«Армения. Легенда бытия. В Государственном историческом музее начала работу выставка "Армения. Легенда бытия" Кубок из Карашамба

Выставка "Армения. Легенда бытия" в Историческом музее на Красной площади впервые представляет широкой российской аудитории более 160 уникальных экспонатов из трех ведущих музеев Армении: Музея Истории Армении, Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.

Музей Истории Армении предоставил для экспонирования богатейшую коллекцию артефактов, найденных на территории современной Армении и охватывающих всю историю армянского народа - со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Это орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники свидетельствуют о высочайшем уровне развития ремесел, культуры и религиозных представлений. Особый интерес представляет серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Выполненный из тонкого серебряного листа, он сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции - охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие - складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.

В числе экспонатов выставки - памятники Урарту, могущественного государства древнего мира на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.

Эллинистический период в истории Армении на выставке представлен памятниками IV века до н. э. - II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты - высокохудожественное произведение искусства конца II - начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.

Армения - первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Особое место на выставке занимают церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Поражает своей удивительной выразительностью литургическая утварь, выполненная в технике чеканки, литья и филиграни, украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями. Несомненной доминантой выставки станет бесценная святыня христианской церкви - крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.

Символом национальной культуры Армении являются хачкары. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько хачкаров XIII-XV веков.

Важную часть экспозиции составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами, которые сами по себе являются высокохудожественными произведениями искусства. Среди памятников армянской письменной культуры - евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя - первого главы Армянской апостольской церкви. На миниатюре в "Грамматике" армянского философа и богослова XVII века Симеона Джугаеци мы видим Месропа Маштоца - создателя армянского алфавита и основоположника армянской литературы и письменности. К V веку, ко времени создания армянского алфавита, восходит фрагмент Второзакония, также представленный на выставке.

Одна из ярких и самобытных страниц армянского декоративно-прикладного искусства - ковроделие, прошедшее многовековой путь развития. Корни его уходят во времена, когда люди начали изображать на окружавших их предметах астральные символы и орнаменты; такие символы вышивались и на тканях. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы ковров и женского костюма XVIII - XIX вв. из разных уголков Армении.

Об одном из самых трагичных событий истории XX века - геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников.

Экспонаты выставки дадут возможность посетителям глубже познакомиться с многовековой историей Армении, с ее многогранной культурной традицией.

Которая проходит в Государственном Историческом музее. Здесь посетители смогут увидеть интереснейшие экспонаты связанные с историей этой страны. Сегодня мы расскажем вам о христианском периоде в истории Армении. Христианство пришло в Великую Армению во второй половине I века н.э. Святое Евангилие в древней армянской земле проповедовали двое из двенадцати апостолов.

Фрагмент. Крест. Западная Армения. X-XII вв. Серебро, эмаль, самоцветы, дерево; золочение.


В 311 году христианская Армения в первый раз выходит на поедоносную битву за свою веру против римского императора Галерия. В 405 году ахимандрит Св. Месроп Маштоц создал армянский алфавит, положивший начало переводческой деятельности и созданию собственно армянских трудов по богословию, философии, просвещению и научной литературе.

Хачкар с надписью. 1477 г. Туф.

Хачкар в виде крылатого креста. На поверхности - датированная памятная надпись.


История возникновения хачкаров уходит корнями в ранний период христианской истории Армении и берет свое начало от крестов-монументов, которые в IV веке водружались на столбах или колоннах на месте разрушенных древних языческих святилищ в знак победы христианства. Широкое распространение хачкары получили с IX века, вытеснив другую форму мемориальных сооружений, принятую в VI-VII веках, - стелы с изображениями сакральных сцен. Сначала стелы с крестами устанавливали на перекрестках дорог для напутствия проходящих, как символ защиты и покровительства. В IX веке и позднее, когда сформировалась классическая композиция хачкаров, они были наделены разнообразными функциями. Часто они служили надгробными памятниками - их устанавливали в изножье у надгробных плит. Сооружали хачкары для «ходатайства перед Богом», «за спасение души», «для отпущения грехов», «для здравия и благополучия» и т.д.

