Болдинская осень в жизни и творчестве А.С.Пушкина. Что такое "Болдинская осень"? Сообщение на тему болдинская осень

БОЛДИНО (Большое Болдино), село на юге Нижегородской обл., в 39 км от железнодорожной станции Ужовка. 4,4 тыс. жителей (1989). Бывшее нижегородское имение Пушкиных.

История имения
Евстафий Михайлович Пушкин, посол при дворе Ивана Грозного (см. ИВАН IV Грозный), получил Болдино в поместье - земельное владение, дававшееся дворянам на время службы. Позднее оно стало вотчиной (родовым имением, которое могло переходить по наследству) Пушкиных.
Деду А. С. Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич) принадлежали довольно крупные земельные владения вокруг Болдина. После его смерти земля была поделена между многочисленными наследниками, и в результате раздробления началось разорение старинного рода. Болдино досталось дяде Пушкина, Василию Львовичу, и отцу, Сергею Львовичу. После смерти Василия Львовича северо-западная часть села со старой барской усадьбой была продана. Отцу Пушкина принадлежала юго-восточная часть Болдина (с барским домом и другими постройками) - 140 крестьянских дворов, более 1000 душ, и село Кистенево.

Нижегородская Область Большое Болдино

Пушкин А.С.Осень в Болдине-1часть

Пушкин А.С.Осень в Болдине-2часть

Пушкин в Болдине

31 августа 1830 года А.С. Пушкин выехал из Москвы в сторону Нижнего Новгорода. Перед тем как сесть в кибитку он запечатал конверт с письмом к Петру Александровичу Плетневу, другу и родственнику, издателю и кассиру, где сообщал, что едет в село Болдино. Перед смертью отец выделил поэту небольшое имение в родовой вотчине. Казалось бы, предстоящая женитьба должна была делать его безоглядно счастливым, но Пушкин не чувствовал себя таким. "Милый мой, - Писал он Плетневу в Петербург, - расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Жизнь жениха тридцатилетнего, хуже тридцати лет жизни игрока… Осень подходит. Это любимое мое время - здоровье мое обыкновенно крепнет - пора моих литературных трудов настает - а я должен хлопотать о приданном да о свадьбе, которую сыграем бог весть когда. Все это не очень утешно. Еду в деревню, бог весть, буду ли иметь там время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь…". Владимир, Муром, Лукоянов. Лошади резво взяли и вот оно, большое Болдино. Избы с двух сторон образовывали широкую улицу. Глаза они не радовали: серо и убого, хотя иная изба украшалась резными наличниками. Кибитка свернула к усадьбе, слева был пруд, дальше, на зеленом лугу, - белокаменная церковь; Справа, за оградой и стволами лип, - блекло-рыжий дом с верандой.
За ужином приказчик пояснил, что ввод во владения не простой: Земля, которую Сергей Львович давал сыну, составляла не отдельное имение, а часть деревни Кистенево. Кроме того, после процедуры ввода, Пушкин собирался сразу же заложить имение, а это требовало его присутствия в уездном городе Сергач. Деньги нужны же были позарез: он, жених, обязался доставить своей невесте приданное; без него Наталья Ивановна Гончарова не отдавала за него свою дочь.
Пушкин стоял у окна и думал, его не оставляла уверенность, что он свои дела завершит не позже двух-трех недель и возвратиться к невесте. Два месяца назад он писал ей из Петербурга: "Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить то что у меня его нет…". Он улыбнулся и вспомнил свой сонет:
Исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, Моя мадонна,
Чистейшей прелести, чистейший образец.

Утром Пушкин занялся делами. С приказчиком поехали в Кистенево. В Кистенево жили умельцы, изготовлявшие сани и телеги, крестьянки ткали холсты и сукна. Эти товары славились на базарах Лукояновского и Сергачского уездов и на самой Макаревской ярмарке. Вечером Пушкин разобрал свои бумаги. Пушкин представил болдиского народного батюшку. Сами собой заиграли озорные строки:

С первого щелка
Прыгнул поп до по толка;
Со второго шелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика;

Слово "балда", как, наверное, и "балбес", пришло в русскую речь из татарского языка. Но "балбес", скорее всего, происходила от татарского "бильмес", что означает невежду. А "балда" должно было идти от "болдак", это слово означало рукоятку сабли или сабельный эфес. Не даром в старину слово "балда" стояло еще "ближе" к Болдину: в семнадцатом веке писалось "болда". У Пушкина память была цепкая, хотя документы и рукописи, относящиеся к этому столетию, он читал пять лет назад, когда писал "Бориса Годунова".
Пушкин писал письмо Плетневу: "Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази, степь да степь, соседей ни души; езди верхом, сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов".

Достоверно известно, что в Болдино Пушкин
Седьмого января закончил стихотворение "Бесы".

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

"Эй, пошел, ямщик!.." - "Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон - теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой".

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... "Что там в поле?" -
"Кто их знает? пень иль волк?"

Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...

Восьмого сентября - "Элегию"

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино - печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Девятого Сентября - Повесть "Гробовщик"
Четырнадцатого сентября - повесть "Станционный смотритель"
Четырнадцатого сентября написал предисловие к "Повестям Белкина"
Двадцатого сентября - окончил повесть "Барышня крестьянка"

Двадцать пятого сентября - восьмую главу "Евгений Онегин"

Двадцать шестого сентября - написал стихотворение "Ответ анониму".

ОТВЕТ АНОНИМУ

О, кто бы ни был ты, чье ласковое пенье
Приветствует мое к блаженству возрожденье,
Чья скрытая рука мне крепко руку жмет,
Указывает путь и посох подает;
О кто бы ни был ты: старик ли вдохновенный,
Иль юности моей товарищ отдаленный,
Иль отрок, музами таинственно храним,
Иль пола кроткого стыдливый херувим, -
Благодарю тебя душою умиленной.
Вниманья слабого предмет уединенный,
К доброжелательству досель я не привык -
И странен мне его приветливый язык.
Смешон, участия кто требует у света!
Холодная толпа взирает на поэта,
Как на заезжего фигляра: если он
Глубоко выразит сердечный, тяжкий стон,
И выстраданный стих, пронзительно-унылый,
Ударит по сердцам с неведомою силой, -
Она в ладони бьет и хвалит, иль порой
Неблагосклонною кивает головой.
Постигнет ли певца незапное волненье,
Утрата скорбная, изгнанье, заточенье, -
"Тем лучше, - говорят любители искусств, -
Тем лучше! наберет он новых дум и чувств
И нам их передаст". Но счастие поэта
Меж ими не найдет сердечного привета,
Когда боязненно безмолствует оно...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил,

На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.

Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.

Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?

То ли дело быть на месте,
По Мясницкой разъезжать,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!

То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома!..
Ну, пошел же, погоняй!..

