Факультативные занятия по литературе. Методика факультатива "современные тенденции развития русской литературы" Погружение в текст

Программа факультативного курса по литературе (7 класс)

1. Пояснительная записка

На сегодняшний день задача образования - «...воспитание каждого школьника высоконравственной, культурной, творчески активной, предприимчивой и социально зрелой личностью». Программа факультативного курса Час чтения «Мой ровесник на страницах современной русской литературы» способствует осуществлению поставленных задач по формированию общей культуры личности и её творческого и социального развития. Программа рассчитана на 35 часов.

Очень часто учитель - словесник сталкивается с проблемой прочтения текста художественного произведения детьми, привлечения внимания учащихся к миру искусства слова того или иного автора. Анкеты, проводимые мной в начале учебного года в каждом классе, показывают, что между школьной программой по литературе и кругом чтения школьников наблюдаются существенные различия.

Так, например, учащиеся 7 класса (около 65%) читают литературу, затрагивающую в той или иной степени нравственные и этические проблемы. Это объясняется уровнем читательского развития восьмиклассников, который условно назван методистами «периодом нравственного самоуглубления». В связи с этим возникает проблема знакомства школьников с лучшими образцами литературы, приобщения их к подлинным произведениям словесного искусства.
В 2013 году во всех регионах органы государственной власти, представители науки, библиотечного сообщества проводили опросы и формировали свои региональные списки из 100 книг, которые могли бы быть рекомендованы школьникам. Поскольку сквозной темой школьной программы по литературе для 7 класса является тема «Герой и время», то я постаралась выбрать такие произведения, которые бы соответствовали нравственным исканиям семиклассников и давали возможность решать жизненно важные для этического и идеологического воспитания проблемы, повысить уровень духовно - нравственного развития школьников.
Таким образом, объединение в рамках факультативной программы достаточно широко известных произведений современной русской литературы опирается на общие цели обучения, читательский круг школьников, их возрастные особенности и приоритеты современного образования.

2. Цели и задачи курса.


Задача курса литературы - опираться на общее развитие ученика и стимулировать его, способствуя росту личности.
Главная цель обучения восьмиклассников - открыть законы литературы как особого вида искусства. Поэтому теория литературы и нравственно - исторический аспект выдвигаются здесь на первый план.

В связи с вышесказанным задачей учителя будет развитие следующих умений у учащихся :
находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения;
следить за развитием сюжета в эпическом произведении;
сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличие авторской позиции;
видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
написать отзыв (рецензию) на инсценировку, на экранизацию произведения.


Основа литературного развития школьников - освоение эстетических законов искусства.

Поэтому развивающими задачами будут:
формирование взгляда на литературу через призму личности и художественного мира писателя;
освоение законов эстетического постижения эпических произведений.
Воспитывающая цель литературного образования- способствовать росту личности. Данная программа факультативного курса будет служить этому, если:
пробуждать в читателях-восьмиклассниках эмоциональный отклик на духовно - нравственные, социальные, этические проблемы, поднятые в произведении;
гуманистическое содержание современной русской литературы сделать достоянием подростков.


3. Содержание курса.


Программа факультативного курса составлена таким образом, чтобы на литературном материале показать ученикам смену эпох литературного развития, познакомить с характерной для каждой из них типами личностей героев. Изменение общественных идеалов, связанное с историческим развитием общества (послереволюционная эпоха, Великая отечественная война 1941-1945гг., современная реальность), подчёркивает социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе, и позволяет усилить внимание к позиции писателя.
Выделение проблемы «Герой и время» помогает проследить развитие темы «Мой ровесник на страницах современной русской литературы» в духовно - нравственном, этическом и социальном аспектах.


4. Межпредметные связи.


На третьем этапе литературного развития, которому соответствует программа по литературе для 7 класса, необходимо открыть ученикам законы литературы как особого вида искусства. Поэтому становится необходимым сопоставление литературы с другими видами искусства.

Так, например, при изучении произведений Р. Фраермана «Дикая собака Динго», В. Каверина «Два капитана», А. Грина «Алые паруса» можно обратиться к их киноверсиям, сопоставить эпизоды фильма и текст с точки зрения выражения авторской позиции. Полезным будет привлечение на уроках иллюстраций художников для составления портретной характеристики героя, для отработки умения сопоставлять стиль текста и иллюстраций к нему.

Нельзя упускать из виду связь литературы с историей. Знания учащихся о Великой отечественной войне 1941-1945гг., о событиях революции 1917года, о происходящем во второй половине XX века в нашей стране помогут лучше понять литературное произведение.
5. Система творческих заданий.


Целью творческих заданий является развитие литературного творчества учащихся. Им важно учиться смотреть на мир глазами художника. Отработке этого умения призваны такие работы: сочинения по идеологическим, духовно - нравственным проблемам; на материале литературного произведения и по жизненным впечатлениям; сравнение литературных произведений и героев в целом; рецензия на театральный спектакль, на экранизацию эпического произведения.

Для проверки литературно - творческих способностей учащихся можно практиковать сочинения в жанре предисловия к повести или отзыва на сборник рассказов.
Также предусмотрена система работ по развитию устной речи. На этих занятиях учащиеся совершенствуют свои умения по культуре составления планов сочинений по предложенным темам, выбирают материал из текста в соответствии с поставленной на уроке задачей, дают рецензию на ответ одноклассника. Все ученики, посещающие курс, ведут «Читательский дневник».

6 . Содержание программы

Вводное занятие (1ч.) Знакомство с программой курса Час чтения «мой ровесник на страницах современной русской литературы»

Теория литературы Понятие о современной литературе.

Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго» .(2ч.) Первая любовь всегда неожиданна. Случается даже, что она поначалу похожа на ненависть. В красивой и грустной повести, написанной Рувимом Исаевичем Фраерманом (1891-1972) и давно ставшей классикой, нашли отражение тревоги и сомнения, свойственные юности, ее потребность в любви и надежда встретить когда-нибудь, в своем удивительном взрослом будущем, австралийскую собаку динго…

Теория литературы Повесть.

А. Грин. «Алые паруса».(2ч.) Произведения Александра Грина проникнуты тонким психологизмом, гуманны и поэтичны. Это очень романтическая и красивая сказка. Она совсем небольшая, но очень насыщенная событиями и героями - не по количеству, а по качеству. Сказка о том, как можно воплотить мечту в жизнь! О том, что нам всем всегда следует верить своим мечтам и идти к ним.

