Библиотечное мероприятие для младших классов. Тема: "Что за прелесть эти сказки" (по сказкам А.С. Пушкина)

Предмет: Внеклассное чтение

Класс : 3-4 класс

Пояснительная записка

«Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать», – писала автор книги «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан.

Учащиеся младших классов нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Также очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы. Поэтому я и выбрала для урока форму наглядной презентации.

Младшие школьники стремятся познавать мир в игре, это способствует развитию творческой активности, интеллектуальных способностей школьников. Литературные игры развивают память, сообразительность, дают возможность обучающимся проявить себя. Не случайно именно игровые уроки и пользуются наибольшей популярностью, что не удивительно, так как они несут в себе элементы праздничности, необычности, неформальности, они дают возможность воспринимать материал более эмоционально, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы. А все вместе это является средством привлечения детей в библиотеку, приобщения их к чтению. Моя практика показала эффективность таких нетрадиционных форм работы с читателями. Положительные эмоции, пережитые в ходе библиотечного урока, вызывают в ребенке желание вернуться к книге, чаще посещать библиотеку. И тогда он становится увлеченным читателем.

Роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие потенции, формируют духовную основу личности. Поэтому я полностью согласна с мнением Э. и Дж. Простано, которые утверждают, что в век, когда новые технологии делают значительные шаги в образовании, чтение становится еще более важным, чем прежде.

Цель моей работы – показать ребятам (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"; чтобы, сделав чтение потребностью, они становились духовно богатыми личностями. Пушкин А. С. – один из самых любимых писателей у нас в стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин.

Надеюсь, что данный мультимедийный продукт будет применяться педагогами и библиотекарями, послужит основой для урока внеклассного чтения, облегчит работу при подготовке и проведении его.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с биографией писателя.
  2. Формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя, внедрение новых интерактивных форм воспитательного воздействия на формирование чтения обучающихся.
  3. Развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность.

Время реализации занятия: 45 мин.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)
  2. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения библиотекарем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов
  3. формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации)
  4. развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности

Необходимое оборудование и материалы для занятия компьютер, медиапроектор, книжная выставка.

  1. Windows XP; Редактор Microsoft PowerPoint; Microsoft Word.
  2. вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала – Приложение 1 .

Карта занятия:

Комментарий хода урока Время(мин) слайдов Развитие личностных качеств и психических процессов
Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
Название темы 1 1
Рассказ библиотекаря об А.С. Пушкине. 5 2-4 Внимание
Звучит отрывок из стихотворения Пушкина А.С. «К няне» 1 5 Внимание
Рассказ библиотекаря 1 6 Внимание
Библиотекарь предлагает обучающимся определить о каком стихотворении идет речь и рассказать его. («У Лукоморья»). 3 7 Память
Понимание материала
Развитие речи
Рассказ библиотекаря 5 8,9 Внимание
Память
Вниманию обучающихся предлагается литературная разминка 3 С 10 по 15 Активность
Наблюдательность
Организованность
Далее предлагается игра, которая состоит из 6 номинаций:
  1. «Сказка о золотом петушке»
  2. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырей»
  3. «Сказка о попе и работнике его Балде»
  4. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  5. «Все сказки»
  6. «Сказка о царе Салтане»
Право выбора за обучающимися. Вопросы и ответы представлены на слайдах презентации.
18 С 16 по 54 Внимание Активность
Наблюдательность
Организованность
Сообразительность
Самостоятельность
Умение формулировать ответы
Подведение итогов, награждение. 2
В заключение библиотекарь читает стихотворение о сказках Пушкина А.С. 1 55 Внимание

Ход урока

Данный урок включает в себя презентацию «ПУШКИН А.С.». Здесь дан полный ход урока. Смена слайдов – по щелчку. Чтение произведений надо организовать заранее, т.к. данный урок требует знания сказок Пушкина А.

СЛАЙД 2 (на данном слайде необходимо во время перечисления литературных героев делать щелчок для появления соответствующей иллюстрации). Строчки стихов Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки, ведут тебя в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! (ЩЕЛЧОК) И гордого Гвидона. (ЩЕЛЧОК) И белую Царевну Лебедь. (ЩЕЛЧОК) И бойкого Балду. И чародея Черномора. (ЩЕЛЧОК) И славного Руслана.

СЛАЙД 3 Много мест в необъятной России исходил и исколесил за свою жизнь А. С. Пушкин. Одни места лишь промелькнули за окном его кибитки, в иных он задерживался – на дни, месяцы, годы. Но где бы поэт ни был, он писал – писал стихи, поэмы, повести. Со сказками же связан один интересный «географический» факт: оказывается, почти все они написаны Пушкиным в одном месте, правда, в разное время. Где создавал великий поэт свои сказки? ( В селе Болдино Нижегородской губернии в 1830 г. написаны «Сказка о медведихе» и «Сказка о попе и о работнике его Балде»; там же в 1833 г. созданы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел «Сказки о золотом петушке».)

СЛАЙД 4 Пушкин Александр Сергеевич – самый любимый писатель у нас в стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин.

СЛАЙД 5 Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными. Необыкновенным было и само происхождение поэта. Его прадедом был уроженец Африки по имени Ибрагим, человек с почти черным лицом и черными курчавыми волосами. Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать! В семь лет с Сашей будто случилось что-то: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Ему было девять лет, когда, блуждая по большому дому, он забрёл в отцовскую библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такую книгу. На ней было написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в. н.э.). Он раскрыл её – и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, прислушивался: все ли спят? – и потихоньку шёл в библиотеку дочитывать Гомера (греч. поэт древности) ! (ЩЕЛЧОК) И потом, когда он стал учеником Лицея, в нём опять проснулась «страсть к чтению», здесь он читал и днём, и ночью. Знаете ли вы, от кого поначалу А.С. Пушкин сказок понаслушался, чтобы нам их затем так ладно пересказать? (ответы детей). СЛАЙД 6 От своей удивительной няни – Арины Родионовны. Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт так напишет о ней:

Я ждал тебя: в вечерней тишине
являлась ты весёлою старушкой
и надо мной сидела в шушуне,
в больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.

Эта волшебная свирель из няниных сказок зазвучала потом в чудесных пушкинских произведениях. (звучит стихотворение «К няне»).

(ЩЕЛЧОК) Поэт сам рассказал нам о тех дивных часах, когда приходила к нему перед сном милая няня, которую он называл любовно «мамушкой».

С усердием перекрестит меня
и сказки русские рассказывать мне станет.

Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их – навсегда. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно передал в своих стихах.

СЛАЙД 7 «Как на том ли Окияне-море глубоком стоит остров зелен, как на том ли острову стоит дуб зелёный, от того дуба зелёного висит цепь золотая, по той цепи ходит учёный кот...»А как об этом сказано у самого Пушкина? Вспомнили? (Библиотекарь предлагает прочитать наизусть стихотворение «У лукоморья»).

