Арт-терапия – исцеление искусством. Арт-терапия — современный и мягкий способ психотерапии

На что способна арт-терапия для взрослых. Основные методы лечения искусством. Самые эффективные арттерапевтические техники и упражнения.

Содержание статьи:

Арт-терапия - это в буквальном смысле означает лечение искусством. Этот метод психотерапии активно применяется в лечении психологических и соматических проблем. Изначально в качестве исцеляющего инструмента использовалось изобразительное искусство. Сегодня же этот метод дополнился другими видами творчества: музыкой, фотографией, лепкой, литературным творчеством, танцами, актерским искусством и т.д.

Задачи и функции арт-терапии для взрослых


Основная задача арт-терапии - научить самопознанию и самовыражению для достижения гармоничного состояния личности. Основной метод - сублимация, то есть перенесение внутренних конфликтов, напряжений в более приемлемый для социума вид. В нашем случае - в творчество.

Современная арт-терапия способна выполнять сразу несколько функций:

  • самовыражение;
  • снятие напряжения;
  • повышение самооценки;
  • гармонизация внутреннего мира;
  • развитие личности;
  • нормализация отношений в социуме;
  • осознание психологических проблем.
Этот метод психотерапии помогает увидеть и высвободить негативные эмоции, внутренние переживания цивилизованно, без ущерба для окружающих людей и вещей. Он позволяет пережить их и изменить, тем самым сняв груз трудной жизненной ситуации и облегчив жизнь. Другими словами творчество в тандеме с психологическими приемами обходит «цензуру» левого полушария мозга, которое контролирует наши слова. И все страхи, комплексы и зажимы выходят на поверхность - на лист бумаги, в движения танца, в форму скульптуры и т.д.

Используя простые на первый взгляд приемы, арт-терапия незаметно для пациента проводит диагностику его душевного и физического состояния, лечит выявленные проблемы и просто приносит массу удовольствия. Она основана на эффекте спонтанности, как и любой вид творчества. Но не требует специальных талантов или способностей.

Лечение искусством можно назвать одним из самых безопасных, универсальных и приятных методов психотерапии, успешно применяемых у пациентов любого возраста.

Основные приемы арт-терапии для взрослых


Как уже упоминалось, главная «фишка» арт-терапии для взрослых - спонтанность и отсутствие требований в отношении наличия способностей или талантов. Именно в таком случае, когда пациент не зацикливается на том, насколько красиво и профессионально он творит (рисует, сочиняет стих или сказку, танцует или лепит), он способен отразить в созданном образе свое истинное внутреннее «Я».

Современное арттерапевтическое лечение включает два основных приема:

  1. Использование творческо-креативных способностей человека для выявления, воссоздания и разрешения травмирующей ситуации;
  2. Преобразование негативного воздействия аффекта в позитивный, исходя из природы эстетической реакции.
Психокоррекция с использованием творчества может проводиться несколькими способами. К примеру, работа с пациентом по определенной схеме. В этом случае перед человеком ставится определенная задача - создать рисунок (поделку) по некому шаблону на заданную тему. Здесь уделяется внимание сочетанию и яркости цветового оформления, формам и нюансам в выполнении деталей.

Другим способом проведения арт-терапии является общение «на вольные темы». Он предполагает свободный выбор темы, материала, сюжета и инструментов для самовыражения. В конце такого занятия оценке подлежат именно критерии выбора пациента и манера выполнения задания.

Примечательно, что скорректировать свое внутреннее состояние посредством творчества можно и без помощи психолога или психотерапевта. Более того, есть четкая позиция, что арт-терапия - это «инсайт-ориентированная методика». То есть методика, благодаря которой человек сам должен найти свою проблему. Поэтому, если вы решитесь исцелить свою душу в стиле «арт» самостоятельно, запомните несколько истин:

  • Не стесняйтесь и не пытайтесь рисовать (лепить, танцевать, сочинять) красиво. Важен сам процесс - вырисовать, вытанцевать, вылепить свой стресс, страх или дискомфорт.
  • Не страшно, если вы не разберетесь со своим творением сразу - понимание проблемы не всегда приходит сразу. Поэтому результаты своего лечебного творчества лучше сохранить и периодически пересматривать - с разных ракурсов и в разном настроении. Согласно догмам арт-терапии, рано или поздно вы обязательно увидите и саму проблему, и ее корни.
  • Терапия искусством эффективна даже тогда, когда вы не совсем понимаете ее суть и механизм действия. Оно лечит «по факту», уже в процессе того, как вы творите.

Разновидности арт-терапии для взрослых

На сегодня существуют следующие виды арт-терапии: изотерапия (лечение рисованием), игротерапия, музыкотерапия, данстерапия (лечение танцем), сказкотерапия, песочная терапия, фототерапия, цветотерапия, видеотерапия, мульт-терапия, маскотерапия, драматерапия (лечение театральным искусством), библиотерапия (лечение книгами). Кроме того, лечение творчеством может проходить активно (посредством самостоятельного создания творений) и пассивно (с использованием уже созданных кем-то произведений). Оно может совершаться самостоятельно, индивидуально или в группе.

Изотерапия


Изотерапия предполагает собой коррекцию психосоматического состояния с использованием изобразительного искусства. Чаще всего - рисования. Это наиболее распространенный метод арт-терапии, в основу которого положена зависимость цветового оформления творения от эмоционального состояния его творца. Так, преобладание в рисунке ярких сочных красок трактуется как позитивное творческое самовыражение, пастельных тонов - как признак тонкой и чувствительной душевной организации.

