Габриэль Гарсиа Маркес (Gabriel García Márquez). Габриэль Гарсиа Маркес: «Великий Магический Реалист Маркес лучшие произведения

МОСКВА, 18 апр — РИА Новости. Знаменитый писатель Габриэль Гарсиа Маркес скончался в четверг в возрасте 87 лет в Мехико, где жил на протяжении более полувека, сообщает мексиканский телеканал Foro TV.

Габриэль Гарсиа Маркес (Gabriel Garcia Marquez) 6 марта 1927 года в прибрежном колумбийском городке Аракатака.

Воспитывался у бабушки и деда, которые познакомили его с преданиями, фольклором и народным языком, ставшими впоследствии важным элементом его творчества.

В 1940 году поступил в иезуитский колледж в Боготе. После окончания колледжа начал адвокатскую карьеру, но вскоре оставил ее ради журналистики и литературы.

В 1947 году Маркес поступил в Колумбийский университет на юридический факультет. В том же году в боготской газете "Наблюдатель" (Espectador) была опубликована его первая повесть "Третий отказ". В течение последующих шести лет в этой же газете увидели свет более десяти рассказов Маркеса.

Переехав в 1948 году в Картахену, писатель продолжил свое юридическое образование и два года спустя стал репортером в "Геральде" (Heraldo), где вел постоянную рубрику "Жираф". В 1954 году он вернулся в Боготу и вновь стал репортером "Наблюдателя".

Проработав в Европе внештатным журналистом два года, Маркес устроился в кубинское правительственное агентство новостей Пренса Латина (Prensa Latina), а в 1961 году переехал в Мехико (Мексика), где зарабатывал на жизнь сценариями и журнальными статьями и в свободное время писал книги.

Самый великий колумбиец всех времен Габриэль Гарсиа Маркес Знаменитый писатель колумбийского происхождения Габриэль Гарсиа Маркес скончался в четверг в возрасте 87 лет в Мехико, где жил на протяжении более полувека. Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос уже отреагировал на эту новость в своем микроблоге в Twitter: "Тысяча лет одиночества и грусти из-за смерти самого великого колумбийца всех времен".

Как серьезный прозаик Маркес впервые проявил себя в 1955 году, написав повесть "Палая листва". Повесть открывает обширный прозаический цикл о Макондо, знойном прибрежном городке, погруженном в атмосферу катастроф, эпидемий и чудес. Хронику Макондо продолжили повесть "Полковнику никто не пишет" (1961) и роман "Недобрый час" (1966), а завершил ее знаменитый роман "Сто лет одиночества" (1967), в котором прослеживается судьба шести поколений семьи Буэндиа.

Роман почти сразу был переведен на многие европейские языки (на русский — в 1970 году), он был признан шедевром латиноамериканской прозы, положившим начало направлению под названием "магический реализм". Роман был награжден многочисленными премиями, писатель стал почетным доктором Колумбийского университета в Нью-Йорке (США) и переехал в Барселону (Испания).

В 1974 году Маркес основал в Боготе левую газету "Альтернатива" и с 1975 года по 1981 год, пока у власти находился чилийский диктатор Пиночет, занимался политической журналистикой.

В центре следующего романа писателя "Осень патриарха" (1975) - гиперболизированный образ вымышленного американского диктатора. В 1981 году появился новаторский по форме роман "Хроника объявленной смерти".

В 1982 году Гарсиа Маркес получил Нобелевскую премию по литературе "за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента".

После получения Нобелевской премии были написаны романы "Любовь во время холеры" (1985), "Генерал в своем лабиринте" (1989), сборники "Двенадцать странствующих рассказов" (1992), "Любовь и другие демоны" (1994), "Сообщение о похищении" (1996).

В 2002 году вышел первый том мемуаров "Жить, чтобы рассказывать о жизни", в 2004 году - роман "Воспоминания моих грустных шлюх".

В 2004 году писатель, ранее отказывавшийся сотрудничать с Голливудом, продал ему право на экранизацию своей книги "Любовь во время холеры".

Осенью 2010 года вышел сборник ранее не публиковавшихся выступлений Маркеса за период 1944-2007 годов "Я здесь не для того, чтобы говорить речи".

В 2011 году российское издательство АСТ, ставшее первым российским официальным правообладателем на Габриэля Гарсии Маркеса, выпустило первые три романа — "Сто лет одиночества", "Генерал в своем лабиринте" и "Полковнику никто не пишет".

Мемуары Маркеса "Жить, чтобы рассказывать о жизни", в которых он до 28 лет, впервые вышли в России к юбилею автора в начале марта 2012 года.

6 марта 2012 года президент РФ Дмитрий Медведев Габриеля Гарсиа Маркеса орденом Почета за вклад в укрепление дружбы между народами России и Латинской Америки.

Маркес многие годы испытывал серьезные проблемы со здоровьем: в 1989 году у него была обнаружена раковая опухоль в легких, в 1992 году писателю сделали операцию. Медицинское обследование в 1999 году выявило у него другое онкологическое заболевание — лимфому. После этого Маркес перенес две сложные операции в США и Мексике и долгий курс лечения. писателя, Маркес страдал старческим слабоумием.

Маркес был женат на Мерседес Барча (Mercedes Barcha). У него остались два сына — Родриго (Rodrigo) и Гонсало (Gonzalo).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Габриэль Хосе де ла Конкордиа «Габо» Гарсиа Маркес (исп. Gabriel José de la Concordia «Gabo» García Márquez). Родился 6 марта 1928 года в Аракатаке - умер 17 апреля 2014 года в Мехико. Колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Лауреат Нейштадтской литературной премии (1972) и Нобелевской премии по литературе (1982). Представитель литературного направления «магический реализм».

