Бертольд биография. Бертольд Брехт: биография, личная жизнь, семья, творчество и лучшие книги. Возвращение в Германию

Каждому человеку, хоть немного интересующемуся театром, пусть даже это и совсем еще не искушенный театрал, знакомо имя Бертольда Брехта . Он занимает почетное место в ряду выдающихся театральных деятелей, и его влияние на европейский театр можно сравнить с влиянием К. Станиславского и В. Немировича-Данченко на русский. Пьесы Бертольта Брехта ставятся повсеместно, и Россия не является исключением.

Бертольд Брехт. Источник: http://www.lifo.gr/team/selides/55321

Что такое «эпический театр»?

Бертольт Брехт – не просто драматург, писатель, поэт, но и основатель театральной теории – «эпического театра» . Сам Брехт противопоставлял ее системе «психологического » театра, основоположником которой является К.Станиславский . Основным принципом «эпического театра» являлось соединение драмы и эпоса, что противоречило общепринятому пониманию театрального действия, основанного, по мнению самого Брехта , только на идеях Аристотеля. Для Аристотеля эти два понятия были несовместимы на одной сцене; драма должна была полностью погружать зрителя в реальность спектакля, вызывать сильные эмоции и заставлять остро переживать события вместе с актерами, которым предполагалось вживаться в роль и, для достижения психологической достоверности, изолировать себя на сцене от зрителей (в чем, по Станиславскому , им помогала условная «четвертая стена», отделявшая актеров от зрительного зала). Наконец, для психологического театра необходимо было полное, детальное восстановление антуража.

Брехт же, наоборот, считал, что подобный подход переключает внимание в большей степени только на действие, отвлекая от сути. Цель «эпического театра » – заставить зрителя абстрагироваться и начать критически оценивать и анализировать происходящее на сцене. Лион Фейхтвангер писал:

«По Брехту, вся суть заключается в том, чтобы зритель больше не обращал внимания на «что», а только на «как» … Согласно Брехту, всё дело в той, чтобы человек в зрительном зале лишь созерцал события на сцене, стремясь как можно больше узнать и услышать. Зритель должен наблюдать за течением жизни, извлечь из наблюдения соответствующие выводы, отклонить их или согласиться, — он должен заинтересоваться, но, боже упаси, только не расчувствоваться. Он должен рассматривать механизм событий точно так же, как механизм автомашины»

Эффект отчуждения

Для «эпического театра» важен был «эффект отчуждения ». Сам Бертольд Брехт говорил, что необходимо «просто лишить событие или характер всего, что само собой разумеется, знакомо, очевидно, и вызвать по поводу этого события удивление и любопытство», что должно сформировать у зрителя способность критически воспринимать действие.

Актеры

Брехт отказался от принципа, что актер должен максимально вживаться в роль, более того, от актера требовалось выражение его собственной позиции по отношению к своему персонажу. В своем докладе (1939 год) Брехт аргументировал эту позицию следующим образом:

«Если между сценой и публикой устанавливался контакт на основе вживания, зритель был способен увидеть ровно столько, сколько видел герой, в которого он вжился. И по отношению к определённым ситуациям на сцене он мог испытывать такие чувства, которые разрешало „настроение“ на сцене»

Сцена

Соответственно, и оформление сцены должно было работать на идею; Брехт отказался от достоверного воссоздания антуража, воспринимая сцену как инструмент. От художника теперь требовался минималистический рационализм , декорации должны были быть условными и представлять зрителю изображаемую реальность лишь в общих чертах. Использовались экраны, по которым шли титры, кинохроника, что также препятствовало «погружению» в спектакль; иногда же декорации меняли прямо на глазах у зала, не опуская занавес, намеренно разрушая сценическую иллюзию.

Музыка

Для реализации «эффекта отчуждения» Брехт использовал в своих спектаклях также и музыкальные номера – в «эпическом театре» музыка дополняла актерскую игру и выполняла ту же функцию – выражение критического отношения к происходящему на сцене. В первую очередь, в этих целях использовались зонги . Эти музыкальные вставки специально как бы выпадали из действия, использовались не к месту, но этот прием подчеркивал несоответствие только форме, а не содержанию.

Влияние на русский театр сегодня

Как уже было отмечено, пьесы Бертольта Брехта по-прежнему пользуются популярностью у режиссеров всех мастей, и московские театры сегодня предоставляют большой выбор и позволяют наблюдать весь спектр таланта драматурга.

Так, в мае 2016 года состоялась премьера спектакля “Мамаша Кураж” в театре Мастерская Петра Фоменко . В основе спектакля лежит пьеса “Мамаша Кураж и ее дети” , которую Брехт начал писать в канун Второй мировой войны, задумав сделать таким образом предупреждение. Однако, драматург закончил работу осенью 1939 года, когда война уже началась. Позже Брехт напишет:

«Писатели не могут писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь чтобы сочинять, надо думать… „Мамаша Кураж и её дети“ - опоздала»

При написании пьесы источниками вдохновения Брехту служили два произведения – повесть «Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж », написанная в 1670 году Г. фон Гриммельсгаузеном , участником Тридцатилетней войны, и «Сказания прапорщика Столя » Й. Л. Рунеберга . Героиня пьесы, маркитантка, использует войну как способ обогатиться и не испытывает никаких чувств по отношению к этому событию. Кураж заботится о своих детях, которые, наоборот, представляют лучшие человеческие качества, которые видоизменяются в условиях войны и обрекают всех троих на погибель. «Мамаша Кураж » не только воплотила в себе идеи «эпического театра», но и стала первой постановкой театра «Берлинер ансамбль » (1949), созданного Брехтом .

