Египетский бог крокодил. Себек-ра – прекрасноликий крокодил

Для древнейших жителей нашей планеты свойственно обожествление сил природы и животных. Последних наделяли святостью, им поклонялись, принося подношения и жертвы. Не исключением был и Древний Египет. В этом государстве божественными особенностями наделялись не только милые и безобидные животные, но и гады, имеющие устрашающий вид и представляющих смертельную опасность. Речь идет о крокодилах.

Исторические сведения давно подтвердили важнейшую роль Нила в жизни египтян. Существование реки, протянувшейся подобно живительной нити с севера на юг, дало возможность расселиться по ее берегам древним народам, от разливов вод Нила зависела их жизнь. Регулярные наводнения делали прилегающие к реке поля плодородными, что обеспечивало жителей хорошим урожаем и гарантировало отсутствие голода. Для прогнозирования урожая, египтяне наблюдали за подъемом уровня воды в Ниле с помощью сооруженных ими ниломеров.

Зависимость от сил природы вызывала у людей поклонение перед их могуществом, стремление заслужить расположение богов – покровителей Нила и его обитателей. Самые большие и необычные существа, долго живущие в Ниле, – крокодилы – считались его хранителями и хозяевами реки. По их поведению египтяне могли определить время наводнения.

Поклонение Себеку

Египетская цивилизация обладала широким пантеоном богов. Немаловажное место в этом ряду занимал бог Себек. Его изображали в виде человека с головой крокодила, увенчанной пышной короной. Себек был повелителем реки-кормилицы, властителем движения ее вод, и олицетворял вечность.

На территории Древнего Египта в долине Файюм существовал город Шедит, впоследствии названый пришедшими туда греками Крокодилополем. Место, расположенное в плодородной долине вокруг озера Мерида, было центром поклонения Себеку. Крокодилы же считались живым воплощением бога.

Недалеко от Шедита фараоном Аменемхетом III был построен целый комплекс, посвященный крокодилам. Помимо традиционного возведения пирамиды, правителем было приказано соорудить священное строение, похожее на лабиринт – для проживания в нем сына Себека – земного представителя бога – крокодила. Территория постройки не сохранилась, имеются только остатки руин. Как сообщает Геродот, площадь лабиринта составляла около 70 тыс. кв. метров, в нем насчитывалось несколько уровней, множество комнат, где мог расхаживать избранный жрецами крокодил – сын Себека.

Служение избранному крокодилу

Для осуществления достойной жизни к крокодилу приставлялись жрецы, приносившие еду угощения. После смерти «хозяина лабиринта» все те же жрецы мумифицировали тело усопшего животного и выбирали следующего крокодила.

Если человек погибал от речного хищника, это считалось большой удачей: он получал покровительство бога и после бальзамирования удостаивался быть похороненным в священной могиле.

До сего дня район долины Файюм полностью не изучен. В перспективе мы сможем узнать, правда ли существовал лабиринт в Крокодилополе или же это просто содержательный миф. О поклонении богу-крокодилу по всему Египту свидетельствует и храм Себека в городе Ком-Омбо, неподалеку от которого найдено целое погребение с мумиями крокодилов.


Обожествление животных и сил природы – общая черта всех древних цивилизаций, но некоторые культы производят на современного человека особенно сильное впечатление. В эпоху фараонов Древнего Египта роль священных животных отводили едва ли не самым отталкивающим и страшным существам на планете – нильским крокодилам.

Себек – бог-крокодил, властитель Нила

Роль Нила в развитии культуры Древнего Египта невозможно переоценить – эта река определяла само существование народов, селившихся по ее берегам. Протянувшийся почти на семь тысяч километров с юга на север, Нил кормил египтян, разливы реки обеспечивали хорошие урожаи на полях, прилегающих к реке, а отсутствие разливов обрекало людей на голод. Со времен фараонов существовали специальные сооружения – ниломеры, чье назначение состояло в определении уровня реки для прогнозирования ближайшего урожая.


Неудивительно поэтому стремление заслужить расположение столь могущественных сил, придав особый ритуальный характер взаимодействию с постоянным жителем Нила и в некоторой степени его хозяином – крокодилом. По поведению и передвижению этих животных египтяне, помимо прочего, определяли приход наводнений.

Бог Себек (или Собек), которого изображали как человека с головой крокодила – один из древнейших и основных богов египетского пантеона. Он признавался не только властителем Нила и повелителем его разливов, дарующим плодородие и изобилие, но и божеством, олицетворяющим время, вечность. Изображался Себек с головой крокодила и в пышной короне.


Город Гадов

Особенно ярко культ Себека проявился в Крокодилополе, или Городе Гадов, находившемся к юго-западу от древней столицы Египта Мемфиса. Название «Крокодилополь» дали поселению греки, пришедшие на эти земли в 4 веке до нашей эры с Александром Македонским. Сами египтяне называли этот город Шедит (Шедет).


Расположенный в оазисе Файюм, широкой долине, славившейся своим плодородием по всему Древнему Египту, у озера Мерида, Шедит стал местом почитания бога Себека и его живых воплощений – крокодилов.

В 19 веке до нашей эры фараон XII династии Аменемхет III построил для себя пирамиду вблизи города Шедит. К пирамиде примыкал Лабиринт – не сохранившееся до наших дней священное строение, храмовый комплекс, где обитал сын Собека – Петсухос. Кому из крокодилов выпадет честь стать божественным отпрыском, определяли жрецы – по правилам, которые в настоящее время неизвестны. Крокодил жил в Лабиринте, где помимо пруда и песка было множество комнат, расположенных на разных уровнях – по древним источникам, в частности, по рассказам Геродота, количество помещений якобы доходило до нескольких тысяч. Предполагаемая площадь комнат и переходов Лабиринта достигала 70 тысяч квадратных метров.


