Чувство вины перед ребенком, или Почему я плохая мать? Чувство вины с детства

Вина - очень деструктивное чувство. Это то, что заменяет исправление ошибок. Или то, что остается после того, как уже разобраны причины, исправлены ошибки, извлечены уроки.

Может быть даже уже получено прощение, но вот сам себя человек никак не простит. Вина душит, вина давит, не дает наслаждаться жизнью. Гипертрофированное чувство вины мешает дальнейшему общению: «Мне тяжело с ним общаться, потому что я до сих пор чувствую свою вину перед ним». От чувства вины нужно избавляться. Но почему-то иногда чувство вины лелеется нами, как ценность. «Я должен чувствовать вину, потому что я нравственный человек» — заблуждается «виноватый», подменяя на вину действительно нравственное качество — ответственность.

Возможно, что причины кроются в воспитании. Ведь один из главных рычагов, которым пользуются родители и педагоги — это прививание чувства вины. Ошибочно считается, что так воспитывается ответственность. «Это ты во всем виноват! Как тебе не стыдно! Из-за тебя!» — увы, такая форма манипулирования встречается очень часто. Особенно эффективным считается винить и стыдить перед всем классом. Или перед собравшимися родственниками — семейный совет из родителей, бабушек, дедушек. Родители, к слову сказать, не сознательно вредят психике своего ребенка. Они просто повторяют то, что сами часто слышали в своем детстве. У них нет другой модели воспитания. Они бы сами, наверное, были рады избавиться от ощущения вечной виноватости.

Ребенок смотрит на мир глазами взрослых и до определенного возраста безоговорочно верит им. «Если мама сказала, что я плохой, значит так и есть» Если мама обвиняет, то ребенок учится чувствовать себя виноватым — вредная, надо сказать, привычка, с психологической точки зрения.

А что же тогда вместо вины? Чем регулировать поведение ребенка?

Есть понятие — нравственность, которое включает в себя ответственность. Нравственность - внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра, ответственности за свои поступки. Ответственность (если рассматривать с этической, а не юридической точки зрения) — это осознание взаимосвязи между личными действиями и результатом, это умение регулировать свое поведение, это способность влиять на ход событий. Ответственность — это не вина, а уверенность в себе.

Что происходит, если мы стыдим и навязываем чувство вины ? Ребенок чувствует, что он нехороший, никудышный, никчемный. «А если я такой, то что с меня взять?» Парадокс: желая призвать к ответственности, на самом деле укрепляем безответственность, неуверенность в себе.

Что делает виноватый ? Корит себя. Раскаивается. Просит прощения. Зализывает раненую самооценку (или ковыряет рану еще больше - зависит от тяжести случая)

Что делает ответственный? Исправляет ошибку.

Нет ничего плохого в том, чтобы просить прощения. Плохо, когда этим все и ограничивается, без исправления ошибок. Еще хуже, застревание в чувстве вины и ощущение себя, как «неправильного». Это блокирует энергию, которую можно было бы направить на исправление ситуации.

Представьте себе менеджера, допустившего ошибку в работе. Ответственный менеджер исправит её, проанализирует причину возникновения, внесет поправку в бизнес-процесс, чтобы минимизировать риск повторения ошибки. Если же менеджер уйдет в переживание чувства вины — «Как я мог! Я так всех подвел! Не могу себе этого простить!» — то это помешает здоровой концентрации внимания. В результате он не только не исправит, а еще и новых ошибок наделает. Потом ему станет стыдно за себя, и он уволится, потому что «недостоин занимать эту должность».

Взрослые подменяют ответственность виноватостью, когда шумно обвиняя, не дают ребенку возможности исправить ошибку. Или когда заставляют ребенка просить прощения, не разобравшись в ситуации: «Ах, ты, бессовестный! Ты зачем Мишу ударил? Сейчас же проси прощения!»

Если для родителей вполне достаточно раскаяния ребенка («Ну, прости» — отмахивается подросток), то возникает привычка снимать с себя ответственность демонстрацией эмоций раскаянья. Но во взрослой жизни виноватость никого не интересует. (Разве что таких же, «раненых виной») Во взрослой жизни важно исправить ошибку, сделать выводы и не допускать повторения ситуации, а не картинно изображать раскаянье. Вам встречались такие взрослые, которые раскаиваются, повторяют свой проступок, снова раскаиваются и так бесконечно? Эти люди вырастают из «виноватых» детей, которые так и не поняли разницу между виной и ответственностью. «О! Я бесконечно виноват перед тобой! Прости, прости, прости…»

Чувство вины очень похоже на чувство стыда, часто шагают рядом и оба про неуверенность. Но есть разница. Вина - это ощущение от действий, стыд - от восприятия самого себя. «Я виноват, в том, что совершил. Мне очень стыдно от того, что об этом узнали родители»

Чувство вины дуально чувству обиды. Эмоцию обиды часто демонстрируют, чтобы другой почувствовал себя виноватым. Как вина, так и обида — инструменты манипуляции, которых не должно быть в здоровых отношениях. «Он меня обидел, я буду старательно изображать обиду, чтобы он понял, насколько он виноват, пусть помучается чувством вины. А я его прощу, когда он очень красиво изобразит раскаянье» И эти игры «вина-обида» заменяют нормальную работу над отношениями и личностное развитие. О! Какие сладкие созависимые отношения можно построить на вечной виноватости и обиженности. Но это уже другая история… Про обиду как-нибудь в другой раз…

Учите ребенка ответственности, не навязывая чувство вины и стыда.

