Биография а камю. Альберт камю, краткая биография. Экранизации произведений, театральные постановки

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в Алжире в достаточно простой семье. Отец, Люсьен Камю, был смотрителем винного подвала. Он погиб во время войны, на тот момент Альберу не было и года. Мать, Катрин Сантес, была женщиной неграмотной и после гибели мужа вынуждена была переехать к родственникам и пойти в прислуги, чтобы как-то обеспечить семью.

Детство и юность

Несмотря на чрезвычайно тяжелое детство, Альбер рос открытым, добрым, способным чувствовать и любить природу ребенком.

Он с отличием окончил начальную школу и продолжил обучение в Алжирском лицее, где заинтересовался трудами таких авторов как М. Пруст, Ф.Ницше, А. Мальро. С увлечением читал и Ф.М. Достоевского.

Во время учебы происходит знаковая встреча с философом Жаном Гренье, который впоследствии оказал влияние на становление Камю как писателя. Благодаря новому знакомому Камю открывает для себя религиозный экзистенциализм и проявляет интерес к философии.

Начало творческого пути и известные изречения Камю

1932 г. связан с поступлением в университет. В это время появляются первые публикации заметок и эссе, в которых четко прослеживалось влияние Пруста, Достоевского, Ницше. Так начинается творческий путь одного из самых известных писателей XX века. В 1937 г. выходит сборник философских размышлений «Изнанка и лицо» , в котором лирический герой стремится спрятаться от хаоса бытия и найти покой в мудрости природы.

1938 по 1944 гг. условно считаются первым периодом в творчестве писателя. Камю работает в подпольной газете «Combat», которую сам и возглавил после освобождения от немецкой оккупации. В это время выходят в свет драма «Калигула» (1944), повесть «Посторонний» (1942). Завершает этот период книга «Миф о Сизифе» .

«Все люди на свете – избранные. Других не существует. Рано или поздно всех осудят и приговорят.»

«Я часто думал: если бы меня заставили жить в стволе высохшего дерева, и совсем ничего нельзя было бы делать, только смотреть, как цветет небо над головой, я бы понемногу и к этому привык.»
«Посторонний», 1942 — Альбер Камю, цитата

«Всякий разумный человек, так или иначе, когда-нибудь желал смерти тем, кого любит.»
«Посторонний», 1942 — Альбер Камю, цитата

«Все начинается с сознания и ничего кроме него не имеет значения.»
«Миф о Сизифе», 1944 — Альбер Камю, цитата

В 1947 г. выходит новое, самое крупное и, пожалуй, самое сильное прозаическое произведение Камю, роман «Чума» . Одним из событий, повлиявшим на ход работы над романом, стала вторая мировая война. Сам Камю настаивал на множестве прочтений этой книги, но выделял все-таки одно.

В письме Ролану Барту о «Чуме» он говорит, что роман является символическим отражением борьбы европейского общества против нацизма.

«Тревога – это легкое отвращение перед будущим»
«Чума», 1947 — Альбер Камю, цитата

«В обычное время мы все, сознавая это или нет, понимаем, что существует любовь, для которой нет пределов, и тем не менее соглашаемся, и даже довольно спокойно, что наша-то любовь, в сущности, второго сорта. Но память человека требовательнее.» «Чума», 1947 — Альбер Камю, цитата

«Зло, существующее в мире, почти всегда результат невежества, и любая добрая воля может причинить столько же ущерба, что и злая, если только эта добрая воля недостаточно просвещена.
«Чума», 1947 — Альбер Камю, цитата»

Первые упоминания о романе появляются в записях Камю в 1941 г. под заголовком «Чума или приключение (роман)», тогда же он приступает к изучению специальной литературы по теме.

Следует заметить, что первые наброски данной рукописи значительно отличаются от окончательного варианта, по мере написания романа менялась его фабула и некоторые описания. Множество деталей были подмечены автором во время пребывания в Оране.

Следующим произведением, увидевшим свет, становится «Бунтующий человек» (1951), где Камю исследует происхождение сопротивления человека против внутренней и окружающей абсурдности существования.

В 1956 году появляется повесть «Падение» , и спустя год публикуется сборник эссе «Изгнание и царство» .

Награда нашла героя

В 1957 году Альбер Камю становится лауреатом Нобелевской премии «за огромный вклад в литературу, выделивший значение человеческой совести».

В своей речи, которую потом назовут «Шведской речью» Камю сказал, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс».

Он был похоронен на кладбище в Лурмарене на юге Франции.

Фильм по книге Оливье Тодда «Альбер Камю, жизнь» — ВИДЕО

Альбер Камю - французский писатель и философ, близкий к экзистенциализму, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

Годы жизни: с 07.11.1913 по 04.01.1960

Французский писатель и философ, экзистенциалист, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Когда отец писателя погиб в битве на Марне в начале Первой мировой войны, мать переехала с детьми в город Алжир.

В Алжире после окончания начальной школы Камю учится в лицее, обучение в котором он был вынужден прервать на год в 1930 году из-за открывшегося туберкулеза.

В 1932-1937 гг. учился в Алжирском университете, где изучал философию. По совету Гренье в университете Камю начал вести дневники, писал эссе, испытывая влияние философии Достоевского и Ницше. На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями и весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию и ведет пропагандистскую деятельность среди мусульман. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».

В 1937 году Камю заканчивает университет, защитив дипломную работу по философии на тему "Христианская метафизика и неоплатонизм". Камю хотел продолжать академическую деятельность, но по состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине позже он не был призван в армию.

После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, а затем возглавлял некоторые леворадикальные оппозиционные газеты, которые были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю много пишет, в основном эссе и публицистические материалы. В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».

Лишившись работы редактора, Камю переезжает с женой в Оран, где они зарабатывают на жизнь частными уроками, а в начале войны переезжает в Париж.