Служение крокодилу

Жрецы подносили Петсухосу в качестве пищи мясо, хлеб с медом, вино, а тот, кому случайно довелось стать жертвой крокодильей пасти, сам приобретал божественный статус, его останки бальзамировали и размещали в священной гробнице. Выпить воду из пруда, в котором жил такой крокодил, считалось большой удачей и обеспечивало покровительство божества.

После смерти «сына Себека» его тело мумифицировали и хоронили неподалеку. Всего было обнаружено несколько тысяч таких мумий, в частности, на кладбище Ком-эль-Брейгат. Новым воплощением бога становился крокодил, выбираемый все теми же жрецами.


Дошедшие до нашего времени сведения о культе крокодилов в Шедите крайне скудны и основываются, как правило, на записках побывавших здесь греков. Античный ученый Страбон, посетивший Египет в первом веке до нашей эры, оставил такие воспоминания:
«Наш хозяин, один из должностных лиц, который посвящал нас там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, смешанным с медом. Мы застали крокодила лежащим на берегу озера. Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег. Но когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой приношение из начатков плодов, то жрецы взяли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера и, найдя крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу ».


При Птолемее II Крокодилополь был переименован в Арсиною – в честь супруги правителя.
Эль-Файюм является одним из наименее изученных археологами районов Египта, поэтому вполне возможно, что в обозримом будущем будут получены дополнительные аргументы, подтверждающие или опровергающие легенды о Лабиринте Крокодилополя.


Тем не менее, культ бога-крокодила Себека можно проследить и в других областях Древнего Египта – в частности, в Ком-Омбо, городе, который носил раньше название Нубет, находится храм, посвященный Себеку, где с 2012 года в нем открыта демонстрация мумий крокодилов из расположенных неподалеку погребений.


Встреча со священным крокодилом - яркий фрагмент произведения И. Ефремова "Таис Афинская" - о .

Старейший бог древнеегипетской мифологии, он имел облик человека c крокодильей головой. Иногда его изображают по-другому – как крокодила с головой человека. Иероглифическая запись представляет бога крокодилом, который почетно восседает на пьедестале, что похоже на написание имени бога Анубиса, изображенного в виде собаки. Нет согласия по поводу того, как правильно произносить имя бога. Наиболее распространены два варианта – Себек и Собек.

Бог плодородия и Нила

По мнению историков, зарождение культа Себека произошло в низинах реки Нил, где в многочисленных рукавах дельты обитало огромное количество крокодилов. Многими хронистами данные рептилии выделены в качестве неотъемлемого египетского символа, как ибисы и змеи. К сожалению, в современном повсеместная урбанизация привела к исчезновению крокодилов в Ниле.

Но это еще не значит, что обожествление крокодилов произошло из-за их количества. Крысы или воробьи встречаются в еще больших количествах, и пересчитать их просто нереально. Они обитают рядом с людьми все время, но божествами их никто так и не сделал. И это даже несмотря на то, что вред, причиненный крысами намного больше, чем вред, полученный от крокодилов.

Безусловно, мощь крокодила позволяет ему неожиданно кинуться на свою жертву, он является очень быстрым, как в воде, так и на суше. Убить человека это животное может с легкостью, и существует множество таких случаев, когда неосторожный охотник попадал в пасть крокодила. Но ловля данных рептилий всегда была распространена среди древних египтян. Они и Себека изображали при помощи одного из пойманных крокодилов и поклонялись ему.

Сохранившееся изображение показывает, что крокодила, который служил аватарой божества, украшали браслетами и серьгами. Нельзя согласиться с тем, что животному было приятно терпеть все процедуры, и он стойко носил все украшения. Как показывают результаты поисков археологов, золото и серебро было неизменными атрибутами всех таких Себеков, ведь таких рептилий было несколько.

Священное животное представляли как вместилище, куда помещался дух бога. Естественная старость и смерть, которые неизменно наступали, не были проблемой для древних египтян. Из рептилии делали мумию и предавали земле. На смену приходил новый крокодил, которого также украшали и молились ему. По каким признакам выбирали животное, на данный момент неизвестно.

Вблизи поселения Киман-Фарис, который ранее носил название Шедит (в переводе с древнегреческого - Крокодилополь), археологи нашли около двух тысяч мумифицированных рептилий. Некоторые из них выставлены в . По статистике, крокодил живет примерно столько же, сколько и человек, даже немного больше. Если сделать определенный подсчет, учесть, что не все крокодилы были найдены, и аватар Себека действительно умирал естественной смертью, то выходит временной период около двадцати тысяч лет. Но, кто знает, может в Древнем Египте всех крокодилов превращали в мумий.

Описанные факты свидетельствуют о том, что Себек всегда был в почете во все древние эпохи . Неприятная аватара совсем не означала, что сам бог был злой. Его даже жестоким назвать нельзя. Себек – “податель жизни, его ноги одаривают людей водами Нила”. Примерно такие слова написаны в Книге мертвых. Как и Осирис, Себек – бог плодородия, он хозяин реки Нил, всей пресной воды и животных, живущих в реках. Молитвы рыбаков и охотников были направлены к Себеку, ведь камышовые заросли являлись основным местом их промысла. Он помогал душам умерших людей пройти путь к Осирису.

Существует запись, которая свидетельствует о прошении одного мужчины к богу посодействовать ему в борьбе за женщину. Божество управляло многими сторонами жизни египтян. Одна из песен содержит слова, в которых Себеку присвоен титул “бога, который слышит молитвы”, ни один древнеегипетский бог не носит такого титула.

