Дадаизм и сюрреализмв изобразительном искусстве. Дадаизм - это что такое? Представители дадаизма в живописи

Искусство многогранно. На протяжении многих веков люди стараются выразить свой внутренний мир, передавая его особенности через искусство. Создавались разные направления, которые характеризовались какими-то присущими только им чертами.

Всем известный модернизм, которым определялось почти все искусство XX века, включал в себя и дадаизм. Западная Европа оказалось местом рождения этого направления. Именно Швейцария, Франция и Германия - вот страны, которые имеют прямое отношение к возникновению дадаизма в начале XX века. В 1916 году основоположником дадаизма стал Т. Тцара. К нему присоединились такие известные в то время личности как Х. Балль, Г. Арп, Р. Гюльзенбек и другие.

Сущность дадаизма

Само слово «дадаизм» имеет основу: dada переводится как лошадка. Однако есть и другой подход к определению названия нового направления в модернизме. Бессвязный детский лепет - вот так можно охарактеризовать дадаизм в переносном смысле. Новое направление в искусстве решил назвать Тристан Тцара. И не сразу его единомышленники приняли такое название. Но по истечении времени дадаизм четко стал определять выражение мыслей определенного круга людей, постепенно создавая общественное понимание развития современного искусства.

По мышлению дадаистов можно охарактеризовать как абсолютные нигилисты. Основной причиной возникновения модернистского направления стала. Первая мировая война. Воспоминания о страшной бойне явились благодатной почвой для рождения дадаизма. Из общей толпы выделилась группа людей, которая была против воспевания святости войны. Они не желали вставать на сторону «вояк».

Дадаисты выставляли напоказ свое отношение к устоям морали, религии, красоты и разума. Традиции во всех этих областях для них ничего не стояли. Последователи дадаизма своими скандальными постановками в театрах стремились изменить существующие на тот момент взгляды на искусство. Все, кто считал себя дадаистом, участвовали в выпуске манифестов и журнала под названием «Кабаре Вольтер». Таким образом, единомышленники-дадаисты пытались выразить свое понимание существовавшего на тот момент искусства.

Абсолютные и политические дадаисты

Спустя всего 3 года с момента основания нового модернистского течения, из основного состава выделились некоторые представители дадаистского направления, в число которых вошли А. Бретон, П. Элюар, Л.Арагон и другие. Они стали назвать себя абсолютными дадаистами. Выпуская различные литературные журналы, они пытались донести до общества свое понимание творчества человечества. Абсолютным дадаистам казалось, что искусство не должно выполнять социальных функций.

Германия также не осталась в стороне, так как именно здесь родился подвид дадаизма - политические дадаисты. В эту группу вошли Р. Хаусман, Р. Гюльзенберг, В. Меринг, которые были против угрозы войны, не считали нужным следовать канонам буржуазного общества. Кстати, такое отношение к искусству, как нежелание видеть в творчестве людей буржуазного мышления, явилось причиной отрицания искусства, а также его художественной сущности и образного выражения.

Значение дадаизма

Макс Эрнст был также одним из основателей дадаизма в Германии. Немецкие дадаисты-неполитики более умеренно выражали свои мысли. Примером тому служит картина М. Эрнста «Император Убу». Именно таким образом выражалось сочетание вещей и людей. Можно сказать, что подобные произведения художников группа «Дада» стали лучом солнца в живописи начала XX века. Протест против настоящего и прошлого - вот характерная особенность рождения дадаистского направления. А ведь искусством дадаистов интересовались Поль Элюар, Пабло Пикассо и другие не мене известные представители творческой богемы.

Дадаизм как любое другое направление модернизма основывалось на новых пониманиях целей искусства. Дадаисты использовали в своем творчестве случайные процессы, фотомонтаж, импровизацию, делая свои произведения непонятными простому народу. Однако основатели дадаизма нащупали основу новых веяний в искусстве того времени. Именно дадаисты стали первыми, кто изображал предметы быта как объекты искусства.

Дадаизм в живописи

Живописи в первую очередь коснулась рука дадаистов. Именно в ней последователи нового направлении модернизма выражали все свои мысли, изображая на холсте довольно шокирующие сюжеты. Шок вызывает несовместимость отдельных частей картины. Сюжет закручен, кажется, что художник нарисовал ребус, в котором зашифровано отношение дадаиста к окружающему миру.

Живописцев-дадаистов возглавил М. Дюшан, который изъявлял желание внедрять в существовавшую тогда художественную культуру какие-то обыденные с точки зрения простого человека вещи. Например, велосипед или колесо от того же велосипеда. Его стремление очевидно - стереть грань между жизнью и искусством. Вместе с Франсисом Пикабиа они пытались шокировать весь мир. Их сущность высвободилась на американской земле, где расцветал в начале 20 века авангардизм. Скандал был вызван известным в истории искусства фактом: М.Дюшан пытался показать на выставке писсуар с говорящим названием «Фонтан». А картина “LHOOQ” вообще представляет прямую насмешку над классическим искусством в живописи. У Моны Лизы пририсованы были усы.

Дадаизм - основа новых течений в искусстве

Уже в 1922 году дадаизм прекратил свое существование. Его поглотило другое направление в искусстве - сюрреализм. Можно сказать, что дадаизм явился основой для более глубокого развития абстракционизма. Ведь многие последователи данного модернистского направления стали впоследствии именно авангардистами. Такое развитие не сложно было бы предположить. Ведь сюжеты картин прямо говорят об изображении абстрактных образов.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

О бъяснить, что такое дадаизм, довольно затруднительно, потому что он издевательским образом ускользает от определения. Это, пожалуй, самая удавшаяся мистификация и провокация в истории искусств, а потому она никак не дается в руки для препарирования и анализа. Ее ловишь, а она вырывается, удирает да еще и в ответ корчит рожи и показывает язык, словом, ведет себя крайне непочтительно.