В мае 1940 года Камю закончил работу над романом «Посторонний». В декабре Камю, не желая жить в оккупированной стране, возвращается в Оран, где преподаёт французский язык в частной школе. В феврале 1941 года закончен «Миф о Сизифе».

Вскоре Камю вступает в ряды Движения Сопротивления, становится членом подпольной организации «Комба», возвращается в Париж.

В 1943 году знакомится с , участвует в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс со сцены фразу «Ад - это другие»).

После окончания войны Камю продолжает работать в «Комба», публикуются его ранее написанные произведения, принёсшие писателю популярность, однако в 1947 году начинается его постепенный разрыв с левым движением и лично с Сартром. В результате Камю уходит из «Комба» и становится независимым журналистом - пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»).

В пятидесятые годы Камю постепенно отказывается от своих социалистических идей, осуждает политику сталинизма и попустительское отношение к этому французских социалистов, что приводит к еще большему разрыву с бывшими товарищами и, в частности, с Сартром.

В это время Камю всё больше увлекает театр, с 1954 года писатель начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже Экспериментального театра. В 1956 году Камю пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».

В 1957 году Камю получил Нобелевскую премию по литературе. В речи по случаю вручения премии он сказал, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс». В последние годы жизни Камю практически ничего не писал.

4 января 1960 года Альбер Камю погиб в автокатастрофе, возвращаясь из Прованса в Париж. Писатель погиб мгновенно. Смерть писателя наступила приблизительно в 13 часов 54 минут. Мишель Галлимар, который также был в машине, умер в больнице через два дня, а жена и дочь писателя выжили. . Альбер Камю был похоронен в местечке Лурмарен в районе Люберон на юге Франции. В ноябре 2009 года президент Франции Николя Саркози предложил перевести прах писателя в Пантеон.

В 1936 году Камю создал самодеятельный «Народный театр», организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, где сам сыграл Ивана Карамазова.

Награды писателя

1957 - по литературе «За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести»

Библиография

(1937)
(1939)
(1942)
(1942)
(1944]ранняя редакция – 1941)
Недоразумение (1944)
(1947)
Осадное положение (1948)
Письма немецкому другу (1948) под псевдонимом Луи Ньевилль)
Праведники (1949)
Злободневные заметки, книга 1 (1950)
(1951)
Злободневные заметки, книга 2 (1953)
Лето (1954)
(1956)
Реквием по монахине (1956) адаптация романа Уильяма Фолкнера)
Изгнание и царство (1957)
(1957)
Злободневные заметки, книга 3 (1958)
Бесы (1958) адаптация романа Ф. М. Достоевского)
Дневники, май 1935 - февраль 1942
Дневники, январь 1942 - март 1951
Дневники, март 1951 - декабрь 1959
Счастливая смерть (1936-1938)

Экранизации произведений, театральные постановки

1967 - Посторонний (Италия, Л.Висконти)
1992 - Чума
1997 - Калигула
2001 - Судьба (по роману "Посторонний", Турция)

Альбер Камю - французский писатель, философ, мыслитель, публицист, представитель атеистического экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе (1957), при жизни его называли «совестью Запада». Появился на свет в алжирском г. Мондови 7 ноября 1913 г. Его отец, смотритель винного погреба, в 1914 г. в битве при Марли был смертельно ранен, и после смерти его семья столкнулась с серьезными материальными затруднениями.

Неизвестно, смог бы получить Альбер образование, если бы в 1923 г. учитель начальной школы не уговорил мать и бабушку своего способного ученика отдать его в лицей. В 1930 г. Камю заболел туберкулезом, и ему пришлось покончить с активными занятиями спортом, а впоследствии из-за бывшей болезни ему не разрешили пройти последипломное обучение и не призывали в армию. На протяжении 1932-1937 гг. Альбер Камю получал образование в Алжирском университете (философский факультет), окончив его с дипломом магистра.

Годы после учебы были наполнены активной деятельностью – общественной, творческой, театральной. В 1935 г. он становится членом французской компартии, из которой в 1937 г. вышел, т.к. политика Коминтерна стала ему чуждой. В этом же году активно постигает экзистенциализм, изучает сочинения его представителей. В 1936 г. Камю выступает организатором передвижного «Театра труда», где он являлся режиссером и актером. На протяжении 1936-1937 гг. предпринимал поездки в Центральную Европу, Италию, Францию. В 1936-ом увидел свет сборник лирических эссе под названием «Изнанка и лицо», а в следующем году выходит роман «Бракосочетание».

С 1938 г. Камю работает редактором периодических изданий. С 1940 г. его биография связана с Францией, Парижем. Огромный успех повести «Посторонний», написанной в 1942 г., делает ее автора известным во всем мире. В годы войны Альбер Камю был участником движения Сопротивления, членом подпольной организации «Комба», сотрудником ее печатного органа. Именно эта газета опубликовала в 1943 г. также получившие огромную известность «Письма немецкому другу», утверждавшие вечные моральные ценности. В 1944 г. Камю пишет роман «Чума», в котором фашизм выступает олицетворением насилия и зла (увидел свет лишь 1947 г.).

50-ые гг. характеризуются осознанным стремлением Камю оставаться независимым, избегать пристрастий, продиктованных исключительно «партийной принадлежностью». Одним из последствий стали разногласия с Жаном Полем Сартром, ярким представителем французского экзистенциализма. В 1951 г. журнал анархистского толка выпускает книгу Альбера Камю «Бунтующий человек», в которой автор исследует, как человек борется с внутренней и внешней абсурдностью своего существования. Книга была воспринята как отказ от социалистических убеждений, осуждение тоталитаризма, диктатуры, к которым Камю относил и коммунизм. Дневниковые записи свидетельствуют о сожалении писателя по поводу усиления во Франции просоветских настроений, политической слепоты левых, не желавших замечать преступлений Советского Союза в странах Восточной Европы.

Этот период характеризуется нарастанием интереса к театру. В 1954 г. Камю занимается постановкой собственных произведений, предпринимает попытки открыть в столице экспериментальный театр. В 1957 г. он становится лауреатом Нобелевской премии с формулировкой «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».

