Евгений Адольфович Кибрик: биография. Русские художники. Кибрик Евгений Адольфович Е а кибрик картины

Кибрик Евгений /Герц/ Адольфович (8/21/.02.1906 г., Вознесенск – 18.07.1978 г., Москва) – выдающийся советский живописец и график, иллюстратор, педагог.

Е.А. Кибрик родился в г. Вознесенске в зажиточной еврейской семье, его отец – Адольф Гершевич Кибрик был крупным хлеботорговцем и судовладельцем, занимавшимся баржевыми перевозками.

Среднее образование Е.А. Кибрик получил в местной мужской гимназии, увлекался чтением и рисованием. К 1920 г. относится начало творческой биографии Е.А. Кибрика – он познакомился с выпускником Харьковского художественного училища А. Великановым, который создал в кружок изоискусства, ставший первой художественной школой будущего художника.

В 1922 г. Е.А. Кибрик переехал в Одессу и поступил в художественный институт. Учился в мастерской у П.Г. Волокидина, затем перешел в мастерскую Т.Б. Фраермана. С 1922 г. сотрудничал в областной комсомольской газете «Молодая гвардия».

В 1925 году Е.А. Кибрик уехал в Ленинград и поступил учиться в Академию Художеств. В это время в Академии был принят поточный метод преподавания в связи с недоверием к старой профессуре. Преподаватели менялись через день, отрицая друг друга, что вносило сумятицу в умы студентов. Молодой художник искал для себя ответ на вопрос: «Каким должно быть новое искусство, связанное с передовым мировоззрением». Не найдя ответы на эти вопросы в стенах Академии, резко отрицательно относясь к применявшейся здесь педагогической системе, в 1927 г. Е.А. Кибрик уходит из Академии. С этого же времени он сотрудничал в качестве театрального зарисовщика в ленинградской газете «Смена».

По другим данным, в 1925–1927 гг. художник учился в Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин). В студенческом клубе Е.А. Кибрик впервые встретил художника П.Н. Филонова и стал впоследствии его учеником. Первые самостоятельные работы он выполнил под сильным влиянием учителя. В 1926 г. Е.А. Кибрик вошёл в основанный П.Н. Филоновым кружок «Мастера аналитического искусства» и стал одним из наиболее активных его участников. В эти годы молодой художник сотрудничал в молодежных журналах, делал рисунки и композиции на самостоятельные темы. Он получал заказы в разных издательствах. В марте 1930 г. директор Издательства писателей в Ленинграде предложил Е.А. Кибрику иллюстрировать повесть Ю.Н. Тынянова «Подпоручик Киже». Это был первый серьезный опыт художника в качестве иллюстратора.

В начале 30-х гг. Е.А. Кибрик, покинув кружок П.Н. Филонова, работал в Изораме (Изостудии рабочей молодежи) – организации, призванной развивать массовую художественную самодеятельность. В период развернувшейся травли П.Н. Филонова он выступил в газете «Советское искусство» и журнале «Юный пролетарий» с резкой критикой своего учителя (1932 г.), после чего другие «филоновцы» считали его ренегатом.

30-е годы стали временем расцвета творчества Е.А. Кибрика как художника книги. В это время выходят книги с его иллюстрациями: «Тяжелый дивизион» А.Г. Лебеденко, «Невская повесть» Д.М. Лаврухина, «Падение Кимас-озера» Г.С. Фиша, иллюстрации к «Сказкам» А.С. Пушкина, к рассказам Б.А. Лавренева. К наиболее значительным графическим циклам этого периода принадлежат серии романтичных иллюстраций к повести Р. Роллана «Кола Брюньон» (1934–1936 гг.), и роману Ш. де Костера «Легенде об Уленшпигеле» (1937–1938 гг.), которые стали классикой советской книжной графики. В 1938 г. Е.А. Кибрик иллюстрировал сборник рассказов М.М. Зощенко «Уважаемые граждане». Новая тема его увлекла. В его маленьких, карманного типа, альбомчиках появились живые наброски, сделанные художником в поездах, трамваях, в театре, на улице. В 1940–1941 гг. Е.А. Кибрик вновь обращается к творчеству Р. Роллана, он иллюстрировал его роман «Очарованная душа».