Бог Себек – изобретатель

Существует легенда, которая рассказывает об изобретении сети для рыбной ловли. Хапи и Амсета - два сына бога Гора спрятались в водах Нила от бога Ра, который никак не мог разыскать. Или же был слишком горд для этого. Бог поручил выполнить задание Себеку, чтобы тот нашел пра-пра-правнуков, которыми братья приходились Ра. С помощью рук Себек просеил весь Нил сквозь пальцы, и у него получилось найти беглецов. Так и возникла сеть для рыбной ловли. Конечно, в этом повествовании отсутствуют плавность и стройность, но смысл легенды понятен.

Родословная бога

История происхождения божества довольно туманна. Рассматривают два варианта. Первый - Ра был создателем или родителем бога. Второй – Себек был порожден первичным океаном Нуном. На основе некоторых исторических свидетельств предполагают, что он сын Нейт, но данных об этом почти нет. Нет информации и о жене Себека. Таким вот загадочным является божество, которое было как хитрый охранник, верно служащий Ра. Также его очень почитали смертные, которые повсеместно распространяли миниатюрные амулеты с его изображением.

Себек и древние египтяне

Себека почитали еще во времена Древнего царства – эпоху строительства и . Он упоминается в одном из заклинаний “текстов пирамид”.

Аменемхетом III, который был фараоном двенадцатой династии, был возведен большой храм в городе Файюм. Он посвящался богу с головой крокодила. Недалеко от храма соорудили лабиринт, где занимались религиозными обрядами, которые посвящались богу Себеку. Системой храм напоминает строение в Абидосе, где поклонялись Осирису, лабиринт там тоже был частью храма. В Файюме и были обнаружены мумифицированные крокодилов. Популярность божества подтверждается и тем, что в письмах часто писали пожелания «Да хранит тебя Себек».

Много храмов было расположено у дельты Нила, но также известны и другие места, где возводили строения для поклонения божеству. Например, в Ком-Омбо (Омбосе), который находится у верховья Нила, также сохранились остатки храма, и экскурсия в сейчас является неотъемлемой частью туристических круизов по Нилу. Храмы Себека и мумифицированные крокодилы встречаются даже в , который никогда не был культурным центром.

Приверженцы технологической теории в области древних мифов будут заинтересованы в том, что археологи нашли папирусы, содержащие двенадцать гимнов, в которых восхвалялась корона бога Себека. Главное ее достоинство заключалось в то, что она уничтожала всех недругов, потому что сверкала ярко, как солнце.

Так же и Эхнатон по легенде разогнал войско из сорока тысяч солдат. И сделал он это благодаря короне, а точнее лучей, исходящих из нее.

Любопытным является одна история. Осирис, когда окончательно воскрес, остался без детородного органа. По легендам его съел один крокодил. Интересно, может Себек тоже участвовал в этом происшествии? К тому же, существует несколько статуй, которые изображают мумифицированного Осириса, расположенного на спине у Себека.

Себек популярен и в наши дни. Если посмотреть, что интересного можно , то фигурки древних богов будут на одном из первых мест в списке сувениров. А пальму первенства в списке богов в том случае носят Анубис с головой шакала и Себек, выполненный в самых причудливых формах.

Бог водной пучины, олицетворение разлива Нила. Почитался в образе крокодила.

Один из старейших богов Древнего Египта, чаще всего изображался в виде человека с головой крокодила.

Известны также обратные варианты его изображения - крокодил с человеческой головой. В иероглифической записи изображение Себека представлено в виде крокодила, лежащего на почетном пьедестале, наподобие того, как Анубис изображался собакой на постаменте. Единого варианта правильного произношения нет, наибольшее распространение получили два его имени: Себек и Собек.

Историки считают, что культ этого бога зародился в низовьях Нила, где многочисленные рукава дельты давали приют огромному количеству крокодилов. Хронисты всех времен и наций изображали этих рептилий, как неотъемлемый признак Египта, наравне с ибисами и змеями.

Однако исходить из того, что лишь количество этих рептилий послужило причиной их обожествления, сразу не стоит. Количество крыс и воробьев, во все времена обитавших рядом с человеком просто не поддается исчислению, но ведь никто не делал из этих представителей животного мира божеств. Хотя, надо сказать, что те же крысы причинили человечеству гораздо больше неприятностей, чем крокодилы.

Конечно, крокодил может напасть на неосторожного человека и убить его, в воде он очень быстр, может подкараулить жертву и на берегу. Однако те же древние египтяне постоянно занимались ловлей крокодилов, в том числе и для того, чтоб выбрать одного из них Себеком и поклоняться ему. Сохранившиеся изображения свидетельствуют о том, что избранный аватарой бога крокодил украшался серьгами в ушах и браслетами на лапах. Вряд ли процедуру украшения рептилия переносила стоически-невозмутимо.

Тем не менее, все такие «Себеки» щеголяли в золоте и серебре. Впрочем, тут можно было обойтись и без кавычек: Себеков вполне могло быть и несколько, древнеегипетская религия это позволяла. Каждое из священных животных считалось вместилищем духа божества и когда очередной Себек заканчивал срок своего пребывания на Земле вследствие естественной старости, его с почетом мумифицировали и хоронили, а взамен находили нового. Признаки, по которым отдельного крокодила вычисляли среди прочих, остаются неизвестными, но только около Киман-Фариса (бывший Шедит, Крокодилополь - по древнегречески) археологами было найдено более 2000 мумий крокодилов. Срок жизни среднего крокодила сравним с человеческим, причем «сравним» в том смысле, что немного превышает.

Если принять во внимание тот факт, что далеко не все мумии сохранились до наших дней и предположить, что египтяне не стали бы забивать Себека каждый год, а дожидались если и не естественной смерти, то, хотя бы, пока он не постареет, получается цепочка Себеков длиной более 20 тысяч лет. Но, может быть, египтяне мумифицировали всех подвернувшихся под руку крокодилов, кто знает?

