Чем отличаются теплые лыжи от холодных. Как правильно выбрать горнолыжные носки. На какие бренды обратить внимание

В течение многодневного зимнего похода туристам постоянно приходится совершать многочасовые лыжные переходы по ровной и пересеченной местности, скатываться и подниматься по склонам различной крутизны, идти по целине, тропя в толще снега, доходящей до одного метра. Бывалые туристы и лыжники прекрасно знают, что на туристических лыжах не катаются и даже не бегают, а ходят. Да-да, именно ходят! Поэтому не стоит удивляться тому, что скорость, которую они способны развивать, является отнюдь не главным их качеством. А что же главное?

Гораздо важнее надежность, маневренность, отсутствие отдачи и подлипа (налипания снега на «подошву» лыж), а также правильный подбор лыж для конкретного человека.

Как подобрать туристические лыжи для походов?

Туристские лыжи – это персональный спортивный инвентарь, подбираются они индивидуально, и от того, насколько правильно это сделано, зависит комфортность всего похода, как для их владельца, так и для всей группы. Принято считать, что лыжи должны быть длинной в рост человека с поднятой вверх рукой, а палки доходить до подмышек.

Но у меня другое мнение. Я выбираю лыжи по формуле — рост плюс 10 — 15 см. И тогда ими становится удобней управлять на спусках и подъемах, а также в зарослях. Палки должны быть по плечо, т.к. они частично уходят под снег, ведь, в отличие от лыжной прогулки, поход чаще всего проходит вне проторенных трасс. Эти правила подбора распространяются на все модели и типы лыж, как пластиковых, так и деревянных.

Полезные статьи :

Традиционные, деревянные лыжи

Лыжи «Бескид» . В советские времена «Бескид» — туристические лыжи, купить в магазине было практически невозможно. Я приобрел их с рук, уже в «похоженном» состоянии, и в первом же путешествии оценил. Хорошо просмоленные и натертые мазью-серебрянкой, они катят не хуже беговых и по лесу, и по горам.

Их достоинствами является надежность и отличная управляемость на лыжне и на спуске за счет стального канта. Прошел в них все Хибины, могу сказать, что лучше лыж для туризма пока не знаю. Радует и их «средняя» ширина 75 мм — они не такие широкие как «Лесные» и не такие узкие как беговые. Из недостатков, наверное, можно отметить только то, что при оттепели может быть подлип, как и у всех деревянных.

update от 03.12.2013 Все-таки «Маяк» запустил производство лыж «Бескид». Правда, продаются они только самим производителем под заказ и по предоплате. Заявку можно оставить в группе лыжной фабрики «ВКонтакте». Стоимость 4500 руб. + стоимость доставки транспортной компанией (например, доставка до СПБ стоит 500 руб.)

Характеристики
Материал: дерево
Ширина: 75 мм
Цена: ок. 4500 руб.
Рекомендации: лучшие лыжи для туризма

Лыжи «Лесные» . Я очень много ходил на этих лыжах и по лесу, для которого они предназначены, и по горам, и по голым бескрайним тундрам. Если нитка маршрута проходит по лесу, то «Лесные» в этом случае являются одним из самых лучших вариантов, особенно если много тропежки. А вот на пересеченной местности на них тяжелее. При спуске они почти неуправляемы, поэтому есть шанс скатиться не только передом, но и боком или задом. Сложен и подъем «елочкой» — из-за ширины «Лесные» трудно поставить на ребро. Из-за нее же появляются проблемы при движении по лыжне – в нее просто не помещаешься.

Ходил я в «Лесных» и по Панским тундрам на Кольском. На третий день их скользящая поверхность превратилась в горбыль – древесина, из которой они сделаны, слишком мягкая. И еще один недостаток – «Лесные» часто лопаются со стороны пятки — вдоль, по склеенным слоям. Но, тем не менее, «Лесные» свое отслужили достойно. В ситуации дефицита «Бескида» других вариантов, кроме того, как выбрать лыжи туристические «Лесные», не было. Раньше их производили в Новгороде, сегодня их изготавливают в Кирове, на заводе «Маяк», а также на Вологдской лыжной фабрике. На «Лесных» двух последних изготовителей мне ходить не приходилось. В настоящее время, знакомыми мне туристами эта модель практически не используется.

Характеристики
Материал: дерево
Ширина: 110 мм
Цена: 1500 — 1900 руб.
Рекомендации: походы по лесу, рыбалка, охота

Лыжи туристские «Турист — Маяк» . Лыжи «Турист — Маяк», по сути, тот же «Бескид»-новодел, но без кантов. Мною они уже испытаны. Могу сказать, что лыжи хороши для своей цены – 1500 руб. Достаточно крепкие. Правильная ширина 75 мм, имеются трех видов 180 см, 190 см и 200 см. Первые два «роста» по факту 176 и 186, последний, в магазинах мною не встречался, а вот в прайс-листе «Маяка» он есть. Также как есть там и дерево-пластиковая разновидность «Туриста», которая на 100 руб. дороже, чем деревянная, на которой хожу я.

Лыжи подойдут тому, кто собирается купить их на один – полтора сезона. Затем, края лыж закруглятся. Если, конечно, они до того времени вообще доживут. В общем, нормальный бюджетный вариант.

