Что такое эпиграф? Смысл эпиграфа и его связь с повествованием В чем заключается эпиграф к поэме мцыри

(Поэма — крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Поэму обычно относят к лироэпическим произ- ведениям, так как, рассказывая о судьбах своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мыс пи, чувства, переживания.)

  1. В романтических произведениях (в том числе и в поэме) исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. Перечитайте отрывок из 1 главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал ро-мантический пейзаж. Какие художественные средства использо-вал Лермонтов?

(Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична - горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока - «груды темных скал», снежные верш ины гор скрываются в облаках. Главные художественные приемы в поэме - олицетворение и сравнение. В основе метафо- ры-олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка («Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся»). Сравнения: вершины гор «курилися, как алтари»; снега горят, «как алмаз», облака сравниваются с караваном белых птиц. Пейзаж: показан глазами героя и передает его мысли чувства. Первая картина (разделенные потоком берега) - одиночество, отчаяние. Заключительная картина (облака, направляющиеся на восток, к Кавказу) - непреодолимое стремле- ние на родину).

  1. Каким размером, с помощью каких рифм написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?

(Поэма написана 4-стопным ямбом. Рифмы только мужск и e . Это помогает передать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придает мужественно сть, чеканность, красоту стихам.)

  1. Вспомните сцену боя с барсом. Какие качества героя про-явились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя?

(Эта сцена прекрасно характеризует главного героя. Мцыри предстает здесь человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке побе- дить хищного зверя. Жажда подвига, удаль, отвага заставля- ют юношу вступить в смертельную битву. Поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужой среди людей (по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить), но в мире дикой природы он чувствует себя своим (как зверь степной).

  1. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:

б) Библии;

в) древнерусских летописей;

г) стихотворения Горация.

  1. В чем заключается смысл эпиграфа?
    а) восстание против судьбы;

б) раскаяние, безнадежное смирение;

в) защита права человека на свободу.

  1. К какому литературному направлению можно отнести поэму?

а) сентиментализм;

б) реализм;

в) романтизм;

г) классицизм.

  1. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?

а) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе;

б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу;

в) природа обманывает героя, вновь направляя его к мона-стырю;

г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, слу жит развитию сюжета.

  1. Какой момент в сюжете поэмы является центральным?

а) побег из монастыря;

б) встреча с девушкой;

в ) бой с барсом ;

  1. В исповеди Мцыри звучит:

а) гнев, негодование;

б) смирение, покаяние;

в) грусть, размышления;

г) утверждение своей правоты;

  1. В чем заключается основная идея произведения?

а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;

б) тоска по воле;

в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;

г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.

Эпиграф - цитата, помещаемая автором перед своим произведением. Он помогает раскрытию смысла вещи, улучшению ее понимания, отношение автора к теме. В русской литературе эпиграфы особенно широко были распространены как раз в XIX веке, к которому относится и творчество М.Ю. Лермонтова.

Судя по черновикам поэта, изначально к поэме «Мцыри» предполагался иной эпиграф: «Родина бывает только одна». Но общественности был предан ныне известный вариант: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Это изречение из Библии, 1-я Книга Царств. Во времена М.Ю. Лермонтова содержание ее было известно практически всем, и понять предпосылки для этой фразы в начале поэмы было нетрудно.

Фраза принадлежит Ионафану, сыну библейского царя Саула. Нарушив по неведению запрет отца на принятие пищи до одержания победы над войском противника, юноша оказывается в шаге от казни. В ожидании гибели от рук отца он разочарованно произносит эти слова, досадуя не на собственное неповиновение, но на ничтожность обвинения. Юношу защитил преданный народ, а его образ стал своего рода символом неустрашимости борца за свободу перед лицом смерти.

Аналогии очевидны. Мцыри (на грузинском означает «неслужащий монах») - юноша, попавший в монастырь, будучи пленным ребенком, которого русский генерал проездом оставил в обители из сострадания: тот заболел, и один из монахов пожалел мальчика и взял к себе. Мцыри всю свою недолгую жизнь лелеет мечту о возвращении на Родину и при удобном случае сбегает из монастыря. Через несколько дней его находят едва живым, и практически перед смертью он решается рассказать о том, что мучило его все эти годы.

«Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог» - слова Мцыри, отражающие его отношение к жизни. Гордый грузинский мальчик - у него в крови жажда свободы, потребность защищать свое Отечество, родных…Менталитет, если угодно. Он попал в монастырь примерно в шестилетнем возрасте, и определенная шкала жизненных ценностей к этому моменту уже была сформирована, пусть и неосознанно. Мцыри не очень четко формулирует свои желания и потребности, но вся душа его чувствует, что его место не здесь, что он должен был бы быть среди своих, ему с рождения был уготован удел воина, но никак не монаха! В схватке с барсом он в полной мере ощущает свою силу, гордое и непоколебимое сердце героя. Тем обиднее умирать!..

Умирать от физического и нервного истощения, истратив весь свой жизненный ресурс на трехдневную попытку вырваться на свободу, найти путь к родным местам - и вместо этого, потерявшись в лесах, из последних сил обнаружить себя вновь у стен монастыря

Мцыри жалеет не только и не столько собственную жизнь, как таковую, но ее тщетность в погоне за выстраданной мечтой, крах надежды всего его земного пути. Он не жалеет о своем побеге, о скитаниях, голоде, сражении с могучим барсом, наконец… Жаль ничтожности попыток преодоления ситуации, в которой он обречен был существовать всю жизнь. Об этом же сокрушается сын библейского царя: Не саму жизнь жалко, жалко умереть зря, по глупой прихоти кого бы то ни было.

Прослеживаются и аналогии автобиографического характера, отголоски вечного противостояния «поэт и толпа», один против всех… Одиночество, стремление к свободе, покою (но не в смысле «полежать отдохнуть», а к покою именно от этого состояния стремления к свободе: оно должно быть удовлетворено), обездоленность в плане семьи…

Тщетность попыток «не прогибаться под изменчивый мир», одним словом. Жизнь может быть и несчастлива в общепринятом смысле, и опасна, но если в ней нет свободы, то и смысла в ней нет.

… Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ - могил!

Сколько горечи, тоски, нерастраченной любви в этих словах!

Поэма М.Ю. Лермонтова сделала имя Мцыри нарицательным. В современном мире известность произведения и его сюжета выше известности Библии - во всяком случае, в школьных кругах однозначно, потому что Книга Царств образовательной программой обойдена. И образ Мцыри - образ того, кому свобода дороже жизни. Иначе говоря, «лучше умереть стоя, чем жить на коленях»…

Смысл эпиграфов в "Капитанской дочке"

В конце двадцатых – начале тридцатых годов А.С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его интересуют великие личности, их роль в становлении государства. Писатель обращается к актуальной теме крестьянских выступлений. Результатом его трудов стали произведения – «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник».

«Капитанская дочка» - итоговое произведение Пушкина. Она рассказывает о крестьянском восстании, предводителем которого был казак Емельян Пугачев. Повествование ведется от лица главного героя, который в молодости стал свидетелем и участников описываемых событий.

В эпиграфе к главе «Сержант гвардии» раскрывается понимание Андреем Петровичевым и Петрушей долга офицера. Петр Гринев – молодой дворянин, уездный недоросль. Он получил провинциальное образование у француза, который «не был врагом Бутылки» и любил хлебнуть лишнего». Отец его - Андрей Петрович Гринев рассматривал понятие долга с позиции офицера. Он считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, «служить верно тому, кому присягнешь». Отец сразу говорит о том, что «Петруша а Петербург не поедет», и отправляет его в глухую Белогорскую крепость. Андрей Петрович Гринев не хочет, чтобы сын научился «мотать да повесничать».

Эпиграфом ко 11 главе является старинная песня. В главе «Вожатый» появляется «мужичок», который впоследствии становится предводителем восстания. С появлением Пугачева в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. Таким Петруша видит его уже в пророческом сне: «Мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны… Комната наполнилась мертвыми телами… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь…»

Пушкинский Пугачев «соткан» из фольклора. Не случайно его появление во время бурана, который становится символическим предвозвестием бунта.