Евангелие. Мокс, с. Пасаванк. 1447 г. Писец и художник Исраэль. Бумага.
Открыта на миниатюрах «Генеалогия» и «Жертвоприношение Исаака».


Подавляющее большинство армянских рукописных книг - это евангелия, библии и другие церковные сочинения. Большой комплекс рукописей составляют труды по философии, теологии, грамматике, истории. Со временем появились сборники, включающие одновременно памятники агиографии, труды античных авторов и отцов Церкви, а также сборники по известным в средневековье отраслям знаний: по медицине и географии, метеорологии и астрономии, математике.

Иллюстрировать рукописи начали в конце VI - начале VII века. Целиком иллюстрированные книги сохранились с IX века - в это время происходило становление системы художественного оформления Евангелия, намечались основные направления в армянской книжной живописи.

Фрагмент. Лекционарий. Арцке. 1450 г. писец Ованес, художник Минас, получатель махтеси Степанос. Бумага.


Махтеси - (армян., буквально: видел смерть, в смысле Гроб Господень) - у армян почетное звание тех пилигримов, которые посетили Иерусалим для поклонения Гробу Спасителя. У таких лиц на руках, в доказательство посещения Иерусалима, имеются татуированные знаки, изображающие разные сцены из земной жизни Спасителя.

Лекционарий - богослужебная книга, сборник фрагментов текстов Священного писания, расположенных согласно порядку церковного года, и применяемая во время богослужений для библейский чтений. Возникновение лекционариев различные исследователи относят к III - VIII вв.

Фрагмент. Посох патриарший. Смирна. 1781 г. Серебро, рубины; золочение.

Фрагмент. Сосуд для миро в виде голубя. Константинополь. 1791 г. Серебро, гранат; золочение.


Приходите в музей, и страницы истории древней страны Армении предстанут перед вами.

Выставка продлится до 13 июня 2016 года.

Адрес : Выставочный комплекс Исторического музея. Площадь революции, д. 2/3.
Режим работы : пн, вт, ср, чт, вс, с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30) пт, сб, с 10:00 до 21:00 (касса до 20:00)
Цена билета : 300 рублей. Есть льготы. Подробности .
Лица, не достигшие 16-летнего возраста, вне зависимости от гражданства - бесплатно .
В последнее воскресение каждого месяца входной билет для студентов дневной формы - 10 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

  • Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» - отчёт. Часть 9.

    В Государственном Историческом музее проходит выставка «Аристократический портрет», который обязательно надо посетить, а мы продолжаем…


  • Открытие Артиллерийского двора Исторического музея на летний период - отчет.

    Вчера состоялось торжественное открытие экспозиции Артиллерийского двора Исторического музея на летний период. Сама экспозиция расположилась дворе…


  • Директор Исторического музея считает, что Нотр-Дам погиб безвозвратно.

    Собор Парижской Богоматери утрачен безвозвратно, возродить то, что погибло в огне, невозможно, после реставрации это будет уже новодел. Такое мнение…

  • Выставка «Коллекция «Война и мир» от AXENOFF» - отчёт.

    В Музее Отечественной войны 1812 года филиале Государственного Исторического музея открылась выставка ювелирных украшений, созданных для съемок…

  • Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» - отчёт. Часть 8.

    В Историческом музее продолжает свою работу выставка «Аристократический портрет», а мы продолжаем прогулку по это замечательной…

  • Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» - отчёт. Часть 7.

    И вот мы вновь возвращаемся в залы Исторического музея на выставку «Аристократический портрет». Сегодня мы покажем портреты семьи…

Выставка «Армения. Легенда бытия» в Историческом музее на Красной площади впервые представляет широкой российской аудитории более 160 уникальных экспонатов из трех ведущих музеев Армении:

Музея Истории Армении, Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.

