Двойники в преступление и наказание. Система двойников в романе «Преступление и наказание. Антитеза в произведении

- «Преступление и наказание» - пользуется популярностью во всем мире. При этом большинству иностранцев остаются непонятными некоторые идеи автора, что связано с неточностями перевода и иным менталитетом. Предлагаем познакомиться с одним из наиболее сложных моментов - двойниками Раскольникова, узнать, кто это и какова их роль в сюжетной канве текста.

Система персонажей

Главным героем романа является студент Родион Раскольников, который находится в поиске себя. Он придумал абсурдную, с точки зрения Достоевского, теорию о подразделении людей на две группы:

  • «Тварь дрожащая» - простые скромные люди со своими проблемами.
  • «Право имеющие» - сильные личности, которым сама судьба дарует шанс добиться чего-то в жизни.

По идее писателя, все герои романа так или иначе относятся к одной из этих категорий, иллюстрируя теорию Родиона. И читатель начинает испытывать невольное сочувствие именно к первой группе персонажей, униженным и оскорбленным, но готовым к самопожертвованию, лишенным подлости и презрения к окружающим. Именно эти лица полны сочувствия, сострадания, доброты и порядочности. Это семейство Мармеладовых, Дуня, мать Родиона, сестра старухи процентщицы.

Антитеза в произведении

Достоевский активно использует прием антитезы, сопоставляя своего главного героя с другими людьми из его мира. Практически можно говорить о том, что Раскольников сопоставляется со всеми персонажами произведения, как положительными, так и отрицательными, или противопоставляется им, но не все становятся его двойниками. Сравнение с подлецами и безнравственными преступниками показывает, до каких глубин мог бы опуститься главный герой, останься он верен своей теории. Напротив, при сопоставлении его с положительными персонажами Достоевский показывает чистую и светлую душу.

Развенчание теории

Двойники Раскольникова есть как с одной, так и с другой стороны, они помогают герою разобраться в несостоятельности своей теории, в ее ошибочности. Продуманные положения, основывающиеся на мировой практике, на деле оказываются лишь фикцией, самообманом, иллюзией. Кто является двойником Раскольникова? Прежде всего это Лужин и Свидригайлов - личности, которые сумели переступить через других, двигаются к намеченной цели, невзирая на боль и страдания, причиняемые своим вольным и невольным жертвам.

Но можно ли назвать их сильными, сравнить с Наполеоном или другими великими историческими деятелями? Нет, их смерть останется незаметной, общество не изменится (что и произошло после самоубийства Свидригайлова), жизнь продолжит идти своим чередом. Поэтому сама суть теории главного героя развенчивается через образы его двойников - эти люди «переступили», но великими от этого не стали. Преступление как способ доказать прежде всего самому себе принадлежность к «настоящим людям» теряет свою значимость, поскольку этими двойниками Раскольникова воспринимается как нечто обыденное.

Литературоведческое понятие

В науке о литературных произведениях есть специальный термин - «черный двойник», суть которого состоит в следующем. Автор намеренно вводит в сюжетную канву текста некоего героя, в котором определенные качества максимально преувеличены. Он помогает подчеркнуть основные характеристики ключевого персонажа, наглядно продемонстрировать его слабые стороны, развенчать основные идеи. Этот прием активно использовался Ф. М. Достоевским в его великом произведении «Преступление и наказание». Своеобразные «клоны» Родиона Раскольникова, в которых черты героя гиперболизированы, помогают не только читателю понять несостоятельность теории, но даже убедить в этом главное действующее лицо.

То есть во многом благодаря своим отвратительным «двойникам» у Достоевского Раскольников приходит к долгожданному раскаянию, за которым следует прощение. Конечно, герою предстоит отправиться на каторгу за совершенное злодеяние, но от душевных мук он освобожден.

Образ Лужина

Петр Петрович Лужин - ярчайшая демонстрация того, куда может завести увлечение эгоистичными теориями. Этот надворный советник живет по следующему принципу:

Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано.

Почему Лужин - двойник Раскольникова? Можно выделить несколько причин:

  • Легко и без раздумий переступает через моральные и нравственные нормы.
  • Движим исключительно личной выгодой.
  • Наслаждается своей властью над людьми. Так, именно этот герой хочет «облагодетельствовать» бедную девушку, женившись на ней, чтобы потом унижать и издеваться.

Вот почему Лужин - двойник Раскольникова. Он, конечно, не виновен в убийстве, ему даже в голову не придет запачкать руки кровью, но, по мнению Достоевского, вина его гораздо хуже. Этот человек убил в себе человека.

Знакомство со Свидригайловым

Этот герой живет по следующему принципу:

Единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша.

Эта идея очень похожа на главную мысль ключевого персонажа романа, вот почему можно с полной уверенностью сказать, что Свидригайлов - двойник Раскольникова. Отличительные черты характера этого человека таковы:

  • Высшая степень безнравственности.
  • Способен на преступление, что и совершает (убийство слуги). Нарушение закона делает его равным главному герою, но самому Раскольникову такое сравнение противно.
  • Угрызения совести ему не присущи.

Себя злым человеком не считает; способен на совершение благородных поступков, на помощь ближнему. Этот двойник Раскольникова в «Преступлении и наказании» является демонстрацией того, к чему может привести еще одна интерпретация его теории: сильная личность, готовая помогать слабым, в итоге совершает страшные деяния, неблагородно поступает с девушкой-сиротой, занимается шулерством. Виновен этот герой и в смерти собственной жены.

Он понимает и Лужина, и Раскольникова, видит обоих насквозь, поскольку в чем-то близок и тому и другому.

Сравнение ключевых персонажей

Мы рассмотрели, почему Лужин - двойник Раскольникова. Этот герой специально используется автором, чтобы наглядно показать, до какой глубины нравственного падения может довести увлечение антигуманными идеями, положенными в основу постулатов теории. Этот человек только на первый взгляд чист, поскольку руки его не запачканы кровью, но на самом же деле мысли его черны.

