Биография. Боо тпвет цбл фатзп Людовик XVI вступает на французский престол, реформы Тюрго

Анн Робер Жак Тюрго (фр. Anne Robert Jacques Turgot, baron de l’Aulne, барон д’Ольн; 10 мая 1727 - 18 марта 1781) - французский экономист, философ и государственный деятель. Вошёл в историю как один из основоположников экономического либерализма.

Биография

Детство и юность

Родом из Нормандии. Его прадед выдвинулся в Генеральных штатах 1614 года в качестве представителя нормандского дворянства; его дед состоял в конце XVII века интендантом в Меце, затем в Туре; его отец был одним из выдающихся деятелей городского управления в Париже (купеческим прево Парижа). Третий сын в семье, Тюрго был предназначен к духовному званию. Запуганный матерью, тихий, застенчивый мальчик, прятавшийся под диванами и стульями, когда в дом родителей его являлись посторонние, он был отдан в семинарию Сен-Сюльпис, а потом поступил в Сорбонну для окончания богословского образования. По словам Морелли, сотоварища Тюрго, последний уже тогда обнаружил в полной силе отличительные качества своего ума: способность ясно понимать соотношение идей и группировать все разнообразие фактов в одну систему. Под влиянием двух просвещённых учителей, а также чтения произведений Вольтера и Локка талантливый юноша не мог сохранить в неприкосновенности свои старые верования и, не захотев «носить всю жизнь маску на лице», упросил отца освободить его от обязанности быть священником.

Литературная деятельность

В двух речах, произнесённых Тюрго на латинском языке в Сорбонне в 1750 году, он высказал несколько важных историко-философских идей, обнаружив весьма обширное знание истории и широкое понимание хода развития человеческой мысли. По мнению В.П. Волгина, в них был дан "один из первых набросков продуманной буржуазной теории прогресса". В противоположность Вольтеру Тюрго пытался показать, что прогресс мысли проявлялся даже в самую «мрачную и варварскую» эпоху средних веков. По выходе из Сорбонны Тюрго поступил в парижский парламент и два года спустя получил звание рекетмейстера. Но занятия судебными делами не поглощали Тюрго: он мечтал написать философию истории, занимался географией, литературой, естествознанием и быстро сошёлся почти со всем учёно-литературным миром Парижа. Он стал членом салона мадам Жоффрен, где встречался с Монтескье, д’Аламбером, Гельвецием, Гольбахом, а позже (1762) и с Адамом Смитом.

Особенно важно было для него знакомство в 1755 году с главой школы физиократов, Кене, и с Гурнэ. С последним Тюрго сошёлся более всего, объездил с ним Францию, изучил состояние промышленности и торговли, ознакомился с экономической политикой правительства и с её результатами.

Одно произведение Тюрго появляется за другим, и в каждом почти затрагиваются животрепещущие вопросы. Тюрго пишет:

  • против философии Беркли («Lettres contre le systme de Berkeley»);
  • против Мопертюи по вопросу происхождения языка («Remarques critiques», 1750);
  • разбирает известные «Перуанские письма» Ф. де Графиньи (1751, «Observations M-me de Graffigny»);
  • составляет план как политической географии, так и всеобщей истории («Gographie politique» и «Discours sur l’histoire universelle», не оконч., 1750 и 1751);
  • обсуждает вопрос о религиозной терпимости («Lettres sur la tolrance», 1753-1754; «Le conciliateur ou lettres d’un ecclsiastique un magistrat sur la tolrance civile», 1754);
  • составляет ряд философских и экономических статей в Энциклопедии (слова Existence, tymologie, Expansibilit, Foires et marchs, Fondation, Langues);
  • похвальное слово Венсану де Гурнэ (loge de Gournay, 1759).

Везде и во всем Тюрго остаётся своеобразным мыслителем, человеком умеренного образа мыслей, не разделявшим настроения, враждебного существующему строю. Так, в письмах к мадам де Граффиньи Тюрго является защитником неравенства, усматривая в нём благо, без которого немыслимо даже развитие полезных искусств. В трактатах о религиозной терпимости, несмотря на широту взглядов, Тюрго стоит за право государства избирать ту или иную религию и оказывать ей покровительство, устраняя этим самым возможность укрепления суеверий, фанатизма и т. п. Соглашаясь с Кенэ, он стоит за сохранение неограниченной центральной власти «под влиянием воспоминаний о великих благодеяниях, оказанных Франции и Европе королём, который учредил общины и дал гражданские права громадной массе лиц» (мемуары мадам Hausset). Приверженность его к монархии сказалась и в поступлении Тюрго в реформированный парламент (chambre royale, 1754), и в записке, представленной им в качестве министра Людовику XVI по вопросу о реформе муниципалитетов, и в письме к доктору Прайсу по вопросу об американских конституциях.

1614 года в качестве представителя нормандского дворянства; его дед состоял в конце XVII века интендантом в Меце , затем в Туре ; его отец был одним из выдающихся деятелей городского управления в Париже (купеческим прево Парижа). Третий сын в семье, Тюрго был предназначен к духовному званию. Запуганный матерью, тихий, застенчивый мальчик, прятавшийся под диванами и стульями, когда в дом родителей его являлись посторонние, он был отдан в семинарию Сен-Сюльпис , а потом поступил в Сорбонну для окончания богословского образования. По словам Морелли , сотоварища Тюрго, последний уже тогда обнаружил в полной силе отличительные качества своего ума: способность ясно понимать соотношение идей и группировать все разнообразие фактов в одну систему. Под влиянием двух просвещённых учителей, а также чтения произведений Вольтера и Локка талантливый юноша не мог сохранить во всей неприкосновенности свои старые верования и, не захотев «носить всю жизнь маску на лице», упросил отца освободить его от обязанности быть священником.

Литературная деятельность

В двух речах, произнесенных Тюрго в торжественных заседаниях Сорбонны в 1750 году , он обнаружил и весьма обширное для того времени знание истории, и широкое понимание хода развития человеческой мысли. В противоположность Вольтеру Тюрго пытался показать, что прогресс мысли проявлялся даже в самую «мрачную и варварскую» эпоху средних веков . По выходе из Сорбонны Тюрго поступил в парижский парламент и два года спустя получил звание рекетмейстера . Но занятия судебными делами не поглощали Тюрго: он мечтал написать философию истории , занимался географией , литературой, естествознанием и быстро сошёлся почти со всем учёно-литературным миром Парижа. Он стал членом салона мадам Жоффрен , где встречался с Монтескье , д’Аламбером , Гельвецием , Гольбахом , а позже (1762) и с Адамом Смитом .

Особенно важно было для него знакомство в 1755 году с главой школы физиократов , Кене , и с Гурне . С последним Тюрго сошёлся более всего, объездил с ним Францию, изучил состояние промышленности и торговли, ознакомился с экономической политикой правительства и с её результатами. Одно произведение Тюрго появляется за другим, и в каждом почти затрагиваются животрепещущие вопросы. Тюрго пишет против философии Беркли («Lettres contre le système de Berkeley ») и против Мопертюи , по вопросу о происхождении языка («Remarques critiques », ); разбирает известные «Перуанские письма» Ф. де Графиньи ( , «Observations à M-me de Graffigny »); составляет план как политической географии , так и всеобщей истории («Géographie politique » и «Discours sur l’histoire universelle » (не оконч.), и ); обсуждает вопрос о религиозной терпимости («Lettres sur la tolérance », -4; «Le conciliateur ou lettres d’un ecclésiastique à un magistrat sur la tolérance civile », ); составляет ряд философских и экономических статей в Энциклопедии, и ряд книг по тем же вопросам (слова Existence, Etymologie, Expansibihte, Foires et marihés, Fondation в энциклопедии; éloge de Gournay , ). Везде и во всем Тюрго остаётся своеобразным мыслителем, человеком умеренного образа мыслей, не разделявшим настроения, враждебного существующему строю. Так, в письмах к мадам де Граффиньи Тюрго является защитником неравенства, усматривая в нём благо, без которого немыслимо даже развитие полезных искусств. В трактатах о религиозной терпимости, несмотря на широту взглядов, Тюрго стоит за право государства избирать ту или иную религию и оказывать ей покровительство, устраняя этим самым возможность укрепления суеверий, фанатизма и т. п. Согласно с Кене он стоит за сохранение неограниченной центральной власти «под влиянием воспоминаний о великих благодеяниях, оказанных Франции и Европе королём, который учредил общины и дал гражданские права громадной массе лиц» (мемуары мадам Hausset). Приверженность его к монархии сказалась и в поступлении Тюрго в реформированный парламент (в chambre royale , ), и в записке, представленной им в качестве министра Людовику XVI по вопросу о реформе муниципалитетов, и в письме к доктору Прайсу по вопросу об американских конституциях.

Интендант Лиможа

Министр

Самой важной мерой, осуществлявшей заветный идеал Гурне и Тюрго, была отмена цехов эдиктом 1776 года . Труд был объявлен личной собственностью и предоставлен самому себе, право на труд в форме королевской регалии было отменено и, как следствие этого, объявлены упраздненными «учреждения, которые душат соревнование промышленников», «лишают государство промышленных знаний, приносимых иностранцами», мешают развитию промышленности, обогащению страны. Иностранцам предоставлено было свободно работать во Франции.

