Что такое «Королевская йога»? Древняя линия духовного учения или королевская раджа йога

Раджа-йога основывается на классическом труде «Йога-сутры» Патанджали. Раджа-йогу называют также восьмиступенчатой системой развития, поэтому иногда обозначают через термин «Аштанга-йога».

Главная цель раджа-йоги – это достижение освобождения через работу с сознанием, освобождение от омрачений с помощью осознания.

Происхождение названия «раджа-йога»

Почему раджа-йога?

Прежде всего, раджа йога – это работа с умом. С санскрита «раджа» переводится как «царь». Покоривший свой ум становиться так же свободен и независим, как раджа. Независимость от ума, контроль над ним считается высшим достижением в раджа-йоге. Иногда раджа-йогу можно рассматривать как высший уровень хатха-йоги, так как, только достигнув хорошей физической формы, очистив тело от загрязнений, успокоив свой ум, можно приступать к раджа-йоге, то есть к еще более серьезным практикам.

8 ступеней Практика раджа-йоги

Как уже было сказано, раджа-йогу иногда называют восьмиступенчатой йогой, по количеству тех предписаний, которым нужно следовать. Существуют более детальные описания, но в этой статье они даны очень кратко и сжато для понимания общего смысла. Это так называемые восемь ступеней, которые нужно практиковать именно в последовательности, приведенной ниже:

  1. Яма . Представляет собой моральные принципы, которые уберегают человека от негативных эмоций, от неприятных переживаний, неблаговидных поступков и их следствий – несчастья. Основных принципов ямы пять: ахимса (ненасилие по отношению к себе и по отношению ко всему живому), сатья (правдивость, отказ ото лжи), брахмачарья (воздержание от болтливости, эмоциональности, сексуальных отношений), астея (неприсвоение чужого), апариграха (непринятие даров, самодостаточность).
  2. Нияма . Предписания ниямы предполагают развитие определенных добродетелей. Таких предписаний тоже пять: шауча (очищение на всех планах – тела, ума и духа), сантоша (удовлетворение тем, что есть), тапас (аскеза, самодисциплина), свадхья (изучение священных писаний), ишварапранидхана (служение Богу).
  3. Асана. Это объединение тела и ума с помощью физических упражнений. Асана переводится как «удобная, устойчивая поза». Эта ступень подразумевает раскрепощение тела и успокоение ума.
  4. Пранаяма . Следующая ступень – это контроль и управление своим дыханием, практики работы с дыханием.
  5. Пратьяха р а. Это отвлечение своих чувств от внешних объектов, контроль над чувствами, приобретение духовной силы, увеличение силы воли и достижение умственного сосредоточения.
  6. Дхарана . Это определенный уровень концентрации. Суть йоги состоит именно в умении концентрироваться на объекте, фиксировать свое внимание.
  7. Дхьяна. Эта ступень слияния объекта и субъекта, то есть медитация. Овладевший медитацией, то есть умением пребывать в состоянии не думания, может переходить на следующую ступень.
  8. Самадхи. Эта самая последняя ступень в Аштанга-йоге, но именно с нее начинается настоящая йога для серьезных практиков. Самадхи обозначает просветление, то есть освобождение от омрачений, обретение своего истинного я, полное освобождение. И с этого начинается абсолютное служение другим людям.

Заключение

Человек, ставший на путь саморазвития, поставивший перед собой цель – понять свое предназначение в этом мире и в этом воплощении, – отважен. Ему все время нужно преодолевать сопротивление толпы, неприятные ощущения, связанные с процессом очищения тела, упадок сил, депрессии, неверие в себя, сомнения и муки во время очищения ума. Необходимо постоянно бороться со страстями, которые приходят в гости, желаем мы этого или нет. Важно понимать и осознавать, что все это делается для того, чтобы стать лучше и чище, чтобы потом протянуть руку помощи другим людям на пути освобождения. И это логично, так как невозможно обрести счастье и свободу и наслаждаться ими, когда вокруг люди больны и несчастны.

Есть такое изречение.

У этого термина существуют и другие значения, см. Раджа-йога (значения) .

Раджа-йога (буквально «королевская йога») возникла из практики хатха-йоги . Практика силы и энергии, которая ведет ученика к ступеням медитации , созерцания и самореализации.

