Cочинение «Б. Васильев «В списках не значился. «просто был выбор я или родина» (урок по роману б. васильева «в списках не значился»)


Проблема исторической памяти (по повести Бориса Васильева «В списках не значился»)

Почему многие писатели в наше время продолжают рассказывать о Великой Отечественной войне? Да и зачем, как думают сейчас некоторые, вспоминать те трагические события в мирное время, посещая музеи и возлагая цветы к памятникам погибшим воинам?

Отрывок из повести Бориса Васильева «В списках не значился» заставляет задуматься об этом. Описание музея Брестской крепости трогает до глубины души. Чувствуется атмосфера благоговения, царящая в этом музее. Писатель преклоняется перед подвигом защитников крепости: «Крепость не пала. Крепость истекла кровью». Он призывает посетителей: «Не спешите. Вспомните. И поклонитесь».

Автор наблюдает за старой женщиной, которая долго стоит у мраморной плиты, где нет фамилии солдата. Она кладёт букетик цветов на могилу. Наверное, это мать, потерявшая на войне сына. Для писателя не важно, кто лежит в этой могиле. Важно только то, за что они погибли. Главное – за что! Так считает Борис Васильев.

Помнить и уважать память о них, даже если имена их неизвестны, потому что они погибли, защищая наши судьбы, наши жизни. Ведь, как сказал Роберт Рождественский, «это нужно не мёртвым, это надо живым!»

Борис Васильев часто писал о войне. Особенно мне запомнилась его повесть «А зори здесь тихие». Невозможно забыть главных героинь повести: Риту Осянину, Лизу Бричкину, Женю Комелькову, Соню Гурвич, Галю Четвертак. У каждой своя жизненная история, свой неповторимый характер. И у каждой свои счёты с войной. Все стали зенитчицами. При последнем разговоре со смертельно раненной Ритой Осяниной старшина Васков корит себя за то, что не уберёг от гибели всех пятерых, когда они пытались не пропустить фашистов к Беломорскому каналу.

Но Рита стойко отвечает ему: «Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы её защищали. Сначала её, а потом уж канал». Восхищает внутренняя сила, убеждённость, мужество девушек, героинь повести. Они знали, за что воевали!

Об исторической памяти часто размышляют не только писатели-фронтовики, но и люди невоевавшие, однако принимающие близко к сердцу события тех лет. Вспомним песню Владимира Высоцкого «Братские могилы». Автор песни уверен, что у защитников Родины была одна судьба, одна цель. А после войны одна, общая память.

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают.

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Поэт убеждён, что люди, стоящие у Вечного огня, не могут не вспомнить «горящее сердце солдата», погибшего за родной город или деревню.

Вечная память о погибших во время Великой Отечественной войны – долг послевоенных поколений. И главное, конечно, не во внешнем проявлении уважения, не в парадных мероприятиях. Главное, что память о событиях военных лет будит нашу совесть, не даёт нам покоя. Память заставляет задуматься о том, как поступили бы мы, оказавшись на войне, готовы ли мы на подвиг. Ведь, у каждого всегда есть выбор: «я или Родина?»

Хочется верить, что проникновенный рассказ Бориса Васильева о Брестской крепости затронет сердца читателей, и мы всегда будем помнить о подвиге тех, кто отдал жизнь за Родину, и чтить их память.

Обновлено: 2017-03-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«ПРОСТО БЫЛ ВЫБОР Я ИЛИ РОДИНА»

( Урок по роману Б. Васильева «В списках не значился»)

Концепция человека, как она ут верждается советской литературой, с наибольшей убедительностью раскры вается в произведениях о Великой Отечественной войне. В столкновении двух идеологий, двух различных нрав ственных устоев и систем победила на ша система, наша нравственность, ос нованная на человечности и осозна нии глубочайшей ответственности че ловека не только за себя, но и за судьбу других.

Утверждая величие и силу духа, по казав неограниченные - возможности людей, литература не только возвыша ет советского человека, но и защища ет человека вообще, утверждая гума нистическое направление в развитии мировой культуры.

Произведения о Великой Отечест венной войне, повествуя о военных событиях тридцатилетней давности обращены в наш день, к тем нравст венно-философским проблемам, кото рые приходится решать и старше классникам. Юному поколению, всту пающему в жизнь, нужно определять свое отношение к подлинным и мни мым ценностям, и литература помо жет начать эту серьезную духовную работу уже на школьной скамье.