Сами дадаисты услужливо подсовывают множество определений, которые, впрочем, ничем не помогают, а только сбивают с толку. «Что такое дада - вопрос недадаистский. Дада нельзя понять, его нужно пережить», - это главный теоретик дадаизма Тристан Тцара. «Хорошо, что ты не можешь и, вероятно, не должен понимать дада», - это поэт Рихард Хюльзенбек. «То, что мы называем дада, - это игра шута с безделицей, в которую впутаны все более высокие вопросы», - другой поэт-дадаист, Хуго Балль.

Самое удивительное, что все это правда. Ведь дадаизм не был чисто художественным течением, каким-то отдельным направлением искусства. Скорее он выражал умонастроение, общее отношение к современному миру, которое определяло весь образ жизни своих приверженцев и лишь частично воплощалось в живописные работы, коллажи, стихи, пьесы. Причем дадаисты свою ненависть к миру переносили и на искусство, оттого часто не хотели называть искусством собственные произведения, что еще больше запутывало дело. Грань между искусством и неискусством в дадаизме провести очень сложно.

«Это не было художественное течение в общепринятом смысле, это был ураган, разразившийся над миром искусства, как война разразилась над народами. Он пришел без предупреждения с тяжелого нависшего неба и оставил после себя новый день, в котором накопленная энергия, освобожденная дада, проявилась в новых формах, новых материалах, новых идеях, новых областях, новых людях, - и в котором они обращались уже к новым людям». Так писал один из участников движения, художник Ханс Рихтер в 1964 году в книге «Дада: искусство и антиискусство».

Войну Рихтер упоминает не случайно, ибо если б не было Первой мировой, не было бы и дадаизма. В нашей исторической памяти Вторая мировая война полностью затмила Первую, но для современников катастрофа была ужасной и обладала поистине вселенским масштабом. Рухнул целый мир, устроенный, казалось, столь разумно и логично, пошатнулись нравственные ориентиры, не укладывались в голове безумные цифры погибших - одна только битва под Верденом унесла больше 700 тысяч жизней! Это десять Бородинских сражений! Тогдашнюю растерянность, переходящую в агрессивное неприятие такого мира, легко сегодня ощутить, перечитав «На западном фронте без перемен» Ремарка.

А если логика и разум привели мир к катастрофе, то не послать ли подальше логику и разум? Парадоксально логичное отрицание логики и стало сутью дадаизма, любившего и даже смаковавшего парадоксы.

Д вижение родилось в 1916 году в Цюрихе, на территории нейтральной Швейцарии, в оазисе мира и спокойствия среди охваченной войной Европы. Этот город называли «столицей изгнания», сюда приезжали многочисленные эмигранты, покинувшие свои страны по идейным соображениям или просто пытавшиеся избежать мобилизации и ужасов войны. Ханс Арп, один из зачинателей дадаизма, вспоминал: «В то время Цюрих был оккупирован армией революционеров, реформаторов, поэтов, художников, композиторов-модернистов, философов, политиков и апостолов мира из разных стран».

От себя добавим, что среди этих политиков и революционеров был и Владимир Ильич Ленин. Он снимал на партийные деньги квартиру по адресу Шпигельгассе, 14, где готовил мировую революцию.

А по адресу Шпигельгассе, 1, то есть почти напротив ленинской квартиры, 5 февраля 1916 года открылось литературно-художественное «Кабаре Вольтер» и начались совершенно абсурдистские ежевечерние представления с пением, музыкой, танцами и декламацией стихов.

По стенам были развешаны работы Пикассо и Арпа. На сцене танцовщицы в абстрактных масках и костюмах работы студента-архитектора Марселя Янко исполняли кубистические танцы. Пел «Хор революционеров». Гремел оркестр балалаечников. Тцара и Арп публично создавали «спонтанные работы», разрывая куски бумаги и складывая их случайным образом в коллажи или так же случайно компонуя тексты из нарезанных на отдельные слова газет.

Иногда стихи читались одновременно на трех языках под аккомпанемент шумовой музыки, а иногда на сцену выходил Хуго Балль, одетый в трубу из синего блестящего картона с высоким металлическим цилиндром на голове (1) , и декламировал придуманные им бесконечные звуковые вирши:

(1) Хуго Балль в самодельном костюме. «Кабаре Вольтер».
1916. Цюрих

гаджи бери бимба гландриди лаула лонни кадори

гаджама грамма берида бимбала гландри галассасса лаулиталомини

гаджи бери бин бласса глассала лаула лонни кадорсу сассала бим

гаджама туффм и цимцалла бинбан глигла воволимай бин

Так с самого начала в дадаизме стали сочетаться три неизменных его составляющих: протест, абсурд и гротескная ирония.

Только само слово «дадаизм», точнее - «дада», появилось чуть позже. О его происхождении существует несколько взаимоисключающих версий, что вполне в духе самого дадаизма. Короткое «дада» не означает ничего конкретного, но в то же время по-русски и по-румынски (Тцара и Янко был румынами) выражает двойное согласие, а во французском словаре Ларусса трактуется как детская деревянная лошадка. Такой странный набор значений пришелся первым дадаистам по душе, и они продолжили дразнить честной народ уже под новым знаком собственного бренда.

Конечно, публика реагировала соответственно. Тцара описывал вечера в «Кабаре Вольтер» так: «Путаница возобновилась: кубистический танец, костюмы от Янко, каждый человек с собственным большим барабаном на голове, гвалт... гимнастическая поэма, концерт из гласных, шумовое стихотворение, химическое соединение идей в статическом стихотворении... Еще больше выкриков, большой барабан, пианино и беспомощное орудие, публика, срывая шаблонные одежды, рвется вмешаться в эту родильную горячку».

Д адаисты быстро произвели фурор в Цюрихе, стали собирать большую аудиторию, поскольку зрителей привлекала абсурдно-скандальная атмосфера. В этом можно увидеть прообраз множества будущих историй, когда бунтарское направление в искусстве начинает пользоваться популярностью, в результате превращается в модный бренд, а потом уже и в расхожий товар. Например, на глазах последних поколений такая судьба постигла классический европейский рок, субкультуру хиппи, а в нашей стране авторскую песню и советский андеграунд.