Ступени Раджа-йоги

Раджа-йога также известна как Аштанга-йога (восьмеричный путь йоги, который ведет от хатха- к раджа-йоге ), потому что она организована в восьми частях:

  1. Яма - самоконтроль.
  2. Нияма - дисциплина.
  3. Асана - физические упражнения.
  4. Пранаяма - дыхательные упражнения.
  5. Пратьяхара - изъятие чувств из внешних объектов.
  6. Дхарана - концентрация.
  7. Дхьяна - медитация.
  8. Самадхи - полная реализация.

Яма и нияма контролируют страсти и эмоции йога, помогают жить в согласии с ближними. Асаны сохраняют тело здоровым и сильным, в согласии с природой. В конце концов йог освобождается от телесного сознания. Он подчиняет себе тело, превращая его в подобающее вместилище для души. Первые три ступени являются внешним поиском (бахиранга садхана ).

Две следующие, пранаяма и пратьяхара, учат адепта регулировать дыхание и тем самым контролировать ум. Это помогает освободить чувства от порабощения объектами желаний. Эти две ступени йоги считаются внутренним поиском (антаратма садхана ).

Дхарана, Дхьяна и Самадхи вводят йога в глубины его души. Йог не ищет Бога в небесах, зная, что Он внутри, что Он - Антаратма (Внутреннее Я). Три последние ступени помогают ему поддерживать гармонию с самим собой и своим Творцом. Эти ступени называются духовным поиском (антаратма садхана ).

Раджа-йога - это йога работы исключительно с сознанием, т.е. медитация. В раджа-йоге нет асан, и в ней всего несколько популярных пранаям. Считается, что раджа-йога - это последние 4 ступени восьмиступенчатой Патанджали. В буквальном переводе "раджа-йога" означает "царица среди йог", что указывает на её исключительный наивысший статус среди всех видов йоги, а не на то, что она предназначена только для раджей (царей).

В древности в состав раджа-йоги входили также практики визуализации, но в настоящее время они присутствуют только в тантре (шактийском учении), отделённом догматиками от йоги более 2 тысяч лет назад. Главным инструментом раджа-йоги служит самьяма (санъяма), для применения которой вначале необходимо овладеть .

Также крайне важен этический момент личностного (духовного) роста, выражаемый в развитии 4-ого тела (виджнянамайя-коши), или тела мудрости, до выстраивания 5-ого тела (анандамайя-коши), или тела святости, на чём делается большой акцент в буддизме, в то время как в индуизме этому аспекту на практике не уделяют заметного внимания (многие современные чудотворцы-индуисты предпочитают жить по принципу "сила есть - ума не надо")

Раджа-йога так называется потому, что она направлена на работу с умом. Ум традиционно считается «царём» психо-физической структуры индивида, который, сознательно или нет, следует его приказам. Из-за существующих взаимоотношений между телом и умом, тело должно быть сначала поставлено под контроль посредством самодисциплины и очищено различными способами (см. ).

Высокий уровень общего физического и психологического здоровья должен быть достигнут перед началом практики более возвышенных аспектов йоги. Разного рода дурные привычки не дают возможности достичь духовной уравновешенности. Через практики воздержания, такие как целибат, отказ от алкоголя и наркотиков и постоянное внимание ко всем своим действиям на уровне тела, речи и ума, человек становится способным заниматься медитацией. Подобная аскеза или самодисциплина является другим значением слова «йога».

Раджа-йога - это йога воспитания сознания.Человек, практически изучающий эту йогу, приобретает сознание своего Я, а вместе с ним - необыкновенные внутренние силы и способность влиять на других людей.

Раджа-йога по отношению к психическому миру человека, к его самосознанию, представляет собою то же самое, что хатха-йога по отношению к миру физическому. Хатха-йога - йога преодоления тела, приобретения контроля над телом и его функциями; раджа-йога - йога преодоления ума, т.е. иллюзорного, неправильного самосознания человека, йога приобретения контроля над сознанием. Раджа-йога учит человека прежде всего тому, что составляет основу всей философии мира - познанию самого себя.

Как хатха-йога смотрит на физическое тело как на несовершенное и нуждающееся в изменении к лучшему, точно так же и раджа-йога рассматривает психический аппарат человека совсем не как идеальный, но нуждающийся в изменении к лучшему и совершенствовании. Задача раджа-йоги - это "постановка ума", сознания, аналогичная "постановке голоса" у певцов.

Обычная западная мысль совершенно не понимает необходимости постановки сознания, считая, в общем, что обычное сознание вполне достаточно для человека, что он и не может иметь другого сознания.Раджа-йога находит, что даже очень сильный ум, как и сильный голос, нуждается в правильной "постановке", удесятеряющей его силы и способности и умножающей его производительность, заставляющей его "лучше звучать" и лучше воспроизводить и по-иному распределять взаимоотношения идей, охватывать за раз больше материала.

