Эстетические принципы романтизма. Основные черты романтизма

Становление культуры романтизма. Эстетика романтизма

Романтизм – художественное направление в духовной и художественной культуре, которое возникло в Европе в конце XVIII – начале XIX вв. Романтизм получил воплощение в литературе: Байрон, Гюго, Гофман, По; музыке: Шопен, Вагнер; в живописи, в театральной деятельности, в садово-парковом искусстве. Под термином «романтизм» в XIX веке понималось современное искусство, которое пришло на смену классицизму. Социально-исторической причиной возникновения романтизма стали события Великой французской революции. История в этот период оказалась неподвластной разуму. Новый миропорядок, разочарование в идеалах революции составили основу возникновения романтизма. С другой стороны, революция вовлекла в процесс творчества весь народ и по-своему отразилась в душе каждого человека. Причастность человека к движению времени, сотворчество человека и истории было значимым для романтиков. Главная заслуга Великой французской революции, ставшая одной из предпосылок возникновения романтизма в том, что она выдвинула на первый план проблему безграничной свободы личности и ее творческих возможностей. Восприятие личности как творческой субстанции.

Романтический тип сознания открыт диалогу – он требует собеседника и соучастника одиноких прогулок, общения с природой, с собственной натурой. Он синтетичен, ибо это художественное сознание питается различными источниками оформления и обогащения, развития. Для романтиков необходима динамика, им важен процесс, а не его завершенность. Отсюда интерес к фрагментам, к жанровым экспериментам. Центральным в литературном процессе романтикам представляется автор. С романтизмом связано высвобождение слова из заранее заготовленных и определенных форм, наполнение его многими смыслами. Слово становится объектом – посредником при сближении правды жизни и правды литературы. XIX век – культурно-историческая эпоха, отразившая глубокие изменения в истории общества и представления о природе человека, стимулированные Великой французской революцией. Это век, исключительно нацеленный на развитие человеческой индивидуальности. Гуманистические устремления писателей XIX века опирались на великие завоевания просветителей, открытия романтиков, крупнейшие достижения естественных наук, без которых невозможно представить себе новое искусство. XIX век наполнен невероятной энергией и непредсказуемой игрой обстоятельств, с которыми приходится сталкиваться человеку в условиях социальной нестабильности, в условиях активного перераспределения сфер духовной деятельности и возрастания общественной значимости искусства, особенно литературы.

Романтизм абстрагировался от мира реальности и создал свой собственный, в котором другие законы, другие чувства, слова, другие желания и понятия. Романтик стремится уйти от повседневности и возвращается в нее, открывая необычное, всегда имея при себе вечно манящий образ бесконечной устремленности в идеальное. Интерес к индивидуальному сознанию художника и развитию его возможностей сочетается с универсальной неспособностью многих романтических героев рассматривать себя как полноправных членов организованного социального общества. Часто они представлены как одинокие фигуры, отторгнутые от материалистического, эгоистичного и лицемерного мира. Иногда они поставлены вне закона или борются за собственное счастье самыми необычными, зачастую незаконными способами (разбойники, корсары, гяуры).

Свободное самостоятельное мышление романтиков реализуется в бесконечной цепи открытий самого себя. Самосознание и самопознание становятся одновременно и задачей, и целью искусства.

Романтизм как феномен культуры привязан к эпохе, хотя может оставлять в наследство будущим поколениям некоторые свои константы внешнего облика личностей, ее психологических характеристик: интересную бледность, склонность к одиноким пешим прогулкам, любовь к красивому ландшафту и отстраненность от обыденного, томление по несбыточным идеалам и безвозвратно утраченному прошлому, меланхолию и высокое нравственное чувство, восприимчивость к страданиям других.

Основные принципы поэтики романтизма.

1. Художник стремится не воссоздать жизнь, а пересоздать ее в соответствии со своими идеалами.

2. Романтическое двоемирие осмысляется в сознании художника как разлад между идеалом и действительностью, должным и сущим. Основа двоемирия – неприятие реальной действительности. Двоемирие романтиков очень близко диалогу с природой, универсумом, диалогу молчаливому, часто осуществляемому в воображении, но обязательно с физическим движением или имитацией его. Сближение мира человеческих чувств с миром природы помогало романтическому герою ощущать себя частью большого универсума, чувствовать себя свободным и значительным. Романтик всегда путешественник, он – гражданин мира, для которого вся планета – сосредоточие мысли, тайны, процесса творения.

3. Слово в романтизме представляет собой демаркационную линию между миром творческого воображения и миром реальным, оно предупреждает о возможном вторжении действительности и приостановлении полета фантазии. Слово, сотворенное творческой энергией и энтузиазмом автора, передает его тепло и энергию читателю, приглашая его к сопереживанию, совместным действиям.

4. Концепция личности: человек – малая вселенная. Герой всегда – исключительная личность, заглянувшая в бездну собственного сознания.

5. Основа современной личности – страсть. Отсюда проистекает исследование романтиками человеческих страстей, понимание человеческой индивидуальности, которые привели к открытию субъективного человека.

6. Художники отвергают всяческую нормативность в искусстве.

7. Народность: каждая нация создает свой особый мирообраз, который определяется культурой, привычками. Романтики обращались к вопросам национальной типологии культур.

8. Романтики часто обращались к мифам: античность, средневековье, фольклор. Кроме того, они создают и свои собственные мифы. Символика, метафорика, эмблематика романтического художественного сознания на первый взгляд просты и естественны, но они полны тайного смысла, они многозначны, например, романтические образы розы, соловья, ветра и облака. Они могут обрести другой смысл, если помещены в иной контекст: именно чужой контекст помогает романтическому произведению жить по законам живого существа.

