Что в средние века лучшим. Как жили люди в средневековье. Введение: Мифы о Средних веках

05.02.2015


Демоны, скелеты и инквизиторы и остальные важные понятия и персонажи эпохи Средних веков с максимально понятными иллюстрациями.

В последнее время благодаря паблику «Страдающее Средневековье » пользователи «ВКонтакте» познакомились с неуемным воображением людей той эпохи и многообразием их жизни.

Один из администраторов сообщества — Юрий Сапрыкин описал, как ему видится «мрачное тысячелетие» в виде очень толкового словаря.

А — Ад

Место обитания дьяволов и демонов. У Данте в «Божественной комедии» представлен в виде воронки, которая упирается в центр земли. Мнения остальных насчет географии преисподней разнились: ад в Средние века находился то ли на севере, то ли на третьем небе, то ли напротив рая, то ли вообще на каком-нибудь острове.

Апокалипсис

Последняя книга Нового Завета (Откровение Иоанна Богослова), где можно прочитать о событиях, предваряющих второе пришествие Иисуса на землю. Речь там о всяких горящих небесах, явлениях ангелов и воскрешении мертвых. Обычное дело.

Б-Болезнь

По христианскому вероучению, все болезни - это наследие первородного греха и плата за все прочие грехи. Если в язычестве болезнь есть временное несчастье, то в христианстве - это ущербный способ существования, демонстрация слабости человека и недолговечности всего живого, да и ко всему прочему испытание, с которым предстояло справиться. Если человек проходил испытание, то избавлялся от греха, а если нет, то… прости, так вышло, ты грешен.

В-Ведьма

Вера в ведьм в Средние века была важным компонентом народной культуры. Бог был единственным легальным источником сверхъестественных явлений, и чудо имело оправдание только для святых, поэтому с какими бы суперспособностями ведьма ни попадалась, она отправлялась на костер.

Г-Город

Символ европейской цивилизации. Именно там строились школы, университеты, соборы. Зависимый человек, который проводил в городе год и один день, становился свободным. Но не все так радостно: город - это еще голод, болезни, грязная вода и прочие факторы убогой жизни простых людей.

Д-Дискомфорт

В Средние века все испытывали дискомфорт, особенно в плане гигиены. По легендам, средневековые люди практически не мылись. Это мы, русские, - раз в месяц в баньку, а вот Изабелла Кастильская мылась два раза в жизни.

Дьявол

Если в Библии он изображен как зловредный дух, который не может соперничать с Богом, то в Средние века его сила в сознании людей стала почти безграничной, а присутствие - повсеместным. Что бы ни случилось - все валили на дьявола.

Е-Еретик

Вероотступник. Сосед ведьмы. Чаще всего еретики вели борьбу с богатством католический церкви, провозглашая евангельскую бедность. Судьба еретиков обычно была печальна - костры инквизиции или карательные походы феодалов.

И-Индульгенция

Санкционированное церковью отпущение грехов. Практика развилась с XI века, а с началом крестовых походов всем участникам даровали полное отпущение грехов. В конце Средневековья с развитием печатных станков индульгенции так распространились, что вызывали усмешку у любого разумного человека и во многом привели к Реформации.

К-Куртуазная любовь

Ответственность на мужскую часть населения выпала немалая. Влюбленный всегда бледнел при виде возлюбленной, мало ел и плохо спал, и в это же время надо было следовать определенным правилам: быть щедрым и верным, совершать подвиги. Рыцари, вероятно, долго тренировались перед тем, как подкатить к своей будущей даме.

Л-Люди сходят с ума

Прекрасный Фома Аквинский расширил понятие содомии. Лесбийская любовь стала грехом - на костер. Все виды секса, кроме проникновения во влагалище, - грех, на костер. За мастурбацию тоже наказывали, как и за смену поз в сексе. И если человек пытался как-то разнообразить свою сексуальную жизнь, то в лучшем случае он оставался без половых органов.

М-Микрокосм и макрокосм

В XII веке возникло представление о том, что человек и мир состоят из одних и тех же элементов. Плоть - из земли, кровь - из воды и т. д. Стремление охватить мир и человека, каким-то образом связать их - основная задача средневековой науки.

О-Орден

Рыцарские ордены создавались для крестовых походов или борьбы с неверными и язычниками. Обычные рыцари давали монашеские обеты и подчинялись общей дисциплине, что делало их довольно эффективными. После того как мода на походы закончилась, они довольно быстро деградировали. Во Франции, например, возникла поговорка «пить как тамплиер».

П-Паломничество

Самые длительные туристические походы, форма благочестивого путешествия. Задача такова: необходимо пройти 1000 км до центров поклонения христианским святыням и не умереть, что непросто, потому как пешком, а иногда - босиком. В Средние века - единственное оправдание путешествий, которые обычно рассматривались как проявление праздности.

Пляска смерти

Макрос, где встречаются человек и скелет, со стихотворным комментарием, напоминающим, что все мы равны перед лицом смерти.

Пытки

Главное развлечение Средневековья. Пытки повсеместно применяли и в качестве меры наказания, и для установления вины подозреваемого. Следует ли говорить, что публичные казни и пытки были одним из самых популярных народных развлечений.

Р-Реликвии

В Средние века верили, что святой присутствует в предметах, связанных с ним, или в своих телесных останках. С их помощью правители демонстрировали свою власть, а потому судьба реликвий всегда была непростой: их крали, ими торговали, их дарили.

С-Сексуальная жизнь одинокой женщины

Фаллоимитаторы не имели никакого официального названия до эпохи Возрождения. В Средние века их именовали как попало. В частности, слово «дилдо» происходит от названия продолговатой буханки хлеба с укропом dilldough.

Т-Труверы

Французские трубадуры XI–XIV веков. Ходили и пели народные романсы, читали стихи. С приходом культа Дамы окончательно двинулись и писали только попсу про любовь.

У-Университеты

Центры городской учености, где изначально преподавали только богословие. Однако довольно быстро университеты стали источником фундаментальных знаний. В стенах университетов появилось понятие «нация» - так называли студенческие общины-землячества.

Ф-Флагеллантство

Религиозные фанатики периода черной смерти ходили по городам в белых плащах и резали кожу, чтобы все были прощены. Но все становилось только хуже: кто-то из них заражался чумой, и из костюмированных фанатиков флагелланты превратились в разносчиков смерти.

Поняв, что этого недостаточно и нужно что-то еще придумать для популяризации «себя», флагелланты стали призывать уничтожать… кого? Правильно, евреев. После того как все закончилось, флагелланты разошлись. Миссия по спасению планеты подошла к концу.

Х-Христос-суперзвезда

Отцы церкви Иероним Стридонский и Аврелий Августин писали, что Иисус должен был иметь идеальное тело и прекрасное лицо, а Фома Аквинский продолжил их мысль. По некоторым сведениям, энтузиасты создавали фальшивые источники, где содержалось описание Христа ангельской красоты.

Ц-Церковь

Одна из отличительных черт периода - господство религии, в связи с чем святые отцы становятся самыми влиятельными и богатыми людьми наряду с феодалами. Со временем церковь все больше конфликтовала с королями и императорами, и ей пришлось поступиться частью своей земной власти.

Ч-Чистилище

Устройство чистилища напоминает ад. У Данте оно изображено в форме семиярусного торта. Если человек недостаточно хорош для рая и не совсем начудил в этом мире - он попадает в чистилище. Кстати, в седьмом круге у Данте блуждают всякие содомиты, которые не вняли указам Церкви и совокуплялись с быками. Это и последний ярус, где вы искупаете грех и попадаете в Эдем.