Характеристики
Материал: дерево, дерево-пластик
Ширина: 75 мм
Цена: 1500 – 1700 руб.
Рекомендации: для тех, кто хочет попробовать себя в лыжном туризме

Солдатские или, как их еще называют, армейские лыжи – еще одно чудо оборонки. Это обычные туристические лыжи из мягкой древесины, т.е. их края быстро стачиваются. Пришлось немного на них походить. Удивило то, что я не встречал их меньше 220 см. Наверное, армия, заказывая эти лыжи, считает, что наши солдаты просто гренадеры. В общем, из-за такой длины идти по лесу в них очень трудно, а при подъеме елочкой наступаешь сам себе на запятки.

Характеристики
Материал: дерево
Ширина: 75 мм
Цена: выдаются бесплатно защитникам отечества
Рекомендации: использовать только при полном отсутствии альтернатив

Как правило, на «деревяшках» ходят «матерые туристы» — приверженцы «старой школы», отмечая основные их преимущества – практически полное отсутствие отдачи и отсутствие необходимости использовать дорогостоящие и капризные мази. Молодежь и новаторы ратуют за отход от закостеневшей традиции, считая, что будущее лыжного туризма за пластиком. Тем не менее, мой личный опыт, говорит об обратном.

Полезные статьи :

  • Лыжи «Бескид»
  • Лыжи «Лесные»
  • Лыжи «Турист»
  • Ски-тур
  • Камус для лыж

В поход на пластиковых туристических лыжах

Беговые лыжи . Лыжи беговые иногда используют как туристические. И они вполне подойдут, если это несложный поход — выходного дня или длительностью пару дней, проходит по лесистой местности с накатанными лыжнями. Только надо учесть, что если лыжи пластиковые, то нужна мазь на соответствующую температуру (особенно мазь от отдачи), которую еще нужно уметь подбирать, а также оперативно менять при изменении погоды. В противном случае лыжная прогулка запомнится «не по-доброму» и очень надолго.

Характеристики
Материал: пластик
Ширина: 60-65 мм
Цена: от 1500 руб.
Рекомендации: можно ходить в короткие и легкие походы

Горные лыжи . В те времена, когда качественные туристические лыжи купить было невозможно, для походов приспособили горные. Опыт использования горных лыж у меня невелик. Пару раз я ходил на них в Хибины. Лыжи назывались «Polsport». Хорошо управляются, но, как и у всех пластиковых, есть опасность «не попасть в мазь». В общем и целом – неплохо, если таскать с собой набор мази от отдачи и циклю – снимать старую мазь.

Мое использование горных лыж в походах закончилось на том, что, переходя яму, промытую ручьем, я встал всем весом на лыжу и сломал ее в колодке. Но проблемы на этом не закончилась. Решив использовать ее переднюю часть, я начал переставлять крепление. Но не тут то было. Похоже, лыжа была сверху усилена металлической пластиной. Шурупы не пошли.

Характеристики
Материал: пластик и металлический кант
Ширина: 70-75 мм
Цена: от 8000 руб.
Рекомендации: подходят только горные лыжи классика (почти не приталенные), необходимы мази на все погодные условия или камус.

Туристские пластиковые лыжи с чешуей . Это еще один вариант пластиковых туристических лыж. Выпускаются под несколькими торговыми марками, например, под ТМ «Снаряжение». Хочется отметить, что чешуя работает только на лыжне или насте, на рыхлом снегу от нее нет толка, а вот проблема с мазями также актуальна. Бывают нескольких стандартных «ростовок» — 170, 180, 190, 200 мм.

Характеристики
Материал: пластиковая скользящая поверхность и пластиковое декоративное покрытие
Ширина: 70, 100 мм
Цена: 3800-4500 руб.
Рекомендации: необходимы мази и камус

Манерные лыжи типа ски-тур с камусом . Я только однажды использовал лыжи и ботинки ски-тур, возможно, с первого раза я их не распробовал, но мне было некомфортно. Очень жестко стоит нога, как в горнолыжном ботинке. Нужно, видимо, выработать особый шаг. Но есть и явные преимущества: камус держит даже на крутом подъеме, про «елочку» и «лесенку» можно забыть. Спуск почти как на горных лыжах. Ну и еще один весомый недостаток – высокая цена комплекта.

Дмитрий Рюмкин специально для

О роли подготовки лыж в стартах биатлонистов говорилось много, особенно эта тема стала актуальной после ЧМ в Нове-Место 2013 года. Стенания спортсменов по поводу того, что «…лыжи не ехали», побудили меня попробовать разобраться: как подбираются лыжи к предстоящему сезону, как происходит подготовка лыж к конкретному старту. Экспертами при обсуждении этого вопроса будут двукратная Олимпийская чемпионка Анна Богалий и, на мой взгляд, лучший из отечественных сервисёров Михаил Колосков, а так же бывший лыжник, а теперь эксперт фирмы «Фишер» в России Александр Завьялов. По причине того, что основная масса «сборников» использует лыжи фирмы «Фишер», упор сделан именно на лыжах этой марки.

По скользящей поверхности лыжи «Фишер» подразделяются:

Модели Cold имеют скользящую поверхность
А5 — универсальная холодная база на t -2C и ниже
Модели Plus, S-track, Zero имеют скользящую поверхность
28 — универсальная теплая база на t -5C и выше
5 — теплая база на старый снег.