Второй двойник Раскольникова, Свидригайлов, - человек преступный, он знаком с тяжестями тюремного быта, познал обе стороны жизни - и роскошь, и нищету, в ходе своих исканий пришел к выводу, что может позволить себе все. Даже сама внешность его отталкивает, а взгляд голубых глаз кажется тяжелым и мрачным. Вспомним, что несчастная Соня, воплощение жертвенности и духовности, также является обладательницей голубых глаз, но ее взгляд легок и светел. Свидригайлов с первого своего появления предстает некой загадочной фигурой, в прошлом его очень много темных пятен.

Кажется сперва, что этот герой гораздо хуже другого двойника Раскольникова, Лужина, но постепенно читателю открывается идея Достоевского - этот страшный человек, преступник, сумел найти в своей душе искорку доброты, он способен на благородные поступки. Но увы, бездуховность его зашла слишком далеко, ему уже нет места среди живых.

Эти два героя помогают понять суть идеи главного персонажа более глубоко и явственно, они оба переступили черту, но не производят впечатления сильных личностей, которыми можно было бы восхититься.

Значение системы двойников

Зачем же Достоевский вводит в сюжетную канву сразу двух ярких двойников Раскольникова? Они помогают развенчать его теорию, показать несостоятельность постулатов:

  • Лужин презирает общество и не испытывает никакого сочувствия к обездоленным. Не помогает им, хотя мог бы сделать это.
  • Принцип вседозволенности Свидригайлова приводит лишь к тому, что герою становится нечем себя занять. Его пустая душа оказывается не в силах радоваться прелестям мира, поэтому для героя остается лишь единственный выход - самоубийство. Вот почему Свидригайлов - двойник Раскольникова, ему тоже предстоит пройти через душевные муки.

Интересно, что о суициде своего оппонента Раскольников узнает по пути в полицейский участок с признанием. Этот прием используется автором, чтобы наглядно продемонстрировать абсурдность теории своего персонажа, окончательно развенчать ее.

Муки совести в романе

Мы рассмотрели, почему Свидригайлов - двойник Раскольникова, но между этими персонажами есть не только общее, но и отличия. Так, Аркадий Иванович не терзается муками совести, он совершает неблаговидные поступки, порой - даже преступления, но себя виноватым не считает, живет по принципу вседозволенности. Раскольников же совершил серьезное деяние, лишил жизни старуху, пусть вредную и «бесполезную», поэтому Достоевский мастерски демонстрирует его моральные страдания.

А Лужин? Он также не знает, что такое совесть, искренне доволен собой, полагая, что все делает правильно. Правильно с точки зрения Лужина, ведь в его интерпретации весь мир вращается вокруг его персоны, а интересы иных людей, будь то Дуня или ее брат, или кто-то иной, совершенно не волнуют этого человека. Он пропитан эгоизмом и себялюбием до мозга костей и не может не вызывать отвращения.

Этим герои отличаются друг от друга: черные «двойники» делают то, что хотят, и не испытывают раскаяния, а вот главный персонаж не смог так поступить, этим он и ценен и автору, и читателям - очень хорошо для души Родиона то, что он остался «за чертой». Его болезнь и дальнейшая каторга символизируют духовное очищение через страдание.

Бедные люди

Среди двойников Раскольникова есть не только отрицательные персонажи, воплощение безнравственности, нечестия и крайнего эгоизма. К их числу относятся и добрые люди, которые, согласно абсурдной теории главного героя, и есть «твари дрожащие». Но именно они наделены такими качествами, которых не отыскать в «право имеющих». Таков, например, несчастный красильщик Миколка, готовый взять на себя чужую вину и понести незаслуженное наказание, дабы очистить свою душу.

Такова Соня, глубоко верующая девушка, вынужденная переступить через себя, торговать своим телом, что ей более чем противно, но только так она может содержать семью. Эти люди также входят в систему двойников Раскольникова, они иллюстрируют лучшие стороны его души, не затронутые тлетворным влиянием абсурдной и бесчеловечной теории. Отдельные исследователи творчества Достоевского Соню называют «божественным двойником», поскольку она показана волевой и сильной личностью, жертвует собой, не ждет помощи, а готова оказать ее. Однако в героях имеется и существенное отличие - если несчастная девушка живет исключительно сердцем, то Родион движим вперед разумом и силой мысли.

Таковы двойники главного героя в романе «Преступление и наказание», они помогают более глубоко проникнуть в авторский замысел и убедиться в жестокости, бессмысленности и бесчеловечности теории Раскольникова.

Зеркальное отражение героя

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» двойниками Раскольникова является целый ряд героев. Читая произведение впервые, мы не можем понять всех нюансов и тонкостей содержания. Детективный сюжет полностью захватывает наше воображение. При более внимательном рассмотрении замысла писателя возникает ряд вопросов. Кажется непонятным появление на страницах книги некоторых личностей, история и судьба которых далека от жизни главного героя. На самом деле у Достоевского нет ни одного лишнего действующего лица. Каждый из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя. Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение.

Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова. Автор неслучайно наделил своего героя говорящей фамилией. Личность молодого человека противоречива и, как мозаика, состоит из разрозненных, будто несвязанных между собой частей. У каждой из них в романе появляется своё зеркальное отражение в виде отдельно взятого героя. Познакомимся с ними подробнее.

Двойники Родиона Раскольникова

Единственный друг

По сюжету повествования первым из двойников героя появляется Дмитрий Разумихин. Молодой человек – противоположность главного героя. Он активен, общителен и жизнерадостен. Студент стойко переносит удары судьбы, строит планы и не впадает в отчаяние. Его друг, напротив, мрачен и неразговорчив, не умеет справляться с жизненными проблемами. На фоне оптимизма Разумихина апатичность Раскольникова становится ярче и понятнее читателю. «Подлец человек! И подлец тот, кто его подлецом считает!» – убеждён молодой человек. Ф. М. Достоевский указывает и на сходство героев. Они молоды и умны, порядочны и благородны. Оба мечтают о великом будущем, только пути достижения цели выбирают различные. Разумихин трудится, не покладая рук, пытаясь справиться с нищетой, а нетерпеливый Раскольников ради идеи идёт на преступление.