Постановка пьесы «Мамаша Кураж» в театре Фоменко. Источник фото: http://fomenko.theatre.ru/performance/courage/

В театре им. Маяковского в апреле 2016 года состоялась премьера спектакля «Кавказский меловой круг» по одноименной пьесе Брехта . Пьеса была написана в Америке в 1945 году. Эрнст Шумахер , биограф Бертольта Брехта , высказывал предположение, что, избрав местом действия Грузию, драматург как бы отдал дань уважения роли Советского Союза во Второй Мировой Войне. В эпиграф спектакля вынесена цитата:

«Дурные времена делают человечность опасной для человека»

В основе пьесы лежит библейская притча о царе Соломоне и двух матерях, спорящих, чей ребенок (также, по мнению биографов, на Брехта оказала влияние пьеса «Меловой круг » Клабунда , в основе которой, в свою очередь, лежала китайская легенда). Действие разворачивается на фоне Второй Мировой Войны. В этом произведении Брехт ставит вопрос, чего стоит добрый поступок?

Как отмечают исследователи, эта пьеса – пример «правильного» для «эпического театра» сочетания эпоса и драмы.

Постановка пьесы «Кавказский меловой круг» в театре Маяковского. Источник фото: http://www.wingwave.ru/theatre/theaterphoto.html

Пожалуй, самая известная в России постановка «Доброго человека из Сезуана» Добрый человек из Сычуани ») – постановка Юрия Любимова в 1964 году в Театре на Таганке , с которой для театра началась эпоха расцвета. Сегодня интерес режиссеров и зрителей к пьесе не пропал, спектакль Любимова по-прежнему на сцене, в Театре имени Пушкина можно посмотреть версию Юрия Бутусова . Эту пьесу считают одним из самых ярких образцов «эпического театра ». Как и Грузия в «Кавказском меловом круге », Китай здесь – своеобразная, очень далекая условная сказочная страна. И вот в этом условном мире разворачивается действие – боги спускаются с небес в поисках доброго человека. Это спектакль о доброте. Брехт считал, что это врожденное качество и что оно относится к специфическому набору качеств, которые могут быть выражены только символически. Эта пьеса – притча, и автор ставит здесь перед зрителем вопросы, что есть доброта в жизни, как она воплощается и может ли быть абсолютной, или же присутствует двойственность человеческой натуры?

Постановка пьесы «Добрый человек из Сычуани» Брехта 1964 года в театре на Таганке. Источник фото: http://tagankateatr.ru/repertuar/sezuan64

Одну из самых известных пьес Брехта , «Трехгрошовую оперу », поставил в 2009 году Кирилл Серебренников в МХТ имени Чехова. Режиссер подчеркивал, что ставит зонг – оперу и готовил спектакль два года. Это история о бандите по прозвищу Мэкки – нож, действие происходит в викторианской Англии. В действии принимают участие и нищие, и полицейские, и бандиты, и проститутки. По словам самого Брехта , в пьесе он изобразил буржуазное общество. В основе лежит балладная опера «Опера нищих » Джона Гея . Брехт же говорил, что в написании его пьесы участвовал композитор Курт Вайль . Исследователь В. Гехт , сравнивая два этих произведения, писал:

«Гей наводил замаскированную критику на явные безобразия, Брехт подвергал явной критике замаскированные безобразия. Гей объяснял безобразия человеческими пороками, Брехт, напротив, пороки - общественными условиями»

Особенность «Трехгрошовой оперы » в ее музыкальности. Зонги из спектакля стали невероятно популярны, и в 1929 году в Берлине даже вышел сборник, а позже исполнялись многими мировыми звездами музыкальной индустрии.

Постановка пьесы «Тёхгрошова опера» в МХТ имени А.П. Чехова. Источник фото: https://m.lenta.ru/photo/2009/06/12/opera

Бертольд Брехт стоял у истоков совершенно нового театра, где главная цель автора и актёров - воздействовать не на эмоции зрителя, а на его разум: заставить зрителя быть не участником, сопереживающим происходящему, искренне верящему в реальность сценического действа, а спокойным созерцателем, который чётко понимает разницу между реальностью и иллюзией реальности. Зритель драматического театра плачет вместе с плачущим и смеётся вместе со смеющимся, в то время как зритель эпического театра Брехта

Немецкая литература

Бертольт Брехт

Биография

БРЕХТ, БЕРТОЛЬД

Немецкий драматург и поэт

Брехт по праву считается одним из крупнейших деятелей европейского театра второй половины ХХ века. Он был не только талантливым драматургом, пьесы которого до сих пор идут на сцене многих театров мира, но и создателем нового направления, получившего название «политический театр».

Родился Брехт в немецком городе Аугсбурге. Еще в гимназические годы увлекся театром, но по настоянию семьи решил посвятить себя медицине и после окончания гимназии поступил в Мюнхенский университет. Поворотным пунктом в судьбе будущего драматурга стала встреча с известным немецким писателем Леоном Фейхтвангером. Он заметил талант юноши и посоветовал ему заняться литературой.

Как раз в это время Брехт закончил свою первую пьесу - «Барабаны в ночи», которая была поставлена в одном из мюнхенских театров.

В 1924 году Брехт закончил университет и переехал в Берлин. Здесь он

Встретился с известным немецким режиссером Эрвином Пискатором, и в 1925 году вместе они создали «Пролетарский театр». Собственных денег, чтобы заказывать пьесы известным драматургам, у них не было, и Брехт решил писать сам. Он начал с того, что переделывал пьесы или писал инсценировки известных литературных произведений для непрофессиональных актеров.

Первым таким опытом стала его «Трехгрошовая опера» (1928) по книге английского писателя Джона Гея «Опера нищих». В основе ее сюжета - история нескольких бродяг, вынужденных искать средства для существования. Пьеса сразу же стала пользоваться успехом, поскольку нищие никогда еще не были героями театральных постановок.