Роман Б. Васильева «В списках не значился» интересен тем, что побуж дает задуматься над вопросами, на которые стремится ответить себе каж дый: как сложился облик поколения советских людей, разгромивших фашизм? Откуда брались у молодых ребят, пришедших со всех концов страны на огневые рубежи, те внутренние силы сопротивления, которые вызыва ли и вызывают уважение всех чест ных людей на земле?

Счастливый юноша, только что по лучивший звание лейтенанта вместе с другими выпускниками военного учи лища, Николай Плужников прибыл по назначению в Брестскую крепость в ночь, которая отделила мир от вой ны. Он не успел встать на учет, а на рассвете начался бой, который длился для Плужникова непрерывно более девяти месяцев. Рассказывая о корот кой жизни лейтенанта, которому к моменту смерти едва исполнилось двадцать лет, писатель показывает, как юноша становится героем, а все его поведение в крепости - подвигом.

Автор вводит нас в мир мужающей души. Развитие характера Плужникова как бы подгоняется событиями, ускоряющими процесс становления его личности. Автор лишь обозначает ве хи взросления героя. И мы видим, как сознание долга становится движущей силой его поступков: не думать о се бе, пока в опасности Отчизна.

Плужников еще мог уйти из крепо сти с любимой девушкой. «И это не было бы ни дезертирством, ни изме ной приказу: он не значился ни в ка ких списках, он был свободным чело веком, но именно эта свобода и за ставляла его самостоятельно прини мать то решение, которое было наиболее целесообразным с военной точки зрения». Свободу выбора он понимал как необходимость бороться до кон ца, как выполнение долга.

Чувство слитности с другими защитниками крепости, со всем народом углубляется в сознании Плужникова, когда он размышляет о смерти Владимира Денищика, спасшего его, и по нимает, что он остался в живых толь ко потому, что кто-то погибал за него, и когда в подземелье крепости встре чает старшину Семишного.

На вопрос Плужникова, кто он, Семишный отвечает: «Думал, кто я теперь есть, как назваться, если нем цы найдут, а застрелиться не успею. И думал так сказать: русский солдат я. Русский солдат мне звание, русский солдат мне фамилия». Семишный, ос таваясь один на один со смертью, ощущает себя частью сражающегося народа, а отсюда сила его духа, убеж дение в победном исходе борьбы. «Считаешь, мы одни с тобой такие красивые?.. Нет, браток, не верю я в это... Сколько верст до Москвы, зна ешь? Тыща. И на каждой версте такие же, как мы с тобой, лежат. Не лучше и не хуже».

Обретение своего я приходит к Плужникову как осознание себя ча стицей Родины, народа: «Он уже не ощущал своего «я», он ощущал нечто большее: свою личность, свою лич ность, ставшую звеном между прош лым и будущим его Родины, частица которой грела его грудь благородным шелком знамени. И спокойно созна вал, что никому и никогда не будет важно, как именно звали эту лич ность, где и как она жила, кого люби ла и как погибала. Важным было од но: важным было, чтобы звено, связы вающее прошлое и будущее в единую цепь времени, было прочным. И твер до знал, что звено это - прочно и вечно».

Он вышел наверх потому, что у не го уже не было патронов, потому, что узнал: Москва наша и немцы разби ты под Москвой. «Теперь я могу вый ти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Он вышел к врагам с сознанием вы полненного долга: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я - по следняя ее капля...»

Авторская речь в последней части романа исполнена трагического пафо са. «У входа в подвал стоял невероят но худой, уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч... он сто ял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и не отрываясь смот рел на солнце ослепшими глазами».

На требование немецкого генерала назвать звание и фамилию Плужни ков ответил: «Я русский солдат». Он так и не назвал себя. «Неизвест ный вдруг медленно повернул голову, и в генерала уперся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогну ла в странной торжествующей на смешке: - Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской вер сте? Это были его последние слова».

Потрясенный немецкий лейтенант отдал команду, и солдаты вскинули оружие «на караул», генерал, «чуть помедлив, поднял руку к фуражке». «А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и ви дел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».