Раджа-йога утверждает, что человек совсем не знает себя, что у него совершенно ложная, искаженная идея себя. Непонимание себя - главное препятствие человека на его пути, главная причина его слабости. Представьте себе человека, который не знает своего тела, его членов, их числа и относительного положения, не знает, что у него две руки, две ноги, одна голова и т.п., - это будет точной копией нашего отношения к своему психическому миру.

Психика человека, с точки зрения раджа-йоги, - это система искривленных и затемненных стекол, через которые сознание на мир и на себя, получая совершенно не соответствующее действительности изображение.

Главное несовершенство психики - это то, что она заставляет человека считать отдельным то, что она полагает отдельным. Человек, верящий своей психике, - это человек, который верит в поле зрения бинокля, через который он смотрит, убежденный, что то, что входит в поле зрения бинокля, отличается от того, что в него не входит.

Новое самопознание достигается в раджа-йоге путем изучения принципов психического мира человека и продолжительных упражнений сознания. Изучение принципов психической жизни показывает человеку, что для него возможны четыре состояния сознания; в индийской психологии они называются: глубокий сон, сон со сновидениями (осознанное сновидение), бодрственное состояние, турья, или состояние просветления.

В эзотерических учениях эти состояния сознания определяются несколько иначе, но число четыре остается неизменным; их взаимные отношения также близки к приведенной выше схеме. После этого следует изучение психических функций - мышления, чувств, ощущений и т.д., как в отдельности, так и в их взаимоотношениях; изучение снов; изучение полусознательных и бессознательных психических процессов; изучение иллюзий и самообманов; изучение разных форм самогипноза и самовнушения - с целью освобождения себя от них.

Во многих источниках раджа-йога объясняется как практика контроля разума. Это «царица» , потому как разум и есть «царь» нашего . Именно под воздействием мозговых импульсов происходят те или иные изменения в нем.

Королевская йога напрямую связана с работой над разумом, поэтому считается одним из главных разделов . Тело и разум человека находятся в тесной зависимости, поэтому для сознания нужно совершенствовать физические возможности.

Как вы уже поняли, раджа-йога - подчинение разума своей воле. В переводе с санскрита «раджа» означает «царь». Согласно учению, тот, кто сможет покорить свой разум, обретает свободу подобно радже. Именно над ним называют главным достижением в королевской йоге.
В некоторых источниках этот вид йоги называют высшим уровнем , потому что только чистое и сильное и спокойный разум могут дать право приступать к более сложным практикам, таким, как раджа-йога. Давайте разберемся, что это такое и как правильно освоить практику.

Философия Санкрии

Согласно философии, этот вид йоги наиболее подходит для спокойных и уравновешенных людей. Поэтому ее еще называют «йогой концентрации», но высшим достижением в ней является легкое осознание бытия, схожим с «божьей благодатью». Теория раджа-йоги предусматривает философию Санкрии так же, как и другие виды йоги, например аюрведа. Основная идея состоит в развитии материальных уровней в сторону духовных при помощи практической йоги.

На каждом этапе у йога появляются новые умения, но они не сравнимы с «высшей реализацией». Смысл в том, чтобы человек не останавливался после обретения необычных свойств, практикующий должен продолжать развиваться до конечной немыслимой реальности, которую называют Брахман.

Основная цель раджа-йоги состоит в достижении свободы путем работы с разумом, освобождении от осознанием. Постижение этой практики включает контроль всех мыслительных процессов или ментальных изменений.
Если сравнивать царскую йогу с привычной , то разница кардинальна. Если практикующий хатха-йогу приступает к духовным занятиям с и , то в раджа-йоге Садхана начинается с умственной работы, хотя и здесь присутствуют некоторые для .