Позже вместе с Пискатором Брехт пришел в Берлинский театр Фольксбюнне", где была поставлена вторая его пьеса - «Мать» по роману М.Горького. Революционный пафос Брехта отвечал духу времени. Тогда в Германии происходило брожение разных идей, немцы искали пути будущего государственного устройства страны.

Следующая пьеса Брехта - «Приключения бравого солдата Швейка» (инсценировка романа Я. Гашека) - привлекла внимание зрителей народным юмором, комичными житейскими ситуациями, яркой антивоенной направленностью. Однако она же навлекла на автора недовольство фашистов, которые к тому времени пришли к власти.

В 1933 году все рабочие театры в Германии были закрыты, и Брехту пришлось покинуть страну. Вместе с женой, известной актрисой Еленой Вайгель, он переезжает в Финляндию, где пишет пьесу «Мамаша Кураж и ее дети».

Сюжет был заимствован из немецкой народной книги, в которой рассказывалось о приключениях торговки во время Тридцатилетней войны. Брехт перенес действие в Германию периода первой мировой войны, и пьеса прозвучала как предостережение против новой войны.

Еще более отчетливую политическую окраску получила пьеса 4 Страх и отчаяние в третьей империи", в которой драматург вскрыл причины прихода к власти фашистов.

С началом второй мировой войны Брехту пришлось покинуть Финляндию, ставшую союзницей Германии, и переехать в США. Туда он привозит несколько новых пьес - Жизнь Галилея" (премьера состоялась в 1941 году), «Господин Пунтилла и его слуга Матти» и «добрый человек из Сезуана». В их основе лежат фольклорные сюжеты разных народов. Но Брехт сумел придать им силу философского обобщения, и его пьесы из народной сатиры стали притчами.

Стараясь как можно лучше донести до зрителя свои мысли, идеи, убеждения, драматург ищет новые выразительные средства. Театральное действие в его пьесах разворачивается в прямом контакте со зрителями. Актеры выходят в зал, заставляя зрителей ощутить себя непосредственными участниками театрального действия. Активно используются зонги - песни, исполняемые профессиональными певцами на сцене или в зале и включенные в канву спектакля.

Эти открытия потрясали зрителей. Не случайно Брехт оказался одним из первых авторов, с которых начался Московский театр на Таганке. Режиссер Ю. Любимов поставил одну из пьес Брехта - «добрый человек из Сезуана», которая наряду с некоторыми другими спектаклями стала визитной карточкой театра.

После окончания второй мировой войны Брехт возвращается в Европу и поселяется в Австрии. Там с большим успехом идут пьесы, написанные им в Америке, «Карьера Артуро Уи» и «Кавказский меловой круг». Первая из них явилась своеобразным театральным ответом на нашумевший фильм Ч. Чаплина «Великий диктатор». Как заметил сам Брехт, в этой пьесе он хотел договорить то, что не сказал сам Чаплин.

В 1949 году Брехта приглашают в ГДР, и он становится руководителем и главным режиссером театра «Берлинер ансамбль». Вокруг него объединяется группа актеров: Эрих Эндель, Эрнст Буш, Елена Вайгель. Только теперь Брехт получил неограниченные возможности для театрального творчества и экспериментов. На этой сцене состоялись премьеры не только всех пьес Брехта, но и написанных им инсценировок крупнейших произведений мировой литературы - дилогии из пьесы Горького «Васса Железнова» и романа «Мать», пьес Г. Гауптмана «Бобровая шуба» и «Красный петух». В этих постановках Брехт выступал не только как автор инсценировок, но и как режиссер.

Особенности драматургии Брехта потребовали нетрадиционной организации театрального действия. Драматург не стремился к максимальному воссозданию реальности на сцене. Поэтому он отказался от декораций, заменив их белым задником, на фоне которого находились всего несколько выразительных деталей, обозначающих место действия, как, например, фургон мамаши Кураж. Свет был ярким, но лишенным каких бы то ни было эффектов.

Актеры играли не торопясь, часто импровизировали, так что зритель становился соучастником действия и активно сопереживал героям спектаклей.

Вместе со своим театром Брехт объехал множество стран мира, в том числе и СССР. В 1954 году он был награжден Ленинской премией мира.

Родился Бертольд Брехт в немецком городе Аугсбурге 10 февраля 1898 года в семье домовладельца, управляющего фабрики. В 1917 году, закончив аугсбургскую гимназию, Брехт по настоянию семьи поступил в Мюнхенский университет на медицинский факультет. В 1918 году его призвали на службу в армию. В годы службы написаны его первые произведения, такие как стихотворение «Легенда о мертвом солдате», пьесы «Ваал» и «Барабанный бой в ночи». В 1920-х годах Берхольд Брехт жил в Мюнхене и Берлине. В эти годы он писал прозу, лирические стихи и различные статьи об искусстве. Исполняя под гитару собственные песни, выступая в небольшом мюнхенском театре-варьете.

Бертольд Брехт считается одним из ведущих деятелей европейского театра второй половины ХХ века. Он считался талантливым драматургом, постановки пьес которого до сих пор проходят на сценах различных театров мира. Кроме того, Бертольд Брехт считается создателем нового направления под названием «эпитический театр», главной задачей которого Брехт считал воспитание в зрителе классового сознания и готовности к политической борьбе. Особенность драматургии Брехта заключалась в нетрадиционной организации театральных постановок. Он отказался от ярких декораций, заменив их простым белым задником, на фоне которого просматривалось несколько выразительных деталей, обозначающих место действия. С актерами своего театра Брехт посетил множество стран, в том числе и СССР. В 1954 году Бертольда Брехта наградили Ленинской премией мира.

В 1933 году, при наступлении фашистской диктатуры, Брехт вместе с супругой, известной актрисой Еленой Вейгель и их маленьким сыном покинул Германию. Сначала семья Брехтов оказалась в Скандинавии, затем в Швейцарии. Спустя несколько месяцев после эмиграции Бертольда Брехта, в Германии стали сжигать его книги, а писателя лишили гражданства. В 1941 году Брекхем поселился в Калифорнии. За годы эмиграции (1933-1948) были написаны лучшие пьесы драматурга.

