Бунин и его женщины. «Только бы ему было сладостно на душе». Как жена Бунина терпела его измены. Встреча с судьбой

Личная жизнь , русского писателя была непростой, но интересной.

Иван Бунин личная жизнь

Первая любовь случилась у Ивана Алексеевича, когда ему было 19. На работе он познакомился с Варварой Пащенко, сотрудницей газеты «Орловский вестник», где трудился на тот момент и сам поэт. Варвара Владимировна была старше и опытнее Ивана, из интеллигентной семьи (дочь елецкого врача), работала также на должности корректора, как и Иван.

Её родители категорически были против такого кандидата для дочери, не хотели, чтобы она вышла замуж за нищего поэта. Варвара боялась их ослушаться, жить они стали вместе гражданским браком. Отношения их можно было назвать «из крайности в крайность» – то страстная любовь, то мучительные ссоры.

Позднее выяснилось, что Варвара была неверна Ивану Алексеевичу. Проживая с ним, она тайно встречалась с богатым помещиком Бибиковым Арсением, за которого потом вышла замуж. И это притом, что отец Варвары, в конце концов, дал своё благословение на брак дочери с Буниным. Поэт страдал и был разочарован, его юношеская трагическая любовь нашла потом отражение в романе «Жизнь Арсеньева».

В 1896 году Бунин встретил Анну Цакни. Красивую, артистичную и богатую женщину греческого происхождения, мужчины баловали своим вниманием и восхищались ею. Её отец – богатый одессит Николай Петрович Цакни был революционером-народником.

Осенью 1898 года Бунин и Цакни поженились, через год у них родился сын, но в 1905 году малыш умер. Супруги прожили вместе мало, в 1900 году они разошлись, перестали понимать друг друга, взгляды на жизнь были разными, произошло отчуждение. И снова Бунин переживал это мучительно.

В 1906 году Бунин познакомился в Москве с Верой Муромцевой. Отец её был членом Московской городской управы, а дядя председательствовал в Первой Государственной Думе. Вера имела дворянское происхождение, выросла в интеллигентной профессорской семье. На первый взгляд она казалась немного холодной и всегда спокойной, но именно эта женщина смогла стать Бунину терпеливой и заботливой женой и быть с ним до конца его дней.

Бунин Иван Алексеевич (1870-1953) – русский поэт и писатель, его творчество относится к Серебряному веку русского искусства, в 1933 году получил Нобелевскую премию по литературе.

Детство

Иван Алексеевич появился на свет 23 октября 1870 года в городе Воронеже, где по улице Дворянской семья снимала жилье в Германовской усадьбе. Семья Буниных принадлежала к знатному помещичьему роду, среди их предков значились поэты Василий Жуковский и Анна Бунина. К моменту рождения Ивана семейство обнищало.

Отец, Бунин Алексей Николаевич, в молодости служил офицером, потом стал помещиком, но за короткое время промотал имение. Мать, Бунина Людмила Александровна, в девичестве принадлежала роду Чубаровых. В семье уже было два старших мальчика: Юлий (13 лет) и Евгений (12 лет).

Бунины переехали в Воронеж за три города до рождения Ивана, чтобы дать образование старшим сыновьям. Юлий имел на редкость удивительные способности в языках и математике, он очень хорошо учился. Евгения учёба совсем не интересовала, в силу своего мальчишеского возраста ему больше нравилось гонять голубей по улицам, гимназию он бросил, но в будущем стал одарённым художником.

А вот про младшего Ивана мама Людмила Александровна говорила, что он особенный, с самого рождения отличался от старших детей, «ни у кого нет такой души, как у Ванечки».

В 1874 году семья переехала из города в деревню. Это была Орловская губерния, и на хуторе Бутырки Елецкого уезда Бунины сняли поместье. К этому времени старший сын Юлий окончил с золотой медалью гимназию и осенью собрался ехать в Москву, чтобы поступать в университет на математический факультет.

По словам писателя Ивана Алексеевича, все его детские воспоминания – это мужицкие избы, их обитатели и бескрайние поля. Мать и дворовые часто пели ему народные песни и рассказывали сказки. Целые дни с утра до вечера Ваня проводил с крестьянскими детьми по ближайшим деревням, со многими он дружил, пас вместе с ними скотину, ездил в ночное. Ему нравилось кушать вместе с ними редьку и чёрный хлеб, бугристые шершавые огурчики. Как написал он потом в своём произведении «Жизнь Арсеньева», «сама того не осознавая, за такой трапезой душа приобщалась к земле».

Уже в раннем возрасте стало заметно, что Ваня воспринимает жизнь и окружающий мир художественно. Людей и зверей он любил показывать мимикой и жестами, а также слыл на деревне хорошим рассказчиком. В возрасте восьми лет Бунин написал свой первый стих.

Учёба

До 11 лет Ваня воспитывался дома, а потом его отдали в Елецкую гимназию. Сразу мальчик начал учиться хорошо, предметы давались ему легко, особенно литература. Если ему нравилось стихотворение (даже очень большое – на целую страницу), он мог запомнить его с первого прочтения. Очень увлекался книгами, как он сам говорил, «читал в то время что попало» и продолжал писать стихи, подражая своим любимым поэтам ─ Пушкину и Лермонтову.

Но дальше обучение пошло на спад, и уже в третьем классе мальчика оставили на второй год. В результате гимназию он не окончил, после зимних каникул в 1886 году объявил родителям, что в учебное заведение возвращаться не хочет. Дальнейшим образованием брата занялся Юлий, на том момент кандидат московского университета. По-прежнему главным увлечением Вани оставалась литература, он перечитал всю отечественную и зарубежную классику, уже тогда стало понятным, что и жизнь свою дальнейшую он посвятит творчеству.

Первые творческие шаги

В семнадцатилетнем возрасте стихи поэта уже были не юношеские, а серьёзные, и Бунин дебютировал в печати.

В 1889 году он переехал в город Орёл, где устроился в местное издание «Орловский вестник» работать на должности корректора. Иван Алексеевич сильно нуждался в то время, так как литературные труды пока не приносили хорошего заработка, но ждать помощи ему было неоткуда. Отец вконец разорился, продал усадьбу, лишился имения и переехал жить к своей родной сестре в Каменку. Мать Ивана Алексеевича с его младшей сестрой Машей уехала к родственникам в Васильевское.

В 1891 году вышел первый поэтический сборник Ивана Алексеевича под названием «Стихотворения».

В 1892 году Бунин с гражданской женой Варварой Пащенко переехал жить в Полтаву, здесь в губернской земской управе на должности статистика работал его старший брат Юлий. Он помог устроиться на работу Ивану Алексеевичу и его гражданской супруге. В 1894 году Бунин начал печатать свои произведения в газете «Полтавские губернские ведомости». А также земство заказывало ему очерки о хлебных и травяных урожаях, о борьбе с насекомыми-вредителями.