В 1942 г. в Самарканде Е.А. Кибрик руководил работой графической мастерской Академии Художеств. В сентябре 1943 г. художника командировали в Сталинград. Увиденное произвело на него неизгладимое впечатление, отразившееся в серии графических листов «Сталинград».

С 1943 г. Е.А. Кибрик жил в Москве. Выдающимся явлением в истории советской графики стали его иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (1943–1945 гг.) и русским героическим былинам (1948–1950 гг.).

В послевоенные годы художник неоднократно обращался к историко-революционной тематике, по которой им создано несколько графических серий. Тема гражданской войны нашла отражение в серии иллюстраций к роману Н.А. Островского «Как закалялась сталь» (1953–1956 гг.).

Среди поздних его работ наиболее известны иллюстрации к драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» (1959–1964 гг.). Последняя законченная работа художника – иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Портрет» (1973–1977 гг.).

С 1954 г. художник увлекся масляной живописью и акварелью. Он создает серии рисунков и акварелей, связанных с зарубежными поездками по Франции и Италии, пишет маслом и акварелью пейзажи Подмосковья и натюрморты. Автор книги воспоминаний «Работа и мысли художника».

Е.А. Кибрик активно занимался педагогической деятельностью – профессор художественного института имени В.И. Сурикова, член-корреспондент Академии Художеств СССР, Народный художник СССР. Лауреат Государственной премии, удостоен государственных наград.

Самое крупное собрание графических и живописных работ художника, его личные вещи, книги и каталоги выставок (более 20 тыс. экспонатов) экспонируется в муниципальном художественном музее им. Е.А. Кибрика в Вознесенске, созданном в 1985 г. Большинство произведений подарила музею вдова художника Ирина Александровна Кибрик.

В здании Вознесенской школы № 10 (бывшее здание гимназии) установлена мемориальная доска Е.А. Кибрику.







Источники и литература:

Кибрик Євген Адольфович // Мистецтво України: біогр. довід./ за ред. А. В. Кудрицького. – К., 1997. – С. 293.

Кибрик Євген Адольфович // Митці України: енцикл. довід. / за ред. А. В. Кудрицького. – К., 1992. – С. 294.

Росляков С. Музей в Вознесенске / С. Росляков // Южная правда. – 2006. – 4 июля. – С. 3.

Смирнова Н. Искусство Евгения Кибрика /Н. Смирнова // Вестник Прибужья. — 2011. — №12(24 марта). — С. 2.

Халаминский Ю., Е. Кибрик /Ю. Халаминский — М., 1970.

Христова Н. Герои, которых придумал Евгений Кибрик / Н. Христова // Вечерний Николаев. — 2011. — №27(10 марта).

Чегодаев А. Д., Е. А. Кибрик /А.Д. Чегодаев — М: Изобразительное искусство, 1955.

История графики

Кибрик Евгений Адольфович (1906 - 1978)

По признанию самого художника, беспредельная любовь с малых лет к чтению, книгам, иллюстрации определила вдальнейшем выбор жизненного и творческого пути. Художественное образование Е. А. Кибрик получил в Институтеизобразительных искусств в Одессе (1922-25) и ленинградском Вхутеине (1925-27).

Решающее значение для творчества молодого художника имело знакомство еще в студенческие годы с уникальнымхудожником и педагогом П. Н. Филоновым. Кибрик стал его учеником, в 1926 г. вошел в основанный Филоновым коллектив"Мастера аналитического искусства" и первые самостоятельные работы выполнил под сильнейшим влиянием этого художника (иллюстрации к "Подпоручику Киже" Ю. Н. Тынянова, 1930, и др.). В иллюстрациях начала 1930-х гг. к книгам современных писателей ("Невская повесть" Д. М. Лаврухина, 1933; "Тяжелый дивизион" А. Г. Лебеденко, 1934, и др.) художник вырабатывает уже собственную энергичную и жесткую манеру рисунка, цепко схватывающую зримые черты окружающего мира.

Но определяющей явилась для него работа над книгой Р. Роллана "Кола Брюньон" (1934-36). Кибрика привлекают полнокровные, эпически цельные характеры, он придает своим героям открытый, театральный жест, активную мимику, нередко используя в качестве натурщиков профессиональных актеров. Он любит большой формат, дающий простор естественной свободе движений.

