Безухов и долохов характеристика. Долохов (Война и мир Толстой Л. Н.)

Долохов не является главным героем романа «Война и мир», но образ его настолько ярок и индивидуален, что сразу же заинтересовывает читателя. Толстой наделяет этого героя такими, казалось бы, несовместимыми чертами характера, что мы в течение всего романа размышляем, каков же он на самом деле.

Впервые с Долоховым, семёновским офицером, мы встречаемся во время кутежа у Анатоля Курагина, в момент заключения пари о том, что он “выпьет бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами”. Читатель в напряжении: чем же закончится эта безумная выходка и кто такой этот уверенный в себе, дерзкий молодой человек?

Внешность Долохова ярко выделялась на фоне других. Это был “человек среднего роста, курчавый и со светлыми глазами. Ему было лет двадцать пять... рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден... и всё вместе, а особенно в соединении с твёрдым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица”.

Вообще, стремление выделиться, всегда быть в центре внимания - отличительная черта Долохова. Чтобы быть лидером среди богатых гвардейских офицеров, он становится лихим повесой, картёжником и бретёром. Будучи человеком небогатым, без всяких связей, проживая у Анатоля Курагина, очень богатого молодого человека, он “успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля”.

При дальнейшем знакомстве с Долоховым мы видим, что это эгоистичный и болезненно самолюбивый молодой человек. Для него такое нравственное понятие, как дружба, - понятие чисто относительное. Будучи в дружеских отношениях с Пьером, который гостеприимно предоставил ему свой , Долохов со спокойной совестью заводит с его женой и ко всему этому ещё цинично и нагло оскорбляет Пьера в присутствии гостей, доведя дело до дуэли. Долохов всегда и у всех привык выигрывать и добиваться того, чего он хочет. Так же легко из числа своих друзей он исключает и Николая Ростова, когда узнаёт, что Соня любит Николая, а не его. Это удар по его самолюбию. Но проигрывать - не в его характере. Он должен отомстить или отыграться. Вызвав Николая на игру, он бесстрастно выигрывает у него огромную сумму денег, компенсируя тем самым свой проигрыш.

Да, по натуре Долохов игрок, и жизнь для него в большей степени игра. Человек авантюрного склада характера, он любит испытывать судьбу. Это подтверждает и его выходка с квартальным, за которую он был разжалован в солдаты, и план побега Наташи, который он готовил по просьбе Анатоля. Отчаянное бесстрашие проявляет Долохов и на войне, когда берёт в плен неприятеля или проникает во французский лагерь вместе с Петей Ростовым, жизнью которого рискует так же, как и своей.

Но всё его геройство в большей степени показное, демонстративное, направленное на самоутверждение. Он обязательно потом напомнит о своих успехах начальству.

Но не всё для читателя ясно и понятно в этом герое. В романе есть такие сцены, которые раскрывают перед нами совершенно другого Долохова. Так, из сцены дуэли мы узнаём, что Долохов, этот отчаянный кутила и повеса, - любящий сын и брат. Раненый, он плачет и признаётся Ростову в том, что у него есть мать, в том, как он любит её: “...она не перенесёт этого... Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел...” Какой нежностью и любовью проникнуты эти слова! Удивительно и то, что Долохов, казалось бы неспособный на чувства и переживания, презирающий дамское общество, вдруг влюбляется в Соню и даже делает ей предложение. А перед Бородинским сражением, случайно встретив Пьера, он просит простить его за всё, что было между ними.

В такие ответственные моменты жизни кажется, что Долохов срывает с себя маску и обнажает то лучшее и настоящее, что в нём есть. И как могут уживаться в нём такие совершенно противоположные чувства - ненависть и любовь, жестокость и нежность? Он признаётся Николаю: “Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли встанут у меня на дороге”.

Иногда Долохов чем-то напоминает мне Печорина. Ведь на первом плане у Печорина тоже всегда свои собственные интересы. Вот запись Печорина в его дневнике: “Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе как на пищу, поддерживающую мои душевные силы”. А вот высказывание Долохова: “...на остальных я обращаю внимание только настолько, насколько они полезны или вредны”.