Есть несколько советов относительно успешности изотерапии:

  1. В состоянии агрессии, злости, раздражительности отдавайте предпочтение лепке - она лучше справляется с сильными негативными эмоциями.
  2. Составление коллажей тоже используется в качестве техники арт-терапии, но применять его лучше уже на заключительной стадии занятий. Оставьте всю «черную» работу рисункам.
  3. Обеспечьте себе широкую цветовую палитру.
  4. Выбор инструмента для творения остается за вами. Это могут быть фломастеры, карандаши, ручки, но предпочтение лучше отдать краскам. Считается, что работа с пластичной кистью дает больше свободы и раскрепощения. Такие эффекты особенно важны в начале терапии.
  5. Оставьте стремление рисовать красиво и правильно - не используйте для этого линейки, циркули и т.п. Все должно рисоваться от руки.
  6. В качестве объекта творения можно выбирать как уже существующие программные рисунки (архетипы), так и создавать свои индивидуальные проекты.

Музыкотерапия


Эффект активного влияния музыки на человеческий организм был замечен еще в ХIX веке. Проводником такого эффекта являлись именно эмоции, вызванные прослушиванием того или иного музыкального произведения.

Воздействие музыки происходит посредством нескольких механизмов:

  • Звуковые вибрации стимулируют обменные процессы и могут изменять некоторые физиологические параметры (двигательную функцию, дыхательную, сердечно-сосудистую).
  • Ассоциативные связи, вызванные восприятием или исполнением музыки, влияют на психическое состояние человека.
Существует несколько видов музыкотерапии: пассивная (прослушивание музыкальных произведений) и активная (пение, исполнение музыки, танцы).

Основные этапы музыкотерапии:

  1. Подстройка . На этом этапе подбирается мелодия (песня), которая соответствует настроению.
  2. Ведение . Следующее музыкальное произведение должно мягко и незаметно нейтрализовать выявленные первой мелодией чувства. То есть вселять надежду, утешать.
  3. Закрепление . Третья мелодия является закрепителем положительного эффекта - давать уверенность в своих силах, вселять твердость духа.
В последнее время большую популярность набирает караоке, которое в Японии очень активно используется в качестве способа для снятия стресса. Там даже оборудованы специальные центры, состоящие из множества максимально комфортных индивидуальных кабинок, выполненных из шумопоглощающего материала и «начиненных» соответствующей аппаратурой.

Однако первенство в отношении эффективности воздействия на психику человека остается все-таки за классической музыкой. Только она способна не давать эффекта пресыщения.

Так, при депрессивном состоянии рекомендуют послушать «Реквием» Моцарта, Вступление к 5-й симфонии Чайковского или «Смерть» Грига. При тревожности - вальсы Штрауса, прелюдии и мазурки Шопена. Для снятия агрессивности - «Сентиментальный вальс» Чайковского, «Порыв» Шумана или «Итальянский концерт» Баха. Для бодрости - «Аделиту» Перселла или «Чардаш» Монти, для расслабления - «Времена года» Чайковского («Июнь. Баркарола»), «Старинную песенку» или «Пастораль» Безе.

Конечно же, вы сами можете составить свой индивидуальный перечень музыкальных произведений на любое настроение. И не обязательно классики - главное, чтобы вы ощущали, что она оказывает положительно влияние.

Важно! Музыка сама по себе - волшебство, которое может исцелить душу. Однако с точки зрения психологии большего эффекта можно достичь не столько от ее прослушивания, сколько от исполнения.

Фототерапия


Коррекция психического состояния человека при помощи фотографии - один современных методов психотерапии, способный решить многие психологические проблемы, развить и гармонизировать личность. Для этого могут использоваться как готовые снимки, так и специально созданные фото.

Основой метода является работа психолога с пациентом в контексте его восприятия фотографии: эмоционального фона, привязки к деталям, времени, когда она сделана. Это могут быть фото самого пациента или заранее подготовленные специалистом вырезки, журналы, коллажи.

Первые помогают выявить проблему в отношениях внутри семьи, роль в ней и скрытые обиды, невысказанные эмоции. Они же могут выявить внутренние комплексы в отношении своей внешности или позиции в жизни. Это особенно важно, если у человека мало фотографий или нет их вообще. Насторожить специалиста может и противоположный факт - наличие большого количества фото, где человек один или находится в центре сюжета.

Фото, никак не связанные с пациентом, часто помогают выявить секреты из личной жизни, отношение к противоположному полу.

Фототерапия предполагает работу в разных ракурсах: создание, восприятие человеком фотографических образов, их обсуждение и добавление (при необходимости) творческой составляющей. В качестве последней могут быть использованы изобразительные техники, сочинение притч, историй, сказок. Такие занятия по арт-терапии могут включать рисование, составление фотоколлажей, изготовление из фотографий фигур и игру с ними, художественное описание и т.п.

Человеческая натура многогранна и изменчива, а сам человек - индивидуален. Поэтому видовая палитра арт-терапевтических методик постоянно пополняется новыми методами самовыражения и самопознания.

Самые эффективные техники арт-терапии для взрослых


Упражнений и методик лечения творчеством существует очень много. Их можно практиковать самостоятельно или прибегать к помощи квалифицированного специалиста. И сами упражнения, и их трактовку можно легко отыскать в специальных изданиях или на просторах интернета.