Восемь ступеней практики - аштанга-йога

Царскую йогу часто связывают с 8 ступенями, по числу предписаний, которые нужно выполнять. В этом списке: , Нияма, Асана, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, . Давайте рассмотрим каждый из этих этапов более подробно, выполнять их нужно именно в данной последовательности:

Эта ступень связана с моральными канонами, которые сохраняют психику от отрицательных и переживаний, плохих поступков и, как следствие, несчастья. Яма включает в себя пять принципов: ахимса (отказ от насилия по отношению ко всему живому), сатья (отказ от вранья), брахмачарья (воздержание от , болтливости и эмоциональности), астея (отказ от воровства), апариграха (самостоятельность, отказ от подарков).
  • Нияма
По правилам Ниямы, йогу необходимо развивать некоторые добродетели. Основных предписаний также пять: шауча (полное очищения тела, души и разума), сантоша (ценим то, что имеем), тапас (аскетичный образ жизни, дисциплина), свадхьяя (изучение святого письма), ишварапранидхана (почитание Бога).
  • Асана
Это специальные позы, которые помогают объединить тело и ум при помощи . Дословно с санскрита «асана» переводится как «удобная и устойчивая поза». На этом этапе йог обретает спокойствие и свободу в теле.
  • Пранаяма
Данный уровень связан с правильным дыханием, а именно специальными упражнениями для его настройки и контроля.
  • Пратьяхара
Во время пратьяхары йог отвлекается от внешнего мира и собственных чувств. На этом этапе человек становится сильнее в духовном плане, достигается сосредоточение разума и усиление воли.
  • Дхарана
На данном этапе йог учится концентрироваться. В этом и есть смысл практики, в умении сосредоточиться на определенном предмете. Предполагает медитативное объединение объекта и субъекта. Только после обретения навыка медитации можно переходить на следующий уровень.
  • Самадхи
Последняя ступень, после которой начинается йога для профессионалов. Самадхи связана с полным просветлением, освобождением от мрачных мыслей, обретения собственного «я». С этого момента йог посвящает свою жизнь служению людям.

Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет - сравнительно новое религиозное течение монахов-отшельников, которое пропагандирует определенную медитативную форму раджа-йоги. Это упрощенный вариант классической раджа-йоги, описанной Патанджали в «Йога-сутрах».

Организация «Брахма Кумарис» делает акцент именно на медиумизм, имеет общие сходства с движением нью-эйдж. Главный офис университета находится в Маунт-Абу (Раджастхан, ).
Высшим благом в раджа-йоге Брахма Кумарис считается божественное блаженство, то есть абсолютная чистота и покой, вечное счастье и освобождение от негативных эмоций. Для достижения этих благ нужно придерживаться четырех основных принципов жизни: гьян (знание), йога (мысленное соединение), дхарна (усвоение положительных качеств) и сева (служение).

Кроме того, практикующие должны отказаться от продуктов животного происхождения, алкоголя, наркотиков и курения, придерживаться целибата.

Йог Рамачарака (настоящее имя Вильям Аткинсон) - это известный американский писатель, который многие годы продвигал индийскую философию на родине. Его книга «Раджа-йога» является одним из самых популярных руководств по этой духовной практике. В ней достаточно сложные вещи описываются доступным языком. Рамачарака рассказывает, как люди могут познать себя настоящего и отказаться от ложных знаний и убеждений.
Знаменитая тренировка ума от йога включает два упражнения, которые помогут познать скрытые интеллектуальные возможности и стать увереннее в себе.

Фиксируемся в удобном положении, чтобы тело не привлекало внимание. Важно ощутить легкость в мышцах и расслабиться.

  1. Место выполнения упражнений должно быть тихим, позвольте разуму свободно занимать пространство.
  2. Первым делом, после того, как сосредоточитесь, займите ум мыслью «Я есть». Примите себя как отдельное от тела, неуязвимое и независимое существо.
  3. Подумав об этом несколько мгновений, попытайтесь воспринимать свою духовную оболочку как что-то могущественное, способное управлять разумом.
  4. Следите за тем, чтобы ум не метался из стороны в сторону, мысли были четкими, не зависели от внешних факторов.
  5. Развивайте мысли, рассматривайте свое «я» как единое с с жизнью, силой, разумом и бытием. В этот момент вас переполняет чувство умиротворения и контроля над собственным разумом.
  6. Забудьте обо всех мирских делах и проблемах, сосредоточьтесь только на своем «Я есть».
  7. Не пытайтесь освоить все и сразу. Ваша цель объединить внутри себя все энергии.
  8. Начинаем с приравнивания ума со своей сущностью, а после добавляйте «есть», что означает реальность.
  9. Слияние этих двух понятий дает возможность сосредоточить все мысли внутри себя.
  10. Повторяйте , пока вы не сможете быстро входить в состояние сосредоточенности. Это умение вам сразу же принесет легкость и успокоение.

Для выполнения вам нужно собраться с мыслями и сосредоточиться на одном предмете. С виду легкие упражнения для начинающих на практике доставят массу трудностей, ведь наше внимание всегда рассеивается на множество вещей. Раджа-йога как классическая методика требует регулярных , которые помогут добиться желаемого результата.