Тюрго увлекался примером Англии, переходившей к фабричной системе; он надеялся ввиду затруднений, созданных для английской промышленности борьбой с Америкой, привлечь английских рабочих во Францию и таким образом перенести во Францию новые способы производства, новые машины, встречавшие препятствия в цеховой экономической политике. Параграф 14 эдикта вводил запрещения, которых английские фабриканты окончательно добились лишь в 1814 году , - запрещения для всех мастеров, рабочих, учеников образовывать ассоциации или собрания под каким бы то ни было предлогом, то есть лишал рабочих во имя свободы труда принадлежавшего им прежде права.

Тюрго не думал ограничиться отдельными реформами. У него был обширный план, который он надеялся осуществить постепенно во Франции и тем оживить разлагавшийся государственный строй. В состав плана входил проект реформы народного образования в видах подготовки граждан к правильному осуществлению реформ. Тюрго мечтал о составлении учебников, приспособленных к моральному и социальному развитию масс. С другой стороны, имел в виду провести выкуп сеньориальных прав (с этой целью была выпущена брошюра Boncerf’a «Sur les emouvements des droits féodaux », которую осудил парламент, но Тюрго принял под свою защиту) и реформировать административный строй путём создания местного самоуправления , органы которого заведовали бы местными делами, не ограничивая прерогатив абсолютной власти. Доклад в этом смысле был представлен Тюрго королю. Но всего этого не удалось выполнить.

Ещё одним из выдающихся достижений Тюрго было учреждение 24 марта 1776 года партнерства с ограниченной ответственностью Caisse d’Escompt , обладавшем правом выпуска банкнот-ассигнаций. С самого начала учрежденный банк имел самую тесную связь с правительством и обеспечивал ему предоставление займа в размере 6 млн франков. В 1788 году правительство установило принудительный курс, а затем в 1790 году признало ассигнации официальным законным платежным средством. После этого Франция утонула в потоке ассигнаций, доведя Caisse до банкротства и оставив на многие годы всеобщее неверие в бумажные деньги .

Опала

12 мая 1776 года Тюрго был уволен от должности по личному приказу короля, двадцать месяцев назад обещавшего Тюрго поддерживать его во имя народа, к которому, по словам короля, только он сам и Тюрго питали истинную любовь. На стороне Тюрго были лишь люди мысли; остальная часть Франции или не знала Тюрго, или прямо была враждебна ему. Влиятельный круг парламентов, особенно парижского, был враждебно настроен против Тюрго. Его считали врагом вольностей и прав парламента; ему не могли простить ни вступления его в chambre royale , ни его оппозиции проекту восстановления парламента после закрытия его при Мопу. Парламент отказывался регистровать эдикты, и Тюрго приходилось устраивать так называемые lits de justice . Против Тюрго было и духовенство, раздраженное и требованием исключить из присяги формулу об истреблении еретиков, и его теорией терпимости, и его попытками привлечь духовенство в больших размерах к несению государственных повинностей, и его распоряжением о вольной продаже мяса в постные дни, и даже его тюргозинами, быстрое движение которых, без остановок, мешало пассажирам посещать богослужение. Его врагами были все монополисты, торговцы хлебом, откупщики, лишившиеся возможности наживаться в прежде существовавшем размере; против него было дворянство, считавшее «оскорблением» уравнение его с народом и попытку наложить «святотатственно» руку на «священные» привилегии. В ряду злейших врагов Тюрго стояли придворные, раздраженные скупостью Тюрго, его стремлениями к экономии, отказами в выдаче разным придворным дамам денег, решительностью Тюрго в преследования одного из любимцев королевы, герцога де Гинь, уличенного в пользовании дипломатическими тайнами, известными ему, как лондонскому послу, для игры на бирже. Противниками Тюрго были даже люди вроде Неккера , оскорблённого холодным приёмом Тюрго и оппонировавшего ему и в вопросе о хлебной торговле, и в вопросе о бюджете. Единственной поддержкой Тюрго был король, в течение 20 месяцев уступавший всем почти его требованиям; но слабый, нерешительный, ленивый, подпадавший постоянно под чье-либо влияние, Людовик XVI скоро стал тяготиться энергией и настойчивостью своего министра. Тюрго стал предметом памфлетов и доносов; духовенство уверяло короля, что Тюрго безбожник, принцы крови - что Тюрго погубит королевство и корону; королева открыто выражала свою нелюбовь к Тюрго и даже требовала заключения его в Бастилию . Король стал избегать бесед с Тюрго и нередко - например в деле награждения того же Гиня, в вопросе о назначения преемника Мальзербу и реформировании министерства - действовал наперекор желаниям Тюрго. Последнему приходилось влиять на короля не лично, а посредством переписки, которая вошла у них в привычку с самого вступления Тюрго в управление министерством.

Письма, которые писал Тюрго в апреле 1776 года , переполнили чашу терпения короля, и он приказал Тюрго подать в отставку. В письме от 30 апреля 1776 года Тюрго не только жаловался на все большее отчуждение короля и его молчание, но и подверг откровенной критике состав министерства и самого короля. Он прямо заявлял, что он остался в министерстве одиноким и изолированным, указывал, до какой степени вредно это отзовется на дальнейшем ведении дел, и напирал особенно сильно на «крайнюю неопытность короля, который по молодости лет нуждается в энергическом и просвещённом руководителе». Обрисовав смуту в умах, отсутствие единства в министерстве смелость и нахальство парламентов, соединившихся с придворными сферами, вечно интригующими и стремящимися наживаться на счёт казны, и без того разоренной, Тюрго открыто указал на опасные последствия такого положения для слабого и неопытного короля. «Вся та буря, которая будет вызвана моей отставкой, обрушится на вас, и вы падете в свою очередь, увлекая в своём падении и королевскую власть». С необыкновенной смелостью Тюрго сослался на примеры прошлого, на судьбу слабых королей, на судьбу Карла IX во Франции и Карла I в Англии. Его пророческие слова остались без внимания и ответа.

Падение Тюрго повлекло за собой падение и всех его мер. Началась реакция, все более и более усиливавшаяся. Каждая новая мера была новым ударом для Тюрго, страдавшего подагрой . Единственным утешением его оставалась умственная работа, беседы и сношения с друзьями, не менее Тюрго угнетенными и мрачно смотревшими на будущее. 18 марта 1781 года Тюрго не стало.

Литература

Бо льшая часть сочинений Тюрго была издана после его смерти. Из более крупных отдельных его работ самая важная, «Réflexions sur la formation et la distribution des richesses », была напечатана в

(1727–81) – французский экономист, представитель школы физиократов, государственный деятель.

С 1761 Т. занимал должность королевского интенданта в Лиможе, а в 1774–76 – пост генерального контролера финансов. Основное его произведение «Размышления об образовании и распределении богатств» вышло в свет отдельной книгой в 1776. Излагая концепцию физиократов, в частности Ф. Кенэ, Т. внес в нее ряд существенных дополнений. Именно у него физиократическая система приняла наиболее развитый вид.

Т. обратил внимание на зарождение экономического неравенства. Причину возникновения наемного труда он видел в отделении производителей от земли. Т. выдвинул более зрелое толкование классовой структуры общества, выделив среди фермеров и «бесплодных», с одной стороны, хозяев, с другой стороны – наемных рабочих. Он приблизился к пониманию значения собственности на средства производства и дифференциации общества.

Т. пытался толковать проблему накопления капитала. Он впервые указал на различие между деньгами и капиталом. У него наметилось выделение прибыли как особого вида дохода. Рассматривая заработную плату, Т. связывал ее движение с конкуренцией между рабочими на рынке труда. Он считал, что это обеспечивает сведение заработной платы к минимуму средств существования.

Будучи генеральным контролером финансов, Т. предпринимал усилия для проведения в жизнь доктрины физиократов. Он упразднил цехи, освободил крестьян от дорожной повинности, ввел свободу хлебной торговли, пытался установить единый налог на земельную ренту. Однако даже такие ограниченные нововведения встретили упорное сопротивление со стороны дворянства, придворной знати, и Т. вынужден был уйти в отставку.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Анн Робер Жак Тюрго

Anne-Robert-Jacques Turgot

Анн Робер Жак Тюрго считался выдающимся человеком уже при жизни. Талант ученого и писателя соединялся в нем с мудростью государственного деятеля, вера в человеческий разум и прогресс - с большим гражданским мужеством.

Тюрго родился в 1727 г. в Париже, он происходил из старинной нормандской дворянской семьи, имевшей вековые традиции государственной службы. Его отец занимал в Париже должность, соответствующую современной должности префекта или мэра. Он был третьим сыном, и согласно традиции семья предназначала его для церкви. Благодаря этому Тюрго получил лучшее образование, какое было возможно в то время. Окончив с блеском семинарию и готовясь в Сорбонне к ученому званию лиценциата богословия, 23-летний аббат, гордость Сорбонны и восходящая звезда католицизма, неожиданно оставил духовную карьеру.

Это - решение зрелого и мыслящего человека. Много занимаясь в эти годы философией, изучая английских мыслителей, Тюрго склоняется к материализму. Способности Тюрго с юных лет поражали учителей и товарищей. Он хорошо знал шесть языков, изучал множество разных наук, обладал феноменальной памятью. Его соученик и друг аббат Морелле рассказывает, что он мог со второго и даже первого чтения запомнить 160 стихотворных строк.

Если Кенэ начал заниматься политической экономией в 60 лет, то Тюрго в 22 года пишет замечательную по глубине мысли работу о бумажных деньгах, анализирует систему Ло и ее пороки. Но это пока исключение. В основном экономические вопросы занимают Тюрго лишь в рамках широких философско-исторических проблем, которыми он в эти годы увлекается.

