Эпиграф к рассказу гранатовый браслет. Подготовка к сочинению по рассказу «Гранатовый браслет. по рассказу «Гранатовый браслет»

Очень сложно это объяснить. Конец скомкан, но обе главные мысли тут выражены. Я сформулировала то, что пыталась всем доказать. Возможно, стоит размазать.

Всем задание: придумать эпиграф!!!

Итак, получилась такая весч:

"Что это было: любовь или сумасшествие?" (по рассказу Куприна "Гранатовый браслет")

Сложно найти писателя или поэта, не коснувшегося в своих произведениях темы любви. Так же сложно найти человека, хотя бы раз не испытавшего этого чувства. Любовь преображает человека. Она может сделать его счастливым или наоборот, обречь на мучительные страдания.

Куприн часто представляет любовь как некую силу, неподвластную людям, и, в то же время, бесценный дар. Дар от Бога.

История, описанная в рассказе "Гранатовый браслет" реальна. Произошла она в Одессе. Куприн писал Батюшкову: "Это - помнишь? - печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Желтикова, который был так безнадёжно влюблён в жену Любимова... Лицо у него, застрелившегося (она велела ему даже не пробовать её видеть), - важное, глубокое, озарённое той таинственной мудростью, которую постигают только мёртвые..." Куприн поступил этим случаем так же, как поступал князь Василий Шеин в его рассказе, про которого говорилось, что "он брал за основу рассказа истинный эпизод, но так сгущал краски", что в его изложении "правда чудесно переплеталась с вымыслом".

Для Куприна любовь - одна из "тайн" человека. Образ генерала Аносова в рассказе не случаен. Аносов выражает мысли самого писателя о любви: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершишь любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость". Именно устами Аносова автор провозглашает, что нельзя проходить мимо большой и чистой любви: "Может быть, это просто ненормальный малый, маниак, а - почём знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины".

Рассказ кончается печально. Брат и муж Веры находят Желткова и требуют прекратить вмешательство в их личную жизнь. Бессильный перед чувством, Желтков находит лишь один выход: умереть. Вера потрясена. Она посещает его квартиру, где видит его в первый раз, но уже мёртвого и ощущает, что "та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё".

Кажется, что история трагична: влюблённый умирает, не дождавшись ответной любви, а Вера обречена на вечное страдание. Но Куприн не открывает того, что происходит с Верой после. Рассказ заканчивается словами "Нет, нет, - он меня простил теперь. Всё хорошо". Любовь сильнее смерти.

Очень красиво. Красиво, если поверить, что это любовь. Но любовь ли это? Можно ли любить человека, не разу не встретившись с ним взглядам, не разу не услышав от него и слова?.. Возможно ли любить подобную "тень"?

Можно любить так, как Иван Тимофеевич любил Олесю, любил каждое её слово, каждое движенье. А Желтков, чрезвычайно редко видя Веру, создал образ, в который и влюбился. Да, он по-настоящему любил, но любил свою фантазию. Вполне вероятно, что ближе узнав Веру, он бы разочаровался в ней.

Итак, отвечая на вопрос "Любовь или сумасшествие?", я говорю: сумасшествие, ибо любить образ - не значит любить настоящего человека со всеми его достоинствами и недостатками.

Однако, такая любовь Желткова открыла Вере новую жизнь. Это светлый конец.

Значительное место в русской литературе занимает писатель Александр Иванович Куприн, который создал много замечательных произведений. Но именно «Гранатовый браслет» привлекал и привлекает читателя своим понятным, но таким глубоким смыслом и содержанием. До сих пор не умолкают споры вокруг этого рассказа, а его популярность не ослабевает. Куприн решил наделить своих героев самым редким, но самым настоящим даром - любовью, и это ему удалось.

Грустная история любви положена в основу повести «Гранатовый браслет». Настоящая, самоотверженная, верная любовь - это глубокое и искреннее чувство основная тема рассказа великого писателя.

История создания рассказа «Гранатовый браслет»

Свой новый рассказ, который известный писатель Куприн задумывал как повесть, Александр Иванович начал писать осень 1910 года в украинском городе Одессе. Он думал, что сможет написать его за несколько дней, и об этом даже сообщает в одном из писем к другу, литературному критику Клестову. Он писал ему о том, что совсем скоро отошлет знакомому книгоиздателю свою новую рукопись. Но писатель ошибся.

Рассказ вышел из положенного сюжета, поэтому и занял у писателя не несколько дней, как он планировал, а несколько месяцев. Известно также, что в основу произведения положена история, которая произошла в действительности. Об этом и сообщает Александр Иванович в письме к филологу и другу Фёдору Батюшкову, когда, описывая ему, как проходит работа над рукописью, напоминают тому и о самой истории, которая легла в основу произведения:

«Это - помнишь? - печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д. Н. - теперь губернатор в Вильне)».


Признавался он в письме к другу Батюшкову, датированного 21 ноября 1910 года, что работа над новым произведением идет тяжело. Он писал:

«Теперь я пишу "Браслет", но плохо дается. Главная причина - мое невежество в музыке... Да и светский тон!».


Известно, что и в декабре рукопись ещё не была готова, но зато усиленно шла работа над ней, и в одном из писем Куприн сам дает оценку своей рукописи, говоря о том, что получается довольно «милая» вещь, которую уже и комкать не хочется.

