Доходный дом А.А. Пороховщикова. Мистическая тайна дома пороховщиковых Фамильный особняк актера александра пороховщикова

x HTML-код

Памяти Александра Пороховщикова. После операции актер пришел в сознание, но все равно был очень слаб. Врачи не стали сообщать Пороховщикову о том, что его любимая жена Ирина, узнав о его тяжелом состоянии, наложила на себя рукиРуслан РАХМАНГУЛОВ

Изменить размер текста: A A

На днях "Комсомолка" разговаривала с двоюродной сестрой Александра Шалвовича, Аллой Алексеевной Дмитриевой , его ближайшей родственницей. Тот разговор вселял оптимизм. Пороховщиков был в неплохом состоянии. Из серьезных проблем, казалось, только воспаление легких. И вдруг в Пасхальную ночь пришла трагическая новость - Александр Пороховщиков скончался на 74-м году жизни.

У него начался сепсис, - рассказала нам Алла Алексеевна. - При таком сахарном диабете, как был у Саши, страдает весь организма, в том числе и иммунная система. Хотя врачи Научного центра неврологии РАМТ делали все, чтобы его спасти, но возможности организма исчерпались.

Саша умер в результате тотального заражения крови. Его не стало в первый час Пасхи. Это очень символично для людей верующих.

- Кто из родных приедет на похороны?

Так получилось, что самые близкие Сашины родственники - это мы с моей дочерью, его племянницей. Наши мамы - Галина Александровна Пороховщикова и моя мама Людмила Александровна - родные сестры. Приедете еще один родственник из Петербурга . Не знаю, будут ли сестры от второго брака его отца - Шалвы Барабадзе - из Грузии . Это те родственники, которых Саша видел один или два раза в жизни. Дело в том, что у него были сложные отношения с отцом.

Тот не принимал участие в Сашином воспитании, особенно после того, как нашего деда - Александра Пороховщикова - арестовали в 1937 году. Семья жила очень бедно. Тетя Галя пострадала больше, ее не брали на работу, как члена семьи «врага народа». Моя мама жила в лучших условиях. Она вышла замуж за сына легендарной актрисы МХАТа Аллы Тарасовой . Алла Константиновна - родная бабушка, в честь которой меня и назвали.

Шурик был маленький, когда к ним домой пришли с обыском, описали все имущество. Они остались ни с чем. Потом тете Гале дали работу, она шила белье солдатам на фронт. А до этого жили тем, что им приносили люди.

А как же имущество вашего легендарного предка - архитектора Пороховщикова? Семья была родовитая и богатая...

Наш прадед действительно был архитектор. Русофил. Поэтому и дом (тот самый знаменитый дом в Староконюшенном переулке, где повесилась жена Александра Пороховщикова - Ирина - ред.) спроектировал как образец русского зодчества. Он его делал для всемирной выставки в Париж , куда дом разобрали и отвезли. Кстати, это был не единственный дом, который принадлежал Пороховщикову. Потом прадедушка проиграл этот дом в карты. Такова семейная легенда, которую рассказывала моя мама. Из наших близких в этом доме никто не жил. Но Саша обратился к Юрию Лужкову с просьбой передать дом Пороховщикова в аренду сроком на 49 лет. Так что дом семье не принадлежит. Саша собирался организовать там выставку, посвященную людям, репрессированным в 30-ые годы, в том числе нашему деду, Сикорскому , Туполеву .

- Кому теперь достанется знаменитый дом Пороховщикова в Староконюшенном переулке?

Я думаю, что договор аренды будет расторгнут. Во всяком случае, мы с дочерью не потянем его содержание. Он совершенно нам не нужен, были в нем всего-то пару раз. Хотя дом и был построен нашим с Сашей прадедушкой.


- А квартиры на Проспекте мира и Комсомольском проспекте, что будет с ними?

Это имущество, которое принадлежало Саше и Ирине. Но я не задумывалась над тем, кому оно перейдет по наследству...

Прощание с Александром Пороховщиковым пройдет в среду, 18 апреля, с 10.30 до 13.00 на сцене театра им.Пушкина . Актера похоронят за городом в деревне Рождествено (недалеко от Икши по Дмитровскому шоссе), где похоронена его мать - Галина Александровна Пороховщикова. Там же в церкви Рождества Богородицы пройдет отпевание актера. Кстати в подклети этого храма помещён мраморный саркофаг отца фельдмаршала Александра Суворова . А саму церковь ХVII века восстановил офтальмолог Святослав Федоров .


А В ЭТО ВРЕМЯ:

Дом кино отказался проводить поминки по Пороховщикову из-за фестиваля «Святая Анна»

Поскольку Александр Пороховщиков в равной степени принадлежал кино и театру, было решено провести поминки в Доме кино. Но в последний момент Дом кино пошел в отказ. Дело в том, что в среду там будет проходить ежегодный фестиваль студенческих работ «Святая Анна». Поминки могут испортить атмосферу фестиваля.

Вначале Дом кино был готов предоставить помещение для поминок, - сказал нам адвокат Пороховщикова Сергей Жорин. - Но неожиданно отказался. Это не только нарушение договоренности, но и проявление неуважения к великому актеру.

