Автопортрет - история, рекомендации к съемке, автопортреты мировых фотографов

Меня уже много лет занимала проблема, о которой пойдет речь ниже.
1. Для создания автопортретов художники обычно пользуются зеркалом
2. Вплоть до начала 16 века большинство стеклянных зеркал были выпуклыми, вот такими:

(Думаю, все узнали, откуда это зеркало, если нет, то ответ в конце поста)
Ergo, облик художника на автопортрете, созданном в то время, должен получаться искаженным.


На отражении человека в выпуклом зеркале нос и губы обычно кажутся чрезмерно выступающими, а лоб и подбородок скошенными. То же, по идее, должно получаться и на автопортретах.


Морис Эшер.
Но тут есть две проблемы. Во-первых, художники не могли не понимать, что изображение в выпуклом зеркале получается сильно искаженным и должны были стремиться исправить эти искажения. Скажем, на знаменитом автопортрете Пармиджанино его лицо не выглядит слишком выпуклым, явно он слегка подправил его.


Пармиджанино, автопортрет, ок. 1523
Но все равно, искажения заметны, если сравнивать с поздним автопортретом:


1540 (если это действительно автопортрет).
Но в любом случае, следы этих исправлений должны быть заметны и очевидны при сравнении автопортретов в выпуклом зеркале с автопортретами в плоском зеркале, либо с портретами художников, выполненными другими мастерами.
Вторая проблема куда серьезнее. Дело в том, что не все изображения, считаемые автопортретами действительно ими являются. Как правило художники изображали себя в многофигурной композиции стоящими у края картины и смотрящими на зрителя. Но едва ли следует считать все подобные фигуры автопортретами художников. Тем не менее, про некоторые из них достоверно известно, что это автопортреты.

Некоторые из них не имеют вышеописанных искажений.
Например, вот Лука Синьорелли:


Совершенно «прямое» лицо. Или Пьетро Перуджино:

Здесь явно использовались плоские зеркала. Оба автопортрета созданы на рубеже 15-16 веков и художники могли, в принципе, пользоваться стеклянными плоскими зеркалами. Но зеркала могли быть и металлическими (и, естественно, плоскими).

Ну, а теперь приступаем к делу.


Сандро Боттичелли, фрагмент «Поклонения волхвов», ок. 1475. Средняя часть лица сильно выступает вперед. К сожалению, другие достоверные портреты Боттичелли неизвестны.



Джванни Беллини, ок. 1500. Автопортрет
Здесь лицо также выглядит выпуклым, к тому же, портрет написан с грубыми анатомическми ошибками, что странно для такого мастера, как Беллини.
Можно сравнить с профильным портретом Беллини на медали работы Витторе Гамбелло:

Или с портретом работы Тициана:


Ок. 1511-1512.
Здесь явно нет таких искажений как на автопортрете, хотя сходство имеется. Другое дело, что возникает вопрос - действительно ли это автопортрет? Беллини родился, как считается около 1530 г. и на автопортрете ему должно быть около 70 лет, а на работе Тициана - за 80. Но дата рождения художника весьма условна, она притянута к известию Вазари, что Джованни скончался в 1516 г. в возрасте 90 лет. Впервые Джованни Беллини упоминается в 1459 г., в то время он еще был подмастерьем у своего отца, в то время, как обычно художники к 30 годам уже становились самостоятельными мастерами. Так что, родиться он мог около 1440 г. И действительно, человеку на портрете работы Тициана можно дать лет 65-70, но ни как не 80 с гаком. Автопортрет же мог быть создан и несколько раньше, да и сам художник (которому должно быть около 60 лет) мог омолодить себя, .

Альбрехт Дюрер:


Ок. 1472


1498


1500

Во всех случаях лицо Дюрера выглядит выпуклым, подбородок скошенный. К тому же, автопортреты в ¾ содержат ошибки в анатомии, подобные тем, что мы видим на автопортрете Беллини. Не стал бы исключать, что они появились при попытке исправить искажения выпуклого зеркала.