Итак, в большей степени Толстой выводит Долохова как отрицательного героя. Примечательно, что сам автор никогда не называет его по имени. Долохов не проходит у него проверку нравственными категориями добра, правды и простоты. Автор осуждает в нём ложное геройство и личный эгоизм. Не случайно он так не понравился Наташе. Мне кажется, что своё отношение к нему автор выражает её словами: “...У него всё назначено. А я этого не люблю”. Я согласна с Толстым. Но всё-таки Долохов мне более симпатичен, чем тот же Берг или Борис Друбецкой, которые всегда стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Толстой наделил этого героя чувством любви к матери, и это, я думаю, оставляет нам надежду на то, что не всё ещё потеряно в его судьбе, что Фёдору Долохову ещё встретится в жизни “такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило его”.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Долохов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    В чем заключается истинное предназначение человека? Для чего он живет? В чем цель его существования? Эти и другие вопросы невольно возникают у нас, когда мы читаем роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Каждый из героев Толстого ищет свой собственный путь в жизни, и далеко не всегда этот путь бывает простым и прямым, ведь у каждого из героев свое собственное представление о счастье, о смысле и цели жизни. Для кого-то
    Враги! Давно ли друг от друга Их жажда крови отвела. А. С. Пушкин - Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек - Пьер ранил на дуэли Долохова - бретера, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью
    Николай Ростов – герой романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, – вернувшись после длительного отпуска в свой полк, быстро почувствовал преимущества полковой жизни перед московской. В частности, “в полку было известно... кто хороший, кто дурной человек, и главное – товарищ”. Эта особенность полковой жизни заслуживает серьёзного рассмотрения. Отметим сначала, что Николай Ростов не сомневался, что людей можно отличать по признаку “хороший” – “дурной”. Он даже различал понятия “хороший человек
    В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» описан необычный способ лести. Причём настолько необычный, что в авторском комментарии писатель специально обращает внимание читателя на специфический оттенок разговора между Сперанским и князем Андреем. “Сперанский <...> льстил князю Андрею той тонкою лестью, соединённою с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, разумность и глубину своих мыслей”. Замечание интересное, но,
    Том II Часть первая Глава I Приезд Николая Ростова с Денисовым в Москву в отпуск. Он берет с собой Денисова, который ехал в отпуск в Воронеж. Нетерпение Николая по мере приближения к Москве и к дому. Встреча с родными и Соней. Николай не успевает добежать до гостиной, как все начинают его обнимать, целовать, кричать, плакать. Соня, которой теперь было уже 16 лет, смотрела на Николая, не спуская глаз и затаив дыхание. Встреча Ростовыми
    Том четвертый Часть третья Глава I Рассуждения автора о народном характере войны 1812 г. Для народа в этой войне решался вопрос жизни и смерти отечества, и война эта была величайшей из всех. Народ поднял дубину народной войны, которая "со всей своею грозною величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие". Глава
    Л. Н. Толстой ввёл в “Войну и мир” образ Тихона Щербатого, чтобы ещё раз, по-новому, осветить свою идею - “дубины народной войны”. Французы своим преступным вторжением разрушили привычный уклад русской деревни, разбудили мужика, и в последнем обнаружились свойства, о которых никто прежде не ведал, в том числе и он сам. Война - это искажение, нарушение привычного хода вещей. Вот и в мужике - те качества, которые в мирное время были

Федор Иванович Долохов—это второстепенный персонаж романа-эпопеи «Война и мир». Несмотря на это, он является одним из самых ярких мужских образов в произведении.

Долохов—это небогатый дворянин из угасающего рода. Он не имеет особых связей и в жизни вынужден надеяться только на самого себя. В начале произведения мы видим его состоящим в элитном Семеновском полку, но в дальнейшем из-за своих безобразных выходок он оказывается разжалован в обычные солдаты. В дальнейшем он сумеет отличиться на поле боя и вернуть себе офицерское звание, но, так как буйный нрав его неизменен, его разжалуют снова. Это повторяется несколько раз.