Но дадаисты, по-видимому, об этом не думали, а просто продолжали развлекаться, задирать публику и хулиганить, так сказать, «из любви к искусству». Война вскоре кончилась, многие разъехались из Цюриха, и новые объединения быстро возникли в Кёльне, Берлине, Париже и Нью-Йорке. Здесь нет нужды вдаваться в их сравнительный анализ, скажем только, что берлинские дадаисты быстро политизировались и примкнули к яростным критикам Веймарской республики (2) , в то время как все прочие демонстративно держались от политики подальше.

(2) Х. Хёх. Разрез кухонным ножом дадаизма последней
Веймарской эпохи потребления пива в Германии.
1920.
Новая национальная галерея, Берлин

Естественно, в своем отрицании традиционных ценностей дадаисты не щадили и искусство, громогласно декларируя его смерть (3) . Первооткрыватель творчества Пиросмани, писатель и художник Илья Зданевич, который сотрудничал с дадаистами в Париже, писал: «Искусство давно умерло. Мое бездарное творчество - это борода, растущая на лице трупа. Дадаисты - пирующие черви, вот наша основная разница».

(3) Георг Гросс (справа) и Джон Хартфилд Надпись на плакате:
«Искусство умерло. Да здравствует новое машинное искусство Татлина».
1920

В отличие от футуристов, дадаисты не посвятили себя лишь борьбе с классикой, а пошли дальше: все их задачи были принципиально анти художественными. В частности, поэтому так трудно выделить то общее, что характеризует дадаизм именно как художественное направление.

Формула «протест–абсурд–ирония» работала и здесь. Чтобы изобразительное искусство стало дадаистским, ему нужно было выглядеть радикально антиэстетическим и полностью разорвать связь с традицией. Поэтому дадаисты не признавали традиционной живописи на холсте, а любое цитирование в их работах имело оттенок пренебрежительного сарказма, если не откровенного издевательства.

(4) Ф. Пикабия. Женщина со спичками. 1924–1925 Частная коллекция

Вместо масла и холста широко использовались коллажи, в том числе и с применением самых разнообразных инородных (для традиционной живописи) материалов (4) , и примитивные рельефы из плоскостных деталей (5) . Но что бы ни делали дадаисты и какие бы материалы они ни применяли, в их произведениях всегда чувствовался дух какого-то обыденного абсурда.

(5) Х. Арп. Дада-рельеф. 1916.
Художественный музей, Базель

Вот, например, Курт Швиттерс назвал свою работу «Свинья чихает в направлении сердца» (6) , что абсурдно само по себе. Но когда зритель обнаруживал на картине именно свинью, от ноздри которой заботливо проведена линия в направлении червонного сердечка, то бессмыслица как бы становилась правомочной, обретала какое-то, опять же абсурдное, право на существование. Мол, ну да, вы же видите... вот свинья, и вот она чихает в направлении сердца. Разве не убедительно?

(6) К. Швиттерс. Свинья чихает в направлении сердца.
1919. Музей Шпренгеля, Ганновер

(7) М. Дюшан. Шляпная вешалка. 1917.
Национальный музей современного искусства, Париж

В Нью-Йорке дадаисты быстро нашли общий язык с Марселем Дюшаном, великим провокатором и мастером эффектного художественного жеста, который только что продемонстрировал свой знаменитый писсуар под названием «Фонтан» (см. «Искусство» № 24/2006). Дюшановские реди-мэйды, готовые предметы, выставленные в музейной экспозиции (7) , до сих пор воспринимаются как фирменный знак дадаизма. И настоящей квинтэссенцией дадаистской бессмыслицы стал «Подарок» Мэна Рэя, созданный тогда же в Нью-Йорке (8) .

(8) М. Рэй. Подарок. 1921. Частная коллекция

Ф ормально дадаизм долго не просуществовал. Честолюбивые художники, каждый по-своему, претендовали на первенство и даже оспаривали друг у друга честь изобретения самого названия «дада», что подрывало единство изнутри. К тому же дада не выдерживал тяжести собственного успеха: публика стала ждать провокаций и реагировала не возмущением, а радостным смехом. Если раньше дадаисты потешались над зрителями, то теперь зрители стали забавляться их представлениями и выставками.

И вот в мае 1922 года направление официально закончило свое существование. На последнем собрании в Веймаре Тристан Тцара произнес похоронную речь на смерть дадаизма, которая впоследствии была опубликована. Пожалуй, отсутствие творческой художественной программы способствовало ранней кончине - на абсурде и голом отрицании, пусть даже остроумном, далеко не уедешь. Дадаизм исчерпался. Многие его приверженцы впоследствии участвовали в движении сюрреалистов, которое оказалось не в пример более созидательным и долговечным.

Однако несмотря на очень короткую историю своего официального существования, дадаизм оказался очень влиятельным художественным или, если хотите, анти художественным течением.

Тот же Рихтер, подводя в 1964 году итоги, которые теперь выглядят промежуточными, писал: «Даже несмотря на то что все техники, используемые дадаизмом, происходят из других источников и что позитивные достижения дадаизма остаются относительно неточными и ускользающими, все же остается истиной, что художественная концепция дадаизма была чем-то совершенно новым. С этого времени и далее она действовала в качестве закваски. Дадаизм был вирусом свободы, мятежным, анархичным и высокоинфекционным».

Да, на этой закваске забродило многое, и отголосков дадаизма в современном искусстве не счесть. Помните нашу публикацию «Защита и курсы самообороны от вещей»? (См. «Искусство» № 12/2005.) Все эти стравливания стула и унитаза, курсы самообороны от вещей, упорядочивание мочеиспускательной деятельности собак - что это, как не чистый дадаизм в душной советской атмосфере начала 1980-х? А отечественная поэзия абсурда? Шальные хэппенинги и перформансы?