Черная смерть

От чумы в Средние века погибла треть населения Среднего Востока и Европы. Люди того периода считали, что она передается по воздуху, и старались максимально ограничить контакты и меньше мыться. В реальности во всем были виноваты крысы и блохи и гигиена могла всех спасти.

Э-Экземплюм

Короткое повествование, которое выдавали за истинное. В наше время называется пропагандой. Грамотный человек рассказывал о какой-либо ситуации, не обязательно истинной, но демонстрирующей специфический тип поведения, который пытались навязывать. В XIII веке, когда церкви надо было набрать классы, они стали рассказывать всякие истории безграмотным верующим. Народ, судя по источникам, это реально вдохновляло. Авторитет церкви рос на глазах.

Ю-Юбилеи

Их еще называют «святые годы». Установлены в католической церкви первоначально как столетние юбилеи церкви (1300 год) - в эти годы паломникам, посетившим Рим, даровалось полное отпущение грехов. В дальнейшем сроки между юбилейными годами сокращались до 50 (1350 год), 33 (1390 год) и до 25 лет (1475 год). Просто как-то один святой заявил: «Невозможно веселиться раз в 33 года, сократим до 25».

Я-Яд

Традицию травить в Средневековье у своих античных предшественников позаимствовали итальянцы. Сначала Александр VI Борджиа баловался мышьяком с женой Лукрецией и сыном Чезаре, потом к теме подключилась Екатерина Медичи. Использовали яды максимально изощренно: например, сначала заостряли, а потом смазывали ядом ручки дверей туалетов. Яд подсыпали в вино из кольца (так обычно показывают в кино). Подсыпали его и в макароны.

, .

Какая картинка чаще всего возникает в воображении при упоминании Средних веков? Наверное что-то вроде: галантный рыцарь, скачущий на боевом коне среди невежества, грязи и чумы. И немудрено - книги и фильмы постоянно убеждают вас в том, что в Средневековье

Специально для – Света Гоголь

Какая картинка чаще всего возникает в воображении при упоминании Средних веков? Наверное что-то вроде: галантный рыцарь, скачущий на боевом коне среди невежества, грязи и чумы. И немудрено — книги и фильмы постоянно убеждают вас в том, что в Средневековье…

1. Научный прогресс был мёртв

Миф:

Они не зря назвались «тёмными временами». Католическая церковь живо отбивала охоту изучать окружающий мир у каждого, кто на это осмеливался. Всякое знание объявлялось аморальным, учиться можно было только по Библии. Не удивительно, что Земля в представлении тех людей была плоская.

Реальность:

Ну, во-первых людей, считавших нашу планету плоской было далеко не большинство. Во-вторых, церковь не несёт ответственности за упадок науки — совсем даже наоборот, она много сделала для её процветания.

После падения Римской империи католическая церковь оказалась единственным выжившим островком римской культуры в Западной Европе. По всей Европе выросли монастыри, славившиеся самыми богатыми библиотеками. Монашество было чуть ли не единственным образованным сословием в то время, и практически все исторические документы, которые дошли до нас со Средних веков, были написаны именно ими.

Во время крестовых походов европейцы познакомились с продвинутыми идеями мусульманского мира в области науки и техники. Компас и астролябия, например, пришли на Запад из Мусульманской Испании. Итальянские торговцы привезли из Северной Африки другую инновацию — арабские цифры.

Благодаря университетам медицина тоже значительно продвинулась. На самом деле и против вскрытия трупов церковь не особенно возражала, что студенты и проделывали в подвалах средневековых университетов. К 14 веку уже функционировали больницы, где доктора вовсю отрезали людям больные конечности.

2. Повсюду стояла невообразимая вонь

Миф:

Даже те, кто никогда не интересовался историей Средних веков, знает, что люди в то время не мылись и жили по уши в грязи. Максимум, что позволяли себе особо чистоплотные — лёгкие омовения раза два в год. И не только какие-нибудь крестьяне — важные господа вряд ли были намного чище.

Реальность:

На самом деле, на протяжении большей части Средних веков ситуация была далеко не такой критичной. Да, никто тогда особенно на гигиене повёрнут не был, но некое подобие знаменитых римских бань всё же продолжало существовать. В средневековой Германии, например, общественные бани существовали в большинстве городов, и даже в деревнях были не такой уж редкостью. Они играли роль чего-то вроде местных клубов, где можно было не только помыться, но и обсудить с приятелями текущие новости.

В Средние века, оказывается, тоже мыли руки перед едой (не все и не всегда, но всё-таки). Мало того, существовало обыкновение предложить искупаться вошедшему в дом гостю.

Спрос на мыло (которое делали из животного жира с добавлением разных ароматных масел и солей) к 13 веку возрос настолько, что в Британии, Италии, Испании и Франции его производство достигло почти промышленных масштабов.

Так почему Средние века представляются нам такими чумазыми? Во всём виновата чума, получившая название » Чёрная смерть», которая в середине 14 века прошлась по всей Европе и моментально изменила представление людей о чистоте. Тогдашние медики рассудили, что мытое тело — это открытые поры, а открытые поры — это приглашение для злых духов и вообще всякой гадости. Стало быть, мытьё — зло и все проблемы от чистоты.

Так купание и вышло из моды.

3. Рыцари были сплошь благородными

Миф:

Рыцари были галантными кавалерами и храбрыми воинами, которые только и искали случая, чтобы победить какого-нибудь дракона и спасти прекрасную даму.

Реальность:

Рыцари были профессиональными воинами, и в перерывах между войнами им тоже надо было свою агрессию куда-то девать. Большинство из них были людьми довольно молодыми, кровь кипела, так что их окружению от них доставалось — будь здоров. К 11 веку многие местные феодалы нашли способ направить кипучую энергию рыцарей в привычное для них русло, завязав междоусобные войны. Это было совсем не похоже на сцены из «Храброго сердца», гораздо больше напоминало на обыкновенный бандитский набег на деревни, с разграблением и убийством всех, кто попадается на пути.

Церковь пыталась сдерживать эти конфликты, потому как, по правде говоря, хорошо от них не было никому. Но увещевания не помогали. И тогда Папа благословил первый крестовый поход и услал всю эту воинственную братию на Ближний Восток, где они по рыцарскому обыкновению устроили резню.

Позже делались попытки обуздать буйный нрав рыцарей при помощи «рыцарского кодекса чести», который был введён в 13 веке. Образы Ланцелота и Эдуарда «Чёрного принца» должны были стать примерами того, как рыцарь должен вести себя в бою и в мирной жизни. Рыцарям, например, полагалось «защищать слабых» — правда, под «слабыми» подразумевались знатные дамы и их дети, никак не крестьяне. Так что жестокость знатных лиц по отношению друг к другу с введением кодекса чести может и поумерилась, но убивать и насиловать крестьян по-прежнему было не зазорно.

4. Все были ханжами

Миф:

Случайные половые связи — это современное изобретение. В Тёмные века люди были настолько религиозны, что о сексе вне брака даже подумать не смели, и всякий половозрелый человек был вынужден жить, постоянно подавляя свои сексуальные потребности.

Реальность:

Вам когда-нибудь попадались картинки с изображением ботинок, которые в те времена носили мужчины? Такие, с длинными носами, примерно как эти:

Так вот, эти длинные носы назывались «пуленами» и они явно служили намёком на размеры мужского достоинства своего хозяина. Иногда пулены были такими большими, что парни не могли передвигаться по лестницам.

И модой сексуальная жизнь в Средневековье не ограничивалась. Проституция была обычным делом. Конечно, церковь этого занятия не одобряла, но с другой стороны все понимали, что без жриц любви мужчины просто будут насиловать всех без разбора, потому что нравы тогда были всё-таки суровые. Почти во всех средневековых городах проституция существовала на вполне законных основаниях, хотя и была ограничена определёнными кварталами.

