Что такое горельеф барельеф контррельеф. В чем отличие горельефа от барельефа. Примеры употребления слова горельеф в литературе

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Горельеф

См. Ваяние.

Словарь Ефремовой

Горельеф

м.
Вид рельефной скульптуры, в которой выпуклая часть изображения выступает над
плоскостью фона более, чем на половину своего объема.

Геоморфологический словарь-справочник

Горельеф

ГОРЕЛЬÉФ

(франц. haut - relief) - высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объѐма.

Энциклопедический словарь

Горельеф

(франц. haut-relief), высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Монументально-декоративные горельефы часто использовались в архитектуре.

Словарь Ожегова

ГОРЕЛЬЕ Ф, а, м. (спец.). Скульптурное изображение на плоскости, в к-ром фигуры выступают более чем на половину своего объёма.

| прил. горельефный, ая, ое.

Словарь Ушакова

Горельеф

горелье ф , горельефа, муж. (франц. haut-relief, букв. высокий рельеф) (иск. ). Скульптурные изображения, в которых фигуры, связанные с плоскостным фоном, значительно выступают из него (срн. ).

Архитектурный словарь

Горельеф

(франц. haut-relief , от haut - высокий и relief - рельеф, выпуклость)

вид скульптуры, высокий рельеф, в котором выпуклое изображение сильно выступает над плоскостью фона (более чем на половину своего объёма); иногда оно лишь прикасается к фону, иногда отделяется от него в деталях. Монументально-декоративные горельефы часто использовались в архитектуре.

скульптурное украшение, выступающее из стены более чем на половину своего объема.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

Скульптурное произведение с фоном, из которого изображенные фигуры выступают более чем на половину своего объема.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более, чем на половину своего объема. Интерьеры Исаакиевского собора украшают сотни скульптур. Особенно интересны огромные внутренние двери собора, на которых скульптуры исполнены в технике высокого рельефа (ск. И. П. Витали), и в частности, один из сюжетов - "Битва Александра Невского со шведами". К лучшим работам Витали относится горельеф "Поклонение волхвов" во фронтоне южного портика собора. В центре рельефа на высоком троне сидит Мария с младенцем Христом на руках.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Создаются с резьбы, лепки или чеканки – в зависимости от материала, в качестве которого может выступать глина, камень или дерево. Различие между барельефом, горельефом, конррельефом и койанаглифом заключается в соотношении объема изображения и фона.

Барельеф

Барельеф по- «низким рельефом». На таком рельефе выпуклое изображение выступает над фоном на половину собственного объема или меньше. Если представить себе, что изображение – это совокупность полноценных скульптурных фигур, а фон – песок, в который они частично погружены, то на барельефе они оказываются «погруженными» наполовину или даже глубже, «на поверхности» остается их меньшая .

Самые первые барельефы появились еще в каменном веке – это были изображения, высеченные на скалах. Барельефы встречаются практически во всех культурах Древнего мира: Египет, Междуречье, Ассирия, Персия, Индия. В Древней Греции и Древнем Риме барельефы чаще всего помещались на фронтонах храмов, становясь как бы «визитной карточкой» культового сооружения. Существовало искусство барельефа и в Средние века, и в Новое время.

Барельефы использовали и продолжают использовать для украшения монет, медалей, зданий, постаментов памятников, мемориальных досок.

Горельеф

В противоположность барельефу, горельеф называют «высоким рельефом. Изображение здесь выступает над плоскостью более, чем на половину своего объема. Отдельные фигуры даже могут полностью отделяться от фона. Горельеф в большей степени, чем барельеф, подходит для изображения пейзажей, а также сцен, включающих в себя множество фигур.

Примеры горельефа можно найти еще в античном искусстве. Один из наиболее известных примеров – пергамский алтарь, относящийся ко 2 в. до н.э. Горельеф изображает сюжет древнегреческого мифа – битву олимпийских богов с титанами.

В Древнем Риме горельефами часто украшали триумфальные арки. Эта традиция воскресла в Новое время – на Триумфальная арка в Париже тоже присутствуют горельефы.