Почтенный жених

В зеркальном отражении главного героя, мы заметим ещё одного двойника. Это счастливый избранник Сестры Раскольникова, Пётр Петрович Лужин. Лицемерный человек, пытающийся казаться честным и благородным, на самом деле имеет подлую и лживую натуру. Какая же черта характера нашего героя выпукло изображается в этом образе? Лужин, идя к своей цели, руководствуется принципом: «Все средства хороши». Он пользуется бедственным положением Дуни, оговаривает Соню, заботясь лишь о своём благополучии. Раскольников, проверяя свою теорию, действует так же. Образ Петра Петровича Лужина помогает понять эгоистическую сущность идеи главного героя.

Мрачный Свидригайлов

Загадочная фигура Свидригайлова вызывает неприязненное отношение читателя. Это порочный человек, для которого не существует законов нравственности и морали. Он способен на убийство, растление малолетних детей, измену жене и другие гадкие поступки. Но его фраза: «Мы одного поля ягоды», – обращённая к Раскольникову, даёт нам понять, что у героев есть схожие черты. Родион Раскольников так же, как и загадочный господин Свидригайлов, совершает преступление. По его вине гибнут люди, а он не чувствует раскаяния. Подобное поведение роднит его с этим отрицательным персонажем. Фигура Свидригайлова полна противоречий так же, как образ главного героя. Он способен на благородные поступки: помогает осиротевшим детям Мармеладова, даёт деньги Соне Мармеладовой. Но его отвратительная сущность от этого не меняется. Знакомство с ним показывает, к каким страшным последствиям может привести отрицание заповедей христианства и безнаказанность.

Лебезятников Андрей Семёнович

Этот герой, по замыслу автора, в гротескной форме отображает увлечение молодёжи новыми теориями. Он пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Лебезятников глуп, но добр и безобиден. Ему неприятна подлость Лужина так же, как Родиону Раскольникову.

Мудрый следователь

Порфирия Петровича в какой-то степени тоже можно отнести к двойникам главного героя. Умудрённый опытом человек понимает запутавшегося студента, искренне сочувствует ему. Он сам сумел вовремя остановиться и разобраться в модных современных теориях и теперь пытается спасти Раскольникова: «Станьте солнцем, вас все и увидят! Солнцу, прежде всего, надо быть солнцем!»

Женские двойники героя

Отдельные черты характера молодого человека отображаются в героинях рассказа. Описывая Авдотью Романовну Раскольникову, писатель указывает на её внешнее сходство с братом, обращает внимание на их родственные души. Девушка умна, горда и независима так же, как и её брат. Но в отличие от него эти черты характера помогают ей выбирать правильный путь в жизни, разбираться в людях и не совершать роковых ошибок.

Самый важный в жизни героя человек – Софья Семёновна Мармеладова. Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Образом Сони Ф.М. Достоевский пытался донести до читателя основную мысль произведения и окончательно развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова.

Роль двойников в романе

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского помогают разобраться в сложном характере главного героя, рассмотреть отдельно взятые черты характера, будто через увеличительное стекло. Благодаря этому приёму, мы понимаем мотивы поступков и осознаём неотвратимость наказания за совершённое преступление.

Тест по произведению

План

1.Тема «двойничества» в романах Достоевского

2.Образ двойников Раскольникова в романе

а)Разумихин

б)Лужин

в)Свидригайлов

г)Соня Мармеладова

3.Значение двойников для понимания внутреннего мира героя

Тема «двойничества» в романах Достоевского Тема раздвоения личности всегда занимала особое место в мировой литературе. Ее истоки прослеживаются еще у представителей западного романтизма конца восемнадцатого века. В русской литературе тему двойничества активно развивали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский . Особая заслуга в раскрытии данной темы принадлежит Достоевскому.

Еще в своей ранней повести «Двойник» Достоевский изображает мелкого чиновника Голядкина, сталкивающегося со своей точной копией. В романе «Преступление и наказание » читатель знакомится с бедным студентом Родионом Раскольниковым, загорающимся идеей доказать правильность своей теории. Раскольников, считающий, что «люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда», решается на убийство старухи-процентщицы, которая, согласно его теории, относится к низшим людям.

Одинокая старуха, доживающая остаток своей жизни, обладает некоторым состоянием, которое больше пригодилось бы бедному студенту, за которым стоит будущее. Раскольников настолько убежден в силе своей теории, что ставит целью непременно осуществить ее. Несмотря на уникальность Раскольникова как персонажа, на протяжении всего романа читатель знакомится с двойниками главного героя.

Иногда они напоминают Раскольникова внутренними качествами (например, Соню и Родиона объединяет склонность к самопожертвованию во благо других). В ином случае, в них в полной мере выражается та негативная черта, тень которой едва заметна у Раскольникова (Свидригайлов, в отличие от Раскольникова, не раскаивается в своих грехах, совершив преступление, ведь ради хорошей цели, по его мнению, можно пренебречь моралью).

Студент Разумихин - друг Раскольникова. Именно он предлагает Раскольникову статьи для перевода, чтобы заработать на жизнь. В противовес главному герою Разумихин очень деятелен. В нем еще не угасла надежда, и он пытается поправить свое материальное положение, чтобы продолжить учебу в университете. Однако отчаявшийся Раскольников не ищет способа вернуться в университет. Несмотря на такую разительную непохожесть характеров, у Раскольникова и Разумихина есть объединяющая черта - оба они готовы на все ради помощи ближнему.

Лужин, являющийся женихом сестры Родиона Дуни, тоже становится двойником Родиона. Раскольников и Лужин схожи в своем желании достигнуть намеченной цели. Лужин, как и Раскольников, создает теорию. Теория «целого кафтана», согласно которой каждый человек должен руководствоваться лишь собственными интересами, не похожа на теорию Раскольникова, которая высшей ценностью ставит благо общества. Таким образом, Лужин являет собой версию Раскольникова, показанную в негативном свете.

И Свидригайлов , и Раскольников совершают преступления. Раскольников испытывает раскаяние после содеянного, а Свидригайлов, напротив, не испытывает ничего. Свидригайлов - бесчестный человек, и на протяжении всего романа читатель видит только темную сторону героя. Однако в конце романа Свидригайлов совершает благородный поступок, подарив Соне три тысячи рублей. Раскольников также помогает семье Мармеладовых, отдав им часть своих денег.

