Духовная эволюция Евгения Онегина. Сочинение по роману А. Сочинение на тему Эволюция образа Евгения Онегина на страницах романа А. Пушкина

Роман - это большое по объему произведение о судьбе конкретного человека. А. С. Пушкин различ­ными способами раскрывает характер главного ге­роя, Евгения Онегина: через внутренний монолог, портрет, поступки, отношение к окружающим. Собы­тия, происходящие в романе, охватывают большой период времени (в начале романа Онегину восемна­дцать лет, в конце - двадцать шесть). Автор показы­вает эволюцию героя. Читатель видит изменения, произошедшие в Онегине. В первой главе это избало­ванный молодой человек, который «острижен по по­следней моде, как dandy лондонский одет», «ученый малый, но педант», праздно, в бесконечных развлече­ниях убивающий время. Еще совсем юный, он уже мастерски играет чувствами:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой

Блистал послушною слезой!

Список его «умений» можно продолжать и продол­жать. Однако никаким полезным делом юноша так и не занялся («Зевая, за перо взялся, Хотел писать - но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его...»). «Молодой повеса» - такое (очень удач­ное) определение дает герою автор. Но самое страшное в том, что, пресытившись светской жизнью, познав ее законы, Онегин утрачивает способность искренне лю­бить, сопереживать другим. Очень ярко героя харак­теризует его внутренний монолог в самом начале ро­мана, когда он едет в деревню к умирающему дяде:

Но, боже мой, какая скука,

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

Ни капли сострадания к родственнику, он едет, чтобы получить наследство: И уж заранее зевал, Приготовляясь, денег ради, На вздохи, скуку и обман...

Деревня уже через два дня тоже наскучила Евге­нию. Поддавшись на уговоры Ленского, своего «от де­лать нечего» друга, Онегин знакомится с семьей Ла­риных. Татьяна Ларина привлекла его внимание, но не более того. Любовь провинциальной девушки вы­зывает у него лишь желание прочитать ей «пропо­ведь» о том, что он ей не подходит в качестве мужа и что Татьяна должна научиться «властвовать собою», ведь «к беде неопытность ведет».

Проверку дружбой Онегин также не выдерживает: решив отомстить Ленскому за испытанное раздраже­ние при виде многочисленных гостей на именинах Тани, он начинает ухаживать за Ольгой, спровоциро­вав дуэль с Ленским. Эту дуэль Онегин мог бы предот­вратить (тем более что он понимает свою неправоту), но страх перед общественным мнением сильнее, чем угрызения совести.

Онегин вынужден покинуть деревню («Оставил он свое селенье, Лесов и нив уединенье, Где окровавлен­ная тень Ему являлась каждый день...»). Он отправля­ется путешествовать.

В восьмой главе мы вновь встречаемся с нашим ге­роем. Прошло несколько лет, он, как и прежде, оди­нок, не найдя занятия по душе («Томясь в бездейст­вии досуга Без Службы, без жены, без дел, Ничем за­няться не умел»), приезжает в Петербург. Увидев Татьяну на балу в новом качестве, в образе «законода­тельницы зал», Онегин поражен и... влюбляется. Те­перь уже он страдает, с нетерпением ждет встречи с ней, мучим ревностью. Во всем остальном наш герой не изменился, но автор показывает, что Онегин по-на­стоящему любит! Что стоят строки из его письма:

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

Критик Д. И. Писарев, однако, считает, что Оне­гин, объясняясь в любви Татьяне, «добивается только интрижки». Об этом же говорит и сама Татьяна при последней встрече с ним:

Что ж ныне

Меня преследуете вы?

Зачем у вас я на" примете?

Не потому ль, что в высшем свете

Теперь являться я должна;

Что я богата и знатна,

Что муж в сраженьях изувечен,

Что нас за то ласкает двор?

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?

Но я согласен с мнением В. Г. Белинского, который считает, что Онегин испытывает к Татьяне «страсть сильную и глубокую». Письмо, написанное Татьяне, говорит о том, что его автор перестал быть скептиком и начинает чувствовать.