Все указанное выше свидетельствует о почете, окружавшем Себека. Несмотря на такую, прямо сказать, неприятную аватару, он отнюдь не являлся божеством злым. Он даже не был жесток. Себек считался «подателем жизни, из ног которого течет Нил» (цитата из книги мертвых). Он являлся богом плодородия наряду с Осирисом, хозяином пресной воды и Нила, в частности, а также всех существ, в реках проживающих.

Ему молились и рыбаки, и охотники, ведущие свой промысел в камышовых зарослях. Его просили посодействовать душам мертвых на их пути к чертогам Осириса. Сохранились записи, в которых к Себеку, как к оракулу, обращается некий мужчина и просит сообщить, будет ли принадлежать ему какая-то женщина. Очевидно, Себек, по мнению древних египтян, имел влияние на очень многие стороны человеческой жизни. Причем в одном из восхваляющих гимнов он удостаивается титула «прислушивающегося к молитвам», чего не замечено ни за одним из прочих богов Древнего Египта.

Себек - изобретатель

В одной из легенд приводится любопытная история о том, как была изобретена сеть для ловли рыбы. Двое из сынов Гора - Хапи и Амсет - по какой-то причине прятались от Ра в Ниле, и тот почему-то не мог их найти сам. Или посчитал ниже своего достоинства. Ра дал поручение Себеку отыскать своих пра-пра-правнуков (именно в таком родстве состояли с Ра эти непослушные отпрыски). Себек начал просеивать воды Нила и придонный ил через пальцы рук и нашел, кого искал. «Вот так появилась сеть» - завершается легенда. Повествование не отличается ни плавностью, ни стройностью, но общий смысл, вроде бы, ясен.

Родословная

Происхождение Себека туманно. Существует две основных версии (по количеству известных источников). Первая: Себека создал или родил Ра , как и прочих богов первого поколения. Вторая: Себека, как и Ра , и всех остальных, породил первичный океан Нун. Существуют также исторические свидетельства, называющие его сыном Нейт, но таких источников очень мало. И совсем ничего не известно о том, была ли у него жена. Вот такой вот загадочный бог, напоминающий своими повадками хитрого контрразведчика на службе у Ра , но пользующийся симпатиями со стороны смертных, о чем говорит и повсеместное распространение миниатюрных амулетов.

Себек и люди

Фараон 12-й династии Аменемхет III возвел в Файюме величественный храм в честь Себека и рядом соорудил лабиринт. Как считают историки, в этом лабиринте проводились религиозные обряды, посвященные крокодилоголовому богу. Система напоминает храм Осириса в Абидосе - там тоже храм с расположенным рядом поземным лабиринтом. В Файюмском лабиринте как раз и обнаружили многочисленные мумии крокодилов.

О том, что Себек был весьма популярным божеством, говорит и тот факт, что его именем весьма часто пользовались при личной переписке: например, в конце письма писали «Да хранит тебя Себек». Замените «Себек» на «Господь» - и эту фразу вполне можно будет вставить в любое письмо 18-го века.

Храмы Себека существовали не только в районе дельты Нила, известен довольно хорошо сохранившийся храм в Ком-Омбо (Омбосе), расположенный ближе к верховьям реки.

Любителям технологических теорий в сфере древней мифологии будет интересно узнать, что археологами был найден папирус аж с 12 гимнами, посвященными всего одному предмету - короне Себека. Главным ее достоинством было то, что она «сверкая как солнце, уничтожает всех его врагов». Чем-то напоминает легенду об Эхнатоне, в одиночку разогнавшему сорокатысячное войско своих неприятелей лучами, испускаемыми его короной.

Любопытен также тот факт, что при окончательном воскрешении Осириса куда-то пропал его детородный орган, который был съеден неким крокодилом. Не принимал ли участие Себек и в этой истории? Тем более, что известны статуи, изображающие Себека, везущего на своей спине мумию Осириса.

Если в Древнем Египте и было животное, достойное войти в пантеон, то это, несомненно, крокодил. Под именем Себек (или Собек), он быстро стал весьма почитаемым, грозным и внушающим доверие божеством.

Египтяне верили, что это пресмыкающееся было сотворено одним из первых. До недавних пор оно в изобилии встречалось в болотах Дельты и на берегах Нила. Сегодня же нильский крокодил (Crocodilus niloticus), ИЛИ, месех, находится под угрозой исчезновения. Можно сказать, что он вдвойне заслуживает защиты: будучи вымирающим видом и, в то же время, живым богом, видевшим, как Ра сотворил землю. Лучшие из известных нам изображений Себека были найдены в Ком-Омбо. Эти выразительные портреты изображают яростного бога, порой становящегося жертвой собственной ненасытности. Однако Себек был не только грозным, но и весьма уважаемым богом египетского пантеона.

Его изображения

Себек может принимать обличье крокодила или же человека с головой крокодила. Иногда изображалась одна только его голова - этого было достаточно, чтобы дать понять, о ком идет речь. Разумеется, его изображению приписывались магические свойства. Из-за многочисленных отождествлений Себек стал изображаться в более сложных обличьях, которые сближают его с другими богами: он может быть крокодилом с головой сокола (связь с Гором), барана (Хнума) или даже льва. Неудивительно, что образ столь странного создания производил сильное впечатление на видевших его.

Себек увенчан короной, что говорит о его высоком положении в иерархии богов. Чаще всего египетские художники изображали его в солнечном венце, состоящем из двух перьев, солнечного диска, покоящегося на двух горизонтальных рогах, и двух стражей-уреев. Эту необычную корону носили два бога: Себек и Татенен. Также Себек мог изображаться в короне атеф; этот атрибут считался почетным, ведь он принадлежал самому Осирису.