Теория литературы Феерия.

В. Каверин. «Два капитана».(3ч.) «Два капитана» - роман, положенный в основу двух прекрасных фильмов, бесчисленного множества инсценировок и даже самого знаменитого российского мюзикла. Книга, не подвластная времени и ходу истории.
Приключения Сани Григорьева и его возлюбленной Кати Татариновой, смело идущих к намеченной цели и рискующих жизнью, чтобы найти следы исчезнувшей экспедиции бесстрашного отца Кати, капитана Ивана Татаринова, завораживали и продолжают завораживать все новые поколения юных и взрослых читателей.

Теория литературы Роман.

А. Приставкин. «Ночевала тучка золотая».(3ч.) Повесть А. Приставкина о детдомовцах-близнецах Кузьмёнышах, отправленных во время Великой Отечественной Войны из Подмосковья на Кавказ. Написана она была еще в 1981-м году, но смогла увидеть свет только в конце 80-х. Книга о войне, об изломанных войной детских судьбах вряд ли кого-то оставит равнодушным.

Повесть А.Приставкина - громкий призыв к справедливости и ответственности взрослых за судьбы детей. Ответственности в любое, даже самое тяжелое для страны время.

Теория литературы Герой и время в литературном произведении.

В. Тендряков. «Весенние перевертыши».(3ч.) Повесть о подростке, о первой влюбленности, об активной позиции человека в жизни, о необходимости отстаивать свои идеалы.

Теория литературы

А. Алексин. «Третий в пятом ряду».(3ч.) О судьбах людских с их радостями и горестями, с их надеждами, борениями и, конечно, с любовью, без которой нет жизни. Это та редкая проза, которая заставляет плакать и смеяться, исподволь учит сочувствовать, сопереживать, любить... У каждого учителя были такие ученики, образ которых не сотрется из памяти. И почему-то это самые хулиганистые и отчаянные ребята. Один из таких учеников пожилой учительницы. Ваня Белов давно уже вырос, но рассказы о его проделках до сих пор развлекают Елизавету - единственную внучку бывшей учительницы.

Теория литературы Конфликт в эпическом произведении.

.(2ч.) Очень страшно когда понимаешь, что маленький ребенок во время войны потерял своих родителей, пережил страдания и голод. И как же поразил поступок Леки, когда она, гуляя во дворе детского дома, отдала свой сухарик пленному немцу.

Теория литературы Сюжет и характер в эпическом произведении.

В. П. Астафьев. «Последний поклон» (рассказы по выбору) (2ч.) « Последний поклон " В.Астафьева - масштабный цикл автобиографических рассказов и повестей о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве. В повестях и рассказах - благодарность судьбе за возможность общения с природой, с людьми, умевшими жить "миром", спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость и умение радоваться малому даже в самые горькие дни своей жизни.

Теория литературы Жизненный материал в литературном творчестве.

В. П. Астафьева. «Людочка». (2ч.) Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева “Людочка” описана жестокая реальность жизни .

Ю. Поляков. «Сто дней до приказа» (3ч.) Когда повесть " Сто дней до приказа " была впервые опубликована, ее назвали клеветой на Советскую армию. Между тем речь в ней идет об обычных мальчишках, на два года превратившихся в солдат, об их казарменных буднях, о том, как нормальная легко уживалась здесь с жестокостью так называемых неуставных отношений. Ну и конечно же, о письмах, которые решали, порой бесповоротно, чью-то судьбу.

А.Геласимов. "Нежный возраст" (2ч.) Маленький рассказ в виде дневниковых записей подростка. Уже буквально с первых записей вырисовывается портрет мальчишки: непостоянный, эгоистичный, сумасбродный максималист, да еще и злой на весь мир. Но ему повезло. Он встречает человека, который открывает для него другой мир: мир прекрасного и мир вечного. Мир, где есть хорошие фильмы, прекрасная музыка, интересные книги и чудесные женщины. Мир, где можно говорить о смысле жизни простыми понятными словами. И мальчишка начинает меняться. Не сразу, не кардинально, но необратимо. И все это благодаря одной старой женщине.

Теория литературы Проблема взаимоотношений родителей и детей.

В. Железняков. «Чучело» (2ч.) Знаменитая повесть, по которой был снят одноименный фильм, в свое время вызвавший целую лавину откликов и споров. История, произошедшая с шестиклассницей Леной Бессольцевой, которой впервые в жизни пришлось столкнуться с подлостью и предательством, вряд ли кого оставит равнодушным. Потому что далеко не каждому в подобной ситуации удается выстоять и победить.

Теория литературы Уроки доброты.

Ю. Нагибин. «Беглец» (3ч.) Оказывается, попасть в мир, населенный эльфами и гномами, совсем нетрудно. Достаточно поехать в пансионат, а затем удачно заблудиться в лесу. И вот тебя уже взяли в плен эльфы, и готовятся принести в жертву Ритуальному дереву.
Как известно, «любопытство сгубило кошку», но программист Алексей – не кошка, и ему удается выходить сухим из воды, спасая принцессу гномов от преследования и разрушая все коварные планы претендента на королевский престол.

Мир прекрасен, особенно если ты владеешь магией, навыками боя на мечах, умеешь стрелять из лука, и у тебя полным-полно золотых монет. И есть еще невзрачное медное колечко, притаившееся в кармане до поры…

А. П (1ч.) В областном городе умерла старуха. Ее муж, семидесятилетний рабочий на пенсии, пошел в телеграфную контору и дал в разные края и республики шесть телеграмм однообразного содержания: «Мать умерла приезжай отец». Пожилая служащая телеграфа долго считала деньги, ошибалась в счете, писала расписки, накладывала штемпеля дрожащими руками. Старик кротко глядел на нее через деревянное окошко красными глазами и рассеянно думал что-то, желая отвлечь горе от своего сердца. Пожилая служащая, казалось ему, тоже имела разбитое сердце и навсегда смущенную душу

Заключительная игра-викторина (1ч.) Игра-викторина по произведениям, изученным в течение года.

7. Учебно – тематический план

Тематический блок

Количество часов

Из них:

Всего

Теория

Практика

Проект

Введение

А. Грин «Алые паруса»

В. Каверин «Два капитана»

А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»

В. П. Астафьева «Людочка»

А.Геласимов "Нежный возраст"

Владимир Железняков «Чучело»

Ю. Нагибин «Беглец»

А. П

Итого

35

19

14

2

Литература.