В Болдине Пушкин провел три осени, в том числе и знаменитую Болдинскую 1830. Приехав в Болдино заложить кистеневскую собственность в опекунский совет для получения денег, необходимых для предстоящей свадьбы на Наталье Гончаровой, он задержался здесь на все три осенних месяца из-за эпидемии холеры, свирепствовавшей в то время в России. Связи с внешним миром у поэта почти не было (получил не более 14 писем). Однако вынужденное затворничество способствовало плодотворной работе, что удивляло и самого Пушкина, написавшего П. А. Плетневу (см. ПЛЕТНЕВ Петр Александрович): «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы «Онегина», 8-ю и 9-ю, совсем готовые к печати. Повесть, писанную октавами... Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Дон Жуан». Сверх того, написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все... Написал я прозою 5 повестей...» (и это далеко не весь перечень).

Пир во время чумы. Александр ПУШКИН - Маленькие трагедии.

Первая из трех поездок Пушкина в Болдино состоялась осенью 1830 года. Осеннее затворничество, чувство отъединенности от внешнего мира, ощущение полной свободы, здешняя природа – все способствовало особому творческому настроению души. За три месяца Пушкин написал две последние главы романа в стихах "Евгений Онегин", поэму "Домик в Коломне", пять "Повестей Белкина", "Маленькие трагедии", "Историю села Горюхина", "Сказку о попе и работнике его Балде", более тридцати лирических стихотворений (среди них такие, как "Моя родословная", "Румяный критик мой...", "Заклинание"), а также ряд литературно-критических статей.

А.С.Пушкин Евгений Онегин (1958)

Пушкин А. С. Маленькие трагедии 1 серия

Пушкин А. С. Маленькие трагедии 2 серия

Пушкин А. С. Маленькие трагедии 3 серия

А.С.Пушкин » Домик в Коломне (1974) исполнитель Сергей Юрский

Во второй раз Пушкин посетил Болдино в октябре 1833, возвращаясь из поездки по Уралу, где собирал материал по истории пугачевского восстания.

Собирая материал для «Истории Пугачева», Пушкин в октябре 1833 года вновь приезжал в Болдино и провел там время до половины ноября. Это была вторая болдинская осень, тоже удивительно плодотворная. Тогда он закончил исторический труд «Историю Пугачева», написал поэму «Медный всадник», "Анджело", «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне», повесть «Пиковая дама»

А.С.Пушкин » Пиковая дама (1960)

И много стихотворений. Среди них – жизнеутверждающее стихотворение "Осень":

А.С.Пушкин. "Осень"

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей…
………….
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят - я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн…

В Болдине он надеялся привести в порядок собранные материалы и поработать над новыми произведениями. О своей жизни в этот период он писал жене: «Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трех часов. Недавно расписался и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да гречневой кашей. До девяти часов - читаю. Вот тебе мой день, а все на одно лицо» (30 октября 1833). Именно во время второй Болдинской осени Пушкин написал стихотворение «Осень»:
«И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем -
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут...».
Кроме множества стихотворений, Пушкин в этот приезд написал «Медного всадника«, «Анджело», «Сказку о рыбаке и рыбке» и другие произведения.
Последний раз Пушкин приехал в Болдино через год, в 1834, в связи со вступлением во владение имением и провел здесь около трех недель. В этот приезд Пушкину пришлось много заниматься хозяйственными делами, что, однако, не помешало ему написать «Сказку о золотом петушке» и подготовить к изданию другие сказки, написанные здесь годом ранее.

Музей-заповедник
С 1949 в Болдине создан Государственный музей-заповедник. Его центром является усадьба, где жил А. С. Пушкин во время своих приездов в Болдино.

Барский дом, неоднократно перестроенный, сохранил черты, характерные для жилых построек начала 19 в. Облицовка его углов и наличников окон напоминает каменную рустовку, центральный вход украшен верандой с невысокой балюстрадой и портиком, служащим основанием для балкона; обычна для пушкинского времени и двуцветная охристо-белая окраска. Планировка основных помещений сохранилась. Обстановка пушкинского кабинета воссоздана на основе рисунка, сделанного самим Пушкиным осенью 1830. В целом экспозиция дома-музея посвящена теме «Пушкин в Болдине».
Во время последнего приезда Пушкин останавливался в «вотчинной конторе», в то время находившейся, по-видимому, за пределами усадьбы (ныне в усадебном парке). В 1974 это помещение было отреставрировано и в нем размещен мемориально-бытовой музей. В одной из двух комнат восстановлен интерьер собственно конторы, во второй - временный кабинет Пушкина.



Ценным природным памятником является и живописный болдинский парк. Его планировка сложилась в 1830-1840-х гг. Здесь еще живы деревья - современники поэта: двухсотлетняя ива и несколько дубов. Сохранились два старинных пруда, горбатый мостик на верхнем пруду и беседка на берегу нижнего, так называемая «беседка сказок».

Проведенные в 1980-е археологические раскопки, а также сохранившиеся документы, планы и старинные фотографии позволили в последние годы осуществить большие реставрационные работы и полностью воссоздать усадебный комплекс. Восстановлены: барская кухня, баня, людская, конюшня, амбары. В этих помещениях экспонируются предметы местного крестьянского быта.

В музее-заповеднике проводятся ежегодные Праздники поэзии.

Много говорят и пишут о болдинской осени, ассоциируя это выражение с знаменитым и популярным русским поэтом и писателем Александром Сергеевичем Пушкиным. И действительно, это понятие напрямую связано с творчеством Пушкина. Но, все-таки, что такое болдинская осень? Коротко рассмотрим главные мысли на эту тему.

Болдинская осень - это самый плодотворный и продуктивный период в творческой жизни Александра Пушкина , когда он оказался в какой-то степени затворником в Большом Болдино. Находясь в этом имении из-за повсеместного объявления о холерном карантине, Пушкин очень много трудился. Ко всему прочему, это время совпало с моментом, когда поэт активно готовился к бракосочетанию с Натальей Гончаровой.

В целом видно, что такое болдинская осень, и как она соотносится с творчеством Пушкина, но что было сделано в этот период? Во-первых, и это очень важно, Пушкин закончил работу над своим величайшим произведением "Евгений Онегин" . Кроме того, были завершены циклы: "Повести Белкина" и "Маленькие трагедии", а также Пушкин написал свою известную поэму "Домик в Коломне". В болдинскую осень появилось несколько десятков стихотворений и другая проза.

К какому периоду относится понятие "болдинская осень"? Болдинская осень, как творческий период Пушкина, была в 1830 году.

Что предшествовало болдинской осени?

Болдинская осень стала яркой в плане расцвета творчества Пушкина, но предшествовали ей невеселые события. Весной 1830 года Пушкин и Гончарова уже объявили о своей помолвке, хотя свадьбу приходилось то и дело откладывать. Одна из причин отсрочки состояла в том, что будущая теща Пушкина отказалась выдать дочь, не имея хорошего приданого. Другая причина явилась со стороны самого поэта - в августе 1830 года умер дядя Александра Сергеевича, и снова пришлось отложить бракосочетание.