Рукопись увидела свет в 1911 году, когда ее напечатали в журнале «Земля». На тот момент в ней еще было и посвящение другу Куприна, литератору Клестову, который принимал живое участие в ее создании. У рассказа «Гранатовый браслет» был и эпиграф – первая нотная строка из одного сонета Бетховена.

Сюжет рассказа

Композиция рассказа состоит из тринадцати глав. В начале рассказа повествуется о том, как трудно пришлось княгине Вере Николаевне Шеин. Ведь в начале осени она жила еще на даче, тогда, как все соседи уже давно переехали в город из-за непогоды. Молодая женщина этого сделать не могла, так как в ее городском доме шел ремонт. Но вскоре погода успокоилась, и даже выглянуло солнышко. С теплом улучшилось и настроение главной героини.

Во второй главе читатель узнает о том, что день рождение княгине нужно было отметить с пышностью, ведь этого требовало положение мужа. На 17 сентября было назначено торжество, которое явно было не по средствам семьи. Все дело в том, что ее муж уже давно разорился, но все еще не показывал этого окружающим, хотя на семье это сказывалось: Вера Николаевна не только не могла себе позволить лишнего, она даже экономила на всем. В этот день приехала помогать молодой женщине ее сестра, с которой княгиня была в хороших отношениях. Анна Николаевна Фриессе совсем не была похожа на свою сестру, но родственницы очень были привязаны друг к другу.

В третьей главе писатель рассказывает о встрече сестер и о прогулке у моря, где Анна и вручила сестре свой ценный подарок - записная книжка, у которой была старинная обложка. Четвертая глава перенесет читателя в тот вечер, когда на торжество стали съезжаться гости. Среди прочих приглашенных был и генерал Аносов, который являлся приятелем отца девушек и с детства знал сестер. Девушки же его называли дедушкой, но делали это мило и с большим уважением и любовью.

Пятая глава рассказывает о том, как весело проходил вечер в доме Шеиных. Князь Василий Шеин, муж Веры постоянно рассказывал истории, которые произошли с его родственниками и знакомыми, но делал это так ловко, что гости уже даже не понимали, где все-таки правда, а где вымысел. Вера Николаевна собралась давать распоряжение подавать чай, но, пересчитав гостей, сильно испугалась. Княгиня была женщиной суеверной, а гостей за столом оказалось тринадцать человек.

Выйдя к горничной, она узнала, что посыльный принес подарок и записку. Вера Николаевна начала с записки и сразу же, с первых строк, поняла, что она от ее тайного поклонника. Но ей стало немного не по себе. Посмотрела женщина и на браслет, он был прекрасен! Но перед княгиней стал важный вопрос о том, стоит ли показывать этот подарок мужу.

Шестая глава – это история княгини с телеграфистом. Муж Веры показывал свой альбом с веселыми картинками и одна из них – это история его жены и мелкого чиновника. Но она пока еще не была закончена, поэтому князь Василий начал просто ее рассказывать, не обращая внимания на то, что жена была против этого.

В седьмой главе княгиня прощается с гостями: часть из них отправилась домой, а другая разместилась на летней террасе. Улучив минутку, молодая женщина показывает письмо от своего тайного поклонника мужу.
Генерал Аносов, уезжая в восьмой главе, слушает историю Веры Николаевны о письмах, которые уже давно пишет тайный отправитель, а затем сообщает женщине, что настоящая любовь встречается довольно редко, но вот ей повезло. Ведь этот «безумец» любит ее самоотверженной любовью, о которой может мечтать каждая женщина.

В девятой главе муж княгине и ее брат обсуждают дело с браслетом и приходят к выводу, что эта история не только затянулась, но и может отрицательно сказаться на репутации семьи. Перед сном они решают завтра найти этого тайного поклонника Веры Николаевны, вернуть ему браслет и навсегда покончить с этой историей.

В десятой главе князь Василий и брат девушки Николай находят Желткова и просят навсегда покончить с этой историей. Муж Веры Николаевны почувствовал в этом человеке трагедию его души, поэтому разрешает написать последнее письмо его жене. Прочитав это послание, княгиня сразу поняла, что этот человек обязательно что-то сделает с собой, например, убьется.

В одиннадцатой главе княгиня узнает о смерти Желткова и читает его последнее письмо, где ей запоминаются следующие строки: «Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Княгиня решает поехать на его похороны и посмотреть на этого человека. Муж не возражает.

Двенадцатая и тринадцатая главы – это посещение покойника Желткова, чтение его последнего послания и разочарование женщины в том, что настоящая любовь прошла мимо нее.

Характеристика действующих лиц


Действующих лиц в произведении немного. Но стоит остановиться более подробно на главных героях:

Вера Николаевна Шеина.
Господин Желтков.


Главная героиня рассказа – это Вера Николаевна Шеина. Она происходит из старинного дворянского рода. Вера нравится всем окружающим, так как она очень красива и мила: нежное лицо, аристократичная фигура. Она уже шесть лет замужем. Муж занимает важное место в светском обществе, хотя имеет материальные проблемы. У Веры Николаевны хорошее образование. У нее есть еще брат Николай и сестра Анна. Живет она с мужем где-то на берегу Черного моря. Несмотря на то что Вера является суеверной женщиной и совсем не читает газет, азартные игры она любит.

Еще одним главным и важным героем рассказа является господин Желтков. Худой и высокий мужчина с нервными пальцами был небогатым человеком. На вид ему было лет тридцать пять. Он состоит на службе в контрольной палате, но должность занимает невысокую – мелкий чиновник. Куприн характеризует его, как скромного, воспитанного и благородного человека. Этот образ Куприн срисовал с реального человека. Прототипом главного героя стал мелкий чиновник телеграфа Желтиков П.П.

