Еврейский миф о сотворении. Из религиозной мифологии: «Миф древних евреев о сотворении мира человека Еврейский миф о первых людях

Комментарии отключены

Древний Египет манит своими тайнами людей уже не одно столетие, но в настоящее время он интересен для пытливого ума любой исследователя истории, археологии, древней архитектуры, методов управления человечеством. Для понимания истории человечества и методов управления социумом особенно интересны следующие вопросы: какие задачи ставило перед собой древнеегипетское жречество и какими хорошо скрытыми от глаз обычных людей знаниями они обладали? Почему из сотен диких родов, плёмен семитов идею «избранности богом» получил лишь один род, который побывал в «египетском плену»? Как произошло, что дикари вдруг обрели веру в единого Бога? Почему две с половиной тысячи лет назад, среди еврейства было много людей т. н. «арийского» типа - русоволосых, сероглазых? Какую программу внедрили в еврейский народ и зачем вообще египетское жречество создало «еврейство»?

Прародиной протосемитов (предков евреев, арабов, арамеев, амореев и других) были степи (в древности там были цветущие степи с полноводными реками) Аравийского полуострова. Они почти не имели отношения к древнейшим государствам этого региона - протошумерским городищам, Шумеру, Аккаду, Вавилону, Ассирии-Ассурии, Египту. Особенно к началу их создания и становления, их создал народ имеющий навыки производственной деятельности - земледелию, скотоводству, они разводили крупный рогатый скот, обладали развитыми ремесленными навыками, развитой мифологией, искусством. Так ещё академик Б. А. Тураев в классическом труде «История Древнего Востока» писал: «Были ли семиты первыми, занявшими Вавилонию и Сирию… первой культурной нацией Передней Азии?… Уже Гинс, Опперт и Раулинсон заметили, что ближневосточная письменность рассчитана не на семитический язык: её знаки, вышедшие из иероглифов, изображали звуки не соответствовавшие семитическим именам предметов, изображавшимися этими иероглифами; фонетика и грамматика, обусловленные этими знаками, представляют полное игнорирование законов семитизма».

А протосемиты и семиты в период расцвета этих великих культур были на стадии первобытных охотников и собирателей, вели присваивающий образ хозяйствования, апогей их хозяйственной деятельности - разведение коз и овец (кстати, это стало причиной страшного экологического бедствия этого региона, козы выели всю растительность в степях, в итоге огромные регионы стали превращаться в пустыни, протосемиты и семиты стали искать новую экологическую нишу). На их прародине не найдены остатки каких-либо значительных селений, городищ, культурных достижений. Присваивающий способ хозяйствования и кочевой образ жизни позволил протосемитам и семитам отлично (для них самих) вписаться в уже существующие государственные образования. Когда земли южной и центральной части Аравийского полуострова стали превращаться в пустыню роды протосемитов стали двигаться на север. Антропологически это были данным историка и археолога Ю. П. Петухова «гибридными неандерталоидами с примесью кроманьонцев, ранних бореалов и негроидными признаками». Они обладали крайне примитивным языком, который состоял из нескольких отдельных звуков, они не знали богов, развитой материальной и духовной культурой. По сообщениям шумеров - совершенно дикие, фактически звероподобные создания.

Протосемиты и семиты сыграли в истории цивилизации индоевропейцев на Ближнем Востоке роковую роль. Шумеры их называли «племена марту», «люди пустыни», «люди смерти». Наиболее развитые из них нанимались батраками на тяжелые земляные, ирригационные работы, некоторые - сильные, становились носильщиками, телохранителями, наименее развитые становились таборами у городов, селений и промышляли мелким воровством, попрошайничеством, собирательством, традиционно пасли коз и овец. Но это ещё не были не арабы, ни еврее, а их далёкие предки. Когда города-государства слабели, они наглели становились грабителями, убийцами.

А библейская концепция стала доминирующей не только в области истории, но и культуры Европейской цивилизации. Хотя в реальности Библия, на которую ссылаются историки-«библеисты», а затем и весь научный мир, это всего лишь свод-компиляция мифов, легенд, воззрений, религиозных догм, которые были подвергнуты не одному редактированию. Если исходить из «библейской» традиции история евреев началась с патриарха Авраама, который вышел со своим родом из города Ура в 1925 году до н. э. - произошёл т. н. первый «исход». И по зову бога двинулся в переданную ему «землю обетованную». А что есть по факту? Город Ур есть - это был один из городов-княжеств Шумера, это зафиксировано в документах того времени, археологическими раскопками. В это время - период 20-19 веков до н э., Шумер-Сумер уже был в упадке, города, в том числе и Ур были своеобразными «тонущими кораблями» из которых исходили те кому было куда бежать.

Дальше туман - сплошная литература. Почему Авраам? Откуда установлена дата «исхода»? Если он первый еврей - то кто его мать и отец? Почему он еврей, а не шумер? Понятно, что говорить о евреях на тот период (20-15 века до н. э.) не приходится, там были протосемиты, общие предки современных арабов и евреев, чтобы выделилось еврейство нужен был некий процесс. Север же Ближнего Востока - Сурию-Сирию-Палестину, Двуречье, Закавказье, Загросы в то время плотно заселяли индоевропейцы, по мнению. Ю. Д. Петухова, русы-индоевропейцы.

Евреи чётко отделяют себя от арабов, в том числе и в эпизоде об Аврааме, ввели даже идеологическую легенду о более низком происхождении арабов. Арабы, якобы, тоже потомки Авраама, но не от «законной» жены Сарры, а от служанки Агари. Причём арабами стали не сразу, а через Исаака и его сына Иакова, родоначальника 12 колен Израилевых. Спрашивается, мог Авраам быть первым евреем, если он «отец» и арабов? Ясно, что нет. Он был семитом, условной точкой, с которой начали расходится пути арабов и евреев. Спрашивается, что же случилось, из-за чего появились арабы и евреи?