Как и Родион, Соня готова принести себя в жертву. Оба героя в своем желании доходят до преступления. Раскольников убивает старуху-процентщицу, так как ее деньги нужнее бедным студентам, а Сонечка решается на «нравственное преступление» - идет по желтому билету, чтобы накормить детей мачехи.

В романе Достоевского каждый персонаж играет важную роль, важную в том числе и для понимания природы сил, движущих главным героем. Многочисленные двойники, с которыми читатель сталкивается на протяжении романа, являют собой отражение чувств и мыслей героя в определенный момент времени.

По мнению М. Бахтина, Раскольников должен преодолеть в себе какую-то слабость (наиболее выраженную в образе его двойника), для того чтобы «возродиться», очиститься от своих грехов и ступить на праведный путь.



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Используемый УМК: Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11классы под редакцией В.Я.Коровиной Москва, “Просвещение” , 2005.

Учебник “Русская литература XIX века” (Москва “Просвещение”)

Оборудование: компьютер, экран, проектор, компьютерная презентация, графические изображения, раздаточный материл, опорные конспекты.

Цели: закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения;

  • выяснить, кто такие “двойники” и “антиподы” Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя;
  • подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;
  • расширить представление учащихся о героях романа;
  • добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского,– мир “погибших и погибающих”;
  • воспитать такие духовно-нравственные качества, как чувство сострадания к “униженным и оскорбленным”, милосердие;
  • развить критическое мышление учащихся, интереса к исследовательской работе.

Задачи:

  1. Проанализировать теории, представленные в романе.
  2. Сформировать на литературном материале философское значение теории сверхчеловека, сильной личности.
  3. Развивать способность учащихся к понятийному логическому мышлению, развитие таких качеств мышление как доказательность рассуждений.

В чем я виноват перед ними?..
Они сами миллионами людей изводят,
да еще за добродетель почитают.
Родион Раскольников.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (Слайды 1–4):

– Итак, мы хорошо знаем главного героя, знаем те морально философские принципы, на которые опирался Раскольников, создавая свою теорию. Многие исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж – носитель этой идеи. Так, в центре романа “Преступление и наказание” – Раскольников и его “наполеоновская” теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Писатель показывает нам зарождение этой идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать раскольниковскую мысль, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности. Вследствие этого центральные персонажи романа интересны нам не только сами по себе, но и в их безусловной соотнесенности с Раскольниковым – именно как с воплощенным существованием идеи. Раскольников является в этом смысле как бы общим знаменателем для всех персонажей. Естественный композиционный прием при таком замысле – создание духовных двойников и антиподов главного героя, призванных показать гибельность теории – показать как читателю, так и самому герою. Своеобразие построения художественного образа у Достоевского, согласно тезису М. М. Бахтина, заключается в том, что герой – не объект авторского сознания, а субъект с независимым кругозором, и, следовательно, система персонажей есть система раскрывающихся в контакте сознаний.

Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его “теории” отражают так называемые “двойники”, а положительные – антиподы.

– Кого же можно отнести к первой группе?
– Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин, Лебезятников, Свидригайлов.
– Докажите это.

2. Исследование “двойников”:

– Кто такой Лужин? Что мы знаем о нем? (Слайд 5)
– Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории (“а доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать... ,”. Согласны ли вы с ним? (1. 2, гл. 5)
– Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова, почему?
– Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?

(“Умный и, кажется, добрый”, “положил взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение”, и “муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля”.

Рассуждения Раскольникова о “доброте” Лужина, допускающей что “невеста и мать мужичка подряжают, в телеге, рогожей крытой! Ничего! Только ведь девяносто верст... ”, усиливают складывающееся о Лужине впечатление, как о человеке черством, сухом, равнодушном, расчетливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою.)

– Впечатление о Лужине усугубляются при анализе сцены. “объяснения” между ним и Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Какие мысли рождает в вас это сопоставление?

(Поведение Лужина в этой сцене раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую душу, отсутствие искренности, истинной любви u уважения к своей невесте, готовность оскорбить и унизить Дуню. Докажите текстом. В поведении Дуни – искренность, большое чувстве такта, благородство, "желание рассудить беспристрастно: “ ... если брат виноват, то он должен и будет просить у вас прощения”, уважение к человеку, которому дано “великое обещание”, гордость и чувство собственного достоинства).

– Что превыше всего ценил Лужин в жизни?И почему его раздражал разрыв с Дуней?

(“Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. Лужина раздражал разрыв с Дуней потому, что это разрушало его мечту о существе, которое “будет рабски благодарно ему всю жизнь... а он-то будет безгранично... владычествовать”....)

– Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин свое решение? (Сцена с Соней на поминках у Мармеладовых.)

(Лужин для достижения своей эгоистической цели, “для себя одного”, готов “преступить все препятствия”, живет по принципу “все позволено”. В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина – деньги.

Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других.)

– В чем схожи и различны Раскольников и Лужин?

– Лужин впитывает в себя теорию “разумного эгоизма”, которая лежит в основе “арифметических” построений Раскольникова. Будучи приверженцем “экономической правды”, этот буржуазный дeлeц весьма рационально отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность “единичных щедрот” и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота и о “всеобщем преуспеянии”. В расчетах Лужина вполне уловимы интонации гoлoca Раскольникова, который как и его двойник, не удовлетворяется “единичной” и ничего не решающей в цeлом помощью (в данном случае – своей семье). Оба они “разумно” находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха. Как полагает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно – рано или поздно украдет. Правда, идея Лужина замораживается на точке рассуждений и не приводит его к топору, Раскольников же, прошедший такой путь в реальности, легко достраивает здание к фундаменту концепции своего двойника: “А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”.

Позаимствовав рационалистические основы теории Раскольникова, Лужин превращает их в идейное оправдание своих хищнических устремлений. Так же, как и главный герой романа, он оставляет за собой право решать участь другой личности, например, Сони, но очищает “арифметику” Раскольникова от деятельного сострадания и альтруистической, в конечном счете, направленности.

