Елизаветы сергеевны кругликовой монотипия. «Париж накануне войны»

Родилась в Петербурге в семье, любившей и понимавшей искусство. Отец будущей художницы служил офицером.
В 1890-1895 в качестве вольнослушателя Кругликова обучалась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895 г. уехала в Париж, надолго обосновавшись там и периодически посещая Россию, где публиковала в русской печати отчеты о французской жизни. Парижская мастерская художницы сделалась своеобразным русским культурным центром, который посещало огромное количество людей, причем не только художников. С 1909 по 1914 Е. С. Кругликова преподавала офорт в академии «La Pallette» в Париже. Среди ее учеников был М. Волошин. Начало Первой мировой войны, заставшее Кругликову в Петербурге, навсегда оторвало ее от Парижа. В 1916 г. Кругликова выпустила книгу «Париж накануне войны» со своими репродукциями.
Специфика художественной манеры Кругликовой, использовавшей редкие техники (мягкий лак, акватинта и др.), ее экспериментаторство, позволила ей добиться особенно весомых достижений в двух областях. Первой из них, ранней по времени (с 1909 г.) была монотипия, соединявшая живопись с печатью. Второй областью (с 1914 г.) стал силуэт. Наибольшей известностью пользуется ее огромная серия (более 1000 работ) портретных работ современников, в основном, деятелей культуры, создаваемая художницей в 20-30-е г.г. Среди них силуэты Анны Ахматовой, В. Маяковского, А. Блока, М. Волошина, М. Цветаевой и др.
В 1919 г. стала одним из инициаторов создания Государственного театра марионеток, в котором работала по 1921 г. По ее эскизам были оформлены спектакли «По щучьему велению» и «Вий» по повести Н. Гоголя.
В 1922-29 г.г. была профессором полиграфического факультета Вхутеина в Ленинграде, где преподавала технику офорта.

Эрих Голлербах

Искусство силуэта

Сухое и строгое, на первый взгляд однообразное и безжизненное, искусство пленяет нас своей интимностью, загадочной недоговоренностью и тонкой грацией. Чем ближе приглядываешься к нему, тем больше разубеждаешься в его «бедности» и «наивности». Овладеть искусством силуэта совсем не так легко, как кажется. Твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности необходимы здесь не менее, чем во всякой картине. Несмотря на то, что силуэт лежит в двух измерениях, а не в трех, - к нему, как ни странно, применимы законы трех измерений: талантливый силуэтист умеет передавать в монотонных черных пятнах и движение, и рельеф, и даже экспрессию лица. Плоскость и линия, ее замыкающая, приобретают в искусстве силуэта исключительное значение. Абрис, контур, очерк предмета порабощают внимание силуэтиста, ограничивают его в средствах, но вместе с тем принуждают к особой изобретательности. Есть силуэты, в которых положительно чувствуется «скульптура», тончайшая «моделировка», даже «красочность». Математический лаконизм, благородная абстрактность силуэта приучают к изощрению наблюдательности и зоркости. Силуэт - как бы формула и - одновременно - намек на незримое , еле уловимый рассказ о чем-то, фраза начатая и неоконченная. Но даже вне законченности своей эта фраза иной раз становится откровением, афоризмом, символом.

Вот почему силуэтное искусство полно своеобразной прелести и неисчислимых возможностей. Об этом красноречиво говорят работы современных художников, уделяющих внимание силуэту.

Прежде чем перейти к их произведениям, коснусь вкратце истории силуэта. Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения, так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты. Самый же термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги, «portraits a la Silhouette». По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников), К. Шмидт, Мюльбах и др. У нас в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо, работы которого доныне сохранились в некоторых домах. Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки. Целая коллекция этих силуэтов, состоящая из 183 листов, принадлежала герцогу Мекленбург-Стрелицкому и была в 1899 году издана в фототипических снимках («Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные»). Отразилось увлечение силуэтом и в прикладном искусстве, - появились фарфоровые табакерки с силуэтами, чашки, вышивки, инкрустации и т.п. Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803), выпустивший в 1791 г. альбом «Collection de cent silhouettes». В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою, который рисовал в виде силуэтов не только профильные портреты, но и фигуры в разных позах, жанровые сцены и пр. Успех Коневки вызвал подражание. У нас в России искусством силуэта занималась рисовальщица сцен детской и народной жизни Елизавета Бем. Но большое мастерство обнаруживают многочисленные силуэты Е.С. Кругликовой, вырезывающей их из бумаги. Художница обычно набрасывает контур силуэта на белой стороне черного листа бумаги и затем действует ножницами, достигая изумительной виртуозности в сложных композициях, требующих внимательного учета перспективных сокращений. Кругликова создала целую галерею силуэтов писателей, художников, артистов и музыкантов.
Замечательны среди работ Е.С. Кругликовой силуэты Александра Н. Бенуа, В.Э. Мейерхольда, Эмиля Купера за дирижерским пюпитром, Гречанинова за роялем, и ряд «домашних сцен» (концерт и пр.). В той же манере что и силуэты, т.е. из черной бумаги, исполняет художница портреты еn fасе (по образцу рисунков и гравюр Валлотона), а также пейзажи, архитектурные мотивы, иногда запечатлевая разнообразные моменты городской жизни, с ее уличной сутолокой.

