Автор и персонажи пьесы вишневый сад. Главный герой "Вишневого сада": анализ, характеристика и особенности

Главная героиня произведения олицетворяющая собой прошлое. Все события пьесы разворачиваются в её имении, где большую площадь занимает вишнёвый сад. Любовь Андреевна расточительная натура (устраивает бал несмотря на свои долги) не желающая что-либо менять в своей жизни. Она легкомысленна и неприспособленна к жизни, но в то же время образованная и сентиментальная натура готовая помочь встречному пьянице. Испытывая страсть она забывает о старом Фирсе, который всю жизнь ей служил. Нельзя однозначно сказать плохая Раневская или хорошая, весь её образ создан из противоречивых моментов.

Гаев - брат главной героини, помещицы Раневской. Герой, как и его сестра в пьесе олицетворяет прошлое. Натура его романтична и идеалистически настроена. К своему 51 году жизни ему не удалось создать своей семьи и испытать чувства отцовства. Находясь под опекой старого Фирса Гаев ведёт праздный образ жизни, постоянно просиживает в мужских клубах за игрой в бильярд. Не работая часто размышляет откуда бы поиметь прибыль (наследство бы получить, выдать Аню за богатого). Натура его ленивая, не приспособленная к новой жизни, относит себя к эпохе 80-х 19 века. Несмотря на возраст он инфантилен и оставаясь единственным мужчиной в семье главой ему стать не суждено.

Лопахин - купец, который сам себя иронично называет "мужиком". Это предприимчивый делец имеющий деловую хватку. Он полон энергии, трудолюбия, работает с раннего утра не мысля жизни без труда. Всё зарабатывает личным трудом, заработанные деньги без скупости готов одолжить нуждающимся. Он пытается помочь Раневской, предлагая разделить сад на участки для сдачи в аренду. В итоге всё имение покупает сам, этот момент для него является высшей точкой, он покупает имение где его дед был слугой. Чехов относил героя Лопахина к центральным и писал, что если роль Лопахина не удастся, то вся пьеса провалится.

Второстепенным в пьесе является образ Ани , дочери Раневской. Аня олицетворяет собой будущее - это совсем юная и наивная девушка, но в разы серьёзнее своей матери. Аня понимает бедственное положение своей семьи, и с грустью заявляет, что этого не понимает её мать, которая еле добравшись до вокзала просит подать всё самое дорогое и лакеям за это рубль даёт. Аня не обладает жизненным опытом, у неё есть желание сделать что-то хорошее, а что именно она не знает. Натура её полна мечтаний, склонная всё идеализировать готова верить вечному студенту Трофимову. Вместе с ним она хочет выстроить прекрасную жизнь.

Петя Трофимов "вечный студент" не закончивший курса института к своим тридцати годам. Создавая этот образ Чехов наделяет его исключительно положительными чертами. Находясь в постоянном поиске много думает и философствует. Принадлежа к интеллигенции не осознаёт этого и считает себя рабочим классом, хотя сам ничего не делает. Он только мечтает указать поколению будущего путь к настоящему счастью и правде. Он ценит свою свободу ставя её выше всякой любви. Петя гордится своей бедностью, он свободомыслящий, наделённый скромностью, верящий в свои мечты герой разночинец. Много говоря о будущем данный герой совсем не замечает настоящего.

Варя приёмная дочь Раневской олицетворяет собой настоящее время, её образ полностью адекватен настоящему. Она трудолюбивая, простая девушка ведущая всё хозяйство в имении во время пребывания матери за границей. Она способна здраво, лаконично и иногда грубо излагать свои мысли. Этим она создаёт контраст на фоне других героев в разной степени оторванных от реальности. В мечтах она хочет посвятить себя вере и стать монашкой. Приезд матери и сводной сестры совсем не приносит Варе лёгкость существования, она подобно рабочей лошади пытается вытащить всё на своих плечах. Несмотря на все трудности на пути, автор даёт своей героине силы всё достойно вынести.