Для учителя:

    Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

    Белова М.Г. и др. Читаем рассказы//Методические рекомендации для учителей литературы 5-11 классов. – С- Петербург, 1995.

    Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. Когда книга учит. – М., 1991.

    Гринёва С. П. Актуальные проблемы методики преподавания литературы.-Белгород, 1998.

    Ершов Л. Ф. История русской литературы XX века. – М., 1988.

    Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно –воспитательного процесса//«Воспитание школьника», 1993, № 4.

    Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе. Журнал «Русский язык в школе», 1998 г., №1

    Кутьёва Л. В. Педагогические этюды о литературном образовании. М., 2000.

    Межпредметные связи и проблема организации сопереживания учащихся с произведением искусства. – Белгород, 1996.

    Методика преподавания литературы//Под. Ред. О. Ю. Богдановой. – М., 2000

    Нестандартные уроки литературы. – Севастополь, 1995.

    Педагогические технологии в школе и вузе. – Рязань, 1996

    Смелкова 3. С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М., 1999.

    Современная русская литература// Под. Ред. А. Г. Бочарова и Г. А. Белой.- М., 1987

    Троицкий В. Ю. Словесность в школе.- М., 2000.

    Урок литературы и проблемы воспитания читателя. – Якутск, 2002.

    Шолпо И. Е. Урок литературы – урок искусства.- М., 1995.

Для учащихся:

    Большая литературная энциклопедия: для школьников и студентов / Красовский В. Е. и др. - М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

    Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах. Методическое пособие. «Дрофа», М., 2005 г.

    Энциклопедия для детей. Т. 9: Русская литература. Ч. 2: XX век. - М.: Аванта+, 1999 (и другие издания).

Интернет – ресурсы

    Википедия

    Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

    Про Школу ру - бесплатный школьный портал

Приложение 1

«Мой читательский дневник»

Делаем читательский дневник

Для начала, понадобится тетрадь в клетку или листы формата А. Действуем по пунктам:

    На первой странице пишем "Читательский дневник", фамилию, имя ребенка и в каком классе он учится. Титульную страницу ребенок может украсить по своему вкусу.

    На второй странице перечисляется вся литература, прочтенная за лето.

    Следующие страницы оформляются уже по прочтенным книгам. Для удобства их лучше пронумеровать.

На страницах читательского дневника записываются:

    Основные герои. Им можно дать краткую характеристику.

    Сюжет произведения.

    Любимый эпизод.

    Отзыв о произведении и героях.

Замечательным дополнением могут стать рисунки к прочитанному произведению. В конце дневника можно записать словарь синонимов. Этот словарь значительно упростит школьнику пересказ практически любых текстов и написание сочинений.

Приложение 2.

АНКЕТА

Юный читатель!

Прими участие в опросе «Читательские предпочтения художественной литературы 7 класса». Ответы помогут нам составить твой личный читательский дневник.

1. Представься, пожалуйста:

Ф.И.О._________________________________________________________

Возраст__________

2. Читаешь ли ты художественную литературу?

Да

Нет

3. Если да, то как часто:

Каждый день

Раз в неделю

На каникулах

4. Какие литературные жанры тебя привлекают (можно отметить несколько):

Классика

Фантастика

Романы о любви

Исторические романы

Детективы, боевики

Приключения

Фэнтези

Мистика

Триллеры и ужастики

Сказки

Народный эпос

Басни

Драматургия

Поэзия

Другое____________________________________________________________

6. Как ты думаешь, для чего нужно читать художественную литературу?_____________________________________________________________________

7. Где ты берешь книги для чтения? (можно отметить несколько вариантов)

В библиотеке гимназии

В личной библиотеке

У друзей или знакомых

Другое__________________________________________________________

8. Обсуждаешь ли ты прочитанное с другими?

Да

Нет

9. Кто обычно советует тебе прочитать ту или иную книгу?__________________________________________________________________________

10. Хотел (а) бы ты узнавать от учителя или библиотекаря о самых интересных книгах?

Да

Нет

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

Календарно - тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Теория литературы

Виды деятельности

Дата

Методы

По плану

По факту

Введение


Понятие о современной литературе

Беседа

Участие в диалоге


Р. И. Фраерман «Дикая собака Динго»

Развитие понятия о повести

Познавательная беседа

Практикум

Практическая работа. Отзыв на экранизацию

А. Грин «Алые паруса»

Понятие о феерии

Беседа.

Практикум

Письмо литературному герою

В. Каверин «Два капитана»

Понятие о романе

Дебаты

Практикум


Отзыв о романе

А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Герой и время в литературном произведении

Беседа

Практикум

Посещение соц. приюта

Сочинение «В чём смысл жизни человека?»

В. Тендряков «Весенние перевертыши»

Практикум

Рецензия на повесть

А. Алексин «Третий в пятом ряду»

Развитие конфликта в эпическом произведении

Беседа

Практикум

Сочинение «История жизни, рассказанная внукам»

Сбор информации, составление презентации

Сюжет и характер в эпическом произведении

Беседа

Практикум

Письмо другу о том, почему надо прочитать рассказ «Детский дом. Лека…»

В. П. Астафьев «Последний поклон» (рассказы по выбору)

Устный журнал о жизни и творчестве Астафьева

Практикум

Сбор информации о ближайших родственниках, Проект «Моя родословная»

Сочинение «Моя родословная».

В. П. Астафьев «Людочка»

Жизненный материал и художественный

Практикум

Легко ли быть милосердным? (сочинение-рассуждение).

Ю. Поляков «Сто дней до приказа»

Беседа

Практикум

Сочинение «Как должен поступать гражданин?»

А.Геласимов "Нежный возраст"

Проблема взаимоотношений родителей и детей

Беседа

Практикум

Сочинение - миниатюру «Каков герой нашего времени?» или дневник одного дня.

Владимир Железняков
«Чучело»

Уроки жизни, уроки доброты…

Обсуждение фильма

Практикум.

Отзыв на экранизацию

Ю. Нагибин «Беглец»

Этическая беседа

Дебаты

Сочинение «Моя мечта»

Беседа,

Практикум

Отзыв на рассказ


Заключительная игра-викторина

Интеллектуальная игра

Участие в викторине

Факультативные занятия по русс. лит. направлены на развитие интереса к предмету, формирование учебно-исследовательской деятельности и креативного мышления школьников, их духовного обогащение. Школьные программы основного курса не могут удовлетворить всё возрастающий поток информации, как в литературоведении, так и в смежных дисциплинах. Поэтому образовательные и воспитательные функции факультативов постоянно возрастают.

