Биография. Значение каратыгин василий андреевич в краткой биографической энциклопедии Каратыгин актер

Василий Андреевич Каратыгин (1802-1853)

Василий Андреевич Каратыгин - сын Андрея Васильевича Каратыгина. Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте внешней торговли. Актёрским искусством занимался с А.А. Шаховским и П.А. Катениным - видным пропагандистом и теоретиком классицистской трагедии. В 1820 году дебютировал в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноименная трагедия В.А. Озерова). Близкий к кругам прогрессивной дворянской молодёжи (был знаком с А.С. Пушкиным, А.С. Грибоедовым, К.Ф. Рылеевым, В.К. Кюхельбекером), Каратыгин после подавления восстания декабристов примкнул к консервативному лагерю.

На раннем этапе творчества был связан с традициями классицизма. Уже в 20-е годы определились характерные черты его актёрского стиля - приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз. Исполнял роли Дмитрия Донского, Сида («Димитрий Донской» Озерова, «Сид» Корнеля), Ипполита («Федра» Расина). Пользовался большим успехом в ролях романтического репертуара и в переводных мелодрамах.

С момента открытия петербургского Александринского театра (1832) Каратыгин - ведущий трагик этого театра. Играл главные роли в псевдопатриотических пьесах: Пожарский, Ляпунов («Рука всевышнего отечество спасла», «Князь Михаиле Васильевич Скопин-Шуйский» Кукольника), Иголкин («Иголкин, купец Новгородский» Полевого) и др. Основываясь на классицистской эстетике, Каратыгин подчёркивал одну главную, как он считал, черту героя - ревность Отелло, стремление захватить престол - у Гамлета («Отелло» и «Гамлет» Шекспира, 1836 и 1837). Оживлённые дискуссии вызвали гастроли артиста в Москве (1833, 1835).

Критики В.Г. Белинский, Н.И. Надеждин («П.Щ.») отрицательно оценили парадно-декоративное искусство Каратыгина, противопоставив ему любимое демократическим зрителем бунтарское творчество П.С. Мочалова. *7» Смотря на его игру, - писал Белинский в статье «И моё мнение об игре г. Каратыгина», - вы беспрестанно удивлены, но никогда не тронуты, не взволнованы…». Общий процесс развития реализма, статьи Белинского, поездки в Москву, совместные выступления со многими мастерами реалистической школы влияли на Каратыгина. Искусство артиста обрело черты естественности, психологические глубины.»… Его игра становится всё проще и ближе к натуре…», - отмечал Белинский в статье, посвященной исполнению Каратыгина главной роли в драме «Велизарий» Шенка (1839). Высоко оценил Белинский психологически сложное раскрытие Каратыгиным образа дряхлого, трусливого и жестокого Людовика XI («Заколдованный дом» Ауфенберга, 1836). Творчество Василия Каратыгина, тщательно отделывавшего каждую роль, изучавшего при работе над ней множество литературных источников и иконографических материалов, оказало положительное влияние на развитие актёрского искусства.

Каратыгин был первым исполнителем ролей Чацкого («Горе от ума» Грибоедова, 1831), Дон Гуана, Барона («Каменный гость», 1847, и «Скупой рыцарь», 1852, Пушкина), Арбенина («Маскарад» Лермонтова, отдельные сцены, 1852). Перевёл и переделал для постановки на русской сцене более 40 пьес (в том числе «Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца, «Король Лир», «Кориолан» Шекспира, и др.).