В более поздних автопортретах Дюрера таких искажений нет. Лицевой угол почти прямой, подбородок выступающий вперед.


День всех святых, фрагмент, ок. 1511. Возможно, здесь художник использовал уже плоское зеркало


Дюрер. Медаль работы Ханса Шварца, ок. 1520


Дюрер, медаль работы Маттиаса Гебеля, 1528


Автопортрет, фрагмент фрески «Чудо с решетом», ок. 1505-1508
Снова нос и верхняя губа сильно выступают вперед.


Рафаэль. Автопортрет и портрет Содомы, фрагмент фрески «Афинская школа», 1509.

Здесь Содома выглядит старше своих 32-х лет, но нос у него выдается не так сильно, как на автопортрете. А у Рафаэля лицо несколько «выпуклое», примерно как у Пармиджанино.

Ну и последнее. Зеркало вверху поста - конечно же с «Портрета четы Арнольфини» Ван Эйка. Но, поскольку бракосочетание Джованни Арнольфини и Джованни Ченами состоялось несколько лет спустя после смерти Ван Эйка, и никаких особых оснований считать, что именно Джованни изображен на картине, нет, то почему бы не вернуться к версии, о том, что «Джованни Арнольфини» на самом деле - сам Ян Ван Эйк? (Кажется, впервые такое предположение высказала М. Андроникова в 1960-х гг.)


Лицо этого человека имеет характерные признаки искажения в выпуклом зеркале. На другом портрете сего персонажа (где он совсем не похож на ВВП) также обнаруживается чрезмерный прогнатизм:


А то, что смотрит не на зрителя, так художнику ведь нарисовать зрачки там, где он хочет не сложно. Впрочем, других достоверных портретов Яна не сохранилось, так что подтверждать гипотезу нечем.

Андрей Зейгарник. Автопортрет

Жанр автопортрета

Не секрет, что многие начинающие фотографы берут в руки камеру, чтобы просто фиксировать отдельные моменты своей жизни, места, которые они посещают, близких и друзей. По мере накопления опыта и знаний интерес к этому частично или даже полностью оказывается замещён другими целями: профессиональными или/и творческими. Рано или поздно, фотограф задаёт себе вопрос «Зачем я это делаю?», на который ответить не так-то просто. С одной стороны, нас увлекает сам процесс. С другой - нам хотелось бы, чтобы кто-то другой это мог оценить.


Фотография становится деятельностью, в основе которой лежит самовыражение и, как говорят психологи, самоактулизация. Cамовыражение - это стремление человека выразить себя, свой внутренний мир, свою индивидуальность в той или иной деятельности (например, в фотографии). Самоактулизация - нечто большее, это стремление человека к личностному росту, реализация потребности к совершенствованию, поиск себя и своего места в мире.

Но может ли человек выражать себя (и тем более расти над собой), не понимая, кто он есть, не прислушиваясь к себе, не позволяя себе осознанно быть тем, кто он есть? Думаю, что это по большей части невозможно. В том или ином виде каждый из нас ведёт разговор с самим собой, и самое продуктивное - пытаться задавать себе вопросы осознанно и явно. По сути это и есть источник интереса у наиболее развитой части фотографов не к фиксации реальности, а к самопознанию, рефлексии, попыткам разобраться прежде всего в себе самом. Документальность фотографии отходит на второй план, а разговор с самим собой на глазах у других людей выходит на первый, более значимый план. Пожалуй, наиболее непосредственной и прямой формой самовыражения и, возможно, наиболее мощным средством рефлексии посредством фотографии можно считать жанр автопортрета.

Francesca Woodman. From Angel Series, 1977

Francesca Woodman, 1979

Francesca Woodman. From Angel Series, 1979


Francesca Woodman

Francesca Woodman


Francesca Woodman

Интересные примеры автопортретов в живописи

Ниже я привожу автопортреты фотографов и художников, которые мне кажутся интересными по той или иной причине. Конечно же, на полноту здесь рассчитывать не приходится. Это просто некоторые отдельные автопортреты.