Факультативные курсы решают след. задачи:

Углубляют интерес учащихся к словесному искусству, знакомят их с более значительными явлениями в литературе, закономерностями литературного процесса;

Повышают уровень художественного восприятия литературных произведений в единстве логико-интеллектуального и эмоционального осмысления;

Учат рассматривать художественное произведение как межкультурный универсум, анализировать в контексте диалога культур и цивилизаций;

Развивают креативные способности и мышление, формируют художественный вкус.

Практика факультативов в школе даёт основание определить их содержательную и организационную структуру. Это, во-первых, дополн. материал к программным темам; во-вторых, спецсеминары, углубляющие тот или иной раздел основного курса; в-третьих, спецсеминары по межнациональным литературным связям; в-четвёртых, художественно-творческие факультативы (лит.-творческие семинары, практикумы по художественному переводу и др.).

Факультативы первого типа предполагают более углубленное ознакомление с творчеством выдающихся русских художников слова, представленных в основном курсе. В ряде случаев участники факультатива обращаются к художественному наследию тех авторов, имена которых в основной программе не названы и их произведения вообще не изучаются, или даются в обзоре.

Факультативы второго типа – спецкурсы – ориентированы на углубленное изучение какого-либо программного раздела. По своей структурно-содержательной направленности спецкурсы могут представлять собой: а) монографическое освещение жизни и творчества писателя; б) раскрытие специфики интерпритации и анализа худ. произведения в поликультурном образовательном пространстве; в) обзорное рассмотрение художественно-стилевых течений в русской поэзии ХХ1 века.

Факультативы третьего типа формируют представления об основных закономерностях литературного процесса 21 века.

Факультативы четвёртого типа способствуют развитию художественно-творческих потенций старшеклассников, совершенствуют восприятие литературных произведений.

Если ученики планируют дальнейшее обучение в гуманитарных факультетах, тогда целесообразны факультативы первого типа. Если возникает необходимость придать занятиям поисковый, исследовательский характер, максимально активизировать самостоятельную работу, тогда предпочтение нужно отдать факультативам второго и третьего типа. Факультативы, стимулирующие литературное творчество, результативны в гимназиях, лицеях, где школьники обладают художественными данными и стремятся проявить себя в сочинении стихов, очерков, рассказов и т.д.

Успех факультатива во многом обусловлен не только педагогически мотивированным выбором его содержания, но и обоснованными организационно-педагогическими решениями.

Факультативная группа формируется из числа учащихся одного класса или параллельных. В сельской местности, где недоступны практикумы в музеях, архивах, научно-исследовательских учреждениях, могут быть предложены семинары по основам теории и практике художественного перевода, сопоставительному анализу русских и национальных текстов, межнациональным литературным отношениям.

Если факультативные группы создаются в каждом из старших классов, становится целесообразной циклизация занятий. И здесь важно подчинить одной концепции все три года обучения в факультативном курсе по одной проблеме, которая будет дополняться новым литературным материалом из года в год. Это будет системный и целостный курс по изучению современной лит-ры, рассчитанный на 3 года обучения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ пос. Уральский»

Свердловской области

Программа факультативного курса

«Познай радость чтения» по литературе для 5 класса

Пос. Уральский

2012г.

Введение.

Чтение-это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни.

Каждого учителя русского языка и литературы, принимающего из начальной школы 5 класс, волнует вопрос: «Умеют ли дети читать?». Разумеется, речь идет о беглом, правильном, выразительном и осознанном чтении. Прекрасно, если учитель начальной школы сформировал у каждого ученика полноценный и обстоятельно усвоенный навык чтения. Если же по каким - либо причинам этого не произошло, то над формированием данного навыка продолжают трудиться учителя средней школы, особенно словесники.

Что же делать, если ученик 5 класса читает по слогам? Какие методы и приемы использовать в работе с учащимся, у которого сам процесс чтения вызывает раздражение, а иногда и отвращение?

Безусловно, существует взаимосвязь между умением читать и желанием читать. Если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. С другой стороны, пока он не преодолеет эти трудности, получить радость от чтения он не сможет. Хорошо известны слова И.Гете: «Научиться можно только тому, что любишь». Научить ребенка читать с радостью, с увлечением, воспитать любовь к чтению невозможно только словами. Нужен целый комплекс действий по решению этой важнейшей задачи.

Необходимость разработанного факультативного курса заключается в объединении двух важнейших направлений деятельности учителя литературы в 5 классе: одновременно совершенствовать навыки чтения и формировать любовь к книге.

Пояснительная записка.

Стержнем содержания литературы как учебного предмета составляются чтение и изучение художественных произведений, формирующих фонд русской классики. Овладение умениями чтения художественных произведений – одна из важнейших целей изучения литературы на ступени основного общего образования. Основы овладения навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. В связи с тем, что учебный план начальной школы предполагает занятия по литературному чтению три часа в неделю, а среднего звена – два часа в неделю (что явно недостаточно), и возникла необходимость для разработки данного факультативного курса.

Цель курса : формирование читательской деятельности учащихся 5 класса.

Основные задачи факультативного курса « Познай радость чтения» :

    совершенствовать навыки осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения;

    способствовать формированию и развитию у учащихся художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении;

    способствовать развитию речи учащихся;

    развивать интерес, любовь к чтению, потребность в самостоятельном чтении, литературную эрудицию и грамотность.

Программа рассчитана на 34 часа. Содержание курса включает следующее:

- значение успешного чтения в жизни человека;

- основные составляющие успешного чтения;

Способ чтения целыми словами и группами слов как наиболее продуктивный способ чтения;

Скорость чтения;

- правильность чтения.

Осознанность чтения;

Выразительность чтения

- самоконтроль и самооценка навыка чтения.

Все занятия факультативного курса имеют интегрированную (литература, русский язык, риторика) и практическую направленность. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом, речью с помощью способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения (осознанность, технику, выразительность); создаются условия для реализации практических действий учащихся.