Родился в колумбийском городке Аракатака (департамент Магдалена) в семье Элихио Гарсиа и Луизы Сантьяго Маркес. Вскоре после рождения Габриэля его отец стал фармацевтом. В январе 1929 года его родители переехали в город Сукре.

Гарсиа Маркес остался в Аракатаке, где его воспитывали бабушка и дед по материнской линии. Именно эти родственники познакомили будущего писателя с народными преданиями и языковыми особенностями, ставшими впоследствии важным элементом его творчества. Когда Гарсиа Маркесу было девять лет, его дед умер, и Габриэль переехал к родителям в Сукре, где его отец владел аптекой.

В 1940 году, в возрасте 12 лет, Габриэль получил стипендию и начал учёбу в иезуитском колледже городка Сипакира, в 30 км к северу от Боготы. В 1946 году по настоянию родителей поступил в Национальный университет Боготы на юридический факультет. Тогда же он познакомился со своей будущей женой, Мерседес Барча Пардо.

Прервав учёбу раньше срока в 1950 году, решил посвятить себя журналистике и литературе. Наибольшее влияние на него оказали такие писатели, как Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Джеймс Джойс и Вирджиния Вулф, Франц Кафка.

C 1950 по 1952 год он вёл колонку в местной газете «El Heraldo» в Барранкилье. За это время он стал активным членом неформальной группы писателей и журналистов, известных как Группа Барранкилья, которые вдохновили его начать литературную карьеру.

С 1954 по 1955 год Гарсиа Маркес работает в Боготе в газете «Эль Эспектадор», публикуя небольшие статьи и рецензии на фильмы. В качестве корреспондента его посылают в Италию, Польшу, Францию, Венесуэлу и США. В 1957 году 30-летний Гарсиа Маркес был корреспондентом на московском фестивале молодёжи и студентов. Воспоминания об этом событии запечатлены в эссе «СССР: 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы!».

В 1959 году в Боготе у него рождается сын, в будущем кинорежиссёр и сценарист Родриго Гарсиа, призёр Каннского кинофестиваля.

Параллельно Гарсиа Маркес занимается писательством, сочиняя рассказы и киносценарии. В 1961 году у него выходит повесть «Полковнику никто не пишет» (El coronel no tiene quien le escriba), в 1966 году - роман «Недобрый час» (La mala hora, 1966).

Мировую известность Маркесу принёс роман «Сто лет одиночества» (Cien años de soledad, 1967). В 1972 году за этот роман он был удостоен премии Ромуло Гальегоса.

В 1982 году Габриель Гарсиа Маркес получил Нобелевскую премию по литературе «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». На вручении премии он произнёс речь «Одиночество Латинской Америки». Гарсиа Маркес стал первым колумбийцем, получившим эту премию.

Во время президентства в США Б. Клинтона (1993-2001), Гарсиа Маркес по личной просьбе президента Мексики Карлоса Салинаса де Гортари, неофициально осуществлял посредничество при переговорах между Клинтоном и главой Республики Куба .

В мае 2000 года в ежедневной перуанской газете La República под именем Гарсиа Маркеса была напечатана поэма «Кукла» (La Marioneta), которая послужила подтверждением информации о смертельной болезни писателя. Информация была быстро растиражирована газетами, однако вскоре выяснилось, что автором этого произведения является вовсе не всемирно известный автор, а мексиканский чревовещатель Джонни Велч (Johnny Welch), под чьим творением по неизвестным причинам оказалось имя Гарсиа Маркеса. Позднее факт ошибки признали оба. Однако и по сей день в сети очень часто встречаются эти строки, подписанные именем Нобелевского лауреата. Иногда не очень внимательные поклонники и авторы фан-роликов по непонятным причинам приписывают эту поэму и вовсе Пауло Коэльо.

В 2002 году была издана первая книга из запланированной автором биографической трилогии - «Жить, чтобы рассказать о жизни», которая в испаноязычном мире стала бестселлером. Книга написана в жанре «магического реализма».

В августе 2004 года Гарсиа Маркес продал права на экранизацию своего романа «Любовь во времена холеры» голливудской кинокомпании «Stone Village Pictures». Бюджет киноленты составил 40 млн долл. Съёмки проходили в 2006 году в Картахене, на карибском побережье Колумбии. В октябре 2004 года Random House Mondadori и Grupo Editorial Norma опубликовали последнее произведение Гарсиа Маркеса - «Вспоминая моих грустных шлюх». За месяц до официальной презентации книжные «пираты» выкрали рукопись и запустили эту книгу в продажу. Писатель в ответ на это изменил финал повести. Миллионный тираж был раскуплен за рекордно короткий срок. Пиратские же подделки, большую часть которых конфисковала полиция, теперь предмет охоты для коллекционеров.


В 2006 году Педро Санчес, мэр городка Аракатака, в котором родился Гарсиа Маркес, предложил переименовать поселение в Макондо, в честь места действия романа «Сто лет одиночества». Было проведено голосование, но, хотя более 90 % проголосовавших высказались за переименование, город переименован не был, поскольку в голосовании приняла участие лишь половина из необходимых 7400 человек.