Ведь протосемиты, люди Аравийских пустынь, «люди смерти» были этноантропологически довольно однородны, как нынешние арабы и не было явных причин для такого разделения. Протосемитов ждала в цивилизации индоевропейцев довольно разная судьба, ведь процесс перекочевывания на север был очень растянут во времени на тысячелетия, столетия: одни роды были полностью ассимилированы; другие играли роль современных цыган, кочевали между городами, промышляли, чем бог послал; часть получив значительную примесь индоевропейской крови поднимались по социальной лестнице, становились батраками, наёмными воинами, телохранителями, мелкими торговцами-менялами и т. п. Вливались в зародыш «торгового интернационала» того времени, приходили новые роды, постепенно общества индоевропейцев и гибридных потомков разлагались, нарастал процесс разрушения и вырождения. Толпы бездельничающих, ворующих, ведущих присваивающий образ жизни топили последних созидателей, города-государства гибли в огне пожаров и резни.

Хотя ближневосточная цивилизация индоевропейцев, с её локальными и сыновними цивилизациями (Вавилон, Ассирия и т. д.) была очень мощной и устойчивой, но огромное множество протосемитов методом известным, как «капля камень точит» в итоге убили её. Они уходили от пустыни и перспективы голодной смерти, в поисках новой экологической ниши. Но, к сожалению, не смогли перейти на производственный способ хозяйствования, хотя земледелие смогло бы прокормить и индоевропейцев и протосемитов. Именно это обусловило жесткий процесс борьбы за место под солнцем, им хотелось всего и сразу. В итоге смерть и запустение хлынули в некогда цветущие города и селения.

Индоевропейцы не могли противостоять этому процессу, постепенно деградируя (с приливом новых чужаков), в итоге к началу новой эры они проиграли повсеместно. А так историю пишет победитель - мы имеем Библию, Тору, как священные книги европейцев, а библейский вариант истории является «классическим». Семиты ассимилировали, вытеснили индоевропейцев с Ближнего Востока, а память о них была почти стёрта, только в последнее время благодаря титаническим усилиям ряда исследователей (включая Петухова Ю. Д.) мы может представить подлинную картину мировой истории.

Еврейская легенда

Сын и дочь раби Измаила бен Елиша попали в плен, он - к одному римлянину, она - к другому. По прошествии времени оба эти римлянина разговорились при встрече.
- Имеется у меня раб, - сказал один, - красивее которого не найдется никого на свете.
- А у меня, - сказал другой, - есть рабыня такой красоты, что равной ей не сыскать во всем мире.
И порешили римляне поженить раба на рабыне и детьми, которые родятся от них, делиться между собою. Ввели обоих пленных и оставили их в одной комнате. Забившись в разные углы, сидели они, оплакивая судьбу свою.
- Мне, - говорил юноша, - священнику, потомку первосвященников, взять в жены рабыню!
- Мне, - причитала девушка, - дочери первосвященников, сделаться женою раба!
Всю ночь провели они в слезах. При свете зари они узнали друг друга. С воплями кинулись они друг другу в объятия и рыдали до тех пор, пока отлетели души их.

Еврейская притча

На вопрос: “Куда идешь ты, учитель?” - Гиллель иногда отвечал:
- Иду подкрепить себя пищей и этим оказать радушный прием моему гостю.
- Какой же это у тебя ежедневно гость в доме?
- А бедная душа разве не тот же гость в нашем теле? Сегодня она здесь, а завтра, глядишь, и нет ее.

Ог, царь васанский

Еврейская легенда

При приближении к границам Едреи, Моисей объявил народу:
- Здесь остановимся на ночлег, а завтра пойдем на приступ и возьмем Едрею.
На рассвете, когда глаз едва еще различал окружающее, Моисей, вглядываясь в даль, увидел какую-то гигантскую массу, возвышающуюся над вершиною городской стены. «Что это? - подумал Моисей. - Не сделали ли за ночь новую надстройку?» Но эта гигантская масса - был сам царь Васанский, Ог. Великан сидел на стене, и ноги его достигали до земли.
- Не бойся его, - сказал Господь Моисею.
Ог, сидя не стене, размышлял так:
- Весь стан Израилев сколько занимает? Всего три парса. Пойду выломаю скалу протяжением в три парса, обрушу ее на израильтян и убью всех до единого.
Выломал Ог скалу длиною в три парса и понес, положив ее себе на голову. Явился ангел Господен и просверлил в скале отверстие как раз над головою Ога. Опустилась скала Огу на плечи. Стал он делать усилия, чтобы освободиться от скалы, но тут передние зубы его начали вытягиваться, удлиняться наподобие слоновых клыков, вонзились в скалу, и Огу так и не удалось освободиться от скалы.
Моисей был ростом десять локтей. Взял он топор длиною в десять локтей и, подпрыгнув настолько же локтей, подрубил Огу лодыжки и умертвил его

Какой мир реален - мир причин или мир следствий?

Первая фраза Торы: "В начале сотворил Б-г небо и землю". Что означает в этом контексте слово «…сотворил…». Его значение здесь не совсем понятно. Глагол «сотворил» в русском языке образован от основы глагола «творить». Он используется, как правило, для характеристики деятельности людей искусства. На языке Торы глагол «сотворил» явно имеет другой смысл.

В рассказе о семи днях сотворения мира приводятся три глагола, отображающие разный уровень произведенного действия: "сотворил" (бара), "создал" (яцар) и "сделал" (аса). Слово "сделал" (аса) означает простое действие без изменения формы. Подобное действие в русском языке обозначается глаголами "перенёс", "поставил", «взял» и другими. Слово "создал" (яцар) означает более сложное действие: придание существующей материи некоторой формы. Например, скульптор берёт кусок бесформенной глины и создаёт скульптуру. Глина осталась та же, но возникла не существующая до сих пор форма. Ивритское слово "форма" - "цура" образовано от того же корня что и глагол "яцар", который характеризует любую созидательную деятельность человека. Слово "сотворил" (бара) означает действие, при котором создается сама материя, которой до этого не существует, а после ей придается определенная форма. Такое действие не по силам человеку. Это уровень Творца.

Такое действие на языке еврейских мудрецов называется "еш миайн" - "что-то из ничего". Из ничего Вс-вышний создаёт материальную действительность. В рамках человеческой логики невозможно представить, как из ничего получается что-то.