Мы сделали подборку наиболее простых для самостоятельного использования арттерапевтических упражнений:

  • «Работа с творческим мусором» . Проведите ревизию своих ящиков и выньте наружу все, что давно не нужно, но жалко выбросить (скрепки, фантики, календарики, фломастеры, ручки и т.д.). Отберите из этих «сокровищ» только те, которые ассоциируются у вас с чем-то негативным - обидами, страхами, неудачами. Составьте из этого стройматериала композицию, проанализируйте ее, поблагодарите каждый «кирпичик» за опыт и жизненный урок и утилизируйте.
  • «Сказка о герое» . Возьмите листочки и ручку, создайте приятную атмосферу (свет, музыка, удобный стул или кресло), расслабьтесь и напишите сказку. Перед началом создания творения определитесь с Героем (Героиней), их характером и образом жизни, местом и временем действия. Придерживайтесь стандартной схемы: зачин, препятствия, их преодоление и хеппи-энд, где Герой получает не только желанное вознаграждение, но и бесценные опыт и знания, которые изменяют его жизнь к лучшему. Перечитайте сказку, найдите свое сходство с Героем и определите, на каком этапе сказки вы находитесь сейчас и что вам нужно сделать, чтобы дойти до счастливого финала.
  • «Мое настроение» . Нарисуйте на листе свое настоящее настроение. Для этого можно использовать любой метод (пейзаж, абстракционизм, погоду) и любые инструменты (краски, карандаши, фломастеры). Внимательно рассмотрите рисунок и постарайтесь определить, какие эмоции он выражает - грусть, радость, воспоминания, ожидания. Задумайтесь, соответствуют ли эти эмоции вашим желаниям. Если нет, смело беритесь за трансформацию рисунка, чтобы преобразовать его в нужное настроение. Для этого его можно дорисовывать, докрашивать, убирать линии или даже части листа, обрезать или дополнять новыми элементами.
  • «Лепим монстра» . Для того чтобы избавиться от внутренних «монстров» (конфликтов, комплексов, страхов и агрессии), можно их материализовать и уничтожить физически. К примеру, вылепить из выбранного самостоятельно материала. Подумайте о вашей самой большой проблеме, представьте ее образ и перенесите его на материал. Когда фигурка будет готова, выскажите ей «в лицо» все, что накипело внутри. После такого «душевного» разговора нейтрализуйте ее, переделав во что-то более положительное.
  • «Кактус» . Очень простой тест, в ходе которого нужно нарисовать кактус на листе бумаги с помощью простого карандаша. Оценка рисунка проводится по следующим параметрам. Положение на листе: в центре - адекватная самооценка, сосредоточенность на настоящем; внизу - низкая самооценка; вверху - завышенная самооценка; слева - сосредоточенность на прошлом, справа - на будущем. Размер: меньше 1/3 листа - заниженная самооценка, 2/3 и больше - завышенная. Линии: четкость - уверенность, штриховка - признак тревоги, прерывистость - импульсивность, сильный нажим - напряжение, слабый - пассивность, уныние. Иголки: чем их больше, тем больше уровень агрессивности.

Интересно! Методами арт-терапии для взрослых считаются и такие казалось бы обыденные дела, как маникюр и педикюр, макияж и любое рукоделие. Сюда же можно отнести ведение дневника или блога.


Что такое арт-терапия - смотрите на видео:


Арт-терапия - прекрасный способ решить свои психологические проблемы с помощью творчества. Она проста, доступна и способна развить самопознание, научить самовыражению и повысить самооценку. Музыкотерапия – это система психологической коррекции физического и психического здоровья человека с помощью музыкально-акустических воздействий. Музыка вызывает различные терапевтические эффекты. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Различают групповую и индивидуальную музыкотерапию. Сеанс проводится как в положении сидя, так и лежа. Важен психологический контакт перед проведением сеанса. Человеку разъясняют цели, задачи, возможности занятия. Иногда используется живое исполнение музыки.

Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Она направлена на формирование личности читателя. Книги – мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем.

Драмотерапия театральные постановки на разную тематику благоприятно влияют на все познавательные психические процессы: память, волю, воображение, чувства, внимание, мышление. Занятия драмой помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся мечты. Чаще всего применяется при коррекции межличностных взаимодействий: я и друзья, я и родители, сильный и слабый, враг и друг.

Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Использование игр и игрушек дает возможность человеку рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить то, что беспокоило многие годы и послужило причиной проблем. Метод игротерапии может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной работе. Он предусматривает возможность работы: с синдромом посттравматического стресса, с ранними детскими травмами. Игровая терапии помогает решать не только личностные, но и как следствие этого профессиональные трудности.


Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Она дает возможностьвыходу внутренним конфликтам вовне;помогает понять собственные чувства и переживания;способствует повышению самооценки;помогает в развитии творческих способностей.Чаще всегоизотерапия используется: для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями; с трудностями в общении и социальной адаптации; при внутрисемейных конфликтах. Применение изотерапии в коррекционной работе с детьми позволяет получить положительные результаты:создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование социально приемлемыми формами - у детей с агрессивными проявлениями;оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний;развитие произвольности и способности к саморегуляции;уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

В изотерапии могут применяться такие методики при работе с детьми:

Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название

Монотипии. На стекле при помощи густых красок создается изображение, после чего отпечатывается на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.

Техника раздувания краски. Наносится водорастворимая краска с большим процентом содержания воды на лист бумаги при помощи трубочки и раздувается получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания клиент делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать.

Маскотерапия известный метод психологической работы, основанный на переводе глубинных комплексов и проблем человека в неживую материю маски. Лицо – это проекция нашего психологического состояния и настроения, нашего тела, а так же нашего прошлого и настоящего. Избавление от привычных, стереотипных ролей с помощью маскотерапии создает возможность освободиться от ненужного и изменить свою жизнь.