– В чем совпадают Раскольников и Лужин?
– Лужин – предприниматель средней руки, это разбогатевший “маленький человек”, которому очень хочется стать человеком “большим”, превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни его “наполеонизма”, но как они похожи на социальные корни раскольниковской идеи, ее пафос социального протеста угнетенной личности в мире униженных и оскорбленных! Ведь Раскольников – нищий студент, которому тоже хочется подняться над своим социальным состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении, несмотря на свое социальное положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и другому остается лишь проверить свою принадлежность к высшей категории. Таким образом, Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин – погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее, чем у Раскольникова. Но это единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем самым и дискредитирует теорию “разумного эгоизма”. По его мнению, лучше желать блага себе, чем другим, надо стремиться к этому благу любыми средствами, и каждый должен делать то же – тогда, достигнув каждый своего блага, люди и образуют счастливое общество. И получается, что Дунечке Лужин “помогает” из лучших побуждений, считая свое поведение безукоризненным. Но поведение Лужина да и вся его фигура столь пошлы, что он становится не только двойником, но и антиподом Раскольникова.
– Лебезятников…..Что о нем можете сказать? (Слайд 6)

Следующий двойник, “прогрессист” Лебезятников, в своей жизненной установке варьирует нигилистическое отношение Раскольникова к существующему миропорядку, моральным и социальным устоям. С энтузиазмом выступая против таких “предрассудков”, как “целомудрие и женская стыдливость”, взывая к созданию коммун, ратуя за уничтожение брачных уз, Лебезятников выхолащивает и обезображивает идеи революционно-демократического движения, смысл которого он низводит к тому, чтобы “огреть протестом” русскую жизнь: “Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!” Восстающая против несправедливого устройства мира, бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Карикатурной тенью этот двойник пристраивается к главному герою, желающему “взять просто-запросто все за хвост и стряхнуть к черту”. Культ протеста, принимающий у Лебезятникова форму воинствующей глупости, компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира, в котором он видит и возможность самоутверждения.

Самовозвеличивание и потребность в проверке себя убийством – эти тайные устремления личности главного героя развенчиваются в соприкосновении извне с жизненными установками жалких “наследников” его мысли и в его мучительной констатации. собственной несостоятельности (“вошь”, “тварь дрожащая”).

– Результаты проведенного над собой эксперимента, разрушившего иллюзии Раскольникова в отношении самого себя как человека “необыкновенного”, не расшатали тем не менее мощные стены теории, толкнувшей его на преступление. Разочаровавшись в себе, он не отрекается от нее. Но в сознании читателя прочно выстроенные Раскольниковым башни идеи превращаются в руины, благодаря мрачной тени третьего двойника.

– Свидригайлов не случайно появляется на apeне великого взаимопроникновения миров после двух своих предшественников, которые, растащив отдельные части самодовлеющей идеи смогли, в силу своей ничтожности, расщепить ее ядро. Для этого нужна была незаурядная личность, “выламывающаяся” из ряда людей “обыкновенных”, устанавливающая за собой право вседозволенности (“Свидригайлов – загадка”,– думает о нем Раскольников).

– Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его первые сведения в романе? (Слайды 7, 8)

(Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его.. как злодея, развратника. Говорят, что причастен к делу “душегубства”, повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, отравил жену Марфу Петровну, што он шулер, что нет такого порока, который бы не гнездился в его душе. Вместе с тем на протяжении всего романа он совершает ряд добрых дел: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хочет помочь Дуне избавиться от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладовых.)

– От природы имеет совесть, но добро и зло совершает от скуки. Это человек без убеждений и без деятельности. Настоящий же человек без убеждений и без деятельности жить не может. Свидригайлов понял это и казнил себя, потеряв свою" последнюю цель – добиться расположения Дуни). Этот герой идет дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, т. е. полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожидаемого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение. “Арифметика”, согласно которой можно убить одну “вредную” старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается “опытами” Свидригайлова: на его счету добрых поступков больше, чем у всех других героев романа, но, во-первых, добро, совершенное им, никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возродить его больную душу. Загнанная в подсознание совесть в конце концов высвобождается и врывается в сферу сознательного, порождая удушливые кошмары, в которых реальность и ирреальность фантастически продолжаются друг в друге и сращиваются в единую непрерывную галлюцинацию. Свидригайлов – это тот избранный, который “переступил”, и “переступил” не единожды, и без нравственных мучений (вот он, идеал Раскольникова!), но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова – это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя.

– Прав ли Свидригайлов, угверждая, что они с Раскольниковым “одного поля ягоды”, что между ними есть “точка общая”?

(Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не признающего никаких нравственных запретов; живет по принципу “все позволено”. Раскольников, разрешая себе “кровь по совести” тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению,. существуют только для низшей категории людей – “тварей дрожащих”. Истину, к которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Лужин и Свидригайлов используют как руководство к действию.)

– В чем заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Ваши версии.

– Когда сопоставляешь эти образы, становится ясно, что Лужин и Свидригайлов живуг, в общем-то, по теории Раскольникова. Он же, общаясь с “сильными мира сего”, не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к “сильным мира сего”; ему неприятны люди, живущие по его “теории”. Этим сопоставлением ниспровергается в герое теоретика и возвышает в нем человека.

– У всех – у Раскольникова, Лужина, Свидригайлова – бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоугверждение за счет других. Сталкивая этих героев, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает ее антигуманную, бесчеловечную суть. В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к “сильным мира сего, не может принять мир людей, которые не живуг по его теории. В этом сила Раскольникова и то, что возвышает его над “сильными мира сего”.

– Кто является антиподом Раскольникова? (Слайд 10)

– Антиподом и в какой-то мере двойником Раскольникова становится и его сестра. Она не считает себя существом – более высокого ранга, чем брат, а Раскольников, идя на жертву, именно в этом ощущает свое превосходство над теми, ради кого он жертвует собой. Дунечка же, напротив, не только не считает себя выше своего брата – признает его существом более высокого рода. Раскольников хорошо это понимает, потому-то так решительно и отвергает он жертву сестры. В своем отношении к людям Дуня и ее брат – антиподы. Даже Свидригайлова Дуня не считает ниже себя; она преодолевает это искушение, будучи не в силах стрелять в человека, ибо в Свидригайлове она видит личность. Раскольников же готов видеть человека только в себе.