В последней части романа Плужников воспринимается как образ-символ тех известных и неизвестных солдат, которые боролись до конца н умирали, не рассчитывая на славу, но которые навсегда остались в людских сердцах как воплощение той силы духа, что вызывала уважение даже у врагов.

История Плужникова предстала в романе как история мужественного характера, сложившегося в новых, со циалистических условиях. Плужни ков - один из тех советских солдат, которые, оказавшись «за чертой милосердия», не сдали Брестскую крепость, проявив стойкость, величие духа и верность долгу, понимая его как обя занность защищать Отчизну до конца.

Немцы захватили огромные терри тории, подошли к Москве, рассчиты вали на скорую победу, а в это время в их тылу жила, истекала кровью, но не сдавалась крепость, хотя в ней оставался всего один человек. Было над чем задуматься тем, кто захватил пол-Европы и ничего подобного до сих пор не встречал.

Роман Б. Васильева, как видим, да ет возможность поставить перед учащимися вопросы, которые заставят их задуматься о себе в контексте истории народа, его духовной жизни, а также о своем месте и назначении в совре менности.

Урок назывался стро кой из поэмы «Реквием» Р. Рождест венского: «Просто был выбор у каж дого: я или Родина».

Уроку предшествовала длительная подготовка: ученики читали роман, готовили выставку книг о Великой Отечественной войне «Это нужно не мертвым! Это надо живым!» Собирали фотоматериалы для стен дов «Брестская крепость» и «Мы за Родину пали, но она спасена». На уро ке демонстрировался документальный фильм «Крепость-герой», звуча ла песня Б. Окуджавы из фильма «Белорусский вокзал», читался отры вок из поэмы Р. Рождественского «Реквием» в исполнении автора, зву чала песня В. Высоцкого «Братские могилы». Завершался урок прослу шиванием песни «За того парня» (му зыка М. Фрадкина) на слова Р. Рож дественского («Я сегодня до зари встану...») и рассматриванием гравюр С. Красаускаса из альбома «Вечно живые».

За две недели до урока учащимся были предложены вопросы:

Какова историческая основа романа?

Какие страницы произвели на вас самое сильное впечатление?

Что дает Плужникову силы вынести все ис пытания?

Как показывает Б. Васильев мужание души героя? Какое отношение к Николаю Плужни кову имеют трагические судьбы Денищика Се мишного и других защитников крепости?

Почему можно говорить, что оборона Брест ской крепости была предвестником победы?

Подготовьтесь выразительно прочитать фи нал романа.

Как утверждается бессмертие героя в дате его гибели- 12 апреля?

Почему впервые роман был напечатан в журнале «Юность»?

На доске записана тема урока и два эпиграфа к нему:

Нас не учили, как под танк бросаться,

И вражью амбразуру грудью как закрыть,

И на врага живым тараном мчаться...

Но нас учили Родину любить!

П. Богданов

Но и мертвые мы будем жить

В частице вашего великого счастья,

Ведь мы вложили в него нашу жизнь.

Ю. Фучик

Урок начинается с прослушивания песни из кинофильма «Белорусский вокзал»:

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут...

И только мы к плечу плечо

Врастаем в землю тут...

( до слов: И нам нужна одна победа,

Одна на всех, мы за ценой

не постоим...)

После вступительного слова учите ля о беспримерном героизме советских людей, их патриотизме и мужестве, об известных и безвестных подвигах на всех фронтах и в тылу, из которых складывалась великая Победа, сооб щается тема урока. Беседе предшествует небольшая ис торическая справка, подготовленная учащимися по книге С. Смирнова «Брестская крепость», о героической защите крепости, и краткое сообще ние учителя о том, что в Николае Плужникове автор обобщил черты многих ее защитников: лейтенанта Андрея Кижеватого, начальника девятой погранзаставы, первой принявшей бой с фашистами, полкового комисса ра Ефима Фомина, комсорга Самвела Матевосяна, неизвестного солдата, слабеющей рукой написавшего на сте не слова клятвы: «Умрем, но из кре пости не уйдем», лейтенанта, возгла вившего оборону вокзала, фамилия ко торого осталась неизвестной, и на обелиске названо лишь имя защитни ка - Николай.

Демонстрируется документальный фильм «Крепость-герой»

На экране кирпичи крепости, оп лавленные огнеметами; Тереспольские и Холмские ворота; лица тех, кто вписал своей кровью и жизнью первые победные строки в летопись Великой Отечественной войны. Песня В. Высоцкого «Братские могилы» сопровож дает кадры.