Коллаж – технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на ватман предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Материалом служит газеты, глянцевые журналы, природные материалы, различные предметы. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу создается объемная композиция. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю. Также возможно использование для создания композиции оберток от конфет, оберточной и туалетной бумаги, картонных коробок и т.п. Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества, позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Данный метод эффективен в работе со студентами на практических занятиях по специальной психокоррекции и способствует сплочению группы, развитию творческих способностей, снятию эмоционального напряжения.

Песочная терапия – это возможность общения с миром и самим собой через песок; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. В основе песочной терапии лежит создание свободного и защищенного пространства, в котором клиент – ребенок или взрослый может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния; неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым.

Цветотерапия – это лечение цветом. Еще в далекой древности люди заметили, что цвет оказывает мощное действие на человека. Специальная окраска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы. В них изучали применение цвета и учили врачевание. Было доказано, что органы и системы тела чувствительны к определенным цветам, которые стимулируют или замедляют их действие. Зная это, можно использовать различные цвета с лечебной целью. Цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например: оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания, давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие; темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение. По мнению психологов, язык цветов универсален, он действует независимо от религии и национальности.

Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил, древнейший способ социализации и передачи опыта. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. Работа со сказкой направлена непосредственно на помощь клиенту. Психотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Фототерапия – набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Техники фототерапии: фотографии, созданные самим человеком; фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно; автопортреты - любые фотографии самого себя; семейные альбомы. Фототерапия может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, и т. д.)

Глинотерапия . Работа с глиной позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт. Особенно важна для тех людей, которым трудно "выговориться", кому трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях, в ситуациях неопределенности – ведь "вылепливание" снижает или убирает сопротивление и дает возможность "увидеть" решение. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой; не имеет противопоказаний и возрастных ограничений; дает человеку возможность почувствовать себя творцом, это одно из лучших средств при работе с эмоциями (страх, агрессия, обида).

Подводя итоги, отметим, что в арт-терапии задействованы зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, что в свою очередь благоприятно сказывается на физическом и психическом самочувствии человека. Арт-терапия оказывает тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее, стимулирующее, расслабляющее воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека. В арт-терапии используется комплекс коррекционных упражнений, которые затрагивают общее физическое развитие, эмоциональное развитие, речевое (вербальное) развитие, что в целом позитивно сказывается на социальном развитии. Арт-терапия развивает мелкую моторику, творчество и воображение, создает эмоционально-положительный настрой у детей и взрослых. Нетрадиционные формы работы доставляют детям множество положительных эмоций, что помогает преодолевать робость, страх. Ценностью арт-терапии выступает не результат (творческий продукт), а сама личность участника, что является особенно важным при работе с людьми с ОВЗ.

Арт-терапия – это эффективный, доступный, безопасный, интересный метод специальной психологической коррекции.

Арттерапия

Термин «арттерапия» («art» - искусство, «arttherapy» - терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения своего психоэмоционального состояния. Впервые этот термин был употреблен Хиллом в 1938 г. при описании своих занятий с туберкулезными больными в санаториях. Арт-терапия возникла в 30-е годы ХХ века. Впервые арт-терапевтические методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К.Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

В арттерапии пациентам предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения с психотерапевтом или в группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а так же творческого самовыражения - с другой. В настоящее время в арттерапию включаются и такие формы творчества, как видео-арт, инсталляция, перформанс, компьютерное творчество, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.

Виды арт-терапии

Арт-терапия в узком смысле слова - рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве.

Библиотерапия (в т.ч. сказкотерапия) - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.

Музыкотерапия

Танцевальная терапия

Куклотерапия

Несмотря на достаточно большой фактический материал, арттерапия в теоретическом отношении находится на стадии эмпирических обобщений .

Обзор литературы по арттерапии свидетельствует о том, что это сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов. Поэтому не существует общепризнанной классификации арттерапии. Дельфино-Бейли выделяет 4 основных направления в применении арттерапии:

1. Использование для лечения уже существующих произведений искусства путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная арттерапия).

2. Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная арттерапия).

3. Одновременное использование первого и второго принципов.

4. Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношений с пациентом в процессе обучения его творчеству.

В мировой литературе существуют различные взгляды на лечебный механизм арттерапии - креативистические представления, сублимативные, проективные, арттерапия как занятость и др.

Согласно креативистическим представлениям, адаптационное воздействие арттерапии на психику можно понимать в связи с самой сущностью искусства. На первый план выдвигается вера в творческую основу человека, мобилизация латентных творческих сил, которая сама по себе обладает терапевтическим влиянием. Задача арттерапии - не сделать всех людей художниками или скульпторами, а возбудить у индивидуума активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей. Упор в терапии делают на творческую активность, на способность создавать и побуждают пациента самостоятельно созидать.

По мнению Маслоу, основным источником человеческой деятельности является непрерывное стремление к самоактуализации и самовыражению, которое имеется, однако, только у здоровых людей. У невротиков эта потребность разрушена, отсутствует, и искусство может быть одним из способов ее восстановления. Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, Маслоу указывает на мгновения высшего переживания красоты и экстаза. Задача психотерапевта - помочь людям ощутить эти мгновения, создать условия для их возникновения, научить пациента высвобождать подавленное, познавать собственное Я. Сдерживание творческой силы является причиной неврозов, и смысл психотерапии - в ее высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.