Шершавый, крупнозернистый штрих его литографий плотно и сочно ложится на страницу книги. Так строит Кибрик и следующую свою книгу - "Легенда об Уленшпигеле..." Ш. де Костера (1937-38). Великая Отечественная война подкрепила стремление художника к героическим темам и привлекла его внимание к русской классике: "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя (1944-45). Менее удачной была попытка применить выработанный художником метод к русским былинам ("Героические былины", 1948- 50), где сказочная условность персонажей плохо ладила со стремлением одеть их живой плотью и поместить в реальное пространство.

Монументальному драматизму и героике своих лучших книг 1930-40-х гг. художник оставался верен и в поздних работах: "Как закалялась сталь" Н. А. Островского (1953-56), "Борис Годунов" А. С. Пушкина (1959-64), "Портрет" Н. В. Гоголя (1973-77). Значительное место в жизни Кибрика занимала преподавательская деятельность. В течение двадцати пяти лет (1953-78) он был профессором МГХИ, руководил мастерской станковой графики.

График, живописец, сценограф

Родился в семье управляющего хлебоэкспортной фирмы. Учился в Одесском художественном институте (1922–1925) у П. Г. Волокидина, Т. Б. Фраермана, ленинградском Вхутеине (1925–1927) у К. С. Петрова-Водкина, С. В. Приселкова, А. И. Савинова.

Жил в Ленинграде (1925–1930, 1932–1943) и Москве (1930–1932, 1943–1978). Был женат на художнице Л. Я. Тимошенко (1938–1959). Занимался станковой, книжной и журнальной графикой. В 1920-е рисовал для газет «Молодая гвардия» (Одесса), «Смена» (Ленинград), журнала «Юный пролетарий» (Ленинград). В 1928–1932 оформлял спектакли в Театре рабочей молодежи («Зови, фабком!» С. Ершова и А. Коровкина, 1928).

В 1926–1930 - член коллектива «Мастера аналитического искусства» (МАИ) П. Н. Филонова. После раскола МАИ был в числе основателей «ИЗОРАМ» (Изостудия рабочей молодежи, 1930–1932), призванной развивать массовую художественную самодеятельность. В период развернувшейся травли П. Н. Филонова выступил в газете «Советское искусство» и журнале «Юный пролетарий» с резкой критикой учителя.

Оформлял книги для Детгиза, издательств «Художественная литература», «Молодая гвардия» и других. Выполнил иллюстрации к книгам: «Подпоручик Киже» (1930), «Смерть Вазир-Мухтара» (1932) Ю. Н. Тынянова, «По следам героя» (1933), «Невская повесть» (1934) Д. М. Лаврухина, «Сказки» (1936), «Борис Годунов» (1965; золотая медаль Академии художеств СССР, серебряная медаль на Международной выставке искусства книги в Лейпциге 1965) А. С. Пушкина, «Кола Брюньон» (1935; серебряная медаль на Всемирной выставке в Париже 1937), «Очарованная душа» (1959) Р. Роллана, «Легенда об Уленшпигеле» Ш. де Костера (1938), «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя (1946), «Русские героические былины» (1951), «Как закалялась сталь» (1958; бронзовая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе 1958) Н. А. Островского и другим.

Создал станковые работы на революционные темы: «С. Н. Халтурин и В. П. Обнорский за работой над программой Северного союза русских рабочих. 1878 год» (1940), серии «В. И. Ленин в 1917 году» (1946–1947), «1917 год» (1968–1971). Выполнил портреты художников С. Б. Юдовина (1934), Ю. И. Пименова (1965), А. В. Кокорина (1977), писателя Р. Роллана (1935), искусствоведа А. Д. Чегодаева (1954). Автор графических серий: «Коммуна «Новый путь» (1930), «Северокавказская» 1937), по мотивам повести Н. В. Гоголя «Портрет» (1973–1975). По материалам зарубежных поездок выполнил циклы акварелей и рисунков: «Италия» (1956, 1962, 1966–1968), «По Франции» (1959), «Мюнхен» (1965). Постоянно выполнял пейзажные, портретные, жанровые этюды и зарисовки.

В начале Великой Отечественной войны создал ряд плакатов: «Отважные пехотинцы! Враг не выносит красноармейских ударов…» (1941). Участвовал в работе коллектива художников и поэтов «Боевой карандаш» (1941). В 1942–1943 находился в эвакуации в Самарканде. Выполнил серии рисунков «Фархад-строй» (1942–1943), «Земля Узбекистана» (1942–1943). В 1943 Комитетом по делам искусств был командирован в Сталинград; выполнил одноименный цикл рисунков.