В 1752 г. Тюрго получает судебную должность в парижском парламенте, а в следующем покупает на свою скромную долю наследства место докладчика судебной палаты. Служба не мешает ему усиленно заниматься науками и вместе с тем посещать салоны, где концентрируется умственная жизнь Парижа. Как в светских, так и в философских салонах молодой Тюрго скоро становится одним из лучших украшений. Он сближается с Дидро, дАламбером и их помощниками по Энциклопедии. Тюрго пишет для Энциклопедии несколько статей - философских и экономических.

Важнейшую роль в жизни Тюрго сыграл видный прогрессивный чиновник Венсан Гурнэ, ставший в области экономики его наставником. Гурнэ, в отличие от физиократов, считал промышленность и торговлю важнейшими источниками процветания страны. Однако вместе с ними он выступал против цеховых ограничений ремесла, за свободу конкуренции, ему иногда приписывают знаменитый принцип laissez faire, laissez passer. В 1755-1756 гг. Тюрго совершил вместе с Гурнэ, занимавшим пост интенданта торговли, ряд поездок по провинциям с целью инспектирования торговли и промышленности. Гурнэ умер в 1759 г. В Похвальном слове Венсану де Гурнэ, написанном сразу после его смерти, Тюрго не только дал характеристику взглядов своего покойного друга, но и впервые систематически изложил свои собственные экономические идеи.

Научная и литературная деятельность Тюрго была прервана в 1761 г. назначением на должность интенданта глухой Лиможской провинции. В Лиможе Тюрго провел 13 лет, периодически наезжая в Париж и живя там в зимние месяцы. Интендант, как главный представитель центральной власти, ведал всеми хозяйственными вопросами в провинции. Но главная его обязанность состояла в сборе налогов для короля. В это время Тюрго писал: Почти нет крестьян, умеющих читать и писать, и очень мало таких, на ум или честность которых можно рассчитывать; это упрямая раса людей, которые сопротивляются даже таким переменам, которые направлены на улучшение их жизни. Человек энергичный, даже самоуверенный и властный, он, вопреки всем трудностям, начинает проводить в своей провинции известные реформы. Он стремится упростить систему взимания налогов; заменяет ненавистную для крестьян дорожную повинность вольнонаемным трудом и строит хорошие дороги; организует борьбу с эпидемиями скота и вредителями посевов; внедряет среди населения картофель и, подавая пример, приказывает повару ежедневно готовить к обеду для себя и гостей картофельное блюдо.

Ему пришлось столкнуться с неурожаем и голодом. Действуя в борьбе с бедствиями смело и разумно, он по необходимости отступал от своих теоретических принципов, требовавших все предоставить частной инициативе, свободной конкуренции и естественному ходу событий.

Из своего Лиможа и во время поездок в Париж Тюрго следит за успехами физиократии. Он сближается с Дюпоном, знакомится с приехавшим в Париж Адамом Смитом. Однако его основная продукция в эти годы - бесконечные доклады, отчеты, служебные записки и циркуляры. Лишь в редкие свободные часы, урывками, может он заниматься наукой. Так, почти случайно, пишет Тюрго в 1766 г. свою главную экономическую работу - Размышления о создании и распределении богатств: основные идеи давно сложились у него в голове и фрагментами были уже изложены на бумаге, в том числе в официальных документах.

История этой работы необычна. Тюрго написал ее по просьбе друзей в качестве учебника или руководства для двух молодых китайцев, привезенных иезуитами-миссионерами для обучения во Францию. Размышления написаны с блестящим лаконизмом, напоминающим лучшие страницы Петти. Это 100 сжатых тезисов, своего рода экономических теорем (кое-что, правда, принимается в качестве аксиом).

Людовик XV умер от оспы в мае 1774 г. Последние годы его жизни, были отмечены жестокой реакцией и кризисом финансов. Смерть старого короля вызвала во всей Франции вздох облегчения. Философы надеялись, что 20-летний король, человек мягкий и податливый, откроет наконец эру разума, осуществит их идеи. Новую пищу этим надеждам дало высокое назначение Тюрго, который стал сначала морским министром, а через несколько недель занял пост генерального контролера финансов и взял на себя руководство фактически всеми внутренними делами страны. Выходя 24 августа 1774 г. из кабинета короля, Тюрго попросил разрешения изложить для нега на бумаге основные принципы, которые он намерен проводить в жизнь. Написанное в тот же день письмо Тюрго королю - замечательный документ. Хотя в нем, в сущности, излагаются только простые и разумные принципы управления финансами, Тюрго заключает: В то же время я понимаю все опасности, которым я себя подвергаю. Я должен буду бороться даже против естественной доброты, против великодушия вашего величества и самых дорогих для вас лиц. Меня будет бояться и даже ненавидеть подавляющая часть двора, все те, кто добивается милостей. На меня будут клеветать, и, возможно, эта клевета будет достаточно правдоподобной, чтобы лишить меня доверия вашего величества. Тюрго здесь удивительно точно предсказал ход событий.

Что же сделал Тюрго, будучи министром? Невероятно много, если учесть короткий срок его деятельности и огромные трудности, на которые он наталкивался. Очень мало, если судить по конечным, долговременным результатам.

Самой насущной задачей, за которую с первого дня взялся Тюрго, было оздоровление финансов государства. Он имел долгосрочную программу, включавшую такие радикальные реформы, как ликвидация системы налоговых откупов и обложение доходов от земельной собственности. Пока же он с большой настойчивостью проводил многочисленные частные меры, устраняя самые вопиющие нелепости и несправедливости в налоговой системе, облегчая бремя налогов для промышленности и торговли, прижимая налоговых откупщиков. С другой стороны, Тюрго попытался ограничить расходы бюджета, из которых главным было содержание двора. Здесь его воля скоро столкнулась с капризной и злой волей расточительной Марии Антуанетты. Тюрго удалось добиться некоторого улучшения в бюджете и восстановления кредита государства. Но зато число врагов министра быстро увеличивалось, а их активность возрастала.

Важным экономическим мероприятием Тюрго было введение свободной торговли зерном и мукой и ликвидация монополии, которую захватили при поддержке прежнего министра ловкие проходимцы. Эта в принципе прогрессивная мера создала, однако, для него большие осложнения. Урожай 1774 г. был небогатый, и следующей весной цены на хлеб заметно поднялись. В нескольких городах, особенно в Париже, произошли народные волнения Министр твердой рукой подавил беспорядки.

В начале 1776 г. он добился одобрения королем знаменитых шести эдиктов, которые более, чем все принятые ранее меры, подрывали феодализм. Важнейшими из них были два: об отмене дорожной повинности крестьян и об упразднении ремесленных цехов и гильдий. Второй эдикт Тюрго не без оснований рассматривал как необходимое условие быстрого роста промышленности и сословия капиталистических предпринимателей. Эдикты натолкнулись на ожесточенное сопротивление, центром которого стал парижский парламент,- они могли стать законами лишь после так называемой регистрации парламентом. Борьба продолжалась более двух месяцев. Лишь 12 марта Тюрго добился регистрации, и законы вступили в силу.

Это была его последняя победа. Все силы старого порядка теперь сплотились против министра-реформатора. Пасквилянты изображали Тюрго то злым гением Франции, то беспомощным и непрактичным философом. Только на неподкупную честность Тюрго они не посягали: таким обвинениям никто бы не поверил. Другие министры составляли заговоры против Тюрго. Брат короля выпустил один из самых ядовитых пасквилей.

Его падение стало неизбежным. Людовик XVI наконец уступил нажиму, которому он давно подвергался с разных сторон. Король не решился в глаза сказать своему министру об отставке: приказание сдать дела принес Тюрго королевский посланец. Это произошло 12 мая 1776 г. Большинство проведенных им мер, в частности указанные выше эдикты, были вскоре полностью или частично отменены.

Друзей поражало спокойствие духа, с которым Тюрго переносил свою опалу и крах его реформ. Он мог шутить даже по поводу вскрытия цензорами его писем. Казалось, он удалился в частную жизнь с удовольствием: в течение 15 лет, пока он был интендантом и министром, ему не хватало времени на книги, научные занятия и общение с друзьями. Теперь он получил это время.

В 1778 г. в качестве годичного президента Академии надписей и изящной словесности он торжественно вводит в число академиков своего нового друга - Франклина. Для Франклина, как посла восставших американских колоний, он пишет свое последнее экономическое сочинение- Мемуар о налогах.

Тюрго - постоянный гость в салонах своего старого друга герцогини дАнвиль и вдовы философа мадам Гельвеции, где собираются самые свободомыслящие и просвещенные люди. Разум великого поклонника человеческого разума оставался острым и ясным до последнего дня.

Хотя Тюрго еще не было 50 лет, здоровье его было сильно расстроено. Особенно мучили его приступы подагры. Из 20 месяцев, которые он был министром, он семь месяцев провел в постели. Тем не менее его работа не прерывалась ни на один день: он диктовал проекты законов, доклады и письма, принимал чиновников, инструктировал помощников.

Он и далее презирал болезнь, хотя она упорно преследовала его. Часто он мог ходить только па костылях, которые с мрачным юмором называл мои лапы. Впрочем, умер он от болезни печени. Это случилось в мае 1781 г., ровно через пять лет после отставки.

Переведенные работы:

1. Тюрго А. Р. Ж. Избранные экономические произведения. М.: Соцэкгиз, 1961.

2. Тюрго А. Р. Ж. Размышления о создании и распределении богатства. Ценности и деньги. Юрьев. 1905.

3. Тюрго А. Р. Ж. Избранные философские произведения. М.: Соцэкгиз, 1937.