Жизнь Альбера Камю 4 января 1960 г. прервала автомобильная катастрофа, в которую он попал с семьей друга. Похоронили великого писателя-философа на юге Франции, на кладбище в Лурмарене. Осенью 2009 г. французский президент Николя Саркози выступил с инициативой перезахоронить прах Камю в Пантеоне, однако родственники ее не поддержали. Летом 2011 г. одной из итальянских газет была озвучена версия о том, что Камю стал жертвой советских спецслужб, подстроивших ДТП, однако она не выдержала критики биографов.

Биография из Википедии

Альбе́р Камю́ (фр. Albert Camus; 7 ноября 1913, Мондови (ныне Дреан), Алжир - 4 января 1960, Вильблевен, Франция) - французский прозаик, философ, эссеист, публицист, близкий к экзистенциализму. Получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.

Жизнь в Алжире

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года во франкоалжирской семье в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, был смотрителем винного подвала в винодельческой фирме, во время Первой мировой войны служил в лёгкой пехоте, в 1914 году получил смертельное ранение в битве на Марне и умер в лазарете. Мать Кутрин Сантэ, испанка по национальности, полуглухая и неграмотная, переехала с Альбером и его старшим братом Люсьеном в район Белькур (рус.)фр. города Алжир, жили в бедности под началом своевольной бабушки. Кутрин, чтобы содержать семью, работала сперва рабочей на фабрике, затем уборщицей.

В 1918 году Альбер стал посещать начальную школу, которую закончил с отличием в 1923 году. Обычно сверстники его круга на этом бросали учёбу и шли работать, чтобы помогать семьям, но учитель начальной школы Луи Жермен смог убедить родственников в необходимости для Альбера продолжить образование, подготовил одарённого мальчика к поступлению в лицей и добился назначения стипендии. Впоследствии Камю с благодарностью посвятил учителю Нобелевскую речь. В лицее Альбер глубоко познакомился с французской культурой, много читал. Начал серьёзно заниматься футболом, играл за юношескую команду клуба «Racing Universitaire d"Alger », в дальнейшем утверждал, что спорт и игра в команде повлияли на формирование его отношения к морали и долгу. В 1930 году у Камю был обнаружен туберкулёз, он был вынужден прервать образование и навсегда прекратить занятия спортом (хотя любовь к футболу сохранил на всю жизнь), несколько месяцев провёл в санатории. Несмотря на выздоровление, долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. Позже по состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине он не был призван в армию.

В 1932-1937 годы Альбер Камю учился в Алжирском университете, где изучал философию. Во время учёбы в университете также много читал, начал вести дневники, писал эссе. В это время испытал влияние А. Жида, Ф. М. Достоевского , Ф. Ницше . Его другом стал преподаватель Жан Гренье - писатель и философ, имевший значительное влияние на молодого Альбера Камю. Попутно Камю был вынужден работать и сменил несколько профессий: частный учитель, продавец запчастей, ассистент в метеорологическом институте. В 1934 году женился на Симоне Ийе (развод в 1939 году), экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой. В 1935 году получил степень бакалавра и в мае 1936 года степень магистра философии c работой «Неоплатонизм и христианская мысль» о влиянии идей Плотина на теологию Аврелия Августина . Начал работу над повестью «Счастливая смерть». В это же время Камю входил в проблематику экзистенциализма: в 1935 году изучал произведения С. Кьеркегора, Л. Шестова, М. Хайдеггера, К. Ясперса; в 1936-1937 годы познакомился с идеями абсурдности человеческого существования А. Мальро.

На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием 1934 года в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».

В 1936 году создал самодеятельный «Театр труда» (фр. Théâtre du Travail), переименованный в 1937 году в «Театр команды» (фр. Théâtre de l"Equipe). Организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. В 1936-1937 годы путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. В 1937 году вышел в свет первый сборник эссеистики «Изнанка и лицо».

После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 году был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже репюбликен» и «Суар репюбликен». На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение социально-ориентированной политики и улучшение положения арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю пишет в основном эссе и публицистические материалы. В 1938 году издана книга «Бракосочетание». В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».

После запрета «Суар репюбликен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переехали в Оран, где давали частные уроки. Через два месяца переехали из Алжира в Париж.

Период войны

В Париже Альбер Камю – технический редактор в газете «Пари-суар». В мае 1940 года закончена повесть «Посторонний». В декабре того же года оппозиционно настроенного Камю увольняют из «Пари-суар» и, не желая жить в оккупированной стране, он вернулся в Оран, где преподавал французский язык в частной школе. В феврале 1941 года закончен «Миф о Сизифе».

Вскоре Камю вступил в ряды Движения Сопротивления и стал членом подпольной организации «Комба», снова в Париже.

В 1942 году был издан «Посторонний», в 1943 году - «Миф о Сизифе». С 1943 года начал печататься в подпольной газете «Комба», затем стал её редактором. С конца 1943 года начал работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни). Во время войны опубликовал под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием). В 1943 году познакомился с Сартром, участвовал в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс со сцены фразу «Ад - это другие»).

Послевоенные годы

После окончания войны Камю продолжил работать в «Комба», издательство опубликовало его ранее написанные произведения, вскоре принёсшие писателю популярность. В 1947 году начинается его постепенный разрыв с левым движением и лично с Сартром. Он уходит из «Комба», становится независимым журналистом - пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»). В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».

Сотрудничает с анархистами и революционными синдикалистами и печатается в их журналах и газетах «Либертер», «Монд Либертер», «Революсьон пролетарьен», «Солидариад Обрера» (издание испанской Национальной конфедерации труда) и других. Участвует в создании «Группы интернациональных связей».

