Ференц лист биография кратко. Основные даты жизни и творчества ференца листа Лист краткая биография для детей

В плеяде имен великих деятелей музыкального искусства XIX века особое место занимает имя Ференца Листа. Его уникальный талант проявился еще в раннем детстве, был вовремя замечен и поддержан заботливыми родителями, благодаря чему мир стал богаче на одного композитора, пианиста, критика.

Вся судьба Листа была теснейшим образом связана с музыкой, буквально каждый шаг его жизни неотделим от творчества. Он не просто воспроизводил великие музыкальные шедевры, но и выступил новатором в деле их адаптации для любимого им фортепиано. Ференц Лист создавал и собственные произведения, абсолютно неповторимые и узнаваемые с первых нот, заставляющие душу замирать и трепетать, поддаваясь настроению автора, навсегда запечатленному в его композициях. Выходец из небольшого венгерского селения, он покорил всю Европу своим талантом и харизмой, его выступления сопровождались неизменными аншлагами.

Краткую биографию Ференца Листа и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Листа

Ференц Лист был единственным сыном в семье Анны-Марии и Георга Адама Листа, смотрителя за овечьим стадом, служившего в поместье князя Эстерхази. Ребенок, которому суждено было стать великим музыкантом, появился на свет 22 октября 1811 года. Должность Адама была довольно респектабельной по тем временам, ведь именно поголовье овец было главным показателем богатства. Но круг его интересов отнюдь не ограничивался загонами и пастбищами. Благодаря тому, что князь благоволил любым видам искусства, Адам приобщился к музыке, играя на виолончели в его оркестре.


Отец очень рано начал приобщать Ференца к музыкальным занятиям, что находило живой отклик в душе мальчика. Помимо собственных занятий, Адам устроил сыну обучение игре на органе и церковному пению. Он делал большие успехи, а отец вскоре озадачился вопросом публичных выступлений. Ему удалось организовать и это: 8-летний Ференц начал давать небольшие концерты в домах знатных вельмож, мгновенно завоевывая сердца слушателей. Именно тогда появилось утверждение, что мир вскоре получит нового Моцарта .

Отец принял решение круто изменить жизнь семьи для того, чтобы дать Ференцу шанс получить хорошее музыкальное образование, и в 1821 году перевез жену и сына в столицу Австрии. Талант и увлеченность своим делом помогали Листу покорять не только зрителей-обывателей, но и уже состоявшихся мэтров музыкального искусства. Его взялись обучать абсолютно бесплатно Карл Черни и Антонио Сальери. Выступления Ференца становились яркими событиями, после одного из которых мальчика поцеловал сам Бетховен . Такое признание подарило Листу еще большую уверенность в себе и вдохновило на покорение новых вершин. В 1823 году он предпринял попытку поступить в консерваторию в Париже. У Ференца были все шансы, но препятствием стало его происхождение - на обучение принимали исключительно французов.


Неудача не сломила самого Листа и его родных - они остались в Париже, а Ференц стал зарабатывать своим творчеством и выступлениями. Успех сопутствовал начинающему музыканту, его поклонниками становились лучшие представители высшего света. Ференц был удостоен чести играть для членов французской королевской семьи, что еще больше укрепило славу удивительного ребенка, одаренного невероятным талантом.

Неожиданная смерть отца подкосила Ференца, и несколько лет он провел в состоянии подавленного одиночества, перестал появляться в свете и почти не выступал. Но в 1830 году революционные события заставили Листа очнуться и продолжить концертную деятельность. В это период в его окружении появляются личности, чьи имена до сих пор символизируют цвет культуры того времени: Жорж Санд, Гюго, Делакруа, Бальзак. Особое влияние на становление Листа-композитора оказали Берлиоз, Шопен, Паганини. Сферу его интересов дополняют литература и театр. Ференц живет активной и яркой жизнью, подтверждая, что талантливый человек талантлив во всем. Но самая большая часть его души принадлежит исключительно музыке, именно к ней он неизменно обращался, даже уделяя время другим видам искусства.

