Автономная некоммерческая организация форма собственности. Как самому открыть автономную некоммерческую организацию? Документы для регистрации ано. Заявление на регистрацию некоммерческой организации форма р11001. Порядок ликвидации будет таким

Автономная некоммерческая организация (АНО) – организация, не имеющая членства, существующая за счёт добровольных взносов, целью которой является предоставление услуг в области науки, культуры, здравоохранения и образования, физкультуры и спорта.

Учредителями такой организации могут быть как физические, так и юридические лица. Законодательство устанавливает за АНО некоммерческий статус деятельности. Это значит, что учредители не ориентируются на получение прибыли при создании организации.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Граждане объединяются в организацию для реализации целей, поставленных в сферах здравоохранения, культуры, спорта, благотворительности и защиты прав граждан. Такие объединения могут заниматься коммерческой деятельностью, только если она направлена на реализацию задач, поставленных организацией.

В качестве примера автономных некоммерческих организаций можно назвать частные детские сады и школы, клиники и больницы, клубы и кружки по интересам, спортивные школы и благотворительные общества.

Государство поощрительно относится к открытию и функционированию некоммерческих организаций, предоставляя им право льготного налогообложения.

Особенности деятельности

Статья 10 ФЗ№7 «О некоммерческих организациях» регламентирует правовые нормы деятельности АНО.

Основные их особенности таковы:

  1. Учредители, предоставившие своё имущество некоммерческой организации, утрачивают право на владение этим имуществом, оно становится собственностью АНО.
  2. Учредители не несут ответственности по обязательствам, созданной ими организации, и организация, в свою очередь, не несет ответственности за учредителей.
  3. Надзор за деятельностью некоммерческой организацией осуществляют её учредители на основании Устава организации. Эта норма закона в достаточной мере законом не урегулирована, поэтому вся ответственность за осуществление надзора за деятельностью АНО лежит на учредителях.
  4. Если учредителем организации является государство РФ, её субъект или муниципальное образование, то контроль за деятельностью АНО возлагается на орган, являющийся учредителем.
  5. Система управления организацией требует обязательного существования высшего органа управления, причём обязательно коллегиального (не менее двух человек). Должен быть создан и ответственно функционировать исполнительный орган, но он может быть как коллегиальным, так и единоличным.

Устав

Статья 28 ФЗ №7 закрепляет за Уставом автономных некоммерческих организаций право определять нормы системы управления любой автономной некоммерческой организацией.

Устав должен раскрывать структуру этой системы, права и обязанности каждой из её ветвей, компетенцию и механизм взаимодействия отдельных её звеньев.

Устав регламентирует перечень прав и обязанностей учредителей организации, их поле ответственности, формы отчётности.

Один из разделов Устава содержит формулировку целей и задач, которые ставит перед собой организация. Документом закрепляется порядок управления организацией: основные структурные звенья, направление их деятельности и компетенции.

Каким образом учредители могут реализовывать свои права и обязанности совершать надзор за деятельностью организации?

Законодательство не детализирует решение этого вопроса, передавая всю ответственность учредителям.

Те же, в свою очередь, могут организовать надзор, избрав один из предлагаемых вариантов:

  1. Самостоятельное осуществление ежемесячных или ежеквартальных проверок.
  2. Осуществление надзора через созданный учредителями поднадзорный орган.
  3. Созданная и утверждённая общим собранием Ревизионная комиссия возьмёт на себя выполнение функции контроля.
  4. Приглашение стороннего аудитора для проведения проверок.

Регистрация АНО

Решение о создании Автономной некоммерческой организации принимает учредитель (учредители), а вот разрешение на регистрацию АНО или запрет регистрации - этот вопрос лежит в ведении федерального органа исполнительной власти.

Для регистрации АНО нужно подготовить такие документы:

  • заявление о намерении создать автономную некоммерческую организацию;
  • копии паспортов учредителей, если учредители – физические лица, или выписку из ЕГРЮЛ – если учредителями являются юридические лица;
  • копию паспорта будущего руководителя АНО;
  • перечень ОКВЭД;
  • сведения о месте нахождения организации;
  • квитанцию об уплате госпошлины;

Срок регистрации АНО – до 30 дней. Размер госпошлины – 4000 рублей. Стоимость услуги регистрации – 15000 рублей.

Ликвидация

При возникновении необходимости в ликвидации некоммерческой организации учредители должны владеть информацией о самой процедуре, о сроках ее проведения, необходимого для этого пакета документов и о лицах, имеющих право на участие в прекращении деятельности организации.

При добровольном, непринудительном прекращении деятельности АНО нужно поставить в известность управление Минюста, налоговые службы, территориальные отделения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.

Этапы процедуры ликвидации:

  1. Создание учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации АНО, ликвидационной комиссии, установление порядка и сроков проведения ликвидации.
  2. В СМИ размещается объявление о ликвидации некоммерческой организации.
  3. Составление бухгалтером промежуточного баланса, отражающего наличие долгов и должников, уплате всех налогов с отметкой налоговой службы.
  4. Работа с кредиторами, погашение всех задолженностей.

После этого отводится 2 месяца для подготовки ликвидационной документации.

Инициировать ликвидацию АНО может и управление Минюста в случаях отсутствия со стороны организации деятельности, декларируемой её Уставом. Ликвидация проводится решением суда без обязательного присутствия учредителей АНО.

Документы для ликвидации:

  • заявление о государственной регистрации АНО;
  • выписка из протокола общего собрания учредителей АНО с информацией о ликвидации;
  • промежуточный баланс;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • паспортные данные учредителей;
  • копия выписки из ЕГРЮЛ, содержащая сведения об изменениях;
  • подтверждение, опубликования в СМИ объявления о ликвидации;
  • документ, подтверждающий факт уничтожения печати;

По окончании этапа подготовки документации, пакет подаётся в государственные органы, уполномоченные вести дела по ликвидации некоммерческих организаций. После этого следует ожидать решения о ликвидации.

Преимущества и недостатки некоммерческих организаций


При формировании учредительных документов АНО следует внимательно отнестись к декларированию некоторых нюансов некоммерческой деятельности: разграничение уставной и коммерческой деятельности, порядок создания имущества с помощью членских и целевых взносов учредителей, статьи использования этих поступлений. Нескрупулезное отношение к регламентированию этих вопросов в Уставе организации может «плюсы» льготного налогообложения превратить в «минусы».

Проанализируем преимущества и недостатки некоммерческих организаций в сравнении с коммерческими по некоторым направлениям:

  1. Виды деятельности. Некоммерческая организация может осуществлять только деятельность, предусмотренную учредительными документами и в соответствии с поставленными перед ней целями. В то время как коммерческое предприятие может принимать участие в осуществлении любых видов деятельности, не запрещённых законодательством РФ. Кроме того, некоторые виды деятельности, например, банковская и дилерская, могут реализовывать только коммерческие организации.
  2. Извлечение прибыли. Целью создания коммерческой организации является извлечение прибыли. Некоммерческая организация тоже может заниматься предпринимательством, но она должна быть направлена на реализацию поставленных целей и задач.
  3. Распределение прибыли. Прибыль в коммерческих предприятиях распределяется между его участниками, в то время как законодательством запрещено распределение прибыли между учредителями АНО, она должна направляться на реализацию целей организации. Но все-таки учредители АНО могут извлекать выгоду из её деятельности в виде: учредители вместе с участниками АНО могут получать услуги и блага, продуцируемые организацией, либо заработную плату за выполнение конкретных обязанностей.
  4. Ответственность учредителей. Исходя из законодательно установленных правил, учредители не несут ответственности по обязательствам организации. Проигрывают в этом пункте те коммерческие и некоторые виды некоммерческих организаций, которым предусмотрена по обязательствам организации или предприятия.

Принимая решение о создании некоммерческой организации, её учредители, прежде всего, сталкиваются с вопросом: какую организационно-правовую форму выбрать? Некоммерческие организации различаются между собой в зависимости от особенностей формирования управленческих органов, взаимной или односторонней ответственности организации и учредителей, по объему имущественных прав и другим параметрам. Чтобы не ошибиться в выборе, необходимо иметь полное представление обо всём спектре организационно-правовых форм некоммерческих организаций и особенностях каждой.

Некоммерческие организации в России крайне разнообразны. Они возникали на различных этапах становления страны, что привело к широкому многообразию видов НКО. До 01.09.2014 года трудно было классифицировать некоммерческие организации по определенным признакам. Но сегодня законодатель в достаточной степени систематизировал нормы, регулирующие правовое положение некоммерческих организаций. Так, вступивший в законную силу федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ внес изменения в Гражданский кодекс РФ и дифференцировал некоммерческие организации в зависимости от роли учредителей в создаваемой ими организации на корпоративные и унитарные. С этого времени организации, в которых учредители приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган признаются корпоративными и, соответственно, НКО, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными.