В 1917 г. с успехом выступила в качестве силуэтистки московская художница Н.Я. Симонович-Ефимова, работавшая перед тем (подобно Кругликовой) в области гравюры. Есть у Симонович и большие портретные холсты, в которых замечательна острая, сильная характеристика фигур. Это уменье метко фиксировать позы, манеры, движения сказалось в силуэтах Симонович, отличающихся классической простотой и технической выдержанностью.

Кругликова и Симонович - это, так сказать, профессиональные силуэтисты. Но и в работах наших графиков силуэт играет не последнюю роль. , положивший начало обновлению русской графики, возродил, между прочим, искусство силуэта. Несравненные «реставраторы» старины - , и - воскресили прежний дух силуэта. Часто встречаем мы силуэты и в работах Г. Нарбута. Семейный силуэт художника, автосилуэт, силуэты В. Замирайло, Шарлемана, Чемберса, Д. Митрохина и ряд мелких силуэтов в различных декоративных композициях свидетельствуют о большом пристрастии Нарбута к этого рода искусству. Изящество силуэтного портрета пленило и С. Чехонина, лучшего портретного миниатюриста наших дней. Им исполнено несколько чрезвычайно удачных силуэтов (в их числе профили В. Ленина и Г. Зиновьева), для издательства Коминтерна.

Пожалуй, нет ни одного крупного графика, который не отдал бы дань этому интимному, грациозному искусству: силуэты есть у В.Н. Левитского, Д.И. Митрохина, В.Д. Замирайло. Мы не даем здесь подробной характеристики этих работ, потому что в творчестве перечисленных художников силуэт играет подчиненную, служебную роль, является одним из побочных элементов графической композиции, не имеющим превалирующего значения. Но воспроизведенные здесь силуэты убедительно говорят о том, как много экспрессии можно вложить в «скупые» черные пятна.

Октябрь 1922 г.

Приводимый ниже текст написан на основе материалов, почерпнутых из разных книг и воспоминаний о Е. Кругликовой, к сожалению, полностью не вошёл в мою книгу, но практически полностью вошёл в мою дипломную работу.
В 2010 году в Санкт-Петербурге была небольшая выставка работ Е. Кругликовой, куда вошло и несколько вырезанных из чёрной бумаги силуэтов. Если честно, на меня силуэты впечатления не произвели. Я ожидала большего. Графические силуэты художницы намного интереснее.