Шарлотта - служанка в имении Раневских. Эта героиня оказывается выключенной из социальных взаимодействий героев. Она не имеет паспорта, следовательно, не знает своего возраста, происхождения и национальной принадлежности. Знает она только разные фокусы и трюки, потому что провела всё своё детство в цирке, где работали её родители. В пьесе автор наделяет её свободой и возможностью стороннего наблюдателя. Но она постоянно чувствует грусть и одиночество, жалуется, что не с кем даже поговорить. Для самого Чехова, как он говорил, эта героиня играла лучшую роль, остальные ему не нравились.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Сильвио в повести Выстрел Пушкина сочинение

    Сильвио является главным героем повести Белкина «Выстрел». Он являлся отставным офицером, на момент повествования он проживал в захолустье

  • Анализ рассказа Зощенко Великие путешественники

    Рассказ «Великие путешественники» повествует о том, как автор в шестилетнем возрасте со своей старшей сестрой и хозяйским сыном Степкой решили отправиться в кругосветное путешествие, не спросив разрешение у родителей.

  • Сочинение Тамара в поэме Демон Лермонтова

    Произведение «Демон» Михаил Юрьевич Лермонтов писал в течение десяти лет. Ее сюжетом, предполагается, стала часть жизни самого писателя

В классической литературе есть немало интересных произведений, истории которых актуальны и по сей день.

Произведения, написанные Антоном Павловичем Чеховым, как раз подходят под данную характеристику. В этой статье можно ознакомиться с его пьесой «Вишнёвый сад» в кратком содержании.

История создания пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

Дата начала пьесы была положена в 1901 году, первый спектакль показали через 3 года. В произведении отображены неприятные впечатления самого автора, которые возникли под действием наблюдения за упадком множества усадеб своих друзей, а также своего собственного.

Главные действующие лица

Ниже приведен список главных героев:

  • Раневская Любовь Андреевна – владелица поместья;
  • Аня – родная дочь;
  • Гаев Леонид Андреевич – брат;
  • Трофимов Пётр Сергеевич – «вечный студент»;
  • Лопахин Ермолай Алексеевич – покупатель.

Второстепенные персонажи

Список второстепенных героев:

  • Варя – сводная сестра Ани;
  • Симеонов-Пищик – владелец поместья;
  • Шарлотта – воспитательница;
  • Дуняша – служанка;
  • Епиходов Семен Пантелеевич – клерк;
  • Фирс – прислуга, старик;
  • Яша – прислужник, молодой парень.

«Вишневый сад» — краткое содержание по действиям

1 действие

События происходят в ожидании Раневской. Лопахин и Дуня беседуют, в ходе чего возникает спор. В комнату заходит Епиходов. Он роняет букет, жалуясь остальным, что считает себя неудачником, после чего он уходит. Горничная рассказывает купцу, что Епиходов хочет на ней жениться.

Приезжают Раневская с дочерьми, Гаев, Шарлотта и помещик. Аня рассказывает о поездке во Францию, выражает свое недовольство. Также она интересуется, собирается ли Лопахин жениться на Варе. На что ее сводная сестра отвечает, что ничего не получится, а в ближайшее время выставят на продажу имение. Параллельно Дуня флиртует с молодым лакеем.

Лопахин объявляет о том, что их поместье продается за задолженность. Он выступает за следующее решение проблемы: поделить территорию на части и сдавать их за арендную плату. Но для этого нужно вырубить вишневый сад. Помещица с братом отказываются, ссылаясь на упоминание сада в энциклопедии. Приемная дочь приносит матери телеграммы из Франции, но та, не прочитав их, разрывает.

Появляется Петя Трофимов – наставник погибшего сына Раневской. Гаев продолжает искать варианты для получения прибыли, которая помогла бы покрыть задолженности. Доходит речь до того, чтобы выдать Аню за богатого человека. В то время Варя рассказывает сестре о своих проблемах, но младшая сестра засыпает, устав с дороги.

2 действие

События происходят в поле возле старой часовни. Шарлотта дает описание своей жизни.

Епиходов поет песни, играя на гитаре, пытается показать себя романтиком перед Дуней. Она же, в свою очередь, желает произвести впечатление на молодого лакея.

Появляются помещики и купец. Он также продолжает уверять владелицу в сдаче земли в аренду. Но Раневская с братом пытаются сводить тему на «нет». Помещица с жалостью начинает рассуждать о ненужных затратах.