  1. Сообщения не должны содержать оценки самого ребенка: «Ты плохой! Ты безответственный! Ты неряшливый!» Оценивайте не ребенка, а его поступки: «Не самый лучший поступок. Здесь ты мог бы проявить ответственность. Ты можешь выглядеть лучше»
  2. Отделяйте свои чувства от действий ребенка. Не «Ты позоришь меня!», а «Я чувствую себя некомфортно, появляется чувство неловкости» Не «Ты меня расстраиваешь!», а «Я расстраиваюсь, когда…»
  3. Не анализируйте проступки ребенка при свидетелях. «Разбор полетов» только тет-а-тет. Иначе прививается чувство стыда, а не ответственность. Помните? Ответственность — это уверенность. Стыд — неуверенность.
  4. Не приучайте формально просить прощения, а направляйте мысль ребенка в русло «Как теперь исправить ситуацию?»
  5. Всегда помогайте ребенку понять взаимосвязь между его действиями и результатом.
  6. Учите личным примером. Избавьтесь от своего чувства вины и стыда. Оставьте только ответственность - этого вполне достаточно.
Чувство вины присутствует в жизни каждого человека. Дети верят, что они должны за то, что происходит вокруг них, чувствуют вину за ссоры или развод родителей. Вина несет не только к отчуждению с другими, но и к разрыву с собой; разрыву между тем, кто ты есть на самом деле и тем, кем хочется быть.

Нужно отметить разницу между чувством вины как эмоцией, которая способна нас деконструктивно мучить и настоящей совестью, которая ведет нас к изменению мышления и поведения. Мы рассмотрим проблемы эмотивной вины у подростков.

Причины

Негативный опыт в детстве. При отсутствии похвалы со стороны родителей, постоянном осуждении, критике ребенок начинает видеть в себе неудачника. Как следствие развивается чувство самообвинения, самокритики и постоянной вины.

Иногда родители склонны прививать ребенку комплекс вины постоянными упреками даже за небольшие проступки еще долго держать ребенка на расстоянии вместо того, чтобы просто приказать ему и утешить после этого. Иногда люди манипулируют виной, чтобы добиться своего.

Ощущение неполноценности. Наше постоянное сравнение себя с критериями общества (физического облика, умственных способностей, поведения) вызывает чувство вины, когда мы не достигаем желаемых стандартов.

Попробуйте задать себе вопрос, способствовало ли наше воспитание в детстве развитию вины:

Были правила в семье такими строгими, которые было невозможно выполнить?
- Как реагировали родители, когда происходила неудача?
- Были ли частыми обвинения, критика и наказания?
- Родители заставляли почувствовать вину фразами вроде: «Как ты мог?», «Неужели мы заслуживаем такое отношение к нам?"
- Родители обижались, когда вы поступали по-своему?
- Долго «пилили» и читали мораль?
- Чего было в детстве больше - похвалы и подбадривание или критики и нареканий?
- Были родители нетерпимы к малейшим недостаткам и промахам?

Последствия

Самоосуждение. Когда люди осуждают вас, отвергают, то, в общем, они думают, что вы плохие. В результате вы чувствуете вину и осуждаете себя. Вид у вас понурый, смотреть в глаза вы не можете, также не можете сказать «нет» даже в тех случаях, когда это стоит сделать.

Протест. Может быть открытым, когда подросток вспыхивает и делает «назло». Бывает пассивным, когда подросток долго собирается, «забывает» за собой убрать, не выполняет свои обязанности. Такое поведение выводит из себя родителей, приводит еще к большему гневу с их стороны и еще большей вины у подростка.

Отрицание и самооправдание. Иногда мы скрываем вину, еще и сваливаем ее на других. Сосредотачиваясь на ком-то, мы отвлекаемся от своих неудач. Кроме того, подростки могут отрицать свой проступок, даже если всем окружающим ясно, кто это сделал.

Признание вины. Признание - это еще одна типичная реакция на вину. Чтобы почувствовать облегчение за свои проступки, мы можем просить прощения.

Так вот, если твои родственники частенько навязывают чувство вины, то тебе придется не поддаваться этому, но и не забывать о четвертой заповеди - уважение родителей.

Если вам требуется приобрести

КАК МЫ ПРОЯВЛЯЕМ СЕБЯ ИЛИ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫХ СТЫДИЛИ И ОБВИНЯЛИ В ДЕТСТВЕ...

