Экологический КВН «Знатоки родной природы. Квн по экологии в подготовительной группе

Оксана Шабанова
КВН по экологии для старшего дошкольного возраста «Друзья природы»

Программное содержание:

1. Привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к ней;

2. Развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание;

3. Сформировать представление о многообразии природного мира; формирование у детей осознанно правильного отношения к объектам живой природы;

4. Способствовать развитию экологической культуры детей;

5. Создавать фонд любимых песен, тем самым развивать песенный музыкальный слух.

Обогащение словаря: санитар леса, лесной барабанщик.

Активизация словаря: скворечник, хвоинки, зимующие птицы.

Материал :

1. Эмблемы на каждого участника.

4. Экологические знаки.

5. Кроссворд.

6. Карточки с изображением птиц и животных.

ТСО : магнитофон, магнитная доска.

Предварительная работа :

1. Загадывание загадок, заучивание стихов о природе и погоде;

2. Наблюдение на прогулке за птицами и деревьями;

3. Беседы об обитателях природы;

4. Настольные и дидактические игры о природе:

лото «Домашние и дикие животные», «Кто где живет?», «Назови птиц», «Четвертый лишний».

Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами пойдем в гости к природе. А для этого нам надо перепрыгнуть через ручеёк и пройти по тропинке (дети выполняют задания). Вот мы с вами очутились на полянке в лесу. Ребята, давайте послушаем голоса лесных птиц (дети, прислушиваясь, рассказывают о том, что они там слышат).

Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать чьи они. А что бы легче было угадать, я вам буду загадывать загадки:

1. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, рога раскинув широко (лось);

2. Хозяин лесной, просыпается весной. А зимой, под волчий вой, Спит в избушке снеговой (медведь);

3. На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть (волк).

Восп : Молодцы, ребята! Ребята, я предлагаю вам принять участие в экологическом КВНе, который проверит ваши знания. К конкурсам готовы? (Да)

Напоминаю правила проведения КВН:

1. Дослушивать вопрос, задание до конца;

2. Если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды;

3. Ответы участников будет оценивать жюри.

Представление жюри.

Восп: Жюри, как видите, у нас достойно уважения. Им приходилось, и не раз, оценивать сражения! За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл, который равен одной фишке. Мы начинаем.

1 Конкурс “Представление команд”

Воспитатель спрашивает у детей название их команды.

1 Команда. Ответ детей хором: ”Команда – “Ромашка”. Капитан команды - Аня. Наш девиз: “ Природы верные друзья! Дружны мы, как одна семья! В КВН пришли играть, чтоб больше о природе знать!”

2 Команда - “Пчёлка” ответ детей хором. Капитан команды - Миша.

Наш девиз: ” Каждый из нас природу защитит, о каждом деревце душа у нас болит!”

2 Конкурс Разминка “ Вопрос - ответ”

Восп: Я вам загадаю загадку, та команда, которая отгадает ее первой, начнет отвечать на вопросы первой. Выкрикивать нельзя, поднимаем руку. И так, слушайте внимательно: ”По траве он важно ходит, из воды сухим выходит. Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки”.

1 Как называется дом пчел?

2 Кто спит вниз головой?

3 Что делает зимой еж?

4 Кого величают по отчеству Патрикеевна?

5 Как называется домик для птиц, сделанный руками человека?

6 В какое время года собирают землянику?

7 Какие птицы прилетают к нам зимой?

8 Какую птицу называют ” лесным барабанщиком”?

9 Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы?

10 У какого дерева хвоинки?

11 Какое животное называют “санитар леса”?

12 Какой гриб носит название лесного хищника?

Молодцы, ребята.

3 Конкурс “Пантомима”

Каждой команде дается карточка с заданием изобразить животное. Затем ребенком показывается пантомима, а команда-соперница угадывает животное. Задание проводится под музыку.

1 команда: собака, лиса, обезьяна.

2 команда: кошка, медведь, лошадь.

4 Конкурс капитанов.

Капитан 1 команды отбирает картинки с изображением диких животных, впадающих в спячку. Капитан 2 команды отбирает картинки с зимующими птицами. Члены команд называют животных и птиц.

Физкультминутка “Песня Красной Шапочки’’

Если долго по тропинке,

Если долго по дорожке

Топать, ехать и бежать,

То, пожалуй, то, конечно,

То, наверно, верно, верно,

То, возможно, можно, можно,

Можно в Африку прийти.

А-а в Африке реки вот такой ширины,

А-а в Африке горы вот такой вышины,

А-а крокодилы, бегемоты,

А-а обезьяны, кашалоты,

А-а и зеленый попугай!

И как только, только, только,

И как только на дорожке,

И как только на тропинке

Встречу я кого-нибудь,

То тому, кого я встречу,-

Даже зверю,- верю, верю,-

Не забуду,- буду, буду,

Буду "здрасьте" говорить.

