Cочинение «Базаров — революционер демократ. Базаров демократ-разночинец? Решит суд! Демократы в отцы и дети

Роман Тургенева «Отцы и дети» был написан через два года после романа «Накануне», о котором критик Н.Добролюбов писал: «Cтарая общественная рутина отживает свой век... и в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова. И недолго нам ждать его...» Образ Базарова в романе «Отцы и дети» и явился ответом на вопрос: каковы же они, «новые люди» новой эпохи. Разъясняя истинный смысл своего произведения, Тургенев писал: «Это торжество демократизма над аристократией». Отмечая главную черту своего героя, Тургенев утверждал, что Базаров «демократ до конца ногтей». Демократизм Евгения Базарова наглядно отражен в его биографии, портрете, речи, занятиях, мировоззрении. Автор не дает подробной биографии Базарова, но читателю известно, что дед его был сельским дьячком и «сам землю пахал», что отец его - лекарь, что сам Базаров учился в Медико-хирургической академии, «ни копейки» не взяв у родителей на свое образование. Своими знаниями он обязан себе и с полным правом говорит об этом: «Всякий человек сам себя воспитать должен».

Когда Базаров появляется в Марьине, его внешность сразу шокирует Павла Петровича, который увидел в нем человека не своего круга и поэтому «не подал руки». Базаров небрежен в одежде, руки его обнажены и красны, манеры просты. Но в словах автора о том, что лицо Базарова «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», мы видим симпатию. Базаровская манера говорить, спорить, отвечать характеризует его именно как человека демократического лагеря, его речь проста и лаконична, в ней много народных выражений, пословиц, поговорок («дурь из него не вся вышла», «от копеечной свечи Москва сгорела»). Не терпя пустых и праздных разговоров, Базаров говорит четко и до предела сгущает мысль, часто - афоризмами («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).

Характерная черта демократа-разночинца Базарова - любовь к труду. И хотя автору было трудно детально показать деятельность Базарова, его трудолюбие он подчеркивает на протяжении всего действия романа: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал»; «Работать хочется, а здесь нельзя» (о доме родителей); «на него нашла лихорадка работы». Базаров увлечен естественными науками, что было отличительной чертой 60-х годов XIX века, он хорошо разбирается в агрономии, химии, ботанике, медицине, при этом оценивая их значимость для общества с передовых современных позиций, как истинный патриот Отечества, понимающий отсталость России и необходимость развития тех областей знаний, которые помогут ей выбраться из вековой отсталости. В противоположность господам-аристократам Базаров понимает, что пышными и красивыми фразами никого не изменить, необходимо учиться и работать, этому он и посвящает почти все свое время. Демократизм Базарова на фоне дворян Кирсановых сразу чувствуют простые люди Марьина, которые видят, что он «свой брат, не барин»: слуги симпатизируют ему, с ним быстро освоилась застенчивая Фенечка, «дворовые мальчишки бегали за дохтуром, как собачонки».

Но Базарова это отношение простых людей не умиляет, как это было бы с господами Кирсановыми. Знание народной жизни, частое общение с мужиками привели Базарова к критическому отношению к русской деревне, ее быту, он насмешливо и требовательно относится к народу, которому решил посвятить свою жизнь, а тот этого еще и понять не может. Русский крестьянин 50-60-х годов XIX века еще не умеет видеть, что господа бывают разные, что среди тех, кого он привык считать господами, есть защитники интересов народа. Базаров понимает это и не идеализирует народ. Определяя мировоззрение своего героя, Тургенев писал: «...если он называется нигилистом, то надо читать революционером». Базаров отрицает «все», что даже «страшно вымолвить» Павлу Петровичу: самодержавие, крепостное право, религию, то есть те основы, на которых держится «безобразное состояние общества». Базаров честно и прямо заявляет, что его цель - «место расчистить», так как он понимает, что для «дела», для революционных преобразований и строительства жизни его поколения не хватит, надо успеть хотя бы «место расчистить, а строить будут другие».

Революционные убеждения Базарова основаны на близком знакомстве с жизнью народа, поэтому он так легко разбивает доказательства Павла Петровича о незыблемости религии, патриархальности, крестьянской общины. Революционер 60-х годов XIX века, Базаров ненавидит «барчуков проклятых», его споры с Павлом Петровичем - отражение взаимной неприязни. Следуя правде жизни, автор показал идейную и моральную победу революционера-демократа Базарова над Кирсановыми, аристократами и бездельниками, то есть, говоря словами Герцена, «вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов». Произошло это потому, что для Тургенева главным в творчестве было: «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни... даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».

    Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает...

    Стесненность интриги коллизиями, в свою очередь, отразилась на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с кульминацией и кульминации с развязкой. Строго говоря, в романе «Отцы и дети» кульминация интриги почти совпадает с развязкой...

    Роман “Отцы и дети” - одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И.О. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше время. Причин этому множество: и вечные темы...

  1. Новое!

    Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод Слетами вытерпеть умел; Кто странным снам не предавался, Кто черни светской не чуждался, Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат; Кто...

Базаров демократ-разночинец. Ой ли!?
Суд небольшого уездного городка N имел лишь несколько помещений. Собственно сам зал заседаний, каморка где совещались присяжные, еще более крохотная комнатка где содержались обвиняемые и приставы и длинная узкая прихожая, где томились в ожидании судов гости журналисты и просто праздные зеваки не пойми зачем приходившие.
Обитые деревом стены затянутые дешевыми обоями были пропитаны запахом табака и томительного ожидания. Блинные скамьи без спинок вычищенные за долгие года потными задницами приветливо блестели намекая что зима уже закончилась и весенне солнце все сильнее пригревает землю.
Однако сегодня находившиеся в суде люди были хмурыми сосредоточенными т чаще смотрели в пол нежели на окружающих. Даже все непременные разговоры и обсуждения предстоящего дела сегодня были забыты. И даже бойкие на язык и перо местные Акулы Пера как то стеснительно жались по стенам стараясь не привлекать к себе внимания.
Огромные напольные часы стоявшие у входа в зал заседаний гулко ударили двенадцать раз народ встрепенулся и потянулся в зал. Все также тихо молчаливо рассаживаясь по местам. Взгляды всех притягивало пустое место в клетке где содержались заключенные. Все знали кого сегодня обвиняют и за что. За столами перед трибуной судьи сидели прокурор и адвокат.
Полноватый усатый пристав встав перед трибуной судьи громко прочистил себе горло привлекая к себе внимание немного подождал и начал удивив своим высоким немного тренькающим говором сходу проявляя себя как представителя определенной нации:
-Внимание! Слушается дело Базарова Евгения Васильевича!- он махнул рукой в клетку под руки ввели высокого худого молодого человека с длинными нечесаными патлами длинной до плеч в засаленном потертом сюртуке студента-медика. Не глядя ни на кого Базаров пустился на стул стоявший в центре его тесного мирка и уставившись в пол молчал.
-Дело со стороны обвинения поддерживает главный прокурор города N. Ольга Петровна Д.- из за стола что стоял ближе к высокому готическому окну встала невысокая субтильного телосложения средних лет подстриженная по современной англицкой моде в зеленом прокурорском сюртуке, коротко кивнув белокурой головкой опустилась обратно.
-Адвокат обвиняемого Николай К.-из за стола что стоял ближе к клетке Базарова вылез франтоватого вида молодой человек стриженный но с утра не причесанный и не понятно зачем нацепивший манишку, не имея на плечах мантии она выглядела очень глупо. Повернувшись к народу сидевшему позади помахал рукой и отдельно кивнул прокурору пакостно улыбнувшись. Прокурор смотрела на него как на пустое место- видимо часто их пути пересекались в суде. Не дождавшись ответа адвокат еще шире ухмыльнувшись присел обратно.
-Достопочтенный судья Туръенев Иван Сергеевич!- голос пристава поднялся на небывалую высоту отчего стоявший на столе прокурора графин с водой пошел трещиной. Вошел судья- это был высокий седобородый мужчина выглядевший чрезвычайно солидно и весомо в своей судейской мантии. При появлении судьи все встали и лишь когда он занял положенное место, и махнул рукой, вновь сели.
-Слово предоставляется прокурору!- Ольга Петровна вышла из за стола и обернувшись к скамьям присяжных начала свою речь;