9. Романтическое видение рассчитано на смешение жанров, но иное, чем в предшествующие эпохи. Изменяется характер их проявления в культуре в целом. Таковы оды и баллады, эссе и роман. Смешение жанров, как поэтических, так и прозаических, важно в раскрепощении сознания и в освобождении его от условностей, от обязательных нормативных приемов и правил. Романтики создали новые литературные жанры: исторический роман, фантастическую повесть.

10. Далеко не случайно именно в романтизме появляется идея синтеза искусств. С одной стороны, так решалась конкретная задача обеспечения максимальной живости и естественности художественного впечатления, полноты отображения жизни. С другой стороны, она служила глобальной цели: искусство развивалось как совокупность различных видов, жанров, школ, подобно тому, как общество казалось совокупностью изолированных индивидов. Синтез искусств – прообраз преодоления разорванности человеческого «Я», разорванности человеческого общества.

Именно в период романтизма происходит глубокий прорыв в художественном сознании, обусловленный победой индивидуальности, стремлением к синтезу различных сфер духовной деятельности, наметившейся международной специализацией умственного интеллектуального труда.

Романтизм противопоставил утилитаризму и материальности нарождающегося буржуазного общества разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез и фантазий, идеализацию прошлого. Романтизм – это мир, в котором царствуют меланхолия, иррациональность, эксцентричность. Его следы проявлялись в европейском сознании еще в XVII веке, но расценивались врачами как признак умственного расстройства. Но романтизм противостоит рационализму, а не гуманизму. Напротив, он создает новый гуманизм, предлагая рассматривать человека во всех его проявлениях.

Романтизм - (фр. romantisme, от средневекового фр. romant - роман) - направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII-XIX вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX в.

Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда "странное", "фантастическое", "живописное". В начале XIX в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу "классицизм" - "романтизм", направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Центр художественной системы романтизма - личность, а его главный конфликт - личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Просветительство проповедовало новое общество как самое "естественное" и "разумное". Лучшие умы Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной "разуму", будущее - непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, "простым", доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, "возвышенной" тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится "болезнью века". Героям многих романтических произведений свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема "страшного мира", свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом "черном жанре" (в предромантическом "готическом романе" - А.Радклиф, Ч.Мэтьюрин, в "драме рока", или "трагедии рока", - З.Вернер, Г.Клейст, Ф.Грильпарцер), а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов "страшному миру", - прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма - это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация - лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, "к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого" (А.Де Виньи). Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (Шатобриан, В.А.Жуковский). У других "мировое зло" вызывало протест, требовало отмщения, борьбы (ранний А.С.Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Романтический герой - личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть - любовь во всех ее проявлениях, низкая - жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души - характерные черты романтизма.

Можно говорить о романтике как об особом типе личности - человеке сильных страстей и высоких устремлений, несовместимым с обыденным миром. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания - все, что в течение полутора столетий рассматривалось как жанры мелкие, не стоящие внимания. Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Классицистическое "подражание природе" противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность. Создается свой, особый мир, более прекрасный и реальный, нежели эмпирически воспринимаемая действительность. Именно творчество является смыслом сущего, оно представляет собой высшую ценность мироздания. Романтики страстно защищали творческую свободу художника, его фантазию, полагая, что гений художника не подчиняется правилам, но творит их.

Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа, основоположником которого считается В.Скотт, и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху. Романтики подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них. В то же время романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в тайны психологии, а соответственно - и современности. Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.О.Менье).

Именно в эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья, а восхищение античностью, свойственное прошлой эпохе, также не ослабевает и в конце XVIII - нач. XIX вв. Разнообразие национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело и философский смысл: богатство единого мирового целого состоит из совокупности этих отдельных черт, а изучение истории каждого народа в отдельности дает возможность проследить, по выражению Берка, не прерывающуюся жизнь посредством следующих одно за другим новых поколений.

Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных свойств которой было увлечение общественными и политическими проблемами. Пытаясь постичь роль человека в происходящих исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности, конкретности, достоверности. В то же время действие их произведений часто разворачивается в необычной для европейца обстановке - например, на Востоке и в Америке, или, для русских - на Кавказе или в Крыму. Так, романтические поэты - по преимуществу лирики и поэты природы, и потому в их творчестве (впрочем, так же, как и у многих прозаиков) значительное место занимает пейзаж - прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться.

Необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов - также вдохновляли романтиков. Они искали черты, составляющие первооснову национального духа. Национальная самобытность проявляется прежде всего в устном народном творчестве. Отсюда интерес к фольклору, переработка фольклорных произведений, создание собственных произведений на основе народного творчества.

Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, баллады - заслуга романтиков. Их новаторство проявилось и в лирике, в частности, в использовании многозначности слова, развитии ассоциативности, метафоричности, открытиями в области стихосложения, метра, ритма.

Для романтизма характерен синтез родов и жанров, их взаимопроникновение. Романтическая художественная система основывалась на синтезе искусства, философии, религии. Например, у такого мыслителя, как Гердер, поискам путей революционного обновления культуры служат и лингвистические исследования, и философские доктрины, и путевые заметки. Многое из достижений романтизма унаследовал реализм XIX в. - склонность к фантастике, гротеск, смешение высокого и низкого, трагического и комического, открытие "субъективного человека".

В эпоху романтизма расцветает не только литература, но и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия (Гегель, Д.Юм, И.Кант, Фихте, натурфилософия, суть которой сводится к тому, что природа - одно из одеяний Бога, "живое одеяние Божества").

Романтизм - культурное явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела свои особенности.

Романтизм – понятие, которому трудно дать точное определение. В разных европейских литературах оно трактуется по-своему и в творчестве различных писателей-«романтиков» выражено различно. И по времени, и по существу, это литературное направление очень близко к ; у многих писателей эпохи оба эта направления даже сливаются совершенно. Подобно сентиментализму, романтическое направление было со всех европейских литературах протестом против псевдоклассицизма .