Кроме этого, перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в которых возможно их создание стал исчерпывающим. Чтобы узнать о многообразии существующих сегодня ОПФ НКО остановимся на рассмотрении отдельных из них.

В современной России некоммерческие организации встречаются в самых разных областях:

  • благотворительность;
  • образование и культура;
  • наука;
  • социальная сфера.

Ассоциация (союз)

Ассоциация (союз) относятся к корпоративным некоммерческим организациям, могут быть созданы одновременно и гражданами и юридическими лицами – коммерческими или некоммерческими организациями. Союзы (ассоциации) основаны на членстве, которое может быть как добровольным, так и обязательным - в силу закона, число учредителей - не меньше двух. Как правило, такие некоммерческие организации создаются для отстаивания общих интересов, чаще всего – профессиональных, но не связанных с участием граждан в трудовых отношениях. Кроме того, ассоциация может быть создана для достижения каких-либо общественно полезных целей, имеющих некоммерческий характер. В ОПФ ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения нотариусов, оценщиков, некоммерческие партнерства, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты, саморегулируемые организации, их объединения и др.

Среди особенностей данной организационно-правовой формы можно выделить следующие:

  • единоличный исполнительный орган – председатель, руководитель или президент (наименование выбирается при создании).
  • имущество передается в собственность союзу (ассоциации), имеются членские взносы.
  • отсутствует ответственность организации при нарушении одним или несколькими членами своих обязательств и, вместе с этим, предусмотрена возможность установления законом или уставом субсидиарной ответственности членов союза (ассоциации) по долгам этой НКО.
  • Члены союза (ассоциации) имеют право на преобразование этой НКО в общественную организацию, АНО или фонд. Преобразование осуществляется по общему решению членов этой организации.

Автономная некоммерческая организация

АНО - унитарная некоммерческая организация. Отличие этой организационно-правовой формы от союза заключается в том, что участники АНО не являются ее членами, соответственно, отсутствуют членские взносы. Создаются такие некоммерческие организации с целью предоставления услуг в образовательной, культурной, научной, здравоохранительной и других сферах. В качестве учредителей могут выступать как обычные граждане, так и юридические лица, при этом организация может иметь и одного учредителя. Вступительные взносы являются добровольными. Однако, внеся имущественный взнос, учредитель теряет своё право собственности на него. Даже при выходе из состава учредителей организации или ликвидации АНО учредитель не получает обратно принадлежавшее ему ранее имущество или эквивалентную ему стоимость. Особенность этой организационно-правовой формы в том, что автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения уставных целей, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Учреждение

Данная организационно-правовая форма законодательно относится к унитарным некоммерческим организациям. Среди учреждений выделяют государственные, муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные). Учредителями в этих НКО могут быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации – для государственных учреждений; муниципальное образование – для муниципальных учреждений; гражданин или юридическое лицо – для частных (в том числе общественных) учреждений.

Учитывая специфику деятельности государственных и муниципальных учреждений, их правовое положение регулируется статьёй 123.22 Гражданского кодекса РФ, которая наряду с другими правовыми нормами Гражданского кодекса появилась в новой его редакции, вступившей в силу с 01.09.2014 года. Кроме ГК РФ отношения, связанные с государственными и муниципальными учреждениями, регулируются Бюджетным кодексом РФ, законом о некоммерческих организациях и законом об автономных учреждениях. Частные учреждения встречаются в нашей стране достаточно редко. Как правило, они создаются в образовательной сфере. Детские сады, школы, колледжи, лицеи, кружки выбирают такую организационно-правовую форму как наиболее оптимальную для себя. Основным и единственным учредительным документом учреждения является устав, который утверждается собственником его имущества. Особенность частного учреждения в том, что его финансирование полностью или частично осуществляет собственник его имущества, он же несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Осуществление предпринимательской деятельности частным учреждением возможно при условии, что это предусмотрено в его уставе, при этом доходы, полученные в результате этой деятельности, и приобретенное имущество поступают в распоряжение частного учреждения. Ещё одно отличие таких некоммерческих организаций состоит в том, что они не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Владение имуществом осуществляется на праве оперативного управления.

Частное учреждение может быть реорганизовано в форме преобразования учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Фонд

Фонд – это один из видов унитарных некоммерческих организаций, учреждаемый юрлицами, гражданами для достижения социальных, образовательных, культурных, иных общественно значимых целей. Его отличают следующие признаки:

    Отсутствие членства.

  1. Наличие собственного имущества, формируемого за счет имущественных взносов учредителей. Свое имущество фонд может использовать только в уставных целях. При этом в обязательном порядке он должен ежегодно раскрывать данные об его использовании.

Функционирует фонд на основании устава. В нем обязательно должно содержаться наименование фонда, указание на ОПФ – «фонд», цели его создания, адрес местонахождения.

Систему органов управления фонда образуют:

    Высший коллегиальный орган. Он устанавливает ключевые направления деятельности фонда, утверждает годовую отчетность, решает вопросы целесообразности уставных изменений, об открытии представительств фонда и его филиалов, об одобрении совершаемых сделок;

    Исполнительный орган (правление, генеральный директор, председатель) решает текущие, повседневные вопросы;

  • Попечительский совет. Выполняет надзорные функции, контролирует расходы фонда, исполнение решений, принятых его управляющими органами. Данный орган функционирует на общественных началах.

Прекращение деятельности фонда возможно только путем его ликвидации. Реорганизация не допускается. Ликвидируется фонд только на основании решения суда. Происходит это в следующих случаях:

    Отсутствие у фонда достаточного количества имущества, необходимого для осуществления его целей и минимальная вероятность получения такого имущества;

  1. Невозможность достижения поставленных при создании фонда целей;
  2. Уклонение фонда от целей, прописанных в его уставе.

Так как в фонде нет членства, оставшееся при ликвидации фонда имущество после завершения расчетов с кредиторами распределяется согласно его уставным целям.

Благотворительный фонд

Это одна из наиболее распространенных форм благотворительных организаций. Образуется и функционирует благотворительный фонд в форме унитарной некоммерческой организации. Как правило, он создается для достижения наиболее значимых общественных, социальных целей. Например, помощь в реализации права на достойную жизнь людям с нарушениями в развитии, помощь тяжелобольным детям, которым необходимы средства на лечение или реабилитацию.

Учредить благотворительный фонд могут граждане и (или) юрлица, объединив свои имущественные взносы. Так как закон не регулирует число учредителей благотворительного фонда, он может быть создан любым количеством компаний, граждан. Есть исключение: благотворительный фонд не вправе создать ГУП, МУП, местные власти и госорганы.

Благотворительный фонд, как и любой другой фонд, работает на основании устава. В нем в обязательном порядке должны быть прописаны цели и предмет его деятельности, наименование фонда, его адрес, организационно-правовая форма, сведения о структуре управления.

Имущество учредителей, переданное в благотворительный фонд, становится его собственностью. Учредители с момента передачи имущества теряют свои права в отношении него. Ни они, ни фонд не отвечают по обязательствам друг друга.

Благотворительный фонд может вести предпринимательскую деятельность. Но при условии, что это необходимо для достижения поставленных при его создании целей.

Общественная организация

Общественная организация – это разновидность некоммерческих корпоративных организаций. Ее отличительные признаки:

    Добровольность объединения членов на основе общности интересов;

  1. Право членства предоставляется только гражданам. Минимальное количество учредителей – 3 человека;
  2. Цель создания общественной организации – удовлетворение нематериальных, в том числе духовных, потребностей ее членов, защита их интересов.

Правовой особенностью общественной организации является четкое разделение ее имущества как корпорации и имущества ее членов. Так, организация в собственности имеет имущество, переданное ей ее участниками. Которые, в свою очередь, теряют в момент передачи какие-либо правопритязания в отношении данного имущества. В то же время ни сама общественная организация, ни ее участники (члены) не являются ответственными по обязательствам друг друга.

Учредительный документ общественной организации – устав. В него включаются сведения о ее наименовании, адресе, предмете, целях деятельности, органах управления. А также условия членства, порядок распределения оставшегося после ликвидации организации имущества.

Общественная организация может быть реорганизована по решению ее участников путем преобразования в автономную некоммерческую организацию, фонд или ассоциацию (союз). А также она может быть реорганизована путем слияния в ассоциацию (союз).

Общественное движение

Одной из организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных организаций является общественное движение. Это массовое общественное объединение. Оно имеет три главных признака:

    Отсутствие членства;

  1. Массовость – распространение среди широких групп населения. При этом никакая другая форма общественного объединения не имеет признака массовости;
  2. Наличие общественно полезных целей, включая социальные и политические. Например, общественное движение может объединять граждан одной этнической группы, цель которых – добиться признания или изменения своего статуса в обществе.