Вопрос: «Какие страницы произве ли на вас самое сильное впечатле ние?» - дает возможность выделить главные эпизоды повествования и ус тановить их последовательность. Уча щиеся называют сцены, которые невоз можно читать без душевного трепета: ранение и смерть Денищика, спасение Сальниковым Плужникова от плена, встреча Николая с Семишным, фи нал. Эти эпизоды коллективно обсуж даются. Заранее подготовленный уче ник читает конец романа от слов: «Там, в подвале, сидит русский фанатик...»- и заканчивая словами: «Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ». Хорошо прочитанный отрывок определяет эмоциональный настрой всего урока.

Первая часть романа убеждает ре бят: лейтенант Плужников герой не от рождения. Сын погибшего в схват ке с басмачами комиссара Плужнико ва, считавший для себя образцом ге нерала училища, участвовавшего в испанских событиях, Николай, еще будучи курсантом, развил в себе чув ство долга и личной ответственности за настоящее и грядущее Родины - качества, без которых подвиг не состоялся бы.

Встретив войну необстрелянным юношей, он вынужден был в жесто чайших условиях принимать самостоя тельные решения, которые в другое время принимали бы за него взрос лые люди - командиры. Ученики про следили, что прибавлялось к духовно му опыту Плужникова, когда он в не знакомой обстановке крепости искал склад боеприпасов; когда осознал, что нарушил свой долг, покинув клуб под натиском немцев, и решил взять его обратно; когда получил приказ отсту пать и не ушел из крепости.

Учащиеся поняли, что решение за щищать в крепости свою честь и честь Родины продиктовано чувством долга, воспитанным нашей действи тельностью, которая внушила Нико лаю представление об истинных цен ностях жизни. Плужников остается верным до конца раз избранному со знательно типу поведения.

В преданной, сыновней любви Плужникова к Родине, помноженной на жгучую ненависть к фашистам, по сягнувшим на нее, видят ученики истоки его героизма. Они убеждаются, что не огрубели чувства солдата на войне, что остался он Человеком и что настоящий гуманизм в борьбе со злом должен быть активным. «Коля Плужников убивал, как и Сережа Брузжак, чтобы приблизить впемя, когда на земле не будут убивать»,- говорят они.

Важно, что учащиеся понимают со стояние героя, видят, что во время боев страх не раз одолевает его. Они соглашаются с утверждением участ ницы Отечественной войны поэтессы Юлии Друниной: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне», приходят к мысли: героизм не в том, что человек не испытывает страха, а в умении преодолевать его.

Учительница останавливает внима ние класса на вопросе: «Почему автор так подробно рассказывает о пред военной жизни героя?» Учащиеся осознают, что такое построение романа по могает понять духовный мир не толь ко Плужникова, но и всех советских людей, так единодушно вставших на защиту Отчизны. Отрывок из статьи критика В. Чалмаева, который цитиру ет слова маршала авиации А. Новико ва, убеждает восьмиклассников в пра вильности их суждений. Вот этот фрагмент: «Известно, что, планируя нападение на Советскую страну, гитлеровские стратеги все подсчитали, обосновывая победу. Но уже первые дни войны раскрыли убогость механических представлений о советских лю дях, и особенно о нашей молодежи. Фашистские теоретики не учли самые главные, невещественные, моральные ценности, присущие советскому наро ду и молодежи. Молодое поколение солдат 1941-1945 годов - плоть от плоти родного народа. И именно его нравственная сила, его идеалы в наибольшей мере раскрывались в труд нейших поединках Отечественной вой ны, прикрыли, как признавался и мар шал авиации А. Новиков, «те бреши, которые образовывались тогда (в 1941 году) в нашей обороноспособности. Советский патриотизм оказывался мо гучей силой, умножавшей мощь пред полагаемых дивизий» .

Отвечая на вопрос, что дает герою силы вынести все испытания, школьни ки отмечают, каким возвышающим и спасительным оказывается для Плуж никова осознание своей нужности для других, чувство слитности с народом, ощущение себя частицей Красной Армии, защитником самого дорогого, что есть у человека,- Родины. «Оторван ный от всех, он чувствовал себя со всеми, это самое главное. Этим объяс няется все его поведение. Ведь Коля я так, Плужников ведет себя как будто бы за ним наблюдают сотни глаз. Это от чувства ответственности»,- говорит

ученик.

