певца - женщина мудрая. Некоторые из знакомых Розенбаума в последнее время заговорили, будто Саша не живет в семье. Но его тесть эту информацию не подтверждает - уверен, в семье его дочери все в порядке.


Сегодня имя Александра Розенбаума знакомо миллионам россиян. Это известный российский поэт-песенник, который, в общем-то, не нуждается в представлении, его творчество любят и уважают миллионы людей. По форме его творчество очень близко к авторской или как ее еще называют бардовской песне. Наибольшую популярность артист снискал в 1985-90-е годы как певец, писавший и исполнявший много «афганских» песен. Афганская война была известна певцу не понаслышке, во время войны он часто бывал в советских частях, выступая в них с концертами. Александр Яковлевич Розенбаум и сам является отставным военным, в 2000 году приказом Министерства Обороны РФ ему было присвоено звание полковника медицинской службы запаса.

Стоит отметить, что приезд артистов на передовую – это достаточно старая традиция, еще со времен Гражданской войны, когда с обеих сторон выступали особые фронтовые агитбригады. Гораздо больший размах это приняло во время Великой Отечественной войны. За годы войны фронтовые бригады артистов дали практически 1,5 миллиона концертов – по 10 концертов ежедневно. И хотя сейчас газетные заголовки военных лет кажутся скучными и банальными: «Артисты вдохновляли бойцов перед боем», «Музы не молчали», «Искусство помогало ковать Победу», за всеми этими пропагандистскими штампами из печати скрывалась настоящая, горячая, живая, 100-процентная жизнь.


К примеру, советскую артистку Лидию Русланову народ окрестил «гвардии народной артисткой». На протяжении всей Великой Отечественной войны она выступала перед советскими бойцами на фронте. Уже после капитуляции гитлеровской Германии прошел знаменитый ее концерт, который был организован на ступенях захваченного рейхстага. По воспоминаниям Людмилы Кайранской заслуженной артистки России, когда к солдатам вышли Жуков, Эйзенхауэр и де Голль, они были встречены аплодисментами, однако когда было сделано объявление: «Сейчас перед вами выступит Лидия Русланова», началось просто что-то невообразимое. Так что наряду со знаменитыми системами залпового огня «Катюша» и танком Т-34 советские артисты внесли свой вклад в великую Победу.

Данная традиция никуда не исчезла и через 40 лет, когда в Афганистан, в который были введены советские войска, потянулись отечественные артисты. Многие приезжали в Афганистан с концертами и не по разу. Среди них Иосиф Кобзон и Лев Лещенко, Валерий Леонтьев и Эдита Пьеха. Этот список можно продолжать и дальше, он довольно внушительный. Все они пели в войсковых клубах или на импровизированных сценах – двух сдвинутых друг к другу «Уралах». Большая часть песен на таких концертах исполнялась по заявкам самих военнослужащих. Такие концерты имели очень большое значение, так как, по словам «афганцев» от них веяло домом, встречей с Родиной.

Однако многих советских исполнителей по популярности обогнал Александр Розенбаум. Именно он написал самую знаменитую на сегодняшний день песню об афганской войне, речь идет о «монологе пилота «Черного тюльпана». «Черными тюльпанами» называли самолеты, которые доставляли в Советский Союз цинки с убитыми солдатами. Слова этой пронзительной песни пережили войну и по сей день по-особенному звучат для всех тех, кто успел побывать в Афганистане в те годы.

Как-то уже знаменитый артист сделал такое признание: «Об афганской войне до своей первой поездки туда я написал только одну песню – «В горах Афгани». Многие до сих пор любят эту песню. Для Розенбаума же она перестала существовать уже после первой поездки на войну, из-за всего одной строчки «Равняйсь на знамя!». Во время боев в Афганистане никто на знамя не равнялся, на той войне не было политрука Клочкова, потому что он был элементом Великой Отечественной войны, того времени. В Афганистане такой элемент отсутствовал, но Розенбаум до поездки туда не мог об этом догадываться. И вот эта строчка всего из двух слов, в какой-то мере убила песню. Побывав в Афганистане лично, Александр Розенбаум написал «Черный тюльпан», «Дорога длиною в жизнь», «Караван», вложив в эти песни уже свое личное ощущение войны. Он записал песню «В горах Афгани» на пластинку, но никогда больше ее не исполнял, оставив ее просто для .