Путешествие по Европе


Далее в жизни Ференца наступил один из самых интересных периодов: он на несколько лет оставил Францию и посетил почти все европейские страны. В 1835 году он занялся преподавательской деятельностью в консерватории в Женеве, параллельно писал статьи для публицистических изданий, работал над сборником музыкальных произведений «Годы странствий ». Лист несколько раз приезжал в Париж, но его выступления там уже не имели той популярности, как раньше: публика находила новых кумиров. Однако его имя уже стало довольно известным, чтобы обеспечить безбедное существование даже за границей.

Из биографии Листа мы узнаём, что в 1837 году путешествие композитора приводит его в Италию. Здесь он изучает местные мотивы народной музыки в разных регионах, создает о них литературные очерки, которые затем публиковались в парижских изданиях. Он проводит еще несколько успешных выступлений, в том числе и первых в своей карьере сольных.

Несколько раз за свой «европейский» отрезок жизни Ференц Лист приезжал на родину, в Венгрию. Там его встречали с большими почестями, а поклонники гордились своим талантливым соотечественником. Часть средств, полученных от концертов, Лист пустил на создание Венгерской консерватории, чтобы дать шанс выйти в люди таким же одаренным юношам, каким когда-то был он сам. Лист успел посетить не только европейские державы, но и Российскую империю.

В течение десяти лет продолжалось это путешествие, и оно принесло замечательные плоды в виде множества музыкальных и литературных шедевров. В 1848 году Ференц наконец определился, где хочет продолжать жить, и остановился в немецком городе Веймар. Помимо композиторской деятельности, Лист стал принимать учеников, приезжавших в Веймар со всего мира. Здесь же композитором были закончены и приведены в порядок все ранее начатые произведения.

Последние годы

После мистической неудачи в любви, Лист ударился в религию. В 60-е годы он даже перебрался в Рим, где получил сан католического церковнослужителя, стал проводить некоторые службы. На музыкальном творчестве это не могло не отразиться: отныне Лист создавал произведения исключительно духовной тематики.

Согласно биографии Листа в 1875 году он получил предложение стать руководителем Венгерской Высшей школы музыки, вернулся на родину и продолжил преподавать.

В 1886 году Лист празднует свое 75-летие, ведет активную концертную деятельность, но обычная простуда неожиданно валит композитора с ног в буквальном смысле: воспаление легких дало осложнение на сердце, ноги стали отекать, и вскоре он не мог самостоятельно передвигаться. Ференц Лист умер 31 июля 1886 года, дав последний концерт меньше чем за две недели до смерти.



Интересные факты о Ференце Листе

  • Главный девиз, которому Ференц лист следовал на протяжении всей своей жизни, звучал так «Либо хорошо, либо никак».
  • Лист создал свою единственную оперу в 14 лет, и уже тогда произведение имело успех, было тут же поставлено. Партитура была утеряна, но ее обнаружили в 1903 году. Опера называется «Дон Санчо».
  • Взлет карьеры музыканта начался в Вене 1 декабря 1822 года, а в течение жизни Лист стал не просто исполнителем и композитором, но и публицистом, дирижером, педагогом.
  • Руки Ференца были словно созданы для фортепиано - его кисть имела большую растяжку, он мог брать практически две октавы. Это и послужило виртуозной игре пианиста и стало эталоном в мире фортепианной музыки.


  • Лист настолько сильно поддавался эмоциям во время исполнения, что мог в процессе сломать инструмент - не выдерживали струны и молоточки.
  • Манера выступления маэстро была уникальной: Лист любил играть на сцене на нескольких инструментах, переходя к ним по очереди в ходе концерта. Именно такую сцену наблюдали зрители в Петербурге в зале Дворянского собрания.
  • Биография Листа гласит, что во время посещения Англии композитора пригласили сыграть для самой королевы Виктории в ее резиденции. Когда она появилась в ложе, концерт был уже в разгаре. Появление монаршей особы вызвало шум в зале, к тому же она довольно громко переговаривалась с сопровождавшими ее дамами. Тогда Ференц прекратил играть, а на замечание одного из приближенных королевы, ответил, что не хотел мешать Её величеству разговаривать.
  • Виртуозность исполнения Листа поражает до сих пор. К удивлению публики, он мог играть на рояле так, что создавалось впечатление выступления целого оркестра.


