Артисты табакерки. Театр "Табакерка": история, репертуар, труппа. Личная жизнь Олега Табакова

Как у всякого театра с историей, у Театра Табакова имеется сразу несколько дат, которые совершенно справедливо считаются днем рождения. На этой неделе Московский театр-студия под руководством Олега Табакова отметил свое 30-летие, поскольку именно 1 марта 1987 года состоялась премьера спектакля «Кресло». И именно этот день считается официальной датой открытия театра Табакова. Однако театр появился не на пустом месте – он вырос из студии Табакова, и за свои годы подвал стал вторым домом для многих актеров-учеников Олега Павловича.

Театр с историей обязательно рождается на энтузиазме, чаще всего на голом. Так и «Табакерка». Самые первые годы студия, состоявшая из известных актеров и педагогов с одной стороны и обычных, но очень талантливых московских школьников с другой, занималась в Доме пионеров, и только потом им передали подвал бывшего агитпункта, где был угольный склад. За эти 30 лет ушел элемент студийности, потому что сейчас это театр государственный. И уже не надо артистам самим мыть полы, туалеты, не надо шить костюмы.

Что такое школа Табакова, знает не понаслышке , актер из первого призыва.

«Олег Павлович всю жизнь учит артистов – учит театру, искусству жить, искусству быть человеком. Вот поэтому он и учитель. А театр... Я с 1978 года в этом подвале. Какое место он может занимать? Наверно, главное», – говорит народный артист России Андрей Смоляков.

Кое-какие детали тоже все вроде бы знают, но повторить не грех. Первые годы студия существовала на гонорары Табакова, который приезжал с очередных съемок и расплачивался со своими студийцами, а когда приезжал из-за границы привозил всем подарки.

«Студия – это было все. Семья, жизнь, любовь для всех. У Олега Павловича был спектакль «Маугли», и эта фраза Киплинга «мы с тобой одной крови». Могу сказать и о себе, и об учениках Олега Павловича: мы одной крови. Потому что Олег Павлович выбирал студентов, актеров, соответсвующих его энергетике, эмоциональности, и по духу очень близких. Интуитивно. Он тогда не знал, какими мы будем. Но он многое ощущал и про нас знал», – отметила народная артистка Марина Зудина.

«Гладко не было никогда. И не может быть гладко, это неправильно. Это должен быть примитивный человек, чтобы были очень гладкие отношения. Я открывала знаменитую «Табакерку», играла в первом спектакле «Кресло», который открыл этот театр. У нас были неплохие отношения», – рассказала директор Театра на Таганке Ирина Апексимова.

Как во всякой студии, настоящей студии, в живом театре новые актеры сперва выходят в массовке. Как завещал Станиславский. И Евгений Миронов, сегодня актер номер один, тоже выходил в «Ревизоре» Сергея Газарова, в самом финале, и просто размахивал российским триколором. Среди любимцев Табакова и Владимир Машков, который теперь не только играет, но и ставит спектакли. Его «13Д» – хит МХТ имени Чехова.

У каждого в звездной труппе «Табакерки» есть что рассказать об уроках Табакова, профессиональных и человеческих, жизненных.

«В первую очередь, Олег Павлович научил меня, что театр – это главное. Сначала театр, а потом все остальное. Надеюсь, что пока мне удается с этим справляться. Олег Павлович научил меня, что зритель рассуждает следующим образом: если это не про меня, то мне это неинтересно. И в каждом спектакле «Табакерки» зритель может увидеть себя», – говорит актриса Анна Чиповская.

«Олег Павлович всегда говорил очень хорошую, правильную фразу, его ученикам свойственно и дальше с ней идти по жизни: «я не могу вас ничему научить, вы можете сами научиться у меня». В этом заключалось четыре года обучения на курсе Олега Павловича. Мы учились у него, он ничему нас не учил. Он давал нам возможность самим, не забивал штампами. Он говорил еще одну очень хорошую фразу: «у плохого артиста 33 штампа, а у хорошего 333», – рассказал актер Денис Никифоров.