В обычном понимании слово "айн" означает "ничто". Ивритское выражение: "Миайн бата?" означает "Откуда ты пришёл?". Если "ми" - это "из", а "айн" - это ничто, то вместо "Откуда ты пришёл?" получается несуразный вопрос: "Из ничего ты пришёл?". Видимо, слово "айн" имеет ещё один более глубокий смысл. И это имели в виду еврейские мудрецы в выражении "еш миайн".

Известно, что святой язык Торы не похож на обычные языки. Другие языки символические, то есть в них нет связи между самим словом и понятием, которое оно обозначает. Условно принято, что этому слову соответствует такое-то понятие. Святой язык Торы не символический язык, а существенный. Он отражает суть вещей. А поскольку суть действительности не меняется, то и язык остаётся неизменным. Но, по утверждению Торы, в мире есть несколько "пластов" духовной действительности, кроме той материальности, которая окружает человека. В каждом из них существуют понятия материального мира, но на разных уровнях. Каждый из этих "пластов" называется "мир", поскольку таковым он является сам по себе. Поэтому, несмотря на то, что каждое слово Торы очень точно описывает определённую действительность, оно может иметь несколько смыслов, поскольку понятие, им обозначаемое, существует одновременно в разных духовных мирах. Каждое из них имеет смысл, соответствующий данному миру. Кроме того, все смыслы слова, характерные для разных миров, объединены общим значением.

Например, ивритское слово "баит" в самом простом контексте означает "дом". Еще одно его значение - семейная атмосфера в доме. Слово «баит» в словосочетании "Бейт Исраэль" - "Дом Израиля" отражает идею общности еврейского народа, и, наконец, «Бейт Амикдаш» называется святой Храм в Иерусалиме, который является как бы домом Вс-вышнего в этом мире - центром и источником духовности. На первый взгляд смыслы «баит» разные, но все явно имеют общую идею гармонии и единства на разных духовных уровнях.

Также и слово «айн» в духовных мирах, непостижимых для разума человека, имеет более глубокий смысл, хотя в контексте обычного мировосприятия оно обозначает «нет», «ничто».

В основе же обычного человеческого взгляда на действительность стоит причинно-следственное представление о мире, где у каждого явления обязательно есть причина. Событие без причины не может произойти, иначе это чудо. Получается, что каждое явление в природе зависит от причины, вызывающей его, поэтому любое такое явление не может быть самостоятельной причиной какого-либо факта, произошедшего в мире, а способно являться лишь его "проводником".

Например, человек, столкнувший своего товарища в пропасть, обвиняется в убийстве. Если он докажет, что был третий, который толкнул его так, что он не мог сопротивляться, то с него снимается обвинение и предъявляется третьему и так далее. Ответственность несёт только обладающий свободой выбора, так как он мог совершать или не совершать действие. Именно у него мы можем спросить: «Почему ты это сделал?» Того, кто не обладал свободой выбора, а являлся только "проводником" совершенного действия, нельзя обвинить ни в чём. Не он был настоящей причиной произошедшего события.

Представим, что не было внешнего фактора, вынудившего человека совершить действие, но преступник утверждает в суде: «Моя рука совершила преступление, судите её?» Суд не примет такое утверждение, поскольку рука не может совершать самостоятельных действий. Но что вынуждает руку производить движения? Мышцы. Их заставляет работать нерв, который в свою очередь получает сигнал из мозга. Но мозг также материальная действительность, и в нём протекают разнообразные реакции, которые не могут происходить без причины. Где же в глубине человеческой сущности находится та самая причина, которая и привела к преступлению? Это остаётся загадкой для исследователей человека. (Конечно, есть много гипотез по этому поводу, но все они больше похожи на фантастику, чем на реальность.)

Вместе с тем суду, как правило, ясно, что человек должен нести ответственность за свои действия. То есть суд убежден, что настоящая причина произошедшего события - в сути человека, и он, обладая свободой выбора, может совершать или не совершать определенные действия. И эта причина - "реальная" действительность, поэтому суд выносит реальный приговор.

Та же логика справедлива по отношению к природе вне человека, когда настоящая причина явлений скрывается где-то в глубине мироздания. Мы не можем её увидеть, но мы знаем, что она есть, поскольку видим результат.

Почему мы не можем увидеть причину тоже понятно. Ощущения человека построены таким образом, что он никогда не сталкивается с причиной, а только со следствием или посредником.

Эту мысль подтверждает простой пример. Как человек видит предмет? Можно было подумать, что его изображение запечатлевается на сетчатке и передаётся в мозг. Но это не так. Изображение не "входит" через глаза в мозг как в перископе. Лучи света, отражаемые предметом, воздействуют на нервы сетчатки глаза. Каждый нерв передаёт «разуму» информацию о луче, воспринятом им, и не может передать информацию о всём изображении. То есть человеческий "разум" получает не изображение, а скорее "таблицу" с информацией о лучах, попавших в глаз. А затем, решая какое изображение должно соответствовать данному воздействию, "строит" его изображение на некотором внутреннем аппарате воспроизведения, который назовём воображением. (Конечно, схема изложена в утрированной форме. Реальная ситуация намного сложнее, но сама идея остаётся та же при всех возможных объяснениях.)

Получается, что человек сталкивается не с самим предметом, а только с воздействием лучей света, посланных им, на нервы глаза. Предмет - это причина, а воздействие лучей на нервы сетчатки - ее следствие. То есть человек не имеет дело с причиной, а только со следствием. При этом луч света - посредник между ним и предметом. В результате человек видит не сам предмет, а только изображение, построенное "разумом" в воображении на основе информации, полученной от глаза.

Поэтому не удивительно, что человек не может увидеть саму причину явлений. У него просто не существует такого аппарата. Ощущения же работают только через посредника. Те же рассуждения можно привести для всех других ощущений.

В действительности сам предмет скрыт от человека. Он знает о его существовании только по лучам, пришедшим от него. Более того, можно спросить: «Существует ли предмет на самом деле?» Изображение, видимое им, явно не является доказательством, поскольку те же лучи могли быть посланы другим фактором. Теоретически можно было бы в лаборатории раздражать нервы сетчатки, так же как это делают лучи, посылаемые предметом, и человек увидит предмет, которого на самом деле не существует, но у него не будет возможности проверить это. Даже прикосновение к предмету не решает проблему, ведь для осязания, как и для всех других ощущений справедливы те же рассуждения. Человек никогда не дотрагивается до самого предмета. Всегда остаётся небольшое расстояние между телом и предметом, но возникают силы отталкивания, которые воздействуют на нервы тела и так далее.

