Филипп IV Красивый: Молчаливый сфинкс Франции. Филипп IV, король Испании — Все монархии мира Конный портрет филиппа 4 диего веласкес описание

Веласкес Диего

«Портрет Филиппа IV (Серебряный Филипп)»

1630 г

Национальная галерея, Лондон

На всем протяжении 1630-х годов продолжат писать официальные парадные портреты, обычно передающие фигуры во весь рост и обладающие строгой монументальной декоративностью.

Эти портреты все более отличаются от аналогичных полотен, созданных в первый мадридский период творчества, до поездки в Италию, и искания художника получают в них новое, совсем особое направление.

Блестящий образец портретов парадной группы, написанный Веласкесом в 1630-х годах, называемый нередко «Серебряным Филиппом». Король изображен стоящим во весь рост на фоне стола и темной стены. Его лицо, фигура и пол на переднем плане ярко освещены и почти лишены теней.

Внимание к характеристике лица несколько снижено, уступая место поискам средств для передачи обобщенного зрительного восприятия красочных форм в потоке холодного света, за движением которого следует кисть художника. Коричневое, густо расшитое серебром платье, серебряные рукава, белые чулки, бледно-золотисты е волосы сияют в серебристом освещении.

Легкость живописи и передача световоздушной среды предвосхищают позднюю художественную манеру мастера и вместе с тем от нее отличаются. Здесь несколько теряется конструктивность формы и снижается ощущение ее материальности благодаря чрезмерному вниманию к капризной и как бы произвольной световой игре в мерцающих серебряных узорах, обретающих самостоятельную жизнь, независимую от тех форм, которые они покрывают.

В отличие от узоров, эти формы переданы ровным слоем краски почти плоскостно. Создается впечатление некоторой несогласованност и двух разных манер. Все это привело к сомнению в принадлежности картины Веласкесу и предположению о полном или частичном создании ее (как и других немногих полотен этого рода) Хуаном Баутистой дель Масо.

Однако это представляется неубедительным. Естественным кажется другое — наличие у Веласкеса колебаний в исканиях, опирающихся на трактовку форм в видах виллы Медичи, впервые используемую в портретном жанре в условиях интерьера и противоречащую официальным требованиям передачи образа в соответствии с привычными традициями.

Перед нами первый подобный опыт, и вполне понятно его отличие от итогов, к которым придет художник на новом пути. Блеск виртуозной свободной живописи «Серебряного Филиппа», — все это возможно только для Веласкеса, даже являясь некоторым отклонением на пути его развития, как всякий опыт, доводящий те или иные искания до логически вытекающей из них крайности.

Филипп IV не зря получил свое прозвище Красивый. Правильные черты лица, большие неподвижные глаза, волнистые темные волосы. Он был похож на великолепную скульптуру, неподвижную и завораживающе недоступную в своем величественном отрешении. Меланхолия, вечным отпечатком лежавшая на его лице, сделала его в истории личностью загадочной и неповторимой…

Филипп был вторым сыном Короля Филиппа III и Изабеллы Арагонской. В ангельских чертах младенца уже тогда просматривалась необыкновенная красота и вряд ли счастливый отец, глядя на своего отпрыска, мог предположить, что ему предстоит стать последним масштабным представителем королевского рода Капетингов.

Филиппа III нельзя назвать удачливым монархом. Феодалы не очень-то ему подчинялись, казна пустела, а папские легаты диктовали свою волю.

И когда всемогущий папа приказал французскому королю возглавить поход в Арагонию, чтобы наказать арагонского короля за отобранную у любимца папы (Карла Анжуйского) Сицилию, Филипп не смог противиться, и французская армия отправилась в поход. Судьба оказалась не на стороне Филиппа: французы потерпели тяжелое поражение, а сам король скончался на обратном пути.

Филипп IV Красивый

Его семнадцатилетний сын, сражавшийся вместе с отцом, из этого плачевного предприятия вынес один, но очень важный урок - устойчивое нежелание служить чужим, пусть даже папским, интересам. В 1285 году состоялось коронация Филиппа IV и началась его эра, которую во всех отношениях можно было назвать «новой».

В первую очередь юному королю пришлось разобраться с наследием отца, решить арагонскую проблему. Решил он ее самым что ни на есть выгодным для Франции способом - полностью прекратил военные действия, несмотря на настоятельные возражения святейшего престола.

Настоящим шоком для средневековой Европы стал отказ совсем еще неопытного монарха от услуг высокопоставленных советников своего отца. Вместо этого он учредил Королевский совет, членство в котором обеспечивалось особыми заслугами, а отнюдь не дворянским происхождением. Для феодального общества это было настоящей революцией.