Характеристика персонажа

Отношения с друзьями

По описанию Долохова можно понять, что он страдает из-за своей бедности и отсутствия связей. При этом он умеет расположить к себе нужных людей и воспользоваться ими. Так случается с Анатолем Курагиным, с которым он водит дружбу, беззастенчиво пользуясь его кошельком. Жену Безухова он бесстыдно соблазняет, несмотря на то, что Пьер ему бескорыстно помог с трудную минуту. Николая Ростова обыгрывает в карты на крупную сумму в отместку за отказ Сони.

(Федор Долохов, в роли Олег Ефремов, и Анатоль Курагин, в роли Василий Лановой, х/ф "Война и мир", СССР 1967 )

Смелость героя

В то же время Долохова нельзя назвать трусливым человеком, он храбр, иногда до безрассудства. Это проявляется в первой же сцене, в которой читатель его встречает. Федор, сидя на окне третьего этажа, залпом выпивает бутылку рома, рискуя свалить вниз и убиться насмерть.

На поле боя Долохов также проявляет себя с лучшей стороны: он в одиночку останавливает роту неприятеля, берет в плен офицера, бесстрашно разведывает расположение французских частей. Однако все это он проделывает не из любви к отечеству, а лишь для того, чтобы в очередной раз выслужиться вернуть себе офицерское звание.

Отношения с матерью и сестрой

Очень неожиданным предстает перед читателем характер Долохова в его отношениях с матерью и сестрой. Повеса, бретер, сорви-голова оказывается любящим сыном и нежным братом.

Образ персонажа в произведении

(Олег Ефремов в образе Федора Долохова, художественный фильм "Война и мир", СССР 1967 )

Образ персонажа автор раскрывает перед нами через отношение к нему других героев, а также через его портрет. Так, Пьер размышляет о нем перед дуэлью: «… ему ничего не значит убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это...».

Читая описание внешности Федора, читатель замечает, что особый акцент автор делает на его глазах. Так, он говорил, «...блестя своими красивыми, наглыми глазами...», или «...глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом...».

Таким образом, Долохов в романе Л. Н. Толстого—это молодой обедневший русский офицер отчаянной храбрости, но невысоких принципов, неисправимый авантюрист. Через его образ автор показывает целый пласт офицеров того времени, которые не могли найти себя в мирное время, но героически сражались на войне. К сожалению, в романе, как и в действительности, этот образ оказывается нежизнеспособен, если не изменит себя или его не изменит чистая женская любовь, подобно той, на которую надеялся Долохов, делая предложение Соне.

Среди многочисленных персонажей второго плана в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», лично для меня особенно выделяется образ Фёдора Долохова. Чем-то привлекает он внимание читателей, заставляет выделить его среди многочисленных представителей дворянского сословия, описанных в этом великом произведении.

Фёдор Иванович Долохов – личность противоречивая и неоднозначная. Красавец-офицер, буян и храбрец, последний мужской представитель обедневшего дворянского рода, умный и прекрасно образованный, Долохов всегда был душой компании и любимчиком прекрасных дам. Его внешность располагала к появлению в его жизни многочисленных романов.

Двадцатипятилетний пехотный офицер, хорошо сложённый, среднего роста, со светлыми кудрявыми волосами и голубыми глазами и изящно изогнутой линией рта, Долохов не может не нравится женщинам. Ореол «мученика», возникший вокруг него после разжалования в солдаты, делает его ещё более привлекательным в глазах светских красавиц. Ещё больше привлекательности добавляет тот факт, что за проступок, совершённый им совместно с Пьером Безуховым и Анатолем Курагиным, пострадал только он один, остальным их совместное хулиганство сошло с рук. Разумеется, Долохов не простил своим «друзьям» такую несправедливость.