Литературный путь

Находясь в Полтаве, поэт стал сотрудничать с газетой «Киевлянин». Помимо стихов Бунин начал писать много прозы, которую всё чаще печатали уже в довольно популярных изданиях:

Корифеи литературной критики обратили внимание на творчество молодого поэта и прозаика. Один из них очень хорошо отозвался о рассказе «Танька» (сначала он был под названием «Деревенский эскиз») и сказал, что «из автора получится большой писатель».

В 1893-1894 годы был период особой влюблённости Бунина в Толстого, он ездил в Сумской уезд, где общался с сектантами, по своим взглядам приближёнными к толстовцам, посещал возле Полтавы колонии толстовцев и даже ездил в Москву на встречу к самому писателю, которая произвела на Ивана Алексеевича неизгладимое впечатление.

В весенне-летний период 1894 года состоялось длительное путешествие Бунина по Украине, он плыл на пароходе «Чайка» по Днепру. Поэт в буквальном смысле слова был влюблён в степи и сёла Малороссии, жаждал общения с народом, слушал их мелодичные песни. Он посетил могилу поэта Тараса Шевченко, творчество которого очень любил. Впоследствии Бунин много занимался переводами произведений Кобзаря.

В 1895 году после расставания с Варварой Пащенко Бунин уехал из Полтавы в Москву, потом в Санкт-Петербург. Там он в скором времени вошёл в литературную среду, где осенью в зале Кредитного общества состоялось первое публичное выступление писателя. На литературном вечере с большим успехом он читал рассказ «На край света».

В 1898 году Бунин переехал в Одессу, где женился на Анне Цакни. В этом же году увидел свет его второй поэтический сборник «Под открытым небом».

В 1899 году Иван Алексеевич ездил в Ялту, где произошло его знакомство с Чеховым и Горьким. Впоследствии Бунин бывал у Чехова в Крыму неоднократно, долго гостил и стал для них «своим человеком». Антон Павлович хвалил произведения Бунина и смог разглядеть в нём будущего великого писателя.

В Москве Бунин стал постоянным участником литературных кружков, где читал свои произведения.

В 1907 году Иван Алексеевич совершил путешествие по восточным странам, побывал в Египте, Сирии, Палестине. Вернувшись в Россию, он выпустил сборник рассказов «Тень птицы», где делился своими впечатлениями от дальнего странствия.

В 1909 году Бунин получил вторую по счёту пушкинскую премию за своё творчество и его избрали в Санкт-Петербургскую академию наук в разряде изящной словесности.

Революция и эмиграция

Революцию Бунин не принял. Когда большевики заняли Москву, он уехал с женой в Одессу и прожил там два года, пока и туда не пришла красная армия.

В начале 1920 года супруги эмигрировали на теплоходе «Спарта» из Одессы сначала в Константинополь, а оттуда во Францию. В этой стране прошла вся дальнейшая жизнь писателя, Бунины поселились на юге Франции неподалёку от Ниццы.

Бунин страстно ненавидел большевиков, всё это нашло отражение в его дневнике под названием «Окаянные дни», который он вёл много лет. Он называл «большевизм самой низменной, деспотичной, злой и лживой деятельностью в истории человечества».

Он очень страдал за Россией, ему хотелось на Родину, всю свою жизнь в эмиграции он называл существованием на узловой станции.

В 1933 году Иван Алексеевич Бунин был номинирован на получение Нобелевской премии в литературе. 120 тысяч франков из полученного денежного вознаграждения он потратил на помощь эмигрантам и литераторам.

Во время второй мировой войны Бунин с женой прятали на своей съёмной вилле евреев, за что в 2015 году писатель был посмертно номинирован на получение премии и звания Праведник Мира.

Личная жизнь

Первая любовь случилась у Ивана Алексеевича довольно в раннем возрасте. Ему было 19 лет, когда на работе он познакомился с Варварой Пащенко, сотрудницей газеты «Орловский вестник», где трудился на тот момент и сам поэт. Варвара Владимировна была опытнее и старше Бунина, из интеллигентной семьи (она – дочь известного елецкого врача), работала также на должности корректора, как и Иван.

Её родители категорически были против такой пассии для своей дочери, не хотели, чтобы она вышла замуж за нищего поэта. Варвара боялась их ослушаться, поэтому когда Бунин предложил ей пожениться, венчаться она отказалась, но жить они стали вместе гражданским браком. Отношения их можно было назвать «из крайности в крайность» – то страстная любовь, то мучительные ссоры.

Позднее выяснилось, что Варвара была неверна Ивану Алексеевичу. Проживая с ним, она тайно встречалась с богатым помещиком Бибиковым Арсением, за которого потом вышла замуж. И это притом, что отец Варвары, в конце концов, дал своё благословение на брак дочери с Буниным. Поэт страдал и был разочарован, его юношеская трагическая любовь нашла потом отражение в романе «Жизнь Арсеньева». Но всё равно отношения с Варварой Пащенко остались в душе поэта приятными воспоминаниями: «Первая любовь – это великое счастье, даже если она неразделённая» .

В 1896 году произошла встреча Бунина с Анной Цакни. Потрясающе красивая, артистичная и богатая женщина греческого происхождения, мужчины баловали её своим вниманием и восхищались ею. Её отец – богатый одессит Николай Петрович Цакни был революционером-народником.

Осенью 1898 года Бунин и Цакни поженились, через год у них родился сын, но в 1905 году малыш умер. Супруги прожили вместе совсем мало, в 1900 году они разошлись, перестали понимать друг друга, взгляды на жизнь были разными, произошло отчуждение. И снова Бунин переживал это мучительно, в письме брату он говорил, что не знает, сможет ли дальше жить.

Успокоение пришло к писателю только в 1906 году в лице Веры Николаевны Муромцевой, с которой он познакомился в Москве.

Отец её был членом Московской городской управы, а дядя председательствовал в Первой Государственной Думе. Вера имела дворянское происхождение, выросла в интеллигентной профессорской семье. На первый взгляд она казалась немного холодной и всегда спокойной, но именно эта женщина смогла стать Бунину терпеливой и заботливой женой и быть с ним до конца его дней.

В 1953 году в Париже Иван Алексеевич умер во сне в ночь с 7 на 8 ноября, рядом с телом на постели лежал роман Л. Н. Толстого «Воскресенье». Похоронили Бунина на французском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

22 октября исполняется 145 года со дня рождения Ивана Бунина. В день рождения одного из гениев русской литературы мы вспоминаем женщин, которые своим присутствием в его жизни добавили ярких красок в творчество писателя.

Варвара Пащенко: служебный роман и венчание

Со своей первой женой Иван Бунин познакомился в редакции газеты «Орловский вестник». В 19 лет он работал там помощником редактора. В стенах издания и начался служебный роман Бунина с корректором Варварой Пащенко.

Варвара с братом Ивана Бунина

Варя была на год старше своего избранника. Молодого человека она покорила своей красотой, умом и серьезностью. А еще тем, что пошла наперекор воле родителей, которые сначала были против отношений дочери с бедным писателем.