С позиции адаптации арттерапия расценивается как интегрирующий адаптационный механизм, предоставляющий человеку активную позицию в отношении возможностей приспособления к среде, способствующей общей гармонизации личности.

Широко распространены взгляды на арттерапию как на особую форму отреагирования и сублимации. Художественная сублимация возникает тогда, когда инстинктивный импульс человека заменяется визуальным, художественно-образным представлением. Как полагают сторонники этой концепции, творчество как одна из форм сублимации позволяет проявлять, осознавать, а также выражать и тем самым отреагировать в искусстве различные инстинктивные импульсы (сексуальные, агрессивные) и эмоциональные состояния (депрессию, тоску, подавленность, страх, гнев, неудовлетворенность и т. п.). Таким образом снижается опасность внешних проявлений указанных переживаний в социально нежелательной деятельности. Кляйн рассматривает рисование как компенсирующий акт, позволяющий больному подавить брутальную агрессию. Произведения способствуют вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для больных, которые не могут «выговориться», выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге, или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арттерапии больной правильнее и реальнее оценивает свои нарушения и ощущения окружающего мира. Рисование, как и сновидение, снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющий словесное выражение бессознательных конфликтных элементов. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для пациента и необычной для всех остальных форме. Как один из вариантов арттерапии используются зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.

В практической работе врачи - сторонники сублимационного понимания сущности арттерапии - предполагают создать такие условия, которые позволили бы перевести асоциальные реакции больного в конструктивную творческую деятельность. Считается целесообразным интенсифицировать процесс, задавая специальные темы для творчества и обсуждая и интерпретируя произведения больных.

Физическое и физиологическое влияние арттерапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы.

Итак, основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д.. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.

Задачи арт-терапии

1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.

3. Получить материал для психодиагностики.

4. Проработать подавленные мысли и чувства.

5. Установить контакт с клиентом.

6. Развить самоконтроль.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

8. Развить творческие способности и повысить самооценку.

Показания для проведения арт-терапии

Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная "Я-концепция", низкая самооценка

Что касается противопоказаний, то здесь может идти речь о состояниях, не позволяющих больному определенное время усидеть за рабочим столом, или когда больной мешает другим. Самыми трудными для психотерапевта являются больные с выраженным психомоторным или маниакальным возбуждением, не позволяющим им сосредоточить внимание на объекте действия. Также противопоказанием являются расстройства сознания и тяжелые депрессивные расстройства с уходом в себя.

Арттерапию можно проводить с одним пациентом, с супругами, со всей семьей, в коллективе и группе. Арттерапевт должен предоставить участникам необходимые для художественного творчества материалы и инструменты: наборы красок, карандашей, мелков, кисти, глину для лепки, а также деревяшки, камни, лоскуты материи, бумагу. Можно предложить пациентам самим приносить любые необходимые им материалы, тем самым оказывать помощь группе. Место занятий должно быть хорошо освещенным и таким, чтобы участники могли свободно передвигаться. Функции арттерапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от ситуации. Ему необходимо владеть определенными навыками художественного и декоративно-прикладного искусства, так как при проведении арттерапии приходится не только рассказывать, но и показывать определенные технические приемы художественного творчества.

Совсем не обязательно придерживаться какого-либо жесткого, строго определенного набора тем, соблюдая их последовательность. Темы охватывают различные области жизни пациента или группы и являются лишь ориентирами.

1. Собственное прошлое и настоящее: представление о себе; как я предстаю перед окружающими; моя самая главная проблема; мое самое плохое впечатление; я и моя болезнь; чего я боюсь; наша семья; мои родители; мой главный недостаток и достоинство; я среди людей; что мне не нравится в людях; кто я; я в виде животного; жизненный путь; мои сны.

2. Будущее, цели и абстрактные понятия: каким я бы хотел быть; жизнь без болезни; кем бы я хотел быть; если бы я был чародеем; моя родина; три желания; я через десять лет; любовь; ненависть; красота; добро; тоска; свобода; сила; слабость; зависимость; независимость; женственность; достоинство мужчины; концентрация; напряжение; страх; боль; желание.

3. Отношения в группе: наша группа; мое положение в группе; моя проблема и отношения в группе; настроение по поводу сегодняшней встречи в группе; группа в виде животных; группа в виде цирка; волшебник изменил группу; группа в пустыне; встреча группы с бедуинами; группа воюет с драконом; группа отправляется на бал-маскарад; наше королевство; что я людям даю и чего я от них жду; портреты членов группы.

Преимущество арттерапии заключается в возможности более глубоко оценить поведение пациентов, составить мнение, на каком этапе жизни находится больной - в рисунках и поделках могут находить отражения не только сиюминутные мысли, но и относящиеся к будущему и прошлому больного, - а также в выявлении подавленных и скрытых переживаний, причем все это, выраженное в изобразительной форме, может стать ярким дневником жизни и лечения.

Обсуждение работ происходит непосредственно после окончания рисования, лепки, изготовления поделок. Дискуссия начинается с предложения арттерапевта вдуматься, вчувствоваться в рисунок, изделие, чтобы понять, что говорит этим автор. Арттерапевт может подключиться к обсуждению на общих правах, но предпочтительно, особенно вначале, в форме вопросов к интерпретирующим, так как интерпретации самого арттерапевта воспринимаются остальными членами группы с ожиданием его «всезнания» и могут сковывать, тормозить инициативу группы. Задачей арттерапевта при обсуждении является стимуляция дискуссии и использование информации, возникающей в ходе занятия не только из законченных работ, но и из особенностей поведения членов группы.