Повеса и дуэлянт Долохов проводит время в весёлой компании за кутежами и карточной игрой. Его умение выигрывать в карты даже породило слухи, что он – шулер. Однако, как человеку мыслящему, Фёдору Долохову часто бывает скучно от такого времяпрепровождения. Избавляться от этой скуки он предпочитал с помощью странных, по большей части, жестоких поступков.

Необузданность его характера всегда сочеталась с безрассудной храбростью, доходящей до дерзости. В военное время Долохов использовал эти качества, чтобы выделиться, стать известным и богатым.
Я стал очень уважать Фёдора Долохова, когда узнал, что богатство для него – не самоцель. Этот человек, на первый взгляд, не имевший в жизни ничего святого, обожал свою мать и сестру, был преданным и нежным сыном и братом и готов был на всё, ради их благополучия. Возможно, он и сам стыдился этих чувств, усиленно пряча свою нежность под маской дерзости и цинизма. Но главное, что эти чувства у него были.

Вызывает уважение также храбрость Фёдора Долохова и тот факт, что он всего в своей жизни добивался сам. Он был небогат, не имел связей, которые позволяли бы ему улучшить своё положение в обществе и всегда мог рассчитывать только на себя. Несмотря на всю противоречивость этого образа, есть в нём что-то очень привлекательное.

Сочинение Федор Долохов

Федор Долохов один из самых сложных персонажей в романе. Выходец из обедневшего дворянского рода, из родных имеет только мать и сестру. Изначально получил хорошее образование и воспитание. Обладает привлекательной внешностью, которой охотно пользуется для обольщения женщин. Игрок, повеса и дуэлянт – одним словом, авантюрист.

По службе часто оказывался разжалован в солдаты, по причине дуэлей или проявления характера. Этот же характер и готовность рискнуть собственной жизнью помогали ему восстановиться в звании офицера. Сослуживцы единодушно считают его человеком храбрым, однако храбрые поступки у Долохова заканчиваются, когда он получает желаемое повышение. Он не склонен проявлять храбрость просто так, не рассчитывая получить личную выгоду. Обо всех своих подвигах он непременно уведомит начальство.

В светской жизни Долохов также заметная личность. Он с удовольствием посещает увеселительные мероприятия, развлечения у него граничат с безрассудством. Часто он вплотную подходит к грани между «прилично» и «неприлично». Друзей заводит легко, однако настоящей привязанности ни к кому не испытывает. Друзья ему нужны, чтобы пользоваться их положением в обществе и деньгами. Более всего он сдружился с Анатолем Курагиным – таким же повесой, как и он сам. А вот Николай Ростов, представитель уважаемой и богатой семьи, Долохова в качестве друга не заинтересовал. Во-первых, их ценности были абсолютно противоположны. Во-вторых, Долохов был уязвлен отказом Сони, которая предпочла ему Николая. Поэтому Долохов не стал наводить дружбу с молодым Ростовым, а вместо этого решил обыграть его в карты, таким образом получив от него материальную выгоду. В карты Долохову везло часто, даже ходили слухи будто он шулер. Сам Долохов такие слухи охотно распространял.

На фоне распутной жизни происходят неожиданные проявления совершенно иных качеств. Оказывается, Долохов нежно любит мать, о чем он сам сообщает Ростову. Он ранен и плачет, вспоминая о ней. Долохов сообщает Николаю, что готов умереть за тех, кого он любит, а всех прочих готов растоптать, если встанут у него на пути. Он просит прощения у Пьера накануне Бородинского сражения. Ранее Долохов злоупотребил гостеприимством Пьера, соблазнил его жену и довел дело до дуэли. Оказывается, этот эгоист Долохов способен кого-то любить, способен признавать свою вину. Но это благородство так редко проявлялось в нем.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Корова Платонова

    Произведение представляет собой лирическую новеллу, рассматривающую вопросы взаимоотношений человека с животным миром, и является одним из самых ярких рассказом писателя.

  • Лебедев в романе Идиот Достоевского характеристика и образ сочинение

    Лукьян Тимофеевич Лебедев - это второстепенный персонаж одного из самых известных литературных произведений русского классика Фёдора Михайловича Достоевского, романа "Идиот".