Романтизм как литературное направление

Вместо идеала классической поэзии – гуманизма, олицетворения всего человеческого, в конце XVIII – начале XIX века явился идеализм христианский – стремление ко всему небесному и божественному, ко всему сверхъестественному и чудесному. При этом главной целью человеческой жизни поставлялось уже не наслаждение счастьем и радостями земной жизни, а чистота души и спокойствие совести, терпеливое перенесение всех бедствий и страданий земной жизни, надежда на жизнь будущую и приготовление к этой жизни.

Псевдоклассицизм требовал от литературы рассудочности, подчинения чувства разуму; он заковывал творчество в те литературные формы, которые заимствованы были у древних; он обязывал писателей не выходить из пределов древней истории и древней поэтики . Псевдоклассики внесли в литературу строгий аристократизм содержания и формы, внесли исключительно-«придворные» настроения.

Сентиментализм выставил против всех этих особенностей псевдоклассицизма поэзию свободного чувства, преклонение перед своим свободным чувствительным сердцем, перед своей «прекрасной душой», и природой, безыскусственной и простой. Но если сентименталисты подорвали значение ложного классицизма, то не они начали сознательную борьбу с этим направлением. Эта честь принадлежала «романтикам»; они выставили против ложных классиков большую энергию, более широкую литературную программу и, главное, попытку создать новую теорию поэтического творчества. Одним из первых пунктов этой теории было отрицание XVIII века, его рассудочной «просветительской » философии, форм его жизни. (См. Эстетика романтизма , Этапы развития романтизма .)

Такой протест против правил устаревшей морали и социальных форм жизни отразился на увлечении произведениями, в которых главными героями были протестующие герои – Прометеи, Фаусты , затем «разбойники», как враги устаревших форм социальной жизни... С легкой руки Шиллера , возникла даже целая «разбойничья» литература. Писателей заинтересовали образы «идейных» преступников, людей падших, но сохраняющих высокие чувства человека (таков был, к примеру, романтизм Виктора Гюго). Конечно, эта литература уже не признавала дидактизма и аристократизма, – она была демократична, была далека от назидательности и, по манере письма, приближалась к натурализму , точному воспроизведению действительности, без выбора и идеализации.

Таково одно течение романтизма, созданное группой протестующих романтиков. Но была другая группа – мирных индивидуалистов, которых свобода чувства не привела к борьбе социальной. Это мирные энтузиасты чувствительности, ограниченные стенками своего сердца, убаюкивающие себя до тихих восторгов и слез анализом своих ощущений. Они, пиетисты и мистики , могут пристроиться ко всякой церковно-религиозной реакции, ужиться и с политической, ибо отошли от общественности в мир своего крошечного «я», в уединение, в природу, вещающую о благости Творца. Они признают только «внутреннюю свободу», «воспитывают добродетель». У них «прекрасная душа» – schöne Seele немецких поэтов, belle âme Руссо , «душа» Карамзина ...

Романтики этого второго типа почти ничем не отличаются от «сентименталистов». Они любят свое «чувствительное» сердце, знают только нежную, грустную «любовь», чистую, возвышенную «дружбу», – они охотно проливают слезы; «сладкая меланхолия» – их любимое настроение. Они любят грустную природу, туманные, или вечерние пейзажи, кроткое сияние луны. Они охотно мечтают на кладбищах и около могил; им по душе грустная музыка. Их интересует все «фантастическое» вплоть до «видений». Следя внимательно за прихотливыми оттенками различных настроений своего сердца, они берутся за изображение сложных и неясных, «смутных» чувств, – они пытаются на языке поэзии выразить «невыразимое», найти новый стиль для новых настроений, неизвестных псевдоклассикам.

Вот это именно содержание их поэзии и выразилось в том неясном и одностороннем определении «романтизма», которое сделал Белинский : «это – желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чём состояло. Это мир, чуждый всякой действительности, населённый тенями и призраками. Это унылое, медленно текущее… настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это любовь, которая питается грустью и которая без грусти не имела бы, чем поддержать своё существование».

Общие специфические особенности образного содержания художественной литературы остаются неизменными на протяжении тысячелетий ее исторического развития. Вместе с тем литература постоянно изменяется, обнаруживая на каждом из этапов специфические черты.

Поэтому, рассматривая те или иные произведения художественного творчества, необходимо учитывать, что для этого требуется своеобразная методологическая основа, которая создается с учетом теоретических положений, сформулированных литературоведами.

Не вызывает сомнения тот факт, что творчество каждого значительного писателя оригинально и неповторимо. Но в то же время их часто сближает друг с другом не только идейная направленность произведений, но и общие принципы изображения жизни. Это позволило ученым использовать для характеристики творчества групп писателей, живших в определенную эпоху термин "литературное направление". Под литературным направлением понимается объединение групп писателей, "сходных по типу художественного мышления, но далеко не всегда совпадающих по своим идеологическим воззрениям" [Гуляев 1977: 190]. "О направлении можно говорить там, где писатели осознают теоретические основы своей деятельности, прокламируют ее в своих манифестах, программных выступлениях, отстаивают в борьбе с приверженцами иных эстетических убеждений" [Гуляев 1977: 190 - 191].

Литературные произведения, возникшие на основе одного типа художественного мышления, объединяют писателей, которым свойственны близкие представления о творческом процессе.

Подходя с таких позиций к романтическому искусству, следует учитывать, что его необходимо изучать и оценивать, принимая во внимание его эстетическую природу и те цели, которые ставили перед собой конкретные писатели.

Романтизм как литературное направление возникает и развивается в ряде литератур в конце XVIII - первые десятилетия XIX века и является порождением тех "революционных" сдвигов, которые происходят в это время в общественной жизни.