30 лет – это рубеж, как любая круглая дата. Что делать дальше, помимо слов, которые совершенно искренне и от себя говорил Табаков в роли профессора Серебрякова в «Дяде Ване»: «дело надо делать, господа».

«Надо жить дальше, надо проверять себя – умеешь ли ты по-прежнему удивляться чужим талантам. Это самое главное. Реже, чем хотелось бы, рождаются драматургические дарования, как ни хочешь, как не желаешь: они либо есть, либо нет», – отметил народный артист СССР .

Праздновать особо некогда. Хотя для зрителей будут творческие встречи, издана книга «История в тридцати сезонах». И следующий юбилей «Табакерки» теперь не за горами.

Родион Чемонин, Агентство национальных новостей, 3.03.2007

Московский театр под руководством Олега Табакова, ласково прозванный в народе «Табакеркой», в четверг празднует юбилей. Театру исполняется 20 лет.

Казалось бы, что такое 20 лет? Но сколько же за эти два десятилетия театр взрастил актеров, уважаемых во всем мире, известных каждому человеку на всей территории одной шестой части суши, любимых миллионами зрителей вне географических категорий!

В театрах принято перечислять актеров по алфавиту, якобы чтобы никому обидно не было; в «Табакерке» как ни перечисляй — все равно не получится ранжирования ни по популярности, ни по выслуге лет, ни по возрастному признаку. Вишенка на торте одна, и это Табаков, но вот как делить дальше, непонятно: не будет кусков больших или меньших. Только вслушаться: Владимир Машков, Марина Зудина, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Евдокия Германова, Александр Мохов, Андрей Смоляков, Наталья Журавлева, Михаил Хомяков, Сергей Беляев, Алексей Золотницкий, Ольга Блок-Миримская, Марианна Шульц, Виталий Егоров, Анастасия Заворотнюк, Ольга Красько, Ярослав Бойко, Денис Никифоров, Игорь Петров, Сергей Угрюмов и еще несколько десятков имен, одно только произнесение которых повергнет в трепет любого человека. Кто-то приходит, кто-то уходит, выбирая иные пути, — а значит, театр живет. Молодежь наступает: то тут то там можно видеть Дарью Калмыкову, вот Лина Миримская появляется на большом экране все чаще, Яна Сексте получает премию «Триумф», поклонницы Ивана Жидкова уже оккупируют служебный вход, большое будущее критики прочат совсем новым членам труппы. Перечислить всех актеров невозможно. Этот торт совсем другого свойства, здесь не кондитерская и не булочная. Олег Табаков и его шоколадная фабрика.

Всё началось с его курса. Простого кружка, который он организовал, будучи директором «Современника», в 1973 г., когда собрались вместе Валерий Фокин, Андрей Дрознин, Константин Райкин, Авангард Леонтьев, Иосиф Райхельгауз, Владимир Поглазов, Сергей Сазонтьев: все те, кто влияет сейчас на театральную атмосферу не одной только столицы, но и мира. В 1977 г. им передали угольный склад на улице Чаплыгина, 1а, который они своими силами разобрали и сделали из него крохотную подвальную студию. Первым спектаклем стал «С весной я вернусь к тебе» по пьесе Александра Казанцева. Но долго просуществовать подвалу не дали чиновники, закрыли. И только в 1986 году был подписан приказ о создании театра-студии.

Андрей Смоляков вспоминает тот период, когда он, вынужденный скитаться без работы после запрета играть в подвале, вдруг узнал о том приказе 1986 года:

— Открытие «табакерки» было праздником для актеров. Тогда ведь была уже практически потеряна надежда на открытие этого театра, и все, как нам казалось, кануло в небытие. И вот, вдруг, разрешили. Это была радость, счастье.