– Так в космосе романа возникают спутники Раскольникова: вращаясь вокруг него, они отражают и преломляют в себе катаклизмы его мира, их взаимодействие создает вокруг центрального героя отрицательную атмосферу. Однако феномен личности Раскольникова много избыточней системы его двойников и отнюдь не исчерпывается только ею. Голос Раскольникова резонирует в пространстве, заполненном не только сознаниями двойников, но и сознаниями их идеологических антагонистов, в роли которых выступают Разумихин, Порфирий Петрович и Соня Мармеладова. (Слайд 11–16)

Этих героев принято называть антиподами Раскольникова, однако такоe определение требует уточнения. Они не только отрицают своеволие и индивидуализм, ведущие Раскольникова к преступлению, но и продолжают в себе “мессианские” начала его идеи. Следовательно, эти персонажи противопоставляются не столько Раскольникову, с которым имеют точки соприкосновения, сколько его двойникам. Приведу несколько доказательств.

Раскольников, рискуя своей жизнью, спасает из огня детей; будучи бедствующим студентом, содержит больного отца умершего друга; дважды оставляет последние деньги Мармеладовым. Разве все эти поступки не стоят в одном ряду с действиями альтруиста Разумихина?… “Наполеонам” Раскольников отказывает в праве роптать против существующего мироустройства – против бунта выступает и Порфирий Петрович. Совершив преступление, герой не может перешагнуть через совесть, и в этом он сближается с Соней, вынужденно торгующей своим телом, но не душой. И если Свидригайлов претендует на “родство” С Раскольниковым (“Мы одного поля ягоды”), то с Соней Раскольников собирается идти “по одной дороге” (“Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”). Так выстраивается галерея осветленных отражений главного героя. Интересно, что количество двойников и их “перевертышей” (антиподов) совпадает. Это наталкивает на мысль о существовании связей между ними.

Вычленив компоненты идеи Раскольникова, отражаемые в сознаниях двойников и антиподов, можно представить систему образов героев в виде трех пар. Причем в каждой из них центральное место будет занимать та часть идеи Раскольникова, которая сочетает в себе определенные противоположные начала. (Слайд 11)

– Какое значение имеет система образов? (Слайд 17–19)

– В результате система образов разбивается на три ряда с отрицательной (Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) и положительной (Разумихин, Порфирий Петрович, Соня) подсистемами. Герои-антагонисты вступают в диалог посредством сознания Раскольникова, при "том он может выходить и за рамки мира главного героя, реализовываться в непосредственном контакте двойника и антипода. Например, идеи о “проценте”, якобы неизбежных для общества жертв (лужинское начало) борются в Раскольникове со стремлением остановить падение только что обманутой девушки, сделать конкретное, пусть “единичное”, а не “всечеловеческое”, благодеяние (разумихинское начало). В то же время противоборство “разумного эгоизма” с “единичным добром”, происходящее в душе центрального героя, Достоевский проецирует и вовне – на систему образов, сталкивая в непосредственном общении носителей этих начал: лужинским выкладкам о “целых кафтанах” эмоционально (в споре) и практически (в жизни) противостоит Разумихин.

Через сознание Раскольникова, как сквозь прозрачную дверь, герои могут смотреть друг в друга.

Вывод:

– Раскольников, человек совестливый и благородный, не может вызывать у читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное (у Достоевского редко встретишь однозначную оценку), но приговор писателя беспощаден: права на преступление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями. Вся стройная и логическая система образов в романе подчинена именно этой цели. Показывая бесчеловечность буржуазного общества, его устройства, Достоевский все же не в нем видел причины “распада связи времен”. Ответы на “проклятые” вопросы писатель ищет не вокруг человека, а внутри него. И в этом отличительная черта Достоевского-психолога.

Домашнее задание.

1. Пересказ: ч. 3, гл.5 (первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем),
ч. 4, гл. 5 (вторая встреча со следователем),
ч. 3, гл. 6 (размышления после встречи с мещанином),
ч. 4, гл. 7 (разговор с Дуней о преступлении), эпилог.

3. Ответить на вопросы:
– Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? В чем он себя упрекает?
– Почему Порфирий Петрович уверен, что Раскольников сделает “явку с повинной”?

4. Краткий пересказ эпизодов: первый день Раскольникова после убийства.

(ч.2, гл.I-2);
блуждание по Петербургу в первый день после болезни (ч.2, гл. 6);
разговор с матерью и Дуней (ч.3, гл.3).

5. Ответить на вопрос: почему герой сделал “явку с повинной”?

Презентация.

Приложение 2. Карточки для самостоятельной работы.

Урок литературы в 10 классе

Теория Раскольникова о праве сильной личности

Идейные «двойники» героя

Учитель русского языка и литературы

Ильина Екатерина Ивановна

Цели урока:

    начать рассматривать систему персонажей, окружающих Раскольникова;

    определить значение образа Лужина для понимания образа главного героя;

    показать, как в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, что отрицательные элементы идеи Раскольникова отражаются в сознании его двойников.

Задачи урока

Развивающие:

    формировать логическое мышление путем сопоставления героев;

    развивать речь учащихся;

    развивать творческое мышление.

Образовательные:

    универсальные: формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты);

    специальные: формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами).

Воспитательные:

    расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту учащихся, к произведениям современной литературы, к киноискусству;

    формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.).

Тип урока: урок-семинар

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести. И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы

Д.С. Мережковский

1. Организационный момент :

Зачем человек рождается на свет? Какова цена человеческой жизни? В чем заключается истина, где ее следует искать? Ответы на эти вопросы мы пытаемся найти в романе «Преступление и наказание». Федор Михайлович Достоевский помогает нам ответить на вопрос, который зародился одновременно с жизнью на Земле. Может ли человек ставить себя выше себе подобных? Ответ на этот вопрос мы попытаемся дать в конце занятия. А пока обратимся к эпиграфу урока.

Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова?

Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя?

Кто же он – тварь дрожащая или право имеющий… Право убивать… (демонстрация видеоролика из сериала «Преступление и наказание» - сцена убийства старухи-процентщицы)

Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же - убийство.

Что такое преступление? И что есть наказание для убийцы?

Что есть преступление Раскольникова? И что есть его наказание? Сегодня определите вы сами.

    Актуализация знаний учащихся.