26 января 2006 г. вместе с Фрейем Бетто, Эдуардо Галеано, Пабло Миланесом, Эрнесто Сабато и другими известными деятелями культуры Гарсиа Маркес выступил с требованием о предоставлении независимости Пуэрто-Рико.

В 2009 году правительство Мексики признало, что мексиканские власти вели слежку за Габриэлем Гарсиа Маркесом с 1967 года по 1985 год (то есть в период президентства Луиса Эчеверрии и Хосе Лопеса Портильо) из-за его связей с коммунистическими режимами и лидерами.

Осенью 2010 года выходит сборник ранее не публиковавшихся выступлений Гарсиа Маркеса за период с 1944 по 2007 год «Я здесь не для того, чтобы говорить речи» (Yo no vengo a decir un discurso).

В России был отмечен год Гарсиа Маркеса в 2012 году, потому что в это время совпали следующие круглые даты - 85 лет со дня его рождения, 45 лет с первой публикации великого романа «Сто лет одиночества», 30 лет с награждения писателя Нобелевской премией, 10 лет с момента первой публикации книги его воспоминаний «Жить, чтобы рассказывать о жизни».

В 1989 году врачи обнаружили у писателя раковую опухоль в легких , которая, вероятно, была следствием его пристрастия к курению - за работой он выкуривал по три пачки сигарет в день. После операции в 1992 году болезнь приостановилась. Но писатель продолжал испытывать проблемы со здоровьем. Медицинское обследование в 1999 году выявило у него другое онкологическое заболевание - лимфому. После ему пришлось перенести две сложнейшие операции в США и Мексике и долгий курс лечения.

7 июля 2012 года BBC News со ссылкой на брата писателя Хаима Гарсиа Маркеса распространило новость о том, что Габриэль Гарсиа Маркес тяжело болен и страдает старческим слабоумием: «У него проблемы с памятью. Иногда я плачу, понимая, что теряю его», - сказал брат писателя, добавив, что из-за проблем со здоровьем Габриэль Гарсиа Маркес больше не может писать. Брат писателя также сообщил, что Гарсиа Маркес находится в удовлетворительной физической форме и «сохраняет присущее ему чувство юмора и энтузиазм».

31 марта 2014 года в министерстве здравоохранения Мексики сообщили, что Габриэль Гарсиа Маркес был госпитализирован из-за легочной инфекции и инфекции мочевыводящих путей в одну из клиник Мехико. Гарсиа Маркесу был назначен курс лечения антибиотиками.

Позже сообщалось, что состояние Гарсиа Маркеса стабильно. 8 апреля он был выписан. Представитель госпиталя Хакелин Пинеда сообщила, что Гарсиа Маркес по-прежнему чувствует себя не очень хорошо, что объясняется его возрастом, поэтому дома он продолжит лечение.

16 апреля президент Колумбии и близкий друг писателя Хуан Мануэль Сантос заявил, что информация о том, что Гарсиа Маркес неизлечимо болен раком, является вымышленной.

Габриэль Гарсиа Маркес скончался 17 апреля 2014 года на 87-м году жизни в своём доме в Мехико от почечной недостаточности и последовавшего за этим респираторного заболевания. До самого последнего момента рядом с писателем находилась супруга Мерседес Барча и двое сыновей, Гонсало и Родриго.

В связи со смертью писателя власти Колумбии объявили в стране трехдневный траур.

Произведения Габриэля Гарсии Маркеса:

Романы:

Недобрый час (La mala hora) (1962)
Сто лет одиночества (Cien años de soledad) (1967)
Осень патриарха (El otoño del patriarca) (1975)
Любовь во время холеры (El amor en los tiempos del cólera) (1985)
Генерал в своём лабиринте (El general en su laberinto) (1989)
О любви и прочих бесах (Diatriba de amor contra un hombre sentado y Del amor y otros demonios) (1994)
Жить, чтобы рассказывать о жизни (Vivir para contarla) (2002).

Повести и рассказы:

Третье смирение (La tercera resignacion) (1947)
Другая сторона смерти (La otra costilla de la muerte) (1948)
Ева внутри своей кошки (Eva está dentro de su gato) (1948)
Тувалкаин куёт звезду (Tubal-Caín forja una estrella) (1948)
Огорчение для троих сомнамбул (Amargura para tres sonánbulos) (1949)
Диалог с зеркалом (Diálogo del espejo) (1949)
Женщина, которая приходила ровно в шесть (La mujer que llegaba a las seis) (1950)
Глаза голубой собаки (Ojos de perro azul) (1950)
Про то, как Натанаэль наносит визиты (De cómo Natanael hace una visita) (1950)
Набо - негритёнок, заставивший ждать ангелов (Nabo, el negro que hizo esperar a los ángeles) (1951)
Тот, кто ворошит эти розы (Alguien desordena estas rosas) (1952)
Ночь, когда хозяйничали выпи (La noche de los alcaravanes) (1953)
Мужчина приходит во время дождя (Un hombre viene bajo la lluvia) (1954)
Палая листва (La hojarasca) (1955)
Исабель смотрит на дождь в Макондо (Monólogo de Isabel viendo llover en Macondo) (1955)
День после субботы (Un día despues del sábado) (1955)
Полковнику никто не пишет (El coronel no tiene quien le escriba) (1957)
Море исчезающих времён (El mar del tiempo perdido) (1961)
Вдова Монтьель (La viuda de Montiel) (1961)
Искусственные розы (Rosas artificiales) (1961)
Похороны Великой Мамы (Los funerales de la Mama Grande) (1961)
У нас в городке воров нет (En este pueblo no hay ladrones) (1962)
Незабываемый день в жизни Бальтасара (La prodigiosa tarde de Baltazar) (1962)
Сиеста во вторник (La siesta del martes) (1962)
Один из этих дней (Un día de éstos) (1962)
Очень старый человек с огромными крыльями (Un señor muy viejo con unas alas enormes) (1968)
Блакаман Добрый, продавец чудес (Blacamán el bueno vendedor de milagros) (1968)
Самый красивый утопленник в мире (El ahogado más hermoso del mundo) (1968)
Последнее путешествие корабля-призрака (El último viaje del buque fantasma) (1968)
Рассказ не утонувшего в открытом море (Relato de un náufrago) (1970)
За любовью неизбежность смерти (Muerte constante más allá del amor) (1970)
Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и её бессердечной бабушке (La increíble y triste historia de la cándida Eréndira y de su abuela desalmada) (1972)
Хроника объявленной смерти (Cronica de una muerte anunciada) (1981)
Счастливое лето сеньоры Форбес (El verano feliz de la señora Forbes) (1982)
Следы твоей крови на снегу (El rastro de tu sangre en la nieve) (1982)
Мария дус Празериш (María dos Prazeres) (1992)
Счастливого пути, господин президент! (Bon Voyage, Mr President) (1992)
Трамонтана (Tramontana) (1992)
Августовские страхи (Espantos de agosto) (1992)
Святая (La Santa) (1992)
Свет - всё равно что вода (La luz es como el agua) (1992)
Самолёт спящей красавицы (El avión de la bella durmiente) (1992)
Я пришла только позвонить по телефону (Solo vine a hablar por teléfono) (1992)
Семнадцать отравленных англичан (Diecisiete ingleses envenenados) (1992)
Я нанимаюсь видеть сны (Me alquilo para soñar) (1992)
Сообщение о похищении (Noticia de un secuestro) (1996)
Вспоминая моих грустных шлюх (Memoria de mis putas tristes) (2004)

Документальные произведения:

Тайные приключения Мигеля Литтина в Чили (La aventura de Miguel Littín clandestino en Chile) (1986)
Жить, чтобы рассказывать о жизни (Vivir Para Contarla) (2002)

Киносценарии:

Juego Peligroso (1966)
El secuestro (1982)
El Rastro de tu Sangre en la Nieve: El Verano Feliz de la Señora Forbes (1982)
El olor de la guayaba (1982)
María de mi Corazón (1983)
Erendira (1983)
Tiempo de Morir (1985)
Diatriba de Amor para un Hombre Sentado (1987)
Fábula de la Bella Palomera (1988)
Edipo Alcalde (1996)


Есть истории, которые начинаются с похорон…

Если разные люди — Аурелиано, его дочь и внук — вспомнят, какую жизнь прожил умерший, то кем он окажется? Врагом или спасителем? Предателем или верным другом? Или просто — ангелом-хранителем, который оберегал всех живущих в этом городке?

Целых двадцать пять лет жизни — невероятно пустых и наполненных событиями…

Полковнику никто не пишет (1957)

В небольшом городке живёт ветеран, герой Тысячедневной войны. После гибели своего единственного сына, он влачит жалкое существование.

И единственный шанс на достойную жизнь — это пенсия, что положена ему по закону, как ветерану. Но заветное письмо с приказом о её назначении всё нет и нет…

А тем временем подходит срок действия закладной на дом…

Проклятое время (1962)

В этом городе прошлое правит настоящим: здесь чудеса столь привычны, как ежедневные ссоры между супругами.

Здесь каждый день случается так много событий, что все они вынуждены повторяться вновь и вновь. И уже никто не верит, что может быть иначе.

Но однажды на стенах этого города начинают появляться надписи, в которых рассказывается обо всех грехах, пороках и низменных страстях горожан.

Если тайное наконец-то стало явным, возможно, время запуститься вновь?..

Сто лет одиночества (1967)

Одна из величайших книг прошлого века.

Поэтичная и странная история городка, который затерялся в джунглях — от дня сотворения его и до упадка.

История семейства Буэндиа тесно вплелась в жизнь городка, наполняя его немыслимыми чудесами, которые, впрочем, быстро становятся повседневными, а потому незаметными и тихими.

Невероятные страсти и невероятные события, которые стали своеобразным «магическим зеркалом», сквозь которое можно разглядеть настоящую историю Латинской Америки…

Рассказ человека, оказавшегося за бортом корабля (1970)

Море. Энергия и мощь, которая способна разрушить всё на свете и подчинить своей воле. По сравнению с морской стихией человек — букашка. Тайны моря вряд ли когда раскроются полностью…

И вот перед Вами история человека, единственного выжившего после кораблекрушения. Он один в открытом море. И он пытается победить силы самой природы.

Голод, отчаяние, одиночество, страх, помутнение разума… Суждено ли ему добраться до берега и остаться человеком?

Осень патриарха (1975)

Диктатор Сакариас так давно находится у власти, что не помнит, как её захватил. Он — и обыкновенный человек, и ожившая легенда, и марионетка и гениальный кукловод.

О его настоящей жизни ничего не известно, а в самом романе сплелись многочисленные слухи и истории о его жизни.

Сакариас олицетворяет абсолютную власть и совершенное одиночество…

Он жаждет и боится смерти. Но… придёт ли она к нему, живому воплощению мифов?