Вопрос: «Почему можно говорить, что оборона Брестской крепости бы, предвестником победы?» - не вызыва ет затруднений. О готовности людей бороться до конца свиде тельствует рассказ о погибшем сер жанте, оставшемся в костеле, когда другие под напором врага отошли казармы; отказ фельдшера оставит по приказу крепость, потому что в ней остались раненые; подвиг старшины Степана Матвеевича, взорвавшего связкой гранат себя и немцев; вер ность Семишного знамени чести, нечеловеческое упорство; наконец борьба Плужникова, оставшегося в крепости ее последним защитником, его стремление дожить, встретить сво их, доложить, что крепость не сдана... и вместе с Красной Армией идти даль ше, на запад, в Германию. Оборона крепости показала, что в советском народе таятся такие резервы упорства, решимости защищаться до конца, о которых немцы не подозревали и ко торые в конечном счете определили исход войны.

Большой интерес вызвал вопрос: «Как утверждается бессмертие героя в дате его гибели-12 апреля?» «Именно 12 апреля 1942 года, когда шел уже десятый месяц войны, в од ном из капониров крепости раздался хриплый, но торжествующий смех не покоренного. Это Николай салютовал Москве, узнав, что не смогли ее взята враги. И в этот же день он вышел, слепой, обессиленный, седой, чтобы проститься с солнцем. «Крепость не пала: она просто истекла кровью», и Плужников был ее последней каплей. И кто знает, смогло бы человечество потом праздновать 12 апреля - День космонавтики, если бы тысячи Плужниковых в тот день не погибли за свою страну в Великой Отечественной вой не» - таков ответ ученицы.

Включается запись «Реквиема». Р. Рождественский чита ет отрывок от слов: «Помните! Какою ценой завоевано счастье...»-до слов: .«К мерцающим звездам ведя кораб ли,- о погибших помните!»

Приведем несколько ответов на вопрос: «Почему роман был напеча тан в журнале «Юность»?»

«В день гибели Николаю исполни лось всего 20 лет. Он был молод, и естественно, что рассказал о его ге роической жизни молодежный жур нал».

«Коля Плужников был обыкновен ным юношей, ставшим героем в" не обыкновенное время. Его пример по может тысячам юных читателей заду маться над тем, какими растем мы в наше «обыкновенное время».

. «Нельзя по-настоящему любить Ро дину, не зная ее героического прошло го. И нам, поколению 70-х, через наш журнал автор передает эстафету му жества, эстафету подвига комсомольцев сороковых годов».

Заканчивается урок прослушивани ем песни на слова Р. Рождественского «За того парня». Всем ученикам вру чается отпечатанный на машинке текст стихотворения («Я сегодня до зари встану...») и предлагается дома письменно ответить на вопрос, в какой мере стихотворение созвучно их раз мышлениям о романе Б. Васильева «В списках не значился».

Задание знакомит учащихся с хоро шим стихотворением, заставляет еще раз обратиться к прочитанному рома ну, задуматься не только о судьбе Николая Плужникова и многих других молодых и немолодых солдат, не вер нувшихся с войны, отдавших жизнь за то, чтобы мы жили счастливо, но и о себе, об ответственности живущих перед памятью павших. Учитель показала прекрасный альбом «Вечно живые» с гравюрами Стасиса Красаускаса и сказала, что стихи и гравюры помогут им выполнить зада ние.

Сочинения свидетельствуют о том, насколько разумным было намерение учительницы вывести восьмиклассни ков за пределы конкретного произве дения и дать новое направление их мыслям и эмоциям. Приведем не сколько интересных, на наш взгляд, суждений, которые свидетельствуют о том, что эмоциональный настрой уро ка, созданный его содержанием и оформлением, вызвал живой отклик.

    Почему нельзя забывать таких, как Плуж ников? Не только потому, что они погибли за нас, но и потому, что и сейчас помогают нам
    понять, каким должен быть настоящий чело век и как трудно им стать. А Плужников им был. Даже немцы были поражены, когда се дой, ослепший, обессиленный человек так стоял перед ними, что они отдавали ему честь. Есть, есть такие поступки людей, перед кото рыми бессильно самое дикое варварство: Ев патий Коловрат, Андрей Соколов, теперь Ни колай Плужников...