А-а здравствуйте реки вот такой ширины,

А-а здравствуйте горы вот такой вышины,

А-а крокодилы, бегемоты,

А-а обезьяны, кашалоты,

А-а и зеленый попугай!

Но, конечно, но, конечно,

Если ты такой ленивый,

Если ты такой пугливый,

Сиди дома, не гуляй.

Ни к чему тебе дороги,

Косогоры, горы, горы,

Буераки, реки, раки.

Руки, ноги береги!

Зачем тебе море вот такой ширины,

Зачем тебе небо вот такой вышины,

А-а крокодилы, бегемоты,

А-а обезьяны, кашалоты,

А-а и зеленый попугай.

5 Конкурс “ Четвертый лишний”

Ребенок из команды берет карточку и объясняет, почему какой-то объект лишний.

6 конкурс “Объясни знак”

На столах разложены экологические знаки. Команды по очереди объясняют значения каждого знака.

Восп: Быстро справились, молодцы. Знаки знаете отлично!

7 Конкурс “ Разгадай кроссворд”.

Восп : Отгадайте загадки, а ответы я запишу в кроссворд. Потом мы прочтём слово, которое получилось в выделенных клеточках.

1 С утра жужжу, цветы бужу. Кружу - кружу мёд вожу.

2 Он ходит голову задрав,

Не потому, что гордый нрав,

Не потому, что важный граф,

А потому, что он …

3 Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её…

4 Это что за вертолёт отправляется в полёт. Над озёрами, лугами, над цветущими полями?

5 Мордочка усатая, шубка полосатая. Часто умывается, но с водой не знается.

6 По реке плывёт бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит.

7 Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается.

Восп: Какое слово получилось в выделенных клеточках? (ПРИРОДА)

О чем говорит нам это слово? Природа – это всё, что вокруг нас. Это воздух, вода, растения и животные. Иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред окружающей среде. Ребята, мы не должны обижать ни кошку, ни жучка, ни воробья. Человек должен быть добрым! Давайте будем беречь природу, наш общий дом. Беречь и любить все живое!

Подведение итогов игры

Задачи:

— Продолжать способствовать формированию у детей основ экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей;

— Обобщить знания детей о правилах поведения в природе;

— Закрепить первоначальные представления о незаслуженно преследуемых животных; о неправильных взаимоотношениях человека с миром растений. Закрепить представление о назначении Красной книги.

— Развивать экологическое мышление на основе представлений о заповедниках и законах, которые регулируют поведение людей.

— Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к природе на основе конкретных знаний; вызвать чувство сопереживания. Создать у детей и родителей радостное настроение, вызвать желание участвовать в мероприятии.

Предварительная работа:

— Чтение художественной литературы (А. Плешаков, Г. Скребицкий, Е. Чарушин, В. Бианки, М. Пришвин, Н. Сладков, Г. Снегирев, К. Паустовский, Красная Книга РСФСР (животные и растения), Энциклопедии для детей).

— Дидактические, подвижные игры по данной тематике.

— Беседы, использование загадок, наблюдения.

— Рассматривание картин о природе заповедников в разные времена года.

— Участие в конкурсе рисунков о природе.

Оборудование:

— «Волшебное солнышко» — 10 цветных игровых дорожек, сходящихся к большому кругу.

— Карточки с тематическими вопросами.

— Дидактическая игра «Где, чей дом?»

— Иллюстрации с изображением животных и растений.

— Экологические знаки.

Литература:

— журналы: «Ребенок в детском саду» №6/2008 год, «Дошкольная педагогика» №6/2006 год.

— «В союзе с природой» — учебно-методическое пособие.

— Г. Н. Мочалова, Л.И.Шапеева «Знакомые незнакомцы» — игровые программы для детей.

— А. И. Волков «Встречи с растениями Камчатки».

КВН «Экологическое ассорти»

Воспитатель: — Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса, реки, моря и озера, поля и горы! Здравствуйте, птицы и звери!

Если бы человек каждый день вот так вот здоровался не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, что его окружают, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы больше никогда не увидим — люди уничтожили их.

Иногда слышишь: человек-царь природы. Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро нам дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения!

Ребята:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Воспитатель: — Сегодня я пригласила вас, ребята, и ваших родителей поиграть в игру, которая называется «Экологическое ассорти» . Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда сегодня нуждается в защите, заботе, любви.

В игре победит тот, кто хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, умеет правильно вести себя в природе, готов ее оберегать. В игре принимают участие родители и дети старшей группы. У каждого игрока своя игровая дорожка с цветными секторами. Я буду задавать каждому игроку вопрос, соответствующий «тематическому» сектору. Если игрок ответил на вопрос правильно, он переходит на следующий сектор. При неверном ответе остается на месте. Побеждает тот, кто первым дойдет до круга и ответит на вопрос суперигры. Готовы? Тогда вперед!

ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР:

Вопросы для родителей:

1. — Почему книга, в которую занесены редкие, исчезающие растения и животные, имеет красный цвет? (красный цвет — сигнал опасности, знак беды, которая грозит зеленому, живому наряду планеты ).