Другие виды рельефа

Контррельеф представляет собой нечто вроде «негатива» барельефа, его оттиск, углубленный в фон. Контррельеф применяется в матрицах и печатях. Иное понимание контррельефа можно наблюдать в авангардном искусстве 20 в., в частности, в произведениях В.Татлина. Здесь контррельеф трактуется как «гипертрофированный» рельеф, полностью избавившийся от фона – экспонирование реальных предметов.

Койанаглиф – это изображение, вырезанное на плоскости. Оно не выступает из фона и не углубляется в него – углубляются лишь контуры фигур. Такое изображение выгодно отличается от барельефа и горельефа тем, что ему не грозит скалывание, следовательно, оно лучше сохраняется. Койанаглифы встречаются в искусстве Древнего Египта и других цивилизаций Древнего Востока.

Горельеф Горельеф

(франц. haut-relief, от haut - высокий и relief - рельеф, выпуклость), вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объёма. Горельефы часто использовались в архитектуре.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

горелье́ф

(франц. haut-relief, от haut – высокий и relief – рельеф, выпуклость), высокий рельеф, в котором изображение отступает от фона более чем на половину своего объёма. Иногда фигуры в горельефе выглядят как круглые статуи, приставленные к плоскости стены. Высокий рельеф лучше всего воспринимается при ярком боковом освещении, когда фигуры отбрасывают сильные тени и обозначаются все изгибы пластической формы. Особенно часто в горельефе изображаются многофигурные сцены яростной борьбы, стремительного движения. Во фризе Пергамского алтаря (2 в. до н. э.) резкие повороты мощных напряжённых тел, разметавшиеся волосы, искажённые яростью лица гигантов и могучие тела богов переданы с невиданной пластической мощью. Горельеф применялся в украшении саркофагов и триумфальных арок Древнего Рима, в скульптурном убранстве порталов и капителей романских и готических храмов (собор Св. Петра в Муассаке, 12 в.; западный фасад собора в Реймсе, 13 в., и др.). В эпоху Возрождения в технике горельефа работали многие знаменитые мастера: Дж. Пизано (рельеф кафедры церкви Сант-Андреа в Пистойе, 1301), Донателло («Благовещение», алтарь Кавальканти, Флоренция, 1430-е гг.) и др. Начиная с 15 в., в работах скульпторов горельеф нередко соединялся с барельефом , образуя т. н. живописный рельеф. В искусстве нового времени наиболее известна «Марсельеза» Ф. Рюда, украшающая Триумфальную арку на площади Звезды в Париже (1833-36).



(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Горельеф" в других словарях:

    - (франц. hant relief, от haut высокий, и relief выпуклый). Скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры сделаны весьма выпуклыми. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГОРЕЛЬЕФ лепное выпуклое… … Словарь иностранных слов русского языка

    Муж., франц. изваяние на плоскости, на доске, повыше, потолще барельефа; изваяние или резьба вполплоти, вчеть плоти, втричети плоти и пр. Статуя, круглое изваянье; горельеф, толстое ваянье. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Орнамент, рельеф, изображение Словарь русских синонимов. горельеф сущ., кол во синонимов: 3 изображение (98) … Словарь синонимов

    - (французское haut relief), высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема … Современная энциклопедия

    - (франц. haut relief) высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Монументально декоративные горельефы часто использовались в архитектуре … Большой Энциклопедический словарь

    ГОРЕЛЬЕФ, горельефа, муж. (франц. haut relief, букв. высокий рельеф) (иск.). Скульптурные изображения, в которых фигуры, связанные с плоскостным фоном, значительно выступают из него (срн. барельеф). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

    ГОРЕЛЬЕФ, а, муж. (спец.). Скульптурное изображение на плоскости, в к ром фигуры выступают более чем на половину своего объёма. | прил. горельефный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «Марсельеза» скульптора Рюда на Триумфальной парижской арке (1792) Горельеф (фр. haut relief высокий рельеф) разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину … Википедия