Семейная жизнь Бунина оказалась не такой красивой, как он, возможно, себе представлял. Молодой писатель увлекался популярными в то время идеями бескорыстия и всепрощения. А красавице Варе хотелось видеть рядом с собой надежного, сильного и богатого мужчину. Поэтому через три года совместной жизни молодая жена исчезла из жизни Бунина, оставив лишь одну записку: «Ваня, прощай. Не поминай лихом». Скорее всего, небогатый писатель не мог дать своей супруге того уровня жизни, к которому она стремилась. Поэтому, будучи в отношениях с Буниным, она встречалась с состоятельным помещиком, за которого впоследствии и вышла замуж.

Писатель очень тяжело переживал измену любимой. Его спасением стала работа над одной из частей романа «Жизнь Арсеньева», которая часто издавалась отдельно под названием «Лика».

Анна Цакни: курортный роман и свадьба

В 1898 году Бунин переехал в Одессу. И в этом приморском городе он встретил свою новую любовь — Анну Цакни, дочь одесского издателя и редактора. Писатель называл ее «солнечным ударом». Девушка была очень красивая и довольно непосредственная. Она быстро приняла ухаживания писателя

Пару часто видели на набережной. Свидания обычно завершались на летних верандах ресторанов, где влюбленные заказывали белое вино и кефаль.

А затем была свадьба. Но семейная жизнь и в этом случае не заладилась — практически с самого начала. Супруги побывали в Европе и вернулись в Россию. Бунин планировал жить в Москве, но одесская красавица мечтала вернуться в свой родной город. В муже ее раздражали черствость, холод и безразличие. А Бунин упрекал молодую жену в нежелании разделять его взгляды.

Их совместная жизнь завершилась спустя год после свадьбы. Несмотря на то, что Анна уже ждала первенца, она оставила мужа и вернулась в Одессу. Их сын Коля умеp 16 янваpя 1905 года. Писатель безумно страдал, когда его бросила супруга. Даже пытался покончить жизнь самоубийством

Расставание с Анной оставило в творчестве Ивана Бунина грустный след. Его произведения того времени наполнены ностальгией и философскими размышлениями.

Вера Муромцева: совместная жизнь длиной в 46 лет


Третьей музой писателя стала Вера Муромцева — племянница председателя Государственной Думы Российской империи. Они познакомились в 1906 году на литературном вечере. Вера была очень образованной девушкой, любила творчество, поэтому Бунин привлек ее внимание.

Пара официально оформила свои отношения только в 1922 году. Бунин вместе с третьей женой переехал на юг Франции. Тот период оказался очень плодотворным в его творчестве. Настолько, что в 1933 году писателю присудили Нобелевскую премию.

Рядом с ним стояли две женщины. Скромная, улыбчивая Вера Муромцева и молодая красавица Галина Кузнецова. По залу поползли слухи. Все трое жили в одном доме, как одна семья

Вера Муромцева провела вместе с мужем 46 лет. Она называла писателя Яном, полностью в нем растворилась и, как любящий человек, прощала очень многое. В том числе, к сожалению, и увлечение другими женщинами.

Галина Кузнецова: последняя любовь писателя

В 1926 году русских эмигрантов, живших на юге Франции, потряс факт, что на одной вилле вместе с Иваном Буниным и его женой Верой живет еще одна возлюбленная литератора — писательница Галина Кузнецова.

Галина знала, что произвела на Бунина впечатление. Женщина всегда это чувствует. Словно на крыльях, вернулась она домой в Париж вместе со своим супругом, юристом, белым офицером Дмитрием Петровым. Она вышла замуж за него рано, в восемнадцать лет, желая убежать от родительских скандалов, нищеты, пыльных киевских улиц.

Муж подарил Галине восемь лет сытой, обеспеченной, пусть и эмигрантской, жизни в Европе, помог получить литературное образование, начать печататься в журналах. А теперь он был поставлен перед фактом: она любит другого и уходит к нему. После семейного скандала Галина собрала вещи и сняла маленькую квартирку в Пасси.

Какое-то время она находила на пороге цветы, конверты с деньгами и записки любящего мужа, который умолял ее одуматься и вернуться в семью. Но как она может вернуться, когда ее сердце наконец узнало, что такое любовь? Галина чувствовала себя героиней романа, которой так много пришлось пережить и испытать.

Несчастливое детство, замужество, революция, прощание с родиной и скитание в эмиграции, литературные успехи и ядовитые стрелы критиков, головокружительный роман, разрыв с мужем и воссоединение с любимым... Каждый день, каждую минуту, молодая женщина ждала приезда Бунина. Ждала на вокзале, ждала в кафе, на скамейке в Булонском лесу, в их маленькой квартирке, в ложе театра, в фойе концертного зала. Все это казалось ей таким романтичным, таким возвышенным!


Однако Бунин не был таким уж романтиком. Он метался между Парижем и Грассом, между двумя домами, между любовницей и женой. Конечно, он любил Галину всем сердцем, но ему и в голову не приходило развестись с Верой - такой милой, такой уютной, такой заботливой. А Вера Николаевна томилась в неопределенности. Конечно, она знала, чувствовала, что у мужа появилась другая.

Но Вера она так сильно любила своего Ванечку, его талант, его умные глаза, что от страха потерять мужа предпочла смириться и переждать: рано или поздно он устанет от разъездов и вернется в семью. Так и произошло. Только Вера Николаевна не совсем была этому рада.




Жизнь на два дома Бунину надоела. Галина не умела готовить, а Вера каждый день баловала его вкусной домашней едой. Галине нужны были выходы в свет и новые туалеты, а Вера была домашней и нетребовательной. Иван Алексеевич нашел умное и элегантное, как ему казалось, решение. Он привез Галину в Грасс, на виллу к Вере Николаевне, поставив жену перед фактом: Галина будет жить в их доме как его личный секретарь, ученица и приемная дочь.



Бедную Веру чуть не хватил удар. Но пришлось проглотить и это. Что ей оставалось? Одна в эмиграции она не выжила бы -ни материально, ни психологически. Желая обелить мужа перед судачившими знакомыми и главное - перед самой собой, она придумала такое оправдание: в Галине Иван Алексеевич видит исключительно дочь, которую она не смогла ему дать.

Юная красотка просто заменила стареющему писателю ребенка, помогла зарубцеваться глубокой душевной ране от потери пятилетнего Коленьки - сына Бунина, за неделю сгоревшего от скарлатины. «Пусть любит Галину... только бы от этой любви ему было сладостно на душе,» - написала Вера Николаевна в своем дневнике.

Галина почти 10 лет жила на вилле Ивана Бунина. И если поначалу она была приносящей радость музой писателя, то затем стала источником огорчений и грусти. Оказалось, что молодая пассия писателя влюбилась в сестру философа Фёдора Степуна — Маргой.