Первая глава открывается внутренним монологом героя, в котором под иронией скрыто раздражение. Чем недоволен Онегин? Необходимостью подчиняться тому, в чем он не видит смысла, но что в силу тех или иных причин (ради устройства собственного благополучия, подорванного долгами, или соблюдения обычаев общества) приходится исполнять. Почему же Онегин соглашается на роль, которая в его собственных глазах трезво оценена как "низкое коварство"? Да потому, что он вообще ни в чем не видит смысла и равнодушен, казалось бы, ко всему на свете, кроме чувства собственного достоинства и независимости, которые вдруг поколеблены поездкой к дяде. Это раздражение героя идет от того, что привычное притворство ему надоело, и от того, что Онегин честен перед собой.

Уже I строфа романа выявляет "странность" характера героя, его сложность. Первая глава, в сущности, раскрывает историю душевного недуга, вызванного одновременно подчинением Онегина обществу и его конфликтом с ним.

С детства образование и воспитание Онегина не было глубоким. "Monsieur 1"Abbe, француз убогий... Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой..."
Это "шутя" сопровождает всю петербургскую молодость Онегина. Пушкин с иронией называет ее "мятежной", как бы напоминая читателю о высшей возможности в жизни, не осуществленной Онегиным. Сопоставление это будет очевидным в конце главы, когда автор романа определит "разность" между собой и Онегиным. В самом деле, что мятежного в юности Онегина? Свобода, начавшаяся ему, подчинена моде, в которой Онегин видит почти закон жизни. "Мод воспитанник примерный" - тот самый мотив проходит через всю первую главу. "Боясь ревнивых осуждений", Онегин становится франтом; опасаясь "судей решительных и строгих", привык он "С ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре". Эта оглядка на мнение окружающих, эта подневольность от света лишает молодость Онегина истинной "мятежности". Мода обрекает на поверхностное отношение ко всему. Следуя моде, нельзя быть самим собой; мода преходяща, поверхностна.

Пушкин описал один день Онегина, но в нем смог обобщить всю петербургскую жизнь героя - светского баловня. Дни подобны один другому ("И завтра то же, что вчера"), разнообразие заменено пестротой, а мгновенность переходов от одного занятия к другому свидетельствует все о том же равнодушии.

Онегин не отдается душой ни одному из развлечений, ни одному из наслаждений, составляющих круг его жизни. Это "порхание" героя открыто Пушкиным и в излюбленном искусстве Онегина - "науке страсти нежной". Само сочетание слов тут парадоксально. Страсть не знает правил, не может быть "наукой". В Онегине все движения "страсти нежной" рассчитаны.

В начале романа Онегин как бы примеряет разные возможности жизни, не отдавая предпочтения ни одной из них. Своеобразный маскарад Онегина отражен в тех парадоксальных по соседству определениях, которые Пушкин адресует своему герою в первой главе: "молодой повеса" - и "добрый мой приятель", "денди лондонский" - и "ученый малый", "проказник" - и "философ в осьмнадцать лет", "повеса пылкий", "красавиц модных враг" - и "отступник бурных наслаждений", "педант" - и "порядка противник и расточитель".

Сплин - ещё одна роль Онегина; правда, роль, выбранная, как ему кажется, окончательно и удовлетворяющая то "чувство превосходства", которое сродни светскому тщеславию (о нем-то и писал Пушкин в эпиграфе к роману).

Эпитет "томный" выдает намерение Онегина выставить свое внутреннее состояние на обозрение. Быть может, мы бы не заметили его, если бы в восьмой главе Пушкин не напомнил об этом. Вот Онегин смог, наконец, увидеть Татьяну в ее доме:

Он с трепетом к княгине входит;

Татьяну он одну находит,

И сообща несколько минут

Они сидят. Слова нейдут

Из уст Онегина. Угрюмый,

Неловкий, он едва-едва

Ей отвечает. Голова

Его полна упрямой думой.

Итак, в первой главе Онегин - "угрюмый, томный", в восьмой - "угрюмый, неловкий". Несходство вторых эпитетов при тождестве первых открывает глубину происшедшей с Онегиным перемены. Истинное чувство не в состоянии печься о своей картинности.