Мифы о Себеке

Несмотря на устрашающее обличье, Себек предпочитал держаться в стороне от событий. О нем редко упоминали, он являлся лишь в исключительных случаях. Однако Себек с честью выходил из самых сложных ситуаций, если, конечно, ненасытный аппетит не заставлял его забыть обо всем на свете!

Разумеется, пресмыкающиеся отличаются выдающимся аппетитом, даже божественные, но Себек был не просто богом-крокодилом, в некоторых случаях он становился одним из воплощений солнечного бога Ра . Вам это кажется удивительным? Напрасно!

Семья Себека

Если верить мифам, которые дошли до нас благодаря древним письменным источникам, Себек родился от союза Нейт, саисской богини, и Сенуи, малоизвестного бога египетского пантеона. Однако в Древнем Египте все непостоянно! Так, в Поздний период матерью бога-крокодила считалась уже не Нейт, а божественная корова Мехетурет.

В официальной мифологии у Себека не было ни супруги, ни детей. Однако в Поздний период, опять же, египтяне дали этому богу семью, без которой его оставили великие династии фараонов. Она получила название триады Ком-Омбо, в честь знаменитого храма в Верхнем Египте, где были найдены ее изображения. Как можно догадаться, в эту триаду, помимо самого Себека, входили его супруга и сын: богиня Хатор и Хонсу (лунный бог, позднее отождествленный с Тотом). Тем не менее Себека никак нельзя назвать примерным семьянином: у него было немало божественных подруг, в частности, Рененутет, «змея-кормилица», которую связывали с богом-крокодилом в области Файюм, а также Нехбет в Эль-Кабе и Раттауи в Гебель-Силсиле.

Мы помним и о другой тенденции в древнеегипетской религии: отождествлении и синкретизме образа богов. Образ Себека не избежал этой традиции и весьма выиграл от нее.

Ему была дана неслыханная привилегия: бог-крокодил сблизился с самим Ра в образе двуединого божества, особенно почитавшегося в эпоху Нового царства: Себека-Ра! По-видимому, это отождествление произошло в самые давние времена и было обусловлено древним, «первородным», как говорят тексты, происхождением крокодила. Кстати, любовь Себека к водной стихии объясняется тем, что он был первым существом, вышедшим из Нун, первичного океана, из которого родился весь мир. Именно из этих животворных вод возник Себек-Ра, который вскоре в глазах египтян стал своего рода демиургом! Вот откуда взялись многочисленные эпитеты Себека: «царь богов», «старший из богов» и даже «владыка вечности». Отождествление с богом солнца объясняет и происхождение удивительного солнечного венца, которым коронован Себек. Уважение к крокодилу со временем лишь усиливалось, так что в конце концов жрецы даже провозгласили его «богом вселенной».

Аппетит богов

Подобно людям, боги нуждаются в пище. И притом в больших количествах! Они очень любят хлеб (базовый продукт питания в Древнем Египте) и не гнушаются пивом (которое в то время было настоящим национальным напитком), так что иногда даже напиваются допьяна! Главными поклонниками этого хмельного напитка считались Сет и Хатор. Мясо же, напротив, большинство богов не слишком ценили, вот почему Себек так ужасал своих собратьев по пантеону. Тем не менее он был не единственным мясоедом. Для бога-воителя Монту «хлеб - это сердца, а вода - это кровь», как сообщают нам тексты. А богини- львицы (и среди них Сехмет) «ели и сырое, и приготовленное»!

Бог-рыболов

Несмотря на то, что в древнеегипетском пантеоне Себек был далеко не из последних, в делах других богов бог-крокодил почти не принимал участия. Тем не менее, Себека регулярно посылали на землю, поручая ему отыскать в водах Нила то, что туда бросили другие боги. Лучше всего известны два эпизода.

Первый связан с историей вражды Сета и Гора. Сет попытался изнасиловать собственного племянника. Во время их борьбы руки Гора были осквернены семенем дяди. Исида, будучи не в силах побороть отвращение, отрубила руки сыну и бросила их в Нил! Узнавший о происшествии Ра немедленно послал Себека на их поиски. Однако руки бога - не то же самое, что руки смертного! Они продолжали жить независимо от тела, так что поймать их было очень непросто... Тем не менее, Себек, хорошо знавший воды реки и в совершенстве владевший всеми способами рыбной ловли, после долгого преследования сумел их выудить. Он вернул руки Ра , и тот приставил их Гору, однако перед этим сделал вторую пару, которая в качестве реликвии хранилась в священном городе Нехене.

Рыболов, но ненасытный!

Встретив как-то раз вражескую орду, Себек напал на нее и сожрал всех живьем! Гордый подвигом, он показал головы врагов другим богам. Те пришли в ужас... Но еще больший ужас их обуял, когда Себек собрался сожрать и головы: «Не дайте ему их съесть, принесите ему хлеба!» - воскликнули они. Можно себе представить огорчение бедного Себека, лишившегося такого пиршества. Ведь его постоянно мучил голод! Об этом свидетельствует другой эпизод, рассказывающий, как Ра искал Себека в водах Нила. Он, как и предыдущая история, связан со злоключениями Сета, который, завидуя Осирису, убил его, расчленил и бросил в Нил. Себек нырнул за телом, соблазнившись лакомым кусочком! Крайне возмущенные таким поведением боги наказали его, отрубив ему язык. Вот почему, говорили египтяне, у крокодилов нет языка! 

Культ Себека

Жители Древнего Египта испытывали противоречивые чувства по отношению к Себеку: с одной стороны, его облик внушал им страх, но с другой - его способности не вызывали ничего, кроме восхищения. Все поклонялись богу-крокодилу, как на севере, в краю озер и болот, где крокодилы обитали во множестве, так и на юге, где Себеку был посвящен один из красивейших храмов в стране.

