Эпоха застоя. Экономика в эпоху Брежнева: реформы и застой

Советская система , несмотря на проведенные в 50 - 60-е годы реформы, все же сохраняла свои характерные особенности. В политической сфере : монополия на власть у коммунистической партии, подавление оппозиции, полный контроль государства над всеми сферами жизни общества; в экономике : тотальное огосударствление и обобществление собственности, создание сверхцентрализованной системы управления, директивное планирование; в социальной : регламентация всей общественной и личной жизни, идеологический контроль над культурой и искусством и др. Для формирования качественно новой политики необходимы были радикальные перемены: резкое повышение эффективности производства, его научно-технической оснащенности, сильная социальная политика, развитие демократических начал в управлении обществом и т.д.

Для подобного переворота в политике нужны были теоретическая переоценка советского и партийного опыта, отказ от многих догм марксистско-ленинской идеологии.

Пришедшее к власти после смещения Н.С. Хрущева руководство (первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, председатель Совета Министров А.Н. Косыгин, председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный) оказалось не готовым к решению этих задач ни в теоретическом, ни в практическом, ни в психологическом смысле. Политическая линия на отказ от крупных преобразований, консервацию существующей системы определилась не сразу.

· Октябрьский пленум ЦК КПСС (1964 г.) провозгласил курс на исправление ошибок, преодоление "субъективизма и волюнтаризма" в проведении реформ. В период с 1965 г. до конца 60-х годов в стране были предприняты попытки проведения экономической реформы;

· с конца 60-х годов (переломным рубежом было подавление странами ОВД "Пражской весны" в 1968 г.) реформы практически заглохли;

· с середины 70-х годов явственно обозначились кризисные явления в развитии страны.

Это время часто называют «двадцатилетием упущенных возможностей», «брежневской эпохой». Эти годы стали пиком военно-политической мощи Советского государства и одновре­менно все нарастающего социально-экономического и полити­ческого кризиса, проявляющегося в постепенном застое эко­номики, оскудении духовной сферы, нарастающей коррупции и других деформаций общественной жизни.



Главенствующее место в новом руководстве страной в период с 1964 по 1982 гг. занимали три человека:

1. Л.И. Брежнев - Генеральный секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума Верховного Совета СССР;

2. А.Н. Косыгин, Председатель Совета Министров СССР (в ок­тябре 1980 г. его сменил Н.А. Тихонов);

3. М.А. Суслов, в веде­нии которого находилась идеологическая работа.

Пришедшая к власти «команда» Брежнева не имела единой позитивной программы деятельности. После критики в адрес Хрущева на Пленуме ЦК в октябре 1964 г. за непродуманные реформы, нарушение коллегиально­сти руководства, частую смену кадров с трибуны был выдви­нут лозунг «стабильности». Достаточно быстро стало ясно, что в политическом плане он означал:

Отказ от радикальных пере­мен (прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии, свертывание критики «культа личности» Сталина и пр.);

Укрепление существующей общественно-политической системы (тоталитарного режима, обязательным элементом которого является культ личности вождя – в данном случае Брежнева);

- «тихую реставрацию» ряда элементов сталинизма (практику политических процессов, преследование инакомыслящих, и пр.).



Таким образом, новое руководство утвердило консервативный традиционалистский курс. Уже в конце 1964 г. было отменено деление партийных органов на сельские и промышленные. На XXIII съезде КПСС (1966 г.) были восстановлены традиционные названия высших партий­ных органов: Политбюро ЦК, Генеральный секретарь ЦК. Из Устава было исключено положение об ограничении пребыва­ния на партийных постах конкретными сроками (по существу, этот срок стано­вился пожизненным). Руководители областей и республик нередко находились на одном месте по 15-20 лет. Это неизбежно в рамках существовавшей системы вело к старению кадров, повышению роли личных связей, усиливало определенную независимость местных элит от центра в решении частных проблем. Формой отстранения от руководства в случае каких-то конфликтов, неудовольствия высшего руководства, слишком грубого нарушения законов стали перевод на дипломатическую, профсоюзную работу, уход на пенсию.

Партийно-государственная элита – номенклатура. значительно укрепила свою власть. Партийный аппарат подменял собой выборные партийные и советские органы и руководил всеми политическими организациями. Этот аппарат при ЦК насчитывал более 4-х тыс. человек, работавших в более чем в 20-ти отделах. Функционировало около 100 министерств и ведомств. Всего управленческим трудом занималось 18 млн. человек. Советский депутатский корпус всех уровней формировался исключительно партийными органами. Советская власть выполняла функцию «ширмы» для всевластия аппарата партия - государства.