Что человек знает точно? Только то, что есть тот, кто воздействует на его нервы. То есть обязательно существует некая действительность вне человека, воздействующая на его органы. Соответствует ли она изображению, которое он видит? У человека нет возможности проверить это посредством ощущений.

Мир, который человек видит - это видимая действительность, мир следствий или явлений. Однако вне него существует невидимая действительность - мир причин, вызывающий к жизни мир, видимый человеком.

Возникновение видимой действительности из невидимой, следствия из причины не возможно постичь разумом человека. Интересно, что не существует даже гипотезы, доказывающей его появление. Это и называется "еш ми айн" или "что-то из ничего". Как мы уже сказали, невидимая действительность называется здесь "ничто", потому что скрыта от человека. Он об этом разве что догадывается. Такое действие возможно только для Вс-вышнего и называется оно: "сотворить".

Этот мир причин - духовный мир. Совокупность причин вызывающая функционирование природы называется духовной стороной мира. Совокупность причин вызывающая поведение человека называется духовной стороной человека или душой.

Материальный мир называется "видимым" миром, поскольку это мир следствий, которые воспринимаются ощущениями. Духовный мир называется "невидимым" миром, поскольку это мир причин, которые не воспринимаются ощущениями. "Сотворить мир" означает создать материальную действительность из духовной.

В принципе, понятие "сотворить" справедливо также для духовной действительности, но это уже относится к более глубокому знанию. Здесь мы приходим к другому объяснению понятия "что-то из ничего". В конце концов, что реальнее - мир причин или мир следствий? По всей видимости, мир причин. Если есть следствие, обязательно существует причина. Причина не обязательно приводит к видимому следствию. Поскольку мы видим материальный мир, обязательно существует мир духовный. С другой стороны, у нас нет никакой уверенности в том, что мир, который мы видим, на самом деле существует. Возможно, как мы сказали выше, какой-то фактор создаёт у нас эту видимость. Тогда почему материальный мир называется "что-то" ("еш")? Мир духовный явно действителен. Тогда почему он называется "ничто" ("аин")? Правильнее было назвать мир материальный "ничто" а мир духовный "что-то". Однако в сознании человека мир материальный воспринимается как настоящий, а духовный мир как нечто не очень реальное. Как это произошло? Это и означает сотворить мир. Создать у человека ощущение, чтобы мир, не действительный на самом деле, воспринимался им как реальная действительность. Поэтому еврейские мудрецы сказали о создании мира «еш миайн» ("что-то из ничего"). Творец сделал так, что мир, который «ничто», ощущается нами как «что-то».

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

В оригинале статья в "Еврейской газете" называется

"Нация или религиозная общность?

Рассеяние евреев – это миф, считает израильский историк".

Книга недавно вышла в русском переводе в издательстве "Эксмо". И для нее я считаю возможным сделать исключения из своего правила "не копипастить".

Дело в том, что в истории любого народа мифов всегда больше, чем фактов. И нам пора научиться их различать.

Евреи – это нация? Этнос? Или всё же религиозная общность? Сионистская историография придерживается версии, согласно которой евреи вначале жили в Эрец-Исраэль. В 70 г. они были изгнаны римлянами, после чего началось их странствование по белу свету. Между тем критически настроенные исследователи считают эту версию неправдоподобной и ненаучной, так как основана она на передававшихся из поколения в поколение преданиях, а в качестве исторических источников использовалась Библия.

Израильский историк, профессор Тель-Авивского университета Шломо Занд, чьи взгляды идут вразрез с мнением большинства, решил изучить первоисточники. Начав с Талмуда, греческих, римских и арабских хроник и закончив работами первых еврейских историков современности, он пришел к следующему заключению: нет исторических доказательств того, что диаспора сформировалась вследствие насильственного рассеяния евреев из Израиля в 70-м г. По мнению Занда, мысль о еврейском этносе (группе людей, генетически связанных друг с другом) родилась на Ближнем Востоке, и эта теория ничем не подтверждена и даже опасна, так как использует, среди прочего, понятие нации, основанное на расовых признаках. Из Эрец-Исраэль 2000 лет тому назад не народ эмигрировал, а распространилась религия, считает Занд. Таким образом, сегодняшние евреи являются потомками тех народов и народностей, которые сотни и тысячи лет назад приняли иудаизм. А вот в случае с некоторыми палестинскими арабами можно, как считает Занд, напротив, говорить о родственных связях с евреями, которые жили на израильской земле 2000 лет тому назад.

В своей книге профессор проводит фундаментальное исследование, которое в таком виде в Израиле никогда еще не проводилось. Главная его идея заключается в том, что еврейство сформировалось из многих религиозных групп, и лишь при написании сионистской истории было «переименовано» в «нацию». Тезис об изгнании евреев из Израиля был придуман христианством, а идея «возвращения на землю предков» – модель, рожденная сионистской историографией. По мнению Занда, еврейские общины на территории Европы, Северной Африки и Азии образовались благодаря переходу людей в другую веру. И не было никакой общенародной культуры. Родиной еврейского национального движения Занд считает Восточную Европу и «идишский народ», который в ходе еврейского просвещения присвоил себе этническую нерелигиозную идентичность. В прошлом веке в Израиле с развитием сионизма сформировалась и новая иудео-израильская культура, правомочность которой Занд нисколько не оспаривает, выступая даже за расширение понятия «нация» в пользу нееврейских меньшинств, проживающих в Израиле.

Шломо Занд – и это является очевидным политическим призывом книги – выступает за превращение израильской этнократии, то есть демократии для одного этноса, в демократическое государство для всех своих граждан по примеру Франции или США.