Общественные движения можно классифицировать в зависимости от масштабов их деятельности на общероссийские общественные движения, местные, а также региональные м межрегиональные.

Помимо ГК РФ нормы о правовом статусе общественного движения есть в законе «Об общественных объединениях». Причем этот закон имеет приоритетное значение перед иными актами.

Основополагающий документ в деятельности общественное движение – это его устав. В нем прописываются цели его деятельности, содержится информация об управляющих органах. В их число входят: высший руководящий орган (съезд/конференция, общее собрание) и подконтрольный ему коллегиальный выборный орган. Например, правление.

Руководящим органам общественного движения принадлежат права собственника его имущества, как поступающего, так и созданного, приобретенного на собственные финансовые средства в процессе деятельности.

Потребительский кооператив

В соответствии с Гражданским кодексом РФ потребительский кооператив является одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, отнесенной к некоммерческим корпоративным организациям.

С 01.09.2014 г. в связи с изменениями в Гражданском кодексе РФ нормы, регулирующие правовое положение потребительских кооперативов, также изложены в новой редакции. При этом важно, что указанные изменения подлежат применению лишь к тем отношениям, которые возникли после вступления указанных изменений в силу, т.е. после 01.09.2014 г. Что касается правоотношений, возникших до вступления в силу новой редакции ГК РФ, то положения Гражданского кодекса РФ применяются к правам и обязанностям, возникающим после даты вступления изменений в силу. Кроме этого необходимо учитывать, что до приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с ГК РФ, последние применяются в части, непротиворечащей Гражданскому кодексу, также Федеральный закон от 05.05.2014 года № 99-ФЗ установил, что к потребительским обществам, жилищным, жилищно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим, огородническим и дачным потребительским кооперативам, обществам взаимного страхования, кредитным кооперативам, фондам проката, сельскохозяйственным потребительским кооперативам – применяются нормы о потребительских кооперативах (статьи 123.2 и 123.3).

Потребительские кооперативы создаются с целью удовлетворения материальных и других потребностей его членов. Создавать такие кооперативы могут физические лица или физические и юридические лица. При этом, становясь членами кооператива, они объединяют свои паевые взносы.

Главным учредительным документом, как и в других организационно-правовых формах, является устав, утверждаемый на общем собрании учредителей. Управление кооперативом осуществляется органами кооператива, положения о составе и компетенции которых, а также о порядке принятия ими решений устанавливаются в уставе этого кооператива.

Члены кооператива несут ответственность по его долгам. Это означает, что если при завершении финансового года выявляются убытки, покрыть их следует за счет дополнительных взносов. Для этого законодателем установлен определенный период – в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса.

Что же касается предпринимательской деятельности, то кооператив имеет право на неё, но только лишь для достижения уставных целей. Кооператив может не только оказывать платные услуги, но и извлекать прибыль другими способами – покупать ценные бумаги, размещать деньги в банке под процент и пр. Законом предусмотрено несколько видов потребительских кооперативов:

  • кредитный;
  • жилищно-строительный;
  • гаражный;
  • общество взаимного страхования;
  • фонды проката;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

Садоводческие и огороднические некоммерческие объединения

Граждане, владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся земельными участками, имеют право на вступление в некоммерческие садоводческие или дачные объединения. Такого рода НКО могут существовать в нескольких формах:

  • некоммерческие товарищества;
  • потребительские кооперативы;
  • партнерства.

Во всех этих видах некоммерческих организаций собственник имущества общего пользования определяется в зависимости от источника формирования данного имущества. Так, имущество, приобретенное на целевые взносы, является общей собственностью всех членов, а если имущество было приобретено или возведено на средства специального фонда, то оно будет являться собственностью НКО. В спецфонд поступают вступительные и членские взносы, заработанные за счет хозяйственной деятельности средства и поступления иного характера. Расходовать средства из специального фонда можно только на обозначенные в уставе цели.

Стоит отметить также, что при наличии у кооператива убытков, покрывают их его члены.

Потребительский кооператив независимо от сферы его деятельности может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Преобразование жилищного или жилищно-строительного кооператива возможно только в товарищество собственников недвижимости. Решения о преобразовании могут быть приняты членами этих кооперативов на их общих собраниях.

Товарищество собственников недвижимости

Это новая с 01.09.2014 г. организационно-правовая форма некоммерческих организаций. ТСН - добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законом. ТСН не отвечает по обязательствам своих членов, а члены не отвечают по обязательствам товарищества. ТСН является собственником своего имущества и по решению своих членов может быть преобразовано в кооператив.

Профессиональные юридические услуги

Наверное, многие сейчас знают, что АНО – это некоммерческое автономное учреждение унитарного типа, в том числе фондовые, религиозные и другие организации. Однако особенности такой организации (ее отличия от других организационно-правовых форм) мало кому известны.

Ключевая характеристика – отсутствие членской формы участия. Возникает на базе имущественных паев физлиц и юрлиц. Цель учреждения – предоставление услуг в соцсферах: например, спортивная, здравоохранительная, образовательная, правовая и научная деятельность.

Невзирая на тот факт, что АНО –автономная некоммерческая организация, это учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность. Но лишь теми ее видами, которые соответствуют его организационным целям и требуются для их достижения. А потому подобные некоммерческие учреждения весьма распространены на территории РФ. В формате АНО создаваться могут: медучреждения (здравоохранительные центры, клиники), пансионаты, организации юридического направления, спортклубы.

Естественно, что первый вопрос, возникающий у лиц, желающих образовать подобное учреждение: как зарегистрировать автономную некоммерческую организацию. Прежде чем приступать к регистрации, учреждение необходимо сформировать фактически и лишь после этого (при формировании требуемого пакета документации) приступают к регистрационному этапу.

АНО: процесс создания

Учредителями такого типа учреждения выступают физлица и юрлица. Отличие от иных предприятий: учредителем АНО может быть одно лицо. Также учредители используют услуги, оказываемые этой компанией, но лишь наравне с иными лицами.

Учредители по долгам образованного ими учреждения ответственности не несут, равно как и АНО по долгам учредителей.

Правление в АНО осуществляют учредители согласно порядку, регламентированному Уставом. Высший управленческий орган АНО – Общее собрание его учредителей.

Учредители организовывают и постоянно функционирующий орган с коллегиальным типом правления. Они назначают единоличный орган исполнительной власти (гендиректора, Председателя), обычновыбирая кандидатуру из числа физлиц-учредителей.

Порядок регистрации АНО в Москве

Стоит упомянуть, что решение об учреждении АНО принимается ее учредителями (либо единоличным учредителем самостоятельно). В пределах 3-х месяцев с момента принятия решения об организации АНО следует подавать пакет документации в компетентный орган, правомочный зарегистрировать новое учреждение. Необходимо оплатить соответствующую этому случаю госпошлину. Документы для регистрации АНО: Устав, заявительная форма, квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины, данные об юрадресе, решение. В зависимости от профиля АНО потребоваться может и другая документация, в том числе: виза для учредителей-иностранцев, выписки из реестров зарубежных юрлиц, согласование использования имени. Важно:госпошлина за регистрацию АНО оплачивается предварительно (еще до подачи документов в госорганы).

По завершении регистрации АНО, согласно действующему порядку, сведения о новом АНО вносятся также в ЕГРЮЛ. Не стоит забывать, что регистрация АНО самостоятельно - достаточно сложная процедура. Лучше доверить это мероприятие профессионалам. По доверенности любое лицо может осуществить за вас все необходимые регистрационные действия.

Какие документы необходимы для открытия АНО

Базовой учредительной документацией АНО выступает Устав, в котором прописывают нижеследующее:

  • наименование, содержащее сведения о роде деятельности и включающее словосочетание «автономная некоммерческая организация»;
  • местонахождение;
  • порядок управления;
  • цели, предмет деятельности;
  • способы формирования имущества;
  • порядок редактирования учредительной документации;
  • порядок действий с имуществом при ликвидации;
  • другая информация, не противоречащая действующим нормативным актам.

Также АНО заключать может Учредительный договор, не подлежащий регистрации, в отличие от Устава, но необходимый для урегулирования жизнедеятельности учреждения. В таком договоре могут прописываться: условия передачи материальных ценностей, порядок организации, выход учредителей из АНО и иные положения.

Формирование имущества АНО

Учредители формируют имущественную основу некоммерческого автономного учреждения. Имущество, передаваемое учредителями в АНО, превращается в собственность этого учреждения. Поэтому учредители утрачивают правомочие на переданное ими имущество в АНО.