-Уважаемый Суд! Господа присяжные- заседатели и гости! Сегодня у нас перед глазами очень не простое дело. Мы должны разобраться является ли подсудимый демократом. И не просто демократом, но и еще и разночинцем. Да нам будет возможно трудно, н все же необходим выяснить истину. В своей речи я приведу доказательства своей позиции и вы сможете убедится в моей правоте. Во-первых никто не будет подвергать сомнению тот факт, что Базаров образован- диплом у него имеется. Во-вторых он ни раз и не два высказывал свои либеральные демократические убеждения и не стеснялся их. Мало того будучи рожденным в дворянской среде, по матери, он сознательно избегал прилагаемых к своему дворянству прав, привилегий и обязанностей. Обвиняемый сам своей рукой написал признание и просил не относится к нему со снисхождением ибо раскаялся и полностью признавал свою вину. У меня все Ваша Честь!
- Слово предоставляется адвокату!-слегка сбив стол с места к трибуне вышел Николай К. И приняв театральную позу замер. Он молчал несколько минут отчего присутствующие начали волноваться.
-Конечно.-начал он- Есть написанное подсудимым признание. Есть даже свидетели у прокурора, но также и есть находящийся перед нами человек.- он подошел к клетке и указав на сидевшей в ней человека продолжил- Посмотрите на него!- глаза находящихся в зале непроизвольно уставились на Базарова отчего тот еще сильней осунулся и сгорбился. Что вы видите? Вы видите сломленного уставшего от жизни человека. Человека, который готов был на все лишь бы перестать испытывать душевную муку, что терзает его большое ранимое сердце! Что за рана спросите вы меня?! Отвечу! Эту тайну Евгений мне поведал во время одной из наших встреч. Когда будучи под сильным волнением он открылся мне. Еще будучи школьником довелось Евгению съездить в свою будущую альма-матер. Он тогда был чистым открытым нежным мальчиком! Его сердце было полно любви к людям! Его отец- земский врач научил его сострадать боли других и конечно с подвиг стать на путь Врача. Доктора и врачевателя не только нашил тел, но и наших душ. Да он был молод и не опытен, но он жаждал помочь человеку! И вот там в новом большом мире студенческого братства он встретил свою первую настоящую любовь.- при этих словах Базаров вскинул голову, но не вымолвил ни слова увидев жест адвоката.- Ее звали Ольга. Она была милой умной и бойкой девочкой мудрой, но с твердым характером. Ее забавные кудряшки и маленький носик запали в душу Базарова отчего он потерял сон. Вернулся из своего университета уже влюбленным. Но когда пришла осень и полный любовного стремления Евгений приехал в университет то узнал что его возлюбленная не смогла оплатить учебу и не поступила. Его горе знакомо каждому кто хоть раз испытал безответной любви. Сила любви его была сравнима лишь с силой боли, что теперь навсегда поразила его. Он стал груб, он стал несносен. Погрузившись в науку и ученье он в нем искал спасенье и не находил и каждый его день был полон страданий. Попав под влияния своего сокурсника Аркадия Кирсанова он преисполнился модных на тот момент идей либерализма, но будучи в душе консерватором так и не смог примирится с ними. Да нам стоит признать, что именно Аркадий является и демократом и разночинцем, но ни в коем случае не Евгений. Евгений был сторонником монархии, его взгляды лишь на миг дрогнули под ударами убежденности Аркадия, но все ж не пали. В каждом своем поступке кажом своем слове Евгений кричал об этом!
Итак. Уважаемы суд, господа-присяжные, гости! Вы можете еще раз посмотреть на нашего подсудимого и спросить себя- а возможно ли что он демократ и более того разночинец? И ответ будет конечно нет! Он консерватор он сторонник традиционного уклада. И в последующих прениях, если конечно они будут, я со свидетелями в главе которых будет Павел Петрович Кирсанов, докажу это.
Огромный напольные часы гулко и страшно отбили тринадцать ударов в зале суда повисла томительная гнетущая тишина...

Во второй половине XIX века в России начал потихоньку заявлять о себе новый тип героя. Если раньше им был дворянин, то теперь отечественные литераторы все чаще обращают внимание на разночинцев демократов, людей неаристократичного происхождения, которые своим трудом и упорством пробили себе дорогу. Образ Базарова в романе «Отцы и дети» абсолютно соответствует такому герою, поэтому можно с уверенностью сказать, что Тургенев умел улавливать настроение народа и вслушиваться в российскую жизнь. Если бы это было не так, то писатель не смог бы так точно изобразить конфликт между разными поколениями.