При внешнем спокойствии и единодушии в руководстве шла борьба различных групп, представлявших интересы определенных структур: военно-промышленного ком­плекса, КГБ, национальных республик и т.д. В этой ситуации Брежнев вплоть до тяжелой болезни (1976 г.) проявлял каче­ства лидера, будучи, по выражению одного из наблюдавших его журналистов, «беспощадным человеком со стальными ку­лаками, хотя и в бархатных перчатках». В результате тонкой закулисной борьбы Брежнева один за другим его соратники по смещению Хрущева без особого шума оказываются на пенсии или явно на второстепенных постах (Семичастный, Шелепин, Воронов, Подгорный, Шелест и др.). В начале 80-х гг. из тех, кто пришел с Брежневым к власти, на политической арене остались лишь Андропов и Устинов.

«Выбывших» заменили люди, лично близкие Брежневу и особенно знакомые ему по работе в Днепропетровске («днепропетровская мафия» - А. Кириленко и К. Черненко, ставшие секретарями ЦК и членами Политбюро; Н. Щелоков – министр МВД; Д. Кунаев – 1-й секретарь ЦК компартии Казахстана и др.). Реальное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС. Узкая группа олигархов во главе с Брежневым решала все важнейшие вопросы. Под родственников Брежнева и его окружения создавались не только посты, но и целые министерства. Протекционизм, кумовство, семейственность проникали в самые высокие инстанции.

Естественными спутниками этих процессов явились:

Невиданных размеров коррупция.

Теневая экономика.

Сращивание деятелей теневой экономики с представителями номенклатуры – формирование организованной преступности – мафии (особенно в Средней Азии, Кавказе и Москве). Партийные, советские, хозяйственные руководители, пользуясь доверием Брежнева и его окружения, а так же практически отсутствием контроля «снизу», чувствовали себя полновластными хозяевами «своих» республик, регионов, заводов и пр.

Рост преступности (особенно взяточничества и хищения). Наиболее пораженными этими видами преступления оказались торговля, сфера услуг.

Превращение членства в партии в необходимое условие для служебного продвижения, приобщения к партийной номенклатуре.

Падение престижа власти.

Распространения пьянства.

Интриги, чинопочитание, угодничество.

Зачастую решения высших партийных органов имели приоритет над законами. Совместные постановления ЦК КПСС И Совета Министров СССР (будучи подзаконными актами) официально ставились наравне с законодательными, включались в Свод законов СССР. Законы попирались и неофициальными решениями, устными указаниями номенклатуры – так называемым «телефонным правом». Таким образом, в «обществе развитого социализма» корпоративные интересы номенклатуры полностью возобладали над государственными и общественными интересами.

Усилились консервативные, догматические тенденции в идеологии. Жизнь требовала определенной модернизации идеологических установок, провозглашенных в новой Программе партии (XXII съезд КПСС) согласно которой СССР должен был:

В 1970 г. обогнать развитые страны мира по производству продукции на душу населения;

В 1980 г. – построить материально-техническую базу коммунизма.

К тому же разоблачение культа личности в период «оттепели» способствовало зарождению критичности в отношении властных структур. Идеологи КПСС вынуждены были искать ответы на вопросы, доставшиеся в наследство от предшествующего, столь неспокойного для системы периода («оттепели»).

В результате была сконструирована концепция «развитого социализма», которая объявила существовавший в стране порядок высшим достижением социального прогресса. Концепция «развитого социализма»:

Позволяла констатировать «большие успехи», достигнутые в СССР под руководством партии;

Снять какую-либо определенность в достижении конкретных целей повышения благосостояния народа, демократизации общества, перехода к общественному самоуправлению;

Представляла собой теоретическую базу для увековечивания тоталитарной системы;

Была призвана отвлечь от решения реальных экономических проблем.

Ужесточение внутренней политики, преследование инакомыслия получили идеологическое обоснование в виде принятого тезиса об обострении идеологической борьбы 2-х систем в условиях мирного сосуществования (своеобразная модификация сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму).

В области идеологии началась тихая ревизия решений XX съезда партии и последующих либеральных тенденций в сфере теории. Теория все больше отрывалась от социальной практики. Проблемы нарастали и усугублялись, но не было разработано конкретных и эффективных мер по их разрешению. «Юбилейные вахты», «Ударные трудовые недели», ме­сячники «дружбы» и «культуры обслуживания» и т.п. непрерывно сменяли друг друга, завершаясь раздачей, званий, премий. Партийные съезды проходили под знаком парадности и помпезности. На очередных съездах КПСС очень громко говорилось о мнимых успехах и достижениях СССР, создавался иллюзорный мир показательного благо­получия. Выс­тупавшие на съездах, соревновались в славословиях политике КПСС и ее руководству.

Особенно пышные эпитеты с начала 70-х гг. доста­вались Л.И. Брежневу: «великий революционер-ленинец», «вы­дающийся политический и государственный деятель современ­ности», «выдающийся писатель». Происходило как бы возрождение культа личности, но уже в виде фарса. Выпускались тома его сочинений, отливались бюсты, писались портреты, снимались биографические картины. Особый размах приобрели награждения высшими орденами и медалями, почетными званиями, премиями, золотым именным оружием. За эти годы Л. И. Брежнев получил 5-ть звезд Героя, 16 орденов, 18 медалей, одну маршальскую звезду, 70-сят зарубежных, стал лауреатом двух Ленинских премий (борьбы за мир и по литературе) и т.п. Все это стало предметом огромного количества анекдотов в народе.