В итоге 31 августа 1830 года Пушкин покинул Москву, отправившись в Болдино - там он должен был наследовать законное право на имение небольшой деревни Кистинёво, которая отошла ему как подарок вследствии брака его отца. Однако перед поездкой Пушкин успел крупно поссориться с матерью Гончаровой, и после ссоры он написал в письме, что Наталья отныне свободна. Болдинская осень - замечательная пора в жизни Пушкина, но предшествовали ей весьма неприятные события, как видно из вышесказанного.

Начало Болдинской осени

Болдинская осень началась с того, что 3 сентября 1830 года Пушкин прибыл в Болдино, намереваясь потратить около месяца, чтобы уладить дела. Поэт знал, что осенью он всегда особенно плодотворно трудился, поэтому были некоторые страхи потерять много времени на разные хлопоты по делу деревни Кистинёво.

Все пошло не так. В России объявили о вспышке холеры, был назначен карантин, поэтому Пушкин остался в Болдино вместо одного планируемого месяца на целых три, которые и стали называть болдинской осенью. Став невольным затворником этих обстоятельств, поэт получил возможность много поработать, к тому же пищу для размышлений ему дали события перд отъездом из Москвы.

Болдинская осень была не одна

Конечно, довольно условно можно сказать, что были и другие "болдинские осени". Просто Пушкин еще не раз приезжал в Болдино в последующие годы, и происходило это тоже по осени. Но в те периоды он писал уже не так много по сравнению с 1830 годом.

Например, в октябре 1833 года Пушкин жил в Болдино, написав такие произведения, как: "Медный всадник" , "История Пугачева", "Пиковая дама" , "Сказка о рыбаке и рыбке" и др. А через год Пушкин опять вернулся по осени в Болдино, правда, написав всего одну "Сказку о золотом петушке" .

Итак, теперь вы знаете, что такое "болдинская осень", что предшествовало ей и какие произведения были написаны в эту прекрасную пору русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ

Выехав из Москвы 31 августа, Пушкин 3 сентября приехал в Болдино. Он рассчитывал за месяц управиться с делами по введению во владение выделенной отцом деревней, заложить ее * и вернуться в Москву, чтобы справить свадьбу.

* Введение во владение - производившаяся через местную судебную палату канцелярская операция, которая оформляет передачу поместья новому владельцу; заклад - финансовая операция, при которой банк выдавал помещику под залог ревизских душ сумму денег, в дальнейшем подлежащую погашению.

Ему было немного досадно, что за этими хлопотами пропадет осень - лучшее для него рабочее время:

"Осень подходит. Это любимое мое время - здоровье мое обыкновенно крепнет - пора моих литературных трудов настает - а я должен хлопотать о приданом (у невесты приданого не было. Пушкин хотел венчаться без приданого, но тщеславная мать Натальи Николаевны не могла этого допустить, и Пушкину пришлось самому доставать деньги на приданое, которое он, якобы, получал за невестой. - Ю.Л. ), да о свадьбе, которую сыграем бог весть когда. Все это не очень утешно. Еду в деревню, бог весть, буду ли там иметь время заниматься, и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь, кроме эпиграмм на Каченовского" (XIV, 110).

Пушкин был атлетически сложен, хотя и невысок ростом, физически крепок и вынослив, обладал силой, ловкостью и крепким здоровьем. Он любил движение, езду верхом, шумную народную толпу, многолюдное блестящее общество. Но любил он и полное уединение, тишину, отсутствие докучных посетителей. Весной и в летнюю жару его томили излишнее возбуждение или вялость. По привычкам и физическому складу он был человеком севера - любил холод, осенние свежие погоды, зимние морозы. Осенью он чувствовал прошив бодрости. Дождь и слякоть его не пугали: они не мешали прогулкам верхом - единственному развлечению в это рабочее время - и поддерживали горячку поэтического труда. "Осень чудная, - писал он Плетневу, - и дождь, и снег, и по колено грязь" (XIV, 118).

Перспектива потерять для творчества это заветное время настраивала его раздражительно. Дело было не только в том, что тяжелый 1830 год сказывался утомлением: петербургская жизнь с суетой литературных схваток отнимала силы и не оставляла времени для работы над творческими замыслами - а их накопилось много, они заполняли и голову, и черновые тетради поэта. Он чувствовал себя "артистом в силе", на вершине творческой полноты и зрелости, а "времени" заниматься и "душевного спокойствия, без которого ничего не произведешь", не хватало. Кроме того, осенний "урожаи" стихов был основным источником существования на весь год. Издатель и друг Пушкина Плетнев, следивший за материальной стороной пушкинских изданий, постоянно и настойчиво ему об этом напоминал. Деньги были нужны. С ними была связана независимость - возможность жить без службы - и счастье - возможность семейной жизни. Пушкин из Болдина писал с шутливой иронией Плетневу: "Что делает Дельвиг, видишь ли ты его. Скажи ему, пожалуйста, чтоб он мне припас денег; деньгами нечего шутить; деньги вещь важная - спроси у Канкрина (министр финансов. - Ю. Л. ) и Булгарина" (XIV, 112). Работать было необходимо, работать очень хотелось, но обстоятельства складывались так, что, по всей видимости, работа не должна была удасться.

Пушкин приехал в Болдино в подавленном настроении. Не случайно первыми стихотворениями этой осени были одно из самых тревожных и напряженных стихотворений Пушкина "Бесы" и отдающая глубокой усталостью, в которой даже надежда на будущее счастье окрашена в меланхолические тона, "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."). Однако настроение скоро изменилось; все складывалось к лучшему: пришло "прелестное" письмо от невесты, которое "вполне успокоило": Наталья Николаевна соглашалась идти замуж и без приданого (письмо, видимо, было нежным - оно до нас не дошло), канцелярская канитель была полностью передоверена писарю Петру Кирееву, но покинуть Болдино оказалось невозможным: "Около меня Колера Морбус ("холера смертельная" - медицинское наименование холеры. - Ю.Л. ). Знаешь ли, что это за зверь? того и гляди, что забежит он и в Болдино, да всех нас перекусает" (в письме невесте он называл холеру более нежно, в соответствии с общим тоном письма: "Премиленькая особа" , XIV, 111 и 112).

Однако холера мало тревожила Пушкина - напротив, она сулила длительное пребывание в деревне. 9 сентября он осторожно пишет невесте, что задержится дней на двадцать, но в тот же день Плетневу, - что приедет в Москву "не прежде месяца". И с каждым днем, поскольку эпидемия вокруг усиливается, срок отъезда все более отодвигается, следовательно, увеличивается время для поэтического труда. Он твердо верит, что Гончаровы не остались в холерной Москве и находятся в безопасности в деревне, - причин для беспокойства нет, торопиться ехать незачем. Только что оглядевшись в Болдине, 9 сентября он пишет Плетневу:

"Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать. Жена не то, что невеста. Куда! Жена свой брат. При ней пиши сколько хошь. А невеста пуще цензора Щеглова, язык и руки связывает <...> Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, [сиди пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов" (XIV, 112).