С 1927 - участник выставок (выставка мастеров аналитического искусства в ленинградском Доме печати). Экспонировался на выставках: «Современные ленинградские художественные группировки» (1928/1929), 1-й общегородской выставке изобразительных искусств (1930), 1-й выставке ленинградских художников (1935), автолитографии ленинградских художников (1939) в Ленинграде, советской цветной гравюры (1937), Всесоюзных художественных выставках (1939, 1945, 1946, 1947, 1949, 1952, 1957, 1965, 1969, 1973), «Н. В. Гоголь в произведениях советских художников» (1952) в Москве и других. Участник многочисленных международных выставок и выставок советского искусства за рубежом: во Франции (1936, 1960), Болгарии (1936, 1956), Англии (1938, 1945, 1961), США (1940, 1959, 1963, 1973), Польше (1946, 1954), Италии (1956, 1962, 1976), Венгрии (1956, 1973), Чехословакии (1960, 1974), Бразилии (1961). Провел персональные выставки в Ленинграде (1937, 1966, 1978), Москве (1946, 1952, 1956, 1959, 1966, 1975, 1976), Одессе, Харькове (1952, 1976), Львове (1952), Киеве, Кишиневе (1976), Владимире, Ярославле, Вологде (1977).

Преподавал в ИЗОРАМ (1930–1932), Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1942–1943) в период его нахождения в эвакуации в Самарканде, Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова в Москве (1953–1976), профессор (с 1954), руководитель мастерской станковой графики; руководитель творческой мастерской графики Академии художеств СССР в Москве (1967–1976). Среди его учеников: А. П. Мунхалов, В. Е. Попков, Э. С. Сивцев, Н. В. Щеглов. Автор ряда статей и книг, посвященных истории и практике изобразительного искусства, книги воспоминаний «Работа и мысли художника» (М., 1984).

Лауреат Государственной (Сталинской) премии (1948), заслуженный деятель искусств РСФСР (1948), член-корреспондент (1949), действительный член, член президиума Академии художеств СССР (1962), народный художник СССР (1967). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1956), В. И. Ленина (1976).

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Кибрик - один из крупнейших мастеров советской графики. Его ранние работы (иллюстрации к «Подпоручику Киже» Ю. Н. Тынянова) созданы под значительным влиянием П. Н. Филонова и его метода «аналитического искусства», с характерным выявлением внутренней жизни вещей и фигур. Позднее перешел к стилистике «умеренного» модерна и «академического реализма». Предпочитая техники рисунка углем и карандашом, черной акварели, литографии, сочетал монументально-эпические мотивы с мягкостью световых эффектов. К наиболее значительным графическим циклам принадлежат серии иллюстраций к «Кола Брюньону» Р. Роллана (1934–1936), «Легенде об Уленшпигеле» Ш. де Костера (1937–1938), «Тарасу Бульбе» Н. В. Гоголя (1943–1945), «Русским героическим былинам» (1948–1950).

Творчество представлено в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других. На родине художника, в Вознесенске, открыт художественный музей им. Е. А. Кибрика (филиал Николаевского художественного музея им В. В. Верещагина).

Кибрик Евгений Адольфович

Kibrik Eugene

(1906 - 1978)

По признанию самого художника, беспредельная любовь с малых лет к чтению, книгам, иллюстрации определила в дальнейшем выбор жизненного и творческого пути.

Художественное образование Е. А. Кибрик получил в Институте изобразительных искусств в Одессе (1922-25) и Ленинградском Вхутеине (1925-27). Решающее значение для творчества молодого художника имело знакомство еще в студенческие годы с уникальным художником и педагогом П. Н. Филоновым. Кибрик стал его учеником, в 1926 г. вошел в основанный Филоновым коллектив "Мастера аналитического искусства" и первые самостоятельные работы выполнил под сильнейшим влиянием этого художника (иллюстрации к "Подпоручику Киже" Ю. Н. Тынянова, 1930, и др.).

В иллюстрациях начала 1930-х гг. к книгам современных писателей ("Невская повесть" Д. М. Лаврухина, 1933; "Тяжелый дивизион" А. Г. Лебеденко, 1934, и др.) художник вырабатывает уже собственную энергичную и жесткую манеру рисунка, цепко схватывающую зримые черты окружающего мира.