Александр Завьялов (А. З.) — «Теплые и холодные лыжи имеют, естественно, разные базы. Теплая база — 28-ая. Есть 5-ая база, но она, в основном, на воду, и у спортсменов этих лыж обычно по одной паре. В чем разница пластика? В теплых лыжах больше процент графита. Это сделано для того, чтобы не было так называемого подсоса влаги, так как больший процент графита создает большую пористость скользящей поверхности, что препятствует подсосу влаги. у теплых лыж ещё и более мягкие носки с пятками.

В холодных лыжах процент графита меньше, скользящая поверхность у них более гладкая и имеет слегка сероватый оттенок. Конструкция холодных лыж более жесткая, рассчитана на морозные, а, следовательно, на более жесткие трассы, и сделано это для того, чтобы лыжа под собой этот снег не собирала».

Не каждый спортсмен, не входящий в сборную страны, может позволить себе иметь 10-20 пар лыж. Как выходить из такой ситуации?

А. З. — «Если мы берем «теплые» лыжи — с 28 базой (не каждый спортсмен может позволить себе одновременно иметь лыжи и «теплые», и «холодные», и «супертеплые»), то с помощью накаток и создания соответствующей структуры можно решить проблему на разные температурные условия. Очень желательно, конечно, чтобы накатки были давящими, а не режущими. Результат работы накатки пропадает через две три обработки (нанесение-снятие парафина), и опять остается заводской штайншлифт. На «холодных» лыжах Фишер лежит холодный шлифт, на «теплых» — универсальный. Лыжи Фишер считаются универсальными — можно без проблем одной-двумя парами закрыть весь сезон при использовании накаток. Лыжи других фирм, например, «Мадшус», тоже очень неплохие, но у них более узкотемпературный штайншлифт».

Структура лыж фирмы «Фишер»:

  • Р10-1 ниже -5 старый снег
  • С1-1 ниже -5 новый натуральный снег, мелкозернистый
  • С3-1 ниже -5 искусственный снег
  • С8-1 0-10 искусственный
  • С12-1 ниже -5 натуральный снег
  • Р1-1 +3-5 универсальная
  • Р3-1 0 к теплу, свежий снег
  • Р3-2 мокрый снег
  • Р3-3 +5 к теплу очень мокрый весенний снег
  • Р5-0 0-5 сухой мелкозернистый снег
  • Р5-1 0 к теплу, очень жёсткий снег
  • Р5-9 0 мокрый, старый снег для лыж CL

Так что же такое «структура лыж»?

Михаил Колосков (М. К.) — «Привет! Буду отвечать по пунктам: структура лыж это специально нанесенный рисунок на поверхность лыжи, специальным камнем, установленным на шлифт машине. Каждый рисунок отличается по форме и глубине и соответствует определенной структуре снега (температуре, влажности, состоянию). Некоторые структуры очень маленького диапазона температурного режима, а так как лыжная трасса не однородна, т.е. существует разница температуры и влажности снега на разных участках, то при выборе структуры следует учитывать соотношения количества километров трассы, соответствующих данной структуре. Поэтому, иногда, на каких то участках трассы спортсмен выигрывает, а где то проигрывает. Так в этом году на ЧМ, влажность снега на стадионе была 25%, а на трассе 19%, и те кто катали лыжи в пределах стадиона, проигрывали на дальней части дистанции. Если вы иногда замечали, что на пьедестале только представители какой то одной фирмы. Бывают места, где хорошо работают лыжи, какой либо фирмы, т.е.у этой фирмы наиболее лучшая структура на этот снег. У Фишера более 15 структур на разный снег, у Мадшуса не более 5».


Cтруктуры и машинка для нанесения ручной структуры поверх уже находящейся на лыжах. Ей пользуются не всегда, только тогда, когда она действительно необходима! Иногда она ухудшает скольжение, так как меняет фирменный рисунок. Ручная структура исчезает после обработки парафином, утюгом, а шлифт, нанесенный камнем не исчезает, после термической обработки!

Как спортсмены, входящие в сборную страны, работают с фирмами — производителями лыж?

М. К. — «Каждый спортсмен заключает контракт с определенной фирмой, которая более соответствует параметрам спортсмена. В контракте пор описываются призовые, количество выдаваемых лыж. Лыжи окатываются, лучшие остаются, остальные можно поменять на другие. Фирма берет на себя обязанность перешлифовки лыж, по пожеланию спортсмена. Этим занимается сервисёры».

Анна Богалий (А. Б.) — «Лыжи отбирают на фабрике под каждого индивидуально. С учетом росто-весовых характеристик, а так же сервис бригада помогает в начале сезона определить, то что "едет"... Поменять что "стоит")) Это очень тонкий процесс. В целом с лыжами много очень много работы! Важно так же везение: бывает пара не новая, но едет очень здорово! А новые "стоят". Возили все по-разному: от 8-10 пар, до 20 и даже некоторые за несколько лет коллекцию разных структур и моделей... по 25-30 пар. Все зависит от лыж, марки и уровня спортсмена (очень индивидуально). Лыжи каждый сам выбирает (с кем работать из фирм) и заключает индивидуальные контракты».



На первом снимке лыжи Фишер (не тестированные), на втором — тестированные сервисёрами.

Как практически проходит подготовка отбор лыж на конкретную гонку ?