2. — Назовите одним словом растения и животных, занесенных в Красную Книгу? (редкие, исчезающие, охраняемые).

3. — Кто осуществляет контроль и надзор за заповедными местами? (государство) .

4. — Кто и что охраняется в заповедниках и заказниках Камчатки? (водоплавающие и околоводные птицы, промысловые звери, снежный баран, канадский бобр, гейзеры, рощи пихты изящной, лежбища морских животных).

5. — Существует ли месяц тишины в заповедниках? (да) .

Вопросы для детей:

1. — Как называется книга, в которую занесены редкие, исчезающие растения и животные? (Красная Книга).

2. — Как называются территории, охраняемые законом? (заповедники, заказники, национальные парки).

3. — Назовите заповедники Камчатки (Кроноцкий, Командорский) .

4. — Из набора иллюстраций выбери животных и растения, занесенные в Красную Книгу Камчатской области.

ГОЛУБОЙ СЕКТОР:

Воспитатель:

Бом-бом-бом!

Начинается погром.

Выезжаем на природу,

Сколько здесь в лесу народу!

Здесь костер и там костер,

Банки, склянки, всякий сор…

Воспитатель: -Представьте, что вы оказались в лесу или на берегу озера и перед вами огромное количество разбросанного мусора, а ведь в лесу живут животные и птицы и это наносит непоправимый вред. Перед вами экологические знаки. Подумайте, что означает каждый знак, и дайте ему название. Объясните, почему.

ОРАНЖЕВЫЙ СЕКТОР:

Задание — «Угадай мелодию»

Воспитатель: — Каждому участнику игры я предложу для прослушивания музыкальный отрывок из знакомых произведений о природе. Вспомните их названия.

ФИЗМИНУТКА:

Воспитатель: -Пора и отдохнуть. Сейчас каждый из вас пусть загадает птицу или зверя, в кого бы он хотел превратиться. Встаньте за черту и изобразите своего зверя, а зрители попробуют отгадать его.

ФИОЛЕТОВЫЙ СЕКТОР:

Если я сорву цветок —

Если ты сорвешь цветок…

Если все и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья и кусты.

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы.

Воспитатель: -Посмотрите на эти иллюстрации (показываю выставку растений, которые занесены в Красную Книгу Камчатской области) . Какое великолепное разнотравье!

Задание для родителей:

— Листья каких растений Камчатки здесь изображены? – листья изображены в осеннем наряде.

Задание для детей:

— Узнай растение, которое растет на Камчатке, по фрагменту.

Наводящие вопросы:

1 — Родственник сосны.

2 — Высокая трава, которую называют «медвежьим корнем».

3 — Королева камчатских лесов.

4 — Кустарник с морщинистыми листьями.

5 — Очень редкая орхидея.

6 — Трава 3-ех метровой высоты, которой весной питаются медведи.

КРАСНЫЙ СЕКТОР

Все-все на свете нужны.

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых.

Нужны все на свете

Нужны все подряд:

Кто делает мед

И кто делает яд!

Задание для родителей:

1 — Что это за рыба, которая к старости становится горбатой? (горбуша).

2 — Это крупное животное, живет в тундре, имеет широкие копыта, они позволяют ему бегать по снегу, ими же он разгребает снег, чтобы достать себе корм (северный олень).

3 — Разделить на две группы предложенных животных:

Кто не меняет шубку по сезонам;

Кто меняет шубку по сезонам.

4 — Предлагаю иллюстрацию «На льдине». Найдите, где ошибка?

5 — Чешуей-огнем сверкая, мы красным — красны всегда там, где ходит наша стая, кажется, горит вода (нерка) .

Задание для детей:

1 — Это животное является жителем Крайнего Севера. Это — прекрасный ловец, охотится за рыбой и тюленями (белый медведь) .

2 — Кто здесь лишний и почему? (жираф, белый медведь, морж, олень).

3 — Предлагаю картинки с «домиками» животных. Надо определить, кто в каком домике живет (дидактическая игра «Где чей дом?» ).

4 –На поверхность с мамой всплыв, он позавтракал слегка. За минуту сразу выпил 10 литров молока (китенок ).

5 — Думал, кошка. Крикнул: «Брысь!». Оказалось это….Рысь.

Воспитатель: -После того как определились участники финальной игры, я предлагаю провести ИГРУ СО ЗРИТЕЛЯМИ:

1 — Какое хвойное дерево зимой теряет иголки? (лиственница ).

2 — Чем можно кормить птиц? (зерном, семечками, семенами) .

3 — Назови народные приметы, связанные с погодными явлениями (кошка свернулась клубочком — к похолоданию. Лягушки квакают — к дождю. Ласточки летают низко над землей — пойдет дождь).

4 — Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? (для маскировки. Пестрый узор делает их незаметными среди деревьев и травы).

5 — Зачем цветам яркие лепестки и приятный запах? (они привлекают насекомых).

6 — О каком растении говорят, что оно жжет? (крапива) .