Отличное определение

Неполное определение ↓

йУРПМШЪПЧБООЩЕ ЙУФПЮОЙЛЙ: бОЙЛЙО б.ч. аОПУФШ ОБХЛЙ. ьЛПОПНЙУФЩ-НЩУМЙФЕМЙ ДП л.нБТЛУБ. н., "рПМЙФЙЪДБФ", 1985.

бОО тПВЕТ цБЛ фАТЗП
Anne-Robert-Jacques Turgot
1727-1781

бОО тПВЕТ цБЛ фАТЗП УЮЙФБМУС ЧЩДБАЭЙНУС ЮЕМПЧЕЛПН ХЦЕ РТЙ ЦЙЪОЙ. фБМБОФ ХЮЕОПЗП Й РЙУБФЕМС УПЕДЙОСМУС Ч ОЕН У НХДТПУФША ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ДЕСФЕМС, ЧЕТБ Ч ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙК ТБЪХН Й РТПЗТЕУУ - У ВПМШЫЙН ЗТБЦДБОУЛЙН НХЦЕУФЧПН.

фАТЗП ТПДЙМУС Ч 1727 З. Ч рБТЙЦЕ, ПО РТПЙУИПДЙМ ЙЪ УФБТЙООПК ОПТНБОДУЛПК ДЧПТСОУЛПК УЕНШЙ, ЙНЕЧЫЕК ЧЕЛПЧЩЕ ФТБДЙГЙЙ ЗПУХДБТУФЧЕООПК УМХЦВЩ. еЗП ПФЕГ ЪБОЙНБМ Ч рБТЙЦЕ ДПМЦОПУФШ, УППФЧЕФУФЧХАЭХА УПЧТЕНЕООПК ДПМЦОПУФЙ РТЕЖЕЛФБ ЙМЙ НЬТБ. пО ВЩМ ФТЕФШЙН УЩОПН, Й УПЗМБУОП ФТБДЙГЙЙ УЕНШС РТЕДОБЪОБЮБМБ ЕЗП ДМС ГЕТЛЧЙ. вМБЗПДБТС ЬФПНХ фАТЗП РПМХЮЙМ МХЮЫЕЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ, ЛБЛПЕ ВЩМП ЧПЪНПЦОП Ч ФП ЧТЕНС. пЛПОЮЙЧ У ВМЕУЛПН УЕНЙОБТЙА Й ЗПФПЧСУШ Ч уПТВПООЕ Л ХЮЕОПНХ ЪЧБОЙА МЙГЕОГЙБФБ ВПЗПУМПЧЙС, 23-МЕФОЙК БВВБФ, ЗПТДПУФШ уПТВПООЩ Й ЧПУИПДСЭБС ЪЧЕЪДБ ЛБФПМЙГЙЪНБ, ОЕПЦЙДБООП ПУФБЧЙМ ДХИПЧОХА ЛБТШЕТХ.

ьФП - ТЕЫЕОЙЕ ЪТЕМПЗП Й НЩУМСЭЕЗП ЮЕМПЧЕЛБ. нОПЗП ЪБОЙНБСУШ Ч ЬФЙ ЗПДЩ ЖЙМПУПЖЙЕК, ЙЪХЮБС БОЗМЙКУЛЙИ НЩУМЙФЕМЕК, фАТЗП УЛМПОСЕФУС Л НБФЕТЙБМЙЪНХ. уРПУПВОПУФЙ фАТЗП У АОЩИ МЕФ РПТБЦБМЙ ХЮЙФЕМЕК Й ФПЧБТЙЭЕК. пО ИПТПЫП ЪОБМ ЫЕУФШ СЪЩЛПЧ, ЙЪХЮБМ НОПЦЕУФЧП ТБЪОЩИ ОБХЛ, ПВМБДБМ ЖЕОПНЕОБМШОПК РБНСФША. еЗП УПХЮЕОЙЛ Й ДТХЗ БВВБФ нПТЕММЕ ТБУУЛБЪЩЧБЕФ, ЮФП ПО НПЗ УП ЧФПТПЗП Й ДБЦЕ РЕТЧПЗП ЮФЕОЙС ЪБРПНОЙФШ 160 УФЙИПФЧПТОЩИ УФТПЛ.

еУМЙ лЕОЬ ОБЮБМ ЪБОЙНБФШУС РПМЙФЙЮЕУЛПК ЬЛПОПНЙЕК Ч 60 МЕФ, ФП фАТЗП Ч 22 ЗПДБ РЙЫЕФ ЪБНЕЮБФЕМШОХА РП ЗМХВЙОЕ НЩУМЙ ТБВПФХ П ВХНБЦОЩИ ДЕОШЗБИ, БОБМЙЪЙТХЕФ УЙУФЕНХ мП Й ЕЕ РПТПЛЙ. оП ЬФП РПЛБ ЙУЛМАЮЕОЙЕ. ч ПУОПЧОПН ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ ЧПРТПУЩ ЪБОЙНБАФ фАТЗП МЙЫШ Ч ТБНЛБИ ЫЙТПЛЙИ ЖЙМПУПЖУЛП-ЙУФПТЙЮЕУЛЙИ РТПВМЕН, ЛПФПТЩНЙ ПО Ч ЬФЙ ЗПДЩ ХЧМЕЛБЕФУС.

ч 1752 З. фАТЗП РПМХЮБЕФ УХДЕВОХА ДПМЦОПУФШ Ч РБТЙЦУЛПН РБТМБНЕОФЕ, Б Ч УМЕДХАЭЕН РПЛХРБЕФ ОБ УЧПА УЛТПНОХА ДПМА ОБУМЕДУФЧБ НЕУФП ДПЛМБДЮЙЛБ УХДЕВОПК РБМБФЩ. уМХЦВБ ОЕ НЕЫБЕФ ЕНХ ХУЙМЕООП ЪБОЙНБФШУС ОБХЛБНЙ Й ЧНЕУФЕ У ФЕН РПУЕЭБФШ УБМПОЩ, ЗДЕ ЛПОГЕОФТЙТХЕФУС ХНУФЧЕООБС ЦЙЪОШ рБТЙЦБ. лБЛ Ч УЧЕФУЛЙИ, ФБЛ Й Ч ЖЙМПУПЖУЛЙИ УБМПОБИ НПМПДПК фАТЗП УЛПТП УФБОПЧЙФУС ПДОЙН ЙЪ МХЮЫЙИ ХЛТБЫЕОЙК. пО УВМЙЦБЕФУС У дЙДТП, Д"бМБНВЕТПН Й ЙИ РПНПЭОЙЛБНЙ РП "ьОГЙЛМПРЕДЙЙ". фАТЗП РЙЫЕФ ДМС "ьОГЙЛМПРЕДЙЙ" ОЕУЛПМШЛП УФБФЕК - ЖЙМПУПЖУЛЙИ Й ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ.

чБЦОЕКЫХА ТПМШ Ч ЦЙЪОЙ фАТЗП УЩЗТБМ ЧЙДОЩК РТПЗТЕУУЙЧОЩК ЮЙОПЧОЙЛ чЕОУБО зХТОЬ, УФБЧЫЙК Ч ПВМБУФЙ ЬЛПОПНЙЛЙ ЕЗП ОБУФБЧОЙЛПН. зХТОЬ, Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ЖЙЪЙПЛТБФПЧ, УЮЙФБМ РТПНЩЫМЕООПУФШ Й ФПТЗПЧМА ЧБЦОЕКЫЙНЙ ЙУФПЮОЙЛБНЙ РТПГЧЕФБОЙС УФТБОЩ. пДОБЛП ЧНЕУФЕ У ОЙНЙ ПО ЧЩУФХРБМ РТПФЙЧ ГЕИПЧЩИ ПЗТБОЙЮЕОЙК ТЕНЕУМБ, ЪБ УЧПВПДХ ЛПОЛХТЕОГЙЙ, ЕНХ ЙОПЗДБ РТЙРЙУЩЧБАФ ЪОБНЕОЙФЩК РТЙОГЙР laissez faire, laissez passer. ч 1755-1756 ЗЗ. фАТЗП УПЧЕТЫЙМ ЧНЕУФЕ У зХТОЬ, ЪБОЙНБЧЫЙН РПУФ ЙОФЕОДБОФБ ФПТЗПЧМЙ, ТСД РПЕЪДПЛ РП РТПЧЙОГЙСН У ГЕМША ЙОУРЕЛФЙТПЧБОЙС ФПТЗПЧМЙ Й РТПНЩЫМЕООПУФЙ. зХТОЬ ХНЕТ Ч 1759 З. ч "рПИЧБМШОПН УМПЧЕ чЕОУБОХ ДЕ зХТОЬ", ОБРЙУБООПН УТБЪХ РПУМЕ ЕЗП УНЕТФЙ, фАТЗП ОЕ ФПМШЛП ДБМ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛХ ЧЪЗМСДПЧ УЧПЕЗП РПЛПКОПЗП ДТХЗБ, ОП Й ЧРЕТЧЩЕ УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙ ЙЪМПЦЙМ УЧПЙ УПВУФЧЕООЩЕ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ ЙДЕЙ.