Демократизм Базарова

Образ Базарова в романе «Отцы и дети» является воплощением демократических идей и принципов. Герой с гордостью заявляет о том, что его дед был из крепостных, но в то же время не вспоминает, что другой дед - по материнской линии - был дворянином. Уже в этом проявляется любовь Евгения к простому народу, отвержение сословного деления общества. Базаров с уважением относится лишь к людям, приносящим своим трудом и умом пользу стране.

Главного героя тоже указывает на его простоту. В дворянской среде он появляется в балахоне, что является пренебрежением условностями. Также автор обращает внимание на красную руку Евгения, она сильно отличается от холеных ручек аристократов. Базарову не чужд физический труд, он не любит тратить время на развлечения, даже в Марьине продолжает целыми днями заниматься опытами.

Ненависть аристократии и любовь народа к герою романа «Отцы и дети»

Базаров - образ, к которому тянется простой народ, и в то же время презирают дворяне. Так называемые аристократы всей душой возненавидели Евгения, обзывая его циником, гордецом, плебеем, нахалом. Столкновение Павла Петровича и Базарова - это не просто борьба двух поколений, но и противостояние людей с разными убеждениями и моральными ценностями. Аристократ только и ждал предлога, чтобы сцепиться со своим врагом.

В то же время у народа в романе «Отцы и дети» вызывает лишь положительные эмоции. Ребята целыми днями бегали за доктором, словно собачонки, Петр и Дуняша симпатизировали герою. Даже застенчивая Фенечка так привыкла к простоте и доброте Евгения, что осмелилась вызвать его посреди ночи, когда заболел сын.

Одиночество Базарова

О борьбе демократии и аристократии повествует роман «Отцы и дети». Базаров представлен в произведении как некий донкихот, он впадает в крайности. Евгения ненавидят аристократы и любят простые люди, но вот единомышленников у него нет, даже сам автор не понимает своего героя, он считает, что в реальной жизни такому человеку делать нечего. В Марьине Базаров отличается от местных помещиков, и для слуг он там как свой, но вот в своей деревне для всех крепостных он барин.

Образ Базарова в романе «Отцы и дети» является трагическим. Герой не находит себе единомышленников, лишь мнимых последователей, для которых его идеи - дань моде. Кроме того, он несчастен в любви. Гибель Евгения была неизбежна, ведь таким, как он, практически невозможно выжить на земле.

«Демократ до конца ногтей», Базаров ненавидит барство и в свою очередь со стороны бар вызывает к себе чувство ответной ненависти. Его «схватки» с Павлом Петровичем - отражение взаимной классовой ненависти. Базарову чужды и враждебны аристократизм Павла Петровича, его привычки, манеры, барское безделье. В свою очередь «всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его».

Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. Он не верит в бога, отрицает религию и этому отрицанию остаётся верен до конца: перед смертью он отказывается причаститься, и религиозные обряды над ним совершили тогда, когда «он впал в совершенное беспамятство».

Базаров - человек острого и сильного ума, незаурядная, крепкая, волевая, честная натура. Его ненависть и его любовь искренни и глубоки. Когда пришла к нему «сильная и тяжёлая» страсть, он сумел одержать над ней нелёгкую победу, и насколько он здесь оказался выше и человечнее той женщины, которая больше всего на свете дорожила сзоим «спокойствием»!

В истории дуэли с Павлом Петровичем Базаров обнаружил своё духовное превосходство над противником, вынужденным признать, что «господин Базаров вёл себя отлично». Несомненна его затаённая под внешней суровостью большая любовь к своим «старикам». Великолепно написанные картины болезни и смерти Базарова дорисовывают образ этого «гиганта» чертами глубокой и жизненной правдивости.

Тургеневский герой решительно отрицает всякое искусство: музыку, поэзию, живопись. Нелепым и смешным ему кажется то, что Николай Петрович «с чувством играет на виолончели сладостную мелодию Шуберта, читает Пушкина. Кстати, ни биографии, ни творчества Пушкина Базаров не знает: он полагает, что Пушкин «в военной службе служил», приписывает поэту такие слоза, которых тот никогда не писал и не произносил. Рафаэль, по мнению Базарова, «гроша медного не стоит», а русские художники - «и того меньше».