В 1951 году в анархистском журнале «Либертер» выходит «Бунтующий человек», где Камю исследует анатомию бунта человека против окружающей и внутренней абсурдности существования. Левые критики, включая Сартра, сочли это отказом от политической борьбы за социализм (которая, по Камю, ведёт к установлению авторитарных режимов вроде сталинского). Ещё большую критику левых радикалов вызвала поддержка Камю французской общины Алжира после начавшейся в 1954 году Алжирской войны. Некоторое время Камю сотрудничает с ЮНЕСКО, однако после того, как в 1952 году членом этой организации становится Испания во главе с Франко, он прекращает свою работу там. Камю продолжает внимательно следить за политической жизнью Европы, в своих дневниках он сожалеет о росте просоветских настроений во Франции и готовности французских левых закрывать глаза на, как он считал, преступления коммунистических властей в Восточной Европе, их нежелании видеть в спонсируемом СССР «арабском возрождении» экспансию не социализма и справедливости, а насилия и авторитаризма.

Его всё больше увлекает театр, с 1954 года он начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже Экспериментального театра. В 1956 году Камю пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».

В 1957 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». В речи по случаю вручения премии, характеризуя свою жизненную позицию, он сказал, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс» .

Смерть и похороны

Днём 4 января 1960 года автомобиль, в котором Альбер Камю вместе с семьёй своего друга Мишеля Галлимара, племянника издателя Гастона Галлимара, возвращался из Прованса в Париж, вылетел с дороги и врезался в платан неподалёку от городка Вильблёвен в ста километрах от Парижа. Камю погиб мгновенно. Галлимар, который был за рулём, умер в больнице через два дня, его жена и дочь выжили. Среди личных вещей писателя были найдены рукопись неоконченной повести «Первый человек» и неиспользованный железнодорожный билет. Альбер Камю был похоронен на кладбище в Лурмарене в районе Люберон на юге Франции.

В 2011 году итальянская газета «Corriere della Sera» предала огласке версию, согласно которой автокатастрофа была подстроена советскими спецслужбами в качестве мести писателю за осуждение советского вторжения в Венгрию и поддержку Бориса Пастернака . В числе лиц, осведомлённых о планировавшемся убийстве, газета называла министра иностранных дел СССР Шепилова. Мишель Онфре, готовивший публикацию биографии Камю, отверг в газете «Известия» эту версию как инсинуацию.

В ноябре 2009 года президент Франции Николя Саркози предложил перевести прах писателя в Пантеон, но не получил согласия родственников Альбера Камю.

Философские взгляды

Сам Камю не считал себя ни философом, ни тем более экзистенциалистом. Тем не менее работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим, его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства.

В отличие от «бунтаря» Сартра и религиозных экзистенциалистов (Ясперса) Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для понимания причин, заставляющих человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа, находящего удовлетворение в отчётливом осознании тщетности и безрезультатности собственных усилий; по мнению Камю, практически такое отношение к жизни реализуется в перманентном бунте. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны.

Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества - фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость, но, отвергая понимание бунта, не признающего за ним положительных аспектов, в эссе «Бунтующий человек» рассматривает бунт как способ солидарности с другими людьми и философию меры, определяющую и согласие, и несогласие с существующими реалиями; перефразируя картезианскую максиму в «я бунтую, следовательно мы существуем». Камю выделяет две формы проявления бунтарства: первая выражена в революционной деятельности, вторая, которой он отдаёт предпочтение, в творчестве. Вместе с тем, он оставался в пессимистической уверенности, что несмотря на положительную роль бунта в истории, окончательно победить зло невозможно.

Нерелигиозные убеждения

Альбера Камю относят к представителям атеистического экзистенциализма, его воззрения обычно характеризуют как иррелигиозные и атеистические. Критик религии; в период подготовки «Мифа о Сизифе» Альбер Камю выражает одну из ключевых идей его философии: «Если существует грех против жизни, то он, видимо, не в том, что не питают надежд, а в том, что полагаются на жизнь в мире ином и уклоняются от беспощадного величия жизни посюсторонней». Вместе с тем, отнесение сторонников атеистического (нерелигиозного) экзистенциализма к атеизму отчасти условно, и у Камю наряду с неверием в Бога, признанием того, что Бог умер, утверждается абсурдность жизни без Бога. Сам Камю не считал себя атеистом.

Сочинения

Проза

Романы

  • Чума (фр. La Peste) (1947)
  • Первый человек (фр. Le premier homme) (неоконченный, опубликовано посмертно в 1994)

Повести

  • Посторонний (фр. L’Étranger) (1942)
  • Падение (фр. La Chute) (1956)
  • Счастливая смерть (фр. La Mort heureuse) (1938, опубликовано посмертно в 1971)

Рассказы

  • Изгнание и царство (фр. L"Exil et le royaume) (1957)
    • Неверная жена (фр. La Femme adultère)
    • Ренегат, или Смятенный дух (фр. Le Renégat ou un esprit confus)
    • Молчание (фр. Les Muets)
    • Гостеприимство (фр. L"Hôte)
    • Иона, или Художник за работой (фр. Jonas ou l’artiste au travail)
    • Растущий камень (фр. La Pierre qui pousse)

Драматургия

  • Недоразумение (фр. Le Malentendu) (1944)
  • Калигула (фр. Caligula) (1945)
  • Осадное положение (фр. L’État de siège) (1948)
  • Праведники (фр. Les Justes) (1949)
  • Реквием по монахине (фр. Requiem pour une nonne) (1956)
  • Бесы (фр. Les Possédés) (1959)

Эссе

  • Восстание в Астурии (фр. Révolte dans les Asturies) (1936)
  • Изнанка и лицо (фр. L’Envers et l’Endroit) (1937)
  • Ветер в Джемила́ (фр. Le vent à Djémila) (1938)
  • Брачный пир (фр. Noces) (1939)
  • Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) (1942)
  • Бунтующий человек (фр. L’Homme révolté) (1951)
  • Лето (фр. L"Été) (1954)
  • Возвращение в Типаса́ (фр. Retour à Tipaza) (1954)
  • Размышления о смертной казни (фр. Réflexions sur la peine capitale) (1957), совместно с Артуром Кёстлером, Размышления о гильотине (фр. Réflexions sur la Guillotine)
  • Шведские речи (фр. Discours de Suède) (1958)