Господство романтизма является ярким свидетельством стадиальной общности литератур, каждая из которых одновременно обнаруживает свои национально-самобытные черты. Романтическая литература каждого государства (европейские страны, США, Россия и др.) отличалась своеобразными чертами, порождаемыми различием общественных позиций и взглядов писателей. Различным был и их интерес к созданию программных документов, фиксирующих основные идейно-эстетические принципы нового литературного направления.

Родиной романтизма по праву считается Германия. В этой стране вначале возник элегический романтизм, представленный творчеством Новалиса (Ф.Гарденберга). Этот писатель выступил еще в 1890-е годы с лирическими "Гимнами ночи" и романом "Генрих фон Офтердинген".

В создании собственной литературной программы немецкие романтики оказались активнее английских и французских. Уже в конце XVIII столетия писатели "иенской школы", во главе которой стоял Ф.Шлегель, впервые предложили свое понимание романтизма.

Художественные произведения "иенцев" - Новалиса, Л.Тика, А.Шлегеля - идеализирующие рыцарское и церковное средневековье и трактующие искусство как "бесконечное", не оказали серьезного влияния на последующее развитие литературы. Но теоретически, в создании программы романтического творчества, члены этого кружка оказались достаточно сильны. В особенности это относится к братьям Шлегелям - Августу и Фридриху.

Теория романтизма, созданная Шлегелями, не претендовала на академическую стройность, но заключала в себе ряд важных для формирующегося литературного направления положений.

Согласно теории Шлегелей, романтизм, в отличие от классицизма как рассудочной попытки возродить творческие принципы античности, является естественным стремлением возвратиться к традициям европейского средневекового искусства и представляет собой поэзию возвышенно-одухотворенную, обращенную к человеческой душе. Писатель - это "гений", который творит не по "застывшим правилам", а органически, подобно "природе". Сущность "романтической поэзии" состоит в том, что она "способна витать на крыльях поэтической рефлексии между изображаемым и изображающим, свободная от всякого реального и идеального интереса" [Шлегель 1976: 19]. По словам Ф. Шлегеля, такая поэзия "бесконечна и свободна и основным своим законом признает произвол поэта, который не должен подчиняться никакому закону" [Шлегель 1976: 20].

Сущностью романтического является то, что оно представляет "сентиментальное содержание в фантастической форме" [Шлегель 1976: 19]. Из этого положения у Шлегелей вытекает отрицание родовой и жанровой разграниченности произведений, которую так ценили классицисты.

Основные положения теоретиков "иенской школы" заключают в себе утверждение принципа творческой субъективности художественной литературы, защиту права писателя всецело подчинять изображение жизни своим художественным концепциям.

Важной стороной теории Шлегелей являлось стремление выявить те первоосновы, на которых должна базироваться "романтическая поэзия". Сильной, хотя и мало разработанной стороной романтической программы теоретиков "иенской школы" стала идея национального своеобразия художественной литературы. "Нужно, - писал Ф.Шлегель, - вернуться к истокам родного языка и родной поэзии, освобождая былую истину и былой возвышенный дух… который дремлет в памятниках национальной древности… Тогда эта поэзия, которая была столь самобытной, как ни у одной из современных наций … снова станет у тех же немцев … подлинным искусством изобретательных поэтов, станет и пребудет таковой" [Шлегель 1976: 20]. По его же словам, "ядро, центр поэзии следует искать в мифологии и в древних мистериях". [Шлегель 1976: 20].

На сходных позициях стоял и А Шлегель, который отмечал, что именно "в ранние эпохи культуры в языке и из языка столь же необходимо и произвольно, как он, рождается поэтическое миросозерцание, то есть такое, в котором господствует фантазия. Это мифология" [Шлегель 1976: 27]. Поэтому он призывал возродить поэзию, "для которой миф снова становится материалом" [Шлегель 1976: 27].

На эти призывы по-своему откликнулись уже в начале XIX столетия участники другого кружка немецких романтиков, получившего название "гейдельбергской школы". Это были К. Брентано, Л. Арним, братья Я.и В. Гримм, занимавшиеся собиранием и публикацией народных песен и сказок.

Представители "гейдельбергского романтизма" (особенно братья Гримм) активно знакомили своих современников с народной культурой. Их трудами была создана мифологическая школа, признававшая первоосновой поэзии миф, а затем развившийся из него фольклор, который рассматривался как бессознательное и безличное творчество коллективной народной души.

Особое место в развитии немецкого романтизма заняло творчество Э.Т.А. Гофмана. В 1810 - 1820-е годы он написал ряд произведений ("Эликсир сатаны", "Золотой горшок", "Песочный человек" и др.), где дал гротескное изображение тупых и самодовольных мещан, которым противопоставил тонко чувствующих "энтузиастов" - поэтов, художников, музыкантов, устремленных в своем творчестве к "бесконечному". В сказках и новеллах Гофмана нередко появлялись созданные его воображением фантастические образы, становящиеся материальным воплощением тех темных и светлых начал, которые он видел в реальной действительности.

Творчество Гофмана приобрело мировую известность и оказало влияние на романтиков других стран, в том числе и России. Но в целом можно сказать, что немецкий романтизм выступил на мировую литературную арену, главным образом, в форме романтических теорий "иенской школы". Эти теории постепенно получили широкое распространение и оказали воздействие на творческое мышление представителей различных романтических течений других стран.

В Англии романтизм был представлен, в первую очередь, произведениями поэтов "озерной школы". Ранние английские романтики, У. Вордсворт, С. Колридж и Р. Саути, выступившие еще в 1790-е годы, искали свои идеалы в историческом прошлом, идеализировали старый патриархальный уклад английской деревни. По социальной проблематике представители "озерной школы" являлись продолжателями сентименталистов, а романтический пафос их произведений проистекал из религиозно-моралистических устремлений, иногда доходящих до мистицизма.