ЧТО ГОВОРЯТ ДРУЗЬЯ

Ирэн ФЕДОРОВА, вдова офтальмолога Святослава Федорова, близкая подруга семьи Пороховщиковых: «Саша так и не успел поставить памятник на могиле у мамы...»

Мама у Саши была властной женщиной, толковой.Свекровь всегда считает сына своей собственностью. Но Саша умудрялся и любимую при себе держать, и маму не обижать. Когда мамы не стало (в 1997 году), Саша сразу решил, что она будет покоиться на кладбище в селе Рождествено. А вот памятник ей поставить у него то денег, то времени не было. Он никогда не был богатым. Когда мы только начинали дружить, он приезжал к нам на дачу на раздолбанном «жигуленке». Ездил без глушителя. За пару километров мы уже слышали, что в гости едет Пороховщиков. Тогда Святослав Николаевич с друзьями собрались и подарили ему хороший автомобиль. Последние годы он снимался в сериалах, какие-то деньги появились. Но родовой особняк отнимал много финансов. Потом они с Ирочкой привели в порядок дачу в Звенигороде . У них никогда не было серьезных заначек. Деньги текли сквозь пальцы.

- Александр Шалвович не делился, каким бы хотел видеть памятник?

В этом смысле Саша был большим выдумщиком. Загорелся идеей сделать склеп. Но на деревенском кладбище это невозможно!

- А как же Ирина?

Саша смешно так объяснял, почему именно она стала его женщиной. Мол, он часто задавал вопрос подругам: «Если меня будут арестовывать, а я буду отстреливаться, что ты будешь делать?» Все отвечали: «А за что тебя будут арестовывать?» Ирочка единственная сказала: «Я буду подавать тебе патроны!» О том, где будет покоиться Ирина, речь никогда не заходила. Ведь все понимали, что она уйдет из жизни гораздо позже Саши. И будет ездить на его могилу... Теперь за могилой Саши будут следить его родственники, я буду ходить. Памятник на следующий год поставим. Наверное, совместный. Для Саши и для его любимой мамы.

Александр Пороховщиков так и не узнал, что его жена Ирина покончила с собой.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Адвокат и друг семьи Пороховщиковых Сергей ЖОРИН: «Жена Ирина предсказала смерть мужа задолго до трагедии»

Актер скончался, так и не узнав, почему Ирина перестала приходить к нему в больницу...

Предположительно у Александра Шалвовича остановилось сердце. Но у него был целый комплекс серьезнейших заболеваний: диабет в запущенной форме, проблемы с сердцем, инсульт, пневмония и вот в последнее время у него были проблемы с печенью, почками. Такое ощущение, что организм разваливался постепенно, - говорит адвокат и друг семьи Пороховщиковых Сергей Жорин. Последний месяц в палату к актеру не пускали практически никого, кроме медицинских работников, чтобы он случайно не узнал о самоубийстве любимой жены Ирины. То, что между супругами существовала какая-то необъяснимая связь, - неоспоримый факт. Даже смерть мужа Ирина предсказала за несколько месяцев до трагедии.

На следующий день после операции по удалению части стопы Александр был весел, постоянно шутил. А Ирина почему-то постоянно плакала. Когда мы вышли с ней из палаты, - говорит Сергей Жорин, - она прошептала: «Знаешь, Сереж, а он никогда не выйдет отсюда».

Во многом обострение болезни Пороховщикова и госпитализация были спровоцированы его долгими и тяжелейшими судебными процессами с родными из-за имущества. Адвокат уговаривал актера не ходить на процессы, но Александр Шалвович был не из тех, кто мог спокойно сидеть дома и ждать результата. Тем более что речь шла о его единственной недвижимости - квартире, доставшейся ему от родителей.

Семья Фарсиян (дочь отчима актера. - Ред.) буквально загнала Пороховщикова в могилу, - говорит адвокат. Кому теперь достанется недвижимость, не ясно. Завещания Пороховщиков не оставил. И сказать ничего не мог: несмотря на то что до последних часов оставался в сознании, он был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких...

Всеволод ЕРЕМИН

Маленькие уютные особнячки каких только тайн и историй не хранят внутри себя. Они молчаливы и только сами люди могут рассказать о них. Ирина Пороховщикова незадолго до трагедии сказала: "Этот дом забирает всех. Но вырваться из него не могу, меня сюда тянет! "…

Староконюшенный переулок, дом 36 - адрес необычного домика-избы в русском стиле. Дом этот в конце XIX века возвел в Москве меценат, потомственный дворянин, гласный городской Думы, Почетный гражданин Москвы Александр Александрович Пороховщиков.

В отличие от других шумно известных представителей отечественного предпринимательства об Александре Александровиче Пороховщикове встречаются лишь редкие скупые сведения в мемуарных изданиях, на страницах книг и журналов.

Между тем Пороховщиков был человеком очень популярным в свое время, поражавшим современников неуемной, бьющей через край энергией и энтузиазмом, проявлявшимися в самых разнообразных областях деятельности. Его подрядная фирма считалась одной из самых авторитетных в строительном деле. Большой известностью пользовалась позднее и издательская деятельность Пороховщикова.