Стоят Иван Бунин, Маргой Степун , Леонид Зуров, сидит Галина Кузнецова)

Со временем «треугольник» превратился в «квадрат». На вилле поселился литератор Леонид Зуров, которого Вера принялась усиленно опекать. Опека вылилась в преданную влюбленность Зурова в Веру, о чем Бунин, само собой, знал. Обстановка в доме накалилась до предела. «Я не знаю, как держаться, чтоб были хорошие отношения в доме», — пишет Галина в своем дневнике.

Если первое время Галина словно была заколдована Буниным, то напряженные годы в «любовном треугольнике» помогают ей сбросить эти чары. Она наконец осмеливается признаться самой себе в том, что Бунин никогда не уйдет от жены. С этого момента она начала думать о будущем: «Нельзя же, правда, жить так без самостоятельности, как бы в "полудетях"». Жить на положении то ли секретаря, то ли ученицы, ловить на себе косые взгляды, преданно смотреть в глаза гению, отказываясь от собственных амбиций, — нет, не об этом она мечтала! В отличие от Веры Галина более решительна. К тому же она поняла, что ей больше не нравится вести затворническую жизнь, на которой настаивал Бунин. Такой образ жизни подпитывал писателя, но полностью лишал сил саму Галину. А тут еще подоспела Нобелевская премия, получать которую Бунин отправился вместе с обеими «женами».
Наверное, именно в тот момент Галина осознала, как грустно оставаться в тени великого писателя. Сколько сил ушло на перепечатку рукописей, литературные дискуссии, а в итоге, она даже не может претендовать на роль музы гения. Ведь «официальной музой» всегда будет Вера как жена писателя. После вручения премии, на пути из Швеции во Францию, чета Буниных вместе с Галиной останавливается погостить у писателя Федора Степуна. Там Галина заболела, и Бунины уехали домой, оставив молодую женщину на попечение писателя. Вдали от Бунина Галина окончательно освободилась от своей страсти к нему. Более того, в ее жизни наступает новый период. Она неожиданно влюбилась в сестру Степуна, оперную певицу Маргариту Степун. Когда она возвращается в Грасс, Маргарита следует за ней.

В те дни Вера Николаевна записала в своём дневнике: «Они сливают свои жизни. И до чего они из разных миров, но это залог крепости: пребывание Гали в нашем доме было от лукавого».

Иван Бунин. Портрет работы художника Леонида Туржанского

И вновь Бунин искал спасение в творчестве. Он запирался в своем кабинете, работал дни и ночи напролет, словно боясь не успеть сделать что-то важное. Современники писателя вспоминали, что из-за обмана Галины, которую он любил, русский классик был на грани сумасшествия и отчаяния. Результатом этого состояния и практически круглосуточной работы стали тридцать восемь новелл, которые затем вошли в сборник «Темные аллеи».

Последние годы совместной жизни в Грассе стали очень сложными для всей четверки. Несмотря на свой самообман, Вера Николаевна все чаще чувствовала себя несчастной. Нервный, безответно влюбленный Зуров страдал и умолял ее бросить мужа, а Галина начала тяготиться своей несвободой и тиранической любовью Бунина. Он часто ревновал ее без причины, чувствовал, что она отдаляется от него, и устраивал шумные сцены и скандалы, совершенно не боясь огласки. Присуждение Бунину Нобелевской премии принесло долгожданное признание и деньги, однако именно этот год положил начало конца любви великого писателя и Галины Кузнецовой.

Судя по всему, переболев тяжелой любовью к Бунину, Галина не хотела и не могла влюбляться в мужчин.

"Степун был писатель, у него была сестра, сестра была певица, известная певица и... отчаянная лесбиянка. Случилась трагедия. Галина влюбилась страшно" Какое-то время они с Маргой, как называли Маргариту Степун, живут в Грассе вместе с супругами Буниными. Но ссоры с Буниным в конце концов приводят к тому, что Галина начинает паковать чемоданы. Вместе с Маргаритой она уезжает в Германию.

«Галя наконец уехала. В доме стало пустыннее, но легче», — с облегчением запишет Вера в дневнике. Бунин же очень тяжело переживал это расставание. Он так и не смог понять и простить Кузнецову. Его записи, посвященные ей, полны смятения, горечи и сожаления. Его бросила любимая женщина, ухудшились и без того сложные отношения с другими писателями эмиграции. Его не любили: он был прямолинейным и резким, не скрывал своих антипатий и не признавал творчества коллег. После вручения Нобелевской премии к неприязни добавилась и откровенная зависть некоторых соратников. Последние годы жизни Ивана Алексеевича прошли в ужасной нищете и болезнях. Он стал раздражительным и желчным и, казалось, был озлоблен на весь мир. Верная и преданная Вера Николаевна была рядом до самой его смерти.

Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. В ночь с 7 на 8 ноября 1953 года, через два часа после полуночи Бунина не стало: он умер тихо и спокойно, во сне. На его постели лежал роман Л. Н. Толстого "Воскресение". Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.


Вера до конца жизни была рядом с любимым мужем и больше его ни с кем не делила. Галина же нашла свое счастье с Маргой.

А Галина все же вошла в историю как муза великого писателя. По мотивам ее «Грасского дневника» сняли известный фильм «Дневник его жены», благодаря которому имя Галины Кузнецовой навсегда осталось связанным с именем Ивана Бунина.

Что меня сподвигло к написанию этой статьи?

Не так давно, я увидела картину Алексея Учителя «Дневник его жены».
Фильм этот посвящен жизни великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Впрочем,творческая жизнь Бунина там освещена мало,но прекрасно показана жизнь личная.
Писатель оказался одной из сторон любовного многоугольника. В доме живут трое-сам И.А.,его жена Вера Николаевна и молодая поэтесса Галина Плотникова-любовница Бунина. Накануне вручения Бунину Нобелевской премии в жизнь этой странной семьи врывается еще один человек-начинающий писатель Леонид Гуров. Он приезжает погостить- и остается в доме Буниных на долгие годы. Нет, его вовсе не прельщает жизнь в этом «сумасшедшем» доме. Но Леня просто не может ничего с собой поделать. Он без памяти влюбляется в жену Бунина, Веру Николаевну. И так бы и жили они, если бы не присужденная Бунину Нобелевская премия. На церемонию вручения этой долгожданной и столь желанной Буниным премии, он отправляется в Стокгольм в сопровождении своих любимых женщин- Гали и В.Н.
В дождливом Стокгольме Галина умудряется подхватить сильнейшую простуду. О возвращении домой в Грасс не может быть и речи. Галя вынуждена остановится в Дрездене в доме Ковтунов. Федор Ковтун приятель Бунина и его семьи. И вот пока Иван Алексеевич и Вера Николаевна возвращаются в Грасс, в доме Ковтунов разыгрываются весьма драматические события. За простуженной Галей ухаживает сестра Федора-Марга. Между женщинами нежданно-негаданно вспыхивает бурный роман.
В Грасс Галина возвращается совсем другим человеком. Бунин потрясен переменой, произошедшей с любимой Галей. Все ее разговоры только о Марге. Влюбленные женщины не в силах вынести разлуку, и в Грассе появляется сама Марга. Роман продолжается. Чувства героев накалены до предела. Галя,не способная выносить всего этого, уезжает из Грасса вместе с Маргой. Женщины обосновываются в Париже.
Бунин,потрясенный произошедшим начинает пить. В.Н. в смятении, она страдает, видя что страдает ее любимый. Ну а Леня Гуров страдает, видя страдания В.Н. Такой вот любовный треугольник. Только начало Второй Мировой войны и оккупация Парижа заставляют Галину и Маргу вернуться в бунинский дом. Марге, еврейке по происхождению, грозит немецкий лагерь. Что бы спасти любимую, Галина готова на все, даже на унизительное возвращение в Грасс.
Так и живут они впятером, одной семьей, до окончания войны. После победы русских над немецкими захватчиками, Галя и Марга навсегда покидают Буниных и Францию. Их новый дом-Америка.
Леонид, в виду сильнейшего психологического расстройства, попадает в клинику для душевнобольных. Ну, а чета Буниных мирно доживает свои дни в Грассе.