Яков высмеивает песнопение Гаева. Раневская вспоминает о своих мужчинах. Последний из них разорил ее и променял на другую. После чего помещица решила вернуться на родину к своей дочери. Меняя тему Лопахина, она заговаривает о свадьбе Вари.

Входит старый лакей с верхней одеждой Гаева. Он рассуждает о крепостном праве, преподнося это как несчастье. Появляется Трофимов, который вдается в глубокую философию и рассуждения о будущем страны. Помещица сообщает приемной дочери, что посватала ее за купца.

В то время Аня уединяется с Трофимовым. Тот, в свою очередь, романтично описывает ситуацию вокруг. Аня переводит разговор на тему крепостничества и говорит о том, что люди только говорят и ничего не делают. После чего «вечный студент» говорит Ане бросить все и стать свободным человеком.

3 действие

В доме помещицы устроен бал, который Раневская считает лишним. Пищик пытается найти того, кто даст ему в долг деньги. Брат Раневской отправился выкупать поместье на имя тетки. Раневская, видя, что Лопахин все больше богатеет, начинает критику из-за того, Варя еще не вышла за него замуж. Дочь жалуется, что он только отшучивается.

Помещица делится с бывшим учителем сына о том, что любовник просит ее вернуться во Францию. Сейчас хозяйка уже не думает о том, что он ее разорил. Трофимов пытается ее переубедить, и она советует ему тоже завести женщину на стороне. Возвращается расстроенный брат и начинает монолог о том, что имение куплено Лопахиным.

Купец хвастливо рассказывает всем, что купил поместье и готов срубить вишневый сад для того, чтобы его род продолжил жить на месте, где трудились его крепостные отец и дед. Родная дочь утешает плачущую мать, убеждая, что впереди вся жизнь.

4 действие

Бывшие жители покидают дом. Лопахин, устав от безделья, собирается уехать в Харьков.

Он предлагает Трофимову деньги, но тот не принимает их, рассуждая о том, что вскоре люди достигнут понимания правды. Гаев стал банковским служащим.

Раневская переживает за старого лакея, боясь, что его не отправят на лечение.

Лопахин и Варя остаются вдвоем. Героиня говорит, что стала экономкой. Купец все-таки не предложил ей выйти за него замуж. Аня прощается с матерью. Раневская планирует вернуться во Францию. Аня собирается попасть в гимназию, а в будущем помогать матери. Гаев чувствует себя покинутым.

Вдруг приезжает Пищик и отдает всем занятые деньги. Он недавно разбогател: на его земле, которую он теперь сдает в аренду, была найдена белая глина. Помещики прощаются с садом. Потом они запирают двери. Появляется болеющий Фирс. В тишине слышится звук топора.

Анализ произведения и заключение

Прежде всего, стиль этого жанра наблюдается в ярком контрасте образов двух героев: Лопахина и Раневской. Он – предприимчивый, ищет выгоду, она же – несерьезная и ветреная. Есть и смешные ситуации. Например, представления Шарлотты, общение Гаева со шкафом и т. п.

Читая эту книгу в оригинале, по главам и действиям, а не в сокращении, сразу возникает вопрос: что значит вишневый сад для героев пьесы? Для помещиков сад – это целая история прошлого, в то время как для Лопахина – это место, на котором будет строиться его будущее.

Проблематика контрастов отношений на стыке двух веков поднята в произведении. Также стоит вопрос наследия крепостного права и отношения к последствиям разных слоев общества. Затрагивается вопрос о том, как будет строиться будущее страны на примере локальной ситуации. Поднят вопрос о том, что многие готовы рассуждать и советовать, но только единицы способны действовать.

Антон Павлович Чехов очень много подметил из того, что было актуально на тот период и осталось важным сейчас, поэтому эту лирическую пьесу стоит прочитать каждому. Данное произведение стало последним в творчестве писателя.

Меню статьи:

А. П. Чехов вошел в русскую литературу как писатель, соединивший французское изящество и тонкость, субтильность русской души вместе с ее жестокими, острыми противоречиями. Безусловно, пьеса «Вишневый сад» – это одно из наиболее известных произведений А. П. Чехова, с которым часто ассоциируют его имя.