Александр Александрович Пороховщиков Фотография 1870-х годов

Этот дом - хрестоматийный памятник деревянной архитектуры в стиле «Русская изба», с уникальной пропильной резьбой. Дом получил получил премию на Всемирной выставке в Париже как олицетворение русского стиля.

Дом был построен бизнесменом Александром Александровичем Пороховщиковым в 1870-1872 годах архитекторами Дмитрием Васильевичем Люшиным и Андреем Леонтьевичем Гуном.

Первый арендатор известный электротехник Владимир Николаевич Чиколев. Здесь он разместил организованное им «Агентство по продаже швейных машин» производства своей же фабрики, которая базировалась в Хамовниках. В агентстве продавались первые швейные машины с электродвигателями Чиколева.

С 1875 по 1878 год в доме на Староконюшенном располагается редакция и издательство «Газеты А. Гатцука» и популярного в то время «Календаря». В редакции часто бывали литераторы Федор Буслаев и Алексей Писемский. Не однажды печатались в «Газете Гатцука» Николай Лесков и Софья Энгельгардт.

Внутреннее убранство дома

В 1880-м году в доме открывается «Библиотека для чтения» А. М. Горожанкиной. Потом на несколько лет обосновывается «Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению».

В числе ее лекторов — физиолог Иван Сеченов, зоолог Михаил Мензбир, энтомолог Карл Линдеман. 5 марта 1880-го года открыта на благотворительные средства женская Воскресная школа, библиотека и педагогический музей.

С конца 1890-х годов дом отделан под жилье для состоятельных квартиросъемщиков. У профессора философии князя Сергея Николаевича Трубецкого, жившего здесь, бывал композитор Александр Скрябин.

В 1995 году дом на Староконюшенном был передан в долгосрочную аренду (сроком на 49 лет) актёру Александру Шалвовичу Пороховщикову, правнуку Александра Александровича Пороховщикова, и внуку его полного тёзки А. А. Пороховщикова, известного российского, а позже советского конструктора. Актёр планирует создать здесь музей Пороховщиковых.

‪В ночь на 10 марта 2012 года в доме на Староконюшенном покончила жизнь самоубийством супруга знаменитого актера Александра Пороховщикова - Ирина. Женщина повесилась в мансарде на шнуре от удлинителя. Ей было 42 года.

«Я не смогу прожить без него. Я просто не выживу. Я без Саши жить не могу! » - сказала Ирина перед смертью.

«Жизнь — не самое главное, что есть у человека. Гораздо важнее любовь, вера, служение» - за четыре дня до смерти написала она в твиттере.

Домработницы Александра Пороховщикова после самоубийства его жены рассказали, как жила семья актера последние полгода до трагедии. По словам прислуги, в старом особняке, где жила семья, обитали призраки.

Пороховщиковы постоянно жили в особняке в Староконюшенном переулке, а летом перебирались на дачу. Две другие их квартиры пустовали. Сдавать они их не собирались.

Девушки говорят, что им было очень тяжело в этом большом доме. В какой-то момент у них обеих начались видения. «Мы ненароком решили, что сходим с ума, пока не поговорили с Александром Шалвовичем, - рассказывает Марина. Однажды я пошла воду наливать. Подхожу к ванной и вижу тень девочки.

Я перепугалась, побежала к Пороховщикову, рассказала ему об увиденном. А он так спокойно: «Что ты, Марина, боишься? Да, здесь девочка летает...» Позже Катя мне рассказала, что не раз наблюдала тень девочки на диване. После этого я вообще не могла там спокойно спать. Сейчас с ужасом вспоминаю, как мы там оставались ночевать. Чувство страха не покидало нас ни на минуту. Если Катя оставалась там спать одна, то звонила мне в слезах: «Приезжай, не могу находиться одна в доме».

Когда девушки рассказали о своих страхах молодой хозяйке, та подтвердила, что тоже чувствует чье-то присутствие. А однажды она сказала страшную фразу: «Этот дом отомстит нам, он ведь живой — всех забирает, кто здесь живет». Между прочим, в этом доме умерла ее мама.

Она рассказывала, что там умерло много людей. Якобы в подвале во времена революции проходили расстрелы. Аура там нехорошая. Ирина незадолго до трагедии сказала мне: "Этот дом забирает всех. Но вырваться из него не могу, меня сюда тянет!"

История этого особняка непростая: когда-то в нем жили дальние родственники Пороховщикова, потом здесь были коммунальные квартиры, затем детский садик... Ирина знала подробную историю дома, но не успела рассказать ее своим помощницам.

Соседи рассказали нам, что эту избу построил в 19 веке помещик Александр Пороховщиков. И что в этом доме умерла от неизвестной болезни его молодая жена.

Старинный особняк насчитывает большое количество комнат. Была там, так называемая, мамина комната, куда Ирина перевезла все вещи из своей старой квартиры, где она родилась. В этой комнате она полностью воссоздала обстановку детства. Там отмечались дни рождения ее родителей, поминки. По рассказам домработниц, только в этой комнате атмосфера была спокойная.