С браками всё тоже было не так уж просто. У верхушки общества браки почти всегда заключались из политических соображений, никого не интересовало, нравятся молодые люди друг другу или нет. Так что интрижки на стороне были единственным и очень распространённым выходом из создавшейся ситуации.

5. Женщины были абсолютно бесправными


Миф:

В Средние века с женщинами обращались как с людьми второго сорта — они могли только стряпать, мыть и нянчить детей.

Реальность:

Ещё 200 лет назад Европа была преимущественно аграрной. И работать в поле должны были все — голод был реальной угрозой. А когда пашешь с рассвета до заката, до сексизма ли тут? И когда дело доходило до работы по дому, мужчина и женщина по умолчанию тоже делили её поровну, как и работу в поле.

В городах ситуация не особенно отличалась. Если отец семейства владел магазином или таверной, то его дочери обязательно помогали. Иногда бизнес мог перейти в управление дочери полностью, если отец по какой-то причине не в состоянии вести дела.

Те женщины, которые не работали в полях и не управляли тавернами, могли пристроиться в монастырь. Это может показаться не очень завидной долей, но перед монахинями открывались возможности, редкие в то время даже для мужчин — они могли учиться читать и писать. Даже великие короли — и то не всегда были обучены грамоте.

6. Жизнь была ужасна и все умирали молодыми

Миф:

Жизнь в Средние века была «мучительной, грубой и короткой». Еда невкусная, дома без удобств, работа тяжёлая, в общем, всё ужасно. Хорошо ещё, что мучиться приходилось относительно недолго — лет 35, не больше. В кино про Средние века персонаж старше 60-ти — обязательно колдун.

Реальность:

Что касается средней продолжительности жизни, то она действительно равнялась примерно 35 годам. Но ключевое слово тут — «средней». Детская смертность была очень высокой, поскольку вакцины против детских болезней тогда ещё не изобрели. Это обстоятельство сильно понижало эту самую «среднюю» планку. Но если уж парень из 16-го века дожил до 21 года, то никто не удивится, если он проживёт ещё лет 50.

Обычно жизнь средневекового простолюдина представляется нам беспросветной работой на господина, который только и знает, как притеснять бедных крестьян и выжимать из них все соки. Однако обычно крестьяне работали около восьми часов в день, с большими перерывами на обед и полуденный сон.

На самом деле, у них было даже больше свободного времени, чем у нас. Воскресенье — всегда выходной, плюс Рождество, Пасха, летнее солнцестояние и дни памяти великих святых. Если посчитать всё вместе, то выходит, что средневековые крестьяне отдыхали треть года.

А поскольку большую часть выходных составляли праздники, то можно представить, сколько горячительных напитков за это время выпивалось.

Так что, может жизнь в Средние века была и не такой комфортной как сегодня, но далеко не безрадостной.

Средние века явно не имеют очень хорошую репутацию и известны массовыми казнями, невежеством, болезнями и войнами.

Подобный образ сложился благодаря Голливуду, и сегодня люди верят во множество ложных «фактов», связанных со Средневековьем.

1. Безграмотность

На самом деле, это не так. Хотя Голливуд определенно постарался растиражировать в своих фильмах эту идею, многие из наиболее влиятельных университетов в истории (Кембридж, Оксфорд) и мыслителей (Макиавелли, Данте) появились как раз в Средневековье.

2. Темные века

После падения Рима европейская культура и экономика рухнули в пропасть, и так было вплоть до итальянского Возрождения. В это многие верят, и именно поэтому Средние века также называют Темными веками. Хотя, на самом деле, первоначально этот термин был использован историками, которые подразумевали то, что им почти ничего не известно о данном периоде, поскольку у них не было сохранившихся записей той эпохи.

3. Земля - плоская

Даже в Средневековье так считали далеко не все. Хотя наука и образование в значительной степени финансировались церковью, были и ученые, которые выдвигали теории, что она круглая.

4. Земля - центр Вселенной

Хотя находились люди (в основном, церковники), которые продолжали утверждать подобное, были и другие. К примеру, Коперник развенчал эту теорию задолго до Галилея.

5. Царство насилия

Естественно, Средние века не были свободными от насилия, но не существует никаких доказательств, что именно этот период времени был более жестоким, чем другие периоды в истории.

6. Изнурительный труд крестьян

Да, тогда нелегко было быть крестьянином. Но, вопреки распространенному мнению, они имели время и на досуг. Шахматы и шашки пришли именно с того периода времени.

7. Соломенная крыша

Это утверждение близко к истине. На самом деле, даже у замков были соломенные крыши. Но это, отнюдь не дырявая куча как попало сваленной соломы.

8. Повальный голод

Конечно, были голода, засухи и т.д., но опять же, они есть и сегодня. На самом деле, можно утверждать, что сегодня от голода умирает больше людей, чем в Средние века, просто потому что сегодня живет несравнимо больше людей.

9. Смертная казнь

Похоже, не многое изменилось с тех пор. Смертная казнь и поныне есть в Соединенных Штатах, Китае, Северное Корее, Иране и т.д. Изменился просто метод казни, которая стала немного гуманнее.

10. Церковь уничтожала знания

На самом деле, нет. Все высшие учебные заведения, о которых шла речь ранее (те же Оксфорд с Кембриджем) были основаны Церковью.

11. Рыцари были благородными и отважными

Естественно, думать, что все рыцари были одинаковыми, это уже глупо. На самом деле, дворянам даже пришлось принять фактический «кодекс рыцарства» в XIII веке, чтобы заставить рыцарей, находящихся не на войне, вести себя, не как пьяные студенты.

Введение: Мифы о Средних веках

О Средневековье существует множество исторических мифов. Причина этого кроется отчасти в развитии гуманизма в самом начале Нового времени, а также становлении Возрождения в искусстве и архитектуре. Развивался интерес к миру классической античности, а последовавшая за ним эпоха считалась варварской и упаднической. Поэтому средневековая готическая архитектура, которая сегодня признана необычайно красивой и технически революционной, была недооценена и оставлена в стороне ради стилей, которые копировали греческую и римскую архитектуру. Сам термин «готический» изначально применялся к готике в уничижительном свете, служив отсылкой к племенам готов, разграбившим Рим; значение слова — «варварский, примитивный».

Еще одной причиной многих мифов, связанных со Средневековьем, является его связь с Католической церковью (далее — «Церковь» — прим. Newoчём) . В англоязычном мире эти мифы берут свое начало в спорах католиков и протестантов. В других европейских культурах, например, в Германии и Франции, подобные мифы формировались в рамках антиклерикальной позиции влиятельных мыслителей эпохи Просвещения. Далее представлено краткое изложение некоторых мифов и ложных представлений об эпохе Средневековья, которые возникли как результат различных предрассудков.

1. Люди считали, что Земля плоская, и Церковь преподносила эту мысль в качестве доктрины

На самом деле Церковь никогда не учила тому, что Земля плоская, ни в одном периоде Средневековья. Ученые того времени имели хорошее представление о научных аргументах греков, которые доказали, что Земля круглая, и умели пользоваться научными приборами, такими как астролябия, чтобы достаточно точно определять длину окружности. Факт сферической формы Земли был настолько хорошо известен, общепризнан и не примечателен, что, когда Фома Аквинский начинал работу над своим трактатом «Сумма теологии» и хотел выбрать объективную неоспоримую истину, он в качестве примера привел этот самый факт.