На мой взгляд, этот фильм не оставит равнодушным ни одного зрителя. Блестящая игра актеров, лихо закрученный сюжет. После просмотра этой картины мне захотелось узнать о жизни Бунина как можно больше,и главное- о жизни Гали и Марги. Обратившись за помощью к Интернету, узнала: в целом история эта правдива. За исключением мелких деталей: Галя Плотникова в фильме- Галя Кузнецова в жизни, Леня Гуров на самом деле Зуров, а Марга Ковтун-Марга Степун, и вовсе не еврейка она,а немка.
Вообще сведений о Марге и Галине не так уж много, а те, что размещены в Интернете- поражают пошлостью. И вот мне захотелось очистить от грязной лжи имена этих двух женщин, двух любящих женщин-и я решила написать о них сама. Вам, Кузнецова Галина Николаевна, и Вам, Степун Маргарита Августовна, я посвящаю эту статью.

Галина Николаевна Кузнецова.

Кузнецова родилась в Киеве в 1900 году. Окончила Киевскую гимназию. Получив классическое образование, рано увлеклась литературой. В 1918 году вышла замуж за юриста Дмитрия Петрова. Столь раннее замужество она объясняла сложными отношениями с родителями и желанием поскорее от них отделится. Революцию Кузнецова не приняла.
Осенью 1920 года супруги покинули СССР навсегда.
Обосновались Галя и Дмитрий в Праге. Галина стала студенткой Французского института. К студенческим годам относятся ее первые публикации, встреченные доброжелательными отзывами.
В 1924 году семья переезжает во Францию из-за слабого здоровья Галины Николаевны. Именно здесь писательская карьера Кузнецовой получила широкое развитие; она публиковалась во многих эмигрантских газетах и журналах- «Современные записки», «Новое время», «Звено» и др. Дмитрий же работал таксистом, профессия юриста была не слишком востребована в эмигрантской среде. Со временем отношения между супругами стали ухудшаться. Виной тому стало знакомство Гали с И.А. Буниным- гениальным русским писателем, кумиром тогдашней молодежи. В юности Галина зачитывалась его стихами, многие из которых она знала наизусть.
Бунин и его жена В.Н. Муромцева- Бунина жили на юге Франции, в Грассе.
И вроде бы сначала знакомство Гали с писателем не предвещало беды, но жарким летом 1926 года меж ними вспыхнул страстный роман. Многие современники называли это безумием, ведь возраст Бунина приближался к 60,а Гале в ту пору было всего 26.
Галина Николаевна понимала, что разрыв с мужем неминуем, такого нельзя было ни понять, ни простить.
Вот как вспоминает этот эпизод писательница и мемуаристка Ирина Одоевцева, подруга Галины: «Петров очень любил Галину и был примерным мужем, всячески стараясь ей угодить и доставить удовольствие.Но она совершенно перестала считаться с ним, каждый вечер возвращалась все позже и позже. Однажды она вернулась в три часа ночи, и тут между ними произошло объяснение. Петров потребовал, что бы Галина выбрала его или Бунина. Галина, не задумываясь, крикнула:
-Конечно, Иван Алексеевич! »
Отверженный муж на первых порах носился с идеей убийства соперника, но вскоре, успокоившись, покинул Париж навсегда. Больше они с Галей не встречались.
Зиму 1926-1927 года Галя провела в одиночестве в съемной парижской квартирке. Частым гостем в этой квартире был Бунин; встречи любовников становились слишком частыми, а разлука- невыносимой.
Весной 1927 года Галина переезжает в дом Буниных. Фактически Бунин признал Галю своей второй женой, а настоящей жене-Вере Николаевне, сказал: «Галя –моя ученица. Я буду учить ее писать стихи.»
Этот странный тройственный союз продлился долгих семь лет. Так и жили они: гениальный писатель, его заботливая жена и его молоденькая любовница.
Много толков и пересуд вызвал этот союз в эмигрантской среде. Кто-то обвинял Бунина в сумасшествии, кто-то в безнравственности. Но для Бунина все эти сплетни не имели ровным счетом никакого значения.
Вот как пишет об этой «семье» в начале 30-х годов поэтесса Марина Цветаева: «Вы, может быть, знаете, что у Бунина –лет 10 как молодая любовь- бывшая пражская студентка Галина Кузнецова. Вера стерпела- и приняла. Все ее судят, я восхищаюсь. Бунин без нее, Веры, не может - значит осталась: поступила как мать… »
Одному только Богу известно, как чувствовала себя Вера Николаевна в этой странной роли почти брошенной жены.
Когда Ивана Алексеевича спрашивали, любит ли он В.Н., он неизменно отвечал: «Любить Веру? Это все равно, что любить свою руку или ногу.»
И действительно, жизни без В.Н. он не представлял. По-своему, конечно, любил. Но что бы творить, ему нужен был огонь, пожар. И этот пожар чувств могла ему дать только Галина.
С первого же дня появления в доме Буниных Галя вела дневниковые записи.
Много позже, уже после смерти И.А. эти записи были опубликованы. Так мир увидел знаменитый «Грасский дневник» Галины Кузнецовой. Там она сама рассказывает о непростой семейной жизни с четой Буниных. На страницах «Грасского дневника» оживают: сам Бунин-грубый,деспотичный, и вместе с тем, по –детски доверчивый и беззащитный; его жена В.Н.- беззаветно любящая «своего Яна» и по-матерински заботливая; сама Галина, влюбленная в гений великого писателя.
Хотя, стоп! На страницах этого дневника фигурирует еще один персонаж, про которого мы забыли сказать. Это Леонид Зуров.
Зуров- эмигрант, писатель. Жил в доме Буниных с 1929 года, пережил их обоих и унаследовал огромный бунинский архив. Литературные работы Зурова были весьма успешны, и доброжелательно встречались, как критиками, так и читателями.
Поселившись в Грассе, в доме Буниных, Леонид в одночасье влюбился в женщину, которая видела в нем лишь сына. В Веру Николаевну. Эта неразделенная любовь для Зурова стала одной из причин многочисленных попыток суицида.
30-е годы особенно тяжелы для обитателей Грасского дома.
Нездоровье И.А., нищета, постоянные ссоры и скандалы.
В 31-ом появился светлый лучик надежды. Иван Алексеевич был выдвинут на Нобелевскую премию. Но…безуспешно.
Второй раз был номинирован в 32-ом году. Но и на этот раз премия Бунину не досталась.
Когда в 1933-ем И.А. был в третий раз номинирован, обитатели его «общежития» не испытали ничего, кроме раздражения. Но тут случилось чудо. Премия была присуждена именно Бунину, а не кому-то другому.
Вот как об этом вспоминает Галя в своем «Грасском дневнике»:
«В четверг 9-ого тяжелый день, ожидание. Все были с утра подавлены, втайне нервны и тем более старались заняться каждый своим делом. Я с утра пошла в сад сажать луковицы нарциссов. И.А. сел за письменный стол,не выходил, и как будто даже пристально писал. Я смотрела в третьем часу на широко и кротко упавший свет над эстрелем и думала о том, что на другом конце света сейчас решается судьба Бунина и судьба всех нас. И у меня уже было ненормальное состояние, и это небо и этот день, и этот город внизу были уже не те, что обычно. Л. спросил, что делать в случае, если придет телеграмма из Стокгольма (мы решили днем пойти в синема, чтобы скорее прошло время), и сам же ответил, что придет за нами. Когда началось второе отделение… я увидала у занавеса двери фигуру Л. Л. подошел сзади в темноте, нагнулся и, целуя И.А.,сказал «Поздравляю Вас… звонок из Стокгольма… »
Так в жизнь этой странной семьи ворвались большие перемены. В Стокгольм на церемонию награждения поехали трое: сам лауреат, законная супруга В.Н. и Галина. Зуров остался в Грассе. Церемония награждения прошла весело и очень торжественно. Бунин был обласкан французскими и шведскими властями. Безденежье забылось, как страшный сон. Теперь И.А. покупал дорогие костюмы себе, туфли, шубы и украшения –любимым женщинам.
Казалось, в семье наконец-то воцарилось благополучие. Но не тут-то было! Именно в это, казалось бы счастливое время, Бунина постиг страшный удар. Удар, которого он никак не ожидал. Удар в спину. Ведь именно на это время пришелся его разрыв с Галиной. В жизнь Гали ворвалась новая любовь. Любовь к женщине. К Маргарите Степун.