Через весь Египет с юга на север несет свои животворные воды великий Нил. Народное поверье, согласно которому Себек был богом плодородия, гласило, что чем больше на берегах крокодилов, тем сильнее будет разлив реки, и тем обильнее урожай. Вот почему места культа, посвященные Себеку, чаще всего располагались там, где было много воды: в первую очередь, вдоль Нила, а также в заболоченной дельте реки (на севере) и в области оазиса Файюм, который питали воды Меридова озера (на северо-западе Египта).

Себек и вода

В Саисе, родном городе богини Нейт, считавшейся матерью Себека, его называли тем, кто «заставляет расти зелень на берегах». Эту роль нельзя недооценивать, ведь мы помним, что основная часть сельскохозяйственных ресурсов Древнего Египта была сосредоточена именно на берегах Нила.

Себеку поклонялись, прежде всего, как владыке вод, что, в общем-то, неудивительно, ведь этот впечатляющий ящер - великолепный пловец и в воде чувствует себя куда увереннее, чем на суше. В Файюмском оазисе египтяне посвятили ему многочисленные святилища. Один из городов даже был назван в его честь: древние греки перевели это название, как Крокодилополь (город крокодила)! В каждом из поселений на берегах Меридова озера Себеку давались новые эпитеты. К примеру, в одном из них его называли Пнеферос (прекрасноликий), тогда как в других его именовали Сокнебтунисом (Себеком, владыкой Тебтуниса); в третьих же он был Сокнопайосом, то есть «владыкой острова». Крокодил, гроза египетских рыболовов, почитался как воплощение бога Себека.

Стоит отметить, что этот бог плодородия участвовал во многих религиозных обрядах. Так, например, незадолго до разлива Нила, в самом начале месяца ахет (июль), жрецы бросали в воды реки вылепленные из воска фигурки крокодилов. Благодаря магическим ритуалам, производившим сильнейшее впечатление на простой народ, они оживали и выползали на берег, предвещая животворное наводнение.

Примечательно, что Себек почитался также и из-за отождествления с богом Ра в образе Себека-Ра.

Поклонение Себеку-Ра

Мы уже говорили о том, что из-за необычной внешности крокодила Себек очень рано стал считаться первородным существом, которое было свидетелем, а то и участником акта творения. Стихия крокодила - вода, однако он может передвигаться и по суше, поэтому его сравнивали с созданиями, вышедшими из Нун, первичного океана, чтобы завоевать земную твердь. И поскольку египтяне верили, что все сущее создавалось по велению Ра , то они вполне закономерно отождествили его с богом-крокодилом Себеком в образе двуединого Себека-Ра.

Жрецы в святилищах Файюмского оазиса часто приветствовали Себека такими словами: «Привет тебе, о Себек, владыка Крокодилополя, Ра и Гор, всемогущий бог! Приветствуем тебя, поднявшийся из изначальных вод, о Гор, владыка Египта, бык быков, воплощение мужественности, владыка плавучих островов!»

Кроме того, культ приписывал Себеку некоторые черты солнечного божества. Самой значимой и самой примечательной из них, несомненно, можно назвать его удивительный венец. Символом связи Себека с Ра был солнечный диск, украшающий самый центр этого венца и покоящийся на бараньих рогах, которые охраняют две кобры. Над всей конструкцией склоняются два длинных страусовых пера. Бесспорно, это одна из красивейших корон, которые только носили древнеегипетские боги.

Как ловили священных крокодилов

Как же египтяне отлавливали священных крокодилов, живших в неволе за стенами храмов Себека? Греческий историк Геродот рассказывает нам о весьма необычном способе: к концу длинной веревки привязывался большой крючок, на который охотник цеплял кусок свиной туши. Затем эту веревку бросали в воду. На берегу его помощник подманивал крокодила, заставляя визжать маленького поросенка. И крокодил заглатывал крючок, думая, что кусает поросенка. Всеобщими усилиями его вытаскивали на берег, где, чтобы обезвредить хищника, бросали в него грязь, стараясь попасть в глаза. Затем ослепленного крокодила крепко связывали и быстро перевозили на новое место.

Священные крокодилы

Греческий историк Геродот, рассказывая о своем путешествии в Египет, упоминает о разведении священных крокодилов, которым занимались жрецы в храмах Себека. Так, например, святилище Фив славилось своими животными, выращенными в неволе. Пока крокодил был жив, его кормили вдоволь и всячески заботились о нем, но и после смерти он получал все привилегии, полагавшиеся священным животным. Его труп старательно бальзамировали и хоронили в настоящей маленькой гробнице, которой вполне могли позавидовать не слишком богатые египтяне. Этот обычай получил особенное распространение в Поздний период, в частности, в Крокодилополе Файюма, в Техне и Ком-Омбо, где были найдены целые некрополи крокодилов. Также нам известно, что египтяне изготавливали головы крокодилов, чаще всего, вырезая их из известняка и расписывая черной краской; вероятно, они использовались в магических ритуалах. Эти головы тоже датируются Поздним периодом.