Выход из состава учредителей АНО

По действующим правовым нормам выход из числа учредителей АНО можно осуществить по своему усмотрению. Но включение нового учредителя возможно лишь по общему решению учредителей организации.

Следует обратить особое внимание и на тот факт, что с 2014 года возникла необходимость при входе/выходе учредителей из АНО вносить соответствующие сведения в ЕГРЮЛ. Редакция помимо реестра фиксируется в Уставе, если такие данные в нем не указаны.

Реорганизация АНО

АНО по решению его учредителей может преобразовываться в фонд.

С каждым годом в России возрастает число некоммерческих организаций. Это позволяет улучшать качество жизни населения, развивать демократические ценности, эффективно бороться с комплексом социальных проблем «руками» волонтеров из некоммерческих организаций. Важность выбора создания того или иного вида некоммерческих организаций обусловлена их целевыми и организационными различиями. Детальнее рассмотрим это в статье.

Что такое некоммерческие организации (НКО) и чем они занимаются

Некоммерческие организации (НКО) являются видом организаций, в основе деятельности которых не лежит приобретение и максимизация прибыли и нет ее распределения между членами, входящими в организацию. НКО выбирают и устанавливают определенный вид деятельности, способствующий реализации благотворительных, социально-культурных, научно-образовательных, управленческих целей для создания социальных благ. То есть социально ориентированные некоммерческие организации России занимаются решением социальных проблем.

Виды некоммерческих организаций и цели их создания

В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:

  • Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности.
  • Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
  • Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
  • Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др.
  • Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
  • Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
  • Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
  • Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
  • Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
  • Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
  • Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.

Некоммерческие организации - это исполнители общественно полезных услуг, получат финансовую и имущественную поддержку государства.

Некоммерческие организации, выполняющие отдельные функции государства или органов самоуправления. Существует множество некоммерческих организаций, которые различны между собой формой и основной целью.

Отличие некоммерческих организаций от коммерческих

Рассмотрим основные отличия НКО от коммерческих по следующим пунктам:

  • цели организаций. В отличие от коммерческих организаций, у которых основная цель - максимизация прибыли, в основе деятельности НКО различные нематериальные цели (благотворительность, культурное возрождение и т. д.);
  • прибыль. У коммерческой организации чистая прибыль распределяется между участниками и реинвестируется в бизнес-процессы предприятия для его дальнейшего развития и экономической эффективности. Прибыль некоммерческой организации может идти только на деятельность, соответствующую ее некоммерческим целям. При этом НКО могут заниматься соответствующей доходной деятельностью, если это необходимо для достижения их благих целей, при условии, что это прописано в их уставах;
  • оплата труда. В соответствии с федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» НКО имеет право потратить на оплату труда до 20% общих годовых финансовых средств. В НКО, в отличие от коммерческих, сотрудники не могут получить премии и надбавки, помимо своего оклада;
  • источник инвестиций. В коммерческих организациях для реинвестиций используется прибыль, средства инвесторов, кредиторов и т. д. В НКО широко распространена поддержка международных грантов, государства, социальных фондов, волонтерского сбора средств, взносов участников и т. д.

Особенности применения упрощенной системы налогообложения НКО

Годовая финансовая отчетность НКО включает:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о целевом использовании средств;
  • приложения к балансу и отчету в соответствии с нормативными актами.

НКО вправе использовать упрощенную систему налогообложения (УСН), в случае, если соблюдены такие условия:

  • за девять месяцев деятельности доходы НКО не более 45 млн руб. (рассчитываются за год, в котором организация оформляет документы для перехода к УСН);
  • среднесписочная численность работников не больше 100 сотрудников в отчетном периоде;
  • в состав НКО не входят филиалы;
  • остаточная стоимость активов не более 100 млн руб.;
  • отсутствие подакцизной продукции.

Недавно в стандарты бухучета РФ были внесены большие и долгожданные изменения, которые существенно изменили правила отчетности. Эти изменения касаются и бухгалтерской отчетной документации некоммерческих организаций, перешедших на УСН.

Применение в некоммерческих организациях УСН позволит не платить налог на прибыль, налог на имущество и налог на добавленную стоимость (НДС).

При этом НКО обязана уплатить так называемый единый налог, а именно:

  • по типу налогообложения «Доходы» нужно уплатить 6% с различных поступлений, считающихся доходом;
  • для объекта налогообложения «Доходы минус расходы» составляет 15% от разницы доходов и затрат или же 1%, если доходы не превышают затраты.

Сегодня для страны важно способствовать дальнейшему развитию НКО как мощного двигателя реализации различных социальных нужд.

В отличие от фонда, автономная некоммерческая организация (или — АНО), не была предусмотрена Гражданским кодексом и, как организационно-правовая форма юридического лица, была легализована только Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Пункт 1 ст. 10 названного Закона дает следующее легальное определение этой организационно-правовой формы: «Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и(или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта, и иных услуг».

Как нам представляется, из всех некоммерческих организаций — автономная некоммерческая организация по своей юридической конструкции наиболее близка к фонду. Ниже мы покажем главные сходства и различия в правовой конструкции этих видов некоммерческих организаций.

Признаки АНО как организационно-правовой формы

Хотя, как уже отмечалось выше, Гражданским кодексом не предусмотрена такая организационно-правовая форма, однако п. 3 ст. 50 ГК РФ прямо допускает создание некоммерческих организаций в других формах, предусмотренных федеральным законом, что и было сделано.

Ниже будет дана характеристика основным признакам этой новой организационно — правовой формы некоммерческой организации.

Цель деятельности: Правоспособность

Автономная некоммерческая организация не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 Закона).

Целями деятельности АНО могут быть предоставление разного рода услуг, в том числе, услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (п. 1 ст. 10 Закона). Как мы видим, возможные цели деятельности автономной некоммерческой организации законодатель неразрывно связывает только с предоставлением различного рода услуг. Если мы проведем сравнение с возможными целями деятельности фонда (п. 1 ст. 7 Закона), то их перечень более широк, т. к. не исчерпывается только услугами: законодатель применяет формулировки с более широким содержанием. В части целей деятельности АНО вряд ли возможно применять более широкий перечень, установленный п. 2 ст. 2 Закона, поскольку это — норма общая для некоммерческих организаций вообще, а к АНО должна применяться более узкая, специальная норма п. 1 ст. 10 Закона.

Подобно другим некоммерческим организациям АНО обладает специальной правоспособностью, то есть может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Подобно фонду, автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана (п. 2 ст. 10; п. 2 ст. 24 Закона).

Однако именно в автономной некоммерческой организации практически невозможно будет отграничить цели деятельности АНО (оказание различного рода услуг) от видов предпринимательской деятельности, в число которых входят и «приносящее прибыль производство товаров и услуг» наряду с такими, как приобретение и реализация, ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере — в качестве вкладчика.

Сопоставляя п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 24 Закона, мы видим, что АНО для достижения своих целей (оказание определенных уставом услуг) может осуществлять предпринимательскую деятельность путем оказания приносящих прибыль услуг (вполне возможно, что тех же самых). Где заканчиваются цели АНО И начинается ее предпринимательская деятельность — установить невозможно, тем более, что все равно прибыль между ее учредителями не распределяется (п. 1 ст. 2 Закона).

В данном случае налицо либо неудачное определение законодателем правоспособности АНО, либо попытка законодателя создать некий симбиоз коммерческой и некоммерческой организации в лице АНО.

Из п. 2 ст. 24 Закона следует, что АНО, как и фонд, может осуществлять предпринимательскую деятельность в двух формах:

а) непосредственно — в пределах перечня целей и видов деятельности, оговоренных в уставе;

б) путем участия в хозяйственных обществах и, в отличие от фонда, в хозяйственных товариществах — в качестве члена вкладчика.

Такие общества и товарищества, создаваемые автономной некоммерческой организацией, будут иметь общую правоспособность (исходя из принципа общей правоспособности, установленного для хозяйственных обществ и товариществ п. 1 ст. 49 ГК РФ) и не могут иметь каких-либо ограничений по видам деятельности (кроме запрещенных законом).

Однако, как было указано выше, автономная некоммерческая организация не распределяет доход между своими участниками, а направляет его на достижение целей, ради которых она создана. Таким образом, и прибыль, полученная от участия АНО в деятельности хозяйственного общества, товарищества, может быть направлена только на цели, предусмотренные уставом АНО.

Права автономной некоммерческой организации и его учредителей в отношении переданного ей имущества

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона АНО является собственником имущества, переданного ее учредителями.