Вернулся на Родину Бертольд Брехт только в 1948 году, поселившись в Восточном Берлине. Творчество Брехта имело большой успех и огромное влияние на развитие театра 20 века. Его пьесы шли во всем мире. Скончался Бертольд Брехт в Берлине 14 августа 1956 года.

Бертольд Брехт - немецкий писатель, драматург, видный деятель европейского театра, основатель нового направления под названием «политический театр». Родился в Аугсбурге 10 февраля 1898 г.; его отец был директором бумажной фабрики. Во время учебы в городской реальной гимназии (1908-1917) начал писать стихи, рассказы, которые были напечатаны в газете «Аугсбурские новости» (1914-1915). Уже в его школьных сочинениях прослеживалось резко отрицательное отношение к войне.

Привлекало юного Брехта не только литературное творчество, но и театр. Однако семья настояла на том, чтобы Бертольд приобрел профессию врача. Поэтому, окончив гимназию, он в 1917 г. стал студентом Мюнхенского университета, где, впрочем, ему довелось поучиться недолго, поскольку его призвали в армию. По состоянию здоровья службу он нес не на фронте, а в госпитале, где ему открылась реальная жизнь, входящая в противоречие с пропагандистскими речами о великой Германии.

Возможно, биография Брехта могла бы быть совсем другой, если бы не его знакомство в 1919 г. с Фейхтвангером , известным писателем, который, увидев одаренность молодого человека, посоветовал ему продолжить занятия литературой. В том же году появляются первые пьесы начинающего драматурга: «Ваал» и «Барабанный бой в ночи», которые были поставлены на сцене театра «Каммершпиле» в 1922 г.

Мир театра становится еще ближе для Брехта после окончания в 1924 г. университета и переезда в Берлин, где он свел знакомство со многими деятелями искусства, поступил на службу в «Дойчес театр». Совместно с известным режиссером Эрвином Пискатором в 1925 г. им был создан «Пролетарский театр», для постановок которого было решено писать пьесы самостоятельно ввиду отсутствия финансовой возможности заказывать их у состоявшихся драматургов. Брехт брал известные литературные произведения и делал их инсценировки. Первыми ласточками стали «Похождения бравого солдата Швейка» Гашека (1927) и «Трехгрошовая опера» (1928), созданная на основе «Оперы нищих» Дж. Гея. Была поставлена им и горьковская «Мать» (1932), поскольку Брехту были близки идеи социализма.

Приход в 1933 г. к власти Гитлера, закрытие в Германии всех рабочих театров заставляет Брехта и его жену Елену Вайгель покинуть страну, переехать в Австрию, а затем, после ее оккупации, в Швеции и Финляндию. Нацисты официально в 1935 г. лишили Бертольда Брехта гражданства. Когда и Финляндия вступила в войну, семья писателя на целых 6 с половиной лет перебирается в США. Именно в эмиграции им написаны наиболее известные его пьесы - «Мамаша Кураж и ее дети» (1938), «Страх и отчаянье в Третьей Империи» (1939), Жизнь Галилея» (1943), «Добрый человек из Сезуана» (1943), «Кавказский меловой круг» (1944), в которых красной нитью проходила мысль о необходимости борьбы человека с устаревшим миропорядком.

После окончания войны ему пришлось покинуть США из-за возникшей угрозы преследования. В 1947 г. Брехт уезжает жить в Швейцарию - единственную страну, выдавшую ему визу. Западная зона родной страны отказала ему в разрешении возвратиться, поэтому через год Брехт поселяется в Восточном Берлине. С этим городом связан последний этап его биографии. В столице им был создан театр под названием «Берлинер ансамбль», на подмостках которого шли лучшие пьесы драматурга. Детище Брехта побывало на гастролях в большом количестве стран, включая Советский Союз.

Помимо пьес, творческое наследие Брехта включает романы «Трехгрошовый роман» (1934), «Дела господина Юлия Цезаря » (1949), довольно большое количество рассказов и стихов. Брехт был не только литератором, но и активным общественным, политическим деятелем, принимал участие в работе левых международных конгрессов (1935, 1937, 1956). В 1950 г. состоялось его назначение на должность вице-президента Академии искусств ГДР, в 1951 г.

Избрание членом Всемирного совета мира, в 1953 г. он возглавил общегерманский ПЕН-клуб, в 1954 г. получил международную Ленинскую премию Мира. Сердечный приступ прервал жизнь драматурга, ставшего классиком, 14 августа 1956 года.

Немецкий драматург, театральный режиссер, поэт, один из самых ярких театральных деятелей XX века.

Ойген Бертольт Фредерик Брехт / Eugen Berthold Friedrich Brecht родился 10 февраля 1898 в баварском городе Аугсбург в семье сотрудника бумажной фабрики. Его отец был католиком, мать – протестанткой.

В школе Бертольт познакомился с Каспаром Неером / Caspar Neher, с которым дружил и работал вместе всю жизнь.

В 1916 году Бертольт Брехт начал писать статьи для газет. В 1917 году он записался на медицинский курс в Мюнхенском университете, но его больше интересовало изучение драмы. Осенью 1918-го его призвали в армию и за месяц до окончания войны направили в качестве санитара в клинику в родном городе.

В 1918-м Брехт написал свою первую пьесу «Ваал », в 1919-м была готова вторая – «Барабаны в ночи ». Ее поставили в Мюнхене в 1922 году.

При поддержке известного критика Херберта Иеринга / Herbert Ihering баварская публика открыла для себя творчество молодого драматурга, получившего престижную литературную премию Клейста.