творчество мочалов каратыгин театр

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Каратыгин, Василий Андреевич, выдающийся русский актер николаевской эпохи, преимущественно актер трагедии; родился в 1802 году в театральной семье; отец был сначала посредственным актером, потом выделился в качестве режиссера; мать, Александра Дмитриевна — выдающаяся драматическая актриса, игравшая и в трагедиях и в комедиях и бывшая любимицей петербургских зрителей. К театру Каратыгин не предназначался, учился в горном корпусе; но счастливые внешние данные, голос, манеры заставили Каратыгиных переменить первоначальное решение относительно сына, и они, под давлением некоторых своих друзей, стали готовить Каратыгина к театру, причем раньше он занимался с князем Шаховским, потом с Катениным. Дебюты в озеровском «Фингале», в «Эдипе Царе» Грузинцева и в «Танкреде» прошли очень успешно, привлекли внимание к красивому юноше, говорившему так торжественно и выразительно. И хотя еще гремел на сцене Брянский, карьера Каратыгина стала складываться быстро и блестяще. Под влиянием Катенина оформились и талант, и вкус Каратыгина, и даже некоторый налет либерализма, за который Каратыгину пришлось однажды побывать в Петропавловской крепости, впрочем, лишь на немногие дни. Преимущественным репертуаром Каратыгина были классическая или псевдоклассическая трагедия и мелодрама. Он много сделал для успеха пьес Кукольника, Полевого и т.п. Играл Каратыгин и шекспировские роли, от Гамлета и до Кориолана, но, по отзывам большинства писавших о нем, эти великие образы удавались ему плохо, во всяком случае, много меньше, чем Уголино в пьесе Полевого или Людовик XI в исторической мелодраме Делявиня. Последняя роль, судя по сохранившимся отзывам, часто исключительно-восторженным, была кульминационной точкой таланта и искусства Каратыгина. В течение слишком тридцати лет Каратыгин нес амплуа первого трагического актера, переиграл, конечно, множество ролей такого характера, И всегда играл с редкой старательностью, с идеальной добросовестностью и тщательностью, не забывал никаких деталей, обогащал каждое свое исполнение и характерностью и эффектностью. Сохранился рассказ о том, как подготовлялся Каратыгин к роли Людовика XI, каждодневно играя у себя дома, в полном гриме и костюме, перед зеркалом, чтобы довести себя таким путем до идеального перевоплощения в образ. Иногда Каратыгин был и автором пьес, которые играл, приспособлял для русской сцены иностранные пьесы или переводил их. Из ролей русского репертуара следует отметить Чацкого: Каратыгин был первым исполнителем этой грибоедовской роли, играл ее в 1829 году, когда в бенефисы его матери и Сосницкого сыграли отдельно первый и третий акты комедии. 28 февраля 1853 года Каратыгин играл, в последний раз, Прокопа Ляпунова. Через две недели, 13-го марта 1853 года он умер. Каратыгин яркий представитель той школы русского театрального искусства, в которой тщательная отделка ролей и внешняя эффектность исполнения ставились выше искренности и непосредственности сценического переживания и силы сценического темперамента. Для этой школы русского театрального искусства он был представителем столь же типичным и крупным, как Мочалов — для школы противоположной, школы пламенных переживаний и игры по вдохновению. Белинский, сравнивая этих двух крупнейших героев сцены его времени, и ценя искусство Каратыгина, всегда отдавал предпочтение Мочалову со всеми его недостатками, неровностью, невыдержанностью. Каратыгиным Белинский часто любовался, Мочалова любил восторженной любовью. В ровности и всесторонности таланта Каратыгина Белинский даже был склонен видеть иногда «отсутствие таланта», замененного старательной работою и эффектностью внешних средств. Так же расценивали Каратыгина и Мочалова и некоторые другие, писавшие о театре, в том числе Аполлон Григорьев, для которого Каратыгин — «изящно распланированный сад», Мочалов — «лес дремучий». Но и те, которые тяготели к игре Мочалова, охотно признавали в Каратыгине большое мастерство, способность создавать законченные образы и выдерживать их цельно.

КАРАТЫГИН, ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ , (1802–1853), крупнейший представитель позднего театрального классицизма и романтизма, мастер высокой сценической культуры, первый герой Александринского театра , выразитель парадного, ампирного стиля николаевской эпохи.