Есть и другие персонажи в этом рассказе:

✔ Анна.
✔ Николай
✔ Муж главной героини, Василий Шеин.
✔ Генерал Аносов.
✔ Другие.


Каждый из героев сыграл свою роль в содержании рассказа.

Детали в романе


В рассказе «Гранатовый браслет» много важных деталей, которые позволяют более глубоко раскрыть содержание произведения. Но особенно среди всех этих деталей выделяется гранатовый браслет. По сюжету главная героиня Вера получает его в подарок от тайного поклонника. Но предварительно Желтков, который и является тайным поклонником, кладет его в яркий красный футляр.

Куприн дает подробное описание браслета, заставляя восхищаться его красотой и изысканностью: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами». Но особое внимание привлекает дальнейшее описание драгоценного браслета: «Посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов кабошонов, каждый величиной с горошину».

Писатель рассказывает и об истории этого браслета, подчеркивая, таким образом, как важен он был для мелкого чиновника Желткова. Писатель пишет о том, что это дорогое украшение принадлежало еще прабабке главного героя, а последним, кто носил его, была его покойная мать, которую он очень сильно любил и хранил о ней самые теплые воспоминания. Зеленый гранат посередине браслета, по словам мелкого чиновника, имел свою старинную легенду, которая передавалась в семье Желткова из поколения в поколения. По этому преданию человек освобождается от тяжелых мыслей, женщина получает в награду еще и дар провидения, а мужчина будет защищен от любой насильственной смерти.

Критика о повести «Гранатовый браслет»

Литераторы высоко оценили мастерство Куприна.

Первый отзыв произведению дал Максим Горький в одном из писем в 1911 году. Он был в восхищении от этого рассказа и постоянно повторял о том, что написано чудесно и что начинается наконец-то хорошая литература. Прочтение «Гранатового браслета» для известного революционного писателя Максима Горького стало настоящим праздником. Он писал:

«А какая превосходная вещь "Гранатовый браслет" Куприна… Чудесно!».


«Утраченный текст (об эпиграфе к рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») В статье рассматривается эпиграф к...»

Елена Титова

Утраченный текст

(об эпиграфе к рассказу

А. И. Куприна

«Гранатовый браслет»)

В статье рассматривается эпиграф к рассказу Куприна, представленный в виде нотного текста из 2-й части Второй сонаты

Бетховена при первом издании рассказа (в шестом выпуске альманаха «Земля» в 1911 году) и утраченный в последующих изданиях «Гранатового браслета».

Ключевые слова: А. И. Куприн, «Гранатовый браслет», эпиграф, Вторая фортепианная соната Бетховена, альманах «Земля», нотный текст.

В изучении эпиграфов художественных текстов существует ряд исследовательских позиций, настолько прочно и уверенно вошедших в научный обиход, что их изложение можно начать словом «традиционно» 1.

Традиционно эпиграфом называют цитату, помещенную автором перед всем произведением или перед отдельными его частями.

Традиционно эпиграф определяют как сильную позицию текста, наряду с такими составляющими заголовочного комплекса, как заглавие и посвящение.

Традиционно эпиграф рассматривается как текст, направляющий и формирующий процесс восприятия художественного произведения.

Текстовое положение эпиграфа устанавливает обязательность его взаимодействия с основным текстом, и только в диалоге эпиграфа и основной части текста - рождается итоговый смысл художественного произведения.



1 См. об этом подробнее: Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Изд. 3-е, испр. и доп. М., 2006; Лукин В. А. Художественный текст:

Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. Изд. 2-е, перераб. и доп.

М., 2005; Фатеева Н. А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности.

Изд. 2-е, испр. М., 2006.

Елена Титова. Утраченный текст Эпиграф бывает тезисом, который доказывается или опровергается; выступает камертоном, задающим тональность повествования; служит экспозицией, определяющей основную сюжетную диспозицию, или же, напротив, становится знаком, предвосхищающим финальную развязку.

Традиционно в качестве источников эпиграфов могут выступать пословицы, поговорки, афоризмы, то есть, тексты, которые принято называть крылатыми выражениями. Маркированный как инотекстовый материал по отношению к основному тексту, эпиграф имеет статус «текста в тексте» 2; он - неотъемлемая часть авторского текстового корпуса, и, наряду с этим, отделен от собственно авторского текста как откровенно «чужой», «иной» по своей структуре элемент. При этом как истинная цитата, он корреспондирует со своим текстовым источником, репрезентируя его стилистику и языковую структуру.

Изучение эпиграфов конкретных художественных текстов вносит в традиционные представления исследователей свои коррективы; жизнь эпиграфов, их история 3 в тексте художественного произведения, порой предлагает самые неожиданные повороты, вплоть до самых причудливых и парадоксальных, что сообщает всему тексту новые смысловые ориентиры.

Поэзия и проза дают множество примеров сложнейших (едва ли не запутанных!) текстовых ситуаций, возникающих вокруг эпиграфов, - когда подвергается переменам то, что казалось неизменным, или преобразуется то, что казалось незыблемым.

Эпиграфы могут появляться после создания основного текста, причем значительно позже. Так, знаменитый эпиграф к «Ревизору» Н. В.

Гоголя:

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», появился спустя шесть лет после написания.