Хроника объявленной смерти (1981)

Мать Сантьяго Назара умела толковать необычные сновидения, но сейчас она почему-то предпочла не заметить дурных предзнаменований.

Её сын умер сегодня. А неделю тому назад он видел себя летящим в самолёте над миндальной рощей. И был абсолютно счастлив…

Этой смерти никто не хотел, даже сами убийцы. Но ход событий невозможно повернуть вспять…

Любовь во время чумы (1985)

Любовь, которая побеждает всё: пространство, время, невзгоды и даже несовершенства человеческих душ.

История о смуглой красавице Фермине, её друге детства Фьорентино и её муже, докторе Хувеналя Урбино.

Она предпочла пылкой юношеской любви брак с учёным-мечтателем, который ищет способ спасения от чумы.

Но Фьорентино верит, любит и ждёт. И сила его любви лишь крепнет с годами…

Опасные приключения Мигеля Литтина в Чили (1986)

1985 год. Режиссёр Мигель Литтин, который был выслан из страны 12 лет тому назад, нелегально вернулся в Чили, чтобы скрытой камерой снять фильм о родине.

Военная диктатура и народ… Во что превратилась страна? О чём думают и мечтают простые чилийцы? Может ли сопротивляться народ кровавому режиму?

Взгляните на Чили глазами бесстрашного Мигеля Литтина!

Генерал в своем лабиринте (1989)

За два века отважный генерал Симон Боливар успел стать практически мифическим персонажем.

На его счету — сотни заслуг, и одна внушительнее другой: он умело командовал тысячами солдат, преодолевал без устали непроходимые дороги и любил сотни женщин…

Только в этой книге речь пойдёт не о победах генерала, а о его последних днях. Это роман о медленном угасании великого полководца в окружении офицеров, слуг и покинутых женщин…

О любви и прочих бесах (1994)

Марию Анхелу, юную маркизу, на рынке кусает бродячая собака, которая, как убеждены многие в этом городе, болеет бешенством. И теперь малышку от несуществующей хвори лечат все кому не лень: лекари, шарлатаны, пекари…

А вскоре все решили, что Мария Анхела одержима бесами и её следует отправить в монастырь.

Спасать невинную душу взялся молодой священник Каэтано…

История похищения (1996)

Драма, разыгравшаяся в Колумбии.

90-е годы прошлого века. Правительство страны, которое всеми силами пыталось бороться с наркомафией, арестовало верхушку одного из картелей. Теперь членам банды грозит экстрадиция в США и суровое наказание.

Наркобароны во главе с Пабло Эскобаром делают ответный ход: организовывают похищение девяти журналистов, чьи имена известны каждому жителю Колумбии.

Правительство отказывается идти на сделку с наркомафией и теперь каждый день для заложников может стать последним…

Жить, чтобы рассказывать о жизни (2002)

Перед Вами — одно из последних произведений Габриэля Маркеса. Пронзительные и откровенные воспоминания о прожитой жизни, пропитанные светлой грустью…

Но стоит помнить, что Великий Мастер всегда причудливо сплетал реальное с вымышленным.

Истинная магия реализма.

Вспоминая моих несчастных шлюшек (2004)

Эль Сабио — журналист-легенда. Он всю свою жизнь посвятил любимой газете и всегда был одинок. Мужчина, который не желает связывать себя узами брака или просто серьёзными отношениями, находит удовольствие в борделе.

В день своего девяностолетия Эль Сабио решил исполнить своё самое безумное желание — провести ночь в объятиях совсем юной девушки. Мечта… Одновременно порочная и печальная.

Но стоило ему увидеть ЕЁ, как все грязные мысли покинули его голову. Он впервые по-настоящему влюбился…

Габриэль Гарсиа Маркес (полное имя - Габриэль Хосе де ла Конкордиа «Габо» Гарсиа Маркес / Gabriel José de la Concordia «Gabo» García Márquez) - латиноамериканский (колумбийский) романист, прозаик, журналист. Лауреат Нобелевской премии 1982 в области литературы.

Родился 6 марта 1928 в прибрежном городке Аракатака. Уехав в другой город, родители оставили старшего сына на воспитание родителей жены. В их доме Маркес слышал множество рассказов бабушки и деда - отставного полковника, участника гражданской войны 1899-1903. Истории, как и в целом атмосфера дома, погруженного в мистические грезы о прошлом и настоящем, оказали большое влияние на творчество писателя.

С 1936 Маркес учился в интернате г. Зикапира возле Боготы. В 1940-1942 - в Барранкилье в иезуитской школе Сан-Хосе, где писал заметки для школьной стенгазеты. С 1943 продолжал учебу в национальном колледже Зикапиры, увлекался поэзией.

В 1947 поступил на юридический факультет Колумбийского Национального университета в Боготе. В этом же году в боготской газете «El Espectador» («Наблюдатель») была опубликована его первая повесть Третий отказ (La tercera resignacion), написанная под влиянием Кафки; в этом же издании в течение шести лет печатались отдельные рассказы Маркеса.

Чтобы переждать начавшиеся в Колумбии гражданские столкновения, переехал в 1948 в Картахену-де-лас-Индиас, где продолжил юридическое образование и работал в газете «Универсаль». В 1950 едет в Барранкилью, становится репортером «El Heraldo» - ведет рубрики «Жираф» и заведует редакцией еженедельника «Кроника». К этому времени относятся первые заметки к роману «Дом» - прообразу романа «Сто лет одиночества».