7 — Какое растение богато витамином «С»? (шиповник).

8 — У какого растения цветки появляются раньше, чем листья? (мать-и-мачеха)

9 — Говорят, у кита есть усы. Где они расположены? (во рту).

10 — Что общего в деревьях и книгах? (листочки).

Зрителям, правильно ответившим на вопросы, вручаются поощрительные призы.

СУПЕР ИГРА:

Воспитатель: — Сейчас наступило время для самого трудного вопроса нашего КВНа. Слушайте внимательно: — «Источник физической и духовной силы, флора, фауна, человек — все это можно назвать одним словом. Каким?

(ПРИРОДА)

Воспитатель: — Вот и подошел к концу наш КВН. Кто бы ни оказался впереди, с уверенностью можно сказать: сегодня победили дружба, смекалка и находчивость. Я думаю, что наша встреча сегодня не прошла даром, вы настоящие защитники природы.

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете…

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

Друг природы — это человек, который любит, изучает, бережет и охраняет ее. Вручаю вам всем награды — медаль «Друзья природы».

(дети и родители под музыку награждаются медалями).

ПРИЛОЖЕНИЕ-ЛИСТЬЯ РАСТЕНИЙ:

Шеломайник

Крестовник коноплеволистный

Лапчатка

Одуванчик

Бодяк камчатский

Ольховый стланик

РАСТЕНИЯ КАМЧАТКИ:

Лиственница

Кедровый стланик

Пальчатокоренник остистый (орхидея)

Надбородник безлистный (орхидея, которая занесена в Красную книгу России)

Роза морщинистая (шиповник)

Шеломайник

Дудник медвежий(медвежий корень )

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1-«В мороз» сл. А. Барто, муз. М. Красева

2-«Пчела» сл. В. Викторова, муз. В. Герчик

3-«Яблонька» сл. И. Токмаковой, муз. Ю. Тугарикова

4-«Прогулка по лесу» сл. М. Танича, муз. Б. Савельева

5-«Дятел» сл. А. Фаткина, муз. Н. Леви

6-«Жаворонушки, прилетите-ка»

7-«Во поле береза стояла»

8-«Почему зимой медведь спит» сл. А. Коваленкова, муз. Л. Книппера

9-«Пингвин» сл. Л Дымовой, муз. Д. Львова-Компанейца

Олеся Целовальник
КВН для старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

Программное содержание.

1. Формировать у детей осознанно правильное отношение к объектам живой и неживой природы, формирование элементов экологического сознания и культуры;

2. Привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к ней;

3. Развитие коллективных и творческих способностей, воображения, кругозора в процессе игры;

4. Воспитание доброжелательности друг к другу.

Оборудование и материалы: картинки с изображением животных: собака, обезьяна, лиса, кошка, медведь, слон, дятел, тир, хомячок, попугай, белка, бегемот; карточки «Береги живое»; картинки: живая и не живая природа; дипломы; картинки с изображением животных, занесённых в красную книгу, грамоты, музыкальное сопровождение, угощение.

Ведущий: Есть весёлая игра. Называется она КВН! Клуб весёлых и находчивых!

Шутки, смех, вопрос, ответ.

Знает ту игру весь свет!

Что ж пора нам начинать,

Я хочу вам пожелать,

Чтобы дружными вы были,

Чтоб смеялись, не грустили,

Чтобы не было печали,

Чтоб на все вопросы отвечали!

Сегодня мы проведем экологический марафон, проверит ваши знания он.

Как это интересно – много знать! Всем своим друзьям умение показать!

К интеллектуальным конкурсам готовы?

Вперед друзья к победам новым!

Мы с вами много говорили о защите воды, воздуха, земли и животных и сейчас посмотрим, кого из вас можно назвать лучшим знатоком и защитником природы.

Открывают игру дети из подготовительной группы «Радуга» и п. гр. «Ромашки».

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы окажемся одни.

Давайте будем беречь планету,

Во всей вселенной прекрасней нету,

Во всей вселенной совсем одна,

Что буде делать без нас она?

Представление жюри. Жюри, как видите, у нас достойно уважения.

Им приходилось, и не раз, оценивать сражения!

1 конкурс «Представление команд». (Название, девиз, эмблема)

2 конкурс Разминка. «Вопрос-ответ»

Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию. Я буду задавать вопросы командам, а вы по очереди будете отвечать на них. Выкрикивать нельзя, за это будут снижаться баллы.

Слушаем вопрос:

1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)

2. Что делает ёж зимой? (спит)

3. Как называют птиц улетающих в тёплые края? (перелётные)

4. Сколько лап у паука? (восемь)

5. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)

6. Кто носит свой дом на спине? (улитка)

7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

8. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)

9. Можно ли пингвина назвать птицей?

10. Где обитает самый длинный дождевой червяк?

11. У какого дерева белый ствол? (береза)

12. Как называется дом у муравья? (муравейник)

13. Как называется самое длинное насекомое? (палочник)

14. Какой овощ завезли в Россию из Америки?