Контекст

Захоронены как вампиры

ABC.es 08.01.2017

Новый-старый герой Киргизии

EurasiaNet 19.10.2016

Русский вопрос или сила разрушения

Радио Свобода 28.03.2016

Средневековый мрак как основа «русской идеи»

Зеркало Недели 08.02.2016

И о форме Земли были осведомлены не только грамотные люди — большинство источников свидетельствуют, что все это понимали. Символом земной власти королей, который использовался в церемониях коронаций, была держава: золотая сфера в левой руке короля, которая олицетворяла Землю. Этот символизм не имел бы смысла, если бы не было понятно, что Земля имеет сферическую форму. В собрании проповедей немецких приходских священников XIII века также мельком упоминается, что Земля «круглая, как яблоко» с расчетом на то, что крестьяне, слушающие проповедь, понимают, о чем речь. А популярная в XIV веке английская книга «Приключения Сэра Джона Мандевиля», рассказывает о человеке, который отправился так далеко на восток, что вернулся на родину с ее западной стороны; и книга не объясняет читателю, как это работает.

Распространенное заблуждение в том, что Христофор Колумб открыл истинную форму Земли, и что Церковь выступала против его путешествия, есть не что иное, как современный миф, созданный в 1828 году. Писателю Вашингтону Ирвингу было поручено написать биографию Колумба с указанием, чтобы он представил путешественника как радикального мыслителя, восставшего против предубеждений Старого Света. К сожалению, Ирвинг обнаружил, что Колумб на самом деле глубоко ошибался в размерах Земли и открыл Америку по чистой случайности. Героическая история не складывалась, и поэтому он выдумал идею о том, что Церковь в Средневековье мыслила Землю плоской, и создал этот живучий миф, а его книга стала бестселлером.

Среди собрания крылатых выражений, встречающихся в Интернете, можно часто увидеть предположительное высказывание Фернана Магеллана: «Церковь заявляет, что Земля плоская, но я знаю, что она круглая. Потому что я видел тень Земли на Луне, и я доверяю Тени больше, чем Церкви». Так вот, Магеллан никогда такого не говорил, в частности потому, что Церковь никогда не утверждала, что Земля плоская. Первое использование этой «цитаты» встречается не ранее чем в 1873 году, когда оно было использовано в эссе американского волтерианца (волтерианец — свободомыслящий философ — прим. Newoчём) и агностика Роберта Грина Ингерсолла. Он не указал никакого источника и весьма вероятно, что он просто сам выдумал это высказывание. Несмотря на это, «слова» Магеллана все еще можно встретить в различных сборниках, на футболках и постерах организаций атеистов.

2. Церковь подавляла науку и прогрессивное мышление, сжигала ученых на кострах, и таким образом отбросила нас на сотни лет назад

Миф о том, что Церковь подавляла науку, сжигала или пресекала деятельность ученых, является центральной частью того, что историки, пишущие о науке, называют «столкновением способов мышления». Эта стойкая концепция зародилась еще в эпоху Просвещения, но утвердилась в сознании общественности с помощью двух известных работ XIX века. Сочинения Джона Уильяма Дрейпера «История отношений между католицизмом и наукой» (1874) и Эндрю Диксона Уайта «Борьба религии с наукой» (1896) были весьма популярными и авторитетными книгами, распространившими веру в то, что средневековая Церковь активно подавляла науку. В XX веке историографы науки активно критиковали «положение Уайта-Дрейпера» и отмечали — бóльшая часть приведенных доказательств была крайне неверно истолкована, а в некоторых случаях вообще выдумана.

В эпоху поздней Античности раннее христианство действительно не приветствовало то, что некоторые священнослужители называли «языческим знанием», то есть научные работы греков и их римских преемников. Некоторые проповедовали, что христианину должно сторониться таких работ, ибо они содержат небиблейское знание. В своей знаменитой фразе один из Отцов Церкви, Тертуллиан, саркастически восклицает: «Какое отношение Афины имеют к Иерусалиму?». Но подобные мысли отвергалась другими выдающимися богословами. К примеру, Климент Александрийский утверждал, что если Бог дал евреям особое понимание духовности, он мог дать грекам особое понимание научных вещей. Он предположил, что если евреи взяли и использовали золото египтян в своих целях, то христиане могут и должны использовать мудрость языческих греков как дар Божий. Позже рассуждения Климента встретили поддержку Аврелия Августина, и более поздние христианские мыслители приняли эту идеологию, отмечая, что если космос является творением мыслящего Бога, то он может и должен постигаться в рациональном ключе.

Таким образом натурфилософия, которая в значительной степени основана на работах таких греческих и римских мыслителей, как Аристотель, Гален, Птолемей и Архимед, стала основной частью программы средневековых университетов. На Западе, после распада Римской Империи, многие античные труды были утеряны, но арабским ученым удалось их сохранить. Впоследствии средневековые мыслители не просто изучали дополнения, сделанные арабами, но и пользовались ими, совершая открытия. Средневековые ученые были очарованы оптической наукой, а изобретение очков лишь отчасти является результатом собственных исследований с использованием линз для определения природы света и физиологии зрения. В XIV веке философ Томас Брадвардин и группа мыслителей называвших себя «Оксфордскими калькуляторами» не только впервые сформулировали и доказали теорему о средней скорости, но и первыми начали использовать количественные понятия в физике, закладывая, таким образом, основу для всего, что было достигнуто этой наукой с тех пор.

Мультимедиа

Memento mori

Medievalists.net 31.10.2014

Все ученые Средневековья не только не преследовались Церковью, но и сами принадлежали к ней. Жан Буридан, Николай Орем, Альбрехт III (Альбрехт Смелый), Альберт Великий, Роберт Гроссетест, Теодорих Фрайбургский, Роджер Бэкон, Тьерри из Шартра, Сильвестр II (Ге́рберт Орилья́кский), Гильом Конхезий, Иоанн Филопон, Джон Пэкхэм, Иоанн Дунс Скот, Вальтер Бурлей, Уильям Хейтсберри, Ричард Суайнсхед, Джон Дамблтон, Николай Кузанский — их не преследовали, не сдерживали и не сжигали на кострах, но знали и почитали за их мудрость и ученость.

Вопреки мифам и распространенным предубеждением, нет ни одного примера, когда в Средние века кто-нибудь был сожжен за что-либо, связанное с наукой, как и нет доказательств преследования какого-либо научного течения средневековой Церковью. Судебный процесс над Галилеем случился намного позже (ученый был современником Декарта) и был намного сильнее связан с политикой Контрреформации и вовлеченными в нее людьми, чем с отношением Церкви к науке.

3. В Средневековье инквизиция сожгла миллионы женщин, посчитав их ведьмами, а само сжигание «ведьм» было в Средние века обычным делом

Строго говоря, «охота на ведьм» вообще не была средневековым явлением. Своего апогея преследования достигли в XVI —XVII веках и практически полностью относились к раннему периоду Нового времени. Что касается большей части Средневековья (т. е. V-XV вв.), то Церковь не только не интересовала охота на так называемых «ведьм», но она еще и учила тому, что ведьм не существует в принципе.

Где-то до XIV века Церковь бранила верящих в ведьм людей и вообще называла подобное глупым крестьянским суеверием. Ряд средневековых кодексов, канонических и мирских, запрещали не столько колдовство, сколько веру в его существование. Однажды священнослужитель вступил в спор с жителями одной деревни, которые искренне верили в слова женщины, утверждавшей, что она ведьма и среди прочего может обратиться в клубы дыма и покинуть закрытую комнату через замочную скважину. Чтобы доказать глупость этого верования, священник закрыл себя в комнате с этой женщиной и ударами палкой вынуждал ее покинуть комнату через замочную скважину. «Ведьма» не сбежала, и жители деревни усвоили урок.