Степун Маргарита Августовна.

Маргарита Августовна Степун родилась в 1895 году в Москве в состоятельной дворянской семье. Ее отец был выходей из Восточной Пруссии, мать принадлежала к старинному шведскому роду Аргеландеров. Детские годы Марга и ее старший брат Федор провели в имении Кондрово, Калужской области. Дети получили блестящее образование, свободно владели несколькими языками. С детства Марга увлекалась музыкой. Эту любовь она унаследовала от матери. По воспоминаниям Федора в их доме было «много музыки, главным образом пения. Поет мама…» Пела не только родительница, но и Марга. Она стала оперной певицей.
Как и старший брат, революцию Марга не принялаи была вынуждена покинуть родную страну. Это случилось в 1922 году.
Они обосновались в Германии. Личная жизнь Марги не складывалась, и она жила в одном доме с братом и его женой Натальей. Наверное, так Маргарита пыталась сбежать от тоски и одиночества. Ни семьи, ни детей у нее не было. А в доме Федора всегда шумно, всегда много гостей. Эта суета заполняла пустоту в ее душе.
Зимой 1933-его года в этом хлебосольном доме остановились- Иван Бунин,его жена Вера Николаевна и его молодая любовница Галина Кузнецова.

Роковая встреча.

Встреча Гали и Марги произошла в декабре 1933-его года в доме Степунов. Судьбоносная встреча. Судя по воспоминаниям Ирины Одоевцевой,подруги Галины, это произошло так:
«Степун был писатель, у него была сестра, сестра была певица, известная певица- и отчаянная лесбиянка. Заехали. И вот тут-то и случилась трагедия. Галина влюбилась страшно… »
Так в жизни Гали появилась новая любовь – роковая красавица Маргарита Степун. Появление этой женщины внесло немалую смуту в жизнь Галины, да и в жизнь Буниных тоже.
Впрочем,Вере Николаевне Марга была весьма симпотична. Так она описывает ее: « Странная большая девица- певица. Хорошо хохочет…Она нравится мне. Спокойна, одного со мной круга. Можно с ней говорить обо всем…»
Настает время возвращения в Грасс. Галя и Марга вынуждены на время расстаться. Но лишь на время. Уже в мае в Грасс приедет сама Марга. Эта женщина всегда привыкла добиваться своего. А Галя для нее уже стала «своей». И оставить Галю Бунину – немыслимо.

«Монастырь муз»