  • Взрослые, которых стыдили, когда они были детьми, боятся быть уязвимыми и страшатся самораскрытия (боятся раскрыться перед другими).
  • Взрослые, «которых стыдили в детстве, могут страдать от крайней застенчивости, смущения, замешательства и от чувства неполноценности по сравнению с другими. Они не считают, что они делают ошибки. Вместо этого они считают, что они сами являются ошибкой.
  • Взрослые, которых стыдили в детстве, боятся близости и склонны избегать обязательств, находясь во взаимоотношениях. Такие взрослые часто говорят, что у них такое чувство: будто одна нога всегда за дверью, чтобы убежать.
  • Взрослые, которых стыдили в детстве, могут казаться или очень высокомерными и эгоцентричными, или самоотверженными и бескорыстными.
  • Взрослые, которых стыдили в детстве, могут чувствовать, что «что бы я ни делал, это не имеет значения, я есть и всегда буду никчемным и нелюбимым».
  • Взрослые, которых стыдили в детстве, часто занимают оборонительную позицию, когда получают хотя бы незначительную отрицательную обратную связь. Они испытывают чувство крайнего унижения, если их вынуждают взглянуть на свои ошибки и несовершенства.
  • Взрослые, которых стыдили в детстве, часто обвиняют других за обвинения в свой адрес.
  • Взрослые, которых стыдили в детстве, могут страдать от разрушающего их чувства вины. Эти люди постоянно извиняется. Они берут на себя ответственность за поведение окружающих их людей.
  • Взрослые, которых стыдили в детстве, чувствуют себя чужаками. Они ощущают всеохватывающее чувство одиночества в течение всей своей жизни, даже если их окружают те, кто по-настоящему их любит и заботится о них.
  • Взрослые, которых стыдили в детстве, проецируют свои взгляды и свое отношение к себе на других. Они как «ясновидцы» читают мысли, которые явно им не льстят, и постоянно чувствуют, что другие их осуждают.
  • Взрослые, которых стыдили в детстве, часто злятся на других и осуждают в них те качества, которых они стыдятся в себе. Это может привести к тому, что они будут стыдить других.12. Взрослые, которых стыдили в детстве, часто чувствуют себя безобразными, порочными и несовершенными.
  • Взрослые, которых стыдили в детстве, часто ощущают контроль, как извне, так и изнутри. Блокируются нормальные спонтанные проявления.
  • Взрослые, которых стыдили в детстве, чувствуют, что они должны все делать идеально или не делать вообще. Это внутреннее убеждение часто приводит к тревоге при выполнении чего-либо, а также к оттягиванию, затягиванию и проволочкам.
  • Взрослые, которых стыдили в детстве, часто испытывают депрессию.
  • Взрослые, которых стыдили в детстве, врут себе и другим.
  • Взрослые, которых стыдили в детстве, блокируют чувство стыда посредством различного рода компульсивного поведения, такого как трудоголизм, нарушения в приеме пищи, покупки, злоупотребление химическими веществами, азартные игры.
  • Взрослые, которых стыдили в детстве, вместо дружбы несут тяжелое бремя чужих проблем.
  • Взрослые, которых стыдили в детстве, часто компульсивно уходят в копание в прошлых взаимоотношениях, в событиях прошлого, в интеллектуализацию, чтобы защититься от боли.
  • Взрослые, которых стыдили в детстве часто застревают в зависимости или становятся ее ярыми противниками.
  • Взрослые, которых стыдили в детстве, не имеют ощущения эмоциональных границ, они чувствуют, что другие люди постоянно вторгаются в их пределы. Они часто строят фальшивые границы путем возведения стен из ярости, ублажения и изоляции.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ, В ОСНОВУ ЛИЧНОСТИ КОТОРЫХ ЗАЛОЖЕНЫ СТЫД И ВИНА:

  • Мы теряем себя в любви.
  • Когда мы спорим, мы сражаемся ни на жизнь, а на смерть.
  • Мы тратим огромное количество энергии, пытаясь догадаться, что у других на уме. Когда мы разговариваем со своим партнером о его чувствах и нуждах, то мы часто говорим с самим собой, а не с ним.
  • Мы платим высокую цену за то хорошее, что с нами было.
  • Мы, беря на себя обязательства, зачастую подписываем два контракта: один сознательно, другой – бессознательно.
  • Мы обвиняем и нас обвиняют.
  • Мы хотим, чтобы он/она ушли, а потом боремся за то, чтобы они вернулись.
  • Мы знаем, что все будет по-другому, но ожидаем, что все останется по-старому.
  • Мы часто чувствуем, что наши партнеры контролируют наше поведение.
  • В других нас часто привлекают те эмоциональные характеристики, в обладании которыми мы отказали себе.
  • Мы часто создаем треугольники во взаимоотношениях.
  • Мы стремимся получить от наших партнеров любовь, которую не получили в детстве, полном стыда.

КАК НАС ОБВИНЯЛИ И СТЫДИЛИ В ДЕТСТВЕ?

Ниже следуют примеры взаимодействия между детьми и взрослыми, с которыми они росли, в результате чего у детей могло возникнуть чувство стыда и вины.