Родился 26 февраля 1802. Сын Андрея Васильевича и Александры Андреевны Каратыгиных. В 1820 дебютировал в петербургском Большом театре. Играл в пьесах В.А.Озерова (Фингал ; Дмитрий Донской ), П.Корнеля (Сид ), Ж.Расина (Ипполит в Федре) . Каратыгин 1820-х воскрешает в памяти старых театралов времена расцвета классицистского театра. Традиции классицизма в игре Каратыгина в тот период определены его школой: учителями Каратыгина были такие крупнейшие представители классицизма в русском театре, как П.А.Катенин, А.А.Шаховской и Е.С.Семенова .

Начало творчества Каратыгина совпало с кануном декабрьского восстания. Само время провозгласило актера своим триумфальным героем. Выступая в классицистких трагедиях, Каратыгин воспевал высокие гражданские идеалы. В конце 1810 – начале 1820-х сценический классицизм как стиль был животворен, так как питался патриотическими идеями эпохи Отечественной войны 1812. Каратыгин находился в центре передовой молодежи столицы, был знаком с А.С.Пушкиным, А.С.Грибоедовым, В.К.Кюхельбекером и другими декабристами. В письме другу Грибоедов сообщал: «Для одного Каратыгина порядочные люди собираются в русский театр». Автор Горя от ума дал высочайшую оценку молодому актеру – «Но гениальная душа, дарование чудное, теперь еще грубое, само себе безотчетное, дай бог ему напитаться великими образцами – это Каратыгин; он часто у меня бывает». (Каратыгин станет первым исполнителем роли Чацкого в 1831).

Начиная свою сценическую деятельность под руководством связанного с декабристами Катенина, Каратыгин не мог не испытывать сильного влияния своего наставника. Целью же Катенина было создание из юного актера революционного республиканского исполнителя, «русского Тальма». Декабристы, мечтавшие о возникновении русского гражданского классицизма, наполненного идеями служения народу и отечеству, видели в Каратыгине своего актера. Молодой Каратыгин выступал в антитиранических, героических ролях, в которых звучали ноты протеста. Это были образы цареубийц, мстителей, мятежников. (Орест – Электра и Орест Кребильона, Дон Педро – Инесса де Кастро де Ламота).

Резкий исторический перелом эпохи, когда идеи декабризма сменяются помпезным николаевским официозом, повлиял и на творчество Каратыгина. В 1830-е Каратыгин становится придворным актером, любимым актером императора. В репертуаре Александринского театра произошли большие перемены. На сцене преобладали мелодрамы, романтические драмы, лишенные бунтарской темы, но с патриотическими мотивами, прославляющими империю. (Самая известная в этом ряду – Рука всевышнего отечество спасла Н.Кукольника , в которой Каратыгин сыграл роль Пожарского). Подобные пьесы демократической критика называла «охранительными», казенными. Однако, эти пьесы были любимы публикой, пользовались большим успехом. Актер нашел свою тему и сыграл много из этого репертуара: Ляпунов – Князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский , Басенок – Боярин Федор Васильевич Басенок (Автор Н.Кукольник), в пьесах Н.А.Полевого (Иголкин – Иголкин, купец Новгородский , Неизвестный – Параша-Сибирячка , Нино – Уголино ).

Он продолжал быть верным идеальному, возвышенному началу в искусстве, а также рациональной методике разработки «эффектов», на которых Каратыгин всегда выстраивал свои роли. Он был одним из первых русских исполнителей, который пользовался литературными и историческими материалами в процессе работы над ролью. Особенно много готовился к ролям историческим: тщательно изучал историческую эпоху, картины и книги того времени. Это роли Людовика XI из пьесы Ауфенберга Заколдованный дом и византийский полководец Велизарий из одноименной немецкой драмы в стихах, ставшие вершиной творчества актера. Каратыгин часами отрабатывал перед зеркалом пластику роли. Его творчество причисляют к «школе представления». В.Г.Белинский писал: «Г-н Каратыгин принадлежит к числу тех художников, которые в высшей степени постигли внешнюю сторону своего искусства… Его успех зависит не от удачи вдохновения, а от строгого изучения роли: поэтому он падает только в ролях и сценах, требующих по своей сущности, огненной страсти, трепетного одушевления, как в Отелло…».