"...досталось от Голлербаха и Елизавете Кругликовой: «На противоположном полюсе, который можно назвать конкретно-реалистическим, лежит творчество Кругликовой, которая в своих силуэтных работах пользуется также ножницами и бумагой. Силуэты её обычно впадают в шарж, трактовка фигур носит слегка анекдотический характер. В поисках типичных особенностей модели художница прибегает к усиленному подчёркиванию отдельных частей контура, что часто наносит ущерб анатомической правде, а иногда даже приближает её портретные силуэты к грубой издёвке. Некоторые силуэты её похожи, но это скорее сходство пародии, чем настоящая правда, и порою на них есть налёт вульгарности. (См. Е. Кругликова «Силуэты современников» изд. Альциона)».
О чём говорят нам эти слова? Лишь о том, что классический силуэт, рождающийся часто спонтанно и не терпящий исправления, является настоящим произведением искусства, так как не только меняется в зависимости от почерка мастера, но и развивается в разных направлениях, охватывая и портрет, и пейзаж, и сюжетную картинку, и книжную иллюстрацию.
Елизавета Сергеевна Кругликова (1865 – 1941), однажды взяв в руки ножницы, никогда уже с ними не расставалась, создав почти тысячу портретов. Именно портреты принесли Кругликовой наибольшую известность, хотя и проиллюстрированная книга «Париж накануне войны» был высоко оценён любителями книги.
«В 1916 году в Петербурге был выпущен в количестве 500 экземпляров «Париж накануне войны в монотипиях Е. С. Кругликовой», сборник текстов разных авторов с многоцветными воспроизведениями и с силуэтными работами талантливой художницы.
Парижская монография Е. С. Кругликовой одновременно и научна и художественна. И серьёзна и весела, и полна лирики и, по существу, грустна, потому что показывает всю эфемерность и поверхностность той жизни, какая полюбилась художнице и её друзьям, таким же художникам и поэтам, как она сама. Живость Парижа несомненна в чёрных и белых вырезанных из бумаги узорных фигурках и сценах, но этот реализм несколько неглубок. Для многоцветных таблиц использована художницею монотипия.
Иные силуэты, вырезанные Кругликовой из чёрной бумаги, по-настоящему декоративны и образуют с текстом вполне органическое сочетание. Это одна из последних хороших книг дореволюционной книжной культуры» .
«Сама Елизавета Сергеевна в письме к искусствоведу Петру Евгеньевичу Корнилову рассказывала: «Вы спрашиваете про силуэты? Я стала резать силуэты в 1914 году, случайно. Делала украшения для программы благотворительного концерта Игумнова (профессора Московской консерватории) в пользу поляков. Так как концерт был из произведений Шопена, то я сделала несколько медальонов с силуэтом Шопена, и мне понравилось резать, и я стала делать портреты, а потом и вообще графику для «Парижа накануне войны».
Однако, возможно допустить, что это не совсем так. Кругликова с детства была прекрасно знакома с силуэтами. Работы её деда, Николая Александровича Кругликова, украшали дом. Вероятнее всего, что в детстве девочка также вырезала картинки, только не придавала впоследствии этому значения.
«Дед художницы, Николай Александрович Кругликов (1788-1868), был превосходным рисовальщиком-самоучкой и силуэтистом. До наших дней дошло довольно большое число портретов родных и знакомых, рисованных им карандашом или чёрной тушью. Искусство силуэта, вырезанного из чёрной бумаги, имевшее столь широкое распространение в XVIII веке и понемногу сходившее на нет к середине XIX века, особенно его увлекало.
Отец художницы, Сергей Николаевич Кругликов (1832-1910), кадровый военный, хотя и не имел специального художественного образования, весьма неплохо владел карандашом и кистью. Сохранились его акварели с изображением разных мест Петербурга. Братья Николая Александровича – деда художницы – также хорошо рисовали.
Родная сестра художницы, Мария Сергеевна (1871-1941), превосходно делала небольшие скульптуры-куклы, изображая в них характерные типы. Эти куклы имели успех на Брюссельской выставке прикладного искусства в конце 1920-х годов и на первой ленинградской выставке работ художников кукольных театров в 1936 году.
Раннее детство Елизаветы Сергеевны прошло в Петербурге, затем в Омске, где служил её отец. Гимназию будущая художница окончила в Москве. Именно там и зародилась у Елизаветы Сергеевны любовь к рисованию.