Однако в отношении прав учредителей АНО, в отличие от фонда (который подобно АНО является организацией, не имеющей членства), законодатель использует иную, чем в п. 3 ст. 48 ГК РФ формулировку: учредители АНО не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации». Если п. 3 ст. 48 ГК РФ говорит о том, что учредители фонда (а также общественных и религиозных объединений, союзов и ассоциаций) не имеют имущественных прав (то есть, ни вещных (ст. 216 ГК РФ), ни обязательственных (гл. 21 ГК РФ), ни каких — либо иных) в отношении самого фонда (и других перечисленных организаций) как юридического лица, то в п. 1 ст. 10 Закона речь ведет только об отсутствии прав учредителей АНО на его имущество. Что же касается прав учредителей в отношении АНО как юридического лица, то ответа непосредственно в Законе мы не найдем. И лишь сопоставляя положения п. 1 ст. 10 Закона о том, что АНО — организация, не имеющая членства, а, следовательно, в АНО невозможно ставить вопрос об изменении состава учредителей и возврата внесенного ими вклада в имущество АНО, а так же положения п. 1 ст. 2 Закона о том, что прибыль некоммерческой организации (в т. ч. и АНО) не распределяется между ее участниками, и положения п. 1 ст. 20 Закона о том, что и при ликвидации АНО (как и фонда) ее имущество не возвращается учредителям, а направляемся на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели, а если это невозможно — то в доход государства, следует вывод: учредители АНО (подобно учредителям фонда) не имеют имущественных прав и в отношении самого АНО как юридического лица.

Для имущества автономной некоммерческой организации (в отличие от имущества фонда) законодателем прямо не установлено целевого назначения, а учитывая, что в АНО зачастую еще и невозможно отграничить цели создания от видов предпринимательской деятельности, то в случае использования имущества АНО не в соответствии с целями, указанными в ее уставе, вряд ли будет возможным применить нормы ст. 173 ГК РФ о недействительности сделки, выходящей за пределы правоспособности юридического лица. Таким образом, у АНО, в отличие от фонда, гораздо больше законных возможностей распоряжаться собственным имуществом.

Перечень видов имущества, которое может принадлежать АНО на праве собственности, указан в ст. 25 Закона и является открытым. В ст. 26 Закона приведен перечень источников формирования имущества АНО. Этот перечень так же является открытым, однако законами могут быть установлены ограничения на источники доходов для отдельных видов некоммерческих организаций (пока вряд ли можно привести в качестве примера какое-либо ограничение, установленное законом в этой части).

В части источников формирования имущества АНО следует обратить внимание еще на один очень важный момент, вытекающий из п. 1 ст. 10 Закона: АНО образуется на основе добровольных имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц его учредивших. При этом названные взносы передаются АНО на праве собственности. Таким образом, невозможно учредить АНО (как впрочем и любое другое юридическое лицо), не наделив его при этом обособленным имуществом в соответствии со ст. 48 ГК РФ и п. 1 ст. 10 Закона. А поскольку п. 3 ст. 14 Закона требует указывать в уставе источники формирования имущества некоммерческой организации, то учредителям следует указать в уставе каким именно обособленным имуществом, в каком размере (стоимость), в какие сроки наделяет АНО каждый из учредителей. Однако в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона, учредители АНО не сохраняют прав в отношении имущества этой организации и, как уже отмечалось, можно сделать вывод, что подобно фонду, учредители АНО не имеют имущественных прав и в отношении самого юридического лица вообще. Поэтому вряд ли возможно будет применить к учредителю АНО (как и фонда) санкцию за невнесение его имущественного взноса, даже если эта санкция будет предусмотрена уставом АНО.

АНО, как и фонд, является собственником своего имущества и отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание (п. 2 ст. 25 Закона).

Автономная некоммерческая организация как организация, не имеющая членства

Одной из главнейших особенностей в правовой конструкции АНО (так же как и фонда) является то, что АНО — организация, не имеющая членства. Это вторая (после фонда) разновидность некоммерческих организаций, не имеющих членства, не относящаяся к общественным объединениями в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях.

В отношении организаций, не имеющих членства, в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и соотношения понятий, установленных названным законом и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» см. п. 2.3 главы 2 и 5 главу 5 раздела V «Фонд».

По основаниям, изложенным в перечисленных разделах, легальные определения терминам «член организации», «участник», «учредитель», которые даны Федеральным законом «Об общественных объединениях», возможно использовать лишь в целях сравнения, применять же их непосредственно к некоммерческим организациям, которые не являются общественными объединениями — недопустимо.

Как уже отмечалось в главе «Фонд», Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не дал легального определения понятию «организация, не имеющая членства», впервые введенного п. 1 ст. 118 ГК РФ в отношении фонда.

В связи с этим в разделе, посвященной фонду, мы попытались на основе сопоставления и анализа ряда правовых норм сделать выводы о том, какое значение для фонда и его учредителей имеет признак организации, не имеющей членства. В данном же разделе, посвященном автономной некоммерческой организации, мы постараемся показать главные сходства и отличия в юридической конструкции этих двух видов некоммерческих организаций, не имеющих членства.

Что такое отношения членства

Вопросы о том, что, по нашему мнению, является отношениями членства применительно к некоммерческим организациям, не являющимися общественными объединениями, а так же вопросы соотношения понятий «член некоммерческой организации», «участник», «учредитель» достаточно подробно рассмотрены в разделе «Фонд». Поэтому, чтобы избежать излишних повторений, применительно к автономной некоммерческой организации мы будем исходить из выводов, сделанных в указанном разделе.

Характеристика АНО как организации, не имеющей членства

Как уже было показано в п. 2.2, учредители АНО не сохраняют нрав на имущество, переданное ими в собственность автономной некоммерческой организации (п. 1 ст. 10 Закона). В том же разделе было показано, что коль скоро АНО не распределяет полученную прибыль между учредителями, и имущество АНО при ее ликвидации не возвращается учредителям АНО, то можно сделать вывод, что учредители АНО, как и фонда, не сохраняют имущественных прав и в отношении самой автономной некоммерческой организации как юридического лица.

О «выходе из числа учредителей» и о смене состава участников

В отношении АНО так же невозможно говорить об этом, как и в отношении фонда поскольку:

а) ни в ГК РФ ни в Законе нет четкого разграничения понятий «участник» и «член организации», а напротив, они употребляются как равнозначные (см. напр. п. 2 ст. 6 Закона). Таким образом, можно утверждать, что у АНО, как и у фонда нет ни членов, ни участников, поскольку эти термины употребляются в Законе как синонимы;

б) так называемый «выход из числа учредителей» невозможен, т. к. понятие «учредитель» указывает лишь на лицо, создавшее организацию, вне зависимости от того, что в последствии он сохранил или, наоборот, утратил какие-либо отношения с созданной им организацией;

в) при так называемом «выходе из числа учредителей» (участников) организации может возникнуть вопрос о праве на получение какой — либо компенсации за имущество, переданное учредителем (участником) этой организации: Однако, в п. 1 ст. 10 Закона установлено, что в отношении имущества АНО переданного ее учредителями, последние не имеют имущественных прав, и, как было показано выше, учредители АНО не имеют имущественных прав и в отношении самой этой организации как юридического лица.

Вопросы реорганизации АНО

В отличие от фонда, законодателем не замалчивается вопрос о возможности реорганизации автономной некоммерческой организации.

Так, в соответствии со ст. 16 Закона, к АНО применяется общий порядок реорганизации некоммерческой организации в любой из пяти форм, установленных как ст. ст. 57 и 58 ГК РФ, так и п. 2 ст. 16 Закона.

Статья 17 Закона, посвященная одной из пяти возможных форм реорганизации — преобразованию, устанавливает виды юридических лиц, в которые может быть преобразована автономная некоммерческая организация. Так, в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона, АНО может быть преобразована в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд. И если возможность преобразования АНО в фонд не вызывает сомнений, поскольку эта не имеющая членства организация наиболее близка по правовой конструкции к АНО, то возможность преобразования АНО в общественную и религиозную организацию (объединение) не только вызывает вопросы, на которые трудно найти ответ, но и прямо противоречит ранее принятому Федеральному закону «Об общественных объединениях».

Первый вопрос вызван неудачным, на наш взгляд, употреблением терминов «общественная или религиозная организация (объединение)» через скобки, как синонимы (п. 3 ст. 17 и ст. 6 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Во что же все-таки вправе преобразоваться автономная некоммерческая организация: только в религиозную или общественную организацию (которая является всего лишь одной из пяти форм общественных объединений) или же в общественное объединение (то есть в любую из пяти организационно-правовых форм общественных объединений)?

Такой вопрос вызван тем, что Федеральный закон «Об общественных объединениях», в отличие от Федерального закона «О некоммерческих организациях» четко разграничивает понятия:

— «Общественное объединение» — более широкое понятие, под которым понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях»). Общественное объединение может быть создано в одной из пяти организационно-правовых форм, предусмотренных ст. 7 названного закона (общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности);

— «Общественная организация» — более узкое понятие, обозначающее всего лишь одну из пяти возможных организационно-правовых форм общественного объединения. «Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан» (ст. 8 названного закона).