Храм Ком-Омбо

Вероятно, вы заметили в процитированном выше обращении жрецов Крокодилополя упоминание Гора. Связь между Себеком и великим богом-соколом нашла воплощение в одном из красивейших храмов древнеегипетской цивилизации: святилище Ком-Омбо, расположенном неподалеку от современного Асуана, в Верхнем Египте, и построенном при Птолемеях. Великолепный ансамбль, посвященный одновременно двум богам, очень оригинален с точки зрения не только религии, но и архитектуры. Это, без преувеличений, - уникальнейшее сооружение Древнего Египта! Архитекторы, трудившиеся над ним, должны были угодить обоим божествам, и при этом сделать храм похожим на другие египетские святилища. Поэтому традиционные элементы здания были сохранены (пилон, двор, гипостильный зал, зал подношений, святилище), однако все помещения систематически удваивались, начиная с пилона с двойными воротами на входе в храм. Тем не менее единственная наружная стена, ограждавшая территорию храма, создавала впечатление единства. Два параллельных входа вели в два святилища: святилище Гора (в ипостаси Хароериса) располагалось на севере, а святилище Себека - на юге. Интересно отметить, что для египтян юг был важнее, чем север.

Себек жил здесь со своей божественной супругой Хатор и сыном Хонсу: их называли триадой Ком-Омбо. Эта триада была одной из самых знаменитых в стране. На великолепных барельефах Себек изображен в окружении близких. Но в других святилищах, в отличие от Ком-Омбо, где бог-крокодил мирно сосуществовал с Гором, все было иначе...

Нежеланный гость

В противоположность Ком-Омбо, в некоторые места крокодил, будь он Себеком или простым пресмыкающимся, не был допущен. В качестве примера можно взять Дендеру, храм, где чествовали богиню Хатор, спутницу Гора из Эдфу, которого она каждый год неизменно навещала. Для Себека ворота Дендеры были закрыты. Считалось даже, что жители этого города могут не бояться, что на них нападет этот грозный хищник!

На одном из барельефов храма Хатор сокол Гор изображен рядом с Исидой (его матерью) и Нефтидой (его теткой), а у их ног лежат крокодилы, пронзенные стрелами. И наконец, археологи нашли многочисленные стелы, получившие название «Надгробий Гора», или «Гор на крокодилах». На этих базальтовых или диоритовых скульптурах изображен юный бог Гор, побеждающий змей и скорпионов и попирающий ногами крокодилов. Подобным памятникам приписывались целительные свойства.

В Эдфу во время знаменитых праздников, устраивавшихся в честь Гора и Хатор, жрецы изготавливали фигурки крокодилов, которые публично уничтожались.

В области Элефантины крокодил отнюдь не считался священным животным, мало того, на него охотились и его ели! Очевидно, люди верили, что с мясом крокодила им передадутся его силы и плодовитость.

Крокодил и подвиги во имя любви

Победа над крокодилом, опасным животным, для мужчины считалась подвигом, который мог совершаться, в том числе и во имя любви. Вот как об этом рассказывает древняя поэма: «Любовь моей возлюбленной, живущей на другом берегу, я храню в себе [...], но крокодил там (на середине реки), на песчаной отмели. Войдя в воду, я борюсь с течением [...] И наконец, нахожу крокодила, и он для меня как мышь, потому что моя любовь укрепила меня...»

Не путайте Себека с Сетом!

Не стоит платить черной неблагодарностью тому, кто не раз помогал Гору! Ведь мы помним, что именно Себек выудил руки бога-сокола из Нила. Однако, несмотря на свои благодеяния, крокодилу постоянно приходилось бороться с дурной репутацией. Разумеется, это плотоядное животное, потенциально опасное для человека, вполне справедливо внушало страх. Тем не менее, больше всего бедный Себек страдал не из-за своей прожорливости, а из-за отождествления крокодила с Сетом, причем в его самой неприглядной ипостаси. Крокодил, как одно из воплощений Сета, становился песчаной отмелью в Дуате, на которую в любой момент могла сесть ладья бога Ра, путешествовавшего ночью по Подземному царству. Однако Себек вовсе не был противником порядка, совсем наоборот!

Целительные статуи «гора на крокодилах»

Чаще всего на этих памятниках юный бог Гор изображался стоящим на крокодиле и сжимающим в руках змей. Египтяне верили, что заклинания, высеченные в камне, обладают целительной силой, спасая людей от укусов скорпионов и змей. Говорят, что некоторые из них исцелили дитя Гора, которого чуть было, не убил яд. Для простых смертных, ищущих исцеления, считалось достаточным полить статую водой, а затем собрать ее и выпить. Целительная сила текстов передавалась воде, которая, в свою очередь, возвращала человеку здоровье. Подобные изделия встречались самых разных размеров; некоторое из них были такими миниатюрными, что их носили на шее, как охранные амулеты!

Крокодилы и египетская мифология

Египетская мифология не могла пройти мимо такого животного, как нильский крокодил. Это крупное пресмыкающееся, достигающее в длину 6 метров, вес самых больших особей превышает тонну.

Нильский крокодил вызывал священный трепет у древних египтян – вся их жизнь была связана с Нилом, а настоящими хозяевами реки были именно крокодилы. Одним ударом могучего хвоста голодный крокодил мог опрокинуть рыбацкую лодку и утащить под воду незадачливого рыбака.

И на суше, вблизи воды и болот, нельзя было чувствовать себя в безопасности – крокодилы, в том числе и нильские, могут даже бегать своеобразным галопом, проявляя удивительную резвость для таких, на первый взгляд, неповоротливых вне воды животных.

Страшные челюсти с огромными зубами, смыкаясь с огромной силой, ломают кости крупных животных и раскалывают панцири черепах. Интересно, что зубы у крокодилов меняются в течение жизни много раз – на смену старым и сточенным вырастают новые и острые.

Крокодил может обходиться без пищи очень длительное время – до года, ни одно млекопитающее не может в этом с ним сравнится. И еще одна особенность – у крокодилов нет языка в привычном понимании – его язык распластан вдоль нижней челюсти и плотно прилеплен к ней.

То есть в отличие от ряда животных, наделяемых во многом фантастическими чертами, крокодилы обладают такими реально существующими качествами и свойствами, которые просто не могли не сделать их важными персонажами египетских мифов, начиная с древнейших времен.