В 1890 году Елизавета Сергеевна поступила вольнослушательницей в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где застала ещё И. М. Прянишникова, работала под его руководством, училась у С. А. Коровина, К. А. Савицкого и А. Е. Архипова. В 1893 году работы художницы были впервые показаны на XVI ученической выставке картин».
Становление Кругликовой как художника происходило в начале ХХ века.
Больше всего её привлекал Париж, где она провела 20 лет. В Париже во многом определились её художественные пристрастия.
«До отъезда в Париж Кругликова всецело принадлежала русской реалистической школе живописи.
Не теряя тесной связи с родиной и её искусством, наезжая ежегодно в Россию, Кругликова своими работами участвовала на выставках различных художественных обществ Москвы и Петербурга. Больше всего связей было у неё с «Миром искусства».
В 1909 году Кругликова подошла к новому приёму, когда, пользуясь печатным станком, можно осуществить живописное решение художественного замысла, минуя травление. Это было возрождение монотипии, известной немногим художникам в XVII и XVIII веках, но совершенно забытой к ХХ веку».
«В 1904 году художница вошла во французское «Общество оригинальной гравюры в красках».
С 1909 года Кругликова преподавала офорт в парижской академии «Ла Палетт».
Годы проживания за границей были богаты путешествиями по разным странам, где художница посещала музеи и выставки, знакомилась с произведениями искусств.
Уже маститым графиком она серьёзно увлеклась силуэтом, любовь к которому пробудили спектакли театра Н. Я. Симонович-Ефимовой.
В 1914 году Кругликова, уже будучи признанным мастером, возвратилась в Петербург.
Великая Октябрьская социалистическая революция, столь круто изменившая судьбы русской интеллигенции, повлияла не только на судьбу, но и на характер дарования художницы.
Кругликова жила в кругу художников и поэтов, писателей и учёных, людей одарённых и интересных.
«С 1922 по 1929 год Елизавета Сергеевна была профессором полиграфического факультета Академии художеств в Петрограде-Ленинграде, где руководила обучением технике офорта.
В 1930 году полиграфический факультет был ликвидирован, Елизавета Сергеевна продолжала работать с учениками в кружке при Академии художеств.
В апреле 1934 года исполнилось сорок лет творческой и двадцать пять лет педагогической деятельности Елизаветы Сергеевны Кругликовой.
В Ленинградском доме художника состоялось торжественное заседание, посвящённое её творчеству, а в государственном Русском музее открылась юбилейная выставка работ Е. С. Кругликовой и работ её учеников.
Газеты «Ленинградская правда» и «Смена» отметили эту юбилейную дату в творчестве художницы.
В 1940 году в Ленинграде отметили семидесятипятилетие художницы. Её чествование было устроено Ленинградским Союзом советских художников и Государственным Русским музеем.
В мае-июне 1941 года Елизавета Сергеевна посетила в Москве М. В. Нестерова. Они проектировали осенью того же года организовать выставку бывших художников «Мира искусства», но разразилась война, а через месяц после её начала, 21 июля 1941 года, Е. С. Кругликова скончалась». Личный архив художницы погиб в блокаду.
Новая глава в жизни Кругликовой связана с возрождением искусства силуэта, в котором она добилась огромных успехов. Именно с личностью Кругликовой связывают эту область искусства в ХХ веке.
Она много работала в силуэте ещё и потому, что начавшаяся война застала её в России и лишила парижской мастерской. Отсутствие красок, кистей подталкивало к непритязательному силуэту. Силуэт давал выход творческим замыслам.
П. Е. Корнилов вспоминает: «Елизавета Сергеевна была высокого роста, её фигура слегка походила на мужскую. Короткие стриженые волосы были отброшены назад. У неё были крупные трудовые руки и мужественный голос. Особенно она памятна мне в чёрном костюме, в жёлтом жилете и с большим бантом у ворота.
Она не умела быть спокойной, без дела.
Так, во время одной из бесед она, внимательно посмотрев на меня, на обороте клочка чёрной бумаги сделала набросок и тут же ножницами вырезала мой силуэт в позе рассматривающего лист. Наклеила силуэт на белую бумагу и сделала надпись: «На память от скромного силуэтиста Ваша, глубокоуважаемый Пётр Евгеньевич, тень. Е. Кругликова. 3.Х. 24». В этом силуэте она внимательно отметила и «Ёршик» на моей макушке и коротенькие усы. Был уловлен характер, присущий мне в ту далёкую пору».