Эпиграф может исчезать. Так бывало в поэтических текстах А. А. Ахматовой, что описано исследователями 4. Эпиграф может быть неточным, искажать первоначальный текст («законы цитирования» в эпиграфах трактуются слишком вольно!). Примером подобной ситуации может служить эпиграф из Николая Клюева в стихотворении А. А. Ахматовой «Решка»: клюевские строки поэтесса привела неточно, по памяти 5.

2 Лотман Ю. М. Текст в тексте // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 423–435.

3 В данном контексте слово «история» понимается в том смысле, который определен

Д. С. Лихачевым в разделе «Задачи текстологии» труда «Текстология» (см. подробнее:

Лихачев Д. С. Текстология: краткий очерк. 2-е изд. М., 2006).

4 Цивьян Т. В. Об одном ахматовском способе введения чужого слова: эпиграф // Т. В. Цивьян. Семиотические путешествия. СПб., 2001. С. 184–195.

Opera musicOlOgica № 2 [ 20 ], 2014 Сильная текстовая позиция эпиграфа может быть подчеркнута основным текстом, причем подчеркнута особым образом, отчего - в определенный момент восприятия основного поэтического текста - эпиграф по смыслу может выдвигаться на первый план. Среди названий стихотворений И. А. Бродского есть такое: «Стихи под эпиграфом». То же название - «Стихи под эпиграфом (Нет, русла я не изменил...)» - встречается в поэтическом наследии П. Г. Антокольского. Показательно одно из названий у В. И. Эрля - «Стихи под другим эпиграфом».

Различные стили определяют разные варианты творческой работы с эпиграфами. Областью вариаций в условиях разных стилей нередко становится объем эпиграфа. Он может существенно возрасти, став многосоставным образованием, своеобразным конспектом основного текста, отражающим вехи его событийного ряда. Эпиграф может быть иноязычным, более того, в самом эпиграфе могут встретиться различные языки.

Как, например, двуязычный эпиграф ко второй главе «Евгения Онегина»:



В отдельных случаях эпиграф может быть настолько многозначным, что его смысловая направленность становится предметом многочисленных литературоведческих интерпретаций и философских толкований. К примерам подобного рода относится эпиграф к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: «Мне отмщение, и Аз воздам». О нем весьма выразительно говорил В. Б. Шкловский: «Эпиграф Толстой повесил, как замок на ворота; эпиграф, который должен бы быть ключом вещи, путеводителем по вещи» 6.

Изучение «историй» эпиграфов позволяет говорить об эпиграфе как о важной составляющей текста. Есть эпиграфы уникальные. К таковым относится эпиграф к рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

А. И. Куприн писал «Гранатовый браслет» в Одессе в последние три месяца 1910 года. О работе над рассказом сохранились свидетельства в письмах В. С. Клестову, Ф. Д. Батюшкову. Так, в письме Ф. Д.

–  –  –

Эпиграф изначально был связан с идеей рассказа, определив впоследствии его важнейшую смысловую плоскость.

–  –  –

В этом фрагменте есть, по меньшей мере, три момента, обращающих на себя внимание.

Первый. Прямое указание: «соль повести» - Largo appassionato Бетховена. Эта музыка определит силовые линии сюжета, текстовые натяжения рассказа.

Второй. Куприн пишет: «Пришлось запрягать несколько людей... » Работа над «Гранатовым браслетом» началась легко, но впоследствии стала затягиваться. Можно предполагать, что это могло быть связано с музыкальным текстом - текстом Второй сонаты Бетховена. Писатель вслушивался в бетховенский текст, пытаясь постичь в нем самую суть, искал и находил в нем слуховую опору. Об этом сохранились свидетельства. Вот цитаты из рукописи Н. Л. Инсаровой «А. И.

Куприн»:

–  –  –

И здесь отмечу как важное - «шесть тактов Бетховена».

7 Цит. по: Куприн А. И. Собрание сочинений в 9-ти томах. Том 5. М., 1964. С. 411–412.

8 Цит. по: Берков П. Н. Александр Иванович Куприн. Критико-биографический очерк.

URL: http://kuprin.gatchina3000.ru/18_berkov_kuprin09.htm (дата обращения 11.03.2013).

9 Цит. по: Куприн А. И. Собрание сочинений в 9-ти томах. Том 5. С. 412.

Opera musicOlOgica № 2 [ 20 ], 2014 Третий. Сам Куприн обозначил эту тему, потому, вслед за словом писателя, можно сказать, что он испытывал творческое волнение и напряжение (отчасти граничащее со скованностью!), при обращении именно к музыке - музыкальному тексту. Эти сложности (вряд ли их можно отнести к творческим намерениям автора!) нашли отражение в некоторых, эпизодически ощутимых, неровностях лексического строя. Например, в рассказе заметна «роскошь» лексики при обращении к образам природы: для изложения характерно богатство определений, тонкость и изысканность ассоциативных рядов, насыщенность плана метафор. И иное - в словах о музыке.

О Второй сонате Бетховена Куприн высказывается сдержанно:

«Лучшее произведение у Бетховена». В тринадцатой главе (финальной, кульминационной для всего повествования) сонате посвящены такие строки: «Она [Вера Николаевна] узнала с первых же аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение». И все же, решающее значение имеет художественное целое текста, совершенство которого покоится на теснейшем переплетении словесного текста Куприна с музыкальным текстом бетховенской сонаты.

Однажды, когда я перелистывала страницы пятого тома собрания сочинений А. И. Куприна, мне посчастливилось обратить внимание на содержащееся в нем примечание к «Гранатовому браслету», в котором говорилось о его публикации: «впервые - в альманахе «Земля», 1911, кн. 6, с посвящением В. С. Клестову и с воспроизведенной в эпиграфе первой нотной строкой из Largo appassionato второй сонаты Бетховена (соч. 2)» 10.