Разлуку Галины и Марги скрашивала регулярная переписка. Женщины уже немыслили жизни друг без друга. Галя томилась. Бунин нервничал и пытался вернуть Галино внимание, впрочем, безуспешно. Галя ничего не хотела замечать и лишь тревожно ожидала приезда Марги.
Наконец, настал май, и женщины снова встретились.
В эту, нелегкую для всех обитателей дома, весну В.Н. делает в своем дневнике запись:
«Галя в упоении, ревниво оберегает ее (Маргу) от всех нас…У Гали нет желания соединить Маргу с нами, напротив, она всегда подчеркивает: она моя!»
Что это было: любовь или сумасшествие? Просто страсть или высокое светлое чувство? Нам, потомкам, живущим через столетие, сложно ответить на эти вопросы.
Но судите сами: какая женщина променяет виллу на Французской Ривьере на крохотную квартирку в Париже? Какая женщина променяет известного писателя и Нобелевского лауреата на малокому известную оперную певицу?
Да она должна быть круглой дурой! Нет, дорогой читатель, что бы решиться на такое, нужно просто полюбить. Полюбить сильно и беззаветно. На всю жизнь. Именно так полюбила Галина.
Что бы там ни говорили, именно любовь связывала этих женщин.
В.Н. записывает в своем дневнике:
« Они сливают свои жизни. И до чего они из разных миров, но это залог крепости…»
Таков был окончательный вердикт.
Грасс женщины покинули уже вместе. Вере Николаевна вздохнула свободней, ей всегда казалось, что «пребывание Гали в нашем доме было от лукавого».
Однако И.А. не собирался так легко отпускать Галю. Он все еще надеялся ее вернуть. Он посылал проклятия в адрес Марги. А Гале слал полные нежности письма.
Но Галя их даже не читала… Все они в нераспечатанных конвертах отправлялись в камин. Галя умела быть решительной, когда этого хотела. А возврат в прошлое был для нее не возможен.
Но время распорядилось по-своему.
Началась Вторая мировая война. Оккупация Парижа немецкими войсками. Не в силах найти другой выход, женщины возвращаются на грасскую виллу Буниных.
Там они прожили до 1942 года. Это было непростое время для всех обитателей « Монастыря муз».
Бунин сходит с ума от ревности. В отчаянии он пишет письмо Федору Степуну, старшему брату Марги и своему давнему другу. В письме – крайне нелестная характеристика Марги. Но Федор спокоен, и пытается обрузумить Бунина:
«…Нарисованный Вами образ Марги продиктован, конечно, болью, гневом, ревностью, отвращением к содомскому греху и тем гиперболизмом, который присущ всякому художнику… Мне очень грустно, что она повернулась к Вам своею не лучшей стороной…Так называемая противоестественная любовь, как таковая, ни с гнусностью, ни с грязью ничего общего не имеет: бывает грязь естественных и бывает чистота противоестественных отношений… Прошу Вас в трезвую минуту подумать и умом и сердцем- не правильнее ли прекратить Вам Вашу борьбу против Марги? Мне кажется ей сейчас бесконечно тяжело жить. Правла,не легче, чем Вам ».
Но Бунин не приклонен. Его дневник пестрит записями о Галине и Марге:
« Разговор с Г. Я ей: «Наша духовная близость кончилась». И ухом не повела…»
«Что вышло из Г.! Какая тупость, какое бездушие, какая бессмысленная жизнь!.. »
« Опять весь день думал и чувствовал- да что же это такое - жизнь. Г. и М. у нас, их злоба к нам, их вечное затворничество у себя!..»
Жизнь в «Монастыре муз» напоминает сумасшедший дом. Леонид Зуров на время покидает Грасс, дабы подлечить нервы.
Бунин остается на едине с тремя женщинами. С Галей и Маргой он старается не общаться, часто пропадает из дома на ночь. Сложно представить, о чем думал семидесятилетний писатель, бродяжничая по ночному побережью.
Именно в эти годы Бунин создает великолепный цикл рассказов о любви «Темнее аллеи». Любовь для него всегда была трагична, но теперь, покинутый любимой женщиной, он и вовсе разуверился в силе этого чувства.

Последние годы.

В 1942 году Галя и Марга, наконец-то, покидают Грасс. Пребывание в «Монастыре муз» для них было не менее томительно, чем для Буниных. Тяжело было чувствовать себя нахлебниками этим гордым женщинам. Особенно тяготилась Марга. Ее сольные концерты почти не приносили дохода, и обеспечивать любимую женщину материально она не могла. Галина карьера тоже была в упадке, ее практически не печатали. Женщины зависели от Бунина. Деньги от Нобелевской премии были растрачены. Вновь наступили тяжелые времена- времена недоедания и отсутствия необходимых вещей. Единственной роскошью в доме было радио.
В 1949 году Марге предложили высокооплачиваемую работу в США. Женщины отправились в Америку. Там они провели ровно 10 лет. Вдали от друзей и близких. На другом материке.
Только любовь спасала этих женщин и согревала их души. Только любовь давала им силы жить и бороться с трудностями.
«Все можно выдержать, только бы она была рядом »- думала каждая из них. И они шли по жизни с гордой поднятой головой.
Эта история имеет почти сказочный финал- и жили они долго и счастливо.
В конце жизни они вернулись в Европу и обосновались в Мюнхене. Это было их последнее пристанище.
Марга скончалась в 1971 году в возрасте 76 лет. Галя пережила возлюбленную на 5 лет.
Покоились они в одной могиле, но в 90-е годы захоронение было уничтожено.
Будем надеяться, что они нашли друг друга и на том свете. Будем надеяться, что история этой великой любви продолжается. Ведь с любимыми не расстаются.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Писатель, сумевший вывести формулу идеальной женщины, конечно, должен быть истинным ценителем женской красоты. «Черные, кипящие смолой глаза… черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, - понимаешь, длиннее обыкновенного! - маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи» - Иван Бунин, как завзятый Пигмалион, всю жизнь искал Галатею, из которой можно вылепить свой идеал. Он нашел ее уже на склоне лет.

Иван Бунин

Любовь писателя и Галины Кузнецовой, которая была моложе его на тридцать лет, стала настоящим вызовом обществу, тем более что образовался такой пикантный любовный треугольник: муж, его стареющая жена и новая пассия. «Представьте, они так и живут - втроем», - судачили окружающие. Но это был тот случай, когда мнение других меньше всего интересовало влюбленных. Все границы были стерты мощным наплывом чувств. «В нем есть какая-то волшебная сила», - писала Галина о Бунине в своем дневнике, признавая, что этой силе невозможно противостоять.

Женщины гения

«Истинная любовь не выбирает» - так Бунин раз и навсегда определил свое отношение к главной из «человеческих страстей». Ему, писателю и поэту, «певцу любви», требовалась постоянная подпитка чувств, поэтому в каждый новый роман он бросался с головой, словно в омут.

О женщинах Бунина можно писать целые тома. В истории остались самые значимые романы писателя, о которых стало известно благодаря письмам и дневникам. Сам же Бунин не имел привычки хвастаться своими победами на любовном фронте. Между тем его первая продолжительная связь началась, когда Бунину было всего 19 лет. С избранницей Варварой Пащенко он познакомился в газете «Орловский вестник», где работал корреспондентом. Родители девушки категорически воспротивились женитьбе, поэтому влюбленные жили, что называется, «гражданским браком». Однако спустя время Варвара влюбилась в друга Бунина и вышла за него замуж.

Через несколько лет Бунин женится на Анне Цакни. Но брак оказался коротким и несчастливым. Их с Анной единственный сын умер в пятилетнем возрасте. Кроме сына, супругов ничего не связывало, Бунин много раз жаловался на холодность со стороны жены: «Сколько раз я раскрывал ей душу, полную самой хорошей нежности, - ничего не чувствует, какой-то».

Иван Бунин и Вера Муромцева

После расставания с Цакни Бунин встретил ту женщину, с которой ему суждено было прожить до самой смерти. Веру Муромцеву, выросшую в дворянской, профессорской семье, друзья называли «прирожденной женой писателя». Высокая «с лицом камеи» блондинка приглянулась Бунину на одном из литературных вечеров. Они тайно начали встречаться. Повторилась давняя история - родители Веры выступили против ее романа, и девушка согласилась жить с Буниным «гражданским браком», без венчания. «Я придумал, нужно заняться переводами, тогда будет приятно вместе и жить, и путешествовать, - у каждого свое дело, и нам не будет скучно…» - такой Бунин видел их совместную жизнь, и Вера безропотно согласилась оставить родных, учебу, увлечения ради любимого. Следующие годы она занята лишь тем, что следит за домом и всеми силами обеспечивает комфорт и уют своему гению. Несмотря на бытовые трудности и тяжелые условия «кочевой жизни», супруги вполне счастливы. Но это безмятежное счастье, увы, уходит от них в Грассе, небольшом городке на юге Франции, где Бунин встречает свою последнюю страстную любовь - Галину Кузнецову.