Описания Онегина в первой и восьмой главах резко несходны. Множество масок сменяется единством истинного лица: бесчувствие - одушевлением, хандра - страстью. В первой главе Онегин - "непостоянный обожатель очаровательных актрис", ветреность его - признак всего лишь игры в любовь. В восьмой главе Онегин исполнен преданности, в его воображении, что бы ни делал он, где бы ни был, - "она... и все она!".

В первой главе жизнь Онегина театральна. И если его не занимает происходящее на сцене, то это только потому, что он поглощен собственной ролью. В восьмой главе Онегину докучен маскарад жизни. Недаром так контрастны сравнения у Пушкина в первой и восьмой главах. В первой главе Онегин, тщательно приготовив себя к балу,

Из уборной выходил,

Подобный ветреной Венере,

Когда, надев мужской наряд,

Богиня едет в маскарад.

В восьмой главе Онегин на последнее объяснение с Татьяной "идет, на мертвеца похожий". Страсть его подобна страданиям влюбленной Татьяны в четвертой главе. И в письме Онегина повторяются эти признаки истинной страсти:

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

В восьмой главе "сердечное страданье уже пришло ему невмочь", и Онегин готов к гибели ("заранее писать ко прадедам готов о скорой встрече"), как когда-то Татьяна готова была жизнью уплатить за любовь ("Погибну, - Таня говорит, - но погибель от него любезна"). Правда, есть в этом страдании и разница между Онегиным и Татьяной. Татьяна добровольно отдается любви, по внутреннему велению, и не казнит себя. Онегин "свое безумство проклинает - и, в нем сильно погружен...".

Но самоотверженность Онегина в восьмой главе несомненна. Он реально сумел "забыть себя": преданность чувству сильнее страха смерти, он, "как дитя, влюблен". Он так захвачен любовью, что о спасении не заботится: "Все шлют

Онегина к врачам", а он дорожит каждым мгновением жизни, в котором присутствует Татьяна:

Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я...

Любовь для Онегина стала единственным условием продления жизни.

Почему так случилось? Как равнодушный Онегин превратился в пылкого влюбленного?

В начале романа Пушкин писал: "Всегда я рад отметить разность между Онегиным и мной". И реально, какую бы сторону жизни мы ни взяли (театр, поэзия, природа, любовь), в первой главе мы чувствуем противопоставление героя и автора. Театр для Онегина - место, где скучают или разглядывают в лорнет ложи незнакомых дам; для Пушкина театр - "волшебный край!". Онегин - "непостоянный обожатель очаровательных актрис"; Пушкин называет их "мои богини" и преданно грустит, когда "взор унылый не найдет знакомых лиц на сцене скучной". Природа нема для Онегина; Пушкин расцветает в деревенском уединении ("Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины..."). Любовь неведома Онегину, поклоннику "науки страсти нежной", Пушкин взволнованно говорит о самозабвении любви ("Я помню море пред грозою..."). И более того когда, "условий света свергнув бремя", автор и герой в конце первой главы стали дружны, меж ними приметно несходство: "Я был озлоблен, он угрюм". Озлобленность временна, угрюмость постоянна.

Пушкин не может быть чуждым жизни. Онегин холоден к ней. Но разница не только в этом. Прекрасная летняя ночь в Петербурге, которая оживила чувства героя и автора, действует на них по-разному: в Пушкине рождается порыв к свободе, счастью, к поэтической полноте жизни ("Адриатические волны, О Брента! нет, увижу вас..."). Онегин остается в элегическом оцепенении, в нем нет пушкинского упоения жизнью: "С душою, полной сожалений..."

Итак, в первой главе, более того подружившись, автор и герой остаются во многом противоположны. В восьмой главе Пушкин берет под защиту Онегина, отнимая у светской толпы право судить героя. В VII - XI строфах восьмой главы автор спорит с "добрым малым", похожим на "целый свет", который судит об Онегине по законам света. Это мнение запоздало: герой изменился. Пушкин ставит своего светского собеседника в тупик прямым вопросом: "Знаком он вам?" И, приведя в замешательство "доброго малого", вступается за Онегина: "Зачем же так неблагосклонно Вы отзываетесь о нем?" Для света "посредственность одна и по плечу, и не странна".