Отношение к ведьмам начало меняться в XIV веке, особенно в разгар эпидемии чумы 1347 — 1350 годов, после которой европейцы стали все больше и больше бояться заговора вредоносных демонических сил, в большинстве своем мнимых. Помимо преследования евреев и запугивания групп еретиков, Церковь стала более серьезно относиться к ковенам ведьм. Кризис наступил в 1484 году, когда Папа Римский Иннокентий VIII опубликовал буллу Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души» — прим. Newочём) , которая запустила охоту на ведьм, бушевавшую по всей Европе следующие 200 лет.

В начавшиеся преследования ведьм были вовлечены в равной степени католические и протестантские страны. Что интересно, охота на ведьм, кажется, следует географическим линиям Реформации: в католических странах, которым не особо угрожало протестантство, как, например, Италии и Испании, количество «ведьм» было невелико, а вот страны на линии фронта религиозной борьбы того времени, вроде Германии и Франции, испытали на себе всю тяжесть этого явления. То есть, что две страны, где инквизиция была наиболее активна, оказались местами, где связанная с ведьмами истерия была наименьшей. Вопреки мифам, инквизиторы были намного больше обеспокоены еретиками и вновь обратившимися в иудаизм обращенными христианами-евреями, чем какими-то «ведьмами».

В протестантских странах охота на ведьм становилась неистовой вспышкой, когда статус-кво был под угрозой (как, например, охота на ведьм в Салеме, штат Массачусетс), или во время социальной или религиозной нестабильности (как в якобинской Англии или при пуританском режиме Оливера Кромвеля). Несмотря на сильно преувеличенные утверждения о «миллионах женщин», казненных по обвинению в колдовстве, современные историки оценивают реальное количество жертв приблизительно в 60-100 тысяч человек за несколько столетий, и 20% жертв были мужчинами.

Голливуд увековечил миф о «средневековой» охоте на ведьм, и лишь немногие голливудские фильмы, повествующие об этом периоде, способны не поддаться соблазну и не упомянуть ведьм или кого-либо, преследуемого жутким священником за колдовство. И это несмотря на тот факт, что практически весь период этой истерии последовал за Средневековьем, а вера в ведьм считалась суеверной чепухой.

4. Средневековье было периодом грязи и нищеты, люди редко мылись, омерзительно пахли, и у них были гнилые зубы

В действительности средневековые люди всех сословий мылись ежедневно, принимали ванны и ценили чистоту и гигиену. Как и любое поколение до современной системы с горячей проточной водой, они были не так чисты, как мы с вами, но, как наши дедушки и бабушки и их родители, они были в состоянии мыться ежедневно, держать себя в чистоте, ценили ее и не любили людей, которые не мылись или плохо пахли.


© CC0 / Public Domain, Jaimrsilva/wikipedia

Общественные бани существовали в большинстве городов, а в мегаполисах они процветали сотнями. Южный берег Темзы был местом сотен «тушенок» (от англ. «stew» — «тушенка», отсюда и название одноименного блюда в английском языке — прим. Newoчём) , в которых средневековые лондонцы могли париться в горячей воде, беседовать, играть в шахматы и приставать к проституткам. В Париже таких ванн было даже больше, а в Италии их было столько, что некоторые из них рекламировали себя как обслуживающих исключительно женщин или аристократов, чтобы дворяне случайно не оказались в одной ванне с рабочими или крестьянами.

Мысль о том, что люди Средневековья не мылись, основана на ряде мифов и ложных представлений. Во-первых, XVI век и затем XVIII век (то есть после эпохи Средневековья) стали периодами, когда врачи утверждали, что принимать ванны вредно, и люди старались делать это не слишком часто. Обыватели, для которых «Средние века» начинаются «от XIX века и ранее», сделали допущение, что нерегулярное принятие ванн было распространено и ранее. Во-вторых, христианские моралисты и священники Средневековья действительно предупреждали о вреде чрезмерно частого принятия ванн. Это связано с тем, что эти моралисты предостерегали от чрезмерности во всем — еде, сексе, охоте, танцах и даже в покаянии и религиозной приверженности. Делать из этого вывод, что никто не мылся, совершенно бессмысленно.

И, наконец, общественные бани были тесно связаны с проституцией. Нет сомнения, что многие проститутки предлагали свои услуги в средневековых общественных купальнях, а «тушенки» Лондона и других городов находились недалеко от наиболее известных своими борделями и шлюхами районов. Поэтому моралисты и ругались на общественные купальни, считая их вертепами. Делать вывод, что по этой причине люди не пользовались общественными банями так же глупо, как и заключить, что они не посещали находившиеся поблизости бордели.

Те факты, что средневековая литература воспевает прелести купания, что средневековая церемония посвящения в рыцари включает в себя ароматическую ванну для посвящаемого оруженосца, что аскетичные отшельники гордились отказом от купания в той же степени, как и отказом от других общественных удовольствий, а мылоделы и владельцы купален устраивали шумные торговые представления, свидетельствует о том, что людям нравилось держать себя в чистоте. Археологические раскопки подтверждают абсурдность представления о том, что у них были гнилые зубы. Сахар был дорогой роскошью, а рацион среднестатистического человека был богат овощами, кальцием и сезонными фруктами, поэтому на самом деле средневековые зубы были в отличном состоянии. Более дешевый сахар заполонил рынки Европы только в XVI-XVII веках, что и вызвало эпидемию кариеса и плохого запаха изо рта.

Средневековое французское высказывание демонстрирует, насколько фундаментальным было купание для удовольствий хорошей жизни:

Venari, ludere, lavari, bibere! Hoc est vivere!
(Охотиться, играть, купаться, выпивать! Вот так жизнь надо проживать!)

5. Средневековье — мрачный период относительно технологического прогресса, в котором практически ничего не было создано вплоть до эпохи Возрождения

На самом деле в Средние века было совершено множество открытий, свидетельствующих о технологическом процессе, некоторые из которых стоят в одном ряду с самыми значительными за всю историю человечества. Падение Западной Римской империи в V веке разрушительно сказалось на всей материальной и технологической культуре Европы. Без поддержки империи многие грандиозные инженерные и инфраструктурные проекты, а также многие навыки и приемы, задействованные в монументальных постройках, были потеряны и забыты. Разрыв торговых связей означал, что люди становились более экономически независимыми и производили все необходимое сами. Но это скорее стимулировало внедрение и развитие технологий, чем наоборот.

Технический прогресс помог автономным сельским общинам повысить популярность таких союзов по всей Европе, что привело к разработке хомута, позволяющего осуществлять более эффективные перевозки и пахоту; также появилась подкова, отвальный плуг, благодаря которому стала возможной культивация более тяжелой северо-европейской почвы; водяные и приливно-отливные мельницы стали использоваться повсеместно. В результате этих нововведений многие земли по всей Европе, ни разу не возделанные во время римских завоеваний, стали обрабатываться, благодаря чему Европа стала богаче и плодороднее, чем когда бы то ни было.


© flickr.com, Jumilla

Водяные мельницы внедрялись повсеместно в масштабах, несравнимых с Римской эпохой. Это привело не только к широкому использованию гидроэнергии, но и к всплеску активной механизации. Ветряная мельница — это новшество средневековой Европы, используемое наряду с водяной не только для помола муки, но и для производства сукна, изготовления кожаных изделий, приведения в движение кузнечных мехов и механического молота. Последние два нововведения послужили причиной производства стали в полупромышленных масштабах и наряду со средневековым изобретением доменной печи и чугуна передовая средневековая технология производства металла далеко ушла от эпохи римских завоеваний.