А вот еще одна странность: на балконе Ирина сделала две так называемые могилки — одна мамина, другая — в память о погибшей собаке, которую тоже звали Оден. В тарелочки Ира насыпала землю с погоста, рядом повесила могильные венки, здесь же были фотографии.

Каждый день Ирина зажигала на балконе свечки. «Мы ей говорили — нельзя это делать, плохая примета, - вспоминают девушки. В ответ услышали: «Я не всегда могу приехать на могилу к маме, а зимой не могу посетить могилу Одена. Так мне спокойнее. Они всегда со мной».

“Ирина обещала рассказать нам всю историю этого дома, но не успела... С этим домом связано очень многое. В начале 90-х Пороховщиков получил от правительства Москвы право на его аренду в течение 49 лет. Он очень любит этот дом, хочет тут сделать музей и детский театр, но на это нужны большие деньги...

Вы знаете, Ирина очень переживала, когда к Александру Шалвовичу обратились бизнесмены, с просьбой отдать им под аренду подвальное помещение, чтобы сделать там закрытый клуб знакомств, а попросту гей-клуб.

Они предлагали большие деньги. Ирина, пригрозив мужу разводом, настояла на том, чтобы эти арендаторы больше не беспокоили Пороховщикова. Она была очень добрым и отзывчивым человеком и очень переживала не только за здоровье мужа, но и за его репутацию. Объясняла ему, что даже ради больших денег не стоит соглашаться на сомнительные проекты”

Сейчас, вспоминая добрые отношения с хозяйкой, девушки отмечают, что их связывала самая настоящая дружба: «Наша работа отошла на второй план, мы действительно стали близкими людьми. И уже сейчас, анализируя ситуацию, понимаем — Ирине не нужны были помощницы — с домашними хлопотами она прекрасно справлялась сама.

Ей нужен был душевный комфорт. Да и нам уже не так важна была эта работа, за которую мы получали всего-то 14 тысяч рублей. Мы тоже прикипели к этим людям. Сейчас мы виним себя, что нас не оказалось рядом с ней в трудный момент. Ведь Ирина в последнее время повторяла: «Чужие люди стали для меня ближе родных...». Но так получилось...»

— После смерти Ирины вы были в их доме?

- Даже не хочется туда заходить. Страшно. Мы приехали, дом опечатан. Положили цветы. Знаете, мы до сих пор не можем поверить, что Иры нет. Она была хоть и маленькая, но очень сильная женщина. Ей часто говорили: «Зачем ты живешь с Пороховщиковым?». Но она не могла по-другому. Ей нужен был этот человек.

Она жила ради него. Всю эту историю мы хотели рассказать, чтобы не было каких-то недомолвок, чтобы остановить грязные слухи. Мы жили с этой семьей больше полугода, все события происходили на наших глазах. И мы точно знаем — они любили друг друга. Мы не знаем, что ее толкнуло на самоубийство.

Да, Ира боялась его потерять, всегда твердила: «Жить без него не буду». Но мало ли людей так говорят, мы пропускали мимо ушей ее слова. Как выяснилось, напрасно.

по материалам рунета, softmixer.com, FOX

© сайт
© Moskva-X.ru


Еще статьи:

В Староконюшенном переулке имеется непримечательный особняк, словно вышедший из русской сказки об избушке на курьих ножках. Этот дом не слишком выделяется среди остальных построений, но это не мешает ему являться ценным культурным объектом федерального значения. Это незатейливое построение - особняк Пороховщиковых, побывавший местом жительства и работы многих талантливых и творческих людей. Рядом с ним располагается другой дом, более вычурный по своему внешнему облику. Он тоже принадлежал Александру Пороховщикову - известному меценату и общественному деятелю - и являлся помещением, где принимались великие решения и претворялись в жизнь невероятные идеи.

Местоположение особняка

Последний дом Пороховщиковых находится в самом центре Москвы, по адресу: переулок Староконюшенный, дом 36. На сегодняшний день он является объектом культурного наследия России и туристической достопримечательностью. Фото дома Пороховщикова имеется ниже.

Особняк был построен рядом с уже существующим доходным домом на Арбате, на тот момент переданным Русскому обществу врачей. Только новый дом был обращен фасадом на переулок Староконюшенный. Старый особняк тоже сохранился, но уже не принадлежал своему владельцу.

Внешний облик дома

Дом Пороховщиковых в Староконюшенном соединяет в своем облике две крайности: живописный архитектурный вид и достаточно габаритные размеры. Здание было построено на древнем фундаменте из дерева в 19 веке, который и до современного времени не стали реставрировать, оставив в первозданном виде. Сам особняк состоит из массивных бревен, сложенных друг на друга.

На фото дома Пороховщиковых на Арбате видно, что здание выглядит более вычурно по сравнению с соседним. Он выполнен в готическом стиле, имеет три этажа, возвышаясь над остальными особняками.

Доходные дома Пороховщиковых имеют богатое культурное наследие. В свое время здесь проживали и работали многие известные люди. Поэтому на сегодняшний день дом Пороховщиковых является местом экскурсий для многих любителей культурных ценностей.