  • Ребенок может испытывать чувство стыда, когда родители и другие взрослые, воспитывающие его, посредством слов или/и поведения давали ему понять, что он нежеланный. Ребенок может получить такое сообщение еще в младенчестве через ощущение того, как к нему прикасаются, как его держат, и как с ним взаимодействуют ухаживающие за ним взрослые.
  • Когда ребенка стыдят и унижают публично, это откликается в нем усилением чувства стыда.
  • Когда проявляется неодобрение по отношению к ребенку, как таковому, а не к определенному проступку или его поведению. Пример: «Ты – очень плохой мальчик». А не «Толик, мне не нравится, когда ты бьешь сестренку. Я понимаю, что тебе трудно, и ты не можешь добиться от неё желаемого, но я не хочу, чтобы ты опять бил её».
  • Когда для того, чтобы его принимали, ребенку приходится скрывать какую-либо часть себя, формируется стыд. Примеры: Необходимость скрывать ошибки, потребности, радости, горести, болезнь, успех, слезы.
  • У ребенка формируется стыд, когда нарушаются эмоциональные и физические границы ребенка, что происходит при физическом или сексуальном оскорблении в прямой или скрытой форме. У ребенка не может развиться собственная личность, если между родителями и ребенком не существует четких границ. Физическое или сексуальное оскорбление, – исходящее от окружающих ребенка людей, ведет к чувству, что «я не достоин любви, меня не принимают таким, какой я есть. Меня можно любить меньше, когда …”. Кроме того, ребенок растет в мире секретов, чувствуя, что «я постоянно должен скрываться и прятаться от глаз других людей».
  • Когда дети чувствуют, что им негде уединиться, некуда спрятаться, то они вырастают с всепоглощающим чувством неадекватности и думают: «Должно быть, я на самом деле плохой человек». Примеры: Родители, которые роются в вещах своих детей, подслушивают их телефонные разговоры, читают их письма или делают заявления типа: «Я знаю, что ты думаешь», « Если бы ты меня любил, ты бы мне обо всем рассказывал».
  • Если взрослые относятся безразлично или игнорируют важные для детей события или подарки, ребенок испытывает сильное чувство стыда. Примеры: Ребенок целый день трудится, делая для мамы рисунок. Мать не находит времени, чтобы взглянуть на него, убирает его, прячет в куче других вещей или говорит: «И что мне с этим делать?» Когда родители упорно не посещают важные для ребенка мероприятия, не играют с ним в мяч, не ходят на вечеринки, организуемые для родителей с детьми или на спектакли, то у ребенка развивается чувство, что он или она просто не очень важны.
  • Когда, сравнивая, ребенок чувствует, что его родители чем-то отличаются от других, обладающих властью фигур в окружающем мире, ребенок может начать ощущать стыд по отношению к своей семье, а через это начать стыдиться себя. Это чувство отличия иногда приводит к расколу, ребенок разрывается, пытаясь быть верным семье и окружающему миру. Это приводит к тому, что ребенок начинает скрывать какую-то часть своего мира и таким образом часть себя от другой своей части. Примеры: Дети, родители которых являются иммигрантами, чья речь, обычаи и привычки отличаются от внешнего мира, в котором живет семья. Дети национальных меньшинств, где в окружающем их мире, цвет кожи стал отождествляться с такими отрицательными качествами, как порочность, лень, бессилие или беспомощность. Дети, живущие в нищете, где недостаток денег или вещей заставляет их считаться неприемлемыми для общества.
  • Когда ребенок чувствует, что родители или члены семьи имеют какой-то дефект или недостаток по сравнению с другими фигурами взрослых в его мире; у ребенка развивается стыд. Пример: Дети из семей, где один из членов алкоголик или наркоман, чье поведение ставит ребенка в неловкое положение и смущает. Дети из семей, где один из ее членов умственно или физически неполноценен и где это отличие никогда не обсуждается, или же ребенок не может выразить свое чувство смущения и неловкости по этому поводу.
  • Когда у ребенка подорвано или разрушено доверие к фигуре значимого взрослого в результате его непосредственного поведения и пренебрежения ребенком, то ребенок испытывает замешательство относительно того «Где мое место и принадлежность и чего я могу ожидать от мира в целом». Это чувство рассоединенности или недостатка причастности приводит к возрастанию внутреннего стыда и изоляции.
  • Когда ребенок растет с взрослыми, испытывающими чувство стыда и собственного бессилия в мире, у ребенка также развивается чувство стыда. Стыд заразен.
  • Когда ребенка вынуждают чувствовать себя нежелательным, нелюбимым, порочным или никчемным в более широком контексте школьного мира или общества, у такого ребенка развивается парализующий его стыд. Пример: Дети, испытывающие трудности при обучении чтению по причине не обнаруженной неспособности к обучению, чувствуют себя ленивыми или глупыми благодаря поведению и высказываниям взрослых. Дети, которые из-за невнимания и пренебрежения дома приходят в школу в неподобающем виде и гигиеническом состоянии. В школе и в окружающем их обществе они оказываются в изоляции, терпят насмешки и взгляды, полные отвращения. К некоторым детям добронамеренные взрослые испытывают сочувствие, что усиливает их чувство ненадежности и неуверенности, отсутствия уважения к себе и бессилия в окружающем мире.
  • Когда ребенка постоянно обвиняют за поступки и эмоциональное состояние взрослых, несущих ответственность за воспитание ребенка, и когда ребенок никак не может понять, что от него ожидают, не говоря о том, чтобы выполнять эти ожидания, у него развивается калечащее его чувство вины и стыда. Пример: ребенок чувствует: «Если бы я был умнее, сильнее, симпатичнее, тогда бы мои родители меньше пили, были бы счастливее и реже погружались в депрессию».
  • Когда ребенок не может жить в соответствии с ожиданиями растящих его взрослых из-за того, что эти ожидания непоследовательны или нереалистичны для этого конкретного ребенка в силу его возрастных способностей и особенностей или из-за того, что он просто человек, то ребенок чувствует себя никчемным, нелюбимым, неудачником, ошибкой. Таким образом, образуется и увековечивается ядовитый стыд, лишающий человека силы.
  • Когда родители или взрослые, занимающиеся воспитанием ребенка, используют в качестве дисциплинарной меры в ответ на поведение ребенка молчаливое отвращение, ребенок чувствует, что он весь, все его существо – плохое, порочное, Когда молчаливое отвержение используется как наказание, то для ребенка вероятность восстановления и исправления взаимоотношений очень мала. Ребенок остается с чувством непоправимой вины за свое поведение и с парализующим его стыдом. Пример: Толик приносит из школы домой записку, в которой говорится, что он подрался на перемене. Вечером он показывает записку родителям. Они читают записку и смотрят на Толика с отвращением. Со вздохом они кладут записку на стол текстом вниз. Родители Толика уходят, оставляя его одного в комнате. То, что произошло в школе, не обсуждается. Завершения нет.

Отрывок из книги Джейн Миддлтон-Моз "Стыд и чувство вины"

Многие люди на протяжении долгих лет живут с чувством вины, которое съедает их изнутри. Какие-то события стали или становятся причиной постоянного угрызения. В угнетении, которое они переживают, нет ни свободы, ни радости. Как обнаружить внутренние проблемы и разобраться с ними поможет статья о комплексе вины.

Очень часто людей оправдывают или обвиняют их мотивы. Из чего возникает чувство вины, а, как следствие, и комплекс? Из желания быть или казаться хорошим, добрым, добропорядочным, ответственным, безотказным и т. д. человеком.

Хорошо, если все это есть в сердце. А если нет, то неправильный поступок, совершенный или нет, не дает покоя. Человек, как бы пытается доказать, что он не такой на самом деле, он лучше, поэтому вызывает жалость к себе, обвиняя других. Или наоборот, носит в себе чувство самоуничижения, живя с самосознанием своей плохой натуры.

Тяжелое, иногда неадекватное чувство, представляющее собой комплекс вины, в психологии часто называется душевной болью.

Что это такое

Отрицательное чувство, причиной которого является поступок, нанесший другим людям негативные последствия, как кажется человеку, выражается у него чувством вины или угрызениями совести.

По сути, чувство вины несет в себе понятие нанесения ущерба. Но есть большая разница между тем, когда человек чувствует себя виноватым и виноват на самом деле.

В результате постоянно испытываемого чувства развивается комплекс вины, который представляет собой агрессию человека, которую он направляет на самого себя.