15. Какие перья помогают птицам летать? (полётные)

16. Почему красную книгу называют красной, а не зелёной?

3 Конкурс «Живая - неживая природа»

Командам необходимо разложить все картинки на три группы:

1 группа: картинки, на которых изображены объекты не природы.

2 группа: картинки, на которых изображены все объекты живой природы.

3 группа: картинки, на которых изображены все объекты не живой природы.

Игра со зрителями «Кто как кричит»

Воспитатель называет животное или птицу, а дети называют, как они кричат.

1. Голубь – воркует 2. Утка – крякает 3. Филин – ухает

4. Журавль – курлычет 5. Ворона – каркает 6. Воробей – чирикает

7. Медведь – ревет 8. Конь – ржет 9. Овца – блеет

10. Пчела – жужжит 11. Сверчок – стрекочет 12. Комар – пищит. 13. Свинья – хрюкает.

4 конкурс. «Домашнее задание».

Выступление в защиту:

1 команда (гр. «Солнышки») – водоёмов

2 команда (гр. «Радуга») – леса

3 команда (гр. «Ромашки») – животных

4 команда (гр. «Пуговки») – воздух.

5 конкурс «Назови правило» (карточки)

6 конкурс «Экологические ситуации»

Однажды волшебник решил превратить густой, тёмный еловый лес в берёзовую рощу.

Как вы думает, к чему это привело?

Волшебник решил осушить все болота?

К чему это привело?

Волшебник решил избавить лес от лис.

К чему это привело?

Волшебник решил сделать так, чтобы всегда стояла солнечная, тёплая погода.

К чему это приведёт?

7 конкурс «Пантомима»

Каждой команде дается карточка с заданием изобразить животное. 1 дикое животное, 1 домашнее, 1 птицу.

Затем показывается пантомима, а команда – соперница угадывает животное. Задание проводится под музыку.

1 команда: тигр, корова, попугай

2 команда: слон, свинья, петух

3 команда: обезьяна, кошка, дятел

4 команда: медведь, собака, пингвин

Пока жюри подводит итоги.

Загадки-обманки.

1. Кукарекает спросонок

Милый, добрый …

2. Кто грызет на ветке шишку?

Ну, конечно, это …

3. Кто взлетит с цветка вот-вот?

Разноцветный …

(бабочка)

4. Паутину меж ветвей сплёл искусно (паук)

5. В курятнике большая драка!

Кто зачинщики? Два … (петуха)

6. Летом по лесу бродил,

Ел малину… (медведь)

7. Быстро бегает от страха по лесочку… (заяц)

8. В огороде в старом баке,

Громко квакают … (лягушки).

9. Очень медленно и тихо

По листу ползет …

Подведение итогов.

Воспитатель:

Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!

Публикации по теме:

Цель и задачи. Учить детей различать живую и неживую природу. Уточнить представления детей о свойствах воды и воздуха и их роли в жизни.

КВН для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию «Знатоки родного края» КВН для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию: «Знатоки родного края» Подготовительная группа Подготовила.

Музыкально-познавательная игра «Знатоки родного края» для детей старшего дошкольного возраста Входят дети и исполняют чувашский танец «Белый лебедь» (садятся на стулья) Ведущий: Здравствуйте дети! Ыра кун пултар ачасем! Знаете ли.

«Явления природы». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ Презентация «Явления природы». Цель: Познакомить с различными явлениями природы; развивать зрительную память, наглядно-образное мышление;.

Развлечение «Знатоки природы» Цель: - Закрепить экологические знания детей - Развивать логическое мышление, быстроту реакций, умение работать в команде - Воспитывать.

Сценарий познавательной игры «Знатоки сказок Пушкина» для детей старшего дошкольного возрастаавторы-разработчики: методист Коробейникова.

Задачи: Учить детей беречь природу. Учить их понимать, что значит любить природу, что может сделать каждый из нас, чтобы не скудели природная красота и богатство на нашей земле. Вызывать у детей желание охранять природу. Формировать у детей умение использовать основные движения в игровых ситуациях.

Оборудование: Магнитофон, записи песен «Не рвите цветы» Ю. Антонова, «Как прекрасен этот мир» Д. Тухманова, «Волшебный цветок» Ю. Чичкова, бумага и авторучки для жюри, листы с ребусами — 6 шт., наборы фломастеров — 2 шт., наборы карандашей — 2 шт., альбомные листы — 10 шт.

Словарь : Планета, оберег, беречь.

Зал оформлен в виде лесной поляны. Звучит запись песни «Как прекрасен этот мир». Дети входят в зал. Команды занимают места.

Ведущий.

Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля —

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день начинает.

(На стене поднимается изображение солнышка.)

Весело птица поет,

Песнею день начинает.

Как хороши, приглядись,

Клены, березы и елки!

Пенью у птицы учись,

А трудолюбью у пчелки.