оБХЮОБС Й МЙФЕТБФХТОБС ДЕСФЕМШОПУФШ фАТЗП ВЩМБ РТЕТЧБОБ Ч 1761 З. ОБЪОБЮЕОЙЕН ОБ ДПМЦОПУФШ ЙОФЕОДБОФБ ЗМХИПК мЙНПЦУЛПК РТПЧЙОГЙЙ. ч мЙНПЦЕ фАТЗП РТПЧЕМ 13 МЕФ, РЕТЙПДЙЮЕУЛЙ ОБЕЪЦБС Ч рБТЙЦ Й ЦЙЧС ФБН Ч ЪЙНОЙЕ НЕУСГЩ. йОФЕОДБОФ, ЛБЛ ЗМБЧОЩК РТЕДУФБЧЙФЕМШ ГЕОФТБМШОПК ЧМБУФЙ, ЧЕДБМ ЧУЕНЙ ИПЪСКУФЧЕООЩНЙ ЧПРТПУБНЙ Ч РТПЧЙОГЙЙ. оП ЗМБЧОБС ЕЗП ПВСЪБООПУФШ УПУФПСМБ Ч УВПТЕ ОБМПЗПЧ ДМС ЛПТПМС. ч ЬФП ЧТЕНС фАТЗП РЙУБМ: "рПЮФЙ ОЕФ ЛТЕУФШСО, ХНЕАЭЙИ ЮЙФБФШ Й РЙУБФШ, Й ПЮЕОШ НБМП ФБЛЙИ, ОБ ХН ЙМЙ ЮЕУФОПУФШ ЛПФПТЩИ НПЦОП ТБУУЮЙФЩЧБФШ; ЬФП ХРТСНБС ТБУБ МАДЕК, ЛПФПТЩЕ УПРТПФЙЧМСАФУС ДБЦЕ ФБЛЙН РЕТЕНЕОБН, ЛПФПТЩЕ ОБРТБЧМЕОЩ ОБ ХМХЮЫЕОЙЕ ЙИ ЦЙЪОЙ". юЕМПЧЕЛ ЬОЕТЗЙЮОЩК, ДБЦЕ УБНПХЧЕТЕООЩК Й ЧМБУФОЩК, ПО, ЧПРТЕЛЙ ЧУЕН ФТХДОПУФСН, ОБЮЙОБЕФ РТПЧПДЙФШ Ч УЧПЕК РТПЧЙОГЙЙ ЙЪЧЕУФОЩЕ ТЕЖПТНЩ. пО УФТЕНЙФУС ХРТПУФЙФШ УЙУФЕНХ ЧЪЙНБОЙС ОБМПЗПЧ; ЪБНЕОСЕФ ОЕОБЧЙУФОХА ДМС ЛТЕУФШСО ДПТПЦОХА РПЧЙООПУФШ ЧПМШОПОБЕНОЩН ФТХДПН Й УФТПЙФ ИПТПЫЙЕ ДПТПЗЙ; ПТЗБОЙЪХЕФ ВПТШВХ У ЬРЙДЕНЙСНЙ УЛПФБ Й ЧТЕДЙФЕМСНЙ РПУЕЧПЧ; ЧОЕДТСЕФ УТЕДЙ ОБУЕМЕОЙС ЛБТФПЖЕМШ Й, РПДБЧБС РТЙНЕТ, РТЙЛБЪЩЧБЕФ РПЧБТХ ЕЦЕДОЕЧОП ЗПФПЧЙФШ Л ПВЕДХ ДМС УЕВС Й ЗПУФЕК ЛБТФПЖЕМШОПЕ ВМАДП.

еНХ РТЙЫМПУШ УФПМЛОХФШУС У ОЕХТПЦБЕН Й ЗПМПДПН. дЕКУФЧХС Ч ВПТШВЕ У ВЕДУФЧЙСНЙ УНЕМП Й ТБЪХНОП, ПО РП ОЕПВИПДЙНПУФЙ ПФУФХРБМ ПФ УЧПЙИ ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙИ РТЙОГЙРПЧ, ФТЕВПЧБЧЫЙИ ЧУЕ РТЕДПУФБЧЙФШ ЮБУФОПК ЙОЙГЙБФЙЧЕ, УЧПВПДОПК ЛПОЛХТЕОГЙЙ Й ЕУФЕУФЧЕООПНХ ИПДХ УПВЩФЙК.

йЪ УЧПЕЗП мЙНПЦБ Й ЧП ЧТЕНС РПЕЪДПЛ Ч рБТЙЦ фАТЗП УМЕДЙФ ЪБ ХУРЕИБНЙ ЖЙЪЙПЛТБФЙЙ. пО УВМЙЦБЕФУС У дАРПОПН, ЪОБЛПНЙФУС У РТЙЕИБЧЫЙН Ч рБТЙЦ бДБНПН уНЙФПН. пДОБЛП ЕЗП ПУОПЧОБС РТПДХЛГЙС Ч ЬФЙ ЗПДЩ - ВЕУЛПОЕЮОЩЕ ДПЛМБДЩ, ПФЮЕФЩ, УМХЦЕВОЩЕ ЪБРЙУЛЙ Й ГЙТЛХМСТЩ. мЙЫШ Ч ТЕДЛЙЕ УЧПВПДОЩЕ ЮБУЩ, ХТЩЧЛБНЙ, НПЦЕФ ПО ЪБОЙНБФШУС ОБХЛПК. фБЛ, РПЮФЙ УМХЮБКОП, РЙЫЕФ фАТЗП Ч 1766 З. УЧПА ЗМБЧОХА ЬЛПОПНЙЮЕУЛХА ТБВПФХ - "тБЪНЩЫМЕОЙС П УПЪДБОЙЙ Й ТБУРТЕДЕМЕОЙЙ ВПЗБФУФЧ": ПУОПЧОЩЕ ЙДЕЙ ДБЧОП УМПЦЙМЙУШ Х ОЕЗП Ч ЗПМПЧЕ Й ЖТБЗНЕОФБНЙ ВЩМЙ ХЦЕ ЙЪМПЦЕОЩ ОБ ВХНБЗЕ, Ч ФПН ЮЙУМЕ Ч ПЖЙГЙБМШОЩИ ДПЛХНЕОФБИ.

йУФПТЙС ЬФПК ТБВПФЩ ОЕПВЩЮОБ. фАТЗП ОБРЙУБМ ЕЕ РП РТПУШВЕ ДТХЪЕК Ч ЛБЮЕУФЧЕ ХЮЕВОЙЛБ ЙМЙ ТХЛПЧПДУФЧБ ДМС ДЧХИ НПМПДЩИ ЛЙФБКГЕЧ, РТЙЧЕЪЕООЩИ ЙЕЪХЙФБНЙ-НЙУУЙПОЕТБНЙ ДМС ПВХЮЕОЙС ЧП жТБОГЙА. "тБЪНЩЫМЕОЙС" ОБРЙУБОЩ У ВМЕУФСЭЙН МБЛПОЙЪНПН, ОБРПНЙОБАЭЙН МХЮЫЙЕ УФТБОЙГЩ рЕФФЙ. ьФП 100 УЦБФЩИ ФЕЪЙУПЧ, УЧПЕЗП ТПДБ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ ФЕПТЕН (ЛПЕ-ЮФП, РТБЧДБ, РТЙОЙНБЕФУС Ч ЛБЮЕУФЧЕ БЛУЙПН).

мАДПЧЙЛ XV ХНЕТ ПФ ПУРЩ Ч НБЕ 1774 З. рПУМЕДОЙЕ ЗПДЩ ЕЗП ЦЙЪОЙ, ВЩМЙ ПФНЕЮЕОЩ ЦЕУФПЛПК ТЕБЛГЙЕК Й ЛТЙЪЙУПН ЖЙОБОУПЧ. уНЕТФШ УФБТПЗП ЛПТПМС ЧЩЪЧБМБ ЧП ЧУЕК жТБОГЙЙ ЧЪДПИ ПВМЕЗЮЕОЙС. жЙМПУПЖЩ ОБДЕСМЙУШ, ЮФП 20-МЕФОЙК ЛПТПМШ, ЮЕМПЧЕЛ НСЗЛЙК Й РПДБФМЙЧЩК, ПФЛТПЕФ ОБЛПОЕГ "ЬТХ ТБЪХНБ", ПУХЭЕУФЧЙФ ЙИ ЙДЕЙ. оПЧХА РЙЭХ ЬФЙН ОБДЕЦДБН ДБМП ЧЩУПЛПЕ ОБЪОБЮЕОЙЕ фАТЗП, ЛПФПТЩК УФБМ УОБЮБМБ НПТУЛЙН НЙОЙУФТПН, Б ЮЕТЕЪ ОЕУЛПМШЛП ОЕДЕМШ ЪБОСМ РПУФ ЗЕОЕТБМШОПЗП ЛПОФТПМЕТБ ЖЙОБОУПЧ Й ЧЪСМ ОБ УЕВС ТХЛПЧПДУФЧП ЖБЛФЙЮЕУЛЙ ЧУЕНЙ ЧОХФТЕООЙНЙ ДЕМБНЙ УФТБОЩ. чЩИПДС 24 БЧЗХУФБ 1774 З. ЙЪ ЛБВЙОЕФБ ЛПТПМС, фАТЗП РПРТПУЙМ ТБЪТЕЫЕОЙС ЙЪМПЦЙФШ ДМС ОЕЗБ ОБ ВХНБЗЕ ПУОПЧОЩЕ РТЙОГЙРЩ, ЛПФПТЩЕ ПО ОБНЕТЕО РТПЧПДЙФШ Ч ЦЙЪОШ. оБРЙУБООПЕ Ч ФПФ ЦЕ ДЕОШ РЙУШНП фАТЗП ЛПТПМА - ЪБНЕЮБФЕМШОЩК ДПЛХНЕОФ. иПФС Ч ОЕН, Ч УХЭОПУФЙ, ЙЪМБЗБАФУС ФПМШЛП РТПУФЩЕ Й ТБЪХНОЩЕ РТЙОГЙРЩ ХРТБЧМЕОЙС ЖЙОБОУБНЙ, фАТЗП ЪБЛМАЮБЕФ: "ч ФП ЦЕ ЧТЕНС С РПОЙНБА ЧУЕ ПРБУОПУФЙ, ЛПФПТЩН С УЕВС РПДЧЕТЗБА. с ДПМЦЕО ВХДХ ВПТПФШУС ДБЦЕ РТПФЙЧ ЕУФЕУФЧЕООПК ДПВТПФЩ, РТПФЙЧ ЧЕМЙЛПДХЫЙС ЧБЫЕЗП ЧЕМЙЮЕУФЧБ Й УБНЩИ ДПТПЗЙИ ДМС ЧБУ МЙГ. нЕОС ВХДЕФ ВПСФШУС Й ДБЦЕ ОЕОБЧЙДЕФШ РПДБЧМСАЭБС ЮБУФШ ДЧПТБ, ЧУЕ ФЕ, ЛФП ДПВЙЧБЕФУС НЙМПУФЕК. оБ НЕОС ВХДХФ ЛМЕЧЕФБФШ, Й, ЧПЪНПЦОП, ЬФБ ЛМЕЧЕФБ ВХДЕФ ДПУФБФПЮОП РТБЧДПРПДПВОПК, ЮФПВЩ МЙЫЙФШ НЕОС ДПЧЕТЙС ЧБЫЕЗП ЧЕМЙЮЕУФЧБ". фАТЗП ЪДЕУШ ХДЙЧЙФЕМШОП ФПЮОП РТЕДУЛБЪБМ ИПД УПВЩФЙК.