Таким образом доступ к власти получили люди не знатные, но образованные. За знание законов их называли легистами и очень ненавидели. Особую роль при дворе Филиппа Красивого играли трое его приближенных: канцлер Пьер Флотт, хранитель печати Гильом Ногаре и коадъютор Ангерран Мариньи. Вознесенные к власти самим королем, они были чрезвычайно преданны ему и определяли ход всей политики государства.

А вся политика Филиппа IV сводилась к решению двух проблем: как присоединить к государству новые земли и где взять на это деньги.

Жанна I Наваррская, принцесса из Шампаньского дома, правящая королева Наварры с 1274 года, дочь и наследница Генриха I Наваррского и королева Франции с 1285 года — жена Филиппа IV Красивого.

Даже брак Филиппа был подчинен великой цели расширения Франции: он женился на Жанне I, королеве Наварры и графине Шампанской. Это брак дал ему возможность присоединить к своим владениям Шампань, а также привел к первому объединению Франции и Наварры.

Но и это не было пределом мечтаний короля. Отказавшись от пособничества папским интересам, Филипп сосредоточил внимание на делах английских. Камнем преткновения стало желание монарха заполучить Фландрию.

Вызвав Эдуарда I на суд парижского парламента, и воспользовавшись его отказом как поводом к войне, обе стороны, обзаведясь союзниками, с большим удовольствием приступили к военным действиям. Узнавший об этом папа Бонифаций VIII призвал обоих монархов примириться. И оба проигнорировали этот призыв.

Дело усложнилось еще и тем, что Филипп остро нуждался в деньгах на ведение войны, а потому запретил вывозить золото и серебро из Франции в Рим. Папа лишился одного из источников дохода и отношения между Филиппом и Бонифацием теплее от этого не стали.

Филипп IV Красивый — король Франции с 1285, король Наварры 1284—1305, сын Филиппа III Смелого, из династии Капетингов.

Папа пригрозил отлучением Филиппа от церкви. И тогда легисты взялись «за оружие», то есть за перья и выдвинула против папы целый ряд обвинений как в кознях против Франции, так и в ереси.

Агитация принесла свои плоды: французы перестали бояться папского гнева, а отправившийся в Италию Ногаре состряпал против папы обширный заговор. Вскоре уже довольно престарелый Бонифаций VIII умер и на папский престол сел ставленник Франции Климент V. Папский спор был решен.

Филиппу всегда не хватало денег. Политика объединения и присоединения, которую он вел, требовала больших затрат. Первой жертвой финансовых затруднений короля стала монета. Ее вес значительно облегчили, а выпуск увеличили, что привело к росту инфляции. Вторым пунктом финансовой программы короля стало налогообложение. Налоги постоянно росли, из-за чего вспыхивали народные волнения. Ну и наконец - дело тамплиеров.

Орден тамплиеров возник в начале XII века в Иерусалиме. Представлял он из себя рыцарей, охранявших Гроб Господний. Помимо этого рыцари - тамплиеры охраняли собственные, весьма немалые, богатства и деньги тех, кто им доверял. Наступление мусульман вынудило уйти тамплиеров из Святой земли, и со временем основной их функцией стала именно финансовая. Практически они стали банком, который хранил и вкладывал деньги.

Одним из должников ордена был сам Филипп Красивый. Как показала жизнь, король очень не любил отдавать долги и поэтому в 1307 году под молчаливое согласие папы, все тамплиеры по всей Франции были в один день арестованы. Процесс над орденом был явно шит белыми нитками, обвинения надуманы, допросы велись с применением пыток и дело закончилось запылавшими кострами по всей Франции. Сожжен был и великий магистр ордена Жан Молэ.

Жак де Моле — двадцать третий и последний Магистр ордена Тамплиеров.

Как свидетельствовала народная молва, перед казнью магистр проклял Климента V и Филиппа IV и предрек первому смерть через сорок дней, а второму - через двенадцать месяцев. Предсказание удивительным делом сбылось.

Папа скончался от дизентерии через тридцать три дня после казни Молэ, а король после этого заболел какой-то странной болезнью и скончался 29 ноября 1314 года. Проклятие легло и на потомков Филиппа. Трое его сыновей - «проклятые короли» - не оставили на троне потомства, согласно проклятию тамплиеров, и род Капетингов вскоре прервался.

Филипп Красивый так и остался фигурой загадочной и противоречивой в истории. Одни его называют великим реформатором, другие жестоким деспотом, попавшим под влияние своих советников. Результаты его царствования оказались неутешительными: вертикаль власти до конца так и не сформировалась, зато в конец расстроились финансы.

Зигзаги его политики, как и частые перепады настроения, а так же манеру замирать, не мигая уставившись в одну точку, многие современные исследователи связывают с маниакально-депрессивным расстройством его сознания.