Л. Савчук

Ведущий . Добрый день, дорогие ребята, болельщики и все, кто пришел к нам сегодня в гости. Пятнадцатого июля в давние времена отмечали день Берегини — славянской богини. В этот день девушки ткали и расшивали полотенца-обереги для своих суженых. Сегодня мы проводим КВН «Берегите Землю». Итак, встречаем команды.

Приветствие команд.

Капитан первой команды. Вас приветствует команда «Планета Земля». Наш девиз: «Беречь леса, поля и реки, чтоб сохранилось все навеки».

Капитан второй команды. Вас приветствует команда «Береги Землю». Наш девиз: «Будем лес любить, оберегать, будем взрослым в этом деле помогать». (Представление жюри.)

Ведущий.

Живет повсюду красота,

Живет не где-нибудь, а рядом,

Всегда открыта нашим взглядам,

Всегда доступна и чиста.

Живет повсюду красота —

В любом цветке, в любой травинке

И даже в маленькой росинке,

Что дремлет в складочке листа.

Живет повсюду красота.

М. Пляцковский

Задание 1. «Живет повсюду красота». Каждой команде необходимо отгадать по 3 загадки. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Загадки для команды «Планета Земля»:

Не солнце, не огонь, а светит.

(Светлячок)

Без рук, без ног,

На брюхе ползет.

В лесу живет,

Пряжу прядет.

Тоньше его пряжи

Не найдешь в продаже.

(Паук и паутина)

Загадки для команды «Береги Землю»:

Не птичка, а с крыльями.

(Бабочка)

Стоит лепешка

На одной ножке,

Кто мимо ни пройдет,

Всяк поклон отдает.

Стоят в поле сестрички —

Желтый глазок, белые реснички.

(Ромашка)

Слово жюри.

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Ф. И. Тютчев

Мы сегодня с вами будем говорить о земной красоте, о птицах и цветах, о деревьях и кустарниках, о жителях лесов. Вспомните, как красиво в лесу! Богат и многообразен пейзаж. Красива природа. Она всегда радует человека, надо только относиться к ней бережно и разумно. И к скалистому мысу, и к птичке-невеличке, к старому дубу и молодой березке. Надо беречь их и охранять.

Задание 2 . Каждой команде за пять минут необходимо отгадать по три ребуса. Отгадками будут названия кустарников и деревьев. За каждый правильно решенный ребус — 2 балла.

Слово жюри.

Ведущий . Ребята, представьте, что вы — лесничие. Вы внимательно следите за лесом, охраняете его. Какие бы вы поставили знаки в лесу для людей, которые приходят в лес отдыхать, собирать ягоды или грибы, охотиться на птиц или зверей? Какие бы вы написали для них плакаты? Для вас новое задание.

Задание 3. Нарисуй знак и напиши плакат. Каждую команду разделить на 3 группы. Раздать бумагу, фломастеры и карандаши. Две группы от команды рисуют знаки, по одному каждая, одна группа пишет плакат. Командам на задание дается 15 минут. (В этом задании при необходимости можно воспользоваться помощью взрослых — написать текст плаката и т. д. В записи звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы».)

Максимальное количество баллов в этом задании — 15. После выполнения команды рассказывают о своих знаках и произносят тексты написанных плакатов.

Слово жюри.

Ведущий . А сейчас задание для капитанов команд.

Задание для капитанов «Почему так называется?» Каждому капитану предложено по четыре названия цветов, ягод, грибов. Объяснить, почему они так называются.

Слова для капитана первой команды: черника, боровик, подберезовик, земляника.

Слова для капитана второй команды: голубика, подосиновик, колокольчик, лисичка.

Слово жюри.

Ведущий . Продолжаем наш КВН.

Задание 4. Вопросы для команд. Каждая команда приготовила по три вопроса для команды соперника. Сначала свои вопросы задает первая команда, выслушивает ответы. Если команда-соперница не смогла ответить на вопрос, отвечают сами. Затем вторая команда задает вопросы для соперников.

Варианты вопросов:

Почему нельзя разорять гнезда?

Почему нельзя разорять муравейники?

Несъедобные грибы. Есть ли от них польза и кому?

Почему костер, разведенный в лесу, обязательно надо тушить?

Чем полезны дождевые черви?(Ответ: 1 вариант — дождевые черви — живые барометры. Многие знают народную примету, связанную с дождевыми червями. Если после дождя они выползают на поверхность земли и заполняют тропинки и тротуары, то впереди нас ждет теплая погода и ненастью скоро конец. 2 вариант — с помощью дождевых червей можно превращать в плодородные оазисы самые пустынные районы с совершенно непригодной для земледелия почвой. Как считают ученые, необходимо засыпать нужный участок кухонными отходами: луковой, яичной скорлупой, картофельными очистками и т. д. Добавить некоторое количество песка и поселить червей. Дождевые черви с удовольствием жуют это «лакомство», а обратно «выплевывают» уже настоящую плодородную почву.)

Почему надо беречь и охранять растения, занесенные в Красную книгу?