Возможны несколько вариантов предъявления произведений для обсуждения:

1. Предъявление произведений арттерапевтом в целесообразной, по его мнению, последовательности, так чтобы каждая следующая работа усиливала, стимулировала обсуждение одной направленности.

2. Предъявление работ вслепую.

4. Попарное обсуждение. При таком взаимном рецензировании выравнивается активность членов группы, практически исключается полное неучастие кого-либо в обсуждении, и есть возможность использовать взаимный интерес группы друг к другу.

5. Одновременная экспозиция: работы всех авторов выставляются на стенде или раскладываются на полу.

    Что такое арт-терапия?

    Перечислите виды арт-терапии.

    Цель арт-терапии.

    Показания к применению.

    Противопоказания.

Литература:

1. Арт-терапия. ред.-сост. А.И.Копытин. - СПБ., 2001

2. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б.Д.; 2-е изд.

3. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер, 2000

Термин «Арт-терапия» говорит сам за себя, так как дословно с латыни переводится как «лечение искусством». Действительно, арт-терапия – это направление в психотерапии, основанное на искусстве и творчестве. Она включает в себя и диагностику, и коррекцию и, непосредственно саму терапию психологических проблем личности.

Проходя курс арт-терапии, индивид занимается самопознанием, самовыражением, самоанализом, в результате чего его психическое состояние гармонизуется. Проводится арт-терапия в форме индивидуальных и групповых занятий.

Безусловное преимущество арт-терапии, делающее ее чрезвычайно популярной – возможность самостоятельного проведения терапевтических занятий. Конечно, сложную психологическую проблему не получится решить без помощи арт-терапевта, но, как минимум, расслабиться и снять напряжение наверняка выйдет у любого человека.

Арт-терапия на сегодняшний день является одним из самых молодых и стремительно развивающихся направлений психотерапии. Доказательством тому служат чрезвычайно популярные сегодня раскраски-антистресс , придуманные британским иллюстратором Джоанной Басфорд (к примеру, “Таинственный сад” , “Рождественские чудеса” , “Зачарованный лес”). Раскрашивая эти причудливые тонкие и мелкие узоры, человек снимает напряжение и погружается в мир фантазий.

Такие раскраски уже стали бестселлерами, так как предоставляют возможность заняться арт-терапией, не выходя из дома.

Изначально арт-терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение изобразительным искусством. Сегодня арт-терапия имеет множество видов и подвидов , которые продолжают появляться:


Термин «арт-терапия» ввел в употребление еще в сороковых годах прошлого столетия британский врач и художник Адриан Хилл . Он заметил, что занятие творчеством помогает туберкулезным больным (с которыми он работал в госпитале) быстрее выздороветь. Стоит сказать, что, так как искусство появилось еще в древние времена, его терапевтическое воздействие отмечалось и раньше, но только в наше время возник особый интерес к этой функции творчества.

Суть и преимущества арт-терапии

Арт-терапию называют «мягкой» оттого что степень воздействия психотерапевта на личность клиента в этом случае минимизирована , а сам процесс лечения больше похож на занятие хобби. При этом значение и пользу такой терапии не стоит недооценивать.

Занимаясь творчеством, человек проецирует внутренние переживания на свое творение. Такая проекция не осознается: чувства, эмоции, мысли, переживания и воспоминания выходят наружу, минуя сферу сознания, и оттого не поддаются ни коррекции, ни критике разума. Поэтому методики арт-терапии относят к числу проективных методов психодиагностики.

Те методы психодиагностики, которые предполагают сознательные действия клиента, всегда имеют некоторый оттенок социальной желательности. Индивид стремится представить себя в лучшем свете, поэтому дает социально желательные и одобряемые варианты ответов. В случае с арт-терапией вероятность «обмана во благо» исключается.
Через художественные визуальные образы и объекты бессознательное личности «взаимодействует» с сознанием. Задача арт-терапевта – помочь клиенту растолковать что «говорит» ему его бессознательное.

Терапия искусством назначается , если индивид переживает:

  • пониженное настроение;
  • стресс;
  • кризис (возрастной или экзистенциальный);
  • эмоциональную неустойчивость: импульсивность, вспыльчивость, ранимость и прочее;
  • апатию, потерю интереса к жизнедеятельности;
  • депрессию, в том числе связанную с потерями;
  • физическую и/или психологическую травму;
  • страхи, фобии, повышенную тревожность;
  • низкую самооценку, негативные чувства к себе, негативную Я-концепцию;
  • различного рода зависимости;
  • межличностные конфликты (семейные, рабочие и другие);
  • любой внутренний конфликт.

Арт-терапия позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние , а именно:

  • выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность, зависть и другие) в приемлемой форме;
  • избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;
  • избавиться от страхов и фобий;
  • избавиться от стереотипов и ограничений за счет появления более широкого, креативного взгляда на окружающий мир;
  • повысить самооценку и уверенность в себе.

Кроме гармонизации психического состояния личности, терапия искусством:

  • помогает раскрыть творческий потенциал личности, развить способности и таланты;
  • применяется в качестве вспомогательного метода лечения многих заболеваний;
  • способ установить доверительные отношения между терапевтом/психологом и клиентом;
  • предоставляет возможность сконцентрироваться на внутренних переживаниях и развить эмоциональный самоконтроль;
  • является способом социальной адаптации (особенно это заметно когда арт-терапия проводится в группе);
  • является прекрасным способом выразить чувства и мысли для тех, кто не умеет/не хочет/не имеет возможности сделать это на словах;
  • применяется как воспитательная и развивающая педагогическая методика.