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» это достаточно четкое и обоснованное разграничение напрочь стерто, поскольку в ст. 6 Закона понятия «Общественные и религиозные организации (объединения)» употребляются через скобки, как синонимы, и имеют единое определение (см. п. 1 ст. 6). Названный закон — акт равной (с предыдущим законом) юридической силы, но изданный позже. Встает вопрос о том, какими же нормами права руководствоваться?

Ответ дает п. 3 ст. 6 Федерального закона «О некоммерческих организациях», где указано, что особенности правового положения общественных и религиозных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами — то есть дана отсылка к специальному закону: Федеральному закону «Об общественных объединениях».

Однако, даже и после такого предельно формализованного анализа, невозможно однозначно ответить на поставленный вопрос: вправе ли АНО преобразоваться в любую из пяти форм общественных объединений или же только в одну из них — общественную организацию? Причина этому — смешение более узкого понятия с более широким в Федеральном законе «О некоммерческих организациях».

Второй вопрос связан с тем, что п. 3 ст. 17 Закона дает возможность преобразовать АНО в организации, основанные на членстве.

Коль скоро возможно преобразование АНО в общественное объединение, то следует обратить внимание, что даже при узкой трактовке понятия общественного объединения и сведения его только к общественной организации; как это сделано в ст. 6 и 17 Закона, мы видим, что организация, не имеющая членства, вправе преобразоваться в организацию, основанную на членстве — общественную организацию (ст. 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). На наш взгляд, было бы логичнее допустить преобразование АНО в такие виды общественных объединений, которые так же не имеют членства.

Дозволение на преобразование некоммерческой организации, не имеющей членства, в общественную организацию, основанную на членстве, вообще ставит под сомнение возможность такого преобразования для АНО. Как уже отмечалось выше, п. 3 ст. 6 Закона в части особенностей правового положения общественных объединений отдает приоритет иным федеральным законам. Таким образом, в части порядка создания общественных объединений применяется специальный закон — «Об общественных объединениях».

И если сопоставить нормы:

— ст.25 названного закона: «Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда... или общего собрания. Государственная регистрация вновь образованного после реорганизации общественного объединения осуществляется в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона»;

— ст. 5 указанного закона: «Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения»;

— ст. 18 того же закона: «Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц» следует вывод, что автономная некоммерческая организация не может быть преобразована в общественное объединение, поскольку, как указано выше, Федеральный закон «Об общественных объединениях» в части порядка создания общественного объединения имеет приоритет над законом «О некоммерческих организациях», а из вышеприведенного анализа вытекает, что общественное объединение может быть создано либо путем учреждения не менее, чем тремя физическими лицами, либо путем реорганизации другого общественного объединения.

Но даже если допустить возможность преобразования АНО в общественную организацию, то все равно остается открытым вопрос кто же тогда будет ее первыми членами, коль скоро АНО — организация, не имеющая членства?

Еще больше вопросов возникнет при рассмотрении возможности преобразования АНО в религиозное объединение. Считаем, что, несмотря на дозволение Федерального закона «О некоммерческих организациях» на такое преобразование, практически это невозможно ввиду того, что вопросы создания и деятельности религиозных организаций регламентируются специальным законодательством.

Дело в том, что Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» употребляет понятие религиозное объединение, тогда как в соответствии с Правилами регистрации уставов (положений) религиозных объединений, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 190115994, различают следующие виды религиозных объединений:

— религиозное общество (община, приход, поместная церковь и т. п.);

— монастырь (лавра, пустынь, скит, дацан);

— братство;

— миссионерское общество;

— централизованное (региональное) религиозное объединение, представляющее собой объединение религиозных организаций;

— духовное образовательное учреждение.

Сложности, кроме того, вызываются также и тем, что в отличие от общественных объединений, религиозные объединения в основном являются организациями, основанными на нефиксированном членстве.

Вопросы ликвидации автономной некоммерческой организации

В отличие от фонда ликвидация АНО производится в общем порядке, установленном ст. ст. 18—21 Закона.

Однако, АНО, так же как и фонд, Организация, не имеющая членства, и для нее, на наш взгляд, следовало бы установить порядок ликвидации, аналогичный порядку ликвидации фонда.

Поэтому нам трудно аргументированно объяснить чем руководствовались разработчики закона, устанавливая для АНО общий порядок ликвидации.

На наш взгляд, налицо явная непоследовательность, когда для юридических лиц со сходной правовой конструкцией устанавливаются различные условия их ликвидации.

И лишь вопрос об имуществе ликвидируемой АНО решен законодателем так же, как и для фонда: при ликвидации АНО оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с уставом АНО на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели (п. 1 ст. 20 Закона).

Поскольку, как уже отмечалось в п. 2.1, целью деятельности АНО является оказание различного рода услуг и практически невозможно отграничить предпринимательскую деятельность АНО от ее целей (особенно, если к предпринимательской деятельности будет относиться оказание тех же самых услуг), то при ликвидации АНО открываются широкие возможности по использованию оставшегося после всех расчетов имущества АНО.

В случае, если использование имущества ликвидируемой АНО в соответствии с ее уставом не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Неимущественные права учредителей в отношении АНО

Отсутствие у учредителей автономной некоммерческой организации прав на имущество АНО, и, как было показано в п. п. 2.2 и 2.3.2, и имущественных прав в отношении АНО не лишает, на наш взгляд, ее учредителей неимущественных прав в отношении АНО как юридического лица.

Несомненно, что отношения (как имущественные, так и неимущественные), возникающие между учредителями и АНО, очень сходны с отношениями возникающими между учредителями фонда и самим фондом (см. п. 2.3.6 раздела V «Фонд»).

В идеале автономная некоммерческая организация, подобно фонду, начинает «жить» своей собственной жизнью, руководствуясь лишь теми целями, которые учредители определили ей в уставе, а сами учредители АНО, после ее создания и передачи ей в собственность определенного имущества, утрачивают все имущественные права в отношении АНО.

Из п. 1 ст. 29 Закона так же, как и в отношении фонда, можно сделать вывод о том, что учредители АНО могут и не участвовать в управлении ее делами.

Такая идеальная ситуация наиболее наглядно описывает особенности АНО как организации, не имеющей членства.

Однако, как уже отмечалось в разделе, посвященном фонду, права учредителей по управлению организацией нельзя отнести к имущественным. Учитывая, что п. 1 ст. 29 Закона для АНО устанавливается обязательное наличие высшего коллегиального органа, но не определяется его состав, ст. 28 Закона предписывает именно в уставе определить порядок формирования органов управления, следовательно, считаем допустимым то, что учредители АНО могут входить в состав органов управления и через эти органы участвовать в управлении АНО, а, следовательно, могут иметь неимущественные права по правлению АНО.

Более того, наличие неимущественных правоотношений между АНО и ее учредителями прямо вытекает из п. 3 ст. 10 Закона, в соответствии с которым учредители осуществляют надзор за деятельностью АНО в порядке, установленном уставом АНО.

И хотя АНО, так же, как и фонд, — организация, не имеющая членства, ограничения неимущественных прав учредителей по управлению АНО прямо из Закона не следуют (в отличие от фонда: отсутствие права самостоятельно принимать решение о ликвидации; отсутствие права вносить изменения в устав фонда, если самим уставом не предусмотрена такая возможность, спорна возможность принимать решение о реорганизации фонда). В части неимущественных прав по управлению АНО подобные ограничения отсутствуют, и имеется только одно, более «безобидное» и не затрагивающее напрямую неимущественных прав учредителей: «Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной, некоммерческой организацией».

Учредительные документы автономной некоммерческой организации

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона учредительным документом для АНО является устав, утвержденный ее учредителями. Положения устава обязательны для исполнения самой организацией. Обязательность исполнения устава для учредителей АНО вызывает сомнения, коль скоро АНО — организация не имеющая членства. Как нам представляется, по крайней мере, практически невозможно потребовать от учредителя исполнения его имущественных обязанностей (например, по наделению АНО обособленным имуществом). Однако учредители могут заключить между собой договор в пользу третьего лица (создаваемой организации), в этом случае возможно возникновение права требования надлежащего исполнения такого договора.

В отличие от фонда, для АНО допускается наличие еще одного документа. В соответствии с диспозитивной нормой п. 1 ст. 14 Закона: «Учредители... автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор».

Здесь сразу же возникают вопросы:

Во-первых, является ли такой договор учредительным документом для АНО? Мы склоняемся к отрицательному ответу, поскольку:

— исходя из диспозитивной нормы п. 1 ст. 14 Закона, наличие такого документа (в отличие от устава) не обязательно;

— для тех организаций, для которых учредительный договор определен как учредительный документ (союз и ассоциация), он прямо отнесен, к числу учредительных документов наряду с уставом, причем в этой части норма п. 1 ст. 14 Закона императивна: «Учредительными документами некоммерческих организаций являются: учредительный договор, заключенной их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза...».