Являясь неврожденным, сформировавшийся детский комплекс переходит во взрослую жизнь. Неправильное воспитание, через постоянные порицания, наказания, осуждения закладывают в сознании ребенка чувства виноватости. Ребенок эмоционально привыкает чувствовать себя «плохим».

Большую роль в этом играют высказывания родителей по типу: «Надо же было таким родиться», «Мы столько для тебя сделали, а ты такой неблагодарный» и т. д. Они вызывают у ребенка устойчивое восприятие своей личности, как «У меня никогда ничего не получается», «Я во всем виноват», «Из-за меня все страдают».

Последствиями во взрослой жизни становятся:

  • низкая самооценка;
  • неуверенность в себе;
  • неудовлетворенность;
  • постоянное самообвинение;
  • неумение строить близкие взаимоотношения с людьми.

Внешний образ человека принимает:

  • несчастное лицо;
  • безрадостный виноватый взгляд;
  • сгорбленные при ходьбе плечи.

Состояние может выражаться в психосоматических заболеваниях и проблемах с позвоночником.

Признаки

В человеке комплекс вины вызывает состояние дискомфорта, страха и растерянности перед жизнью лишая его чувства ответственности, силы, энергии и правильного выбора.

Какими основными признаками может обладать личность, носящая в себе тягостные ощущения:

  • внутреннее состояние «плохости» в любых жизненных ситуациях;
  • «виноватые» часто оказываются под давлением манипуляторов, которые используют их слабые стороны для управления и получения своих эгоцентричных результатов;
  • поддаются беспочвенным обвинениям со стороны людей: гневу, обиде, критике, раздражению, крику, слезам и др., а потом еще больше чувствуют себя виноватыми;
  • все время стараются быть «хорошими»: никому ни в чем не отказывают, не выясняют отношения, боятся принимать правильные решения, боятся кого-то обидеть, не могут быть честными с людьми;
  • постоянно переживают о мнении людей о них;
  • считают себя всегда и везде ответственными и не дают себе права на ошибку;
  • снимают с себя ответственность из-за страха перед неправильным поступком и последующими угрызениями совести;
  • стараются спасти любое положение и не дают другим людям сделать свой выбор, даже неправильный;
  • стараются соответствовать требованиям людей;
  • заглаживают вину в случае неправильного поступка;
  • часто замкнуты, не способны рассказать правду;
  • постоянно заводят отношения с людьми, которые вызывают у них чувство вины;
  • часто живут с человеком, который использует их и манипулирует ими, но не могут разорвать отношения в силу чувства вины перед ним;
  • находятся под гнетом депрессии и недовольства жизнью, собой, окружающими.

Комплекс вины

Свои убеждения или навязанные чужие дают человеку основание сделать выводы о несоответствии общепринятому образу. Комплекс вины еще сопровождается страхом. Постоянно идя на попятную, человек выглядит «хорошим» в своих и чужих глазах.

Другой стороной становится самобичевание вследствие неправильных, ошибочных, слабовольных, необдуманных и случайных поступков, за которые человек годами несет мнимую ответственность.

Как известно, каждый человек имеет право на ошибку, и не все обстоятельства зависят от нас. Самыми распространенными и сильными чувствами оказываются те, которые вызывают массу эмоций и надолго остаются в памяти.

Очень часто люди погружаются в состояние виноватости, постоянно ругают себя за неправильные поступки, не способны жить в настоящем и изменить ситуацию, продолжают сожалеть о прошлом.

Перед ребенком

Испытывать чувство вины перед ребенком, маленьким, подрастающим или взрослым свойственно практически всем родителям. Этому способствует мнение окружающих, обычно близких, на глазах которых родители воспитывают своих чад.

Как правило, молодые родители делают много ошибок, о которых потом жалеют всю оставшуюся жизнь. Если в жизни ребенка что-то складывается не так, как они хотели или планировали, они обвиняют себя буквально во всем, не предполагая, что каждый человек делает свой выбор.

Избитая фраза родителей: «Мы его не правильно воспитали», не всегда соответствует действительности. Часто дети из очень благополучных семей становятся не на тот путь, а комплекс вины за их проступки несут родители в своих сердцах.

Частые причины самобичевания:

  • Многие молодые мамы буквально истощают себя повышенными обязательствами перед ребенком, не могут оставить его с кем-либо из родственников, тем самым забрасывают свою жизнь и не уделяют себе внимания.
  • Отцы могут чрезмерно работать, оправдывая себя повышенными обязательствами за финансовое благополучие семьи.
  • Многие родители не понимают, что ребенок учится не на их словах, а на поступках. Иногда они вносят в процесс воспитания много наказаний и ограничений, а часто и рукоприкладство, за которое потом очень сильно раскаиваются.

Что делать:

  • прекратить заниматься самоедством и жить нормальной жизнью;
  • уделять ребенку необходимое время, не забывая о себе;
  • сдерживать свои эмоции, проявлять больше любви и заботы;
  • в случае неправильных действий быть готовым попросить у ребенка прощение и объяснить ему свое неправильное поведение;
  • не стоит заглаживать родительскую вину подарками, лучше начать больше времени проводить в общении с ребенком.


Перед родителями

Вину перед родителями обычно испытывают повзрослевшие дети. Став сами родителями они понимают, как часто огорчали своих отцов и матерей, как говорили грубые слова, доводили маму «до инфаркта» своим поведением, обижались, не звонили, не приходили в гости, не навещали больных стариков и многое другое.

Другим фактом развития комплекса вины может служить манипуляция со стороны родителей, вследствие которой взрослые дети испытывают негативные чувства:

  1. Эгоистичная родительская любовь часто не отпускает детей от себя, чрезмерная опека даже над взрослыми детьми не дает им права на собственный выбор.
  2. Родители не сумели вовремя снять с себя ответственность за повзрослевших детей, несут ее и упрекают их в неподчинении. А дети продолжают испытывать, как во младенчестве, эмоциональное чувство вины, потому что не угодили родителям.