А вот что пишет А. А. Сидоров: «Об искусстве силуэта Е. С. Кругликова говорила со мною подробнее и серьёзнее в более позднее время, когда мы встречались ежегодно летом в Крыму, в Коктебеле у М. А. Волошина, в течение незабвенных для всех участников тех сезонов, попадавших на вторую половину 1920-х годов. Наблюдая её работу ножницами, следя за подлинно замечательным её уменьем схватывать сходство, давать в чёрном пятне бумаги как бы «сгусток» портретируемого человека, хотелось невольно спросить, откуда к ней пришло её мастерство силуэтиста. Про себя Е. С. Кругликова говорила, однако, вовсе не столь охотно. О своих силуэтных поисках и исканиях Е. С. Кругликова рассказывала, вспоминая Париж и подчёркивая, что ко времени наших бесед (1926-1929 гг.) она в значительной мере изменила свои приёмы, по другому стала понимать сущность силуэта.
Возникновение самого своего интереса к возможностям силуэтного искусства Е. С. Кругликова связывала с именем другой русской художницы, жившей в 1910-1911 годах в Париже, - Н. Я. Симоновия-Ефимовой, двоюродной сестры В. А. Серова: «Мы обе увлекались гравюрами Валлотона» (Н. Я. Симонович – специально «театром теней»). Про себя Е. С. Кругликова рассказывала, что вначале радовалась, находя в силуэте возможность нового, законченного и очень декоративного показа всей окружающей её пёстрой и занятной жизни предвоенного, а для нас – предреволюционного времени. «Но я поняла, что должно отличать настоящий вырезанный из чёрной бумаги силуэт от теневых картин, - говорила автору этих строк Е. С. Кругликова, - строгая двумерная плоскость. Милая Н. Я. Симонович пыталась в чёрной тени увидеть и передать и объёмы, и ракурсы, и перспективу. Я же – планы и плоскости. Не просто «тени», а двумерные плоскостные «сгустки». Е. С. Кругликова много времени посвятила изучению «классического» силуэта XVIII века. Её любимым мастером оказывался Сидо. Но ни от вырезывания «планов». Ни от введения в силуэт, выполненный в чёрной бумаге, белых пятен, «прорезов», она не отказывалась.
Она делала силуэты чудесно легко, с поражающей быстротой, лёгкостью и внимательностью. Не любила «кружев», мелкости и дробности вырезанных из бумаги работ, как в некоторых любительских силуэтах начала XIX века, слишком изысканных».
Быстроте и лёгкости предшествовала большая подготовительная работа. «Прежде чем вырезать силуэт, Кругликова обязательно делала набросок карандашом, стараясь уловить характерные черты лица человека, особенности его фигуры и даже настроения. Затем изготавливался набросок с изнанки чёрной бумаги, и уже только тогда специальным набором тончайших ножниц Елизавета Сергеевна вырезала силуэт. Если он требовал особенно сложной компоновки, Кругликова дополняла композицию кусочками чёрной бумаги, приклеивая их своеобразным способом, то есть «строила» силуэт, добиваясь наибольшей выразительности».
«Общий обзор творчества Е. С. Кругликовой за годы революции лучше всего начать именно с силуэтов. Из чёрной бумаги вырезаны с очень большим искусством все украшения «Парижа накануне войны», относящиеся к 1914 году. В годы войны Е. С. Кругликова исполняет силуэты для неосуществившегося издания «Москва в силуэтах» - серия портретов, из которых только в 1921 году были опубликованы «Поэты» .
В 1922 году увидели свет портреты поэтов – «Силуэты современников», издательство «Альцион». В 1925 году вышли две серии: «Призвание поэта» (издательство «Полярная звезда») и «Вожди революции» (издательство Академии художеств).
Много работала Кругликова и в жанре автопортрета. Она изображала себя и в кругу друзей, и за печатным станком, и в имитации парадного портрета.
Кругликова, как силуэтист-портретист, отодвинула на задний план все свои же творческие достижения. А ведь она успешно работала и в бытовом жанре, и в архитектурном пейзаже, и в книжной иллюстрации, и даже в плакате.
«Один из лучших плакатов Кругликовой – «Женщина! Учись грамоте!» (силуэт, 1923, ГРМ) – посвящён злободневной теме ликвидации неграмотности. За столом девочка с букварём, перед ней женщина, поза которой говорит о растерянности и беспомощности. Девочка обращается к ней: «Эх, маманя! Была бы ты грамотной, помогла бы мне». Плакат прост, выразителен, лишён дидактики.
Способом силуэта решены также плакаты «Детская комната в Эрмитаже» (1929, ГРМ) и «Ясли в Ленинградской области» (1930, ГРМ)».
«Её работы часто помещались на страницах журналов «Красная Нива», «Работница и крестьянка», «Красная панорама».
Ею было выполнено более тысячи силуэтов, из которых увидело свет не более двухсот семидесяти. Работы Кругликовой хранятся во многих музеях Москвы и Ленинграда, во многих частных собраниях».