Карьеру журналиста продолжил в качестве репортера «El Espectador» в Боготе, куда переехал в 1954. В 1955 в этой газете были напечатаны 14 его очерков «Правда о моих приключениях, основанных на рассказах спасшегося военного моряка». Поскольку в них вскрывались факты перевозки контрабанды колумбийскими военными кораблями, публикация вызвала скандал, впоследствии ставший одной из причин закрытия газеты в 1956, когда к власти пришел правый диктатор Рохас Пинилья.

В 1955 в Боготе на средства друзей вышла повесть «Палая листва» (La hojarasca), в которой он впервые заявил о себе как о серьезном прозаике. «Палой листвой» в его родном городке называли людей, кочующих в поисках заработка и места под солнцем. Впервые упоминается городок Макондо, где впоследствии будут разворачиваться события, описанные в его романах и повестях. В повести отчетливо звучит тема одиночества - одна из центральных в творчестве Маркеса.

С 1955 находился в Европе в качестве корреспондента «El Espectador», совершил множество поездок, занимался на режиссерских курсах Экспериментального кинематографического центра в Риме. В Париже узнал о перевороте на родине и закрытии «El Espectador». Оставаясь в Париже и продолжая работать в нескольких газетах, погружается в творческие поиски. 11 раз переписывает повесть «Полковнику никто не пишет», добиваясь максимальной художественной выразительности - к 1957 работа была завершена.

В 1957 Маркес уезжает в Венесуэлу в Каракас, где в это время была свергнута диктатура Переса Хименеса, работает в журнале «Моменто», посещает Московский Всемирный фестиваль молодежи и студентов в качестве корреспондента. В 1958 женится на Мерседес Барча - впоследствии у них родилось двое сыновей. В этом же году повесть «Полковнику никто не пишет» была напечатана в малоизвестном мексиканском журнале «Мито». В 1959 Маркес стал корреспондентом кубинского правительственного агентства новостей «Пренса Латина» - много разъезжает, работает в Боготе, на Кубе, в США.

Наибольшую известность и коммерческий успех Маркесу принес роман «Сто лет одиночества» (Cien anos de soledad, 1967), опубликованный впервые в Буэнос-Айресе. Окончательно замысел романа сложился в январе 1965. После чего писатель на 18 месяцев заперся в кабинете, продав машину и переложив все заботы по обеспечению семьи на жену. Описывая эксцентрические события из жизни шести поколений Буандиа, автор показывает, как из жизнерадостных первооткрывателей они превращаются в выродившихся невротиков, из последних сил влачащих на земле свое существование. В истории рода Буандиа усматривают аналогию с расцветом, развитием и кризисом индивидуализма, лежащего в основе современной культуры. Одиночество, о котором так часто идет речь в произведениях Маркеса, и есть тот финал, который ожидает человека на этом пути. После смерти последнего Буандиа поднявшийся ураган сметает с лица земли изъеденный термитами, трухлявый Макондо с остатками его жителей.

Роман вызвал, по словам перуанского поэта Варгаса Льосы, «литературное землетрясение» - первые тиражи расходились за считанные недели. Его почти сразу перевели на основные европейские языки (на русский в 1970), он был признан шедевром латиноамериканской прозы, положившим начало направлению под названием «магический реализм».

Основные черты направления - точная, «реалистическая» детализация в описании эксцентрических характеров и сверхъестественных событий. Маркес признавался, что решился «разрушить демаркационную линию между тем, что казалось реальным, и тем, что казалось фантастическим, ибо в мире, который я стремился воплотить, этого барьера не существовало». Для его героев «христианская мораль», «республиканские традиции», «валютный голод», «общественный прогресс» суть такие же порождения современного магического сознания, как вера в духов, колдунов и порчу у их предков. Роман был награжден многочисленными премиями, писатель стал почетным доктором Колумбийского университета в Нью-Йорке и переехал в Барселону.

В 1974 Маркес основал в Боготе левую газету «Альтернатива» и с 1975 по 1981, пока у власти находился чилийский диктатор Пиночет, занимался политической журналистикой.

В 1982 Маркес становится лауреатом Нобелевской премии по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». «В произведениях Гарсиа Маркеса народная культура… испанское барокко… влияние европейского сюрреализма и других модернистских течений представляют утонченную и жизнеутверждающую смесь. …Гарсиа Маркес не скрывает своих политических симпатий, он стоит на стороне слабых и обездоленных, против угнетения и экономической эксплуатации» (из речи представителя Шведской Академии Ларса Йюлленстена).

В ответной речи Маркес подчеркнул, что писатель несет ответственность за «создание утопии, где никто не сможет решать за других, как им умирать, где любовь будет подлинной, а счастье - возможным, и где народы, обреченные на сто лет одиночества, обретут в конце концов право на жизнь».

В 2002 вышел 1-й том мемуаров «Жить, чтобы рассказывать об этом» (Vivir Para Contarla), в 2004 - роман «Воспоминания о моих грустных подругах» (Memoriade misputas tristes). В 2004 писатель, ранее отказывавшийся сотрудничать с Голливудом, продал право на экранизацию своей книги «Любовь во время холеры».

Многие критики отмечают влияние на творчество Гарсиа Маркеса писателей Франца Кафки, Джона Дос Пассоса, Вирджинии Вульф, Альбера Камю, Эрнеста Хемингуэя и особенно Уильяма Фолкнера: «сказочный мир Макондо - это во многом графство Йокнапатофа, перенесенное в колумбийские джунгли» (Салман Рушди). Маркес виртуозно преломляет их приемы и художественный опыт в собственном творчестве, в котором отчетливо проступают экзистенциальные мотивы - одиночество, переживаемое как «заброшенность в мир», стремление противостоять ему, сохраняя чувство собственного достоинства или погрузившись в магию повседневности.