  • Имя композитора - венгерский вариант немецкого имени Франц, а при крещении на латыни было записано как Франсискус. В некоторых источниках используется немецкий вариант, хотя общепринятым является именно «Ференц».
  • Бетховен , поцеловавший Листа в детстве, являлся кумиром Ференца задолго до той встречи. Когда мальчика спрашивали, кем он хочет стать, когда вырастет, он указывал на портрет Бетховена и отвечал, что желает быть как он.
  • Будущий король Франции Луи-Филипп, еще будучи герцогом, организовал для Листа выступление в оперном театре в Италии. Во время концерта музыканты из оркестра были настолько зачарованы игрой молодого дарования, что пропустили место, где должны были вступить сами.

  • Творчество Паганини настолько восхищало Листа, что он создал несколько этюдов, имитирующих соревнование между виртуозом-скрипачом и не менее гениальным пианистом. Адаптировав произведения Паганини для фортепиано, Лист назвал их трансцендентными – «выходящими за пределы», «переступающими», из-за невероятной сложности. Их исполнение требует от пианиста истинного таланта, и не каждый способен воспроизвести задуманное великим композитором.

Мистическая история любви Ференца Листа

Первой серьезной любовью Ференца Листа стала Мари д Агу, светская львица, блиставшая в салонах того времени. С ней музыканта познакомила Жорж Санд. Мари, обожавшая современное искусство и писавшая любовные романы, была покорена молодым дарованием. Она сопровождала композитора в его путешествии по Европе, оставив дом и семью. На протяжении нескольких лет совместной жизни у Мари и Ференца родилось трое детей - две девочки и мальчик. Однако Мари не смогла выдержать образа жизни, который вел ее супруг - ей, как и любой матери, хотелось иметь собственный постоянный дом, осесть где-то и перестать переезжать с места на место. В 1841 году она вернулась к матери вместе с детьми.


Несколько лет Ференц был одинок, полностью посвящая себя музыке. Давая концерты в Киеве в 1847 году, он узнает, что некая дама заплатила за билет 100 рублей вместо одного, и желает познакомиться с щедрой незнакомкой. Ею оказывается Каролина Витгенштейн. Супруга почтенного князя была поклонницей творчества Листа, посещала все его концерты, и ее обожание вскоре растопило сердце музыканта. Супруг Каролины не желал давать ей развод, несмотря на то, что вместе они не жили уже много лет. Тогда влюбленные уехали в Европу и стали жить гражданским браком. Они долго не оставляли попыток обвенчаться, обращались даже к самому Папе Римскому, но, к сожалению, всегда натыкались на непробиваемую стену. Когда в венчании им отказал понтифик, Каролина посчитала, что их отношениям противится сам Господь. С того момента они поддерживали общение лишь по переписке, наполненной огромной нежностью и признательностью друг к другу за счастливые годы. В течение их романа Лист создал множество прекрасных произведений, проникнутых романтическими мотивами, которые по сей день находят отклик в сердцах влюбленных.

Творчество и произведения Ференца Листа


В своем творчестве Лист вдохновлялся великими композиторами прошлого и своими знаменитыми современниками. От Бетховена, которому в то время буквально поклонялись, Лист взял драматическую напряженность и героику своих произведений, яркость эмоций и красок – от Берлиоза, а от Паганини – виртуозную сложность и мистический демонизм. Музыку Листа относят к течению романтизма, как и большинство произведений искусства того времени. Вообще, он очень глубоко проникался всеми впечатлениями своей жизни, перенося их в собственные шедевры и манеру исполнения. Везде, где побывал Ференц, он подмечал национальные черты музыки, и впоследствии гармонично использовал их. Французский романтизм привнес в музыку Листа невероятно яркие и противоположные образы. Итальянские оперные шедевры - чувственность и страсть, надрывный вокал. Немецкая школа - глубокие и выразительные средства изображения, необычные формы. Позже Лист проникся и русской музыкальной традицией. При этом общий строй музыкальных произведений Листа характеризуются как национально-венгерский, ведь именно музыкальные впечатления детства стали основой его творчества. В частности, Лист любил наблюдать за плясками и пением местных цыган на родине.