Но определяющей явилась для него работа над книгой Р. Роллана "Кола Брюньон" (1934- 36).

Кибрика привлекают полнокровные, эпически цельные характеры, он придает своим героям открытый, театральный жест, активную мимику, нередко используя в качестве натурщиков профессиональных актеров. Он любит большой формат, дающий простор естественной свободе движений. Шершавый, крупнозернистый штрих его литографий плотно и сочно ложится на страницу книги. Так строит Кибрик и следующую свою книгу - "Легенда об Уленшпигеле..." Ш. де Костера (1937-38).

Великая Отечественная война подкрепила стремление художника к героическим темам и привлекла его внимание к русской классике: "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя (1944-45). Менее удачной была попытка применить выработанный художником метод к русским былинам ("Героические былины", 1948- 50), где сказочная условность персонажей плохо ладила со стремлением одеть их живой плотью и поместить в реальное пространство.

Монументальному драматизму и героике своих лучших книг 1930-40-х гг. художник оставался верен и в поздних работах: "Как закалялась сталь" Н. А. Островского (1953-56), "Борис Годунов" А. С. Пушкина (1959-64), "Портрет" Н. В. Гоголя (1973-77). Значительное место в жизни Кибрика занимала преподавательская деятельность. В течение двадцати пяти лет (1953-78) он был профессором МГХИ, руководил мастерской станковой графики.

_____________________

Евгений Адольфович КИБРИК - народный художник СССР, профессор, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, один из тех художников, кому во многом обязана своими достижениями советская графика.

Юрий Иванович Пименов, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии, в своей статье "Современность и история" сказал о нем так: "Кибрик - художник талантливый и разнообразный, диапазон его работ широк: и в смысле материалов, которыми он пользуется, и в смысле настроений, которые он выражает, и в смысле эпох, к которым он обращается.

Он рисовальщик и живописец, мастер литографии и акварели, он выражает героические чувства и нежные лирические интонации, живет в своем времени и уходит в далекое историческое прошлое".

Е. А. Кибрик - автор произведений, посвященных В.И. Ленину, историко-революционной теме. Большой вклад внес художник и в книжную графику. Его серии иллюстраций к произведениям русской, советской и зарубежной литературы являются образцами глубокого проникновения художника в творчество писателя.

Евгений Адольфович родился 21 февраля 1906 года на Украине, в небольшом городке на Южном Буге - Вознесенске. Здесь прошли его детство и отрочество. Учился Кибрик в местной мужской гимназии, увлекался чтением и рисованием.

В 1920 году в Вознесенске была установлена Советская власть. К этому же периоду относится и начало творческой биографии Кибрика - он познакомился с выпускником Харьковского художественного училища Андреем Великановым, который создал в городе кружок изоискусства, ставший первой школой будущего художника.

В 1922 году Евгений Кибрик поступает в Одесский художественный институт ИЗО (ныне художественное училище), где учится на факультете живописи в мастерской Павла Гавриловича Волокидина. Через год Е.А. Кибрик переходит в мастерскую Теофила Борисовича Фраермана, которая была центром институтской жизни: здесь выпускалась стенгазета, оформлялись празднества, студенты расписывали институтский клуб. Молодой художник много рисовал, а с конца 1922 года сотрудничал в газете Одесского обкома комсомола "Молодая гвардия".

В 1925 году Е.А. Кибрик уезжает в Ленинград, где поступает учиться в Академию художеств.

В это время в Академии был принят поточный метод преподавания в связи с недоверием к старой профессуре. Преподаватели менялись через день, отрицая друг друга, что вносило сумятицу в умы студентов.

Молодой художник искал для себя ответ на вопрос: "Каким должно быть новое искусство, связанное с передовым мировоззрением". Не найдя ответы на тревожащие его вопросы в стенах Академии, резко отрицательно относясь к применявшейся здесь педагогической системе, в 1927 году Кибрик уходит из Академии. С этого же времени он сотрудничает в качестве театрального зарисовщика с ленинградской газете "Смена".