В произведениях Маркеса - «этих фантастических созданиях магии, метафоры и мифа» (по словам американского критика У. Макферсона), отразились основные конфликты нашего времени и напряженный поиск возможных способов их разрешения.

Габриэль Гарсиа Маркес – колумбийский писатель, представитель направления «магический реализм» в литературе.

Габриэль Гарсиа Маркес появился на свет в 06.03.1927 г. в городе Аракатака, в Колумбии. Вскоре после рождения ребенка отец Маркеса получил должность фармацевта и переехал с супругой в Барранкилью (город на севере Колумбии), оставив маленького «Габито» в Аракатаке на воспитание дедушке и бабушке.

Зимой 1936 года отец забрал Габриэля и его брата в Синсе, а несколько месяцев спустя семья перебралась в Сукре, где отец будущего писателя открыл аптеку. Однако воспитание деда и бабки сильно повлияло на жизнь и мировоззрение Гарсиа Маркеса.

Его дед, Николас Рикардо Маркес Мехия, которого мальчик назвал «Папалело», был ветераном Тысячедневной войны и героем колумбийских либералов. Николас, которого Габриэль называл своей «пуповиной, связывающей его с историей и реальностью», был превосходным рассказчиком. Дед часто говорил своему маленькому внуку: «Ты и представить не можешь, сколько весит мертвый человек», напоминая о том, что нет больше бремени, нежели убийство человека. Эти мысли Гарсиа Маркес позже интегрировал в свои произведения.


Бабушка мальчика, Донья Транквилина Игуаран Котес, также сыграла огромную роль в становлении характера ребенка. Габриэль был вдохновлен тем, как она «относилась к необычному как к чему-то совершенно естественному». В их доме часто звучали рассказы о призраках и предзнаменованиях, которые полковник старательно игнорировал. Габриэлю нравилась, что даже самые фантастичные или невероятные истории его бабка выдавала так, будто они являлись неопровержимой правдой. Этот «невозмутимый стиль» проявился позже в некоторых известных произведениях писателя.

В школе Гарсиа Маркес был робким ребенком, увлекающийся написанием юмористических стихов и рисованием комиксов. Серьезного молчаливого ребенка, которого не интересовали игры и спорт, одноклассники прозвали «El Viejo» («Старик»).


В годы учебы в колледже в Сан-Хосе Гарсиа Маркес опубликовал свои первые стихи в школьном журнале. Позже благодаря предоставленной правительством стипендии Габриэль был отправлен на учебу в иезуитсикий колледж в Сипакире, городке недалеко от Боготы, где юноша значительно преуспел в различных видах спорта, став капитаном команды Liceo Nacional Zipaquirá в трех дисциплинах: футбол, бейсбол и беге.

После его окончания школы в 1947 году Гарсиа Маркес стал студентом Национального университета Колумбии – выбор юридического факультета был сделан в угоду отцу. Однако Габриэль продолжал грезить о писательстве, желая создавать произведения, похожие по стилю на рассказы его деда.


Когда после вооруженного восстания «Боготасо» университет закрыли, Габриэля перевели в Университет Картахены, где юноша начал работать репортером местной газеты. В 1950 году Гарсиа Маркес решил полностью сосредоточиться на журналистике, перебравшись обратно в Барранкилью и устроившись обозревателем и репортера в газету «El Heraldo».

Литература

Жизнь и новые знакомства в Барранкилье стали богатейшим источником познаний в литературе мирового уровня. Именно здесь у Гарсиа Маркеса сформировался особый взгляд на культуру стран Карибского бассейна.

В 1955 году была опубликована первая повесть Гарсиа Маркеса «Палая листва» о старом полковнике – на поиски издателя писателю потребовалось 7 лет. Однажды колумбиец отметил, что из всего написанного с 1973 года «Палая листва» была его самым любимым произведением, потому как оно было «самым спонтанным и искренним».

Шесть лет спустя вышла вторая повесть писателя «Полковнику никто не пишет» о 75-летнем полковнике в отставке, ветеране Тысячедневной войны. Реалистический текст повести был отмечен влиянием .

В этих двух повестях, а также некоторых более поздних работах Гарсиа Маркеса можно найти отсылки к «Ла Виоленсии», жестокой гражданской войне между Либеральной и Консервативной партий Колумбии в 1950-х годах. Персонажи повестей переживают различные несправедливые ситуации, такие как комендантский час, подпольные газеты и цензура в прессе. Есть подобные отсылки и в первом романе «Недобрый час» (1962 г.), однако писатель решил не использовать свое произведение в качестве платформы для политической пропаганды.


Если первые произведения Гарсиа Маркеса были написаны в жанре «реализм», то впоследствии писатель экспериментировать с менее традиционными направлениями. Так, стиль романа «Сто лет одиночества» (1967), который принес Габриэлю мировую славу, окрестили «магическим реализмом», а самым ярким примером явления стал фрагмент о том, как красивую женщину, развешивающую белье на веревке, внезапно подхватывает и уносит ветер.

В 1972 году Гарсиа Маркес ознакомил публику с его ранними работами, опубликовав сборник «Глаза голубой собаки» - в него вошли ранние рассказы, созданные между 1947 и 1955 годами и впервые напечатанные на полосах местных газет. В небольших рассказах Гарсиа Маркес, еще не до конца определившийся со стилем, смело позволил себе экспериментировать, но неизменно оставался виртуозом своего дела.