Важно творчески использовать различные приемы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от индивидуальных особенностей детей и их подготовки.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Необходима психологическая готовность ребенка к работе над совершенствованием навыков чтения. Существенно, чтобы занятия были не утомительны, интересны, познавательны. Не стоит забывать о правильном подборе интересной литературы (сказок, детских историй, стихов). Нужно помнить о смене деятельности. Лучше большее количество коротких упражнений по 5-6 минут, чем одно, но длительное. На занятиях используются разнообразные виды работ: упражнения, игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, скороговорки и ролевое чтение, ребусы, кроссворды, сказки, творческие работы, конкурсы и т.д.

Ценна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Для успешного овладения навыками правильного чтения и осмысливания полученной информации заниматься этим процессом необходимо постоянно, причем кроме чтения во время уроков, факультатива большое значение отводится самостоятельному обучению дома с родителями. Программа предусматривает посещение занятий родителями учащихся и рекомендации для родителей.

Программой курса предусмотрены текущие и итоговые проверки навыка чтения. При проверке навыка чтения рекомендуется сообщать ребенку его результаты, сравнивать их с предыдущими и выражать свое одобрение в случае их улучшения.

Программа факультативного курса «Познай радость чтения ».

Вводное занятие. Значение успешного чтения в жизни человека.

Знакомство с задачами и целями факультативного курса. Практическая направленность курса.

Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития. Книга - источник знаний, духовного и умственного развития человека.

Вступительная беседа о видах чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее); об основных составляющих успешного чтения: осознанность, скорость, правильность, выразительность чтения.

Высказывания учащихся о неразрывности чтения и учебной деятельности. Доказательство правильности собственного суждения.

Чтение целыми словами и группами слов.

Способы чтения: непродуктивные (побуквенный, слоговой) и продуктивные (слоговой с прочтением сразу целых слов, чтение целыми словами и группами слов).

Способ чтения целыми словами и группами слов как наиболее желательный и продуктивный способ чтения.

Отработка навыка плавного чтения целыми словами и группами слов с учетом правильности интонации и эмоционального восприятия прочитанного текста.

Упражнения: дыхательная гимнастика и подготовка голоса; чтение блоков; отработка дикции; работа со скороговорками, упражнения для развития оперативной памяти, интонационная разминка и другие.

Роль родителей в правильном руководстве детским чтением. Беседа с родителями о необходимости систематических занятий с детьми для совершенствования навыков осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения. Знакомство родителей с рекомендациями учителя.

Скорость чтения.

Темп (скорость, беглость) чтения. От чего зависит скорость чтения? Способы чтения. Понимание содержания текста. Развитие оперативной памяти.

Совершенствование внимания и угла зрения.

Упражнения для развития оперативного поля чтения и памяти: зрительные диктанты И.Т. Федоренко, И.Г. Пальченко, таблицы Шульте, Дынко, Швайко.

Упражнения и игры , развивающие скорость чтения:

сравнение скорости чтения известного и незнакомого текста; чтение за диктором; чтение в паре; чтение хором и цепочкой по одному слову; многократное чтение; чтение текста с прикрытой верхней частью строчки; чтение с пропусканием одного или нескольких слов; замена слов синонимами при почтении вслух; чтение перевернутого текста; корректировка деформированных предложений; поиск в тексте слов с определенными параметрами; « Бросок-засечка»; «Кто быстрее?»; «Разведка»; «Спринт»; «Жужжащее чтение»; «Молния»; «Фотоглаз»; «Буксир»; «Игра в прятки»; «Мнимое слово» и другие.

Правильность чтения.

Виды ошибок при чтении: пропуски, изменения, перестановки, замены, искажения, добавления букв, слогов, слов; неправильная постановка ударения; неверное прочтение окончаний слов; повтор букв (звуков, слогов, слов).

Приемы, предупреждающие ошибки при чтении текста: предварительное прочтение по слогам слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав; выяснение лексического значения незнакомых слов; предварительное чтение текста про себя.

Упражнения по отработке речевого слуха, дикции, правильного литературного произношения; самооценке и взаимооценке правильности чтения, в том числе с использованием а удио-, видеотехник и; практическая работа со словарями и словарной статьей и другие.

Осознанность чтения.

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное.

Три уровня восприятия текста: фактическое содержание; понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей; собственная оценка действующих лиц и их поступков.

Содержание произведения: тема, основная мысль, события, их последовательность. План текста (простой и сложный).

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы.

Виды пересказа: краткий, подробный, выборочный, с творческим заданием.

Упражнения по развитию осмысления чтения: ответы на вопросы по содержанию произведения; определение темы и основной мысли текста; нахождение опорных слов; составление плана текста; различные виды пересказа текста; подбор и выполнение иллюстраций, рисунков к различным фрагментам текста и обратное действие (составление предложений по рисункам); включение пропущенных слов в предложение; составление предложений из отдельных слов; составление викторин и кроссвордов по прочитанному материалу; корректировка и контроль (умение перечитать текст с целью уточнения его содержания, соотнесения с первичным представлением, проверки по тексту выделенных смысловых частей, соответствие пересказа авторскому тексту).

Выразительность чтения.

Выразительность чтения. Связь выразительности чтения с уровнем понимания смысла текста, отношением к читаемому и желанием сообщить данное отношение слушателям.

Средства выразительности: интонация, пауза, логическое ударение, темп, громкость. Свойства голоса: тембр, диапазон, сила, высота.

Влияние жанра, темы, основной мысли, идеи произведения на выразительность чтении. Жанры произведений: сказка, рассказ, басня, стихотворение.

Постановка задачи чтения. Задача чтения как выражение понимания учеником смысла текста, его отношения к читаемому и желание сообщить его слушателям. Видение текста путем привлечения воссоздающего воображения: представление героя, какой он, как говорит, в какой обстановке находится.

Смысловой анализ текста – понимание фактов, обобщений, основных мыслей и чувств, состояния героев, их мыслей и слов; проявление к ним личностное отношение; выявление подтекста на основе слов героя; осмысление характера персонажа.

Упражнения по восприятию содержания текста: определение жанра произведения; смысловой анализ текста, способствующий пониманию фактов, обобщений, основных мыслей и чувств, состояния героев, их мыслей и слов; проявлению к ним личностного отношения; выявлению подтекста на основе слов героя; осмыслению характера персонажа.

Упражнения по совершенствованию выразительности звучащей речи: чтение скороговорок, варьирование интонаций, изменение логических ударений в тексте, чтение с нужными темпом и громкостью, чтение произвольного текста на мотив любой мелодии, звукоподражающие игры, чтение сложных слов и слов с трудными окончаниями, ролевое чтение, выразительное чтение наизусть и другие.