М. К. — «Подготовка лыж на определенную гонку, это очень сложный и долгий процесс. Во-первых, сервисер просматривает прогноз погоды на день гонки, в соответствии с этим, за день до гонки, желательно во время старта спортсмена, откатывается какое то количество лыж, соответствующее погоде, обычно это от шести до десяти и более пар лыж. Обычно это делает сервисер, иногда вместе со спортсменом. Откатку лучше проводить на всей трассе, потому что качество снега разное на разных участках. Необходимо отобрать лыжи стабильно работающие на всей трассе, это 4-8 пар. Сервисер проходит в день от 20 до 30 км. Все отобранные лыжи промываются парафином и готовятся на Откатку уже непосредственно перед гонкой.

В день гонки первым делом замеряется температура и влажность снега и воздуха. На специальные (тестовые) лыжи, их обычно 20 пар для теста порошка и 10 парафина, наносится варианты смазки на данный день. За 2-2.5 часа до старта, лыжи спортсменов и тестовые лыжи выносятся на откатку. Вначале откатываются лыжи спортсменов, т.е. отбирается одна лучшая пара, наиболее соответвующая погодным условиям, данному снегу. Лыжи отбираются так же на всей трассе, тестируются на скорости потому, что на скорости все лыжи работают по-разному. Когда отобрана лучшая пара спортсмена, сервисеры приступают к выбору варианта смазки (парафина, порошка, ускорителя, ручной структуры). Тесты тоже проходят по всей трассе. За 1 час до начала гонки все отобранные лыжи несут в бокс, где на лучшую пару спортсмена наносится лучший вариант смазки. Если в день проходит две гонки, то все повторяется сначала. После гонки, все используемые лыжи промываются и обрабатываются».

На каких лыжах выступают спортсмены, приглашённые на Кубок Мира по результатам выступления на Кубке IBU и российских стартах? Что произошло в Антхольце, когда Катя Юрьева после финиша (93 место в спринте) в сердцах бросила: «Кому дрова на растопку камина»?

М. К. — «За каждым сервисером закреплены по 2-4 спортсмена, он отвечает за отбор и подготовку лыж своих подопечных. Спортсмены приехавшие с кубка IBU имеют свой набор лыж, порой не совсем соответствующий требованиям. Хотя фирмачи идут на встречу и выдают дополнительные пары спортсменам, участвующим на этапах Кубка Мира.

Юрьева в Антхольце выступала на своих лыжах, за отбор и подготовку отвечала иностранная бригада, поэтому что либо сказать конкретное об этой гонке не могу. Пихлер и Ростовцев были против участия Кати на этапах, поэтому делайте выводы сами (хотя... немец говорил, что рад Катиным победам на КИБУ и рад пригласить в сборную. Вновь фа немец уличён во лжи... примеч. автора). А когда узнали, что она доверяет больше российскому сервису, то …".

P.S. Если у вас будут ещё вопросы к нашим экспертам, задавайте в ходе обсуждения темы.

Советы и инструкции

Введение

Ниже размещён текст, представляющий собой обобщение любительского опыта. Не более того. Рассматривайте это как приглашение к дискуссии.

Часть 1

Сохнет ли пластик?

Смачиваемость пластика парафином - явление в тончайшем пограничном слое. Наличие загрязнений, окисление может помешать контакту пластика и парафина. Плёнка парафина не будет сплошной, а, значит, не будет прочной. Часто рекомендуют новые лыжи сразу циклевать. Это излишне суровый метод. Новые лыжи могут быть ворсистыми, могут быть затёрты жирными руками, и не будут брать парафин. Однако, магазинная структура скорее хороша, чем плоха, и её желательно сохранить. Есть щадящий метод обновления скользящей поверхности (СП) - использование тонкой стальной щётки. Затем лыжи промыть сервисным парафином и провести базовую подготовку.

Ворс

СП новой лыжи ровная, красивая, видна структура, но… совсем не катит. Возможно, не попали в погоду. Но наиболее вероятная причина - ворс. Дешёвый (и дорогой!) пластик лыж при нанесении структуры может покрываться тонкими вытянутыми частичками пластика. Края бороздок новой структуры неровные, рваные. Увы, невозможно почувствовать характер лыжи, если на СП ворс. Для того чтобы лыжи поехали в свою погоду, ворс надо вычищать.

Варианты действий:

  1. Попеременная обработка лыж мягким и твёрдым парафинами, чистка роторными щётками. Лучшая для чистки ворса щётка - steel very fine racing (очень тонкая стальная, очень дорогая).
  2. Кататься, накладывать парафины и кататься. Лыжи могут поехать нескоро, бывает, через 500 км.
  3. Новые лыжи проциклить. Можно легонько снять ворс бритвенным скребком, а можно снести магазинную структуру напрочь.
  4. Может помочь полировка синтетической салфеткой для мытья посуды без абразивной крошки - аналогом фирменного фибертекса. Срабатывает комбинация методов.