В студенческом клубе Евгений Кибрик впервые увидел художника Павла Николаевича Филонова, выступавшего с речью об "аналитическом искусстве", Кибрик стал участником общества "Коллектив мастеров аналитическою искусства - школа Филонова". Лозунгом Филонова была "пролетаризация искусства", заключавшаяся, в его понимании, в выработке приемов, которые сделали бы искусство доступным каждому.

В эти годы Кибрик сотрудничает в молодежных журналах, делая рисунки и композиции на самостоятельные темы. Он получал заказы в разных издательствах на обложки книг и фронтисписы, заставки. В марте 1930 года директор Издательства писателей в Ленинграде предложил Е.А. Кибрику иллюстрировать повесть Ю.Н. Тынянова "Подпоручик Киже". Это было первым серьезным выступлением молодого художника в качестве иллюстратора.

Летом 1930 года Кибрик порвал со школой Филонова, считая, что путь, которым идут филоновцы, ошибочен и формалистичен. Он продолжает активно работать в газетах и журналах, делает рисунки к антирелигиозным листовкам, оформляет обложки книг на антирелигиозные темы. Конец 1920-х - начало 1930-х годов были для него временем разнообразной и напряженной работы. Кибрик организует в Москве студию Изорам - изобразительное искусство рабочей молодежи.

Именно в этот период Кибрик много читает В.И. Ленина, а когда познакомился со статьей Владимира Ильича "О пролетарской культуре", почувствовал себя окрыленным - в его руки попала нить, дающая правильное направление в жизни и творчестве.

В 1932 году художник оставляет работу в Изораме, вновь занимается журнальной и книжной графикой. В это время выходят книги с его иллюстрациями: "Тяжелый дивизион" А.Г. Лебеденко, "Невская повесть" Д.М. Лаврухина, "Падение Кимас-озера" Г.С. Фиша, иллюстрации к "Сказкам" А.С. Пушкина, к рассказам Б.А. Лавренева. Мастер избирает технику литографии.

С 1934 года Е.А. Кибрик начал работать над иллюстрациями к повести французского писателя Ромена Роллана "Кола Брюньон", а с 1937 года - над серией иллюстраций к роману бельгийского писателя Шарля де Костера "Легенда о Тиле Уленшпигеле".

В 1938 году Издательство писателей в Ленинграде предложило художнику иллюстрировать сборник избранных рассказов М.М. Зощенко "Уважаемые граждане". Новая тема его увлекла. В маленьких, карманного типа, альбомчиках появились наброски, сделанные Кибриком в поездах, трамваях, в театре, на улице.

В 1940 голу на выставке произведений советских художников на темы истории партии была представлена работа Е.А. Кибрика "Халтурин и Обнорский" - первое произведение Евгения Адольфовича на историко-революционную тему. Оно вошло в число наиболее значительных произведений советской графики в предвоенный период.

В этом же 1940 году художник вновь обращается к творчеству Р. Роллана, начал иллюстрировать его роман "Очарованная душа". Это было время, когда нацисты вторглись во Францию и имя Р. Роллана - носителя славы французской культуры, зазвучало с новой силой как имя антифашиста, сторонника движения Сопротивления. Но работу прервала Великая Отечественная война, последний рисунок серии был закончен утром 22 июня 1941 года.

Летом 1942 года Е.А. Кибрик уезжает в Самарканд, а через год выполняет серии рисунков "Земля Узбекистана" и "Фархад-строй". В сентябре 1943 года художника вызвали в Москву в Комитет по делам искусств и командировали в Сталинград. Увиденное произвело на него неизгладимое впечатление, отразившееся в серии графических листов "Сталинград".

В 1944-1945 годах художник обращается к творчеству Н.В. Гоголя и создает серию иллюстраций к его повести "Тарас Бульба".

Неисчерпаем для художника мир идей, мыслей, рожденных Великим Октябрем. Его всегда волновала тема "Человек и революция", нашедшая свое воплощение в образе В.И. Ленина. Кибрик создал серию из семи станковых листов "В.И. Ленин в 1917 году" (станковое искусство - произведения живописи, скульптуры, графики, имеющие самостоятельный характер и не предназначенные для какого-либо сооружения, издания). Здесь он по-новому подошел к раскрытию темы и в выборе сюжетов, и в трактовке характера, смело нарушая художественные традиции в изображении вождя. Эта работа графика вошла в золотой фонд советской изобразительной Ленинианы.