Уже в начале нынешнего века очередные итоги подвела британская исследовательница Эми Демпси: «Из наследия дадаизма наибольшее распространение получили его свободолюбие, непочтительность к авторитетам и склонность к эксперименту. Понимание искусства как идеи, утверждение, что искусство можно сделать из ничего, отказ принимать на веру общественную и художественную мораль безвозвратно изменили искусство».

Мировые войны отгремели, и надеемся, что окончательно. Но мир остается безумным и, кажется, даже сходит с ума все сильнее. И как прикажете сохранять душевное здоровье, если не с помощью здорового цинизма? Вот потому-то триада «протест–абсурд–ирония» остается и останется востребованной. А дадаизм - вечно жи... простите, актуальным.

ТРИСТАН ТЦАРА

ПЕСЕНКА ДАДА

эта песня дадаиста
сердцем истого дада
стук в моторе не беда
ведь мотор и он дада

граф тяжелый автономный
ехал в лифте невредим
он мизинец свой огромный
оторвал и выслал в рим

лифт за это
вот беда
сердцем больше не дада

вода нужна всегда
прополощи мозги
дада
дада
отдай долги

эта песня дадаиста
ни опти ни пессимиста
он любил мотоциклистку
ни опти ни пессимистку

муж негаданно-нежданно
обнаружив их роман
в трех шикарных чемоданах
выслал трупы в ватикан

не крути
с мотоциклисткой
ни с опти ни с пессимисткой

воде нужны круги
мозги твоя еда
дада
дада
отдай долги

песенка мотоциклиста
дадаистого душой
потому и дадаиста
что в душе дада большой

змей в перчатках и в белье
закрутил в горячке клапан
и руками в чешуе
римский папа был облапан

и скандал
был большой
проклял дада он душой

мозги не с той ноги
мозги одна вода
дада
дада
чулки туги

Перевод А. ПАРИНА

- (dadaism - франц. dada — деревянная лошадка) , в переносном смысле — бессвязный детский лепет, авангардистское литературно-художественное течение в европейском и американском искусстве, возникшее как протест против традиционных моральных и культурных ценностей.

Дадаизм возник в Цюрихе, в Швейцарии, придерживающейся во время войны нейтралитета. В то время в Швейцарию ехали со всей Европы беженцы, высланные из родной страны люди, а также дезертиры. У слова дадаизм есть несколько значений, это и деревянная лошадка, от французского dadaisme, и двойное согласие «да-да» в русском и румынском, и в переносном смысле детский бессвязный лепет, - в общем дадаизм не имеет точного толкования, что и нужно было основателям этого течения, которое имеет размытые рамки. Дадаизм даже часто называют антиискусством.

Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего».


Основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его идеологию и методы.

Дадаисты не разрабатывали свой особый художественный стиль. Они бросались из одной крайности в другую, стараясь любыми способами (в том числе и вызывающим поведением) эпатировать самодовольного обывателя. Излюбленные жанры Дадаизма — монтаж, коллаж и «реди-мейд» (обыденные предметы, представленные как произведения искусства). Дадаизм очень быстро стал популярным (особенно в Нью-Йорке, где его возглавил Марсель Дюшан), но как сформировавшееся течение просуществовал недолго. Оказал значительное влияние на другие течения, в частности на сюрреализм (прежде всего в его приверженности к абсурду и фантастике), абстрактный экспрессионизм и концептуальное искусство.

К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля, Рихарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck), Тристана Тцару, и художников Ханса Арпа, Макса Эрнста и Марселя Янко, они собирались в Цюрихе в кабаре «Вольтер», где показывали свои абсурдные и бессмысленные представления: стихи из бессмысленных наборов букв, спонтанные представления, только что созданные коллажи.

Происхождение термина

Характеристика

Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего» .

Основными принципами дада были иррациональность , отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм , разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его идеологию и методы. К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля, Рихарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck), Тристана Тцару , и художников Ханса Арпа , Макса Эрнста и Марселя Янко.

Дадаизм в изобразительном искусстве

В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж - технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.

Коллаж в Цюрихе

Коллаж в Ганновере и Кёльне

Третья интенция - наделение коллажа свойствами поэтического произведения - реализуется в кёльнских произведениях Макса Эрнста , а также в мерц-картинах Курта Швиттерса , работавшего в Ганновере . Хотя стиль этих художников несхож, их роднит то, что оба понимают коллаж как явление, близкое поэзии. Так, Курт Швиттерс писал: «В поэзии слово противопоставляется слову, здесь же [в мерц-коллаже или ассамбляже] Faktor противопоставляется Faktor’у, материал - материалу» . В свою очередь Макс Эрнст определяет коллаж следующим образом: «…техника коллажа есть систематическая эксплуатация случайного или искусственно спровоцированного соединения двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для них среде, и искра поэзии, которая вспыхивает при приближении этих реальностей».

Представители дадаизма

  • Эвола, Юлиус (1898 - 1974), Италия
  • Марсель Янко (1895 - 1984), Румыния, Израиль
  • Хуго Баль (1886 - 1927), Германия, Швейцария
  • Георг Гросс , Германия, Франция и США
  • Отто Дикс , Германия
  • Марсель Дюшан (1887 - 1968), Франция
  • Вальтер Зернер (1889 - 1942), Австрия
  • Кацуо Оно (р.1906), Япония
  • Ёсиюки Эйсуке (1906 - 1940), Япония
  • Франсис Пикабиа (1879 - 1953), Франция
  • Ман Рэй (Man Ray, 1890 - 1976), Франция, США
  • Филипп Супо (1897 - 1990), Франция
  • Татцуми Хиджиката (1928 - 1985), Япония
  • Софи Тойбер-Арп , Швейцария и Франция
  • Тристан Тцара (1896 - 1963), Румыния, Франция
  • Отто Фрейндлих (1878 - 1943), Германия, Франция
  • Эльза фон Фрейтаг-Лерингховен , Германия и США
  • Джон Хартфилд , Германия, СССР, Чехословакия, Великобритания
  • Рауль Хаусманн (Raoul Hausmann) (1886 - 1971), Германия
  • Ханна Хёх , Германия
  • Курт Швиттерс (1887 - 1948), Германия
  • Поль Элюар (1895 - 1952), Франция
  • Макс Эрнст (1891 - 1976), Германия и США

Библиография

  • Седельник В. Д. Дадаизм и дадаисты. - М.: ИМЛИ РАН , 2010. - 552 с.

