Биография джона леннона. Джон Леннон. Настоящая жизнь напоказ


Джон Леннон (при рождении Джон Уинстон Леннон, впоследствии изменено на Джон Уинстон Оно Леннон; англ. John Winston Ono Lennon, 9 октября 1940, Ливерпуль, Великобритания - 8 декабря 1980, Нью-Йорк, США) - британский рок-музыкант, певец, поэт, композитор, художник, писатель. Один из основателей и участник группы «The Beatles», популярный музыкант XX века.

Джон Уинстон Леннон родился 9 октября 1940 года в 6:30 утра, во время налёта немецкой авиации на Ливерпуль. Его родители - Джулия (англ. en:Julia Lennon 1914-1958) и Альфред Ленноны (англ. en:Alfred Lennon 1912-1976). Джон стал первым и последним их ребёнком - вскоре после его рождения Джулия и Альфред разошлись.

Когда Джулия Леннон нашла себе другого мужчину, четырёхлетнего Джона взяли на воспитание его тётя по материнской линии Мими Смит (англ. en:Mimi Smith 1906-1991) и её муж Джордж Смит, у которых не было своих детей. Мими была строгой воспитательницей, и у Леннона это часто вызывало отторжение. Мими не одобряла его увлечения гитарой. Джон отличался редким остроумием и ехидством. Когда он учился играть на гитаре, тетя Мими ворчала: «Гитара – хорошая вещь, но она никогда не поможет тебе заработать на жизнь!»

Позже, на пике своего успеха, Джон купил тете роскошный особняк на побережье и украсил холл мраморной доской со словами тёти. Зато Леннон нашёл общий язык с дядей, который заменил ему отца, но в 1953 году Джордж умер. Тогда Джон сблизился со своей матерью Джулией, которая жила со своим вторым мужем и двумя детьми от него.

Леннон не переносил рутину школьной жизни, поэтому, несмотря на острый ум, из категории лучших учеников скатился в самые худшие. Зато в школе ему удалось раскрыть свои творческие способности - Леннон пел в хоре и издавал рукописный журнал, который сам иллюстрировал. Его любимыми книгами в то время были «Алиса в стране чудес» и «Ветер в ивах».

В 1952 Леннон оказался в средней школе Куоррибенк (англ. en:Quarry Bank High School). В учёбе он и тут не добился особых успехов, быстро оказавшись в классе C для самых отстающих учеников. При этом Леннон регулярно нарушал дисциплину и рисовал карикатуры на преподавателей.

В середине 1950-х, после выхода песни Билла Хейли «Rock around the Clock», в Ливерпуле началось увлечение рок-н-роллом. Новое увлечение не прошло мимо Леннона, и в 1956 году он вместе со своими школьными друзьями основал группу The Quarrymen, названную в честь школы, в которой все они учились. Сам Леннон играл в Quarrymen на гитаре.

6 июля 1957 года Леннон познакомился с Полом Маккартни и принял его в Quarrymen. После того, как Леннон провалил выпускные экзамены в школе, ему удалось (не без помощи директора школы) поступить в Ливерпульский художественный колледж. Там он подружился со Стюартом Сатклиффом, которого тоже привлёк в Quarrymen, и встретил свою будущую жену Синтию Пауэлл.

В 1958 году (15 июля) умерла мать Джона. Когда она переходила дорогу, её сбил на машине офицер полиции. Смерть Джулии стала для Леннона тяжелейшим потрясением. Позже он посвятил ей несколько песен - «Julia», «Mother» и «My Mummy’s Dead». Смерть матери сильно повлияла на него в будущем. Так как Леннон был очень сильно привязан к Джулии, он почти во всех женщинах искал свою мать.

Группа Quarrymen перестала существовать в 1959 году, когда появилось название - сначала Silver Beetles, затем - The Beatles. В 1960 году Beatles впервые отправились за границу - в немецкий Гамбург, где выступали в клубах Репербана, центра ночной жизни города. В Гамбурге Леннон впервые попробовал наркотики.

23 августа 1962 года Джон Леннон сочетался браком с Синтией Пауэлл. 8 апреля 1963 года у Джона и Синтии Леннонов родился сын Джон Чарльз Джулиан Леннон. Он был назван так в честь Джулии, матери Джона.

В 1963 г. Леннон впервые «показал зубы», выступая перед королевским семейством. Объявляя очередной номер, он, с озорством воскликнул:
- Тех, кто сидит на дешёвых местах, просим аплодировать. Остальные могут ограничиться позвякиванием своих украшений!

Скандальная слава только способствовала росту популярности группы. Если весной 1963 они были хорошо известны только в Ливерпуле, то в октябре того же года о них знала вся страна, а в 1964 году к ливерпульской группе пришла мировая слава.

Кроме того, Леннон пробовал себя как актёр. Не считая фильмов, созданных Beatles, он однажды снялся в кино: это был фильм «Как я выиграл войну» (англ. "How I Won the War" (1967). Фильм не имел успеха ни у зрителей, ни у критиков.

В марте 1966 года Леннон в интервью лондонской газете Evening Standard обронил неосторожную фразу, сказав следующее: « Христианство уйдет. Оно исчезнет и усохнет. Не нужно спорить; я прав и будущее это докажет. Сейчас мы более популярны, чем Иисус; я не знаю, что исчезнет раньше - рок-н-ролл или христианство. Иисус был ничего, но его последователи тупы и заурядны. И именно их извращение губит христианство во мне.»

В Великобритании на эту фразу никто не обратил внимания, но когда через пять месяцев вырванную из контекста фразу о том, что The Beatles популярнее Христа, американский журнал «Datebook» поместил на обложку, в США начался скандал. На юге страны, жители которой известны своей религиозностью, публично сжигали пластинки Beatles, радиостанции прекратили транслировать их песни. Даже в Ватикане осудили заявление Леннона (в 2008 году, впрочем, Ватикан простил музыканта, заявив, что его фразу можно расценивать как «остроту».

Леннону угрожали расправой: в Мемфисе кто-то позвонил в номер The Beatles и сообщил, что во время концерта он (Леннон) будет убит. После этих гастролей битлы приняли решение отказаться от концертов. Больше они ни разу не выступили на сцене.

В 1967 году Леннон под влиянием книги Тимоти Лири «Психоделический опыт» увлёкся наркотиками. Он стал отдаляться от остальных членов группы и отказался от роли её лидера.Внешний облик Леннона, как и остальных членов группы, сильно изменился. Битлы перестали одеваться в аккуратные костюмы, отрастили длинные волосы, усы и бакенбарды. В образе Леннона впервые появились знаменитые круглые очки.

Леннон познакомился с художницей-авангардисткой Йоко Оно в 1966 году, когда зашёл на её выставку в художественной галерее «Индика». Их совместная жизнь началась в 1968, когда Леннон развелся со своей первой женой Синтией. Вскоре они с Йоко стали неразлучны. Как говорил Леннон тогда, они - не Джон и Йоко, а одна душа в двух телах, Джон-и-Йоко.