Что делать:

  • выйти на откровенный разговор с родителями;
  • при необходимости попросить прощения за нанесенные сердечные раны;
  • по возможности уделять родителям время, звонить, приходить в гости, ухаживать, помогать материально;
  • простить себя.

Перед умершим

Состояние горя от потери близкого человека – сильное, изнуряющее чувство. Очень часто люди даже не могут с ним справиться, им нужна квалифицированная помощь. Буквально у каждого человека найдется причина, по которой он будет себя обвинять перед тем, кто уже ушел из жизни.

Всем свойственно делать ошибки. Только малая часть людей задумывается над тем, как нужно беречь время общения с близкими, которых можно потерять в любом момент. А тем более, если действительно есть причины чувствовать вину.

Раскаяние и глубокое чувство вины, которое может стать комплексом на долгие годы часто поражает тех, чьи родители рано ушли из жизни. Взрослые дети понимают, как много потеряли, лишившись самых близких и преданных им людей.

Для большинства людей потеря – это неугасающий комплекс вины за несделанные добрые поступки, ссоры, отсутствие любви, внимания и многое другое, что уже нельзя сделать для умершего.

Что делать:

  • осознать то, что вернуть человека уже невозможно;
  • простит себя за любые неправильные поступки по отношению к человеку при его жизни;
  • отпустить из сердца эти воспоминания, отказать от угрызений совести;
  • принять тот факт, что зло на земле происходит наравне с добром и все люди участники того и другого;
  • понять то, что умерший освободился от всего, и от ваших неправильных поступков по отношению к нему.

За прошлое

Есть такое выражение, что прошлое идет за нами следом, всегда готово накинуться на нас. И происходит это именно тогда, когда мы оборачиваемся назад, вспоминаем не только хорошее, но и плохое.

Прошлое – мертво, и очень часто это лучшее, что может нас ожидать в настоящем. Комплекс вины за измену, поступки, предательства, то, что вызывало боль у других людей, очень часто не дает покоя и напоминает о себе.

Чаще всего это даже не вина за поступки, но осознание собственного падения в глазах людей, которым стало что-либо известно. Тайные грехи известны только человеку и Богу, а явные еще и окружающим.

Жизнь в прошлом, мысли об этом, сожаление, чувства не дают двигаться вперед. Чтобы начать жить нормальной жизнью, с прошлым лучше разобраться раз и навсегда.

Что делать:

  • простить себе проступки, которые совершили, понимая, что все люди в этой жизни не без греха;
  • постараться вычеркнуть из памяти свои прошлые огрехи;
  • занять себя другими делами, которые в корне будут отличаться от предыдущих;
  • если есть возможность, попросить прощения у людей, которых обидели, украли у них что-то и др.;
  • начать жить с нового листа, с оптимизмом взирая в будущее и веря в то, что ничто плохое больше не повториться.

За смерть

Людям свойственно винить себя за смерть кого-то, хотя они понимают, что не властны над этим. Все приходят в этот мир по воле Божьей и уходят так же.

Если случается ситуация, в которой пострадал человек, уйдя из жизни преждевременно, а кто-то не смог помочь, протянуть руку помощи, непреднамеренно толкнул к случившемуся, следует признать происшедшее потому, что на земле случаются многие плохие вещи.

Тяжело осознавать, что в аварии погиб ребенок, которого родители могли оставить в тот момент дома, а они остались живы. Это просто несчастный случай, почему он произошел, на самом деле не знает никто. Но фактом становится то, что эти родители будут жить с чувством вины и невосполнимой ничем потерей всю оставшуюся жизнь, если не смогут выйти из этой ситуации.

За смерть близкого часто корят себя те, кто не приложил максимум усилия для его спасения. Здесь комплекс вины совмещается с чувством невыполненного долга. Это, наверное, самые сильные угрызения совести.

Что делать:

  • проанализировать ситуацию случившегося;
  • признать тот факт, что человек не всесилен и не все ситуации может предусмотреть, чтобы разрешить;
  • простить себя, если действительно есть косвенная вина в смерти другого человека;
  • принять тот факт, что человека уже не вернуть и по возможности смиряться со сложившейся ситуацией;
  • понять то, что физическая смерть разделяет людей лишь на время, однажды они смогут встретиться в царстве живого Бога, если верят в Него;
  • найти человека, с которым можно будет разделить горе потери.

Как избавиться

Стать свободным от комплекса вины часто бывает довольно сложно, особенно если этот гнет уходит своими корнями в детство. Но бороться необходимо, только так можно изменить себя и свою жизнь.

Психологи советуют:

  1. Обнаружить у себя комплекс вины и честно признать его разрушающее действие.
  2. Выписать на листочек все беспокоящие переживания.
  3. Простить себя и других людей от всего сердца.
  4. Забыть прошлое, изменив ход своих мыслей усилием воли.
  5. Поверить в другую истину о себе: я хороший человек, у меня все получается, я умею строить правильные отношения с людьми, я беру ответственность за свои поступки и т. д.
  6. Прекратить заниматься самобичеванием и с уверенностью смотреть в будущее.
  7. Не делать из себя идеала, способного на решение любой проблемы, а дать себе право на ошибки.
  8. Полюбить себя таким, какой есть.
  9. Прекратить реагировать на критику, стараться не попадать под манипуляцию людей.
  10. Научиться выражать свои отрицательные и положительные чувства в корректной форме.
  11. Записывать свои достижения на листике и хвалить самого себя.
  12. Начать благодарить за те хорошие вещи, которые есть в жизни.
  13. Поставить себе цель и добиться успеха в каком-либо деле.
  14. Вынести жизненный урок из различных ситуаций.