В октябре 1977 г. была принята новая, 4-ая по счету советская Конституция – «Конституция развитого социализма». Советы депутатов трудящихся стали называться Советами народных депутатов, что означало наступление социальной однородности советско­го общества. Одновременно 6-я статья Конституции юриди­чески оформила монопольное положение КПСС в советской политической системе, определив партию как «руководящую и направляющую силу общества, ядро его политической систе­мы». Такой статьи не было даже в сталинской Конституции (1936). КПСС в соответствии с решениями XXV съезда опреде­лялась теперь как партия всего народа, оставаясь по своей при­роде якобы партией рабочего класса. Этот логически некорректный тезис все больше контрастировал с реальными социальными процессами, когда партийный аппарат обрастал все новыми привилегиями и разрыв в уровне жизни рабочих и управленцев все более увеличивался. Был выдвинут тезис о полном и окончательном решении национального вопроса, о формировании «новой исторической общности - советского народа». Тезис об общенародном государстве, конституционно оформленный в 1977 г. был не более чем декларацией.

В обществе шел процесс легализации двойной морали - официальной и реальной (примеры подавала партийная элита и сам Брежнев). Власть теряла авторитет в глазах миллионов простых граждан, падал престиж представляемого ею общественного строя («развитого социализма»), что вызывало социальную апатию, распространение пьянства.

Попытка приостановить дальнейшее развитие негативных процессов в советском обществе была предпринята уже после смерти новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Андроповым, который руководил страной 15-ть месяцев (ноябрь 1982 – февраль 1983). Как сторонник укрепления системы Андропов приступил к ее модернизации с помощью чрезвычайных административных мер (которые часто выходили за рамки конституционных мер):

Произвел серьезные кадровые перестановки (по опубликованным данным было сменено 18 союзных министров и 37 первых секретарей обкомов, крайкомов и ЦК союзных республик);

Сократил личный аппарат генсека;

Стимулировал расследования ряда уголовных дел (которые были свернуты по личному указанию Брежнева и его руководства);

Начал широкомасштабную кампанию по наведению элементарного порядка и производственной дисциплины (на практике это оборачивалось частыми курьезами: организация облав среди праздно гуляющих людей, в парикмахерских, кинотеатрах, самолетах и поездах и пр.);

Преследование инакомыслящих.

Однако заслугой Андропова как руководителя партии и государства является то, что он впервые за многие годы в статье «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР»: а) поставил под сомнение догматическое понимание марксизма-ленинизма; б) внес элемент сомнения в оценку достигнутого страной (предостерегал «от возможных преувеличений в понимании степени приближения страны к высшей фазе коммунизма»); в) признал наличие противоречий и трудностей в социалистическом обществе.

Решительные меры Андропова перепугали старую политическую элиту, которая боялась потери руководящих постов, но встряхнули страну, вызвали симпатии к энергичному руководителю, породили в обществе надежды на перемены к лучшему. Однако скорая смерть Ю.В. Андропова в марте 1984 г., который не оставил политического завещания, вновь породила в стране острый кризис и породила в обществе апатию.

В феврале 1984 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал полностью недееспособный К.У. Черненко, на избрании которого настояло консервативное большинство Политбюро во главе с маршалом Устиновым. Избрание прошло в жесткой борьбе с Горбачевым и поддерживавшими его Громыко, Воротниковым, Алиевым и Соломенцевым. При Черненко возобновились практически все процессы, которые были характерны для периода правления Брежнева.

После смещения Н. Хрущева, в октябре 1964 г., на Пленуме ЦК КПСС генеральным секретарем ЦК стал Л. Брежнев: Председателем Совета Министров СССР - А. Косыгин; членом Президиума, ответственным за идеологическую сферу, - М. Суслов.

Вся власть, в том числе и законодательная, концентрировалась в руках исполнительных органов: высшего, постоянно функционирующею органа государственной власти, - Президиума Верховного Совета высшего исполнительного органа - Совета Министров СССР, а на местах - исполкомов Советов. Верховном} Совету СССР, состоящему из Совета Союза и Совета Национальностей, подчинялись Верховные Советы союзных и автономных республик, Советы областей, городов и районов Основной особенностью партийно-государственной системы СССР" стало увеличение бюрократического аппарата, который к 80-м гг. увеличился до 18 млн. человек и стал одним из самых больших е мире. При Брежневе значительные размеры получил его личный секретариат. Усилился акцент на кадровую работу, восстановлена прежняя дохрущевская структуру партийных, комсомольских и профсоюзных органов. Восстановлены региональные, областные и районные комитеты партии вместо прежних измышленных и сельских. Были упразднены совнархозы и созданы крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике). В 1977 г. была принята новая («брежневская») Конституция СССР, которая упрочила контроль партии над государственными органами и закрепила достигнутые успехи на пути построения так: называемого развитого социализма.