Особенности персонажей пьесы

Это произведение относится к тем редким текстам, в которых крайне сложно, а порой даже невозможно выделить героев первого и второго плана. Здесь никто не находится в центре, между тем, критерием разграничения действующих лиц выступает отнюдь не внимание к ним автора и не позиция в тексте, но их социальный статус.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию который входит в число немногих, особенно любимых автором.

Мы могли бы охарактеризовать всех героев как главных, ведь даже самый незначительный персонаж, как оказывается впоследствии, играет весомую роль для сюжета текста. Наверное, здесь очевидно, как именно работает фраза «встречают по одежке, провожают по уму»: в своем восприятии других людей мы подвержены стереотипам, на формирование которых влияет, например, социальное положение, статус, общественная значимость другого человека.

Учитывая то, что это пьеса, характер героев выстраивается автором не через описания, а через речь, реплики, что очень рационализирует само произведение. Однако теперь стоит более детально рассмотреть специфику выбранных нами персонажей.

Любовь Андреевна Раневская

Эта героиня разрывается между тем, что велит ей сердце, и между тем, к чему толкают ее жизненные обстоятельства. По происхождению она – аристократка, но судьба распорядилась так, что после кончины мужа она осталась одинока, а компанию ей составляли в основном неоплаченные долги.


Само ее имя – Любовь – намекает нам на то, что женщине были необходимы новые чувства и впечатления. Она страстно ищет их, но плата за такой поиск высока – она теряет не только супруга, но и своего маленького сына. После этого трагического случая Раневскую постоянно мучит совесть, она пытается уединиться за границей, впрочем, любовник-альфонс находит ее и там, принося разорение за разорением – как сердечное, так и материальное.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с А.П. Чехова.

Любовь ищет покоя, но найти его в суете и постоянном напряжении от долговой ямы не представляется реальным. У нее есть выбор – она может спасти свое имение и свой сад, который так сильно любит, но за это Любовь должна стать женой Лопахина. Это означает прерывание традиции, ведь линия наследования имения прервется, так как Лопахин не подходит ей по статусу. Раневская оказалась в плену собственных, возможно, навязанных обществом культурных кодов и стереотипов.

Леонид Андреевич Гаев

У героини также есть брат – Леонид Андреевич Гаев. Он, так же, как и сестра, имеет все черты аристократов: он тонко чувствует прекрасное, Леонид щедрый и отзывчивый, прекрасно образованный человек. Но, как это часто случается, преимущества переходят в пороки: ведь на самом деле мы имеем дело с одними и теми же качествами, просто, например, лишенная середины щедрость оборачивается ее крайним проявлением – транжирством, а отзывчивость и доброта переходят в безволие и излишнюю мягкотелость.

Ермолай Алексеевич Лопахин

Если остальных персонажей пьесы отличает многословие и лишь малая толика действия, но в случае Лопахина все наоборот: он, пожалуй, единственный по-настоящему действующий человек.


Он представляет сословие не аристократов, а купцов. В нем можно заметить все черты, отличающие идеал протестантизма: человека делает себя сам, а успех в делах свидетельствует о поддержке Бога.

Чутье, упорство, целеустремленность, ум и деловая хватка – вот те черты, которые позволили отпрыску крепостных стать богачом.

Но деньги в этом обществе – это еще не все. Лопахин имеет множество ярких и положительных качеств, однако он не владеет тем языком, который понимают люди, в общество которых тот стремится. Это язык и код социального статуса, определяемого в ту эпоху все же происхождением.

Лопахин, между тем, обладает и тонким мироощущением. Он – ценитель красоты, которая далеко не всегда очевидна. Так, герой видит прекрасное в саду Раневской, но она, к сожалению, не способна оценить это по достоинству. Слепота социальных ролей – то, что видит здесь читатель.

Петр Трофимов

Возможно, Петя также ведет свое происхождение из дворянского рода. Но теперь он бедный и «облезлый» студент, которого можно назвать барином лишь в шутку. У Пети нет дома, он – носитель идей о всеобщем благе и счастье, доступном всем людям без исключения.