Важно! Такие нагрузки особенно подходят для новичков, которые хотят научиться сосредотачиваться на отдельных вещах.

  1. Определите для себя какой-нибудь предмет внимания, сконцентрируйтесь только на нем, не думая об остальном мире.
  2. Тщательно рассмотрите форму, размер и материал, из которого сделан предмет. Задумайтесь о его предназначении и функциях, о составляющих элементах в отдельности.
  3. Также нужно подумать о людях, которые сделали предмет, откуда был взят материал, истории его происхождения. Глубоко изучите тему по плану: сам предмет; как он создавался; предназначение, состав; возможный финал.
  4. Затем обратите внимание на любую часть своего тела. При этом временно отключите все остальные импульсы, представьте, что у вас осталась она одна. Меняйте части тела, давайте уму больше работы для тренировки.
  5. Обратите взгляд на окружающие вас предметы. Не нужно фокусироваться на чем-то одном, важно научиться использовать скрытые способности, контролировать разум.
  6. Тренироваться нужно часто, не считайте упражнение бесполезным, так как оно поможет открыть новые возможности.
  7. Вам нужно приучиться разбирать мыслительный процесс на отдельные пункты, искать для себя новые интересные темы. Используйте разные способы анализа, таким образом вы сможете узнать о данной теме в разы больше.

Большинство людей не использует и половины потенциала своего мозга. После данных упражнений вы откроете новые глубины, пополните базу знаний и осознаете, что изучили определенную тему полностью.

Мантра от Рамачарака

Известный йог представил в своей книге , которую можно назвать упражнением для ума в йоге. Звучит она так:

«Я имею волю - это моя неотчуждаемая собственность и мое право. Я решаю воспитывать и развивать волю практикой и упражнениями. Мой ум послушен моей воле. Я утверждаю свою волю над умом. Я господин своего ума и тела. Я утверждаю свое господство. Моя воля - это источник силы, энергии и власти. Я чувствую свою силу. Я силен. Я полон энергии. Я полон жизни. Я центр сознания, энергии, силы и власти. Я требую того, что мне принадлежит по праву».

Комплекс асан раджа-йоги для начинающих

Данная подборка поможет человеку любого возраста, статуса и вероисповедания, профессии и образования стать более совершенным в физическом, духовном и умственном плане.

  • Займите положение стоя, держите спину прямой.
  • Руки по швам, ладонями внутрь. Коленки подобраны.
  • Задержитесь в положении на 1-2 минуты.

Данная асана дается не сразу, тренируйтесь не меньше месяца. Для того чтобы ускорить процесс, во время выполнения представляйте позади себя стену. Поза треугольника - это положение, когда туловище находится под прямым углом к полу и параллельно стене.

  • Становимся у стены, держим лопатки сомкнутыми, подтянуты.
  • на ширине плеч, правая нога смотрит в сторону чуть шире плеч, ступня параллельна стене.
  • разводим в сторону.
  • После начинаем делать плавный наклон к правой ноге, скользя правой ладонью по бедру. Вторая рука скользит по стенке и находится под прямым углом к полу.
  • Возвращаемся в исходное положение и повторяем в другую сторону.

  • Для начала нужно стать в асану Тадасана.
  • Немного присядьте и скрестите ноги, перекинув одну на другую в районе колен.
  • Переплетенные руки подняты вверх, под прямым углом к полу.
  • Стойте прямо, смотрите вдаль, старайтесь удержать равновесие.
  • Задержитесь в положении на минуту.
  • Выполните позу орла в другую сторону.

Важно! Йога не терпит резких движений. Делайте все плавно и без неприятных ощущений в теле.

Связка треугольник и полумесяц (Уттхита Триконасана и Архачиндрасана)

  • Исходное положение - стоя ровно. Ноги расположены в метре друг от друга.
  • Руки разведены в стороны.
  • Дальше нужно развернуть правую стопу на 90 градусов, а левую - на 45. Делаем наклон вправо, при этом руки в том же месте, позвоночник вытягиваем, голова смотрит влево.
  • Протягиваем правую руку к полу, хотя бы минимально. Следите за тем, чтобы корпус представлял собой одну линию, руки под прямым углом к полу. Сгибаем правую ногу, ладони этой же руки размещаем на 20 см от стопы на полу.
  • Поднимаем левую ногу вверх, в то же время выпрямляя другую. Остаемся в таком положении на пару секунд, это поможет укрепить мышцы всего тела. Опускаем ногу и отдыхаем.
  • Займите Тадасана, повторите асану в другую сторону.