Примечания

Ссылки

  • Д. Хопкинс. «Дадаизм и сюрреализм. Очень краткое введение»
  • Петер Слотердайк. Дадаистская хаотология. Семантические цинизмы
  • Луков Вл. А. Дадаизм . Электронная энциклопедия «Современная французская литература» (2011). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 16 ноября 2011.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дадаизм" в других словарях:

    Сложившееся в годы войны художественное и литературное направление, имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов. На место отрицаемого Д. ставит анархическую инициативу индивидуума, ничем не связанного в … Литературная энциклопедия

    - (франц. dadaisme, от dada деревянная лошадка; в переносном смысле бессвязный детский лепет), модернистское литературно художественное течение, существовавшее в 1916 22. Дадаизм зародился в Цюрихе, в среде анархиствующей интеллигенции,… … Художественная энциклопедия

    Дадаизм - ДАДАИЗМ литературная группа, написавшая на своем знамении ничего не означающее звукосочетание «Дада», впервые выступила на третьем году мировой войны в Швейцарии, откуда лозунги дадаизма перебросились в Берлин и Париж. Последний и стал… … Словарь литературных терминов

    - (французское dadaisme, от dada конек, деревянная лошадка; детский лепет), авангардистское литературно художественное течение (1916 22), зародившееся в Швейцарии в среде анархистствующей интеллигенции. Дадаизм (А. Бретон, М. Дюшан, Ф. Пикабия, Т.… … Современная энциклопедия

    - (франц. dadaisme от dada конек, деревянная лошадка; детский лепет), авангардистское литературно художественное течение в 1916 22. Дадаизм сложился в Швейцарии. (А. Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп) … Большой Энциклопедический словарь

Дюшан L.H.O.O.Q – дадаизм

Дадаизм это авангардистское направление в искусстве, распространившееся в Западной Европе, преимущественно во Франции и Германии, в 1916-1924 гг., идеологической основой которого был протест с помощью иррациональных средств против условностей и традиционализма в искусстве.

Дадаизм предшествовал и , во многом определив их идеологию и методы.

Основание дадаизма

Дадаизм возник в феврале 1916 года в швейцарском городе Цюрих во время Первой мировой войны. Движение сформировалось как бунт, радикальный протест против жестоких военных действий, их трагических последствий, причиной которых дадаисты считали развитие европейской цивилизации, верховенство человеческого разума и логики. Охваченные отчаянием, разочарованием и чувством бессмысленности существования человека дадаисты стремились уничтожить культуру, которая привела к войне: их действия были направлены на то, чтобы разрушить творческие ценности и традиции буржуазного общества, эстетику рационализма и утвердить новые иррациональные начала в искусстве.
Дадаисты занимали активную антивоенную и антибуржуазную позицию, примыкали к радикальным левым политическим направлениям анархизма и коммунизма. В своем протесте они опирались на военные письма Жака Ваше об ужасных проявлениях войны.

Основными векторами движения дадаистов являлись интернационализм, нигилизм, иррациональность, поиск «смысла в бессмыслице», бессистемность, случайность, творческий хаос, эпатаж, апология смеха. Ханс Арп, Тристан Тцара и Ханс Рихтер. Цюрих, 1918 г.

Основателями дадаизма являются эмигранты-интеллектуалы, единомышленники – румынский и французский поэт еврейского происхождения, немецкие поэты Хуго Балль и Рихард Хюльзенбек, румынский художник, писатель Марсель Янко, немецкий поэт, художник, скульптор Ханс Арп.

Творческая деятельность дадаистов в «Кабаре Вольтер»

5 февраля 1916 года немецкий поэт, музыкант Х. Балль с исполнительницей Э. Хеннингс открыли в Цюрихе легендарное интернациональное «Кабаре Вольтер», которое стало местом рождения дадаизма. Заведение объединяло эмигрантов из разных стран, молодых литераторов, художников, музыкантов, наиболее активных и решительных сторонников нового в искусстве и в жизни. Участники группы ежедневно собирались в кабаре и устраивали публичные вечера, в программу которых входили спонтанные выступления: художественное чтение стихов, собственных произведений, создание коллажей, исполнение песен на разных языках, крики, свисты, игра на фортепьяно, удары литавр, громкие звуки барабана, танцы, другие экспромты и импровизации. Таким образом, «учреждение культуры «Кабаре Вольтер», как заявлял Х. Балль, являлось местом для воплощения смелых творческих идей дадаистов преимущественно авангардистской направленности.

Х. Балля особенно привлекала возможность создания «симультанно-шумовой» поэзии, полагающей в произвольном порядке слов и выражений, несвязном наборе звуков. Х. Балль говорил: «Я читаю стихи, которые ставят целью ни много ни мало, как отказ от языка. < …> Стих – это повод по возможности обойтись без слов и языка». Особенно знаменитым среди парадоксальных звуковых стихотворений поэта стало «Караваны» (1917 г.), где автор, тяготевший к мистике, две трети магических слов стиха взял из волшебных заклинаний:
… Вуууу! Ухуху люб л Волю лю лю уДуб!
Тум Ба-Ба
Бан! РА РАБГЛЯ РАБГЛЯ
Уфффф….
Караваны
(отрывок из стиха «Караваны» Х. Балля, перевод В. Шерстяного)

Слово «дада» родилось в конце февраля 1916 года. У слова нет однозначного автора, но существует теория, что слово обнаружили Х. Балль и Р. Хюльзенбек в немецко-французском словаре, где «дада» толковалось как «деревянная лошадка».