СЛАЙД 8 Становясь старше вы узнаете и другие более серьезные произведения Пушкина. 170 лет уже прошло со дня смерти Александра Сергеевича (он умер в 1837 году), а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит и слава его все растет. Почти в каждом городе есть улица, названная в честь его. Если бы кто-то взялся сосчитать, кому из русских писателей и поэтов поставили больше всего памятников, то первым бы в этом списке, конечно же, стояло имя Александра Сергеевича Пушкина. (для появления иллюстраций необходимо щелкнуть на слайде). Монументы, увековечившие память о величайшем русском поэте, можно увидеть в Москве и Санкт-Петербурге, Одессе и Кишиневе, Тбилиси, Ташкенте, в Болдине, Михайловском, Святогорском монастыре, Томске... И каждый год 6 июня, в день рождения поэта, к памятникам Пушкину с цветами в руках приходит множество людей, чтобы еще раз выразить ему свою любовь и восхищение.Обычно скульпторы изображали Пушкина в одиночестве. Но к 200-летию со дня его рождения эта традиция была нарушена. В Москве, на знаменитой улице Арбат, напротив дома, куда поэт привез молодую красавицу-жену Наталью Николаевну, был установлен памятник “Пушкин и Натали”. А совсем недавно, в апреле 2004 года, первый памятник Пушкину был открыт в США, в Вашингтоне. Его установили на 22-й улице возле университета им. Дж. Вашинггона. Автор - народный художник России Александр Бурганов.

СЛАЙД 9 Но не только русские люди, но и за рубежом читают Пушкина: его сочинения переведены почти на все иностранные языки. Множество стихотворений Александра Сергеевича положено на музыку (романсы); почти на все крупные произведения его написаны оперы: «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Дубровский», и многие другие. Они постоянно идут на сценах театров в нашей стране и за границей.

СЛАЙД 10 (для того, чтобы привлечь внимание детей и настроить их на викторину предлагается литературная разминка, которая поможет детям вспомнить сказки и даст возможность более активно работать самостоятельно). Предварительно класс можно разделить на команды. Звучат строчки из сказок:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
(«Сказка о царе Салтане...»)

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.)

Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить,
Да конец ее в море мочить.
(Сказка о попе и работнике его Балде.)

СЛАЙД 14 Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит старуха,
А перед нею разбитое корыто.
(Сказка о рыбаке и рыбке.)

Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и он забылся.

(Сказка о золотом петушке.)

СЛАЙД 16 Выбери номинацию . (предлагается выбрать номинацию, которая соответствует определенной сказке и нажать на обложку книги, оформленную как гиперссылка).

СЛАЙД 17 Номинация «Сказка о рыбаке и рыбке» Ответы на слайде появляются по щелчку.

СЛАЙД 18 Назовите жилище старика со старухой. (Землянка)

СЛАЙД 19 Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? («Не печалься, ступай себе с богом»)

СЛАЙД 20 Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5)

СЛАЙД 21Сколько раз закидывал старик в море невод? (3)

СЛАЙД 22Назовите все желания старухи по порядку. (1 – корыто, 2 – дом, 3 – стать столбовой дворянкой, 4 – стать царицей, 5 – стать владычицей морской )

СЛАЙД 23 Номинация «Сказка о царе Салтане». На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо, прежде чем нажать на вопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаем по порядку.

СЛАЙД 24 Назови в нужной последовательности все превращения князя Гвидона. (1 – комар; 2 – шмель; 3 – муха).

Слайд 25 Сопоставь имя героини и дива, о котором она поведала царю Салтану. (Повариха – про чудесную белку; Ткачиха – про 33 богатыря; Бабариха – про Царевну-лебедь).

СЛАЙД 26 Как часто выходили 33 богатыря из морской пучины? (Ежемесячно, еженедельно, ежедневно ).

СЛАЙД 27 Перечислить по порядку все чудеса из сказки о царе Салтане. (1 – белка, 2 – 33 богатыря, 3 – царевна-лебедь).

СЛАЙД 28 Какими родственными узами связаны герои сказки с князем Гвидоном? (Бабариха – бабушка, ткачихи и повариха – тетя, царь Салтан – отец, Царевна-Лебедь – жена, Царица – мать).

СЛАЙД 29 Как назывался остров, на котором жил князь Гвидон? (Баян, Буян , Боян).

СЛАЙД 30 Номинация «Сказка о попе и работнике его Балде». На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо, прежде чем нажать на вопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаем по порядку.

СЛАЙД 31 Что посоветовала попадья попу, чтобы избавиться от Балды? (Попадья говорит: «Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь. А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь».)

СЛАЙД 32 Что поп велел собрать с чертей (дань, налог, оброк , пошлину)

СЛАЙД 33 В «Сказке о попе и работнике его Балде» Балда дал попу три щелчка. Сопоставь последовательность щелчков с их воздействием. (1 – прыгнул до потолка; 2 – лишился языка; 3 – вышибло ум).

СЛАЙД 34 За сколько лет Балда должен был собрать оброк с чертей? ( За 2 года, 3 года, за 4 года)

СЛАЙД 35 В какой последовательности проходили соревнования между Балдой и чертенком? (1 – помогли зайцы, 2 – закинул за тучу, 3 проскакал на коне).

СЛАЙД 36 Номинация «Сказка о мертвой царевне и семи богатырей». На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо, прежде чем нажать на вопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаем по порядку.

СЛАЙД 37 Молодая царевна была отравлена яблоком? (да, нет)

СЛАЙД 38 К кому и в какой последовательности обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? (1 – солнце; 2 – месяц; 3 – ветер).

СЛАЙД 39 Какая кличка была у собаки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырей» (Тарзан, Соколко , Белка, Стрелка, Жулик)

СЛАЙД 40 Определите занятие семи богатырей. (охота, охрана границ, расчистка леса, отлов браконьеров)

СЛАЙД 41 Сколько торговых городов и теремов приготовил царь в приданое дочери в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». (7 городов, 140 теремов)

СЛАЙД 42. Номинация «Сказка о золотом петушке» . На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо, прежде чем нажать на вопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаем по порядку.

СЛАЙД 43 Что входит в обязанности золотого петушка? (охранять царство , воевать за царство; будить царя)

СЛАЙД 44 Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Черномор, Звездочет , Колдун, Чародей)

СЛАЙД 45 Что пообещал мудрецу царь Дадон за золотого петушка? (Волю первую твою, Я исполню как свою)

СЛАЙД 46 Что попросил мудрец у царя за золотого петушка? (Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу)

СЛАЙД 47Какие слова кричал золотой петушок, предупреждая царя Дадона об опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»)

СЛАЙД 48 Номинация «Все сказки». На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо, прежде чем нажать на вопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаем по порядку.

СЛАЙД 49 Найди лишнего героя. (Лягушка )

СЛАЙД 50 Сопоставь литературного героя со сказкой. (Гвидон – «Сказка о царе Салтане»; Елисей – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; Чертенок – «Сказка о попе и работнике его Балде»; Звездочет – «Сказка о золотом петушке»; Кот ученый – «У Лукоморья»; Столбовая дворянка – «Сказка о рыбаке и рыбке»).

СЛАЙД 51 Кто или что здесь лишнее. (волшебное зеркальце, волшебная палочка, золотая рыбка, золотой петушок)

СЛАЙД 52 Какие сказки заканчиваются словами «Я там был; мед, пиво пил – И усы лишь обмочил». («Сказка о царе Салтане », «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»).