Профиль лыж

Для Atomic пишут, что у них профиль Worldcup Speed, для Fisher - Worldcup Skate и так у каждого производителя свои словечки. Так что это такое? Современные лыжи могут иметь разную ширину в носке и пятке, в колодке. Распределение ширины лыжи по её длине называют профилем. Это пришло из горных лыж. Зауженные в колодке лыжи имеют «приталенный» профиль. Такими лыжами удобнее толкаться на жёсткой, леденистой трассе. Сейчас изменился сам коньковый ход, всех стала волновать курсовая устойчивость при прокате на одной ноге. Появился «стреловидный» профиль. Но часто пишут одно, а если померить лыжу линейкой, увидишь другое. Во всяком случае, профиль не повод предпочитать определённую марку лыж. Ведь работает не профиль сам по себе, а связка торсионная жёсткость - профиль. Если носок лыжи сделан мягким, то нет смысла его нагружать при отталкивании, его надо заузить. В месте, где начинается силовая пластина лыжи, определяющая её устойчивость к скручиванию и жёсткость, разумно расширить лыжу. Получаем «кобру» Rossignol и Worldcup Speed Atomic. Да и Fisher делает также. Далее, в зависимости от внутренней структуры, от относительной жёсткости центральной части лыжи её выгодно заузить или оставить ровной... Т.е., любой профиль топовых лыж хорош. Он соответствует эпюре, эпюра соответствует погоде/лыжне. Madshus производит лыжи с тремя разными эпюрами на разные трассы и соответствующими им профилями.

Как измерить неизмеримое?

Очень интересно выяснить, как разные лыжи взаимодействуют со снегом. Непосредственно подсмотреть процесс не получается, строят модели. Измеряют лыжи в лабораторных условиях. Проблема в том, что трудно всё смоделировать. Например, лыжник катит на одной лыже, прикладывая свой вес близко к пятке ботинка, а толкается где-то вблизи носка ботинка. Т. е., в процессе каждого шага перекатывается с пятки на носок. В лаборатории заменили снег твёрдым основанием, точку приложения веса лыжника зафиксировали. Когда говорят об эпюре лыжи, надо понимать, что это всего лишь модель. И измерять лыжи для мягкого снега на твёрдом основании неправильно. Но проще.


Что такое «тёплые» лыжи и «холодные»?

Эпюра лыжи - это то, как лыжа распределяет вес модели лыжника на модель снега (твёрдое основание). Самая наглядная характеристика лыжи, определяющая скольжение в разных условиях. Есть В-образная эпюра, характерная для морозных лыж, есть С-образная для тёплой погоды. Мысленно положите буковки В и С набок и поймёте, о чём идёт речь. Разница в остроте пиков давления и в длине колодки. В-образная эпюра имеет длинные, размазанные пики давления под передней и задней частями лыжи, равномерно распределяет вес лыжника. Это хорошо для мороза и мягкой лыжни. С-образная имеет острые пики давления, что уменьшает явление «подсоса» в мокрых условиях, удобно на жёсткой лыжне.

Распространены лыжи с комбинированной эпюрой ВС. Передний горб давления острый (C), а задний - гладкий (B). Есть и А - эпюра. Очень длинная колодка, лыжа как рессора, носок и пятка очень жёсткие. Для того чтобы сделать лыжи с разными эпюрами, меняют конструкцию лыжи. Madshus делает лыжи трёх конструкций (три разные эпюры): SC, R, HP. На мягкий, обычный и твёрдый снег соответственно.

Fisher выпускает лыжи 610-й и 115-й конструкций на мягкую и плотную трассы, Atomic просто пишет warm или cold (тёплая или холодная) эпюра. Не путать с пластиком и структурой! Буквы на стикере w или c - тип эпюры, обусловленный конструкцией лыжи (тепло, холод), y или d - тип пластика (тёплый, холодный). У неспортцеховых лыж на тёплую конструкцию накладывают тёплый пластик. В спортцехе встречаются холодные по конструкции, но с тёплым пластиком и наоборот. Т.е. лыжа с любой эпюрой может иметь тёплый или холодный пластик (зависит содержание графита) и огромное разнообразие структур на скользящей поверхности. Не приходится удивляться, что профессионалы таскают за собой баулы с 20-ю парами лыж. Любителям тоже сложно. Ведь никакой смазкой невозможно изменить конструкцию лыжи, а хочется быстро ехать и в мороз и по весне... Разговоры об «универсальности» Fisher и «узкодиапазонности» Madshus - это фокусы маркетинга. Более того, чем лучше производитель осваивает технологию, тем «острее» он «затачивает» свои лыжи под конкретные условия применения. Лыж приходится иметь много. Разных марок. Специализация лыж по типу эпюры - правильный и неизбежный процесс.

Что такое «подсос»?

Когда в тёплую погоду пытаешься кататься на «холодных» лыжах, заметно, как при разгоне лыжа начинает тормозить, прилипает. Хотя на самой малой скорости скольжение может быть даже идеальным. Это тормозит вязкость излишней воды, создаваемой трением. Борются с этим так же, как и в поплавках гидросамолётов (там используют редан) - снижением площади контакта. Для снижения площади контакта СП с водяной плёнкой применяют лыжи со специальной эпюрой, структуры, накатки. Назначение фтористых смазок такое же, но когда воды образуется очень много, смазка не справляется.

Структура

Структура - это объёмный рисунок, вырезанный или выдавленный на СП. В зависимости от свойств снега он призван отводить или удерживать под лыжей образующуюся от трения воду. В тёплых условиях воды образуется излишек, в морозных - недостаток. Структуры бывают линейные и прерывистые, например, типа «прерывистая ёлочка». Существуют несколько вариантов объяснения, почему они работают. (А они работают!) По одному из вариантов, структура - это дренаж, с помощью которого вода вытесняется в менее нагруженное место СП. Чем мокрее снег, тем глубже и длиннее должен быть дренаж для отвода воды из-под горбов давления. По другому варианту объяснения структура - это «дренаж наоборот». Снег под бороздой испытывает меньшее давление, чем под ровной поверхностью, не тает, вода, несущаяся вдоль лыжи, натыкается на снежный островок и отрывается от СП. Т.е., борозды не являются проводниками воды, а наоборот. Думаю, что оба варианта правильно объясняют работу разных типов структур (линейных и прерывистых), на разную погоду.