Эта поза поможет найти баланс, прежде всего, психологический.

  • Для этого становимся ровно, правая нога сгибается в колене.
  • Поставьте ногу на левое бедро, поближе к паху. Если вам трудно, помогите себе второй рукой.
  • Фиксируемся при поднятых руках на пару минут.
  • Выполните Врикшасана в другую сторону.

Связка Воин II и Воин III (Вирабхадрасана I и Вирабхадрасана III)

Данная поза помогает учиться балансу тела, психики и эмоций.

  • Займите положение стоя ровно, ноги держите в метре друг от друга.
  • Корпус и ступни разворачиваем направо, руки подняты вверх.
  • Передняя нога сгибается в колене, при этом нужно нагнуться пониже, вторая нога остается на месте (Вирабхадрасана I).
  • Зафиксируйтесь в асане на минуту и повторите действия в обратную сторону.
  • Далее нужно поднять левую ногу и остаться в позе ласточки (Вирабхадрасана III).
  • Исходное положение, повторяем для правой ноги.

Повторите связку в другую сторону.

Знаете ли вы? Практикующие йоги умеют надолго задерживать дыхание, как минимум на 30 минут.

Наклон с широко расставленными ногами (Прасарита Падатанасана)

Асана полезна для растяжки мышц задней поверхности бедра и позвоночника.

  • Стоим ровно, ноги раздвигаем максимально широко.
  • Стопы параллельны друг другу, пятки выверните наружу.
  • Далее прогибаемся и делаем наклон вперед, при этом следует держать корпус ровным. Ладони параллельны стопам, упираются в пол.
  • Тянемся как можно ниже и фиксируемся на пару минут.

Связка Воин II и наклон вперед (Вирабхадрасана II и Хашваканасана)

Эта поза направлена на развитие стойкости, укрепление нервной системы, саморегуляции организма. Отлично растягивает боковые мышцы.

  • Начальное положение в позе Тадасана. Стопы ног разведите на ширину 120 см.
  • Прямые руки разведите в стороны.
  • Разверните только стопы: правой ноги на 90 градусов, левой - на 45. Смотрим на ладонь правой руки, голова повернута вправо, расслабьте шею.
  • Делаем глубокое приседание, правая нога согнута в колене. Держим левую ногу прямо, голень под прямым углом к полу, а бедро параллельно.
  • Делаем наклон вперед, правая рука заходит за ногу на полу, а прямую левую руку тянем над головой.
  • Остаемся в асане на несколько минут и возвращаемся в исходное положение.
  • Повторите упражнение в другую сторону.

Это упражнение направлено на общее расслабление организма, суставов рук и ног.

  • Исходное положение - сидя на полу. Ноги прямые, руки по швам, ладони упираются в пол.
  • держим прямой, носочки смотрят вверх, тело полностью расслаблено.

Асана показана людям, страдающими болями в спине и суставах. Она отлично растягивает мышцы. Не стоит выполнять при травмах шеи и позвоночника.

  • Подтяните к себе согнутые в коленях ноги. Положите правую ногу под левую.
  • Согнутую левую ногу нужно положить на вторую так, чтобы коленка была под коленкой.
  • Левую руку заводим за спину, а правую сгибаем в локте и поднимаем вверх. Соединяем рук за спиной.
  • Держите плечи расправленными, смотрите перед собой.
  • Отдохните и повторите в обратном положении ног.

Царская йога чрезвычайно полезна для организма и душевного состояния человека. Если относиться к практике философски и без фанатизма, вопроса о том, секта раджа-йога или нет, уже не возникнет. Мера и ответственный подход - это залог достижения главной цели йоги.

Считают управление дыхательной системой . От нас требуется ощутить неприметнейшие движения, происходящие в нашем теле: мы приучили свой ум наблюдать происходящее вовне нас, не замечая того, что происходит внутри. Чтобы управлять этими неприметными движениями, нужно прежде всего заметить их. Нервные импульсы идут через весь организм, наполняя жизнью и активностью каждую мышцу, но мы ничего не чувствуем. Йоги же утверждают, что можно научиться следить за ними. Каким образом? Контролируя движения легких. Если достаточно долго делать это, то можно начать контролировать и менее заметные движения.