В болдинском уединении есть еще одно для Пушкина очарованье; оно совсем не мирное: рядом таится смерть, кругом ходит холера. Чувство опасности электризует, веселит и дразнит, как двойная угроза (чумы и войны) веселила и возбуждала Пушкина в его недавней - всего два года назад - поездке под Арзрум в действующую армию. Пушкин любил опасность и риск. Присутствие их его волновало и будило творческие силы. Холера настраивает на озорство: "Я бы хотел переслать тебе проповедь мою здешним мужикам о холере; ты бы со смеху умер, да не стоишь ты этого подарка" (XIV, 113), - писал он Плетневу. Содержание этой проповеди сохранилось в мемуарной литературе. Нижегородская губернаторша А.П. Бутурлина спрашивала Пушкина о его пребывании в Болдине:

"Что же вы делали в деревне, Александр Сергеич? Скучали?"

- "Некогда было, Анна Петровна. Я даже говорил проповеди".

- "Проповеди?"

- "Да, в церкви, с амвона. По случаю холеры. Увещевал их. - И холера послана вам, братцы, оттого, что вы оброка не платите, пьянствуете. А если вы будет продолжать так же, то вас будут сечь. Аминь!"

Однако возбуждала не только опасность болезни и смерти. И слова, написанные тут же в Болдине:

хотя и касаются непосредственно "дуновения Чумы", упоминают также "упоение в бою, / И бездны мрачной на краю".

После подавления европейских революций 1820-х годов и разгрома декабрьского восстания в Петербурге над Европой нависла неподвижная свинцовая туча реакции. История, казалось, остановилась. Летом 1830 года эта тишина сменилась лихорадочными событиями.

Атмосфера в Париже неуклонно накалялась с того момента, как в августе 1829 года король Карл Х призвал к власти фанатического ультрароялиста графа Полиньяка. Даже умеренная палата депутатов, существовавшая во Франции на основании хартии, которая была утверждена союзниками по антинаполеоновской коалиции и возвращала власть Бурбонам, вступила в конфликт с правительством. Пушкин, находясь в Петербурге, с напряженным вниманием следил за этими событиями.

Распространение французских газет в России было запрещено, но Пушкин получал их через свою приятельницу Е.М. Хитрово, а также черпал информацию из дипломатических каналов, от мужа дочери последней - австрийского посла графа Фикельмона. Осведомленность и политическое чутье Пушкина были настолько велики, что позволяли ему с большой точностью предсказывать ход политических событий. Так, 2 мая 1830 года он, обсуждая в письме к Вяземскому планы издания в России политической газеты, приводил примеры будущих известий о том, "что в Мексике было землетрясение, и что Камера депутатов закрыта до сентября" (XIV, 87). Действительно, 16 мая Карл Х распустил палату.

26 июля король и Полиньяк совершили государственный переворот, отменив конституцию. Были опубликованы 6 ордонансов, уничтожены все конституционные гарантии, избирательный закон изменен в более реакционную сторону, а созыв новой палаты назначался, как и предсказывал Пушкин, на сентябрь. Париж ответил на это баррикадами. К 29 июля революция в столице Франции победила, Полиньяк и другие министры были арестованы, король бежал.

Пушкин отправился в Москву 10 августа 1830 года в одной карете с П. Вяземским, а приехав, поселился в его доме. В это время у них произошел характерный спор на бутылку шампанского: Пушкин считал, что Полиньяк попыткой переворота совершил акт государственной измены и должен быть приговорен к смертной казни, Вяземский утверждал, что этого делать "не должно и не можно" по юридическим и моральным соображениям. Пушкин уехал в деревню, так и не зная окончания дела (Полиньяк был в конце концов приговорен к тюремному заключению), и 29 сентября запрашивал из Болдино Плетнева; "Что делает Филипп (Луи-Филипп - возведенный революцией новый король Франции. - Ю.Л. ) и здоров ли Полиньяк" - и даже в письме невесте интересовался, "как поживает мой друг Полиньяк" (уж Наталье Николаевне было много дела до французской революции!).

Между тем революционные потрясения волнами стали распространяться от парижского эпицентра:

25 августа началась революция в Бельгии, 24 сентября в Брюсселе было сформировано революционное правительство, провозгласившее отделение Бельгии от Голландии; в сентябре начались беспорядки в Дрездене, распространившиеся позже на Дармштадт, Швейцарию, Италию. Наконец, за несколько дней до отъезда Пушкина из Болдина началось восстание в Варшаве. Порядок Европы, установленный Венским конгрессом, трещал и распадался. "Тихая неволя", как назвал Пушкин в 1824 году мир, который предписали монархи, победившие Наполеона, народам Европы, сменялась бурями. Беспокойный ветер дул и по России. Эпидемии в истории России часто совпадали со смутами и народным движением. Еще были живы люди, которые помнили московский чумный бунт 1771 года, явившийся прямым прологом к восстанию Пугачева. Не случайно именно в холерный 1830 год тема крестьянского бунта впервые появилась в пушкинских рукописях и в стихотворениях шестнадцатилетнего Лермонтова ("Настанет год. России черный год...").

Известия о холере в Москве вызвали энергичные меры правительства. Николай I, проявив решительность и личное мужество, прискакал в охваченный эпидемией город. Для Пушкина этот жест получил символическое значение: он увидел в нем соединение смелости и человеколюбия, залог готовности правительства не прятаться от событий, не цепляться за политические предрассудки, а смело пойти навстречу требованиям момента. Он ждал реформ и надеялся на прощение декабристов. Вяземскому он писал: "Каков государь? молодец! того и гляди, что наших каторжников простит - дай бог ему здоровье" (XIV, 122).

В конце октября Пушкин написал стихотворение "Герой", которое тайно ото всех переслал Погодину в Москву с просьбой напечатать "где хотите, хоть в Ведомостях - но прошу вас и требую именем нашей дружбы не объявлять никому моего измени. Если московская цензура не пропустит ее, то перешлите Дельвигу, но также без моего имени и не моей рукой переписанную" (XIV, 121 - 122). Стихотворение сюжетно посвящено Наполеону: величайшим веянием его поэт считает не военные победы, а милосердие и смелость, которые он якобы проявил, посетив чумный госпиталь в Яффе. И тема и дата под стихотворением намекали на приезд Николая I в холерную Москву. Этим и была обусловлена конспиративность публикации: Пушкин боялся и тени подозрения в лести - открыто высказывая свое несогласие с правительством, он предпочитал одобрение выражать анонимно, тщательно скрывая свое авторство.

Однако стихотворение имело и более общий смысл: Пушкин выдвигал идею гуманности как мерила исторического прогресса. Не всякое движение истории ценно - поэт принимает лишь такое, которое основано на человечности. "Герой, будь прежде человек", - писал он в 1826 году в черновиках "Евгения Онегина". Теперь эту мысль поэт высказал печатно и более резко:

Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран...
(Ill, 1 , 253).