Проблема Петра состоит в том, что он тоже является человеком слов, а не дела. Красиво и увлекательно он высказывает свои идеи о благе, однако, вместе с тем, воплощает собой полную пассивность в ее реализации.

Петр живет в мире собственных мечтаний. Он – человек-номад, вечно путешествующий и переходящий с места на место. Такая жизнь отличает несчастных людей, для которых углубление в мечты является своего рода эскапизмом.

Анна

Мечты Петра, между тем, вдохновляют и увлекают дочь Раневской – Анну. Аня воспитывалась своим дядей, которому была оставлена матерью. Когда Аня была подростком, она по большей части жила своим внутренним миром, что обусловило некоторую ее наивность в юношеские годы. Девушка также наследует лучшие качества аристократов, но ее черты – по причине ее молодых лет – еще не переходят в крайности.

Варя

Раневская также имела приемную дочь – Варю. Однако на деле девушка следила за имением, она была ответственна за слуг, а также заботилась о хозяевах поместья. У Вари нет возвышенных идей: ее жизнь оборачивается вокруг быта, но именно этот быт является базисом, освобождающим время для других персонажей, чтобы те могли устремляться мыслями в высокие материи.

" была создана Чеховым в 1903 году, поставлена в 1904 году, на сцене Московского Художественного театра.

"Вишневый сад" называют пьесой о закате поместнодворянской жизни, но прежде всего, это пьеса о Родине, о мнимых и подлинных хозяинах Русской земли, о наступющем обновлении России.

Россия отжившего прошлого представлена в пьесе образами Раневского и Гаева. Этим героям вишневый сад дорог как память, как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, о своей легкой и изящной жизни. В представленной автором дворянской усадьбе мы в первую очередь видим культурное гнездо.

А теперь давайте перейдем к анализу героев пьесы Чехова.

Раневская Любовь Андреевна – помещица, душа прекрасного дома, его хозяйка. 5 лет жила за границей, в Париже. Много тратила денег, вела расточительный образ жизни, ни в чем себе не отказывала. К ней постоянно тянутся люди несмотря на все ее пороки и легкомыслие. Раневская сентиментальна, проста в общении. Ее переполняются чувства радости, когда вернулась домой, плачет при виде детской. Для нее слово ответсвенность ничего не значит, когда нужно было решать проблему с Вишневым садом, она наивно думала, что все пройдет само собой и уложится. Когда Раневская потеряла свое имение, она не переживает ни какой драмы по этому поводу. Она возвращается в Париж к своей нелепой любви, к которой, видимо, они и без того бы вернулась, несмотря на все ее громкие слова о невозможности жить далеко от Родины. Героиня не испытывает ни каких серьезных переживаний, она легко может переходить от состояния беспокойства, озабоченности к веселому и беззаботному оживлению. Так произошло и на этот раз. Она быстра успокоилась по поводу постигшей ее утраты...

Лопахин Ермолай Алексеевич – купец, сын и внук крепостного крестьянина. Многим обязан Раневской, так как она много ему помогала, любит ее как родную.

В новых условиях Лопахин разбогател, но остался, по его собственному выражению, «мужик мужиком». Лопахин желает помочь Раневской, отдать землю под дачи, но для этого необходимо вырубить сад, для него Вишневый сад просто «большой». он глубоко страдает от двойственности. Вырубает вишневый сад, и может показаться, что грубый, необразованный купец уничтожил красоту, не задумываясь над тем, что он делает, только лишь ради своей прибыли. Но на самом деле Лопахин делает это не только ради наживы и для нее. Есть другая причина, намного важнее собственного обогащения - это месть за прошлое. Он вырубает сад, прекрасно осознавая, что это "имение, лучше которого нет ничего в мире". Таким образом он пытается убить память, которая против его воли постоянно напоминает ему, что он "мужик", а разорившиеся владельцы вишневого сада - "господа". Ему любыми способа, всеми своими силами хочется стереть эту грань, отделяющую его от "господ". В Лопахине просматриваются черты хищного зверя. Деньги и власть, приобретенная вместе с ними, калечат его душу. В нем живут и борются два человека: один - "с тонкой, нежной душой", другой - "хищный зверь".