Творческое наследие Ференца Листа огромно и разнообразно. Он создал 300 переложений великих произведений для фортепиано, отличающихся невероятной точностью передачи всех особенностей оригинала. Более 60 шедевров создано Листом для оркестрового исполнения. Также из-под пера Листа вышли целые программы для фортепианных концертов, симфонии, симфонические поэмы. Наиболее известный шедевр Листа - его «Венгерские рапсодии », в основе которых лежат цыганские мотивы, впечатлявшие Ференца в детстве. Цикл создавался с 1847 по 1885 год, а жанр инструментальной рапсодии считается еще одной новацией Листа.

Фильмография


Фигура Ференца Листа часто привлекала внимание кинорежиссеров. В 1970 году вышла лента «Ференц Лист – Грезы любви» режиссера Мартона Келети. Совместная работа СССР и Венгрии пришлась по вкусу любителям классической музыки и почитателям творчества композитора. В фильме раскрывается на вся биография, а лишь небольшой отрезок из жизни Листа, когда он посетил Россию со своей концертной программой. Здесь он встречается гениальным русским композитором М. Глинкой. Кроме того, отдельная сюжетная линия посвящена его встрече с княгиней Каролиной Витгенштейн. Именно ей он и посвящает знаменитые «Грезы любви».

В 1975 году режиссер Кен Рассер представил постмодернистскую сказку о знаменитом композиторе. Ференц Лист предстает неким кумиром публики, настоящей суперзвездой. За ним гоняются толпы поклонниц, а его личная жизнь невероятно насыщенная.

Фильмы в которых звучит музыка Листа


Произведение Фильм
Грезы любви Сериал «Вражда» (2017)
Сериал «Мерли» (2016)
«Профессор Норман Корнетт» (2009)
«Коты» (2001)
Венгерская рапсодия №2 «Флоренс Фостер Дженкинс» (2016)
Мультфильм «Том и Джерри»
Мультфильм «Багз Банни»
«Блеск» (1996)
«Республика» (2010)
«Мажестик» (2001)
Фаус-симфония «Нодаме Кантабиле» (2010)
«Мейерлинг» (2010)
«Блок» (2009)
«Метаморфозы: за экраном дверь» (1997)
Концерт для фортепиано №1 «Возмущение» (2016)
Утешение №3 «Один день» (2010)
«Время и город» (2008)

Несомненно, без Ференца Листа невозможно представить культурную жизнь Европы XIX века. Но и в современной действительности его произведения остаются интересными и актуальными, находят живой отклик в сердцах людей. А это значит, что не зря одаренный мальчик тянулся к пианино, не зря его отец шагнул однажды в неизвестность, надеясь на единственный шанс вывести сына в люди. Не прошли даром и личные страсти Листа, оставив свой отпечаток романтичности и чувственности в его произведениях. Ференц Лист прожил свою жизнь исключительно для музыки - он слушал ее, он создавал ее, он изучал и описывал ее, а также мастерски обучал других всему этому.

Видео: смотреть фильм о Ференце Листе

Музыкальный гений Венгрии, Лист Ференц, известен своей многогранной и яркой личностью. Удивительные таланты этого энтузиаста проявлялась не только в создании произведений, но и выражалось в других формах. Талантливый пианист, музыкальный критик и дирижер, он активно участвовал ещё и в общественной деятельности, а его стремление к новизне, свежести и жизненности вносило качественные изменения в музыкальное искусство того периода.

Лист Ференц родился 1811 г. в семье музыканта-любителя. С юных лет он полюбил народные венгерские и цыганские песни, которые оказали большое влияние на развитие его таланта и наложили отпечаток на творчество. Первые уроки музыки Лист получил от своего отца и в 9 лет он уже в нескольких городах Венгрии.

Чтобы продолжать учиться музыке, Ференц в 1820 г. едет с отцом в Вену, где берёт частные уроки. В 11 лет Лист написал первое произведение - «Вариации для вальса Диабелли». Неудачное поступление в парижскую консерваторию в 1823 г. (его не приняли из-за иностранного происхождения) не сломало юного гения, и он продолжал частное обучение. И уже вскоре покорил Париж и Лондон своими виртуозными выступлениями. За это время Ференц Лист написал много фортепианных пьес и одно серьезное оперное произведение.