По свидетельству очевидцев, в определенные периоды он был весел, говорлив и даже шутил. Но скоро становился мрачным, замкнутым, молчаливым и равнодушно жестоким.

Филипп IV Красивый

Что ж, сильным мира сего тоже свойственны слабости. И, тем не менее, король Филипп Красивый за время своего правления сделал Францию самой сильной страной мира и начал новую эру в истории этого государства.

Диего Веласкес ~~ Портрет короля Филиппа IV

Диего Веласкес
Портрет короля Филиппа IV



Диего Веласкес Портрет короля Филиппа IV
1656,



Описание картины «Портрет короля Филиппа IV»

Когда был написан этот не совсем обычный портрет, испанскому королю Филиппу IV минуло пятьдесят. Придворному художнику и распорядителю королевских покоев Диего Веласкесу было на шесть лет больше.

30 лет Веласкес был доверенным лицом короля, но ко времени создания портрета прошло уже не меньше десятка лет с тех пор, как Филипп IV запретил себя изображать.

Сохранилось письмо короля, датированное 1653-м годом, где он сообщает, что девять лет не разрешает писать свои портреты даже Веласкесу – всем остальным Филипп запретил это гораздо раньше, как только познакомился с Веласкесом.

Много лет у него было эксклюзивное право портретировать короля. Художник изображал Филиппа IV великолепным рыцарем, блестящим всадником, мудрым монархом. А король давал ему высокие придворные должности.




Диего Веласкес Портрет Филиппа IV в жёлтом кафтане 1628,


Диего Веласкес Аллегорический конный портрет Филиппа IV 1645,


Диего Веласкес портрет Филиппа IV 1632,


Но однажды наложил запрет на портреты: королю не хотелось, чтобы высочайшее мастерство Веласкеса (которого уже при жизни стали называть «художником истины») с бескомпромиссной правдивостью запечатлело то, как он стареет.

Мы не знаем, что именно сподвигло Филиппа пересмотреть свой запрет, но в середине 1650-х годов, после беспрецедентно долгого перерыва, Веласкес написал два его портрета (один сейчас в Прадо, другой, описываемый здесь, в Лондонской национальной галерее).

Королю, как уже было сказано, здесь около 50-ти лет. И его лицо не оставляет сомнений в том, что этот человек повидал на своём веку немало бед.

К этому времени он пережил смерть любимой жены Изабеллы Бурбонской и обожаемого наследника – сына Балтазара Карлоса. Испания столкнулась с рядом военных поражений, а её имперское великолепие значительно поблекло. Ушли из-под владычества испанской короны непокорные Нидерланды.




Диего Веласкес Портрет королевы Изабеллы Бурбонской 1632

Диего Веласкес Конный портрет принца Бальтазара Карлоса 1635,


Всё это Филипп должен был рассматривать как итог своего многолетнего правления. 16-летним мальчиком он вступил на испанский престол, и хотя в 1656-м править ему оставалось еще почти десять лет, уже мог подвести неутешительные итоги: возглавляемая им империя рушилась на глазах, теряла экономическое и политическое влияние.

Король не был ни стратегом, ни выдающимся политиком. Человек образованный, утончённый и нерешительный, он больше увлекался живописью, чем политикой, а государственные дела с удовольствием переложил на своего фаворита графа-герцога Оливареса (который, кстати, в 1620-х годах и порекомендует королю Веласкеса).

Среди Габсбургов были очень распространены близкородственные браки. Дегенеративная генетика становилась причиной того, что дети рождались слабыми и больными.

Шестеро детей Филиппа и его первой жены умерли в младенчестве. Выжили лишь дочь Мария Терезия (которая потом станет женой Людовика IV) и сын Балтазар Карлос, любимец отца и Веласкеса, на которого империя возлагала большие династические надежды.




Диего Веласкес Инфанта Мария Терезия в четырнадцать лет 1653


Диего Веласкес Портрет королевы Марианны Австрийской 1657,

Диего Веласкес Менины 1656,


Совсем юным наследника Габсбургов обручили с Марианной Австрийской, дочкой императора Фердинанда III. Но в 16 лет Балтазар Карлос неожиданно скончался. Весь испанский двор был в трауре и печали.

И вот тогда, чтобы не отказываться от династического союза, Филиппу IV пришлось самому жениться на невесте покойного сына, которая к тому же приходилась королю родной племянницей.

Тридцатилетняя разница в возрасте и близкое родство не помешали супругам родить еще пятерых детей.

Филиппа, его вторую жену Марианну и их старшую дочь инфанту Маргариту мы может увидеть на знаменитой картине Веласкеса «Менины», написанной примерно в то же время, что и этот портрет короля – печальный и одновременно величественный.