Понятно, что самым естественным желанием было - увидеть эпиграф с «первой нотной строкой» из сонаты. Должна сказать (без преувеличений), что три дня ожидания библиотечного заказа были наполнены самыми неожиданными предположениями и фантазиями, связанными с главным вопросом: каков он - эпиграф из Бетховена?

Вопрос первый. Что может быть воспроизведено: одна нотная строка? две строки? Если одна строка, то какая? Верхний голос или нижний голос - басовая линия? Последний вопрос связан с отношениями рельефа и фона в этом музыкальном тексте. Действительно, общее фактурное строение начальных тактов второй части Второй сонаты Бетховена нельзя назвать однозначным. Что здесь есть главное, что подчиненное, что рельеф, а что фон (верхний голос, хорал, басовый голос)?

10 Там же. С. 411.

Елена Титова. Утраченный текст

Вопрос второй. Сколько тактов бетховенского текста воспроизводится в эпиграфе к рассказу? Каков его объем? Где закончится эпиграф? В каком такте?

Безусловно, вопросов было много, а ответ мог дать только текст рассказа Куприна, опубликованный в шестом номере альманаха «Земля»

за 1911 год.

Увиденное превзошло все мои ожидания. Ни одно из предположений не сбылось. И здесь вспомнился афоризм Артура Шопенгауэра: «Талант попадает в цель, в которую никто не попадает. Гений - попадает в цель, которую никто не видит».

В предлагаемых ниже примерах (ил. 1–3) приведены титульный лист шестого номера альманаха «Земля» 1911 года и первые страницы рассказа «Гранатовый браслет», содержащие посвящение, заглавие и эпиграфы (словесный и нотный) 11.

В качестве нотного эпиграфа к рассказу были воспроизведены 5, 6, 7 и 8-й такты Largo appassionato! Не начальный четырехтакт, а второе предложение первого периода!

Необычность музыкального фрагмента, стафшего эпиграфом для рассказа Куприна сразу же заставляет вспомнить свидетельство о жене одесского врача Майзельса, которая растолковала Куприну первые шесть тактов из Бетховена. Сейчас можно только строить предположения о беседах Куприна о Бетховенской сонате: никто не знает о музыкальных дарованиях жены одесского врача и о том, как она рассказывала о Largo appassionato. Но кажется бесспорным, что в беседах звучал верный аналитический ориентир. Указание на шестой такт первого периода точно определяет его кульминационную зону. Именно здесь наступает метрический, фактурный, интонационный перелом - музыкальный сюжет первого экспонирующего построения обретает качественно новое, особое смысловое направление.

В нотном эпиграфе из Бетховена зафиксирован отклик Куприна на аналитические комментарии, реакция на «растолкованное» в музыкальном тексте. Результатом становится цитирование музыкального текста не сначала, а как бы с отточия (цитируется музыкальный текст, тогда как основной текст - словесный). В качестве цитаты выступает кульминационный момент первого периода Largo appassionato - второе предложение, включающее важный «растолкованный» шестой такт.

11 Земля. Сборник шестой. М., 1911. С. 221, 223.

Opera musicOlOgica № 2 [ 20 ], 2014 Ил. 1. Титульный лист альманаха «Земля». 1911, № 6 Елена Титова. Утраченный текст Ил. 2. Заглавие, посвящение и словесный эпиграф к рассказу «Гранатовый браслет»

Opera musicOlOgica № 2 [ 20 ], 2014 Ил. 3. Нотный эпиграф к рассказу «Гранатовый браслет»

Елена Титова. Утраченный текст В современных изданиях нотный эпиграф не сохранился. Естественно, возникает вопрос о том, когда он был утрачен? Нотного эпиграфа нет ни в одном из прижизненных изданий «Гранатового браслета». Более того, его нет уже в Полном собрании сочинений А. И. Куприна 1912 года 12.

Таким образом, шестой сборник альманаха «Земля» явил миру и уникальный нотный эпиграф, предваряющий словесный текст, и уникальный рассказ, художественная целостность которого - в переплетении музыкального и словесного планов.

Литература

1. Берков П. Н. Александр Иванович Куприн. Критико-биографический очерк. URL:

http://kuprin.gatchina3000.ru/18_berkov_kuprin09.htm (дата обращения 11.03.2013).

2. Земля. Сборник шестой. М. : Московское книгоиздательство, 1911. С. 221, 223.

3. Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка.

Изд. 3-е, испр. и доп. М. : КомКнига, 2006. 272 с.

4. Куприн А. И. Собрание сочинений в 9-ти томах. Том 5. М. : Издательство «Правда»,

1964. С. 411–412.

5. Лотман Ю. М. Текст в тексте // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб: «Искусство - СПБ», 1998. С. 423–435.

6. Лихачев Д. С. Текстология: краткий очерк / отв. ред. С. О. Шмидт. Археографическая комиссия РАН. 2-е изд. М. : Наука, 2006. 175 с.

7. Лукин В. А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. : Издательство «Ось–89», 2005. 560 с.

8. Полное собрание сочинений А. И. Куприна. Том 5. С.-Петербург: Издание т-ва А. Ф. Маркса, 1912. 356 с.

9. Фатеева Н. А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности.

Изд. 2-е, испр. М. : Комкнига, 2006. 280 с.