Избавиться от чувства, которое тяготить душу, меняет характер и сильно влияет на складывающиеся ситуации возможно и необходимо. Человек, который смог избавиться от патологического комплекса вины освобождает себя и других людей, с которыми идет рука об руку от многих проблем, и открывает путь к новой жизни.

Видео: Разбор понятия

«И какая - то такая с детства боязнь огорчить окружающих. Двадцать километров пешком, чтобы не спрашивать. Огромные попытки самолечения, чтобы не вызывать…Обидно огорчать стольких людей чем попало, самой жизнью своей…»
(«Простите меня» М.Жванецкий)


В прошлом выпуске мы убедились в том, что если действительно виноваты, то лучше сделать выводы, принять все меры к исправлению ситуации, но главное – не носить вину с собой повсюду и всегда, словно тяжеленный чемодан. Оставь этот «ценный груз».


Сегодня мы поговорим о тех случаях, когда такого рода «груз» человек носит с детства. И сам не знает, не понимает, почему так паршиво на душе. Он чувствует за собой вину, но даже предположений не имеет, почему… Либо чувствует себя виноватым абсолютно за все: за то, что родился, за то, что не так ест, дышит, думает и даже за то, что когда-то за много миллионов лет до него вымерли динозавры:-).


Откуда же берется это ужасное разъедающее чувство?


Когда младенец появляется на свет, чувство вины ему не знакомо. Его воспитывают родители, бабушки и дедушки, учителя. В этом процессе, осознанно или нет, они внедряют в малыша чувство вины, и оно начинает расти и приносить свои плоды. Изначально, конечно, все эти «воспитатели» не желают маленькой девочке зла, но интуитивно они знают, что ребенком с чувством вины гораздо проще управлять, манипулировать, его легко контролировать и направлять. Дело в том, что родители и не догадываются, откуда взялась в ребенке эта послушность и кротость. А если приглядеться поближе, то станет ясно, что в малыше или малышке уже прочно сидит чувство вины – такая «замечательная» программа в подсознании, которая запускается уже от малейшего упрека или даже от обвинительного тона. Когда подступает чувство вины, эмоции захлестывают логику, и ребенок (а в последствии взрослый) уже не способен отстраниться от необоснованного ощущения «я во всем виноват».


Комплекс вины ломает любовь к себе, человек уже не может прощать себя, становится замкнутым и отказывается испытывать положительные эмоции. Хочу, дорогая подруга, обратить особое внимание на то, что НЕЛЬЗЯ ЗАГОНЯТЬ ЧУВСТВО ВИНЫ ВГЛУБЬ. Нужно обязательно разобраться с этим. Иначе это может быть опасно для здоровья, и даже жизни.


Я видела очень многих людей, в которых, к сожалению, сидит такая программа. Многие умирают от рака… Я знала одну семейную пару. Он чувствовал себя постоянно виноватым, сам даже не знал за что. Ему было лет 48. Ходил с вечно опущенными плечами, в глаза боялся смотреть. Она чувствовала, что через это состояние можно на мужа давить, влиять, манипулировать им. Это была обычная семья. Не подумайте, что она деспот. Что вы! Милейшая женщина. Просто не понимала, какую силу имеют слова и интонации. И так легко использовала эту мину замедленного действия по отношению ко всем своим близким. Ближе всех был, конечно, муж… У него неожиданно обнаружился рак, она просидела с ним в больнице четыре месяца, мужчина умер… Так знаете, что заявляет эта добрейшая и милосерднейшая дама? – «Он отнял своей болезнью у меня лет на десять здоровья и красоты!». Как видишь, подруга, обвинить можно даже мертвого в своих СЕГОДНЯШНИХ проблемах.


Вроде бы это и логики не лишено, а с другой стороны, хочу заметить следующее: если с этой программой «я во всем виновата» не разобраться и не покончить, то есть риск, что обвинять такую жертву будут все и всегда. Абсолютно во всем. Как окружающие определяют, что нужно обвинять именно того, а не другого? Элементарно, человеческое подсознание считывает информацию по позе, жестам, голосу и тд, я уже не говорю про специфику энергии, которую «во всем виноватый» человек излучает.


Почему особенно важно избавиться от этой программы женщинам? Расскажу на примере:


Моя одноклассница Дина была именно из таких девочек, которых родители воспитывали по самому легкому принципу: вызывали за малейшую провинность в ребенке чувство вины – и вот она уже «шелковая». Более того, тихий или напротив, громкий голос, резкие или наоборот чересчур медленные, неуверенные движения Дины и т.п. тоже воспринимались как провинность. Ошибка Диночки была в том, что она спешила вырваться из этих тисков, и едва ей исполнилось 18, она поспешила выйти замуж. Оказалось, что попала в ловушку. Свекровь была ею вечно недовольна, муж стал распускать руки, да, как на зло, еще эта беременность! У Дины родилась девочка, ангелоподобное создание, но уже с младенчества у маленькой Викули были виноватые глаза… Слава Богу, в садике психолог заметила, что с деткой что-то неладно. Психолог работала с Диной и Викой, и выяснилось – ребенку чувство вины передалось еще в утробе. К счастью, года три работы с психологами дали положительный результат.


А теперь разложим по полочкам, почему же любой девушке крайне важно обнаружить в себе хроническое чувство вины и, если оно все-таки присутствует, избавиться от него:

    элементарно некомфортно и неэффективно с этим чувством жить. Я уже не говорю про неэстетичную мину виноватого человека, и всегда опущенный взгляд – это никак не вписывается в образ женственной женщины!

    от этого могут пострадать рожденные дети, и даже в более глубокой форме

    поскольку мужчина физически сильнее по природе, он не упустит шанса воспользоваться хроническим чувством вины женщины. Даже если это будут просто колкости, упреки, унижения – тоже ничего приятного.

    это шанс избавиться от одного из своих уязвимых мест, и тем самым лишить окружающих возможности манипулировать собой, как им угодно.

