Что значит париж стоит мессы. Мельница мифов: стоил ли Париж мессы

Париж стоит мессы (Paris vaut bien une messe) — афоризм, приписываемый французскому королю Генриху IV. Фраза используется при обозначение циничного выбора между убеждениями и выгодой, естественно, в пользу выгоды. Словосочетание приведено в книге «Recueil general des caquets de l’accouchee» («Пересуды у постели роженицы») неизвестного автора, изданной в 1622 году

Генриху IV — первый король династии Бурбонов, сменивший на троне последнего короля династии Валуа

Генрих IV

На современный манер Генриха можно было бы назвать «метисом», ведь мать его Жанна д’Альбре исповедовала протестантизм, а отец, король Наварры, Антуан де Бурбон был католиком. Это двойственность значительно повлияла на судьбу Генриха. Мать воспитывала сына в своей вере, но в уже в юности он перешел в католичество. Ведь королева-мать Екатерина Медичи устроила ему брак со своей дочерью Маргаритой, сестрой короля Генриха III. Легенда утверждает, что знаменитую сентенцию о Париже и мессе Генрих произнес как раз в день свадьбы 18 августа 1572 года, когда его, жениха, но гугенота, не пустили на богослужение в Собор Парижской богоматери. Ровно через неделю после свадьбы случилась Варфоломеевская ночь, но Генрих уже считался католиком и его не тронули. В 1576 году Генрих вернулся к религии матери.

Далее последовали 17 лет участия Генриха в религиозных войнах католиков и протестантов, коих было девять с 1562 по 1598 годы, в которых он показал себя искусным и храбрым полководцем, в политической борьбе с лидерами католической партии Гизами и протестантской — Конде, интригах против испанцев, в любовных похождениях. 1 августа 1589 года бездетный король Франции Генрих III умер, признав перед смертью Генриха Наваррского, как прямого потомка по мужской линии короля Людовика IX, своим наследником. Так король Наварры Генрих стал королём Франции Генрихом IV.

Однако французы, ожесточенные в религиозном противостоянии, отказались признать своим лидером гугенота. Пришлось Генриху снова менять убеждения. Другая легенда гласит, что «Париж стоит мессы» (или более пространно «корона Франции стоит католической литургии») он произнес 25 июля 1593 года, когда в очередной раз перешел в католицизм, чтобы примирить враждующие партии и возглавить страну, уставшую от распрей. 27 февраля 1594 года состоялась церемония коронации. В 1596 году Генрих издал так называемый Нантский эдикт, уравнявший в правах католиков и гугенотов

"Париж стоит мессы" был заимствован из французского языка "Paris vaut bien une messe". Под этим выражением обозначают расчётливый выбор между выгодой и своими убеждениями, понятно, что побеждает в этом споре выгода. Историки считают, что эту поговорку впервые произнёс достаточно известный французский король Генрих 4. Этот афоризм был найден в книге "Recueil general des caquets de l’accouchee", это название дословно переводится, как: "Общие серии сплетен новой матери". Автор данной книге ныне не известен, а эта брошюра увидела свет в 1622 году.

Чтобы понять, в какое время зародилась пословица "Париж стоит мессы", стоит заглянуть в прошлое Франции.

В 1559 году умирает французский король Генрих 2 (31 марта 1519 - 10 июля 1559 года). Корону получает его сын Карл 9, которому в то время едва исполнилось 10 лет. Поскольку он явно не мог принимать важнейшие решения, страной управляла его матушка Екатерина Медичи.
Это время знаменательно началом сильной вражды между протестантами и католиками. Следует отметить, что сами французские протестанты именовали себя "товарищами по клятве ", то есть гугенотами. Среди них находились весьма влиятельные граждане, например такие, как: король Генрих Наваррский, адмирал Колиньи, принц Конде.

Через некоторое время вражда между двумя сторонами только обострялась и вся Франция погрузилась в пучину конфликтов и мелких стычек. Понимая, что сейчас гугеноты сильны, как никогда Екатерина Медичи попыталась снизить растущее напряжение. Однако наладившиеся мирные взаимоотношения были одномоментно разрушены герцогом Гизом, который был руководителем партии католиков. Он решил действовать жёстко и беспощадно и устроил кровавую бойню в местечке Васси, когда протестанты находились в своём храме. Никто не спасся от жестокого герцога, все попытки к побегу жёстко пресекались. Очевидцы события описывают целые ручьи крови, которые собирались в лужи на мостовой возле церкви гугенотов. Множество тел, отрубленных рук и ног валялось в живописном беспорядке на брусчатке. Это событие привело в сильную ярость вождей гугенотского движения. С этого момента начались стычки с применением всех видов оружия между католиками и протестантами. Это событие станет впоследствии известно под названием "религиозной войны".