юФП ЦЕ УДЕМБМ фАТЗП, ВХДХЮЙ НЙОЙУФТПН? оЕЧЕТПСФОП НОПЗП, ЕУМЙ ХЮЕУФШ ЛПТПФЛЙК УТПЛ ЕЗП ДЕСФЕМШОПУФЙ Й ПЗТПНОЩЕ ФТХДОПУФЙ, ОБ ЛПФПТЩЕ ПО ОБФБМЛЙЧБМУС. пЮЕОШ НБМП, ЕУМЙ УХДЙФШ РП ЛПОЕЮОЩН, ДПМЗПЧТЕНЕООЩН ТЕЪХМШФБФБН.

уБНПК ОБУХЭОПК ЪБДБЮЕК, ЪБ ЛПФПТХА У РЕТЧПЗП ДОС ЧЪСМУС фАТЗП, ВЩМП ПЪДПТПЧМЕОЙЕ ЖЙОБОУПЧ ЗПУХДБТУФЧБ. пО ЙНЕМ ДПМЗПУТПЮОХА РТПЗТБННХ, ЧЛМАЮБЧЫХА ФБЛЙЕ ТБДЙЛБМШОЩЕ ТЕЖПТНЩ, ЛБЛ МЙЛЧЙДБГЙС УЙУФЕНЩ ОБМПЗПЧЩИ ПФЛХРПЧ Й ПВМПЦЕОЙЕ ДПИПДПЧ ПФ ЪЕНЕМШОПК УПВУФЧЕООПУФЙ. рПЛБ ЦЕ ПО У ВПМШЫПК ОБУФПКЮЙЧПУФША РТПЧПДЙМ НОПЗПЮЙУМЕООЩЕ ЮБУФОЩЕ НЕТЩ, ХУФТБОСС УБНЩЕ ЧПРЙАЭЙЕ ОЕМЕРПУФЙ Й ОЕУРТБЧЕДМЙЧПУФЙ Ч ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЕ, ПВМЕЗЮБС ВТЕНС ОБМПЗПЧ ДМС РТПНЩЫМЕООПУФЙ Й ФПТЗПЧМЙ, РТЙЦЙНБС ОБМПЗПЧЩИ ПФЛХРЭЙЛПЧ. у ДТХЗПК УФПТПОЩ, фАТЗП РПРЩФБМУС ПЗТБОЙЮЙФШ ТБУИПДЩ ВАДЦЕФБ, ЙЪ ЛПФПТЩИ ЗМБЧОЩН ВЩМП УПДЕТЦБОЙЕ ДЧПТБ. ъДЕУШ ЕЗП ЧПМС УЛПТП УФПМЛОХМБУШ У ЛБРТЙЪОПК Й ЪМПК ЧПМЕК ТБУФПЮЙФЕМШОПК нБТЙЙ бОФХБОЕФФЩ. фАТЗП ХДБМПУШ ДПВЙФШУС ОЕЛПФПТПЗП ХМХЮЫЕОЙС Ч ВАДЦЕФЕ Й ЧПУУФБОПЧМЕОЙС ЛТЕДЙФБ ЗПУХДБТУФЧБ. оП ЪБФП ЮЙУМП ЧТБЗПЧ НЙОЙУФТБ ВЩУФТП ХЧЕМЙЮЙЧБМПУШ, Б ЙИ БЛФЙЧОПУФШ ЧПЪТБУФБМБ.

чБЦОЩН ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙН НЕТПРТЙСФЙЕН фАТЗП ВЩМП ЧЧЕДЕОЙЕ УЧПВПДОПК ФПТЗПЧМЙ ЪЕТОПН Й НХЛПК Й МЙЛЧЙДБГЙС НПОПРПМЙЙ, ЛПФПТХА ЪБИЧБФЙМЙ РТЙ РПДДЕТЦЛЕ РТЕЦОЕЗП НЙОЙУФТБ МПЧЛЙЕ РТПИПДЙНГЩ. ьФБ Ч РТЙОГЙРЕ РТПЗТЕУУЙЧОБС НЕТБ УПЪДБМБ, ПДОБЛП, ДМС ОЕЗП ВПМШЫЙЕ ПУМПЦОЕОЙС. хТПЦБК 1774 З. ВЩМ ОЕВПЗБФЩК, Й УМЕДХАЭЕК ЧЕУОПК ГЕОЩ ОБ ИМЕВ ЪБНЕФОП РПДОСМЙУШ. ч ОЕУЛПМШЛЙИ ЗПТПДБИ, ПУПВЕООП Ч рБТЙЦЕ, РТПЙЪПЫМЙ ОБТПДОЩЕ ЧПМОЕОЙС нЙОЙУФТ ФЧЕТДПК ТХЛПК РПДБЧЙМ ВЕУРПТСДЛЙ.

ч ОБЮБМЕ 1776 З. ПО ДПВЙМУС ПДПВТЕОЙС ЛПТПМЕН ЪОБНЕОЙФЩИ ЫЕУФЙ ЬДЙЛФПЧ, ЛПФПТЩЕ ВПМЕЕ, ЮЕН ЧУЕ РТЙОСФЩЕ ТБОЕЕ НЕТЩ, РПДТЩЧБМЙ ЖЕПДБМЙЪН. чБЦОЕКЫЙНЙ ЙЪ ОЙИ ВЩМЙ ДЧБ: ПВ ПФНЕОЕ ДПТПЦОПК РПЧЙООПУФЙ ЛТЕУФШСО Й ПВ ХРТБЪДОЕОЙЙ ТЕНЕУМЕООЩИ ГЕИПЧ Й ЗЙМШДЙК. чФПТПК ЬДЙЛФ фАТЗП ОЕ ВЕЪ ПУОПЧБОЙК ТБУУНБФТЙЧБМ ЛБЛ ОЕПВИПДЙНПЕ ХУМПЧЙЕ ВЩУФТПЗП ТПУФБ РТПНЩЫМЕООПУФЙ Й УПУМПЧЙС ЛБРЙФБМЙУФЙЮЕУЛЙИ РТЕДРТЙОЙНБФЕМЕК. ьДЙЛФЩ ОБФПМЛОХМЙУШ ОБ ПЦЕУФПЮЕООПЕ УПРТПФЙЧМЕОЙЕ, ГЕОФТПН ЛПФПТПЗП УФБМ РБТЙЦУЛЙК РБТМБНЕОФ,- ПОЙ НПЗМЙ УФБФШ ЪБЛПОБНЙ МЙЫШ РПУМЕ ФБЛ ОБЪЩЧБЕНПК ТЕЗЙУФТБГЙЙ РБТМБНЕОФПН. вПТШВБ РТПДПМЦБМБУШ ВПМЕЕ ДЧХИ НЕУСГЕЧ. мЙЫШ 12 НБТФБ фАТЗП ДПВЙМУС ТЕЗЙУФТБГЙЙ, Й ЪБЛПОЩ ЧУФХРЙМЙ Ч УЙМХ.

ьФП ВЩМБ ЕЗП РПУМЕДОСС РПВЕДБ. чУЕ УЙМЩ УФБТПЗП РПТСДЛБ ФЕРЕТШ УРМПФЙМЙУШ РТПФЙЧ НЙОЙУФТБ-ТЕЖПТНБФПТБ. рБУЛЧЙМСОФЩ ЙЪПВТБЦБМЙ фАТЗП ФП ЪМЩН ЗЕОЙЕН жТБОГЙЙ, ФП ВЕУРПНПЭОЩН Й ОЕРТБЛФЙЮОЩН ЖЙМПУПЖПН. фПМШЛП ОБ ОЕРПДЛХРОХА ЮЕУФОПУФШ фАТЗП ПОЙ ОЕ РПУСЗБМЙ: ФБЛЙН ПВЧЙОЕОЙСН ОЙЛФП ВЩ ОЕ РПЧЕТЙМ. дТХЗЙЕ НЙОЙУФТЩ УПУФБЧМСМЙ ЪБЗПЧПТЩ РТПФЙЧ фАТЗП. вТБФ ЛПТПМС ЧЩРХУФЙМ ПДЙО ЙЪ УБНЩИ СДПЧЙФЩИ РБУЛЧЙМЕК.