В X и XI строфах Пушкин противопоставляет два жизненных пути. "Блажен, кто смолоду был молод" и, выполняя все правила света, заслужил в конце жизни репутацию "прекрасного человека". Это путь посредственности, вознагражденной благополучием. Пушкин и себя, и Онегина видит на другой стезе:

Но печально мыслить, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она...

Это трагический путь лучших героев романа (Онегина, и Татьяны, и, как мы позднее убедимся, погибшего Ленского, и отчасти самого автора). Это мучительный путь тех, кому "несносно... Глядеть на жизнь, как на обряд", кто не разделяет с толпой "ни общих мнений, ни страстей".

/ / / Духовная эволюция Онегина (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)

Пушкин, в своем романе « », одним из первых поэтов того времени смог открыть перед читателями истинные черты характера людей его эпохи. Автор замечает, что образованные и воспитанные люди чувствуют себя одинокими в светском обществе и стремятся убежать от него подальше. А почему так происходит? Да, потому что большинство людей молодого и прогрессирующего поколения совершенно потеряли культурные и духовные интересы, они следуют и подражают европейской жизни, не понимая зачем.

Именно стал тем героем романа, который испытал на себе скуку окружающего общества. Ему надоели светские встречи и балы. Он стремится убежать от наигранной жизни. Пушкин в мельчайших подробностях описывает нам характер и нрав Евгения. Иногда, мне кажется, что в своем персонаже Пушкин раскрывает часть себя.

Первая глава повествует нам о светской жизни молодого человека. Он значительно выделялся на фоне других людей. Он отличался воспитанием, образованием и холодным умом. Поэтому, ему становится неловко от такой бессмысленной жизни. Онегин решает заняться чем-то полезным и уехать в деревню.

Там, он знакомится с другим, достаточно ярким персонажем – . Он был совершенной противоположностью Онегина. Именно такой контраст черт характера главных героев, помогает читателям лучше понять образы молодых людей.

Глядя на Ленского, Евгений вспоминает свои былые времена, когда он также восхищался окружающей красотой, когда он также любил. Но, светское общество перевернуло его внутренний мир. Он становится циничным и твердым.

В последствие, Онегин не смог противостоять окружающим обстоятельствам и стал убийцей лучшего друга. Этот поступок навсегда отпечатался в его душе. Это событие заставляет Евгения бежать из деревни. Он странствует по родным краям, но не может найти себе применения.

С развитием сюжета, мы видим уже совершенно другого Онегина – он вырос и стал богаче в духовном плане. Любовный отказ Татьяны наносит ему еще один жизненный удар.

Онегин смог вырваться из светского общества в тишину и покой. Но, и там он не смог обрести душевное равновесие. Даже дружба и любовь не смогли сделать из него другого человека. Его сложившиеся устои не дали молодому человеку развиваться в положительном направлении. Он отверг любовь, дабы быть свободным и вольным. Он убил друга, чтобы не идти против мнения общества. Все эти события привели главного героя к душевной пустоте. Он так и не смог стать полезным и нужным, как желал того ранее.

Герой этого романа не всегда одинаков. На протяжении всего произведения автор показывает нам, как изменяется его душа, его внутренний мир. С первых же страниц романа мы знакомимся с его героем - Евгением Онегиным. И видим легкомысленного молодого человека из высшего света, успевшего уже за свою жизнь всем пресытиться и обо всем составить свое представление - чаше всего отрицательное. «Молодой повеса», - так коротко и точно называет его автор. Этот человек не может ничему верить, не может полюбить никого, даже самую славную девушку... И совсем другого Евгения Онегина видим мы в конце - в восьмой главе - романа. Что же с ним произошло, отчего он так изменился?

Конечно, свою - и немалую - роль сыграли здесь путешествия, размышления героя о смысле своего существования. Но подлинное духовное перерождение пришло к Онегину лишь после второй встречи с Татьяной.

Любовь - вот что перевернуло душу героя. За два года странствий Онегин повзрослел и изменился, теперь он уже способен на настоящее, глубокое чувство - и оно приходит:

Но вот толпа заколебалась, По зале шепот пробежал...