Прочее

Автобиографии и дневники

  • Злободневные заметки 1944-1948 (фр. Actuelles I, Chroniques 1944-1948) (1950)
  • Злободневные заметки 1948-1953 (фр. Actuelles II, Chroniques 1948-1953) (1953)
  • Злободневные заметки 1939-1958 (фр. Chroniques algériennes, Actuelles III, 1939-1958) (1958)
  • Дневники, май 1935 - февраль 1942 (фр. Carnets I, mai 1935 - février 1942) (опубликовано посмертно в 1962)
  • Дневники, январь 1942 - март 1951 (фр. Carnets II, janvier 1942 - mars 1951) (опубликовано посмертно в 1964)
  • Дневники, март 1951 - декабрь 1959 (фр. Carnets III, mars 1951 - décembre 1959) (опубликовано посмертно в 1989)
  • Дневник путешествия (фр. Journaux de voyage) (1946, 1949, опубликовано посмертно в 1978)

Переписка

  • Переписка Альбера Камю и Жана Гренье (фр. Correspondance Albert Camus, Jean Grenier, 1932-1960) (опубликовано посмертно в 1981)
  • Переписка Альбера Камю и Рене Шара (фр. Correspondance Albert Camus, René Char, 1949-1959) (опубликовано посмертно в 2007)
  • Albert Camus, Maria Casarès. Correspondance inédite (1944-1959) . Avant-propos de Catherine Camus. Gallimard, 2017.

Издания на русском языке

  • Камю А. Избранное: Сборник / Сост. и предисл. С. Великовского. - М.: Радуга, 1988. - 464 с. (Мастера современной прозы)
  • Камю А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки / Пер. с франц. - М.: Радуга, 1990. - 608 с.
  • Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с франц. - М.: Политиздат, 1990. - 416 с., 200 000 экз.
  • Камю А. Actuelles / Перевод с фр. С. С. Аванесова //Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции XX века. - Томск, 1998. - С. 194-202.

Французский писатель, драматург, один из основателей "атеистического"

экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе Альбер Камю родился в

1913 году во французском Алжире.

Алжирском университете, знакомство с Жаном Гренье, философом и эссеистом, - с

его сборником эссе "Острова" Камю связывал свое "второе рождение" В студенческие

годы Камю вступает в коммунистическую партию, а дипломную работу пишет по теме

"Христианская метафизика и неоплатонизм". В 1937 году Камю выходит из компартии.

Знакомство с экзистенциалистскими мыслителями - Кьер-кегор, Шестов, Хайдеггер,

Яс-перс - во многом определяет круг философских исканий Камю

В конце 1930-х годов появляются его первые сборники прозы "Изнанка и лицо" и

"Брачный пир". Пишет роман "Счастливая смерть", начинает работу над знаменитым

Надо сказать, что Камю очень увлекался Достоевским Даже в одном из театров играл

роль Ивана Карамазова в спектакле "Братья Карамазовы".

Писатель работал журналистом, много ездил по Европе. Начало Второй мировой войны

писатель встретил в Париже. Из-за плохого здоровья - туберкулез - его не взяли в

армию. Он продолжал работать в различных газетах, давал частные уроки. Вступил в

ряды Сопротивления, став членом подпольной группы "Комба". В годы войны написал

Сизифе". В 1943 году поступил на работу в знаменитое издательство "Галлимар". Во

время Парижского восстания в августе 1944 года руководил газетой "Комба"

После войны создал самое значительное свое философское произведение - "Бунтующий

человек" и свой последний роман "Падение" (1956).

В 1957 году Камю присудили Нобелевскую премию - "за важность литературных

произведений, ставящих перед людьми с проницательной серьезностью проблемы наших

Мишелем Галлимаром, сыном известного издателя. В дорожной сумке была найдена

черновая рукопись романа "Первый человек", который после подготовки к публикации

дочерью Камю Катрин вышел в 1994 году.

О жизни Камю написано много книг. Было время, когда он, Сартр и Сент-Экзюпери

были во Франции да и во всей Европе культовыми фигурами. Оливье Тодд издал

биографию Камю почти в тысячу страниц.

Биографы выделяют в жизни Камю его внутреннее одиночество Одиночество при том,

что он был "счастливый любовник, футболист, актер-любитель, очень общительный и

непринужденный человек". Но он, выходец из алжирской бедноты, всю жизнь

болезненно ощущал свою отчужденность от других людей (героя повести "Чужой" он,

несомненно, наделил многими своими психологическими чертами, как и "судью на

покаянии" из повести "Падение"). Знаком отверженности стал для него и

туберкулез, которым он заболел еще в юности. Эта болезнь, видимо, обостряла

мысль писателя Как и его социальное одиночество - одиночество бедняка,

взлетевшего на вершину славы, алжирского француза (в метрополии таких звали

"черноногими"). Короткий миг единения с народом в период Сопротивления сменился

после войны тягостным отчуждением в 1950-е годы, когда Камю пытался посредничать

в гражданской войне, разгоревшейся в его родном Алжире...

Писатель страдал депрессиями, периодически терял способность писать, хотел не

раз навсегда покинуть Европу, помышлял о самоубийстве. Биографы отмечают, что он

был великим донжуаном (в "Мифе о Сизифе" писатель описывает донжуанство как один

из жизненных проектов "абсурдного человека"), но странным образом, его близкие

подруги и жены не были "француженками из Франции" - в основном это алжирки, а

еще актриса-испанка, англичанка, жена писателя Артура Кестлера, американская

студентка, художница-датчанка, обе его жены страдали психическими

расстройствами.