    горельеф - а, м. haut relief m. Вид рельефной скульптуры, в которой выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона, более, чем на половину своего объема. БАС 2.Горелиеф, настоящая обронная работа. ФРЛ 1 2 406. Когда уже фигуры почти выходят из… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Существует два основных вида пластики: круглая скульптура и рельеф. Их возможности и особенности очень сильно отличаются. Круглая скульптура «живет» в свободном пространстве, ее можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Рельеф (от итальянского rilievo– «выступ, выпуклость, подъем») подобен объемному рисунку, выполненному в глине или камне. На ровной поверхности камня, дерева или другого материала скульптор вылепливает, вырезает или высекает изображение фигур, предметов, нередко создавая сложные сюжетные композиции. При этом изображение остается связанным с фоном, выступает из него выпукло или совсем чуть-чуть, оставаясь плоским.
И.Дворкина

РЕЛЬЕФ (фр. relief, от лат. relevare– приподнимать) – один из видов скульптуры. В отличие от круглой скульптуры, которую можно обойти со всех сторон, рельеф располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь самостоятельное станковое значение и являться частью архитектурного или скульптурного произведения. Рельеф может выступать над плоскостью фона и углубляться в него.

Виды рельефа

В зависимости от того, насколько объемно изображены фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют три вида рельефа: барельеф, горельеф и контррельеф.

Джакомо Манцу. «Смерть Авеля» Врата смерти

Барельефом называют низкий, достаточно плоский рельеф, в котором фигуры отступают от плоскости фона меньше чем наполовину, Как правило, барельеф выступает компонентом архитектурного сооружения и играет в нем декоративную и повествовательную роль.
Появление барельефа предшествовало круглой скульптуре. Условные изображения медведей и бизонов, высеченные на скальной поверхности, можно найти в пещерах доисторических людей, живших в ледниковый период. Орнаментальными рельефными мотивами украшены все дошедшие до нас культовые сооружения глубокой древности. Величественные храмы эпохи фараонов целиком покрыты рельефными изображениями, которые, словно страницы рассчитанной на вечность книги, повествуют о происхождении и деяниях египетских богов.

Барельеф используется на монетах и медалях.

Фрагмент фриза Парфенона. Мрамор. 5 век до н.э.

В горельефе в отличие от барельефа, скульптурное изображение значительно отступает от фона или дается почти в полный объем. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти округлыми. Иногда они выглядят как статуи, приставленные к плоскости гладкого фона. Горельеф особенно чувствителен к освещению. При ярком, особенно боковом, свете объемные фигуры отбрасывают сильные тени, которые словно «борются» со светом, обозначая все изгибы пластической формы, подчеркивая мелкие детали.

Углубленный рельеф (контррельеф) менее распространен, чем выпуклый рельеф. Изображение такого типа не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. Больше всего такой рельеф напоминает строгий рисунок: контуры изображения словно вырезаны скульптором на поверхности камня. Фигуры и предметы остаются плоскими. Эта разновидность рельефа часто

встречается в искусстве древних египтян. Могучие колонны древнеегипетских храмов снизу доверху покрыты таким скульптурным «рисунком».

Возможности рельефа .

У скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у мастера, создающего круглую скульптуру. Ведь в рельефе можно изобразить почти все, что доступно живописи и графике: горы, реки, деревья, облака на небе, дома... Именно в рельефе во все времена создавались многофигурные сюжетные композиции. Рельеф как разновидность скульптуры часто был связан с архитектурным сооружением. Великолепные рельефы украшали храмы Древнего Египта и Древней Греции, триумфальные арки Рима, средневековые соборы и дворцовые здания нового времени...

Живописный рельеф .

Камея Гонзага

Рельеф, по своим особенностям напоминающий живописную картину, получил название живописного. В живописном рельефе удаленные предметы изображаются маленькими и более плоскими, а те, которые ближе, наоборот, вылепливаются почти в полный объем. Получается, что скульптор применяет те же законы линейной перспективы, что и художник-живописец. В живописном рельефе фон перестает быть гладким (как в барельефе и горельефе) и превращается в подобие пейзажа с деревьями, облаками, горами или воспроизводит интерьер того помещения, где происходит действие. Создателем этого вида рельефа считается гениальный итальянский скульптор XV в. Донателло.

Замечательным примером живописного рельефа являются «Райские врата» баптистерия (крещальни), построенного во Флоренции. Скульптор поместил на створках дверей композиции на библейские темы. В этом рельефе восхищает тонкость перехода пространственных планов – от почти круглой скульптуры до тонкой гравировки фона.