Соединение тишины и досуга, необходимых для раздумий, и тревожного и веселого напряжения, рождаемого чувством приближения грозных событий, выплеснулось неслыханным даже для Пушкина, даже для его "осенних досугов", когда ему бывало "любо писать", творческим подъемом. В сентябре были написаны "Гробовщик" и "Барышня-крестьянка", завершен "Евгений Онегин", написана "Сказка о попе и работнике его Балде" и ряд стихотворений. В октябре - "Метель", "Выстрел", "Станционный смотритель", "Домик в Коломне", две "маленькие трагедии" - "Скупой рыцарь" и "Моцарт и Сальери", писалась и была сожжена десятая глава "Евгения Онегина", создано много стихотворений, среди них такие, как "Моя родословная", "Румяный критик мой...", "Заклинание", ряд литературно-критических набросков. В ноябре - "Каменный гость" и "Пир во время чумы", "История села Горюхина", критические статьи. В Болдинскую осень пушкинский талант достиг полного расцвета.

В Болдине Пушкин чувствовал себя свободным как никогда (парадоксально - эта свобода обеспечивалась теми 14-ю карантинами, которые преграждали путь к Москве, но и отделяли от "отеческих" попечений и дружеских советов Бенкендорфа, от назойливого любопытства посторонних людей, запутанных сердечных привязанностей, пустоты светских развлечений). Свобода же для него всегда была - полнота жизни, ее насыщенность, разнообразие. Болдинское творчество поражает свободой, выражающейся, в частности, в нескованном разнообразии замыслов, тем, образов.

Разнообразие и богатство материалов объединялись стремлением к строгой правде взгляда, к пониманию всего окружающего мира. Понять же - для Пушкина означало постигнуть скрытый в событиях их внутренний смысл. Не случайно в написанных в Болдине "Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы" Пушкин обратился к жизни со словами:

Смысл событий раскрывает история. И Пушкин не только за письменным столом окружен историей, не только тогда, когда обращается к разным эпохам в "маленьких трагедиях" или анализирует исторические труды Н. Полевого. Он сам живет, окруженный и пронизанный историей. А. Блок видел полноту жизни в том, чтобы

Последний стих мог бы быть поставлен эпиграфом к болдинской главе биографии Пушкина.

В Болдине было закончено значительнейшее произведение Пушкина, над которым он работал семь с лишним лет, - "Евгений Онегин". В нем Пушкин достиг еще неслыханной в русской литературе зрелости художественного реализма. Достоевском назвал "Евгения Онегина" поэмой "осязательно реальной, в которой воплощена настоящая русская жизнь с такою творческою силой и с такою законченностью, какой и не бывало до Пушкина, да и после его, пожалуй" *. Типичность характеров сочетается в романе с исключительной многогранностью их обрисовки. Благодаря гибкой манере повествования, принципиальному отказу от односторонней точки зрения на описываемые события, Пушкин преодолел разделение героев на "положительных" и "отрицательных". Это имел в виду Белинский, отмечая, что, благодаря найденной Пушкиным форме повествования, "личность поэта" "является такою любящею, такою гуманною" **.

* Достоевский Ф.М. Собр. соч., т. X. М., Гослитиздат, 1958, с. 446.

** Белинский В.Г. Полн. собр. соч., т. VII. М., 1955, с. 503.

Если "Евгений Онегин" подводил черту под определенным этапом поэтической эволюции Пушкина, то "маленькие трагедии" и "Повести Белкина" знаменовали начало нового этапа. В "маленьких трагедиях" Пушкин в острых конфликтах раскрыл влияние кризисных моментов истории на человеческие характеры. Однако и в истории, как и в более глубоких пластах человеческой жизни, Пушкин видит мертвящие тенденции, находящиеся в борении с живыми, человеческими, полными страсти и трепета силами. Поэтому тема застывания, затормаживания, окаменения или превращения человека в бездушную вещь, страшную своим движением еще больше, чем неподвижностью, соседствует у него с оживанием, одухотворен-ием, победой страсти и жизни над неподвижностью и смертью.

"Повести Белкина" были первыми законченными произведениями Пушкина-прозаика. Вводя условный образ повествователя Ивана Петровича Белкина и целую систему перекрестных рассказчиков, Пушкин проложил дорогу Гоголю и последующему развитию русской прозы.

После многократных неудачных попыток Пушкину удалось, наконец, 5 декабря вернуться в Москву к невесте. Дорожные впечатления его были невеселыми. 9 декабря он писал Хитрово: "Народ подавлен и раздражен, 1830-й год - печальный год для нас!" (XIV, 422).

Размышления над обстоятельствами Болдинской осени подводят к не лишенным интереса заключениям. В 1840-х годах в литературе получила распространение исключительно плодотворная идея определяющего воздействия окружающей среды на судьбу и характер отдельной человеческой личности. Однако у каждой идеи есть оборотная сторона: в повседневной жизни среднего человека она обернулась формулой "среда заела", не только объяснявшей, но и как бы извинявшей господство всесильных обстоятельств над человеком, которому отводилась пассивная роль жертвы. Интеллигент второй половины XIX века порой оправдывал свою слабость, запой, духовную гибель столкновением с непосильными обстоятельствами. Размышляя над судьбами людей начала XIX века, он, прибегая к привычным схемам, утверждал, что среда была более милостивой к дворянскому интеллигенту, чем к нему - разночинцу.

Судьба русских интеллигентов-разночинцев была, конечно, исключительно тяжела, но и судьба декабристов не отличалась легкостью. А между тем никто из них - сначала брошенных в казематы, а затем, после каторги, разбросанных по Сибири, в условиях изоляции и материальной нужды - не опустился, не запил, не махнул рукой не только на свой душевный мир, свои интересы, но и на свою внешность, привычки, манеру выражаться. Декабристы внесли огромный вклад в культурную историю Сибири: не среда их "заедала" - они переделывали среду, создавая вокруг себя ту духовную атмосферу, которая была им свойственна. Еще в большей мере это можно сказать о Пушкине: говорим ли мы о ссылке на юг или в Михайловское или о длительном заточении в Болдине, нам неизменно приходится отмечать, какое благотворное воздействие оказали эти обстоятельства на творческое развитие поэта.

Создается впечатление, что Александр I, сослав Пушкина на юг, оказал неоценимую услугу развитию его романтической поэзии, а Воронцов и холера способствовали погружению Пушкина в атмосферу народности (Михайловское) и историзма (Болдино). Конечно, на самом деле все обстояло иначе: ссылки были тяжким бременем, заточение в Болдине, неизвестность судьбы невесты могли сломать и очень сильного человека. Пушкин не был баловнем судьбы. Разгадка того, почему сибирская ссылка декабриста или скитания Пушкина кажутся нам менее мрачными, чем материальная нужда бедствующего по петербургским углам и подвалам разночинца середины века, лежит в активности отношения личности к окружающему: Пушкин властно преображает мир, в который его погружает судьба, вносит в него свое душевное богатство, не дает "среде" торжествовать над собой. Заставить его жить не так, как он хочет, невозможно. Поэтому самые тяжелые периоды его жизни светлы - из известной формулы Достоевского к нему применима лишь часть: он бывал оскорблен но никогда не допускал себя быть униженным.