Биографы приводят немало примеров рассеянности писателя, что говорит о его

сосредоточенности на внутренних проблемах. Когда его вторая жена Франсин Фор

родила ему близнецов, мальчика и девочку, он чуть не забыл их в роддоме: посадил

в машину молодую мать, погрузил ее чемодан и сказал. "Поехали!"

В конце жизни на вопрос о своем мировоззрении. "Вы - левый интеллигент?" - он

отвечал: "Я не уверен, что я - интеллигент. А что до остального, то я за левых,

вопреки себе и вопреки им самим... Я верю в справедливость, но я буду защищать

сначала свою мать, а потом уже справедливость".

У Камю много парадоксов. Один из них заключается в том, что последовательно

отстаивая в публицистике конкретность морали против дурной отвлеченности

политики, он в своем творчестве культивировал как раз отвлеченно-символические

сюжеты ("Калигула", "Чума", "Праведники", "Осадное положение").

Первое крупное произведение Камю - "Миф о Сизифе" , о Сизифе, навечно осужденном

богами вкатывать на вершину горы обломок утеса, откуда тот опять скатывается.

Этот миф - символ человеческой жизни. Что делаем мы на земле, если не

безнадежную работу? Осознать бессмысленность человеческой суеты - значит

обнаружить абсурдность человеческого удела. Где же выход? Самоубийство? Надежда

пережить \ себя благодаря своим творениям? К чему писателю писать, если все

равно все кончается смертью? Ради славы? Она сомнительна, да и если она

Земля.. Нет, все абсурдно.

Известный французский писатель, критик и мемуарист Андре Мо-руа пишет о "Мифе о

Сизифе"" "Что же предлагает нам Камю? Дитя солнца, он не приемлет отчаяния.

Будущего не существует? Пусть так, насладимся настоящим. Стать спортсменом или

поэтом или тем и другим одновременно. Идеал человека абсурда - упоение

сиюминутностью. Сизиф сознает свой тягостный удел, и в этой ясности сознания -

залог его победы. Здесь Камю сходится с Паскалем. Величие человека в знании, что

он - смертен. Величие Сизифа в знании, что камень неизбежно скатится вниз. И это

знание превращает судьбу в дело рук человеческих, которое и должно быть улажено

между людьми".

Книга эта появилась на свет в 1942 году. Кругом война. Мир, конечно, выглядит

абсурдным в высшей степени. И тут Камю: "Да, мир - абсурден, да - от богов

ничего не приходится ждать. И однако, нужно, глядя в лицо неумолимой судьбе,

осознать ее, презреть и в той мере, в какой это в наших человеческих силах,

Андре Моруа считает, что Камю "с первых шагов проник в самое сердце современного

мира". "Посторонний" - это жизненная реализация "Мифа о Сизифе". "Чума" играет

по отношению к существованию коллектива ту же роль, что "Посторонний" по

отношению к существованию индивида. Подобно тому как Мерсо открывает для себя

красоту жизни благодаря шоку, пробуждающему в нем протест, целый город - Оран -

пробуждается к сознанию, когда оказывается в изоляции, во власти чумного мора.

Камю в своих произведениях превыше всего ставит чувство меры.

"Наша разодранная Европа нуждается не в нетерпимости, но в работе и

взаимопонимании". "Истинная щедрость по отношению к будущему состоит в том,

чтобы отдать все настоящему".

Здесь, сегодня, немедленно - вот где надлежит трудиться. Это будет тяжко. С

несправедливостью никогда не покончить, но человек всегда станет бунтовать

против всех Это дьявол говорит нам-будьте как боги. Чтобы стать человеком

сегодня, нужно отказаться быть богом. Именно эти мысли отмечает в творчестве

Камю Моруа. "Камю не повторяет слов Вольтера: "Нужно возделывать свой сад". Он,

скорее, предлагает, по-моему, помогать униженным возделывать их сад".

Что касается искусства, то Камю разделял мнение Ницше, что "искусство необходимо

для того, чтобы не умереть от истины". И уже от себя добавлял: "Искусство - это

в каком-то смысле бунт против незавершенности и бренности мира: оно состоит в

том, чтобы преображать реальность, одновременно сохраняя ее, ибо в ней источник

его эмоционального напряжения... Искусство не есть полное неприятие или полное

приятие сущего. Оно складывается из бунта и согласия одновременно..."

Некоторые считают, что Камю больше философ, мыслитель, чем писатель. Сам он

говорил: "Мыслить можно только образами. Если хочешь быть философом, пиши

(1913-1960) французский писатель и философ

Альбер Камю относился к тому редкому типу писателей, которых называют моралистами. Однако мораль Камю особого рода. Глубокий смысл произведений французского писателя трудно понять без знакомства с той философской системой, которая лежит в их основе. Эта философия называется экзистенциализм, то есть философия существования.

Экзистенциалисты считали, что человек одинок в чужом и страшном мире, который давит на него со всех сторон, ограничивает его свободу, заставляет подчиняться придуманным условностям, а значит, не позволяет ему стать самостоятельной и свободной личностью. Отсюда возникают настроения пессимизма и трагичности существования, которое само по себе бессмысленно, так как все заканчивается смертью человека.

Правда, экзистенциалисты давали человеку право свободного выбора, однако, по их мнению, он был ограничен только двумя вариантами: полностью слиться с обществом, стать таким, как все, или оставаться самим собой, а это значит противопоставить себя всем остальным людям.

Альбер Камю выбирает второе, хотя понимает всю бессмысленность бунта против общественных порядков, какими бы абсурдными они ни были.

Главным героем у Альбера Камю, как, впрочем, и у других философов-экзистенциалистов, многие из которых тоже были писателями, становится человек, который находится в пограничной ситуации - на грани жизни и смерти. Эти страдающие и отчаявшиеся люди и становятся предметом изучения писателя. В таких ситуациях еще больше обостряются все чувства человека, и, передавая эмоциональное состояние своего героя, писатель показывает, что все эти чувства - страх, совесть, забота, ответственность, одиночество - и есть главное, что сопутствует человеку всю его жизнь.