10. Цивьян Т. В. Об одном ахматовском способе введения чужого слова: эпиграф // Т. В. Цивьян. Семиотические путешествия. СПб. : «Издательство Ивана Лимбаха», 2001. С. 184–195.

11. Шкловский В. Б. Энергия заблуждения: Книга о сюжете. М. : «Советский писатель», как уникален и прекрасен наш мир: Земля - единственная известная планета с океанами, насыщенной кислородом атмосферой и жизнью. Тем не менее многие оказались не готовы к столь потрясающему контрасту между крайне враждебным человеку ландшафтом Луны, безжизненным мраком космической бездны и привлекательностью нашей бело-голубой планеты. С...»

«Глеб ЧУГУНОВ Светлой памяти земляков, воинов 312-й стрелковой дивизии, защитивших Москву, посвящаю ГОРЬКАЯ ОСЕНЬ СОРОК ПЕРВОГО Историко–документальный очерк Издательский дом «Арсенал» г. Актобе, 2010г. ГОРЬКАЯ ОСЕНЬ СОРОК ПЕРВОГО Историко-документальный очерк Чугунов Глеб Иванович, 1962 года рождения, уроженец г.Сорочинска Оренбургской области. 35 лет прожил в Актюбинске. В процессе поисковых работ автор исследовал боевой путь 312-й стрелковой дивизии, сформированной в 1941 году в Актюбинске. И...»

«Виктория Кузнецова Сборник стихотворений «Живи, Земля» Сборник стихотворений собственного сочинения «Живи, Земля». Автор Кузнецова Виктория, ученица 11 класса Бичурской средней общеобразовательной школы №1 Бичурского района Республики Бурятия. Руководитель проекта Павлов М.Ф., учитель технологии Бичурской средней общеобразовательной школы №1.Рецензенты: Корытов Г.А. – кандидат педагогических наук, доцент БГУ. Дарханов В.И. кандидат педагогических наук, доцент БГУ. Павлов М.Ф. педагог ДО...»


Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
  • Показать, как писатель изображает влияние любви на человека; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств.
  • Раскрыть значение музыкального эпиграфа в рассказе.
  • Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания; культуру устной связной речи; навыки выразительного чтения; мышление.
  • Оборудование урока. Портрет А.И.Куприна. Грамзапись Второй сонаты Л.В.Бетховена.

    Ход урока

    1. Сообщение темы и целей урока.

    2. Вступительное слово учителя.

    3. Определение темы рассказа.

    Тема рассказа должна отразиться в эпиграфе. Что называется эпиграфом?

    Определение эпиграфа в словаре литературоведческих терминов: “Эпиграф - слова, предпосланные художественному произведению, помещаемые непосредственно перед текстом и призванные раскрыть художественный замысел автора, дать авторскую оценку излагаемым событиям. Эпиграф тесно связан с текстом.

    Чтение эпиграфов, подобранных дома.

    Эпиграф в рассказе музыкальный.

    Коротко передайте сюжет рассказа.

    Сейчас мы послушаем сонату Бетховена. (Настроить ребят на слушание классической музыки, рассказать о композиторе)

    Задание. Во время звучания мелодии ещё раз вспомнить рассказ и подумать, какие эпизоды могут соответствовать сонате.

    Итак, какие эпизоды возникли в вашем воображении? (Любовь, пейзаж, браслет, прощание княгини Веры с Желтковым, известие о смерти и др.)

    Посмотрите, весь рассказ отразился в музыке. Действительно, музыкальный эпиграф тесно связан с текстом.

    Подумаем, как менялась музыкальная интонация? (Спокойная - любовь, пейзаж, прощение; светлая - игра подруги, пейзаж, любовь; напряжённая - подарок Желткова, разговор с Желтковым, известие о смерти)

    Сопоставим музыкальные интонации с жизнью героев. Композиция рассказа соответствует музыке. На основе эпиграфа строится весь рассказ.

    Какие два начала сталкиваются в музыке? (Напряжённость и спокойствие)

    То же самое происходит в жизни героини. Скажите, как проходит её семейная жизнь, что об этом говорит автор? (Любовь угасает и становится привычкой)

    А что такое любовь? Как вы понимаете?

    Определим значение слова любовь по словарю. (Любовь - чувство, трудно поддающееся формальному определению. Характеризуется высшей эмоционально-духовной напряжённостью и основана на открытии максимальной ценности конкретного человека)

    Обратимся к тексту. Когда, кто говорит о любви в произведении? (Автор - 2 гл., 12 гл., 13 гл.; Василий Львович - 5 гл., 6 гл., 10 гл., 11 гл.; Желтков - 5 гл., 10 гл., 11 гл., 13 гл.).

    В каком ключе даны эти рассказы? (Василий Львович - в сатирическо-гротескном ключе; Аносов - в реалистических тонах)

    Какие две точки зрения на любовь они высказывают? (1 - любовь-смысл жизни; 2 - нечто ненужное и расхожее)

    Кто придерживается точки зрения, что любовь - смысл жизни? (Желтков, Аносов)

    Что было в жизни этих героев? (Они прошли через это)

    Итак, имеет право говорить о любви тот, кто любит, кто перенёс страдания.

    Остановимся на образе Веры Николаевны. Она говорит о любви? (Нет, она размышляет, намекает, расспрашивает. Эта тема ей очень интересна)

    Какой вы её представляете? Запишите в тетради её черты. (Приземлённое существо, уравновешенная, ни фантазии, ни романтизма, ни стремления к возвышенному или хотя бы к чему-то необычному, рискованному в ней нет)

    Кто согласен с этой характеристикой? Почему?