С иных позиций интересовался прошлым В. Скотт. Он выступил как один из активных собирателей фольклорных текстов, составивших три тома сборников баллад "Песни шотландской границы". Кроме того, Скотт вошел в мировую литературу как создатель жанра исторического романа, в котором запечатлел важнейшие моменты истории Англии и других европейских стран.

Совершенно иную идейную направленность носило творчество Д.Г. Байрона и П.Б. Шелли, начавших создавать свои произведения в 1800-е - начале 1810-х годов. Они выразили в своем творчестве мотивы романтического бунтарства и стремление к гражданской свободе, которую видели в будущем. Гражданский романтизм Байрона и Шелли явился самым прогрессивным течением в литературе Англии начала XIX столетия. Но в целом необходимо отметить, что представители различных течений английского романтизма, несмотря на творческую активность, не создали соответствующей литературной программы.

Во Франции история романтизма начинается в 1880-е годы. Р. А. Шатобриан своими повестями "Атала" и "Рене", а в 1820-е годы А. Ламартин своей лирикой создали религиозно-моралистическое течение французского романтизма. Основными мотивами их творчества явились чувство обреченности, отчаяния, отрицание смысла жизни земного существования, стремление уйти в потусторонний мир. Наряду с этим течением, связанным с ретроспективными идеалами, во Франции развивался романтизм активный, яркими представителями которого явились А. де Мюссе, Жорж Санд и др.

Крупнейшим представителем гражданского романтизма стал В. Гюго. Писатель строил сюжеты своих драм ("Эрнани", "Марион Делорм", "Король забавляется") и романов ("Собор Парижской богоматери", "Человек, который смеется") на резких контрастах между жестокими и надменными представителями королевской власти и дворянства и выходцами из демократических низов - носителями высоких нравственных принципов.

Гюго являлся не только крупнейшим представителем французского романтизма, но и его видным теоретиком. В конце 1820-х годов в предисловии к своей исторической драме "Кромвель" он сформулировал ряд важнейших положений творческой программы нового литературного направления. Гюго выступал против классицизма с его рассудочными "правилами" и провозглашал принцип свободы творчества. "Поэт, - отмечал Гюго, - должен советоваться только с природой, истиной, своим вдохновением…" [Гюго 1979: 275]. Писатель требовал от литературы воспроизведения характеров в их национально-историческом своеобразии и обрисовки "местного колорита". Он же настаивал на необходимости "соединять гротескное с возвышенным, сливать трагедию с комедией" [Гюго 1979: 275]. Отсюда вытекала мысль о необходимости смешения "высоких" и "низких" жанров и представление о полной свободе художника слова.

В США романтизм начнет развиваться несколько позднее, чем в европейских странах. В 1820-е годы его представляют такие писатели, как В. Ирвинг и Д. Ф. Купер. Позже приобретут известность произведения Э. По, Г. Мелвила, Н. Готорна.

Русская литература к началу XIX века догнала в своем идейно-художественном развитии литературу передовых стран Западной Европы. В возникновении классицизма и сентиментализма она значительно отставала от Франции и Англии. В эпоху романтизма русские писатели выступили почти одновременно с английскими и немецкими - в начале XIX столетия.

Русский романтизм формировался на протяжении достаточно длительного времени. Его истоки следует искать еще в литературе XVIII столетия, прежде всего - в сентиментализме с его культом эмоциональной рефлексии и интересом к народной жизни.

Естественно, что, создавая свои произведения, русские романтики ориентировались на опыт европейских писателей. Но, как справедливо отмечал один из наиболее известных представителей русского романтизма В.Ф. Одоевский, "наше мнимое подражание было только школою, вышедши из которой мы перегнали учителей" [Одоевский 1982: 63].

Первым русским романтиком по праву считается В.А.Жуковский. История русского романтизма, по сути, начинается с его "Людмилы", увидевшей свет в 1808-ом году. Несмотря на то, что "Людмила" представляет собой подражание "Леноре" немецкого поэта XVIII века Г.А. Бюргера, произведение было опубликовано в "Вестнике Европы" с подзаголовком "русская баллада". Ее появление свидетельствовало о возрастающем интересе к народной поэзии. В произведении явно проявляются все те черты, которые в последующем окажутся характерными для романтического сознания, сконцентрируют в себе его наиболее существенные признаки. Автор делает местом действия средневековую Русь, вводит в произведение образы оживших мертвецов. По словам В.Г. Белинского, "романтизм этой баллады" состоит не только в ее содержании, но и "в фантастическом колорите красок, которыми оживлена местами эта детски простодушная легенда" [Белинский 1982: 29].

В последующем Жуковский напишет еще одну балладу на тот же сюжет - "Светлана" (1913), которая еще в большей степени, чем "Людмила", обретет национальную окраску, тем самым отвечая одному из важнейших требований романтизма. Наряду с этим Жуковский создавал стихотворения и баллады на сюжеты, заимствованные из произведений романтиков других стран. Опираясь на образцы английского и немецкого религиозно-моралистического романтизма, поэт идеализировал патриархальную старину, говорил о стремлении к чему-то чудесному и таинственному, что манит душу человека в неведомую даль ("Теон и Эсхин", "Невыразимое", "Эолова арфа", "Замок Смальгольм, или Иванов вечер" и др.)

На протяжении двух первых десятилетий XIX столетия русские романтики создают преимущественно поэтические произведения. Среди наиболее известных из них могут быть названы многочисленные "Думы" и поэма "Войнаровский" К.Ф. Рылеева, поэмы "Кавказский пленник" и "Бахчисарайский фонтан" А.С. Пушкина, стихотворения К.Н. Батюшкова и Е.А. Баратынского.

Но господство поэтических произведений оказывается недолговечным. Уже в 1820-е годы на первый план постепенно выдвигается проза, в первую очередь представленная повестями.