Арт-терапия применяется при работе с людьми разного возраста и пола. Особенно она ценна при работе с клиентами, требующими особого отношения и к которым нельзя применить иные методы лечения: с очень маленькими детьми, беременными женщинами, замкнутыми подростками и другими.

Примеры арт-терапевтических методик

Самый частый вопрос, который задают клиенты арт-терапевту: «Что делать, если я не умею рисовать/лепить/танцевать и прочее?». Дело в том, что задача «сделать красиво» не ставится, нужно сделать так, как получается и, главное, свободно и от души. Дело не в эстетической ценности творения, а в самовыражении посредством искусства.
Одна из методик арт-терапии является ярким подтверждением вышесказанного. Она называется «Каляки-маляки». Арт-терапевт просит клиента совершенно свободно и бессмысленно водить карандашом по листу бумаги. Модификации этой техники: рисование руками и телом, когда человек делает с лисом бумаги и красками все что только придет ему в голову.

Задача клиента состоит в разглядывании осмысленных образов в нарисованных каракулях. Когда образ или образы будут найдены, они развиваются, то есть выделяются контуром, дорисовываются, зарисовываются и так далее. Затем арт-терапевт просит клиента составить короткий рассказ или описание рисунка.

Это упражнение можно выполнять дома, самостоятельно, причем в очень интересной форме – форме ведения «дневника каракулей». Завести тетрадку, в которой каждый день вечером рисовать каракули. По истечении недели можно проанализировать как изменялись каракули и составить рассказ о прошедшей неделе.

Еще одна высокоэффективная методика, которую можно провести дома называется «Творческий мусор». Пожалуй, у каждого человека дома хранятся мелочи, которые, по сути, являются мусором, но выбросить их жалко. Среди таких мелочей есть вещи, которые раньше были ценными и связаны с далекими негативными воспоминаниями, которые нужно отпустить: обидами, разочарованиями, неудачами, страхами, неуверенностью в себе и прочее. Это могут быть записки, кусочки ткани, засохшие цветы, старые календари, испорченные украшения и прочее.

Задача: из таких вещей составить композицию, то есть прикрепить все к листу бумаги, ткани или сложить в конструкцию. Делать это нужно не торопясь и не задумываясь, а просто так, как хочется. После этого каждую вещь нужно поблагодарить за бесценный жизненный опыт, связанный с ней. Нужно сказать «спасибо» всему, что было в прошлом и попрощаться с этим. Так же нужно попрощаться и с изготовленной композицией, в идеале ее нужно сжечь.

Методика «Коллаж» напоминает детскую аппликацию. Понадобится лист бумаги, ножницы и клей. Приклеиваться могут изображения из газет, журналов, рисунки, фотографии, в том числе личные, а также природные материалы. Ограничений нет никаких, кроме заданной темы («Я», «семья», «мужчина и женщина» и прочие). Можно вырезать и крепить как угодно, дорисовывать и подписывать изображения. Анализировать полученный коллаж нужно опираясь на такие параметры: размер и положение элементов, выбор цвета, сюжет, порядок, гармоничность и прочее.

Подводя итоги можно сказать, что арт-терапия – это способ на символическом уровне выразить содержание внутреннего мира личности посредством рисования, лепки, танца и прочих видов искусства и творчества, а в результате получить внутреннюю гармонию и психологическое благополучие.



Для всех кто интересуется арт-терапией как профессионально, так и для самопомощи, издается множество чудесных книг. Вот некоторые из них:

  1. А. Копытин “Арт-терапия – новые горизонты”
  2. А. Копытин “Арт-терапия женских проблем”
  3. А. Копытин “Арт-терапия детей и подростков”
  4. Г. М. Ферс “Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство”
  5. Т. Зинкевич-Евстигнеева “Игра с песком. Практикум по песочной терапии”
  6. Т. Зинкевич-Евстигнеева “Практикум по сказкотерапии”
  7. М. Шевченко “Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей”
  8. В. Никитин “Арт-терапия. Учебное пособие”

"Уникальность арт-терапевтического метода состоит в том, что изменения в жизни человека и его самочувствии наступают благодаря творческому процессу самому по себе. В то же время глубинные преобразования требуют длительного времени проработки "

Что такое арт-терапия?
Арт-терапия - это современный и вдохновляющий метод психотерапии, основанный на использовании творчества человека. Это гибкий и современный подход, он может применяться как в формате краткосрочного консультирования, так и в формате долгосрочной работы. Арт-терапевты работают с детьми, начиная с самого раннего возраста, подростками, взрослыми, а также с пожилыми и престарелыми людьми. При этом уровень развития художественных навыков человека не имеет значения.

Что делает арт-терапевт, чтобы достичь результата?
Арт-терапевт предлагает человеку проявлять себя творчески - рисовать картины, создавать коллажи, скульптуры и объёмные композиции, писать тексты, фотографировать, петь, танцевать, ставить театральные постановки, тем самым призывая выражать свои чувства и мысли с помощью действий с художественными материалами, создания образов и дальнейшего взаимодействия с ними, их осмысления, трансформации, переработки. Как и в разговорной психотерапии, специалист создает доверительное пространство для самораскрытия пациента и дальнейшего исследования больных мест. Арт-терапевт помогает человеку осмыслить творческий процесс и его результат, увидеть аналогии с внутренним миром человека, опытом межличностных отношений, решить конкретные проблемы. Даже создание «нечленораздельной» изобразительной продукции (каракули, мазня, оставление следов) ведёт к выражению переживаний. Творческая продукция становится контейнером для «трудных» эмоций и помогает пережить и осмыслить аффекты гнева, беспомощности, страха. Образы, создаваемые человеком — это ключи к пониманию. Они несут в себе информацию о его внутреннем мире и сами по себе действуют целительно. Образы становятся промежуточными объектами между внутренней и внешней реальностью клиента.