Архитектура особняка

Дом на Староконюшенном был построен на древнем деревянном фундаменте, который сохранился в первозданном виде и по сегодняшний день. Сверху фундамента сложены крупные бревна, формирующие образчик русской архитектуры того времени. Кроме того, весь внешний вид особняка выполнен в национальном стиле. На стенах имеются украшения - резные карнизы, узорные наличники и подзоры.

Несмотря на довольно неброский внешний облик, дом Пороховщиковых в Староконюшенном снискал известность по всему миру благодаря традиционной архитектуре. Он был представлен на Всемирной выставке в Вене в 1873 году в качестве конкурсанта. И даже выиграл один из главных призов в области архитектуры.

Особняк был спроектирован архитекторами Д. В. Люшиным и А. Л. Гуном. Дом Александра Пороховщикова - общественного деятеля и мецената - был создан по его личному заказу. Он был построен в 1871 году, а позже известный резчик по дереву Колпаков создал для особняка завершенный вид, украсив его узорами. Построение является собственной интерпретацией архитекторов и строителей русского народного искусства. Внешний вид дома не копирует элементы традиционной архитектуры, а создает их преобразованный облик.

Создатель проекта особняка

Гун Андрей Леонтьевич - главный автор проекта дома Пороховщиковых - родился в 1841 году. Он получил образование в Императорской академии искусств в области архитектуры. С 1907 года стал его действительным членом, принимал активное участие в разработке многих проектов зданий Санкт-Петербурга. Там он был преподавателем в училище гражданских инженеров. Наряду с этим участвовал в совершенствовании внешнего облика родного города.

Тем не менее некоторые проекты А. Л. Гуна встречаются и в Москве. Одной из его самых известных работ является конструирование части здания ресторана «Славянский базар» по улице Никольской. Там Андрей Гун производил отделку концертного зала, создавая его самобытный интерьер. К сожалению, на сегодняшний день эта работа не сохранилась. Поэтому дом Пороховщикова в Староконюшенном переулке является самым наглядным примером автора стиля архитектуры в Москве.

Место для дома внаем

Александр Пороховщиков наметил проект по созданию своего доходного дома на месте уже существующего построения - старого особняка статского советника и общественного деятеля Николая Грибоедова. Это был близкий родственник известного классика, чей дом также был исторически важным местом. Его посещали великие люди, здесь жили известные личности.

В свое время особняк Грибоедова был домом для Дениса Давыдова - поэта, которого называл своим наставником сам Пушкин. Александр Сергеевич говорил, что «быть оригинальным и не стать ничьим подражателем научил его сам Денис Давыдов». Будучи еще лицеистом, поэт часто захаживал в дом на Арбате, пораженный твердыми принципами и мировоззрением его хозяина. Давыдов - генерал, командир партизанского движения - с радостью принимал у себя юного Пушкина, давая ему ценные советы и жизненные уроки.

Процесс построения

В 1869 году Пороховщиков покупает участок земли на Арбате и по проекту архитектора Роберта Гедике возводит там новый дом, столь непривычный для обитателей улицы. Это было здание в готическом стиле, украшенное шпилями и резными заборами, выполненное с привычным для мецената размахом. На фото дома Пороховщиковых на Арбате видно, что особняк состоит из трех этажей, имеет окна разной формы и выглядит неуместно среди остальных строений - представителей стиля классицизм.

Рядом с этим участком Пороховщиков строит другой дом внаем, тоже отличный от окружающих по архитектуре. Это будет традиционная русская избушка, спроектированная А. Г. Гуном. Только в отличие от первого этот особняк остался в полной собственности владельца до конца его жизни.

История особняков Пороховщиковых

История дома Пороховщикова богата известными именами и знаменательными датами. Особняк на Арбате изначально строился в качестве жилья внаем. Долгое время здесь работали русские врачи, занимая большую часть площади. Через какое-то время меценат Александр Пороховщиков отдал здание работникам медицины в частное пользование, оставив себе только особняк в Староконюшенном.

Изначально построение, внешне очень похожее на избушку, предназначалось для проживания членов семьи Пороховщиковых. Но какое-то время спустя тоже превратилось в подобие доходного дома, дав приют многим известным общественным деятелям.

Доходный дом

Дом Пороховщикова в Староконюшенном внешне казался маленьким. Но на деле в разное время там умещались агентство по продаже швейных машин Чиколева, редакция известной газеты, общество воспитательниц со школой при нем и многие другие организации. Позже в доме долгое время проживал философ Сергей Трубецкой. В советское время здесь находились общественная библиотека имени Добролюбова и музей славы имени 77-й дивизии.

Дом на Арбате же "приютил" у себя Общество русских врачей, которые принимали здесь пациентов и проводили операции.

Общество русских врачей

В середине 19 века в одном из зданий на Арбате обосновалось Общество русских врачей. Там располагалась одна из центральных аптек, а также общественная лечебница, где доктора ставили диагнозы пациентам. Но вскоре работники медицины были вынуждены покинуть насиженное место ввиду возникших разногласий с хозяином арендуемого помещения. Поэтому им пришлось искать новое место для лечебницы, и причем поблизости, чтобы потом не возникло разногласий с конкурентами. Этим местом и стал доходный дом Пороховщиковых на Арбате.