Материализм Базарова - поверхностный, грубый материализм. Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью». Подобные взгляды на природу, на любовь также были чужды тем революционерам-разночинцам, которые считали своими вождями Чернышевского и Добролюбова. Тургенев огрубил и обеднил образ своего героя, заставив его высказать мысль о том, что между женщинами «свободно мыслят... только уроды», показав его безразличие к делу освобождения женщины от общественного и семейного угнетения, лишив его мечты о социалистическом будущем родины.

В силу противоречивости и ограниченности своего мировоззрения Тургенев не смог дать полный, во всём и до конца правдивый образ революционного демократаразночинца.

В романе нет биографии Базарова (нет истории того, как он вырос и сложился как человек), а главное, он показан вне своей деятельности: читатель не видит ни базаровского «дела», ни той среды, где Базаров «свой». Отсюда - некоторая неполнота его образа, в котором не дорисованы черты Базарова-деятеля. Есть и недосказанность в характеристике его политических взглядов, объясняемая тем, что он гостит у «чужих» - у «феодалов» Кирсановых, у «герцогини» Одинцовой. С кем из них он может говорить о своём «деле» всерьёз, найти сочувствие и единомыслие? Якобы передовая женщина Кукшина, «либерал» в «славянофильской венгерке» Ситников ещё менее могут вызвать Базарова на полную откровенность. «Чужой» он и под родительским кровом. Для отца Базаров - будущий знаменитый медик. Для матери - «Енюша» и «красавчик», и когда Базаров с ней, ему «сказать нечего». Либерал, «постепеновец», Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова (но отнюдь не «базаровщину» - практику общественной «ломки») «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью». Он не хотел придавать ему ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его». В Базарове ему «мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всётаки обречённая на погибель, потому что она всё, таки стоит ещё в преддверии будущего...» Образом Базарова Тургенев высказал мысль: «русские Инсаровы» пришли, но не пришло ещё их время.

Базаров говорит Аркадию на прощанье: «Мы прощаемся навсегда... для нашей горькой, терпкой жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат» дворянин, дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не дерётесь - и уже воображаете себя молодцами,- а мы драться хотим. Ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить: а нам это скучно - нам других подавай! Нам других ломать надо! Ты славный малый; но ты мякенький, либеральный барич. Прощайте, синьор!»

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » «Демократ до конца ногтей» Базаров . И в закладках появилось готовое сочинение.

Урок –семинар «Демократ – разночинец Евгений Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети» (2ч.)

Оборудование урока:

Книжная выставка» Базаров в русской критике;

Иллюстрации обучающихся «Мое представление о Базарове»;

Репродукция картин художников второй половины 19 века(Левитана, Репина);

Письма учеников «К Базарову»;

Эпиграф, конспекты

Критических статей Писарева, Антоновича, Герцена, карточки для индивидуальной работы, ученические рефераты.

Основные вопросы, которые были рассмотрены на уроке:

1. Сложность и противоречивость характера Евгения Базарова.

2. Базаров – труженик науки, мыслитель и ученый.

3. Духовная красота и нравственная безупречность Базарова.

4. Нужны ли Базаровы России?

5. На чьей стороне я в споре о Базарове?

6. Базаров и мои современники.

7. Моё отношение к Базарову.

Вступительное слово учителя:

Ребята, в процессе изучения романа «Отцы и дети» мы с вами столкнулись с трудными вопросами человека и природы, вопросами любви и чести, искусства и культура, наконец, с таким сложным героем, что возникла необходимость разобраться и провести данный семинар, тема которого «Демократ-разночинец» Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети».

Приступая к разговору о Базарове, вы должны помнить, что современники ожидали найти в нем идеал, на который можно было равняться, которому можно было подражать. Вместо этого они получили сложный и противоречивый характер. В тургеневском герое многое вызвало сомнение, несогласие и даже протест. Итак, в чем сложность и противоречивость характера Евгения Базарова?


Обобщение учителя по вопросу «Сложность и противоречивость характера Евгения Базарова»:

Итак, мы пришли к выводу, что Базаров действительно и противоречив, и сложен. В самом деле, умный человек, а отрицает, казалось бы, очевидное. Он провозглашает: «Исправьте общество и болезней не будет». Вопрос вот только, как исправить? Базаров этого не знает. Отрицание же очевидных истин можно объяснить его мировоззрением, позицией труженика и исследователя. Это его сильная сторона. Слабость же в том, что Базаров не понял, что искусство и природа – союзники человека в познании и переделке мира.