Скажите, пожалуйста, каким компонентом в композиции романа является сцена убийства? (Кульминация )

Перед тем, как решится на подобный шаг, главный герой испытал на себе колоссальное давление, которое происходило с внешней стороны и с внутренней. Поэтому, чтобы преступить к основному этапу урока, мы должны актуализировать свои знания, ответив для себя, на два вопроса.

- Какую роль играет Петербург в романе? (Описание Петербурга в романе Ф.М.Достоевского играет очень большую роль. Оно даёт нам полное представление о том, как выглядел город, какими были люди, живущие в нём. " «Раскольников не мог там находиться. Этот город его угнетал и раздражал. Ему хотелось вырваться оттуда, но это было невозможно, так как у него было слишком мало денег»)

- Каковы отношения Раскольникова с окружающими его людьми? (С семьей его связывают теплые отношения, с Разумихиным он дружит, но он ненавидит свою квартирную хозяйку, которой должен, он испытывает отвращение к «мерзкой старушонке», он сочувствует Мармеладову, он раздражен тем, что вокруг бедность, нищета, нет социальной справедливости. И, наконец, он влюбляется в Соню)

4. Работа по теме урока. Работа с текстом художественного произведения.

Итак, ребята, прояснив для себя эти два вопроса, мы переходим к основному этапу урока. Давайте, сначала поразмышляем над смыслом двух слов, которые составляют основу всего романа. Они обозначены в заглавии. Это преступление и наказание. ( Преступление - преступить, переступить через что-то. А что значит – преступил? (перешагнул)

Наказание - 1) от казнь, получить казнь, 2) получить наказ на будущее)

Ребята, мы выяснили, что если человек совершил преступление, значит, он преступил черту. А как вы думайте, какие три черты преступил Раскольников с точки зрения нравственности, философии и социологии? (Он преступил нравственную черту – убил человека, он преступил философскую черту –создал свою теорию, делящую людей на 2 разряда, он преступил социальную черту – он нарушил закон)

Чтение отрывков из Нагорной проповеди Иисуса Христа, которую он произнёс близ города Капернаум

    Не убий

    Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

    Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду

Словам этим 2 тысячи лет, но они живы и актуальны, т.к. говорят о вечном – любви и милосердии к человеку.Время Достоевского, как и наше, достаточно резко делит мир на две части: мир души и мир денег. Совместить их почти невозможно. Если руководствоваться душой и верой, любовью и состраданием, как учил Достоевский, то мы будем испытывать вечные муки совести. Напротив, если взять за основу деньги, то все становится проще, ощутимей, материальней.

Мы говорим о преступлении Раскольникова, совершенное по его же теории. Соотносится ли теория с проповедью? Если нет, в чем разница? Обратитесь к распечатке № 1

О сути наказания героя мы будем говорить позже. Теперь нам предстоит большая работа по анализу теории Раскольникова .

Начинаем работу по первой части. Давайте обратимся к тексту № 1. (ч.3, гл.5) Читают текст, отвечают на вопрос.

В чем же смысл этой теории? (делит людей на обыкновенных и необыкновенных.)

- Нет, нет, не совсем потому,- ответил Порфирий. - Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на "обыкновенных" и "необыкновенных". Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.

Итак, значит, в теории есть обыкновенные и необыкновенные люди. Кто они? Разделитесь, пожалуйста, по парам. Я предлагаю первой паре проанализировать, какие по теории Раскольникова люди обыкновенные , в вторая пара исследует людей необыкновенных. Поработайте, пожалуйста, с текстом и сделайте закладки в тексте, указывающие на суть теории.

Закладки 1 группы:

    Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных…

    Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.

    Первый разряд всегда - господин настоящего,

    Первые сохраняют мир и приумножают его численно

Закладки 2 группы:

    и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

    Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь,- смотря, впрочем, по идее и по размерам ее,- это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.

Молодцы, ребята. Приступаем к работе в тетрадях. Вам предстоит изложить суть теории Раскольникова. (см. вторую колонку Приложения 1)

Приложение 1

Нагорная проповедь Иисуса Христа (изречения)

Теория Раскольникова

Теория Лужина

Не убий!

Возлюби ближнего своего, как самого себя

Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся

Общество и человек как его единица преступны, а значит «преступление» не существует по определению

Чтобы помочь другим людям, можно использовать «простую арифметику»: убить одного ради спасения многих

«Необыкновенные» могут «для своей идеи перешагнуть… через кровь»

«Необыкновенные» люди – господа будущего, они двигают мир и ведут его к цели

Мне жизнь однажды дается, и никогда её больше не будет: я не хочу дожидаться всеобщего счастья

Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником. Вот цель!

Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять её

Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано

Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел

Чем более в обществе устроенных частных дел и… целых кафтанов, тем более для него твердых оснований

Приобретая единственно и исключительно себе, я … приобретаю и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана

Мысль эта раньше была заслонена мечтательностью и восторженностью, а сейчас реализуется

В жены взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение;… муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за благодетеля

Итак, в центре романа “Преступление и наказание” – Раскольников и его “наполеоновская” теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Писатель показывает нам зарождение этой идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать раскольниковскую мысль, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности. Вследствие этого центральные персонажи романа интересны нам не только сами по себе, но и в их безусловной соотнесенности с Раскольниковым – именно как с воплощенным существованием идеи. Раскольников является в этом смысле как бы общим знаменателем для всех персонажей. Естественный композиционный прием при таком замысле – создание духовных двойников и антиподов главного героя, призванных показать гибельность теории – показать как читателю, так и самому герою.

Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его “теории” отражают так называемые “двойники”, а положительные – антиподы.

Кого же можно отнести к первой группе?

Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин, Лебезятников, Свидригайлов. Докажите это.

Кто такой Лужин ? Что мы знаем о нем?

Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории (“а доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать... ,”. Согласны ли вы с ним? (1. 2, гл. 5)

Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова, почему?

Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?

Умный и, кажется, добрый”, “положил взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение”, и “муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля”.

Рассуждения Раскольникова о “доброте” Лужина, допускающей что “невеста и мать мужичка подряжают, в телеге, рогожей крытой! Ничего! Только ведь девяносто верст... ”, усиливают складывающееся о Лужине впечатление, как о человеке черством, сухом, равнодушном, расчетливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою.)