  • Сочинение Мое любимое стихотворение Пушкина

    Я долго не мог решить, что из лирики Пушкина я могу назвать любимым произведением. Александр Сергеевич известен любовной лирикой, его «Евгений Онегин» очень популярен, у него очень много стихотворений

  • Образ и характеристика Карандышева в пьесе Бесприданница Островского сочинение

    Писатель, изображая Карандышева, пополнил ряд персонажей, которым дали определение «маленький человек».

  • Жизнь подростка очень сложна. Это трудный возраст, в котором стоит ожидать много проблем. С ними очень тяжело справиться одному. Большинство взрослых людей говорят, что жизнь подростка легка, потому что они живут в доме родителей

Анна НАЙДЁНОВА,
гимназия № 18,
10-й класс,
г. Королёв,
Московская область
(учитель –
Наталья Анатольевна Борисенко)

Долохов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Долохов не является главным героем романа «Война и мир», но образ его настолько ярок и индивидуален, что сразу же заинтересовывает читателя. Толстой наделяет этого героя такими, казалось бы, несовместимыми чертами характера, что мы в течение всего романа размышляем, каков же он на самом деле.

Впервые с Долоховым, семёновским офицером, мы встречаемся во время кутежа у Анатоля Курагина, в момент заключения пари о том, что он “выпьет бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами”. Читатель в напряжении: чем же закончится эта безумная выходка и кто такой этот уверенный в себе, дерзкий молодой человек?

Внешность Долохова ярко выделялась на фоне других. Это был “человек среднего роста, курчавый и со светлыми глазами. Ему было лет двадцать пять... рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден... и всё вместе, а особенно в соединении с твёрдым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица”.

Вообще, стремление выделиться, всегда быть в центре внимания - отличительная черта Долохова. Чтобы быть лидером среди богатых гвардейских офицеров, он становится лихим повесой, картёжником и бретёром. Будучи человеком небогатым, без всяких связей, проживая у Анатоля Курагина, очень богатого молодого человека, он “успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля”.

При дальнейшем знакомстве с Долоховым мы видим, что это эгоистичный и болезненно самолюбивый молодой человек. Для него такое нравственное понятие, как дружба, - понятие чисто относительное. Будучи в дружеских отношениях с Пьером, который гостеприимно предоставил ему свой дом, Долохов со спокойной совестью заводит роман с его женой и ко всему этому ещё цинично и нагло оскорбляет Пьера в присутствии гостей, доведя дело до дуэли. Долохов всегда и у всех привык выигрывать и добиваться того, чего он хочет. Так же легко из числа своих друзей он исключает и Николая Ростова, когда узнаёт, что Соня любит Николая, а не его. Это удар по его самолюбию. Но проигрывать - не в его характере. Он должен отомстить или отыграться. Вызвав Николая на игру, он бесстрастно выигрывает у него огромную сумму денег, компенсируя тем самым свой проигрыш.

Да, по натуре Долохов игрок, и жизнь для него в большей степени игра. Человек авантюрного склада характера, он любит испытывать судьбу. Это подтверждает и его выходка с квартальным, за которую он был разжалован в солдаты, и план побега Наташи, который он готовил по просьбе Анатоля. Отчаянное бесстрашие проявляет Долохов и на войне, когда берёт в плен неприятеля или проникает во французский лагерь вместе с Петей Ростовым, жизнью которого рискует так же, как и своей.

Но всё его геройство в большей степени показное, демонстративное, направленное на самоутверждение. Он обязательно потом напомнит о своих успехах начальству.

Но не всё для читателя ясно и понятно в этом герое. В романе есть такие сцены, которые раскрывают перед нами совершенно другого Долохова. Так, из сцены дуэли мы узнаём, что Долохов, этот отчаянный кутила и повеса, - любящий сын и брат. Раненый, он плачет и признаётся Ростову в том, что у него есть мать, в том, как он любит её: “...она не перенесёт этого... Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел...” Какой нежностью и любовью проникнуты эти слова! Удивительно и то, что Долохов, казалось бы неспособный на чувства и переживания, презирающий дамское общество, вдруг влюбляется в Соню и даже делает ей предложение. А перед Бородинским сражением, случайно встретив Пьера, он просит простить его за всё, что было между ними.