Тогда они, ученики и уже настоящие актеры своими силами отстроили заново маленький зальчик на 110 мест, и театр заработал официально.

Конечно, это вовсе не означает, что ровно 1 марта 1987 года для широкой публики открылись двери подвала на Чаплыгина. Становление театра проходило непросто и подчас держалось на одном энтузиазме актеров, взращенных по большему счету в Школе-студии при МХАТ им. А. П. Чехова на курсе Олега Павловича Табакова. Но с первого же спектакля зритель всё прибывал и прибывал. Слава театра росла с каждой секунды. С какого-то момента попасть в подвал простому зрителю стало невозможно. «Матросская тишина», «Билокси-блюз», «Ревизор», «Механическое пианино», «Затоваренная бочкотара», «Звездный час по местному времени», «Страсти по Бумбарашу» — счастливчики смотрели их по нескольку раз, сцены из этих постановок заучивались наизусть, реплики становились паролями для посвященных.

Были и трудные времена. В середине 90-х Олег Табаков понял, что всех не прокормить, и придумал ставить спектакли на несколько человек, что становится очередным «ноу-хау» «Табакерки». Сейчас спектакли могут идти и в тысячных залах, и в подвале, и в маленьких нищих театрах районных центров Московской области, и на главных сценах Америки, Европы, Японии? Проблемы, из-за которых театр лишается многих ведущих актеров, существуют и сейчас: что поделать, «дети Табакова» растут и хотят большего. Но костяк остается прежний. И подвал на Чаплыгина — все тот же. Более красивый и обустроенный, но тот же.

Лучшие спектакли труппы удостоены престижных театральных премий. Большая половина актеров уже не вмещается в программках из-за указаний их наград и регалий. Да и причём здесь программки и регалии, если на праздновании 15-летия пять лет назад ни зал, ни фойе не вмещали всех гостей. Высшие государственные чины буквально стояли на столах. Поэтому в этом году всех примет другой театр Табакова — МХТ им. А. П. Чехова. Вокруг связей между двумя театрами, которыми руководит Олег Павлович, ходит масса ничем не подкрепленных слухов о ревности одних к другим, но всё это выдумки. И подвал на Чаплыгина, и Художественный в Камергерском дружат, ходят друг к другу в гости, ставят спектакли, перемешивая труппы обоих театров. Значит, будут сегодня и капустники, и радость встречи, и поздравления, и всё будет по-табаковски.

«Наше дело — „Табак“», — спел когда-то большой друг подвала Сергей Никитин. И кажется, особенно в такие дни, что эти слова могут примерить на себя многие, очень многие, не обязательно связанные со сценой люди, живущие в разных точках мира. Поздравляем, «Табакерка»!

21 мая 2018

Не так давно скончался Олег Табаков. Его преемником в МХТ имени Чехова стал Сергей Женовач, который занял пост руководителя. По некоторым данным, он собирается сократить штат актеров втрое.

Константин Хабенский и Михаил Пореченков / фото: издание "Комсомольская правда" Роман Игнатьев

В середине марта ушел из жизни Последние несколько месяцев своей жизни мэтр провел в больнице. сайт уже сообщала, что на место актера в должности худрука МХТ им.Чехова нескольких кандидатов. В творческих кругах называли Владимира Машкова, Евгения Миронова, Игоря Золотовицкого, Константина Богомолова и Евгения Писарева, но в итоге преемником Табакова стал Сергей Женовач.