Нет книг о «Первой Катастрофе»

Уже который месяц книга Шломо Занда под названием «Когда и как был придуман еврейский народ? Что такое народ и когда он становится нацией» стоит в Израиле в списке бестселлеров научно-популярной литературы. А весной 2008 г. она находилась даже на первом месте списка продаж. За последние месяцы ее автор также неоднократно являлся гостем израильского телевидения. Но тезисы Занда вызывают не только интерес многих, но и вражду со стороны тех, кто верит в сионистскую историю и историческую законность притязаний Израиля. По их мнению, эта книга оспаривает легитимность существования еврейского государства. Занду регулярно приходят письма и поступают звонки с угрозами, на улицах его обзывают «Гитлером», «наци» и «предателем». А в конце июня его публичная лекция в Тель-Авивском университете была прервана громкими выкриками членов студенческой организации Israeli Academia Monitor, которая была создана в 2004 г. с целью «контроля и борьбы с антиизраильскими проявлениями в вузах Израиля». Историки из Израиля пока не выказали никакой серьезной аргументации против тезисов Занда. Его книгу критикуют в первую очередь за то, что ее автор нарушает «правила игры» гуманитарных наук: Занд является специалистом по истории XIX и XX вв. и, по мнению критиков, не может разбираться в истории античности и средних веков.

Родился историк в 1946 г. в лагере для перемещенных лиц в австрийском городе Линц. Его родители – польские евреи, пережившие Катастрофу. Когда Шломо было 2 года, семья переехала в Израиль. На научном поприще Занд, которому сейчас 61 год, преуспел в Парижском университете социальных наук. Более десяти лет он прожил во Франции, поддерживая тесные связи с научными обществами Западной Европы и США. Его считают продолжателем постмодернистских традиций деконструктивизма Жака Дерриды и Марка Блока.

Опираясь на многочисленные факты, Занд в своей книге трезво описывает возникновение исторических мифов, которые были сформированы сионистской историографией и сегодня прочно вошли в систему образования в Израиле. Речь идет в первую очередь о мифе под названием «галут», согласно которому еврейский народ был рассеян по миру, и о ссылках на Библию в качестве серьезного исторического источника. По мнению Занда, в этом и заключается главная проблема предмета «история» в Израиле. Теперь он хочет внести в этот вопрос ясность.

В первой части своей книги Занд исследует исторические описания евреев, существующие на сегодняшний день. С какого времени современная еврейская историография начала опираться на Библию как на исторический источник? Занд наткнулся на работы немецких историков XIX в. еврейского происхождения – Исаака Йоста и Леопольда Цунца. Они считали Библию таким же незначительным историческим источником как, к примеру, и древнегреческую легенду «Одиссея». Еврейская история была не общенациональной, а историей религиозных общин. И лишь в конце XIX в. немецкий историк еврейского происхождения Генрих Грец начал свой труд с возвращения евреев из Вавилона в VI в. до н. э., используя при этом Библию. Это повлекло за собой появление работ Симона Дубнова и Сало Барона, которые предприняли попытку написать систематическую национальную историю народа. И евреи из религиозной общности превратились в национальную.

В своей книге Шломо Занд развенчивает самый большой миф сионистской историографии – галут. Как считает Занд, римляне – за исключением 90 тыс. военнопленных, описанных еврейским летописцем древности Иосифом Флавием, в 70 г. не предпринимали никакой массовой депортации евреев после разрушения Второго храма. Но самое интересное: Занд выяснил, что ни один серьезный историограф не писал о галуте и не существует ни одного исследования на тему расселения евреев в I в. При этом данная легенда считается фундаментальной основой еврейской истории. Любой ребенок на улицах Израиля знает, что евреи были рассеяны по свету в 70 г. «Необходимо понять, что среди мифов сионистской историографии галут считается первой Катастрофой, – разъясняет Занд. – А вы можете себе представить, что не существует ни одного научного труда о первой Катастрофе?»

Шломо Занд приходит к выводу (и не он первый), что галут был придуман не евреями, а христианами в начале III в., и на определенном этапе этот религиозный миф был перенят и евреями. Позже его подхватило и раздуло сионистское движение.

Затем Занд показывает, что не было никакого народа, который эмигрировал 2000 лет тому назад из Израиля. По миру распространилась религия. Еврейское общество было в то время аграрным, в нем не происходило больших мигрантских движений. Но это общество породило иной по своему качеству вид миграции – распространение монотеизма. «Иудаизм, – говорит Занд, – начиная со II в. до н. э. является прозелитским монотеизмом. В I–II вв. до н. э. хасмонеи насильственно обращали в свою веру всех, кого завоевывали. Затем началось дальнейшее распространение иудаизма по территории Египта, Малой Азии, Северной Африки и Древнего Рима. Таким образом, не было никакого распространения народа, то есть не было никакой диаспоры народа, а была диаспора религии».

Этот тезис, по мнению Занда, подтвержден греческими и латинскими хрониками, в которых есть многократные ссылки на обращение евреями других народов в свою веру. И Гораций, и Светоний, и Тацит – почти все говорили об иудаизме как о прозелитской религии. И корни ненависти раннего христианства к иудаизму именно в этом конкурирующем прозелитизме. В Талмуде Занд также нашел множество высказываний о прозелитском обращении в иудаизм. Но самым важным аргументом в пользу своей теории Шломо Занд считает демографию. «Сегодня мы знаем, что во времена существования иудейского царства в I в. до н. э. там проживало около 700 тыс. человек. Но в I в. количество евреев по всей территории Средиземноморья и в Вавилоне возросло до 4 млн. человек. Что привело к такому стремительному росту? Такое увеличение рождаемости за 200 лет исключено».


От берберов и хазаров

Занд также задается вопросом, откуда взялось такое большое количество евреев в Восточной Европе, Северной Африке и Йемене в средние века. При этом он предал гласности забытые истории еврейских царств, прекративших свое существование. Так, читатель узнает о еврейском царстве Хемьяр, расположенном на территории сегодняшнего Йемена, в котором в V в. н. э. происходило массовое обращение в иудаизм. На сегодняшний день лишь один израильский историк занимается вопросом йеменских евреев. А ведь еще вплоть до 1950-х гг. в израильских гимназиях рассказывали о Хемьяре. Сейчас же среди израильтян эти знания утеряны.