Практика:


Я очень надеюсь, подруга, что такой сложный случай как комплекс вины не имеет отношения к тебе, но задуматься о собственном внутреннем состоянии нужно обязательно. Если обнаружишь, что ты из тех, кто чувствует себя виноватой с тех пор, как родилась, то стоит поработать над этой проблемой. Как определить? Ответь на вопросы:


Чувствуешь ли себя виноватой даже тогда, когда в ход идут не прямые обвинения, а лишь тон собеседника?
- ощущаешь ли свою вину за никчемность?
- боишься ли каждую минуту, что сейчас тебя в чем-то обвинят?
- ограничиваешь ли ты себя в проявлении творческой инициативы?
- какая для тебя привычная поза? Понурая? Сгорбленные плечи?
- трудно ли тебе смотреть собеседнику в глаза?
- скованная походка? Зажатые жесты? Тихий голос?
- заболевания позвоночника в области седьмого шейного позвонка без травм этой зоны в прошлом?


Если ответила на эти вопросы утвердительно, да еще и припоминаешь, как бабушка в детстве укоряла, а мама стыдила, то приступай к ОСОЗНАННОЙ работе по избавлению от хронического чувства вины.

    Понаблюдай за собой. Если у тебя есть привычка оправдываться, то прими усилия для того, чтобы избавиться от нее навсегда. Просто запрети себе это делать! Манипулирующие тобой люди быстро заметят перемены. Пока ты склонна просить прощения, ты признаешь свою ошибку. Во всяком случае, в глазах тех, кто управляет тобой, и они не упустят шанса каждый раз напоминать об ошибке, поддерживая тем самым в тебе чувство вины. Если ты больше не оправдываешься, значит, тебя и зацепить не за что.

    Осознай необоснованность разрушающего чувства вины. Попытайся найти все-все до одного поступки, из-за которых ты чувствуешь за собой вину. Начиная с самого детства, конечно же. Когда начнешь выписывать их, то поймешь, что в 80 процентах случаев ничьей вины нет. Все остальное – вопрос твоего психического состояния.

    Скажи, подруга, ты умеешь прощать? А по-настоящему? От всей души? Так, чтобы больше не свербело в душе? Так вот, если за тобой действительно была вина, прости себя. Абсолютно искренне.

    Поскольку проблема, похоже, тянется с детства, применим творческий подход. Ведь дети так креативны! Особенность этого метода из области арт-терапии в том, что обычно во время проработки или после открывается новый взгляд, новый угол мировоззрения, понимания жизни и своего места в ней. Так что инсайты – показатель правильности выполненного упражнения.

Что тебе понадобится на первом этапе:
Уединение
Бумага
Карандаши, краски, кисти
Настроиться на общение с подсознанием
Отправить свое желание все контролировать и анализировать в… баню:-)


На втором этапе понадобится:
Вернуть из бани анализ:-), но не прогонять интуицию
Широ-о-окий незашоренный взгляд на себя и ситуацию со стороны


На третьем этапе:
Опять краски, бумага, карандаши
Фантазия, творческий полет, бесстрашие, экспериментаторский азарт
Доверие интуиции


Итак, как делается это упражнение:

    как ты себе представляешь собственную вину? Какой образ всплывает? Если хочешь избавиться от чувства вины необоснованного, хронического, то это скорее будет не конкретное представление прошлой ситуации, а что-то общее, всеобъемлющее. Ниже я приведу тебе пример, и ты все поймешь. Нарисуй этот образ. Тут важно не анализировать, похоже ли на правду, а как бы изобразил это Репин или Малевич и тд., достаточно ли пропорциональные линии и существует ли такая штуковина в реальности. Просто рисуй, ни о чем не задумываясь. Думай лишь об этом образе вины. Можешь полуприкрыть веки, можешь рисовать левой рукой, даже если ты правша. В общем, никаких правил. Выплесни на бумагу образ твоей вины за всю жизнь.

    Когда рисунок закончен, смотри внимательно, включай анализ, но не отпускай интуицию. Скажи, что могло бы изменить этот образ на более приятный и мирный? Больше яркого? Светлых красок? Более плавные линии? Что должно произойти, чтобы вот этот монстр под названием «моя вселенская вина» превратился в привлекательнейшее ласковое существо по имени «мой жизненный опыт»?

    Рисуй, как теперь выглядит этот образ. Возможно, до идеального образа понадобится несколько рисунков, которые будут демонстрировать поэтапность изменения. Когда дорисуешь последнюю метаморфозу, почувствуешь облегчение и что-то новое в мироощущении.

Чтобы было более понятно, привожу пример, как моя приятельница Надя избавлялась от хронического чувства вины с помощью арт-терапии. Наде образ вины представился как болото, которое затягивало ее. Темно-зеленые цвета, серые пузыри, тучи. В первой картинке болото засасывало ее, пугало и заставляло съеживаться от страха и мерзких ощущений по коже. Наде казалось, что на этом месте должно появиться что-то прекрасное, чтобы образ сменился на приятный. Надя нарисовала шесть рисунков, где прослеживалось, как вышло из-за туч солнце, осушило болото до дна, ил и торф стали плодородной основой для того, чтобы на этом месте вырос замечательный лес, с милыми цветами и сочной травой. Сюда теперь слетались яркие бабочки и пчелы, щебетали птицы. Так, Надежду озарило: болото стало полезным, основой красоты, новой жизни, яркого солнца и свежего воздуха. То есть хроническое чувство вины трансформировалось в жизненный опыт: осознание, что больше не стоит винить себя, нужно разглядеть в себе совершенство, научиться наслаждаться жизнью, развиваться дальше, не «зависать» в неприятных чувствах.


Я рассчитываю, что после продуктивной работы над хроническим чувством вины (впрочем, искренне надеюсь, что ты этим все-таки не страдаешь), у тебя высвободится много энергии, которую теперь ты можешь направить на получение удовольствия от жизни, на положительные эмоции и повышение твоей эффективности.