Первые упоминания о Себеке

Египетский бог с головой крокодила почитался с древнейших времен.

В Ком Омбо храм Себека уникален тем, что является частью дубль-храма, построенного в греко-римскую эпоху. Северная часть посвящена триаде богов во главе с Гором (Гор, Тасенетнофрет и их сын Панебтави), а южная - триаде богов во главе с богом-крокодилом (Себек, Хатхор и их сын Хонсу).

Помимо этих больших храмов по всему Египту имелись многочисленные святилища и храмы меньшего размера, посвященные египетскому богу воды. Среди них следует отметить храмы в Гебель эль-Cильсилe и Гебелине.

Двойственное отношение к крокодилам

Греческий писатель Геродот отмечал, что крокодилы в некоторых частях Египта почитались как священные животные. Храмовые комплексы, посвященные богу-крокодилу, включали специальные бассейны, в которых жили священные рептилии.

Их головы украшали серьги, а лапы - браслеты с драгоценными камнями. После смерти их тела мумифицировали и хоронили на специальном кладбище (такое кладбище было найдено в Ком Омбо).

Однако в Египте были и области, где на крокодилов охотились и убивали.

Такая полярность нашла свое объяснение и отражение в мифах. Египетский бог Себек в них очень многогранен и неоднозначен. Он может сливаться с образом Амона или солнечного бога Ра , иногда в виде бога Себека-Ра, может выступать как ипостась бога Хнума или Осириса , а может ассимилироваться с образом Сета – злейшего врага Осириса и Гора.

В других мифах Себек делит с Гором титул «короля Египта» и оказывает ему помощь (в частности находит в водах Нила и приносит его руки, отрезанные у Гора в порыве гнева его матерью Исидой , которые потом сама же Исида с помощью магии возвращает на место).

Мифологическое сознание не подчиняется законам формальной логики и в том, что один и тот же бог может быть как добрым, так и злым, для него нет противоречия.

Себек – покровитель фараонов

Когда в период Среднего царства в Египте начали править фараоны XII династии, происходившие из Фаюма, Себек стал почитаться и как бог-покровитель фараонов.

Легендарная женщина-фараон из этой династии носила имя Себекнеферу – «Себек красивый» (ок. 1790-1786 гг. до н.э.). Ее пирамидный комплекс, построенный в Мазгуне (4 км южнее Дашура), является одной из последних пирамид , возведенных в Египте.

Традиция включать имя Собека в свои имена была продолжена фараонами XIII династии, многих из которых звали Себекхотеп – «Себек довольный» (Себекхотеп I, II, III, IV, V).

Некоторые фараоны XVII династии (ок.1650 – 1567 гг. до н.э.) тоже носили подобные имена – Себекемсаф I и Себекемсаф II. Включение имени бога в состав имени фараона говорит об огромной значимости культа Себека в тот период.

С наступлением периода Нового царства египетские фараоны уже не носят имени бога-крокодила. Однако статуя, изображающая сравнительно маленького по размерам девятого фараона XVIII династии Аменхотепа III (ок. 1402 – 1364 гг. до н.э.) и сидящего рядом с ним значительно более крупного Себека (находится ныне в Луксорском музее), говорит о том, что бог-крокодил и в этот период не утратил свои функции покровителя и защитника египетских фараонов. Эти же черты сохранились у него практически до конца эпохи фараонов, включая царей-фараонов греко-римского периода.

Родственные связи бога-крокодила

Если матерью Себека считалась Нейт, то с остальными родственными связями все более сложно. Супругой бога-крокодила могли быть Хатхор, иногда богиня урожая Рененутет .

Его сыном от богини Хатхор в триаде Ком Омбо был бог Хонсу, а в Фаюмском оазисе от супружеского союза с Рененутет сыном у него являлся бог Гор.

В ряде мифов Гор сам выступает в образе крокодила во время поисков в Ниле частей тела своего отца Осириса, коварно убитого и расчлененного жестоким Сетом.

Почему у крокодилов нет языка?

И на этот вопрос египетские мифы дают свой ответ.

Когда Сет убил и изрубил Осириса, он разбросал части тела своего убитого брата по всему Египту, а его фаллос бросил в воды Нила.

Себек, несмотря на неоднократные предупреждения богов не употреблять мясо в пищу, пренебрег этими словами и, увидев фаллос, проглотил его.

Хотя он не знал в тот момент, кому принадлежала эта часть тела, наказание богов было жестоким – Себеку отрезали язык.

Именно поэтому, как верили египтяне, крокодилы не имеют языка.

Египетский бог с головой крокодила

Поскольку с Себеком связаны многие мифологические образы, то его изображения существенно различаются.

Традиционно Себек изображался как человек с головой крокодила, с головным убором, включающим в себя диск солнца с высокими перьями, урей (иногда два), нередко рога вычурной формы.

Характерным для такого изображения бога-крокодила является наличие у него трехстороннего парика.

Чуть реже в качестве головного убора изображается корона-атеф (высокая кеглеобразная корона с двумя перьями по бокам) или объединенная корона Верхнего и Нижнего Египта.

Египетский бог воды мог изображаться и в зооморфной форме – в виде крокодила с аналогичным головным убором.

В образе Собека-Ра изображается в виде крокодила с солнечным диском и уреем на голове.

В качестве Гора мог изображаться в виде крокодила с головой сокола.

Помимо этого египетский бог Себек мог изображаться с головой барана, льва или быка.

Защитные амулеты в виде крокодила были широко распространены в Египте не только среди знати, но и у простых людей.

В греко-римский период солярные аспекты в Себеке были столь значимы, что греки нередко идентифицировали его с Гелиосом – греческим богом солнца.