СЛАЙД 53 Сопоставь слово с его толкованием. (Лукоморье – морской залив, берег; Полба – особый вид пшеницы; Пава – самка павлина).

Подведение итогов. Награждение.

Завершить встречу стихотворением:

К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать...
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
(Автор неизвестен)

В ходе урока используются разные виды сенсорной модальности (основного канала восприятия информации). В результате одни учащиеся легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики). Такое объединение средств обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: обучающийся не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ахматова А А Последняя сказкаПушкина «Сказка о золотом петушке» и «Царь увидел пред собой...» //Ахматова А. А. Сочинения: В 2т. - М., 1990.-Т. 2.- С. 18-51.
  2. Бойко С. Волшебная свирель Арины Родионовны // Жили-были
  3. Новиков И. А. Александр Сергеевич Пушкин: Жизнь и творчество.- М.,-1954.-191 с: ил.
  4. Пушкин А.С.: В зеркале двух столетий:[Электронный ресурс] . - М: Республиканский мультимедиацентр, 2002. - (Познавательная коллекция).
  5. Читаем, учимся, играем.-2006.-8
  6. pushkin.niv.ru/images/mesta/mesta_12_1.jpg
  7. lib.ru Библиотека Мошкова.

Ирина Заботина
Внеклассное мероприятие в группе продленного дня «Путешествие по сказкам»

Внеклассное мероприятие «Путешествие по сказкам »

Цель : повторить и систематизировать знания о сказках .

Задачи :

1) развитие речи, мышления, воображения; умения отвечать на вопросы;

2) воспитание любви к сказкам ;

3) формирование читательского интереса.

Конкурсная программа рассчитана на младших школьников.

В конкурсе принимают участие две команды.

За правильный ответ 1 балл. Победитель определяется по количеству баллов.

Воспитатель :

Если сказка в дверь стучится ,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица : чуть спугнёшь и не найти.

Ты за нею на порог, а её и нету…

Только тысячи дорог разбрелись по свету.

По какой она пойдёт? Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить, или мчать откуда…

Только там, где сказке быть – там случится чудо…

У неё чудес запас и всегда готово

Каждый раз для всех для нас – золотое слово.

Сегодня наши команды будут получать волшебные монеты за правильные ответы.

А теперь давайте поприветствуем наших участников. Сегодня участвуют две команды. Команда 1 класса и команда 2. (Идёт представление команд – название)

Первый конкурс «Разминка» .

За каждый правильный ответ – 1 волшебная монетка; отвечает та команда, участник которой первым поднял руку, если команда не отвечает, то ход переходит к следующей команде.

1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

2. Назовите героиню сказки , которая была сельскохозяйственным продуктом ? Подсказка : Всем помогла мышка. (Репка)

3. Кто из русских сказочных героев любил поговорку : «Одна голова хорошо, а три – лучше» . Подсказка : в одном из мультфильмов с этим героем дружил Добрыня Никитич. (Змей Горыныч)

4. Герой какой зарубежной сказки очень любил обувь , особенно сапоги? (Кот в сапогах) .

5. Назовите героиню сказки , которая занималась по дому неквалифицированным трудом : чистила печки и убиралась в доме? (Золушка)

6. Какой вид энергии использовала Баба-Яга в русских сказках , летая в ступе? (нечистую силу)

7. В какой зарубежной сказке говорится о деятельности оригинального музыкального коллектива, состоящего, главным образом, из представителей фауны, концерт которого до смерти напугал целую шайку разбойников? (бременские музыканты)

8. В какой сказке зарубежного писателя героиня была размером с ячменное зёрнышко ? (Дюймовочка)

9. Героиня какой сказки мечтала стать человеком, но обратилась в пену морскую? (Русалочка)

10. В какой русской сказке брат не послушал сестрицу и нарушил санитарно-гигиенические правила, за что серьёзно поплатился? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

11. Главный герой этой зарубежной сказки очень любил сладкое , любил шалить и приговаривать : «Не беда – дело житейское» . Подсказка : Жил на крыше. (Карлсон)

12. Назовите героя русской народной сказки , который нетрадиционным способом ловил рыбу в проруби? (Волк)

13. Назовите единственную героиню русской народной сказки «Репка» , имя которой нам известно? (Жучка)

14. Назовите настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая)

Воспитатель : - Разминка прошла успешно!

2 конкурс «Измени букву»

В названиях сказок изменена одна буква . Определите название сказки .

1 команда

1. Кепке. (Репка)

2. Кот и киса. (Кот и лиса)

3. Золотая рубка. (Золотая рыбка)

2 команда

1. Шар-птица. (Жар-птица)

2. Лиса и мак. (Лиса и рак)

3. Чадо лесное. (Чудо лесное)

2 конкурс «Волшебные предметы»

По предмету угадайте героя.

1 команда

1. Туфелька (Золушка)

2. Ступа и метла. (Баба-яга)

3. Игла (Кощей Бессмертный)

2 команда

1. Сапоги (Кот в сапогах)

2. Золотой ключик (Буратино)

3. Яйцо (Курочка Ряба)

Воспитатель : А сейчас задание посложней. И конкурс называется «Угадай сказку » . Задание следующее – к каждой сказке даётся 5 подсказок , ваша задача – угадать сказку (название) и автора. Конкурс оценивается так : если угадали по первой подсказке – 5 волшебных монет , по второй – 4 волшебные монеты, по третьей – 3, по четвёртой – 2 волшебные монеты и по пятой – всего 1.

1) А) эта русская народная сказка ненавязчиво знакомит маленьких детей с понятиями по старшинству, росту и размеру;

Б) кроме того, она подтверждает старую истину, что трудная задача может быть решена общими усилиями;

В) в ней показывается, что при совместной работе важна доля каждого;

Г) и то, что совместная работа может на время примирить извечных врагов : кошку и собаку, мышку и кошку…

Д (И последняя подсказка ) . всем помогла мышка.

(Русская народная сказка «Репка» )

2)А) В этой сказке главный герой посещение театра предпочёл собственному образованию;

Б) однако от природы он одарён простотой, доверчивостью, умением дружить и доверчивостью;

В) за право обладания этой вещью боролись многие : и магистр кукольных наук, и ловчий пиявок, и «слепой» кот, и коварная лиса;

Г) ради наживы представитель кошачьих притворился слепым, чтобы

выманить денежки у главного героя;

Д) а главный герой доказывает, что если ты смел и непотопляем, что если ты умеешь дружить, то ключик от двери в театр достанется только тебе.

(«Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстой)

3) А) в этой сказке великого французского сказочника чётко доказывается , что ум и изворотливость важнее богатства, ибо с их помощью можно добыть богатство, а вот наоборот – вряд ли…

Б) что если сам не знаешь, что делать, то хорошо иметь преданного друга, обладающего этими качествами;

В) что сила, власть и огромные размеры не гарантируют наличия сообразительности;

Г) что умный и сообразительный друг тоже может иметь слабость, например, к хорошей обуви;

Д) главный герой решает задачу очень легко : недруг превращается в мышь, а ему только и остаётся – прыгнуть, поймать и съесть. («Кот в сапогах» авт. Шарль Перро)

4) А) Герой этой сказки родился в многодетной семье в Италии;

Б) он отправился искать справедливость, когда за мелкую провинность его отец попадает в тюрьму;

В) он был молодым и зелёным, только что с грядки;

Г) его очень не любили сёстры-графини, на него всегда сердился сеньор и на его поиски был отправлен сыщик;

Д) но он заставлял рыдать любого врага, который пытался таскать его за волосы. («Чиполлино» авт. Джанни Родари)

3 конкурс «Волшебные предметы»

По предмету угадайте героя.