Музей Истории Армении предоставил для экспонирования богатейшую коллекцию артефактов, найденных на территории современной Армении и охватывающих всю историю армянского народа – со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Это орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники свидетельствуют о высочайшем уровне развития ремесел, культуры и религиозных представлений. Особый интерес представляет серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Выполненный из тонкого серебряного листа, он сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции – охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие – складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.
В числе экспонатов выставки – памятники Урарту, могущественного государства древнего мира на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.

Эллинистический период в истории Армении на выставке представлен памятниками IV века до н. э. – II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты – высокохудожественное произведение искусства конца II – начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.
Армения – первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Особое место на выставке занимают церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Поражает своей удивительной выразительностью литургическая утварь, выполненная в технике чеканки, литья и филиграни, украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями. Несомненной доминантой выставки станет бесценная святыня христианской церкви – крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.

Символом национальной культуры Армении являются хачкары. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько хачкаров XIII–XV веков.

Важную часть экспозиции составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами, которые сами по себе являются высокохудожественными произведениями искусства. Среди памятников армянской письменной культуры – евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя – первого главы Армянской апостольской церкви. На миниатюре в «Грамматике» армянского философа и богослова XVII века Симеона Джугаеци мы видим Месропа Маштоца – создателя армянского алфавита и основоположника армянской литературы и письменности. К V веку, ко времени создания армянского алфавита, восходит фрагмент Второзакония, также представленный на выставке.

Одна из ярких и самобытных страниц армянского декоративно-прикладного искусства – ковроделие, прошедшее многовековой путь развития. Корни его уходят во времена, когда люди начали изображать на окружавших их предметах астральные символы и орнаменты; такие символы вышивались и на тканях. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы ковров и женского костюма XVIII – XIX вв. из разных уголков Армении.

Об одном из самых трагичных событий истории XX века – геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников.

Экспонаты выставки дадут возможность посетителям глубже познакомиться с многовековой историей Армении, с ее многогранной культурной традицией.

Выставка «Армения. Легенда бытия» в Историческом музее на Красной площади впервые представляет широкой российской аудитории более 160 уникальных экспонатов из трех ведущих музеев Армении: Музея Истории Армении, Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.

Музей Истории Армении предоставил для экспонирования богатейшую коллекцию артефактов, найденных на территории современной Армении и охватывающих всю историю армянского народа - со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Это орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники свидетельствуют о высочайшем уровне развития ремесел, культуры и религиозных представлений. Особый интерес представляет серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Выполненный из тонкого серебряного листа, он сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции – охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие – складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.
В числе экспонатов выставки – памятники Урарту, могущественного государства древнего мира на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.

Эллинистический период в истории Армении на выставке представлен памятниками IV века до н. э. – II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты – высокохудожественное произведение искусства конца II – начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.
Армения – первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Особое место на выставке занимают церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Поражает своей удивительной выразительностью литургическая утварь, выполненная в технике чеканки, литья и филиграни, украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями. Несомненной доминантой выставки станет бесценная святыня христианской церкви – крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.

Символом национальной культуры Армении являются хачкары. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько хачкаров XIII–XV веков.

Важную часть экспозиции составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами, которые сами по себе являются высокохудожественными произведениями искусства. Среди памятников армянской письменной культуры – евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя – первого главы Армянской апостольской церкви. На миниатюре в «Грамматике» армянского философа и богослова XVII века Симеона Джугаеци мы видим Месропа Маштоца – создателя армянского алфавита и основоположника армянской литературы и письменности. К V веку, ко времени создания армянского алфавита, восходит фрагмент Второзакония, также представленный на выставке.