На днях стало известно, что 61-летний режиссер намерен сократить штат театра втрое. Уже покинула стены театра Ольга Хенкина. Она много лет была правой рукой Табакова и помогала ему руководить труппой. Вскоре появилась информация, что после первого этапа репетиций без просмотра были закрыты репетиции спектакля молодого актера и режиссера Александра Молочникова «Чайка». В МХТ он ставил «Бунтарей», и вот-вот должна была состояться премьера «Чайки», но, судя по недавнему посту актера, ему пришлось уйти. «В МХТ наши премьеры больше не случатся, месячные репетиции новой постановки „Чайка“ остановлены нынешним руководством без просмотра этапа работы, и что самое удивительное - я не стал новым худруком! Но! Это только временный вирус, повод для перезагрузки! Мы, конечно, продолжим вакханалию в других местах, обязательно сделаем „Чайку“, и я очень надеюсь, что нам удастся не раз еще и еще поработать!», - написал Молочников на своей странице в

Кем быть, Александра не задумывалась: творческая атмосфера, царившая дома, детство за кулисами театров и на съемочных киноплощадках предопределили выбор. Училась Табакова хорошо, особенно преуспевала в точных науках.

После окончания школы девушка отправилась в Школу-студию МХАТ. Отец и мама, актриса , не возражали. Саша поступила с первой попытки и попала на курс Владимира Богомолова. Наставница по актерскому мастерству Кира Головко быстро разглядела в Саше талант: преподаваемое девушка схватывала на лету. Александра Табакова оказалась личностью глубокой и многогранной, интересовалась литературой, живописью.

На курсе с Александрой учились дети звезд: , Мария Евстигнеева, . Преподаватели выделяли Табакову как самую талантливую на курсе.

Карьера

В 1987 году Александре Табаковой вручили диплом. Педагоги советовали любимице оставаться в вузе, повторяя, что из Саши мог бы выйти отличный наставник. – педагог по сценической речи – уговаривала больше всех, но Александра стремилась на сцену. Влилась в труппу театра, руководимого отцом, где и началась ее творческая биография.


Дебютировала артистка в фильме-спектакле «Кресло», режиссерами которого стали Олег Табаков и Владимир Храмов. В этой постановке театра-студии Табакова Александре доверили эпизодическую роль. В кадре появилась с именитыми артистами , и . Яркий образ достался .

Спустя год после окончания вуза театральная актриса Александра Табакова попробовала силы в кино. Режиссер Василий Пичул позвал девушку на роль Лены Чистяковой, лучшей подруги главной героини Веры в социальной драме «Маленькая Вера». Лента снималась в родном городе Пичула – Мариуполе.


Ключевого персонажа – Веру Маринину – блестяще сыграла . Все актеры, сыгравшие главных и второстепенных героев, стали знамениты на всю страну. Прославился молодой , напомнили о себе и .

Драма, вышедшая на экраны в разгар перестройки, имела эффект разорвавшейся бомбы. Ленту, первой из советских показавшую откровенную постельную сцену, одни хвалили, а другие критиковали. Но картина принесла создателю призы и награды от кинофестивалей в СССР и за рубежом. А героиня Александры Табаковой, запомнившаяся фразой «Я тащусь от него, как удав по пачке дуста!», вызвала живой интерес к персоне начинающей актрисы.


В следующем году Пичул снова вспомнил о Табаковой, взявшись за комедийную мелодраму «В городе Сочи темные ночи». Картина представляла кооперативное кино – новое явление в советском кинематографе, расцвет которого пришелся на середину 1990-х. В трагикомедию перекочевали едва ли не все артисты из «Маленькой Веры».

Главных героев сыграли Наталья Негода, Александр Алексеев-Негреба, Андрей Соколов и Юрий Назаров. Александре Табаковой Пичул доверил небольшую, но яркую роль Маши. Вот и вся фильмография актрисы, не считая эпизодической роли в короткометражке «Другой район» , в которой состоялся кинодебют Дмитрия Горевого.


Карьера артистки в театре, возглавляемом отцом, стремительной не была: Олег Павлович не баловал дочь главными ролями. По неподтвержденной информации, просочившейся из театрального закулисья, Александра с обидой воспринимала, что отец доверяет яркие роли на год старшей Марине Зудиной, а ей советует добиться успеха самостоятельно.