Второе еврейское царство – Оррах – существовало в VI в. в Алжире. Арабский историк Средневековья Ибн Халдун описывает приверженность к иудаизму многих берберов Северной Африки еще до того, как в этот регион пришел ислам. В хрониках рассказывается об одной еврейской королеве-берберке по имени Дахия Аль-Кахина, которая в 694 г. вела борьбу с мусульманским нашествием. Это является для Занда ответом на вопрос о дальнейшем заселении евреями Испании. Он считает, что многие испанские евреи являются потомками берберов – зачастую офицеров мусульманских армий, принимавших участие в завоевательных походах на Иберийский полуостров. Шломо Занд рассматривает это как проявление арабо-еврейского симбиоза в этом регионе еще с давних времен.

Что касается третьей большой общности евреев – восточноевропейской, то и они, по мнению Занда, произошли не из Эрец-Исраэль. Он рассказывает историю еврейской империи хазаров, которая простиралась в X–XIII вв. между Крымом, Волгой и Каспийским морем. После принятия хазарским царем иудаизма, по словам Занда, в империи постепенно образовалась особая еврейская народность, говорившая на языке тюркской группы. После нашествия монголов они бежали на запад и смешались со славянскими народами. Источников, рассказывающих о еврейской империи хазаров, более чем достаточно. Тем самым Занд опровергает общепринятую теорию, согласно которой восточноевропейские евреи произошли от «ашкеназов», то есть пришли из немецкоязычных краев. «В общинах Кёльна, Майнца и Вормса в XIII в. проживали лишь несколько тысяч евреев. Таким образом, с точки зрения демографии, на восток не могло эмигрировать такое большое количество евреев, которые смогли бы образовать там народ численностью в несколько миллионов человек», – пишет Занд. При этом, кроме прочего, он опирается на теорию лингвиста Пауля Векслера из Тель-Авива, которая гласит, что язык идиш не идентичен еврейско-немецкому языку Средневековья. По мнению филолога, идиш является языком славянской группы с лексическими элементами, заимствованными из немецкого языка. Образование языка идиш, как считает Векслер, подтверждает факт социолого-экономического слияния немецких поселенцев и евреев Средневековья на территории сегодняшних Украины и Польши.


Еврейская генетика

В последней главе книги под названием «Политика идентичности в Израиле» Занд говорит о том, что эти не новые, но представленные в новом ракурсе факты призваны разоблачить историческую конструкцию и этноцентристскую традицию мыслителей сионизма. «Я делаю лишь то, что уже было проделано в отношении французов, немцев, англичан и итальянцев: я разрушаю созданные мифы о происхождении нации, – говорит Занд. – На заре национал-социализма немцы развили миф о своем происхождении от древнегерманского племени тевтонцев, французы ссылались на свое родство с галлами, а израильские евреи ссылаются сегодня на то, что их предками были евреи, жившие 2000 лет тому назад в Иудее».

Особо опасной считает Шломо Занд теорию, согласно которой еврейское происхождение подтверждено биологическими методами, а это означает, что принадлежность к еврейскому народу может быть доказана наукой. Как следствие этой идеологии, основанной на этнической принадлежности, сегодня в израильских университетах ученые занимаются поисками «еврейского гена». Занд с тревогой наблюдает за подобными попытками сконструировать еврейскую нацию по типу «расовой нации». При этом те, кто критикуют эту теорию общего биологического происхождения евреев, попадают в ловушку. «Ведь вот в чем парадокс: того, кто до Второй мировой войны говорил, что все евреи имеют одно общее происхождение и являются братьями по крови, того считали расистом и антисемитом. А если кто-то сегодня утверждает обратное, то его тоже называют антисемитом», – говорит Занд.

Самый сложный спор в теории Занда возникает вокруг термина «народ». «Я скажу вам одну простую вещь: люди с общей культурой являются народом. У евреев нет никакой общей народной культуры, у них есть общая религиозная культура. Это логично. История не знает никакой общей народной культуры евреев», – продолжает Занд. Но ведь существует еврейско-израильский народ! «Именно это я и говорю в своей книге. Но и сионисты, и арабские националисты не хотят признавать, что образовался еврейско-израильский народ. Первые говорят, что мы являемся частью интернационального еврейского народа. Арабские же националисты тоже считают, что в Израиле имело место нашествие интернационального еврейства. Оба лагеря не готовы признать существование единой израильской идентификации», – считает Шломо Занд.

Себя профессор истории называет антисионистом, но не антиевреем. Он мечтает о создании такого демократичного общества, которое расширило бы свои границы для меньшинств. Занд выступает за «иудео-израильскую идентификацию», которая носила бы не такой исключительный характер, как та, которая существует на сегодняшний день.


Это не аргумент для антисемитов

Занд говорит: «Я хочу, чтобы существовало Государство Израиль, но без исторических домыслов». И тем не менее он боится, что его тезисами могут злоупотребить идеологи-радикалы, вырвав из его теории лишь отдельные ее части и использовав их для пропагандистских целей. «Ахмадинеджад будет, несомненно, доволен некоторыми пассажами из моей книги, но не ее главным высказыванием – „разрушение веры в одну расу“. Антисемиты и расисты меня не любят, потому что я не верю в генетические доказательства национальной принадлежности. Я считаю, что не существует генетически схожего еврейского народа». Для христиан и мусульман, верующих в историческую достоверность Библии и Корана, книга Занда также неудобна.

Эта книга должна появиться в сентябре на полках книжных магазинов Франции. Переводы на английский, русский, итальянский и арабский языки находятся в работе. Только вот в Германии Занд еще не нашел издателя. «Там эту тему затронуть боятся», – говорит он.

Урок 21 Библейские сказания

Библия, Ветхий Завет, заповеди, скрижали, Яхве, единобожие

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Какими были основные занятия древних евреев?

Кто из правителей древнееврейского царства победил Голиафа?

Как звали самого мудрого из царей?

    МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

Там, где человек перешел к земледелию, появились первые государства, правители, армии, чиновники. Но не везде люди вели оседлый образ жизни. Уже в самых древних из дошедших до нас источниках упоминаются племена, которые передвигались по Сирийской и Аравийской пустыням со стадами овец. На одном фрагменте росписи древнеегипетской гробницы изображена сцена прибытия в Египет торговцев- кочевников- евреев. В результате многочисленных битв, они отвоевали часть земель и начали жить оседло. Расселились они по восточному побережью Средиземного моря от среднего течения Евфрата до Египта. Об истории этого народа мы и будем говорить на нашем уроке.