* * *

Через несколько месяцев после создания стихотворения «К вельможе» прославленной болдинской осенью 1830 г. в творчестве Пушкина произошел коренной перелом - окончательный отказ от романтических представлений о действительности, романтических иллюзий и в связи с этим переход от «шалуньи-рифмы» к «суровой прозе», перелом, предчувствием которого были исполнены упоминавшиеся выше заключительные строфы шестой главы «Евгения Онегина» и который исподволь подготовлялся и вызревал в его творческом сознании.

Приехав ненадолго для устройства имущественных дел в связи с предстоящей женитьбой в родовую нижегородскую вотчину, село Болдино, Пушкин неожиданно, из-за вспыхнувшей холерной эпидемии, вынужден был пробыть здесь около трех месяцев.

Как в 1824-1825 гг. в Михайловском, Пушкин снова очутился в глухой русской деревне, в еще более полном одиночестве и еще более тесном соприкосновении с простым народом, вдали от столичной неволи, от Бенкендорфа и его жандармов, от продажных журналистов вроде Булгарина, от светской «черни». И поэт, говоря его собственными словами, встрепенулся, «как пробудившийся орел». Накапливавшаяся за годы относительного творческого затишья громадная внутренняя энергия, то и дело дававшая себя знать в непрестанно сменявших друг друга многочисленных замыслах, планах, набросках, не доводимых Пушкиным до конца и остававшихся под спудом в его рабочих тетрадях, вдруг и разом вырвалась наружу. И это получило силу грандиозного творческого взрыва - по количеству, разнообразию и качеству созданных в этот кратчайший срок произведений, - беспримерного во всей мировой литературе.

Из лирических произведений болдинской осенью 1830 г. было написано около тридцати стихотворений, среди которых такие величайшие создания, как «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), любовные стихотворения - «Прощание», «Заклинание» и в особенности «Для берегов отчизны дальной...», такие, как «Герой», «Бесы», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы». Поражает широчайший тематический диапазон лирики болдинского периода: от проникновенного любовного стихотворения («Для берегов отчизны дальной...») до бичующего социального памфлета («Моя родословная»), от философского диалога на большую этическую тему («Герой») до антологической миниатюры («Царскосельская статуя», «Труд» и др.), до веселой шутки («Глухой глухого звал...»), до меткой и злой эпиграммы. Этому соответствует и исключительное разнообразие жанров и стихотворных форм: элегия, романс, песня, сатирический фельетон, монолог, диалог, отрывок в терцинах, ряд стихотворений, написанных гекзаметром, и т. д.

Лирика этих месяцев, как и все «болдинское» творчество Пушкина, с одной стороны, завершает целый большой период творческого развития поэта, с другой - знаменует выход его на принципиально новые пути, по которым десятилетия спустя пойдет передовая русская литература.

Особенно новаторский характер носит небольшое стихотворение «Румяный критик мой...», при жизни Пушкина не печатавшееся и столь смутившее редакторов посмертного издания его сочинений, что они придали ему (возможно, и по цензурным соображениям) смягчающее заглавие «Каприз». Действительно, в этом стихотворении, представляющем собой как бы лирическую параллель к одновременно написанной «Истории села Горюхина», поэт начисто смывает все идиллические краски с изображения деревенской крепостной действительности, дает образец такого трезвого, сурового реализма, который прямо предваряет поэзию Некрасова.

А.С. Пушкин не только русский писатель, но и мировой. Он оставил после себя современным читателям огромное литературное наследие. Поэт занимает особое место в культурной жизни России. Он создал такие произведения, которые стали символом русской духовной жизни. А. Григорьев пророчески заметил: «Пушкин – наше все: пока единственный полный очерк нашей народной личности»1. Никто так точно не смог подметить тонкости русской души и национальной культуры, как Александр Сергеевич.

Творчество поэта – это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с литературной жизнью России. В своих произведениях он запечатлел красоту русской природы, особенности крестьянского быта, широту и многогранность человеческой души. Его творения полны красок, эмоций, переживаний.

Произведения А.С Пушкина восхищали, и будут восхищать еще ни одну сотню лет. Его творения пользуются популярностью даже за пределами нашей страны. Школьники не только читают сказки, повести и романы, но и из года в год заучивают стихотворения, открывая разнообразный творческий мир поэта.

Достаточно большая часть литературных произведений написана им в Нижегородском крае. Удивительной красоты природа, исторические места не могли не оставить в памяти поэта неизгладимых впечатлений. Поэтому целью данной работы является изучение влияния Нижегородской земли на творчество А.С. Пушкина.


Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждают свое понимание поэта, писателя, видит в нем современника, его изучают, о нем спорят, его боготворят или отвергают. Но неизменно каждый видит в нем своего Пушкина.

Имя Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связано с Нижегородской стороной и селом Болдино. В имении он провел 3 осени. Первую свою поездку Александр Сергеевич совершил осенью 1830 года с целью заложить кистеневскую собственность в опекунский совет для получения денег, необходимых для предстоящей свадьбы на Наталье Гончаровой.

Древний предок А С Пушкина, Евстафий Михайлович Пушкин, посол при дворе Ивана Грозного, получил Болдино в поместье - земельное владение, дававшееся дворянам на время службы.

Деду А.С. Пушкина принадлежали довольно крупные земельные владения вокруг Болдина. После его смерти земля была поделена между многочисленными наследниками, и в результате раздробления началось разорение старинного рода. Болдино досталось дяде Пушкина, Василию Львовичу, и отцу, Сергею Львовичу. После смерти Василия Львовича северо-западная часть села со старой барской усадьбой была продана. Отцу Пушкина принадлежала юго-восточная часть Болдина (с барским домом и другими постройками) - 140 крестьянских дворов, более 1000 душ, и село Кистенево.

Отправляясь в родовое имение, Александр Сергеевич не испытывал особого счастья. Он писал Плетневу в Петербург: «Еду в деревню, бог весть, буду ли иметь там время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь..» . Но А.С. Пушкин ошибался. Приехав в Болдино, утром же писатель занялся делами. С приказчиком поехали в Кистенево. В Кистенево жили умельцы, изготовлявшие сани и телеги, крестьянки ткали холсты и сукна. Вечером Пушкин разобрал свои бумаги, представил болдинского народного батюшку. Сами собой заиграли озорные строки:

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго шелка

Лишился поп языка;

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика;

Осмотревшись в Болдине, поэт написал другу: «Теперь мрачные мысли мои порассеялись; приехал в деревню и отдыхаю… Соседей ни души, ездий верхом, сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается…»2 После напряжения последних лет, литературных схваток, придирок Бенкендорфа, следившего за каждым его шагом, после московских переживаний и размолвок с будущей тёщей, требовавшей от него денег, «положения в обществе», он мог, наконец, вздохнуть свободно: скакал по окрестностям верхом, писал, читал дома в тишине. Он не собирался задерживаться здесь надолго – передоверил свои имущественные хлопоты писарю Петру Кирееву, подписал несколько бумаг – торопился в Москву. Но выехать из Болдина не удалось: надвигалась эпидемия холеры. Вокруг устанавливались карантины.