В 1827 г. его отец умер, а Лист продолжал самообучение и много гастролировал. На формирование его мировоззрения и этических убеждений оказывали влияние революционные события 30-х годов, которые отобразились в некоторых из его симфоний. Лист Ференц общался со многими знаменитостями, которые также воздействовали своим искусством на становление его художественных идеалов. Так, знакомство с Гюго, Шопеном, Берлиозом и Паганини, этими выдающимися личностями, заставляло Листа оттачивать и тренировать своё мастерство.

Ференц, помимо писал много статей о людях искусства и их жизни в обществе. Кроме этого, он преподавал в консерватории и много путешествовал со своими концертами по всем странам Европы. Побывал он и в России, где познакомился с Глинкой и другими музыкальными деятелями.

В период с 1848 по 1861 гг. его жизнь получает другое направление. Лист Ференц женится, оставляет карьеру пианиста-виртуоза и начинает дирижировать в Веймарском театре. Он борется за новое искусство, новые жанры и звучание. Завершает и дорабатывает свои ранние работы, а также создает новые, которые еще более совершенны. Также Лист пишет книги об исследовании венгерской музыки, ведёт бесплатную педагогическую деятельность и поддерживает юных музыкантов.

В 1858 г. он оставляет театр и переезжает в Рим, где принимает сан аббата и пишет светлые духовные произведения. Однако, оставаясь светским человеком, Лист не может полностью посвятить себя церкви. И в 1869 г. Ференц возвращается в Веймар. Продолжая активную и деятельную жизнь, он создаёт в Будапеште консерваторию, в которой является руководителем и преподавателем. Продолжает понемногу писать и давать концерты.

Вот такая Ференц Лист! Биография его чрезвычайно интересна и насыщена, а деятельность этого человека существенно повлияла на развитие мировой музыкальной культуры.

Ференц (Франц) Лист (Liszt) – один из гениальнейших пианистов и композиторов XIX столетия. Венгр по национальности, он родился 22 октября 1811 г. в Райдинге (венг. Доборьян), близ Оденбурга, в Австро-Венгрии (ныне это селение находится в Австрии). Уже в 9-летнем возрасте замечательный мальчик вызывал удивление и восторг местного общества развитием исполнительской техники и оригинально-вдохновенным характером своих импровизаций. При помощи местных магнатов он получил в Вене прекрасное музыкальное образование, под руководством известного пианиста Черни и композитора Сальери . В 1823 году Лист в качестве виртуоза и импровизатора посетил Вену, Мюнхен, Париж, Лондон и некоторые другие столицы и большие города, повсюду концертируя с необычайным успехом. В 1824 г. Лист написал оперетку «Дон Санчо», имевшую большой успех на сцене парижской оперы. В 1826 г. он изучал контрапункт под руководством Антона Рейха. Около того же времени глубокая религиозность юноши чуть не разрушила его блестящего будущего: в порыве религиозного увлечения, Лист решил посвятить себя богословию, и лишь настоятельные просьбы отца отклонили его от осуществления этого плана.

Ференц Лист, фото 1843

После смерти отца (1827), Лист в качестве учителя музыки и композитора поселился в Париже. Впечатления июльской революции (27 июля 1830 г.), связанные с нею религиозно-церковные движения (сенсимонизм , теории Ламеннэ) и дружный протест против шаблонного классицизма в литературной и музыкальной сфере (Жорж Санд , Виктор Гюго , Берлиоз ) расширили кругозор молодого композитора и определили направление его дальнейшего развития. Не менее глубокое и благотворное влияние на музыкальное развитие Листа имела игра Паганини , концертировавшего в Париже в 1831 г.

Ференц Лист. Лучшее

В 1838 г. Лист появился на венской эстраде уже в полном блеске своей гениальной оригинальности, как основатель новой эпохи в области фортепьянной игры и творец нового музыкального стиля. Колоссальный успех, сопровождавший его во всех путешествиях с 1838 по 1847 г. и делавший концертанта триумфатором, обусловливался не только удивлением перед его поразительной, побеждающей всякие трудности техникой, но также благородством, глубиною и грацией, проникавшими его собственные творения и образцовое исполнение чужих произведений.