В 1923 году Бертольт Брехт попробовал свои силы в кинематографе, написав сценарий короткометражки «Тайны парикмахерской ». Экспериментальная лента не нашла аудиторию и получила культовый статус намного позже. В том же году в Мюнхене была поставлена третья пьеса Брехта - «В чаще городов ».

В 1924 году Брехт работал вместе с Лионом Фейхтвангером / Lion Feuchtwanger над адаптацией «Эдварда II » Кристофера Марлоу / Christopher Marlowe. Пьеса легла в основу первого опыта «эпического театра» - дебютной режиссерской постановки Брехта.

В том же году Бертольт Брехт переехал в Берлин, где получил должность помощника драматурга в Немецком театре, и где без особого успеха поставил новую версию своей третьей пьесы.

В середине 20-х Брехт выпустил сборник рассказов и увлекся марксизмом. В 1926-м была написана пьеса «Человек есть человек ». В 1927 году он вошел в состав театральной компании Эрвина Пискатора / Erwin Piscator. Тогда же он поставил спектакль по свой пьесе «» при участии композитора Курта Вайля / Kurt Weill и Каспара Неера , отвечавшего за визуальную часть. Та же команда работала над первым громким успехом Брехта – музыкальным спектаклем «Трехгрошовая опера », который прочно вошел в репертуар мировых театров.

В 1931 году Брехт написал пьесу «Святая Иоанна скотобоен », которая так и не была поставлена при жизни автора. Зато в этом году «Расцвет и падение города Махагони » имел успех в Берлине.

В 1932 году с приходом к власти нацистов Брехт покинул Германию, отправившись сначала в Вену, затем в Швейцарию, потом в Данию. Там он провел 6 лет, написал «Трехгрошовый роман », «Страх и отчаяние в Третьей империи », «Жизнь Галилея », «Мамаша Кураж и ее дети ».

С началом Второй мировой войны Бертольт Брехт , чье имя попало в черные списки нацистов, не получив вид на жительство в Швеции, переехал сначала в Финляндию, оттуда – в США. В Голливуде он написал сценарий антивоенного фильма «Палачи тоже умирают! », который поставил его соотечественник Фриц Ланг / Fritz Lang. В это же время была написана пьеса «Сны Симоны Машар ».

В 1947 году Брехт , которого американские власти подозревали в связях с коммунистами, вернулся в Европу – в Цюрих. В 1948 году Брехту предложили открыть свой театр в Восточном Берлине – так появился «Берлинер ансамбль ». Первая же постановка, «Мамаша Кураж и её дети », принесла театру успех – Брехта постоянно приглашали на гастроли по всей Европе.

Личная жизнь Бертольта Брехта / Berthold Brecht

В 1917 году Брехт начал встречаться с Паулой Банхользер / Paula Banholzer, в 1919 году у них родился сын Франк. Он погиб в Германии в 1943 году.

В 1922-м Бертольт Брехт женился на венской оперной певице Марианне Цофф / Marianne Zoff. В 1923 году у них родилась дочь Ханна, она прославилась как актриса под именем Ханна Хиоб / Hanne Hiob.

В 1927 году супруги развелись из-за связей Бертольта с его помощницей Элизабет Хауптманн / Elisabeth Hauptmann и актрисой Хеленой Вейгель / Helene Weigel, которая в 1924 родила ему сына Стефана.

В 1930-м Брехт и Вейгель поженились, в том же году у них родилась дочь Барбара, которая также стала актрисой.

Ключевые пьесы Бертольта Брехта / Berthold Brecht

  • Турандот, или Конгресс обелителей / Turandot oder Der Kongreß der Weißwäscher (1954)
  • Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть / Der aufhaltsame Aufstieg des Arturo Ui (1941)
  • Господин Пунтила и его слуга Матти / Herr Puntila und sein Knecht Matti (1940)
  • Жизнь Галилея / Leben des Galilei (1939)
  • Мамаша Кураж и её дети / Mutter Courage und ihre Kinder (1939)
  • Страх и отчаяние в Третьей империи / Furcht und Elend des Dritten Reiches (1938)
  • Святая Иоанна скотобоен / Die heilige Johanna der Schlachthöfe (1931)
  • Трёхгрошовая опера / Die Dreigroschenoper (1928)
  • Человек есть человек / Mann ist Mann (1926)
  • Барабаны в ночи / Trommeln in der Nacht (1920)
  • Ваал / Baal (1918)

Брехт Бертольд

Полное имя Эуген Бертхольд Фридрих Брехт (род. в 1908 г. - ум. в 1956 г.)

Выдающийся немецкий драматург, писатель, режиссер, театральный деятель, критик. Образованный от его имени театральный термин «брехтовский» означает - рациональный, блестяще язвительный в своем анализе человеческих отношений. По мнению исследователей, своими драматургическими успехами он во многом обязан таланту и самоотверженности женщин, которые его любили.

Гений Брехта, несомненно, принадлежит не только родной Германии, чью духовную ситуацию конца двадцатых годов он выразил в своих беспощадных пьесах. Он принадлежит всему XX в., потому что Брехт, возможно, как никто другой из художников, смог с безграничной откровенностью сбросить все обольстительные и спасительные для человечества иллюзии и показать механику социальных отношений во всей их неприкрытой наготе, цинизме и откровенности, не знающей стыда. Если до XX в. человечество решало вслед за эльсинорским принцем вопрос: «Быть или не быть?» - то Брехт со всей прямотой задал в своих знаменитых пьесах другой вопрос: «Как выжить в жизненной схватке?»

Выдающийся театральный реформатор создал систему «эпического театра» с ее «отчуждением», ироническим пафосом, насмешливыми и агрессивными балладами, в которых скрыта затихающая мелодия человеческой души и невидимых миру рыданий. Когда в конце 1950-х гг. Брехт привез свой «Берлинер Ансамбль» на гастроли в Москву, это был мощный эстетический шок. Хелену Вайгель - мамашу Кураж, которая бесстыдным хриплым голосом продолжала торговаться из-за грошей, после того как всех ее детей забрала война, - зрители запомнили надолго.