Ко второй половине Средневековья (1000 — 1500 гг) ветер и гидроэнергия произвели аграрную революцию и превратили христианскую Европу в богатую, густо населенную и постоянно расширяющуюся местность. Средневековые люди начали экспериментировать с различными способами механизации. Когда они заметили, что теплый воздух заставляет печь работать (еще одно изобретение Средних веков), на больших средневековых кухнях на печах устанавливали веер, чтобы он автоматически поворачивал вертел системы передач. Монахи того времени отметили, что использование системы передач, приводимой в движение снижающимся весом, может служить для механического измерения часа времени.

В XIII веке по всей Европе стали появляться механические часы — революционное средневековое изобретение, позволяющее людям следить за временем. Нововведение распространилось стремительно, а миниатюрные настольные часы начали появляться всего через пару десятилетий после изобретения инструмента. Средневековые часы могли бы объединиться с вычислительными устройствами. Чрезвычайно сложный механизм астрономических часов, спроектированных Ричардом из Уоллингфорда, настоятелем монастыря Сент-Олбанс, был настолько запутанным, что потребовалось восемь лет, чтобы изучить полный цикл его вычислений, и это было самое замысловатое устройство такого рода.

Рост количества университетов в Средние века также стимулировал появление некоторых технических новшеств. Ученики, изучающие оптические исследования греческих и арабских ученых, ставили эксперименты над природой света в линзах, и в процессе изобрели очки. Университеты также снабдили рынок книгами и способствовали развитию более дешевых методов книгопечатания. Эксперименты с ксилографией в конце концов привели к изобретению наборного шрифта и еще одному замечательному средневековому новшеству — печатному станку.

Само существование средневековых судоходных технологий означает, что у европейцев впервые появилась возможность доплыть до Америки. Длительные торговые плавания привели к увеличению размера кораблей, хотя старые формы судовых рулей — они были огромные, в форме весла, устанавливались на боковой части корабля — ограничивали максимальный размер судна. В конце XII века корабельные плотники изобрели руль, устанавливаемый на корме с помощью петельного механизма, который позволял строить гораздо более крупные корабли и управлять ими более эффективно.

Выходит, что Средневековье не только не было темным периодом в истории развития технологий, но и сумело дать жизнь многим технологическим изобретениям, таким как очки, механические часы и печатный станок — одним из самых важных открытий всех времен.

6. Средневековая армия представляла собой неорганизованную группу рыцарей в массивных доспехах и толпу крестьян, вооруженную вилами, ведомую на бой, больше напоминающий уличные разборки. Вот почему европейцы во время крестовых походов часто гибли от рук тактически превосходящих их мусульман

Голливуд создал образ средневековой битвы как беспорядочного хаоса, в котором жадные до славы невежественные рыцари управляют полками крестьян. Это представление распространилось благодаря книге сэра Чарльза Омана «Искусство ведения боя в Средние века» (1885). Будучи студентом в Оксфорде, Оман написал эссе, впоследствии выросшее в полноценное произведение и ставшее первой опубликованной книгой автора. Позднее она стала самой читаемой англоязычной книгой, посвященной теме средневековых войн, во многом потому, что была единственной в своем роде вплоть до первой половины 20 века, когда начали проводиться более систематические исследования вопроса.

Исследования Омана очень теряли в весе из-за неблагоприятных факторов времени, в котором работал автор: общее предубеждение, что Средневековье — период темный и малоразвитый по сравнению с античностью, недостаток источников, многим из которых только предстояло быть опубликованными, и тенденция не проверять полученную информацию. В результате Оман изобразил средневековую войну как невежественный бой, без тактики или стратегии, который ведется ради завоевания славы среди рыцарей и благородных мужей. Однако к 1960 годам более современные методы и широкий выбор источников и толкований смогли пролить свет на Средневековье, первоначально благодаря европейским историкам в лице Филиппа Контамина и Дж. Ф. Фербрюггена. Новые исследования буквально произвели революцию в понимании устройства средневековой войны и наглядно продемонстрировали, что пока в большинстве источников внимание акцентировалось на личных действиях рыцарей и дворянства, использование других источников рисовало совершенно иную картину.


© РИА Новости Показательный бой

На самом деле подъем рыцарской элиты в X веке означал, что у средневековой Европы появился особый класс профессионально обученных воинов, готовых посвятить жизнь искусству ведения боя. Пока одни завоевывали славу, другие тренировались с самого детства и точно знали, что битву выигрывают организация и тактика. Рыцарей готовили к выступлению в пеших войсках, а дворянство к управлению этими войсками (часто именуемых «лэнсы») на поле боя. Управление осуществлялось при помощи сигналов трубы, флага, а также набора визуальных и вербальных команд.

Разгадка тактики средневекового боя кроется в том, чтобы в сердце армии противника — пехоте — образовалось достаточно брешей и тяжелая пехота могла нанести по ней решающий удар. Этот шаг нужно было тщательно выверить и осуществить, обеспечивая защиту собственной армии, чтобы не дать противнику возможности проделать тот же трюк. В отличие от популярного мнения, средневековая армия состояла в основном из пехоты и конницы, включая элитную тяжелую кавалерию, составляющую меньшинство.

Голливудское представление о средневековой пехоте как о толпе крестьян, вооруженных сельскохозяйственным инвентарем, также ни что иное, как миф. Пехота набиралась из рекрутов в сельской местности, но призванные на службу мужчины или не были обучены, или были плохо экипированы. На землях, где была заявлена всеобщая воинская повинность, всегда были мужчины, готовые в короткий срок подготовиться к войне. Английские лучники, выигравшие битвы при Креси, Пуатье и Азенкуре, были крестьянскими рекрутами, но они были хорошо обучены и очень эффективны в форс-мажорных обстоятельствах.

Власти итальянских городов оставляли один день в неделю на подготовку горожан к выступлению в составе пехоты. В конце концов, многие выбирали военное искусство в качестве профессии, и дворянство часто взимало средства со своих вассалов в счет налогов на военные нужды и использовало эти деньги, чтобы пополнить ряды армии наемными солдатами и людьми, владеющими конкретными видами оружия (например, арбалетчиками или мастерами по осадному оружию).

Решительные битвы часто являли собой огромный риск и могли не увенчаться успехом, даже если ваша армия численно превосходила армию противника. Как результат, практика открытого боя была редкой для Средневековья, и большинство войн представляли собой стратегически выверенные маневры и чаще всего длительные осады. Средневековые зодчие подняли искусство построения крепости на новый уровень: великие замки эпохи крестовых походов, как Керак и Крак де Шевалье, или цепочка массивных построек Эдварда Первого в Уэльсе являют собой шедевры оборонительного проектирования.


© РИА Новости, Константин Чалабов

Наряду с мифами о средневековой армии, когда чернь, управляемая бездарными идиотами, идет на войну, существовала идея, что крестоносцы проигрывали в схватках с тактически более подготовленными противниками с Ближнего Востока. Анализ битв, проведенных крестоносцами, показывает, что они выиграли чуть больше сражений, чем проиграли, пользуясь тактиками и оружием друг друга, и это была совершенно равная борьба. В реальности же причиной падения государств крестоносцев Утремера послужила нехватка людских ресурсов, а не примитивные навыки ведения боя.

В конце концов, есть мифы о средневековом вооружении. Общее заблуждение заключается в том, что средневековое оружие было таким непомерно тяжелым, что рыцарей приходилось усаживать в седло неким подъемным механизмом, и что рыцарь, сброшенный с коня, не мог самостоятельно встать. Безусловно, только идиот отправился бы на битву и рисковал своей жизнью в броне настолько затрудняющей движение. На поверку средневековые доспехи весили в общей сложности около 20 кг, что составляет почти половину того веса, с которым на фронт отправляется современная пехота. Реконструкторы битв в наши дни любят выполнять акробатические трюки, демонстрируя, каким маневренным и быстрым может быть полностью экипированный воин. Раньше кольчуга весила гораздо больше, но даже в ней тренированный человек был вполне мобильным.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Это не подробное исследование, а всего лишь очерк, который я написала еще в прошлом году, когда только началась на моем дневнике дискуссия о "грязном средневековье". Тогда я настолько устала от споров, что просто не стала его вывешивать. Сейчас дискуссия продолжилась, ну что же, вот мое мнение, оно изложено в этом очерке. Поэтому, там повторятся и некоторые вещи, которые я уже говорила.
Если кому нужны ссылки - пишите, я подниму свой архив и постараюсь найти. Правда, предупреждаю - они в основном на английском.