1 команда

1. Туфелька (Золушка)

2. Ступа и метла. (Баба-яга)

3. Игла (Кощей Бессмертный)

2 команда

1. Сапоги (Кот в сапогах)

2. Золотой ключик (Буратино)

3. Яйцо (Курочка Ряба)

3 конкурс «Подумай» »

Отгадайте загадку и назовите героя сказки .

1 команда

1. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше. (Карлсон)

2. Всех он любит неизменно, кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это Гена, это Гена (Крокодил)

3. Возле леса, на опушке трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки , кто герои этой сказки (Три медведя)

2 команда

1. Она красива и мила, а имя ей от слова «зола» . (Золушка)

2. Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит добрый доктор (Айболит)

3. Он и весел, и незлобен, этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик Робин и приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник и на мёд – особый нюх.

Этот плюшевый проказник медвежонок …; (Вини-Пух)

Воспитатель : - Молодцы!

4 конкурс «Путаница»

Переставьте местами буквы так, чтобы получились имена сказочных героев .

1 команда

1. РНГСЕУОАКЧ (Снегурочка)

2. ОЛКАЯШКП (Шапокляк)

2 команда

1. ЙДМОРЫДО (Мойдодыр)

2. УАКЧБРАЕШ (Чебурашка)

5 конкурс «Угадай название сказки »

Угадайте сказку по отрывку .

1 команда

1. Елена взяла волшебную книгу, посмотрела – и всё словно на ладони увидела. («Елена Премудрая» )

2. – Мы пойдём далеко, а ты оставайся домавничать, да голоса не подавай : когда придёт лиса, в окошко не выглядывай.

(«Петушок – золотой гребешок» )

3. Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

(Иван-царевич и серый волк)

2 команда

1. Василиса добыла всё, что надо, и легла спать, а кукла за ночь приготовила славный стан. («Василиса Прекрасная» )

2. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая - Триглазка.

(«Крошечка-Хаврошечка» )

3. Идут вёдра по деревне, народ дивится, а Емеля идёт сзади, посмеивается (По щучьему веленью)

6 конкурс «Составь пословицу»

Каждой команде раздаются карточки. На карточках написаны слова. Ребята должны собрать из них пословицу.

СКАЗКА ДЕЛО СКОРО ДА ДЕЛАЕТСЯ НЕ СКОРО СКАЗЫВАЕТСЯ ДЕЛАЕТСЯ

(Скоро сказка сказывается , да не скоро дело делается)

Воспитатель : - Молодцы! А у нас последний заключительный конкурс.

7. Конкурс называется «Волшебный предмет» .

Вы знаете, что в любой сказке могут присутствовать волшебные

предметы. Ваша задача – угадать волшебный предмет, героя и сказку .

1. Героиня этой сказки имела волшебное зеркальце, весьма затейливой работы.

«…Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело :

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела…»

(Царица из сказки А . Пушкина «Сказка о мёртвой царевне… » )

1. Этот герой каждую ночь прокрадывается в комнату, где спят дети. И над их головой он раскрывает либо чёрный зонтик, либо цветной, и от этого зависит, какой сон будет видеть ребёнок : пустой или яркий цветной. Как зовут этого героя? Из какой он сказки ?

(Оле-Лукойе из сказки Г . Андерсена «Оле-Лукойе)

1. Героине этой сказки подарили колечко . Волшебная сила, заключённая в нём, приводилась в действие при помощи слов :

«…Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени, в теремок осенний

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру!»

Кто и кому подарил это колечко? Назовите сказку .

(Месяц Апрель подарил Падчерице в сказке «12 месяцев» )

1. Герой этой зарубежной сказки имел небольшой рост , кроме того, у него был горб, но при помощи этих волшебных предметов он хорошо бегал, в последствие стал лучшим скороходом королевства. Назовите волшебные предметы, героя и сказку . (туфли-скороходы, Карлик Нос, автор Гауф)

2. Этот волшебный предмет присутствует во многих русских сказках . Функцию этого предмета в наши дни выполняет вертолёт и…

(ковёр-самолёт)

1. Этим волшебным предметом убирали из памяти любые воспоминания. Этот предмет помогал задерживать погоню, так как перед преследователями мгновенно вырастал лес. Этим предметом ещё гордится петушок. (гребешок) .

Воспитатель : - Ребята, наше путешествие по сказкам подходит к концу . Подведем итоги. Награждение команд шоколадными монетками.

Воспитатель : - В мире много сказок

Грустных и смешных. И прожить на свете

Нам нельзя без них. Пусть герои сказок

Дарят нам тепло Пусть добро навеки

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»

Мероприятие проведённое совместно со школьной библиотекой

Цель : активизация знаний детей о русских народных сказках
Задачи:
Обучающие : учить детей концентрировать внимание, мобилизовать мыслительную деятельность для поиска ответа на поставленный вопрос.
Развивающ ие: развивать смекалку, умение понимать иносказательный язык.
Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, к чтению сказок.
Предварительная работа: Разработка сценария, разучивание по ролям, предварительная подготовка по командам (чтение русских народных сказок, посещение библиотеки)
Оформление: иллюстрации к различным русским народным сказкам, домик Бабы Яги, поговорка “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”, выставка рисунков “По дорогам сказки”, мультимедийная презентация «Котомка с волшебными предметами», костюмы героев сказок, музыкальный центр, выставка книг.

Участники : дети младшего школьного возраста.

Персонажи : Сказочница, Красная Шапочка, Кот в сапогах.

Примечание: Данный материал может быть полезен родителям, воспитателям, вожатым, педагогам дополнительного образования детей

За каждый конкурс команда получает эмблему с изображением сказочного героя.

На экране изображение леса.. Начинает звучать музыка. Появляется сказочница.Она же выступает в роли ведущей.

Звучит музыка трек 001

Демонстрируются слайды на слова стихотворения

Ведущий

Слайд 2
Сказка по лесу идёт, сказка за руку ведёт.

Слайд 3
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

Слайд 4
Это что за хоровод? Это сказок хоровод!

Слайд 5
Сказка - умница и прелесть, с нами рядышком идёт.

Слайд 6
Чтобы, чтобы, чтобы снова добрый злого победил!

Слайд 7
Чтобы добрый, чтобы злого, стать хорошим убедил.

Слайд 8
В сказке солнышко горит, справедливость в нём царит!

Слайд 9
Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт!

Слайд 10
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Дети отвечают хором : Здравствуйте!

Сказочница: Сегодня я расскажу вам сказку. Но не просто так расскажу, а ещё и покажу. И кто знает, может и вы станете героями этой сказки.