Осыпанный наградами и почестями, почетными дипломами и придворными назначениями, Лист в 1848 г. поселился в Веймаре и здесь, в кругу даровитых учеников и последователей, пропагандировал свои музыкальные идеи, как учитель, дирижер, писатель и композитор. В 1861 г. Лист переселился в Рим. С 1876 г. он состоял председателем венгерской музыкальной академии в Будапеште, живя попеременно здесь, в Риме и Веймаре. Он умер 31 июля 1886 г. в Байрейте.

Ференц Лист – один из величайших пианистов XIX века. Признанный во всем мире представитель жанра романтизма в музыке, виртуозный исполнитель, педагог и создатель Веймарской школы. История жизни музыканта Ференца Листа началась в городе Доборьян, в Венгрии. Талантливый парень родился в семье чиновника и домохозяйки. Отец Адам Лист состоял на службе у князя Эстерхази. Детские годы Адам провел в княжеском оркестре. Подростком Лист играл на виолончели.

Анна-Мария Лист родилась в Кремсе-на-Дунае. В 9 лет женщина стала сиротой. Это и стало причиной переезда в Вену. Родители прославленного музыканта поженились в январе 1811 года. В октябре того же года родился Ференц. Парень оказался единственным ребенком в семье.

Адам Лист заботился о развитии музыкального таланта у сына, поэтому с младых лет приступил к урокам. В церкви Ференц учился пению и игре на органе. Первое выступление юного музыканта состоялось в 8 лет. Отец заставлял ребенка играть на рояле в домах знатных вельмож.

Творчество должно развиваться. Так считал Адам Лист, поэтом с сыном отправился в Вену, где жили лучшие учителя музыки. К органу добавилось фортепиано, азы игры на котором Ференц постигал у Карла Черни. Отцу талантливого музыканта удалось договориться о бесплатных уроках.


Великий педагог не пришел в восторг от ребенка, так как мальчишка показался физически слабым. Благодаря сотрудничеству с Черни Лист получил уникальный дар – универсальность. Теоретические занятия проводил Антонио Сальери, который каждый раз поражался таланту юного артиста.

Как и отец, Ференц благоговел перед именитым маэстро . Поэтому когда после очередного концерта, на котором выступал Лист, музыкант подошел и поцеловал парня в знак уважения, Ференц пришел в восторг. Это событие юноша вспоминал до конца дней.


Не все было так гладко в биографии Ференца Листа. В возрасте 12 лет музыкант отправился покорять Париж. Молодой человек желал поступить в Парижскую консерваторию, но из-за того, что Ференц не являлся французом, получил отказ. Покидать Францию отец и сын не хотели. Чтобы заработать на жизнь Ференц выступал с концертами.

Уроки музыки продолжались. Лист посещал педагогов Парижской консерватории, в числе которых были Антонин Рейх, Фердинандо Паер. Настают тяжелые для Ференца времена. Адам Лист скончался, когда сыну было 16 лет. Это потрясение отразилось на моральном состоянии музыканта. Почти 3 года младший Лист находился в депрессии.

Музыка

Музыкальный талант композитора отец Адам Лист развивал с детства, поэтому неудивительно, что Ференц стал сочинять произведения в юном возрасте, в том числе этюды. Когда подростку исполнилось 14 лет, Лист приступил к созданию оперы «Дон Санчо, или Замок любви». Эта работа воодушевила многих, поэтому была представлена на сцене Grand Opera в 1825 году.


После смерти отца музыкант один на один встретился с миром. Как раз в это время началась Июльская революция. Вокруг кипела жизнь, везде звучали речи о справедливости. В голове композитора возникла идея создания «Революционной симфонии». Концерт за концертом, появлялись новые друзья, среди которых присутствовали Гектор Берлиоз и .

Скрипач воодушевил Ференца, поэтому на время музыкант отказался от концертов и вернулся к совершенствованию техники. К этому периоду жизни Листа относится переложение каприсов Паганини. В музыкальном мире данная работа до сих пор признается блестящей и неповторимой.