    Устраивает ли её такая жизнь? Не ищет ли она чего-то необычного в жизни?

    Человек, который интересуется любовью и задаёт вопросы, - приземлённый человек?

    Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к тексу. Откройте первые страницы и найдите описание дня именин княгини Веры. С чего начинается описание?

    Что мы знаем о взаимоотношениях с мужем? Зачитайте.

    Как отреагировала Вера Николаевна на молитвенник, который подарила ей сестра? Зачитайте.

    Как это характеризует Веру Николаевну? (Романтическая натура)

    Какой знак препинания употребил Куприн в этом абзаце? (Многоточие - пауза - когда мы задумываемся о чём-либо, размышляем…)

    Вывод. Оказывается, Вера Николаевна- натура тонкая, чувствительная. неравнодушная к природе (текст), радуется прелестным дням (текст).

    Кто осознаёт, что Вера Николаевна не статуя, а женщина с горячей душой? (Желтков)

    Зачитаем последнее письмо Желткова (подготовленный ученик).

    Почему Княгиня Вера не ответила на любовь? (Не любит; душа не лежит; она замужняя женщина; разное социальное положение)

    В какой обстановке она жила? (Жизнь можно назвать идиллической: не ссорятся, не изменяют друг другу, между супругами полное взаимопонимание)

    Когда Вера Николаевна открывает для себя что-то важное? (Когда слушает сонату Бетховена)

    Что происходит с ней? (Она успокаивается, понимает, что это была любовь, что человеку надо любить, надо жить в полную меру, как велит ему его сердце - это идея произведения)

    4. Обобщение учителя.

    Эпиграф к рассказу подсказывает основную проблему и помогает раскрыть характер главной героини. Музыка сонаты раскрыла красоту любви Желткова и помогла Вере Николаевне всё понять и почувствовать себя прощённой.

    5. Итоги урока.

    1. Выставление оценок.

    2. Домашнее задание.

    Подготовиться к сочинению.

    Подготовка к сочинению

    по рассказу «Гранатовый браслет»

    Цели урока:

    • проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей;
    • развивать устную и письменную речь учащихся;
    • воспитывать любовь к художественному слову.

    Ход урока

    I . Знакомство с целями урока

    Темы сочинений:

    1. Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

    2. «...что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу «Гранатовый браслет»)

    В тетрадях сделаны записи высказываний о любви. Кроме того, к первому занятию, посвященному рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет», учащиеся самостоятельно подбирали стихи, легенды, фразы о любви.

    II. Этапы работы над сочинением

    1. Учащиеся в процессе обсуждения называют восемь этапов подготовки к сочинению:

    1) обдумывание темы сочинения;

    2) определение основной идеи сочинения;

    3) определение жанра сочинения;

    4) подбор материала (цитат, высказываний и др.);

    5) составление плана сочинения;

    б) обдумывание вступления к основной части;

    7) составление подробного плана основной части;

    («Я выбрала первую тему. Главное слово в ней, на которое я должна опереться в своей работе над сочинением, — «мысли»: мои мысли о героях и их чувствах. Свое сочинение буду писать в жанре письма, адресатом которого является автор произведения — А. И. Куприн, так как считаю, что, обращаясь к конкретному человеку, легче высказывать свои мысли».

    «Я выбрал вторую тему: «... что это было: любовь или сумасшествие»? Она более конкретная, чем первая тема. Это сочинение-рассуждение, поэтому в нем должен быть тезис, т. е. мысль, которую надо доказать, следовательно, необходимы доказательства и вывод. Главное слово в ней или «любовь», или «сумасшествие» в зависимости от того, что буду доказывать».)

    3. Формулировка идеи сочинения.

    («Чувства бедного телеграфиста Георгия Желткова к Вере Шеиной — это любовь, а не сумасшествие».

    «Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить».

    «Редчайший дар высокой любви стал единственным содержанием жизни Желтков».

    «Я считаю, что Желтков не безумец, не маньяк, что его чувства к Вере — это не сумасшествие, это любовь, и попытаюсь доказать свое мнение».

    «Ваша история, уважаемый Александр Иванович, поможет читателям отличить истинную любовь от влюбленности».)

    4. Обсуждение учениками выбранного материала для обоснования основной идеи сочинения.

    Несколько учащихся зачитывают эпиграфы, выписанные из текста произведения цитаты, которые будут использовать для доказательства идеи сочинения, и пытаются обосновать свой выбор.

    «В качестве эпиграфа к сочинению я решил взять слова Шекспира:

    Нам говорит согласье струн в квартете,

    Что одинокий путь подобен смерти.

    Почему я выбрал именно этот эпиграф? Считаю, что данные слова перекликаются с описанной в рассказе трагичной судьбой Желткова».

    (Эпиграф — строки из стихотворения Тютчева:

    Любовь, любовь, — гласит преданье,

    Союз души с душой родной.

    Их единенье, сочетанье

    И роковое их слиянье,

    И поединок роковой.

    И чем одно из них нежнее

    Тем неизбежней и вернее,

    Любя, страдая, страстно млея,

    Оно изноет наконец».

    «Мне показалось, — говорил князь, — что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже понял, что передо мною мертвый человек».

    А. И. Куприн

    «Мне понравились слова Омара Хайяма:

    Словно солнце горит, не сгорая, любовь.

    Словно птица небесного рая — любовь.

    Но еще не любовь — соловьиные стоны,

    Не стонать, от любви умирая, — любовь!