Так описывает автор появление в бальном зале Татьяны. Да, теперь она - светская дама, но отнюдь не за это любит ее Евгений. Просто душе его теперь подвластны такие чувства, о которых он прежде не имел понятия. Ведь он любит ту, прежнюю Татьяну - она же нисколько не изменилась:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней.

То есть внутренне-то это та же самая деревенская девочка, выделяющаяся своей природной простотой и естественностью из пестрой толпы большого света. Это изменение - от уездной барышни до светской дамы - лишь внешне. И Онегин почти сразу узнает в ней ту, прежнюю Татьяну, которая давно его любила. Первая его реакция - простое удивление. Но потихоньку в душе его развиваются противоречивые чувства... Только теперь он сумел разглядеть в ней то светлое начало, что таилось в Татьяне!... Сравнив ее с дамами высшего света, Онегин на этом контрасте ярче увидел красоту Татьяны - красоту не внешнюю, а внутреннюю, душевную. И теперь с героем происходит что-то новое - таким мы его еще не видели:

Он оставляет раут тесный,
Домой задумчив едет он;
Мечтой то грустной, то прелестной
Его встревожен поздний сон...

Ранние, показные «чувства» его молодости не тревожили душу, не вызывали мечтаний, не мешали сну... Теперь - иное дело. Евгений Онегин, как и всякий влюбленный, занят Татьяной непрерывно:

Что с ним? В каком он странном сне!
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?
Досада? Суетность? Иль вновь
Забота юности - любовь?

И мы рады за героя, хотя эта любовь ни ему, ни Татьяне не принесет счастья - напротив, она принесет много боли... Чему же радуется читатель? Мы рады за героя, смывшего с себя налет холодной светскости, сумевшего вновь пробудить свою душу для любви, для счастья. И пусть Онегин и Татьяна не могут быть вместе - мы знаем, что к герою романа пришло, хоть и запоздало, духовное возрождение.

В творчестве Пушкина впервые находит исчерпывающее решение проблема развития характера. В его романе “Евгений Онегин” действительно развивается характер не только главного героя, но и ряда других героев. Пушкин был убежден в том, что человек не остается неизменным даже тогда, когда оказалась застывшей окружающая среда. В романе совершается постоянный круговорот одних и тех же ситуаций, вечно повторяются сцена за сценой. Такое состояние и является признаком общей неподвижности, неизменности, эастылости социальной среды.

Знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре открывает главный герой романа “Евгений Онегин”. За ним последовала целая плеяда героев литературных произведений, признанных впоследствии “лишними людьми”: лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и еще многие другие, менее значительные персонажи, воплощающие целый пласт, эпоху в социально-духовном развитии русского общества. Пушкин проследил истоки этого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейской культуре, в отсутствии духовных и общественных интересов, в наполненном условностями и предрассудками укладе дворянской жизни, в привычке к праздности и неприспособленности к систематическому труду. Это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным способностям, неизбежно переживающие личную драму.

Конечно, любые приобретения даются ценой утрат. Нельзя приобрести свободу, даже такую ограниченную, какой добился Онегин, не рассчитавшись сполна за нее. Герою пришлось многим пожертвовать: юношеской непосредственностью, молодым задором, былой энергией, полнотой сил, увлеченностью, с которой он хватался за новые роли. “Рано чувства в нем остыли”, - отметил Пушкин.

Но иллюзорная свобода оказалась не единственным приобретением героя. Онегин стал обладать зрелостью мысли, проницательностью, трезвостью в оценке собственного поведения. Он научился следовать нравственным велениям. В известной мере Онегин раскрепостил себя от гнета светских обычаев и мнений, обособился от лощеной и безнравственной толпы дворян. Он приобрел уверенность в собственной правоте, по крайней мере, насчет света. Из всего этого можно сделать вывод о том, что он поднялся над дворянским обществом - как столичным, так и провинциальным. И поднялся, прежде всего, в духовном плане, ведь он осознал идейное, культурное и нравственное его убожество.