Уже после окончания конфликта Розенбаум рассказывал, почему он решил поехать на эту войну. Он подчеркивал, что им двигала не политика, а гражданский долг. Он отправлялся в Афганистан не на неправую войну, а к людям, которые оказались втянуты в этот конфликт, к чьим-то детям, которые по воле судьбы оказались в этой стране. Тогда ему было абсолютно все равно правая это война или нет. По словам Розенбаума, проще всего говорить об этой «неправости» конфликта было тем, кому удалось отмазать своих сыновей от армии. Однако простая тетя Маша была не в состоянии этого сделать, и ее сын отправлялся на войну. Именно к этим сыновьям и ехал Розенбаум. Эти солдаты, которые завтра могли отправиться под пули, могли рассчитывать на встречу с известным артистом в той же мере, что и их благополучные сверстники – ленинградцы и москвичи, которых война не коснулась.

При этом участие Александра Розенбаума в той войне не ограничивалось только лишь концертами. В Афганистане он не только пел, ему пришлось и стрелять, убивать, лечить людей. Он пережил войну изнутри, лично познакомился со многими ее сторонами, которые обнажали людские характеры. Эти поездки сыграли в его жизни очень важную роль. После войны он говорил о том, что ни секунды не жалел о том, что побывал в Афганистане и счастлив, что ему хватило мужества там оказаться. Шесть с половиной месяцев, которые он провел на этой войне, он сравнил с шестью годами мирной жизни. Это было время, которое утвердило его смелость, волю, широту охвата людей и жизни, повлияло на творчество. Незабываемое ощущение фронтового братства, слияние людей перед лицом смерти, все это навсегда избавило артиста от опасности скепсиса и цинизма, которые рождала советская действительность. Именно в Афганистане он полюбил армию и в дальнейшем всячески выступал в ее поддержку, протестовал против шельмования вооруженных сил и постоянно поддерживал с ней творческие контакты.

Идеалом офицера-руководителя для Розенбаума стал генерал Борис Громов. Позднее генерал очень тепло отзывался об исполнителе. По его словам, Розенбаум был человеком, в котором была притягательность, твердость, от него шла какая-то сила, которая передавалась окружающим. В Афганистане Александр не только ходил в засады и действовал вместе со спецназовцами, он очень много времени гастролировал по отдаленным сторожевым заставам. Если сравнивать с другими артистами, которые приезжали туда с концертами, то они в основном выступали в клубах и на каких-то более-менее приспособленных для этого сценах. Розенбаум также выступал на таких площадках, но все же большую часть своего времени он старался проводить там, где солдатам было тяжелее всего.


Побывав в Афганистане, он понял очень многое. Что война – это не просто трагедия или ужасы, но еще и жизнь во всех ее проявлениях. На войне и дни рождения отмечают, и свадьбы играют, есть здесь и свой юмор. Не зря ведь в свое время был придуман Теркин. Поэтому неверно говорить и рассуждать о войне только лишь как о погибели, трагедии, жути. Война – это еще и жизнь в наивысшем своем звучании, именно на войне все чувства достигают наивысшего накала, так как уже завтра для тебя все может закончиться. После командировок в Афганистан Розенбаум понял это совершенно четко.

Позднее он говорил о том, что в его сознании жило два разных Афганистана. Один из них – это чужая земля, на которой погибли тысячи молодых людей из СССР, это израненная душа и личная боль. Второй Афганистан, который мне дорог, это Афганистан мужественных и сильных людей, которые определяли облик советской армии. По словам Розенбаума, в Афганистане ему посчастливилось встретить огромное количество мужественных и сильных людей, о которых он пишет песни и будет писать их до самого конца. Поездки на эту войну стали частью его жизни, из них он вынес для себя одну истину: «если на гражданке, в нашей повседневной суете, тебе могут 10 раз подставить ногу, то на войне – десять раз подставят плечо».

Источники информации:
http://rozenbaum.akkords.ru/articles/80
http://www.bratishka.ru/archiv/2008/9/2008_9_17.php

http://a-rozenbaum.narod.ru/kniga.htm

БИОГРАФИЯ

Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить — так любить, стрелять — так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 850 песен и стихов, выпустил 33 альбома, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».

Начало пути


Медицина

Первые песни

Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из-под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

ПризнанНый талант

Говоря о многогранности творчества Александра Розенбаума, необходимо отметить, что он никогда не писал песни циклами, сгруппировать их можно только по тематике.