еЗП РБДЕОЙЕ УФБМП ОЕЙЪВЕЦОЩН. мАДПЧЙЛ XVI ОБЛПОЕГ ХУФХРЙМ ОБЦЙНХ, ЛПФПТПНХ ПО ДБЧОП РПДЧЕТЗБМУС У ТБЪОЩИ УФПТПО. лПТПМШ ОЕ ТЕЫЙМУС Ч ЗМБЪБ УЛБЪБФШ УЧПЕНХ НЙОЙУФТХ ПВ ПФУФБЧЛЕ: РТЙЛБЪБОЙЕ УДБФШ ДЕМБ РТЙОЕУ фАТЗП ЛПТПМЕЧУЛЙК РПУМБОЕГ. ьФП РТПЙЪПЫМП 12 НБС 1776 З. вПМШЫЙОУФЧП РТПЧЕДЕООЩИ ЙН НЕТ, Ч ЮБУФОПУФЙ ХЛБЪБООЩЕ ЧЩЫЕ ЬДЙЛФЩ, ВЩМЙ ЧУЛПТЕ РПМОПУФША ЙМЙ ЮБУФЙЮОП ПФНЕОЕОЩ.

дТХЪЕК РПТБЦБМП УРПЛПКУФЧЙЕ ДХИБ, У ЛПФПТЩН фАТЗП РЕТЕОПУЙМ УЧПА ПРБМХ Й ЛТБИ ЕЗП ТЕЖПТН. пО НПЗ ЫХФЙФШ ДБЦЕ РП РПЧПДХ ЧУЛТЩФЙС ГЕОЪПТБНЙ ЕЗП РЙУЕН. лБЪБМПУШ, ПО ХДБМЙМУС Ч ЮБУФОХА ЦЙЪОШ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН: Ч ФЕЮЕОЙЕ 15 МЕФ, РПЛБ ПО ВЩМ ЙОФЕОДБОФПН Й НЙОЙУФТПН, ЕНХ ОЕ ИЧБФБМП ЧТЕНЕОЙ ОБ ЛОЙЗЙ, ОБХЮОЩЕ ЪБОСФЙС Й ПВЭЕОЙЕ У ДТХЪШСНЙ. фЕРЕТШ ПО РПМХЮЙМ ЬФП ЧТЕНС.

ч 1778 З. Ч ЛБЮЕУФЧЕ ЗПДЙЮОПЗП РТЕЪЙДЕОФБ бЛБДЕНЙЙ ОБДРЙУЕК Й ЙЪСЭОПК УМПЧЕУОПУФЙ ПО ФПТЦЕУФЧЕООП ЧЧПДЙФ Ч ЮЙУМП БЛБДЕНЙЛПЧ УЧПЕЗП ОПЧПЗП ДТХЗБ - жТБОЛМЙОБ. дМС жТБОЛМЙОБ, ЛБЛ РПУМБ ЧПУУФБЧЫЙИ БНЕТЙЛБОУЛЙИ ЛПМПОЙК, ПО РЙЫЕФ УЧПЕ РПУМЕДОЕЕ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЕ УПЮЙОЕОЙЕ- "нЕНХБТ П ОБМПЗБИ".

фАТЗП - РПУФПСООЩК ЗПУФШ Ч УБМПОБИ УЧПЕЗП УФБТПЗП ДТХЗБ ЗЕТГПЗЙОЙ Д"бОЧЙМШ Й ЧДПЧЩ ЖЙМПУПЖБ НБДБН зЕМШЧЕГЙЙ, ЗДЕ УПВЙТБАФУС УБНЩЕ УЧПВПДПНЩУМСЭЙЕ Й РТПУЧЕЭЕООЩЕ МАДЙ. тБЪХН ЧЕМЙЛПЗП РПЛМПООЙЛБ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП ТБЪХНБ ПУФБЧБМУС ПУФТЩН Й СУОЩН ДП РПУМЕДОЕЗП ДОС.

иПФС фАТЗП ЕЭЕ ОЕ ВЩМП 50 МЕФ, ЪДПТПЧШЕ ЕЗП ВЩМП УЙМШОП ТБУУФТПЕОП. пУПВЕООП НХЮЙМЙ ЕЗП РТЙУФХРЩ РПДБЗТЩ. йЪ 20 НЕУСГЕЧ, ЛПФПТЩЕ ПО ВЩМ НЙОЙУФТПН, ПО УЕНШ НЕУСГЕЧ РТПЧЕМ Ч РПУФЕМЙ. фЕН ОЕ НЕОЕЕ ЕЗП ТБВПФБ ОЕ РТЕТЩЧБМБУШ ОЙ ОБ ПДЙО ДЕОШ: ПО ДЙЛФПЧБМ РТПЕЛФЩ ЪБЛПОПЧ, ДПЛМБДЩ Й РЙУШНБ, РТЙОЙНБМ ЮЙОПЧОЙЛПЧ, ЙОУФТХЛФЙТПЧБМ РПНПЭОЙЛПЧ.

пО Й ДБМЕЕ РТЕЪЙТБМ ВПМЕЪОШ, ИПФС ПОБ ХРПТОП РТЕУМЕДПЧБМБ ЕЗП. юБУФП ПО НПЗ ИПДЙФШ ФПМШЛП РБ ЛПУФЩМСИ, ЛПФПТЩЕ У НТБЮОЩН АНПТПН ОБЪЩЧБМ "НПЙ МБРЩ". чРТПЮЕН, ХНЕТ ПО ПФ ВПМЕЪОЙ РЕЮЕОЙ. ьФП УМХЮЙМПУШ Ч НБЕ 1781 З., ТПЧОП ЮЕТЕЪ РСФШ МЕФ РПУМЕ ПФУФБЧЛЙ.

рЕТЕЧЕДЕООЩЕ ТБВПФЩ:

  1. фАТЗП б. т. ц. йЪВТБООЩЕ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ РТПЙЪЧЕДЕОЙС. н.: уПГЬЛЗЙЪ, 1961.
  2. фАТЗП б. т. ц. тБЪНЩЫМЕОЙС П УПЪДБОЙЙ Й ТБУРТЕДЕМЕОЙЙ ВПЗБФУФЧБ. гЕООПУФЙ Й ДЕОШЗЙ. аТШЕЧ. 1905.
  3. фАТЗП б. т. ц. йЪВТБООЩЕ ЖЙМПУПЖУЛЙЕ РТПЙЪЧЕДЕОЙС. н.: уПГЬЛЗЙЪ, 1937.

Анн Робер Жак Тюрго — французский философ-просветитель и экономист родился в дворянской семье, был третьим сыном и в соответствии с установившейся традицией должен был стать священником. Под влиянием чтения произведений Вольтера и Локка, а также просвещенных учителей не мог сохранить свои старые верования и упросил отца освободить его от обязанностей стать священником. После окончания теологического факультета Сорбонны отказался от духовной карьеры. Был членом салона мадам Жоффрэн, где встречался с Монтескье. д"Аламбером, Гельвецием, Гольбахом, а затем и с Адамом Смитом. Особенно важным для него было знакомство с — главой школы физиократов. Тюрго занимал различные административные должности, а с 1761 но 1774 г. был интендантом в Лиможе, в течение 2 лет был генеральным контролером финансов (при Людовике XVI). Им были проведены важные антифеодальные реформы: снижены налоги, упрочен бюджет, устранена цеховая регламентация. отменены ограничения хлебной торговли, созданы условия роста промышленности.

Главный экономический труд Анн Тюрго — «Размышления о создании и распределении богатств» включал сто теорем и постулатов, отразивших его взгляды на важнейшие экономические проблемы. В «Размышлениях» нашел отражение переход Тюрго от физиократов к классической школе.

Рассматривая ценность благ, Анн Тюрго утверждал, что она представляет собой оценку, которую люди придают предметам, удовлетворяющим их потребности. Текущие цены, согласно Тюрго, формируются в зависимости от спроса и предложения, и по их колебаниям можно судить об избытке или недостатке товара.

В своих размышлениях Анн Тюрю дает детальный анализ социальной структуры общества, впервые выделяя в ней производителей (в сельском хозяйстве и промышленности). которые делятся на предпринимателей — владельцев собственности и наемных рабочих, не имеющих ничего, кроме собственных рабочих рук.

Анн Тюрго отмечал, что собственники земли отделяются от деятельности по ее возделыванию. Доход, получаемый от земли, распределяется между земледельцем, получающим вознаграждение за свой труд, и собственником земли, получающим весь оставшийся доход на основе того, что он обладает правом собственности на землю. А. Тюрю считал, что вся тяжесть налога должна ложиться на собственника земли, а не на того, кто ее обрабатывает.

Доход от капитала Тюрго делил на издержки по созданию продукта и прибыль на капитал; в последнюю он включал заработную плату владельцев капитала, предпринимательский доход и земельную ренту. Анн Тюрго вслед за Кенэ и другими физиократами отстаивал свободу экономической деятельности. По мнению Тюрго, свобода — важнейшее условие развития общества, роста его богатства. Поэтому свобода должна быть предоставлена всем и каждому и в области труда, и в области торговли. Необходимо обеспечить возможно большую конкуренцию , которая приведет к улучшению производства и установлению иен. наиболее выгодных для потребителей.