ЭПОХА БРЕЖНЕВА (1964–1985 гг.)

«Золотой век» номенклатуры

Хотя у сменивших Хрущева руководителей имелись разногласия, в главном они были едины. Нужно было укреплять власть и спокойно наслаждаться достигнутым положением. Позже они окончательно уверились в том, что пытаться перестроить систему очень опасно и хлопотно. Лучше ничего не трогать. Именно в эту эпоху и завершилось складывание гигантской бюрократической машины социализма, наглядно проявились и все ее коренные пороки. Постепенно были отменены некоторые мероприятия Хрущева, которые в той или иной мере ограничивали номенклатуру, были восстановлены отраслевые министерства.

Политическая жизнь теперь проходила гораздо спокойнее и еще более тайно, чем прежде. Используя свое положение Генерального секретаря (генсека), Л. И. Брежнев, который не казался лидером, стал главным руководителем. Еще раз стало ясно, что в условиях господства КПСС должность генсека ЦК – ключевая. Именно с ее помощью и Сталин, и Хрущев сумели «забрать» власть у своих более выдающихся соратников.

За годы брежневского правления положение правящего слоя укрепилось, выросло и его благосостояние. Номенклатура по-прежнему являлась кастой, у которой все было специальное: квартиры, дачи, загранпоездки, лечебницы и т. п. Она не знала дефицита, так как приобретала товары также в спецмагазинах. Поэтому-то власть имущие были особенно заинтересованы в низких ценах: чем труднее было купить что-то рядовому гражданину, тем полновеснее был рубль номенклатурщика.

Номенклатура не представляла собой полностью изолированный слой от народа. Скорее, это были многочисленные концентрические круги, и чем ближе каждый из них стоял к населению, тем имел меньше возможностей. Соответственно все большее число должностей и профессий становилось привилегией номенклатуры, например преподаватели высших учебных заведений. А защита кандидатской диссертации стала обставляться такими сложными правилами, рекомендациями, направлениями, что очень напоминала мучительный путь средневекового ученика в мастера.

Высшие слои номенклатуры теперь все реже пополнялись выходцами из низших, по большей части эти должности открывались лишь для родных и близких высоких руководителей. Таков, например, путь зятя Брежнева Чурбанова, который из обычного офицера стал генералом и замминистра МВД. Зато уже попавшие в соответствующий круг гораздо реже стали выводиться из него: их как бы передвигали из одного руководящего места в другое. Из-за любви номенклатуры к «теплым местечкам» число чиновников в стране росло гораздо быстрее общего числа работающих.

Для отношений внутри номенклатурной системы характерными были чинопочитание, взяточничество и разные «подарки», вытеснение талантливых людей, втирание очков начальству, назначение на должности только своих (а в некоторых, особенно нерусских, республиках продажа должностей) и т. п. Несмотря на неподсудность высших руководителей обычным законам, все равно нередко вспыхивали различные скандальные дела, которых замять не удавалось, типа «большого икорного дела», когда высокопоставленные чиновники министерства рыбного хозяйства нелегально продавали за границу черную икру.

Брежневская эпоха, бесспорно, «золотой век» номенклатуры. Но он окончился, как только производство и потребление окончательно зашли в тупик.

Экономика: реформы и застой.

Эпоху Брежнева позже назвали «застойным периодом». Термин «застой» ведёт своё происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС, прочитанного М. С. Горбачёвым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах. Чаще всего этим термином обозначается период от прихода Л. И. Брежнева к власти (середина 1960-х) до начала перестройки (вторая половина 1980-х), отмеченный отсутствием каких-либо серьёзных потрясений в политической жизни страны, а также социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни (в противовес эпохе 1920-х-1950-х годов).Однако «застой» начался не сразу. Напротив, в 1965 г. провозгласили экономическую реформу, задуманную еще при Хрущеве. Суть ее была в том, чтобы дать предприятиям больше свободы, заставить их бороться за увеличение прибыли и рентабельности, увязать результаты труда и заработка (для этого часть прибыли оставляли предприятиям, чтобы выплачивать премии и др.).

Реформа дала некоторые плоды, оживила экономику. Положительно сказалось в сельском хозяйстве повышение закупочных цен. Однако очень скоро выявился ограниченный ее характер. Углубление же преобразований означало ослабление власти номенклатуры, на что она идти не желала. Поэтому постепенно все вернулось на прежнее место. План, валовые показатели оставались главными. Отраслевые министерства продолжали забирать всю прибыль у тех, кто работал лучше, и делить все по своему усмотрению.