Достоевский назвал Базарова тоскующим героем. Нигилизм не приносит ему удовлетворения. Тому, что отрицает Базаров, нечего противопоставить. Он неудовлетворен собой. Отсюда метания и противоречия.

Вопросы, которые возникли в процессе разбора проблемы, сводились к следующему:

Кто вам ближе, Базаров или Николай Петрович с его музыкой и поэтичностью?

Кто из поэтов все-таки ближе Базарову и почему?

Почему в романе о нигилисте врывается тема любви?

Учитель: Говоря о людях, подобных Базарову, Добролюбов заметил, что они решаются собственным умом проверить чужие , внести в чужие системы собственные мысли и ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания «чистой» истины.

Обобщение по вопросу «Базаров – труженик науки, мыслитель и ученый».

Новаторство Тургенева заключается в том, что он впервые мировоззрение, мысль сделал темой своего романа. Основной труд Базарова – труд мысли. Его критическая мысль не довольствуется готовыми истинами. Критерием научной истины становится опыт. Достоверность знаний он проверяет опытом. Знание, творчество, поиск – вот вечные непреходящие ценности. Это убеждение не только героя романа, но и самого автора.

Вопросы и задания, возникшие в процессе обсуждения проблемы:

Базаровский интеллект торжествует над ограниченностью отцов (особенно в 10 главе), Фенечка жестами показывает, как вертит он Кирсанова «так и этак».

Докажите словами.

Есть ли у Базарова единомышленники?

Верно ли, что Базаров «ничего не уважает, ни во что не верит»,- как считает Павел Петрович?

Обобщение выступлений учащихся.

Учитель: Ребята, вы в основном верно разобрались в данном вопросе. Базаров-личность. Я бы сказала - цельная личность. Он прост в одежде, прост в обращении с людьми. Тот факт, что с разными людьми обращается по-разному, объясняет его честностью. Скажем, с Аркадием Базаров говорит небрежно, так кто такой Аркадий в глазах Базарова? Юнец, не знающий ничего в жизни. Да, он многое отрицает, так это не из глупого упрямства, он отрицает то, что, по его мнению, отвлекает человека от настоящего дела. А ведь дело, за которое взялся Базаров,- красивое - изменить жизнь общества. Чего стоит самостоятельность его суждений, его трудолюбие: «Приехал в гости, чтобы… работать». Даже то, что из неразделённой любви он выходит несломленным, говорит, что него надежная опора-труд. И конечно же, вы верно выбрали в качестве доказательства цельности натуры, которую Писарев сравнивает с подвигом. Пред смертью раскрываются лучшие качества Базарова - неугасимая любовь к Одинцовой, тщательно скрываемая прежде любовь к родителям и красоты натуры.

Обобщение по вопросу «Духовная красота и нравственная безупречность Базарова».


Тургенева всегда волновал вопрос о полноценной человечной личности. Он искренне обрадовался, когда Достоевский увидел в его герое «признак великого сердца». Итак, великое сердце Базарова, его духовная красота и нравственная безупречность…

Базаров – герой страдающий. Порой к нему приходят мрачные мысли. Вспоминайте его рассуждения о лопухе над могилой и о белой избе для Филиппа или Сидора. Так стоят ли будущие поколения жертвы? Нужны ли Базаровы России?

Обобщение.

Вопрос о том, нужен ли Базаров России, не был ясен только самому герою, да и только из-за его чрезмерной взыскательности к себе. Тургенев на этот вопрос отвечает положительно в эпилоге романа. Иронический рассказ Тургенева о мнимом благополучии и так называемом счастье героев – не более, как укор живым в их призрачной жизни. Всем им так не хватает страстного, бунтующего сердца Базарова. Ведь вся его жизнь – это вызов существующему строю. И верно было Базарову «предназначение великое». Смерть Базарова не значила гибель всех идей и стремлений. О спокойствии, о вечном примирении говорят в последних строчках романа Тургенева. Но не к смирению зовет книга. Страстное, бунтующее сердце Базарова зовет следовать за ним в его борьбе за счастье России.

В какой сцене показано моральное превосходство Базарова, где «сливки» явно не хороши?

Какова символика заключительных строчек романа?

Прослушивание реферата обучающегося