Восемь мифов о Средневековье.

Средневековье. Самое спорная и противоречивая эпоха в истории человечества. Одни воспринимают ее как времена прекрасных дам и благородных рыцарей, менестрелей и скоморохов, когда ломались копья, шумели пиры, пелись серенады и звучали проповеди. Для других же Средневековье – это время фанатиков и палачей, костров инквизиции, вонючих городов, эпидемий, жестоких обычаев, антисанитарии, всеобщей темноты и дикости.
Причем поклонники первого варианта часто стесняются своего восхищения Средневековьем, говорят, что они понимают – все было не так – но любят внешнюю сторону рыцарской культуры. Тогда как сторонники второго варианта искренне уверены – Средние века не зря назвали Темными веками, это было самое ужасное время в истории человечества.
Мода ругать Средние века появилась еще в Возрождение, когда шло резкое отрицание всего, что имело отношение к недавнему прошлому (как нам это знакомо), а потом уже с легкой руки историков XIX века этим самым грязным, жестоким и грубым Средневековьем стали считать… времена с падения античных государств и до самого XIX века, объявленного торжеством разума, культуры и справедливости. Тогда и развились мифы, которые теперь кочуют из статьи в статью, пугая поклонников рыцарства, короля-солнца, пиратских романов, и вообще всех романтиков от истории.

Миф 1. Все рыцари были тупыми, грязными, необразованными мужланами
Это, наверное, самый модный миф. Каждая вторая статья об ужасах Средневековых нравов заканчивается ненавязчивой моралью – смотрите мол, дорогие женщины, как вам повезло, какие бы ни были современные мужчины, они точно лучше рыцарей, о которых вы мечтаете.
Грязь оставим на потом, об этом мифе будет отдельный разговор. Что же касается необразованности и тупости… Подумалось мне тут недавно, как было бы забавно, если бы наше время изучали по культуре «братков». Можно себе представить, каким бы тогда был типичный представитель современных мужчин. И ведь не докажешь, что мужчины-то все разные, на это всегда есть универсальный ответ – «это исключение».
В Средние века мужчины, как это ни странно, тоже были все разные. Карл Великий собирал народные песни, строил школы, сам знал несколько языков. Ричард Львиное Сердце, считающийся типичным представителем рыцарства, писал стихи на двух языках. Карл Смелый, которого в литературе любят выводить этаким хамом-мачо, прекрасно знал латынь и любил читать античных авторов. Франциск I покровительствовал Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи. Многоженец Генрих VIII знал четыре языка, играл на лютне и любил театр. И список этот можно продолжить. Но главное – это все были государи, образцы для своих подданных, да и для более мелких правителей. На них ориентировались, им подражали, и уважением пользовались те, кто мог как его государь – и противника с коня сбить, и оду к Прекрасной Даме написать.
Ага, скажут мне – знаем мы этих Прекрасных Дам, ничего общего они с женами не имели. Значит перейдем к следующему мифу.

Миф 2. К женам «благородные рыцари» относились как к собственности, били и ни в грош не ставили
Для начала повторю то, что уже говорила – мужчины были разные. И чтобы не быть голословной, вспомню знатного сеньора из XII века, Этьена II де Блуа. Был этот рыцарь женат на некой Адель Норманнской, дочери Вильгельма Завоевателя и его любимой супруги Матильды. Этьен, как и положено ревностному христианину отправился в крестовый поход, а жена осталась ждать его дома и управлять поместьем. Банальная, казалось бы история. Но особенность ее в том, что до нас дошли письма Этьена к Адель. Нежные, страстные, тоскующие. Подробные, умные, аналитические. Эти письма – ценный источник по крестовым походам, но они же еще и свидетельство того, как сильно мог любить средневековый рыцарь не какую-то мифическую Даму, а собственную жену.
Можно вспомнить Эдуарда I, которого смерть обожаемой жены подкосила и свела в могилу. Его внук Эдуард III жил в любви и согласии со своей женой более сорока лет. Людовик XII женившись превратился из первого развратника Франции в верного мужа. Что бы там не говорили скептики, любовь – явление не зависящее от эпохи. И всегда, во все времена, на любимых женщинах старались жениться.
Теперь переходим к более практическим мифам, которые активно пропагандируются в кино и сильно сбивают романтический настрой у любителей Средневековья.

Миф 3. Города были свалкой нечистот.
О, чего только не пишут о средневековых городах. Вплоть до того, что мне встречалось утверждение, что стены Парижа приходилось достраивать, чтобы нечистоты, выливаемые за стену города, не полились назад. Эффектно, не правда ли? А еще в той же статье утверждалось, что поскольку в Лондоне отходы человеческой жизнедеятельности сливали в Темзу, то она была тоже сплошным потоком нечистот. Мое богатое воображение сразу забилось в истерике, поскольку я ну никак не могла представить, откуда же могло взяться столько нечистот в средневековом городе. Это же не современный многомиллионный мегаполис – в средневековом Лондоне жило 40-50 тысяч человек, да и в Париже не многим больше. Оставим в стороне совсем уж сказочную историю со стеной и представим себе Темзу. Эта не самая маленькая река выплескивает в море 260 кубометров воды в секунду. Если мерить это в ваннах, то получится больше 370 ванн. В секунду. Думаю, дальнейшие комментарии излишни.
Впрочем, никто не отрицает, что средневековые города отнюдь не благоухали розами. И сейчас стоит только свернуть со сверкающего проспекта и заглянуть на грязные улочки и в темные подворотни, как понимаешь – отмытый и освещенный город очень сильно отличается от своей грязной и вонючей изнанки.

Миф 4. Люди не мылись по много лет
Про мытье говорить тоже очень модно. Причем тут приводятся совершенно настоящие примеры – монахи, которые от излишка «святости» не мылись годами, вельможа, который тоже от религиозности не мылся, чуть не умер и его отмыли слуги. А еще любят вспоминать принцессу Изабеллу Кастильскую (многие ее видели в недавно вышедшем фильме «Золотой век»), которая дала обет не менять белье, пока не будет одержана победа. И бедная Изабелла держала свое слово три года.
Но опять-таки выводы делаются странные – отсутствие гигиены объявляется нормой. То, что речь во всех примерах о людях, которые дали обет не мыться, то есть видели в этом какой-то подвиг, подвижничество, не принимается во внимание. Между прочим, поступок Изабеллы вызвал большой резонанс во всей Европе, в честь нее был даже придуман новый цвет, настолько всех потряс данный принцессой обет.
А если почитать историю ванн, а еще лучше – сходить в соответствующий музей, то можно поразиться разнообразию форм, размеров, материалов, из которых делали ванны, а также способов подогрева воды. В начале XVIII века, который тоже любят называть веком грязнуль, у одного английского графа в доме даже появилась мраморная ванна с кранами для горячей и холодной воды – предмет зависти всех знакомых, ходивших в его дом как на экскурсию.
Королева Елизавета I принимала ванну раз в неделю и требовала, чтобы все придворные тоже мылись почаще. Людовик XIII вообще мок в ванне каждый день. А его сын Людовик XIV, которого любят приводить в пример как короля-грязнулю, поскольку он-то как раз ванны не любил, протирался спиртовыми лосьонами и очень любил купаться в реке (но о нем будет отдельный рассказ).
Впрочем, чтобы понять несостоятельность этого мифа, не обязательно читать исторические труды. Достаточно посмотреть картины разных эпох. Даже от ханжеского Средневековья осталось немало гравюр с изображением купания, мытья в банях и ваннах. А уж в более поздние времена особенно любили изображать полуодетых красавиц в ваннах.
Ну и самый главный аргумент. Стоит посмотреть статистику производства мыла в Средние века, чтобы понять – все, что говорят о повальном нежелании мыться – вранье. Иначе для чего бы требовалось производить такое количество мыла?