    Меня поразили слова поэта: «Я от тяже сти такой горблюсь, Но иначе жить нельзя, если Все зовет меня его голос, Все звучит во
    мне его песня». Эта «тяжесть» - наша совесть и чувство ответственности перед памятью по гибших. И Плужников, и герой стихотворения
    остались там навсегда, чтобы мы жили на «доброй» земле, а им было всего по двадцать лет. Разве можно об этом забывать! Я не мо гу слушать эту песню спокойно и думаю, что другие тоже.

    Я уже видел раньше рисунки Красауска са, но только теперь понял, почему на каждом из них лежит в земле солдат, вернее, я уви дел этого солдата до того, как он был убит. Его могли звать Коля Плужников. Все, что показывает художник в цикле «Борьба», все пережил герой романа: яростное сопротивление врагам, смерть товарищей, муки голода. О многом заставляют задуматься рисунки и стихи из разделов «Память» и «Мечты». Они как будто продолжают роман Б. Васильева...

"В списках не значился" – роман Бориса Васильева о героизме молодого русского офицера Николая Плужникова, которому довелось оборонять Брестскую крепость.

Так получилось, что Николай, закончив училище, отправился служить в Брестскую крепость и прибыл в нее затемно. В поисках возможности зарегистрироваться и встать на учет, его застал первый артобстрел, которым немцы ранним утром 22 июня 1941 года начали страшную кровопролитную войну с Советским Союзом. Коля не был нигде оформлен, он «не значился ни в каких списках» защитников крепости, но его даже не посетила мысль, что он может покинуть крепость и не сражаться.

Стоическая защита Брестской крепости

С момента, когда зазвучали первые выстрелы, защитники крепости, ожидая подкрепления, вступили в бой с врагом. Сначала с минуты на минуту, затем со дня на день они ожидали подкрепления из армии, постепенно надежда на помощь таяла, но не пропадала, а только крепла с каждым днем надежда на победу, сила духа и воли каждого героического защитника Брестской крепости. У бойцов было мало боеприпасов, зачастую им приходилось сражаться только с ножами, в бою был слышен только страшный звериный рев и видны перекошенные рты.

Битва за крепость длилась девять месяцев. За это время немецко-фашистские завоеватели оккупировали значительную часть территории Советского Союза, началась блокада Ленинграда, героическая оборона Севастополя. Враг вплотную подошел к Москве, но неимоверными усилиями советских солдат, он был отброшен. Герои-защитники Брестской крепости до конца 1941 года, всю зиму и часть весны 1942 года стоически обороняли свою цитадель. Постепенно у них заканчивалась еда, патроны, один за другим они погибали.

Последний герой

И вот, 12 апреля 1942 года Николай Плужников остался в крепости один. К этому времени советские войска уже освободили Москву и Николаю очень хотелось «посмотреть немцам в глаза».

Каждый, кто прочел слова героя-защитника нашего Отечества: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я - последняя ее капля», – уже не забудет их никогда.

Этот человек, даже не числившийся в списках бойцов Брестской крепости, девять месяцев героически сражался за нее. Когда он вышел из крепости, последний и уже единственный оставшийся в живых ее защитник, немецкие солдаты, стоявшие за воротами, отдавали ему честь, даже они не могли не признать и не восхититься его стойкостью и величайшим мужеством.

Николай Плужников – олицетворение всех тех безымянных и неизвестных солдат, которые заплатили жизнью за свободу своего Отечества. Двадцать миллионов человек отдали свои жизни за нашу великую Победу. Мужество и героизм советских людей, отстоявших в той войне наше право на жизнь и свободу, останется в душах всех поколений настоящих и грядущих той путеводной звездой, которая уже никому из нас не позволит сбиться с пути света и добра.

"Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем…"

А. Твардовский

Все дальше и дальше от нас годы войны. Сегодня сидят за партами правнуки тех, кто воевал... Новые поколения знают о войне только из кинофильмов, из рассказов старших да из книг. Прошло много лет с тех пор, как отгремели залпы войны. Но и сейчас создается много произведений о тех тяжелых для страны годах, о мужестве и стойкости советских людей, победивших в самой жестокой из прошедших, войн. Путь к победе был трудным и долгим. Тысяча четыреста восемнадцать дней... И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей нашей Родины, радость больших и малых побед. Идут годы... Мое поколение родилось под мирным небом, но в наших сердцах живет память о тех, кто отдал свою жизнь для того, чтобы у нас была счастливая жизнь.