Ференц понимает, что призвание кроется не только в создании музыки, но и педагогике. До конца жизни Лист учит юных дарований искусству. На работу композитора оказывало влияние творчество .

В те годы ходили слухи, что Шопен скептически относился к работе Листа. Но после встречи в Париже Фридерик признал, что Ференц – это виртуоз и художник-исполнитель. Музыкант дружил с , Альфредом де Мюссе.


В Швейцарии Ференц Лист приступил к работе над сборником пьес «Годы странствий». Творчество оказалось не единственным хобби музыканта. Листа приглашали преподавателем в Женевскую консерваторию. Концерты в Париже не имели популярности из-за того, что жители города увлеклись музыкой Сигизмунда Тальберга.

Вскоре Ференц организовал сольный концерт, исключив участие в мероприятии других музыкантов. Это решение оказало влияние на представление людей о выступлениях. Теперь итальянцы и жители Европы четко разграничивали салонные и концертные события.

Мечта посетить Венгрию долго не оставляла в покое семью Листа, поэтому музыкант отправился в большое путешествие. Ференца торжественно встретили в Венгрии и Австрии. Жители этих стран могли вживую услышать исполнение музыканта, известного во всем мире. После одного из концертов признание выказал давний конкурент Листа Сигизмунд Тальберг.

Путешествия Ференц Лист совмещал с концертами. В течение 6 лет музыкант посетил Россию, объехал Европу, встретился с жителями Турции, Португалии и Испании. Русская музыка в какой-то момент поглотила Ференца. Итогом увлечения стал сборник отрывков из русских опер.


В 1865 году тематика работы Листа изменилась. Это связано с тем, что мужчина принял малый постриг в аколиты. Отныне творчество Ференца перешло в разряд духовной музыки. Позднее композитор представил оратории «Легенда о святой Елизавете», «Христос», псалмы, венгерскую коронационную мессу и рекием.

Через 10 лет Лист принимает решение о переезде в Венгрию. В Пеште музыканта приглашают на должность президента Высшей школы музыки. Среди учеников Ференца оказались Карл Таузиг, Эмиль фон Зауэр, Софи Ментер, Мориц Розенталь. В этот период музыкант создаст «Забытые вальсы» и рапсодии для фортепиано, завершит цикл «Венгерских исторических портретов».

Личная жизнь

Вскоре после смерти отца Ференц Лист встретил графиню Мари д’Агу. В те годы девушка с небывалой любовью относилась к современному искусству. Помимо этого, Мари писала книги, но публиковала произведения под псевдонимом Даниель Стерн. Примером для подражания д’Агу считала Жорж Санд.


Роман между замужней дамой и музыкантом закружился стремительно. И спустя некоторое время Мари покинула супруга, а вместе с ним и привычное общество. С Ференцом девушка отправилась в Швейцарию. Молодые люди так и не поженились официально. В этом своеобразном браке родились три ребенка: дочери Бландина и Козима, сын Даниэль.

Бландина Лист позже вступила в союз с французским политиком Эмилем Оливье. Девушка умерла в 27 лет. На счету Козимы оказалось два брака. Первый раз дочь Листа вышла замуж за пианиста Ганса Бюлова, позже ушла от мужчины к . Единственный сын музыканта Даниэль скоропостижно скончался в 20 лет из-за туберкулеза. Это стало серьезным потрясением для отца.


Счастье Мари и Ференца закончилось после знакомства музыканта с супругой Николая Петровича Витгенштейна Каролиной. Это знаменательное событие произошло в 1847 году. Любовь с первого взгляда заставила семейных людей пойти на преступление: бросить все и сбежать.

Из-за религиозности Каролины требовалось разрешение папы римского и русского императора на новый брак. Ференц отправился ради этого в Европу. Годы шли, но получить желаемого так и не удавалось. Тогда Витгенштейн и Лист решили поехать в Рим.

Смерть

В 1886 году Ференц Лист участвовал в фестивале. Погода была плохой, поэтому музыкант простудился. Должного лечения пианист не получил. Это привело к осложнениям – воспалению легких. Постепенно Лист терял физические силы, а болезнь затрагивала и другие органы, в том числе сердце.