Миф 5. От всех ужасно воняло
Этот миф напрямую вытекает из предыдущего. И у него тоже есть реальное доказательство – русские послы при французском дворе жаловались в письмах, что от французов «ужасно смердит». Из чего был сделан вывод, что французы не мылись, воняли и пытались заглушить запах духами (про духи – общеизвестный факт). Этот миф мелькнул даже в романе Толстого «Петр I». Объяснение ему – проще некуда. В России не принято было сильно душиться, тогда как во Франции духами просто обливались. И для русского человека обильно воняющий духами француз был «смердящим аки дикий зверь». Кто ездил в общественном транспорте рядом с сильно надушенной дамой, тот их хорошо поймет.
Правда есть еще одно свидетельство, касающееся все того же многострадального Людовика XIV. Его фаворитка, мадам Монтеспан, как-то раз в порыве ссоры крикнула, что от короля воняет. Король был оскорблен и вскоре после этого расстался с фавориткой окончательно. Кажется странным – если король обижался на то, что от него воняет, то почему бы ему не помыться? Да потому, что запах шел не от тела. У Людовика были серьезные проблемы со здоровьем, и с возрастом у него стало плохо пахнуть изо рта. Сделать было ничего нельзя, и естественно король сильно переживал по этому поводу, так что слова Монтеспан были для него ударом по больному месту.
Кстати, не надо забывать, что в те времена не было промышленного производства, воздух был чистым, а еда может и не очень здоровой, но хотя бы без химии. И потому с одной стороны волосы и кожа дольше не засаливались (вспомнить наш воздух мегаполисов, который быстро делает вымытые волосы грязными), поэтому люди в принципе дольше не нуждались в мытье. А с человеческим потом выделялась вода, соли, но не все те химикаты, которых полно в организме современного человека.

Миф 7. Никто не заботился о гигиене
Пожалуй, именно этот миф можно считать самым обидным для людей, живших в Средние века. Мало того, что их обвиняют в том, что они были тупые, грязные и вонючие, так еще и утверждают, что им всем это нравилось.
Что же такое должно было произойти с человечеством в начале XIX века, чтобы ему до этого все нравилось быть грязным и вшивым, а потом вдруг резко разонравилось?
Если полистать указания о строительстве замковых туалетов, то можно найти любопытные пометки о том, что слив надо строить так, чтобы все уходило в реку, а не лежало на берегу, портя воздух. Видно люди все-таки не особо любили вонь.
Пойдем дальше. Есть известная история о том, как одной знатной англичанке сделали замечание по поводу ее грязных рук. Дама, парировала: «Это вы называете грязью? Видели бы вы мои ноги». Это тоже приводится в пример как отсутствие гигиены. А кто-нибудь задумывался о строгом английском этикете, по которому даже сказать человеку, что он пролил себе на одежду вино, нельзя – это невежливо. И вдруг даме говорят, что у нее грязные руки. Это до какой же степени должны были быть возмущены другие гости, чтобы нарушить правила хорошего тона и сделать такое замечание.
А законы, которые то и дело издавали власти разных стран – например запреты выливать помои на улицу, или регулирование строительства туалетов.
Проблема Средневековья была в основном в том, что мыться тогда было действительно сложно. Лето не так уж и долго длится, а зимой в проруби не всякий сможет искупаться. Дрова же для подогрева воды были очень дороги, не каждый вельможа мог себе позволить еженедельную ванну. А кроме того, не все понимали, что болезни приключаются от переохлаждения или недостаточно чистой воды, и под влиянием фанатиков списывали их на мытье.
И теперь мы плавно подходим к следующему мифу.

Миф 8. Медицина практически отсутствовала.
Чего только не наслушаешься о средневековой медицине. И средств-то никаких кроме кровопускания не было. И рожали все сами по себе, а без врачей так даже лучше. И контролировали всю медицину одни священники, которые все отдавали на откуп Божьей воле и лишь молились.
Действительно, первые века христианства медициной, как впрочем и остальными науками занимались в основном в монастырях. Там и госпитали были, и научная литература. Монахи своего в медицину вносили мало, однако неплохо пользовались достижениями античных медиков. Но уже в 1215 году хирургия была признана не церковным делом и перешла в руки цирюльников. Разумеется, вся история европейской медицины просто не влезет в рамки статьи, поэтому я остановлюсь на одном человеке, имя которого известно всем читателям Дюма. Речь идет об Амбруазе Паре, личном враче Генриха II, Франциска II, Карла IX и Генриха III. Простое перечисление того, что этот хирург внес в медицину хватит, чтобы понять, на каком уровне была хирургия в середине XVI века.
Амбруаз Паре ввел новый способ лечения новых тогда огнестрельных ран, изобрел протезы конечностей, начал делать операции по исправлению «заячьей губы», усовершенствовал медицинские инструменты, написал медицинские труды, по которым потом учились хирурги по всей Европе. И роды до сих пор принимают по его методу. Но главное – Паре изобрел способ ампутировать конечности так, чтобы человек не умирал от потери крови. И этим способом хирурги пользуются до сих пор.
А ведь он даже не имел академического образования, просто был учеником другого врача. Неплохо для «темных» времен?

Заключение
Что и говорить, реальное Средневековье сильно отличается от сказочного мира рыцарских романов. Но и к грязным историям, которые по-прежнему в моде, оно не ближе. Правда, наверное, как всегда где-то посредине. Люди были разные, жили они по-разному. Понятия о гигиене действительно были достаточно дикими на современный взгляд, но они были, и средневековые люди заботились о чистоте и здоровье, насколько хватало их разумения.
А все эти истории… кому-то хочется показать, насколько современные люди «круче» средневековых, кто-то просто самоутверждается, а кто-то вообще не разбирается в теме и повторяет чужие слова.
И напоследок – о мемуарах. Рассказывая об ужасных нравах, любители «грязного Средневековья» особенно любят ссылаться на мемуары. Только почему-то не на Коммина или Ларошфуко, а на мемуаристов типа Брантома, который издал наверное самое крупное в истории собрание сплетен, приправленное собственной богатой фантазией.
По этому поводу предлагаю вспомнить постперестроечный анекдот о поездке русского фермера (на джипе в котором была штатная магнитола) в гости к английскому. Тот показал фермеру Ивану биде и сказал, что там его Мэри моется. Иван задумался – а где же моется его Маша? Приехал домой – спросил. Та отвечает:
– Да в речке.
– А зимой?
– Да разве долго та зима-то?.
А теперь давайте составим представление о гигиене в России по данному анекдоту.
Думаю, если ориентироваться на такие источники, то наше общество получится не чище средневекового.
Или вспомним передачу про гулянки нашей богемы. Дополним это своими впечатлениями, сплетнями, фантазиями и можно писать книгу о жизни общества в современной России (чем мы хуже Брантома – тоже современники событий). И будут потомки изучать по ним нравы в России начала XXI века, ужасаться и говорить какие же ужасные были времена…