В результате занятий факультативного курса «Познай радость чтения» учащиеся должны:

знать :

    значение книги и чтения в жизни человека;

    основные составляющие успешного чтения: осознанность, скорость, правильность, выразительность чтения;

    способ чтения целыми словами и группами слов как наиболее продуктивный способ чтения;

    виды чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное.

    виды ошибок при чтении и приемы, предупреждающие данные ошибки;

    жанры произведений;

    что такое тема, основная мысль, опорные слова;

    средства выразительности чтения: интонация, пауза, логическое ударение, темп, громкость ;

    способы самоконтроля за навыками чтения;

уметь :

    правильно, бегло, выразительно читать текст;

    использовать приемы, предупреждающие ошибки при чтении текста;

    использовать средства выразительного чтения;

    понимать и воспроизводить текст;

    определять тему, основную мысль текста;

    представлять героя, какой он, как говорит, в какой обстановке находится;

    делить текст на смысловые части и составлять план текста;

    находить опорные слова;

    соблюдать нормы литературного произношения при чтении;

    работать с толковым и орфоэпическим словарями.

применять полученные знания в жизненных ситуациях:

    для самостоятельного выбора и чтения книг;

    для высказывания собственного суждения о прочитанном произведении;

    длясамоконтроля и самооценки скорости, правильности, выразительности чтения и понимания прочитанного.

Примерное планирование занятий

факультативного курса «Познай радость чтения»

1.Введение. Значение успешного чтения в жизни человека. Основные составляющие успешного чтения: осознанность, скорость, правильность, выразительность чтения (1 час).

2.Творческая работа «Как хорошо уметь читать…». (Роль книги, чтения в жизни человека» (1 час) .

3.Проверка техники чтения (скорость, правильность, осознанность чтения, выразительность). Анализ результатов проверки (1час). Приложение 1,2,3.

4. Игра «Шерлок Холмс в стране книг» (представление загадок, кроссвордов, викторин, созданных учащимися по прочитанным книгам) (1час).

5. Способы чтения. Способ чтения целыми словами и группами слов как наиболее желательный и продуктивный способ чтения (1час).

6. Практическое занятие по отработке фонационного дыхания (дыхания при речи) (1час).

7. Практическое занятие по развитию речевого слуха, дикции (1час).

8.Темп (скорость, беглость) чтения. От чего зависит скорость чтения?(1час).

9. Практическое занятие по развитию оперативного поля чтения и памяти(1час).

10.Практическое занятие по отработке приемов увеличения скорости чтения (1час).

11. Проект "Папа, мама, я - читающая семья" (1час).

12. Нормы литературного произношения. Ударение в слове. Орфоэпические нормы. Орфоэпический словарь (1час).

13. Слово и его лексическое значение. Толковый словарь (1час).

14. Практическое занятие по работе с орфографическим и толковым словарями (1час).

15. Приемы, предупреждающие ошибки при чтении текста (1час).

16. Практическое занятие по совершенствованию правильности чтения (1час).

17. Тест по культуре речи. Анализ результатов теста (1 час). Приложение 4.

18. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное (1час).

19.Тема, основная мысль (идея) произведения (1час).

20. Практическое занятие по определению темы, основной мысли (идеи) произведения (1час).

21.План текста (1час).

22. Практическое занятие по делению текста на смысловые части, составлению плана текста (1час).

23. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы (1час).

24. Практическое занятие по смысловому анализу текста (1час).

25.Виды пересказа: краткий, подробный, выборочный, с творческим заданием (1час).

26. Жанры произведений: сказка, рассказ, басня, стихотворение (1час).

27. Практическое занятие по определению жанра произведения (1час).

28. Интонация – основное выразительное средство звучащей речи (1час).

29. Практическое занятие по интонированию чтения: пауза, логическое ударение, темп речи (1час).

31. Практическое занятие по отработке выразительности чтения (1час).

32. Конкурс чтецов « Весна идет, весна идет!» (1час).

33. Проверка техники чтения (скорость, правильность осознанность, выразительность чтения). Анализ результатов проверки (1час). Приложение 5.

34.Литературный КВН «В мире литературных героев» (1час).

Литература.

1.Безруких М.М. Формирование навыка чтения и письма в процессе обучения детей. var.alexrono.ru images/op.doc .

2.Бондаренко Г.С. «Формирование навыка техники чтения младших школьников…», var . alexrono . ru images / op . doc .

3. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. Под редакцией– Москва: Педагогика, 1997.

4.Вересова Н.А. Программа факультативного курса «Живое слово», nsportal . ru

5.Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: в 2ч. - М.: Вентана-

Граф, 2007.

6.Музыка Л.И. Интерес к чтению: как его пробудить?/Начальная школа.-2002, №5, с.99-101

7.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва: АРКТИ, 2001.

Приложение 1.

Проверка техники чтения (1- ая четверть).

Ветер и солнце.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померят ься силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал, - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

(К. Д. Ушинский.)

I . Прочитайте вслух сказку К.Д. Ушинского «Ветер и солнце».

1. Посчитайте вместе с учителем , сколько слов вы прочли за 1 минуту.

2. Разберите вместе с учителем, какие ошибки вы сделали при чтении (ударение, изменение окончаний, пропуск букв, неправильное произношение слов).

II

    Ветру удалось сдернуть плащ с путешественника.

    Путешественник обрадовался ветру.

    Ветер и солнце поспорили о том, кто сильнее.

    Солнце рассердилась на ветер.

2. Почему путешественник снял свой плащ?

3. Составь план, указав, в каком порядке встречаются части текста.

1. Гнев ветра.

2. Спор ветра и солнца.

3. Солнце улыбнулось.

4. Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

1

2

3

4

4. Какие слова помогают нам понять состояние путешественника при встрече с ветром?

5. Выпишите из текста предложение, в котором рассказывается о том, что сделало солнце, видя гнев ветра?

6. Закончите предложение: Тут уж ветер и сам убедился, что…

    он всесилен.

    путешественник готов снять плащ.

    ему плаща не сдернуть.

    солнце сердится на него.

7. Каким словом можно заменить выделенные слова в выражении «начал дуть, что было мочи »?

    слабо

    очень быстро

    очень сильно

    тихонько

8. В предложении «Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее» автор описывает ветер. Найдите в тексте эти слова и запишите их через запятую.

9. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

    Сказки

    Рассказы о природе.