Главной причиной неудачи реформы являлась сама суть советской модели социализма (в отличие от югославской, венгерской или китайской): жесткая концентрация всех ресурсов в центре, гигантская система перераспределения. У власти находились чиновники, которые видели свое назначение в том, чтобы планировать за всех, распределять и контролировать. И они не желали уменьшить свою власть. Подоплекой же этой системы являлось господство ВПК. Сделать этот сектор рыночным не представлялось возможным.

Главным заказчиком и потребителем оружия было само государство, которое средств на него не жалело. К «оборонке» было привязано огромное число предприятий тяжелой и даже легкой промышленности, работавших в обстановке секретности. Ни о каком хозрасчете здесь и речи быть не могло. А для того чтобы облегчить бремя военных расходов, государство все лучшее направляло в ВПК. Поэтому оно не желало разрешить свободную продажу сырья, материалов, энергии, свободного передвижения работников определенной квалификации. А без этого о каком рынке можно говорить. Вот и оставались все предприятия накрепко привязанными контролирующими и планирующими органами друг к другу без возможности самим искать партнеров, решать, что и сколько производить.

Производство гораздо больше подчинялось удобству планирования и контроля со стороны чиновников, чем интересам потребителя или величине прибыли. Оно должно было, по мысли плановиков, постоянно расти, причем «от достигнутого», т. е. от показателей предыдущего периода. В результате часто росло в основном военное или ненужное производство. Затраты на такой рост становились все значительнее, экономика все больше носила «затратный» характер. По сути, рост шел ради роста. Но страна уже не в состоянии была отдавать за него все больше средств. Он стал замедляться, пока не достиг почти нуля. Наступал, действительно, «застой» в экономике, а с ним и кризис системы. Возвращаясь к причинам неудач реформы, скажем, что главной возможностью отказаться от нее стали доходы от нефти. Советский Союз активно осваивал месторождения нефти и газа в Сибири, на Севере (а также и других полезных ископаемых на гигантских просторах Востока, Севера, Казахстана и т. п.). С начала 70-х годов мировые цены на нефть выросли во много раз. Это дало СССР огромный приток валюты. Вся внешняя торговля перестроилась: главными ста­ьями экспорта стали нефть, газ и другое сырье (а также и оружие), основным импортом – машины, оборудование, товары для населения и продовольствие. Разумеется, валюту активно тратили на подкуп зарубежных партий и движений, шпионаж и разведку, поездки за рубеж и пр. и пр. Таким образом, руководство по­лучило мощный источник поддержания системы без изменений. Поток нефтедолларов окончательно похоронил экономическую реформу. Импорт зерна, мяса и др. позволил сохранить убыточную колхозно-совхозную систему. Между тем, несмотря на все усилия и гигантские затраты, результаты в сельском хозяйстве были еще плачевнее, чем в промышленности.

С 50-х годов в мире началась научно-техническая революция (НТР), связанная с внедрением электроники, искусственных материалов, автоматики и т. п. Мы никак не могли уменьшить технологический разрыв с Западом. Соревнование с ним удавалось выдержать лишь в военной сфере путем непомерного напряжения сил и промышленного шпионажа. Постоянные разговоры о «соединении преимуществ социализма с достижениями НТР» лишь подчеркивали нашу отсталость. При планировании предприятия не имели никаких стимулов к техническому прогрессу, изобретатели лишь досаждали руководителям. В этих условиях брежневская команда решила, что экспорт нефти может решить и проблему отсталости. Страна стала резко увеличивать закупки современного оборудования за рубежом. Только за 4 года с 1972 по 1976 импорт западной техники вырос в 4 (!) раза. Таким образом, власть сумела несколько повысить производительность труда, увеличить производство, наладить выпуск многих современных товаров. Но этим она полностью развратила наших хозяйственников, снизила и без того низкий технический уровень инженеров, загнала в угол своих конструкторов.

К началу 80-х годов страна исчерпала возможности роста за счет привлечения новых рабочих, освоения новых месторождений, строительства предприятий. Когда мировые цены на нефть резко пошли на снижение, это означало кризис всей социалистической системы. Она слишком привыкла к нефтедолларам.

Эпоха застоя (период застоя) - время в развитии Советского Союза, характеризующееся относительной стабильностью всех сфер жизни государства, достаточно высоким уровнем жизни граждан и отсутствием серьезных потрясений.

Период застоя, как и любой временной отрезок в истории России, не имеет четких границ, однако чаще всего историки имеют в виду отрезок в 20 лет между приходом к власти Л.И. Брежнева (середина 1960-х гг.) и началом (начало 1980-х). Условно обозначается, что период застоя длился с 1964 по 1986 г.

Понятие эпохи застоя

Понятие «застой» было впервые использовано в докладе М.С. Горбачева на 27-м Съезде ЦК КПСС, когда он отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начинают проступать застойные явления. С тех пор термин «период застоя» прочно вошел в историю как обозначение этого времени.