На этапе осмысления и интерпретации клиент делится своими мыслями, чувствами, свободными ассоциациями по поводу художественного процесса и результата. Здесь без слов не обойтись. Образы могут толковаться и прорабатываться в зависимости от теоретической базы терапевта, однако важно, что находит в них сам автор. Арт-терапевт скорее следует за человеком. Образы не только показывают внутренние конфликты или архетипические мотивы, они помогают прийти к пониманию человеком ситуации, в которой он находится, и затем найти ресурсы, способы совладания, открыть новые эффективные способы поведения.

Уникальность арт-терапевтического метода состоит в том, что изменения в жизни человека и его самочувствии наступают благодаря творческому процессу самому по себе. В то же время глубинные преобразования требуют длительного времени проработки.

Можно ли самостоятельно использовать потенциал арт-терапии? Человек может использовать определенные техники. Например, создание мандалы-рисунка в круге - обычно помогает гармонизировать свои чувства. Однако если рассматривать арт-терапию как метод психотерапии, то ключевым моментом оказывается взаимодействие с терапевтом. Арт-терапевт выступает как посредник в диалоге клиента со своим внутренним миром через творчество. Он помогает увидеть и преодолеть клиенту свои внутренние конфликты, комплексы.

Чем арт-терапия отличается от других методов? Психологи разных направлений могут использовать рисунки в качестве проективных тестов для диагностики, оценки психологического состояния пациента. В арт-терапии на творческой активности человека строится терапевтическое взаимодействие. Художественные проявления рассматриваются в качестве аналога свободных ассоциаций и указывают на бессознательные конфликты. В арт-терапии важен творческий процесс, сопровождаемый переживаниями эмоций и активизацией когнитивных функций. Способность творить с древних времен использовалось как целительная практика, основанная на способности психики к саморегуляции. Творчество в рамках арт-терапии становится полем отношений клиента с психотерапевтом, а также отдельным значимым фактором в процессе терапевтических изменений. При этом арт-терапия использует и все достижения вербальной психотерапии.

    Случаи из практики — как конкретно помогает арт-терапия. На одном из тренингов женщина постепенно позволяла себе рисовать все свободнее. В конце концов она, экспериментируя с формами, спонтанно создала автопортрет в духе кубистов. Яркое и будто живое лицо проступало сквозь разноцветные нагромождения форм. Это стало открытием для нее и огромным шагом к внутреннему раскрепощению. Она всё больше принимала свои «слабые» стороны и в этот раз ясно ощутила в них большой ресурс.

  • Ещё пример. Молодая женщина говорила о сильной тревоге и чувстве вины, которые часто сопровождали ее при общении с важными для нее мужчинами. Это отразилось в созданном ею рисунке — воображаемая страна не имела границ, любой мог ворваться на ее территорию. Конечно, это вызывало большое беспокойство. Пациентке было достаточно добавить границы в рисунке, и вскоре она была поражена изменениями в своих отношениях. Однако потребовалось еще много сессий для проработки — чтобы достигнутое понимание привело к стойким изменениям в ее жизни.


Арт-терапия работает не только с экспрессивным аспектом человека, но и с его импрессивными способностями, т.е восприятием. То есть в ходе арт-терапевтической сессии вовсе не обязательно что-то рисовать, раскрашивать, клеить. Терапевтический эффект может быть достигнут через восприятие. Так я в своей работе использую набор карт, представляющих произведения искусства ХХ века. Почему искусства ХХ века, а не Таро, например? Художники ХХ века ушли от изображения действительности, пытаясь передать нечто большее, чем видимый мир. Поэтому именно в их картинах современному человеку легко найти аналогию или узнать свои чувства, переживания, ассоциации. Имея такое свидетельство под рукой, пациенту становится проще говорить и исследовать свои чувства, установки, отношения. Кроме того такие картины могут стимулировать к экспериментам и большей свободе в собственном творчестве, что также обеспечивает более глубокое исследование своего внутреннего мира.

Как человеку понять, что это именно его метод? Арт-терапия призвана помочь детям и взрослым, которые сталкиваются с трудностями в выражении и вербализации своих чувств и мыслей. Трудные темы могут сначала открыться через художественную экспрессию и уже потом быть проговоренными и осмысленными. С другой стороны, использование творческих способов выражения довербально, оно прямо отсылает нас к детскому опыту, в котором спрятаны эмоциональные травмы и дискомфорт, ситуации бессилия в отношениях и другие моменты, с которыми взрослый человек приходит в психотерапию. Главное, что не играет существенной роли наличие у человека художественных навыков или способностей. Хотя, возможно, определенный интерес и склонность может подталкивать человека именно к этому методу консультационной и психотерапевтической работы.

Забавное в методе, анекдот? По-английски слово «арт-терапевт» (art-therapist) созвучно слову «арт-террорист» (art-terrorist). Получается, что представители этой профессии сотрясатели устоев, революционеры, террористы? Вероятно, это вообще свойственно позиции психотерапевта, ведь он всегда имеет дело со взрывоопасными чувствами. А в арт-терапии такие чувства проявляются в красках.

  • Подготовлено на основе авторской публикации в журнале Cosmo Психология №5 2012 год. www.cosmo.ru/your_career/psihologia/1167773/