О борьбе еврейского народа с врагами, его правителях, верованиях мы узнаем из библейских сказаний Ветхого Завета.

Тема урока: Библейские сказания

Проблемный вопрос: Почему древнееврейские племена пришли к единобожию? В чем главное отличие религии иудеев от религий других древних народов?

Генрих Гейне, немецкий поэт 19 века, утверждал: «Моими прозрением я обязан исключительно чтению одной книги. Книги? Да одной старой, простой книги, скромной, как природа, и как природа естественной… она так прямо и называется «Библия», что в переводе означает «Книги».

(в тетр.) слово Библия на древнегреческом языке значит книги (сравни со словом библиотека).

Первая, наиболее древняя часть Библии, называется Ветхий Завет, в нее входит 39 книг. Эта часть Библии содержит еврейские мифы и предания. Ветхий Завет стал священной книгой как у евреев, так и у тех народов, среди которых распространилась христианская религия. Создавались эти книги разными людьми на протяжении тысячи лет.

Первая часть Библии- Ветхий завет - священная книга евреев.

    РАБОТА НА УРОКЕ

    Ветхий Завет

Ветхий Завет содержит не только рассказы о старине, но и размышления мудрецов, запись древних законов и обычаев. Когда-то евреи, так

же как египтяне и вавилоняне, поклонялись многим богам. Но с течением времени они пришли к единобожию, стали почитать одного Бога - Яхве .

Они верили, что Яхве сотворил весь мир и дал людям заповеди - правила, по которым они должны жить . Ветхий Завет начинается с мифов

о сотворении мира, о первых людях и великом потопе. Предлагаю отправиться в путешествие по страницам Ветхого завета .

Работа в группах

    Миф о сотворении мира

Вопросы для первой группы:

- Кто создал мир?

-Что еще создал Бог?

- Каких живых существ создал Бог?

- За сколько дней Бог создал все это?

- Какой день был выходным?

    Миф о первых людях

- Как Бог создал женщину?

- Как жили в раю первые люди?

- За что Бог изгнал Адама и Еву из рая?

После изгнания из Рая стали жить люди на земле, женщины рожали в муках, с потом и кровью добывали люди себе хлеб. Приходилось людям проходить испытания, данные Богом. Однажды у пожилой пары Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму тогда было сто лет, а Сарре девяносто. Они очень любили своего единственного сына.
Когда Исаак вырос,    пожелал возвысить веру Авраама и научить через него всех людей любви к Богу и послушанию воли Божией.
Бог явился Аврааму и сказал: «возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу».   
Авраам повиновался. Ему было очень жалко своего единственного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Но Бога он любил больше всего и верил Ему совершенно, и знал, что Бог никогда и ничего плохого не пожелает. Он встал рано утром, оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух слуг; взял дрова и огонь для всесожжения и отправился в путь.   
На третий день пути они пришли к горе, которую указал Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору.   
Когда они шли вдвоем на гору, Исаак спросил Авраама: «Отец мой! у нас есть огонь и дрова, а где же агнец (ягненок) для жертвоприношения?»   
Авраам ответил: «Господь усмотрит Себе агнца». И шли далее оба вместе и пришли на верх горы, на место, указанное Господом. Там Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Он уже поднял нож, чтобы заколоть своего сына. Но ангел Господень позвал его с неба и сказал: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел единственного твоего сына для Меня».   
И увидел Авраам невдалеке барана, запутавшегося кустарнике, и принес его в жертву вместо Исаака.   
За такую веру, любовь и послушание Бог благословил Авраама и обещал, что у него будет потомства так много, как звезд на небе и как песку на берегу моря, и что в его потомстве получат благословение все народы земли, то есть из его рода произойдет Спаситель мира.   
Принесение Исаака в жертву было прообразом или предсказанием людям о Спасителе, Который, будучи Сыном Божиим, отдан будет Своим Отцом на крестную смерть, в жертву за грехи всех людей.   

    Миф о всемирном потопе

- Почему жизнь людей была не райская?

- За что Бог наказал людей?

- Как Бог наказал их?

- За какие качества Бог пожалел Ноя?

- Какой возникший в Двуречье миф напоминает миф о Ноевом ковчеге? Чем напоминает?

- Как вы понимаете слово гордыня?

- Что стремились объяснить древние евреи этим мифом?

- Кого считают родоначальником евреев?

- Почему еврейский народ называют израильтянами?

- Какими качествами обладал Иосиф?

Моисей выводит евреев из Египта.

Стали притеснять египтяне потомков Иакова. Заставлял их фараон от зари до зари трудиться на строительстве грандиозных сооружений. Совсем решил

он погубить израильтян, приказав всех новорожденных мальчиков отдавать палачам. Но одного мальчика матери удалось спасти. Она положила его в корзину и оставила в камышах на берегу Нила, где обычно купалась дочь

фараона. Как и надеялась мать, добрая дочь фараона нашла ребенка и воспитала его. Назвали мальчика Моисеем. Вырос Моисей и узнал о своем происхождении и о тяжкой судьбе соплеменников. Однажды шел он в пустыне, и вдруг перед ним куст сам загорелся пламенем. А из пламени

раздался голос: Я - Бог Яхве. Повелеваю тебе вывести мой народ из Египта. Моисей умолял фараона добром отпустить израильтян, но владыка Египта был неумолим. Тогда израильтяне во главе с Моисеем решили бежать. Вышли они к Красному морю. Уже думали о своей гибели, ибо настигало их на колесницах войско фараона. Но Бог раздвинул море, и прошли израильтяне по сухому дну. Когда же за ними помчались египетские колесницы, воды вновь сомкнулись, поглотив все войско фараона. Израильтяне оказались на другом берегу, в пустыне на Синайском полуострове, и сорок лет бродили там со своими стадами.

Бог дает законы. Наконец пришли они к высокой горе Синай. Моисей поднялся на нее, а всем остальным приказал оставаться внизу. Люди видели только дым и молнии, слышали раскаты грома. Гора же вся дымилась оттого,

что сам Бог сошел на нее в огне. Бог вручил Моисею каменные доски - скрижали, где были записаны десять заповедей. Самые главные заповеди читаем на стр. 85 Нарушителя заповедей постигнет Божья кара.

Евреи заключили с Яхве завет , то есть договор.