Впечатление о Лужине усугубляются при анализе сцены “объяснения” между ним и Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Какие мысли рождает в вас это сопоставление?

(Поведение Лужина в этой сцене раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую душу, отсутствие искренности, истинной любви, уважения к своей невесте, готовность оскорбить и унизить Дуню. Докажите текстом. В поведении Дуни – искренность, большое чувстве такта, благородство, желание рассудить беспристрастно: «... если брат виноват, то он должен и будет просить у вас прощения”, уважение к человеку, которому дано «великое обещание», гордость и чувство собственного достоинства).

Что превыше всего ценил Лужин в жизни? Почему его раздражал разрыв с Дуней?

(«Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. Лужина раздражал разрыв с Дуней потому, что это разрушало его мечту о существе, которое “будет рабски благодарно ему всю жизнь... а он-то будет безгранично... владычествовать»)

Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин свое решение? (Сцена с Соней на поминках у Мармеладовых.)

(Лужин для достижения своей эгоистической цели, «для себя одного», готов «преступить все препятствия», живет по принципу «все позволено». В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина – деньги.

Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других).

В чем схожи и различны Раскольников и Лужин?

Лужин впитывает в себя теорию “разумного эгоизма”, которая лежит в основе «арифметических» построений Раскольникова. Будучи приверженцем «экономической правды», этот дeлeц весьма рационально отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность «единичных щедрот» и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота и о «всеобщем преуспеянии». В расчетах Лужина вполне уловимы интонации гoлoca Раскольникова, который как и его двойник, не удовлетворяется “единичной” и ничего не решающей в цeлом помощью (в данном случае – своей семье). Оба они “разумно” находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха. Как полагает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно – рано или поздно украдет. Правда, идея Лужина замораживается на точке рассуждений и не приводит его к топору, Раскольников же, прошедший такой путь в реальности, легко достраивает здание к фундаменту концепции своего двойника: “А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”.

Позаимствовав рационалистические основы теории Раскольникова, Лужин превращает их в идейное оправдание своих хищнических устремлений. Так же, как и главный герой романа, он оставляет за собой право решать участь другой личности, например, Сони, но очищает “арифметику” Раскольникова от деятельного сострадания и альтруистической, в конечном счете, направленности.

В чем совпадают Раскольников и Лужин?

Лужин – предприниматель средней руки, это разбогатевший “маленький человек”, которому очень хочется стать человеком “большим”, превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни его “наполеонизма”, но как они похожи на социальные корни раскольниковской идеи, ее пафос социального протеста угнетенной личности в мире униженных и оскорбленных! Ведь Раскольников – нищий студент, которому тоже хочется подняться над своим социальным состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении, несмотря на свое социальное положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и другому остается лишь проверить свою принадлежность к высшей категории. Таким образом, Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин – погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее, чем у Раскольникова. Но это единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем самым и дискредитирует теорию “разумного эгоизма”. По его мнению, лучше желать блага себе, чем другим, надо стремиться к этому благу любыми средствами, и каждый должен делать то же – тогда, достигнув каждый своего блага, люди и образуют счастливое общество. И получается, что Дунечке Лужин “помогает” из лучших побуждений, считая свое поведение безукоризненным. Но поведение Лужина да и вся его фигура столь пошлы, что он становится не только двойником, но и антиподом Раскольникова.

Заполняем третью колонку таблицы (см. Приложение 1)

В результате система образов разбивается на три ряда с отрицательной (Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) и положительной (Разумихин, Порфирий Петрович, Соня) подсистемами. Через сознание Раскольникова, как сквозь прозрачную дверь, герои могут смотреть друг в друга.

К какому выводу мы пришли в ходе урока?

Раскольников, человек совестливый и благородный, не может вызывать у читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное (у Достоевского редко встретишь однозначную оценку), но приговор писателя беспощаден: права на преступление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями. Вся стройная и логическая система образов в романе подчинена именно этой цели. Ответы на “проклятые” вопросы писатель ищет не вокруг человека, а внутри него. И в этом отличительная черта Достоевского-психолога.

Домашнее задание (раздаю на листочках)

1. Пересказ: ч. 3, гл.5 (первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем),

ч. 4, гл. 5 (вторая встреча со следователем),

ч. 3, гл. 6 (размышления после встречи с мещанином),

ч. 4, гл. 7 (разговор с Дуней о преступлении), эпилог.

2. Ответить на вопросы:

Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? В чем он себя упрекает?

Почему Порфирий Петрович уверен, что Раскольников сделает “явку с повинной”?

3. Краткий пересказ эпизодов: первый день Раскольникова после убийства (ч.2, гл.I-2); блуждание по Петербургу в первый день после болезни (ч.2, гл. 6); разговор с матерью и Дуней (ч.3, гл.3).

4. Ответить на вопрос: почему герой сделал “явку с повинной”?

Заключение учителя

Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это роман-предупреждение. Человечество постоянно страдает от безумных идей, которые также как и идеи Раскольникова приводят к страданиям и смерти невинных людей. История разных веков доказывает нам это.

Наполеон Бонапарт хотел завоевать и подчинить себе весь мир. «Осталась одна Россия, но я раздавлю и её»

В 1917году, чтобы не дать возможности восстановления монархии, большевики расстреливают всю царскую семью. Во имя этой идеи не один раз покушались и на царя Александра II .

Владимир Ленин был одержим идеей установления Советской власти. В итоге произошел раскол общества на белых и красных, что привело к братоубийственной гражданской войне.

Адольф Гитлер создал человеконенавистническую идею о превосходстве арийской нации над другими народами.

Исламские радикалы ежегодно совершают десятки террористических актов по всему миру, бессовестно и неоправданно прикрываясь своей верой.

Нациналисты совершают преступления против памяти и оскверняют памятники и кладбища. Их идея основана на уникальности одной нации и выраженнной агрессии против всех.

Следовательно, роман Достоевского не теряет актуальности, а потому нам следует научиться извлекать из него нравственные уроки!

Саморефлексия на уроке.

Ребята, вам понравился урок?

Какая работа на уроке была для вас самой сложной?

Есть ли моменты, которые вы не смогли понять, осмыслить?

Оценки за работу над таблицей будут выставлены мной после проверки тетрадей.