С 1946 по 1972 год художник постоянно возвращается к теме революции. В 1972 году он закончил четыре живописные картины, oбъединенные в серию "1917 год", - "Накануне", "Восстание", "Победа", "Жертвы".

В этот же период Кибрик выполнил несколько графических портретов В. И. Ленина.

Большое значение в творчестве мастера имеют иллюстрации к сборнику "Героические былины" (1948-1950). В образах русских богатырей Кибрик выразил силу духа народа.

Тема гражданской войны нашла отражение в серии иллюстраций к роману Н.А. Островского "Как закалялась сталь" (1953-1956).

С 1954 года художник увлекся красками: маслом и акварелью. Он создает серии рисунков и акварелей, связанных с его зарубежными поездками, - "По Франции", "По Италии", пишет маслом и акварелью пейзажи Подмосковья, натюрморты со скульптурой.

В конце 50-х годов Е.А. Кибрик обращается к историческому прошлому нашей Родины, иллюстрируя драму А.С. Пушкина "Борис Годунов" (1959-1964). Чувство тревоги, мятежных страстей рождает созданный мастером образ книги, отвечающий ее трагедийному содержанию. Это талантливый перевод искусства слова на язык графики.

Последняя законченная работа художника - иллюстрации к повести Н. В. Гоголя "Портрет" (1973-1977). Тема книги, ее идея были близки Кибрику, отвечали его раздумьям о жизни, искусстве, о подвижническом труде, без которого нет искусства.

После окончания работы над повестью Н.В. Гоголя "Портрет" Е.А. Кибрик решил сразу приняться за следующую книгу, обуславливая это тем, что возраст заставляет торопиться. После ряда поисков, колебаний художник остановился на "Отелло" В. Шекспира. Он сделал подготовительные рисунки. Но работа была прервана внезапной кончиной художника 16 июля 1978 года.

Е.А. Кибрик вел большую общественную работу, занимался педагогической деятельностью. В 1949 году его избрали членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1954-м - утвердили в звании профессора Московского художественного института имени В.И. Сурикова, с 1962 года он академик, член Президиума Академии художеств СССР.

С 1958 года В.А. Кибрик руководил творческой мастерской графики Академии художеств СССР, одновременно являясь профессором Государственного художественного института имени В.И. Сурикова, а также мастерской станковой графики, заведовал кафедрой. Внимательный и требовательный педагог, страстный и увлеченный человек, он много работал с творческой молодежью.

Труд Е.А. Кибрика высоко отмечен Родиной. В 1948 году за работы, отображающие образ В.И. Ленина, художник удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. За серии книжных иллюстраций награжден Золотой и Серебряной медалями Академии художеств СССР, дипломами и медалями различных выставок как у нас в стране, так и за рубежом. В 1956 году Е.Л. Кибрик был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1976 году - орденом Ленина. В 1967 году ему присвоено высокое звание народного художника СССР.

Московской телестудией создан фильм о творчестве художника, Киностудией "Ленфильм" снята документальная кинолента "Художник Евгений Кибрик".

В конце 50-х - начале 60-х годов редактор Вознесенской районной газеты "Радянська правда", член Союза писателей СССР Б.И. Слободянюк начал переписку с художником. В 1964 году Е.А. Кибрик приехал в Вознесенск после сорокалетнего перерыва и с тех пор до конца своей жизни не терял с городом связи.

В 1978 году городской комитет партии обратился к Евгению Адольфовичу с просьбой подарить Вознесенску несколько своих работ, на что художник ответил согласием, пообещав передать в дар городу около двухсот своих произведений, а также завешать принадлежащую ему коллекцию художественных произведений других художников. Скоропостижная смерть помешала Е.А. Кибрику выполнить свое обещание. В начале 80-х годов вдова художника Ирина Александровна Кибрик передала в дар Вознесенску более двух тысяч экспонатов - работы Е.А. Кибрика, его личные вещи, художественную коллекцию.

Город с благодарностью принял дар и в октябре 1985 года здесь был открыт Вознесенский художественный музей Е.А. Кибрика - отдел Николаевского художественного музея имени В.В. Верещагина.

Двухэтажное здание музея находится в центре Вознесенска, по улице Ленина, 14. Его строительство велось с 1982 по 1984 годы по специальному проекту, предусматривающему особенности хранения произведений графики.