В конце 60-х годов Гарсиа Маркес, вдохновленный бегством диктатора Венесуэлы Маркоса Переса Хименеса, начал писать диктаторский роман «Осень патриарха». Работа над книгой продолжалась более 7 лет, вплоть до 1975 года, когда роман, наконец, был опубликован. Согласно Гарсиа Маркесу, этот роман является «стихотворением об одиночестве власти». Сюжет книги развивается через серию анекдотов о деятельности и жизни политика, которые появляются не в хронологическом порядке.

8 декабря 1982 года Гарсиа Маркес был награжден премией по литературе «за произведения, в которых фантастическое и реалистичное сочетается в богатом воображаемом мире, отражающем конфликты и жизнь на континенте». Выступление писателя было озаглавлено как «Одиночество Латинской Америки». Гарсиа Маркес стал первым колумбийцем и четвертым латиноамериканцем, награжденным Нобелевской премией по литературе.


В 1985 году Гарсиа Маркес выпустил очередную книгу, ставшую бестселлером – «Любовь во время чумы». Роман исследует любовь в бесчисленных формах, «идеальных» и «развратных». В основу книги легла трагикомическая история отношений родителей писателя, Луизы и Габриэля. Отец девушки, тот самый дед-половник, не одобрил выбор Луизы – ее кавалер слыл известным бабником. Габриэлю-старшему потребовалось написать сотни любовных стихов и писем, прежде чем родители Луизы разрешили молодым пожениться.

Четыре года спустя биография Гарсиа Маркеса пополнилась романом «Генерал в своем лабиринте». Жанр произведения трудно классифицировать - мнения критиков на этот счет расходятся. Был даже предложен термин «новый исторический роман» – жанр, совмещающий в себе латиноамериканский бум, пост-бум и постмодернизм.

Помимо литературы, Гарсиа Маркес был вовлечен в мире кино. Он написал сценарии к более 25 фильмам и сериалам, а на основе его произведений было снято 17 фильмов.


В 2000 году в газете «La Republica» в Перу было опубликовано стихотворение «La Marioneta» мексиканского чревовещателя Джонни Уэльша. По неким причинам, авторство стиха приписали Гарсиа Маркесу. Стали быстро распространяться слухи, что душещипательные строки – это прощальное письмо тяжелобольного писателя. Два дня стихотворение активно декламировали в эфире радиостанций, текст быстро распространялся по интернету, однако довольно скоро выяснилось, что никакого отношения к публикации Гарсиа Маркес не имеет.

Последним произведением в карьере колумбийца стала повесть «Вспоминая моих грустных шлюх», вышедшая в 2004 году на испанском языке. Книга стала первым художественным сочинением писателя после длительного перерыва. В 2011 году книга была экранизирована датским режиссером Хеннингом Карлсеном.

Личная жизнь

Гарсиа Маркес встретился с будущей супругой Мерседес Барча, когда та была еще школьницей. Чтобы заключить брак, молодым пришлось дожидаться ее совершеннолетия. Влюбленные поженились в 1958 году и переехали в Каракас. На следующий год родился их первый сын Родриго Гарсиа, который стал теле- и кинорежиссером.


В 1961 году чета путешествовала по южной части США и в конечном итоге обосновалась в Мехико. Писатель всегда мечтал увидеть юг Штатов, потому как ему импонировали «южные» романы Уильяма Фолкнера.

Через три года у Габриэля родился второй сын, Гонсало, который сейчас работает дизайнером в Мехико.

Смерть

В 1999 году у писателя была диагностирована лимфома. Гарсиа Маркес прошел курс химиотерапии в лос-анджелесской клинике и вошел в состояние ремиссии. Это событие побудило колумбийца начать писать мемуары:

«Я свел общение с друзьями до минимума, отключил телефон, отменил предстоящие путешествия и всевозможные планы», - рассказал он в интервью газете «El Tiempo».

В 2012 году брат писателя, Хайме, объявил, что . Два года спустя, весной, Габриэль был госпитализирован с сильным обезвоживанием – у него нашли инфекцию в мочевом тракте и легких. 17 апреля 2014 года 87-летний .


Тело писателя было кремировано во время семейной церемонии в Мехико. 22 апреля главы Колумбии и Мексики посетили официальную церемонию. Похоронный кортеж с урной с пеплом писателя двинулся от дома, где Гарсиа Маркес прожил более 30 лет, ко Дворцу изящных искусств (Паласио де Беллас Артес). Жители родного города писателя, Аракатаки, также провели символические похороны.

Цитаты

  • "Если вы встретите свою настоящую любовь, то она от вас никуда не денется - ни через неделю, ни через месяц, ни через год".
  • "Это большая удача в жизни - найти такого человека, чтобы было приятно смотреть, интересно слушать, увлеченно рассказывать, не тягостно молчать, искренне смеяться, восторженно вспоминать и с нетерпением ждать следующей встречи."
  • "Лучше прийти не вовремя, чем ждать приглашений"
  • "Умей ценить того кто без тебя не может, и не гонись за тем кто счастлив без тебя!"
  • "Худший способ скучать по человеку - это быть с ним и понимать, что он никогда не будет твоим."
  • "Весь мир хочет жить в горах, не понимая, что настоящее счастье в том, как мы поднимаемся в гору."