Вопреки кажущейся негативной окраске термина «застой» он имеет двоякое значение. С одной стороны, он обозначает один из самых светлых периодов в развитии Советского Союза. Именно в эти 20 лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего расцвета: строились новые города, страна добилась успехов в деле покорения космоса, в спорте, культурной жизни и других сферах, выросло материальное благополучие граждан. Отсутствие серьезных политических и экономических потрясений в этот период укрепило стабильность, царящую в стране, и уверенность граждан в завтрашнем дне.

Однако следует отметить, что многие ученые связывают стабильность в экономике того периода с резким ростом цены на нефть, что позволяло руководителям государства и дальше откладывать реформы, не теряя при этом прибыли. Рост экономики существенно замедлился в эпоху застоя, но продажа нефти сгладила эти явления, поэтому государство не испытывало существенных трудностей.

Таким образом, получается, что эпоха застоя, с одной стороны, была наиболее благоприятным периодом в жизни СССР, отметившимся покорением космоса и высокой социальной защищенностью, но, с другой стороны, этот период был лишь «затишьем перед бурей», так как высокие цены на нефть не могли сохраняться вечно, а значит, экономику, которая застопорилась в своем развитии, ждали серьезные потрясения.

Характеристики эпохи застоя

    Консервация политического режима . Практически за 20 лет правления Брежнева административно-управленческий аппарат мало изменился. Уставшие от постоянных перестановок и реорганизаций, члены партии с радостью восприняли лозунг Брежнева «Обеспечить стабильность», что не просто привело к отсутствию серьезных изменений в структуре правящего аппарата, но фактически заморозило ее.

    За весь период не было проведено никаких перестановок в партии, а все должности стали пожизненными. В результате средний возраст членов структуры государственного управления составлял 60-70 лет. Подобная ситуация также привела к усилению партийного контроля - партия теперь контролировала деятельность многих, даже крайне мелких государственных учреждений.

    Возрастание роли военной сферы . Страна находилась в состоянии с США, поэтому одной из основных задач было повысить свою военную мощь. В этот период начали производить в больших количествах оружие, в том числе ядерное и ракетное, велась активная разработка новых боевых систем.

    Промышленность, как и в период , во многом работала на военную сферу. Снова возросла роль КГБ не только во внутренней, но и во внешней политике.

    Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики . Хотя в целом страна успешно двигалась вперед, росло благосостояние, экономика погрузилась в застой и резко снизила темпы своего развития. Основные средства СССР получал от продажи нефти, большая часть предприятий постепенно перебралась в крупные города, а сельское хозяйство потихоньку загнивало.

    После проведенной аграрной реформы многие крестьяне фактически лишились работы, так как были введены знаменитые «поездки на картошку» среди студентов. Колхозы и совхозы все чаще приносили убыток, так как работу выполняли студенты, а не профессионалы. Потери урожая возросли в некоторых областях до 30%.

    Подобная ситуация в селе привела к тому, что граждане стали массово переселяться в города, урожайность падала, и к концу периода застоя начал назревать продовольственный кризис. Особенно тяжело в этот период пришлось Украине, Казахстану и другим регионам, основной деятельностью которых было сельское хозяйство и добывающая промышленность.

    Социальная жизнь . Хотя дальнейшее развитие экономики внушало опасения, обыденная жизнь граждан значительно улучшилась, выросло благосостояние. Многие граждане СССР имели возможность тем или иным способом улучшить свои жилищные условия, многие стали обладателями хороших автомобилей и других качественных вещей.

    Однако вместе с ростом обеспеченного населения произошло увеличение количества малоимущих, но это пока не достигло катастрофичных масштабов, так как продукты питания стоили относительно дешево. В среднем обычный советский гражданин стал жить гораздо лучше по сравнению с предыдущими периодами.

    Итоги и значение эпохи застоя

    Как уже было сказано выше, эпоха застоя стала лишь «затишьем перед бурей». Хотя эти 20 лет страна наконец познала стабильность и в некоторых сферах (космос) выбилась в первые ряды в мировом рейтинге, кажущаяся во всем стабильность заставила руководство СССР в очередной раз отложить экономические преобразования. Экономика, живущая на продаже нефти, не развивалась и к концу 70-х гг. превратилась в отстающую, что в результате и дало крайне негативные последствия, когда цена на нефть значительно снизилась. Во многом благоприятные годы для граждан в эпоху Брежнева принесли с собой серьезные потрясения во времена перестройки.

В 1931 г. Брежнев стал членом партии. В 1937 г. он окончил землемерно-мелиоративное училище в Курске, а уже через год стал секретарем одного из обкомов. Говоря о краткой биографии Брежнева, стоит упомянуть о его деятельности в период Великой отечественной войны. Он занимал должность начальника управления Южного фронта, и получил звание генерал-майора в 1943 г. По окончании военных действий Брежнев успешно строит политическую карьеру. Он последовательно работает на должностях секретаря обкома Украины, и Молдавии. Становится с 1952 г. членом Президиума ЦК, а после прихода к власти Хрущева назначается секретарем коммунистической партии Казахстана.