Сначала французские протестанты одержали верх над своими заклятыми врагами. В следствии чего в 1570 году между гугенотами и католиками был подписан Сен-Жерменский мир


В результате своей победы гугенотам достались несколько хорошо защищённых крепостей. Им было разрешено работать в правительстве и придерживаться своих неоднозначных религиозных обрядов. Через какое-то время Карлу 9 начинает нравится протестантизм. Первым своим шагом он приближает к себе мудрого полководца Колиньи. Подобное решение было неоднозначно воспринято среди католиков. Даже Екатерина Медичи начала опасаться карьерного взлёта Колиньи. Она не придумала ничего лучше, чтобы снова устроить массовое побоище гугенотов, теперь уже по всей стране. Толчком к этому кровопролитию явилась свадьба между молодым Генрихом и Маргариты Валуа, сетры Карла 9. Для венчания были приглашены сразу два священника, один был гугенотом, а другой католиком. Это не добавило дружеских чувств к протестантам.

После того, как скончался Карл 9, корону получил король Генрих 3. После смерти его брата герцога Анжуйского в 1584 году первым претендентом на трон стал самый ближайший родственник короля и по совместительству заговорщик от гугенотов, непримиримый борец с католиками Генрих Наваррский. Герцог Гиз был этим обстоятельством крайне удручён и не хотел допустить Генриха к короне. Он делает громкое заявление, что также имеет право стать королём Франции поскольку свой род ведёт от самого Карла Великого.

После этого Гиз собирает по всей стране войска и организовывает восстания католиков. Кроме того, он просит помощи у Испании


Однако это не помогло и католический король Генрих 3 решил пойти на уступки после чего заключил перемирие с гугенотом Генрихом Наваррским. Чтобы подсластить пилюлю он казнит этого мясника герцога Гиза. Правда позже Генриха 3 убивают заговорщики, так умер последний из рода Валуа. Надо отдать должное Генриху Наваррскому, он смог победить несмотря на могущественных врагов. В итоге корона достаётся ему в 1593 году. Затем он принимает мудрое решение, решив раз и навсегда остановить междоусобные войны, становится католиком.

Перед самой своей коронацией Генрих Наваррский произносит, "Париж стоит мессы ". Именно с этого момента он становится королём Франции и в историю вошёл, как Генрих 4. С этого момента началась династия Бурбонов, а династия Валуа канула в лету . Бурбоны правили ещё несколько столетий до начала Великой Французской революции


Почему Париж стоит мессы

После смерти французского короля Генриха II (1559) на престоле оказался его десятилетний сын Карл IX , но фактически страной правила его мать, Екатерина Медичи . В это время обострилась борьба между католиками и протестантами. Французские протестанты называли себя гугенотами, то есть «товарищами по клятве». Среди гугенотов были такие сильные и влиятельные люди, как принц Конде, адмирал Колиньи , король зависимой от Франции Наварры Генрих .

Франция раскололась на два противоборствующих лагеря. Видя силу гугенотов, Екатерина Медичи пыталась примирить враждующие стороны. Но все ее попытки были сорваны предводителем католической партии герцогом Гизом. С отрядом своих сторонников герцог ворвался в местечко Васси во время протестантского богослужения и убил там множество гугенотов. После этого начались открытые боевые действия, которые в истории известны под названием религиозных войн.

Вначале удача была на стороне гугенотов. В 1570 году католикам пришлось заключить с ними Сен-Жерменский мир .

Гугеноты получили в свое распоряжение несколько крепостей, за ними признавалось право занимать государственные должности, придерживаться своих религиозных обрядов. Молодой король также стал симпатизировать гугенотам. Он приблизил к себе одного из их предводителей – отважного полководца адмирала Колиньи. Это вызвало ярость католиков. Екатерина Медичи тоже была напугана успехами Колиньи. В 1572 году она вместе с герцогом Гизом организовала массовую резню гугенотов во всей Франции. Поводом к ней послужила свадьба Генриха Наваррского и сестры Карла IX Маргариты Валуа. Молодых венчали сразу два священника: католический и протестантский. Это еще больше озлобило католиков.