Таким образом, характер Онегина в романе предстал в развитии. И главным способом изображения этого процесса развития оказался не рассказ автора, а показ ролей, исполняемых Онегиным.

Большинство из них - в прошлом, в предыстории, до начала сюжетного действия. Но без такой предыстории вряд ли можно было показать самое главное в развитии характера - его направленность. Когда эта направленность развития Онегина уже обозначилась, тогда герой романа получил ту видимую независимость от автора, которая удивляла Пушкина. Онегин так и не пошел к декабристам, а Татьяна взяла и вышла замуж; более того, она стала принципиально верной женой в этом неверном свете и отказала человеку, которого любила и продолжает любить.

По Пушкину, у героев современных европейских романов о разочарованном молодом человеке - “безнравственная душа”. К Онегину же эта оценка полностью не приложима. О нем никак нельзя сказать, что он человек с безнравственной душой. В истории отношений Онегина и Татьяны Пушкин показал “души прямое благородство” героя. Убийство Онегиным Ленского на дуэли также нельзя безоговорочно назвать безнравственным, потому что по понятиям того времени дуэль - узаконенный в дворянском обществе способ защиты чести. Для него принять дуэль или отказаться было не мелочью, а главным вопросом, ведь речь шла о том, останется ли он в дворянском обществе, будет ли он по-прежнему “своим” в этой среде или подвергнется отлучению. Об Онегине нельзя сказать, что он - безнадежный эгоист. В глубине души он не чужд доброжелательности и отзывчивости к людям.

Главный герой романа - личность сложная и глубоко противоречивая. Это особенно ощутимо, когда читатель обращается к тем строфам, в которых рассказывается о том, что Татьяна, пытаясь лучше понять Онегина, изучает его пометы на полях любимых книг. Татьяна размышляет, что же представляет собой Онегин. Она почувствовала его странности, уловила сложное переплетение в характере героя противоречивых свойств (Онегин - “создание ада или небес?”) Она пытается решить, чего же в нем больше: доброго или злого?

Онегин, начавший преодолевать под влиянием жизненного опыта (дуэль, путешествие) свой эгоистический подход к людям, взволнован встречей с Татьяной. В своем запоздалом чувстве одинокий и страдающий герой надеется на возрождение к жизни. Он действительно преображается.

Несмотря на ироничность авторской оценки неглубокого уровня образованности героя, как и представлений света об этом уровне: “Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил”, - Пушкин воздает должное его достаточно высокому интеллектуальному уровню, кругу его интересов. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения - полный набор удовольствий, составляющий обывательское представление о счастливой, беззаботной жизни.

Евгений был достаточно самокритичен, взыскателен к себе, чтобы не сознавать искусственность, наигранность своего поведения.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать…

Не мог мириться Онегин и с отупляющим образом жизни.

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

Нет; рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели…

Такая жизнь и равнодушие ко всему не дали ему удовлетворения. Свое счастье и спасение Онегин ищет в любви:

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Снисходительность и великодушие, прямота и честность Онегина соседствуют в то же время с нерешительностью и даже жестокостью. “Науку страсти нежной, которую воспел Назон… в чем он истинный был гений” он благородно не принимает, а от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил, с боязнью отрекается.

Гибель Ленского на дуэли, спровоцированной эгоистичным стремлением Онегина досадить своему другу, сбросила завесу с еще одной слабости Евгения - живучести светских условностей, ложных представлений о дворянской чести. Условностей, которые он так глубоко презирал и от которых бежал из Петербурга. Онегин по собственному желанию отказался от чувства, которое могло бы украсить его жизнь - от любви, а теперь лишился единственного, искреннего и доверчивого друга. Два самых близких и дорогих ему человека из-за непобедимой душевной холодности и неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное были им отвергнуты.

В его душу вносит смятение признание Татьяны во время последней встречи: “Я вас люблю (к чему лукавить?)”. “В минуту, злую для него” автор оставляет Онегина. И эта концовка не - случайна. Автор выражает уверенность в том, что от конкретных социально-исторических условий будет зависеть не только дальнейшая эволюция Онегиных, но и характер этой эволюции.