Аня – дочь Раневской. Девушка 17-ти лет, именно с ней связана тема будущего России. Влюблена в Петю Трофимова и находится под его влиянием. Полностью разделяет идею Пети о том, что все дворянство виновато перед Россией. Хочет покинуть родной дом и отправиться с Петей хоть на край света. В А. есть вера в счастье, в свои силы, в другую жизнь. Она говорит матери после продажи имения: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого» и искренне радуется отъезду из родительского дома. Но, возможно, ее ждет разочарование, ведь Петя больше говорит, чем делает.

Трофимов Петя – разночинец 27-ми лет.

Трофимов критикует всю российскую власть, так как считает, что именно она не дает развиваться всей России, ругает за – «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает. Но герой не замечает, что сам он яркий представитель такой интеллигенции: только красиво говорит, ничего при этом не делая. Характерная для Трофимого фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти» (до «высшей правды»). Он отрицает любовь, считая ее чем-то «мелким и призрачным». Он лишь призывает Аню верить ему, так как он предчувствует счастье. Раневская упрекает Петю в холодности, когда он говорит, что нет никакой разницы, продано имение или нет. Вообще Раневская недолюбливает героя, называет его недотепой и гимназистом второго класса. В финале пьесы Петя разыскивает забытые галоши, которые становятся символом его никчемной, хоть и освещенной красивыми словами, жизни.

Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской, помещик. Жалкий аристократ, спустивший все свое состояние. Сентиментален и чувствителен. Очень переживает по поводу продажи имения. Чтобы скрыть это, герой «защищается» рассеянным поведением и словечками вроде «кого?», «от шара направо в угол» и т.д. Совершенно не приспособлен к жизни в новых условиях, не способен к самостоятельной жизни. Он строит нереальные планы спасения вишневого сада (вдруг кто-нибудь оставит им наследство, вдруг Аня выйдет замуж за богача, вдруг тетушка из Ярославля даст им денег). Но этот герой и пальцем не пошевелил, чтобы действительно спасти свое имение, свою «родину». После продажи вишневого сада устраивается на работу в банк, на что Лопахин с сомнением замечает: «только ведь не усидит, ленив очень…»

Фирс – лакей в доме Раневской, старик 87 лет. Он представляет собой тип слуги старого времени. Фирс безгранично предан своим хозяевам и заботится о них, как о собственных детях. Так, встречая Раневскую, Фирс плачет от радости.

После отмены крепостного права он «не согласился на волю, остался при господах». Фирс постоянно вспоминает прошлое, когда барин «ездил в Париж…на лошадях…» и когда все было понятно: «мужики при господах, господа при мужиках».

Старый слуга уже не в состоянии прислуживать, он почти ничего не слышит, постоянно оговаривается. Но сидеть без дела Фирс не может. Он родился для господ и умрет, ухаживая за ними. Почти так и происходит. После продажи имения уезжающие хозяева забывают Фирс в заколоченном доме, где преданный этому дому слуга и умирает.

Яша – молодой лакей. Хам, невежественный, но очень довольный собой и преклоняющийся перед всем иностранным.

Яша – циничный и жестокий человек. Когда к нему из деревни приходит мать и целый день ждет его в людской, лакей пренебрежительно заявляет: «Очень нужно, могла бы и завтра прийти». Наедине с Фирсом Яша говорит старику: «Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох». Яша очень хочет казаться образованным и щеголяет «умными высказываниями»: «По-моему так: ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная». Молодой лакей очень гордится тем, что жил за границей. Иностранным лоском он покоряет сердце горничной Дуняше, но пользуется ее расположением для своей выгоды. После продажи имения Яша просит Раневскую снова взять его с собой в Париж. В России ему оставаться невозможно: «страна необразованная, народ безнравственный, притом скука…»

Для бывших хозяев имения и их окружения - Раневской, Вари, Гаева, Пищика, Шарлотты, Дуняши, Фирса - с гибелью вишневого сада заканчивается привычная жизнь, а что будет дальше - весьма неопределенно. И хотя они и продолжают делать вид, что ничего не изменилось, такое поведение кажется смешным, а в свете сложившейся ситуации, - даже глупым и неразумным. Трагедия этих людей не в том, что они потеряли вишневый сад, разорились, а втом, что их чувства стали весьма измельченными...