20 марта 1969 года в Гибралтаре был зарегистрирован брак Джона Леннона и Йоко Оно. После женитьбы Леннон сменил своё второе имя Уинстон на Оно, и теперь его звали Джон Оно Леннон. Отношения внутри Beatles окончательно испортились в 1968 году. В 1969 году Леннон и Маккартни уже заявили о том, что покидают группу. Леннон и Йоко Оно образовали группу под названием Plastic Ono Band.

С сентября 1971 года Леннон и Йоко Оно жили в Нью-Йорке. После долгой борьбы с иммиграционными властями США, которые отказывались дать чете разрешение на въезд из-за скандала с наркотиками в 1969, Ленноны всё же получили право на жительство в США. Больше Джон Леннон ни разу не побывал в Великобритании.

9 октября 1975, в тридцать пятый день рождения Леннона, у него родился сын, названный Шоном. После этого Леннон заявил о том, что завершает музыкальную карьеру и следующие 5 лет посвятил сыну. За все эти годы он только один раз появился на публике - когда ему наконец было дано официальное разрешение на проживание в США. Это произошло в 1975 году, также 9 октября. Также он был приглашён на частный приём президента США Джимми Картера вместе с Йоко.

Следующий альбом Леннона увидел свет только в 1980 году. Он назывался «Double Fantasy» и получил хорошие отзывы критиков. Этому диску суждено было стать последним в творчестве Джона Леннона, жизнь которого оборвалась спустя несколько недель после выхода пластинки. Йоко Оно выступила как соавтор альбома.

8 декабря 1980 года Джон Леннон был убит гражданином США Марком Дэвидом Чепменом.В день смерти Леннон дал своё последнее интервью американским журналистам, а в 22 часа 50 минут, когда Джон и Йоко входили под арку своего дома, возвратившись из студии звукозаписи Hit Factory, Чепмен, ранее в этот же день взявший у Леннона автограф на обложку нового альбома «Double Fantasy», который вышел тремя неделями ранее, сделал пять выстрелов ему в спину, из которых четыре достигли цели. Полицейской машиной, вызванной привратником «Дакоты», Леннон буквально за несколько минут был доставлен в госпиталь Рузвельта. Но попытки врачей спасти Леннона были тщетны - из-за большой потери крови он скончался, официальное время смерти 23 часа 15 минут. Он был кремирован в Нью-Йорке, прах Леннона был передан Йоко Оно.

Чепмен за своё преступление отбывает пожизненное заключение в нью-йоркской тюрьме. Уже шесть раз он подавал прошение о досрочном освобождении (последний раз в сентябре 2010 года), но каждый раз эти прошения отклонялись. Йоко Оно в 2000 году послала письмо в Департамент по освобождению штата Нью-Йорк, в котором призывала не освобождать Чепмена досрочно.

В 1984 году в свет вышел посмертный альбом Джона Леннона «Milk and Honey». Песни были записаны в последние месяцы жизни Леннона. В основном он состоит из сессий для «Double Fantasy».


Памятник в Гаване.

Интересный факт:
* Всю свою жизнь Джон Леннон отдавал себе отчет в значении для себя цифры 9. Родился он 9 октября 1940 года, его сын Шон родился в тот же день, 9 октября 75 года. Менеджер Битлз, Брайен Эпштейн впервые пришел посмотреть ребят в ливерпульский клуб КАВЕРНА 9 ноября 61 года, и их первый контракт с фирмой EMI был подписан 9 мая 62 года. Джон познакомился с Йоко Оно 9 ноября 66 года, квартира Джона и Йоко расположена на Западной 72 улице (семь и два в сумме - девять), и номер их первой квартиры был тоже 72. Интересно, что в студенческие годы, в Ливерпуле, Джон ездил в художественное училище на автобусе номер 72. Среди песен Джона есть несколько, в название которых включена цифра 9. "Революция Девять", "Мечта Номер Девять" и "Следующий за 909". Эти песни он написал в доме своей матери, доме номер 9 по улице Newcastle Road. Адрес его тетки, Мими, был: улица Panorama Road, дом 126 (один два и шесть в сумме дают девять). Джон шутил даже, что одна из его самых значительных песен - Give Peace A Chance в припеве содержит девять основных слов. В именах ”Джон Оно Леннон” и ”Йоко Оно Леннон” буква ”О” встречается девять раз, наконец, Джон был убит в 10.50 по нью-йоркскому времени 8 декабря 1980 года, в Великобритании в этот момент было на пять часов больше, там уже наступило 9 декабря. Тело Джона было доставлено в больницу имени Рузвельта, расположенную на Девятой Авеню.

Джон Леннон – один из самых известных британцев, живших в 20 веке. По рейтингу BBC он занял восьмую строку в списке ста величайших британцев в истории. Всего этого он смог добиться благодаря тому, что стал одним из основателей величайшей группы в истории музыки – The Beatles!

Родился Леннон в Ливерпуле 9 октября 1940 года. В раннем детстве его родители разошлись, а Джона взяла на воспитании тетка Мими и дядя Джордж. В итоге дядя стал ему фактически вторым отцом, хотя и умер, когда будущему битлу было всего 13 лет. В школе John Lennon учился неважно, больше занимался совершенствованием своих талантов на поприще искусства – пение и рисование давались ему явно лучше других предметов.
В период развития рок-н-ролла Джон Леннон быстро оказался в числе его поклонников. В Англии появился особый стиль скиффл, который и начали популяризировать молодые группы, в том числе и коллектив Джона The Quarrymen.
Возможно, они и не добились бы успеха, но 6 июля 1957 года произошло одно из самых главных событий в истории музыки. Именно в тот день в группе появился новый участник, молодой и никому неизвестный тогда Пол Маккартни. Так сформировался творческий дуэт Леннон-Маккартни, который стал самым успешным тандемом в истории музыки. Вскоре в коллектив приходит друг Пола Джордж Харрисон и коллектив начинает обретать всем известный вид. Чуть позже в колледже Леннон знакомится со Стюартом Сатклиффом, который затем в течение пары лет выступал в составе Битлз.
В возрасте 18 лет умирает мать Джона, что стало большим ударом для молодого музыканта.
Через год после этого группа The Quarrymen была переименована в Silver Beetles, а чуть позже из названия убрали слово Silver и жуки (beetles) превратились в The Beatles.