Чем холоднее и суше погода, тем мельче дренаж. Есть выдавливающие накатки для нанесения морозной структуры с валиками, формирующими почти поперечные вмятины на СП (ёлочку) совсем без продольных борозд. Верно и обратное. На воду часто применяют Super Riller от SWIX, который нарезает широкие линейные борозды на СП. Улучшению скольжения не мешает (помогает?) даже образующееся при этом малое количество ворса.

Обращаю внимание, что структура не отменяет необходимость специальной эпюры. Возможности структуры ограничены.

Много раз слышал, что лыжи cold поехали на тепло, а warm на мороз. Ничего удивительного в этом нет. Это ещё раз доказывает, что эпюра лыжи более значима для скольжения, чем тип пластика и структура. Лыжи warm конструкции у Atomic имеют острые, короткие зоны контакта со снегом, что помогает на жёсткой лыжне. Жёсткая лыжня - давно не было снегопадов, лыжню закатали. А ведь при морозе осадки наименее вероятны. Вот и катит лыжа warm по жёсткому морозному снегу. Лыжи cold более равномерно распределяют давление по снегу, что иногда позволяет не тонуть на разбитой трассе, на свежем снегу. При тепле осадки более вероятны, чем в мороз. Всё верно, при выборе лыж надо смотреть на плотность лыжни прежде, чем на температуру. У Fisher ориентироваться на надписи plus - cold вообще не следует. Надписи сообщают второстепенные параметры! Маркировка конструкции на носке лыжи необходима и именно она имеет наибольшее отношение к скольжению! В магазинных лыжах plus - cold это тип пластика и структуры и ничего не говорит о конструкции. Один Rossignol делит свои лыжи в зависимости от плотности лыжни на S1 и S2 типы на плотную и мягкую трассы. (тип пластика одинаковый!) У всех профессиональных лыж есть распределение по конструкции.

Что такое «катучие» лыжи?

Те, которые дальше всех уезжают с горки? Или те, на которых легче вкатывать в гору? Существует противоречие между скольжением лыж с горы и работой лыж в подъём, когда вес всего тела переносится на одну лыжу. В обоих случаях эпюра лыжи должна соответствовать лыжне/погоде, несмотря на очень разную нагрузку (а также плотность снега и скорость). На спуске вес распределяется на две лыжи, излишняя жёсткость вредна. В подъём каждая лыжа должна держать вес всего тела. Да плюс сила толчка ногой. Здесь возможен только компромисс, полностью удовлетворить оба требования невозможно, хотя попытки есть. Fisher делает лыжи с очень малой начальной жёсткостью. По мере сжатия жёсткость резко возрастает, упираемся в непрогибаемую колодку. Её не продавить ни ½, ни полным весом лыжника. А часто и вообще никаким! Лыжи ведут себя как доски, но их просто подбирать, поскольку они перекрывают большой диапазон весов. Лыжи едут почти под всеми. Но не лучшим образом. Ведь колодка должна касаться снега хотя бы при толчке ногой. Такие лыжи пытаются делать в спортцехе. На основе штрихкода каждой лыжи можно выяснить её жёсткость в килограммах! Это не значит, что они подойдут всем лыжникам с таким весом и на все условия. Есть ещё предпочтения в технике, существует специализация лыж по условиям применения. Любительская пропорция между жёсткостью лыжи и весом лыжника 0,9-1,0. Для профессионалов может быть и 1,1 (Для профи эта жёсткая пара далеко не единственная). В любом случае, коэффициент зависит не столько от уровня подготовки спортсмена, сколько от плотности трассы и её рельефа. Нет смысла выбирать жёсткие лыжи для любительской трассы. (Есть исключение - весенние гонки по крупнозернистому снегу.) А слишком мягкие лыжи не позволят легко вкатывать в подъёмы. Fisher является лучшей маркой для любителя, который может позволить себе лишь одну пару лыж и выбирает её без оборудования, на ощупь. Fisher PLUS 610-й конструкции с NIS является бестселлером последних сезонов. Очень многие предпочитают старый RCS новому RCS Carbonlite. Для Atomic Worldcup в качестве единственной пары рекомендуют cold конструкцию, как наиболее универсальную.

Сколько лыж надо иметь лыжнику - любителю, принимающему участие в соревнованиях?

Если ваши соревнования проходят в одном регионе, то необходимы лыжи со следующими качествами:

  1. «Асфальтовые» лыжи на малоснежье. Как правило, бывшие боевые, заслуженные.
  2. «Среднеморозные», -1° -10°, мягкая трасса. B-эпюра.
  3. «Тёплые» на жёсткий снег. Выбор между сверхжёсткими лыжами с BC-эпюрой и стандартными (вашей весовки) с C-эпюрой. В обоих случаях лыжи лучше приталенные. СП с мелкой структурой. С дополнительной накаткой пригодятся на воду и крупнозернистый снег, без неё - на очень плотную, закатанную лыжню-«бетон», мороз.
  4. «Морозные», холоднее -12°, на подготовленную лыжню средней плотности, без рыхлого снега и «бетона». Такие лыжи надо тщательно подбирать под вес лыжника. Ведь если у «тёплых» лыж изменение нагрузки приводит к изменению положения коротких горбов давления, и может не ухудшать скольжения вовсе, то у «морозных» может искажаться форма горбов, которая, собственно, и делает лыжи морозными. Всегда эпюру с плоскими, равномерными горбами получить сложнее, чем с острыми.