И все-таки одной из важнейших фигур, определивших духовную атмосферу своего века, Брехт стал не потому, что открыл новую театральную систему. А потому, что решился с вызывающей прямолинейностью лишить человека спасительного покрывала традиционной психологии, морали, психологических коллизий, - он безжалостно разодрал все это «гуманистическое» кружево и, подобно хирургу, вскрыл в человеке и человеческих отношениях, даже лирических, интимных, их «популярную механику».

Брехт дерзко лишил человечество всяческих иллюзий относительно себя. Когда высокие истины пали в цене, он резко снизил в цене и высокие жанры: писал «трехгрошовые» оперы, оперы нищих. Его философия мира и человека, равно как и театральная эстетика, были неприкрыто бедны. Брехт не побоялся показать человеку его портрет без мистики, психологии и душевного привычного тепла; словно специально, заглушал в себе и в своих зрителях душевную печаль и сердечную боль. Он с отстраненной, почти бессердечной холодностью демонстрировал в своих пьесах некое всемирное люмпенство. Поэтому совершенно справедливо был увенчан титулом «проклятого поэта».

Бертольд Брехт родился 10 февраля 1898 г. в Аугсбурге в семье владельца бумажной фабрики. Закончив реальное училище, изучал философию и медицину в Мюнхенском университете, принимал участие в Первой мировой войне. В студенческие годы написал пьесы «Ваал» и «Барабаны в ночи».

Виланд Герцфельде, основатель знаменитого издательства «Малик», как-то заметил: «Бертольд Брехт был своего рода предшественником сексуальной революции. И даже, как видно теперь, одним из ее пророков. Всем наслаждениям жизни этот искатель истины предпочитал два сладострастия - сладострастие новой мысли и сладострастие любви…»

Из увлечений юности Брехта прежде всего следует упомянуть дочь аугсбургского врача Паулу Бинхольц, которая в

1919 г. родила ему сына Франка. Чуть позже его сердце покорила темнокожая студентка медицинского института в Аугсбурге Хедди Кун. В 1920 г. любовница Брехта Дора Манхайм познакомила его со своей подругой Элизабет Гауптманн - наполовину англичанкой, наполовину немкой, также ставшей впоследствии его любовницей. В ту пору Брехт выглядел как молодой волк, худой и остроумный, стригущийся наголо и позирующий перед фотографами в кожаном пальто. В зубах у него - неизменная сигара победителя, вокруг него - свита поклонников. Он дружил с кинематографистами, хореографами, музыкантами.

В январе 1922 г. Брехт впервые входит в настоящий театр не как зритель, а как режиссер. Он начинает, но не заканчивает работу над пьесой своего друга А. Броннена «Отцеубийство». Но не бросает этой затеи, решает ставить экспрессионистскую пьесу по-своему, подавляет пафос и декларацию, требует отчетливой осмысленности в произношении каждого слова, каждой реплики.

В конце сентября состоялся первый спектакль Брехта-режиссера, а за ним появляется и первая драма Брехта-драматурга. В Мюнхене в Камерном театре режиссер Фалькенберг поставил «Барабаны». Успех и признание, к которым так тяжело шел молодой писатель, приходят во всей своей красе. Драма «Барабаны в ночи» завоевала премию Клейста, а ее автор стал драматургом Камерного театра и попал в дом к известному писателю Лиону Фейхтвангеру. Здесь Брехт покорил баварскую писательницу Мари-Луизу Фляйсер, которая позже стала его подругой и безотказной сотрудницей.

В ноябре того же года Бертольд был вынужден жениться на мюнхенской оперной певице Марианне Цофф, после того как она дважды забеременела от него. Правда, брак оказался недолгим. Их дочь Ханне Хиоб стала впоследствии исполнительницей ролей в пьесах своего отца. В этот период начинающий драматург познакомился с актрисой Каролой Неер, которая через некоторое время стала его любовницей.

Осенью 1924 г. Бертольд переехал в Берлин, получив место драматурга в Немецком театре у М. Рейнхардта. Здесь он познакомился с Хеленой Вайгель, своей будущей женой, которая родила ему сына Стефана. Примерно в 1926 г. Брехт стал свободным художником, читал Маркса и Ленина, окончательно убеждаясь в том, что главной целью и смыслом его творчества должна стать борьба за социалистическую революцию. Опыт Первой мировой войны сделал писателя противником войн и стал одной из причин его обращения к марксизму.

В следующем году вышла первая книга стихов Брехта, а также короткая версия пьесы «Зонгшпиль Махагони» - первой его работы в сотрудничестве с талантливым композитором Куртом Вайлем. Их следующее, самое значительное произведение - «Трехгрошовая опера» (вольная переработка пьесы английского драматурга Джона Гэя «Опера нищих») - было с огромным успехом показано 31 августа 1928 г. в Берлине, а затем во всей Германии. С этого момента вплоть до прихода к власти фашистов Брехт написал пять мюзиклов, известных как «учебные пьесы», на музыку К. Вайля, П. Хиндемита и X. Эйслера.

В 1930 г. он создал новую оперу «Подъем и падение города Махагони», где развил мотивы предыдущих пьес. Там еще откровеннее, чем в «Трехгрошовой опере», прямолинейно, даже упрощенно высмеивается буржуазная мораль, а заодно и романтическая идеализация Америки. Музыку написал давний единомышленник Брехта - Курт Вайль. На первой же постановке в Лейпцигской опере, которая состоялась 9 марта, разразился скандал. Часть зрителей свистела, шикала, топала ногами, но большинство рукоплескало. В нескольких местах возникли драки, и свистунов выводили из зала. Скандалы повторялись на каждом спектакле в Лейпциге, а позднее и в других городах. А уже в январе 1933 г. на улицах немецких городов стали ежедневно происходить кровавые стычки. Штурмовики, часто уже при прямой поддержке полицейских, атаковали рабочие демонстрации и забастовочные пикеты. И это уже никак не было связано с театром Брехта, скорее, это было реакцией «зрителя» на действия театра политического.