«Божественная игра теней»

Любая скульптура чувствительна к освещению. Можно сказать, что она оживает только под воздействием света. Она будет по-разному выглядеть при верхнем и боковом свете, в пасмурную погоду или же, наоборот, при ярком солнце. Скульпторы обязательно учитывают это в своей работе. В музейных залах, где экспонируется скульптура, должно быть тщательно продуманное освещение, иначе зрители не поймут, не оценят всех пластических достоинств произведения искусства. «Тени, божественная игра теней на античных мраморах! Можно сказать, что тени неравнодушны к шедеврам. Тени за них цепляются, одаряют их убранством»,?– писал знаменитый французский скульптор Огюст Роден. В справедливости слов Родена можно убедиться, взглянув на фрагмент фриза Парфенона?– один из немногих дошедших до нас осколков великолепного скульптурного убранства главного храма древних Афин. Мраморные рельефы словно оживали под лучами греческого солнца. Тени, отбрасываемые фигурами мужчин и залегающие в складках одежды девушек, создавали ощущение движения, придавали выступающим из фона рельефным изображениям иллюзию полного объема.


Рождение Афродиты. рельеф. Мрамор. Сицилия.460 г. до н.э.

Геммы .

С глубокой древности резчики-ювелиры вырезали рельефы на драгоценных и полудрагоценных камнях, изготовляя украшения и печати. Такие изображения получили название геммы (от лат. gemma – «драгоценный камень»). Заглубленное изображение, врезанное в глубь твердого минерала, называется инталия, а выпуклое, выступающее над поверхностью камня?– камея… Часто геммы изготавливались из многослойных камней, и у мастера была возможность при обработке камня сделать фон одного цвета, а основное изображение – другого.

Наталья Сокольникова.

Рельеф в скульптуре имеет несколько разновидностей. Среди них выделяются барельеф и горельеф. Их общим признаком является присутствие выступающих над фоновой поверхностью фрагментов. Но существует и то, чем отличается барельеф от горельефа. Рассмотрим подробней каждый вид такого изображения и выясним разницу между ними.

Определение

Барельеф

Барельеф как вид скульптурного творчества создается из камня, дерева, пластичной глины. Применяя лепку или резьбу, мастера так преобразуют материал, что получается объемный сюжет.

Подобным искусством люди пытались овладеть еще в каменном веке. Рабочей поверхностью были тогда могучие скалы. Обратившись к культуре Древнего мира, мы также можем заметить, какое важное место занимали там барельефы. Ими, к примеру, украшались фронтоны храмов, что являлось свидетельством величия таких сооружений.

Искусство барельефа не прекратило свое существование и в Средние века, о чем свидетельствуют сохранившиеся образцы. И в наше время, когда высоко ценится любое ручное творчество, есть мастера, способные обычную поверхность, будь то постамент памятника или часть фасада здания, превратить в изысканное произведение искусства.

Барельеф

Горельеф

Для создания горельефа нужны те же материалы и техники, что и для барельефа. Его первые образцы тоже появились очень давно – еще в античном искусстве. В Древнем Риме объемная лепка и резьба часто использовались для украшения триумфальных арок. И в Новое время можно обнаружить дублирование такого применения горельефа – великолепные сюжеты предстают перед нами при взгляде на Триумфальную арку (Париж).


Горельеф

Сравнение

А теперь перейдем к главному и выявим отличие барельефа от горельефа. О нем можно судить по вторым названиям этих разновидностей скульптурного изображения – низкий рельеф (барельеф) и, соответственно, высокий рельеф (горельеф).

Их главным отличительным критерием является соотношение рабочего фона и объема изображаемых элементов. Если представить себе полный объем фигур, то в барельефе он выступает над фоном максимум наполовину, а зачастую и меньше. Горельеф же более выпуклый – зрителю видна значительная (больше половины) часть собственного объема элементов. А некоторые фигуры могут и вовсе существовать самостоятельно, полностью отделившись от фона. Это и считается практически единственным, но определяющим отличием.

Итак, мы выяснили, в чем разница между барельефом и горельефом. В остальном эти виды изображения являются очень похожими.