Пункт 2 наиболее востребован для любителей, и желательно его продублировать точно такой же парой для тестирования смазок. Итого: 5 пар, из них 3 боевых. Сэкономить на количестве не получится, а по деньгам - возможно. При покупке ТОП лыж из коллекций прошлых сезонов получаем экономию до 50% без потери полезных свойств. Эпюра старой модели может быть лучше, чем новой. Даже лишние граммы веса не омрачат удовольствия от хорошей работы и отличного скольжения лыж, соответствующих погоде. Можно взять за правило каждый год покупать по паре прошлогодних лыж на ту погоду, в которую вы плохо катили в прошлом сезоне. Бывает, что модель такого-то года является неудачной, фирма сменила технологию, но не до конца её освоила. Так было при переходе Fisher на CAP - конструкцию. Про прошлогодние лыжи уже всё известно: удачная или неудачная модель!

И конечно, успех не измеряется количеством медалей. Только отзывы любителей! Провал любимой фирмы - это хороший повод попробовать другие лыжи. Не надо бояться, что залежавшаяся пара является заведомо неудачной - если в магазине не применяются сложные измерительные устройства, то процент выигрыша в лотерее, где разыгрываются катучие лыжи, со временем не падает. Ведь без проверки на снегу понять характер лыжи сложно. В этом отношении появление системы NIS и фабричной заливки СП парафином играет против любителей. Можно нарваться на профессиональную отбраковку лыж, которые выглядят как абсолютно новые, а их уже оттестировали на лыжне, тем более, что спортивный сезон у кого-то может начаться раньше вашего.

Равнинные лыжи для прогулок в городских парках и пригородных лесах должны быть подобраны правильно с учетом антропометрических данных человека. От этого зависит, получите ли вы удовольствие от лыжной прогулки или промучаетесь все это время.

Беговые (равнинные) лыжи

Беговые лыжи подходят для передвижения по равнинной местности. Это могут быть гоночные лыжи (Racing), лыжи для туризма (Back country), лыжи для детей и подростков (Kid / Junior) и прогулочные лыжи (Recreation, Fitness). От правильного выбора лыж зависит не только то количество денег, которое вы за них отдадите, но и удовольствие от катания. К сожалению, продавцы не всегда оказываются хорошими консультантами. Покупателю лучше самому определиться с выбором.

Легкие беговые лыжи предназначены для профессиональных спортсменов и для небольшой группы любителей. Такие лыжи используются только на специально подготовленных трассах. Покупатель должен точно знать, для классического или конькового хода покупаются конкретные лыжи. Лыжи для туризма необходимы для зимних походов, нередко в экстремальных условиях (например, на Крайнем Севере). Возможно, для длительных переходов, даже по целине. Стоят эти широкие прочные лыжи дорого. Лыжи для детей (от 3 до 8 лет) и подростков (до 15 лет) могут быть как прогулочными, так и спортивными.

Лыжи категории Fitness стоят дорого. Их покупают, в первую очередь, хорошо подготовленные любители. Проблемы имиджа мы не рассматриваем. Прогулочные лыжи интересуют самую массовую и разновозрастную группу покупателей. Эти устойчивые лыжи можно назвать универсальными. Они нужны для активного зимнего отдыха в разную погоду. Стоимость таких лыж обычно более доступная. Особенно у отечественных лыж, которые имеют вполне приличное качество. К сожалению, жесткость более дешевых прогулочных лыж чаще рассчитана на лыжников весом до 70 кг.

Для семейного зимнего отдыха больше подходят лыжи, предназначенные для классического хода. Для «конька» лучше выбрать лыжи с гладкой скользящей поверхностью по всей длине. В Подмосковье мало подготовленных трасс для конькового хода, поэтому лучше предпочесть «классику». Или купить две пары лыж, одна из которых будет для конькового хода.

Ширина лыж

Ширина равнинных пластиковых лыж зависит, прежде всего, от их назначения. Предположим, что нам нужны лыжи для прогулки в лесу, а не для спорта, охоты или многодневных походов. Остановимся на тех относительно недорогих прогулочных лыжах, которые устроят массовую разновозрастную часть населения. Эти лыжи не должны быть слишком узкими. Узкие лыжи требуют отличной лыжни. Лыжник, выехавший в парк или в лес, чаще встречается с тем, что лыжня разбита или отсутствует. Приходится искать ей замену, например, след от снегохода. Или прокладывать лыжню самому. С узкими беговыми лыжами такая прогулка превратится в испытание сил и выносливости. Не стоит брать и слишком широкие лыжи, которыми пользуются «первопроходцы» и охотники. Для наиболее активных людей, которые допускают значительные нагрузки, подойдут лыжи категории «Fitness». Это очень качественные лыжи, при изготовлении которых применялись передовые технологии. Стоимость таких лыж приближается к стоимости гоночных моделей.