Создание Общества русских врачей было ответом существованию Общества немецких врачей, пожелавших монополизировать медицину в Москве с целью увеличения заработка. Московские доктора же брали за прием пациента около 20 копеек, что было символической суммой. Если у пациента и вовсе не было денег, то его лечили бесплатно. Аптека при лечебнице тоже передавала лекарства пациентам на безвозмездной основе.

Общество русских врачей стало местом, где начали свою деятельность многие известные ученые в области медицины. Федор Иноземцев, основатель общества, впервые провел хирургическое вмешательство под общим эфирным наркозом. Здесь начинали свою практику известный онколог Петр Герцен, а также создатель целебной воды Смирнов. В лечебнице был оборудован первый кабинет физиопроцедур.

Уроки рисования

Врачи из русского общества, обосновавшиеся на Арбате, не только лечили больных, но и издавали газеты, читали курсы лекций. В начале 20 века Арбат был населен медиками и докторами, а не людьми искусства, как это принято считать. При этом художники и писатели соседствовали с врачами и создавали свои произведения, находясь в соседнем помещении. Так, «Классы рисования и живописи» тоже располагались в доме Пороховщиковых на Арбате и здесь же претворяли свои планы в жизнь. Второй этаж особняка был занят творческими людьми, работавшими под руководством Юона и Дудина.

Живописцам, кроме того, не была чужда политика. И когда в 1905 году многочисленные члены общества «Классов рисования и живописи» вышли на баррикады, чтобы отстоять свои взгляды, общество чуть не подверглось закрытию.

На третьем этаже дома на Арбате находились меблированные комнаты. Здесь в свое время проживал известный математик Лузин, автор-основатель школы самостоятельного мышления.

Дом на Староконюшенном

Первым съемщиков особняка Пороховщикова на Староконюшенном был Чиколев, устроивший здесь агентство по продажам шейных машин. После него в здании обосновались издательства «Газеты Гатцука» и газеты «Календарь».

В конце 19 века здесь также находилась школа «Общества воспитательниц и учительниц», где преподавались уроки по математике, естествознанию и пению. Позже особняк переоборудовали под съемное жилье для обеспеченных людей, где долгое время проживал и творил философ Трубецкой.

В советское время в дома на Староконюшенном располагалась библиотека имени Добролюбова и 77-й стрелковой дивизии. Существует много легенд о том, что в этот период в подвале здания располагался секретный объект советских властей. Здесь производились пытки над людьми, обладающими ценной для правительства информацией. Но правдивость этих историй остается недоказанной.

В конце 20 века дом на Староконюшенном пришел в негодность. Здесь больше не размещались культурные объекты и не проживали известные люди. Он и по сей день находится в аварийном состоянии, требует большого количества материальных затрат на реставрацию.

Дом в современную эпоху

Дом Пороховщиковых на Арбате, в свое время переданный Обществу русских врачей, стал ценным культурным объектом. Здесь размещается музей телесных наказаний, где помещены экспонаты, показывающие технику умерщвления людей в разные эпохи и времена. Таким образом, здание до сих пор является ценным объектом для города Москвы. Ради богатой истории его часто посещают туристы и гости города.

Дом на Староконюшенном в 1995 году переходит в собственность прямого наследника семейства - известного актера Александра Шалвовича Пороховщикова. При жизни он хотел обустроить в нем музей по истории детской игрушки, но это требовало больших затрат. Особняк находился в плачевном состоянии и требовал большого количества финансов на починку и реставрацию. Для того чтобы заработать эту сумму, актер обустроил помещение рядом с домом для сдачи жилья в аренду. Но к сожалению, он не успел завершить свою цель: в 2012 году Александр Пороховщиков скончался, оставив судьбу дома в неизвестном состоянии.

Очень я была удивлена, когда в самом центре Москвы нашла в преуспевающем состоянии дом купца Пороховщикова (архитектор Гун). Нельзя сказать, чтобы в целости и невредимости - заплатки видны, а по поводу наличников и деревянных панно с птицами, так и вовсе возникают подозрения, что это рубеж веков, только не 19-го и 20-го, а 20-го и 21-го. Ещё более я была удивлена, когда окинув его первым же взглядом, я поняла, что кое-что весьма и весьма похожее я уже видела в Ногинске(Богородске). Вот как! Не в Ногинске подумала, что в Москве уже видела, а именно наоборот! Но похожее, а не идентичное. Итак, первый наличник:

А теперь всё по порядку.