Ведущий . Представьте, что вы — учитель. Вам предстоит провести урок с детьми. Тема урока — «Правила поведения в лесу». О каких правилах вы расскажете детям на этом уроке? Задание 5. Правила поведения в лесу Словесная перестрелка для команд. Одно правило называет первая команда, следующее правило — вторая команда и т. д. Жюри внимательно считает правильные ответы.

Ведущий. А сейчас послушайте, о каких правилах поведения Н. Рыжова написала в своем стихотворении.

Ведущий.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай...

Выходят пятеро детей.

1-й ребенок.

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь:

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

2-й ребенок.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

3-й ребенок.

Из рогатки не стрелять;

Ты пришел не убивать!

4-й ребенок.

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

5-й ребенок.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин — дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Ведущий . Наш КВН подходит к концу. Пока жюри подсчитывает итоги, мы хотим всем присутствующим подарить танец. Танец «Волшебный цветок». (Исполняется танец «Волшебный цветок» (музыка Ю. Чичкова). Подведение итогов КВН. Награждение команд.)

Ведущий.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь...

Все это называется природой,

Давайте же всегда ее беречь!

Природу с вами надо нам беречь!

Возраст: 6 - 7 лет.

Место проведения: спортивный зал.

Задачи:

— формировать у детей умение использовать основные движения в игровых ситуациях;

— вызвать желание беречь и охранять природу.

Оборудование : аудиоаппаратура, записи песен «Не рвите цветы» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского), «Как прекрасен этот мир» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова); бумага и авторучки, листы с ребусами (4 шт.), наборы фломастеров (по количеству детей), альбомные листы (10 шт.), 2 листа ватмана, наборы цветной бумаги, ножницы, клей, мяч.

Словарь : планета Земля, природа, охранять, беречь, земля, защищать, изумруд.

Спортивный зал оформлен в виде лесной поляны. Звучит песня «Как прекрасен этот мир». Дети заходят в зал. Команды занимают места.

Ведущий

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

В. Берестов

Добрый день, дорогие ребята, сегодня мы проводим КВН на тему «Живет повсюду красота».

Внимание! Встречаем команды!

Приветствие команд.

Капитан 1-й команды . Вас приветствует команда «Родник»! Наш девиз:

Он спешит в своем вечном пути,

Чтобы землю от жажды спасти.

Капитан 2-й команды . Вас приветствует команда «Гори- зонт»! Наш девиз: «Виден край, да не дойдешь».

Представление жюри.

Ведущий . Послушайте стихотворение.

Мы пошли по ягоды в дальний лес.

Видимо-невидимо там чудес.

Мы видали рыжего муравья,

Повстречали белочку у ручья.

Отыскали беленький мы грибок,

Положили бережно в кузовок.

Ну а спелой ягоды и не счесть!

Как домой воротимся, станем есть.

Мы в лесу гуляли бы до утра,

Да уж вечер близится — спать пора.

Н. Саконская

Какое красивое стихотворение. Верно, ребята? А какая красота находится вокруг нас с вами! Стоит только присмотреться, и вы ее обязательно увидите.

Я предлагаю первое задание «Живет повсюду красота».

Задание «Живет повсюду красота»

Каждой команде необходимо по очереди называть растения, птиц, насекомых, животных, деревья и кустарники. Вторая команда называет слово, которое начинается с той буквы, которой заканчивается слово первой команды.

Например, сверчок — клен — ноготки — ива — астра и т.д.

В этом задании команда, последней назвавшая слово, получает 2 балла, команда-соперник — 1 балл.

Ведущий

В мире великом Много чудес.

Разве не чудо задумчивый лес

С травкой зеленой и ягодой дикой?

Блеск изумруда Крыльев жуков,

Плащ голубых мотыльков —

Разве не чудо?

Г. Галина

Сколько красивых стихов пишут поэты про природу, окружающую нас с вами.

Следующее задание — викторина о природе.

Викторина о природе

Ведущий зачитывает вопросы сразу для обеих команд. Команда, игроки которой знают ответ, отвечает первой. В этом задании команды получают столько баллов, сколько правильных ответов они дадут.

Примерные вопросы

Цветок, растущий из-под снега? (Подснежник.)

Любимая ягода медведя? (Малина.)

Самая большая бегающая птица? (Страус.)

Ягода, похожая на малину? (Ежевика.)

У какого дерева белый ствол? (У березы.)

Могут ли зимовать птицы в скворечниках? (Нет. Им будет холодно.)

Почему боровик имеет такое название? (Растет в бору.)

Какого цвета ягода голубика? (Голубого.)

Какой гриб растет под березой? (Подберезовик.)

Назовите полевые цветы? (Василек, колокольчик, клевер, ромашка...)

Самая маленькая птица? (Колибри.)

Как зимует медведь? (Спит в берлоге.)

Назовите съедобные грибы. (Боровик, лисичка, опенок, масленок, сыроежка...)

Дом для муравьев. (Муравейник.)