В 1960 году группа отправилась в Гамбург, где завоевала себе некоторую популярность. Там на ПМЖ остался и Стюарт Сатклифф, вскоре умерший от кровоизлияния. Битлы получают в это время нового менеджера – Брайана Эпстайна, который ввел в моду традиционные битловские пиджаки без лацканов.
Вскоре Джон Леннон женится на Синтии Пауэлл, а через год у них рождается сын.
В это время на группу обрушивается всемирная слава, пришедшая к ним практически сразу после выхода их первого альбома Please Please Me. В это же время начинает формироваться и некоторая популярность Джона и Пола в отделении от группы – они пишут больше текстов и музыки, чем их коллеги и становятся чуть более значимыми фигурами на сцене и вне нее.
В 1966 году он произнес в интервью фразу о том, что они популярнее Иисуса и вообще, что христианство само по себе почти ничто. Это вызвало бурю протеста и после угрозы расправиться с Ленноном группа решила прекратить концертную деятельность.
После этого группа отошла от привычного правильного образа в одежде и облике, а Джон Леннон даже пристрастился к наркотикам. В это время начинается его отдаление от группы, и разрыв в понимании направления развития Beatles между ним и Полом Маккартни. Их песни стали настолько отличаться друг от друга по звучанию, что можно было легко понять, кто из двух гениев написал это или иную композицию. Чуть позже Леннон разводится со своей женой Синтией Леннон, которая не простила ему романа с Йоко Оно. С Джон и Йоко вскоре оформили супружеские отношения. Этому посвящена его песня The Ballad of John and Yoko.

Еще в 1968 году начинается распад битлов, в частности уже в том году вышел совместный альбом четы Леннонов Unfinished Music No.1: Two Virgins. До распада The Beatles они записали еще несколько альбомов, а затем организовали группу Plastic Ono Band, в которой участвовало множество здвезд, в том числе Ринго Стар, Джордж Харрисон, Фрэнк Заппа, Кит Мун и Эрик Клэптон. Группа просуществовала до 1975 года, успев выпустить 8 полноценных альбомов, содержащих в себе множество хитов, особняком среди которых стоит Imagine – лучшее творение Джона Леннона. Эта песня по праву занимает одну из высших строчек во всех песенных чартах в истории. В это же время в его творчестве начинается революционный период, который сочился из его песен, интервью, призывая остановить войны там и здесь. В итоге США вынуждено было отказать ему в праве жить в своих пределах, а John Lennon даже из-за этого бросил на время Yoko Ono.
После воссоединения с супругой Джон начинает записывать новые песни, но за 6 лет у него выходит только 3 пластинки. В 1975 году у него родился еще один сын – Шон Леннон.
Казалось, что все налаживается в жизни музыканта, но 8 декабря 1980 года Марк Чепмен четырьмя выстрелами в спину уложил экс-битла прямо у его дома, за что получил пожизненное тюремное наказание.
Значение Джона Леннона для музыки огромно, а с его смертью мир потерял одного из главных мыслителей своего времени. В его честь пишутся песни, даже коллеги по Beatles, посвящали ему свои композиции, в частности Харрисон и Маккартни. В его честь даже выпускали почтовые марки и монеты.

Биография и эпизоды жизни Джона Леннона. Когда родился и умер Леннон, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты музыканта, фото и видео.

Годы жизни Джона Леннона:

родился 9 октября 1940, умер 8 декабря 1980

Эпитафия

«Да, пожалуй, он был прекрасным садовником,
И земля, намокнув от его слез, дала прекрасный урожай…
А теперь мы молим о дожде,
И в звоне каждой капли нам слышится твое имя…
Я стучу - но ответа по-прежнему нет,
Стучу вновь и вновь, весь день,
«Джонни, ну же, выходи!» - зову в отчаянии.
Почему же ты не выходишь
Поиграть в своем опустевшем саду?..»
Из песни Элтона Джона «Empty garden (Hey hey Johnny)», посвященной Джону Леннону

Биография

Однажды он сказал, что его популярность - выше, чем у Иисуса Христа, и затем прошло много лет после его смерти, прежде чем церковь его простила и признала, что это была лишь острота. И все же любовь поклонников к Леннону и его группе была схожа с каким-то религиозным поклонением - девушки сходили с ума на концертах The Beatles, впадая в своего рода экстаз. Он был открыт миру и выступал против ненависти и войны, но сам стал жертвой насилия, убийства славы ради.

Биография Джона Леннона - история британского мальчика из не самой благополучной семьи. Он родился в Ливерпуле, и с самого детства у него были проблемы со зрением и дисклексия, что не могло не отразиться на его учебе в школе. Дома все тоже было не очень хорошо - родители развелись, когда Леннон был ребенком, он какое-то время даже жил с деспотичной теткой, а потом снова вернулся к матери. Когда ему было 18 лет, мама погибла, и для Леннона это было большим потрясением.

Первую музыкальную группу Леннон основал в свои 16 лет, а год спустя познакомился с Полом Макартни и привел его в группу. А в 60-х годах ребят настигла настоящая слава, культ The Beatles даже получил название «битломания». Гастроли, концерты, поклонницы, письма - сложно было справиться с таким наплывом всенародной любви. Цитата Леннона про то, что они популярнее Христа, оказалась для музыканта злой шуткой - последовали протесты, бойкоты, обвинительные статьи. Группа медленно шла к распаду, не последнюю роль в котором сыграло увлечение Джона наркотиками, а также знакомство со второй женой - Йоко Оно. После свадьбы он даже взял «Оно» как второе имя и не раз утверждал, что они с Йоко - одно целое. С Йоко в биографии Леннона начался новый яркий этап - его политическая деятельность. Он выступал против войны во Вьетнаме, за наделение индейцев правами, за смягчение условий заключенных и т. д. В 1971 году Леннон уехал в США и больше не возвращался в Англию.

8 декабря 1980 года мир потрясла ужасная новость - убийство Леннона. Убийцу Леннона даже не пришлось искать, он и не пытался скрыться от властей. Сделав пять выстрелов в спину музыканта, неуравновешенный Марк Чепмен просто присел на дорогу и ждал приезда полиции. Смерть Джона Леннона наступила от шока и большой потери крови. Его убийца был осужден пожизненно. 10 декабря 1980 года тело Леннона было кремировано, прах передан его жене, которая сказала, что похорон Леннона не будет.



Джон Леннон со своей второй женой Йоко Оно

Линия жизни

9 октября 1940 г. Дата рождения Джона Леннона.
1956 г. Основание Ленноном группы Quarry Men.
6 июля 1957 г. Знакомство с Полом Маккартни, принятие его в группу.
15 июля 1958 г. Смерть матери Джона Леннона.
1959 г. Переименование группы в The Beatles.
1960 г. Первое путешествие группы за границу, в Гамбург.
23 августа 1962 г. Брак с Синтией Пауэл.
8 апреля 1963 г. Рождение сына Джулиана.
1964 г. Всплеск популярности The Beatles.
1964 г. Выход книги прозы и поэзии Джона Леннона «Его собственным почерком».
1965 г. Выход второй книги Леннона «Испалец в колесе».
1967 г. Увлечение Джона Леннона наркотиками.
1968 г. Начало разногласий в The Beatles, выход первого альбома Джона Леннона и Йоко Оно.
20 марта 1969 г. Брак с Йоко Оно.
1968-1972 гг. Годы политической активности Джона Леннона.
1970 г. Выход альбома «John Lennon/Plastic Ono Band».
1971 г. Выход альбома «Imagine».
сентябрь 1971 г. Переезд Джона Леннона и Йоко Оно в Нью-Йорк.
1973 г. Расставание с Йоко Оно на год.
9 октября 1975 г. Рождение сына Шона.
1980 г. Выход последнего альбома «Double Fantasy».
8 декабря 1980 г. Дата смерти Леннона.
10 декабря 1980 г. Похороны Джона Леннона (кремация).