Что нужно для упражнений пранаямы: сядьте прямо, тело должно быть распрямлено. Хотя спинной мозг не прикреплен к позвонкам, он все же находится внутри них. Не распрямившись, вы не даете распрямиться и освободиться и спинному мозгу. Всякий раз, когда вы пытаетесь медитировать, не выпрямив позвоночника, вы наносите себе вред. Три части тела - грудь, шея и голова - должны постоянно составлять прямую линию, и вы скоро обнаружите, что научиться держаться прямо не труднее, чем дышать. Затем нужно взять под контроль нервы. Мы уже говорили, что нервный узел, управляющий дыханием, в известной степени оказывает воздействие на нервную систему в целом, поэтому так важно приучить себя дышать ритмично. Наше обычное дыхание вообще не имеет права именоваться так, оно чрезвычайно неравномерно, не говоря уже о естественных различиях в том, как дышат мужчины и женщины.

Итак, первое упражнение заключается в том, чтобы просто-напросто размеренно вдыхать и выдыхать. Это гармонизирует организм. Через некоторое время полезно будет прибавить к этому повторение священных слов, таких, как «Ом»19 или других . В Индии вместо счета раз-два-три-четыре употребляются символические слова, поэтому я и советую повторять в уме «Ом» или другое священное слово. Пусть слово «Ом» входит в вас или выходит из вас вместе с дыханием, ритмично, гармонично, и вы скоро почувствуете, как ритм охватывает все ваше тело. Только тогда вы поймете, что такое настоящий отдых. По сравнению с этим ощущением даже сон не дает такого отдыха. Успокоятся самые истрепанные нервы, и вы почувствуете, что никогда раньше не отдыхали так хорошо.

Первые результаты упражнений скажутся на выражении лица - исчезнут резкие складки и, по мере того как успокаиваются мысли, спокойствие проступит и на лице. Затем изменится голос, он станет красивее. Мне не приходилось встречаться с йогом, чей голос не был бы приятен. Но до этих изменений должно пройти несколько месяцев, однако, после того как в течение нескольких дней вы проделывали простые дыхательные упражнения, вам нужно перейти к более сложным. Медленно наполните легкие через ида, левую ноздрю, сосредоточенно следя за сопутствующими нервными импульсами. Следите за тем, как вы направляете нервный импульс вниз по позвоночному столбу, где импульс сильно и резко раздражает последний нервный узел, основной лотос, треугольный по форме, в котором и находится Кундалини. Задержите там импульс. Представьте себе, что вместе с медленным выдохом вы направляете этот нервный импульс вправо и через пингалу выводите его сквозь правую ноздрю. Это упражнение покажется вам немного трудней; для облегчения лучше всего закрыть правую ноздрю большим пальцем и медленно втягивать воздух через левую, затем, зажав обе ноздри большим и указательным пальцами, представить себе, как вы направляете нервный импульс вниз по сушумне и он ударяет по ее основе, а потом отнять палец от правой ноздри и выдохнуть воздух. Теперь медленно вдохните через эту ноздрю, держа левую закрытой указательным пальцем, и снова закройте обе ноздри. Людям, выросшим не в Индии, где к этим упражнениям приучают с детства и у детей разрабатываются легкие, такое дыхание дается с трудом, поэтому лучше начинать с четырех секунд, постепенно увеличивая время: четыре секунды на вдох, шестнадцать - на задержку дыхания и восемь - на медленный выдох. Это и составляет пранаяму. Одновременно нужно думать о базовом лотосе, треугольном по форме, сосредоточить внимание на этом нервном центре. Воображение может оказать здесь большую помощь. Следующий вдох делается медленно, но за ним сразу следует выдох, также медленно, затем идет задержка дыхания на тот самый счет, что и раньше. Разница в том, что в первом случае дыхание задерживается на вдохе, во втором - на выдохе. Второй вариант легче. Упражнение с задержкой дыхания на вдохе нельзя делать больше, чем четыре раза утром и четыре раза вечером. Со временем можно наращивать и число упражнений, и время задержки дыхания. Вы сами почувствуете, когда у вас появятся силы для этого, кроме того, упражнения должны доставлять вам удовольствие. Постепенно и осторожно наращивайте счет от четырех до шести, если чувствуете, что в силах сделать это, но помните, что нерегулярные упражнения могут принести вред здоровью.