В это время Брехт выписался из больницы, где его долго держал тяжелейший грипп с осложнениями. В обстановке всеобщего хаоса драматург не мог чувствовать себя в безопасности. Хелена Вайгель, ставшая к тому времени второй женой Брехта и ведущей актрисой брехтовских спектаклей, быстро собралась, и 28 февраля 1933 г., на следующий день после поджога рейхстага, они выехали с сыном в Прагу. Родившуюся же недавно дочь пока отправили в Аугсбург.

Брехт с семьей поселился в Дании и уже в 1935 г. был лишен немецкого гражданства. Вдали от родины драматург писал стихи и скетчи для антинацистских движений, а в 1938–1941 гг. создал четыре самые крупные свои пьесы - «Жизнь Галилея», «Мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сезуана» и «Господин Пунтила и его слуга Матти».

В 1939 г. вспыхнула Вторая мировая война. Волна возмущения и нежелания подчиняться германскому диктатору прокатилась по Европе. Антифашистские конгрессы в Испании и в Париже осуждали войну, стремясь предупредить разъяренную националистическим призывом толпу. Богачи жаждали выгод от войны, они были готовы подчиняться фанатичной армии, которая принесет им реальные деньги, беднота шла в бой с одной лишь целью - наворовать себе богатства в других странах, они становились королями жизни, им подчинялся весь мир. Быть в авангарде такого движения, рвать глотку, пытаясь доказать тупой толпе что-то, - этот путь был не для философа Брехта.

Оказавшись в стороне от шума общественной жизни, Брехт начал работу над формулировкой основ «эпического театра». Выступая против внешнего драматизма, необходимости сострадать своим героям, выявляя «плохое» и «хорошее» в их личностных характеристиках, Брехт выступал и против других традиционных признаков драмы и театра. Он был против «вживания» актера в образ, при котором тот отождествляет себя с персонажем; против самозабвенной веры зрителя в правдивость происходящего на сцене; против «четвертой стены», когда актеры играют так, будто нет зрительного зала; против слез умиления, восторга, сочувствия. Этим система Брехта была противоположна системе Станиславского. Важнейшим словом здесь было слово «смысл». Зритель должен задуматься над изображаемым, попытаться осмыслить его, сделать выводы для себя, для общества. В этом с помощью соответствующих «приемов очуждения» ему должен помочь театр. Особенностью брехтовской эстетики было то, что его спектакли предъявляли к публике требование овладеть «искусством быть зрителем». Поскольку в постановках его театра основное внимание уделялось отношениям персонажей, то зрителей нацеливали не на развязку спектакля, а на весь ход действия.

В 1940 г. нацисты вторглись в Данию, и писатель-антифашист был вынужден уехать в Швецию, а затем в Финляндию. А в следующем году Брехт проездом через СССР очутился в Калифорнии. Несмотря на стойкую репутацию «оголтелого марксиста», он сумел поставить в США несколько своих пьес и даже работал на Голливуд. Здесь он написал «Кавказский меловой круг» и еще две пьесы, а также работал над английской версией «Галилея».

В 1947 г. драматургу пришлось отвечать на обвинения, выдвинутые против него Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности, а затем и вовсе покинуть Америку. В конце года он оказался в Цюрихе, где создал свое главное теоретическое произведение «Краткий театральный Органон», название которого перекликалось с названием знаменитого трактата Фрэнсиса Бэкона «Новый Органон». В этой работе Брехт изложил свои взгляды на искусство вообще и на театр, как жанр искусства, в частности. Кроме этого, он написал последнюю завершенную пьесу «Дни Коммуны».

В октябре 1948 г. драматург переехал в советский сектор Берлина, и уже в январе следующего года там состоялась премьера «Мамаши Кураж» в его постановке, с женой Хеленой Вайгель в главной роли. Тогда же они вдвоем основали собственную труппу «Берлинер Ансамбль», которой этот творец «эпического театра» и великий лирик руководил до самой смерти. Для своего театра Брехт адаптировал или поставил примерно двенадцать пьес. В марте 1954 г. коллектив получил статус государственного театра.

В последнее время все чаще стали появляться публикации, из которых следует, что великий немецкий драматург почти ничего не написал сам, а пользовался талантами своих секретарей, которые одновременно были и его любовницами. К такому выводу пришел, в том числе, и самый серьезный исследователь творчества и биографии Бертольда Брехта американский профессор Джон Фьюэджи. Он посвятил делу своей жизни более тридцати лет, в результате чего издал книгу о Брехте, вышедшую в Париже и насчитывающую 848 страниц.

Работая над своей книгой, он опросил сотни людей в ГДР и Советском Союзе, близко знавших Брехта. Он беседовал с вдовой драматурга и его помощницами, изучил тысячи документов, в том числе и архивы в Берлине, долгое время находившиеся под замком. Кроме того, Фьюэджи получил доступ к рукописям Брехта и неизвестным ранее материалам, хранившимся в Гарвардском университете. Рукописные варианты большинства произведений великого немецкого писателя и драматурга написаны не его рукой.

Оказалось, что Бертольд диктовал их своим любовницам. Все они готовили ему еду, стирали и гладили вещи и… писали для него пьесы, не говоря уже о том, что Брехт использовал своих пассий в качестве личных секретарей. За все это драматург расплачивался с ними сексом. Его девизом были слова: «Немного секса для хорошего текста». Кроме этого, стало известно, что в 1930-х гг. будущий пламенный антифашист и верный ленинец не только не осуждал нацистов, но и советовал своему брату вступить в национал-социалистическую партию.