(ЗВУЧИТ МУЗЫКА Трек1 )

В некотором царстве, в школьном государстве случилась эта история. Решили как то герои сказок пройтись по школе пока детей нет в ней… Да вот не задача. Пока они гуляли кто то взял и перепутал все книги. Сказочные герои вернулись к полкам а там… А вот что там мы сейчас с вами и увидим…

Звучит музыка. трек 2 Выбегает Баба Яга и разбрасывает книги и убегает.

Затем снова звучит музыка. Трек 3 . Выходят сказочные герои, а перед ними лежат разбросанные книги.

Красная шапочка : Ой-ой-ой что же делать? Как же назад в сказку вернуться?

Кот в сапогах: Да вот не задача …(Находит записку, не может прочитать) говорил мне мой дедушка, Кот Учёный,: «Учись внучек читать ».. Так нет же мне подавай по полям с маркизом де-Карабасом побегать. Эх…

Звучит музыка трек 1 выходит сказочница

Сказочница: Что случилось, что за шум.

Красная шапочка и кот в сапогах на перебой пытаются рассказать что произошло. Сказочница их останавливает.

Сказочница : Подождите не все сразу.

Кот в сапогах : Вот мы вышли погулять, а назад вернуться не можем.

Красная шапочка : Кто-то перепутал все книги и вот (подаёт записку) оставил.

Кот в сапогах : А читать то мы не умеем.

Сказочница : Ну этой беде я помогу. (берёт записку.Читает) Ну что? Не можете вернуться в сказку. Ха-ха-ха так вам и надо… Будете знать как Бабусю Ягусю обзывать… Я заколдовала ваши сказки…

Красная шапочка обращаясь к коту : Ну вот я же тебе говорила, что не нужно было дразнится.

Сказочница: Да.. дразнится не хорошо… Но делать не чего нужно Бабушку Ягу искать и прощения просить.

Кот в сапогах : А где же нам её найти?

Сказочница: Как где? В сказке конечно. Ну что ребята готовы вместе с нами отправиться в путь и встретиться с русскими народными сказками?

Дети: да готовы!

Сказочница Дороженька нам предстоит дальняя. Нужно котомку собрать с вещами самыми необходимыми. Перед вами раскинулась скатерть-самобранка.

Слайд 11

На ней не яства заморские, а предметы сказочные. Они помогут вам в пути: (шапка-невидимка, зеркальце, сосуд с живой водой, гребень, яблоко, клубочек.)

Сказочница :Первое задание для вас ребята: Вы должны назвать волшебные свойства каждого предмета .(после того как дети назовут волшебные свойства) Котомку собрали – в путь! В страну сказок, чудес и волшебства! А чуть не забыла, а с каких слов начинаются сказки? Ответы детей (Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве.)

Трек 4, слайд 12

Кот в сапогах : В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Красная шапочка :Нам пора же в путь пуститься,
Тот кто с нами выходи.

Сказочница: А вот как нам отправиться в этот путь . И клубочек нам поможет . Если будет трудно справиться с заданием, я приду вам на помощь.
Мы же в сказке, поэтому вы теперь не просто дети, а сказочные герои. Выберите себе персонажа и раскрасьте его.

Трек 5.

На столе лежат перевернутые листы бумаги с изображением героев и карандаши (фломастеры) - в отдельном файле изображения героев .

Слайд 13

Сказочница : Итак мы отправляемся в путь . Но перед тем как отправиться в путь хочу представить вам ещё одних участников нашего путешествия, которые будут оценивать ваши успехи в конкурсах. Вы догадались кто это?

Дети: Да! Это жюри!

Сказочница: Правильно- это жюри. Разрешите вам их представить (представление членов жюри) Посмотрите на экран. Нам клубочек что то хочет сказать(на экране клубочек и изображение первого задания)

Все задания выполняются на время. Время определяет ведущий. Если дети не укладываются по времени, ведущий предлагает им "отыграться" - это может быть исполнение песни, танец, стихотворение, проскакать на одной ножке и т.д.

Сказочница : А вот и первое задание.

Слайд 14

Что вы видите на экране? Правильно,на экране яблонька. Ребята а ведь мы с вами брали в дорогу яблочки… Значит задание будет связано с яблочками .

Яблоко нужно на блюдечке перенести и не уронить.(эстафета. Каждый участник команды оббегает вокруг стула держа одной рукой блюдце на котором яблочко.(для усложнения можно использовать пластиковые тарелочки))

Сказочница : Команды готовы?

Дети: Да!

Тогда начали.

Трек 6

Начинается эстафета

или есть ещё варианты конкурсов

    - съесть за определенное время;

    - почистить;

    - достать с завязанными руками из воды;

    - достать с завязанными руками из блюдца с мукой (на выбор)

Сказочница : А вот и следующее препятствие .

Слайд 15

Молочная река - кисельные берега.(на экране изображение реки из сказки) Перенести воду из одного сосуда в другой, находящийся на расстоянии, в стаканчике (на время)

Сказочница: Но вот не задача мешают это сделать гуси-лебеди и что бы остаться не замеченными мы одеваем шапку невидимку .(бутафорская шапка-невидимка) Итак ваша задача:одеть шапку, посмотреть в зеркальце волшебное, сказать «Красотище» , набрать воду ложкой и перенести в стакан. Следующий участник делает тоже самое. Выигрывает та команда которая быстрее справляется с заданием.

СЛАЙД 16

Сказочница: Сказочная викторина:

Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

Сказочница : Продвигаемся дальше.

Слайд 17

Что изображено на экране? (на экране изображение сказочной печи)

Ответ детей : Печка.

Сказочница : Значит, пора готовить пирожки. Но сначала мы должны в чём то их приготовить. Поэтому сейчас мы с вами нарисуем печку. На ватмане нарисовать печку и пирожки. Каждый участник команды рисует один элемент(чья команда быстрее)

Сказочница: Команды готовы?

Дети : Да!

Сказочница: Начали. Трек 7

С: Молодцы! Ну пока мы с вами задание выполняли, клубочек нас привёл куда то. Посмотрите, да это же избушка Бабы Яги. А вот и сама Баба Яга.

Трек 2, слайд 18

Баба Яга: Явились не запылились. Опять дразниться будете?

Кот и Красная шапочка вместе : Нет, бабушка Ягусенька. Прости нас.

Баба Яга: Ну ладно так и быть. Но не пущу вас в дом пока не отгадаете загадки.

Дети отгадывают загадки

1.В ступе летаю,
Детей похищаю
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,А зовут меня...
(Баба Яга)

2.В дремучем лесу, на болоте
Вы ее непременно найдете.
Не рыбка она, не лягушка,
Моя дорогая подружка.
Стройная фигурка,
Зовут ее...
(Кикимора)

3.Есть еще в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
Может быть пуглив, как зайка,
А зовут его...
(Леший)

4.Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки -
Пиявки да лягушки!
Водорослями зарос
Добрый дедушка...
(Водяной)

5.Он живет глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Это что за старичок?
Ну конечно, ...
(Кощей Бессмертный)

6.У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына
Шалунишку... (Буратино ).

7.В птичник повадится – жди беды,
Рыжим хвостом, заметает следы. (Лиса Патрикеевна )

8.Несет меня Лиса за темные леса,
За быстрые реки, за высокие горы…
Кот! Дрозд! Спасите меня! (Петушок – золотой гребешок ).