Фасад со стороны Староконюшенного переулка. Композиция его сходна с ногинским домом, три островерхих наличника посредине объединены общей линией наверший, а по бокам - по одному наличнику с горизонтальной линией навершия(технологические скаты не рассматриваем, в систему декора они не входят):

Центральная группа трёх окон:

У окон уличного фасада, расположенных по бокам от центральной группы, наличники такие:

Чуть крупнее верхняя часть:

Нижняя часть:

Вот этот наличник вместе со всей секцией дома:

Из информационной таблички узнаём:
"Памятник архитектуры
Деревянный жилой дом последней трети XIX века
(А.А.Пороховщикова)
1871г.
архитектор А.Л.Гун (нрзб)
Охраняется государством"
Странноватой немножко кажется дата. Как-то плохо верится, что в 1871 году создавались ТАКИЕ рисунки. Лет эдак на 25-30 позже - это было бы естественно и понятно. Но может быть в 1871 году был построен дом, а декор - всё-таки рубежа веков? Впрочем, кто знает, тот пусть и уточняет. Возможно, придётся пересматривать своё устоявшееся мнение ввиду неоспоримых фактов.
Однако вернёмся к последней фотографии. По бокам от окна мы видим удивительный декор. Сходство с ногинским домом потрясающее! Ногинская версия(она справа) - явное упрощение-уплощение-удешевление версии московской(слева):

Посмотрим на окошко сбоку. Объёмы значительны:

Доска с птицами прикреплена как-то странновато - какие-то нестыковки и технологические недодуманности:

Единственный кадр приплюснутого чердачка (светёлкой эту нашлёпочку не назовёшь):

Теперь крыльцо уличного фасада:

Декор козырька:

Посмотрим на фотографии торцов брёвен крыльца и (якобы) самого дома. Пишу "якобы", потому как в сомнениях. Похоже, что это всего лишь декор, имитирующий торцы конструктивно безальтернативных брёвен. Что-то не очень стыкуется ряд этих кругляшек с уровнями поперечных брёвен. Может быть и поперечные брёвна не брёвна вовсе, а декорация??? В самом деле, в традиционном русском бревенчатом доме брёвна выглядят более "круглыми". Поясню. Чтобы положить бревно на бревно и получить такую малую кривизну, как на доме Пороховщикова, следовало бы соприкасающиеся поверхности верхнего и нижнего бревна весьма значительно стесать или как-то ещё подубрать объём в этой части. Вся в каких-то подозрениях о ненатуральности, смотрю на фотографии:

Написала про малую кривизну и задумалась. Потом посмотрела на другие дома. Оказывается, далеко не на всех брёвна имеют бОльшую кривизну, чем у дома Пороховщикова. Вот пример безыскусного мещанского домика в Боровске:

Тоже кривизна малая. Да оно, наверное, иначе и нельзя, что же брёвна по касательной что ли только соприкасаются? Как же оно тогда тепло бы держало? Вспомнила, как читала где-то, что при сушке брёвен делали такой провоцирующий к растрескиванию надрез на бревне, чтобы оно трескалось в одном месте, а не хаотично в нескольких местах. Зато потом брёвна друг на дружку клали, как шапки надевали. Тепло в этом случае держалось хорошо, в отличие от дома из неправильно высушенных брёвен.
Так что малая кривизна вполне нормальна.

"Подзоры" беру в кавычки. Подзоры должны быть ажурные, лёгкие. Эти подзоры скорее не подзоры, а сложносоставленный слоёный фриз:

Посмотрим на дом с левого угла (правый угол не слишком презентабелен):

И перейдём к рассмотрению бокового фасада. Мы видим тут единичное окно с другим наличником:

Верхняя часть наличника. В кадр попадают острые-преострые пики забора. Здорово заточены, однако. Интересно, а изначально какой был забор, да и был ли он здесь вообще во времена царской России? Воспринять эту холоднооружейную эстетику как элемент декора не удаётся, как не прищуривайся. Классовое оружие певцов социального мира. Это даже не то, чтобы неприлично. Это война. И вид этих заточенных пик говорит об истинном моральном облике платных певцов толерантности гораздо больше, чем сказали бы слова:

Нижняя доска наличника:

Боковая "пилястра", соответственно нижняя и верхняя части:

Фрагмент навершия вместе с узорным стенным фризом:

Есть на этом фасаде и весьма разнообразно декорированное высокое крыльцо:

Козырёк ближе:

Самые верхние фризы:

Фризов так много, что я уже в них подзапуталась. Кажется, этот фриз относится к плоскому козырьку, который мы видим слева от нарядного навершия бокового крыльца. Правда я уже не могу понять, откуда там взялся подпирающий столбик. Может быть в кадр не попал? Ну да ладно, потом выяснится:

И с этим фризом не всё ясно. Такой же точно идёт понизу. Но здесь он снят в каком-то непонятном месте. Думаю, и это позже прояснится:

1. Ссылки по дому Пороховщикова:
http://www.glazychev.ru/habitations&cities/1995_Rus_Dom.htm
http://www.ogoniok.com/archive/2003/4822/43-27-29/
http://www.allrus.info/APL.php?h=/data/pressa/15/nz171198/nz8bh010.txt