На первом этаже расположен выставочный зал, при необходимости выполняющий функции лекционного, библиотека, в фонд которой И.Л. Кибрик передала книги, написанные Е.А. Кибриком, каталоги его выставок, литературу о нем и его учениках, а также о художниках, чье творчество связано с творчеством Евгении Адольфовича.

В восьми залах второго этажа развернута постоянная экспозиция, включающая произведения Е.А. Кибрика, мемориальную часть и произведения живописи, графики и скульптуры советских и зарубежных художников, подаренные мастеру.

Большую работу по созданию музея провели его сотрудники, значительную помощь в построении экспозиции оказали сотрудники Академии художеств СССР и Николаевского художественного музея имени В.В. Верещагина.

Много сделала для увековечения памяти Е.А. Кибрика Ирина Александровна Кибрик. При ее участии был создан кинофильм "Художник Евгений Кибрик", выпущена книга "Работа и мысли художника". Она часто приезжала в Вознесенск для оказания практической помощи научным сотрудникам музея, встречалась с молодежью, школьниками, рабочими предприятий, интеллигенцией города. 15 февраля 1990 года Ирины Александровны не стало.

Вознесенский художественный музей Е.А. Кибрика - явление уникальное не только для нашей республики, но и для всей страны. Здесь отражен весь творческий путь художника-графика, его становление.

Музей является центром художественной мысли и пропаганды изобразительного искусства в крае. С. 1985 года по настоящее время около 100 тысяч человек познакомились с музейной экспозицией. Большое внимание уделяется здесь выставочной и лекционной работе. В музее экспонировались выставки, посвященные русскому классическому и советскому многонациональному искусству. Делу пропаганды эстетических знаний способствуют постоянно действующие лектории: "Азбука искусств", "Содружество муз", клуб юного искусствоведа, организуется чтение лекций на предприятиях, в учебных заведениях, хозяйствах района.

Кибрик Евгений Адольфович (1906-1978)

По признанию самого художника, беспредельная любовь с малых лет к чтению, книгам, иллюстрации определила в дальнейшем выбор жизненного и творческого пути.

Художественное образование Е. А. Кибрик получил в Институте изобразительных искусств в Одессе (1922-25) и Ленинградском Вхутеине (1925-27). Решающее значение для творчества молодого художника имело знакомство еще в студенческие годы с уникальным художником и педагогом П. Н. Филоновым . Кибрик стал его учеником, в 1926 г. вошел в основанный Филоновым коллектив "Мастера аналитического искусства" и первые самостоятельные работы выполнил под сильнейшим влиянием этого художника (иллюстрации к "Подпоручику Киже" Ю. Н. Тынянова, 1930, и др.).

В иллюстрациях начала 1930-х гг. к книгам современных писателей ("Невская повесть" Д. М. Лаврухина, 1933; "Тяжелый дивизион" А. Г. Лебеденко, 1934, и др.) художник вырабатывает уже собственную энергичную и жесткую манеру рисунка, цепко схватывающую зримые черты окружающего мира.
Но определяющей явилась для него работа над книгой Р. Роллана "Кола Брюньон" (1934- 36).

Кибрика привлекают полнокровные, эпически цельные характеры, он придает своим героям открытый, театральный жест, активную мимику, нередко используя в качестве натурщиков профессиональных актеров. Он любит большой формат, дающий простор естественной свободе движений. Шершавый, крупнозернистый штрих его литографий плотно и сочно ложится на страницу книги. Так строит Кибрик и следующую свою книгу - "Легенда об Уленшпигеле..." Ш. де Костера (1937-38).

Великая Отечественная война подкрепила стремление художника к героическим темам и привлекла его внимание к русской классике: "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя (1944-45). Менее удачной была попытка применить выработанный художником метод к русским былинам ("Героические былины", 1948- 50), где сказочная условность персонажей плохо ладила со стремлением одеть их живой плотью и поместить в реальное пространство.

Монументальному драматизму и героике своих лучших книг 1930-40-х гг. художник оставался верен и в поздних работах: "Как закалялась сталь" Н. А. Островского (1953-56), "Борис Годунов" А. С. Пушкина (1959-64), "Портрет" Н. В. Гоголя (1973-77). Значительное место в жизни Кибрика занимала преподавательская деятельность. В течение двадцати пяти лет (1953-78) он был профессором МГХИ, руководил мастерской станковой графики.