9.Уплетая калачи
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился, на царевне. (Емеля ).

10.Скачет лошадь непростая
Чудо – грива золотая.
По горам парнишку носит
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок –
Удивительный конек
По прозванью (Горбунок ).

11.Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку малышку? (Дюймовочка ).

12.Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – Луковка знаком.
Очень просто и не длинно он зовется... (Чиполлино ).

Баба Яга Ну что же справились с заданием. Но это ещё не всё.

Сказочница : Бабушка ну ты же обещала, что только загадки.

Баба Яга : Так Я в, конце-концов, Баба Яга и могу, на правах не чистой силы менять свои решения.

Сказочница : Ну, хорошо. Тогда я на правах сказочницы говорю, что это не честно, но мы готовы выполнить ещё твои задания.

Баба Яга : Вот и отлично. А я предлагаю полетать на моей чудо метле.

Конкурс: первый участник команды бежит на метле. Оббегает стул возвращается к команде, передаёт метлу следующему участнику а сам становится в конце колоны.

Баба Яга: Ну ладно. Вот вам сказки ваши.. (Подаёт пакеты, а там сами сказки (картинки), но разрезанные на мелкие кусочки)

Кот в сапогах : Пропустила нас Баба Яга.

Красная шапочка: А как же мы в сказку попадём если картинка так разорвана (плачет)

Баба Яга: Ну да разорвана. Вы же меня разозлили…

Сказочница . Не расстраивайтесь Кот и Красная шапочка. Ваши команды вам с удовольствием помогут.

Конкурс-эстафета: На время собрать разорванную картинку наклеить на картонку.

Открывают сундук и достают от туда книги, Кот в сапогах и Красная шапочка

Cказочница. Все русские народные сказки заканчиваются счастливо. Вот и у этой сказки хороший конец. Наши герои возвращаются в сказку…

Слайд 19, трек 8.

Исполняют песню «Дорогою добра»

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя

Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Дорогою добра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Дорогою добра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что это жизнь,

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Сказочница: Ну что же наше путешествие подошло к концу и настала пора подвести итоги. Слово предоставляется жюри.

Выступление жюри. Подведение итогов. Вручение призов.

(Снова звучит музыка трек 8. звучат слова Сказочницы)

Сказочница: А сейчас мы вам предлагаем посмотреть замечательную сказку режиссёра Александра Роу «Варвара –краса, длинная коса». Но смотреть внимательно… Завтра мы для вас проведём викторину по этой сказке… Ну что же а нам пора вернуться в сказки.

Все герои : До новых встреч!

Звучит музыка. Герои (участники) выходят из зала.

Ольга Еремеева
Мероприятие «Путешествие по сказкам»

Путешествие по сказкам

игра - путешествие

Методическая разработка включает в себя мероприятие для детей младшего школьного возраста. Рекомендуется для использования в работе библиотекарям, педагогам дополнительного образования, педагогам – организаторам, учителям начальных классов

Пояснительная записка

Очень важно с юных лет воспитывать у детей любовь к книге, и начинать, конечно, лучше со сказок . Ведь сказки А . С. Пушкина, Г. Х. Андерсена, В. А. Жуковского… завораживают, увлекают, учат быть добрыми и справедливыми. Прекрасен мир сказки ! Данная форма мероприятия , очень актуальна для детей младшего школьного возраста, так как путешествие по сказкам позволяет не только расширить знания сказок , но и выявить, насколько обучающиеся знакомы со сказками .

Цель :

в игровой форме показать учащимся удивительный мир сказок , их мудрость и красоту.

Задачи :

закрепить уважение и любовь к сказкам ;

повторить жанры сказок , типы и их особенности;

воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

Оформление :

иллюстрации к сказкам ;

в разным местах библиотеки развешиваются названия станций.

Оборудование :

магнитофон, аудиозапись «Вальс-фантазия» М. И. Глинки.

Подготовительная работа :

За неделю до мероприятия детям дается задание, нарисовать иллюстрации к любимым сказкам и подготовить инсценировку русской народной сказки «Маша и медведь»

Ход мероприятия:

Приветствие. Вступительное слово учителя (звучит «Вальс-фантазия» М. И. Глинки)

Ведущий :

Все мы, люди, родом из детства. Мы, взрослые, вспоминаем своё детство, как волшебный сон. И наверное, ребята, вам родители иногда говорят : «Как бы я хотела сейчас оказаться на твоём месте, стать такой же маленькой, как ты». Счастливы те дети, у которых есть бабушки, особенно если они перед сном рассказывают сказки .

Мы любим сказки со счастливым концом, но не все сказки такие . Через сказки мы постигаем жизнь . Один маленький мальчик, которого звали Ганс Христиан Андерсен, задал вопрос своему отцу : «Что такое сказка ? Настоящая сказка Тот ему ответил : «Если сказка настоящая , в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся».

Сказки возникли в глубокой древности и передавались из уст в уста. Представьте себе деревенскую избу в Древней Руси. Зимний вечер тянется долго, тускло светит лучина, женщины сидят за прялками. И какая-нибудь из них неторопливо сказывает сказки . Как приятно слушать задушевное повествование о вымышленных невероятных событиях.

Вы, дети, я уверена, знакомы со сказками с первых лет жизни . Когда вы были совсем маленькими, вам рассказывали сказки «Колобок» , «Курочка Ряба» . Вам нравилась сказка о том , как хитрая Лиса обманула Волка. Потом заслушивались сказками про Ивана Царевича и Василису Премудрую. Вы уносились в тридевятое царство вместе с героями сказок А . С. Пушкина, Г. Х. Андерсена, В. А. Жуковского… Прекрасен мир сказки !

Что же общего у всех произведений, которые мы называем сказками ? (Дети отвечают)

Сегодняшний у нас с вами необычное мероприятие . Это мероприятие – интеллектуальное путешествие по сказкам . Путешествовать мы будем по станциям. Будьте активны и внимательны. За каждый правильный ответ на станции будут вручаться жетоны. В конце путешествия подведём итоги , определим победителя. Самого знающего ждёт сюрприз (маленький подарочек) .

Ведущий :

Начинаем путешествие со станции Портретная (дети подходят к указанной станции) . Здесь нужно определить героев сказок по портретам-описаниям. Назвать героя сказки , название, автора.

Вопросы :

1. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрудили шею.

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки!

2. На лазоревом платье – частые звёзды, на голове – месяц ясный, такая красавица – ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать .

3. Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

4. Та девица, говорят,

Ездит в красном полушубке,

В золотой, ребята, шлюпке,

И серебряным веслом

Самолично правит в нём;

Разны песни попевает

И на гуслицах играет.

5. Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

6. И была она бела, как снег, румяна, как кровь, и такая черноволосая, как чёрное дерево.

7. Это была красивая женщина, но гордая и надменная, она терпеть не могла, когда кто-нибудь превосходил её красотой.

8. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит!

А сама-то величава,

Выступает будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

9. Страшная смотрит со дна образина : два огромные глаза горят, как два изумруда; рот разинутый чудным смехом смеётся; два ряда крупных жемчужин светятся в нём, и язык, меж зубами выставясь, дразнит царя.

10. С бородою и с усами; рожа словно как у кошки, а глаза-то – что те плошки!