Каземир Малевич, Автопортрет, 1910

Каземир Малевич, Автопортрет, 1933.
Сравните с предыдущим: впечатляющие изменения в том, как человек видит себя и что переживает.


Caravaggio в David with the head of Goliath (1605-1610) изобразил себя в виде головы Голиафа

Cristofano Allori, Judith with the Head of Holofernes (1613) тремя годами позже тоже отрубил себе голову.


Vincent van Gogh сделал 37 автопортретов за период с 1886 по 1889. Во всех случаях взгляд художника не обращён к зрителю, он все время смотрит куда-то ещё. На некоторых портретах он изображён с повязкой, закрывающей якобы порезанное им самим ухо. Вопрос, действительно ли он порезал свое ухо — предмет дискуссий, но факт остаётся фактом: в изобразительной плоскости он нанёс себе увечье.


Parmigianino, Self-portrait in a mirror. Выполнен на выпуклой поверхности.

Lovis Corinth, 1896.

Gerhard Richter, Court Chapel, Dresden, 2000 (80 cm x 93 cm, oil on canvas)
Это не любительская фотография, которая сделана не в фокусе, а автопортрет выполненный маслом на холсте.

Jeff Koons, автопортрет с экзотическим названием «Илона жопой вверх » написан масляными чернилами. Картина имеет впечатляющий размер 243.5 х 366 см и находится в частной коллекции.

Felix Nussbaum, Self-portrait with Jewish identity card.
Редкий случай автопортрета, который не нуждается в специальном исследовании, чтобы понять, что он выражает.

Egon Schiele.
Творчество Schiele — объект многочисленных исследований психологов и сексологов. На этом автопортрете он изображён в момент мастурбации. Российский психолог И.С. Кон считает, что художник передаёт этой картиной не удовольствие от мастурбации, а чувство одиночества.


James Ensor, Self-portrait among masks. James Ensor: «For me the mask stands for freshness of tone, exaggeration of expression, splendour of decor, grand unexpected gesture, unhibited movement, exquisite turbulence».

Марк Шагал, Автопортрет с семью пальцами, 1913.
По одной версии, это буквальное выражение поговорки на идише, означающей «очень быстро работать». По другой, в 7-ми пальцах читается менора. Есть также свидетельство жены Шагала, по словам которой, «Марк всегда испытывал суеверную любовь к числу семь, потому что родился в 7 день седьмого месяца 1887 года».

Автопортрет Amy Winehouse , выполненный её собственной кровью. Amy Winehouse нарисовала себя кровью, когда проводила время в компании Peter Doherty . В каком году это было, не уточняется, однако известно, что во время работы над рисунком певица разговаривала по телефону со своим отцом. Об этом эпизоде музыкант сам рассказал журналистам. Peter Doherty сам практиковал такие рисунки и возможно Amy сделала такой рисунок под его влиянием.

Интересные примеры автопортретов в фотографии

Nadar, Self-portrait series, 1860s

Сергей Прокудин-Горский, 1912

Richard Avedon

Lee Miller

Ré Soupault

Édouard Boubat

Walker Evans

Imogen Cunningham

Helmut Newton

Lee Friedlander

Cecil Beaton

Diane Arbus

André Kertész

Hunter S. Thompson

Brassaï

Lee Friedlander

Marianne Breslauer

Robert Mapplethorpe

Paolo Roversi

Ed van der Elsken

Frédéric Boissonnas

Florence Henri

Toni Frissell

Astrid Kirchherr

Weegee

Bill Brandt

Annie Leibovitz

Stanisław Ignacy Witkiewicz

Willy Ronis

Sally Mann

Helmut Newton

Ilse Bing

Helmut Newton

Jeanloup Sieff

Hannah Höch

André Kertész

Lee Miller

Frank Horvat

Irving Penn

Lee Friedlander

Jenifer Beals

Jenifer Beals

Интересные подборки фотографических автопортретов можно найти по ссылкам.