Они согласились выполнять все заповеди Бога. А он через Моисея обещал привести их в ту благодатную землю, которая называется Палестиной.

? Как называется первая часть Библии?

Какие библейские сказания вам запомнились?

В чем главное отличие религии евреев от религий других древних народов? 3. Что общего между клятвой египтян на суде Осириса и заповедями, данными Моисею?

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

на слайде находится задание, в котором надо установить соответствие.

Библия

первый человек, сотворённый Богом.

Моисей

первая женщина, жена Адама

Адам

единый Бог у евреев

Яхве

собрание книг религиозного содержания.

Ева

еврейский пророк, который вывел еврейский народ из Египта

д/з создать иллюстрацию к одному из библейских сюжетов

Миф о сотворении мира

«Вначале сотворил Бог небо и землю». Эта земля была «безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

Бог сказал: «Да будет свет»- и явился свет. Бог отделил его от тьмы и назвал свет днем, а тьму- ночью. «И был вечер, и было утро: день один».

Во второй день Бог создал «твердь», которую назвал небом, т.е. уже собственно небесный свод, «и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью». Так появились воды земные и воды небесные, проливающиеся на землю в виде осадков.

В третий день Бог сказал: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и явится суша». Сушу Он назвал землею, а «собрание вод»- морями. «И увидел Бог, что это хорошо».

Затем Он сказал: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле»

В четвертый день Бог создал солнце, луну и звезды «для освещения земли, и для отделения дня и ночи, и для знамений, и времен, и дней и годов»

В пятый день были созданы птицы, рыбы, пресмыкающиеся и звери. Бог благословил их и повелел им «плодиться и размножаться».

В шестой день Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему»- и сотворил мужчину и женщину.

Бог благословил первых людей и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею».

В седьмой день Бог «почил от всех дел Своих». Этот день был назван «суббота», что значит «покой», и установлен в качестве праздника- для отдыха и служения Богу.

Миф о первых людях

Бог сотворил чудесный райский сад и в нем поселил первого человека, которого

назвал Адам. В раю было много красивых цветов и деревьев со вкусными плодами.

Там обитали животные и птицы, но Адаму скучно было жить одному. И вот

однажды, когда Адам спал, Бог вынул у него ребро и сделал из него женщину. Ей он дал имя Ева, и стала она женою Адама. Жили Адам и Ева в раю, как малые дети, не зная, что хорошо и что плохо. А в раю росло дерево познания, и не разрешал Бог рвать плоды с него; Кто вкусит того плода, тот смертью умрет. Но жил в саду коварный змей, который уговорил Еву попробовать запретный плод.

Кто его съест, - сказал он, - станет мудрым, как боги. Ева сама съела плод и угостила им Адама. Бог узнал об этом и изгнал людей из рая.

Миф о всемирном потопе

Родились у Адама и Евы дети, внуки и правнуки. Жизнь их была вовсе не райская - приходилось много трудиться, чтобы добыть себе пищу. Люди совершали дурные поступки и даже преступления. Старший сын Адама и Евы, земледелец Каин, убил своего брата скотовода Авеля, и умножилось зло на Земле. Решил тогда Бог устроить потоп и уничтожить все живое. Пожалел только доброго и богобоязненного человека по имени Ной. По велению Бога Ной построил корабль - ковчег.

Вошли туда Ной с женою, трое их сыновей с женами и по паре всякой живой твари.

Дождь шел сорок дней и ночей, и вода покрыла всю землю. Спустя много

дней вода стала убывать и вершина горы Арарат поднялась над водной пучиной.

Туда и пристал ковчег Ноя. Все погибли, кроме тех, кто был в ковчеге.

Миф о вавилонском столпотворении

Потомки Ноя составляли один народ и говорили на одном языке. Они населяли долину Сеннар в бассейне рек Тигр и Ефрат.

«И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес и сделаем себе имя».

Люди наделали множество кирпичей из обожженной глины и принялись за строительство.

Но Господь счел их намерение гордыней и сделал так, что они стали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга.

Город и башня остались недостроенными, а потомки Ноя расселились по разным землям, образовав разные народы.

Потомки Иафета пошли на север и населили Европу, потомки Сима остались на юго-западе Азии, потомки Хама направились к югу поселились в южной части Азии и Африке, а потомки его сына Ханаана заселили Палестину, отчего она получила название земли Ханаанской.

Недостроенный город был назван Вавилоном, что, как утверждает Библия, означает «смешение»: «ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».

Вавилонская башня (столп) считается олицетворением гордыни, а ее строительство- столпотворение- символом многолюдия и хаоса.

Миф о предках еврейских племен

Авраам, его сын Исаак

и внук Иаков. Второе имя Иакова - Израиль израильтяне.

Иосифа.

Миф о предках еврейских племен

Библейские сказания повествуют о предках еврейских племен. История

целого народа в Ветхом Завете излагается как предание об одной большой семье. Родоначальниками евреев считались Авраам, его сын Исаак

и внук Иаков. Второе имя Иакова - Израиль - и дало название всему еврейскому народу: израильтяне.

У Иакова было несколько сыновей, но больше всех отец любил Иосифа. Завидовали братья Иосифу и сговорились погубить его. Они продали

юношу купцу, шедшему с караваном в Египет, а отцу сказали, что брата растерзали дикие звери. В Египте Иосиф стал рабом вельможи. Умен и

удачлив был новый раб, и вскоре он оказался при дворе самого фараона. Здесь Иосиф прославился тем, что сумел объяснить загадочные сновидения фараона и предсказать наступление великих неурожаев и голода. Он дал фараону совет - запасти зерно и таким образом избавить землю

египетскую от бедствия. После этого стал Иосиф влиятельным вельможей.

Тем временем в соседних странах свирепствовал голод. Услышали братья Иосифа, что египетский фараон дает зерно голодающим, и пришли

просить его о помощи. Не узнали они своего брата в египетской одежде. А Иосиф решил устроить им испытание и объявил, будто хочет сделать

своим рабом самого младшего из братьев. Дружно заступились братья за мальчика. Увидел это Иосиф и простил им старую обиду.

Вместе со всеми бесчисленными родичами поселились дети Иакова в Египте. Их потомки жили там много-много лет.