На свадьбу своего вождя съехалось много гугенотов. Обстановка в городе накалилась до предела. Ночью 24 августа 1572 года , накануне дня святого Варфоломея, толпы вооруженных католиков стали собираться возле Парижской ратуши. Они узнавали друг друга в ночной темноте по белым повязкам на рукавах и белым крестам на шляпах. Такими же белыми крестами были заранее отмечены все дома гугенотов. По сигналу колокола началось избиение мирно спящих протестантов. В следующие дни волна погромов прокатилась по другим городам Франции. Были убиты десятки тысяч человек, в том числе и адмирал Колиньи. Генрих Наваррский и принц Конде спаслись, так как спешно перешли в католичество.

Три года Генрих Наваррский жил при королевском дворе как пленник. При первой же возможности он бежал в Наварру, вернулся в протестантскую веру и вновь возглавил ряды своих сторонников. Религиозные войны вспыхнули с новой силой.

К тому времени Карл IX умер, на престоле находился бездетный король Генрих III. В 1584 году умер его брат и наследник герцог Анжуйский. Таким образом, претендентом на трон становился ближайший родственник короля – предводитель гугенотов Генрих Наваррский. Этого не мог допустить глава католической партии герцог Гиз. Он объявил, что ведет свой род от Карла Великого и также имеет право на корону.

Гиз организовал восстания католиков в Париже и других городах Франции и призвал на помощь испанские войска.

Католик Генрих III был вынужден пойти на союз с протестантом Генрихом Наваррским. По его приказу герцог Гиз был казнен за измену. Но вскоре от рук заговорщиков погиб и сам Генрих III, последний французский король из династии Валуа. Генрих Наваррский сумел довести борьбу до победного конца и в 1593 году занял Париж. Чтобы покончить с религиозными воинами, он решил вновь принять католичество.

«Париж стоит мессы», – сказал он перед своей коронацией. Так Генрих, король Наварры, стал французским королем Генрихом IV, а династия Валуа сменилась династией Бурбонов. Они правили до Великой французской революции.

©При частичном или полном использовании данной статьи - активная гиперссылка ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА

Как известно, выражение «Париж стоит мессы» приписывают Генриху IV (Генрих Наваррский, Генрих Бурбон), в общем он же - Гоша, он же - Гога. Он произнес это получившее широкое распространение выражение по вполне определенному поводу.

Как известно, будучи предводителем гугенотов и, по сути, еретиком для папского престола, Генрих IV согласился сменить веру, лишь бы вступить в Париж и стать королем Франции. Для коронации, как известно, нужно было отстоять мессу, как часть традиционных мероприятий при коронации, но для того чтобы попасть на мессу, нужно было стать католиком, вот тут и пришлось забыть гугенотов и стать католиком, чтобы отстоять мессу и стать королем. Собственно говоря, это известная история, но сегодня есть некие параллели с событиями тех лет. Кому теперь нужно «стать католиком» и отстоять мессу во имя своих далеко идущих целей?

Польский актер Даниэль Ольбрыхский отказался приехать в Россию со своим новым спектаклем «Похищение Европы». Причиной для такого демарша, по словам самого актера, оказалась ситуация с Крымом. Как говорит сам актер: «Красивый язык Пушкина, Толстого, Чехова, моих друзей Окуджавы и Высоцкого, на котором я репетировал замечательную пьесу, теперь ассоциируется с агрессивной риторикой Путина».

В некотором смысле возникает вопрос, ну и что теперь делать Путину? Говорить не на русском, а, например, на польском, чтобы «не пачкать» язык Пушкина, Чехова и Толстого, а также Окуджавы и Высоцкого? Господину Ольбрыхскому нужно было бы понять, что Путин - очень честный человек, которому верит всё большее количество россиян, и ему нет никакой нужды в поддержке каких-то русофобов. Сам господин артист характеризует себя таким образом: «Я русофил, но не путинофил». Как сказал один из журналистов, с которым автор вместе смотрел ролик, отснятый Свободой: «Да хоть зоофил. Никто не может считать себя русофилом, если отрицает то, что русские откровенно поддерживают». Сам актер считает себя русофилом лишь потому, что дружит с Андроном Кончаловским и ещё несколькими людьми. Это, разумеется, полный идиотизм, впрочем, артист имеет право на такое безумие, но лучше, если действительно будет сидеть дома. Не нужно из театра абсурда устраивать еще и политический балаган. Также не нужно переоценивать свое творчество. Если уж вопрос поставлен господином Ольбрыхским таким образом, то спрашивается, зачем носителям языка Пушкина и Толстого, этот же русский язык, но в исполнении поляка. Таким образом, оставим весь этот гнилой разговор на совести самого артиста.