Автопортрет - (от греч. autos-сам и франц. portrait - портрет, англ. self-portrait, франц. autoportrait, нем. Selbstbildnis) - живописное, графическое или скульптурное изображение художника, выполненное им самим при помощи одного зеркала или системы зеркал. Содержит оценку своей личности, своей роли в общественной жизни и искусстве, декларацию своих творческих принципов. Художник может быть представлен в разных обличьях, в разных одеждах.

Автопортрет требует от художника искусства самопознания. Автопортрет можно встретить во всех видах искусства: литературе, музыке, изобразительном искусстве.
Считается, что жанр автопортрета получил развитие в эпоху Возрождения. До появления абстракции автопортрет создавался при помощи зеркал — только так можно изобразить себя, если сам себя не видишь. Это своего рода нарциссизм: отражение формируется по желанию автора таким, каким он хочет видеть себя.


Helmut Newton

Художники античности, создавая автопортрет, отлично передавали внешнее сходство, но внутренний, духовный мир был им недоступен. Для эпохи христианства характерно стремление к покаянию, исповедь. В автопортрете появляются мотивы самокритичности. В эпоху Возрождения формируются жанровые особенности автопортрета. Вам наверняка хорошо известны автопортреты таких художников, как Леонардо да Винчи, Тинторетто, Эль-Греко, Рембрандта, Рубенса, Тициана, Ван-Гога, Пикассо и многих других.

В автопортрете можно увидеть много интересного относительно отношения человека к себе, видения своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и эмоциональной самооценки. Автопортрет - это осмысление своего духовного склада, постижение своего характера, своих привязаностей и склонностей, своих достоинств и недостатков, своих воззрений на мир, человека, природу, самокритичность.

Жанр автопортрета очень популярен в фотографии. Фотографировать себя, когда только появился жанр фотографии, было очень не просто. Современная техника делает возможность самовыражения через автопортрет намного проще. Труднее заглянуть в самого себя, проанализировать самого себя, оказаться по ту сторону камеры и оказаться в роли изучаемого. Взгляд на себя со стороны очень не прост.


André Kertész

Один из вариантов наблюдения за собой со стороны - съемка через зеркало. Зеркало часто использовалось художниками в рисовании автопортрета, оно служило реалистическим отражением для рисования с натуры, оно помогало художнику показать себя в ролевом образе. Как только мы начинаем примерять на себя роли, мы или уходим в этот процесс и остаемся в образе или начинаем освобождаться от ролей и убираем один за другим фильтры, через которые мы смотрим на реальность.

Второй путь — это изучение, нахождение внутренней точки отсчета, внутренней сути самого себя.


Brassaï

Еще технический вопрос - что можно назвать автопортретом? Что, если спуск затвора фотокамеры нажимает рука другого человека? Кто автор снимка? Любой снимок, режиссером которого был сам фотограф, можно считать автопортретом. Современные технические возможности таковы, что в помощи посторонних нет необходимости.


Marianne Breslauer

Как подготовить съемку и с чего начать? Как и в любом другом жанре фотографии - с создания образа и композиции. Подумайте, что вы хотите показать зрителю. Серьезного молодого человека в полный рост в деловом костюме, пробуждение юной девушки в романтическом окружении подушек и шелкового белья на кровати, задумчивое настроение у окна с видом на окружающий вас мир или нечто абстрактное с бабочками, сердечками и феями. Прежде чем снимать, подумайте, как вы ходите себя показать и с помощью каких средств вы можете передать это настроение.

Итак, первое - концепция и идея снимка .

Как только вы определили тему вашего снимка, вы можете перейти в ее реализации. В первую очередь вам нужно решить, с каким реквизитом вы будете работать и где вы будете снимать (определить место съемки ). Фотография - это рисование светом. Поэтому следующий шаг - выбор и подготовка освещения (свет из окна, естественный свет на улице или вспышки) . И, наконец, подготовка оборудования для съемки .