Удивительно, как ещё совсем молодой человек смог написать такие сильные, проникновенные, пронизанные настоящей любовью к Родине, песни о 37-м годе: «Вальс 37-го года», «Колыбельная на нарах», «Анафема», «Покаяние». Вроде бы не обличающие напрямую, не конкретизирующие факты годов репрессий, сопровождающиеся даже лирическими мелодиями, эти песни имеют такую мощь, раскрывая страх и страдания народа, что даже в 80-х годах запрещались для исполнения перед публикой.

Андрей Сердюков

БИОГРАФИЯ

Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить - так любить, стрелять - так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 800 песен и стихов, выпустил 32 альбома, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой, профессиональная деятельность которых впоследствии была связана только с медициной, что в значительной степени предопределило выбор профессии врача и их сыном Александром.

В 1956 году в семье Розенбаумов родился младший сын Владимир, которого, к сожалению, уже нет в живых. В памяти Александра Розенбаума – лучшие годы общения с братом в детстве, юности и старшем возрасте. С 1975 года Александр Яковлевич Розенбаум состоит в браке с Еленой Викторовной Савшинской. Их дочь Анна - профессиональный переводчик, выйдя замуж, подарила им четырёх замечательных внуков.


В детстве Александр Розенбаум не получил элитарного воспитания, он – продукт обычной советской интеллигентной семьи. Относительная свобода действий и выбора явились залогом его развития как многогранной личности. Единственным давлением со стороны матери было обучение Александра в музыкальной школе, за что он бесконечно благодарен ей.

Александр начал заниматься музыкой с пятилетнего возраста, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в последствии – вечернее музыкальное училище по классу джазовой аранжировки.

В музыкальной школе Саша учился неохотно, как, впрочем, все нормальные мальчишки, которых больше привлекал двор и дворовое братство. Обучение музыке родители считали частью общего образования, и лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: «Саша - исключительный». Бабушка была самым дорогим человеком в жизни Саши, настоящим другом. Общение с ней изменило отношение к музыке, которая стала для Александра такой же неотъемлемой частью жизни, как дыхание.

Талант, конечно, от Бога, толчки же к творчеству – от талантливых людей. В 13 лет на Сашу произвела сильное впечатление игра пианиста джазового ансамбля на танцах, куда он попал случайно, придя к бабушке на работу. Тапёр милостиво пустил за клавиши, играли в четыре руки. Это был такой восторг, что Саша уселся за рояль надолго, как оказалось, на всю жизнь. Вторым толчком стало знакомство с известным гитаристом Михаилом Мининым – соседом бабушки по коммунальной квартире, который показал Саше основные аккорды и, как будто, потянул за струны его души, да так, что с гитарой Александр больше не расставался никогда, обучаясь игре самостоятельно и оттачивая мастерство терпением, талантом и временем. В 16 лет появились и первые стихи, рифмы на школьные и домашние темы непроизвольно рождались в сознании юноши. Это были первые шаги к созданию собственных песен.

Медицина


В период обучения в 1-ом Ленинградском Медицинском институте, в который Александр Розенбаум поступил сразу после школы, он охотно участвовал в студенческих капустниках. Ещё на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре, была отмечена призом зрительских симпатий на Киевском фестивале авторской песни.

В 1974 году, успешно сдав все государственные экзамены, Розенбаум получает диплом врача-терапевта общего профиля по специализации «Анестезиология-реаниматология» и устраивается работать на 1-ую подстанцию «скорой помощи», где почти 6 лет находится на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. В последствии Розенбаум скажет: «Не побоюсь самомнения – я мыслю массой людей, и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что моё человечество – это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которых я не в силу дарования, а в силу своей медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло».

Естественно, что в период работы на «скорой» рождались песни специфической тематики: «Песня врача «скорой помощи», которая была написана ночью в машине при вынужденной стоянке под разведённым мостом, «Один день врача «скорой помощи», «Ничего нет невозможного», «Ностальгическая», написанная уже после ухода Александра из медицины. Уход был неизбежен, песня перестала быть хобби, стала по существу второй профессией, нужно было выбирать, быть либо врачом, либо артистом. Он выбрал последнее.

Первые песни

Если кто-то думает, что первыми песнями Александра Розенбаума были, так называемые «блатные», то ошибается, так как первыми были песни о любви («Дым любви», «Подоконник», «Тёплый ветер лета») и о войне («Звездопад», «Дай мне минуту»), а также о любимом родном городе («Песня о Ленинграде», написанная в 1968-м году). К написанию песен о родном городе он возвращается снова и снова, так как любит его всё острее и чувственней. Это гордость творениями Петра I в «Прогулке по Невскому», красота холодной осени Петербурга в песне «Придёт пора», хулиганская песня «Лиговка», «Налетела грусть», «Вальс на Лебяжьей канавке» и другие. Из песен недавнего периода: «Ночь на Васильевском» с печалью об ушедших годах, «Ночной полёт» с восхищением красотой творений мастеров Петербурга, «Однажды на Лиговке», «Тополиный пух» с олицетворением Санкт-Петербурга Демоном и Ангелом, а себя как автора его вечным слугой.


Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

Такую же мощь и силу имеют песни о Великой Отечественной войне, вызывающие скупые слёзы на глазах ветеранов, смотревшие без страха даже в глаза смерти; проникновенно и тихо эти песни слушают уже правнуки этих ветеранов. Это: «Красная стена» (о памяти погибших в боях за Сталинград), «Бабий Яр» (о гибели более ста тысяч советских людей под Киевом), «На Дороге Жизни» (о блокадном Ленинграде), «А может, не было войны?» (об ужасах фашизма, которые должны быть сохранены в нетленной памяти многих поколений, чтобы не было подобного повторения), «Я часто просыпаюсь в тишине» (песня написана Розенбаумом в период его работы на «скорой помощи» как отклик на рассказ больного о том, что ему каждую ночь снится война) и другие.

Творчество Александра Розенбаума также характеризуется интересом к судьбе декабристов («Декабристский сон»), истории России послереволюционных годов («Романс генерала Чарноты», «Романс Най-Турса», «Романс Колчака»), к цыганской жизни («Песня коня цыганских кровей», «Если было бы можно…») и многим другим темам. И везде он честен и открыт. В лихие 90-е годы, когда многие упивались свободой «разделяй и властвуй», прославляя время становления любой ценой, Розенбаум пишет простенькую с виду песню «Что-то здесь не так», которая выражает гражданскую позицию автора к жестокому и подчас безрассудному времени перемен, его любовь к многострадальной Родине. Этому же периоду посвящены песни: «Посмертная записка», «Воры в законе», «Стрелка», «Транссибирская магистраль» и другие.

Розенбаум имеет чёткое понятие – каким должен быть мужчина и чем он должен заниматься, продолжает учиться всему и у всех. Его слушатели – от подростков до пожилых людей, места выступлений различны: от тюрем, временных сцен в местах боевых действий, небольших сцен провинциальных городов, кораблей ВМФ до лучших концертных залов мира. Каждый год 9 мая выступает в Санкт-Петербурге, потому что День Победы для него больше, чем праздник. И каждое его выступление – при полном аншлаге. Он не заискивает перед слушателями, не поёт по заказу, в День медицинского работника с удовольствием надевает белый халат, потому что бывших врачей не бывает.

Он сделал себя сам, он никого не пускает в свою душу и готов заплатить за всё, что взял у судьбы.

Сегодня Александр Яковлевич Розенбаум продолжает писать новые песни и активно гастролировать, потому что остановка для него – вещь опасная.

Андрей Сердюков

Во вторник, 13 сентября, свой день рождения отмечает известный российский певец и композитор Александр Розенбаум . Народному артисту исполнилось 65 лет.

АиФ.ru приводит биографию популярного барда.

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой .

Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Окончил школу на улице Восстания — школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом — дочь. В 9-10 классах обучался в школе № 351 с углублённым изучением французского языка на Витебском проспекте 57.

Александр Розенбаум в детстве. Фото: www.globallookpress.com

Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе , а затем — талантливого учителя Марии Александровны Глушенко . Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин , у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет».

Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы».

В 1968-1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде.

По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование.

В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация — анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь водителем, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова, 16б, неподалёку от родного института.

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров — от «А. Я. Розенбаум»).

Александр Розенбаум, 1989 год. Фото: www.globallookpress.com

В 2003 году избран депутатом Государственной Думы России от партии «Единая Россия». Пробыл в должности до 2005 года.

Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».

Председатель совета Фонда развития исторического наследия «Кронштадт». «Восстановление Морского собора г. Кронштадта и возвращение его людям для служения той идее, для которой он был создан, — быть главным морским храмом страны — по мнению председателя совета фонда Александра Розенбаума, является „святой задачей“».

28 июня 2005 подписал в числе 50 представителей общественности письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа».

Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра».

В 2011 году (26 марта) участник ежегодной национальной премии «Шансон года» в Большом Кремлёвском дворце.