Во-вторых, если имеется законодательное дозволение для учредителей АНО заключать учредительный договор, то, как это соотносится с императивным положением о том, что АНО — организация, не имеющая членства?

В целях установления учредителями АНО (как, впрочем, и фонда) условий и порядка создания организации, не имеющей членства, следовало бы легализовать возможность заключать договор о создании автономной некоммерческой организации (как, впрочем, и фонда), не относящийся к числу учредительных документов. Договор такого рода не противоречил бы юридической природе организаций, не основанных на членстве, и действительно был бы необходим для детального и основанного на законе регулирования отношений между учредителями по поводу создания организации, не имеющей членства.

Устав автономной некоммерческой организации и требования Закона к его содержанию

В первом абзаце пункта 3 ст. 14 Закона указаны общие требования к уставу любой некоммерческой организации. Часть из этих требований повторена в иных статьях Закона.

Итак, в уставе автономной некоммерческой организации должны определяться:

— наименование АНО, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму (например: автономная некоммерческая организация здравоохранения;

— место нахождения АНО (см. в этой части п. 2 ст. 54 ГК РФ с учетом того, что формулировка данной нормы важна, скорее, для определения подсудности, то следует указать и почтовый адрес, по которому с АНО осуществляется связь» либо адрес, по которому находятся органы управления АНО);

— порядок управления деятельностью;

— предмет и цели деятельности (см. в этой части п. 1 ст. 10 Закона и п. 2.1);

— сведения о филиалах и представительствах (это должно быть, по нашему мнению, не просто наименование, но и другие данные, которые позволят однозначно идентифицировать конкретное обособленное подразделение: место нахождения, когда создан филиал или представительство и т. п.);

— источники формирования имущества АНО (см. ст. 26 Закона). Кроме того, в части отражения в уставе условий и порядка передачи учредителями своего имущества АНО при ее создании, следует указать, каким именно обособленным имуществом и в какие сроки наделяет АНО каждый из учредителей. Если учредители наделяют АНО не деньгами, а какими-либо вещами, следует указать индивидуализирующие признаки каждой вещи, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическое лицо обладает обособленным имуществом. Чтобы это имущество обособить, его необходимо выделить из неопределенного числа подобного рода вещей, то есть индивидуально определить;

— порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;

— порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации (см. в этой части п. 1 ст. 20 Закона и п. 2.3.5);

— иные положения, предусмотренные Федеральным Законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами.

К «иным положениям» следует отнести требования, указанные помимо п. 3 ст. 14 Закона, в частности:

— порядок осуществления учредителями надзора за деятельностью АНО (см. п. 3 ст. 10 Закона и п. 4.5);

— в уставе АНО так же должна быть определена структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления АНО, порядок выступления от имени АНО (то есть следует определить, какие именно органы управления создаются, кем и из числа кого они формируются, какой орган действует от имени фонда без доверенности), компетенция каждого из определенных уставом органов, порядок принятия решений органами АНО — для коллегиального органа это: кворум, каким числом голосов принимается решение, сколько голосов принадлежит каждому члену коллегиального органа.

— компетенция исполнительного органа (см. п. 2 ст. 30 Закона и п. 4.4).

Порядок изменения Устава автономной некоммерческой организации

Для АНО, в отличие от фонда, п. 4 ст. 14 Закона установлен общий порядок изменения ее устава — по решению ее высшего органа. Такое решение в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 29 Закона принимается единогласно или тремя четвертями голосов от присутствовавших на собрании членов высшего органа (при кворуме — более половины членов высшего коллегиального органа управления).

Здесь мы вновь сталкиваемся с очевидной непоследовательностью законодателя, которая выражается в том, что для двух наиболее близких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, не имеющих членства и имеющих сходную юридическую конструкцию, установлен различный порядок внесения изменений в устав.

Управление автономной некоммерческой организацией

Система органов управления автономной некоммерческой организацией. Общая характеристика

В отличие от фонда, система органов управления АНО достаточно детально описана Законом (см. ст. ст. 29; 30).

Так, в соответствии с п. 1 ст. 29 Закона в АНО обязательно должен быть сформирован высший орган управления, причем, он обязательно должен быть коллегиальным (то есть состоять из нескольких лиц — членов этого органа).

В АНО так же должен быть создан исполнительный орган, который может быть коллегиальным и (или) единоличным.

Поскольку пунктом 3 ст. 10 Закона установлено, что за деятельностью АНО учредители осуществляют надзор, в порядке, установленном ее учредительными документами, то отсюда следует, что в АНО может быть создан еще один орган — надзорный. При сопоставлении п. 3 ст. 10 с п. 3 ст. 7 Закона мы увидим, что по своему назначению этот надзорный орган является аналогом попечительского совета фонда.

Статья 28 Закона устанавливает общие обязательные требования к порядку отражения в уставе системы управления любой некоммерческой организацией, в том числе и автономной.

Так, в соответствии со ст. 28 Закона, в отношении каждого из органов АНО в уставе должны быть определены:

— структура органов управления (то есть, какие органы управления имеются у данной организации, их подчиненность и подотчетность);

— компетенция каждого из органов АНО (при этом следует учесть, что компетенция высшего органа определена п. 3. ст. 29 Закона императивно; кроме того, компетенция одного из органов управления не должна дублировать или противоречить компетенции другого органа управления);

— порядок формирования органов управления (то есть кем и из числа кого избираются (назначаются) члены каждого из органов управления);

— срок полномочий (то есть на какой срок избирается, назначается каждый из органов управления);

— порядок принятия решений органами управления (для коллегиального органа: кворум, каким числом голосов решение считается принятым, сколькими голосами обладает каждый член коллегиального органа);

— порядок выступления от имени АНО (то есть какой орган представляет организацию во вне и действует от ее имени без доверенности).

Учитывая, что АНО, как и фонд, являются организациями, не имеющими членства, и что эти организации могут существовать автономно от лиц, их создавших, учредителям АНО (как, впрочем, и фонда) необходимо при решении вопроса о создании организации, не имеющей членства, сформировать первоначальный состав по крайней мере высшего органа управления в порядке, определенном уставом организации.

Высший орган. Порядок его формирования. Компетенция. Порядок принятия решений

Основная функция высшего органа АНО (как и других некоммерческих организаций) определена п. 2 ст. 29 Закона и состоит в обеспечении соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

Законом в отношении АНО (в отличие от организаций, основанных на членстве: некоммерческого партнерства, ассоциации (союза)) не определен состав и порядок формирования высшего органа (то есть из числа какого круга лиц он должен состоять, кем избираются (назначаются) его члены). Статья 29 Закона в этой части устанавливает только одно императивное (обязательное) условие: высший орган АНО должен быть коллегиальным. А порядок его формирования и срок полномочий статья 28 Закона предписывает определить в уставе.

Для высшего органа АНО уставом можно установить какое либо наименование, коль скоро оно не установлено законом.

В связи с изложенным, на наш взгляд, существует несколько возможных способов формирования высшего органа АНО, например:

а) Высший орган может состоять из числа учредителей АНО (их представителей), поскольку, как указано выше (см. п. 2.3.6), права учредителей по управлению не относятся к имущественным. Следовательно, учредители могут осуществлять свои права по управлению организацией как лично, так и через своих представителей (при этом в уставе следует предусмотреть такой порядок формирования высшего органа, который бы учитывал случаи отказа учредителя участвовать в управлении, порядок назначения (избрания) члена высшего органа в случае смерти, прекращения деятельности учредителя).

б) Высший орган может состоять из конкретных, указанных в уставе, лиц. В этом случае так же следует определить в уставе порядок формирования высшего органа, в случае выбытия из этого органа лица определенного уставом, что на наш взгляд, достаточно сложено.

в) Способ формирования высшего органа, совмещающий случаи а) и б). При создании АНО учредители формируют высший орган управления, состоящий из числа учредителей и (или) Их представителей либо (и) конкретных лиц. При этом устанавливается срок полномочий высшего управления в избранном составе. А в дальнейшем (либо в случае досрочного выбытия одного из членов высшего органа) сам высший орган избирает какое-либо лицо в состав своих членов (кооптация).

Уставом могут быть установлены различные условия для избрания (назначения) лица в состав высшего органа.

Следует лишь помнить, что порядок формирования и сроки полномочий высшего органа (его членов) должны быть детально определены уставом. При формировании высшего органа управления автономной некоммерческой организацией следует учитывать ограничения, установленные п. 5 ст. 29 Закона, в соответствии с которыми, лица, являющиеся работниками АНО, не могут составлять более чем 1/3 общего числа членов высшего органа управления АНО.