Необходимо, по мнению А. Тюрю, вернуть свободу торговли, которая была утрачена «вследствие предрассудков», а также «склонности правительства потакать частным интересам». Тюрго впервые сформулировал «закон убывающего плодородия », согласно которому каждое дополнительное вложение в землю капитала и труда дает меньший эффект, чем предыдущий. Хотя Л. Тюрго в целом оставался на позициях физиократов, в ряде вопросов он пошел дальше. Рассматривая вслед за Кенэ земледелие как единственный источник прибавочного продукта, он большое значение придавал развитию промышленности; провел более глубокий анализ капитала, денег, прибыли. Подошел к пониманию значения собственности. Сочинения Тюрго явились в экономике шагом вперед.

Экономическое учение А. Тюрго

Анн Робер Жак Тюрго (1727- 1781) по происхождению дворянин. Его предки традиционно находились на государственной службе в Париже. Согласно семейной традиции он как третий сын вынужден был получить духовное образование. Но по окончании семинарии и теологического факультета Сорбонны 23-летний аббат А. Тюрго неожиданно решил отказаться от своего предназначения для церкви, не желая, по его словам, «всю жизнь носить маску на лице», и перешел на государственную службу. К тому времени этот молодой чиновник хорошо владел шестью языками, круг его интересов составляли философия, филология, юриспруденция, естественные науки, математика, художественная литература, поэзия.

Уже в начале своей служебной карьеры в магистратуре Парижа А. Тюрго более всего интересовался волновавшим его экономическим положением Франции. В 25 лет он уже занимал судебную должность в парижском парламенте, а еще через год — докладчика судебной палаты, став заметной фигурой светских и философских кругов французской столицы. В эти годы А. Тюрго сблизился с одним из коллег — интендантом торговли Венсаном Гурнэ, дружба с которым, в том числе как с экономическим наставником, продолжалась вплоть до смерти В. Гурнэ в 1759 г. Вместе с ним он бывал в кругу друзей Ф. Кенэ, проживавшего, как известно, в одной из квартир на антресолях Версальского дворца.

Очередным служебным назначением А. Тюрго в 1761 г. был утвержден в должности интенданта (губернатора) в Лиможе (центр провинции Лимузен), которую занимал почти 13 лет. Представляя центральную власть в отдаленной провинции, он ведал хозяйственными вопросами, втом числе системой взимания налогов. Именно в Лиможе кий период жизни А. Тюрго написал свое главное экономическое сочинение «Размышления о создании и распределении богатств» (1766), незаконченную работу" «Ценности и деньги» (1769) и другие произведения. Все они, как очевидно, базировались на физиократических взглядах, а также на принципах рыночных экономических отношений, и прежде всего свободной конкуренции и свободной торговли.

В 1774 г. А. Тюрго получил последнее в своей служебной карьере назначение, когда вступивший на престол король Людовик XVI выделил ему пост морского министра, а через несколько недель перевел на должность генерального контролера финансов, равнозначную должности министра финансов — важнейшему в то время посту во внутренних делах королевства.

За 18 месяцев пребывания в должности генерального контролера финансов А. Тюрго хотя и не добился сокращения государственных расходов, но смог провести ряд указов и законопроектов (эдиктов), открывавших возможность для всемерной либерализации экономики страны. Однако каждое его реформаторское нововведение наталкивалось на ожесточенное сопротивление парламента, находившегося пол явным влиянием придворного окружения, дворянства, духовенства и некоторой части предпринимателей, стремившихся сохранить свое монопольное положение. Поэтому реализация положений эдиктов была кратковременной победой А. Тюрго и его единомышленников. В мае 1776 г. королевским посланцем ему был вручен приказ о сдаче дел в связи с отставкой, а спустя три месяца король отменил все эдикты министра-реформатора.

Главными достижениями Тюрго-министра в период реформ явились: введение свободной торговли зерном и мукой внутри страны; свободный ввоз и беспошлинный вывоз зерна из королевства; замена натуральной дорожной повинности денежной поземельной податью; упразднение ремесленных цехов и гильдий, тормозивших рост предпринимательства в промышленной сфере, и др.

Предмет и метод изучения

А. Тюрго не считал себя ни учеником, ни последователем Ф. Кенэ, отрицая какую-либо свою причастность к «секте», как он выразился, физиократов. Тем не менее творческое наследие и практические дела свидетельствуют о его приверженности основам физиократического учения и принципам экономического либерализма.

Например, подобно физиократам, А. Тюрго утверждал: «Земледелец является первой движущей силой в ходе (всех) работ; это он производит на своей земле заработок всех ремесленников. Труд земледельца — единственный труд, производящий больше того, что составляет оплату труда. Поэтому он единственный источник всякого богатства».

После смерти своего друга В. Гурнэ Тюрго опубликован сочинение «Похвальное слово Венсану дс Гурнэ», в котором раскрыл негативное значение протекционистской политики в экономике и выразил убеждение в том, что «обшая свобода покупки и продажи является единственным средством обеспечить, с одной стороны, продавцу — цену, способную поощрить производство, с другой — покупателю — наилучший товар по наименьшей цене».

Теория денег

Еще в 1749 г. будучи в 22-летнем возрасте, опубликовав «Письмо аббату де Сисэ о бумажных деньгах», Л. Тюрго предвосхитил идеи количественной теории денег, «классически» изложенные спустя почти 30 лег самим А. Смитом. В частности, в «Письме...» он вопрошал к Джону Ло словами: «Но позволительно ли было Ло не знать того, что золото, как и все остальное, теряет в цене, если его количество увеличивается?» Кроме того, он с пониманием сути проблемы аргументировал и положение о неудобстве бумажных денег, когда их количество не соответствует количеству производимых товаров и услуг.

Деньги из драгоценных металлов рассматриваются А. Тюрю по существу в качестве одного из товаров в товарном мире, подчеркивая, что «особенно золото и серебро более, чем всякий другой материал, пригодны служить монетой», ибо они «по самой природе вещей сделались монетой и притом всеобщей монетой независимо от всякого соглашения и всякого закона» (курсив мой. — Я.Я.). По его убеждению, деньги, т.е. «золото и серебро, изменяются в цене не только по сравнению со всеми другими товарами, но и по отношению друг к другу, смотря по большему или меньшему их изобилию».

Наконец, критикуя меркантилистов, к «богатству нации» Л. Тюрго относит прежде всего земли и получаемый с них «чистый доход», поскольку, на его взгляд, «хотя деньги составляют непосредственный предмет сбережений и являются, так сказать, главным материалом капиталов при образовании их, но деньги, как таковые, составляют почти незаметную часть совокупной суммы капиталов», а «роскошь непрерывно ведет к их уничтожению».

Теория стоимости

А. Тюрго, как и Ф. Кенэ, придерживался затратной концепции происхождения стоимости, сводя ее сущность к затратам живого и овеществленного (прошлого) груда. В то же время, обосновывая механизм формирования цен на рынке, А. Тюрго выделяет цены текущие и основные. Первые, как он полагает, устанавливаются соотношением спроса и предложения, вторые «в применении к товару есть то, чего данная вещь стоит работнику, это тот минимум, ниже которого цена не может опуститься». При этом, по мнению А. Тюрго, редкость является «одним из элементов оценки» при приобретении товаров.

Теория классов

А. Тюрго, разделяя взгляды Ф. Кенэ, выделяет в обществе три класса: производительный (люди, занятые в сельскохозяйственном производстве); бесплодный (люди, занятые в промышленности и других отраслях материального производства и сферы услуг); собственники земли. Однако первые два класса он называет «работающими или занятыми классами», полагая, что каждый из них «распадается на два разряда людей: на предпринимателей, или капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих заработную плату». Причем, как уточняет ученый, именно бесплодный класс включает в себя «членов общества, получающих заработную плату».

Теория доходов

В определении сущности и величины заработной платы рабочих А. Тюрю не расходится ни с У. Петти, ни с Ф. Кенэ, как и они, считая ее результатом «от продажи своего труда другим» и полагая, что она «ограничена необходимым минимумом для его существования тем, что ему безусловно необходимо для поддержания жизни». Но в отличие от своих предшественников А. Тюрго относил заработную плату к числу элементов, лежащих в основе выдвинутого им понятия об «общем экономическом равновесии». Последнее, по его словам, устанавливается «между ценностью всех произведений земли, потреблением различного рода товаров, различными видами изделий, числом занятых (их производством) людей и ценой их заработной платы».

Серьезное внимание уделил А. Тюрго исследованию природы происхождения и такого дохода, как ссудный (денежный) процент, осуждая при этом предрассудки моралистов, рассматривающих «отдачу в рост как преступление» и прибегающих к словам из Евангелия: «Взаймы давайте, не ожидая ничего». Он утверждает, что в течение времени займа заимодавец теряет доход, который мог бы получить, потому что рискует своим капиталом, а заемщик может использовать деньги для выгодных приобретений, которые могут принести ему большую прибыль. Поэтому, заключает А. Тюрго, заимодавец «не наносит никакого ущерба заемщику, ибо этот последний соглашается на его условия и не имеет никаких прав на занятую сумму. Прибыль, которую можно получить, имея деньги, является, несомненно, одним из наиболее частых побуждений, склоняющих заемщиков брать в заем под проценты; это один из источников, который даст возможность выплачивать этот процент». Что касается текущего процента, то он, по мнению А. Тюрго, служит на рынке термометром, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов, уточняя, в частности, что низкий денежный процент — это и последствие и показатель избытка капиталов