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

В 2014 году принял участие в озвучивании украинского документального фильма «Тайна Королёвского батальона», посвящённого гибели 1-го батальона 682-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии Вооружённых сил СССР в апреле 1984 года, во время Афганской войны. В этом фильме Розенбаум выступил как чтец закадрового текста и исполнитель заключительной песни «Караван».

Фото: www.globallookpress.com

Розенбаум как поэт и музыкант

Александр Розенбаум — композитор, автор-исполнитель собственных песен. Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни, и их герой — классический образ одесского налётчика времён НЭПа. Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля . Ряд его ранних песен также связан с работой врача.

Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (например, «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»).

Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»). Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…» и др.), морской тематикой («38 узлов», «Песня старого миноносца»). Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота „Чёрного тюльпана“», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане. В 1986 году на киностудии Министерства обороны СССР песня «В горах Афгани» была вмонтирована в фильм «Боль и надежды Афганистана» к хронике боевых действий — фактически был создан первый клип на песни исполнителя.

За отдельными исключениями, свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары. Среди исключений стоит отметить совместные концерты вместе с братьями Жемчужными ). Характерная черта выступлений Розенбаума — эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя, при этом не используя медиатор. Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.). После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы. Розенбаум обладает сильным мужественным голосом баритональной природы.

Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с оригинальной мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Эта песня исполнялась как самим автором, так и многими вокалистами, существуют многочисленные инструментальные обработки.

По форме творчество Розенбаума близко к жанру бардовской песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках кустарного изготовления, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.

Фото: www.globallookpress.com

Семья

Первый брак длился всего 9 месяцев. Вторая жена (с 1975 года) — Елена Викторовна Савшинская — сокурсница, врач-рентгенолог больницы Скворцова-Степанова.

Дочь — Анна Савшинская (род. 20 октября 1976) — филолог и профессиональный переводчик, вышла замуж за гражданина Израиля — Тиберио Чаки .

Внук — Дэвид Чаки-Розенбаум (род. декабрь 1999), живёт в Санкт-Петербурге.

Внук — Александр Ники Чаки-Розенбаум (род. февраль 2005).

Внук — Дэниэль (род. февраль 2014).

Внук — Андрей (род. февраль 2014).

Бизнес

Совладелец сети пивных «Толстый Фраер» г. Санкт-Петербурга.

Дискография

  1. «Домашний концерт» (1981)
  2. «Памяти Аркадия Северного» (апрель 1982) (совместно с братьями Жемчужными)
  3. «Посвящение посвящающим» (1983)
  4. «Новые песни» (ноябрь 1983) (совместно с братьями Жемчужными)
  5. «Концерт в Воркуте» (1984)
  6. «Эпитафия» (1986)
  7. «Мои дворы» (1986)
  8. «Нарисуйте мне дом» (1987)
  9. «Дорога длиною в жизнь» (1987)
  10. «Концерт на ЛОМО» (1987)
  11. «Нью-Йоркский концерт» (1987)
  12. «Казачьи песни» (1988)
  13. «Анафема» (1988)
  14. «Гоп-стоп» (1993)
  15. «Ностальгия» (1994)
  16. «Горячая десятка» (1994)
  17. «Вялотекущая шизофрения» (сентябрь 1994)
  18. «Розовый жемчуг» (август - ноябрь 1995) (совместно с братьями Жемчужными)
  19. «На плантациях любви» (март - май 1996)
  20. «Концерт в день рождения» (4 октября 1996)
  21. «Возвращение на Арго» (февраль 1997)
  22. «Июльская жара» (ноябрь 1997)
  23. «Транссибирская магистраль» (ноябрь 1999)
  24. «Настоящий солдат» (апрель 2001)
  25. «Старая гитара» (2001)
  26. «Странная жизнь» (2003)
  27. «Я вижу свет» (июль - август 2005)
  28. «Попутчики» (2007)
  29. «Мечта блатного поэта» (февраль 2009)
  30. «Рубашка нараспашку» (май - июнь 2010)
  31. «Берега чистого братства» (июль 2011) (совместно с Григорием Лепсом )
  32. «Метафизика» (запись 2014-2015; релиз 11 декабря 2015)

Актёрские работы

  • 1985 — Начни сначала — камео
  • 1987 — Два часа с бардами
  • 1991 — Афганский излом — камео
  • 1991 — Побег на край света
  • 1991 — Бессонница
  • 1992 — Чтобы выжить — Джафар (озвучивание — Виктор Проскурин )
  • 2005 — Не хлебом единым — Ростислав Петрович
  • 2008 — Сайд-степ — Георгий Шахов
  • 2011 — Лучшее лето нашей жизни — камео