2. Ещё по одной ссылке (http://www.stroyinform.ru/ourarticlepage.aspx?y=2004&n=5&id=339) нашла вот такую информацию:
"В 1871 г. архитектор Л.С. Каменский... построил деревянный дом в Староконюшенном переулке. К его отделке и внутреннему убранству приложил руку другой архитектор, А.Л. Гун.". Получается, в табличке написано не совсем то? Или всё-таки то?
По ссылке http://www.babylon-realty.ru/info/k3d130_2.htm читаем:"деревянный дом в Староконюшенном переулке (архитекторы Д.Люшин, А.Гун) стал настоящим событием в русской архитектуре". опять что-то новенькое.
Припоминаю, как однажды случилось мне в беседе с главным хранителем одного из российских музеев выразить некоторое сомнение в том, ЧТО я прочла в приэкспонатной табличке. Он дал мне очень полезный совет: "Умоляю вас, не смотрите на таблички!". Похоже, совет универсальный.
По ссылке: http://testan.rusgor.ru/moscow/book/pereulok/mosper14_17.html читаем: "Ближе к Арбату - одноэтажный, весь резной деревянный дом, "жемчужина Староконюшенного", как его назвали в одной из статей, ему посвященных. Дом этот был построен на участке, принадлежавшем известному в то время московскому предпринимателю А. А. Пороховщикову.
Он задумал создать в центре Москвы деревянный дом в характере русских народных построек, что тогда было очень модно (рисунок его экспонировался в русском отделе Венской всемирной выставки 1873 г.). Сначала Пороховщиков передает заказ известному архитектору А. С. Каминскому, но окончательно дом строится по проекту А. Л. Гуна. Строительство его началось в мае 1871 г. (резчиком был И. А. Колпаков) и закончилось в октябре того же года. Историю этого дома подробно исследовал известный московский краевед В. В. Сорокин.
"
3. По ссылке http://www.babylon-realty.ru/info/k3d130_2.htm читаем:
"..."изба" Пороховщикова вызвала многочисленные подражания. С легкой его руки по всей России начали вырастать деревянные и каменные особняки, доходные дома, больницы, вокзалы в русском стиле."
Конечно, не от одного дома Пороховщикова пошёл "русский стиль",это смешно, но фраза про многочисленные подражания уже получила фактическое подтверждение(Ногинск, Калуга).

Вконтакте

Построен в 1871-1872 годах для российского предпринимателя и мецената А. А. Пороховщикова, владельца гостиницы « » и одноимённого ресторана.

Здание, построенное на древнем фундаменте из дерева, удачно синтезировало приёмы национальной архитектурной традиции. Сложенный из толстых брёвен, украшенный резными наличниками, карнизами и подзорами, особняк сочетает крупные объёмы и не лишённый живописности облик.

Проект дома в 1873 году получил премию на Всемирной выставке в Вене.

История

Особняк был выстроен А. А. Пороховщиковым в том же владении (ул. Арбат, 25), что и принадлежавший ему же доходный дом, но в отличие от последнего выходил фасадом не на Арбат, а в Староконюшенный переулок. Архитекторами постройки стали Д. Люшин и А. Л. Гун (по другим данным - архитектор А. С. Каминский).

Lite , GNU 1.2

Первым съёмщиком помещений в здании был электротехник В. Н. Чиколев, разместивший тут агентство по продаже швейных машин собственного производства. С 1875 по 1878 годы в здании помещались редакции изданий «Газета А. Гатцука» и «Календарь».


SergeyStepykin , CC BY-SA 3.0

В 1880-х годах в особняке размещается «Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению», здесь читали лекции физиолог И. М. Сеченов, зоолог М. А. Мензбир, энтомолог К. Э. Линдеман. 5 марта 1880 здесь на средства меценатов открыта женская Воскресная школа, библиотека и педагогический музей. С конца 1890-х годов здание передано под жильё для состоятельных людей.

В советское время, в 1980-х в Доме Пороховщикова располагалось Киевское районное отделение ВООПиК города Москвы, Совет ветеранов 77-й Гвардейской дивизии народного ополчения Киевского района с музеем, филиал библиотеки имени Н. А. Добролюбова.

Фотогалерея

Полезная информация

Дом Пороховщико́ва

Стоимость посещения

беспалтно

Часы работы

  • 24/7, внешний осмотр

Адрес и контакты

Москва, Староконюшенный переулок, дом 36

Статус

Объект культурного наследия РФ № 7710821000.

Реставрация, современное состояние

К концу XX века здание обветшало и в связи с отсутствием должного ухода фактически пришло к аварийному состоянию.

В 1995 году дом был передан в долгосрочную аренду (сроком на 49 лет) актёру А. Ш. Пороховщикову, правнуку А. А. Пороховщикова, и внуку его тёзки А. А. Пороховщикова, известного российского, а позже советского конструктора.

Актёр собирался создать здесь музей Пороховщиковых. Половина участка, примыкающего к зданию, была использована для строительства современного клубного жилого дома на 6 квартир, примыкающего к дому Пороховщикова сзади. В 2004 году была закончена реставрация самого исторического здания.

Осуществлению планов помешала смерть артиста. Пороховщиков скончался 15 апреля 2012 года, а за месяц до этого, предчувствуя близкую кончину супруга, свела счеты с жизнью его жена Ирина.

Сейчас в здании находятся ресторан, бильярдный зал, а также частные апартаменты.