Волк — дикий или домашний зверь? (Дикий.)

Жилище лисицы. (Нора.)

Сирень — это дерево или кустарник? (Кустарник.)

Ведущий. Мы продолжаем разговор о земной красоте — о прекрасных цветах и стройных деревьях, о птицах, животных и насекомых, о маленьких ручейках и больших реках — обо всем, что окружает нас с вами, радует наш глаз, дарит тепло сердцу и душе. Итак, для вас очередное задание.

Задание «Отгадай ребус»

Каждой команде необходимо разгадать по два ребуса, отгадки которых — названия деревьев и кустарников. За каждый правильно отгаданный ребус — 3 балла. Максимальное количество баллов в этом задании — 6.

Ребусы для первой команды:

Ответы: осина, калина.

Ребусы для второй команды:

Ответы: ёлка, черёмуха.

Слово предоставляется жюри.

Ведущий

На лугу у той дорожки,

Что бежит нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке —

Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит:

«Не тронь!»

М. Познанская

Ребята, а вы любите цветы? Какие у вас цветы самые любимые?

Игра «Любимый цветок»

Дети обеих команд встают в круг. Взрослый берет мяч, называет свой любимый цветок и бросает мяч любому участнику. Поймав мяч, ребенок называет свой любимый цветок и бросает мяч обратно и т.д.

Ведущий . Молодцы, ребята! У вас у всех есть любимые цветы. А за что вы их любите?

Дети отвечают.

Цветы нельзя не любить.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры.

К. Жанэ

А теперь отгадайте загадки, отгадки которых — названия полевых и лесных цветов.

Загадки для первой команды

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, меня найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василек.)

Не зовет на перемену

И обратно на урок.

Потому что это просто

Голубой лесной цветок. (Колокольчик.)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик.)

Загадки для второй команды

Глядит из-под снега Зеленый росток.

Он — первый, весенний Студеный цветок. (Подснежник.)

Стоят в поле сестрички —

Желтые глазки, белые реснички. (Ромашки.)

Голубой лужок,

Голубой бережок.

Голубеет все вдали —

Какие цветы зацвели? (Незабудки.)

Молодцы! А сейчас я предлагаю вам выполнить коллективную аппликацию «Ковер цветов».

Каждая команда получает цветную бумагу, ножницы, клей. Под «Вальс цветов» из балета П. Чайковского «Щелкунчик» дети выполняют задание и показывают работу ведущему.

Глядя на этот великолепный ковер из цветов, я хочу прочитать для вас строки стихотворения Р. Гамзатова:

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою,

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою...

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют с лепестков...

Кто не верит, всех зову я в сад,

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели...

А теперь, ребята, представьте себя лесничими. Вы внимательно следите за лесом, охраняете его. Какие бы вы поставили в лесу знаки для тех людей, кто приходит туда отдыхать, собирать ягоды или грибы, охотиться на птиц или зверей. Это и будет для вас новое задание.

Задание «Знаки для туристов»

Каждый участник получает фломастеры и лист бумаги круглой формы диаметром 15 см. Звучит песня «Не рвите цветы» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского). На выполнение этого задания командам дается 10 мин. Максимальное количество баллов в этом задании — 10. В итоге участники команд рассказывают о своих знаках.

После выполнения задания нарисованные знаки нужно повесить на стену.

Слово предоставляется жюри.

Ведущий . А сейчас капитанам команд предстоит участвовать в конкурсном задании. Каждому нужно ответить на один вопрос. Максимальное количество баллов — 5. На подготовку дается 5 минут.

Вопрос для капитана первой команды: «Есть ли в природе “ненужные” растения?».

Вопрос для капитана второй команды: «Есть ли в природе “ненужные” животные?».

Слово предоставляется жюри.

Ребята, представьте себе, что вы скоро отправитесь с группой в поход. О каких правилах поведения в лесу вы обязательно будете помнить?

Происходит словесная «перестрелка» команд. Одно правило называет первая команда, следующее — вторая и т.д. Жюри внимательно считает правильные ответы.

А сейчас послушайте стихотворение Н. Рыжовой и скажите, о каких правилах поведения написал автор.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай...

Входят пятеро детей.

1-й ребенок

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь:

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

2-й ребенок

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

3-й ребенок

Из рогатки не стрелять;

Ты пришел не убивать!

4-й ребенок

Бабочки пускай летают.

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

5-й ребенок

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин — дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Домашнее задание «Земля — наш общий дом»

Каждая команда должна была подумать над вопросом «Что нужно всему живому на Земле?». Максимальное количество баллов в этом задании — 5.

Команды по очереди отвечают на вопрос.

Ведущий . Наш КВН подходит к концу. Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам послушать замечательное стихотворение И. Мазнина.

Входят трое детей.

1-й ребенок

Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птицы — с небом,

Как травы — с лугом,

Как ветер — с морем,

Трава — с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!

2-й ребенок

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица!

И доверяли повсюду нам,