Даже самые недорогие беговые пластиковые лыжи прослужат верно, если они подобраны грамотно. Иногда люди покупаются на марку и выбирают дорогие фирменные лыжи, абсолютно несоответствующие требованиям лыжника. Те качества, которые оценит спортсмен, останутся незамеченными людьми, время от времени совершающими лыжные прогулки в более или менее быстром темпе. Мало того, на отличных спортивных лыжах такие прогулки будут менее комфортными, чем на обычных прогулочных лыжах.

С насечкой или без насечки?

Выбор лыж с насечкой против отдачи или без насечки зависит от личных пристрастий лыжника. Лыжи с насечкой понадобятся лыжнику, который долгое время катался на деревянных лыжах. Ребенку тоже на них будет удобнее. Насечку наносят для того, чтобы уменьшить проскальзывание назад. Даже тогда, когда лыжи не намазаны или мазь стерлась. Сопротивление таких лыж больше, чем тех, у которых нет насечки, поэтому скорость движения снижается. Насечка под колодкой лыжи соприкасается со снежной поверхностью только в момент отталкивания ногой. Во время скольжения работает часть, свободная от насечки. Для того, чтобы лыжи хорошо скользили, они должны быть более жесткими или более длинными. Кстати, среди лыж с насечкой больше шансов найти жесткие лыжи. Насечка подходит для средне-утрамбованной лыжни, в меньшей степени — для обледенелой, укатанной или излишне рыхлой лыжни.

Лыжи без насечки более скоростные. Их обязательно нужно использовать с тщательно подобранными мазями. Если нет техники хождения на таких лыжах, то отдача назад замучает и вымотает неопытного лыжника. Подбору лыжных мазей будет посвящена отдельная статья.

Выбор лыж по росту и весу лыжника

Мы помним с детства, как выбирают лыжи по росту. Нужно встать прямо, вытянуть руки кверху и согнуть их в кистях. Высота от пола до согнутых в кистях рук соответствует высоте лыж. Этой рекомендацией могут пользоваться и взрослые лыжники. Есть и другая методика. Прогулочные лыжи для любителей классического хода должны быть на 25 — 30 см больше роста человека. Предпочитаете коньковый ход — возьмите более короткие лыжи на 10 — 15 см больше роста человека. Следовательно, наиболее подходящая усредненная длина прогулочных лыж — на 15 — 25 см больше роста лыжника. Более тяжелому лыжнику понадобятся лыжи, которые длиннее на 25 см. Чем легче лыжник, тем лучше он будет чувствовать себя на лыжах, длина которых соответствует нижней границе диапазона (т.е. на 15 см). Более короткие лыжи подходят и для начинающих лыжников, рискующих запутаться в длинных лыжах. Изготовители считают, что важнее не ошибиться, подбирая по длине лыжи для конькового хода. Вот примерное соотношение роста человека и длины прогулочных лыж:

рост 160 — 165 см — длина лыж 180 — 190 см;
рост 170 — 175 см — длина лыж 190 — 200 см;
рост 180 см — длина лыж 200 — 210 см;
рост 185 — 190 см — длина лыж 210 см.

Даже простые и недорогие лыжи, правильно подобранные под вес человека, позволят получать удовольствие от прогулок. Для того, чтобы выбрать лыжи, соответствующие весу лыжника, нужно взять с собой в магазин лист писчей бумаги. Лыжи без насечки подбирают тщательнее. Начинают с того, что кладут лыжи на ровную гладкую поверхность. Например, на пол в магазине. Встают ногами на обе лыжи так, чтобы ноги располагались в предполагаемом месте ботинок. Достают лист бумаги. Он должен свободно проходить под толчковой площадкой. Если вес покупателя лыж не соответствует данным лыжам, то просунуть под лыжами бумагу будет невозможно. Тогда нужно взять более жесткие лыжи. Чем тяжелее лыжник, тем более жесткие лыжи ему понадобятся. Затем покупателю нужно перенести вес на одну ногу. Лыжа должна прижать бумагу так, чтобы ее нельзя было вытащить. Есть разные приемы определения жесткости лыж, связанные с прижатием лыж руками. Они сильно зависят от силы рук, поэтому не всегда точные. Более жесткие лыжи удобнее для конькового хода, но на них сложнее удерживать равновесие. Более мягкие лыжи легче в управлении. Безусловно, эти рекомендации не подходят для выбора спортивных лыж, которые подбираются не только по весу лыжника, но и по типу скольжения, погодным и другим условиям. В специализированных магазинах можно рассчитывать на помощь консультантов, которые используют специальный прибор флекс-тестер.

И еще одно важное замечание: лучше, если лыжи будут иметь равномерный сгиб. Тогда они не станут тормозить при слишком сильном давлении на снег. Чрезмерное давление приводит к ухудшению хода, торможению и частой смазки лыж во время прогулки. Не стоит покупать искривленные (в продольном направлении) лыжи. Желобок обязательно должен быть прямым! Визуальный осмотр позволит отбраковать лыжи «с винтом», с всевозможными буграми, отслоениями и т.п. Царапины и косметические дефекты не столь опасны, так как они обязательно появятся после нескольких прогулок.

© А.Анашина. Блог , www.сайт

© Сайт , 2012-2019. Копирование текстов и фотографий с сайта pоdmoskоvje.cоm запрещено. Все права защищены.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143469-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143469-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");