Памятные места

1. Школа Quarry Bank в Ливерпуле, где учился Джон Леннон.
2. Бывший Ливерпульский художественный колледж в Ливерпуле (сегодня здание принадлежит колледжу социальных и гуманитарных наук), где Леннон учился и познакомился со своей первой женой.
3. Студия Эбби Роуд, где The Beatles записывали свои пластинки.
4. Музей The Beatles в Ливерпуле.
5. Дом Леннона на Манхэттене под названием «Дакота», где Леннон жил с Оно и у порога которого был застрелен.
6. Стена Леннона в Праге.
7. Мемориал памяти Джона Леннона «Земляничные поля» в Нью-Йорке.

Эпизоды жизни

Леннон не думал о смерти и был полон планов на жизнь. В одном из последних интервью он говорит: «Я не чувствую себя сорокалетним. Я чувствую себя ребенком, и у меня еще впереди так много хороших лет жизни с Йоко и моим сыном, по крайней мере, мы на это надеемся». Он также сказал, что надеется, что умрет раньше своей жены, так как не представляет свою жизнь без нее. Это его желание исполнилось.

Когда у Леннона и Оно родился сын, он взял пятилетний родительский отпуск и полностью посвятил себя заботе о сыне.



Перед самой смертью Джон Леннон работал над новым альбомом

Заветы

«Если кто-нибудь скажет, что любовь и мир - это клише, которое ушло вместе с шестидесятыми, это будет его проблемой. Любовь и мир вечны».

«Дайте Миру шанс».


Передача об убийстве Леннона «Пять выстрелов в кумира»

Соболезнования

«Этот человек помог создать музыку и настроение нашего времени. Он оставил после себя убедительное и нестареющее наследие. Особенно горько то, что Джон Леннон пал жертвой насилия, хотя сам всегда боролся за мир».
Джеймс Картер, 39-й президент США

«Леннон любил возбуждать любопытство. В его резком, непринужденном смехе было что-то почти анархическое… Я буду помнить и любить именно эту диковатость смеха и вызов, скрывавшийся за его улыбкой. Битл Джон принадлежит эпохе, которая уже ушла от нас, но честный, вспыльчивый Джон Леннон принадлежит будущему».
Роберт Палмер, английский музыкант

«Мы, три битла, узнали эту новость утром, и вот что странно: мы все реагировали на это одинаково. Отдельно, но одинаково. В тот день мы все пошли на работу. Все. Никто не мог оставаться дома наедине с такой вестью. Мы все почувствовали желание пойти на работу и побыть с людьми, которых мы знали. Пережить это было невозможно. Надо было как-то заставить себя двигаться дальше. Я весь день проторчал на работе, но все делал, будто в трансе. Помню, вышел я из студии и ко мне подскочил какой-то репортер. Мы уже отъезжали, и он сунул микрофон в окошко машины, крикнув: «Что ты думаешь о смерти Джона?». Измученный и потрясенный, я выдавил лишь: «Это такая тоска». Я имел в виду, тоска в самом сильном смысле, знаете, как говорят, вкладывая в одно слово всю душу: тоска-а-а-а… Но когда читаешь такое в газете, видишь только одно сухое слово».
Пол Маккартни, музыкант группы The Beatles

Начало жизненного пути

Джон Уинстон Леннон родился в 1940 году во время налёта немецких войск на Ливерпуль. Его родители еще до рождения сына были в сложных отношениях, а через четыре года после появления Джона они и вовсе развелись. Воспитанием мальчика занялись ближайшие родственники по линии матери – тётя и дядя Смит. Уже в юном возрасте Леннон отличался от своих сверстников и четко знал, что хочет создавать музыку. Его тётя не воспринимала его увлечение всерьез, из-за чего у них часто происходили ссоры. Дядя Смит, напротив, был единственным из взрослых, кто поддерживал Леннона в его начинаниях и помогал научиться играть на гитаре. В школе мальчик абсолютно не интересовался учебой. Несмотря на хорошую память и отличные навыки, он постепенно стал худшим учеником школы. Всю свою энергию он пускал на школьную творческую деятельность.

Непонятый миром гений

Леннон был активистом, он был участником клуба журналистики, пел в хоре и нередко делал иллюстрации для комических историй. В 1952 году его перевели в школу Куоррибенк, чтобы дать ему возможность улучшить свои оценки. Однако мальчика мало интересовала учеба и смена школы проблему не решила. После того, как в 50-тых годах Великобританию посетил с концертами Элвис Пресли, Джон собрал коллектив «The Quarry men». В 1957 году к группе присоединился Пол Маккартни и группа начала выступать на местных концертах в качестве разогрева. В это же время Джон поступает в Ливерпульский художественный колледж. В 1958 году Леннон переживает страшную трагедию, его мать погибла в несчастном случае. Это событие оставило сильный отпечаток на дальнейшей карьере музыканта и послужила темой для нескольких песен. Через несколько месяцев после этой трагедии группа Джона распалась.

Создание легендарного коллектива

Из оставшихся с ним друзей он в скором времени собрал группу «The Beatles». В 1960 году Леннон и его группа завоевала внимание и любовь публики в Ливерпуле. Чтобы не терять время, «The Beatles» отправились покорять Гамбург. В это же время Леннон пристрастился к наркотикам, что негативно повлияло на его здоровье. Учитывая то, что изначально группа вдохновлялась образами звёзд рок-н-ролла, в их имидже присутствовали кожаные вещи, множество металлических деталей и вызывающее поведение на сцене. В 1962 году Леннон заключил брак с Синтией Пауэлл, у пары в скором времени появился сын Джон Чарльз Джулиан Леннон. В 1962 году изменилось не только семейное положение певца, их менеджер изменил вызывающие наряды на скромные и аккуратные классические костюмы, и попросил ограничить количество брани на сцене.

Сложные отношения с окружающим миром

К ужасному разочарованию Леннона, который был против изменений, публика оценила старания менеджера, и популярность «The Beatles» возросла. Однако Леннон, который дольше всех привыкал к изменениям, всё же еще не раз показывал свой бунтарский характер перед зрителями. Одной из таких выходок стала его речь во время одного из выступлений, он упорно доказывал слушателям, что «The Beatles» однажды станут популярнее Иисуса. Если привыкшие к такому поведению британцы пропустили эту фразу мимо своего внимания, то жители США, которые очень трепетно относились к вопросам религии, объявили забастовку и всячески пытались прервать как раз намечавшийся тур по США. В качестве демонстраций особо религиозные люди сжигали на кострах пластинки и изображения участников группы. Благодаря этому продажи нового альбома лишь возросли. В 1967 году Леннон вновь вернулся к своей пагубной привычке и начал употреблять наркотики. С возвращением в жизнь Джона наркотиков, группа все меньше походила на сплоченную команду. Новые песни, выходящие в продажу, чаще всего были созданы либо Ленноном, либо Маккартни.