К 1957 г. Брежнев возвращается в Президиум и через 3 года занимает должность председателя Президиума. Участвует в заговоре, целью которого является смещение с занимаемого высокого поста Хрущева, после удачного завершения заговора сам возглавляет партию. В годы правления Брежнева страна отказывается от воплощения идей предыдущего лидера, Хрущева. С 1965 г. начинаются неспешные и внешне более скромные реформы Брежнева, целью которых становится построение «развитого социализма». Предприятия получают большую, чем в прежние годы, самостоятельность, постепенно улучшается уровень жизни населения, что особенно заметно в деревнях. Однако уже к началу 70-х возникают застойные явления в экономике.

В международных отношениях курс Хрущева сохраняется, и диалог с Западом продолжается. Важными являются и договоренности по разоружения в Европе, закрепленные в Хельсинских соглашениях. Напряженность в международных отношениях вновь появляется только после ввода советских войск в Афганистан.

Начиная с 1974 г. здоровье Брежнева постепенно ухудшалось. Он страдал от болезни сердца, но по некоторым данным в список болезней вождя входила и подагра. Известие о смерти Л.И. Брежнева, распространенное 11 ноября 1982 г., стало полной неожиданностью. Всего за 3 дня до своей смерти Брежнев лично принимал парад, посвященный годовщине Октябрьской революции. Комиссию по подготовке похорон Брежнева возглавил Андропов , что в глазах многих стало первым шагом бывшего председателя КГБ к высшей власти в стране.

Косыгинская реформа (реформа Либермана) – экономическая реформа, направленная на совершенствование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.

Начало Косыгинской реформе было положено в 1965 году, однако из-за ряда проблем ее осуществление продлилось до 1970 года, после чего реформа была свернута. Свое название экономическая реформа получила в честь А.Н. Косыгина, председателя Совета Министров СССР, которому было поручено заниматься разработкой и проведением экономических преобразований. Также эта реформа известна, как «Реформа Либермана» - в честь второго автора и разработчика проекта, советского экономиста Е.Г. Либермана.


Основная суть реформы заключалась во внедрении совершенно новой экономической системы управления на предприятия, которая опиралась на показатели эффективности и готовила экономику к новому витку развития.

Косыгинская экономическая реформа

После того, как в октябре 1964 года пост главы государства покидает Н.С. Хрущев, заканчивается вместе с ним и знаменитая «хрущевская оттепель», во время которой в СССР активно проводились самые разнообразные реформы, порой очень смелые и довольно часто непродуманные. на смену им приходят уже более умеренные и консервативные преобразования новой власти.

Несмотря на опасения, с приходом Л. Брежнева страна не возвращается к сталинизму, а начинает ряд умеренных преобразований с целью совершенствования социализма. В это же время в мире происходит резкий научно-технический скачок, что приводит к необходимости преобразовать существующую экономическую систему. Разработку экономической реформы поручили Косыгину.

Суть Косыгинской реформы

Основная суть реформы заключается в том, чтобы сделать предприятия более самостоятельными, повысить степень их хозяйственной и экономической свободы и выбрать новые экономические стимулы взамен старым.

Реформа предполагала:

Ликвидацию органов территориального управления хозяйством, восстановление системы отраслевого управления;

Сокращение количества плановых показателей с целью уменьшить бюрократизацию процесса производства;

Переход на экономические стимулы;

Ключевыми показателями эффективности становились рентабельность и прибыль;

Новая политика формирования цен.

К сожалению, уже на первом этапе проведение реформы столкнулось с определенными трудностями – аграрный сектор оказался не готов к новой экономической системе, поэтому проведение реформ затянулось на пять лет. К 1970 году стало понятно, что полностью осуществить задуманное невозможно, и реформы постепенно сошли на нет.

Итоги реформы Косыгина и причины провала

Основная цель экономической реформы заключалась в том, чтобы подстегнуть экономику перейти к интенсивному качеству роста и создать фундамент для дальнейшего ее развития, но уже с новыми основами. К сожалению, Косыгинская реформу можно назвать неудавшейся, так как полностью воплотить ее в жизнь так и не удалось.

Историки называют ряд причин, по которым реформа провалилась, однако основное место в них занимают нестыковки и большое количество противоречий в административно управленческом корпусе (проведения реформы хотела далеко не вся правящая часть партии), а также банальную нехватку денег на осуществление преобразований.

Несмотря на неудачу, реформы легли в основу экономических преобразований в 1987-1988 годах.

Эпоху Брежнева позже назвали «застойным периодом». Однако «застой» начался не сразу. Напротив, в 1965 г. провозгласили экономическую реформу, задуманную еще при Хрущеве. Суть ее была в том, чтобы дать предприятиям больше свободы, заставить их бороться за увеличение прибыли и рентабельности, увязать результаты труда и заработка (для этого часть прибыли оставляли предприятиям, чтобы выплачивать премии и др.).