В «Поединке» Швабрин советует Гриневу: «…чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Поэтому между Гриневым и Швабриным происходит поединок.

В эпиграфе к пятой главе «Любовь» говорится о Маше. Это обыкновенная русская девушка, которая надеется встретить свою любовь. Поэтому ее внимание привлекает Швабрин, сосланный в Белогорскую крепость за участие в дуэли. Поначалу ее привлекает образованность и начитанность молодого офицера. Однако вскоре Швабрин совершает ряд подлых поступков, что заставляет Машу с негодованием отвергнуть его домогательства. Настоящую любовь Маша встречает в лице Гринева.

В эпиграф к главе шестой поставлена песня. Глава «Пугачевщина» говорит о том, как стихийно надвигается на Белогорскую крепость «неведомая сила» - войско Пугачева. Пугачевское восстание несет с собой разрушение и гибель.

В главе «Приступ» отражена ключевая ситуация «Капитанской дочки» - взятие крепости Пугачевым и поведение при этом героев. Все участники событий оказываются в ситуации выбора жизни или смерти: каждый из них делает его в соответствии со своими представлениями о морали, чести и долга.

В восьмой главе Гринев становится «незваным гостем» у Пугачева. На «странном военном совете» главный герой слышит «заунывную бурлацкую песню»: «Не шуми, мати зеленая дубравушка». Его «пиитическим ужасом» потрясает не только сама песня, сколько поющие ее люди, «обреченные виселице».

В эпиграфе к главе «Разлука» содержится основная мысль: «грустное» расставание двух влюбленных. Однако и это испытание они достойно проходят.

В главе десятой Гринев становится перед выбором: долг офицера или чувства. «В нощи» он пытается спасти Марью Ивановну.

В «Мятежной Слободе» Пугачев принимает Гринева «ласково». Предводитель восстания живет по принципу: «Долг платежом красен». Поэтому он решается еще раз помочь Петру Гриневу спасти Машу от Швабрина.

В главе «Сирота» Гринев и Пугачев приезжают в Белогорскую крепость. Там они находят Машу «в крестьянском оборванном платье», «с растрепанными волосами». Она осталась сиротой, - у нее «ни отца нету, ни матери». Все надежды на спасение капитанская дочка возлагает на возлюбленного Гринева. Однако главным спасителем является Пугачев, который изъявляет желание быть «посаженым отцом» на их свадьбе.

В тринадцатой главе «Арест» для влюбленных появляется новое испытание: Гринев арестован и обвинен в предательстве.

В последней главе «Суд» Гринев не хочет рассказывать о капитанской дочке, которая замешана в истории с Пугачевым. Однако Маша Миронова сама смогла преодолеть все препятствия и устроить свое счастье. Честность и искренность Маши помогли получить прощение для Гринева у самой императрицы.

Любое произведение, сочинение, выступление - научного, художественного или публицистического стиля - имеет своей целью донести основную мысль до читателей или слушателей. Для более точной передачи сути произведения существует несколько способов и средств. Одним из них является эпиграф. Что такое эпиграф, какова его роль в произведении?

Эпиграф - слово греческого происхождения, что в переводе обозначает «изречение, надпись». Эпиграфом называют цитату, высказывание, пословицу, которые помещаются перед произведением и содержат основную его мысль.

Роль эпиграфа в произведении

  • Передача основной сути, мысли произведения. Например: «Береги честь смолоду» (эпиграф к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»). Эпиграф подчёркивает, что нравственные качества, такие как честь - это основа личности, стержень, позволяющий человеку оставаться собой в любых жизненных ситуациях.
  • Выражение авторского отношения к героям, событиям произведения, к проблемам, затронутым в нём. Например: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива» (эпиграф к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»). Эпиграф помогает высказать автору своё сатирическое отношение к чинопочитанию, использованию служебного положения в личных целях, подчеркнуть критическую направленность драмы.

Таким образом, на вопрос, в чём смысл эпиграфа, можно ответить, что эпиграф помогает и автору ярче, конкретнее подчеркнуть проблему, суть сочинения, и читателям понять, что же хотел донести до них создатель произведения.