Кардинальные перемены во всех аспектах жизни

В 1968 году Леннон создает известные композиции «Strawberry Fields Forever» и «All You Need is Love». В это же время начинается всплеск популярности движения хиппи. Это событие в культуре отразилось на внешнем облике всех участников группы и на их песнях. Более философские и миролюбивые композиции, длинные волосы и свободная одежда стали новым атрибутом в творчестве. Именно в этот момент жизни Леннон начинает носить свои фирменные круглые очки. В этом же году супруга Джона узнала о том, что уже больше года Леннон изменяет ей с художницей Йоко Оно. В начале 1969 года пара развелась, и Леннон оформил брак с Йоко. Во время медового месяца Леннон записал «The Ballad of John and Yoko» в честь своих новых отношений. Разногласия в коллективе все больше накаляли обстановку, что привело к тому, что в 1970 году после выхода «Let It Be» группа распалась.

Начало сольной карьеры

С началом сольной карьеры музыкант сделал упор на распространение основной идеи движения хиппи. Тема мира во всем мире стала главной темой всех его песен. Перед началом «постельного интервью» Джон сочинил «Give Peace a Chance». Леннон пытался продавать мир так же, как другие люди продают машины, булочки и одежду. Поначалу его идеи воспринимались слушателями и журналистами как нечто просто интересное, и никто не воспринимал его идеи всерьёз. В скором времени многие начали осознавать, что его идеи вовсе не шутка, и что в этих песнях порой больше смысла, чем в политических речах многих предводителей стран. С получением в 1972 году гражданства США, Джон начал активную борьбу с расовыми предрассудками и распространял идеи о равных правах для всех людей.

Депрессия и непреодолимая наркотическая зависимость

В 1972 году вышел альбом «Some Time In New York City». В этом же году отношения между музыкантом и его супругой дали трещину. Леннон начал изменять Йоко с ее секретарем Мэй Пэнг. Не выдержав такого предательства, Йоко уехала на родину, ничего не сказав Джону и прервав с ним все связи на год. Леннон не ожидал, что уход жены так сильно подорвёт его душевное состояние. В попытке найти покой, Джон вновь начал употреблять наркотики. В этот период его творчество остановилось, он перестал выпускать песни и практически не появлялся на студии звукозаписи. В 1974 году певец выпустил новый сборник «Walls And Bridges», который получил множество хороших отзывов от экспертов и поднял уровень продаж.

Семейная жизнь

В 1975 году Йоко вернулась к Леннону, и в скором времени у пары появился сын Шон, который в будущем пошел по стопам отца, как и все его дети. В момент рождения второго сына, первенец Джона был в возрасте двенадцати лет и уже возглавил свою первую рок группу. Крёстным отцом для Шона стал известный певец Элтон Джон, а для первого сына – менеджер группы и близкий друг Леннона Брайан Эпстайн. После рождения сына, певец отошел от шоу-бизнеса и полностью посвятил себя семье. Он появлялся на публике только для получения какой-либо награды и на особо торжественных вечеринках его близких друзей.

Последние годы деятельности. Убийство

Активность в музыкальной карьере появилась лишь в 1980 году с выходом «Double Fantasy». Этот альбом Леннон и его супруга создали вместе, и многие песни в этом альбоме стали частью любовной истории пары. Через три недели после выхода альбома, Джон Леннон отправился в студию звукозаписи для проведения записи новых композиций, которые должны были войти в будущие альбомы. По пути к студии его встретил фанат Дэвид Чепмэн, который попросил автограф. Через несколько часов этот человек убил Леннона на глазах у нескольких репортеров и жены Джона. Четыре выстрела в спину привели к моментальной потере сознания, через час после этого события певец скончался от кровопотери. Леннон был кремирован, прах музыканта находится у его супруги. После его смерти Йоко выпустила последний альбом «Milk and Honey», который поставил точку в карьере и жизни Джона Леннона.

  • В 1967 году Джон стал последователем Тимоти Лири, известного исследователя психоделических состояний, из-за чего крепко подсел на наркотики. Однако уже в 1968 году группа Битлз в полном составе отправилась в Индию, в ашрам к Махариши, что сказалось на их психике положительно: наркотики были позабыты, зато появился новый «наркотик» - медитация.
  • «Клубничными полями» назывался детский дом Армии спасения совсем недалеко от места проживания Леннона в детские годы на окраине Ливерпуля, называвшейся Вултоном. В течение своей жизни Леннон постоянно оказывал финансовую помощь приюту, а после его гибели в 1980 году это дело продолжили его родственники. Однако 10 лет назад он прекратил свое существование.
  • Несмотря на плохое зрение, в юности Леннон отказывался носить очки. Посещая кинотеатры, он просил своих приятелей рассказывать ему о происходящем на экране. Как творческая личность он преподносил свой недуг в качестве реакции на расставание родителей - в этот период он не хотел ничего видеть. Впоследствии он нашел свою форму очков и заказывал их по дюжине в год.
  • В 1965 году участники «Битлз» стали членами Ордена Британской империи из рук королевы Елизаветы II. Однако в 1969 году Леннон вернул Орден, проявив таким образом несогласие с политикой страны, вмешавшейся в войну Нигерии и Биафры и поддержавшей американцев в агрессии против Вьетнама. Официальное послание было подписано «С любовью. Джон Леннон».

Награды:

  • Премия «Грэмми» за лучший альбом года (1982 год)
  • Премия «Грэмми» за лучшую песню года (1967 год)
  • Премия NME Awards в номинации «Лучший альбом» (1972 год)
  • Премия «Джуно» в номинации «Международный альбом года» (1982 год)

"Стать богатым и знаменитым", - так ответил на вопрос о своих профессиональных стремлениях Джон Леннон , заполняя осенью 1963 года анкету для еженедельника New Musical Express.

Биографы легендарного битла - даже из числа настроенных к нему весьма лояльно - по сей день убеждены в том, что стремление к богатству и славе явилось трагической ошибкой Леннона, которая "обернулась насильственной смертью на пороге собственного дома-крепости".

Однако правда выглядит не столь дидактически-плоской. Не будь у Леннона этих "суетных", "трагически ошибочных" устремлений, он никогда не стал бы "рок-идолом № 1", почти идеально воплотившим в своем образе эпоху "великой музыкальной оттепели" - одну из самых романтичных и обаятельных в истории человечества, - которая во многом определила облик всей последней трети ХХ века...


"...в надежде, что меня полюбят..."