К числу лучших ролей Каратыгина современники относили роли в шиллеровском репертуаре, прежде всего роль Карла Моора в Разбойниках , а также Фердинанда из Коварства и любви. Но и здесь артист был силен там, где были необходимы героические краски.

Актер был чужд шекспировской поэтике, так как внешние эффекты не имели решающего значения. Тем не менее актер сыграл несколько шекспировских ролей: Гамлет, Отелло, Ричард III, Кориолан, Король Лир.

Огромная театральная полемика разразилась вокруг трактовки главного шекспировского героя, Гамлета. Роль Гамлета сыграли в 1837 одновременно два столичных премьера: московского – П.С.Мочалов в Москве и Каратыгин в Петербурге. Если петербургская публика неистово рукоплескала каждой громогласно произнесенной артистом фразе, то московская, видавшая в этой роли вдохновенного, страдающего, бунтующего Мочалова, восприняла каратыгинского Гамлета в штыки. Это был принц, одетый в богатый костюм и шляпу с пышными перьями. Он эффектно опирался на рукоятку кинжала, словно картинно позируя. Главной его целью была борьба за престол, незаконно узурпированный Клавдием. И умирал этот Гамлет очень грациозно и картинно.

Большой творческой удачей современники считали роль Кориолана, и в особенности Короля Лира, сыгранного Каратыгиным 1846. Крупнейший театральный критик А.Григорьев писал об этом исполнении: «Трудно, почти невозможно передать во всей полноте впечатления, произведенного на нас игрою нашего великого Каратыгина… Так глубоко и смело, до дерзости смело понять роль может только Каратыгин, которого за одну даже эту роль должно признать первым из европейских современных трагиков». В Лире Каратыгину удалось передать невыносимо страшные минуты в сценах с дочерьми, в сцене бури и сумасшествия короля – «сумасшествия тихого, задумчивого, старческого».

Каратыгин обладая даром синтезировать в своем искусстве разные стили и приемы, не был выразителем одного направления. В 1840-е, когда на сцене господствовала эстетика «натуральной школы», требующая реалистического подхода, искусство Каратыгина менялось в сторону большей бытовой детализации. Многие его роли того периода отличались игрой без эффектов (например, Кин по пьесе А.Дюма Гений и беспутство ), даже из мелодраматического репертуара. Современники отмечали большую простоту и естественность в его игре.

Знаменательным стал для актера последний сезон, 1852 года, когда Каратыгин сыграл Барона в пушкинском Скупом рыцаре , Арбенина в лермонтовском Маскараде , Тараса Бульбу в инсценировке одноименной гоголевской повести. Символично, что скончался Каратыгин в 1853, совпавшим с датой рождения новой театральной эпохи – эпохи А.Н.Островского .

Екатерина Юдина

Никакие другие русские актеры театра 19 века не вызывали столько ожесточенных споров, сколько лучшие артисты обеих столиц России – Василий Каратыгин (1802-1853) и (1800-1848). Их подходы к творчеству настолько разнились, насколько не похожи друг на друга две эпохи:

  • Каратыгин был ярким представителем уходящего направления,
  • Мочалов – расцвета и зарождающего реалистического.

Их обоих называли гениями театральных подмостков.

Каратыгин – актер Петербурга 19 века

На петербургской сцене блистал Василий Андреевич Каратыгин. Сын знаменитых петербургских актеров, он должен был стать чиновником, но стремление играть на сцене преодолело желание родителей. Подготовкой юного актера вначале занимался Александр Шаховский, известный драматург и фактический руководитель всех петербургских театров, затем – близкий к декабристам поэт и переводчик Павел Катенин. Именно Павла Александровича будущий актер считал своим подлинным учителем. Любовь к французским драмам и «высоким» трагедиям предопределило манеру воспитания юноши Катениным. Театральный педагог привил своему ученику любовь к насыщенной эмоциями, пафосной речи, эффектным движениям, монументальным позам, а также к трудолюбию.