Многолетние исследования позволили американскому профессору сделать вывод, что автором «Песни Алабамы» является одна из литературных секретарей Брехта - дочь вестфальского врача студентка Элизабет Гауптманн. Она блестяще знала английскую литературу, и Брехт частенько использовал ее как золотоносную жилу для выбора темы своих произведений. Именно Элизабет была автором первых набросков «Трехгрошовой оперы», «Взлета и падения города Махагони». Драматургу оставалось лишь отредактировать то, что она написала. По словам Элизабет Гауптманн, именно она познакомила Брехта с японскими и китайскими классическими трудами, которые драматург потом использовал в своих сочинениях.

Актриса Хелена Вайгель была сначала любовницей, а потом и женой Брехта. Смирившись с бесконечными любовными похождениями мужа, Хелена купила пишущую машинку и сама перепечатывала его произведения, по ходу редактируя тексты.

С писательницей и актрисой Рут Берлау Бертольд познакомился в 1933 г. в Дании. Из-за него «восходящая звезда» Королевского театра развелась с мужем и отправилась вместе с писателем-антифашистом в изгнание в Америку. Биографы Брехта полагают, что Рут написала пьесу «Кавказский меловой круг» и «Сны Симоны Машар». Во всяком случае, он сам свидетельствовал о литературном сотрудничестве с красивой скандинавкой. В одном из его писем к Берлау есть такие слова: «Мы - два драматурга, пишущих произведения в совместной творческой работе».

И наконец, еще одна любовь Бертольда - дочь каменщика с берлинской окраины Маргарет Штеффин. Есть предположения, что она написала пьесы «Добрый человек из Сезуана» и «Круглоголовые и остроголовые». На обороте титульных листов шести пьес Брехта: «Жизнь Галилея», «Карьера Артуро Уи», «Страх и отчаяние», «Горации и Курации», «Винтовки Тересы Каррар» и «Допрос Лукулла» мелким шрифтом набрано: «В сотрудничестве с М. Штеффин». Кроме того, по мнению литературоведа из Германии Ганса Бунте, то, что Маргарет внесла в «Трехгрошовый роман» и «Дела Юлия Цезаря», невозможно отделить от написанного Брехтом.

Маргарет Штеффин повстречалась на пути начинающего драматурга в 1930 г. Дочь берлинского пролетария знала шесть иностранных языков, обладала врожденной музыкальностью, несомненными артистическими и литературными способностями - иными словами, ей было вполне по силам воплотить свое дарование в значительное произведение искусства, которому была бы суждена жизнь более долгая, чем его создателю.

Впрочем, свой жизненный и творческий путь Штеффин избрала сама, избрала вполне сознательно, по собственной воле отрекшись от доли творца и выбрав для себя участь соавтора Брехта. Она была стенографисткой, делопроизводителем, референтом… Только двух людей из своего окружения Бертольд называл своими учителями: Фейхтвангера и Штеффин. Эта хрупкая белокурая скромная женщина участвовала сначала в левом молодежном движении, затем вступила в коммунистическую партию Германии. Ее сотрудничество с Бертольтом Брехтом продолжалось почти десять лет.

Тайна и отправная точка отношений безымянных соавторов к выдающемуся немецкому драматургу заключены в слове «любовь». Та же Штеффин любила Брехта, и ее верное, буквально до гробовой доски литературное служение ему явились, надо полагать, во многом лишь средством выражения ее любви. Она писала: «Я любила любовь. Но любовь не такую: „Скоро ли мы сделаем мальчика?“ Думая об этом, я ненавидела подобную размазню. Когда любовь не приносит радости. За четыре года я только однажды ощутила сходный страстный восторг, сходное наслаждение. Но что это было такое, я не знала. Ведь это мелькнуло во сне и, значит, не происходило со мной никогда. А теперь мы тут. Люблю ли я тебя, сама не знаю. Однако остаться с тобой желаю каждую ночь. Едва ты касаешься меня, мне уже хочется лечь. Ни стыд, ни оглядка не противятся этому. Все заслоняет другое…»

Были ли женщины Брехта его жертвами? Коллега драматурга, писатель Леон Фейхтвангер характеризовал его так: «Бертольд отдавал свой талант бескорыстно и щедро - больше, чем требовал». Требовал же творец «эпического театра» полной самоотдачи. А женщины? Женщины действительно любили отдаваться ему.

Брехт всегда был спорной фигурой, особенно в расколотой Германии последних лет его жизни. В июне 1953 г., после беспорядков в Восточном Берлине его упрекали в лояльности режиму, и многие западногерманские театры бойкотировали его пьесы. В 1954 г. так и не ставший коммунистом всемирно известный драматург получил международную Ленинскую премию «За укрепление мира между народами».

Умер Бертольд Брехт в Восточном Берлине 14 августа 1956 г. Его похоронили рядом с могилой Гегеля.

В наших театрах Брехт сегодня идет редко. На него нет моды. Собственно, принципы его театральной системы, его «эпического театра» в чистом виде никогда на нашей театральной почве прижиться и не могли. В знаменитом любимовском «Добром человеке из Сезуана», с которого в 1963 г. началась легендарная Таганка, по выражению критики тех лет, «к брехтовской дидактике и беспощадным формулам была подмешана капля русской, цветаевской крови». Таганские актеры там неподражаемо сердечно пели под гитары стихи Марины Цветаевой, нарушая чистоту системы…

Как бы то ни было, но к своему столетию Брехт снова поднимается в цене. Потерянному поколению при всех великих депрессиях, на которые не скупился XX в., не меньше, чем вера в добро и чудо, необходима брехтовская трезвость мысли, неангажированная никакими, пусть даже самыми красивыми и гуманистическими идеями и лозунгами.