Следующая станция Искусствоведческая.

Готовясь к путешествию , вы нарисовали много рисунков к русским народным сказкам . Оформили выставку. А теперь вам нужно описать своих любимых героев.

Станция Сума с потерянными вещами.

Появляется сумка (лучше необыкновенной формы, потёртая) . В сумке спрятаны клубочек ниток, два пузырька (с живой и мёртвой водой, платочек, яблоко, колечко, гребень.

Ведущий :

Определить сказку по предметам . Прошу помочь сказочным героям . Кто использовал предмет, в какой ситуации. Назовите сказку , где происходит действие.

(За правильные ответы дети получают жетоны)

Задания написаны на лепестках ромашки, (приложение 1) каждый ребенок отрывает лепесток с заданием.

(За правильные ответы дети получают жетоны)

А сейчас, нас ждёт станция «О, счастливчик» .

Нужно выбрать правильный ответ.

Кем обернулась Василиса Премудрая, когда улетела в окно?

а) серой кукушкой

б) сизой голубкой

в) быстрокрылой ласточкой

Дворец Кощея Бессмертного был из :

а) золота

б) малахита

в) карбункула

Сколько было лет П. П. Ершову, когда он написал сказку «Конёк-Горбунок» ?

Кто подсказал В . А. Жуковскому сюжет «Сказки о царе Берендее » ?

а) М. Ю. Лермонтов

б) А. С. Пушкин

Как звали старшего сына в сказке «Конёк-Горбунок» ?

б) Гаврила

в) Данила

Кто достал со дна моря-океана перстень царь-девицы?

а) карась

в) дельфин

Сколько дочерей было у Кощея Бессмертного?

(За правильные ответы дети получают жетоны)

Путешествие продолжается

Станция Театральная.

Чем литературная сказка отличается от народной?

Инсценирование русской народной сказки «Маша и медведь» .

Обсуждение.

(Участники получают жетоны)

Из каких сказок это выражение , и в каких случаях оно употребляется?

Разбитое корыто (из сказки А . С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» , употребляется в значении «разбитые надежды» ).

При царе Горохе (из русской народной сказки о царе Горохе , употребляется в значении «очень давно» ).

Гадкий утёнок (сказка Г . Х. Андерсена «Гадкий утёнок» , выражение применяется к человеку, несправедливо оцененному окружающими людьми).

Я еду-еду, не свищу, а как наеду – не спущу (из сказки А . С. Пушкина «Руслан и Людмила» , употребляется при нежелании простить кого-либо).

(За правильные ответы дети получают жетоны)

Ведущий : Некоторые сказки заканчиваются словами : «Стали жить-поживать и добра наживать» . Доброе чувство – это то, в чем все нуждаются, но не все могут проявить. Добро – это богатство, имущество. А добро в душе? Это тоже богатство! Богатство души. У доброго человека – богатая душа, он всегда может одарить человека любовью, вниманием, добрым словом.

Каждый человек легко может проверить, злой он человек или добрый. Если вам кажется, что все люди злые, значит вы злой человек. Если вам кажется, что все люди добрые, значит, вы добрый человек, у вас есть в душе богатство, есть добрые чувства.

Присмотритесь к себе : не спят ли ваши чувства? К кому вы испытали сегодня доброе чувство? Как его проявили? Помните, когда отдают деньги, их становится меньше. Когда проявляют добрые чувства – их становится больше. Становитесь богаче душой, щедро проявляйте добрые чувства!

Я верю, что впереди вас ждут чудесные минуты, часы общения с героями любимых книг, которые помогут вам стать щедрыми и добрыми.

На этом наше путешествие подошло к концу . Я очень рада встречи с вами. Вы хорошо знаете сказки . Молодцы!

А теперь определим лучшего знатока. Давайте посчитаем у кого больше всего жетонов. (Победитель получает главный приз. Все остальные получают поощрительные призы.)

Заключение

В ходе проведения данного мероприятия следует обратить внимание на хорошую подготовку обучающихся :

отработку навыков выразительного чтения;

подготовку инсценировки сказки .

А для этого следует привлечь классного руководителя. Особое внимание нужно обратить на создание здорового соперничества между детьми во время путешествия по сказкам .

Приложение

Задание с лепестков «ромашки»

1. Кто у героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?

2. Назовите героиню русской народной сказки , которая была сельскохозяйственным продуктом.

3. Кто из сказочных героев очень любил поговорку «Одна голова хорошо, а две лучше» ?

4. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?

5. Какой вид энергии использовала Баба Яга, летая в ступе?

6. Назовите героя известной сказки русского поэта , который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума?

7. Какой сказочный герой посеял деньги , думая, что вырастет денежной дерево и останется только снимать урожай?

8. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки , которая несла для хозяев изделия из драгоценного металла? Как её звали?

Список литературы

1. Колашникова, О. В. Праздники круглый год [текст]: Пособие для учителя/ О. В. Колашникова. - Волгоград : Учитель, 2002.-98с.

2. Колашникова, О. В. Путешествие в страну сказок [текст] : Пособие для учителя/ О. В. Колашникова. - Волгоград : Учитель, 2003.-70с.

Внеклассное мероприятие в начальной школе "В мире сказок"

Девиз: «Сказка – ложь, да в ней намек…»

Цели:

    Привить любовь и заинтересованность к изучению народного творчества.

    Организация досуга.

    Расширить знания ребят о жанре сказки.

    Дать возможность проявить свои таланты.

    Развить творческие способности.

    Учить правильно решать свои проблемы.

    Развивать умение поддерживать разговор.

Задачи:

    Воспитать культуру общения младших школьников.

    Развить способность восприятия детской литературы.

    Находить в них примеры достойных уважения нравственных поступков.

    Помочь в изучении произведений русской литературы, ознакомлении с творчеством детских писателей, расширении читательского кругозора младших школьников.

Подготовка праздника .

Что бы детям было интересно на празднике, их надо подготовить. Они должны знать тексты русских народных сказок, героев сказок, их имена, занятия, сказочные предметы, их применение, волшебные слова, заклинания, зачины, концовки русских народных сказок.

Оборудование : костюмы, декорации, рисунки, призы.

Ход занятия

Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок. Вы вспомните своих любимых сказочных героев, примите участие в веселых конкурсах. А за каждый правильный ответ, вы будите получать приз – наклейку с изображением сказочных героев. В конце занятия, мы подсчитаем количество наклеек у каждого учащегося и у кого их окажется больше тот получит более серьезный приз – альбом и краски.

Сказка, ребята, к устному народному творчеству. И раньше она называлась баснь. В сказке всегда происходят необычные события, удивительные и таинственные. А заканчивается сказка всегда счастливо. События и действующие лица – вымышленные. Часто сказочный мир полон удивительных существ, предметов, чудесных событий. Но эти события всегда отражают действительность и мечты о лучшем. В сказках люди мечтали о возможности летать по воздуху (ковер-самолет). Луди мечтали передвигаться быстрее и по земле. А сказка отобразила эти мечты. Обув человека в сапоги-скороходы. Первый рукописный сборник сказок появился в XVIII веке. А в первой половине XIX века был уже и печатный сборник – «Русские народные сказки».

Ребята, а какие виды сказок вы знаете?

Ученики. Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.