Другие материалы об искусстве вырезания из бумаги и художниках-силуэтистах в сборнике «Искусство силуэта».

Учёба: Работы на Викискладе

Елизаве́та Серге́евна Кру́гликова (фр. Elizabeth de Krouglicoff ; -) - русская советская художница , график, мастер эстампа и силуэта .

Биография

Елизавета Кругликова родилась 31 января 1865 года в Санкт-Петербурге . Родители - Сергей Николаевич Кругликов (1832-1910) и Ольга Юльевна Нейман (1836-1922). Дед Елизаветы Сергеевны, Николай Александрович Кругликов (1788-1868), был известным рисовальщиком, силуэтистом-любителем. Брат, Николай Сергеевич Кругликов (16.11.1861-28.10.1920), инженер путей сообщения, помощник начальника работ по постройке уссурийской железной дороги, а также один из основателей «Художественного общества Интимного театра» (1909).

Творчество

Работы художницы находятся в собраниях:

  • Дом-музей Максимилиана Волошина , Коктебель .
  • Калужский областной художественный музей, Калуга .
  • Ростовский областной музей изобразительных искусств , Ростов-на-Дону .




Публикации

  • Париж накануне войны в монотипиях Е. С. Кругликовой. 1916
  • Силуэты современников. 1922
  • Призвание поэта. 1925
  • Сураханы. 1931
  • Азнефть. 1934

Память

Источники

  • Елизавета Сергеевна Кругликова. Жизнь и творчество. - Л.: Художник РСФСР, 1969. - 132 с.
  • Каталог «Е. С. Кругликова и её ученики», Л. 1985
  • Альбом «Е. С. Кругликова», Л. 1989
  • Исаев В. Ю. Сокровища Дома Волошина. Альбом. - Симферополь: СОНАТ, 2004. - 400 с. - ISBN 966-8111-40-0 .

Напишите отзыв о статье "Кругликова, Елизавета Сергеевна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кругликова, Елизавета Сергеевна

– Мама! мне так не хочется, – сказала Наташа, но вместе с тем встала.
Всем им, даже и немолодому Диммлеру, не хотелось прерывать разговор и уходить из уголка диванного, но Наташа встала, и Николай сел за клавикорды. Как всегда, став на средину залы и выбрав выгоднейшее место для резонанса, Наташа начала петь любимую пьесу своей матери.
Она сказала, что ей не хотелось петь, но она давно прежде, и долго после не пела так, как она пела в этот вечер. Граф Илья Андреич из кабинета, где он беседовал с Митинькой, слышал ее пенье, и как ученик, торопящийся итти играть, доканчивая урок, путался в словах, отдавая приказания управляющему и наконец замолчал, и Митинька, тоже слушая, молча с улыбкой, стоял перед графом. Николай не спускал глаз с сестры, и вместе с нею переводил дыхание. Соня, слушая, думала о том, какая громадная разница была между ей и ее другом и как невозможно было ей хоть на сколько нибудь быть столь обворожительной, как ее кузина. Старая графиня сидела с счастливо грустной улыбкой и слезами на глазах, изредка покачивая головой. Она думала и о Наташе, и о своей молодости, и о том, как что то неестественное и страшное есть в этом предстоящем браке Наташи с князем Андреем.
Диммлер, подсев к графине и закрыв глаза, слушал.
– Нет, графиня, – сказал он наконец, – это талант европейский, ей учиться нечего, этой мягкости, нежности, силы…
– Ах! как я боюсь за нее, как я боюсь, – сказала графиня, не помня, с кем она говорит. Ее материнское чутье говорило ей, что чего то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива. Наташа не кончила еще петь, как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием, что пришли ряженые.
Наташа вдруг остановилась.
– Дурак! – закричала она на брата, подбежала к стулу, упала на него и зарыдала так, что долго потом не могла остановиться.
– Ничего, маменька, право ничего, так: Петя испугал меня, – говорила она, стараясь улыбаться, но слезы всё текли и всхлипывания сдавливали горло.
Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда то.
Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах – это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс – это был Диммлер, гусар – Наташа и черкес – Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.
После снисходительного удивления, неузнавания и похвал со стороны не наряженных, молодые люди нашли, что костюмы так хороши, что надо было их показать еще кому нибудь.
Николай, которому хотелось по отличной дороге прокатить всех на своей тройке, предложил, взяв с собой из дворовых человек десять наряженных, ехать к дядюшке.
– Нет, ну что вы его, старика, расстроите! – сказала графиня, – да и негде повернуться у него. Уж ехать, так к Мелюковым.
Мелюкова была вдова с детьми разнообразного возраста, также с гувернантками и гувернерами, жившая в четырех верстах от Ростовых.
– Вот, ma chere, умно, – подхватил расшевелившийся старый граф. – Давай сейчас наряжусь и поеду с вами. Уж я Пашету расшевелю.
Но графиня не согласилась отпустить графа: у него все эти дни болела нога. Решили, что Илье Андреевичу ехать нельзя, а что ежели Луиза Ивановна (m me Schoss) поедет, то барышням можно ехать к Мелюковой. Соня, всегда робкая и застенчивая, настоятельнее всех стала упрашивать Луизу Ивановну не отказать им.
Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно энергическом настроении. Какой то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком. Луиза Ивановна согласилась, и через полчаса четыре тройки с колокольчиками и бубенчиками, визжа и свистя подрезами по морозному снегу, подъехали к крыльцу.
Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани.
Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи.
Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда.