    Именно эти строки, по-моему, как нельзя лучше передают смысл рассказа Куприна «Гранатовый браслет». Они очень точно определяют образ телеграфиста Желткова и его чувства к княгине Вере, вот поэтому я беру их как эпиграф к своему сочинению».)

    5. Составление плана сочинения.

    План — это каркас сочинения. Без него невозможно выразить свои мысли последовательно и логично. Ученики читают составленные планы сочинений и комментируют их.

    1. Вступление. В нем я буду обращаться к писателю со словами приветствия, поскольку свое сочинение я пишу в эпистолярном жанре.

    2. Основная часть. Я назвал ее так: (Мои рассуждения о любви, описанной в рассказе «Гранатовый браслет»:

    а) генерал Аносов о любви;

    б) обретенные чувства;

    в) любовь и письма Желткова;

    г) бездушные люди;

    д) последнее письмо;

    е) соната номер два.

    3. Заключение. М. Горький о любви. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

    «Свое сочинение я буду писать по такому плану:

    1. Вступление. «Тема любви в творчестве писателей и поэтов».

    2. Основная часть: Что это было: любовь или сумасшествие?» Главная мысль заключается в следующих словах: «Я считаю, что Желтков не безумец, не маниак, что его чувства к Вере — это не сумасшествие, а любовь». В качестве доказательства привожу письма Желткова к Вере.

    Основная часть состоит из пунктов.

    а) глубина чувств Желткова;

    б) последнее письмо Желткова;

    в) отношение мужа Веры к чувствам и письмам Желткова.

    3. Заключение. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

    6. Выбор вступления.

    Вступление — первый пункт плана сочинения. С него начинается текст. Начало его должно быть ярким, эффектным, вызывающим интерес читателей ко всему сочинению.

    Учитель и ученики перечисляют и характеризуют виды вступлений.

    1. Историческое вступление (характеризуется эпоха, в которую создавалось произведение, или описывается история его создания).

    2. Аналитическое вступление (анализируется, объясняется значение слова из названия сочинения или из произведения).

    3. Биографическое (важные сведения из биографии писателя).

    4. Сравнительное вступление (сопоставляется подход разных писателей к раскрытию одной и той же темы).

    5. Лирическое вступление (на жизненном или на литературном материале).

    (1. «Листая, отрывной календарь, я обратил внимание на небольшую притчу Феликса Кривина. В ней он рассказывает о том, как однажды «Былинка полюбила Солнце... Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что где ему заметить маленькую, неказистую Былинку! Да и хороша была бы пара — Былинка и Солнце! Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную Акацию.

    «Красивая Акация, Чудесная Акация, кто узнает в ней прежнюю Былинку! Вот что делает иногда любовь, даже неразделенная».

    Какая красивая сказка... — подумал я. — А ведь она мне напоминает какое-то произведение. И вдруг в моей памяти всплыли имена: телеграфист Желтков и княгиня Вера... Былинка — Желтков и Солнце — Вера».

    Я считаю, что это лирическое вступление.

    2. «Многоуважаемый Александр Иванович! Пишет Вам почитательница Вашего творчества. Обращаюсь к Вам со словами благодарности и почтения за прекрасные Ваши творения. Особый интерес вызвал у меня Ваш рассказ «Гранатовый браслет». Это произведение произвело на меня огромное впечатление: перечитываю его третий раз».

    Это вступление лирическое.

    3. «Любовь — излюбленная тема писателей. В любом произведении можно найти страницы, посвященные этому чувству. Тонко описывает любовь Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта», Булгаков — в романе «Мастер и Маргарита». У Тютчева есть прекрасные строки о любви:

    Любовь, любовь, — гласит преданье, —

    Союз души с душой родной.

    Их единенье, сочетанье

    И роковое их слиянье,

    И поединок роковой.

    И чем одно из них нежнее

    В борьбе неравной двух сердец,

    Тем неизбежней и вернее,

    Любя, страдая, страстно млея,

    Оно изноет наконец.

    Любви посвящает свой рассказ «Гранатовый браслет» Куприн».

    Это вступление сравнительное.)

    При обсуждении учащиеся выявляют достоинства и недостатки прочитанных вступлений. Например, в последнем вступлении, по их мнению, следует определить, какая любовь описывается в каждом из названных произведений.

    7. Обдумывание вариантов заключения.

    Ученики отвечают на вопрос о том, о чем необходимо писать в конце сочинения, и читают свои варианты заключений.

    1. «В заключение можно написать о значении творчества Куприна, привести высказывания о писателе и его произведении, высказать свое мнение по поводу прочитанного рассказа».

    2. «Пройдут годы, но идеал любви как проявление высшей духовной силы человека будет по-прежнему жить в сознании Куприна и воплощаться в новых его произведениях».

    3. «Этот рассказ рассчитан на утонченного читателя, который может глубоко понять душу героев Куприна».

    III. Доработка сочинения

    После обсуждения этапов работы над сочинением следует дать учащимся время, чтобы они доработали план сочинения, более тщательно подобрали материал к сочинению и т. д.

    IV . Чтение и обсуждение сочинения-образца

    Если остается время, то целесообразно обсудить услышанное сочинение: определить жанр сочинения; выделить вступление, основную часть, заключение; сформулировать основную мысль сочинения; понять, как полно и логично она обоснована в сочинении; проанализировать, насколько удачен подбор материала (цитат, высказываний и пр.).

    Домашнее задание

    Написать сочинение на одну из предложенных тем.