Хлопнув дверью, дочь покинула «Табакерку». Выйдя замуж за гражданина Германии, уехала из страны. В Германии Александра Табакова, выучив язык, устроилась на местном телеканале, где несколько лет работала телеведущей.


В начале 2000-х Табакова вернулась в Россию. В 2006 году устроилась радиоведущей на столичной радиостанции «Серебряный дождь». В дуэте с российским журналистом, музыкальным критиком и радиоведущим Александра год вела передачу «Мишанина». Появилась Табакова и на российском ТВ как ведущая проекта «Поехали!».

Личная жизнь

Александру Табакову и Яна Йозефа Лиферса, студента Берлинской театральной академии им. Эрнста Буша, познакомил однокурсник Александры, актер Геннадий Венгеров. Лиферс увез русскую жену в Германию, где в 1988 году она родила ему дочь Полину.

Лиферс состоялся как актер, сценарист и продюсер. Человек многогранный и талантливый, Ян Йозеф прославился на родине и как режиссер и композитор. В середине 1990-х 7-летняя дочь Полина Лиферс снялась с отцом в комедии «Я – босс».


Вскоре после возвращения на родину у Александры Табаковой вспыхнул роман с актером , тогда еще малоизвестным актером, а сегодня Заслуженным артистом РФ. 8-летний гражданский брак, по словам знакомых пары, безоблачным не был: Табакова якобы требовала от Ильина оставить актерство, не приносившее денег, и уйти в бизнес.

Отношения зашли в тупик. К счастью для поклонников Андрея Ильина, он остался в профессии и снялся в десятках рейтинговых фильмах и сериалах.

Полина окончила Школу-студию МХАТ, но актрисой не стала: получила диплом по специальности «театральный художник». Девушка участвует в арт-выставках, сотрудничает с «Табакеркой» и театром Школы-студии МХАТ.

Александра Табакова сейчас

По словам знакомых и друзей Олега Табакова, отношения с дочерью у него испортились после ухода из семьи. Развалившийся 34-летний брак с Людмилой Крыловой болезненно восприняла не только она, но и дети – сын Антон и дочь Александра. Саше на тот момент исполнилось 29 лет, брату 33. Ранее веселая и общительная, она замкнулась в себе, развод родителей ни с кем не обсуждала, а отца и вовсе вычеркнула из своей жизни.

Общение между дочерью и отцом прекратилось. Слухи о том, что Александра и Олег Павлович снова разговаривают, опроверг сам мэтр незадолго до смерти.

Александра Табакова много лет не общалась с отцом

В 2017 году театру «Табакерка» исполнилось 30 лет. «Первый канал» снял к юбилею документальную ленту о детище мэтра, назвав ее «Олег Табаков и его цыплята табака». Журналисты рассказали о театре и не обошли стороной личную жизнь основателя «Табакерки». На вопрос, правда ли, что отношения с дочерью Сашей наконец восстановились, Табаков сухо ответил: «Нет, это не так».

Антон Табаков, как и сестра, долго не общавшийся с папой, нашел с ним общий язык и подружился со второй супругой отца Мариной Зудиной, единокровными братом и сестрой Машей.

Похороны Олега Табакова

В марте 2018 года страна и миллионы поклонников Олега Табакова узнали о звезды. На похоронах отца папарацци напрасно высматривали дочь Табакова. У гроба заметили Павла и маленькую Машу с матерью, прибыл и безутешный Антон Табаков. Но ни первой супруги Олега Павловича, ни Александры Табаковой на прощании с артистом в зале МХТ так и не увидели.

В некоторое замешательство поклонников великого артиста ввела информация «Первого канала», где сообщили, что проститься с Табаковым пришли четверо детей.

Фильмография

  • 1987 – «Кресло» (фильм-спектакль)
  • 1988 – «Маленькая Вера»
  • 1989 – «В городе Сочи темные ночи»
  • 2003 – «Другой район» (короткометражный)