Одна из ярких и самобытных страниц армянского декоративно-прикладного искусства – ковроделие, прошедшее многовековой путь развития. Корни его уходят во времена, когда люди начали изображать на окружавших их предметах астральные символы и орнаменты; такие символы вышивались и на тканях. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы ковров и женского костюма XVIII – XIX вв. из разных уголков Армении.

Об одном из самых трагичных событий истории XX века – геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников.

Экспонаты выставки дадут возможность посетителям глубже познакомиться с многовековой историей Армении, с ее многогранной культурной традицией.

Впервые российской публике представлены уникальные экспонаты из трех ведущих музеев государства в Закавказье. Это более 160 предметов. Охват — от принятия Арменией христианства в IV веке до вхождения в состав Российской Империи.

Вот уж точно - "Легенды бытия". Это статуэтка-идол — Тейшеба. VIII век до нашей эры. По невероятному стечению обстоятельств, эту фигурку бога войны нашли 22 июня 1941-го года. При раскопках древней крепости Кармир-Блур, что под Ереваном. Эти царские доспехи тоже из древней цивилизации - государства Урарту. Кстати, дыры — результат не боя. Они появились, когда рушили храм, где хранились реликвии.

"Шлем дедушки, щит сына и колчан внука. Аргишти Второй и Сардулий и так дальше. Все вещи подписные. На всех клинописью выбито, что вот этот шлем дарован в храм", — показывает Александр Мошинский, куратор выставки "Армения. Легенды бытия", заведующий сектором отдела археологических памятников ГИМ.

А этот кубок из Бронзового века. Подобных в мире всего четыре! Высота 13 сантиметров, как на нём уместилось четыреста рисунков — специалисты до сих пор гадают. Настоящий документ эпохи: здесь и охота, и война, и ритуальные действия, и пиршества и даже избиение пленных.

Без этих священных артефактов невозможно представить историю и культуру армянского народа. Это хачкары, что в дословном переводе означает — каменные кресты! Их начали изготавливать еще в IV веке на месте разрушенных языческих святилищ. В знак победы новой веры. В этот период Армения официально приняла христианство.

А точнее в 301 году. Армения — первая страна, которая приняла эту религию на государственном уровне. Христианство способствовало распространению письменности. История армянской рукописной книги насчитывает 15 столетий. А положил начало этому Месроп Маштоц, создатель алфавита. Вот выцветший пергамен, отрывок из Библии — образец как раз того периода — V век. Из Матенадарана, института древних рукописей.

"Вы знаете, я никогда не видел рукописи 14-12-11 веков в таком количестве и в одном месте! То, что здесь можно увидеть", — удивлен Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея.

Центральный экспонат выставки — святыня христианской церкви, крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца. Его привезли из музеев Святого Эчмиадзина, где, кстати, хранится копьё, которым пронзили Иисуса Христа.

"До геноцида священнослужители смогли спасти не только рукописи, другие церковную утварь, но и эту реликвию тоже", — рассказывает Иерей Асогик Карапетян, директор музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина.

От эпохи палеолита - времен первобытного общества — до века XIX. Выставку об истории древнего государства у подножия Арарата готовили 2 года. Понадобилось 3 самолёта, чтобы перевезти из Еревана в Москву более полутора сотен уникальных экспонатов из главных сокровищниц Армении. Событие значимое для обоих государств.

"То, что эти уникальные экспонаты здесь — говорит об особом отношении между Арменией и Россией, особом доверии, теплоте и уважении друг другу", — полагает Владимир Мединский, министр культуры Российской Федерации.

"По сути, мы говорим о том, что армянская цивилизация она всегда присутствовала на протяжении всей мировой истории и имела свой неоценимый вклад и самое главное, что все мы являемся наследниками этой великой цивилизации", — считает Асмик Погосян, министр культуры Республики Армения.

Организаторы надеются, впечатления от выставки будут такими же красочными, как цвета этих орнаментов. Ковроделие — ещё одна самобытная и яркая традиция древнего народа, прошедшая сквозь века.