Стремление Джона Леннона к славе и деньгам, впрочем, отнюдь не было похоже на банальную жажду "продаться и покрасоваться". Тот же Рэй Коннолли, которому принадлежит приведенная выше морализаторская сентенция, лично знавший музыканта, заметил, что Леннон стремился к богатству и знаменитости "на своих условиях".

Леннону нужна была слава не как моментальный снимок "на память" в обнимку с человечеством, но как властное и непрерывное вторжение в его живую ткань. Он стремился заставить мир принять его таким, каким он сам решит быть, притом принять целиком, а не частично и оценить по высшему баллу.

Роль денег в этой истории, как нетрудно понять, была сугубо вторичной. Они требовались, в первую очередь, не как средство накопления и потребления и даже не как "эквивалент славы", коим вообще могут считаться с очень большой натяжкой, но как необходимый инструмент и одновременно атрибут непрерывного self-promotion"а.

Масштаб притязаний и самооценки Леннона, думается, лучше всего раскрылся в известном откровении, опубликованном в Evening Standard в 1966 году: "Христианство уйдет. Отступит и исчезнет. Этого даже не надо доказывать. Я прав, и моя правота будет подтверждена. Сейчас мы более популярны, чем Иисус. Я не знаю, что раньше пройдет - рок-н-ролл или христианство. С Иисусом было все в порядке, а вот его ученики оказались заурядными тупицами".

Потом Леннон вынужден будет оправдываться: "Я не безбожник и не Антихрист, я не против религии. Я никогда не говорил, что мы выше и лучше Христа"; "Просто мне кажется, что христианство съеживается, теряет контакт"; "Я употребил слово "Битлз" потому, что мне проще говорить о них. Я мог бы сказать: ТВ, или кино, или еще что-нибудь очень популярное, и тогда это сошло бы мне с рук" и т.д.

Однако идейно-эмоциональная правда все же, думается, прорвалась в ясном и спокойном исходном признании, а не в сбивчивых и невротичных комментариях к нему...

Сама по себе жажда непрерывной, непреходящей славы, разумеется, отнюдь не была исключительно ленноновским жизненным концептом. К этому стремились многие рокеры - вероятно, все. Но одни, пытаясь светить на пределе возможной яркости, - подобно Джиму Моррисону, Джанис Джоплин, Джимми Хендриксу и многим другим, - довольно быстро превращались в "живые факелы" и сгорали. Другие, наоборот, перелицовывали свой "горяще-звездный" костюм в сценическую униформу и навсегда отправлялись в сектор под названием "Вчерашний день", уступая первое место новым, только что зажегшимся и еще не успевшим остыть звездам. Джону Леннону - возможно, единственному среди рок-музыкантов - удалось не только не сгореть и не потухнуть, но даже не потускнеть, до конца сохраняя максимальную яркость свечения. Леннон сумел превратить настоящую, повседневную жизнь своей души, своего ума и своего тела в блистательное reality show, в поистине великий по драматургии и режиссуре спектакль, шедший на глазах у всего мира на протяжении 17 лет при неизменном аншлаге.

Ударным "номером" этого экзистенциального "Бенефиса мистера Леннона", без сомнения, была его музыка. Властная, завораживающая, глубоко личностная - и в чем-то очень беззащитная:


"Я все время подставляюсь под удары в надежде, что меня полюбят, - это как играть перед родителями. Люди вроде меня все начинают с этой огромной потребности в любви... Ради чего я сделал этот диск... ради денег или престижа? Для удовольствия? Работать над пластинкой - адский труд. Я полгода сочинял эти песни. Какое там удовольствие! Чертовски трудное дело. Сначала я умираю от нетерпения, рвусь сюда, в студию, и записываю одну дорожку, потом я думаю: "О господи, лучше б не начинал". Это так тяжело. Так трудно".


Оставаться вечно юной звездой можно было только при условии абсолютной искренности, оригинальности и, самое главное, "всемирной отзывчивости" каждого жеста, каждого слова, каждой ноты. На первый взгляд, простому смертному такое было бы просто не под силу: у всех свой конечный ресурс талантов, энергии, обаяния. Леннону это удалось.


"Я - король Лондона!"


"Все свое детство я ходил, задрав плечи выше головы, и не надевал очков - раз очки, значит, хлюпик, - ходил, полный страха в душе, но с самым что ни на есть свирепым лицом. И попадал в разные неприятные истории именно за свой вид: я хотел быть этаким суровым и сильным Джеймсом Дином".

Фрейдистским фундаментом личности Джона Леннона стали его "мерцающие родители".

Отец Фредди, которого Джон характеризовал как "пьяницу и неисправимого лодыря", сам выросший без родителей, служил официантом на торговом судне и объявился лишь в конце войны, да и то лишь затем, чтобы заявить о намерении перебраться в Новую Зеландию. Следующий раз Джон увидел отца, когда однажды, уже на вершине славы "Битлз", наткнулся в Daily Express на фотографию Фредди, моющего посуду в ресторане.

Мать Джулия была девушкой доброй, но также не слишком тщательной. Разродившись Джоном во время немецкой бомбежки 9 октября 1940 года, она дала ему "патриотическое", по тем временам, второе имя Уинстон (в честь премьер-министра Черчилля) и вскоре подкинула на воспитание своей сестре Мэри ("тете Мими") и ее мужу Джорджу, а сама вышла замуж вторично и родила еще несколько детей.

Консервативно настроенная, строгая и любящая Мими, а также мягкий и добрый дядя Джордж фактически заменили Джону родителей. Когда Леннону было 13 лет, Джордж умер, и Джон очень сильно переживал эту утрату.

Джулия время от времени навещала сына, пела с ним песни, играла, дурачилась, а когда он подрос, стала видеться с ним чаще и даже успела научить игре на банджо. В 1958 году Джулия погибла под колесами автомобиля. Для Джона это явилось страшным ударом. Впоследствии он неоднократно будет возвращаться в своих песнях к теме матери, ушедшей от него так рано. Основные черты личности Леннона: стремление к безусловному лидерству, ненависть к установлениям, острый ум и ярко выраженная гуманитарная одаренность - в полной мере проявились еще в школьные годы.

В 11 лет Джон "выпустил" первую книгу - иллюстрированный журнал "Спорт и Скорость", - в которую вошли короткие рассказы, анекдоты, карикатуры, рисунки и вырезанные из журналов яркие фотографии спортсменов и артистов. В играх со сверстниками он бывал деспотичен, не терпел прекословия. Отстаивая свою правоту, частенько прибегал к угрозе силой. На улице задирал юбки девчонкам, воровал с прилавков, прогуливал уроки и пытался даже (правда, безуспешно) спустить с рельсов трамвай на соседней Пенни-Лейн.

Дома это был спокойный, послушный ребенок, любящий петь и подкладывать дяде Джорджу ласковые записочки (привычку подкладывать людям записки Джон сохранил до конца жизни).