Реформа дала некоторые плоды, оживила экономику. Положительно сказалось в сельском хозяйстве повышение закупочных цен. Однако очень скоро выявился ограниченный ее характер. Углубление же преобразований означало ослабление власти номенклатуры, на что она идти не желала. Поэтому постепенно все вернулось на прежнее место. План, валовые показатели оставались главными. Отраслевые министерства продолжали забирать всю прибыль у тех, кто работал лучше, и делить все по своему усмотрению.

Главной причиной неудачи реформы являлась сама суть советской модели социализма (в отличие от югославской, венгерской или китайской): жесткая концентрация всех ресурсов в центре, гигантская система перераспределения. У власти находились чиновники, которые видели свое назначение в том, чтобы планировать за всех, распределять и контролировать. И они не желали уменьшить свою власть. Подоплекой же этой системы являлось господство ВПК. Сделать этот сектор рыночным не представлялось возможным. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985): Свидетельство современника. - М.,1991. С. 281.

Главным заказчиком и потребителем оружия было само государство, которое средств на него не жалело. К «оборонке» было привязано огромное число предприятий тяжелой и даже легкой промышленности, работавших в обстановке секретности. Ни о каком хозрасчете здесь и речи быть не могло. А для того чтобы облегчить бремя военных расходов, государство все лучшее направляло в ВПК. Поэтому оно не желало разрешить свободную продажу сырья, материалов, энергии, свободного передвижения работников определенной квалификации. А без этого о каком рынке можно говорить. Вот и оставались все предприятия накрепко привязанными контролирующими и планирующими органами друг к другу без возможности самим искать партнеров, решать, что и сколько производить.

Производство гораздо больше подчинялось удобству планирования и контроля со стороны чиновников, чем интересам потребителя или величине прибыли. Оно должно было, по мысли плановиков, постоянно расти, причем «от достигнутого», т. е. от показателей предыдущего периода. В результате часто росло в основном военное или ненужное производство. Затраты на такой рост становились все значительнее, экономика все больше носила «затратный» характер. По сути, рост шел ради роста. Но страна уже не в состоянии была отдавать за него все больше средств. Он стал замедляться, пока не достиг почти нуля. Наступал, действительно, «застой» в экономике, а с ним и кризис системы. Возвращаясь к причинам неудач реформы, скажем, что главной возможностью отказаться от нее стали доходы от нефти. Советский Союз активно осваивал месторождения нефти и газа в Сибири, на Севере (а также и других полезных ископаемых на гигантских просторах Востока, Севера, Казахстана и т. п.). С начала 70-х годов мировые цены на нефть выросли во много раз. Это дало СССР огромный приток валюты. Вся внешняя торговля перестроилась: главными статьями экспорта стали нефть, газ и другое сырье (а также и оружие), основным импортом - машины, оборудование, товары для населения и продовольствие. Разумеется, валюту активно тратили на подкуп зарубежных партий и движений, шпионаж и разведку, поездки за рубеж и пр. и пр.

Таким образом, руководство получило мощный источник поддержания системы без изменений. Поток нефтедолларов окончательно похоронил экономическую реформу. Импорт зерна, мяса и др. позволил сохранить убыточную колхозно-совхозную систему. Между тем, несмотря на все усилия и гигантские затраты, результаты в сельском хозяйстве были еще плачевнее, чем в промышленности. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985): Свидетельство современника. - М.,1991. С. 285.

С 50-х годов в мире началась научно-техническая революция (НТР), связанная с внедрением электроники, искусственных материалов, автоматики и т. п. Мы никак не могли уменьшить технологический разрыв с Западом. Соревнование с ним удавалось выдержать лишь в военной сфере путем непомерного напряжения сил и промышленного шпионажа. Постоянные разговоры о «соединении преимуществ социализма с достижениями НТР» лишь подчеркивали нашу отсталость. При планировании предприятия не имели никаких стимулов к техническому прогрессу, изобретатели лишь досаждали руководителям. В этих условиях брежневская команда решила, что экспорт нефти может решить и проблему отсталости. Страна стала резко увеличивать закупки современного оборудования за рубежом. Только за 4 года с 1972 по 1976 импорт западной техники вырос в 4 (!) раза. Таким образом, власть сумела несколько повысить производительность труда, увеличить производство, наладить выпуск многих современных товаров. Но этим она полностью развратила наших хозяйственников, снизила и без того низкий технический уровень инженеров, загнала в угол своих конструкторов.

К началу 80-х годов страна исчерпала возможности роста за счет привлечения новых рабочих, освоения новых месторождений, строительства предприятий. Когда мировые цены на нефть резко пошли на снижение, это означало кризис всей социалистической системы. Она слишком привыкла к нефтедолларам.