    Басни

    Рассказы о путешествиях.

10. О чём главным образом хотел рассказать автор?

    О странствующем путешественнике.

    О злом ветре.

    О ласковом солнце.

    О силе ласки и доброты.

11. Какое предложение лучше других

    Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.

    Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

    Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

    Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

12. Какова главная мысль этого текста?

    Во время путешествия можно встретиться и с ветром, и с солнцем.

    Ветер в гневе силен и страшен.

    Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем злом и гневом.

    Солнце ласковое и кроткое.

13. Выскажите (письменно) ваше отношение к высказыванию «Добро сильнее зла».

Ш. Прочтите текст вслух еще раз. Старайтесь читать текст правильно, бегло, выразительно.

Приложение 2.

Нормы техники чтения. 5-9 классы.

Нормы техники чтения (количество слов/мин.)

по А.А. Акишиной и В.Н. Зайцеву.

Следует учитывать, что акцент делается не на скорость,

а на продуктивность (техника + осмысленность).

Акишина

Зайцев

5 кл.

104

114

6 кл.

114

128

7 кл.

128

150

8 кл.

151

150

9-11 кл.

150-160

Приложение 3.

Таблица оценки техники чтения.

Критерии оценивания.

Скорость чтения.

Правильность чтения.

Осмысленность чтения.

Выразительность чтения.

Итого

Оценка

Нормы оценивания .

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

3и более ошибок

1-2 ош.

0 ош.

6 и менее отв.

7-11 отв.

12-13 отв .

Невыра

зитель

ное чтение

Есть недоче

ты в выра

зитель

ности чтения

Выра

зи

тель

ное чтение

7-8б.-«5»

5-6б.- «4»

3-4б.-«3»

0-2б.– «2»

Баллы.

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

Мин.- 0б.

Мах.-

8 б

Васильев Н.

1

2

2

2

7б.

«5»

Иванов А.

1

2

1

1

5 б.

«4»

Петрова М.

0

1

1

1

3б.

«3»

Сидоров И.

1

1

0

0

2б.

«2»

Приложение 4.

Тест по культуре речи.

      В каком слове правильно поставлено ударение?

А. БАловать.

Б. ЗАнята.

В. КрасИвее.

Г. КатАлог.

2. В каком слове неправильно поставлено ударение?

А. НамерЕние.

Б. СОздал.

В. СтАтуя.

Г. СтолЯр.

3. Как правильно произнести слово «скучно»?

4. Какое прилагательное верно в словосочетании со словом «колбаса»?

А. ЯзыкОвая.

Б. ЯзыковАя.

5. Какая форма слова «помидоры» верна в родительном падеже?

А.Помидор.

Б. Помидоров.

6. Какая форма слова «носки» верна в родительном падеже?

Б. Носков.

7. Какой фразеологизм записан неправильно?

А. Как снегом на голову.

Б. Намять бока.

В. Обвести вокруг пальца.

Г. Яблоку негде упасть.

8. Укажи верное толкование слова дипломат.

А. Должностное лицо, в надлежащем порядке уполномоченное главой данной страны, ее правительством на осуществление различного рода официальных сношений.

Б. Человек, награждённый дипломом за успешное выступление на конкурсе, соревновании или фестивале.

9.В каком лексическом значении употреблено слово «акварель» в предложении «В музее мне больше всего понравились акварели В.М. Васнецова».

А. Краски, разводимые в воде.

Б. Картина, написанная такими красками.

10. Какая пара слов не синонимы, а антонимы.

А. Добрый – ласковый.

Б. Красный – алый.

В. Бежать – нестись.

Г. Друг-враг.

Ответы: 1 – В; 2 – А; 3 – А; 4 – А; 5 – Б; 6 – Б; 7- А; 8 – А; 9 – Б; 10 – Г.

Приложение 5.

Проверка техники чтения (4-ая четверть).

Что легче?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся:

Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

В.А. Осеева.

I . Прочитайте вслух рассказ В.А. Осеевой «Что легче?».

1. Посчитайте вместе с учителем, сколько слов вы прочли за 1 минуту.

2. Разберите вместе с учителем, какие ошибки вы сделали при чтении (ударение, изменение окончаний, пропуск букв , неправильное произношение слов).

II . Выполните тест по содержанию текста.

1. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.

    Мальчики с радостью возвращались домой.

    Все мальчики решили сказать правду.

    Один мальчик решил сказать, что на них в лесу напали разбойники.

    Третий мальчик сказал дома правду.

2. Почему мальчики загулялись в лесу?

3. Укажите, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.

1. Поворчала на него тётка да и простила.

2. Идут домой – боятся.

3. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

4. - Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам

1

2

3

4

4. Два мальчика решили дома сказать неправду. Как вы думаете, почему?

    Потому что так было интереснее.

    П отому что любили фантазировать.

    Потому что считали, что ложь лучше правды.

    Потому что играли в разведчиков.

5. Выпишите из текста предложение, в котором третий мальчик объясняет свое решение.

6. Какими словами можно заменить выделенные слова в выражении «А дед тут как тут …»

1. на следующий день

2. моментально

3. через некоторое время

4. скоро

7. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

      Сказки

      Рассказы о честности и лжи.

      Басни

      Рассказы о животных.

8. Объясните, как вы понимаете предложение « А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился».

9. Как повела себя тетка третьего мальчика, когда он рассказал правду?

1. Рассердилась.

2. Поворчала и простила.

3. Наказала.

4. Не поверила.

10.О чём главным образом хотел рассказать автор?

    О любви детей к лесу.

    О том, как родители сердятся на детей.

    О том, что правда лучше лжи.

    О трех мальчиках.

11. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?

    Попадет нам дома.

    Загулялись мальчики.

    А я правду скажу, - говорит третий.

    Нет в этих местах волка.

12. Какова главная мысль этого текста?

    Нельзя долго гулять в лесу.

Факультативные занятия, как правило, ведутся в старших классах. Однако средние классы могли бы успешно заниматься в факультативе по литературному краеведению. Ситуация поиска очень увлекает детей этого возраста. Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении обнаружить высо­кую культурную традицию. Культура начинается с памяти. Че­ловек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружа­ют повседневно, не может себя вести, как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредст­венной, конкретной, наглядной форме. Однако программа фа­культатива по литературе в средних классах может быть шире, чем краеведение, связанное с одним конкретным местом, где жи­вут школьники.