Компетенция высшего органа АНО, в отличие от фонда, императивно определена законом и содержит исчерпывающий перечень вопросов (п. 3 ст. 29 Закона):

— изменение устава АНО;

— определение приоритетных направлений деятельности АНО, принципов формирования и использования ее имущества;

— образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

— участие в других организациях;

— реорганизация и ликвидация АНО.

Вопросы, выделенные жирным курсивом (то есть предусмотренные абзацами вторым — четвертым и девятым п. 3 ст. 29 Законе относятся к исключительной компетенции высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Приведенный перечень вопросов компетенции высшего органа АНО (в отличие от фонда), по нашему мнению, не может быть ни изменен, ни дополнен уставом.

Норма п. 4 ст. 29 Закона в части кворума высшего органа АНО: «...заседание... правомочно, если на указанном... заседании присутствуют более половины его членов» так же императивна и не может быть изменена уставом.

Пунктом 4 ст. 19 Закона достаточно детально регламентирован и порядок принятия решений высшим органом управления автономной некоммерческой организации:

а) по вопросам, не относящимся к исключительной компетенции: «Решение... принимается большинством голосов членов, присутствующих на... заседании».

б) по вопросам исключительной компетенции: «Решение... принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами».

Таким образом, и в части порядка принятия решений высшим органом АНО уставом не может быть установлен иной порядок. Нормы закона только дают возможность выбора из двух предложенных законодателем вариантов: либо единогласие, либо квалифицированное большинство голосов — только по вопросам исключительной компетенции высшего органа. Уставом так же должно быть установлено, какое большинство голосов является квалифицированным.

Члены высшего органа управления АНО (как впрочем и других некоммерческих организаций) осуществляют свои функции по участию в управлении на безвозмездной основе, т. к. пунктом 5 ст. 29 Закона: «Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления». Но с другой стороны, если членами высшего органа являются чьи либо, представители (например, представители учредителей), то ничто не мешает доверителю за свой счет установить вознаграждение своему представителю за выполнение последним представительских функций в высшем органе некоммерческой организации.

Возможность создания «промежуточного» органа управления. Его компетенция

Пунктом 3 ст. 29 Закона допускается, что учредительными документами некоммерческой организации (в т. ч. и АНО) может быть предусмотрено создание постоянно действующего коллегиального органа управления (который не является ни высшим, ни исполнительном, ни контрольно-надзорным; поэтому для удобства условно назван автором «промежуточным»), к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым — восьмым п. 3 ст. 29 Закона.

Это вопросы, не составляющие исключительную компетенцию высшего органа, а именно:

— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

— утверждение финансового плана АНО и внесение в него изменений;

— создание филиалов и открытие представительств АНО;

— участие в других организациях.

Как мы видим, перечень вопросов, отнесенных к компетенции такого «промежуточного» органа, также является исчерпывающим. Зато в части кворума и порядка принятия решений устав может содержать самые различные варианты, поскольку для «промежуточного» органа управления законом не установлены какие-либо условия.

На наш взгляд, такой «промежуточный» орган управления имеет смысл создавать в тех организациях, в которых число членов высшего органа достаточно велико, и (или) по различным причинам достаточно трудно набрать установленный п. 4 ст. 29 Закона кворум для проведения заседания по указанным вопросам. Однако, если наличие такого «промежуточного» органа необходимо, то для этого следует в уставе указать все необходимые сведения, регламентирующие деятельность органа управления, которые установлены ст. 28 Закона (см. п. 4.1).

Исполнительный орган автономной некоммерческой организации

Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

Пунктом 1 ст. 30 Закона установлено несколько вариантов системы исполнительных органов некоммерческой организации (в том числе, и автономной).

Так, исполнительный орган может быть:

— коллегиальный и единоличный;

— только единоличный;

— только коллегиальный.

Поскольку в силу ст. 28 Закона в уставе в любом случае должен быть определен порядок выступления от имени некоммерческой организации, то возможность представительства в лице Коллегиального органа очень проблематична.

К компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления автономной некоммерческой организацией.

Если уставом АНО предусмотрено наличие одновременно и коллегиального и единоличного органа управления, исходя из ст. 28 Закона, считаем необходимым определить в уставе компетенцию каждого из них.

В части указания в уставе иных сведений об исполнительных органах управления следует руководствоваться требованиями ст. 28 Закона.

Надзор учредителей за деятельностью автономной некоммерческой организации

В отличие от фонда, для автономной некоммерческой организации в Законе отсутствуют указания на обязательное наличие Попечительского совета. Хотя, на наш взгляд, и для АНО, как для организации, не имеющей членства, такой орган необходим.

Вместе с тем, пунктом 3 ст. 10 Закона прямо предусмотрено право учредителей осуществлять надзор за деятельностью АНО в порядке, установленном ее учредительными документами.

В этой части уставом АНО следует предусмотреть один из нескольких возможных вариантов осуществления надзора со стороны учредителей за деятельностью АНО, например:

а) учредители осуществляют надзор за деятельностью АНО непосредственно. Такой вариант наиболее удобен, когда у АНО один или достаточно малое число учредителей;

б) учредители осуществляют надзор за деятельностью АНО через созданный ими (в порядке, установленном уставом) надзорный орган АНО (возможно — по аналогии с попечительским советом фонда).

В любом случае следует предусмотреть в уставе порядок осуществления надзора за деятельностью АНО в случае отказа учредителя от осуществления функций надзора либо в случае смерти, ликвидации учредителя.

Законодателем не установлены формы и способы осуществления надзора за деятельностью АЦО со стороны ее учредителей (будут ли это периодические или внеочередные проверки деятельности органов управления АНО, либо надзор осуществляется посредством заслушивания отчетов органов управления о своей деятельности, либо возможен надзор посредством осуществления внешнего аудита). Законом не решен также вопрос о надзорных полномочиях учредителей (надзорного органа), т. е. насколько обязательны их решения для исполнения другими органами и самой автономной некоммерческой организацией или же эти решения носят рекомендательный характер. Каковы будут последствия для АНО и ее органов; если попечительский совет выявит различные нарушения в деятельности АНО иди органов управления? Эти вопросы, видимо, придется регламентировать уставом.

Автономная некоммерческая организация как новелла законодателя

В данном разделе мы постараемся сделать обобщение изложенного в главе материала, характеризующего правовую конструкцию автономной некоммерческой организации.

Итак, АНО, как и фонд, является организацией, не имеющей членства. Однако фонд как организационно-правовая форма некоммерческой организации был предусмотрен еще Основами гражданского законодательства Союза ССР, а автономная некоммерческая организация является по сравнению с фондом новеллой законодателя, существование которой легализовано Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

АНО и фонд имеют сходную правовую конструкцию из-за их особого статуса как организации, не имеющей членства. Однако отсутствие легального определения понятия членства для целей закона «О некоммерческих организациях» и его смешение с термином «участник» вызвало непоследовательность законодателя в подходе к правовой конструкции автономной некоммерческой организации. Это выразилось в том, что в отличие от фонда, который так же является организацией, не имеющей членства, для АНО установлены общий порядок внесения изменений в устав и общий порядок ликвидации, допускается возможность преобразования АНО в организационно-правовые формы, основанные на членстве (например, в общественную организацию). В отличие от фонда отсутствует последовательность и в подходе к имущественным правам учредителей АНО. Так, если в отношении фонда в п. 3 ст. 48 ГК РФ указано, что его учредители не имеют имущественных прав в отношении фонда (как юридического лица), то относительно АНО в п. 1 ст. 10 Закона указано, что ее учредители не сохраняют прав на имущества АНО — т. е. можно предположить, что в организации, не имеющей членства, ее учредители, тем не менее, могут иметь имущественные права в отношении самой организации (как юридического лица) и лишь в результате сопоставления целого ряда норм мы приходим к выводу, что учредители АНО не имеют имущественных прав и в отношении самой АНО.

Сопоставляя признаки правовой конструкции фонда и автономной некоммерческой организации можно прийти к выводу, что в отношении фонда законодатель более последовательно и четко следовал принципам организации, не имеющей членства.

В результате сложилась, на наш взгляд, ситуация, которая состоит в том, что фонд является организацией более независимой от своих учредителей, чем АНО.

Тогда встает вопрос: зачем надо было узаконивать такую правовую конструкцию, как автономная некоммерческая организация? Или же, ее легализация вызвана как раз большей, чем хотелось бы, независимостью фонда от его учредителей, и возникла потребность создать нечто промежуточное между фондом и организациями, основанными на членстве? Ответ на этот вопрос, видимо, знает только сам законодатель.





Назад | |