Поэт задержался здесь на все три осенних месяца. Связи с внешним миром у него почти не было (получил не более 14 писем). Однако вынужденное затворничество способствовало плодотворной работе, что удивляло и самого Пушкина, написавшего П.А. Плетневу: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал…».

«Болдинская осень» открылась стихотворениями «Бесы» и «Элегия» - ужасом заблудившегося и надеждой на будущее, трудное, но дарящее радости творчества и любви. Три месяца были отданы подведению итогов молодости и поискам новых путей.

В болдинском уединении Пушкин передумывал прошедшее. Он размышлял о том, что сильнее: законы ужасного века или высокие порывы души человеческой. И одна за другой рождались трагедии, которые он назвал «маленькими» и которым суждено было стать великими. Это «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», и т.д. Эти четыре пьесы помогают нам лучше понять те чувства и мысли, которые владели Пушкиным, оказавшимся на три месяца "в глуши, во мраке заточения".

В Болдино он вспоминал свою молодость и былые увлечения, прощался с ними навсегда. Свидетельство тому в его бумагах: листки со строчками стихов "прощанья", "заклинанья", "для берегов отчизны дальной". В этих стихотворения, как и в других, писавшихся в Болдине, Пушкин выразил настроение человека, который с печалью, с душевной мукой вспоминает о прошлом и расстается с ним.

Количество написанного А.С. Пушкиным за три месяца вынужденного затворничества сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующее десятилетие. Он создал в Болдине совершенно разноплановые произведения – и по содержанию и по форме. Одними из первых были прозаические «Повести Белкина», параллельно шла работа над шуточно-пародийной поэмой «Домик в Коломне» и последними главами «Евгения Онегина». Болдинская осень принесла «Сказку о попе и работнике его Балде», «Историю села Горюхина». Фон пушкинского воображения – лирическая поэзия: около 30 стихотворений, среди которых такие шедевры, как «Элегия», «Бесы», «Моя родословная», «Заклинание», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Герой» и т.д.


В мире не было спокойствия. Только что произошла революция во Франции, окончательно скинувшая с трона Бурбонов. Бельгия восстала и отделилась от Голландии. Чуть позже, за несколько дней до отъезда Пушкина из Болдина, начнётся восстание в Варшаве. Обо всех этих событиях думал Пушкин в деревенской тишине. Мысли эти тревожили воображение, заставляли сопоставлять, искать внутренний смысл происходящего. Ночью, во время бессонницы, Пушкин обратился со стихами к самой жизни:

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу

Во второй раз Пушкин посетил Болдино в октябре 1833 , возвращаясь из поездки по Уралу, где собирал материал по истории пугачевского восстания. В Болдине он надеялся привести в порядок собранные материалы и поработать над новыми произведениями. Именно во время второй Болдинской осени Пушкин написал множество стихотворений, «Медного всадника», «Анджело», «Сказку о рыбаке и рыбке» и другие произведения. Именно во время второй Болдинской осени Пушкин написал всем известное стихотворение «Осень»:

«И забываю мир - и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться, наконец, свободным проявленьем -

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут...».

Последний раз Пушкин приехал в Болдино через год, в 1834 , в связи со вступлением во владение имением и провел здесь около трех недель. В этот приезд Пушкину пришлось много заниматься хозяйственными делами, что, однако, не помешало ему написать «Сказку о золотом петушке» и подготовить к изданию другие сказки, написанные здесь годом ранее.

Значение Болдинской осени в творчестве Пушкина определятся тем, что большинство написанных произведений – реализация более ранних замыслов поэта и в то же время своеобразный пролог к его творчеству 1830-х гг. Окончание многолетнего труда – романа «Евгений Онегин» - символический итог пушкинского художественного развития 1820-х гг. в творческом поле романа находились многие произведения – стихотворения, поэмы, первые прозаические опыты. «Повести Белкина», в которых А.С.Пушкин попрощался с сюжетами и героями сентиментальной и романтической литературы, стали началом нового, прозаического периода творчества.

Действительно, Болдинская осень оказала существенное влияние на творческий потенциал А.С. Пушкина, заставила многое переосмыслить, реализовать давно задуманное.

А.С. Пушкин и Нижегородский край

Исследователей издавна интересовали места, связанные с пребыванием А.С. Пушкина в Нижегородской губернии. Александр Сергеевич посещал Нижний Новгород, несколько раз побывал в Арзамасе, приезжал в родовое имение Болдино, находящееся на юге Нижегородской области в 39 км от станции Ужовка.

По мнению большинства краеведов, приезжая в Болдино, А. С. Пушкин никак не мог миновать Арзамас. Он побывал в этом городе проездом еще в 1830г как минимум 6 раз, считает пушкинист А. Звенигородский.3 (на пути из Москвы в Болдино – раз, четыре раза, когда дважды пытался прорваться к невесте сквозь холерные карантины, и, наконец, когда уже окончательно выехал в Москву). Хорошо известно, что в 1833 году Пушкин попал в Болдино окольным путем, возвращаясь из Оренбурга через Симбирск. Но обратно он, несомненно, ехал опять через Арзамас. К этим 7 проездам через город можно добавить еще два, когда А С Пушкин посетил Болдино в 1834г.


Следующим пунктом в путешествии А.С. Пушкина в Болдино был Лукоянов. Поэт не раз посещал этот уездный город. К сожалению, здания, где гостил поэт, не сохранились до наших дней. В 20-х числах октября 1830 года А.С. Пушкин приехал в Лукоянов за разрешением на выезд в Москву, куда он не мог отправиться в связи с эпидемией холеры и холерными карантинами на дорогах. Уездный предводитель дворянства В.В. Ульянин отказал ему в выдаче такого разрешения. Получив отказ, Пушкин написал письмо губернатору и предпринял попытку прорваться сквозь холерные карантины без официального разрешения.

Из писем поэта Наталье Гончаровой доподлинно известно, что в знаменитую первую Болдинскую осень в октябре-ноябре 1830 года Пушкин дважды приезжал в Лукоянов. Поэт посещал несколько Лукояновских домов и семей. Это, прежде всего номера И.Т. Агеева. Здание номеров сохранилось до сих пор (улица Пушкина, 326). По преданию, бывал Пушкин и в доме Сыромятниковых, с хозяином которого был хорошо знаком. Дом не сохранился. Зато дожил до наших дней дом Ольги Калашниковой–Ключаревой, дочери болдинского управляющего, с которой связан крепостной роман Пушкина в бытность его в Михайловском.