Для школьников V - VII классов доступен и интересен фа­культатив, который условно можно назвать «Воображаемые путешествия». Сюжет путешествия увлекателен для школьни­ков этого возраста. Вне сюжета они часто не могут остановить свое внимание на художественном смысле произведений ис­кусства. Кроме того, жанр путешествия позволяет включить в факультатив произведения разных видов искусства. В этих занятиях более значительное место может быть уделено архи­тектуре. В воображаемые путешествия войдет и природа. Так, например, заочное путешествие «Полуденные волны» позво­ляет проследить странствия Пушкина по Югу, увидеть карти­ны русских художников, воспроизводящих эти места (Кавказ, Крым, Одесса, Молдавия), познакомиться с отрывками из опер Моцарта и Россини, которые так пленили Пушкина в Одессе, послушать стихотворения Пушкина и романсы («Фонтану Бахчисарайского дворца», «Нереида» и др.), уви­деть отрывки из опер и балетов, возникших по мотивам пуш­кинских произведений. Занятия факультатива не должны быть слишком час­ты, может быть раз в месяц, но подготовительная работа к каж­дому занятию должна быть еженедельной и протекать в формах индивидуальных бесед учителя с учениками.

Воображаемые путешествия помогут обострить восприятие реальных вещей, обогатить литературным опытом. Во вне­урочное время мы предлагаем учащимся выбрать из многочис­ленных фото- и художественных репродукций картины, близ­кие по настроению к пейзажным зарисовкам зимней лирики. В другой заочной экскурсии мы ищем те картины природы, которые помогли родиться стихотворению («Весна и осень в поэзии С.Есенина»). Реальные впечатления, которые легли в основу произведения, могут обогатить сознание учащихся, придать литературному про­изведению неопровержимость достоверности. Факультативы должны не только наследовать изучаемое в классе на уроках, но и опережать их, подготавливать впечатле­ния, необходимые для программного изучения темы. Так созда­ется установка на изучение темы, вызывается ожидание ее в классе. Литературное образование школьников должно сказаться и в расширении их знаний, и в культуре чувств, и в углублении эс­тетической мысли. Вместе с тем сдвиги в развитии школьников должны сказаться в реальной эстетической деятельности, важны­ми видами которой в VII - VIII классах являются выразительное чтение и рассказывание.

Выразительное чтение и рассказывание связаны с оценкой ак­терской интерпретации художественного текста, поэтому, в VII классе делая акцент на выразительном чтении и рассказывании по жизненным и литературным наблюдениям, в VIII классе мож­но усложнить работу, сопрягая выразительное чтение и расска­зывание с другими видами искусства (музыка, театр, изобрази­тельное искусство). Подготовительная работа такого типа идет на факультативе и в VII классе. В VIII же классе она получает законченное выражение в форме рассказа о картине и художни­ке, ее создавшем, сочинения по впечатлениям о музыкальном произведении.

Факультативы должны расширять представления школьников об искусстве, помочь им осознать, привести в систему все разнообразные впечатле­ния от искусства, получаемые по разным каналам и ощутить свои возможности в том или ином виде деятельности.

В качестве темы для факультатива надо избирать не част­ный, как это порой бывает, а существенный для идейного и эстетического развития школьников вопрос, который объеди­няет все занятия факультатива общей и содержательной мыс­лью. При этом характер проблемы, центральной для факуль­татива, необходимо соотнести с уровнем, возможностями чита­тельского восприятия школьников, с кругом вопросов, в пер­вую очередь их интересующих.

Пояснительная записка .

В связи с тем, что современное общество нуждается в грамотных, творчески мыслящих людях, а предметы гуманитарного цикла позволяют личности развиваться, является необходимостью всестороннее изучение литературы, итогом которого в 11 классе станет единый государственный экзамен.

Цель данного курса

Осуществить комплексную подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ

Задачи курса

  • Повторить основные литературоведческие термины
  • Подготовить учащихся к написанию творческой работы

Курс имеет практическую направленность, поскольку основное время отдается работе с контрольно-измерительными материалами.

За основу курса взяты кодификатор и спецификация по литературе 2010 года.

Курс предполагает работу в 10-11 классе и рассчитан на 72 часа, однако может быть предложен только 11 классу и сжат до 36 часов.

Итогом обучения должно стать успешное прохождение выпускником ЕГЭ по литературе.

В процессе обучения учащиеся приобретут следующие знания и навыки :

  • восприятие и анализ художественного текста в его жанрово-родовой специфике;
  • выделение смысловых частей художественного текста;
  • выделение и формулирование темы идеи проблемы произведения.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
  • сопоставлять литературные факты и явления;
  • выделять авторскую позицию в произведении;
  • выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.

Художественная литература как искусство слова.

Дать определение литературе.

Устное народное творчество и литература.

Жанры устного народного творчества.

Художественный образ. Художественное время и пространство .

Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс.

Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм.

Литературные роды.

Эпос, лирика, драма.

Жанры литературы.

Роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Песня.

Терминология

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет, пейзаж. "Вечные темы" и "вечные образы" в литературе. Пафос. Фабула.

Речевая характеристика героя.

Диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.

Деталь.

Символ. Подтекст.

Психологизм .

Народность. Историзм.

Трагическое и комическое .

Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

Стиль.

Проза и поэзия.

Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

Литературная критика.

Из древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве».

Из литературы XVIII века

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль». Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».

Из литературы первой половины XIX века

В.А. Жуковский. Стихотворение «Море». Баллада «Светлана».

А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».

А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» «Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк»,

«Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»,«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» IX.«И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…».

Повесть «Капитанская дочка». Поэма «Медный всадник». Роман «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...».

«Песня про купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».

Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души».

Из литературы второй половины XIX века

А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! Я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». «История одного города»

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

Н.С. Лесков

Из литературы конца XIX – начала XX веков

А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Пьеса «Вишневый сад».

И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

Из литературы первой половины XX века

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».

А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать».

В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».

М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека».

М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» Роман «Мастер и Маргарита»

А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…»,

«Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).

Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..»,

«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль». Роман «Доктор Живаго»

А.П. Платонов

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Из литературы второй половины ХХ века

Проза второй половины XX века. Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л.Кондратьев, В.П.Некрасов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов.

Поэзия второй половины XX века. Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Н.А.Заболоцкий, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А.Слуцкий, В.Н.Соколов, В.А.Солоухин, А.А.Тарковский

Драматургия второй половины ХХ века.

А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М.Рощин

Тематическое планирование