На протяжении первой трети XIX столетия повесть занимает в русской литературе, где еще фактически не сложился жанр романа, особое положение. Она стремительно развивается, наполняясь новым содержанием. "Повесть считается теперь делом совместным со всеми направлениями деятельности, со всеми степенями ума, со всеми родами гения", - писал критик Н.И. Надеждин [Литературная критика. Эстетика. 1972: 320].

Романтическая повесть на некоторое время как бы заменяет собой роман и превращается в доминирующий эпический жанр. Более того, в 1830-е годы она теснит и поэзию, столь влиятельную в два первые десятилетия XIX столетия, становясь главным явлением русской словесности. "Повесть есть вывеска современной литературы", - справедливо отмечал в 1835-ом году критик С.П. Шевырев [цит. по Сахаров 1992: 5]. Именно в этот период создают свои романтические повести А. Погорельский, А.А. Бестужев (Марлинский), В.Ф. Одоевский, М.Ф. Погодин и др.

В создании своей литературной программы русские романтики были достаточно активны. В первой половине 1820-х годов она была разработана в статьях О.М. Сомова, П.А. Вяземского, В.К. Кюхельбекера.

Разрабатывая свою программу, теоретики русского романтизма принимали во внимание те идеи, которые уже проникли к этому времени в сознание многих писателей и отчасти закрепились в художественных текстах. Поиски новых эстетических идеалов велись еще представителями Дружеского литературного общества, организованного в 1801-ом году бывшими воспитанниками Московского университетского благородного пансиона. Одним из признанных лидеров этого общества стал друг В.А.Жуковского - А.И. Тургенев, который в своих выступлениях неоднократно говорил о необходимости создания национально-самобытного искусства. Особенно примечательна в этом отношении речь "О русской литературе", произнесенная 22 марта 1801-го года. В своем выступлении Тургенев говорит, что произведения наиболее известных русских писателей - М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, Н.М. Карамзина - практически ничего не говорят читателю о русских как самобытной нации. "Теперь только в одних сказках и песнях находим мы остатки русской литературы … и чувствуем еще характер нашего народа", - утверждает он [Тургенев 2000: 16]. И тут же, выдвигая положение, которое позже найдет отражение в романтической эстетике, требует от писателей обращения "к русской оригинальности" "и в обычаях, и в образе жизни, и в характере" [Тургенев 2000: 16].

Позже П.А.Вяземский, О.М.Сомов и В.К. Кюхельбекер, выступившие как виднейшие теоретики романтизма, подхватят и разовьют эту идею. Их работы увидели свет в те годы, когда национальный подъем, вызванный победой в Отечественной войне 1812-го года, способствовал быстрому созреванию новых художественных взглядов, которые получали отражение в печати. Чувство любви к родине и народной гордости, усиленной тяжелыми испытаниями войны, укрепляло стремление освободить отечественную литературу от подражания всему иностранному, заставляло писателей ратовать за создание национально-самобытного искусства.

Как сторонник подобных взглядов на искусство заявил о себе уже в статьях 1816 - 1817-го годов П.А. Вяземский. Он высказал мысль о поэте-гении, создателе новых, не известных классицистам литературных жанров, и дал высокую оценку русской народной поэзии, которая, по его мнению, ни в чем не уступает фольклору других народов. В письме к А.И. Тургеневу от 22 ноября 1818-го года, Вяземский, отмечая "русскую краску", которую он старался придать своей небольшой описательной поэме "Первый снег", предложил использовать для обозначения этой особенности художественного творчества слово "народность" [цит. по Соколов 1970: 180]. Тем самым получила свое терминологическое обозначение одна из важнейших идей романтической эстетики.

В 1821-ом году общее внимание привлекла статья О.М. Сомова, посвященная разбору баллады В.А. Жуковского "Рыбак", являющейся вольным переложением стихотворения И.В. Гете. В ходе полемики, связанной с публикацией статьи, критик подчеркивал, что стремится побудить "отличного стихотворца" и его учеников отказаться от "западных чужеземных туманов и мраков", ибо "истинный талант должен принадлежать своему отечеству" [цит. по Петунина 1984: 6]. Такая программная установка Сомова получила дальнейшее развитие в его статьях "О романтической поэзии" (1823). Критик писал о том, что его не удовлетворяет немецкая поэзия, в которой преобладает "наклонность к понятиям отвлеченным, унылая мечтательность и стремление к лучшему, блаженнейшему миру" [Сомов 2000: 30]. Главную цель романтической поэзии он видит в предоставлении поэту "полной свободы выбора и изложения", а "главную прелесть" - в "народности и местности" [Сомов 2000: 31]. Сомов подчеркивает, что "народу русскому… необходимо иметь свою народную поэзию, неподражательную и независимую от преданий чужих"; самым верным путем к созданию оригинальной отечественной словесности он считает обращение к живым источникам народной поэзии, "нравов, понятий и образа мыслей" [Сомов 2000: 32]. Таким образом, Сомов провозглашает принцип народности, которую он рассматривает как верность национальной самобытности - нравам, обычаям и языку.

Подобную позицию занимал и В.К. Кюхельбекер, наиболее ярко выразивший свои воззрения в статье "О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие" (1824). Кюхельбекер с неодобрением отзывается о русских "Чайльд-Гарольдах", у которых "чувство уныния поглотило все прочие" [Кюхельбекер 1981: 16]. Нападая на элегический романтизм, критик выступает против настроений разочарованности и пессимизма, "мировой скорби", которые под влиянием Байрона и ранних немецких романтиков, получили распространение среди части русских поэтов. Обращение к подобной тематике Кюхельбекер воспринимает как попытку наложить на отечественную поэзию "оковы немецкого или английского владычества" [Кюхельбекер 1981: 17]. В противовес этому критик предлагает писателям обратиться к другим образцам: "Вера праотцов, нравы отечественные, летописи и сказания народные - лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности" [Кюхельбекер 1981: 17].