Возвращаясь к Генриху IV, можно всё же присмотреться к неким историческим параллелям. Как известно, Генрих IV, он же - Анри, стал приемником Генриха III, после того как тот был смертельно ранен и приказал своим подданным присягать Генриху IV. Случилось это в 1589 году, но в течение почти пяти лет он не мог въехать в Париж, как это подобает королю. 25 июля 1593 года, Генрих IV принял католицизм и лишь только 22 марта 1594 года он смог въехать в Париж, то есть, ровно 420 лет назад. Вот тогда и было произнесено это выражение, ставшее крылатым. Все эти годы Генрих IV боролся за признание, но папская уния не могла себе позволить короля Франции не католика.

Ровно так же президент Путин мешает сегодня и Европе и США, и чёрту и дьяволу, потому что все политики этих стран по-сути уже давно не разделяют этих понятий. И разумеется, в особом пушку здесь рыльце у всё той же папской унии. Так стоит ли сегодняшний Париж (Брюссель) мессы? Стоит ли стараться угодить кому-то в дальних странах, принять чью-то точку зрения (принять веру) и перестать отстаивать свою, для того чтобы быть принятым где-то на Западе?

Для автора это кажется серьёзным вопросом, конечно, не в смысле веры, но для Путина это совсем никакой не вопрос и если защита русских людей - только в связке с расстройством отношений с Западом, то так тому и быть.

Один из наших читателей в России переслал некий материал, который ему удалось где-то урвать. Стал известен некий разговор двух российских летчиков после озвучивания новостей о наращивании техники НАТО во всех доступных этой организации регионах. Один из летчиков сказал, что вот, мол, сколько «целей» у нас теперь будет, а другой с некоторой злостью заявил: Я всегда знал, что они прилетят, что кончится всё именно этим, хоть бы одну сволочь завалить, как делал мой дед. Похоже, что бы в ЕС не говорили и как бы свои позиции не мотивировали, но русские точно знают корни проблемы.

Всего лишь через несколько часов в Европе начнутся переговоры. Будут ли присутствовать на переговорах все те, кому было бы необходимо там быть, пока не известно. Ранее российская сторона настаивала на присутствии представителей Востока Украины, но с этим пока есть некоторые проблемы. По нашим сведениям из МИДа России, возможно пока этот вопрос не актуален по весьма простой причине - пока не определился такой лидер Востока, который бы мог представлять Восток. Как же так, Восток Украины есть, а лидеров - нет? Кто же тогда там устраивает все эти «восстания славян»? Неужели и вправду всё организуется из России? К такому вопросу российской делегации нужно быть готовой.

Кто бы ни был руководителем активности граждан, но судьба его может быть весьма сложна. Украинские власти, как стало известно, не только не собираются пускать на переговоры представителей Востока, но и даже выставить ультиматум России. Бредовые пункты этого ультиматума перечислять нет необходимости, каждый может их найти в сети. Но, чтобы понять, как далеко находятся позиции сторон, нужно напомнить, что одно из условий - вывод российских войск из Крыма. Большего и перечислять не нужно.

Собственно говоря, завтра автор ждет провала на переговорах. США, конечно же, будут давить, но надеяться на то, что Америке удастся возглавить этот диалог, не нужно. США здесь - не арбитр, а, если хотите, сторона конфликта - антирусская сторона. Вот об этом завтра российская делегация непременно напомнит американцам. Украине же придется испытать некие неловкости. Все дело в том, что Россия в данном смысле не сторона-ответчица за какие-то действия, но высокий гарант соблюдения прав русскоязычного большинства Востока Украины. Очень бы хотелось посоветовать украинской делегации, вести себя так, чтобы потом России не пришлось защищать нынешнюю хунту от её собственных граждан.

В-общем, по субъективному мнению автора, Украина завтра постарается сделать из России не страну-гаранта, а страну-ответчицу. Боюсь, господ свидомитов ждёт большое разочарование. Как бы США не грозили санкциями, это всего лишь месса, а плата за вот тот самый Париж, на который позарился Генрих IV и который теперь можно назвать "безопасность русскоязычной популяции России и Украины", стоит гораздо больше тех санкций. Россию, конечно, сейчас стараются втянуть в эту новую украинскую войну, чтобы как прежде осложнить её финансовое положение, но Путин не вчера родился.