В 1916 г. участники движения организовали первое дадаистское печатное издание «Кабаре Вольтер» , которое вышло только в одном номере, но стало примером для их последующих литературно-художественных изданий.

Экспериментальное творчество дадаистов

Яркая деятельность дадаистов по словам М. Янко была «протестом против упадка ценностей, рутины и спекуляции, призывом ко всем формам искусства установить новую основу для творчества». Они также занимались организацией абстрактных художественных выставок, ставили абсурдные эпатирующие спектакли, проводили маскарады, фестивали, которые часто сопровождались скандальными происшествиями и нарушениями общественного порядка. Средствами «смеховой культуры» дадаисты вырабатывали защиту от боли и ранимости, присущим их тонкой душевной натуре.

После закрытия «Кабаре Вольтер» и отъезда с Цюриха на юг Швейцарии Х. Балля в середине июля 1916 года, главным инициатором дадаистского движения стал Т. Тцара. В отличие от Х. Балля, который видел дадаизм средством проявления интернационального авангардистского искусства, Т. Тцара считал, что необходимо полностью разрушить прежние ценности общества, чтобы создать новое искусство и новую жизнь.

Кроме коллективного творчества, в дадаизме имели место индивидуальные эксперименты. В периодическом издании «Коллекция Дада» были опубликованы «Первое небесное приключение господина Антипирина» (1916 г.) Т. Тцара, «Фантастические молитвы» Р. Хюльзенбека. Читая свои стихи, Р. Хюльзенбек завораживал публику:
…Краски всех мыслимых и немыслимых цветов
гонялись друг за другом, словно собаки.
И вдруг все когда-либо слышанные
звуки с грохотом обрушились в середину.
Краски и звуки разлетелись
на мелкие осколки, как стекло и цемент,
и стряхнули вниз мелкие темные капли…
(отрывок из «Фанстастических молитв» Р. Хюльзенбека)

Т. Тцара издавал интернациональный журнал «Дада» (1917-1920 гг.), в котором кроме текстов и художественных иллюстраций дадаистов содержались произведения представителей других направлений в искусстве, к примеру – Г. Аполлинера, В. В. Кандийского, Ф. Т. Маринетти, Я. ван Годдиса, П. Пикассо, А. К. Модильяни. Сам Т. Тцара поддерживал абстрактное искусство, воспринимая его как выражение внутренней потребности, не зависимой от внешнего мира.

Теоретическая программа дадаизма

Являясь ненавистниками рассудка, дадаисты не признавали никаких теорий, систем, принципов, манифестов. Но, тем не менее, главный основатель движения Т. Тцара стал автором семи манифестов дадаизма (1916-1924 гг.), в которых оформил программу дадаизма и экспонировал свою теорию антиискусства. Все семь манифестов проникнуты насмешливым отношением к отжившим общественным институтам, их идеологиям, морали, попытками вернуть смысл рухнувшему миру и искусству; это насмешка над искусством как таковым.

В «Манифесте Дада» (1918 г.) Т. Тцара охарактеризовал принципы своего направления: «Отмена памяти – дада, отказ от пороков – дада, отказ от будущего – дада. Дада – современное прославление жизни, без ностальгии, без утопии. Дада – антиискусство, антиобщество, антисистема, антиавангардизм».
В 1917 г. Х. Балль окончательно вышел из группы дадаистов и переехал в Берн, где возобновил свои связи с экспрессионистами. Т. Тцара продолжил представлять движение дада в сотрудничестве с В. Зернером, О. Флаке, Ф. Пикабиа. После окончания войны интерес к направлению резко упал. Их попытки сохранить Цюрих центром дадаизма не состоялись. В 1919 г. Т. Тцара принял решение покинуть Цюрих и уехать в Париж к Ф. Пикабиа.
В Цюрихе было положено начало дадаизму как движению.

Особенности европейского дадаизма

Свободный от всяких рамок и систем дадаизм сводился к антиискусству. Решительно отвергая предшествующие художественные традиции и считая плодотворным только хаос, движение способствовало краху европейской культуры.

Характерной особенностью дадаизма являлось его существование в тесной неразрывной связи литературы и изобразительного искусства . Подрывая главные основы рационализма – мысль и язык, дадаисты лишали человеческую речь коммуникативной функции, стремились вернуться к истокам формирования языка. Художники-дадаисты пытались разрушить условности изобразительного искусства, в их практике широко использовались эксперименты, преобладали простота, абстрактность, свобода автора. Х. Арп, как выходец из школы французского кубизма и современник П. Пикассо и Ж. Брака, тяготел к упрощению, совершенствовал технику коллажей, использовал геометрические формы в своих произведениях.

Дадаизм, кроме того, что объединил представителей разных видов искусства , является первым интернациональным движением искусства, распространившимся на территории всей Западной Европы.

Новаторские идеи цюрихских дадаистов были подхвачены международными представителями искусства и стремительно распространились по всему миру. Основными центрами европейского дадаизма являлись Берлин, Ганновер, Кёльн и Париж.

Дадаистское движение в Нью-Йорке

Нью-Йорк стал центром авангардистского искусства в 1914 г., когда в Америке основались эмигрировавшие из Европы художники. В отличие от Цюриха, в Нью-Йорке инициаторам дадаистского движения было на что опереться. Издание авангардистского журнала «Камера Йорк» (1902-1917 гг.), активная деятельность галеристов Уолтера Аренсберга и Альфреда Стиглица, существование группы «Фото Сецессион» – являлись предпосылками для появления дадаистсткого движения. Стремление к бесповоротным переменам в жизни, готовность к протесту, радикальному опровержению традиционализма в искусстве объединили небольшую группу авангардистских художников и поэтов, среди которых Мэн Рей, Мариус де Зайас, А. Краван и др.