Свое отношение к проблеме высказал и А.С. Пушкин в статье, носящей название "О народности литературы". Пушкин отметил, что народность состоит не только в "выборе предметов из отечественной истории" или употреблении в речи русских выражений. Гораздо важнее принимать во внимание другое: "Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих какому-нибудь народу" [Пушкин: 1998: 35].

Таким образом, в русской романтической эстетике заняла важное место идея народности литературы. В печати этот термин утвердился в 20-е годы XIX века. Проблема народности как идейно-эстетической категории осознавалась постепенно. В 1820 - 1830-е годы в содержание понятия "народность" вкладывалась мысль о национальной самостоятельности и своеобразии литературы, о ее демократических основах. Принципиальная связь этих двух понятий очевидна: романтики приходят к выводу, что национально-своеобразной может быть только та литература, которая отражает сознание широких народных масс. Обращение к народным нравам и обычаям, использование фольклорных элементов начинают рассматриваться как важнейшие условия создания произведений, соответствующих духу времени.

Рассматривая историю становления и развития зарубежного и русского романтизма в целом, следует сказать, что это направление охватывает весьма разнородные явления. В то же время романтические произведения, возникшие на основе одного типа художественного мышления, имеют ряд общих черт. Такая общность свидетельствует о близости писателей (зачастую далеких по своим идеологическим воззрениям) по художественным принципам изображения жизни и приемам создания образов.

Сходство романтических произведений обусловливается, в первую очередь, тем, что их авторы рассматривают творческий акт как процесс самовыражения. Поэтому романтики не стремятся воспроизводить объективную действительность в точном соответствии с качествами изображаемых явлений. Для них гораздо важнее другое: отразить мир своих субъективных чувств и переживаний. Романтические образы всегда несут на себе яркий отпечаток авторского восприятия жизни.

Романтики выступали против всяких "правил", ограничивающих свободу творчества, вымысла, вдохновения. Создание художественных произведений рассматривалось ими как процесс самовыражения их творца-писателя.

Основывая свое творчество на принципиальном неприятии отрицаемой ими действительности, писатели стремились противопоставить ей созданный их воображением мир, который принимал в произведениях разных авторов различные очертания. Одни из писателей устремляли свои взоры в потусторонний мир, другие искали свои идеалы в национальном прошлом, идеализировали эпоху средневековья или создавали свою собственную "реальность", сближенную с действительностью, но исполненную загадочности и таинственности.

Художественное мышление романтиков отличается тяготением к контрастам, к обрисовке исключительных героев, действующих в необычайных жизненных обстоятельствах и проявляющих необыкновенно сильные страсти. Внешний облик и характеры героев в произведениях романтиков являлись по преимуществу антитетичными: добрые и прекрасные противопоставлялись злым и "безобразным", идеальные "создания небес" - бессердечно-холодным "исчадьям ада".

Произведения изобилуют символами, фантастикой, гиперболами и другими условными формами художественной изобразительности.

Одним из ведущих в романтической эстетике стал принцип народности, в соответствии с которым писатели должны были широко обращаться к национально-самобытной народной тематике, к фольклорным образам и мотивам. В связи с этим они достаточно часто рисовали в своих произведениях образы существ народной демонологии, порожденные фантазией народных масс и нашедшие отражение в таких жанрах народного творчества как сказки, былички, легенды.

Таким образом, по закону стадиальной общности романтические произведения возникают в ведущих национальных европейских литературах почти в одно и то же время. Авторы этих произведений создали соответствующие программы и этим оформили литературное направление. Наибольшую активность и оригинальность проявили в этом отношении немецкие романтики, за которыми следовали французские и русские писатели и литературные критики.

Романтизм был чрезвычайно противоречив по своей идеологической природе: он объединял писателей, различных по общественным взглядам, но родственных по своим эстетическим устремлениям. Романтики (и прогрессивные и консервативные) рассматривали процесс создания литературных произведений как акт самовыражения творческих субъектов. Поэтому, создавая художественные образы, писатели принимали во внимание не столько объективные явления действительности, сколько свое восприятие этих явлений и эмоциональное отношение к ним. В той или иной мере не приемля современность, находясь в разладе с окружающей действительностью, представители романтического направления противопоставляли ей вымышленный мир, отличающийся от повседневности своей яркостью и многокрасочностью. Писатели населяли этот мир исключительными персонажами, чья жизнь была полна бурными событиями и кипением страстей.

Романтики активно отстаивали принцип народности, в соответствии с которым ратовали за создание национально-самобытного искусства, отражающего нравы широких народных масс, их верования и обычаи. Реализуя этот принцип, писатели нередко обращались к фольклорным текстам, в которых, по их мнению, запечатлелся дух народа. В результате в произведениях представителей романтического направления перед читателями нередко представала своеобразная художественная реальность. Она была наполнена фантастическими существами, образы которых восходили к народным представлениям или создавались самими писателями с опорой на опыт их предшественников или современников.

Романтизм- особый вид мировозрения, одновременно художественное направление в искусстве конца XVIII - первой четверти XIX в., сформировавшееся в Германии. Получившее всемирное значение и распространение. Направление романтизм предполагало противопоставление классицистического требования правил. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, "простым", доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, "возвышенной" тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

Существенной чертой романтизма как литературного направления является так называемое романтическое двоемирие, понимаемое чаще всего как устремленность к возвышенному и земному одновременно, кроме того, как разлад между идеалом и действительностью или, другими словами, противопоставление действительности и мечты, того, что есть, и того, что возможно. Реальной, отвергаемой им действительности романтизм всегда противопоставляет другую, поэтическую действительность.Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (Шатобриан, В.А.Жуковский). У других мировое зло вызывало протест, требовало отмщения, борьбы (ранний А.С.ПушкинБайрон, Лермонтов).

Романтики открыли необычайную сложность и глубину духовного мира человека;это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть - любовь во всех ее проявлениях, низкая - жадность, честолюбие, зависть. Для романтизма свойственно утверждение свободыи повышенного внимания к индивидуальности человека.

Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души - характерные черты романтизма.

Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Значительное место занимает пейзаж - прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть за одно с героем, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться. Романтизм - культурное явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела свои особенности.

2. К началу второго десятилетия XIX века романтизм занимает ключевое место в русском искусстве, обнаруживая более или менее полно свое национальное своеобразие.Русский романтизм возник в иных условиях, нежели западноевропейский. На Западе он был явлением послереволюционным и выразил разочарование в результатах уже свершившихся перемен, в новом, капиталистическом обществе. В России же он сформировался в эпоху, когда стране еще только предстояло вступить в полосу буржуазных преобразований.Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события 1812 года

Отечественная война вызвала не только рост гражданского и национального самосознания, но и признание особой роли народа в жизни национального государства. И восстание декабристов 1825г., оказавшие огромное влияние на весь ход художественного развития России, определив круг вопросов и тем, волновавших русских романтиков.Тема народа стала очень значительной для русских литераторов-романтиков. Стремлением к народности отмечено творчество всех русских романтиков, хотя понимание "народной души" у них было различным. Для Жуковского народность - это, прежде всего, гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям. Сущность ее он видел в поэзии народных обрядов, лирических песен, народных примет и суеверий.В творчестве романтиков-декабристов представление о народной душе связывалось с другими чертами. Для них народный характер -- это характер героический, национально-самобытный. В их творчестве главной темой стала не судьба отдельной личности, а судьба народная, не личное счастье, а благо общественное. Поэзия декабристов звучала, как набат, звала на битву и подвиг, она славила радость борьбы за свободу.

Романтизм, подобно сентиментализму, уделял большое внимание изображению внутреннего мира человека. Но в отличие от писателей-сентименталистов, которые воспевали "тихую чувствительность"романтики предпочитали изображение необыкновенных приключений и бурных страстей.Такой характер носило, например, творчество английского поэта Дж. Байрона, влияние которого испытали многие русские писатели начала XIX века.

Одним из важных достижений романтизма является создание лирического пейзажа. Он служит у романтиков своего рода декорацией, которая подчеркивает эмоциональную напряженность действия. Своеобразие тем романтических произведений способствовало использованию метафор, поэтических эпитетов, символов. Так, романтическим символом свободы представало море, ветер; счастья - солнце, любви - огонь или розы; вообще розовый цвет символизировал любовные чувства, черный - печаль. Ночь олицетворяла зло, преступления, вражду. Символ вечной изменчивости - волна морская, бесчувственности - камень; образы куклы или маскарада означали фальшь, лицемерие, двуличность.Русским романтикам, в высокой степени было присуще стремление к нравственному идеалу. Этим идеалом для них были человеколюбие и независимость личности.C романтизмом связаны в русской литературе имена величайших ее представителей- Пушкин Первые пусть еще робкие его призраки обнаруживаются в повестях Н. М. Карамзина: « Остров Борнгольм», « Сьерра-Морена», « Марфа Посадница». В них писатель сочуственно изображает недовольство человеческой личности сковывающими ее условиями окружающей среды. Более последовательно и глубоко эти тенденции разрабатываются в поэзии В. А. Жуковского и Батюшкова. Жуковский знаменит своими балладами, великолепными описаниями природы и, конечно же, необычностью сюжета. Большое место в его творчестве занимали лирические образы родной природы. В одном из ранних своих стихотворений элегии "Вечер" поэт так воспроизводил скромную картину родного края:

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой,

Простершись на траве под ивой наклоненной,

Внимаю, как журчит, сливался с рекой,

Поток, кустами осененный.

Чуть слышно над ручьем колышется тростник,

Глас петела вдали уснувши будит селы.

русский романтизм литературный

В траве коростыля я слышу дикий крик...[ Бестужев-Марлинский А.Соч. Т. 1. М., 1952. С. 119 Эта любовь к изображению русской жизни, национальных традиций и обрядов, легенд и сказаний выразится и в ряде последующих произведений Жуковского. Батюшков же, в начале своего творческого пути воспевал сельское уединение, мечтательность, меланхолию. Позже характер его поэзии изменяется и он славит теперь вино и любовь, радость, наслаждения и страсть.

3. Проблема периодизации литературного процесса XIX в. является одной из наиболее сложных проблем, стоявших перед литературоведами и в прошлом, и в настоящее время.Историко-литературная наука выдвинула ряд принципов периодизации. Они не сменяют друг друга в точные календарные сроки.Но тот или иной год приобретает характер пограничной эпохи. И все же русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный (1801--1815),Литературная жизнь данного периода характеризуется все более обостряющейся борьбой «нового» и «старого». В первые годы нового столетия господствующее положение в литературе занимает сентиментализм. И классицисты пытаются отстаивать старые литературные позиции.

Начиная с1840х годов ром утрачивает свои былые позиции и, уступает дорогу реализму.Но не перестает существовать.

Едва ли не все крупнейшие писатели-реалисты второй половины века: Тургенев, Гончаров, Островский, Некрасов, Достоевский и толстой- обращались к наследию ром, так или иначе перерабатывали его художественный опыт. Нередко они создавали произведения, в какой то степени приближавшиеся к ром по своим идейно-художественным принципам. Позднее, в конце 19 -начале 20в, продолжателями романтических традиций выступили русские символисты. неприятие современности, утвердившегося к этому времени в России буржуазного строя, мечтая о полном пересоздании жизни и преображении человечества-все это сближает символистов с романтиками. С большой силой ром традиции проявлялись и в произведениях молодого Горького-таких,как Макар Чундра, старуха Изергиль песня о соколе. Ром традиции живут и в советской лит. К ним тяготеют писатели, стремящиеся к прямому. непосредственному выражению своих идеалов. Это влияние ощутимо в творчестве Паустовского и др писателей.