Встреча с кумиром

Галина Кузнецова родилась в стародворянской семье, получила классическое образование в Киевской женской гимназии. Она довольно рано вышла замуж за юриста, белого офицера, и вместе с мужем уехала в Константинополь. Позже супруги перебрались в Прагу, а потом - во Францию.

Отношения с мужем не складывались, Галина пеняла ему на «слабость характера». Жили очень бедно. Чтобы как-то отвлечься от грустных мыслей, Галина начала писать стихи и прозу. Ее печатают в литературных журналах, критики дают благосклонные оценки. Галина постепенно входит в литературный круг и заводит новые, полезные знакомства. Одно из таких знакомств оказалось поистине судьбоносным. Филолог, поэт Модест Гофман познакомил начинающую поэтессу с Иваном Буниным. Произошло это в Грассе, на пляже, где Бунин делал традиционный заплыв. Писатель был очарован прекрасной незнакомкой, а она оказалась совершенно не в силах сопротивляться его магнетизму. «Вы мой кумир», - призналась Галина в тот вечер. Вернувшись из Грасса, она тотчас объявила мужу, что уходит от него. После бурного скандала, во время которого муж плакал и клялся убить соперника, Галина стала свободной женщиной. С этого момента начинается ее длинный и страстный роман с великим писателем.

Галина Кузнецова

Под одной крышей

Почти год влюбленные встречались в маленькой съемной квартирке в Париже. Бунин разрывался между Парижем и Грассом, женой и новой возлюбленной. Конечно, Вера догадывалась о страсти мужа. Знакомая поэтесса рассказывала, что Вера «сходила с ума и жаловалась всем знакомым на измену Ивана Алексеевича». У супругов даже состоялось бурное выяснение отношений, после которого Бунин уехал в Париж. Но разводиться с женой писатель не собирался, он не хотел лишаться налаженного быта, да и за годы жизни жена стала ему родным человеком. «Любить Веру? Как это? Это все равно что любить свою руку или ногу...» - однажды с удивлением сказал Бунин. В свою очередь Вера не могла уйти от своего обожаемого гения. «Я его люблю. И ничего не могу с этим поделать», - отвечала она на расспросы знакомых.

Галина тоже страдала, ожидая очередного свидания с любимым, не зная, придет он в этот раз или нет. Кончилось все тем, что Бунин поставил жену перед фактом: Галина будет жить с ними в качестве секретаря, ученицы и приемной дочери. Вере ничего не оставалось, кроме как согласиться и закрыть глаза на отношения «учителя» и «ученицы».

Виктор Борисов-Мусатов "Прогулка при закате"

«Пусть любит Галину... только бы от этой любви ему было сладостно на душе...» - писала Вера в своем дневнике. Настолько жертвенной была ее любовь, что она согласилась терпеть рядом присутствие пассии мужа. Галине тоже приходилось несладко, но она пыталась поддерживать хрупкое равновесие в доме, надеясь на то, что со временем Бунин все же сделает выбор в ее пользу. Эта не совсем типичная история отношений затянулась на пятнадцать лет. Что творилось на душе у всех участников «любовного треугольника» все эти годы, остается только догадываться. В своих дневниках все трое делают осторожные записи, ни одного лишнего слова. Впрочем, иногда, нет-нет да и промелькнут какие-то странные подробности «совместной жизни». Например, Вера в записях жаловалась на бедность, говорила о том, что у нее всего две и она часто ходит «в Галиных вещах». У Галины же в «Грасском дневнике» периодически прорывается сдерживаемое недовольство: «приходится считаться с характером И.А., а она за все двадцать лет жизни рядом не может примириться с ним», - пишет она про Веру.

Запутанные связи

Со временем «треугольник» превратился в «квадрат». На вилле поселился литератор Леонид Зуров, которого Вера принялась усиленно опекать. Опека вылилась в преданную влюбленность Зурова в Веру, о чем Бунин, само собой, знал. Обстановка в доме накалилась до предела. «Я не знаю, как держаться, чтоб были хорошие отношения в доме», - пишет Галина в своем дневнике.

Если первое время Галина словно была заколдована Буниным, то напряженные годы в «любовном треугольнике» помогают ей сбросить эти чары. Она наконец осмеливается признаться самой себе в том, что Бунин никогда не уйдет от жены. С этого момента она начала думать о будущем: «Нельзя же, правда, жить так без самостоятельности, как бы в "полудетях"». Жить на положении то ли секретаря, то ли ученицы, ловить на себе косые взгляды, преданно смотреть в глаза гению, отказываясь от собственных амбиций, - нет, не об этом она мечтала! В отличие от Веры Галина более решительна. К тому же она поняла, что ей больше не нравится вести затворническую жизнь, на которой настаивал Бунин. Такой образ жизни подпитывал писателя, но полностью лишал сил саму Галину. А тут еще подоспела Нобелевская премия, получать которую Бунин отправился вместе с обеими «женами».

Наверное, именно в тот момент Галина осознала, как грустно оставаться в тени великого писателя. Сколько сил ушло на перепечатку рукописей, литературные дискуссии, а в итоге, она даже не может претендовать на роль музы гения. Ведь «официальной музой» всегда будет Вера как жена писателя. После вручения премии, на пути из Швеции во Францию, чета Буниных вместе с Галиной останавливается погостить у писателя Федора Степуна. Там Галина заболела, и Бунины уехали домой, оставив молодую женщину на попечение писателя. Вдали от Бунина Галина окончательно освободилась от своей страсти к нему. Более того, в ее жизни наступает новый период. Она неожиданно влюбилась в сестру Степуна, оперную певицу Маргариту Степун. Когда она возвращается в Грасс, следует за ней.

чемоданы . Вместе с Маргаритой она уезжает в Германию. «Галя наконец уехала. В доме стало пустыннее, но легче», - с облегчением запишет Вера в дневнике.

Бунин, с одной стороны, очень переживал разрыв с Галиной. С другой - быстро смирился с потерей, как всегда, переключившись на творчество. После расставания со своим «последним романтическим призом» он написал знаменитый цикл рассказов «Темные аллеи». «Знаете, на свете так мало счастливых встреч», - скажет он в одном из рассказов. Зато, кажется, есть счастливые расставания. Во всяком случае, Вера до конца жизни была рядом с любимым мужем и больше его ни с кем не делила. Галина же нашла свое счастье с Маргой.

«До конца жизни своей Степун ее держала в лапках... они поступили на службу и жили довольно прилично... все было хорошо», - писала близкая подруга семьи. Любовь-зависимость осталась в прошлом. А Галина все же вошла в историю как муза великого писателя. По мотивам ее «Грасского дневника» сняли известный фильм «Дневник его жены», благодаря которому имя Галины Кузнецовой навсегда осталось связанным с именем Ивана Бунина.

Фото: East News, Legion-Media.ru, ИТАР-ТАСС