Живая память о беспримерном подвиге – книги советских писателей. Они передают эстафету памяти нам. Их произведения делают нас душевнее, человечнее, учат нас внимательнее относиться к людям, их страданиям. Мы благодарны им за это. Почти все произведения о войне, которые я читала, оставили в моей памяти неизгладимый след. Но наибольшее впечатление произвела повесть Б. Васильева «В списках не значился». Я считаю, что эта повесть не об одном герое, а обо всех неизвестных защитниках Брестской крепости.

Образ Николая Плужникова воплотил в себе черты характера всех солдат, которые стойко защищали каждую пядь земли, но имена которых остались неизвестными. Пусть имена их неизвестны нам, но подвиг их живет в наших сердцах. Николай Плужников прибыл в крепость в ночь, отделившую мир от войны. На рассвете начался бой, который длился девять месяцев. У Николая была возможность уйти из крепости с любимой девушкой. И никто не посчитал бы его дезертиром, так как его имени не было ни в одном списке, он был свободным человеком. Но именно эта свобода, сознание своего долга заставили его принять неравный бой с фашистами. Он защищал Брестскую крепость девять месяцев. Вышел наверх потому, что у него кончились патроны, потому, что узнал: «Москва наша, и немцы разбиты под Москвой. Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Нельзя без слез читать слова Николая Плужникова: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля».

Своим мужеством, стойкостью Николай заставил восхищаться даже врагов. Для меня Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу. Николай Плужников, Андрей Соколов, Николай Кузнецов, миллионы других солдат. Откуда брались у них душевные силы выдержать нечеловеческие страдания, что дало им силы в борьбе? Вот как писал об этом П. Богданов: «Нас не учили, как под танк бросаться, И вражью амбразуру грудью как закрыть, И на врага живым тараном мчаться... Но нас учили Родину любить!» Да, любовь к Родине, к родной земле, к дому дала им силы победить. И Родина помнит своих сынов и дочерей, отдавших жизнь за ее свободу и независимость. Нет такого города или села, где бы не стоял памятник погибшим в Великой Отечественной войне. У подножия памятников и обелисков всегда лежат живые цветы.

Такие люди, как Николай Плужников, Андрей Соколов и многие другие, каждым часом своей жизни приближали Победу. Они всегда будут жить в сердцах наших людей. Все дальше уходят от нас годы войны. Все меньше остается людей, которые её видели. И нам надо чаще встречаться с ветеранам и, чтобы понять, что такое война, чтобы не допустить ее повторения. Давно окончилась Великая Отечественная война, но остались еще солдаты, чьи имена неизвестны. И наш долг – сделать все, чтобы люди узнали о них. Ведя поисковую работу, мы сами становимся нравственно богаче, учимся сопереживать участникам событий. Нам очень интересно бывает с ветеранами. Часто мы приходим к ним домой, помогаем им, а потом слушаем их рассказы. У нас в школе ведется летопись Великой Отечественной войны. Часто к нам в гости приходят ветераны войны. Эти люди являются для нас примером. Мы помним о том, что они воевали для того, чтобы мы могли жить под мирным небом, чтобы наше поколение было счастливым.

Борис Львович Васильев талантливый художник, знающий о войне не понаслышке, сам прошел суровыми дорогами войны, оказавшись на фронте совсем молодым парнишкой. Его книги это драматическая летопись времени и поколения, на плечи которого легли тяжелые испытания.

Герой романа «В списках не значился» чуть старше автора. Николай Плужников успел до войны закончить общевойсковое училище, стать профессиональным военным. Но и он поначалу теряется в этом аду, который устроили немцы, штурмуя Брестскую крепость. За его плечами военная школа, но нет того опыта, что демонстрировали отборные немецкие части, брошенные против изнемогающих от ран и изза отсутствия воды, нехватки патронов и неизвестности защитников крепости. Только на миг Плужников забылся, поставил спасение жизни выше всего, потом он понял, что самое страшное это паника. Николай осознал, что из крепости он не уйдет, приказ был защищать крепость, не уходить с позиций, и только смерть могла быть оправданным уходом. Лейтенант Плужников прошел через страх и отчаяние, уныние и потерю близких, ставших почти родными Денищика, Степана Матвеевича, Мирры, Семишного. В борьбе Николай мужает, набирается опыта. Он ведет свою войну в крепости, не давая немцам успокоиться, забыть, что они на чужой земле.