Ré Soupault

Оборудование

Камера

Оптимально иметь цифровую камеру с таймером (с задержкой на несколько секунд) и автофокусом, в случае если вы снимаете со студийным светом, необходима возможность синхронизации с ним.

Объектив

Выбор фокусного расстояния зависит от масштабов портрета. Оптимально иметь портретный мягко-рисующий объектив.

Штатив

Для съемки автопортрета вам обязательно понадобится штатив. Можно использовать любую другую поверхность для установки фотоаппарата, но только с помощью штатива вы гарантированно получите резкие снимки.

Свет

Вы можете снимать на улице с естественным светом. Здесь вам понадобится отражатель и в некоторых случаях диффузор-рассеиватель. В качестве отражателя могут служить белые стены и другие белые поверхности. При съемке со светом из окна так же желательно использование отражателя (альтернатива - белые стены и поверхности). Если вы хотите снимать со студийным светом, вам необходимо иметь вспышки и синхронизатор.

Дистанционное управление

При съемке на цифровую камеру может быть достаточного встроенного таймера автоспуска, но если вы фокусируетесь не вручную, то автофокусировка будет происходить при нажатии на кнопку спуска камеры. Автофокус может ошибаться и резкость может оказаться не на глазах, а где-то в другом месте.

Гораздо удобнее пульт дистанционного управления. При помощи пульта вы получите большую мобильность: вам не нужно будет бегать между камерой и местом съемки для того, чтобы сделать один кадр (бег полезен для здоровья, но приятного в беге туда сюда мало вы не сможете как следует сконцентрироваться на настроении и образе). Кроме того, пульт маленький и во время съемки его просто спрятать в руке или кармане. Лучше всего подходят радиопульты или ИК-пульты. Вы не будете связаны проводами с камерой и у них дальность действия в пределах десятка метров. Так же можно воспользоваться спусковым тросиком.

Richard Avedon

Советы по съемке автопортрета

Фокусировка

Один из вариантов - камера в режиме автофокуса фокусируется заранее на то место, где предполагается расположение лица. На месте лица может находится любой предмет. Затем автофокус отключается или камера переводится в режим фокусировки неподвижного объекта (то есть отключается следящий автофоку, не забудьте отключить и все стабилизаторы и гироскопы на объективе). Фокусировка должна быть на глаза и портреты лучше всего снимать с малой глубиной резкости. Но в случае автопортрета малая ГРИП почти невозможна, поэтому диафрагма должна быть от f\8 и уже. Для того, чтобы камера могла нормально фокусироваться, на лице должно быть достаточное количество света.

Варианты съемки

Есть много вариантов съемки автопортрета. Первый, который мы часто видим в соц. сетях. “Фотограф” берет камеру и снимает себя на вытянутой руке. Дружеские шаржи-автопортреты, снятые таким образом, нам всем известны.

Второй способ - съемка отражения в зеркале. При съемке с зеркалом вы можете контролировать позу, выражение лица, взгляд и пр.

Самый сложный и интересный способ съемки автопортрета - съемка с предварительной подготовкой. Для этого вы готовите место съемки, ставите камеру на штатив, заранее компонуете кадр, готовите свет, выбираете экспозицию. Конечно, для установки света и определения экспозиции лучше иметь помощника.

Как правило при съемке автопортрета нужно контролировать результаты после того, как вы отсняли несколько кадров. То есть вы снимаете несколько кадров, смотрите на результаты, вносите поправки в композицию кадра, позу, свет, экспозицию и пр. и снимаете дальше. В композиции очень важно, чтобы ваша поза была удобной и натуральной. Если вы снимаетесь сидя, найдите опору для ног и рук (подушки, книги, подлокотники и пр.) Взгляд при съемке не обязательно должен быть направлен в камеру. Все зависит от вашей задумки и от того, хотите ли вы вести прямой диалог со зрителем, смотря в камеру или вы хотите показать себя в раздумьях, мечтах, воспоминаниях.