Учитель. Правильно ребята. Вы все конечно знаете, что очень многие сказки наполняют всякие чудеса. То злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку, то гуси-лебеди крадут братика у сестры, то непослушный Иванушка, испив водицы из колодца, превращается в козленочка, то яблонька награждает девочку серебряными и золотыми яблоками, то коровушка-буренушка помогает девочке…

На доске изображение леса. Звучит музыка: «Куда уходит детство?». Выходит сказочница.

Сказочница.

Мы подрастаем, другими станем,
И, может быть, среди забот
Мы сказке верить перестанем
Но сказка снова к нам придет!
И мы ее улыбкой встретим:
Пускай опять живет у нас!
И эту сказку нашим детям,
Мы вновь расскажем в добрый час.

Спешу приветствовать вас я,
Мои веселые друзья!
Мы собрались сегодня в зале!
Верней, не в зале, а в лесу.
Случайно волка не видали?
А может, встретили лису?
Все это присказка, не сказка,
Ведь сказка будет впереди…
Но мало времени осталось.
Готовы вы со мной идти?

Ученики. Да.

Сказочница.

Раскроем занавес – вуаль,
И перед нами на мгновенье
Раздвинул ветви чудный лес.
Мы, задержав слегка волненье,
Войдем в мир сказок и чудес.
Исполняется «Город сказок».
В этом зале ожидают нас сегодня чудеса.
Слышите? Здесь оживают добрых сказок голоса.

Выходит сказочник.

Сказочник.

Добрый день и добрый вечер!
Я веселый сказочник.
Я из сказок к вам пришел,
Я дорогу сам нашел!
А о том, что будет дальше,
Я и сам не знаю даже.
Знаю только: каждый лес
Полон сказочных чудес.
В кабинетах в вашей школе
Чудес будет и поболе!

Сказочница. Немало на свете прекрасных сказок, но среди них есть самые любимые и дорогие. Я буду читать загадки-куплеты, а вы на каждый вопрос подскажете ответ.

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,
Это доктор…(Айболит ).

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-лукова знаком.

Очень просто и не длинно
Он зовется… (Чиполлино ).

Уймись, уймись, колдунья злая,
Себя надеждами не тешь-ка,
В лесу семь гномов повстречала-
Спасется наша … (Белоснежка ).

Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена … (Крокодил ).

И горох перебирала
По ночам при свечке.
И спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка ).

Работать умела красиво и ловко,
В деле любимом проявляла сноровку.
Лебедью белой в танце плыла…
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая ).

Он и весел и не злобен
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… (Вини Пух )

Вот что Вам скажу, друзья!
Я лягушкою была.
Если б не Иван - дурак,
Быть бы мне лягушкой так. (Царевна – лягушка ).

Она легко, как по канату,
Пройдет по тоненькой веревочке.
Она жила в цветке когда-то.
Ну, а зовут ее… (Дюймовочка ) .

Он дружок не только детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна нам давно
Эта милая мордашка,
А зовется … (Чебурашка ).

Будем дружно веселиться,
Будем петь и танцевать,
Что бы в сказке очутиться,
Надо Вам меня позвать!

Ребята, вы догадались, о ком это идет речь?

Конечно же, это фея. Давайте ее позовем.

Вылетает на метле Баба Яга .

Баба Яга.

Берегись! Разойдись!
Везделет, остановись!
Что за сборище у вас
В неурочный зимний час?

Где же видано, чтоб я
Здесь веселье завела?
Хватит, крышка вам, друзья,
Эй, нечистая, сюда!

Сказочница. Баба Яга, зачем ты хочешь праздник прекратить? Наши дети желают веселиться!

Баба Яга. А мне – то что? Что хочу, то и ворочу!

Сказочница. Мы с ребятами фею звали. Куда ты ее дела? Нам путешествовать по сказкам без нее никак нельзя.

Баба Яга. А вы ответьте на мои вопросы, тогда я вам и скажу, где ваша фея. Из каких сказок взяты отрывки.

    А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка. (Хаврошечка ).

    Девочка легла на самую большую кровать, но на ней было твердо и неудобно. (Три медведя ).

    Жил старик со старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке».).

    Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику мягче было спать, а меж тем у нее, бедной, руки окостенели и пальцы побелели. («Мороз Иванович».).

    Он некрасив, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, со временем он выровняется и станет поменьше. («Гадкий утенок ».).

    жила одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось маленького ребенка. (Дюймовочка ).

    В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были маленькие. (Приключения Незнайки и его друзей ).

Баба Яга. Какие вы молодцы, все отрывки отгадали. Ну ладно, скажу, где ваша фея.

Вашу фею я видала
У Кощея во дворце.
Заменить ее смогу вам-
Преображусь сейчас в лице.
(Достает пудру и пудрится .)
Сказочный я элемент,
У меня есть документ.
На метле своей летаю
И детишек я пугаю.

Сказочница. (Обращается к Бабе Яге )

Что ты, Бабушка Яга,
Ребятам страшное нельзя!
Надо фею выручать.
Может, нам тебя послать?

Баба яга.

Даже не подумаю.
Давайте мне метлу мою.
Хотя вас в беде помочь я рада
Но я жду от вас награды.

Сказочник.

Бабка, время не тяни
И за феей ты лети.

Баба Яга.

Вот бесстыжий, вот нахал!
Где ты бабку увидал?
Я моложе всех вас вместе.
Мне к обеду будет двести.
Забодай тебя лишай,
Отойди и не мешай.

Баба Яга садится на метлу и улетает за феей.

Сказочница.

Зло не убьешь, но с ним надо бороться,
Зло – это леность души.
Пусть утром каждый,
Как только проснется,
Сделать добро поспешит.

Сказочник. Пока баба Яга совершает доброе дело и ищет фею, я вас предлагаю вспомнить прочитанные сказки. Я буду показывать вам найденные вещи, а вы отвечайте, чья это вещь и кому она принадлежит. А если сможете, назовите и автора сказки.

    Игрушечный телефон. (К.Чуковский «Телефон»)

    Кот и сапоги. (Ш.Перро «Кот в сапогах »)

    Корзина с пирогами. (Сказка «Маша и медведь »)

    Зеркало и яблоко. (А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)

    Монетка (К. Чуковский «Муха Цокотуха »)

Входит Баба Яга и Фея.

Баба Яга.

За жару ли, за пургу
Все бранят меня, каргу,
А во мне вреда не больше,
Чем ромашек на лугу.
Что, заждалась детвора?
Забирайте. Вот она.

Ах, как много ребятишек-
И девчонок и мальчишек!
Злой Кощей меня унес-
Испугалась я до слез.
Бал хотел устроить вроде…
Но теперь я на свободе!
В одиночестве и покое
Дремлют все наши герои
На страницах книг своих.
Позовем скорее их!
Что им маяться от скуки!
Все герои любят труд!
Вам, друзья, и карты в руки…
Пусть герои оживут!

Входят сказочные герои в костюмах.

Сказочные герои.

Как у Бабы, у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.

На сметане я мешен,
На окошке я стужен.
Круглый бок, румяный бок
Покатился колобок.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса.
А зовут меня Лиса.

Возле леса на опушке
Трое нас живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.