История графики

Кругликова Елизавета Сергеевна (1865 - 1941)

Родилась в Петербурге в семье, любившей и понимавшей искусство. Отец будущей художницы служил офицером.

В 1890-1895 в качестве вольнослушателя Кругликова обучалась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895-1914 жила в Париже. С 1902 начала работать в технике офорта. С 1904 - член «Общества оригинальной гравюры в красках». С 1909 по 1914 Е. С. Кругликова преподавала офорт в академии «La Pallette» в Париже. Там же, в Париже, ею было организовано русское ателье, которое вместе с ее мастерской сделалась своеобразным русским культурным центром. В 1914, с началом Первой Мировой войны, переехала в Россию. Издание «Париж накануне войны в монотипиях Е. С. Кругликовой» (1918) - итог первого большого периода ее творчества.

Специфика художественной манеры Кругликовой, использовавшей редкие техники (мягкий лак, акватинта и др.), ее экспериментаторство, позволила ей добиться особенно весомых достижений в двух областях. Первой из них, ранней по времени (с 1909 г.) была монотипия, соединявшая живопись с печатью. Второй областью (с 1914 г.) стал силуэт.

В 1920-30-е годы Е. С. Кругликова создала серию силуэтных портретов русских поэтов 18-20 веков, большую серию портретов русских художников и серию портретов русских актеров. В 1925 году работала над серией силуэтов «Вожди революции». В 1930-е годы - над «Бакинской серией» («Сураханы» 1931, «Азнефть» 1934 и др.). В 1920-30-е годы Е. С. Кругликова работала над плакатами - многие из них выполнены в технике линогравюры.

В 1919 году стала одним из инициаторов создания Государственного театра марионеток, в котором работала по 1921 год. По ее эскизам были оформлены спектакли «По щучьему велению» и «Вий» по повести Н. В. Гоголя.
В 1922-29 годах была профессором полиграфического факультета Академии Художеств в Петрограде-Ленинграде, где руководила обучением технике офорта.

Воспоминания о Максимилиане Волошине Волошин Максимилиан Александрович

ЕЛИЗАВЕТА КРУГЛИКОВА

ЕЛИЗАВЕТА КРУГЛИКОВА

Воспоминания художницы Елизаветы Сергеевны Кругликовой написаны ею в 1933 году. Текст дается по кн.: Максимилиан Волошин - художник (М., 1976).

Есть и другой вариант воспоминаний Кругликовой о парижских встречах с Волошиным, опубликованный в сборнике "Елизавета Сергеевна Кругликова. Жизнь и творчество" (Л., 1969. С. 46-48).

Из книги Сама жизнь автора Трауберг Наталья Леонидовна

Елизавета После того, как молодой еврей, недавно приехавший из Одессы, познакомился у Валентины Ходасевич с ушедшей от мужа юной дамой, он несколько лет крутил с ней роман, и вдруг она забеременела. Чадолюбие Иакова сработало мгновенно. Он переселил ее к своим родителям,

Из книги Воспоминания о Максимилиане Волошине автора Волошин Максимилиан Александрович

Елизавета Кругликова ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О МАКСЕ ВОЛОШИНЕ 1901 год. Ранняя весна. Париж, ул. Буассонад, 17. Ателье Давиденко и Кругликовой. Позирует модель-итальянец. Работают Е. Н. Давиденко, Б. Н. Матвеев82 и я. Стук в дверь. "Entrez!" Стремительно появляется толстый юноша с львиной

Из книги Ленин. Жизнь и смерть автора Пейн Роберт

Елизавета де К. С того момента, как Ленин уехал из Самары, он полностью посвятил свою жизнь революции. Он был совсем как тот нечаевский заговорщик, человек обреченный, подчинивший собственные интересы, все свои таланты и способности единственной цели, которой он служил,

Из книги Никита Хрущев. Реформатор автора Хрущев Сергей Никитич

Шахиншах Иранский, Елизавета Английская и Елизавета Бельгийская С Ворошиловым, быстро старевшим умом, но не телом, то и дело случались различные происшествия. Я бы назвал их комическими, если бы комизм в большой политике не сопровождался весьма неприятными для страны