Съёмка автопортрета - сложный, но очень увлекательный и интересный процесс. Вы учитесь понимать себя.


Willy Ronis



Ugo Mulas


Ed van der Elsken


Stanley Kubrick


Lee Friedlander


Cecil Beaton


Lee Friedlander

На протяжении многих веков люди упражнялись и достигали высот в изобразительном искусстве, перенося то, что видят глаза и чувствует душа, на камень и холст. Статуи царей и правителей, людей, живших в далёкой древности, гравюры, расписные стены, картины, даже наскальные рисунки возвращают нас в далёкое прошлое и позволяют впитывать знания, накопленные тысячелетиями. Подобные творения искусства помогают учёным восстанавливать историю нашего мира, больше познавать психологию человека и его развитие.

Искусство как часть жизни

Человеческая натура склонна к любознательности, нередко люди задаются многочисленными вопросами по поводу видов и жанров искусства. Многим хочется узнать новое, начиная от того, как зарождалось искусство, до ответов на вопросы «что такое автопортрет?» и «как создаётся скульптура?». Но начать следует с малого, находя ответы постепенно.

Виды изобразительного искусства

Среди видов художественного творчества различают:

  • живопись;
  • скульптуру;
  • фотографию;
  • графику;
  • декоративно-прикладное искусство.

Жанры изобразительного искусства

В каждом виде искусства есть свои жанры, например портрет, пейзаж или Среди жанров также выделяют и другие: исторический, символический, аллегорический, мифологический, бытовой, батальный (военный), религиозный. Все эти виды искусства включают в себя многочисленные разновидности, к примеру в жанре пейзажа - маринистика, изображение моря. Портрет предполагает большое количество разновидностей: исторический, религиозный, костюмированный и автопортрет.

Автопортрет - загадка портретного жанра

Автопортрет - это не только жанр Он доступен и музыкантам, писателям, поэтам. Отвечая на вопрос, что такое автопортрет в искусстве, нужно понимать, что сам феномен этого жанра заключен в стремлении к самопознанию, взгляду со стороны на собственное «я». Практически в любой деятельности можно отобразить свою личность, что и будет относить работу к этому жанру. Сложно ответить на вопрос «что такое автопортрет?». Определение этого жанра не так однозначно, как кажется. Ответ на столь простой, но и одновременно с этим сложный вопрос заключается в поиске причины возникновения данного вида работ.

Автопортрет - это изображение автором самого себя. Вопреки общему мнению, это не только но также скульптуры, графики и фотографии. Зачастую авторы, изображая себя на холсте или высекая из камня, использовали зеркало, так было до появления и широкого распространения фотоаппаратов. После этого создавать автопортрет стало проще, достаточно было запечатлеть себя и работать по фотографии. Некоторые деятели решили не заходить так далеко и промежуточную стадию фотографирования тоже превратили в разновидность искусства.

Что такое автопортрет

Искусствоведы на протяжении долгого времени искали и изучали ответ на вопрос «что такое автопортрет?». Значение этого термина складывает из двух частей: «авто», что значит «автор», и «портрет» - изображение человека. Настоящие деятели искусства всегда вкладывают в свои работы душу, вдохновение, стремятся донести до публики не только зрительный образ, но и сами мысль и чувство. Как и говорилось ранее, автопортрет - это портрет, в котором изображают самих себя художники и скульптуры. Когда человек рисует самого себя, он пытается перенести на материал не только внешность, черты лица и сложение тела, он пытается подарить собственному изображению личность. Давно известно, что мы не воспринимаем своё отражение так, как видят его другие со стороны. Так и художник, и скульптор, оценивая себя с другой, более критичной стороны, изображает себя так, как видится ему. Этот факт даёт возможность не просто наслаждаться шедеврами известнейших творческих людей, но и оценивать работу с психологической точки зрения.

Виды автопортрета в живописи

В поисках ответа на вопрос, что такое автопортрет в живописи, обратимся к его разновидностям.