Фотограф А. Стиглиц выпускал журнал «291» (1915-1916 гг.) в духе дадаизма, также предшествующий появлению движения. В этой традиции Ф. Пикабиа в дальнейшем издавал в Париже один из самых значимых дадаистских журналов «391».

Наиболее яркими и влиятельными представителями движения были художники Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа и Мэн Рей. К числу их литературных изданий относятся журналы М. Дюшана «Слепец» (1917 г.) и «Rongwrong» (1917 г.), а также «Динамит» (1919) Ман Рэя.
Деятельность американских дадаистов, аналогично цюрихской группе, не была лишена скандалов и провокаций. Однако, их публичные манифестации и смелые эксперименты в искусстве не привели к окончательному утверждению движения в Америке.

Влияние М. Дюшана на становление дадаизма

Марсель Дюшан значительно предопределил разрушительный антитрадиционалистский характер европейского дадаизма. Его известные «редимейды» – «Дробилка для шоколада № 2» (1913-1914 гг.), «Колесо от велосипеда» (1913 г.), «Сушилка для бутылок» (1914 г.); а также созданное им авангардистское достояние «L.H.O.O.Q» (1919 г., насмешка над картиной Л. да Винчи «Джоконда»; в аббревиатуре – «ей невтерпеж, аж жжет»); явно предвещали десакрализацию искусства и начало творческой свободы автора. Художественная концепция М. Дюшана искусство как жизнь была перенята основателями дадаизма в Цюрихе.

Немецкий дадаизм: Берлин, Ганновер, Кёльн

В Германии дадаизм сохранил свой исходный бунтарский дух и в силу тяжелой ситуации в стране сразу принял ярко выраженный политический характер. Немецкие дадаисты отрицали буржуазную культуру, ниспровергали устои общества и искусства. Их деятельность являлась протестом против экспрессионизма, абстрактного искусства и искусства в целом, склоняясь к новому – примитивизму, простоте и активизму. Дадаизм считал себя союзником революционного пролетариата.
Немецкий дадаизм стремился стать самым радикальным и агрессивным авангардистским направлением рубежа XIX-XX вв., пытаясь разрушить границу между традиционным искусством и жизнью, сделать искусство самой жизнью, осуществить революционное преобразование общества с помощью современных технических изобразительных средств.
Примечательно, что в немецком дадаизме – в Берлине, Ганновере, Кёльне – ведущую роли играли представители изобразительного искусства.

Берлин

Рихард Хюльзенбек в январе 1918 г. вернулся с Цюриха в Берлин и открыл там понятие «дада», на основе которого Францом Юнгом и Рихардом Эрингом был основан журнал «Клуб Дада».

Революционные настроения в искусстве Берлина задолго до формирования дадаизма представлял немецкий писатель и архитектор Иоганнес Баадер, присвоивший себе ряд высоких званий: «Верховный дада», «Президент земного шара и вселенной» и т. д.

Зачинателем берлинского дадаизма считается Рихард Хюльзенбек, но центровой фигурой в группе он не являлся. Среди активных участников движения значились: Джон Хартфилд, Виланд Херцфельде, Франц Юнг, Рауль Хаусман, Вальтер Меринг, Иоганнес Баадер, Джордж Гросс.

Своими манифестациями, утренниками, вечерами, ярмарками, направленными против войны и традиционализма в искусстве, высмеиванием институтов власти и общества берлинские дадаисты громко заявили о себе и получили скандальную известность. К примеру, яркий участник группы И. Баадер своими анархо-индивидуалистическими акциями протеста прервал проповедь в Берлинском соборе; вмешался в заседание социал-демократического правительства в Веймаре и т. д.

Берлинские дадаисты выступали за превращение искусства в жизнь, объектами искусства в их понимании были предметы ручной или фабричной работы, на смену изображениям по их мнению должны были прийти вещи, а основными приёмами организации произведения искусства являлись коллаж, монтаж, фотомонтаж и ассамбляж.
В 1918-1919 гг. интерес немецкой публики к шумным провокационным действиям дадаистов возрастал, их скандальные выходки, эпатажные инсценировки на подобии соревнования между пишущей и швейной машинкой поражали.

Острыми текстами и иллюстрациями участники «Клуба Дада» атаковали режим Веймарской республики в издаваемых ими журналах: «Каждый играет в свой футбол» (1919 г.), «Дада» (1919 г.), «Противник» (1919-1922 гг.), «Кроме шуток» (1919-1920 гг.), «Крах».

Р. Хюльзенбек, подводя итог своей деятельности, издал четыре книги в 1920 г.: «Дада побеждает», «Германия должна погибнуть. Воспоминания старого революционера-дадаиста», «Вперед, Дада. История дадаизма» и «Альманах Дада».

Берлинский «Клуб Дада» распался в 1921 г. из-за разногласий его участников. Дж. Гросс, Дж. Хартфилд и В. Херцфельде начали политическую деятельность, вступив коммунистическую партию Германии.

Ганновер

После расцвета дадаизма в Цюрихе и Берлине он начал проявлять себя и в других городах Германии, вследствие чего центром движения стали Ганновер и Кёльн.
Значительный вклад в авангардистское искусство ХХ в. сделал художник и писатель из Ганновера, пропагандист дадаизма Курт Швиттерс.
К. Швиттерс поддерживал дружеские отношения с Ханс Арпом, Тео ван Дусбургом, Эль Лисицким, но в своем творчестве ему не удалось найти единомышленников, он действовал одиночно.

Несмотря на общие творческие предпочтения и цели, направленные на разрушение традиционного искусства, с берлинскими дадаистами, К. Швиттерс так и не был принят в их «Клуб Дада» из-за близости к экспрессионизму, конструктивизму, рационализму. Знаменитая поэма-коллаж К. Швиттерса «Анна Блюме» (1919 г.) была по их мнению выражение идеализма.

К. Швиттерс культивировал форму и стиль в искусстве, чуждые дадаизму, всем своим экспериментам давал название «мерц» (фрагмент из слова «KomMERZbank»): мерц-живопись, мерц-поэзия, мерц-идея и т.д.; и таким образом основал мерц-искусство. Художник занимался созданием абстрактных картин, коллажей из предметов повседневной действительности, цифровых стихотворений, «звуковой поэзии» («Прасоната», 1922-1932 гг.), совокупных мерц-продуктов («колонна Швиттерса») и т.д.
В 1923-1932 гг. К. Швиттерс издавал журнал «Мерц», его усердиями дадаизм после своего падения продолжал существовать в мерц-искусстве.

В своей статье «Дада – это гипотеза» для журнала «Арарат» К. Швиттерс так определял связь мерц-искусства с дадаизмом: «это, собственно, ирония, позволившая ярко высветить светлые стороны дадаизма». Присутствие К. Швиттерса ощущается практически во всех неоавангардистских течениях ХХ в.

Кёльн

В 1919 г., впечатлившись метафизическими картинами Джорджо де Кирико и Пауля Клее, немецкий художник, участник группы нонкомформистов Макс Эрнст склоняется к дадаизму. Значительно способствовал становлению дадаизма в Кельне и Ханс Арп, который часто посещал Кёльн.
Истинными дадаистами в Кельне, отстаивающими движение до конца, были Макс Эрнст, Иоганнес Теодор Бааргельд, Ханс Арп.
В ноябре 1919 г. в Кельне прошла первая выставка дадаистов, которая включала в себя парадоксальные экспонаты: неумелые детские рисунки, зонтик, молоточек от рояля и т.д., что свидетельствовало о проявлении антиискусства.

Макс Эрнст, известный по прозвищу Дадамакс, владел техникой коллажа и «Фроттажа», в основу которой он положил свои галлюцинации и странные видения, посещавшие его когда-то во время болезни. Вместе с Х. Арпом он создавал серию странных фотомонтажей «Фатагага».
В своей работе «По ту сторону живописи», М. Эрнст так объяснял приемы своего творчества: «Техника коллажа – это систематическое объяснение случайных или искусственно спровоцированных встреч двух и более чуждых друг другу предметов на абсолютно неподходящем для этого в данный момент уровне – плюс искорка поэзии, которая проскакивает при сближении этих реальных предметов».

В апреле 1920 года М. Эрнст и И. Т. Бааргельд устроили вернисаж «Предвесенний Дада», который стал «вершиной и концом кельнского дадаизма». Затем М. Эрнст основал интернациональный журнал «Шаммаде» (1920 г.), публикации которого были ориентированы на примитивизм, иронический контекст, пародийность, дадаистсткий принцип сочетания несвязных элементов.

Деятельность группы прекратилась в 1922 г ., когда Х. Арп уехал в Париж вслед за отправившимся туда М. Эрнстом в 1920 г.

Расцвет и падение дадаизма в Париже

Дадаизм в Цюрихе был принят и продолжен в Париже, где движение и достигло своего полного расцвета. Сотрудничество Т. Тцара в Цюрихе с французскими издателями, его переписки с писателями-авангардистами способствовали распространению дадаизма в мире. В 1919 г. Т. Тцара переехал с Цюриха в Париж. Его творчество вызывало большое впечатление у молодых французских поэтов и художников – Андре Бретона, Луи Арагона, Филиппа Супо, Поля Элюара, Рене Хильзума и др., – которые подхватили его дадаистские идеи.

В отличие от Германии, во французском дадаизме ключевая роль принадлежала не художникам, а литераторам авангардистской направленности. Т. Тцара сотрудничал с основателями издания «Литература» А. Бретоном, Л. Арагоном и Ф. Суппо, продолжая активную пропаганду движения дада в Париже. Дадаизм был также представлен в парижских журналах – Ф. Пикабиа «391», Т. Тцара «Бюллетень Дада» и «Дадафон», П. Элюара «Проверб», П. Дерме «Z», книгах Ф. Супо, П. Элюара, Л. Арагона, Т. Тцара, Ф. Пикабиа, которые стали классикой французского дадаизма.

В Париже громкая бунтарская деятельность дадаистов под лозунгом «чем агрессивнее провокации, тем успешнее мероприятие» ознаменовалась огромным успехом . Стремительно возрос интерес к движению – таким образом оно себя утверждало. Особенно громкой оказалась парижская «манифестация Дада» в марте 1920 г. Конфликт между Т. Тцара и А. Бретоном в июле 1923 г. оказался решающим для их сотрудничества и для движения в целом. Дадаизм распался . Памфлет «Бородатое сердце» (1921 г) и инсценировка драматической пьесы Т. Тцара «Газовое сердце» (1923 г.) оказались последними в творческой деятельности дадаистов.

В Веймаре, Вене и Ганновере Т. Тцара произнес поминальную речь дада, в которой заявил: «… Дада – это состояние духа. Именно поэтому он изменяется в зависимости от расы и хода событий. Дада распространяется на все, однако он ничто…». В 1924 году Т. Тцара издал сборник «Семь манифестов Дада», который стал актом прощания с дадаизмом.

Впоследствии дадаистские идеи развились в новом направлении в искусстве, основанном бывшим дадаистом А. Бретоном, – сюрреализме. Исследовав богатую и загадочную историю дадаизма, французский писатель Мишель Сануйе пришел к выводу, что «сюрреализм – это французская форма Дада».

Дадаизм просуществовал в Париже короткое время (1919-1923 гг.) , но ему удалось существенно проявить себя, внести значимый вклад в изменение социально-культурной сферы Парижа, создать условия для появления новых решительных направлений в искусстве.

Слово дадаизм произошло от французского dada, что в переводе означает –«деревянная лошадка». Слово выбрано наугад в случайно открытой странице словаря.