В такие ответственные моменты жизни кажется, что Долохов срывает с себя маску и обнажает то лучшее и настоящее, что в нём есть. И как могут уживаться в нём такие совершенно противоположные чувства - ненависть и любовь, жестокость и нежность? Он признаётся Николаю: “Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли встанут у меня на дороге”.

Иногда Долохов чем-то напоминает мне Печорина. Ведь на первом плане у Печорина тоже всегда свои собственные интересы. Вот запись Печорина в его дневнике: “Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе как на пищу, поддерживающую мои душевные силы”. А вот высказывание Долохова: “...на остальных я обращаю внимание только настолько, насколько они полезны или вредны”.

Итак, в большей степени Толстой выводит Долохова как отрицательного героя. Примечательно, что сам автор никогда не называет его по имени. Долохов не проходит у него проверку нравственными категориями добра, правды и простоты. Автор осуждает в нём ложное геройство и личный эгоизм. Не случайно он так не понравился Наташе. Мне кажется, что своё отношение к нему автор выражает её словами: “...У него всё назначено. А я этого не люблю”. Я согласна с Толстым. Но всё-таки Долохов мне более симпатичен, чем тот же Берг или Борис Друбецкой, которые всегда стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Толстой наделил этого героя чувством любви к матери, и это, я думаю, оставляет нам надежду на то, что не всё ещё потеряно в его судьбе, что Фёдору Долохову ещё встретится в жизни “такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило его”.

Долохов из романа «Война и мир»
рассуждения о герое

Симпатии и антипатии читателей того или иного произведения не всегда бывают на стороне в нравственном отношении более совершенных героев. Романтизация зла, порока – явление очень распространенное. Я не тяготею ни морализаторской категории людей, ни к любителям преимущественно демонизма во всех его проявлениях. Только мера таланта писателя способна вдохнуть жизнь в любую, кажущуюся ходульной и опереточной, сюжетную схему. Мне просто хотелось бы прояснить для себя, почему именно этот персонаж для меня стал самым интересным в романе. Я хочу не оправдать его, а попытаться понять.
Болезненное самолюбие и большие амбиции приводят к тому, что человек, который считает себя не то, что не хуже, а лучше многих знатных и богатых людей (по всем параметрам – внешне, интеллектуально, физически сильнее, выносливее, храбрее), находит особенное удовольствие в том, чтобы издеваться над ними. Становиться любовником их жен. Манипулировать дурачками и пользоваться их связями и возможностями. Властолюбивый одаренный хладнокровный человек таким образом тешит свое тщеславие. Жестокость его не бессмысленна – в ней таится неудовлетворенность жизнью, тем, что она ему предлагает: довольствоваться вторыми-третьими ролями, тогда как он рожден для великих свершений. Это куда более талантливый и умный человек, которого природа создала для серьезного дела. (В конце романа он его находит – именно на войне, в обстановке повышенной опасности у него появляется возможность раскрыться, показать свои способности, и он преображается.)
Жесткость и сентиментальность – не такое уж редкое явление, классические интриганы или «злодеи» умиляются невинностью, чистотой, неподкупностью. Но Долохов не так ходулен. «Спасти» и «преобразить» его Сонечка не могла бы, она бы ему очень быстро наскучила. Соня – не личность, не носитель тех или иных ценностей, в отличие от княжны Марьи, она просто послушная девочка, в которой воспитана приниженность к своим благодетелям, повышенное чувство благодарности. Это как раз героиня второго-третьего плана, и во многом заслуженно. Она может быть верной и преданной, как и Бэла у Лермонтова, но это тип женщин, очарование которого со временем, когда проходит первое цветение молодости, тускнеет. Они не заполняют пустоту – никакими ласками и доказательствами вечной любви. Да и не может женщина - самая лучшая в мире – обернуть энергию людей столь незаурядных в мирное русло. Любовь – не замена Делу. А именно это нужно было Долохову.
Однако отказ Сони стал ударом по самолюбию – Долохов мог понимать, что дело не в общественном положении и состоянии, но предпочла она все же кузена, графа Ростова. «Счастье, семейные радости, карьера – все это для них, изнеженных маменьками и папеньками высокородных юнцов, они сорят деньгами, им достается все, а мне, лучшему из них, мне – объедки с барского стола?» - так мог думать Долохов. Это и есть тайная мука, которая выливалась в холодное бешенство, желание досадить, наказать, отомстить. Поступкам его нет оправдания – он разорял семейство, проявившее по отношению к нему доброту. Но Долохову нет дела до чьего-либо мнения, источник его ненависти слишком глубок. Он ненавидит не конкретно Ростовых, он ненавидит «их всех».
В любви и ненависти он был искренним – переходы мгновенны. Сдержанная признательность, боль и холодная ненависть. Человек крайностей – и вместе с тем очень собранный, отважный и волевой. Он сознавал, кем его считают, но Толстой очень мало внимания уделил внутренней жизни героя – в отличие от Андрея, Пьера и, на мой взгляд, куда меньше заслуживающего этого Николая. Возможно, Долохов не философ или метафизик, он – человек конкретного огромного дела, сверхзадач, которые перед ним должны были быть поставлены. Из него мог бы получиться полководец. И имя гремело бы так же, как и Кутузова, Наполеона.
Но – то ли такой тип личности был менее интересен Толстому (или он счел, что рассуждений о войне и так предостаточно), то ли он решил не выводить на первый план Долохова, оставив его на втором? Скорее всего, и то, и другое. Но финал этой сюжетной линии меня не удивил. Он был закономерен.