Камю не сразу стал таким писателем, хотя уже в его ранних произведениях появляются трагические мотивы. Его герои стараются насладиться жизнью, пока не поздно, постоянно ощущая, что их существование рано или поздно закончится. На этом и основан любимый афоризм писателя: «Без отчаяния в жизни нет и любви к жизни».

Трудно сказать, что в жизни Альбера Камю сформировало такое его мировосприятие, хотя жизнь не баловала его. Может быть, это и стало основной причиной пессимизма писателя.

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года на ферме «Святой Павел», в пригороде г. Мондови, в алжирском департаменте Константина. Его отцом был сельскохозяйственный рабочий француз Люсьен Камю, а матерью - испанка Катрин Сантес. Мальчику не исполнилось и года, когда его отец получил смертельное ранение в битве на Марне и умер в госпитале. Чтобы вырастить двоих сыновей, Люсьена и Альбера, мать переселилась в предместье г.Алжира и устроилась работать уборщицей. Семья жила буквально на гроши, однако Альбер сумел с отличием закончить начальную школу Белькура.

Школьный учитель, который тоже воевал на Марне, добился для одаренного мальчика стипендии в алжирском лицее Бюжо. Здесь Альбер Камю по-настоящему увлекся философией и подружился с учителем философии и литературы Жаном Гренье, который занимался религиозным экзистенциализмом. Очевидно, он и оказал решающее влияние на мировосприятие молодого Камю.

В самый разгар учебы в лицее, юноша заболел туберкулезом, этой болезнью нищеты и лишений. С тех пор болезнь так и не оставляла его, и Альберу Камю приходилось регулярно проходить курсы лечения.

Тогда же в лицее, он впервые прочитал Достоевского , который стал его любимым писателем до конца жизни. Камю начинает вести дневниковые записи и, по совету Ж. Гренье, пробует писать сам. Его первые произведения - «Жан Риктюс. Поэт нищеты», «О музыке», «Философия века» и другие - в 1932 году были опубликованы в лицейском журнале «Юг». В том же году Камю пишет литературно-философские эссе «Бред», «Сомнения», «Искушение лжи», «Возвращение к самому себе», названия которых говорят сами за себя.

Осенью 1932 года он поступает на филологический факультет Алжирского университета, где начинает заниматься древнегреческой философией. Там же курс философии читал его наставник Ж. Гренье, с которым Альбер Камю продолжал поддерживать теплые отношения. Кроме древней философии, он много читает современных философов и все больше проникается их образом мышления.

На втором курсе, когда ему исполнилось двадцать лет, Камю женится на студентке своего же факультета Симоне Гиэ. Лето следующего года они с женой проводят на Балеарских островах, и эти счастливые дни Альберу Камю описал потом в своей книге «Изнанка и лицо».

В студенческие годы Альбер активно включается в общественную жизнь. Он пробует переделать мир и записывает в своем дневнике: «Я находился на полпути между нищетой и солнцем. Нищета помешала мне уверовать, будто все благополучно в истории и под солнцем, солнце научило меня, что история - это не все». Изучение древних философов помогло Альберу Камю понять, что человеческая история всегда была неблагополучной в большей степени из-за того, что миром управляют корыстные люди. В молодые годы он еще был мечтателем, поэтому думал, что общими усилиями, вместе с другими «поборниками чести», ему удастся изменить существующее положение. Он начинает заниматься просветительской работой и в 1935 году организует передвижной Театр Труда, где пробует себя и как режиссер, и как драматург, и как актер. В этом театре ставились пьесы и русских авторов, в частности, «Каменный гость» Пушкина, «На дне» Горького, инсценировка «Братьев Карамазовых» Достоевского.

Еще раньше, Альбер Камю принял активное участие в работе комитета содействия международному движению «Амстердам-Плейель» в защиту культуры против фашизма и осенью 1934 года вступил в алжирскую секцию коммунистической партии Франции.

В 1936 году Альбер Камю вместе с женой, а также со своим университетским другом и соавтором пьесы «Восстание в Астурии» Буржуа отправился в путешествие в Центральную Европу, которое впоследствии описал в своем эссе «Со смертью в душе». Когда они находились в Австрии, то узнали из газет о фашистском мятеже в Испании. Это трагическое известие смешалось и с личными неприятностями. Камю поссорился с женой и дальше уже путешествовал один. Вернувшись в Алжир через Италию, Камю разводится с женой и под впечатлением обрушившихся на него невзгод приступает к работе над своими основными произведениями - «Миф о Сизифе», романами «Счастливая смерть» и «Посторонний».

Свой философский труд «Миф о Сизифе» сам Альбер Камю называл «эссе об абсурде». В его основу легла известная древнегреческая легенда о вечном труженике Сизифе, которого мстительные боги обрекли на вечные мучения. Он должен был вкатывать на гору обломок скалы, но, едва достигнув вершины, глыба срывалась, и все приходилось начинать сначала. Камю показывает своего Сизифа мудрым и мужественным героем, который понимает несправедливость выпавшей ему доли, но не умоляет богов о пощаде, а презирает их. Таким образом, выполняя свой, казалось бы, бессмысленный труд, Сизиф не сдается и своим душевным непокорством бросает палачам вызов.

Обострение туберкулеза помешало Альберу Камю поехать в Испанию, чтобы принять участие в защите республики. А в том же, 1937 году произошло еще одно неприятное событие. После окончания университета Камю хотел заняться научной работой, однако по состоянию здоровья он не был допущен к конкурсным экзаменам по философии, что закрыло ему путь к получению ученой степени.