Вскоре у Ференца обнаружили сильные отеки ног, которые мешали свободно передвигаться музыканту. Обходиться без посторонней помощи Лист не мог. 19 июля 1886 года прошел последний концерт великого творца. Через 12 лет родственники Ференца заявили о кончине музыканта. Смерть настигла Листа на руках камердинера в гостинице.


Усыпальница Ференца Листа

Автор «Венгерской рапсодии» стал героем картины «Грезы любви» уже после кончины. Двухсерийный художественный фильм рассказывает о путешествии музыканта в Россию. Главной темой сюжета стало знакомство с возлюбленной Каролиной Витгенштейн. На официальном фото к фильму Ференц Лист предстает загадочным персонажем, обладающим двумя сторонами личности – черной и белой.

Произведения

  • 1835 – 1854 - «Годы странствий»
  • 1838, 1851 - Этюды по каприсам Паганини
  • 1840 – 1847 - «Венгерские рапсодии»
  • 1850 - «Прометей»
  • 1850 – 1854 - «Плач о героях»
  • 1854 - «Орфей»
  • 1857 – 1862 - «Легенда о святой Елизавете»
  • 1858 - «Гамлет»
  • 1870 – 1886 - «Венгерские исторические портреты»
  • 1881 – 1882 - «От колыбели до могилы»

Музыкант, достигший вершины мирской славы – и ставший монахом… Венгр, слабо знавший венгерский язык – и ставший символом венгерской музыки… Жизнь Ференца Листа словно соткана из противоречий – что как нельзя более отвечало его страстной натуре.

Первым учителем музыки для Ференца Листа стал его отец – чиновник в администрации князя Эстергази. Он же позаботился о начале его исполнительской карьеры: с 9-летнего возраста «маленький чудо-музыкант» покоряет своим искусством знатных слушателей… Но отец понимает, что не может дать многое талантливому сыну – и везет мальчика в Вену, где Ференц не только вызывает восторги публики, но и учится фортепианной игре у К. Черни, теории – у А. Сальери.

Свои первые произведения Ф. Лист создал в подростковом возрасте. Была среди них и опера – «Дон Санчо, или Замок любви» – но не этот жанр определил творческий облик композитора. На первом плане всегда была для него фортепианная музыка – очень часто программная. Композитор словно стремится «схватить» и зафиксировать в звучании фортепиано все богатство мира, в котором он живет – будь то литература (соната-фантазия «После чтения Данте»), живопись («Обручение» по картине Рафаэля), природа («У родника»).

Но назвать Ф. Листа исключительно композитором-пианистом – как Ф. Шопена – все же нельзя: его симфоническое творчество не уступает фортепианному. В определенной степени это связано с его исполнительским стилем. Этому пианисту, который – по свидетельству современников – мог за один концерт разбить три рояля, словно было тесно в рамках своего инструмента: фортепиано звучало у него, как оркестр, не случайно он создавал фортепианные транскрипции симфонических произведений и фрагментов из опер. Симфоническое же его творчество тоже тяготеет к программности – нередко философской («Прелюды», «Фауст-симфония», «От колыбели до могилы»). Стихия страсти, проявляющаяся здесь не в меньшей степени, чем в фортепианной игре, сметает границы сонатно-симфонического цикла, рождается новый жанр – симфоническая поэма.

Как истинный сын эпохи романтизма, Ф. Лист испытывал глубокое благоговение к национальным корням: 19 «Венгерских рапсодий», Венгерские национальные мелодии для фортепиано, фортепианный цикл «Венгерские исторические портреты», симфоническая поэма «Венгрия»…

Жизнь Ференца Листа могла бы стать сюжетом приключенческого романа. В ней было все: слава, встречи с другими гениями – Г. Берлиоз, Ж. Санд, романтическая любовь, ставшая вызовом обществу, противостояние филистерской косности, подлинные трагедии – например, ранняя смерть сына и дочери… и наконец – принятие духовного сана в 54 года. Впрочем, ни это обстоятельство, ни жизненные невзгоды не мешали творчеству – ни композиторскому, ни исполнительскому. Свой последний концерт Ференц Лист дал в 1886 году – за 12 дней до смерти.

Музыкальные Сезоны