Рецензии

Да, меня тоже всегда занимал этот образ - чем-то, пожалуй, нетипичный среди остальных героев "Войны и мира"? Ведь роман должен был иметь продолжение, интересно, что бы с ним сталось?

Одним из прообразов Долохова, насколько я знаю, мог быть А.С.Фигнер (1787 - 1813):

"После занятия французами Москвы, он, с разрешения главнокомандующего, отправился туда в качестве разведчика, но с тайным намерением убить Наполеона, к которому питал фанатическую ненависть, равно как и ко всем французам. Намерения этого ему не удалось исполнить, но, благодаря необычайной сметливости и знанию иностранных языков, Фигнер, переодеваясь в разные костюмы, свободно вращался среди неприятелей, добывал нужные сведения и сообщал их в нашу главную квартиру. Набрав небольшой отряд из охотников и отсталых солдат, Фигнер, при содействии крестьян, стал тревожить тыловые сообщения противника и своими отважными предприятиями навел такой страх, что голова его была оценена Наполеоном..."

Но Фигнер, увы, не дожил до конца той войны.
А доведись ему - кем бы он был на Сенатской площади?

Ну, кто знает, может, не столько идеи, сколько вот эта ненависть влекла бы его?
Вот, на мой взгляд, ещё одна перекликающаяся судьба:

"Пётр Григорьевич Каховский (1797-1826) - российский дворянин, декабрист.
Служил в гвардии, был разжалован в солдаты и сослан на Кавказ; вышел в отставку в чине поручика. Сильно бедствовал, был крайне одинок, без родственных связей и друзей.
Каховский полагал необходимым уничтожение самодержавной власти, истребление всей царской династии и установление республики. 14 декабря на Сенатской площади Каховский убил петербургского генерал-губернатора Милорадовича и полковника Стюрлера.
На следствии вел себя дерзко, откровенно высказываясь о недостатках российского государственного строя и нелестно характеризуя императоров Александра I и Николая I.
В числе 5 декабристов был повешен.
Сорвавшись с петли из-за неопытности палача, был повешен вторично"