Скоро он разочаровался и в коммунистических идеалах и вышел из компартии, однако продолжал сотрудничать в левой прессе. В 1938 году он начал работать в газете парижского издателя Паскаля Пиа «Альжерепюбликен» («Республиканский Алжир»), где вел литературную хронику и другие разделы. В том же году, Альбер Камю написал философскую драму «Калигула» и основательно засел за роман «Посторонний», перемежая эту работу с написанием эссе, заметок, публицистических статей. К тому времени относится его эссе «Достоевский и самоубийство», которое под названием «Кириллов» вошло в «Миф о Сизифе», кроме того, он написал известный памфлет «Диалог между председателем Государственного совета и служащим с месячным жалованием в 1200 франков», который свидетельствует о том, что Камю все еще были свойственны бунтарские настроения, хотя он уже все больше и больше понимал всю бессмысленность борьбы против существующих порядков. Еще работая над «Мифом о Сизифе», Альбер Камю придумал другой свой любимый афоризм: «Единственная правда - это непокорство».

Однако, в отличие от своего героя Сизифа, писатель не только молча презирает сильных мира сего - он пытается открыто бороться с ними. В 1939 году в Алжире состоялся процесс по делу Годена, на котором писатель выступил в защиту несправедливо обвиненных мелкого служащего, француза, и семи арабских батраков, в результате чего они были оправданы. В том же году, Альбер Камю выступает в защиту сельскохозяйственных рабочих-мусульман, которых обвиняли в организации поджогов. Свои репортажи из зала суда он подписывает псевдонимом Мерсо, который станет именем главного героя его романа «Посторонний».

Весной 1940 года Альбер Камю уезжает в г.Оран, где вместе со своей будущей женой Франсиной Фор дает частные уроки. Но уже через месяц он получил приглашение Паскаля Пиа работать в его газете «Пари-суар» («Вечерний Париж») и немедленно выехал в Париж. Однако поработать спокойно ему не пришлось: летом 1940 года Францию оккупировала фашистская Германия, и перед тем, как немцы вошли в Париж, редакция «Пари-суар» переехала в маленький городок Клермон-Ферран, а потом в Лион. Сюда к Камю приехала Франсина Фор, и в конце года они поженились.

После оккупации всей Франции Камю несколько лет пришлось странствовать «дорогами поражения». Он работал в Марселе, потом уехал в Оран, откуда снова вернулся во Францию. Здесь Камю вошел в ряды французского Сопротивления и включился в работу подпольной организации «Комба» («Борьба»).

В годы оккупации, Альбер Камю собирал разведывательные данные для партизан и работал в нелегальной печати, где в 1943-1944 гг. печатались его «Письма к немецкому другу» - философско-публицистическая отповедь тем, кто пытался оправдать зверства фашистов. Когда же в августе 1944 года в Париже произошло восстание, Камю оказался во главе газеты «Комба». В то время он переживал настоящий подъем. Несколько его пьес, в частности «Недоразумение» и «Калигула», где главную роль играл Жерар Филип, были поставлены в театрах. В семье Альбера Камю родилось двое близнецов. Париж был освобожден от оккупации, и на страницах газеты писатель призывал установить во Франции такие порядки, которые позволили бы «примирить свободу и справедливость», открыть доступ к власти только тем, кто честен и заботится о благе других. Но в тридцать лет он оказался таким же мечтателем, каким был в двадцать. Рассчитывая на всеобщее братство, которое помогло во время войны, Камю не учел того, что люди с разными интересами объединились только на время опасности. А когда она миновала, все встало на свои места; во всяком случае, Камю с его призывами к честности и справедливости снова не был услышан.

Наступившее разочарование лишний раз утвердило писателя в мысли, что общество живет по своим собственным законам, которые отдельным честным людям изменить не под силу, поэтому надо либо приспосабливаться к ним, либо оставаться самим собой, проявляя «душевное непокорство».

К этому времени, Альбер Камю становится уже всемирно известным писателем. Огромную популярность получил его роман «Посторонний», который был опубликован еще в 1942 году. В нем Камю выразил давно выстраданную им мысль о том, что человек, который не хочет лицемерить и подлаживаться под общепринятые мерки, - чужой, «посторонний» в этом мире всеобщей лжи.

Однако, Альбер Камю безгранично верит в могущество своего писательского слова и продолжает бороться в одиночку. В 1947 году выходит его следующий роман - «Чума», в котором он описывает страшную эпидемию чумы, разразившуюся в одном городе. Однако название заставляет читателей вспомнить словосочетание «коричневая чума», как называли фашизм, а сделанное писателем замечание, что «чума, как и война, всегда заставала людей врасплох», не оставляет сомнения в том, что этот роман направлен против фашизма.

В 1951 году Альбер Камю публикует философский памфлет «Бунтующий человек», в котором подвергает резкой критике коммунистические идеалы. Однако чем дальше, тем больше Камю ощущает, что попал в ловушку собственного отрицания всего и вся. Он протестует, но от этого мало что меняется, хотя писателя уже называют «совестью Запада». Камю много ездит - по США, странам Южной Америки, Греции, Италии, другим странам, но везде наблюдает одно и то же.

В своей речи, при вручении ему Нобелевской премии по литературе 10 декабря 1957 года, Альбер Камю признался, что он слишком прочно прикован к «галере своего времени», чтобы так легко отказаться не «грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селедкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс».

В последний год перед своей неожиданной смертью, Альбер Камю почти перестал писать, он думал заняться режиссурой и уже пробовал ставить, но не свои пьесы, а сценические переработки «Реквиема по монахине» У. Фолкнера и «Бесов» Ф. Достоевского. Однако найти для себя новую опору в жизни ему не довелось. 4 января 1960 года, возвращаясь в Париж после рождественских праздников, Альбер Камю погиб в автомобильной катастрофе.

Известный писатель и философ Жан Поль Сартр, с которым Камю связывало многое - и дружба, и вражда, сказал в своем прощальном слове: «Камю представлял в нашем веке - и в споре против текущей истории - сегодняшнего наследника старинной породы тех моралистов, чье творчество являет собой, вероятно, наиболее самобытную линию во французской литературе. Его упорный гуманизм, узкий и чистый, суровый и чувственный, вел сомнительную в своем исходе битву против сокрушительных и уродливых веяний эпохи».