Из книги Статьи и воспоминания автора Шварц Евгений Львович

Елизавета Бам Первый и пока единственный раз спектакль играли 24 января 1928 года в Доме Печати, что на Фонтанке, в программе обэриутов "Три левых часа".Час первый был поэтическим, обыгрывался лозунг, что "искусство это шкаф", выступали Хармс, Введенский, Заболоцкий, Вагинов,

Из книги 100 знаменитых тиранов автора Вагман Илья Яковлевич

ЕЛИЗАВЕТА I ТЮДОР (род. в 1533 г. – ум. в 1603 г.) Английская королева, укрепившая позиции абсолютизма.Британский философ и государственный деятель Фрэнсис Бэкон как-то сказал: «Женское правление было редкостью во все времена; удачное правление – еще большей редкостью;

Из книги «Зефир» и «Эльза». Разведчики-нелегалы автора Мукасей Михаил Исаакович

Глава II Елизавета 1943–1950 гг. Елизавета Ивановна Мукасей была принята на работу во МХАТ в качестве секретаря Художественного совета театра. 1944–1947 гг. - М. И. Мукасей являлся заместителем начальника учебной части и преподавателем спецшколы НКВД, готовившей

Из книги Гончаров автора Мельник Владимир Иванович

Елизавета Толстая К этому же времени, середине 1850-х годов, относится вспышка сильного чувства к Елизавете Васильевне Толстой, знакомой Гончарову еще по кружку Майковых. В одном из писем к своему близкому другу Анатолию Федоровичу Кони он признавался: «Пустяками, между

Из книги Тот век серебряный, те женщины стальные… автора Носик Борис Михайлович

Елизавета Так звалась она еще девочкой и юной девушкой на дорожках сказочного Никитского сада в Крыму, на пляжах Анапы, на гимназической скамье, на Невском проспекте или в гостях у Блока… Потом еще много было у нее имен, меняемых ею на пути ошибок, грехов и поисков,

Из книги Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве автора Мудрова Ирина Анатольевна

Елизавета и Разумовский Елизавета Петровна была младшей дочерью Петра I и Екатерины I. Она родилась за два года до их вступления в брак в 1709 году в Коломенском дворце.С 6 декабря 1741 года до своей смерти 5 января 1762 года дочь Петра I была российской императрицей Елизаветой

Из книги Мяч, оставшийся в небе. Автобиографическая проза. Стихи автора Матвеева Новелла Николаевна

Елизавета и Шекспир Когда почиют, грешный мир отринув, Монархи, вознесенные судьбой, Нам остаются кости властелинов: Бездушный прах, такой же, как любой. Покуда мир становится товаром Других купцов, какие понаглей, Благодаря - фактически! - фиглярам Мы (если помним) -

Из книги 50 знаменитых больных автора Кочемировская Елена

ЕЛИЗАВЕТА I ТЮДОР (род. в 1533 г. - ум. в 1603 г.) Почти полстолетия правления Елизаветы I, более известной под именем «королевы-девственницы», вошли в историю Англии как «золотой век Елизаветы». Судьба самой Елизаветы Тюдор далека от сложившегося идеализированного образа.

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Елизавета I Упорная девственницаЕлизаве?та Тюдо?р, Добрая королева Бесс, Королева-дева (1533–1603) – королева Англии и Ирландии, последняя из династии Тюдоров. Время правления Елизаветы называют «золотым веком Англии».17 ноября 1558 года почтовый вестник галопом влетел во

Из книги «Звезды», покорившие миллионы сердец автора Вульф Виталий Яковлевич

Елизавета Тюдор Елизавета I Тюдор с веером, портрет неизвестного, 1585 гКоролев в истории было много, но Елизавета Великая была одна. Правительница, не пожелавшая разделить бремя власти ни с одним мужчиной. Королева, принявшая страну, разоренную войнами и мятежами, и

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

КРУГЛИКОВА Елизавета Сергеевна 19(31).1.1865 – 21.7.1941График. Автор серии силуэтных портретов современников (около 1000 работ), в том числе М. Цветаевой, Волошина, Блока, Андрея Белого, Гумилева, Ахматовой, Вяч. Иванова, Маяковского. Автор книги «Париж накануне войны» (Пг., 1916). С 1895 по

Из книги Эдит Пиаф автора Надеждин Николай Яковлевич

35. Елизавета и Филипп – Эдит, ты уже знаешь?– Отстань, Марго, мне некогда. Через три минуты выходить на сцену.– Так ты не в курсе? В зале наследница английского престола – принцесса Елизавета. И ее супруг Филипп.– Да ты что?!– Вот тебе и что. Увидишь их сразу. Вон за тем