Из трех вышеперечисленных процессов очищения нервов первый и последний не составляют ни труда, ни опасности. Чем дольше вы делаете первое упражнение, тем спокойнее вы становитесь, пока наконец вы не сможете просто произнести слово «Ом», даже во время работы, и оно успокоит вас. Если серьезно заниматься упражнениями, то наступит день, когда пробудится Кундалини. Кто просто делает упражнения дважды в день, скоро испытает некоторое успокоение тела и духа, а также обретет приятный голос, но лишь те, кто пойдет дальше этого и испытает пробуждение Кундалини, те начнут преображаться, и книга знания откроется перед ними. Собственно говоря, вам больше не потребуется обращаться к книгам за знанием, ваш ум станет книгой, содержащей в себе все знание. Я уже рассказывал о токах ида и пингала, струящихся по обе стороны позвоночного столба, и о сушумне, расположенной внутри него. Они есть у каждого животного, у всех позвоночных, но йоги считают, что даже у обычного человека сушумна закрыта и, в то время как ида и пингала распределяют энергию по организму, ее действие не ощущается.

Сушумна открыта только у йогов. Когда она открывается и энергия поднимается по ней, мы выходим за пределы чувственных восприятий, обретаем сверхчувственные, сверхсознательные качества, выходим из границ интеллекта в пределы, недосягаемые для логических построений. Главная цель йоги - открытие сушумны, вдоль которой расположены нервные центры, или, выражаясь метафорически, лотосы. Ниже всех помещается муладхара, ею заканчивается спинной мозг, затем выше идет свадхистхана, третий лотос - манипура, четвертый - анахата, пятый - вишудха, шестой - аджна, и седьмой, тысячелепестковый лотос сахасрара, помещается в головном мозгу. Пока что нас будут интересовать только два лотоса, нижний и верхний - муладхара и сахасрара, потому что энергия должна быть высвобождена из муладхары и доставлена в сахасрару. Йоги утверждают, что из всех видов энергии человеческого организма наивысшей является та, которую они называют оджас.

Оджас находится в мозгу, и чем его больше, тем сильнее, умнее и духовно крепче человек. Вот два человека: один излагает прекрасным языком прекрасные мысли, но они не волнуют сердца, у другого - ни мыслей, ни слов, но он завораживает людей, и каждое его движение исполнено силы. Это и есть проявление оджаса.

Оджас присутствует в каждом человеке, но в разной степени. В принципе все силы организма становятся оджасом в своем наивысшем проявлении. Надо помнить, что это только вопрос трансформации. Энергия, действующая вне нас в виде электричества или магнетизма, преобразуется во внутреннюю энергию организма, точно таким же образом мускульная сила может преобразовываться в оджас. Йоги считают, что та часть человеческой энергии, которая выражается через сексуальную деятельность или сексуальные помыслы, легко преобразуется в оджас, при условии, что ею управляют. Поскольку же преобразование происходит через муладхару, то йоги уделяют особое внимание именно этому центру. Йог старается собрать всю свою сексуальную энергию и обратить ее в оджас. Поднять оджас и накопить его в мозгу может только воздержанный мужчина или женщина, поэтому воздержание и считается высшей добродетелью. Человек и сам чувствует, что от невоздержания сникает его духовность, он утрачивает и силу ума, и моральную стойкость. Вот почему все мировые религии, давшие человечеству гигантов духа, утверждают принцип строгого воздержания, вот почему существуют монашеские ордена, для вступления в которые необходим обет безбрачия.

Необходимо соблюдать строгую чистоту мысли, слова и дела, без этого раджа-йога становится весьма опасной и может привести к безумию. Как может человек надеяться стать йогом, если, выполняя предписания, он все же ведет недостаточно чистый образ жизни?

19. Ом - священный, или «вечный слог», употребляемый в индуизме и буддизме во время религиозных церемоний, при чтении молитв, в начале текстов религиозного содержания. Он называется символом высшей святости; составляющие этот слог звуки («а», «у», «м») ассоциируются с индуистской триадой богов (а соотносится с хранителем мира Вишну, у - с разрушителем мира Шивой, м - с богом-творцом Брахмой). Во многих Упанишадах «вечный слог» Ом осмысливается с большой подробностью. Например, Шветашварата-упанишада называет сосредоточение на слоге Ом способом достижения Брахмана, I, 1-13; в Мундака-упанишада он сравнивается со стрелой, что всегда достигает цели, т. е. единения с наивысшим, 11,2,3. В Мандукья-упанишада слог Ом означает различные состояния сознания: а - бодрствование; у - сон со сновидениями; м - сон без сновидений; а весь слог Ом есть турия, наиболее совершенное, т. е. вечное состояние сознания, Мандукья-упанишада, 5-7. Можно переводить слог Ом как «истинно», «да будет так» (аминь).