Вставным автопортретом называется работа, в которой художник помещает себя в группу людей на картине, зачастую не играя главную роль на ней.

В групповом художник рисует себя также среди нескольких людей, но они являются родственниками или друзьями, а сама работа создана для сохранения в памяти моментов жизни.

Символический автопортрет может быть выполнен в мифологическом или костюмированном. Автор картины добавляет черты своего лица персонажу истории или мифологии или же просто «переодевает» себя в другую одежду.

Естественный автопортрет наиболее приближен к оригиналу. На нём художник изображает себя в одиночестве в домашней или рабочей обстановке.

Естественный автопортрет также делится на несколько разновидностей:

  • Профессиональный - художник изображает себя за работой в мастерской.
  • Личностный - перенос автором на картину своего душевного состояния, стремление показать не внешний вид, а эмоции.
  • Эротический.

Психология автопортрета

Автопортрет - это оценка художником своей личности. Первые работы такого жанра датируются 420-м годом до нашей эры, упоминание о них находили в истории Древней Греции и Египта. Но тогда авторы не индивидуализировали себя, они рисовали важные исторические события, а себя помещали на изображения как неотъемлемую часть истории. Зачастую это не встречало понимания зрителей. Так, скульптор Фидий в своё время изобразил себя среди участников в «Битве амазонок», что, как отметил после древнегреческий философ Плутарх, было крайней дерзостью. Наибольшую популярность это жанр приобрёл в эпоху Возрождения, но даже тогда создавать изображение самого себя считалось эксцентричным, ведь подобные работы в то время считались нарциссическими. Критики утверждали, что авторы увековечивали себя ради славы.

Творческая личность мыслит по-другому, поэтому верно будет утверждать, что с психологической точки зрения художник или скульптор отличается от остальных. В истории были художники, которые страдали неврологическими и психическими болезнями. Автопортреты, которые были сделаны ими, изучают до сих пор в поиске разгадки тайны личности.

В античном искусстве этим работам не придавалось большого значения, но в последующие века стала прослеживаться цель художников - оставить в памяти не только своё изображение, но и личные впечатления о тех временах. Например, когда наибольшее волнение у людей вызывала религия, авторы считали наиболее уместным изображать себя в покаянии, духовном стремлении, молитве.

В Ренессанс, период расцвета культуры, работы знаменитых мастеров стали обретать символические черты. Появилось в их трудах много драмы и душевных переживаний. Микеланджело подарил черты своего лица маске-коже, снятой с грешника, и отрубленной голове Голиафа.

Самые популярные автопортреты

Наверняка многим на ум приходят знаменитые автопортреты таких художников, как Леонардо да Винчи, Ван Гог или Фрида Кало. История изобразительного искусства насчитывает сотни авторов, которые оставили о себе память в живописи, написав собственные портреты. Альбрехт Дюрер стал одним из первых художников, выбравших жанр автопортрета как центральный в своей работе. Он написал 50 полотен со своим изображением. Однако отняла у него пальму первенства по количеству созданных автопортретов, на её счету их 55. Иногда к рекордсменам по написанию картин с собственным изображением относят Рембрандта. Его работ такого жанра насчитывается около 90 штук. Большая часть из них, однако, на самом деле выполнена другими художниками, а часть картин невообразимо маленьких размеров (самая мелкая из них - 17 на 20 см).

Итальянские Маззачо и Боттичелли включали собственные изображения в свои работы. Предполагают даже, что известная картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» тоже является автопортретом мастера, только в женском теле.

Скульптурных автопортретов насчитывают не так много, в основном их создание приходится на нынешнее время. Одними из считаются Марк Куинн, который создал серию скульптур, изображающих автора, и Коненков Сергей, чью работу можно увидеть в Третьяковской галерее.

Автопортрет - это не только создание себя из камня или посредством переноса красок на холст, но ещё жанр фотографии. Наиболее популярное название этого жанра знакомо многим - селфи или "фотография себя", сделанная с вытянутой руки или с помощью зеркала.