В.А.Каратыгин, портрет В.А.Тропинина

Лишенный по сути природного актерского дарования, Василий Андреевич однако подкупал зрителей своим мастерством. Точно выверенные движения, поставленный голос, манера держать себя на сцене – все это производило неизгладимое впечатление на зрителей. Отличные внешние данные (аристократические черты лица, пластическая фигура, сильный голос), эмоциональность и естественность игры делали его прекрасным трагиком. В эпоху, когда на русской театральной сцене господствовало классицистической направление, ему не было равных. Посмотреть на этого артиста в роли Фингала (дебютная роль в Малом театре), Эдипа, Танкреда, Пожарского собирался весь высший свет Петербурга.

Вспоминал, что Каратыгин столь величественно умел держать себя, что театралы рукоплескали ему, когда он в роли увенчанного лаврами Велизария проезжал по сцене в колеснице, не произнося еще ни единого слова.

Особую популярность актеру придало его участие в патриотичных пьесах Озерова, Кукольника и Полевого, посвященных, в основном, тематике Смутного времени (освобождение Москвы народным ополчением) и Отечественной войны 1812 года. Напыщенность стиля этих пьес как нельзя лучше подходило к манере игры величавого артиста.

Амплуа Каратыгина

С конца 1820-х годов Василий Андреевич приобрел еще одно амплуа, дебютировав в романтических драмах и затмив собой другого ученика Шаховского – Якова Брянского. Роли Карла Моора, Фердинанда в пьесах Шиллера и Дон Гуана, Барона в «маленьких трагедиях» Пушкина не уступали по виртуозности исполнения трагедийным ролям.

Когда с середины 30-х годов на русскую сцену проникли трагедии Шекспира, Каратыгин упрочил свою славу как актера-трагика, с успехом исполняя роли Гамлета, Короля Лира, Отелло. Сближение с декабристами и восприятие либеральных идей способствовало тому, что он одним из первых русских актеров исполнил роли:

  • Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»,
  • Арбенина в стихотворной драме «Маскарад» Лермонтова,
  • Тараса Бульбы в инсценировке одноименной повести Гоголя.

Особенности актерской игры Каратыгина

Мастерской игры русский актер театра 19 века В.А.Каратыгин добивался непрестанными репетициями. Он тщательно продумывал все свое выступление, выверяя каждую деталь, проникаясь психологией персонажа. Для этого ему требовалось всесторонне изучить замысел драматурга, привлечь массу литературы и литературной критики для того, чтобы правильно трактовать идею и основную мысль пьесы. В этом ему помогали отличный вкус, привитый Катениным и Шаховским, образованность и острый ум. Такая скрупулезная работа над сценическим образом оказала большое влияние на всю труппу Александрийского театра, в котором артист прослужил всю свою жизнь.

Беря за основу классицистическую эстетику, Василий Андреевич стремился подчеркнуть в своем персонаже одну, самую важную, по его мнению, черту, иногда даже в ущерб психологичности. Как отмечал Белинский, игра Каратыгина поражала своей виртуозностью, изысканностью, пышностью, но не трогала эмоционально. Там, где требовалась показать глубину чувства, кипящие страсти, актер был слаб. Однако, благодаря своему мастерству, но одинаково хорошо мог исполнять самые разные роли, поэтому диапазон его амплуа был достаточно широк.

Постепенно с усилением реалистических тенденций в искусстве и прихода гоголевской «натуральной» школы, игра Василия Андреевича обрела больше естественности и непринужденности. Но вместе с этим, трагедия постепенно стала исчезать с театральных подмостков, уступая место романтическим и мещанским драмам. После блистательных трех десятилетий, когда Каратыгин был «королем трагедии», его популярность уменьшается. Он занимается литературной и переводческой деятельностью. Его перу принадлежит более 40 переводов трагедий, драм и водевилей. В 1853 году актер сильно простыл на похоронах своего друга и коллеги Брянского и вскоре скончался.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь