Дмитрий чичагов. Д. Н. Чичагов. Строительство Московской городской думы

(1894-07-04 ) (58 лет) Место смерти

Москва, похоронен на Ваганьковском кладбище

Работы и достижения Учёба:

Московское дворцовое архитектурное училище

Работал в городах Архитектурный стиль Важнейшие постройки Реставрация памятников

Иконостас Успенского собора Московского Кремля.

Научные труды

Обмеры кремлёвских соборов

Дми́трий Никола́евич Чичаго́в (3 сентября , Москва -4 июля , там же) - русский архитектор и преподаватель, работавший в Москве во второй половине XIX века . Мастер эклектики и ложнорусского стиля , создатель знаковых для Москвы XIX века памятников - Тургеневской читальни, Московской городской думы , храмов, школ и др. общественных зданий. В советские годы многие работы Чичагова были уничтожены.

Биография

Д. Н. Чичагов - сын строителя Большого Кремлёвского дворца Н. И. Чичагова , родной брат архитектора Михаила и художника Константина Чичаговых. В - обучался в Московском дворцовом архитектурном училище . В - - главный архитектор Политехнической выставки в Москве. Впервые прославился как строитель дома В. Е. Морозова (Подсосенский переулок , 21).

  • Чичагов, Алексей Дмитриевич (1875-1921), архитектор
  • Чичагов, Константин Дмитриевич (1867-1919), историк-искусствовед
  • Чичагова-Россинская, Елена Дмитриевна (1874-1971), художница
  • Чичагова, Галина Дмитриевна (1891-1966), художница
  • Чичагова, Ольга Дмитриевна (1886-1958), художница

Напишите отзыв о статье "Чичагов, Дмитрий Николаевич"

Литература

  • Россинская, Е., Чичагова, Ю., «Архитектурная семья Чичаговых», в сборнике «Московский Архив», выпуск 1, М, Мосгорархив, 1996, ISBN 5-7728-0027-9 , c.118-130
  • Москва начала века / авт.-сост. О. Н. Оробей, под ред. О. И. Лобова. - М .: O-Мастеръ , . - С. 252. - 701 с. - (Строители России, ХХ век). - ISBN 5-9207-0001-7 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Чичагов, Дмитрий Николаевич

И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», – сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.
– Вот жизнь, – сказал старичок учитель.
«Как это просто и ясно, – подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде».
– В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. – Vous avez compris, mon enfant, [Понимаешь ты.] – сказал учитель.
– Vous avez compris, sacre nom, [Понимаешь ты, черт тебя дери.] – закричал голос, и Пьер проснулся.
Он приподнялся и сел. У костра, присев на корточках, сидел француз, только что оттолкнувший русского солдата, и жарил надетое на шомпол мясо. Жилистые, засученные, обросшие волосами, красные руки с короткими пальцами ловко поворачивали шомпол. Коричневое мрачное лицо с насупленными бровями ясно виднелось в свете угольев.
– Ca lui est bien egal, – проворчал он, быстро обращаясь к солдату, стоявшему за ним. – …brigand. Va! [Ему все равно… разбойник, право!]
И солдат, вертя шомпол, мрачно взглянул на Пьера. Пьер отвернулся, вглядываясь в тени. Один русский солдат пленный, тот, которого оттолкнул француз, сидел у костра и трепал по чем то рукой. Вглядевшись ближе, Пьер узнал лиловую собачонку, которая, виляя хвостом, сидела подле солдата.
– А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.
Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
– Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
– Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
– Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
– На вторую сотню, – отвечал казак.
– Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.
От Москвы до Вязьмы из семидесятитрехтысячной французской армии, не считая гвардии (которая во всю войну ничего не делала, кроме грабежа), из семидесяти трех тысяч осталось тридцать шесть тысяч (из этого числа не более пяти тысяч выбыло в сражениях). Вот первый член прогрессии, которым математически верно определяются последующие.

Д. Н. Чичагов - сын строителя Большого Кремлёвского дворца Н. И. Чичагова, родной брат архитектора Михаила и художника Константина Чичаговых. В 1850-1859 обучался в московском дворцовом архитектурном училище. В 1871-1872 - главный архитектор Политехнической выставки в Москве. Впервые прославился как строитель дома В. Е. Морозова (Подсосенский переулок, 21).

В 1888 выиграл первый конкурс проектов здания Московской городской Думы на Воскресенской площади (всего было представлено 38 проектов). После того, как итоги были подведены, вскрылись проблемы с фундаментами б. Присутственных мест, на которые планировалось поставить здание, и необходимость расширить проезд к Красной площади. Поэтому Дума устроила второй конкурс среди авторов лучших работ первого тура, и Чичагов опять победил. В новом проекте деревянные перекрытия были заменены на бетонные своды по железным балкам. Внешне, Чичагов планировал окрасить здание в светло-серый цвет, а красный цвет был выбран уже при завершении постройки (1890-1892).

Помимо здания Думы, в период правления городского головы Н. А. Алексеева (совпавший по времени с последним десятилетием жизни архитектора) Чичагов строил много общественных зданий в Москве, в том числе снесенное 1972 г. здание старейшей в Москве городской общедоступной бесплатной Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева у Мясницких ворот и сохранившуюся Алексеевскую школу на Николоямской улице (ныне музыкальная школа имени Н. А. Алексеева). Проектировал общественные здания и храмы для провинциальных городов - всего в послужном списке Чичагова 33 завершённых проекта.

Д. Н. Чичагов - один из учредителей Московского Архитектурного общества, в последний год жизни - председатель МАО. У Чичагова стажировались такие ставшие впоследствии знаменитыми архитекторы, как Ф. О. Шехтель и И. П. Машков. «В совете архитектора Д. Н. Чичагова исправлять недостатки, не разрушая самого здания, было то правило государственной мудрости, которого не хватало не только моему поколению» - В. А. Маклаков, воспоминания, гл.3.

Был женат дважды (первая жена, Лидия Михайловна - дочь М. Д. Быковского, родная сестра К. М. Быковского). Как и все мужчины в роду Чичаговых, умер относительно рано, оставив после себя одиннадцать детей. Из них пятеро стали известными художниками - продолжателями династии Чичаговых:

  • Чичагов, Алексей Дмитриевич (1875-1921), архитектор
  • Чичагов, Константин Дмитриевич (1867-1919), историк-искусствовед
  • Чичагова-Россинская, Елена Дмитриевна (1874-1971), художница
  • Чичагова, Галина Дмитриевна (1891-1966), художница
  • Чичагова, Ольга Дмитриевна (1886-1958), художница

Архитектор Дмитрий Николаевич Чичагов родился в Москве в 1835 году в семье зодчего Николая Ивановича Чичагова - участника строительства . В этой семье родились также Михаил Николаевич (архитектор) и Константин Николаевич (художник).

В период с 1850 по 1859 годы юноша обучался в «Московском дворцовом архитектурном училище».

С 1871 по 1872 находился на должности главного архитектора на устроенной в Москве Политехнической выставке. Известность получил после строительства дома в Подсосенском переулке, 21 для Викулы Елисеевича Морозова.

В 1888 году архитектор Чичагов выигрывает первый устроенный конкурс на проектирования здания для Московской городской думы. После подведения итогов комиссия выявила проблемы с фундаментами бывших Присутственных мест, на которых, собственно говоря, и должны были возвести новое здание. В связи с выявленными обстоятельствами Дума назначает второй тур, который также выигрывает Дмитрий Николаевич.

В годы управления городом Николем Александровичем Алексеевым, зодчий выстроил немало общественных зданий, в т.ч. снесенную в 1972 году Библиотеку-читальню имени И.С. Тургенева, располагавшуюся у Мясницких ворот. Всего в списке работ архитектора значится 33 полностью завершенных проекта.

Стоит отметить, что Дмитрий Николаевич Чичагов являлся одним из основателей «Московского архитектурного общества», а за год до смерти был избран и его председателем.

Дмитрий Николаевич был дважды женат, в результате чего у него было 11 детей. Первой его женой была дочь архитектора - Лидия, приходившаяся сестрой архитектору .

Умер Чичагов в 1894 году. Некоторые из его наследников - сыновей и дочерей - стали довольно известными художниками, архитекторами и искусствоведами.

Дома и здания работы архитектора Чичагова Д.Н. в Москве:

Фото 1. Здание на Мясницкой улице, 22 выстроенное архитекторами

Мастер русского стиля , создатель знаковых для Москвы XIX века памятников - Тургеневской читальни, Московской городской думы , храмов, школ и др. общественных зданий. В советские годы многие работы Чичагова были уничтожены.

Дмитрий Николаевич Чичагов

Председатель Московского Архитектурного общества. Архитектор Чичагов Дмитрий Николаевич.
Основные сведения
Страна Россия
Дата рождения 3 сентября (1835-09-03 )
Место рождения Москва
Дата смерти 4 июля (1894-07-04 ) (58 лет)
Место смерти Москва, похоронен на Ваганьковском кладбище
Работы и достижения
Учёба Московское дворцовое архитектурное училище
Работал в городах Москва
Архитектурный стиль Русский стиль
Важнейшие постройки Здание Московской городской думы , Тургеневская читальня
Реставрация памятников Иконостас Успенского собора Московского Кремля.
Научные труды Обмеры кремлёвских соборов
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Д. Н. Чичагов - сын строителя Большого Кремлёвского дворца Н. И. Чичагова , родной брат архитектора Михаила и художника Константина Чичаговых. В - обучался в Московском дворцовом архитектурном училище . В - - главный архитектор Политехнической выставки в Москве. Впервые прославился как строитель дома В. Е. Морозова (Подсосенский переулок , 21).

Помимо здания Думы, в период правления городского головы Н. А. Алексеева (совпавший по времени с последним десятилетием жизни архитектора) Чичагов строил много общественных зданий в Москве, в том числе снесённое 1972 г. здание старейшей в Москве городской общедоступной бесплатной Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева у Мясницких ворот и сохранившуюся Алексеевскую школу на Николоямской улице (ныне музыкальная школа имени Н. А. Алексеева). Проектировал общественные здания и храмы для провинциальных городов - всего в послужном списке Чичагова 33 завершённых проекта.

Д. Н. Чичагов - один из учредителей Московского Архитектурного общества , в последний год жизни - председатель МАО. У Чичагова стажировались такие ставшие впоследствии знаменитыми архитекторы, как Ф. О. Шехтель и И. П. Машков . «В совете архитектора Д. Н. Чичагова исправлять недостатки, не разрушая самого здания, было то правило государственной мудрости, которого не хватало не только моему поколению» -