Образ вишневого сада в сознании героев пьесы Л. П. Чехова «Вишневый сад»

Вишневый сад объединяет вокруг себя всех героев пьесы. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны будут так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

Владельцы усадьбы - русские помещики Гаев и Раневская. И брат, и сестра - образованные, умные, чуткие люди. Они умеют ценить красоту, тонко чувствуют ее, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения. Гаев и Раневская лишены чувства реальности, практичности и ответственности, а потому не в состоянии позаботиться ни о себе, ни о близких людях. Они не могут последовать совету Лопахина и сдать землю в аренду, несмотря на то что это принесло бы им солидный доход: «Дачи и дачники - это так пошло, простите». Пойти на эту меру им мешают особые чувства, которые связывают их с усадьбой. Они относятся к саду как к живому человеку, с которым их очень многое связывает. Вишневый сад для них-это олицетворение прошлой с жизни, ушедшей молодости. Глядя в окно на (сад, Раневская восклицает «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось». Вернувшись в родную усадьбу, она вновь почувствовала себя молодой и счастливой.

Чувств Гаева и Раневской не разделяет Лопахин. Их поведение кажется ему странным и нелогичным. Он удивляется, почему на них не действуют столь очевидные для него доводы благоразумного выхода из затруднительной ситуации. Лопахин умеет ценить красоту: его восхищает сад, «прекраснее которого нет ничего на свете». Но он - человек деятельный и практичный. Он искренне старается помочь Гаеву и Раневской, постоянно убеждая их: « И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее, аукцион на носу! Поймите!» Но они не желают его слушать. Гаев способен лишь на пустые клятвы: «Честью моей, чем хочешь клянусь, имение не будет продано!..»

Однако аукцион состоялся, и Лопахин купил имение. Для него это событие имеет особый смысл: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется...» Таким образом, для Лопахина покупка имения становится неким символом

его успешности, наградой за многолетние труды. Для Лопахина вишневый сад - всего лишь земля, которую можно продать, заложить или купить. В своей радости он даже не считает нужным проявить элементарное чувство такта по отношению к прежним хозяевам усадьбы. Он начинает вырубать сад, даже не дожидаясь их отъезда. В чем-то ему сродни бездушный лакей Яша, в котором начисто отсутствуют такие чувства, как доброта, любовь к матери, привязанность к месту, где родился и вырос. В этом он - прямая противоположность Фирсу, у которого эти качества необычайно развиты. Фирс - самый старый человек в доме. Он много лет верой и правдой служит своим господам, искренне любит их и по-отцовски готов оберегать от всех бед. Пожалуй, Фирс - единственный персонаж пьесы, наделенный этим качеством - преданностью. Фирс - очень цельная натура, и эта цельность со всей полнотой проявляется в его отношении к саду. Сад для старого лакея - это родовое гнездо, которое он стремится оберегать так же, как и своих господ.

Петя Трофимов - представитель нового поколония. Его вообще не волнует судьба вишневого сада. «Мы выше любви»,- заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Петя смотрит на все слишком поверхностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе надуманных идей. Внешне Петя и Аня счастливы. Они хотят идти к новой жизни, решительно порвав с прошлым. Сад для них - «вся Россия», а не только этот вишневый сад. Но разве можно, не любя родного дома, полюбить весь мир? Оба героя устремляются к новым горизонтам, но теряют корни. Взаимопонимание между Раневской и Трофимовым невозможно. Если для Пети нет прошлого и воспоминаний, то Раневская глубоко горюет: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни...»

Вишневый сад - символ красоты. Но кто же спасет красоту, если люди, которые способны ее ценить, не в силах за нее бороться, а люди энергичные и деятельные смотрят на нее только как на источник выгоды и наживы?

Вишневый сад - символ добра, а потому такие выражения, как «подрубить корни», «растоптать цветок» или «ударить по дереву топором», звучат кощунственно и бесчеловечно.

Размышляя над характерами и поступками героев пьесы, мы задумываемся над судьбой России, которая является для нас тем самым «вишневым садом».