Писатель провел своего героя через испытание любовью. Николай и здесь проявил себя достойно. Он любил и берег Мирру. Ему открылась прекрасная душа этой женщины. Сам Николай черпал в этом чувстве силы для борьбы. Драматична сцена прощания героев перед уходом Мирры. Судьба сжалилась над Плужниковым. Он не видел гибели любимой, а всего остального хватил в полной мере. Но лейтенант не сломался, даже оставшись один, он до последнего вел борьбу.

Страницы романа повествуют о подвиге и достойной гибели русского солдата, даже враги признают его превосходство, отдавая ему честь: Русского хотели отнести на носилках. Но он пошел сам… На вопрос немецкого офицера об имени и звании ответил: «Я русский солдат». Повернувшись к генералу, он спросил: «Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте» Немецкий лейтенант, немного помедлив, вскинул руку к фуражке. Солдаты вытянулись и замерли. Такое мужество и стойкость вызывают уважение даже у врагов. Но лейтенант Плужников был выше всех почестей, отдаваемых ему. Он был последним защитником так и не сданной крепости. Благодаря таким беззаветно преданным и смелым людям, Россия выстояла и победила фашизм. Мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться предками, их мужеством и стойкостью. Борис Васильев помогает молодежи осознать место в жизни, найти свою дорогу в этом огромном и прекрасном мире, отвоеванном солдатами Великой Отечественной войны.

Лейтенант Плужников главный герой повести едва успевает приехать в Брестскую крепость накануне войны. Пройдя по крепости ночью, он не может сориентироваться, но, что точно знает Николай, он не отступит перед трудностями, только смерть может стать причиной ухода с позиций. Это все хорошо знать и понимать в теории, а в жизни все оказывается сложнее. Поддавшись панике, лейтенант бежит из костела, который ему приказывали удержать. Плужникова не расстреливают только потому, что жалко патронов, да и защитники крепости наперечет. Это послужило жестоким уроком Николаю. Отныне он хорошо запомнит, что покидать крепость приказа не было. Плужников не уйдет из Бреста, когда появится возможность, станет русским солдатом, до конца отстаивающим порученный ему рубеж. Все было на его тернистом пути: страх и ужас первого боя, минутная слабость, обретение уверенности в себе и своей высокой миссии защитника крепости и любовь. Здесь, в этом аду, Николай полюбил искренне и сильно, как бывает дано полюбить однажды. Любовь давала лейтенанту силы жить и бороться, но и рождала великое чувство ответственности за любимую. Безмерно тяжело Николаю и Мирре расстаться, но во имя будущего своего ребенка они идут на это. Плужникову не дано было пройти еще через одно страшное испытание увидеть смерть любимой. Он до конца верил, что Мирра жива, что вырастит их ребенка, расскажет правду об этом страшном времени.

Чем дальше идет повествование, тем труднее становится понять и поверить, что в нечеловеческих условиях, в полном окружении и одиночестве можно было не только существовать, но и вести свою войну, а Плужников воевал, не давал покоя немцам.

Обессиленный, полуслепой от постоянной темноты, он говорит Свицкому, присланному немцами на переговоры: Теперь я могу выйти. Я должен выйти и посмотреть им в глаза… Скажешь нашим, что крепость я не сдал. Пусть ищут. Пусть как следует ищут во всех казематах. Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я последняя ее капля… Какое сегодня число 12 апреля. Двадцать лет. А я просчитался на целых семь дней.

Свицкий не понял, какие двадцать лет. А ведь это лейтенанту Плужникову исполнилось только двадцать. В десять месяцев его войны уместилась вся жизнь Николая, поэтому у входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. Он пошел, высоко подняв голову, отрешенный от земных почестей, выше славы, выше жизни и смерти последний защитник так и не покорившейся крепости.

Снова и снова читая повесть, проникаюсь чувством гордости за свой народ, отстоявший свободу в кровавой и непомерно трудной войне