Болдино заняло исключительное место в мире духовно-нравственных ценностей А.С. Пушкина и как “животворящая святыня” его фамильной истории, и как место его вдохновенных творческих трудов. Здесь создана основная часть пушкинских произведений тридцатых годов.

Кроме того, писатель посетил в период с 2 по 3 сентября 1833г Нижний Новгород. Город встретил поэта полосатым шлагбаумом, деревянной некрашеной пирамидой с двумя губернскими гербами и рядом стоящим мышиного цвета верстовым столбом с надписью на дощечке: «Граница Нижегородского уезда». А. С. Пушкин ехал в Нижний Новгород к губернатору М.П. Бутурлину и задержался в городе, имея определенную цель: ознакомиться с содержанием «пугачевских» дел местного архива.

Для писателя город всегда оставался «отчизной Минина», и потому можно полагать, что поэт задержался в кремле, чтоб осмотреть обелиск – памятник в честь великого гражданина России, о котором так много говорили в столице. Разговоры эти велись потому, что скульптурная группа «Минин и Пожарский», выполненная академиком И.П. Мартосом для Нижнего Новгорода, так и не была установлена на родине героя, а куплена казной, увезена в Москву и там заняла место в центре Красной площади, напротив гостиных рядов.

В Нижнем же Новгороде старанием А. И.Мельникова и И. П. Мартоса был открыт обелиск. Кроме того, А. С. Пушкин восхищался Нижегородской ярмаркой, которая создала в его воображении впечатление «бального разъезда».


Таким образом, Александр Сергеевич был в Нижегородской губернии ни один раз. Многое его здесь восхищало, заставляло задуматься. Не только свои переживания, но и минуты радости, он воплотил в произведениях, которые стали мировыми шедеврами литературы.

Заключение

Хотя А.С. Пушкин за всю свою короткую жизнь провел в Нижегородской губернии не так много времени, но этого было достаточно, чтобы написать здесь столько замечательных произведений, наполненных добротой и душевной теплотой. Каждое произведение, написанное здесь, по-своему уникально. Удивительной красоты природа, исторические места не могли не оставить в памяти поэта неизгладимых впечатлений. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что А.С. Пушкин запечатлел в своих произведениях душевные порывы и эмоции, которые возникли под влиянием его пребывания в Нижегородском крае. Именно здесь он реализовал свои ранние замыслы, переосмыслил свой творческий путь.

Болдинская осень

Зимой 1828-1829 гг. Пушкин бывал на балах у танцмейстера Иогеля, где познакомился с молодой красавицей Натальей Николаевной Гончаровой. 6 мая 1830 г. Пушкин и Гончарова были помолвлены. Однако жениться без денег было нельзя, и отец Пушкина выделил ему деревню Кистеновка, которая находилась неподалёку от его имения Болдино, в Нижегородской губернии. В конце августа поэт выехал из Москвы в Болдино, для того, чтобы вступить во владение Кистеновкой, заложить её и достать денег. Эпидемия холеры, которая началась в Москве, заставила Пушкина задержаться в Болдино на три месяца. Здесь Пушкин пережил один из самых плодотворных периодов своей жизни, который позже назовут «Болдинскою осенью». Здесь Пушкин написал стихотворения «Бесы», «Элегия», «Прощание» и др.

В сентябре 1830 г. Пушкин закончил роман «Евгений Онегин» и написал две из «Повестей Белкина»: «Гробовщик» и «Барышня-крестьянка», а также «Сказку и попе и разбойнике его Балде». В октябре появились ещё три повести из цикла «Повести Белкина»: «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель» и были написаны две пьесы из цикла «Маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери». Тогда же Пушкин создал и уничтожил десятую главу «Евгения Онегина».

В ноябре Пушкин написал ещё две пьесы, принадлежащие к циклу «Маленькие трагедии»: «Каменный гость» и «Пир во время чумы», а также «Историю села Горюхино».

Творчество 1830-х гг. Последние годы жизни

18 февраля 1831 г. Пушкин обвенчался с Натальей Гончаровой. Невесте было 18 лет, жениху 31. В мае Пушкин повёз молодую жену в Царское Село, где снял дачу на лето. Здесь, в Царском Селе, поэт написал «Письмо Онегина».

В июле Пушкину было дано официальное разрешение пользоваться государственными архивами. Император назначил поэта «историографом» и даже положил жалованье, которого, впрочем, Пушкину так и не удалось получить. Предполагалось, что он будет писать историю Петра I. Пушкин широко воспользовался разрешением. Когда ему понадобилось собрать материалы о пугачёвском бунте, никто не стал ему препятствовать (тем более что поэт заявил, что бумаги нужны ему для работы над биографией великого полководца Суворова). Когда лето окончилось, Пушкин с женой поселились в Санкт-Петербурге.

Осенью 1833 г. поэт отправляется по пугачёвским местам, записывает рассказы и песни о нём, а затем снова приезжает в Болдино. Здесь он закончил «Историю Пугачёва», написал поэму «Анджело», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».

Тогда же, в Болдинскую осень 1833 г., были написаны стихотворения «Осень», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Бесы», «Вновь я посетил», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (ставшее поэтическим завещанием Пушкина), а также поэма «Медный всадник». В поэме Пушкин снова поднимает вопросы взаимоотношения личности и государства. Поэт вернулся к образу Петра I, воспетого в «Полтаве».

Николай I в конце декабря 1833 г. снова принял поэта на государственную службу и дал ему чин камер-юнкера. Пушкин оскорбился - этот чин подходил только очень молодым людям, не успевшим себя проявить, но никак не ему, разменявшему уже четвёртый десяток. В 1824 г., когда его уволили со службы при канцелярии М.С. Воронцова, поэт имел чин коллежского секретаря, десятого класса по Табели о рангах. Поскольку с тех пор он не служил, теперь, по всей справедливости, он не мог рассчитывать на большее, чем было ему дано, - чин камер-юнкера на один класс выше, чем чин коллежского секретаря.

В 1834 г. молодой тогда критик В.Г. Белинский объявил о конце Пушкинского периода в русской литературе: «тридцатым годом кончился или лучше сказать, внезапно оборвался период Пушкинский, так как кончился и сам Пушкин, а вместе с ним и его влияние…».

26 января 1837 г. Пушкин отослал барону Геккерну оскорбительное письмо, после которого Дантес был вынужден отправить поэту вызов на дуэль. 27 января Пушкин и Дантес стрелялись на Черной речке, и Пушкин был ранен в живот. Через два дня, 29 января (10 февраля) 1837 г. поэт скончался в своей квартире на Мойке.

Проститься с Пушкиным пришло множество людей. По свидетельству одного из очевидцев, для того чтобы облегчить посетителям подход к телу, разломали стену квартиры, где стоял гроб.

3 февраля тело Пушкина тело Пушкина вывезли из Петербурга в Святые горы Псковской губернии, где 6 февраля его похоронили в Святогорском монастыре.