Учился из рук вон плохо, выбирая из программы лишь то, что было ему интересно - в основном, английский язык и рисование. К жестким и чопорным школьным порядкам относился враждебно. Читал запоем. Одним из авторов, наиболее сильно повлиявших на Леннона, как и на многих других представителей интеллектуального направления в рок-музыке, стал Льюис Кэрролл, прививший Джону страсть к филологическим парадоксам.

В те же годы пришло стойкое сознание своей избранности: "Такие, как я, осознают в себе признаки гениальности уже в десять, восемь или девять лет".

Учеба в Ливерпульском художественном колледже также не заладилась, однако это уже было не столь важно, поскольку к этому времени Джон Леннон с головой окунулся в рок-н-ролл.

Любопытно, что Леннон не проявлял к музыке никакого интереса вплоть до 1956 года, когда до английских берегов докатилась свежая американская рок-волна, на гребне которой сверкали имена Элвиса Пресли , Билла Хейли и Литтла Ричарда. Леннон сразу почувствовал, что рок-н-ролл - не просто очередное музыкальное направление, но совершенно новый Большой стиль, к тому же абсолютно созвучный бунтарскому строю души большинства тогдашних тинейджеров.

Секрет феномена по имени "рок-н-ролл" заключен в самом его имени (буквально: "качайся и катайся"), которое правильнее было бы перевести как "оторвись на полную!".

Несмотря на внешнюю незатейливость ("просто очень-очень быстрый мажорный блюз") - а может быть, именно благодаря ей - рок-н-ролл стал универсальным ключом к самоутверждению нескольких послевоенных поколений, решивших эмансипироваться от надоедливых, патриархально мыслящих отцов, пресмыкающихся перед золоченым болваном истеблишмента и к тому же - после десятилетий войн, революций и экономических катаклизмов - утративших веру в самих себя и растивших молодое поколение под старчески-слезливым лозунгом: "Живите лучше, чем жили мы!"

Однако, если бы все ограничилось бодрыми заокеанскими хитами, рок-н-ролл, вероятно, вошел бы в историю просто как еще один "танцевальный бренд поколения", наподобие танго или фокстрота.

Роль "Битлз" прежде всего заключалась в том, что они сумели перенести негритянско-американское музыкальное растение на европейскую почву. Сохранив при этом всю его неукротимую витальную энергетику и в то же время насытив рок-музыку содержанием, которое позволило ей встать в один ряд с прочими Великими музыкальными стилями...

Итак, уговорив Мими купить ему гитару ("Гитара - это хорошо. Но ты никогда не заработаешь ею на жизнь", - скептически заметила при этом тетушка), еще в школе Джон сколотил из ближайших приятелей группу Quarrymen. В середине 1957 года к ней присоединился Пол Маккартни - на год младший паренек из простой рабочей семьи, обладавший приятным голосом и умевший хорошо играть на гитаре.

"Я многому научился у Пола,- признался позднее Джон.- Он лучше меня умел играть и показал мне много новых аккордов". Несмотря на некоторое музыкальное отставание, Леннон сумел остаться бесспорным лидером команды. В 1958 году в состав группы вошел еще один талантливый гитарист - Джордж Харрисон, который был младше Леннона на три года. Джордж в ту пору боготворил Джона и, по небрежному замечанию последнего, "вечно таскался" за ним "хвостом". Так сложился костяк группы, которой Леннон несколько раз пытался присвоить собственное имя ("Джонни и лунные собаки", "Длинный Джон и серебряные Битлз") и которая в итоге стала называться просто The Beatles.

В 1960 году общий друг Леннона и Маккартни Алан Уильямс устроил группе ангажемент в Гамбурге. Именно там, выступая в клубах, "Битлз" выработали свой неповторимый саунд и превратились в почти готовых будущих кумиров.

Не хватало менеджера и продюсера-аранжировщика. Ими стали, соответственно, владелец магазина грампластинок Брайен Эпстайн и руководитель фирмы грамзаписи Parlafone Джордж Мартин. Звезда "Битлз" стремительно рванула вверх как в Европе, так и за океаном, и уже осенью 1963 года в прессе и в обществе утвердилось новое социокультурное понятие: "битломания". Композитор Питер Старштедт вспоминает о том, как однажды вечером, катаясь по Лондону в своем "ягуаре", Леннон встал во весь рост, высунувшись в открытый люк в крыше автомобиля, и кричал: "Я - король Лондона!"

Появление Эпстайна, принесшее группе феноменальный успех, вынудило Леннона частично ограничить свои лидерские амбиции. Впрочем, Джон нашел способ установить эксклюзивные отношения с менеджером-гомосексуалом: "Брайен твердо решил перейти к делу. Он буквально преследовал меня, и однажды вечером мне это надоело. Я спустил штаны и сказал ему: "Ну ладно, давай, трахни меня, если тебе уж так этого хочется". Но... Брайен просто хотел меня потрогать. И я позволил ему себя поласкать... Ну и что с того? Несчастный мужик..." Еще позднее Леннон признается: "То была единственная возможность оказывать влияние на человека, от которого зависела и наша карьера, и наша жизнь".

Свое лидерство в этот период Леннон с успехом утверждал также за счет того, что был самым ярким и остроумным ньюсмейкером группы: "Действуют ли на вас восторг и обожание со стороны девушек?" - "Нет. Когда я чувствую, что голова начинает кружиться, я смотрю на Ринго, и мне становится совершенно ясно, что мы не супермены"; "Чем вы объясняете свои длинные волосы?" - "Они просто растут из моей головы"; "Как вы определяете, кто будет ведущим в песне?" - "Собираемся вместе, и тот, кто знает больше слов, тот и будет ее петь".


"Интерес к журналистике, к возможности манипулировать ею в собственных целях превратился у него в одержимость", - вспоминает Рэй Коннолли.


"О, Йоко!"


К 1965 году музыканты почувствовали, что гастрольно-развлекательная модель развития группы, изначально предложенная Эпстайном, перестает их устраивать. Леннон понял, что наступает застой: "Ну что еще мы могли сделать? Стараться заработать еще больше денег? Давать еще более массовые концерты? Устраивать еще более длинные гастроли? Мы перестали получать удовольствие от игры, как бывало в прежние дни".

Для того чтобы оставаться настоящими звездами, надо было идти дальше и открывать новые двери.

Группа перестает выступать с концертами и записывает несколько чисто студийных дисков подряд, наполняя их сложными мелодиями и инструментовкой. Параллельно идет активный поиск проводников в "новую реальность". "Битлз" экспериментируют с ЛСД, слушают лекции по индийской медитации, начинают проявлять интерес к политике - и переплавляют все это в музыку. Самым активным и ярким экспериментатором остается Джон Леннон, успевающий даже сняться в пацифистском фильме "Как я выиграл войну".

Вершиной этого периода стал альбом "Оркестр Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера", который вышел в разгар "Индийского лета" 1967 года, вызвавшего к жизни движение хиппи с их лозунгом "Власть - цветам!", и знаменовал окончательное превращение рок-музыки из дискотечной звуковой начинки в полноценную поколенческую литургию.

В августе того же года ушел из жизни Брайен Эпстайн, впавший в глубокую депрессию и в конце концов принявший смертельную дозу снотворного. Это было началом конца "Битлз". Стать полноценным вождем таких ярких музыкальных индивидуальностей, как Пол Маккартни и Джордж Харрисон, Джон Леннон не мог. А на роль "равного среди первых" был не согласен и потому заявил о своем намерении покинуть группу задолго до того, как она перестала существовать.

К тому времени у него уже, взамен исчерпавшего себя Эпстайна, появился новый "сталкер", который отныне будет вести Леннона по звездной траектории всю оставшуюся жизнь, помогая ему ни на секунду не терять набранной высоты. "Проводника" звали Йоко Оно.

26-летний Джон познакомился с 33-летней японской художницей-авангардисткой на ее выставке, где были представлены "записи падающего снега", "плакательная машина", источавшая слезы при опускании в нее монеты, устройство, в котором предметы могли исчезать, и многие другие шедевры. Йоко заявила Леннону, что интересуется исключительно живописью и имеет о "Битлз" весьма смутное представление, а затем, заинтриговав его таким образом, начала бомбардировать экстравагантными посланиями, вроде: "Танцуйте", "Дышите" или "Смотрите На Ночные Огни До Зари".

Вообще, в отношениях с женщинами Джон Леннон был деспотичен: "Ревность Джона, его замашки собственника становились иногда просто невыносимы. Много раз я чувствовала себя жалкой и раздавленной", - вспоминает его первая жена Синтия Пауэлл. Себе он, естественно, позволял все что заблагорассудится: "Син, - сказал он как-то супруге, - хочу тебе во всем признаться: у меня были сотни женщин на стороне". В одной из песен Джона есть такие слова: "Я бывал жесток с моей женщиной, я бил ее и не подпускал к тому, что она любит".

С Йоко Оно отношения с самого начала выстроились по другой схеме. Йоко была для Леннона не домашней служанкой и не объектом полового самоутверждения, а конгениальным партнером по экзистенциальному перфомансу. Характерно, что на интимную близость с Йоко Джон решился лишь после того, как она вместе с ним провела ночь в студии звукозаписи и проявила активный интерес к совместному творчеству.

Йоко Оно, брак с которой Джон официально зарегистрировал в 1969 году, появилась в жизни Леннона именно тогда, когда спровоцированная битлами музыкальная революция готовилась скинуть их самих с "парохода современности". Конец 60-х годов ознаменовался появлением т.н. прогрессивного направления в рок-музыке, с вокально-инструментальной и полифонической мощью которого "Битлз" просто не смогли бы успешно соперничать.

Именно в этот период Леннон при помощи Йоко стремится доказать и доказывает, что он - не просто великий рок-музыкант, но воплощенная Музыка, которая, в свою очередь, есть первооснова миропорядка. Джон и Йоко выпускают два совершенно какофонических альбома. Один из них - "Два девственника" - представляет собой запись звуков (включая утробные) общения заглавных персон в студии в ту самую "первую ночь". На обложке красуются абсолютно голые авторы, изображенные с фронта и тыла.

Эстетический манифест дополняется политическим. Супруги начинают активнейшую борьбу за мир. Рассылают по паре "желудей мира" всем премьер-министрам, проводят "лежачую забастовку - пресс-конференцию" за мир в отелях Амстердама и Монреаля, в ходе которой Леннон сочиняет известный пацифистский гимн Give Peace A Chance. Джон Леннон демонстративно возвращает королеве полученный несколько лет назад орден кавалера Британской империи - в знак протеста против поддержки Великобританией войны во Вьетнаме, а также потому что его песня "Наркотическая ломка" провалилась в хит-параде. 30 января 1972 года, когда в ольстерском городе Лондондерри британские солдаты расстреляли демонстрацию католиков, убив 13 человек, Джон заявил: "Если выбирать между ИРА и армией королевства, то я выбираю ИРА".

В какой-то момент Леннон политизируется настолько, что ему начинает изменять чувство меры. Так, оценивая свой концертный альбом 1972 года, Леннон позднее признает, что радикализм "едва не разрушил музыку: получилась журналистика, а не поэзия". Впрочем, вполне плакатные по содержанию и мелодике композиции Леннона: "Представь себе", "Дайте миру шанс!", "Власть - народу!" или "Герой рабочего класса" - являются шедеврами мировой рок-музыки и звучат по сей день.

В 1973 году заканчивается вьетнамская война. Наступает кризис в творчестве Леннона и его отношениях с Йоко Оно. Леннон пытается найти новую "дверь" и на год с лишним уезжает в Калифорнию вместе с китаянкой Мэй Пенг, где проводит время в пьянстве и дебошах, в очередной раз приковывая неотрывное внимание газетных репортеров. Нового "сталкера" из Мэй Пенг, однако, не получилось.

В конце концов, Джон возвращается к Йоко. Вскоре она беременеет, о чем Леннон тут же сообщает прессе. А затем отправляется, пожалуй, в самый нашумевший в мире "отпуск по уходу за ребенком". Несмотря на кажущееся затворничество Леннона, каждый день у ворот здания "Дакота", где располагаются роскошные апартаменты звездной четы, дежурит толпа поклонников, пресса полна слухов о том, чем же в действительности занят экс-битл: часами медитирует, сидя в постели, или же меняет пеленки сыну Шону?

Наконец, весной 1980 года Джон и Йоко записывают альбом "Двойная фантазия", в котором музыкально оформляют свое новое - "семейно-идиллическое" - послание к миру.

Очередная "дверь", которую распахнула для Джона Йоко, оказалась последней.

8 декабря того же года полубезумный честолюбец по имени Марк Дэвид Чэпмен пятью выстрелами в упор поставил финальную точку в истории величайшего зрелища под названием "Жизнь Джона Леннона".


Imagine...


Как-то корреспонденты журнала Rolling Stone спросили Джона Леннона, как он и Йоко представляют свою жизнь в шестьдесят четыре года. Джон ответил: "Я надеюсь, мы будем приятной парой старичков, будем жить на берегу моря в Ирландии, или что-нибудь в этом роде, и перелистывать альбомы с газетными вырезками о наших безумствах".

Рок внес свою жестокую редактуру и вычеркнул из биографии Леннона этот идиллический эпилог. Возможно, как недостаточно яркий.

Джон Леннон сумел органично вплести в ткань своей судьбы беспечный рок-н-ролл - и бунт "рассерженных молодых людей", свободную любовь - и наркотики, пацифистский протест - и концептуальную сосредоточенность на своем "Я". Леннон выстроил свою судьбу как настоящее "чудо света", вызывающая неповторимость которого в итоге захватила воображение очередного Герострата...


Даниил Коцюбинский